Работа вожатым в детском лагере. Личный опыт: Зачем идти вожатым в детский лагерь. Вожатый с точки зрения детей

Как стать вожатым, какие подводные камни будут преследовать при становлении это трудной профессии..или не очень. Все это рассмотрим в статье и я попробую ответить, кто же такой настоящий вожатый и как им стать

На данный момент, май 2017 года — поехать в лагерь в качестве педагога(а именно так его квалифицирует закон)не представляет особого труда. Достаточно пройти школу вожатых, получить сертификат и все.

Ты готов ехать в лагерь если нет проблем со здоровьем и законом. И тут, конечно, можно завершать статью. Но нееет.

Это очень кратко и пишется легко — пройти какую-то школу вожатых, которая длиться от силы полгода 2-3 раза в неделю, медосмотр — беготня занимает день по больницам и справка о несудимости. Уж ее то можно заказать через госуслуги в 2 клика мыши.
Но, как писал выше, не все так легко и просто. Мы как в книге Сергея Лукьяненко «Черновик» выпадаем из реального мира и попадаем в другой. Мир сказки, сказочных существ, волшебства и магии. А попасть в эту загадочную страну под названием «лагерь» и остаться там не так просто.
Чтобы организовать эту сказку — нужно стать волшебником. Чтобы создать атмосферу уюта, атмосферу спокойствия, нужно эмоционального настроя в лагере — нужно стать волшебником . Стать другим, не тем, кто ты есть. Измениться в другую сторону, делать то, что никогда не делал.
За свои пять лет работы в лагерях всех типов я видел как меняются люди. Увы, совершенно не в лучшие стороны.
Многие вожатые(первогодки) приезжали в лагерь, откровенно говоря, потусить. Совершенно не понимая, что работа с детьми напрочь опровергает т. н. «тусню» и эта..хм.. «тусня», невнимательность и забивание на детей может обернуться им статьей за халатность. Или того похуже.
Реже я видел желание самоутвердиться за счет детей и других педагогов. Обычно это проявляется в тех, кто работает лишь второй, а корона иногда сверкает так, что сам коронованный слепнет в своих действиях и действует во вред окружающим.

Разные причины двигают людей становиться вожатыми. Это может быть действительно желание самоутвердиться и не чувствовать себя одиноким. Это может быть действительно интерес к детям, проявление материнских и отцовских амбиции. Может просто педагогическая практика от педколледжа и института.

Чтобы стать вожатым — нужно понять — зачем вам быть вожатым? С какой целью?

Сможете на него ответить и вам открыты все двери. На территории РФ открыто множество курсов вожатского мастерства. Называются они РШВ(Республиканская Школа Вожатых) или ШВМ(Школа Вожатского Мастерства) Занятия от бесплатных до трехсот рублей за курсы.
Есть и сайты посвященные вожатым и обсуждению их деятельности.

Еще реже когда в лагерь можно поехать не имея никаких навыков и образования. Увы, я встречал и такое. Увы, результат такой деятельности был совсем плачевным и ничем хорошим не заканчивался ни для кого.

Обратный результат когда понимают, что они будут вожатыми. Будут педагогами стоящими на отряде на протяжении 21 дня(уже 18 в некоторых регионах, например, Удмуртии) и на них будет очень высокая ответственность за жизнь и здоровье 50 детей. И понимание, что вожатый — это не просто человек, который развлекает детей, организует для них классные мероприятия, огоньки, собрания, устраивает иногда разнос в холле за их косяки, но и может поддержать! Чтобы они не сделали, чтобы не натворили. Всегда прийти на помощь и выслушать.

Я надеюсь, что начинающим вожатым, которые хотят стать вожатыми. Настоящими вожатыми — задумаются и станут потрясающими педагогами. Я это знаю. Я в это верю.

Ни для кого не секрет, что многие парни и девушки ищут себе подработку на лето, однако мало кто хочет на протяжении трёх месяцев раздавать флаеры возле метро или разгружать вагоны. Если вы коммуникабельный человек, быстро находите общий язык с детьми и считаете себя творческой личностью, скорее устраивайтесь на работу вожатым в лагере!

Как устроиться на работу вожатым?

Вообще, искать подобную работу следует начинать ещё в весенние месяцы: именно в этот период директоры лагерей размещают объявления о поиске вожатых на лето . Сразу отметим, берут далеко не всех подряд. Чтобы стать частью лагерного коллектива, вам, скорее всего, потребуется пройти небольшой тренинг, благодаря которому администрация сможет найти потенциального вожатого, увидев его, так сказать, «в деле».

Если же вы не смогли найти работу в лагере до открытия сезона, не унывайте, ведь у вас всё ещё есть возможность влиться в дружный коллектив вожатых. Нередко вакансии открываются и летом. Почему? Всё просто: иногда случается так, что уже набранные вожатые отказываются работать и завершают свою работу досрочно. Например, человек записался на две смены, но по окончанию первой осознал, что на вторую у него просто-напросто не хватит сил. В общем, что тут гадать, бывает всякое, однако запомните, что чей-то отказ – это неплохая возможность устроиться на данную работу.

Иногда вожатые понимают, что не в силах больше справляться со своими обязанностями и покидают лагерь раньше положенного времени

Порой вожатые понимают, что не в силах больше справляться со своими обязанностями и покидают лагерь раньше положенного времени

Что касается людей, которых набирают в вожатые, то предпочтение здесь отдают выпускникам или учащимся педагогических вузов, которым необходимо пройти практику. Однако не думайте, что все летние лагеря буквально «кишат» студентами-педагогами, поэтому даже если вы обучаетесь на другой специальности, шансы получить работу всё равно имеются.

Единственным нерушимым правилом является достижение совершеннолетнего возраста. Поверьте, вряд ли кто-то разрешит вам работать с детками, если по закону вы сами ребёнок. Хотя и здесь есть небольшое исключение: иногда администрация лагерей набирает помощников вожатых. В этом случае рассматриваются и несовершеннолетние кандидатуры.

Также стоит отметить, что для устройства на работу вожатым в летнем лагере необходима санитарная книжка, для получения которой нужно будет пройти обязательный медицинский осмотр. Если у вас всё ещё нет трудовой книжки, нужно будет завести её, поскольку перед началом смены со всеми работниками заключается трудовой договор. После вам выдадут должностную инструкцию, о которой мы сейчас и поговорим .

Права и обязанности вожатого

Не забывайте главное – работа вожатым подразумевает большую ответственность и чёткое исполнение своих обязанностей. Учтите, пока дети находятся без родителей, за жизнь и здоровье ребят отвечаете вы, поэтому, если, не дай Бог, с ними что-то случится, отвечать придётся вам с напарником. А ведь каждый отряд состоит из нескольких десятков детей. Нет, мы не пытаемся вас запугать, просто предупреждаем, что к данной работе необходимо относиться предельно серьёзно. Перед началом смены вам выдадут должностную инструкцию, в которой прописаны основные права и обязанности вожатого. Предлагаем вам ознакомиться с основными пунктами.

Вожатый обязан

  • Вместе с детьми ежедневно наводить порядок и убирать закреплённую территорию. Давать определённое задание каждому ребёнку и следить за его качественным выполнением.

Вожатые совместно с детьми обязаны наводить порядок на территории лагеря

  • Следить за тем, чтобы каждый ребёнок соблюдал правила личной гигиены. То есть вы не должны допускать того, чтобы воспитанники ходили в не соответствующей погодным условиям одежде. Помимо этого, следите за тем, чтобы дети достаточно отдыхали, не голодали и не переедали.
  • Ознакомиться с техникой безопасности и уметь предотвращать несчастные случаи.
  • Ежедневно проводить различные мероприятия: играть с воспитанниками и давать им различные интересные задания.

На досуге можно поиграть с детишками в футбол

  • Брать всю ответственность на себя в случае организации похода за пределы лагеря (если такие походы запланированы именно вами, а не администрацией лагеря).
  • Отвечать за здоровье и безопасность каждого ребёнка вашего отряда с момента их приезда и отъезда из лагеря.
  • Быть пунктуальным и докладывать администрации о любых отклонениях от норм.
  • Не уезжать из лагеря (если на то нет серьёзных причин) до того, как уедут ребята.

Вожатый имеет право

  • Управлять отрядом лагеря и участвовать в различных мероприятиях.

Вожатый может организовывать и участвовать в лагерных мероприятиях

  • Защищать профессиональную честь и достоинство.
  • Знакомиться с документами (в том числе и жалобами), в которых содержится оценка его работы, а также давать по ним объяснения в письменной или устной форме.
  • Давать детям обязательные распоряжения, которые относятся к соблюдению дисциплины, а также привлекать их к дисциплинарной ответственности.
  • Самостоятельно выбирать и использовать методики воспитания, а также различные методические пособия и другие материалы.
  • Самостоятельно (или с адвокатом) защищать свои интересы в случае проведения дисциплинарного или служебного расследования, которое связано с нарушением вожатым норм профессиональной этики.

Как видите, работа вожатым в лагере является не только отличной возможностью подзаработать, но и получить бесценный опыт общения и психологического контакта с детьми. При этом не забывайте, что к данной работе необходимо относиться серьёзно и быть готовым отвечать за жизнь и здоровье воспитанников. А вот поиском подобной работы стоит заниматься заблаговременно, поскольку в разгар лета устроиться вожатым в разы сложнее.

(Visited 27 638 time, 28 visit today)

Для вожатого работа с детьми – это сложное ответственное дело, требующее серьезной подготовки. И, одновременно, великая радость. Наша работа состоит в том, чтобы создавать пространство, в котором интересно и важно думать, обсуждать, принимать решения, брать на себя ответственность, учиться и приобретать опыт, преодолевать испытания, исследовать и совершать собственные открытия.

Нам интересен окружающий мир. Интересно общество, в котором мы живем, интересны люди, которые нас окружают. Мы ходим в театры и в кино, на выставки и на каток, занимаемся спортом, интересуемся живописью и музыкой, физикой и социологией и еще очень многим. Нам важно передать этот интерес детям, открыть перед ними мир возможностей и свободного выбора.

Вам потребуется научиться чувствовать динамику развития группы, управлять мотивацией и эмоциональным состоянием группы, научиться проводить рефлексию и вместе с группой извлекать опыт из прошедших событий, научиться проводить содержательные обсуждения и развивать у детей способность к пониманию, освоить методы проблематизации и методы создания для группы пространства для совершения открытия.

Для среднестатистического здорового ребенка процесс воспитания в кругу сверстников эффективнее индивидуальной работы. Первая наша задача – сформировать детский коллектив (группу) таким образом, чтобы его внутреннее устройство, его структура, атмосфера давали каждому ребенку мощный стимул к развитию личности, открывали новые перспективы и новый взгляд на мир. Далее, через командное преодоление испытаний, согласование ценностей, совместное принятие решений, творчество, обсуждения и многое другое мы создаем предпосылки для формирования у детей мировоззрения и собственной позиции.

Поэтому программы должны быть направлены на формирование у детей способностей к пониманию и осмыслению мира, способности к поиску истины и прокладыванию своего собственного пути в жизни, формирование осознанной позиции и мировоззрения. Это – сложнейшая педагогическая задача, требующая от педагога не только навыков, но и собственной зрелости.

Необходимо еще уметь вместе с детьми строить их отношение к различным явлениям, фактам, событиям, поступкам и способам жизни, чтобы у детей складывалась собственная целостная картина мира. Необходимо создавать для ребенка пространство его собственного выбора и его ответственности.

Все это требует не только чувств, но и интеллекта, умения проектировать свою деятельность и предвидеть последствия.

Вожатому необходимо:

  • Умение сотрудничать с другими людьми – важнейшее умение в современном мире. Сотрудничать – это значит уметь слышать и понимать другого человека, уметь формулировать свою позицию, уметь совместно принимать решения, уметь делать дело вместе с другими людьми.
  • Умение мыслить – шаг к самостоятельности и ответственности. Современный мир полон манипуляций. Самостоятельность мышления сейчас востребована как никогда. Она предполагает умение удерживать предмет размышления, умение вводить и различать понятия, умение понимать основания различных точек зрения, умение выявлять скрытые противоречия и проблемы. В наших программах культуре мышления должно быть уделено особое внимание.
  • Активная жизненная позиция – это стремление развиваться и развивать общество, делать мир вокруг себя добрее, справедливее, лучше. Наша задача – помочь ребенку усвоить ценность развития и положить ее в основание своей жизни.
  • Нравственность, ответственность, честность присущи развитому человеку. Нравственность - не ограничение свободы, а свободный выбор. Быть таким человеком невозможно «из под палки». Наша задача – помочь детям сделать свой собственный выбор в пользу нравственности.
  • Познавать устройство мира и истину – призвание каждого. Наша задача – пробудить в ребенке интерес к этому. В современном плюралистичном мире принято считать, что каждый человек имеет право верить во что хочет, жить как хочет, считать истиной что хочет. Таким образом, у каждого человека своя истина, на которую он имеет полное право. Мы не вправе покушаться на эту удобную концепцию. Однако, мы сами уверены в том, что истина объективна и она одна. И люди призваны открывать и познавать ее, и в соответствии с ней строить свою жизнь.
  • Человеческие ценности только тогда ценны, когда воплощаются в реальной жизни. Мы противники пустых деклараций и высоких слов. Наша задача – помочь детям, чтобы общечеловеческие ценности стали основанием для реальных поступков (но для этого нам самим приходится воплощать свои ценности в реальные поступки, как бы трудно это не казалось).
  • Мы работаем не индивидуально, а с группой . Эффективное воспитание - через нормы, принятые в коллективе. Занудные лекции о том, как нужно себя вести, – неэффективный способ воспитания. Воспитание бывает эффективным, когда ребенок попадает в коллектив сверстников, в котором принято уважать друг друга, быть внимательными, избегать оскорблений, доверять, не стесняясь проявлять свои лучшие качества. Задача взрослого – создать вместе с детьми такой коллектив. Все наши технологии – это технологии создания и ведения группы, в которой у каждого участника есть пространство для развития.

Основные принципы вожатого:

  • Здоровье и безопасность детей – важнее всего . Т.е., независимо от сложившихся обстоятельств, каждый ребенок в отряде должен быть одет по погоде, должен быть в сухой обуви, не должен замерзнуть. Каждый должен иметь возможность полноценно отдыхать с отбоя до подъема и в тихий час, должен быть вовремя накормлен. Каждый ребенок должен быть огражден от потенциально опасных ситуаций, угрожающих его жизни и здоровью.
  • Ребенок – это свободная личность . Т.е., его нельзя заставить делать то, чего он не хочет (за исключением случаев опасности для жизни и здоровья). Поэтому, задача вожатого, как воспитателя – заинтересовать каждого ребенка.
  • Дети всегда должны быть заняты чем-то важным и интересным.Чем меньше у детей свободного времени, тем меньше вероятность конфликтов и травм. Поэтому вожатый всегда находит, чем занять свой отряд так, чтобы дети были включены в конструктивную интересную деятельность: игры, творчество, обсуждение.
  • Вожатый всегда со своими детьми . Если оставить детский коллектив предоставленным самому себе, то, скорее всего, произойдет что-нибудь неприятное: либо кого-то из детей обидят, либо, заигравшись, кто-то получит травму. Поэтому задача вожатого - всегда быть со своим отрядом и ставить перед детьми новые интересные задачи, позволяющие им конструктивно тратить свою энергию.
  • Эффективное воспитание - через нормы , принятые в коллективе. Занудные лекции о том, как нужно себя вести, – неэффективный способ воспитания. Если в детском коллективе принято уважать друг друга, быть внимательными, избегать оскорблений, доверять, не стесняясь проявлять свои лучшие качества, - то это эффективный способ воспитания. Задача вожатого, как воспитателя – создать вместе с детьми такой коллектив.

Кто хоть раз в жизни был в детском оздоровительном лагере (ребенком или вожатым) или отправлял туда на лето собственное чадо, тот знает, насколько важно, чтобы на отряде работал хороший вожатый. Наверное, в работе каждого, даже самого замечательного вожатого, можно найти какие-то ошибки, минусы, недочеты или недоработки. Нельзя объять необъятное: что-то обязательно выпадет из поля зрения. Вот и сетуют иногда дети, родители и администрация лагеря: «Где бы нам взять идеального вожатого, чтобы все умел, все мог и все делал?»

Давайте попробуем вместе разобраться, кто такой идеальный вожатый, что он умеет, какими качествами характера обладает, какие специальные знания имеет. Ведь он живет вместе с ребятами, обеспечивая их (в материальном и духовном плане) всем необходимым все дни смены…

Перво-наперво, идеальный вожатому интересны сами дети. Без этого в лагерь можно даже не соваться.

Идеальный вожатый, как правило, молод. Ведь, согласитесь, у молодой девушки или молодого парня гораздо больше энтузиазма, активности и энергии, чем у человека опытного, но постарше. А малышу, и даже подростку, неинтересно просто выполнять режим дня. Ему хочется играть, участвовать в лагерных концертах и конкурсах, постоянно быть чем-то занятым.

Идеальному вожатому необходимо разбираться в современной музыке, знать фильмы (новые и старые, но хорошие), компьютерные игры, быть в курсе мировых новостей и спортивных событий, чтобы поговорить с ребенком о том, что ему интересно, рассказать что-то новое и увлекательное. Но при этом, конечно, он остается наставником, пропуская через внутренний фильтр всю информацию. Конечно, он должен уметь быстро находить ответ на любой заданный ребенком вопрос.

Идеальный вожатый хорошо знает психологию и наблюдателен, чтобы не допустить конфликты между детьми и помочь каждому малышу почувствовать себя членом отряда. Он умеет поставить себя так, чтобы с любым вопросом и любой проблемой дети шли именно к нему за помощью и поддержкой.

Идеальный вожатый требователен (это говорят сами дети!), но обязательно справедлив. Когда дети четко знают, что он них хотят и что будет за нарушение правил, им легче эти правила и требования выполнять. У вожатого достаточно громкий голос, который он никогда не должен повышать на детей.

И, конечно же, у него нет вредных привычек. Потому что личный пример для детей значит очень много. Кроме того, идеальный вожатый любит сцену и умеет быть на сцене: петь, танцевать, участвовать в сценках или проводить игры с залом. Дети любят, когда их вожатый в центре внимания.

Ну и напоследок: идеальный вожатый в любой ситуации остается оптимистом.

Вообще, профессия вожатого предполагает, что ты одновременно и педагог, и психолог, и медик, и портной, и танцор, и певец, и артист, и спортсмен (причем всех видов спорта одновременно), и еще много кто… Так что если хотите стать идеальным вожатым – запоминайте все, что слышите, обучайтесь всему, чего еще не умеете, и постоянно придумывайте для детей что-нибудь новое!

Освоить роль вожатого проще всего студентам педагогических факультетов. Там работа в детском лагере приравнивается к учебной практике. Тем, кто не имеет педагогического образования, но очень хочет воспитывать детей, можно порекомендовать:

  • Просматривать объявления о приёме на работу в газетах, журналах, а также на кадровых сайтах.
  • Заглядывать на сайты отделов образования и сайты крупных детских лагерей.
  • Вступить в педагогический отряд при вузе и пройти курс подготовки вожатого.
  • Обзвонить администрации детских лагерей, заполнить анкету соискателя.

Работать вожатым или воспитателем можно после 18 лет. Несовершеннолетним предложат должность помощника воспитателя, попросив при этом письменное разрешение родителей.

Россыпь вакансий на место вожатого легко обнаружить весной, а вот летом работу найти не так-то просто, так как все трудовые резервы уже сформированы. Некоторые лагеря начинают искать вожатых и воспитателей уже в январе—феврале.

Документы, необходимые при приёме на работу

  • Заполненное заявление о приёме на работу.
  • Личная медицинская книжка с заключением медкомиссии о том, что у вожатого нет тяжёлых заболеваний, мешающих его работе. Направление на прохождение медкомиссии выдаёт администрация лагеря при приёме на работу.
  • Копии паспорта, ИНН, пенсионного страхового свидетельства.
  • Справки из нарко- и психоневрологического диспансеров о том, что соискатель не стоит там на учёте.
  • Справка об отсутствии судимости. Взять её можно в органах внутренних дел.

После предоставления нужных документов с будущим вожатым заключают трудовой договор. При этом необходимо ознакомиться с должностными обязанностями и правилами внутреннего распорядка лагеря.

Последний штрих - запись о приёме на работу в трудовой книжке (по желанию работника).

Что делает вожатый

  • В день заезда детей вожатый регистрирует каждого ребёнка из своего отряда.
  • Вожатый получает спортинвентарь и постельное бельё для отряда.
  • Безопасность территории вокруг корпуса, в котором разместятся дети, проверяет вожатый.
  • Вожатый проходит инструктаж по технике безопасности детей и ставит в лагерном журнале подпись в графе «ознакомлен с правилами».
  • Вожатый может использовать обучающие материалы, привезённые в лагерь: диски с записями детских песен, книги и журналы, методические пособия.
  • Вожатый должен помнить о правиле трёх дней. Оно заключается в том, что в течение трёх дней можно сформировать сплочённый отряд. В дальнейшем привить ребятам принципы дружбы и взаимопомощь будет сложно.
  • Обязанности вожатого - предотвращать конфликты и спорные ситуации между ребятами.
  • Вожатый контролирует перемещение детей по территории лагеря и за его пределами в течение всей смены.
  • Вожатый отвечает за досуг детей в лагере.
  • После отбоя вожатый проверяет исправность дежурного света в коридорах и холле корпуса, в котором находятся дети.
  • На ночь вожатый закрывает двери корпуса.
  • Сигареты, спички, ножи, легковоспламеняющиеся вещества - все эти предметы вожатый должен изъять у ребёнка и передать его родителям или написать расписку о том, что «предметы, представляющие угрозу для здоровья детей, получены на хранение и подлежат возврату родителям по окончании смены».
  • Вожатый отвечает за самочувствие вверенных ему детей. Если у ребёнка зафиксировано недомогание, вожатый отправляет заболевшего в медпункт.
  • Правила поведения в столовой или на мероприятиях детям объясняет вожатый.
  • За пределы лагеря ребёнок может выйти только в том случае, если вожатый получит письменное заявление от родителей.
  • Вожатый не должен брать на хранение ценные вещи ребёнка и не несет ответственности за сохранение имущества детей.
  • Вожатый проводит ежедневный утренний сбор отряда, на котором сообщает о планах мероприятий.
  • Если ребёнок убежал из лагеря, вожатый сообщает об инциденте лагерному инспектору или директору.
  • Исключить ребёнка из отряда можно только в том случае, если он неоднократно нарушил дисциплину.

Юридическая ответственность вожатого

Присмотр за детьми в ДОУ многие рассматривают как лёгкую летнюю подработку. Однако это не так. Вожатый - полноценный наёмный сотрудник образовательного учреждения, который несёт юридическую ответственность за каждого вверенного ему ребёнка. Права и обязанности вожатого прописаны в специальном приложении к трудовому договору.

Важно помнить, что любое (физическое или моральное) причинение вреда ребёнку налагает ответственность на вожатого. Побои, оскорбление, действия сексуального характера - расследованием этих инцидентов занимаются органы соцзащиты, прокуратура, профсоюзы, в которых состоят родители пострадавшего.

Уголовно наказуемые действия в отношении ребёнка:

  • Причинение смерти по неосторожности (ст. 109 УК РФ)
  • Побои (ст. 116 УК РФ)
  • Истязание (ст. 117 УК РФ)
  • Оскорбление (ст. 130, п. 1 УК РФ)
  • Изнасилование (ст. 131, п. 1, 2 д, 3 в УК РФ)
  • Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста (ст. 134 УК РФ)
  • Развратные действия (ст. 135 УК РФ)
  • Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (ст. 156 УК РФ)
  • Превышение должностных полномочий (ст. 286, п. 1 УК РФ)

Согласно российскому законодательству, вожатый или воспитатель несут уголовную ответственность не только за умышленные преступления, но и за неосторожные действия, совершенные по легкомыслию или небрежности и повлекшие опасность для ребёнка.

Уголовная ответственность налагается за:

  • Преступление, совершённое по неосторожности (ст. 26 УК РФ)
  • Оставление в опасности (ст. 125 УК РФ)
  • Халатность (ст. 293 УК РФ)

Для возбуждения уголовного дела достаточно заявления ребёнка или его родителей. Подобные уголовные дела не закрывают в результате примирения сторон, а доводят до суда.

Ещё один значимый момент: малолетние в возрасте от 6 до 14 лет вправе самостоятельно совершать сделки по распоряжению денежными средствами, предоставленными законными представителями, то есть родителями (п/п 3 п. 2 ст. 28 Гражданского кодекса РФ). При этом вожатый может признать недействительной денежную сделку ребёнка, если она совершена обманным путем, с применением насилия или угроз.

Итак, на вожатом лежит огромная ответственность за жизнь и здоровье детей из его отряда. Если вы сомневаетесь в правильности решения, которое собираетесь принять, посоветуйтесь с более опытным педагогом, социальным работником или директором лагеря. Не конфликтуйте с ребёнком и его родителями, старайтесь устранять проблемы мирным путём. И не забывайте, что вожатый - визитная карточка лагеря, не совершайте поступков, которые нанесут вред репутации ДОУ.

При использовании материалов сайта rjob.ru указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!

Моё долгожданное лето... Думаете, началось? А вот и нет. К большому сожалению, я отдохнула за все лето только около недельки в самом начале июня. Спросите, почему? Отвечу, только не сейчас...

Что же, завтра мне нужно будет отправиться в самое длинное путешествие в моей жизни - поездка в лагерь ждёт меня. Думаете, еду отдыхать? Ага, конечно, работать вожатой!

Вечером, собрав огромный чемодан и положив всё нужно-ненужное и, конечно, любимый плед, я улеглась спать. Ночь выдалась нелегкая: столько мыслей приходило, как же всё-таки откосить от поездки. Да, честно признаюсь, я очень не хотела никуда ехать. Нет, детей я люблю, но я дико боялась, что во время отдыха они попадут в какую-нибудь неприятную историю с очень плохим завершением. Днём я пересмотрела все ужасные ролики, как дети развлекаются в лагере, поэтому ночью не сомкнула глаз.

Утро. Час сборов прошел незаметно, и вот уже стою на остановке, выпив дома от нервов валосердина и закусив валидолом. Стояла я не одна - в качестве поддержки (или что б не сбежала) стояла моя мама. Она успокаивала меня, говорила, что всё нормально будет, но я задала ей один вопрос: "Мам, валерьянку положила?". Она вздохнула и кивнула головой.

Автобуса долго не было, и я опять обратилась к маме: "Мамусь, автобуса что-то уже долго нет, может, это судьба? Сам Боженька, наверное, не хочет, что б я поехала в лагерь. Пошли домой? Давай еще 10 минут - и домой пойдём, и преподавателям так и скажем, что транспорта не было, и возможности тоже, ну ведь пару раз прокатывало, когда пары прогуливала, и сейчас, может, сгодится".

Мама была в негодовании, но понимала моё волнение, поэтому на все эти глупости отвечала с юмором и с шутками. В итоге автобус, к моему огромному сожалению, приехал.

Вожатые, дорога в лагерь

40 минут тряски в автобусе, и я в городе, в колледже. Увидев родные лица однокурсниц и поняв, что я не одна такая с недовольным фейсом, выдохнула с облегчением. Вначале нам сказали, что мы поедем в комфортабельном автобусе, так как нас 20 человек, но вместо этого за нами приехала маршрутка. Мы, бедные 19-летние детки, кое-как залезли в эту маршрутку на 17 или 18 мест, поверх нас оказались наши чувалы, в общем, было тяжело и дышать, и двигаться, а говорить даже не хотелось. Дверь закрыта, а нас ждали чудесные 200 км, или же 4 часа поездки в лагерь.

Как ехали, рассказывать не буду, скажу одно: было всего одно окно, дальше понимаете, думаю, каково нам было.

Добравшись кое-как, с опозданием на час, мы наконец-то вышли из парилки, и не важно было, куда мы приехали. Увидев вывеску "Добро пожаловать в летний оздоровительный лагерь!" мы перекрестили и боялись сделать шаг в эти чудные ворота, но нужно было идти. С ужасным настроением, с уставшим видом, измученные мы дождались администрацию.

Первое вожатское собрание, после которого мы еще больше хотели вернуться домой, было совсем не весёлым. Нас загружали всякой информацией и штрафами - да, про штрафы мы запоминали лучше, ведь это наши денежки. В общем, идя расселяться по корпусам, мы рыдали.

Разложив свои вещи, поделив кровати и полки, чуть не подравшись, где кто будет спать, девочки 19 лет пошли осматривать комнаты своих подопечных. Ничего особого там не было: 4 кровати, душ, туалет и розетки.

Поняв, что завтра тут будут дети, и их будет много, очень много, мы решили чем-нибудь их порадовать. Думаете: "Какие хорошие вожатые, готовятся самостоятельно к приезду деток". Ага, нас заставили это делать в час ночи! Т.е. мы уставшие после дороги должны были вырезать что-нибудь оригинальное, положить деткам на кровати, и чтобы там были надписи типа: "Мы вас ждали", "Вы лучшие", "Мы рады вашему приезду". В общем, нам пришлось выжать из себя все эти милости и создать праздник. Создавали мы его недолго, нам хватило часа, и в два ночи, дорыдав последние слёзки, уснули.

Первый рабочий день

В 7:00 мы с опухшими лицами после ручьёв слёз начали собираться к трудовому дню. Мы думали, что нам привезут деток, выдадут - и все, мы их только расселим. Ага, не тут-то было!

В лагере было такое место - КПП, это мини-дворик внутри лагеря, там находились столики и лавочки, и только там дети встречались со своими родителями, мы сразу назвали его мини-тюрьмой. Так вот, нас вызвали на это КПП, возглавляла всю процессию директриса. Когда приехал первый автобус было легко: директрисе дали список детей, и она быстро расписала кого куда.

Мы отвели первых двоих к себе в отряд, и очень хотели, чтобы больше в нашей "семье" никого не было, но потом автобусы приезжали один за другим, и все ничего не успевали. Мы были как заведенные спортсменки по бегу - туда-сюда-обратно, и так раз 200. В общем, набежало к нам 30 человек детей в отряд, и мы не знали, радоваться или нет.

Было видно сразу, что дети очень шустрые. Собрав всех на первый "отрядный совет", я и моя напарница стали детям доносить информацию о том, что можно делать, а что нет. Но у детей было иное представление о жизни в лагере. Началось все с того, что один мальчик ушел, как оказалось, проведать своего друга в другой корпус, а мы не знали, что делать и куда он мог ускользнуть. Потом он зашел как ни в чем не бывало и спросил: "Я ничего не упустил?". Все начали шуметь, нас уже не слушали, и мы их распустили по комнатам распаковывать чемоданы. В общем, мы осознали, что отдыхать тут точно не будем.

Так и оказалось. Первые три дня я была вся в детях, в документах и в звонках их родителей. Напарница в то время была в депрессии, но и в детях тоже. Я думала, что умру, и мысли о переводе в другое училище казались очень реальны.

Наши первые дни казались адом, а дети - дьяволятами, которые так и норовят что-нибудь сломать, кого-нибудь ударить, ну, или же в крайнем случае послать вожатых. Мы в свою очередь были готовы ко всему: с утра 2 пачки кофе, 7-8 таблеток валерьянки, в обед доза лекарств чуть меньше - вот и день прошел. Вечерами мы плакали, хотели домой, но детей встречали с улыбкой каждое утро. Дети же ни при чем.

Мы к ним привязались

На вторую неделю мы свыклись со всем, что происходило, и старались держаться, так как валерьянка закончилась, а кофе закончилось еще раньше. Мы работали, играли, угождали, учили, журили, участвовали, лечились, пели, танцевали, учились чему-то новому, открывали в себе разные таланты, в общем, круто проводили время.

Последняя неделя тянулась, дети почувствовав, что скоро домой, начали сносить крышу всему лагерю. Были попытки бежать в "Страну чудес", как рассказал один мальчик, которого я поймала возле выхода из лагеря. Произошел такой диалог:

Ты куда собрался?

Куда-то.

Так, расскажи, пожалуйста, что у тебя случилось, может, я тебе смогу помочь?

Нет, я иду искать "Страну чудес".

Озадачившись ответом, отвела его в корпус, спросила у напарницы, что будем делать, а она расхохоталась и сказала, что "Страна чудес" - это какая-то игра, которую придумали дети, правда, правил никто не знает.

Неделя тянулась, а дети съезжали с планки "пиратов, крушащих всё подряд" до "мамонтёнка, который хочет к маме". Стараясь подарить любовь детям, на протяжении всей смены мы незаметно к ним очень привязались. Да, пускай мы не спали из-за них, крышевали их, ручались головой за них перед их родителями, нас ругало начальство из-за их поведения, но мы их сильно полюбили. Это были наши дети, и за них мы готовы были порвать всех и вся. Мы с детьми стали бандой, положительной.

В последние дни, хоть и распорядок был четкий, мы большую часть времени проводили за беседами. Разговаривали о лагере, смеялись, придумывали шутки, да и просто развлекались все вместе.

В предпоследний день, стоя в орлятском кругу, мы с напарницей разрыдались, хоть и дали друг другу обещание, что плакать не будем. Нам было сложно представить, что завтра в корпусе будет тихо, никого не будет в комнатах. Дети плакали вместе с нами. Они подходили после этого круга, обнимали и говорили, как они нас любят и, главное, за что.

Ко мне подошел обниматься не только мой отряд, но и ребята из других отрядов. Во время смены мне удалось пообщаться чуть ли не с каждым ребёнком, и это происходило невзначай. Кто-то сидел горевал на лавочке о расставании с любимым, кто-то не хотел переводится в другой отряд, кто-то убегал от вожатой, кто-то грустил о несчастной любви и многое другое. И в эти моменты я не могла пройти мимо. С теплыми объятиями, с улыбкой, с облегчением на душе, с новыми позитивными мыслями ребята уходили по корпусам.

Я ничего особого не делала и не говорила, просто выслушивала и как-то быстро подбирала хорошую цитату из книг либо совет. Они уж сами решали, то ли слушать, то ли развернуться и уйти снова в себя. Все выбрали первый вариант. Они доверяли мне и слушали очень внимательно, а после ни одного из них я не видела с поникшими лицами.

От слов, которые говорили мне ребята, я таяла и плакала. Настолько не хотела уезжать и оставлять рябят.

Лагерь закончился, как и моя педагогическая летняя практика, и сказав в самом начале самой себе: "Я сюда больше ни ногой", собираюсь на последнюю смену в этот прекрасный лагерь. И думаю, что валерьянку брать не придётся.

Алина Жданова

Комментировать статью "Как я работала вожатой в летнем лагере"

Вожатые -студенты с приблатнеными песнями под гитару, тоже память сохранила:"Сорок тысяч лет до нашей эры, я ещё любви Я была классическим гиперактивным ребёнком с ключом на шее, с крыши многоэтажки воздушных змеев запускала и гуляла по железнодорожным мостам.

Обсуждение

а я такая ненормальная, что опять стала в лагерь ездить, работаю теперь там в отпуске
но это надо прочувствовать)
главное отличный коллектив и тогда и сортир не страшен))) хотя найти теперь обычный сортир в лагерях это еще потрудится надо)

Ни разу не была в пионерском лагере.
Моим пионерским лагерем была строящаяся родителями 10 лет дача с огородным участком.
Нормально:)

26.06.2018 19:53:29, НачинкаЯ

Обсуждение

Просто к слову пришлось: за последние 5 лет мои девочки ровно 11 раз ездили в летние лагеря. 5 математических, 2 компьютерных, 2 языковых, 2 спортивных. В языковые больше не поедут никогда. То ли там не умеют подбирать вожатых, то ли возвышенно-гуманитарные взрослые парят в облаках, не обращая внимания ни на что, но по рассказам дети там делали что хотели, легко уходя от контроля. К примеру, через год моя проговорилась, как здорово было гулять ночью по крышам зданий. Во всех остальных детей пасли достаточно жестко, из спортивного двоих отправили через неделю после начала смены "за несоответствующее поведение".
При этом оба языковых лагеря были раза в полтора дороже прочих.

Ваши опасения понятны. Но если вам напишут про ужасы-ужасы, то какая альтернатива? Три месяца она будет сидеть дома? На даче или вф берете отпуск? Моя вот хочет работать. Хотя бы месяц. Но негде:(

Раздел: Дети и общество. О безопасности в детских лагерях. Лагерь в Сямозере закрыли. А кто задавался вопросом, как обстоят дела с безопасностью в остальных детских лагерях, особенно с элементами экстремального туризма.

Обсуждение

Ничто не поможет, пока исполнение закона не для всех обязательно, а судебная система не имеет цели защищать права всех граждан подряд. Понимая это, в суд с претензиями против действий организации или администрации никто не обращается, пустая трата времени и денег.
Скорее посадят уличного музыканта, который собрал вокруг себя слушателей.

1. Сплав, парусный спорт на озере, поход с ночевкой в палатках, скалолазание, лошади, горные лыжи
2. Возраст детей 10-14 лет, в отряде 7-12 чел. Группы для активных занчтий формировались исходя из подготовки детей, 1 инструктор на 5-6 детей
3. Частный лагерь, макс 35 чел детей, на всю эту компанию - инструкторов (включая сертифицированных по определенному виду деятельности) - из расчета 1 взрослый (18-35 лет) на 5-6 детей, админ. состав (старший инструктор, начальник) и свой врач. Все инструктора проходят подготовку к данной конкретной смене в Москве.
4. Все в пределах 2-х часов на машине.
5. Все продумано хорошо, насколько я могу судить. Нештатные ситуации - травмы. Решение принимает врач, при необходимости отправляется вместе с ребенком в больницу для оказания необходимой помощи. Родителям сообщают в этот же день. Обычно после установки точного диагноза. Все смены проходили заграницей. Доверенность оформлены на врача и на начальника смены, чтобы была возможность кому-то одному транспортировать ребенка домой.
6. По самочувствию - врач. По погодным условиям - старший инструктор и начальник.
7. Образца договора нет. Могу дать ссылку на сайт лагеря.

Вся эта безопасность дорого стоит. Я лично знаю организатора, поэтому могу доверять. Безопасность и комфорт ребенка там на первом месте, поэтому о заработанных миллионах речи не идет. Путевки стоят дорого, иногда бывали случаи, что смены проводились с небольшим недобором и еле-еле выходили в плюс по деньгам, потому, что экономия на безопасности недопустима.

Посещение детей в лагере. Скажите ребенку, что ещё в лагере будут вожатые - это люди, которые на протяжении смены будут его лучшими Сегодня существует много детских лагерей, совсем не похожих на пионерские лагеря, в которых выросло старшее поколение.

Обсуждение

Девочки, спасибо всем, кто поучаствовал в теме. Все уладилось (ттт) : ребенку мою переселили, деньги вернули. Как оказалось, одна из бывших соседок настроена к моей дочери очень тепло, даже плакала, когда та переселялась... В родительский день мы гуляли вместе с этой девочкой и ее родителями. Выяснилось, чтр наши девочки неплохо находят общий язык и с удовольствием играют вместе. Вторая девочка действительно нагловатая, но она по комплекции заметно мельче моей дочки, хотя и старше на 2 года. Не понимаю, почему моя растерялась и не смогла оказать должное сопротивление ее наглости, да еще и первая девочка оказалась ведомой...

На 7е бывает директор этого лагеря, Баядерка, если не ошибаюсь. Звоните! И просите урегулировать все эти вопросы прям сегодня

31.07.2015 13:40:38, Агар

Вожатой в лагере не понравилось обращение ребенка за помощью к родителям. Сначала все было в пределах разумного - ребенок позвонил с проблемой, я позвонила вожатой, ситуация вроде бы нормально разрешилась. Но параллельно свое "фи" ребенку именно по поводу...

Обсуждение

Это ребенок в первою очередь, и это абсолютно нормально что он звонит вам, если вы корректно разговаривали с вожатой, вожатая не должна была ничего говорить ребенку. Но это в идеале, вожатые на мой взгляд сейчас случайные люди.
Вы ребенку объясните что он сделам все правильно, в след раз когда возникнет минорная ситуация может ведь и в себе держать. А так учить взаимодействовать с детьми со взрослыми самостоятельно, но и вам все рассказывать. Это ребенок не надо на него взрослую модель взваливать, он все поймет и разберется, а пока если не уверен, сомневается, родители должны помогать.

а ребенку в лагере нравится? вариантов от забрала в ту же секунду, а вожатый полетела бы на крыльях с выговором,до забить и забыть.От ребенка зависит.

Я отправляю своего ребенка в лагерь со словами,что это всего лишь оплаченный из нашего кармана отдых.И никто не имеет право его омрачать.
А кто решит,что у него есть на это право,будет доказывать его в других местах.

Про детские лагеря. -- посиделки. Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных детей Я бы беспокоилась по поводу того, что с детьми он конфликтный, т.к. и в лагере он стопудово наберет себе синяков. А вот по поводу...

Обсуждение

Всё зависит от того, куда Вы собрались дитя отправить. Детские лагеря бывают ОЧЕНЬ разные. Я в этом году Эдичку (10 лет) отправила летом в супер-пупер дорогой лагерь с миллионным штатом вожатых, кучей развлекаловок, всё супер модно, современно, ребята из очень хороших семей, по крайней мере из семей высокого достатка. И что? В комнате Эдика мальчики его обзывали, дитя мне звонил - плакал. Правда сам лагерь ему понравился и вожатые тоже, но без душевных травм не обошлось.

Детский коллектив - это всегда жестокость. Надо очень тщательно отбирать детские лагеря, желательно знать, что там и как.

Я бы беспокоилась по поводу того, что с детьми он конфликтный, т.к. и в лагере он стопудово наберет себе синяков.

А вот по поводу одежды я бы не беспокоилась, обычно вожатые следят за ними, хотя будет зима и дитя может здорово простудиться, если будет ходить в мокрых вещах.

Огромное спасибо всем, кто ответил. Еще больше захотела отправить на неделю в лагерь. Если еще есть места. Правда, муж к этому не расположен. Но поговорим. Ответе еще на вопрос – санаторно-курортную карту оформляют в школе или поликлинике?

14.10.2012 00:08:06, ----------

спортивный лагерь, крик души. Я первый раз отправила ребенка,смена короткая - 10 дней. Попробовать. Всего 4 дня прошло,и в воскресенье я его навещала,но меня цжас как потряхивает:(Ему не нравится. Но это пол-беды. У детей забрали телефоны,по факту прибытия,до оплаты...

Обсуждение

Ну вот меня бы тоже потряхивало-поддерживаю. Я вообще не могу понять отъема телефонов у детей в каком бы то ни было лагере, хоть бы и в олимпийского резерва, по двум причинам: я вполне адекватна, и не буду названивать каждые пять минут, вполне адекватен мой ребенок, который знает и время и место как разговорам по телефону, так и всяким развлекательным манипуляциям. Если Вас проинформировали о том что телефоны не забирают, то по факту я бы предложила Вам позвонить тренеру, и твердо но вежливо и спокойно, сообщить о том что наличие телефона в свободном доступе является существенным моментом и оговорен был вами заранее до поездки, и соответственно попросить вернуть телефон, уточнив что он не будет использован в ущерб чему-либо.

Знаю, что сейчас периодически случается без всякого лагеря. так что мне кажется, что для мальчика ранний секс и лагерь не особо связаны. у нас тоже дача и почти все лето он там. соблазнов там больше, и шансов на секс не меньше, чем в лагере.
в лагерь отправляю сейчас с английским языком, они там и больше заняты и условия там лучше. как-то отправила в обычный через 3 дня пришлось забрать, очень плохо кормили

Мой рассказ про лагерь. Родительский опыт. Другие дети. Мой рассказ про лагерь. С чего бы начать? Наверное с того что поехали мы втроем - я, Сеня и наш папа. Одна я ехать побоялась, да и оказалось что была права.

Раздел: Как поступить? (Завтра дите приезжает из лагеря. То. что она рассказывала по телефону о вожатых). Очень мне хочется вожатым этим мозги на место вправить, но реально что я могу? Была бы еще одна смена, я бы добилась, чтобы их от работы отстранили и...

Обсуждение

есл вы решите "накапать" на них, может следует сделать (для себя) объективный вывод? Попробуйте поговорить с др.детьми, сопоставить, проанализировать...
Обратитесь в организацию, от кот. набирали штат лагеря, тогда вы можете "избавить" смену след.года от "головной боли".

Детям, безусловно, нужно верить. Но не стоит верить огульно. :)



Касса