САМОЛЕТ ДАЛЬНЕГО РАДИОЛОКАЦИОННОГО ОБНАРУЖЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ А-50 (А-50У)
THE PLANE AIRBORNE EARLY WARNING AND CONTROL A-50 (A-50U)
14.05.2017
Самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) А-50 значительно усилит авиационную группу российских ВКС в Сирии и обеспечит контроль над воздушным пространством страны, считает обозреватель журнала National Interest Том Купер.
О переброске «летающего радара» А-50 в САР ранее сообщили СМИ, опубликовавшие спутниковые снимки авиабазы в Латакии.
«В свете развития ситуации в Сирии размещение этого самолета действительно имеет смысл», - полагает журналист. По его мнению, отправка А-50 в зону конфликта стала ответом на недавний ракетный удар США по аэродрому Эш-Шайрат. Самолет обеспечит российских военных всей необходимой информацией о ракетных пусках в пределах действия своего радиолокационного комплекса, считает обозреватель. Он также отмечает, что система ДРЛОиУ улучшит взаимодействие компонентов авиационной группы ВКС России.
РИА Новости
- Дата изменения данных: 22.12.2015
Авиационный комплекс радиолокационного дозора, обнаружения и наведения А-50 состоит из радиотехнического комплекса (РТК), размещенного на самолете А-50 (модифицированный вариант Ил-76МД).
Комплекс предназначен для:
РАЗМЕРЫ.
ЧИСЛО МЕСТ.
ДВИГАТЕЛИ. Самолет оснащен четырьмя ТРДД Д-З0КП (4 х 12 300 кгс).
Имеется штанга топливоприемника системы дозаправки в воздухе.
МАССЫ И НАГРУЗКИ :
ЛЕТНЫЕ ДАННЫЕ.
ЦЕЛЕВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ. Радиотехнический комплекс, созданный НПО "Вега-М", размещен внутри фюзеляжа самолета-носителя, антенные системы локаторов ("гриб") - в обтекателе вне фюзеляжа.
В состав комплекса радиолокационного дозора и наведения входят трехкоординатная радиолокационная высококогерентная станция импульсно-допплеровского типа с пассивным каналом пеленгации, позволяющая обнаруживать и сопровождать воздушные цели (включая малоразмерные) как в свободном пространстве, так и на фоне земли; аппаратура съема и отображения полученной информации на рабочих местах тактического экипажа, система активного запроса-ответа и передачи команд или информации целеуказания перехватчикам; цифровой вычислительный комплекс для решения задач управления, наведения истребителей на воздушные цели, система госопознавания, аппаратура командной линии радиоуправления, аппаратура ЗАС, система цифровой помехозащищённой связи с наземными и корабельными пунктами управления, а также со взаимодействующими самолетами; телекодовая аппаратура; аппаратура документирования. Обнаружение целей осуществляется цифровой системой селекции движущихся целей. Рабочие места операторов оснащены цветными экранными индикаторами, информация на которых отображается в буквенно-цифровом (номер, курс, высота, скорость полета истребителя-перехватчика и остаток топлива на нем) и панорамном виде.
Общая масса радио технического комплекса - 20 т.
Радиолокационная станция, работающая в сантиметровом диапазоне, способна обнаружить цель класса "истребитель", летящую на малой высоте на фоне земли на дальности 200-400 км, на большой высоте - 300-600 км. Морские цели обнаруживаются на удалении до 400 км. Количество одновременно сопровождаемых целей - 50-60 (на усовершенствованном варианте - до 150 целей), число одновременно наводимых истребителей - 10-12.
Для выявления старта тактических и оперативно-тактических баллистических ракет, а также ракет морского базирования на модернизированный самолет может устанавливаться инфракрасная система обнаружения факела двигателя ракеты, способная на высоте 10 000 м обнаружить факел стартующей ракеты на дальности до 1000 км.
Автоматизированные рабочие места операторов снабжены крупноформатными цветными индикаторам на ЭЛТ.
Цифровой вычислительный комплекс построен с использованием БЦВМА-50 (НИИ "Аргон") с архитектурой ЕС ЭВМ.
БЦВМ выдает обработанную информацию на экран индикаторов в буквенно-цифровом и плановом видах. Сюда же выводятся данные о взаимодействующих с АКРЛДН истребителях - номера, курс, высота, скорость, остаток топлива. Взаимодействие с перехватчиками осуществляется по фиксированным автоматизированным каналам наведения.
Дальность оперативной радиосвязи по каналу КВ диапазона 2000 км, а по каналу УКВ диапазона и по широкополосной радиолинии - 400 км. Имеется спутниковая радиолиния, обеспечивающая глобальную связь.
Самолет оснащен пилотажно-навигационным комплексом, предназначенным для решения задач самолетовождения в любых метеорологических условиях, на любых географических широтах, в любое время суток, а также для выдачи пилотажно-навигационной информации в специальные комплексы.
Имеется комплекс самообороны, обеспечивающий защиту от истребителей противника в передней и задней полусфере, включающий средства активного и пассивного радиоэлектронного противодействия (навесные батареи сложными тепловыми целями).
БРЭО самолета обеспечивает выполнение боевых задач при организованных помехах и противодействии противника.
Несколько уступая американскому аналогу - ДРЛО Е-3 "Сентри" - по дальности обнаружения целей и количеству автоматизированных каналов наведения, комплекс А-50 превосходит его по уровню выделения целей на фоне земли.
Основные тактико-технические данные радиотехнического комплекса:
МВ, ДМВ диапазона до 350 км;
КВ диапазона до 2000 км;
Спутниковой связи более 2000 км.
КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ. Самолет А-50 выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным стреловидным крылом и Т-образным стреловидным оперением.
В отличие от ВТС Ил-76МД упразднено транспортно-десантное оборудование и кормовой грузовой люк. Перед центропланом расположен обтекатель системы спутниковой связи, в хвостовой части фюзеляжа установлен передатчик РЛС, отделенный от остальной части фюзеляжа экранирующей сеткой.
Над фюзеляжем на опоре в форме перевернутой V установлен обтекатель антенны РЛС диаметром 10,2 м и высотой 2,0 м. Опора снабжена антиобледенительной системой. В основании киля расположен воздухозаборник системы кондиционирования.
Самолет базируется на аэродромах 1-го класса с бетонным покрытием.
СОСТОЯНИЕ ПРОГРАММЫ.
В начале 1999 года ВВС России имели на вооружении 16 самолетов типа А-50.
В конце 90-х годов совместно с израильской фирмой IAI начаты работы по созданию экспортного варианта самолета А-50, получившего обозначение А-50И. В 1997 году Таганрогский АНТК им. Бериева совместно с ГК "Росвооружение" заключил договор с израильскими авиационными предприятиями о создании варианта А-50 для предложения и поставок в третьи страны. Заинтересованность в приобретении четырех самолетов этого типа (А-50И) уже выразил Китай.
Кроме того (по состоянию на середину октября 1999 года), между РФ и Индией идут переговоры об аренде с правом последующей закупки трех самолетов А-50. По другим источникам, темой переговоров является покупка одного самолета.
В конце декабря 1999 года ВВС России объявили о том, что программа модернизации авиационной техники ВВС до 2005 г. будет доработана с учетом опыта антитеррористической операции на Северном Кавказе, в том числе будет усовершенствовано программное обеспечение бортового вычислительного комплекса самолета дальнего радиолокационного дозора, обнаружения и наведения А-50.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ.
В 1966 году в СССР начались исследования перспективного трехкоординатного авиационного комплекса радиолокационного дозора и наведения (АКРЛДН), предназначенного для замены первой отечественной авиационной системы радиолокационного дозора Ту-126 с двухкоординатным радиолокационным комплексом "Лиана", принятой на вооружение в 1965 году. По сравнению со своим предшественником новый комплекс должен был обладать способностью обнаруживать цели на фоне земли, одновременно определяя их высоту, что позволяло использовать АКРЛДН для наведения истребителей. В 1969 году в НПО "Вега-М" под руководством генерального конструктора В. Иванова приступили к разработке нового радиолокационного комплекса, получившего наименование "Шмель". Для отработки новой аппаратуры в полетных условиях был задействован один из серийных самолетов Ту-126. Одновременно в ОКБ им. А.Н. Туполева приступили к разработке усовершенствованного варианта Ту-126, оснащенного четырьмя ТРДД на подкрыльевых пилонах и новым шасси с тремя основными опорами. В качестве альтернативно рассматривался и вариант АКРЛДН на базе перспективного военно-транспортного самолета Ил-76. Однако прекращение серийного производства самолетов Ту-114 и Ту-126 на Куйбышевском авиационном заводе (где началось освоение производства Ту-142 и Ту-154), а также успешная реализация программы создания ВТС Ил-76 сделали использование этого самолета для размещения АКРЛДН более предпочтительным.
Новый самолет дальнего радиолокационного дозора, обнаружения и наведения, созданный при участии Таганрогского авиационного научно-технического комплекса им. Г.М. Бериева, получил обозначение А-50. Его поступление в части авиации войск ПВО страны началось в 1984 году (в том же году был снят с вооружения самолет ДРЛО Ту-126), а в 1985 году АКРЛДН А-50 был официально принят на вооружение.
Комплекс А-50 предназначен для обнаружения и опознавания воздушных объектов (в том числе и малоразмерных крылатых ракет типа ALCM и "Томагавк"), определения их координат и параметров движения, выдачи информации на командные пункты, наведения истребителей, а также вывода самолетов фронтовой авиации в район наземных целей. Возможно использование А-50 и для обнаружения морских целей.
Потенциал самолета А-50 был продемонстрирован зимой 1991 г. во время боевых действий в районе Персидского залива, когда он успешно обнаруживал и сопровождал самолеты союзников, наносившие удары по Ираку с территории Турции.
Дальнейшим развитием АКРЛДН А-50 стал А-50У, оснащенный усовершенствованным радиолокационным комплексом "Шмель-М". Позже был создан новый радиолокационный комплекс "Шмель- 2", обеспечивающий большую дальность обнаружения и сопровождения целей, а также способный одновременно наводить большее число истребителей.
В настоящее время есть предложения от российских разработчиков бортового комплекса дальнего радиолокационного обнаружения и других бортовых комплексов по оснащению А-50 новейшим отечественным оборудованием.
РАЗРАБОТЧИК. Самолет дальнего радиолокационного дозора, обнаружения и управления А-50 создан на базе военно-транспортного самолета АК им. Ильюшина Ил-76МД на Таганрогском авиационном научно-техническом комплексе им. Г.М. Бериева совместно с НПО "Вега-М" и московским научно-исследовательским институтом приборостроения.
Мониторинг:
23.05.2016
Ростехнологии, пресс-релиз: Минобороны России представило новейший самолет дальнего радиолокационного обнару…
26.08.2014
РИА "Новости": Россия и Индия в этом году планируют заключить контракт на поставку самолета дал…
ДАННЫЕ НА 2014 г. (стандартное пополнение)
А-50 / А-50М - MAINSTAY
А-50ЭИ
А-50У
Самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) / межвидовой авиационный комплекс ДРЛОиУ. Разработан на базе транспортного самолета Ил-76ТД ТАНТК им. Г.М.Бериева (главный конструктор - Сергей Атаянц) совместно с НПО "Вега-М" и НИИ приборостроения. Серийное производство самолетов ДРЛОиУ велось Таганрогским АНТК им Г.М.Бериева. На самолете в базовой версии установлен комплекс радиотехнического оборудования "Шмель" разработки НПО "Вега-М", главный конструктор РЛ-комплекса - В.П.Иванов.
Первый полет А-50 совершил в г.Таганрог 19 декабря 1978 г. Серийное производство базовых самолетов было налажено на ташкентском авиационном ПО им В.Чкалова. Всего произведено около 40 самолетов. Самолет А-50 принят на вооружение ВВС СССР в 1985 г. После 1991 г. все работы по самолетам А-50 и их модификациям производились ТАНТК им.Бериева и авиационным заводом в Таганроге. По умолчанию указаны ТТХ самолета А-50.
В полете второй серийный А-50У борт №33 красный серийный №0043454618. Аэродром Северный (г.Иваново), 17.08.2013 г. (фото - Илья Варивченко, http://outlier-v.livejournal.com/
http://outlier-v.livejournal.com/ , фото предоставлено автором).
Конструкция - самолет нормальной аэродинамической схемы, высокоплан - самолеты переоборудовались из серийно выпущенных транспортных самолетов Ил-76 производства Ташкентского авиазавода.
Носовая часть принадлежащего ТАНТК им.Бериева самолета А-50Э. Авиасалон МАКС-2009, август 2009 г. (http://www.beriev.com).
Носовая часть самолета ДРЛОиУ А-50 борт №43 красный. Фото сделано во время внезапной проверки боеготовности ВВС на полигоне Пембой под Воркутой, май 2013 г. (фото - Алексей Резниченко, http://lelik1970.livejournal.com/).
Носовая часть А-50У борт №47 красный, Иваново, 27.06.2912 г. (фото - Константин Вуцен, http://voutsen-cv.livejournal.com/).
А-50 борт №41 красный. Аэродром Северный (г.Иваново), 17.08.2013 г. (фото - Илья Варивченко, http://outlier-v.livejournal.com/ , фото предоставлено автором).
Шасси А-50У борт №47 красный, Иваново, 27.06.2912 г. (фото - Константин Вуцен, http://voutsen-cv.livejournal.com/).
Двигатели :
- А-50 - 4 х ТРДД Д-30КП тягой по 12000 кг
А-50 борт №41 красный. Аэродром Северный (г.Иваново), 17.08.2013 г. (фото - Илья Варивченко, http://outlier-v.livejournal.com/ , фото предоставлено автором).
- А-50ЭИ - 4 х ТВРД ПС-90А-76 тягой по 16000 кг производства Пермского моторостроительного завода.
Двигатели ПС-90А самолета А-50У борт №47 красный, Иваново, 27.06.2912 г. (фото - Константин Вуцен, http://voutsen-cv.livejournal.com/).
ТТХ самолета :
Экипаж - 5 чел + 10-11 чел персонала (командир РТК, старший штурман наведения, два штурмана наведения, старший оператор сопровождения и два оператора сопровождения, а также бортинженеры РТК, РЛС, средств связи)
Длина - 48.27 м
Размах крыла - 50.5 м
Расхмах стабилизатора -
Высота - 14.8 м
Диаметр фюзеляжа максимальный - 4.8 м
Площадь крыла - 300 кв.м
Колея шасси - 8.1 м
Масса взлетная максимальная - 190.000 кг
Объем топлива - 109480 л
Нагрузка на крыло - 633 кг/кв.м
Тяговооруженность - 0,34 кгс/кг
Скорость максимальная - 800 км/ч (по др.данным это крейсерская скорость)
Дальность полета - до 7500 км
Потолок практический - 12000 м
Продолжительность полета:
- максимальная без дозаправки - 9.3 часа
- патрулирование на удалении 1000 км без дозаправки - 4 часа
- патрулирование на удалении 1000 км с одной дозаправкой - 7 часов
Оборудование
:
А-50 | А-50ЭИ | А-50У | |
РЛС кругового обзора | Комплекс "Шмель" разработки НПО "Вега" Диапазон частот: Дальность обнаружения: Наземных целей - одиночной цли типа СПУ ОТР - до 300 км Количество одновременно сопровождаемых воздушных целей - 300 Количество управляемых истребителей: | Импульсно-доплеровская неподвижная РЛС с ФАР EL/M-2075 Phalcoon, комплекс оборудования MSA (ELTA/IAI, Израиль), 3 модуля | Комплекс оборудования разработки НПО "Вега" выполнен на новой элементной базе, с использованием процессоров нероссийского производства (Intel), улучшены возможности ДРЛО по вертолетам и малогабаритным сверхзвуковым ЛА. Модернизированный РЛ-комплекс обладает улучшенными возможностями по обнаружению низколетящих и малозаметных воздушных целей (в т.ч. в условиях активного применения средств РЭП) с измерением их угловых координат, скорости и дальности. Кроме того, РЛС обеспечивает обнаружение воздушной цели типа вертолет, а также обзор морской поверхности с обнаружением надводных целей и измерением их координат. |
Оптические средства | оптические и ИК Дальность обнаружения факела стартующих баллистических ракет - до 800 км | оптические и ИК? | оптические и ИК |
Система передачи данных | разработки и производства концерна "Вега" |
Рабочие места операторов самолета ДРЛОиУ А-50 борт №43 красный. Фото сделаны во время внезапной проверки боеготовности ВВС на полигоне Пембой под Воркутой, май 2013 г. (фото - Алексей Резниченко, http://lelik1970.livejournal.com/).
Салон модернизированного самолета А-50У борт №47 красный, Иваново, 27.06.2912 г. (фото - Константин Вуцен, http://voutsen-cv.livejournal.com/).
Модификации
:
- А-50
- базовая модификация на базе транспортного самолета Ил-76МД с комплексом РТ-оборудования "Шмель".
- 976 / Ил-976
- самолет командно-измерительный пункт (СКИП), использовался для испытаний крылатых ракет, космических аппаратов и т.п. Разработан и производился ТАНТК им.Бериева (г.Таганрог) на базе А-50. Первый полет первого самолета - 1986 г. В эксплуатации в ЛИИ ВВС им.Громова (Раменское) с 1987 г.
Ил-976 борт №76454 на авиасалоне МАКС-2003 в Раменском, август 2003 г. (фото - Сергей Рябцев, http://russianplanes.net/).
Ил-976 борт №76455 в Раменском, 27 апреля 2010 г. (фото - Евгений Волков, http://russianplanes.net/).
- А-50М - модернизированный самолет ДРЛОиУ на базе Ил-76МД с усовершенствованным РЛ-комплексом. Модернизацию по состоянию на 2011 г. прошли 26 самолетов ДРЛОиУ А-50 (все в составе ВВС России).
- А-50И / "АИ" - вариант модификации для ВВС Китая, создававшийся совместно с Израилем. Проект не был осуществлен т.к. в 1999 г. под давлением США Израиль отказался от участия в проекте. А-50И - это самолет А-50 с неподвижными РЛС с ФАР комплекса "Фалькон" (Израиль). Недооборудованный самолет был передан Китаю, где был достроен самостоятельно и получил обозначение KJ-2000. Позже (начиная с 2000 г.) возник проект создания самолета ДРЛОиУ с РЛС с ФАР российского производства для ВВС Китая - А-100Е. На базе предложения по созданию этого самолета позже в интересах Министерства обороны России начаты работы по проекту самолета ДРЛОиУ и уже без участия Китая.
- А-50ЭИ / "ЭИ" - модификация самолета ДРЛОиУ А-50 разработанная ТАНТК им.Бериева для Индии с использованием оборудования израильского производства - РЛС Phalcoon, комплекс оборудования MSA (ELTA/IAI, Израиль). В обтекателе устанавливается три неподвижных РЛС с ФАР - каждая с углом обзора по азимуту не менее 120 град. Изменены законцовки крыльев самолета. В 2000 г. представители ВВС Индии ознакомились с проектом А-50И и началась подготовка контракта на поставку трех аналогичных самолетов А-50ЭИ. На первом этапе работы над проектом планировалось переоборудование ранее построенных самолетов А-50, но их испытания в Индии по сути провалились - самолеты были признаны несоответствующими требованиям ВВС Индии. Так же противодействие проекту оказывал концерн "Вега". По состоянию на 2004 г. разработка модификации на ТАНТК им.Бериева уже велась. Самолеты ЭИ - это вновь построенные самолеты, а не модернизация ранее выпущенных А-50. Первый полет самолет ЭИ совершил в Таганроге 29 ноября 2007 г.
Первый полет самолета ЭИ - А-50ЭИ, г.Таганрог, 29.11.2007 г. (http://www.beriev.com).
А-50ЭИ борт KW-3551 серийный №2093421727, аэропорт Бен Гурион, Тель-Авив, Израиль, 27.04.2009 г. (фото - Brent, http://russianplanes.net/id110068).
Второй экземпляр А-50ЭИ борт KW-3552, 2009 г. (http://www.beriev.com).
- А-50У - "усовершенствованный" самолет ДРЛОиУ А-50 - создан в рамках работ по модернизации оборудования и продления срока службы А-50 ТАНТК им.Бериева совместно с концерном радиостроения "Вега". По состоянию на 2004 г. разработка модификации на ТАНТК им.Бериева прорабатывалась "в объеме полученного финансирования". Полноценная разработка проекта модернизации начата в 2008 г. На самолете использованы современные вычислительные средства, модернизированная станция спутниковой связи, повышена надежность работы комплекса БРЭО, улучшены возможности ДРЛО по вертолетам и малогабаритным сверхзвуковым ЛА. За счет использования оборудования построенного на новой элементной базе значительно увеличен запас топлива. Модернизированный РЛ-комплекс обладает улучшенными возможностями по обнаружению низколетящих и малозаметных воздушных целей (в т.ч. в условиях активного применения средств РЭП) с измерением их угловых координат, скорости и дальности. Кроме того, РЛС обеспечивает обнаружение воздушной цели типа вертолет, а также обзор морской поверхности с обнаружением надводных целей и измерением их координат. При этом характеристики обнаружения целей в задней полусфере улучшены по сравнению с А-50. В состав пилотажно-навигационного комплекса введена спутниковая навигационная система, позволившая значительно повысить точность самолетовождения. Кардинально модернизированы рабочие места членов тактического экипажа самолета. Вместо старых аппаратных стоек на основе электронно-лучевых трубок, А-50У оборудован универсальными средствами отображения на основе LCD-дисплеев. Компоновка приборных досок операторов, пультов и органов управления, объем и форма представляемой информации, обзор с рабочих мест, удобство работы с оборудованием и досягаемость его, качество и эффективность сигнализации в полной мере обеспечивают операторам в летном снаряжении выполнение ими своих обязанностей по решению полетных задач. Кроме того, в отличие от исходного А-50, в А-50У установлены комнаты отдыха для экипажа и буфет с бытовым оборудованием.
Акт о завершении Государственных испытаний самолета А-50У подписан Главкомом ВВС России генерал-полковником А.Н.Зелиным 26 ноября 2009 г. Первый серийно модернизированный самолет А-50У (борт №47 красный) передан ВВС России 31.10.2011 г. Ведутся работы на следующем А-50, который планируется передать ВВС в 2012 г.
В полете прототип А-50У борт №37 красный, ТАНТК им.Бериева, г.Таганрог, 2009 г. (http://www.beriev.com).
Первый серийно модернизированный самолет ДРЛОиУ А-50У борт №47 красный ВВС России, 31.10.2011 г. (http://www.beriev.com).
А-50У борт №47 красный, Иваново, 27.06.2012 г. (фото - Константин Вуцен, http://voutsen-cv.livejournal.com/).
Стоимость
:
- А-50 - по неподтвержденным данным 330 млн USD.
Статус : СССР / Россия
Строевые А-50, вероятно, Иваново, фото не позже 2009 г. (http://www.uac-ta.ru).
Самолет ДРЛОиУ А-50 борт №50, принадлежащий ТАНТК им.Бериева, обычно представляется на авиасалонах как А-50Э. Авиасалон МАКС-2009, август 2009 г. (http://www.beriev.com).
А-50 борт №47 красный перед переоборудованием по формату А-50У, Таганрог, 14.04.2011 г. (фото - Roman, http://russianplanes.net/).
- 2011 г. октябрь - всего в ВВС 26 А-50М и 1 А-50У.
Самолет ДРЛОиУ А-50 борт №41 ВВС России на авиасалоне МАКС-2011, август 2011 г. (http://www.beriev.com).
Взлетает первый серийно модернизированный самолет ДРЛОиУ А-50У (борт №47 красный) ВВС России, 31.10.2011 г. (http://www.beriev.com).
- 2012 г. 21 декабря - опубликовано фото второго серийно переоборудованного до стандарта А-50У самолета А-50 - борт №33 красный, серийный №0043454618 ().
Второй серийный самолет А-50 прошедший ремонт с модернизацией до А-50У борт №33 красный серийный №0043454618, г.Таганрог, вероятно декабрь 2012 г. (фото - Роман URRT, http://russianplanes.net/id93724).
Второй серийный А-50У борт №33 красный серийный №0043454618, г.Таганрог, февраль 2013 г. (http://forum.keypublishing.com via http://bmpd.livejournal.com/).
Второй серийный А-50У борт №33 красный регистрационный №RF-50602 серийный №0043454618, г.Таганрог, апрель 2013 г. (фото - Nikolay, http://russianplanes.net/id105613).
Самолет ДРЛОиУ А-50 борт №43 красный во время внезапной проверки боеготовности ВВС на полигоне Пембой под Воркутой, май 2013 г. (фото - Алексей Резниченко, http://lelik1970.livejournal.com/).
- 2013 г. 27 августа - заместитель генконструктора концерна "Вега" (разработчика системы РЛС А-50У) Вартан Шахгеданов на авиасалоне МАКС-2013 заявил , что в 2013 г. Министерству обороны уже передано два самолета А-50У, до конца года будет передат третий самолет и в работе находится еще один А-50У. Контракт на него планируется подписать до конца года.
2014 г. 25 марта - ВВС России приняли третий А-50У. Самолет получил собственное имя "Сергей Атаянц". Передача самолета ВВС прошла на аэродроме ТАНТК им.бериева в Таганроге ().
Реестр А-50 и модификаций
(по состоянию на 25.03.2014 г.):
№пп | Наименование | Борт № | Серийный № | Заводской № | Первый полет | Примечание |
СКИП | Ил-976 | 76452 | 0063465965 | 1987 г. | СКИП, в эскплуатации с 27 мая 1987 г., ЛИИ им.Громова (Раменское, 2009-2011 г.г. на хранении) | |
СКИП | Ил-976 | 76453 | 0063466995 | 1986 г. | СКИП, в эскплуатации с 8 сентября 1987 г., ЛИИ им.Громова (Раменское, 2009-2011 г.г. на хранении) | |
СКИП | Ил-976 | 76454 | 0073469074 | 1987 г. | СКИП. В эксплуатации с 30 марта 1988 г. ЛИИ им.Громова (Раменское). В апреле 2007 года был переделан в Ил-76ЛЛ для проведения испытаний двигателя SaM146 для SSJ100. Самолет принимал участие в выставках МАКС-2001, МАКС-2003. |
|
СКИП | Ил-976 | 76455 | 0073471125 | 1987 г. | СКИП, в эскплуатации с 1987 г., ЛИИ им.Громова (Раменское, 2010-2011 г.г. на хранении) | |
01 | А-50 | 10 | 07-01 | 0073409247 | 19.12.1978 г. | первый летный А-50, перестроен из Ил-76 производства Ташкентского авиазавода, дооснащение - ТАНТК им.Бериева, Таганрог, принят ВВС в 1979 г., с 1988 г. находится на хранении в Таганроге |
02 | А-50 | 15 | 08-08 | 0073410311 | 1978 г. ? | производство Ташкентского авиазавода, дооснащение - ТАНТК им.Бериева, Таганрог, принят ВВС в 1979 г. ?, с 1989 г. находится на хранении в Таганроге |
03 | А-50 | 17 | Таганрог (2011 г.) | |||
04 | А-50 | 20 | 22-09 | 0013430879 | 1981 г. | производство Ташкентского авиазавода, дооснащение - ТАНТК им.Бериева, Таганрог, принят ВВС в 1981 г., с 1989 г. на хранении в Таганроге |
05 | А-50 | 30 | 27-05 | 0023436059 | 1982 г. | производство Ташкентского авиазавода, дооснащение - ТАНТК им.Бериева, Таганрог, принят ВВС в 1982 г. базирование - Иваново - Северный (2011 г.) |
06 | А-50 | 46 | 32-05 | 0033443258 | 1983 г. | производство Ташкентского авиазавода, дооснащение - ТАНТК им.Бериева, Таганрог, принят ВВС в 1983 г., с 2003 г. находится в Старой Руссе вероятно в ожидании ремонта |
07 | А-50 | 38 | 35-05 | 0033447379 | 1983 г. | производство Ташкентского авиазавода, дооснащение - ТАНТК им.Бериева, Таганрог, принят ВВС в 1983 г., с 1993 г. находится на хранении в Иваново - Северный (610-й ЦБП и ПЛС, 2011 г.) |
08 | А-50 | 34 | 37-05 | 0043449460 | май1984 г. | производство Ташкентского авиазавода, дооснащение - ТАНТК им.Бериева, Таганрог, принят ВВС в 1987 г., выпущен 29.04.1984 г. |
09 | А-50 | 46 | 38-05 | 0053451498 | 1985 г. | производство Ташкентского авиазавода, дооснащение - ТАНТК им.Бериева, Таганрог, принят ВВС в 1985 г., использовался для испытаний, в 1993 г. утилизирован |
10 | А-50 | 39 | 39-05 | 0053452537 | 1985 г. | |
11 | А-50 А-50У (см.ниже) | 47 RF-92957 | 40-05 | 0043453577 | 1984 г. 2011 г. (А-50У) | производство Ташкентского авиазавода, дооснащение - ТАНТК им.Бериева, Таганрог, принят ВВС в 1984 г. В июле 2011 г. самолет в таганроге, в штатной окраске А-50. Первый серийно модернизированный А-50У, передан ВВС 31.10.2011 г. (Таганрог). Базирование - Иваново - Северный (610-й ЦБП и ПЛС, 2012 г.) |
12 | А-50 А-50У (см.ниже) | 33 | 41-05 | 0043454618 | 1984 г. 2012 г. (А-50У) | производство Ташкентского авиазавода, дооснащение - ТАНТК им.Бериева, Таганрог, принят ВВС в 1984 г. Таганрог (2011 г., модернизация или ремонт) |
13 | А-50 | 48 | 44-05 | 0063458738 | 1985 г. | производство Ташкентского авиазавода, дооснащение - ТАНТК им.Бериева, Таганрог, принят ВВС в 1986 г. |
14 | А-50 | 31 | 45-05 | 0053459777 | 1985 г. | производство Ташкентского авиазавода, дооснащение - ТАНТК им.Бериева, Таганрог, принят ВВС в 1985 г. |
15 | А-50 | 32 | 50-05 | 0063466979 | 1986 г. | |
16 | А-50 | 49 | 52-05 | 0063469057 | май 1986 г. | производство Ташкентского авиазавода, дооснащение - ТАНТК им.Бериева, Таганрог, принят ВВС в 1986 г. |
17 | А-50 | 35 | 55-05 | 0063473178 | 1986 г. | производство Ташкентского авиазавода, дооснащение - ТАНТК им.Бериева, Таганрог, принят ВВС в 1986 г. |
18 | А-50 | 36 | 57-05 | 0073475260 | февраль 1987 г. | производство Ташкентского авиазавода, дооснащение - ТАНТК им.Бериева, Таганрог, принят ВВС в 1987 г. |
19 | А-50 А-50У (см.ниже) | 37 | 58-05 | 0083476298 | 1988 г. 2009 г. (А-50У) | производство Ташкентского авиазавода, дооснащение - ТАНТК им.Бериева, Таганрог, принят ВВС в 1988 г. В конце 2009 г. завершены испытания переоборудованного в А-50У самолета. В качестве прототипа А-50У, вероятно самолет принадлежит ТАНТК им.Бериева, Таганрог (2011 г.) |
20 | А-50 | 43 | 60-05 | 0093479377 | 1987 г. | - 2013 г. - на вооружении |
21 | А-50 | 40 | 62-05 | 0093481457 | декабрь 1988 г. | производство Ташкентского авиазавода, дооснащение - ТАНТК им.Бериева, Таганрог, принят ВВС в 1989 г. Базирование - Иваново - Северный (610-й ЦБП и ПЛС, 2011 г.) |
22 | А-50 | 41 красный RF-94268 | 63-05 | 0083483499 | 1988 г. | производство Ташкентского авиазавода, дооснащение - ТАНТК им.Бериева, Таганрог, принят ВВС в 1988 г. ВВС России, самолет принимал участие в МАКС-2011 Базирование - Иваново - Северный (610-й ЦБП и ПЛС, 2011-2013 г.г.) |
23 | А-50 | 42 | 64-05 | 0093484538 | 1988 г. | производство Ташкентского авиазавода, дооснащение - ТАНТК им.Бериева, Таганрог, принят ВВС в 1989 г. Базирование - Иваново - Северный (610-й ЦБП и ПЛС, 2011 г.) |
24 | А-50 | 51 | 66-09 | 1003488634 | 1988 г. | производство Ташкентского авиазавода, дооснащение - ТАНТК им.Бериева, Таганрог, принят ВВС в 1990 г. В 1992 г. демонстрировался на авиасалоне в Жуковском. Базирование - Иваново - Северный (610-й ЦБП и ПЛС, 2011 г.) |
25 | А-50 | 52 | 69-05 | 1013491739 | 1990 г. | производство Ташкентского авиазавода, дооснащение - ТАНТК им.Бериева, Таганрог, принят ВВС в 1990 г. |
26 | А-50 | 45 | 71-05 | 0093493818 | 1989 г. | производство Ташкентского авиазавода, дооснащение - ТАНТК им.Бериева, Таганрог, принят ВВС в 1989 г. Базирование - Иваново - Северный (610-й ЦБП и ПЛС, 2011 г.) |
27 | А-50 | 50 | 73-05 | 1003496899 | 1990 г. | производство Ташкентского авиазавода, дооснащение - ТАНТК им.Бериева, Таганрог, принят ВВС в 1990 г. демонстрировался на авиасалоне МАКС-2009 как А-50Э, возможно, самолет принадлежит ТАНТК им.Бериева |
28 | А-50 | 51 ? | 74-05 | 0093497940 | производство Ташкентского авиазавода, дооснащение - ТАНТК им.Бериева, Таганрог, самолет не был достроен, производство прекращено в 1989 г. данные не подтвержденные | |
29 | А-50ЭИ (№01) | KW-3551 | 94-02 | 2093421727 | 29.11.2007 г. | производство Ташкентского авиазавода, дооснащение - ТАНТК им.Бериева и позже Израиль, для ВВС Индии |
30 | А-50ЭИ (№02) | KW-3552 | 94-03 | 2093421730 | 11.01.2009 г. | производство Ташкентского авиазавода, дооснащение - ТАНТК им.Бериева и позже Израиль. Первое известное фото - 22.04.2009 г., самолет перелетел из Израиля в Индию 25.03.2010 г. |
31 | А-50ЭИ (№03) | KW-3553 | 2010 г. ? | производство Ташкентского авиазавода, дооснащение - ТАНТК им.Бериева и позже Израиль. Самолет перелетел из Таганрога в Израиль 08.10.2010 г. Поставка заказчику - 2011 г. |
||
А-50У | 37 красный | 58-05 | 0083476298 | 2009 г. | Изначально самолет производства Ташкентского авиазавода, дооснащение до А-50 выполнялось на ТАНТК им.Бериева, Таганрог, принят ВВС в 1988 г. Прошел переоборудование до А-50У. В качестве прототипа А-50У, вероятно самолет принадлежит ТАНТК им.Бериева, Таганрог (2011 г.) - 2009 г. конец года - завершены испытания переоборудованного в А-50У самолета. |
|
А-50У | 47 RF-92957 | 40-05 | 0043453577 | 2011 г. | Изначально самолет производства Ташкентского авиазавода, дооснащение до А-50 выполнялось на ТАНТК им.Бериева, Таганрог, принят ВВС в 1984 г. К 2011 г. самолет прошел ремонт и модернизацию до А-50У - это первый серийно модернизированный А-50У
. - 2011 г. июль - самолет в Таганроге в штатной окраске А-50. - 2011 г. 31 октября - А-50У передан ВВС в Таганроге. - 2012 г. - базирование - Иваново - Северный (610-й ЦБП и ПЛС) |
|
А-50У | 33 красный RF-50602 | 41-05 | 0043454618 | 2012 г. | Изначально самолет производства Ташкентского авиазавода, дооснащение до А-50 - ТАНТК им.Бериева, Таганрог, принят ВВС в 1984 г. - 2011 г. осень - в Таганроге проходит ремонт с модернизацией до А-50У как второй серийно модернизированный самолет . - 2012 г. - планируется передача ВВС (2011 г.). - 2012 г. 21 декабря - впервые опубликованы фотографии модернизированного до А-50У. - февраль-апрель 2013 г. - самолет находится в Таганроге в новой темно серой окраске ВВС России. |
|
А-50У | "Сергей Атаянц" | 2013 г. ? | Третий серийный А-50У
. - 2014 г. 25 марта - самолет передан ВВС России. |
Экспорт
:
Индия:
- 2007 г. 29 ноября - самолет "ЭИ" - модификация самолета ДРЛОиУ А-50 разработанная ТАНТК им.Бериева для Индии с использованием оборудования израильского производства, совершил первый полет в Таганроге.
2008 г. 20 января - первый А-50ЭИ / ЭИ совершил перелет в Израиль для проведения дальнейших работ по установке и испытаниям радиоэлектронного комплекса. Передача самолета Индии планируется на 2008 г.
На аэродроме в городе Иваново сравнительно недавно был показан новейший самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) А-50У. В войсках его заждались. Базовая модификация — А-50 — была принята на вооружение еще при советской власти, в 1989 году. С тех пор радиотехническое оборудование, которым оснащаются современные самолеты ДРЛОиУ, ушло вперед. Но дело в том, что самолеты такой ориентации — дорогостоящие штучные изделия, которые производятся мелкими сериями. Ситуация с задержкой объясняется еще и тем, что авиационная отрасль долго не могла опомниться от удара, нанесенного ей в конце 80-х и в 90-е годы.
А-50У совершил первый полет лишь в 2011 году. Спустя два года самолет был принят на вооружение. К настоящему моменту построено лишь три дорогостоящих машины. Хотя, конечно, могли бы сделать и больше. Однако А-50У — «промежуточный» самолет ДРЛО. В обозримом будущем должен появиться А-100 «Премьер», превосходящий по возможностям «ушку». Однако и «промежуточный» вариант совершил серьезный рывок вперед.
Аппаратура ДРЛО базируется на военно-транспортном самолете Ил-76МД. В модифицировании базовой модели активное участие принимали таганрогский НТК им. Г.М.Бериева и НПО «Вега». В результате конструкторам за счет внедрения современной элементной базы удалось одновременно снизить объем и вес аппаратуры и расширить ее функциональные возможности и улучшить характеристики.
Российский самолет Ил-76МД (Фото: Александр Елистратов/ТАСС)
За счет снижения нагрузки на двигатель удалось повысить дальность полета и время патрулирования для той же самой модификации несущего самолета Ил-76МД. Если А-50 имеет дальность, равную 7500 км, и может находиться в воздухе 9,3 часа, то у нового самолета ДРЛО эти характеристики выше на 15−20%.
Эта характеристика, разумеется, важна. Однако для самолета ДРЛО, который, в принципе, может совершать несколько полетных циклов без приземления за счет дозаправки в воздухе, важнее возможности радиотехнического оборудования. И, в частности, радара, который является стержнем, на котором держится вся электроника, его обслуживающая. На А-50 установлен разработанный «Вегой» радиотехнический комплекс (РТК) «Шмель». На А-50У — «Шмель-2». Их характеристики существенно отличаются.
Самолет дальнего радиолокационного дозора, обнаружения и наведения (ДРЛО и управления) А-50 (Фото: Марина Лысцева/ТАСС)
ТТХ РТК А-50 и А-50У
Дальность определения, км:
— стартующих ракет: 800 — 1000
— истребители: 300 — 400
— морские цели: до горизонта — до горизонта
— колонны танков: 250 — н/д
Количество одновременно сопровождаемых целей: 200 — 300
Количество наводимых на цель перехватчиков: 30 — 40
При этом повысилась способность обнаружения малоконтрастных целей на фоне земли.
У нового самолета возросла дальность радиосвязи. По каналу КВ-диапазона она составляет 2000 км, в УКВ-диапазоне — 400 км. При большем удалении используется спутниковая связь.
Имеется комплекс самообороны, обеспечивающий защиту от истребителей противника в передней и задней полусферах, включающий средства активного и пассивного радиопротиводействия, в том числе устройства выброса ложных тепловых целей и радиолокационных отражателей.
Крейсерская скорость — 800 км/ч.
Экипаж А-50У — 5 человек. На борту находятся 10 специалистов, обеспечивающих работу РТК. Для них созданы более комфортные условия, чем на борту А-50. Имеется комната отдыха и буфет. Рабочие места операторов РТК оборудованы современными средствами индикации собираемой информации.
А-50 и его новая модификация относятся к третьему поколению самолетов ДРЛО. На нем установлена РЛС с фазированной антенной решеткой. А данном случае решетка пассивная, обладающая худшими параметрами, чем активная. На самолетах второго поколения использовались антенны с механическим сканированием, то есть антенна постоянно вращалась в поисках целей с периодом в 10 сек. К предыдущему поколению относился самолет Ту-126. По своим летным характеристикам он практически не отличался от А-50, имея возможность проводить в воздухе 18 часов с одной дозаправкой. Но возможности РТК проигрывали раза в полтора.
Предполагается, что к стоящим на вооружении 25-и самолетам А-50 в обозримом будущем добавятся еще 20 А-50У. Однако, как мы уже сказали, это промежуточный вариант. Воздушно-космическим силам необходим А-100 «Премьер», в котором РЛС должна быть сделана на активной фазированной антенной решетке. И она, как утверждал еще в 2011 году главнокомандующий ВВС России генерал-полковник Александр Зелин , уже тогда была готова. Все упиралось в носитель — транспортный самолет Ил-76МД-90А, или как его еще называли — Ил-476.
Год спустя на «Гидроавиасалоне-2012» в Геленджике заместитель гендиректора «Веги» был более осторожен относительно сроков, но, говоря о качестве будущей машины, он не скупился на превосходные эпитеты. Она должна превзойти лучшие зарубежные аналоги по таким параметрам как дальность, детальность и объем информации.
Самолет должен был быть готов в прошлом году. Учитывая задержку с носителем — Ил-76МД-90А НТК им. Бериева получил в 2014 году — срок сместили на год. Однако о подготовке самолета к испытаниям пока ничего не слышно.
А что у них?
Самым «свежим» американским самолетом ДРЛОиУ (на Западе это называется AWACS (Airborne early Warning and Control System — Авиационная система раннего предупреждения и управления) является Boeing E-767, построенный на базе популярного пассажирского лайнера. Свой первый полет он совершил в 1996 году. Правда, этот самолет в основном идет на экспорт. ВВС США оснащены более ранним Boeing E-3 Sentry, построенным на базе Boeing 707. Но при этом электронная начинка у этих двух самолетов одинаковая.
Boeing E-767 (Фото: en.wikipedia.org)
РТК E-3 Sentry способен сопровождать до 300 целей. Самолёты типа бомбардировщик обнаруживаются с расстояния 520 км, низколетящие малоразмерные цели могут быть обнаружены на дальности до 400 км, цели над авиагоризонтом — до 650 км от самолёта. Комплекс хорошо работает с малозаметными целями: при ЭПР в 1 кв.м. цель обнаруживается на расстоянии до 400 км. В принципе, характеристики у боинговского РТК AN/APY-2 примерно одинаковые с комплексом «Шмель-2». Разве что у нас в полтора раза меньше количество сопровождаемых целей.
В то время как мы ждем появления А-100, компания «Локхид Мартин» вырвалась вперед, выпустив новый бортовой локатор AN/APY-9 с активной фазированной антенной решеткой (АФАР). Его технические характеристики (как и у А-100) не приводятся. Но и без того понятно, что он и целей будет больше сопровождать и указывать их перехватчикам, и иметь большую дальность и разрешающую способность. Уже завершились испытания AN/APY-9, и они уже начинают устанавливаться на самолеты Grumman E-2D Advanced Hawkeye, предназначенные для ВМС США. И не только — существуют прекрасные перспективы продажи этих самолетов другим странам. Следовательно, в этом сегменте рынка вооружений России придется изрядно потесниться.
Конечно, можно утешить себя тем, что помимо самолетов ДРЛО схожие задачи способны решать спутниковые системы. И такая система, называющаяся «Лиана», у нас сейчас близка к принятию на вооружение. Однако обороноспособность тем выше, чем большим количеством средств можно решать одни и те же задачи.
Ситуация, конечно, не безнадежная. У нас уже имеется бортовой радар с АФАР, устанавливающийся на истребители Су-35. И он при существенно меньших размерах демонстрирует прекрасные показатели. Так что в способности российской оборонки создать современный радиолокационный комплекс для самолетов ДРЛО сомневаться не приходится. Вопрос упирается в сроки реализации этих способностей.
Не случайно американские военные с тревогой наблюдают за рывком, который совершила Россия в области радиотехники. Так, США противятся модернизации самолета Ту-214ОН, который в соответствии с международной программой «Открытое небо» периодически совершает инспекционные полеты над территорией Америки. Они опасаются того, что при помощи новой электронной начинки Россия выведает все американские секреты. И эту «начинку» разработало также НПО «Вега».
ВВС России приняли сегодня на вооружение третий серийный модернизированный самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) А-50У. Об этом сообщил ИТАР-ТАСС представитель Минобороны по ВВС полковник Игорь Климов.
«Самолет А-50У был передан сегодня на заводском аэродроме Таганрогского авиационного научно-технического комплекса им.Г.М.Бериева, входящего в Объединенную авиастроительную корпорацию. Самолет принят экипажем ВВС и совершит перелет из Таганрога к месту своего постоянного базировани», — рассказал он.
Представитель ВВС отметил, что кроме бортового номера эта машина получила собственное имя — «Сергей Атаянц», в честь Сергея Аванесовича Атаянца — авиаконструктора. непосредственно руководившего созданием авиационного комплекса А-50.
Самолет ДРЛОиУ А-50У предназначен для обнаружения воздушных и надводных целей, наведения экипажа истребителя на цели, передачи сигналов радиолокационной станции (обнаружения воздушных целей различных типов, в том числе, вертолетов, крылатых ракет, сверхзвуковых летательных аппаратов) на наземные пункты управления. Основа А-50У — мощный и современный радиолокационный комплекс «РМ». Самолет А-50 стоит в ряду лучших мировых аналогов по насыщенности сложным радиоэлектронным оборудованием, мощными системами электроснабжения.
Давайте узнаем о нем подробнее …
А-50 или изделие «А» (по классификации НАТО: Mainstay – «Оплот») – самолет ДЛРОиУ – дальнего радиолокационного обнаружения и управления. Самолет был спроектирован и построен на базе тяжелого военно-транспортного самолета Ил-76МД. Разрабатывался на Таганрогском авиационном научно-техническом комплексе им. Бериева в тесном сотрудничестве с Московским научно-исследовательским институтом приборостроения – НПО «Вега-М». Самолет совместно с радиотехническим комплексом «Шмель», установленным на его борту, образует единый комплекс А-50. Серийное производство данного авиационного комплекса, который был принят на вооружение в 1985 году, осуществлялось на Ташкентском авиазаводе им. Чкалова. В войсках он получил прозвище «гриб» или летающая тарелка, за характерный внешний вид локатора, установленного над фюзеляжем.
Авиационный комплекс ДЛРОиУ А-50 может использоваться для обнаружения и последующего сопровождения воздушных целей и надводных кораблей, оповещения КП автоматизированных систем управления различных видов ВС о воздушной и надводной обстановке. Комплекс может использоваться для управления ударной и истребительной авиацией, ее наведения на наземные, воздушные и морские цели, а также выполнять роль воздушного командного пункта. В настоящее время все строевые самолеты данного класса входят в состав дислоцированной на аэродроме Иваново-Северный авиагруппы боевого применения авиационных комплексов дальнего радиолокационного обнаружения 610-го Центра боевого применения и переучивания летного состава 4-го Государственного центра подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний. Всего в состав данной авиагруппы входит 17 самолетов А-50М и А-50У, не считая как минимум 2-х самолетов, которые в настоящее время находятся на хранении.
В последнее время данные самолеты принимают активное участие в различных учениях. В частности экипажи самолетов ДЛРОиУ А-50 принимали активное участие в обеспечении крупных военных учений, в том числе «Щит Союза-2011», «Центр-2011», «Кавказ-2012» и международных учениях «Бдительное небо-2011», «Бдительный орел-2011». Результаты военных конфликтов последних лет наглядно демонстрируют тот факт, что самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления стали одним из главных факторов в достижении превосходства над противником и, как следствие, в обеспечении успеха осуществляемых боевых операций.
В настоящее время на вооружение ВВС России поступает обновленная версия данного самолета А-50У, которая является глубокой модернизацией модели А-50М. Предполагается, что до 2016 года все имеющиеся на вооружении самолеты А-50М будут модернизированы до нового варианта А-50У. Первый самолет А-50У был передан ВВС России 31 октября 2011 года (бортовой номер 47). Самолет был принят экипажем ВВС и выполнил перелет из Таганрога к месту постоянной дислокации на авиабазу в Иваново. Второй самолет был готов в декабре 2012 года (бортовой номер 33). Второй модернизированный самолет был построен в 1984 году и поступил для проведения работ по модернизации на ТАНТК им. Бериева в начале 2011 года. В настоящее время машина выполняет серию испытаний и еще не полностью окрашена в новые цвета ВВС России.
Самолет ДЛРОиУ А-50М в состоянии выполнять полеты на дальность до 7 500 км., на скорости до 800 км/ч. Данный авиационный комплекс в состоянии обнаружить различные типы наземных и воздушных целей на удалении до 300 и 650 км. соответственно. При этом А-50М в состоянии обеспечивать непрерывное сопровождение до 300 различных целей. Технические характеристики самолета А-50У в настоящее время держатся в секрете, но летчики говорят о том, что дальность обнаружения целей на новом самолете с модернизированным радиотехническим комплексом была повышена. Новый самолет в состоянии сопровождать сотни воздушных целей, наводя на них десятки истребителей. При этом он может работать полностью в автономном режиме. То есть команды могут приходить на борт истребителя автоматизировано, а не выдаваться в эфир офицером боевого управления.
Глубокая модернизация радиотехнического комплекса (РТК) проведенная ОАО «ТАНТК им. Г. М. Бериева» совместно с ОАО «Концерн «Вега» выгодно отличает самолет от его предшественников. В первую очередь за счет использования более совершенных алгоритмов функционирования комплекса, вычислительных средств повышенной производительности, а также внедрением сквозной цифровой обработки сигналов. Последняя деталь позволила значительно сократить массогабаритные характеристики всей аппаратной части бортового РТК.
В модернизированном РТК применяется современная элементная база, прогрессивные методы сборки и монтажа, а также ряд других новейших технологий, что позволило существенно уменьшить габариты и массу аппаратуры, энергопотребление, а также увеличило надежность систем. В целом проведенные работы позволили снизить общий вес комплекса и всего самолета в целом. Следствием этого стала возможность взять на борт больше горючего при той же взлетной массе самолета. При этом взлетно-посадочные характеристики А-50У изменений не претерпели.
В состав пилотажно-навигационного комплекса самолета была включена спутниковая навигационная система, что существенно увеличило точность самолетовождения. Модернизации подверглись и рабочие места операторов комплекса, в частности система отображения. Кардинально модернизировались рабочие места членов тактического экипажа А-50У. Вместо старых стоек на основе электронно-лучевых трубок были смонтированы новые универсальные средства отображения информации на основе дисплейных комплектов с жидкокристаллическими индикаторами большого разрешения и размерности. Кроме этого, на самолете ДЛРОиУ А-50У были оборудованы буфет с бытовым оборудованием и комнаты отдыха для экипажа.
В результате проведенных работ по модернизации, существенно увеличились функциональные возможности АК ДРЛОиУ. Преимущества А-50У перед предшественниками:
Выросло число одновременно сопровождаемых целей и одновременно наводимых на них истребителей, увеличена дальность обнаружения различных типов воздушных целей, в том и числе и новых типов;
- повышена дальность полета самолета и время выполнения им боевых задач на заданном рубеже;
- повышена продолжительность использования комплекса и его надежность;
- использованы современные эргономичные конструкции пультов, приборных досок операторов и органов управления;
- обеспечена хорошая считываемость всего объема представляемой информации с рабочих мест, повышено качество и эффективность сигнализации, удобство работы с оборудованием.
Параллельно с модернизацией уже имеющихся в ВВС самолетов А-50М концерн радиостроения «Вега-М» совместно с ТАНТК им. Г. М. Бериева осуществляет работы по созданию нового АК ДРЛОиУ, оснащенного принципиально новым РТК, обладающим еще более высокими техническими характеристиками. По сути представленная модернизация А-50У является переходным вариантом к новому самолету А-100 «Премьер», который по своим боевым возможностям должен значительно превзойти существующие А-50. Сообщается, что новый авиационный комплекс будет оснащаться антенной с активной фазированной решеткой. Как отмечал в 2011 году главнокомандующий ВВС России генерал-полковник Александр Зелин, новый авиационный комплекс А-100 будет создан на базе модернизированной версии Ил-76 – Ил-476, производство которого разворачивается в Ульяновске на мощностях завода «Авиастар-СП». Данная машина должна быть разработана к 2016 году.
. Вот были и такие Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -Кадры