Световые граффити. Фризлайт

Фризлайт (freezelight) – это своеобразное направление искусства, интересным образом совмещающее в себе элементы художественной фотографии и граффити. Термин «freezelight» - появился путём слияние двух английских слов «freeze» (замораживать, застывать) и «light» (свет).

Техника фризлайта заключается в следующем: с помощью искусственных источников света в условиях полной темноты создаётся изображение («рисуются» осмысленные объекты или абстракция), при этом всё происходящее снимается установленным на штатив фотоаппаратом с предварительно выставленной длительной выдержкой. Причём свет здесь выступает главной художественной ценностью, а не просто используется в качестве подсветки для объектов.

Иногда нарисованные светом картины называют светографикой (light graphic), светописью (light writing), люминографией или попросту говоря световым граффити.

Используемые источники света могут быть настолько разнообразны, насколько это может позволить безграничная фантазия и изобретательность художника. Ими могут быть обычные парафиновые свечи, лампы накаливания, светодиодные фонарики и жезлы, мобильные телефоны, в общем, всё, что способно излучать яркий свет.

Как это не удивительно, искусство рисования светом зародилось в России ещё в начале ХХ века! Основоположником его были художники М.Ф.Ларионов и Н.С.Гончарова, создавшие в 1910 году одну из новых форм абстрактного искусства, получившую название «Лучизм». Тогда это новое направление русской авангардной живописи широкого развития не получило, однако сейчас, по прошествии практически 100 лет, оно обрело новое дыхание и, благодаря возможностям современной техники, новую интерпретацию.

Вполне может создаваться одним человеком. Однако при участии в работе группы людей, можно получать разноцветные изображения, выполненные с применением разных источников света.

Фризлайт – это отличный способ самовыражения. Это искусство широких масс и попробовать себя в нём может каждый. И если вы не стремитесь к созданию шедевров и не претендуете на получение статуса профессионального лайтера, то для того, чтобы освоить искусство светового граффити не обязательно иметь какие-либо выдающиеся способности. Достаточно наличие лишь простейшей цифровой фотокамеры с режимом ночной съёмки и светодиодного фонарика.

Техника съёмки светового граффити довольно проста. В ручном режиме фотоаппарата выставляется светочувствительность – ISO (диапазон от 50 до 200) и длительность выдержки (время, необходимое для творчества). При работе со светом необходимо научится лишь грамотно управлять диафрагмой. А дальше дело за созданием сюжета. И вот здесь уже открываются безграничные возможности для фризлайтера в выборе идеи и инструментов для её воплощения. Поверьте, здесь есть, где разгуляться воображению!

Искусство фризлайта становится всё более популярным в России. В Москве и Санкт-Петербурге постоянно появляются новые сообщества фризлайтеров, проводятся выставки работ фотохудожников, организовываются мастер-классы для желающих освоить световое граффити . Для некоторых светографика становится обычным хобби, а для кого-то превращается в образ жизни.

В первую очередь для себя мы собрали новую серию световых инструментов. На базе привычных уличным хулиганам маркеров OTR, были созданы различные по структуре и размеру кисти. Коллекция насчитывает уже более двадцати приспособлений для творчества. Прошедшие проверку временем, проливным дождём, штормовым ветром, падениями с различных высот и льдом, такие фонарики служат художникам проекта Lightpainting Russia верой и правдой на протяжении всего 2016 года.


В конце августа 2016 мы поехали на озеро Плещеево национального заповедника г.Переславль-Залесский. В первую очередь появилось желание создать серию ростовых портретов широкими экспрессивными линиями и комбинированной техникой исполнения подсветки моделей. Август – хорошее время для съёмок звездных треков, но мы попали под переменную облачность и полнолуние, что исключило возможность комбинирования искусства астросъемки и рисования светом.


Погода в конце марта – начале апреля в Москве идеально подходит для создания световых рисунков. Уже достаточно комфортно для долгих прогулок, но также достаточно прохладно для поддержания прочного льда на местах озёр и ручьёв в парках Москвы и Подмосковья. Мы это успешно используем и рекомендуем всем!


Настало время творческого обновления! Мы полностью переработали и дополнили все наши световые инструменты, способы их крепления и форматы кистей. Теперь большую роль в наших произведениях играют светодиоды. Именно изделия на их основе с применением хитрых hand made приспособлений дают интересные световые эффекты. Всё чаще и чаще используем фолиевые фильтры в качестве постоянных компонентов к нашим изобретениям!


Нас регулярно приглашают поучаствовать в коммерческих мероприятиях ведущих брендов по всей России, приглашают различным составом от одного до четырёх человек и мы работаем со своими творческими идеями и только своим составом, не перекладывая объём работ на знакомых художников из других регионов. Работаем только с этичными компаниями и наши партнёры знают это. Впервые мы начинаем публиковать результаты наших световых зарисовок для гостей и vip персон закрытых тусовок. Приятного просмотра



Если Вы много времени тратите на создание художественной фотографии, то тогда, не обращая внимания на Ваш опыт или качество Ваших работ, можно сказать, что Вы художник-фотограф. Свет – это Ваша кисть, весь мир вокруг – Ваш холст. Сначала Вы рисуете свои картины, а потом воплощаете в фото. Этот невероятный жанр съемки называется Световое Граффити – смесь четкой концепции и закрученных световых линий. Фотохудожники выставляют большую выдержку и потом при помощи фонарика, как кистью, рисуют картину.

Все что Вам нужно сделать, это посмотреть на невообразимые картины, которые создаются световым линиями, и Вы тут же поймете концепцию. И этим, кстати, очень легко заниматься. Человек с фонариком стоит перед камерой, на которой выставлена длинная выдержка, и рисует картину в воздухе перед собой. После нескольких попыток и вариантов, Вы убедитесь, что занятие световым граффити не такая уж и невыполнимая затея.

Контроль затвора

Очевидно, первое, что Вам понадобится - это темнота. Но я пропущу данную часть и перейду сразу к камере. К счастью сегодня многие фотоаппараты приспособлены к световому граффити. Если у Вашей камеры ручная или автоматическая фокусировка, то полдела сделано. Просто щелкайте в любом из режимов (лучше, конечно, в ручном), и увеличьте скорость затвора. Нет какого-то заранее установленного времени для работы со световым граффити. Вы можете поставить от пары секунд до нескольких минут. Главное не спешите и закончите свой рисунок.

Ваша диафрагма и ISO

Если можете, поставьте Вашу диафрагму около F5.6. Это поможет фильтру убрать весь не нужный свет и сделает картинку приятной. Так же понизьте ISO пока будите рисовать картину, и в конце, перед тем как сфотографировать, убедитесь, что шумы сведены к минимуму. Попробуйте ISO-100. Использование вспышки может быть важным, если Вы хотите выделить первоначальный фон кадра. Вот на этой фотографии видно, что вспышка помогла заснять человека в полете.

Оборудование, которое Вам понадобится

Следующая вещь, которая вам понадобится это, конечно же, штатив, или место где камера будет неподвижна. Очевидно, чем выше экспозиция, тем сильнее движение, поэтому вы должны знать, как поведет себя камера. Включите обратный таймер на вашем фотоаппарате и, убедившись, что все случайные движение исключены, жмите на кнопку снимка.
Источник света играет огромную роль в характере снимка. Попытайте избежать простых фонариков, потому что белый свет довольно скучный. Поместив на фонарик цветной целлофан, Вы добавите жизни в фотографию. Вы так же можете экспериментировать со светящимися палками. Флуоресцентные цвета добавляют фотографии такую стилистику, которую не могут достигнуть ни какие обычные фонарики.
Одна из главных проблем в световом граффити, это яркий или очевидно освещенный человек позади фонарика. Лучше надеть черную одежду, чтобы камера не заметила Вас. Убедитесь так же, что свет не падает на Вас и не отражается от Вас. Лучше всего держать фонарик за самый кончик, чтобы источник света был максимально далеко от Вас, а стоять нужно непременно напротив камеры за фонариком. Если Вы будете стоять неподвижно, то останетесь в кадре, поэтому нужно постоянно двигаться, когда рисуешь, даже если рисунок не большой.

Приём

И, наконец, самый важный пункт - рисование. Самое лучшее, что можно нарисовать, это что-то новое, уникальное и интересное. Не нужно использовать клише – глупо просто написать свое имя. Рисуйте что-нибудь жизненное, что может сделать фото интересным – человечка, животное или цветы посреди дороги. Лучше всего рисовать возле обыденных вещей. Например, если увидите почтовый ящик или будку, встаньте позади нее и пририсуйте ей руки или ноги. Не забывайте что цветовое граффити это нечто инородное, поэтому старайтесь обыгрывать окружающие вещи как можно абстрактней и необычней. Нарисуйте космический корабль, парящий в небе, или пакмана пожирающего машины. Здесь нет границ. Ничего невозможного нет, просто делайте волнистые линии более изящными, не нужно дрожащих пятен или острых краев.
Лучше всего если Вы встретите профессионала и начнете работать вместе с ним. Пусть он станет Вашим гидом. Начав с ним снимать, Вы быстро освоите основы. Главное сделать работу частью Вашей фантазией. Ищите абстракции или что-то новое в искусстве. Научитесь видеть потенциал, даже там где на первый взгляд, кажется, нет ничего.

Световое граффити — модное направление современного искусства, которое никому не мешает и ничего не портит. Для его создания необходим фонарик, фотоаппарат, вечернее время суток, навыки и мастерство. По-другому световое граффити еще называют люминография (рисованием светом), лайт граффити (англ. «Light graffiti») или фризлайт (англ. «freeze light» — замороженный свет) — съемка на длинной выдержке нарисованных светом рисунков или абстракций.

В России световое граффити появилось недавно и его основателями являются Роман Пальченков, Артём Долгополов и Сергей Прокофьев.

Как же сделать световое граффити?
— необходимо выбрать темное место для съемки (двор, комната, поле, где нет «вредных» подсветок;
— обеспечить неподвижность фотоаппарата за счет крепления его на штативе. Порыв ветра или дыхание самого фотографа сведет на нет все творчество. Далее необходимо выставить на фотоаппарате настройки. Рекомендуется: диафрагма ISO 100-200, минимальное значение; выдержка 10-30 сек.;
— произвести фокусирование, т.е. навести на место будущего светового рисунка фокус;
— после нажатия кнопки «Пуск» на фотоаппарате успеть за 10-30 сек создать желаемый рисунок. Источником света может выступать и светодиодная указка, зажигалка, фейерверк, светодиодный фонарик, сотовый телефон, горящая свеча, даже плеер. Главным требованием является яркость. Удобнее использовать указку или фонарик, которые просто включаются и выключаются. Фонарем рисуют прямо перед объективом фотоаппарата. Указкой нужно рисовать на любой поверхности, не отражающей свет, потому что направленный на объектив луч способен повредить матрицу. В качестве объекта рисования может быть выбран дерево, стена, мусорные баки. При этом чем необычнее «кисть», который Вы рисуете, тем необычнее получается граффити.

Светодиодный жезл представляет собой 30 небольших светодиодов, которые выстроены в 3 ряда, встречаются и другие комбинации. Питание производится от аккумулятора. Продается он в автомастерских, хозяйственных магазинах или интернет-сервисе.

Люминесцентная лампа запитывается от 12-вольтного аккумулятора. На нее надеваются цветные фильтры, изготовленные из полупрозрачных канцелярских пластиковых папок.

Лампы накаливания питаются через многометровый удлинитель. К ней привязывается новогодний дождик для получения необычного результата.

Парафиновая свеча создаст эффект огненного следа. Чтобы она не гасла на улице, ее надо поставить в стеклянный подсвечник или стакан, что придаст дополнительную яркость огню.

Лайт граффити — это «чистое» искусство без обработки фотошопом и другими графическими программами. Чтобы получилась ровная картинка, надо не просто из стороны в сторону водить фонариком, а аккуратно прочерчивать каждую линию. В противном случае картинка получится кривой и смазанной. Еще одну особенность надо учитывать при рисовании — чтобы рисунок получился правильным, его надо вырисовывать в зеркальном отражении.

Снимок Яна Веллерта и Джерга Мидза (Бремен, Германия)

Существуют и другие техники фризлайта. Умельцы из Петербурга делают это непосредственно самой камерой, двигая фотоаппаратом перед светящимся объектом по заранее продуманому рисунку.

Чтобы в кадре осталось только граффити, а не Вы сами, надо быстро и как можно больше двигаться, одеваться в темное. Если Вы хотите, чтобы вместе со светом в кадре был зафиксирован и художник, то — светлое одеяние, минимум движений, желательно даже подсветить рисующего.

Если Вы попробовали и у Вас все получилось, но не впечатлило, можно сделать попытку создать короткий ролик-анимацию с помощью фризлайта. Это сложнее, чем рисовать, в результате все может получиться потрясающе.

Рисуют обычно или в одиночку или командой. Если рисуют несколько человек, то соответственно и источников света несколько, в результате получаются невероятные кадры. Цветовая гамма при рисовании немного ограничена. Фризлайтеры могут использовать только желтый, красный, синий, зеленый, фиолетовый, белый и оранжевый цвета.

Главное при рисовании светом — это пространственное мышление. Необходимо помнить, где была проведена линия только что для контроля за созданием своей композиции и тогда все детали Вашего рисунка будут находиться на тех местах, где Вы спланировали.

Чтобы легче было рисовать, можно:
— изобразить сначала на бумаге свою композицию,
— нарисовать мелом на асфальте или школьной доске для закрепления образа в голове,
— ориентироваться о находящемуся перед Вами объекту, т.е. представить рисунок на стене, которая находится позади штатива с фотоаппаратом, и обвести его фонариком.

Снимок Яна Леонардо Веллерта (Германия)

Искусство рисования светом с каждым днем развивается, очень популярно во всем мире, приобретает новых поклонников, усовершенствуется. На страницах личных сайтах и блогов фотографы выкладывают свои фотогалереи и делятся своими достижениями, обмениваясь различными техниками и тонкостями.

Одни считают фризлайт пятиминутным увлечением подростков, другие — самым большим прорывом в фотоискусстве. Ведь в этом виде искусства совмещается несовместимое — живопись и фотография. Этот стиль часто используют художники-авангардисты. Одно можно сказать с уверенностью — световое граффити — очень веселое и увлекательное занятие, причем фасады зданий никак не страдают при этом.

Размытые фотографии всегда считаются браком и, как правило, безвозвратно удаляются. Но только не те, которые делаются такими осознанно. Эти кадры в буквальном смысле отражают перевод слова фотография - «рисование светом», а называется новое направление в искусстве - световое граффити.

17 фот via Bigpicture

1. На этих фотографиях можно увидеть невероятное световое граффити от лучшего художника Великобритании в этом деле – Бена Мэттьюса. (BEN MATTHEWS)

2. Дантист по профессии, 26-летний художник Бен Мэттьюс из Сюррея любит экспериментировать со светом и фотографией. (BEN MATTHEWS)


3. Для того чтобы заняться световым граффити, крутая камера не нужна - сойдет и «мыльница». Главное, чтобы в ней был ручной режим съемки - это необходимое условие, так как для рисования светом придется оперировать тремя основными параметрами: выдержкой, светочувствительностью и диафрагмой. (BEN MATTHEWS)


4. Выдержка в данном случае - это время, которое есть у фотографа, чтобы нарисовать святящимся прибором картину в воздухе. Пока затвор камеры открыт, на матрицу попадает свет, который при движении источника света на снимке превращается в линию. Соответственно, чтобы получить такие линии нужно время. (BEN MATTHEWS)


5. Поэтому в световом граффити самое главное - длительная выдержка, длящаяся не менее пяти секунд. Этого достаточно, чтобы нарисовать символ или букву. Для задач посложнее нужна более длительная выдержка, например, 30 секунд. Однако это может послужить причиной появления так называемых цифровых шумов. (BEN MATTHEWS)

6. Чтобы избежать такого неприятного эффекта, придется снизить светочувствительность до 50-100 единиц. С помощью диафрагмы можно регулировать количество света, попадающего на матрицу. Чем больше значение - тем меньше света, чем меньше значение - тем больше света. (BEN MATTHEWS)


7. Одно из главных условий для фотохудожника, решившего заняться световым граффити, - это жесткая фиксация камеры. Небольшой порыв ветра или даже дыхание фотографа может свести на нет все творчество. Лучше всего поставить фотоаппарат на штатив. (BEN MATTHEWS)

8. Если его нет, то подойдет любая жесткая поверхность: скамейка, каменный парапет, стол. Причем выбирать объект для съемки лучше всего днем - так проще найти место для установки камеры. (BEN MATTHEWS)



10. Ночь, кстати, несет еще одно коварство, незаметное днем. Дело в том, что для рисования светом крайне нежелательны лишние источники света: уличные фонари, окна, фары машин. Эти источники по яркости близки к тем, которые будут использоваться для рисования или даже превышают их, и в таком случае картина просто не получится - нужный свет сольется с городским освещением. (BEN MATTHEWS)


11. Рисуют светом в одиночку или командой. Когда рисованием светом занимаются несколько человек, получаются невероятные кадры с многочисленными источниками света, зачастую разноцветными. (BEN MATTHEWS)


12. Кстати, цветовая гамма «фризлайтеров» немного ограничена. Они могут использовать только красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, оранжевый и белый цвета. (BEN MATTHEWS)


13. Для рисования светом подойдет практически любой светящийся предмет: фонарик, светодиод, зажигалка, горящая свеча, искрящийся бенгальский огонь и даже мобильный телефон - главное, чтобы он ярко светился. (BEN MATTHEWS)


14. Рисовать светом можно, используя даже простейший однодиодный фонарик: с его помощью получится самый простой и незамысловатый кадр. Чтобы добиться уникальных снимков, на которых запечатлены следы от разноцветного, огненного или многослойного света, нужно использовать более сложные приспособления. (BEN MATTHEWS)



Енвд