На чем рисуют светом. Как создать художественную фотографию с техникой фризлайт. Тысячи золотых нитей

В фотографии много жанров и приёмов съёмки, но одним из самых необычных является рисование светом (freezelight - замороженный свет). Для этого вида фотографии не нужен очень хороший фотоаппарат. Можно обойтись даже компактной камерой с функцией ручной установки выдержки. Обычно компакты могут выполнять выдержку до 15 секунд. Этого вполне достаточно.

Можно встретить множество названий этого жанра фотографии. Его именуют светографикой, световое граффити, freezelight (замерзший свет) и люминография. В далёком 1910 году, когда этот стиль съёмки только зарождался, фотохудожников называли лучистами. В России прославился данной деятельностью фотограф-футуролог Михаил Ларионов. Из-за того, что фотоаппаратура в те далёкие времена была очень дорогой, и не многие фотографы питали слабость к рисованию светом, данный жанр фотографии был не слишком популярен и не известен широкой публике.

Фризлайтер или люминограф использует свет вместо краски. Для «рисования» нужен источник света. Подойдёт что угодно: фонарик, мобильный телефон, свеча, горящая шерсть на верёвке… Сочетая различные источники света можно добиться лучших результатов. Сам свет создаёт композицию. Вам не нужно подсвечивать предметы. Они могут быть вовсе не видны.

Цифровые фотоаппараты позволяют бесконечно экспериментировать, не тратя на это ничего, кроме незначительного количества электроэнергии.

Для рисования светом не нужно долго учиться. Достаточно понять принцип создания картин и почувствовать пространство. Рисуя замкнутые фигуры нужно знать, где они начинаются. Но и тут есть хитрость. Вы можете поставить в пространстве палец одной руки в то время пока второй рукой рисуете при помощи фонарика. В конце нужно просто вернуться к пальцу. Главное не сбиться. Немного практики и всё получится. С большими фигурами всё сложнее.

Для креативной работы лучше запастись различными фонариками. Светодиодные панели оставляют характерные полосы. Фонари с рассеивателем рисуют жирные линии. Мигающие режимы на фонариках позволяют рисовать точками.

Перед началом съёмки следует установить камеру на штатив и настроить режим длительной выдержки. Длительность зависит от внешнего освещения и длительности рисования фигуры. Вам может хватить и двух секунд для создания простых полос. Для сложного рисунка установите 5-10 секунд. Закрывайте диафрагму, если фотографии будут слишком светлыми. Чаще всего придётся варьировать значения выдержки в диапазоне от 10 до 30 секунд.

Не устанавливайте высокое значение ISO. Если выбран Авто ISO, то камера попытается его увеличить, чтобы снимок получился светлым. Нам это не надо. Выберите значение вручную и начните с минимального. При необходимости немного увеличьте, но чем меньше значение, тем качественнее будет изображение.

Если вокруг слишком светло, то используйте фильтры нейтральной плотности.

При съёмке на улице обратите внимание на внешнее освещение. Оно не должно быть слишком сильным или его не должно быть вовсе.

Снимки, выполненные в технике фризлайт, смотрятся очень эффектно, художественно. Только фотограф и его помощник знают секреты, которые помогли движение световых лучей заключить в один кадр. Никакого волшебства, только соблюдение определенных правил и мастерство. Хотите овладеть навыками фризлайта - следуйте нашим советам.

Виды фризлайта

Выделим три разновидности, которые чаще всего встречаются в работах фото-мастеров:

  1. Моно-композиция. В центре кадра - один предмет, вокруг которого происходит световое движение. Это может быть человек с фонариком, который прорисовывает в пространстве фигуры, соответствующие задумке фотографа.
  2. Мульти-композиция. В кадре несколько героев, каждый из которых выполняет свою фризлайт-роль. Структура снимка выстраивается по горизонтали или вертикали, в зависимости от расположения объектов. Важно учесть баланс светящихся предметов, четко выдержать смысловую и художественную симметрию.
  3. Размытие. Кадр построен на абстракции, черты заретушированы. Световые лучи теряют четкость линий, обретают размытое свечение. Кадр может быть построен на каком-то одном изображении, которое становится центром композиции и берет на себя главный акцент. Или же фотограф выражает в снимке множество светящихся объектов, делает фотографию плоским арт-пространством.
  4. Световые мечи. Эта техника позволяет создавать в кадре надписи, иероглифы, орнаменты. Как правило, для фона ничего не требуется. Просто темнота.

С разновидностями фризлайта мы разобрались, теперь подробнее рассмотрим основы техники, на чем она строится, что нужно для того, чтобы художественно остановить движение света, эстетично поймать его в кадр.

Семь основных правил, которым следуют профессиональные фотографы:

Обязательное требование - темный фон

Никаких дополнительных источников света, боковых светильников и ламп. Съемка должна проводиться в полной темноте. Успех кадра - в контрасте между фоном и световым изображением. Фотографировать можно ночью под открытым небом, но внимательно выбирать место - чтобы на заднем плане не было огней цивилизации (окна домов, фары машин, витрины магазинов и т.д.). Идеальный вариант - в закрытом помещении, которое располагает свободным пространством для создания фризлайт композиций.

Выбор инструментов для световых рисунков

Все зависит от задумки. Хотите создать размытые очертания - используйте ручные фонарики с рассеянным светом или дисплей телефона в активном режиме. Для прорисовки букв и орнаментов хорошо подходят световые мечи, лазерные указки. Чтобы кадр получился интереснее и выразительнее, сочетайте различные цвета: красный, синий, белый, зеленый.

Многое зависит от самой камеры

Для фризлайта специалисты рекомендуют отдавать предпочтение цифровым фотоаппаратам, поддерживающим параметры съемки на длительных выдержках. Сразу просматривайте снимок - это поможет откорректировать композицию, правильно выстроить экспозицию.

Использование штатива

Техника фризлайта основывается на длинной выдержке, которая невозможна без устойчивой опоры. Задача штатива - обеспечить отсутствие вибраций, которые могут навредить кадру, сделать его размытым, исказить рисунок. Идеальный вариант: штатив + пульт дистанционного управления, что позволит избежать механического воздействия на корпус камеры через нажатие на спуск.

Идея и сюжет

Прежде чем приступать к выстраиванию композиции, продумайте, что вы хотите отразить в кадре, задайте ему смысловую нагрузку. Обеспечьте все условия для воплощения художественной задумки. Каждая деталь должна быть на своем месте. Так вы сэкономите время, силы и сможете добиться ожидаемого результата.

Помощники, ассистенты

Фризлайт - техника, которая подразумевает работу нескольких людей. Хотите сделать красивый кадр - найдите художника, который будет рисовать светом. Это совсем не сложно. Главное - дать вводные указания и объяснить, в чем заключается смысл конкретного кадра.

Запас времени

Не пытайтесь уложиться в конкретные рамки. Фризлайт требует творческого подхода и экспериментов. Не факт, что предполагаемая вами фото-задумка получится с первого раза. Иногда на воплощение сложных творческих идей уходит по несколько часов.

Фризлайт фото. Пошаговая инструкция

Этап 1. Концепция. Чтобы снимок получился идейно выразительным, придумайте ему сюжет. Что должно стать основой композиции и почему. От идеи зависит итог: кадр либо запомнится и произведет впечатление, либо получится неинтересным. Закройте глаза и представьте, как будут смотреться лучи в движении, чем можно дополнить структуру кадра, какие цвета использовать. Только после того, как у вас в голове родилась художественная идея, можно приступать к реализации фото-задумки в жизнь.

Этап 2. Выберите место съемки. Оно напрямую зависит от идеи и сюжета. В центре композиции будет один человек и световые лучи при этом скромное скромное пространство - можно организовать фотосессию в помещении. Задумали для фризлайта мульти-композицию - используйте место под звездным небом. Важные правила: темное время суток и отсутствие светящихся предметов на заднем плане. Чем глубже контраст, тем выразительнее получится кадр.

Этап 3. Выбор ракурса и подготовка камеры. Прежде чем посмотреть на картинку через объектив, оцените пространство кадра и композицию своими глазами. Это поможет выбрать правильный ракурс. Установите камеру на штатив и проверьте конструкцию на устойчивость.

Этап 4. Устанавливаем параметры съемки. Оптимальное значение для выдержки - 10-30 секунд. Как правило, этого времени достаточно для создания фризлайт рисунков. Диафрагма выставляется на максимальных значениях. Чем выше ее параметры, тем качественнее получится снимок.

Этап 5. Создание рисунка. Стартом становится открытие затвора. Как только фотограф нажмет на кнопку спуска, в кадре должна начаться динамика. Важные правила: движение источников света осуществляется без остановок (стоп грозит засветом снимка); чем медленнее перемещения, тем ярче лучи; красивый рисунок требует репетиции.

  • Просто и важно.
    Обязательно просматривайте получившийсе кадры. Увидев ошибки и недочеты, примите их к сведению и учтите при выстраивании новой фотографии.


Идеи для фризлайт фотографий

Информация будет полезна тем, кто только знакомится с техникой фризлайт. Знакомим с тремя простыми способами съемки, которые подарят выразительные и эффектные кадры.

Способ 1. Прорисовка контуров предметов

Для осуществления задумки нужна полная темнота и человек в черной одежде, стоящий спиной к камере. В качестве источника света можно использовать фонарик или мобильный телефон со включенным дисплеем. Задача помощника - по команде фотографа обвести в воздухе контур предметов, которые он видит перед собой. Это может быть все, что угодно: мебель, предметы интерьера, геометрические фигуры, силуэт человека.

  • Главное не останавливать движений и уложиться в заданное время (от 10 до 30 секунд).

Способ 2. Надписи и орнаменты

Перед съемкой покажите помощникам графическое изображение основы композиции. Они должны запомнить его и повторить с помощью светящихся предметов. Это могут быть слова, по смыслу дополняющие фон снимка. Например: на фоне ночного города его фризлайт-название.

Идея для свадебной фотосессии: на фоне вечернего торжества - прорисованное светом сердце или слово “любовь”. Для этой задумки лучше выбирать открытое пространство, которое дополнит деталями композицию кадра, сделает его емким по смыслу.


Способ 3. Групповой фризлайт

Способ, для которого нужно несколько помощников. У каждого из фризлайт-художников должен быть источник света со своим цветом. Чем богаче сочетание оттенков в кадре, тем он эффектнее. В соответствии с задумкой задайте участникам фотосета роли и проведите инструктаж: какое изображение рисовать, с какой скоростью, перемещаться или стоять на месте.

Попробуйте сначала создать композицию вокруг трех объектов. Людей можно размещать на разных уровнях, выше, ниже, правее, левее, но при этом балансировать построение кадра, чтобы он получился композиционно уравновешенным, органичным.


Какие источники света использовать

В заключение статьи дадим советы по использованию источников света, которые позволяют добиться различных фризлайт эффектов:

  • Дисплей мобильного телефона. С его помощью можно оставлять в воздухе достаточно широкие линии, прорисовывать предметы в размытом силуэте.
  • Фонарики. Это могут быть как дешевые с лампами накаливания, так и современные модели со светодиодами.
  • Елочные гирлянды, светодиодные ленты - определяют контуры предметов, силуэты людей. Чаще всего используются для выражения динамики движений человека.
  • Свечи, факелы, зажигалки. Огонь позволяет создавать особенно красивые фризлайт композиции. Но эти инструменты опасны. Применяют во время fire-шоу артистами, владеющими специальными навыками.
  • С помощью бенгальский огней можно создать сверкающие пушистиые контуры. Но также, как и с источниками открытого огня, следует учитывать правила безопасности.
  • Лазерные указки. Прорисовывают контуры предметов тонкими светящимися линиями. Но есть важное правило: нельзя направлять в камеру (лучи могут навредить матрице) и в глаза человека.
  • Световые лучи. Конструкции из прозрачной пластиковой трубки с диодами - идеальный инструмент для художественного фризлайта. Геометрические фигуры, орнаменты, надписи, заполненные светом абстракции - их возможности обширны.

Определившись с концепцией съемки, выбрав место и инструменты, не бойтесь импровизировать. Фризлайт любит эксперименты и смелые художественные решения. Чем креативнее задумка, тем выразительнее кадр. Помните об этом и будьте уверены в успехе своей творческой фотоидеи.

Называется искусство «рисования светом» по-разному: «фризлайт» (англ. freeze «замерзать», «застывать» и англ. light «свет»), световое граффити, люминография, светографика, светопись и т.д.

Но суть — одна: светопись — это интересная и простая техника, дающая потрясающие результаты. И все, что вам действительно нужно делать — это в прямом смысле рисовать светом.

Для создания таких снимков регулируется три основных параметра камеры: выдержка, диафрагма и светочувствительность. Мастера светописи говорят, что для хорошего результата достаточно 10-30 секунд выдержки. Ее можно увеличить, однако тогда на фото будут видны цифровые шумы. Для того чтобы избежать такого эффекта, важно правильно настроить светочувствительность камеры, обычно выбирается значение в диапазоне от 50 до 200 единиц. С помощью диафрагмы можно контролировать количество света, попадающее на матрицу фотоаппарата, чем больше будет ее значение, тем меньше света попадет на матрицу и наоборот. Вообще фотохудожники рекомендуют выставлять максимально высокое значение диафрагмы. Но для того чтобы понять какое значение дает наилучший результат необходима практика.

Для того чтобы научиться «рисовать светом» не нужно каких-либо выдающихся способностей. Достаточно иметь следующее:

1. Камеру, позволяющую делать снимки на длинных и сверхдлинных выдержках. Здесь стоит выбирать цифровые камеры, так как они дают возможность сразу же оценить результат.

2. Хороший штатив. Штатив понадобится в любом случае, так как снимать придется на длинных выдержках и чем более устойчива будет камера — тем лучше.

3. Источник света. Это может быть обычный светодиодный фонарик или лампа дневного света.

4. Темное место. Чем темнее оно будет, тем лучше. Идеальное место для светописи — темная комната, куда не попадает уличный свет.

Итак, приступим:

  1. Установите камеру на штатив и сделайте несколько тестовых снимков со вспышкой или при включенном свете.
  2. Теперь необходимо выставить значения выдержки и диафрагмы. Поставьте выдержку на 10-30 секунд — это время, в течение которого вы будете рисовать и диафрагму — как мы уже отмечали выше — тем больше значение — тем лучше.
  3. Выключите свет и нажмите на кнопку спуска затвора. Как только затвор откроется, включайте фонарик и направленным лучом света «рисуйте» в поле зрения фотоаппарата. Пробуйте экспериментировать — «рисуйте» светом, как кистью — размашисто и смело или наоборот — аккуратно вырисовывайте какую-то абстракцию. Имейте в виду, чем медленнее будет движение, тем ярче оно получится на снимке. Не задерживайте луч света долго на одном месте, иначе можно засветить кадр и получить эффект прожженной пленки.
  4. Когда затвор закроется можно включить свет и посмотреть результат. Проанализируйте, что у вас получилось, и при необходимости повторяйте процесс, пока не добьетесь нужного результата.

Вот несколько идей, как можно использовать технику светописи:

1.Отрисовка предметов. Пометите предмет съемки в абсолютно темной комнате. И, проделав все подготовительные процедуры, начиная с пункта три нашего ликбеза, начинайте съемку. Нажав на кнопку спуска затвора, прорисуйте источником света контур предмета. Чтобы получить более интересный результат попробуйте поэкспериментировать с источниками света разного цвета.

2.Съемка на улице. Выберите малоосвещенное место и подходящий для съемки объект, идеально — вообще не освещенный. При работающем затворе отрисуйте контур выбранного объекта своим источником света. В результате на снимке может получиться очень интересный эффект: сюрреалистическое изображение на совершенно естественном фоне.

3.Световые надписи (граффити). Вы можете создавать всевозможные световые надписи, рисунки, абстракции в пространстве. Если вы используете стену, но просто «рисуйте светом» используя разноцветные источники света. Если вы снимаете рисунок в пространстве необходимо чтобы тот, кто «пишет» направлял луч света в сторону камеры и достаточно быстро перемещался, чтобы его силуэт не был явно выражен на снимке.

Одним словом — импровизируйте. Используйте воображение и фантазию, чтобы создавать сюрреалистические, оригинальные снимки. Для вдохновения предлагаем вам посмотреть небольшой видеоролик о том, что можно сделать при помощи камеры и источников света.

А напоследок, если вы все еще не поняли, что можно делать при помощи светописи — посмотрите это видео. Хотя это и видео, но принцип абсолютно тот же.

Чем можно рисовать? Пожалуй, любой человек способен перечислить несколько десятков вариантов, от самых очевидных до весьма экзотических. Но немногие предложат рисовать... светом по матрице фотоаппарата. Между тем, сегодня это весьма популярный вид искусства, расположившийся на стыке живописи и фотографии и получивший название фризлайт (дословно - «замороженный свет»).

Заключается фризлайт в следующем: в фотоаппарате выставляется длинная (от пяти секунд) выдержка, после чего в темноте каким-нибудь точечным источником света (или несколькими) перед объективом рисуется картина. В результате на снимке получается рисунок из полос света. При правильном подходе он может быть крайне эффектным, что доказывают многочисленные работы в этом стиле.

Фризлайт сам по себе не очень сложен, но все же имеет несколько особенностей, о которых мы и расскажем ниже.

1. Рисуйте разными цветами

Для фризлайта можно, строго говоря, использовать любой стабильный источник света (то есть свеча подойдет не очень хорошо), но самые лучшие работы получаются при использовании разных цветов, и чем более необычными они будут, тем лучше. Учитывайте только, что с полутонами могут возникнуть проблемы - их будет трудно отличить друг от друга, так что лучше выбирать насыщенные цвета. Цветные лазеры не рекомендуются - они могут повредить камеру.

2. Используйте штатив

Чтобы рисунок получился именно таким, какой бы вам хотелось, камера должна быть неподвижна, ведь съемка ведется на длинной выдержке, а значит, в противном случае неизбежно смазывание, и рисунок будет полностью испорчен. Соответственно, необходим штатив или хотя бы книжная полка, стол или любой другой предмет, способный обеспечить камере неподвижность в течение всей съемки.

3. Обеспечивайте полную темноту

Это может показаться банальным, но любые посторонние источники света повлияют на итоговый рисунок вплоть до того, что попросту испортят его. Поэтому на улице лучше снимать вдали от фонарей, а дома - в закрытой комнате с зашторенными окнами или без окон вообще. Аналогично и с одеждой - она должна быть темной, поскольку из-за светлой одежды и тем более одежды со светоотражающими элементами в кадре будет видно вас.

4. Тренируйтесь

Во фризлайте крайне важна практика, потому что с первого раза едва ли получится даже обыкновенный смайлик, не то что сложный рисунок. Плюс большинство начинающих фризлайтеров первое время не обладает необходимым уровнем пространственного воображения, а значит, нужно тренировать и его. Поэтому необходимо не только каждую картину начинать с двух-трех пробных попыток, но и просто тренироваться как можно чаще.

5. Планируйте рисунок заранее

Это особенно актуально, если предполагается сложный рисунок, в том числе и в случае, когда участников более одного. Необходимо предварительно рассчитать движения каждого и сделать метки (только позаботьтесь о том, чтобы их было видно в темноте, но не видно на снимке). Отработайте примерные движения сперва на свету, чтобы было проще контролировать воображаемую ось симметрии (в темноте она станет одним из главных ваших ориентиров).

6. Отражения добавляют эффектности

Советуем начинать рисовать от земли или какой-либо другой поверхности, чтобы на снимке получились отражения. Это, во-первых, визуально придаст вашему рисунку объем и сделает его более эффектным, а во-вторых, подтвердит его подлинность (поскольку воспроизвести такой).

В этой статье мы расскажем о том, какие настройки фотоаппарата необходимо выставлять для различных камер и творческих задач. На что влияют конкретные условия и цифры на дисплее вашей камеры. Как настроить Никон, Кэнон, Сони для фризлайта. в домашних условиях создают в основном новички этого дела, мы рекомендуем выходить за эти рамки, но избегать городского освещения. Все зеркальные камеры схожи в настройках выдержки для фризлайта, диафрагмы и светочувствительности, независимо от бренда. Поэтому мы чуть отстранимся от торговых марок и опишем общие решения как настроить фотоаппарат для .


Выдержка:

Новички путают этот термин с задержкой спуска затвора на 2 сек. / 10 сек. Этот параметр включен в функционал многих современных зеркальных цифровых камер для достижения максимальной неподвижности техники во время съёмок. А вот выдержка – это время на которое открывается затвор камеры для фиксации . Длительность в большинстве моделей варьируется от 1/4000 сек. до 30 сек. без использования каких-либо дополнительных средств. Для создания простого вам понадобится выставить в настройках фотоаппарата 10-20 секунд. Переключите вашу камеру в режим “M” покрутите колёсико регулировки выдержки, какое колёсико крутить можно узнать в инструкции к вашему фотоаппарату.


Диафрагма:

Диафрагма это 6-8 лепестковый механизм ограничения света в объективе (общепринято обозначать числом – f). У разных производителей существуют разные способы настройки этой величины, разные рычаги управления. обычно варьируется от f1,2 и до f32 и зависит это от конкретного объектива. Многие из нас смотря фотографии ночного города на длинных выдержках видели звёздочки от ярких источников света, расположенных как правило вдали. Оказывается эти звёзды образуются на из-за сильно закрытой диафрагмы 6-8 угольное отверстие которой и создаёт подобный эффект.

Запомните: Чем больше число f – тем сильнее закрыта диафрагма и тем темнее получится рисунок светом, чем меньше число f – тем более диафрагма открыта и тем светлее получится .


Чувствительность матрицы:

Чувствительность матрицы цифровой камеры (iso) – значение мы рекомендуем ставить на 100 или на 200, для рисования светом и 400-800 если вы планируете снимать stop-motion ролик движущихся облаков вокруг луны ночью. Некоторые модели фотоаппаратов не позволяют ставить высокую чувствительность без появления шумов, этот нюанс нужно учитывать.


Фокусное расстояние, стабилизатор и :

Для создания обязательно ставьте вашу камеру на , убедитесь что ножки штатива надёжно зафиксированы на поверхности и не проваливаются. Если вы решили устроить световой перфоманс с красивыми отражениями и бликами от снега – вам скорее всего придётся ставить в сугроб, утопите все ножки на максимальную глубину, потому что стоит камере чуть шелохнуться – рисунок будет испорчен. Впрочем вы скоро поймёте что для достижения хороших результатов просто необходимо будет потратить большое количество дублей, пока вы учитесь рисовать светом. Фокусное расстояние влияет на плотность картинки . Например на 16-18мм почти все расстояния от камеры будут в зоне резкости (глубина резко изображаемого пространства – ГРИП), а при построении композиции кадра с фокусным расстоянием 50мм и более ГРИП резко сокращается, возникает боке (эффектное размытие фона, интересно применять и в рисовании светом).


Стабилизатор в объективе рекомендуем отключить, так как камера может подавать ложные сигналы о шевелении корпуса и оптическая система созданная для достижения оптической резкости сыграет с вами злую шутку. В момент создания Арт-проекта на самых первых рисунках мы стали замечать сдвиги огней ночного города на горизонте. Долго не могли понять почему так происходит, затем всё-таки без всяких подсказок со стороны выяснили что именно даёт такие сдвиги картинки – система линз с вертикальной стабилизацией.

Снимите все светофильтры с объектива. Наличие фильтров при фронтальной засветке объектива может дать неприятную дымку и ореол вокруг вашего рисунка.

Светофильтры при рисовании светом


Вот такие блики могут возникать из-за фильтров.

Современное в фотографии появилось к моменту бума продаж цифровых фотоаппаратов. Очень удобно сразу наблюдать на экране результат своих манипуляций перед зеркальной камерой. Параметры фотоаппарата при рисовании светом могут изменяться в зависимости от поставленных вами задач. Чем сложнее рисунок или даже картину вы задумали – тем длиннее будет выдержка и тем яснее надо представлять степень закрытия диафрагмы.

Мы пишем картины, устраиваем встречи и снимаем анимацию - присоединяйся!


  • 18.01.2013 Очень тонкие световые можно получить если рисовать при помощи вспышки вашего […]

  • 23.08.2012 можно создать не выходя из дома! Разумеется это удобно для местных световых […]

  • 14.03.2016 Для сборки таких фонариков как у нас - совершенно не требуется глубокое знание […]

  • 23.08.2012 Рисуйте слоями. Например в три слоя, дальний план, в основном отражения, передний […]

  • 03.09.2012 В этом речь пойдёт о различных особенностях инструментов для рисования светом. […]

  • 14.09.2012 Последние тёплые ночи этого года просто созданы для рисования светом. Гуляя по ночной […]

  • 03.02.2016 В этом вы увидите как можно собрать многоцветный светодиодный инструмент на основе […]

  • 06.09.2013 Светодиодные карандаши для фризлайта. Сегодня мы расскажем и покажем наглядно как […]

  • 25.01.2013


Касса