Авианосные самолеты 2 мв зеро. «Зеро» — абсолютный ноль американской разведки

Тяжёлые поражения наших союзников на начальном этапе Тихоокеанской войны были во многом вызваны катастрофической недооценкой противника, в том числе и недооценкой технического уровня японцев. Виной тому стали откровенное шапкозакидательство и пренебрежение разведданными, помноженные на чванство «белых людей». Одним из наглядных примеров подобной недооценки стала история с проигнорированными сведениями о японском истребителе «Мицубиси» A6M «Зеро».

Шедевр Хорикоси Дзиро

Выдающиеся достоинства палубного истребителя «Зеро» были, как это часто бывает, прямым продолжением его недостатков, и наоборот. Всем известные скоростные и манёвренные характеристики эта машина обрела во многом «благодаря» отсутствию у компании «Мицубиси» мощных, но при этом лёгких и компактных авиадвигателей. Поскольку заказчик требовал высокоманёвренный истребитель, то от использования достаточно мощного (1075 л. с.) двигателя серии «Кинсэй» было решено отказаться из-за его массы и габаритов. Новый самолёт проектировался под более лёгкий двигатель «Дзуйсэй-13» мощностью всего 780 л. с., что для 1939 г. было, мягко говоря, уже маловато. Компенсировать это одним лишь улучшением аэродинамики было невозможно, так что единственным способом обеспечить заданные флотом лётно-технические характеристики было радикальное уменьшение веса планера новой машины.

Частично это было сделано за счёт использования в силовом наборе самолёта крайне дорогого алюминий-цинк-магниевого сплава ESDT, «экстра-супер дюраля», разработанного компанией «Сумитомо метал» и имевшего прочностные характеристики почти в полтора раза выше, чем обычный алюминий-медный дюраль, но и этого оказалось недостаточно. В результате главный конструктор истребителя Хорикоси Дзиро был вынужден волевым решением понизить прочностные нормативы, по которым рассчитывался силовой набор.

Везде, где только можно, были сделаны проёмы, уменьшавшие вес несущих элементов, широко варьировалась толщина обшивки и т. д. Получившаяся в результате сверхоблегчённая машина уложилась-таки в требования флота. А после того как заказчики настояли на использовании более мощного двигателя конкурентов из концерна «Накадзима» – «NK1C Сакаэ-12» мощностью 950 л. с. – то и превзошла их. Наконец, самолёт был принят на вооружение, получив название «Рэй-сики кандзё сэнтоки » – морской истребитель образца 0 (1940) года.

Хорикоси Дзиро

Благодаря лёгкому планеру «Зеро» получили удельную мощность, не уступавшую американским истребителям, имевшим под капотами гораздо больше «лошадей». Малый вес обеспечивал как меньшую инертность, так и меньшую нагрузку на крыло (а значит, и меньшую скорость сваливания), следствием стали выдающиеся скороподъёмность и манёвренность.

Знакомый незнакомец

Конечно же, за всё надо платить – и в случае «Зеро» этой ценой стала низкая живучесть самолёта, а также единственный пилотажный показатель, в котором японский истребитель по понятным причинам уступал своим американским конкурентам – скорость пикирования. Но чтобы воспользоваться первым недостатком, американским пилотам требовалось для начала хотя бы поймать в прицел вёрткого и приёмистого противника. Второй они использовали чаще, если конечно доживали до осознания, что единственный способ «сбросить с хвоста» карамельного цвета машину с «фрикадельками» на плоскостях – это ручку от себя, полный газ и молиться, чтобы хватило высоты.


22 июня 1942 г. Выжившие пилоты 221-й истребительной эскадрильи морской пехоты США. Они уже знают, как оторваться от «Зеро». Скоро они научатся их сбивать

Official U.S. Navy Photograph #80-G-357083, NARA

Отзывы американских лётчиков, впервые столкнувшихся с «Мицубиси» А6М, нельзя охарактеризовать иначе чем «восторженно-панические». Например, немногие выжившие пилоты 221-й истребительной эскадрильи морской пехоты, вступившие на своих F2A-3 «Баффало» и F4F-3 «Уайлдкэт» в бой с превосходящими силами вражеских истребителей во время налёта японской авиации на атолл Мидуэй, описывали их в следующих выражениях:

«Истребитель «Зеро» исключительно манёвренен и обладает поразительной скороподъёмностью. Он настолько превосходит F2A-3 на вертикалях, что представляется бессмысленным пытаться сделать более одного захода на любую цель. […] Истребитель «Зеро» превосходит F2A-3 в горизонтальной скорости. Он намного манёвренней F2A-3. Он превосходит F2A-3 по скороподъёмности. Он обладает большей огневой мощью, чем F2A-3»

Капитан Кирк Армистид (ВРИО командира эскадрильи)

F2A-3 не является боевым самолётом. Он по всем параметрам уступает самолётам, с которыми мы сражались. F2A-3 имеет практически ту же скорость, что и пикирующий бомбардировщик «Аити 99». Японский истребитель «Зеро» способен нарезать круги вокруг F2A-3. Из того, что я видел, я оцениваю максимальную скорость «Зеро» в 450 миль в час. Я уверен, что каждый командир, отправляющий пилота в бой на F2A-3, может заранее списать его в потери.

Капитан П. Р. Уайт

Я видел два «Брюстера», пытавшихся атаковать вражеские «Зеро». Один был сбит, другого спас зенитный огонь, прикрывший его хвост. Оба выглядели как привязанные, когда «Зеро» делали на них заходы. Я уверен, что будь у нас самолёты хоть вполовину такие же хорошие, как «Зеро», – мы смогли бы полностью остановить этот рейд.

Лейтенант Чарльз Хьюз (наблюдал бой с земли)

Считаю, что истребитель «00» был серьёзно недооценён. Думаю, это один из лучших истребителей этой войны. В то же время F2A-3 (или «Брюстер-тренировочный») должен находиться в Майами в качестве учебного самолёта, а не использоваться в качестве боевого истребителя первой линии.

Лейтенант К. М. Кунц

Джапы обладают очень манёвренными и скоростными самолётами в виде их истребителя «00», имеющего в достатке огневой мощи. Они могут спокойно развернуться внутри виража «Брюстера».

Лейтенант У. В. Брук


24–25 июня 1942 г., атолл Мидуэй. Не самые худшие последствия первого знакомства с «Зеро»: повреждённый в бою и при вынужденной посадке «Грумман» F4F-3 из 221-й эскадрильи разобран и ждёт отправки на ремонт, его пилот, капитан КМП Джон Кэйри, лежит в госпитале.

Official U.S. Navy Photograph #80-G-11636, NARA

Эти докладные дают много информации к размышлению, но по нашей нынешней теме стóит отметить две вещи: во-первых, американские пилоты – как кадровые, так и резервисты – при первой же встрече уверенно опознают «Зеро» (хотя каждый называет его как бог на душу положит: 00 Fighter, Zero Fighter, Zero Isento Ki Navy Fighter, type 00 ISENTO KI Navy fighter и т. д.); во-вторых, пилотажные возможности основного истребителя японского флота были для них полной неожиданностью даже на седьмом месяце войны. Последнее можно отнести ко всему флоту и армии США – возможности «Мицубиси» А6М стали неожиданностью для всех. И это несмотря на то, что военно-морская разведка обладала достаточно точными сведениями о «Зеро» ещё в начале 1941 г.

Нельзя сказать, что американская агентурная разведка в японской метрополии была организована плохо. Потому как её там не существовало вообще. Сейчас в это трудно поверить, но практически единственным каналом, по которому в предвоенный период из Японии в США поступала информация военного и военно-технического характера, были «официальные разведчики», то есть военный и военно-морской атташе при посольстве США в Токио, а также их немногочисленный штат. Анализ открытых источников, официальные посещения военных объектов и мероприятий, обмен информацией с коллегами из других посольств, личные контакты с японские военными. А также разовые удачи, вызванные странным поведением самих японских властей, обычно помешанных на секретности всего и вся.

Первые слухи о новом японском истребителе стали доходить из Китая ещё в 1940 году. Каково же было изумление помощника по авиации военно-мор­ско­го атташе США капитан-лейтенанта Стивена Джерика (Ste­ph­en Jurika), когда он, посетив в январе 1941 г. ежегодный военно-спортивный праздник (где японские флот и армия традиционно мерялись длиной своих стволов), обнаружил этот новейший самолёт, что называется, в натуре.

Капитан-лейтенант Стивен Джерика

И не просто выставленный на всеобщее обозрение (причём с возможностью осмотреть даже кокпит), но и любезно снабжённый табличкой с основными лётно-техническими характеристиками, включая вес, мощность двигателя и скоростные показатели. Дипломат с пилотскими «крылышками» на кителе добросовестно переписал все цифры, визуально прикинул габариты истребителя и площадь крыла, оценил вооружение, конструкцию обшивки, приборы в кокпите, а затем ещё и понаблюдал машину в действии, когда она состязалась в небе с армейскими истребителями. После чего отправил в Разведуправление флота США (Office of Naval Intelligence, ONI) подробный отчёт.

Американцы в плену стереотипов

Однако ещё большее изумление Стивен Джерика испытал спустя пару месяцев, получив из ONI ответ на свой отчёт. Как он вспоминал впоследствии – первый и последний ответ за всю его двухлетнюю службу в Токио. Раздражённое начальство настоятельно рекомендовало капитан-лейтенанту более не присылать в Вашингтон подобного бреда и дезинформации. Американские эксперты по авиации в один голос заявили, что машина с таким набором характеристик просто не может существовать в природе (особенно это касалось соотношения габаритов и веса, а также заявленной дальности полёта). Ещё более абсурдной им показалась сама мысль о том, что «отсталые азиаты», способные в лучшем случае на производство ухудшенных копий устаревших западных самолётов, смогли построить истребитель, превосходящий новейшие машины флота США. Точно так же были впоследствии проигнорированы сообщения о характеристиках A6M, полученные уже из Китая (например, сообщение о том, что почти 6-метровое крыло сбитого «Зеро» было настолько лёгким, что его смогли поднять два человека).


Какими виделись американским экспертам из журнала «Aviation» их будущие противники. Обратите внимание на подписи, где обязательно указывается, «клоном» какого западного самолёта является та или иная японская машина

И я нисколько не утрирую насчёт «отсталых азиатов». В официальном американском ежегодном дайджесте по морской авиации за 1939 год без тени сомнения писалось, что японцами «не был самостоятельно спроектирован ни один из самолётов, выпускающихся ими в настоящий момент для нужд вооружённых сил». В реальности же единственным японским самолётом иностранной разработки был производившийся по лицензии легендарный американский «Дуглас» DC-3.

Журнал «Aviation» был не менее категоричен, в сентябре 1940 г. технический уровень японской авиации описывался там следующими словами: «Американским авиационным специалистам достаточно беглого взгляда на новейшие японские военные самолёты, чтобы прийти к выводу, что все они являются либо устаревшими, либо устаревающими». Там же делался вывод, что японская авиапромышленность и уровень их авиаконструкторов серьёзно уступают даже итальянским.

В январском выпуске журнала «Flying and Popular Aviation» 1941 г. японская авиация разбирается в статье с говорящим названием: «Япония НЕ является военно-воздушной державой», где в подтверждение своей «аналитики» автор на полном серьёзе пересказывает байку о прибывшем в Японию германском военном наблюдателе. Бравый пилот Первой мировой, не садившийся с тех пор в кокпит самолёта, наутро после пьянки, организованной в его честь, садится в истребитель и без труда побеждает в учебных боях одного за другим «десять лучших японских пилотов».

Известный популяризатор военно-морской истории Флетчер Прэтт в книге «Морская мощь и современная война» также с абсолютной серьёзностью писал о том, что японцы в принципе не могут быть хорошими пилотами. Как и положено любым расистским построениям, данное утверждение имело наукообразное обоснование в виде «физиологических особенностей, свойственных этой расе», как-то: присущая поголовно всем «азиатам» близорукость, а также неправильное устройство внутреннего уха, отвечающего за вестибулярный аппарат. Летом 1941 года статью подобного содержания опубликовал и серьёзный профессиональный журнал «Aviation Review».

До «Дня позора» в Пёрл-Харборе и на Кларк-Филд оставалось всего полгода.

Источники и литература :

  • Commanding Officer, Marine Fighting Squadron 221, “Enemy contact, report on.”, June 6, 1942.
  • Jiro Horikoshi, Shojiro Shindo, “Eagles of Mitsubishi: The Story of the Zero Fighter”, 1992.
  • Robert Mikesh, “Zero: Combat and Development History of Japan"s Legendary Mitsubishi A6M”, 1994.
  • John Prados, “Combined Fleet Decoded: The Secret History of American Intelligence and the Japanese Navy in World War II”, 1995.
  • Akira Yoshimura, “Zero Fighter”, 1996.
  • Mark R. Peattie, “Sunburst: The Rise of Japanese Naval Air Power, 1909–1941”, 2007.

Легендарный истребитель "Зеро" ныне отсутствующих японских императорских ВВС впервые после окончания Второй мировой войны вновь взмыл в небо бывшей империи. Правда. совсем на короткое время.

Взлетел он с существующего с довоенных времен аэродрома военно-морских сил Каноя в префектуре Кагосима на крайнем юго-западе острова Кюсю. В кабине прославленного самолета сидел, кстати, представитель былых врагов - отставной американский военный пилот Скип Холм. Поскольку в самой Японии нет ни одного человека с лицензией на управление этим истребителем. Хотя, возможно, некоторые бодрые ветераны еще могли бы тряхнуть стариной и бросить свой верный "Зеро» в крутое пике.

Взлетевший с базы Каноя самолет был найден еще в 70-х годах прошлого века в джунглях Папуа-Новой Гвинеи, где в годы Второй мировой войны проходили ожесточенные бои между императорской армией и американскими войсками. «Зеро» сильно проржавел, но был восстановлен, сейчас принадлежит частному японскому коллекционеру, сертифицирован в США и, как утверждается, пребывает в идеальном состоянии.

Кстати, всего в Соединенных Штатах сейчас имеется шесть готовых к полетам трофейных самолетов такого типа (официально по-английски они именуются Mitsubishi A6M Zero). А вот японцы термина "Зеро" не знают - в старой шовинистической Японии такие заграничные словечки не поощрялись. Самолеты назывались Рэйсэн - Истребитель Ноль.

Они производились на заводах корпорации "Мицубиси" с 1940 по 1945 год. "Зеро" отлично себя показали во время войны в Китае: причинили, в частности, немало горя советским летчикам, сражавшимся на стороне войск Чан Кайши против японского вторжения. Они же были лучшими боевыми самолетами на начальном этапе тихоокеанской кампании Второй мировой войны, могли выполнять функции легкого бомбардировщика или торпедоносца. «Зеро» отличались отличной маневренностью, высокой скоростью и небывалой по тем временам дальностью полета - более 2 тысяч километров.

Эти самолеты, в частности, сыграли важную роль в успехе неожиданной японской атаки на американские военные объекты на базе Пёрл-Харбор.
Однако индустриальный и технологический разрыв Японии и Соединенных Штатов был гигантским: в США очень быстро были разработаны более скоростные и мощные машины, и с 1942 года "Зеро" потеряли свое превосходство в воздухе. На один сбитый американский самолет стало приходиться до десятка японских. На последнем этапе войны некогда непобедимые истребители стали все чаще использоваться для самоубийственных полетов камикадзе. Кстати, весной 1945 года взлетали они и с базы Каноя.

"Зеро" вызывают у японцев весьма смешанные чувства - с одной стороны, это напоминание о жутких событиях минувшей проигранной войны, которую общественность в подавляющем большинстве осуждает. С другой - некоторое воплощение трагической романтики, предмет некоторой гордости за технические достижения минувшего века.

Кстати, судьбе конструктора истребителя "Зеро" посвящен вышедший в 2013 году крайне популярный полнометражный анимационный фильм "Ветер крепчает" великого японского режиссера Хаяо Миядзаки.

942 м/мин Размеры Длина: 9,06 м Высота: 3,05 м Размах крыла: 12,0 м Площадь крыла: 22,44 м² Масса Пустой: 1680 кг Снаряжённый: 2410 кг Силовая установка Двигатели: 1 × Вооружение Стрелково-пушечное вооружение: 2×7,7 мм пулемёта Тип 97 на двигателе
2×20 мм пушки Тип 99 в крыльях 2×30 кг бомбы под крыльями и 1×60 кг бомба под фюзеляжем

Название «Морской палубный истребитель Тип 00 Модель 11» (Rei shiki Kanjo sentoki , 零式艦上戦闘機) A6M получил от последних чисел года выпуска - 2600 год по японскому летоисчислению (1940 г). В Японии его неофициально называли «Рейзен», кодовое имя данное союзниками - «Зике» (Zeke). Пилоты же называли A6M просто «Зеро» (англ. «Ноль» ).

Разработка

Захваченый A6M2 c американскими опознавательными знаками в NASA

В сравнении с западными самолётами «Зеро» не имел бронированной спинки кресла пилота и протектированных топливных баков, что снижало его устойчивость к боевым повреждениям. Большинство самолётов строились из алюминия марки T-7178, который был легче и прочнее, но и более хрупок. Очень низкая нагрузка на крыло давала скорость сваливания около 110 км/ч - способность к крутым разворотам, недоступным союзным самолётам того времени. За счет отклонения триммеров элеронов в противоположную сторону уменьшались усилия на ручке управления, но это снижало скорость вращения на больших скоростях - на 260 км/ч она составляла 56 градусов в секунду. На скоростях около 500 км/ч скорость вращения падала до ноля из-за гибкости крыльев.

Американские военные получили возможность детально изучить «Зеро» после восстановления почти неповреждённого самолёта приземлившегося на Аляске . Японский пилот слишком далеко улетел от базы и, надеясь совершить экстренную посадку на территории США, перевернулся и сломал себе шею .

На службе

Дебют «Зеро» состоялся в августе 1940 года в Китае. Из-за недостаточного радиуса действия устаревающие A5M не могли сопровождать японские бомбардировщики и те несли большие потери от китайских истребителей. Все изменилось с прибытием «Зеро». Во время первых операций по сопровождению бомбардировщиков ни один истребитель не поднялся в воздух на перехват, так как китайцы узнали о прибытии «Зеро» и тщательно рассредоточили свои самолёты. Всего предсерийные «Зеро» уничтожили 266 вражеских самолётов в Китае.

Nakajima A6M2-N «Rufe»

В начале 1941 года началась разработка поплавкового самолёта на основе модели 11. Инженеры Nakajima убрали стойки шасси , установили большой подфюзеляжный поплавок с топливным баком внутри, на лонжероне закрепили два поддерживающих поплавка, увеличили площадь руля и добавили небольшой киль под фюзеляжем . 8 декабря 1941 года прототип совершил первый полёт. Принят на вооружение в июле 1942 года под обозначением «морской поплавковый истребитель тип 2 модель 11».

A6M2 модель 21

В ноябре 1940 года была представлена модификация со складывающимися на 500 мм законцовками крыла, что позволяло размещаться на авианосцах. Ранее это было невозможно, так как палубные подъемники авианосцев японского флота не были приспособлены для самолётов с длинной крыла более 11 метров. 740 самолётов этой модификации были построены Mitsubishi и 800 Nakajima.

Так же эта модель послужила основой для двухместного тренировочного самолёта A6M2-K, 508 единиц которого построили Hitachi и 21-й арсенал морской авиации в Сасебо.

A6M3 модель 32

В конце 1941 года Nakajima представила двигатель Sakae 21 мощностью 1130 л.с. (840 кВт) оснащенный двухступенчатым нагнетателем увеличивающим производительность на больших высотах. Из-за нагнетателя новый двигатель был несколько тяжелее и длиннее, что привело к смещению центра тяжести слишком далеко вперед. Было принято решение укоротить на 200 мм крепления двигателя к мотораме сдвигая его, таким образом, к кокпиту . Это повлекло уменьшение ёмкости главного топливного бака, расположенного прямо за двигателем, с 518 до 470 литров.

Другим важным изменением было удаление складывающихся законцовок крыла. Это дало гораздо больший эффект чем ожидалось изначально. Меньшая площадь крыла увеличила скорость вращения, а уменьшившееся лобовое сопротивление позволяло пикировать на скорости до 670 км/ч. С другой стороны уменьшились маневренность и дальность полета, что очень не нравилось пилотам и Штабу морской авиации. Меньший радиус действия внес серьёзные ограничения во время кампании у Соломоновых островов в 1942 году.

Так же были увеличены магазины крыльевых 20-мм пушек, теперь они могли вмещать до 100 снарядов (ранее 60). Магазины выполненные в виде барабанов стали выступать за габариты крыла и были закрыты обтекателями.

Модель 32 начала производиться в апреле 1942 года . Всего построено 343 самолёта. В первое время военные США зарезервировали кодовое имя «Hamp» для этой модели прежде чем осознали что это всего лишь модификация «Зеро».

A6M3 модель 22

Из-за потери части авианосцев при острове Мидуэй самолётам приходилось действовать с сухопутных баз, летая на большие расстояния. Чтобы компенсировать уменьшившийся радиус действия модели 32 вновь стали использоваться складывающиеся законцовки крыла. Так же стали устанавливаться два дополнительных крыльевых топливных бака по 45 литров . Таким образом удалось достичь самой большой дальности полёта среди всех моделей «Зеро».

На некоторые самолёты (обозначались «модель 22а») ставились усовершенствованные пушки Тип 99 модель 2 модификация 3 с удлиненным стволом , и увеличенной скорострельностью . Ещё несколько прототипов, обозначавшихся «модель 22б», вооружались 30-мм пушкой Тип 5 , но в серию не пошли из-за слабости конструкции крыла не выдерживающей отдачу столь мощных пушек.

Всего, с декабря 1942 года было произведено 560 самолётов этой модели.

A6M4

Два A6M2, оснащенные экспериментальной моделью двигателя Sakae с газотурбинным нагнетателем для использования на больших высотах, получили обозначение A6M4. В 1943 году за разработку модификации и тестирование этих двух прототипов взялся 1-й технический арсенал морской авиации в Йокосуке . Недостаток необходимых сплавов используемых в производстве газотурбинного нагнетателя сильно сказался на разработке и она была свёрнута. Данные, полученные при разработке A6M4, в дальнейшем использовались при производстве более технологичного A6M5, и позволили ускорить его разработку ведущуюся в то время Mitsubishi.

A6M5 модель 52

A6M5 модель 52

A6M5 - модификация A6M3 на который стали устанавливать крыло меньшего размаха - 11 метров (площадь 21,3 м²) с усиленной обшивкой, благодаря чему увеличилась скорость вращения и достигалась скорость 657 км/ч в пикировании. Так же была переработана система выхлопа - каждая пара цилиндров получила по выхлопному патрубку, вместо общего коллектора выхлопных газов - это дало несколько дополнительных км/ч к скорости. Чтобы раскалённые выхлопные газы не прожигали обшивку в районе патрубков её усилили стальным листом. Скорость самолёта возросла до 565 км/ч на 6000 метрах, став, таким образом, самой быстрой модификацией «Зеро». Всего было построен 1701 самолёт.

Варианты

  • A6M5a «Kou» - устанавливались пушки Тип 99-II Мк 4 с ленточным питанием по 125 снарядов.
  • A6M5b «Otsu» - первая модель получившая 50-мм лобовое бронестекло. Фюзеляжные баки оснащались системой пожаротушения. Один 7,7-мм пулемёт заменили на 13,2-мм пулемёт Тип 3.
  • A6M5c «Hei» - оставшийся 7,7-мм пулемёт демонтировали. В крыле, рядом с 20-мм пушками, смонтировали два дополнительных 13,2 пулемёта. Пилот получил защиту в виде бронеспинки и бронезаголовника. За кабиной пилота смонтировали дополнительный протектированный бензобак на 140 литров.
  • A6M5d-S - ночной истребитель вооруженный одной 20-мм пушкой.

A6M6c

A6M6 в морском музее в Куре (музей Yamato)

Идентичен A6M5c, но оснащался двигателем Nakajima Sakae 31a с системой впрыска водно-метаноловой смеси и протектированными крыльевыми баками.

A6M7

Идентичен A6M6. Двигатель Nakajima Sakae 31b, с двухступенчатым нагнетателем и без системы впрыска водно-метаноловой смеси. Использовался для атак камикадзе.

A6M8

Идентичен A6M6. Оснащался двигателями Mitsubishi Kinsei 62. Построено два прототипа.

См. также

  • Зеро (рулетка)

Примечания

Ссылки

  • Mitsubishi A6M2 Zero-Sen Rene J. Francillon - Aircraft profile 129, 1969 год Перевод А. Плахова, редакция В. Моисеева
  • Хорикоши Д., Окумия М., Кайдин М. «Зеро!» (Японская авиация во Второй мировой войне)

Название «Морской палубный истребитель Тип 0» (яп. 零式艦上戦闘機 Рэй-сики кандзё: сэнто:ки ) A6M получил от последних цифр года выпуска - 2600 год по японскому летоисчислению (1940 г). В Японии его неофициально называли «Рэй-сэн» или «Зеро-сэн» («рэй» - «ноль», «сэн» от слова «сэнтоки» - «истребитель»); кодовое имя, данное союзниками, - «Зик» (Zeke), сокращение от Иезекииль (Ezekiel). Пилоты же называли A6M просто «Зеро» (с англ.  -  «Ноль»). Возможно, самый известный самолет на тихоокеанском театре военных действий.

Разработка

Захваченный A6M2 с американскими опознавательными знаками в исследовательской лаборатории NACA, 8 марта 1943

В сравнении с западными самолётами «Зеро» не имел бронированной спинки кресла пилота и протектированных (способных затягивать пулевые пробоины) топливных баков, что снижало его устойчивость к боевым повреждениям. Силовой набор самолётов выполнялся из алюминий-магниевого сплава (т. н. «Extra Super Dural»), который был легче и прочнее обычного дюралюминия, но и более хрупок. Очень низкая нагрузка на крыло давала скорость сваливания около 110 км/ч - способность к крутым разворотам, недоступным союзным самолётам того времени. За счет отклонения триммеров элеронов в противоположную сторону уменьшались усилия на ручке управления , но это снижало скорость крена на больших скоростях - на 260 км/ч она составляла 56 градусов в секунду. На скоростях около 500 км/ч скорость крена падала до ноля из-за гибкости крыльев.

Американские военные получили возможность детально изучить «Зеро» после восстановления почти неповреждённого самолёта приземлившегося на Аляске . Данный самолет известен как Акутанский Zero . Японский пилот слишком далеко улетел от базы и, надеясь совершить экстренную посадку на территории США, перевернулся и погиб .

На службе

Дебют «Зеро» состоялся в августе 1940 года в Китае. Из-за недостаточного радиуса действия устаревающие A5M не могли сопровождать японские бомбардировщики , и те несли большие потери от китайских истребителей. Всё изменилось с прибытием «Зеро». Во время первых операций по сопровождению бомбардировщиков ни один истребитель не поднялся в воздух на перехват, так как китайцы узнали о прибытии «Зеро» и тщательно рассредоточили свои самолёты. Всего предсерийные «Зеро» уничтожили в Китае 266 вражеских самолётов.

Nakajima A6M2-N «Rufe»

В начале 1941 года началась разработка поплавкового самолёта на основе модели 11. Инженеры Nakajima убрали стойки шасси , установили большой подфюзеляжный поплавок с топливным баком внутри, на лонжероне закрепили два поддерживающих поплавка, увеличили площадь руля и добавили небольшой киль под фюзеляжем . 8 декабря 1941 года прототип совершил первый полёт. Принят на вооружение в июле 1942 года под обозначением «морской поплавковый истребитель тип 2 модель 11».

A6M2 модель 21

В ноябре 1940 года была представлена модификация со складывающимися на 500 мм законцовками крыла, что позволяло размещаться на авианосцах. Ранее это было невозможно, так как палубные подъёмники авианосцев японского флота не были приспособлены для самолётов с длиной крыла более 11 метров. 740 самолётов этой модификации были построены Mitsubishi и 800 Nakajima.

Также эта модель послужила основой для двухместного тренировочного самолёта A6M2-K, 508 единиц которого построили Hitachi и 21-й арсенал морской авиации в Сасебо .

A6M3 модель 32

В конце 1941 года Nakajima представила двигатель Sakae 21 мощностью 1130 л. с. (840 кВт), оснащённый двухступенчатым нагнетателем , увеличивающим производительность на больших высотах. Из-за нагнетателя новый двигатель был несколько тяжелее и длиннее, что привело к смещению центра тяжести слишком далеко вперед. Было принято решение укоротить на 200 мм крепления двигателя к мотораме , сдвигая его таким образом к кокпиту . Это повлекло уменьшение ёмкости главного топливного бака, расположенного прямо за двигателем, с 518 до 470 литров.

Другим важным изменением было удаление складывающихся законцовок крыла. Это дало гораздо больший эффект, чем ожидалось изначально. Меньшая площадь крыла увеличила скорость крена, а уменьшившееся лобовое сопротивление позволяло пикировать на скорости до 670 км/ч. С другой стороны, уменьшились маневренность и дальность полета, что очень не нравилось пилотам и Штабу морской авиации. Меньший радиус действия внёс серьёзные ограничения во время кампании у Соломоновых островов в 1942 году .

Также были увеличены магазины крыльевых 20-мм пушек, теперь они могли вмещать до 100 снарядов (ранее 60). Магазины, выполненные в виде барабанов, стали выступать за габариты крыла и были закрыты обтекателями.

Модель 32 начала производиться в апреле 1942 года . Всего построено 343 самолёта. В первое время военные США зарезервировали кодовое имя «Hamp» для этой модели, прежде чем осознали, что это всего лишь модификация «Зеро».

A6M3 модель 22

Из-за потери части авианосцев в битве при острове Мидуэй самолётам приходилось действовать с сухопутных баз, летая на большие расстояния. Чтобы компенсировать уменьшившийся радиус действия модели 32, вновь стали использоваться складывающиеся законцовки крыла. Также стали устанавливаться два дополнительных крыльевых топливных бака по 45 литров . Таким образом удалось достичь самой большой дальности полёта среди всех моделей «Зеро».

На некоторые самолёты (обозначались «модель 22а») ставились усовершенствованные пушки Тип 99 модель 2 модификация 3 с удлиненным стволом и увеличенной скорострельностью . Ещё несколько прототипов, обозначавшихся «модель 22б», вооружались 30-мм пушкой Тип 2, но в серию не пошли из-за слабости конструкции крыла, не выдерживающей отдачу столь мощных пушек.

Всего с декабря 1942 года было произведено 560 самолётов этой модели.

A6M4

Два A6M2, оснащенные экспериментальной моделью двигателя Sakae с газотурбинным нагнетателем для использования на больших высотах, получили обозначение A6M4. В 1943 году за разработку модификации и тестирование этих двух прототипов взялся 1-й технический арсенал морской авиации в Йокосуке . Недостаток необходимых сплавов , используемых в производстве газотурбинного нагнетателя, сильно сказался на разработке, и она была свёрнута. Данные, полученные при разработке A6M4, в дальнейшем использовались при производстве более технологичного A6M5 и позволили ускорить его разработку, ведущуюся в то время Mitsubishi.

A6M5 модель 52

A6M5 модель 52

A6M5 - модификация A6M3, на который стали устанавливать крыло меньшего размаха - 11 метров (площадь 21,3 м²) с усиленной обшивкой, благодаря чему увеличилась скорость крена и достигалась скорость 657 км/ч в пикировании. Также была переработана система выхлопа - каждая пара цилиндров получила по выхлопному патрубку вместо общего коллектора выхлопных газов - это дало несколько дополнительных км/ч к скорости. Чтобы раскалённые выхлопные газы не прожигали обшивку в районе патрубков, её усилили стальным листом. Скорость самолёта возросла до 565 км/ч на 6000 метрах, став, таким образом, самой быстрой модификацией «Зеро». Всего было построен 1701 самолёт.

Варианты

  • A6M5a «Kou» - устанавливались пушки Тип 99-II Мк 4 с ленточным питанием по 125 снарядов.
  • A6M5b «Otsu» - первая модель, получившая 50-мм лобовое бронестекло . Фюзеляжные баки оснащались системой пожаротушения. Один 7,7-мм пулемёт заменили на 13,2-мм пулемёт Тип 3 .
  • A6M5c «Hei» - оставшийся 7,7-мм пулемёт демонтировали. В крыле рядом с 20-мм пушками смонтировали два дополнительных 13,2 пулемёта. Пилот получил защиту в виде бронеспинки и бронезаголовника . За кабиной пилота смонтировали дополнительный протектированный бензобак на 140 литров.
  • A6M5d-S - ночной истребитель, вооружённый одной 20-мм пушкой, установленной наклонно в задней части фюзеляжа (аналог немецкой «неправильной музыки»).

A6M6c

A6M6 в морском музее в Куре (музей Yamato)

Идентичен A6M5c, но оснащался двигателем Nakajima Sakae 31a с системой впрыска водно-метаноловой смеси и протектированными крыльевыми баками.

A6M7

Идентичен A6M6. Двигатель Nakajima Sakae 31b, с двухступенчатым нагнетателем и без системы впрыска водно-метаноловой смеси. Использовался для атак камикадзе.

A6M8

Идентичен A6M6. Оснащался двигателями Mitsubishi Kinsei 62 . Построено два прототипа.

См. также

  • en:The Eternal Zero фильм посвящённый этому истребителю

Примечания

Литература

  • Колов С. Мицубиси "Зеро". О лучшем японском истребителе (рус.) // Крылья Родины . - М. , 2000. - № 6 . - С. 27-31 . - ISSN 0130-2701 .
  • Харук А.И. «Зеро». Лучший палубный истребитель. - М. : Эксмо; Яуза; Коллекция, 2010. - 132 с. - (Война и мы. Авиаколлекция). - 2500 экз. - ISBN 978-5-699-41280-8 ..
  • Харук А.И. Истребители Второй Мировой. Самая полная энциклопедия. - М. : Яуза, ЭКСМО, 2012. - 368 с. - 1500 экз. -

Япония

Тип: однодвигательный истребитель

Экипаж: один пилот

Кроме начального удивления от налета на Перл-Харбор ранним утром 7 декабря 1941 года, возможно, самым большим потрясением для американских сил на Тихом океане стали выдающиеся летно-технические характеристики основного палубного истребителя Императорских ВМС Японии - самолета А6М2 «Зеро-Сен» (Zero-Sen) компании «Мицубиси» (Mitsubishi), обладавшего прекрасными пропорциями. Он был быстрым и маневренным, вооружен двумя 20-мм пушками и двумя пулеметами калибра 7,7 мм и обладал невероятной дальностью полета в 3088 км при использовании сбрасываемого подфюзеляжного топливного бака.

Самолет был абсолютно пропущен разведками Великобритании и США в месяцы перед налетом на Перл-Харбор. «Зеро» ведет свое происхождение от требований Штаба Императорских ВМС от 1937 года на создание нового самолета для замены самолета А5М компании «Мицубиси», тогда основного истребителя флота. Работа протекала без задержек, и первый прототип полетел 1 апреля 1939 года, а первые истребители поступили в эксплуатацию в следующем году. Около 10 500 истребителей «Зеро» было построено не менее чем в восьми различных модификациях, и, хотя с конца 1943 года более мощные истребители США превзошли их, самолеты «Зеро» сохранили некоторую боеспособность благодаря своему весу. К концу 1944 года большинство японских эскадрилий было вынуждено летать с сухопутных баз, поскольку когда-то гордый авианосный флот был потоплен.

Наконец в отчаянной попытке множество самолетов «Зеро» были в срочном порядке переделаны в «летающие бомбы» и брошены под управлением пилотов-камикадзе в атаки на громадные военно-морские силы вторжения на Филиппинах, Иво Джима и Окинаве. Сегодня в США два экземпляра этого самолета поддерживаются в состоянии летной годности, в то же время еще несколько самолетов восстанавливаются для полетов.

Этот самолет в свое время являлся одним из символов Второй мировой войны. Принадлежал он к истребительной авиации японского флота. Новая машина была предназначена для того, чтобы заменить в будущем истребители А5м. Более того, он должен был превзойти предыдущие аналоги по скорости, но не уступал бы в этом случае по маневренности.

Самолет относится к палубному базированию и, естественно, должен иметь хорошие взлетно-посадочные характеристики. Особенно это касается дальности полета. На этом самолете впервые в японской практике использовались на вооружении пушки (20 миллиметров) и пару пулеметов.

Самолет разрабатывал авиаконструктор Хорикоси. Самая важная составляющая такого самолета – это его двигатель. Истребитель получил закрытую кабину и улучшенную аэродинамику. Первый тип самолета был испытан в 1939 году.

Характеристики

Самолет имел мощность 940 лошадиных сил. Размах крыла 12 метров, его длина 9 метров, высота 3,5 метра. Площадь крыла составляет 22 квадратных метра. Пустой самолет имел вес 1695 килограмма, потолок самолета 1 километр. Самолеты такого типа использовались в основном для сопровождения тяжелых бомбардировщиков. Их часто применяли в войне, и они совершали большое количество боевых вылетов. Когда началась война с США, императорский флот имел в своем составе более 400 истребителей такого типа.

В апреле 1842 года авианосное соединение выполняло рейд, оно нанесло удар по объектам на Цейлоне. Здесь Зеро показали большое превосходство над всеми теми истребителями, которые им противостояли. В этом случае большую роль сыграл уровень подготовки пилотов в Японии. К тому же они участвовали в битве авианосцев при сражении в Коралловом море. К сожалению, не успели прикрыть авианосец Сеху, и американская авиация все-таки потопила его, но они обеспечили действия своих ударных групп. Истребители такого типа всегда могли надежно прикрыть собственный авианосец.

Иногда они могли действовать не только как истребители, но и пикировать как штурмовики. Все-таки во время войны в 44-м году инициатива перешла к американцам. Когда происходили бои над островами, то здесь погибло много пилотов палубной авиации. Японский авианосный флот потерял свою былую мощь, и истребители Зеро мало принимали участие в воздушных схватках. Здесь можно добавить, что такие самолеты участвовали часто как самолеты-камикадзе. Можно с уверенностью сказать, что в это время такой самолет являлся выдающимся. У него была огромная дальность полета.

К примеру, если бы Мессершмитт-109 имел боевой радиус разворота такой, как у Зеро, то битва за Британию могла бы быть совсем другая. В этом случае Германия полностью смогла бы контролировать воздушное пространство над Британией.

Можно сказать о некоторых слабых местах этого самолета. У него был малолитражный мотор, который не имел резерва для того, чтобы увеличить намного мощность. Нельзя не сказать и о том, что работы над самолетом выполняло конструкторское бюро. Они долго работали над конструкцией планера.

Японцы всегда следили о направлении развития техники в мировом самолетостроении. Большое внимание уделялось и вооружению. Здесь некоторые разработчики понимали, что для того, чтобы истреблять самолеты противника, Зеро нужно иметь тяжелое вооружение. Все это было связано с тем, что у машин потенциального противника имелся большой запас прочности. Именно поэтому были на самолет поставлены швейцарские пушки «Эрликон». В то время такие пушки были распространены в Европе.

Японцы смогли обратить внимание на то, что у пушки была небольшая начальная скорость снаряда, но пушка была легкой и имела маленькие габариты. Ее можно было без проблем установить под крылья с низким профилем. Проще говоря, это стало основным вооружение японских самолетов. Когда машина была представлена в готовом виде, то по конструкции самолета сразу появилось много противников.

Вокруг этого самолета разгорелись весьма серьезные споры. Некоторые говорили о таком недостатке, как закрытая кабина, она может ограничивать обзор для пилота. Один из военачальников встал на защиту самолета и заявил о том, что главное его преимущество заключается в его хорошей маневренности. В этом случае даже можно отказаться от тяжелого вооружения, к тому же был еще и ограничен радиус действия, они не могли сопровождать бомбардировщики. Этим пользовались китайцы и делали с японскими бомбардировщиками, что хотели. Еще одной важной характеристикой истребителя была максимальна скорость.

В этом случае у него была всегда преимущество навязать свою тактику боя противнику. Если пилота хорошо обучать управлению таким самолетом, то он может одержать победу над противником. Это может быть даже тогда, когда противник будет иметь преимущество по маневренности.

Очень было много противоречий, и была угроза, что проект может быть закрыт. Однако сам конструктор Хорикоси предоставил комиссии теоретические расчеты, в которых говорил, что будущий самолет будет иметь все необходимые качества в достаточной степени.

Самолет собирался на одном из заводов Mitsubishi. Он еще долгое время испытывался, и только после этого самолет был принят на японский флот. Многие летчики отзывались об этом самолете положительно. Он показал себя хорошо в боевых действиях, и все силы были направлены на то, чтобы увеличить производство этих самолетов.

Японские бомбардировщики несли большие потери, поэтому им нужна была защита. Этот самолет в то время не имел конкуренции в небе во время войны. Его выпускали лучшие авиакомпании. В сорок первом году авиация Японии намного превосходила своих противников и союзников.

К этому можно добавить, что некоторые японские летчики считали этот самолет мечом для самурая. Этот истребитель участвовал практически во всех воздушных сражениях, которые проводил императорский флот Японии. Его высокая дальность полета и маневренность стали почти легендой. На сегодняшний день этот самолет остается символом японской авиации.

Основные данные

Размеры:

  • Длина: 9,07 м
  • Размах крыла: 11 м
  • Высота: 3,5 м
  • Пустого: 1894 кг
  • Максимальный взлетный: 2950 кг

Летно-технические характеристики:

  • Максимальная скорость: 557 км/ч
  • Дальность полета: 1800 км

Силовая установка: двигатель NK1C «Сэкэи» (Sakae) 12 компании «Накаяма» (на модификации А6М2), двигатель «Сэкэи» (Sakai) 21 (на модификации А6М5) и двигатель R-1830 «Твин Уосп» компании «Пратт-Уитни» (на экземпляре А6М2 в Музее летания)

Мощность: 925 л. с. (690 кВт), ИЗО л. с. (843 кВт) и 1200 л. с. (894 кВт) соответственно

Дата первого полета:

  • 1 апреля 1939 года

Сохранившиеся годными к полетам модификации:

  • А6М2 и А6М5

Японский самолет Зеро видео



Декларация по УСН