Управленческие отношения в организации: понятие и типология. Отношения в организации. Проблемы межличностных отношений в организациях

Основные понятия

Власть как свойство личности и как межличностное отношение. Основные подходы к изучению власти. Этапы формирования отношений власти. Определение оснований власти: власть принуждения, власть связей, власть эксперта, референтная власть, нормативная власть, информационная власть, власть вознаграждения, власть через участие. Власть как свойство социальной системы. Власть как необходимое условие выживания организации. Сущность власти с точки зрения системного подхода. Источники власти в организации. Делегирование власти. Проблема потери власти.

План лекции:

1. Власть как свойство личности и как межличностное отношение

2. Власть как свойство социальной системы

1. Власть как свойство личности и как межличностное отношение

Процессы управления в организации невозможны, если у руководителей отсутствуют прерогативы власти, или властные полномочия. Только используя властные полномочия руководителя, можно скоординировать действия работников, имеющих разные цели, потребности и интересы, осуществлять контроль за поведением, который необходим для организации, но далеко не всегда понимается и принимается рядовыми работниками.

Изучение властных отношений сталкивается со значительными трудностями, которые обусловлены в первую очередь различной трактовкой сущности власти. Дополнительную сложность придает то, что основные положения подходов к определению сущности власти справедливы и теснейшим образом связаны между собой, однако часто несовместимы при решении практических задач использования власти. Данное противоречие отразилось в существовании трех основных подходов к определению сущности власти.

Основные подходы к определению сущности власти:

1) признание власти как неотъемлемого, имманентного личностного атрибута, существование которого обусловлено особенностями внутренней структуры личности;

2) трактовка власти как специфического типа межличностных отношений;

3) признание власти только как свойства социальной системы, когда она рассматривается как необходимый атрибут структуры организации, представляемой в виде социальной системы.

Власть как свойство личности. Корни этой достаточно распространенной концепции лежат в классическом учении 3. Фрейда, в соответствии с которым основания власти определяются особенностями подсознания человека, вернее, взаимодействиями активного сознания (Я или Эго), бессознательного (Ид) и культурного влияния на человеческое Я (супер-Эго).

Основу данного психологического подхода к пониманию власти составляет признание наличия у индивидов мотиваций универсально-гедонистского толка. Стремление к удовольствию заставляет его с неизбежностью идти на уступки другим людям для удовлетворения своих потребностей и желаний. Само существование у личности такого стремления приводит к подчинению одних людей другим. Отношения власти - подчинения возникают из-за наличия у людей разного количества внутренней энергии и различий в садомазохистских ориентациях. В результате в группе или обществе происходит разделение на тех, кто обладает властью, стремится к ее завоеванию любым путем, и тех, кто вынужден и готов подчиняться этой власти.

Власть как специфический тип межличностных отношений. Подход к пониманию власти как специфического типа человеческих взаимоотношений базируется на том, что исследователи концентрируют внимание на взаимодействующих личностях, составляющих специфические отношения (например, руководитель и подчиненные), когда одни из них не могут принимать решения и совершать значимые для организации действия без вмешательства других. Наиболее характерно для данного подхода определение власти, данное американским исследователем отношений власти Р. Далем, который считает, что власть - это такие отношения между социаль­ными единицами, когда поведение одной или более единиц (ответственные единицы) зависит при некоторых обстоятельствах от поведе­ния других единиц (контролируемые единицы).

Более подробное и в большей степени пригодное для практической деятельности определение предложили американские социологи Г. Лассуэлл и А. Кэплэн: Власть есть участие в принятии решений. Согласно этому подходу, бессмысленно говорить, что данная личность имеет власть, если не указать, над кем он или она властвует.

Этапы формирования отношений власти. Для понимания действия власти с точки зрения межличностных отношений представим систему, в которую входят по крайней мере два индивида А и В. На первом этапе формирования отношений власти субъект А (индивид, применяющий власть) проявляет активное отношение к власти. При этом у А возникает мотив власти либо в силу достижения им определенного статуса (например, должности руководителя), когда ролевые требования нацелены на изменение поведения подчиненных, либо в силу того, что мотив власти является внутренним мотивом личности, когда индивид изначально независимо от статуса нацелен на доминирование над другими личностями; последний мотив наиболее сильный.

Для возникновения отношений власти должен существовать другой индивид В, у которого возникает мотив подчинения, обусловленный рядом причин. Самой важной из них следует считать потребность, которую может удовлетворить только определенный социальный объект А (т.е. должно существовать отношение зависимости В от А). Кроме того, как и мотив власти, мотив подчинения может быть внутренним мотивом человека, который чувствует себя некомфортно, если ему приходится самостоятельно принимать важные решения. В любом случае у индивида В есть «слабое место», благодаря наличию которого А может навязать ему контроль за поведением.

На втором этапе формирования межличностных отношений власти между индивидами А и В возникает обмен ценностями. Так, индивид А может передать В материальные ценности, а индивид В предоставить А нужную ему информацию. Чтобы произошел обмен, индивид А должен подключить к системе отношений с В дополнительные ресурсы. Это самый важный момент в процессе формирования отношений власти. Действительно, несмотря на силу своего мотива власти, индивид А не сможет добиться от В изменения поведения, если у него не будет необходимого количества ресурсов (физической силы, личного обаяния, денег, должности, информации, связей, престижа, влияния и т.д.). Вследствие введения в систему ресурсов со стороны А обмен между А и В становится неравным, асимметричным.

Третий этап - В идет на уступки, т.е. поведение В изменяется в сторону, выгодную для А. При этом А может (при наличии ресурсов) совершать действия, направленные на продолжение асимметричного обмена, и добиваться дальнейших уступок со стороны В. Такие ситуации постоянно возникают между людьми в ходе неформальных отношений, а также в организациях.

Дифференцированный подход к использованию власти руководителями организаций приводит к вопросу о том, какие ресурсы власти наиболее эффективны в различных ситуациях.

Типология властных отношений:

1. Власть принуждения . Она основана на ожидании какого-либо наказания за нежелательное поведение со стороны управляющего субъекта: физического воздействия, ограничения свободы передвижения или действий в некотором социальном пространстве, блокирования удовлетворения той или иной потребности. Крайние случаи власти принуждения - применение непосредственного физического воздействия. В организациях такая власть осуществляется в виде соглашения между руководителями и подчиненными, нарушение которого со стороны подчиненных грозит штрафами, выговорами, увольнениями и другими подобными санкциями.

2. Власть связей основана на связях применяющего власть субъекта влиятельным или обладающим крупными ресурсами власти лицом, через которое управляющий субъект может повлиять на поведение объекта применения власти В.

3. Власть эксперта . Ресурсом власти, позволяющим субъекту А изменять в нужную ему сторону поведение объекта власти В, является совокупность знаний, навыков, интуиции и умений, которые В приписывает А. В считает А экспертом в некоторой области (знает где, куда и как) и в силу этого подчиняется ему только в пределах этой области, с которой связаны его потребности и интересы, требующие компетентности А.

4. Референтная власть (или харизма). Здесь сила власти зависит от желания объекта воздействия власти В быть похожим или поступать так же, как субъект власти А - носитель харизмы - власти, построенной на силе личностных качеств и способностей лидера. Идентифицируя себя с А, В будет восхищаться им, стремиться походить на него, поэтому В будет выполнять многие желания и указания А.

5. Нормативная власть задействует непосредственно механизм воздействия нормативных культурных образцов на поведение индивидов. Власть в данном случае основана на внутреннем принятии определенных норм, согласно которым А имеет право контролировать соблюдение определенных правил поведения и в случае необходимости настаивать на их выполнении.

6. Информационная власть основана на том, что А владеет информацией, представляющейся достаточно ценной объекту властного воздействия В. Поскольку В нуждается в этой информации, хочет быть «в курсе», то за передачу этой информации А может требовать уступок в поведении В.

7. Власть вознаграждения сводится к воздействию через ожидание В того, в какой мере А в состоянии удовлетворить один из его (В) мотивов, и насколько А поставит это удовлетворение в зависимость от желательного для него поведения В. А должен иметь ресурсы для удовлетворения какого-либо мотива В и знать силу воздействия на этот мотив с целью его удовлетворения. А должен заставить В поступать определенным образом, играя на удовлетворении этого мотива.

8. Власть через участие (привлечение) подчиненных к процессам управления. Здесь А не навязывает свою волю В, а просто предлагает В принять участие в формулировании целей организации или ее под­разделений, а затем в ее реализации (эти цели должны быть выгодны А). В дальнейшем В начинает следовать этим целям, так как считает их в какой-то степени своими собственными и чувствует себя обязанным по отношению к тем, с кем разрабатывал цели в одной команде.

Основной вклад при рассмотрении данной проблемы внесли, такие ученые как Вересов Н.Н., Карпов А.В., Мещерякова Е.В., Ревская Н.Е., Урбанович А.А. Ниже, будут рассмотрены основные направления в их работах.

В своем реальном функционировании система управления предстает в качестве совокупности многообразных действий, выполняемых большим или меньшим количеством людей, объединенных общими интересами и единой целью. Управление возникает и осуществляется только тогда и там, когда и где несколько или множество людей осуществляют совместные действия для достижения определенной цели, будь это строительство дома, обучение студентов в вузе, участие футбольной команды в чемпионате. Но почти каждое человеческое действие есть не только определенная операция по отношению к определенной вещи: к строительным материалам, учебным пособиям, но и определенный поступок по отношению к определенному человеку (помощь, поддержка или, напротив, соперничество). В любом действии, связующем тем или иным образом людей, в том числе и в процессах управления, возникают вполне определенные отношения каждого человека со своими коллегами - отношения сотрудничества или соперничества, симпатии или антипатии, доминирования или подчинения. Совокупность связей между людьми, возникающих в процессе их взаимодействия, и составляет то, что называют межличностными отношениями. Но такие связи приобретают устойчивый и длительный характер тогда, когда они обусловлены коренными жизненными интересами не только отдельных личностей, но и экономическими, политическими, культурными и иными интересами определенных социальных групп и общностей, объединяющих людей общими целями и действиями по их достижению, в том числе и управленческими. Совокупность таких именно связей и взаимодействий и выступает как существующие в данном обществе на определенной ступени его исторического развития социальные отношения.

Социальные отношения - это отношения между социальными группами или их членами.

Вересов Н.Н утверждает о том, что социальные отношения в обществе характеризуются очень большим разнообразием, поэтому большое значение приобретает типологизация, т.е. дифференциация их по типам. Такая типологизация может производиться по различным основаниям:

  • 1) по субъекту (или носителю):
    • · индивидуальные (личностные);
    • · межличностные;
    • · внутригрупповые;
    • · межгрупповые;
    • · международные (межкоропоративные) отношения.
  • 2) по объекту:
    • · экономические;
    • · политические (в рамках систем и институтов);
    • · социально-культурные;
    • · религиозные (рамках церкви, мечети, синагоги);
    • · семейно-бытовые (в объекте - семья).
  • 3) по характеру взаимосвязей (модальности):
    • · отношения сотрудничества;
    • · взаимопомощь;
    • · соперничество;
    • · конфликты;
    • · субординация.
  • 4)По степени стандартизации и формализации:
    • · формальные и неформальные;
    • · официальные и неофициальные.

Социальные отношения в системе управления - это совокупность многообразных связей, возникающих между отдельными личностями, их группами, общностями, а также внутри последних в процессе выработки, принятия и осуществления управленческих решений, направленных на обеспечение устойчивости, динамизма и эффективности деятельности управляемого социального объекта.

В процессе функционирования системы управления в качестве приоритетных социальных отношений, выделяются:

  • · отношения зависимости;
  • · отношения власти;
  • · отношения господства;
  • · отношения подчинения.

Мещерякова Е.В. пишет о том, что в процессе функционирования системы управления возникают шесть основных типов социальных отношений. Наиболее распространенным типом взаимодействий между людьми в процессе управления являются служебные отношения, которые отличаются своей несимметричностью. Эта особенность проявляется в том, что в процессе функционирования системы управления складывается односторонняя зависимость подчиненного от начальника. Наиболее существенным признаком служебных отношений является полномочие решать, что и как должен делать подчиненный в рабочее время, и определять задания, которые подчиненный должен выполнять.

Функциональные отношения. От служебных отношений следует отличать функциональные отношения, сопряжения которых могут, но не должны перекрываться с сопряжениями служебных отношений. Функциональные отношения строятся таким образом, что функционально обусловливающий субъект отношений не решает, что должен делать функционально зависимый субъект. Роль функционально обусловливающего субъекта заключается скорее в совете, помощи, чем, в выдаче распоряжений. В рамках функциональной связи не действуют распоряжения. Примером здесь могут служить отношения между директором учреждения и юрисконсультом или советником. Директор посылает проект какого-либо договора или распоряжения на заключение, юрисконсульт обязан высказать свое мнение, а директор - ознакомиться с ним. Но согласится директор с заключением или нет - зависит только от него самого.

Технические отношения. В многоуровневых системах управления большое значение приобретает взаимозависимость в действиях и функциях членов коллектива. Каждый должен четко выполнять свои функции и добиваться столь же четкого выполнения другими сотрудниками их функций, иначе невозможно добиться всесторонне согласованной и эффективной деятельности. Именно в этом заключается третий вид отношений в системе управления - технических отношений.

Информационные отношения - это отношения, связанные с односторонними или взаимными процессами информирования обо всех состояниях объекта и об изменениях состояний, о которых информирующий знает, а информируемый должен знать, чтобы иметь возможность эффективно выполнять свои обязанности.

Специализированные отношения - вид отношений, связанный с разделением труда (распределением целей и действий по их достижению) в управлении многосторонней конфигурации деятельности данной системы - организации, фирмы, учреждения и т.п. Речь идет о связи управляющей подсистемы или ее отдельных звеньев со специализированными компонентами, звеньями, участками. Специализированные отношения могут принимать разную степень интенсивности. Некоторые участки, звенья управляемой подсистемы могут быть сильнее или слабее связаны с разделением труда как между собой, так и с управляющей подсистемой.

Иерархические отношения - это отношения между звеньями или ячейками системы, расположенными на различных ступеньках управленческой лестницы (управленческой вертикали), при которых каждый нижестоящий уровень управления подчиняется вышестоящему уровню управления.

Карпов А.В. утверждает, что в зависимости от характера взаимосвязи между руководителями и подчиненными социальные отношения в системе управления могут быть представлены в четырех основных разновидностях: бюрократические, патерналистские, фратерналистские и партнерские отношения.

Бюрократические отношения, базируются на административной иерархии. При наличии таких отношений за каждым работником жестко закреплены, его функциональные обязанности. Начальники принимают решения, а подчиненные обязаны их выполнять, строго следуя букве распоряжений. Контроль за деятельностью сотрудников и всей организации представляет собой отлаженную процедуру проверок. Ответственность за успех дела и возможные провалы несет соответствующий исполнитель. Контакты между начальниками и подчиненными носят в основном официальный (формальный) и деперсонифицированный характер, ограничены отношениями чисто служебного свойства.

При патернализме четко выражена иерархичность отношений, а права "хозяина", который обычно принимает единоличные решения, неоспоримы. От подчиненных требуется и ожидается лояльность по отношению к начальнику. "Хозяин" бдительно контролирует действия своих подчиненных, но при необходимости принимает на себя часть возложенных на них функций. Ответственность за успех дела или возможные провалы - общая. "Хозяин" строго поддерживает единство организации, но не путем формальной регламентации, а благодаря утверждению и постоянному сохранению своего личного влияния. Несмотря на строгую иерархию, взаимоотношениям придается личностный характер, выходящий за чисто служебные рамки.

В случае фратернализма иерархичность в отношениях старательно сглаживается и смягчается. Господствует стремление принимать решения коллегиально после их коллективного обсуждения. Тем самым руководитель в отношениях со своими подчиненными претендует, скорее, на роль "лидера", а не "начальника" или "хозяина". Подчиненным предоставляется достаточная самостоятельность, и в совместной деятельности предполагается взаимная помощь и поддержка как со стороны руководителя, так и рядовых работников. Любой успех рассматривается как общая заслуга всего коллектива, любой провал - как общая для всех членов коллектива беда. Отношения в такой организации носят подчеркнуто неформальный характер.

В случае партнерства иерархические отношения хотя и существуют, но ярко не выражены. Решения принимаются на основе обсуждения, где каждый вносит предложения в соответствии со своей квалификацией и сферой компетентности. Руководитель не приказывает, а координирует общие действия. За каждым сотрудником четко закреплены соответствующие функции, причем руководитель в них не вмешивается, а текущий контроль чаще всего не предусмотрен. Подчиненные должны понимать смысл принимаемых решений и выполнять их в процессе самостоятельной работы. Несмотря на коллегиальность принимаемых решений и действий, отношения между сотрудниками деперсонифицированы и переведены на служебно-контактную основу. Партнерство отличается демократизмом - самостоятельные индивиды объединяются для совместной деятельности по свободному контракту, а руководитель в качестве координатора распределяет задания и контролирует соблюдение оговоренных условий и обязанностей.

Выделенные четыре типа отношений в "чистом" виде встречаются редко, патернализм, в частности, нередко реализуется при наличии элементов фратернализма или бюрократизма. Всё, в конечном счете, зависит от состава участников совместного действия, характера, содержания и направленности той организации, в пределах которой люди вступают в социальные взаимодействия, а также от состава и личностных особенностей людей - руководителей, осуществляющих функции управления.

Ревская Н.Е. утверждает о том, что знание особенностей складывания и функционирования социальных отношений в системе управления помогает избегать типичных ошибок, возникающих в практике деятельности некоторых руководителей. Одной из наиболее распространенных в практике управления является ошибка излишней снисходительности, проявляющаяся в тенденции оценивать своих подчиненных выше реального уровня и качества их служебной деятельности, что, в конечном итоге, приводит к снижению их творческой активности и к самоуспокоенности, а это снижает эффективность деятельности организации. Существует и противоположность - ошибка излишней требовательности, доходящая до уровня жесткости и выражающаяся в тенденции занижено оценивать всех и вся.

Нередко в практике управления проявляется ошибка личной предрасположенности, при которой руководитель в отношении к подчиненному больше полагается на личное пристрастие, чем на саму по себе работу этого подчиненного. Ошибка нимба возникает под воздействием "эффекта ореола", когда в своем отношении к подчиненному начальник руководствуется в первую очередь общим впечатлением (хорошим или плохим), произведенным данным работником, а не результативностью его служебной деятельности. Ошибка по свежести впечатлений выражается в стремлении руководителя оценивать подчиненного и его работу только по событиям последнего времени вместо того, чтобы анализировать и оценивать её результативность за более длительный период времени.

Каждая из этих ошибок способна существенно ухудшить отношения руководителя с подчиненными, привести к возникновению противоречий и конфликтов, что может снизить эффективность деятельности данной организации, фирмы, предприятия; затруднить его продвижение к намеченной цели. Наоборот, знание этих ошибок, учёт особенностей отношений, складывающихся между работниками, а также между ними и их руководителем (руководителями), существенно расширяет возможности совершенствования системы управления, повышает её эффективность.

Урбанович А.А. среди социальных отношений выделяет отношения социальной зависимости, поскольку они в той или иной степени присутствуют во всех остальных отношениях. Социальная зависимость есть социальное отношение, при котором социальная система S 1 , (индивид, группа или социальный институт) не может совершить необходимые для нее социальные действия d 1 если социальная система S 2 не совершит действий d 2 . При этом система S 2 называется доминирующей, а система S 1 -- зависимой.

Социальная зависимость основывается также на различии статусов в группе, что характерно для организаций. Так, индивиды с низким статусом зависимы от индивидов или групп, которые имеют более высокий статус; подчиненные зависят от руководителя. Зависимость возникает из-за различий в обладании значимыми ценностями независимо от официального статуса. Так, руководитель может зависеть в денежном отношении от подчиненного, у которого он взял взаймы крупную сумму денег. Латентные, т.е. скрытые, зависимости играют важную роль в жизни организаций, коллективов, групп.

Властные отношения вызывают наибольший интерес среди исследователей социальной зависимости. Власть как способность одних контролировать действия других имеет определяющее значение в жизни человека и общества, однако до сих пор ученые не выработали единого мнения отом, как осуществляются властные отношения. Одни (М. Вебер) считают, что власть связана прежде всего с наличием способности контролировать действия других и преодолевать их сопротивление этому контролю. Другие (Т. Парсонс) исходят из того, что власть прежде всего должна быть узаконена, тогда личное положение руководителя заставляет других починяться ему, несмотря на личностные качества руководителя и подчиненных. Обе точки зрения имеют право на существование. Так, возникновение новой политической партии начинается с того, что появляется лидер, обладающий способностью объединить людей, создать организацию и начать руководить ею.

В случае если власть узаконена (легитимна), люди подчиняются ей как силе, сопротивляться которой бесполезно и небезопасно.

В обществе существуют и другие, не узаконенные аспекты проявления властной зависимости. Взаимодействие людей на личностном уровне нередко ведет к возникновению властных отношений, парадоксальных и не объяснимых с точки зрения здравого смысла. Человек по своей воле, не понукаемый никем, становится сторонником экзотических сект, иногда настоящим рабом своих страстей, которые заставляют его преступать закон, решаться на убийство или самоубийство.

Таким образом, в ряде сфер жизнедеятельности постоянно повторяющиеся взаимодействия постепенно приобретают устойчивый, упорядоченный, предсказуемый характер. В процессе такого упорядочивания формируются особые связи, называемые социальными отношениями. Социальные отношении -- это устойчивые связи, возникающие между социальными группами и внутри них в процессе материальной (экономической) и духовной (правовой, культурной) деятельности.


Официальные отношения между работниками организации устанавливаются на стадии формирования организационной структуры, при этом они определяются сферой компетенции каждого специалиста, объемом власти и ответственности.
Таким образом, официальные взаимоотношения определяют три главных условия"
S ответственность,
S власть,
S подотчетность.
I
I Ответственность - это обязательство работника выполнять предписанную работу и отвечать за удовлетворитель- I ное разрешение поставленных задач.
Ответственность может быть общей и функциональной. Общая ответственность за создание необходимых условий работы возлагается на руководителя, а функциональная ответственность за конкретный результат - на исполнителя.
Ответственность определяется занимаемой должностью и связанными с ней взаимоотношениями, она может быть явной (прямой), неявной (косвенной) и делегированной.
Явная (прямая) ответственность возлагается в соответствии с приказом о приеме на работу на определенную должность и функционально-должностной инструкцией (ФДИ).
Неявная (косвенная) ответственность выступает в качестве фактора профессионального роста. Она распределяется пер" сонально с учетом индивидуальности в соответствии с именной ФДИ. Этот вид ответственности имеет большое значение для карьерного роста специалистов.
Делегированная ответственность, как правило, - это переданная работнику его непосредственным руководителем ответственность за выполнение конкретных заданий.
Помимо ответственности, делегированными моїут быть власть и полномочия
I
Власть - это реальная возможность влиять на поведение других людей.
Минимально выделяют 7 каналов власти: принуждение - проявляется в побуждении людей к деятельности вопреки их желанию путем замечаний, перевода на нижеоплачиваемую работу и т.п.;
- влияние - подчиненные ощущают, общаясь со своим непосредственным руководителем; компетенция - характерна для хорошо подготовленных профессиональных руководителей; информация - проявляется в ее «дозировании»; должностное положение - зависит от уровня иерархии: чем выше должностная позиция руководителя, тем больше степень его властного влияния на членов организации; авторитет - играет большую роль в проявлении лидерских позиций руководителя; поощрение - наделяет руководителя большей силой воздействия на подчиненных.
П юмочие - это организационно закрепленное ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия ее работников на выполнение определенных задач.
Управленческие полномочия - это совокупность официально предоставляемых прав и обязанностей принимать решения в интересах организации или ее структурного под- | разделения.
В "’"ответствии с используемым классификационным признаке полномочия могут быть подразделены на виды и подвиды утабл. 2.4).
Делегирование может носить как разовый, так и долговременный характер. Масиггабы и виды делегирования определяйся степенью централизации систем менеджмента организации.
І
Ц прализация - это концентрация властных функций принятия управленческих решений на верхнем иерархическом уровне руководства организации.
Степень централизации менеджмента выражается прежде Сег° в характере организационной структуры управления, Ринятой в организации. Она снижается при переходе от ли- ейн" к линейно-штабной и функциональной структурам Рп полной централизации менеджером делегируется мини- ^льное число функций и полномочий, при децентрализа- ЧИ11 - максимальное.

540 Управление и экономика фармации Таблица 2.4. Классификация полномочий
Способ
реализа
ции
Штабные
парал
лельные
предосте
регающие
Передаются непосредственно от руководителя к подчиненному ему менеджеру и далее другому подчиненному. Выражают систему властных отношений организации и создают иерархию уровней управления
Выражают право советовать или помогать руководителям, наделенным линейными полномочиями, а также штабному персоналу Консультирование линейного руководства
Of-ывает линейное руководство согласовывать определенный круг решений со штабным аппаратом Предоставление штабному аппарату прав предлагать и запрещать определенные действия в пределах своей компетенции Дают право отклонять определенные решения линейного руководства
Оценка документов на соответствие правовым нормам
Распорядительные
Контрольно
отчетные
ным вопросам

Критериями централизации и децентрализации являются такие параметры, как процедуры действия; объект управления; стадия решения проблемы (подготовка решения, принятие >еализация, контроль); характер задач (повторяющиеся, инновационные и др.); пространство, время, качество и количество; функциональная область, в которой решаются задачи (снабжение, производство, реализация, маркетинг, менеджмент).
В табл. 2.5 представлены преимущества и недостатки централизованной и децентрализованной систем менеджмента
Таблица 2.5. Сравнительная характеристика централизации и децентрализации системы менеджмента организации
Преимущества

ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ

Обеспечение стратегической направленности управления
Принятие решений в руках тех, кто хорошо владеет общей ситуацией
Устранение дублирования функций управления
Обеспечение гибкости и манев- ренк__ти управления
~щение информационных ПІ ков
Сни;т перегрузку второсте- пещ ш проблемами Принятие решений лицами, хорошо знающими конкретную ситуацию 64
Большие затраты времени на передачу информации, ее искажение
Принятие решений лицами, плохо знающими конкретную ситуацию
Негибкий процесс управления
Придает решению тактический характер
Затрудняет координацию управленческой деятельности Игнорирует общеорганизационные интересы
Может привести к разрушению организации

Процедура делегирования полномочий включает следую щие этапы:
1 - поручение отдельным или группе сотрудников индивидуальных конкретных заданий;
II - предоставление соответствующих полномочий и ресурсов подчиненным; - формирование обязательств подчиненных выполнить порученные им задания.
Делегирование в иерархической структуре управления осуществляется «сверху вниз», поэтому перераспределение и закрепление функций и задач за конкретным подразделением или должностным лицом происходит на каждом уровне.
Условиями эффективного распределения полномочий являются: достаточность полномочий для решения поставленных задач; сбалансированность делегированных полномочии с полномочиями субъектов, с которыми Приходится взаимодействовать;
. четкость линии полномочий, т.е. каждый сотрудник должен знать, от кого получает, кому передает полномочия, перед кем отчитывается и кто отвечает перед ним.
Достижение условий эффективности делегирования обеспечивается реализацией в процессе определения передаваемой части власти, полномочий и ответственности следующих принципов: единоначалие (сотрудник получает задания и отвечает за их выполнение перед одним руководителем); ограничение нормы управляемости (как правило, на высшем и среднем уровнях управления эта норма составляет 5-10 человек);
Норма управляемости - это максимальное количество под-
чиненных и подотчетных работников, деятельностью которых может успешно управлять один руководитель конкретной организации. соответствие (объем полномочий должен соответствовать делегированной ответственности). При превышении ПОЛНОМОЧИЙ над ответственностью организация может столкнуться с административным произволом, а в случае преобладания ответственности над полномочиями -* параличом управленческой деятельности;
координация (состав полномочий должен динамично корректироваться в соответствии с новым заданием сотрудника); достаточность (масштабы ответственности не должны превышать индивидуальных возможностей сотрудника); мотивированность (расширение ответственности должно мотивироваться повышением оплаты, влияния или лидерства).
Эффект делегирования полномочий наиболее часто проявляется через степень удовлетворенности их исполнителей (схема 2.4). В значительной мере эффект делегирования и степень удовлетворенности зависят от двух составляющих: нежелания руководителя делегировать полномочия и нежелания подчиненного брать на себя ответственность.
Нежелание руководителя делегировать полномочия объясняется отсутствием доверия к подчиненным; боязнью риска; трудне ями осуществления контроля; тем, что «сильные» лич сти представляют угрозу; усложнением процесса принятия решений; развитием связей с подчиненными. В свою очередь нежелание подчиненных брать на себя ответственность продиктована боязнью критики за совершенные ошибки; возможными трудностями в решении задач; отсутствием инфор-
Руководитель организации -
готовность делегировать полномочия
Мотиватор
делегирование
полномочий

«Лавинообразный
эффект»
Схема 2.4. Эффект делегирования полномочий
ї
Исполнитель -
готовность принимать новые полномочия

мации и ресурсов, необходимых для успешного выполнения задания; перегруженностью работой; отсутствием уверенности в себе; отсутствием стимулов для дополнительной ответственности.
Делегирование оптимизирует работу руководителя, позволяя повысить ее эффективность, но оно не снимает С него обязанности принимать окончательные решения и генеральной ответственности за все происходящее в организации.

Понятие «социальные отношения»

Человек является социальным существом, которое реализует свою деятельность и интересы в рамках общества. Поэтому свои свойства и особенности человек может оценить лишь в рамках социальных отношений, которые складываются в социальной организации. В социальных отношениях проявляются наиболее значимые черты человеческого характера, которые будут или помогать человеку реализовывать себя, или препятствовать реализации его потребностей, интересов и в целом его самоутверждения.

Определение 1

Общественные (иными словами социальные) отношения – это разнообразные формы взаимосвязей и зависимостей, которые появляются при взаимодействии человека с другими членами общества. Социальные отношения, в отличие от межличностных и иных видов отношений, - это те отношения, где люди предстают как социальное «Я». То есть, они не отражают полностью свою сущность как члена организации, но при этом проявляют те черты, которые от них требует организация или общество.

Социальные отношения могут быть классифицированы по следующим основным признакам:

  1. Социальные отношения в зависимости от того объема власти, которыми обладают участники организации и отношений – как по вертикали, так и по горизонтали;
  2. Социальные отношения, распределенные по владению и распоряжению собственностью – сословные, классовые социальные отношения;
  3. По сферам проявления – экономические, политические, социальные, религиозные отношения на разных уровнях развития организации. Каждый вид социальных отношения отражает потребность человека в реализации себя как части духовного сообщества, части социальных отношений или части экономической структуры;
  4. По регламентированности – отношения могут быть как официальные (формальные, строящиеся по заранее предписанной системе норм и правил) и неофициальные (неформальные, которые возникают в некоторых организациях, а также просто в отношениях между людьми на уровне дружеских отношений и прочее).

Официальные (формальные) и неофициальные (неформальные) отношения также могут быть нескольких видов: долгосрочные (отношения между коллегами и друзьями), кратковременные (случайные знакомые, попутчики), функциональные (исполнитель заказа и непосредственно сам заказчик), учебные отношения (складываются в образовательной и научной среде между учащимися и преподавателями, а также между коллегами, которые осведомлены в той или иной научной сфере), субординационные (начальник и подчиненные, которые регламентируют свои отношения и не позволяют выходить им за рамки рабочего коллектива). Еще один тип отношений в данной группе – причинно-следственные (например, жертва и преступник).

Характеристика социальных отношений в организации

Социальные отношения в рамках одной организации обладают своими специфическими чертами. Во-первых, такие отношения иерархичны (если высшие слои и низшие – руководство и подчиненные). Во-вторых, это саморегуляция отношений. Она характеризуется тем, что отношения изначально подчиняются правилам и законам, и сотрудник уведомлен о них. В соответствии с этими правилами он реализует свою деятельность, исполняет определенные обязанности, за которые получает привилегии (повышение заработной платы, оплачиваемые отпуска). Отношения в организации открыты, поскольку только на таких условиях возможно эффективное развитие отношений между руководством и сотрудниками, достижение поставленных целей.

Социальные отношения в группе и организации определяются в зависимости от вида социальных связей. Так, это могут быть следующие виды:

  1. Социальные контакты – простые, элементарные связи, которые возникают между индивидами. Такие контакты могут быть краткосрочными, а могут быть долговременными. Все зависит от целей, которые преследует организация и ее члены, и от того, насколько долговременным может быть сотрудничество;
  2. Социальные действия – это такие действия, которые ориентируются на других членов организации (индивидов). Социальные действия рациональны, осмыслены всеми членами и преследуют конкретные цели;
  3. Социальные взаимодействия – это систематические, регулярные (могут быть даже ежедневными) взаимообусловленные действия субъектов, которые направлены друг на друга. Безусловно, взаимодействия не возникают просто так – члены преследуют единую цель, и могу снова разделиться после того, как достигнут желаемого результата;
  4. Социальные отношения – это отношения, которые складываются между людьми (или более широкими группами людей). Социальные отношения осуществляются в соответствии с законами, которые предписаны в рамках социальной организации общества.

Социальные отношения очень зависят от типологии социального действия. Отметим, что сегодня в социологической науке существует единая типология социального действия человека или более широкой группы людей:

  • Целерациональное действие – данный тип предполагает достаточно ясное осознание поставленной перед членами организации цели. Она соотнесена не только с ее непосредственным осознанием, но также и с рациональным осмыслением всех средства, которые необходимы для ее достижения;
  • Ценностно-рациональное действие – это тип действий, который ориентирован на определенные ценности человека (этические, религиозные, эстетические, духовные, моральные). Данные ценности принимаются индивидом, осознаются им и развиваются в зависимости от того, насколько сильно он устремлен к их познанию и принятию;
  • Традиционной действие – формируется на основе подражания определенным образцам поведения. Образцы закреплены в традиционной культуре, и не подлежат критике. Если человек не поддерживает их, он может быть изгнан из общества за неповиновение;
  • Аффективное действие – его главной характеристикой является определение эмоционального состояния индивида. Человек может совершать действия в состоянии аффекта, не контролируя свои эмоции, и в дальнейшем такие действия могут навредить обществу.

1. Линейные отношения – отношения между руководителем и его подчиненными.

2. Функциональные отношения – отношения сотрудника, который уполномочен осуществлять определенную функцию в рамках всей организации, с другими членами коллектива. Как правило, такая производственная миссия имеет рекомендательный характер, а функциональный руководитель находится в рамках своей линейной организации.

3. Отношения управленческого аппарата существуют в случае представления чьих-либо прав и полномочий. Должностные обязанности при этом состоят в предоставлении рекомендаций, советов.

Достоинства: метод эффективен для обучения и подготовки будущих руководителей. Он экономит рабочее время для высшего звена руководителей, освобождает от ежедневной чисто административной работы.

Недостатки: помощники руководителей часто превышают свои полномочия, неофициально завоевывая дополнительные власть и влияние.

4. Латеральные отношения. Два вида латеральных отношений:

o коллегиальные – отношения между служащими (работниками) одного отдела, подчиненными одному начальнику;

o параллельные – отношения, которые вызваны потребностью в обмене информацией, идеями и мнениями между сотрудниками, занимающими одинаковое положение в организации, но работающими в разных отделах и подразделениях.

Что такое линейные и функциональные отношения внутри организации

Линейные отношения - это отношения между руководителем и его подчиненными. Например, начальник цеха - мастер, главный бухгалтер - бухгалтер-калькулятор.



Функциональные отношения - это отношения специалиста, который уполномочен выполнять ту или иную функцию в рамках всей организации, с другими членами организации. Обычно такая производственная миссия имеет рекомендательный характер. Например, начальник отдела кадров поддерживает функциональные отношения с начальником цеха в вопросах приема на работу, обучения и социального обеспечения работников. Бухгалтер может иметь функциональные отношения с заведующим отделом сбыта по вопросам финансирования продаж, рекламы и т. п. Причем и сам функциональный руководитель находится в рамках своей линейной организации, например начальник отдела кадров по отношению к сотрудникам своего отдела.

Линейная форма связи

В организационной структуре управления важное место занимают линейные и функциональные связи. Существующие типы организационных структур управления производством отличаются друг от друга способом реализации линейных и функциональных взаимосвязей. Преобладание связей того или иного вида предопределяется требованиями развивающегося производства. Выбор определенного способа взаимосвязей в организационной структуре управления - сложный процесс развития самого производства и управления им.

Наиболее простой формой связи в управлении производством является линейная (иерархическая). Сущность линейной формы связей в структуре управления состоит в том, что во главе каждого коллектива стоит руководитель (орган), который подотчетен вышестоящему руководителю (органу). Подчиненные выполняют распоряжения только своего непосредственного руководителя. Вышестоящий руководитель не имеет права отдавать распоряжения работникам, минуя их непосредственного начальника. Такая схема подчиненности и подотчетности - основной признак линейного управления. При этом звенья линейного управления, в общем, соответствуют звеньям производства, между которыми установлены четкие и простые взаимосвязи. Здесь заключено одно из главных преимуществ данного типа связей и линейного управления в целом.

К достоинствам линейной связи в структуре управления можно отнести также получение подчиненными непротиворечивых и увязанных между собой заданий и распоряжений; полную ответственность каждого руководителя за результаты работы; обеспечение единства руководства сверху донизу, т. е. реализацию принципа единства распорядительства.

Недостатком линейной формы связи в структуре управления является то, что руководитель должен обладать разносторонними знаниями, необходимыми для руководства соответствующим объектом. Кроме того, при линейной форме связи в структуре управления отсутствуют специалисты по реализации отдельных функций управления. Использование линейной формы связи не отвечает в полной мере возрастающим требованиям современного производства, основным тенденциям развития его технологии, экономики и организации.



Кадры