Какие страны являются крупнейшими экспортерами продукции машиностроения. Анализ импорта и экспорта продукции машиностроения государств таможенного союза. География отраслей машиностроения

Главная отрасль мировой промышленности. Развитие машиностроения во многом определяет в целом уровень развития той или иной страны. В этой отрасли наиболее заметен разрыв между развитыми и развивающимися странами.

Общие особенности машиностроения:

  1. Машиностроение занимает первое место среди отраслей промышленности по стоимости продукции. На него приходится около 35% стоимости мировой промышленной продукции.
  2. Среди отраслей промышленности машиностроение - наиболее трудоемкое производство. Оно занимает первое место по числу занятых (80 млн. чел.). Особенно высокой трудоемкостью отличаются приборостроение, электротехническая и аэрокосмическая промышленность, атомное машиностроение и другие отрасли, выпускающие сложную технику. В связи с этим одним из главных условий размещения машиностроения является обеспечение его квалифицированной рабочей силой, наличие определенного уровня производственной культуры, центров научных исследований и разработок.
  3. Близость к сырьевой базе важна лишь для некоторых отраслей тяжелого машиностроения (производство металлургического, горно-шахтного оборудования, котлостроение и др.).
  4. Машиностроение – одна из самых наукоемких отраслей промышленности. Достижения НТП внедряются прежде всего в производствах данной отрасли..
  5. Машиностроение имеет самый сложный отраслевой состав (более 300 различных производств), который постоянно меняется. Новейшие отрасли быстро переходят в новые, а затем становятся уже старыми.
  6. В мире имеется громадный спрос на продукцию машиностроения, который постоянно увеличивается.
  7. Машиностроение имеет самый большой, постоянно расширяющийся ассортимент выпускаемой продукции (несколько миллионов наименований). При этом продукция отрасли различна по массовости выпуска (например, самолетов – около 1 тыс. в год, металлорежущих станков – 1,2 млн, тракторов – 1,3 млн, автомобилей – 40-50 млн, электронной техники – 150 млн, часов – 1 млрд штук).
  8. Различные отрасли машиностроения предъявляют различные требования к сырью. При этом наблюдается тенденция уменьшения доли продукции черной металлургии а увеличения доли продукции цветной металлургии и .
  9. Машиностроение занимает ведущее место в международных экономических связях (38% от стоимости всех товаров международной торговли). Например, машиностроение обеспечивает 2/3 экспорта Японии и? экспорта таких стран, как и .
  10. Машиностроение в наибольшей степени способствует углублению специализации и кооперации в мировом хозяйстве.

Отраслевой состав машиностроения

Машиностроение подразделяется на три группы:

1. Общее машиностроение, включающее станкостроение, тяжелое машиностроение, сельскохозяйственное, атомное машиностроение и др. отрасли.

Общее машиностроение выделяется следующими свойствами:

  • разнообразие продукции от штучных (атомный реактор) до массовых;
  • разнообразие связей с другими отраслями промышленности и сельского хозяйства.

2. Транспортное машиностроение – вторая по значимости отрасль машиностроения, продукция которой часто имеет двойное назначение (гражданское и военное).

Характеристика основных подотраслей транспортного машиностроения:

Автомобилестроение – ведущая отрасль транспортного машиностроения:

  • ежегодно выпускается 60 млн автомобилей, 40 % из которых идет на экспорт;
  • в отрасли занято около 60 млн. человек;
  • 75 % автомобилей – легковые; 25 % — грузовые, из которых много малотоннажных, специальных автомобилей и автобусов;
  • высокая степень концентрации отрасли (90 % автомобилей выпускают 10 крупнейших компаний, самыми крупными из которых являются: Дженерал Моторс (США), Форд (США), Тоёта (Япония), Фольксваген (Германия), Даймер Крайслер (Германия — США), Фиат (), Рено (Франция).

Авиаракетно-космическая промышленность – вторая отрасль транспортного машиностроения.

Отличительные черты:

  • высокая наукоемкость;
  • продукция отрасли выпускается только крупными фирмами;
  • сложный состав отрасли: производство самолетов; производство вертолетов; производство авиационных двигателей; производство авионики (электронного и навигационного оборудования летательных аппаратов); ракетостроение; создание космических аппаратов.
  • применение сложных технологий, предъявляющих особые требования к научно-производственной базе и квалификации работников.

Судостроение .

  • высокая материалоемкость и трудоемкость производства судов
  • роль судостроения среди отраслей машиностроения постепенно уменьшается;
  • в производстве судов происходит уменьшение доли пассажирского транспорта и увеличение доли специального (танкеры, контейнеровозы, ледоколы, научно-исследовательские суда и т.п.);
  • центр судостроения переместился из Западной Европы и США в Азию (Корея Япония КНР) ;

Производство ж/д оборудования – старейшая отрасль транспортного машиностроения, производящая локомотивы, различные грузовые вагоны, цистерны, пассажирские вагоны и др.

Производство ж/д оборудования постепенно сокращается в , США, России, но увеличивается в Азии (КНР, ). Европа все более переходит на изготовление скоростных пассажирских поездов.

3. Электротехника, включая электронику.

  • самая наукоемкая отрасль машиностроения;
  • самая быстропрогрессирующая отрасль машиностроения;
  • высокая степень концентрации производства (производство в основном сконцентрировано на крупных фирмах США, Японии, (США и Япония производят 90% микросхем), Юго-восточной Азии (Корея, ), Западная Европа);
  • быстрый рост системных связей как внутри отрасли, так и с другими отраслями промышленности;
  • внутри отрасли темпы роста производства бытовой электроники сокращаются, а ЭВМ и микросхем растут (производство ЭВМ и микросхем составляет 40 –45% от общего производства электротехники и электроники).

Размещение отраслей машиностроения

На размещение предприятий машиностроения в большей степени влияют:

  • наличие квалифицированной рабочей силы;
  • наличие научных центров;
  • развитая инфраструктура;
  • потребители.
  1. До недавнего времени 90% продукции машиностроения производили развитые страны, а только 10% — развивающиеся. Но сегодня доля развивающихся стран составляет уже 25% и продолжает возрастать.
  2. В машиностроении мира доминирующее положение занимает небольшая группа развитых стран — США, на которые приходится почти 30% стоимости машиностроительной продукции, Япония — 15%, ФРГ — около 10%, Франция, Великобритания, Италия, . В этих странах развиты практически все виды современного машиностроения, высока их доля в мировом экспорте машин (на развитые страны в целом приходится свыше 80% мирового экспорта машин и оборудования). При почти полной номенклатуре производства машиностроительной продукции ключевая роль в развитии машиностроения в этой группе стран принадлежит авиаракетно-космической промышленности, микроэлектронике, робототехнике, атомно-энергетической технике, станкостроению, тяжелому машиностроению, автомобилестроению.
    В группу лидеров мирового машиностроения входят также (6% стоимости машиностроительной продукции), Китай (3%) и несколько малых промышленно развитых стран — , Нидерланды и др.
  3. Машиностроение сильно продвинулось в своем развитии и в развивающихся странах. В отличие от развитых стран, машиностроение которых базируется на высоком уровне научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), высокой квалификации рабочей силы и ориентировано в основном на выпуск технически сложной и высококачественной продукции, машиностроение развивающихся стран, основанное на дешевизне местной рабочей силы, специализируется, как правило, на выпуске массовых, трудоемких, но технически несложных невысоких по качеству видах изделий. Среди предприятий здесь много чисто сборочных заводов, получающих комплекты машин в разобранном виде из промышленно развитых стран. Современными машиностроительными заводами располагают немногие развивающиеся страны, прежде всего новые индустриальные - , Гонконг, Тайвань, Индия, Мексика. Главные направления развития их машиностроения — производство бытовой электротехники, автомобилестроение, судостроение.
  4. Главными экспортерами продукции машиностроения являются: Япония, Германия, США, Франция, Великобритания, Италия, Канада.
  5. размещения некоторых отраслей машиностроения представлена в таблице.

Первая десятка стран

Производство автомобилей

США; Япония; ФРГ; Франция; Р.Корея; Великобритания; Испания; Канада; Италия; .

Производство мета ллорежущих станков

Япония, ФРГ, США, Италия, Китай, Швейцария, Р.Корея, о.Тайвань, Испания, Франция

Производство тракт оров

Россия, Япония, Индия, США, Великобритания, ФРГ, Италия, Бразилия.

Производство телев изоров

Китай, Р.Корея, США, Бразилия, Япония, Испания, Сингапур, Турция, Великобритания.

Судостроение (спуск на воду)

Корея, Япония, ФРГ, Бразилия, Тайвань, Дания, Китай, Югославия, .

Крупнейшие продуценты и экспортеры изделий общего машиностроения в целом — развитые страны: Германия, США, Япония и др. Развитые страны являются также главными производителями и поставщиками на мировой рынок станков (Япония, Германия, США, Италия и Швейцария). В составе общего машиностроения развивающихся стран преобладает выпуск сельскохозяйственных машин и несложного оборудования.

Мировые лидеры в области электротехники и электроники — США, Япония, Россия, Великобритания, ФРГ, Швейцария, Нидерланды. Производство бытовых электроприборов и изделий бытовой электроники получило развитие и в развивающихся странах, особенно в странах Восточной и Юго-Восточной Азии.

Среди отраслей транспортного машиностроения наиболее динамично развивается автомобилестроение. Ареал его пространственного распространения постоянно растет. Еще в первой половине ХХ века в безраздельно господствовала одна страна – США (83%), но затем начался переход к полицентрической модели. Во второй половине ХХ века сложились три центра: США, Западная Европа, Япония. В 90-е годы автомобилестроение начало растекаться в Азию (Р.Корея, Китай, Индия, Турция, Малайзия) и Латинскую Америку (Бразилия, Мексика, Аргентина, Чили, Перу, ) Однако, страны Зарубежной Европы (Германия, Франция, Испания и др.), США и Япония остаются лидерами и производят более 70% всех автомобилей мира. Кроме того, большая часть автомобильных заводов, расположенных в развивающихся странах, принадлежит ведущим компаниям этих стран.

Первая десятка стран по производству автомобилей представлена в таблице. Можно добавить, что к числу стран с выпуском автомобилей свыше 1 млн в год относятся также Мексика, Россия и .

Крупнейшие экспортеры автомобилей: Япония (4,6 млн в год), Германия (3,6), Франция.

В отличие от автомобилестроения, авиастроение, судостроение, производство подвижного состава железных дорог переживает застой. Основная причина этого - отсутствие спроса на их продукцию.

Судостроение из развитых стран переместилось в развивающиеся. Крупнейшими производителями судов стали Южная Корея (опередила и вышла на первое место в мире), Бразилия, Аргентина, Мексика, Китай, Тайвань. В то же время США, страны Западной Европы (Великобритания, Германия и др.) в результате сокращения производства судов перестали играть заметную роль в мировом судостроении.

Таким образом, в территориальной структуре машиностроения можно выделить четыре главных машиностроительных региона:

  • Северная Америка (США, Канада, Мексика);
  • Зарубежная Европа (ФРГ, Франция, Великобритания, Италия, Испания);
  • Восточная и Юго-восточная Азия;

На (США, Канада) приходится примерно 1/3 стоимости продукции машиностроения. В этом регионе производятся практически все виды машиностроительной продукции любого уровня сложности, но международном разделении труда регион выступает, прежде всего, как крупнейший производитель и экспортер машин высокой сложности, изделий тяжелого машиностроения и наукоемких отраслей. Так, в США, занимающих лидирующие позиции в регионе и мире по общей стоимости продукции машиностроения, большая роль принадлежит авиаракетно-космическому машиностроению, военно-промышленной электронике, производству ЭВМ, атомно-энергетической технике, военному кораблестроению и др. США занимают третье место в мире по экспорту продукции машиностроения и первое – по импорту.

На (без СНГ) также приходится около 1/3 продукции мирового машиностроения. Регион выпускает главным образом массовую машиностроительную продукцию, но сохраняет свои позиции в некоторых новейших отраслях. Особо регион выделяется общим машиностроением (станкостроением, производством оборудования для металлургии, текстильной, бумажной, часовой и др. отраслей промышленности), электротехникой и электроникой, транспортным машиностроением (автомобилестроением, авиастроением, ). Лидер европейского машиностроения ФРГ - крупнейший экспортер в регионе и второй в мире продукции машиностроения.

Регион, включающий страны Восточной и Юго-Восточной Азии, дает примерно четверть продукции мирового машиностроения. Основной стимулирующий фактор в развитии машиностроения в странах региона — относительная дешевизна рабочей силы. Лидер региона - Япония - вторая машиностроительная держава мира, крупнейший экспортер в мире продукции машиностроения, особенно изделий наиболее квалифицированных отраслей (микроэлектроника, электротехника, авиатехника, робототехника и др.). Другие страны — Китай, Республика Корея, Тайвань, Сингапур, Малайзия, и др. производят трудоемкую, но менее сложную продукцию (производство бытовых электроприборов, автомобилей, морских судов и пр.) и также весьма активно участвуют в работе на внешний рынок. Таким образом, регион выпускает как массовую продукцию машиностроения, так и продукцию высокой сложности.

Особый регион мирового машиностроения образуют . Они имеют полную номенклатуру машиностроительного производства. Для большинства стран региона машиностроение – одна из главных отраслей международной специализации. Особенно большое развитие получили здесь отрасли , авиационной и ракетно-космической промышленности, бытовой электроники, отдельные несложные отрасли общего машиностроения (производство сельскохозяйственной техники, металлоемких станков, энергетического оборудования и др.). В то же время по ряду отраслей, особенно наукоемких, отмечается серьезное отставание. Лидер СНГ — Россия, несмотря на огромные возможности развития машиностроения (значительный производственный, научно-технический, интеллектуальный и ресурсный потенциал, емкий внутренний рынок, предъявляющий большой спрос на разнообразную машиностроительную продукцию и пр.), в международном разделении труда выделяется лишь производством вооружения и новейшей космической техники и вынуждена даже импортировать много видов машин.

За пределами главных машиностроительных районов расположены достаточно крупные по масштабам и сложности структуры производства центры машиностроения - Индия, Бразилия, Аргентина. Их машиностроение в основном пока работает на внутренний рынок. Вывозят эти страны автомобили, морские суда, велосипеды, несложные виды бытовой техники (холодильники, стиральные машины, кондиционеры, пылесосы, калькуляторы, часы и т. п.).

По экспорту машиностроение РБ занимает 2 место после ТЭК.

По итогам 2003 года предприятия увеличили общий объем экспорта на 22%. При этом поставки в Россию выросли на 18%, в другие страны СНГ увеличение объема экспорта составило около 30%. По итогам года положительное торговое сальдо по министерству промышленности составило более 1 миллиарда долларов.

Тенденции прошедшего года свидетельствуют об опережающем росте поставок промышленной продукции в другие страны СНГ по сравнению с Россией, отметил он. По его данным, в 2003 году значительно увеличен объем экспорта в Украину, которая охотно покупает белорусские двигатели, тракторные машинокомплекты и др. По мнению Геннадия Свидерского, в белорусской промышленности наиболее конкурентоспособной является такая структурообразующая отрасль, как машиностроение, где выпускается автомобильная и тракторная техника. «В СНГ такого объема производства и сменяемости моделей автомобильной техники не имеет ни один производитель. Сейчас может производиться более 500 моделей под заказ с индивидуальными требованиями по грузоподъемности, проходимости и другим техническим характеристикам», - сказал заместитель министра. Аналогичная ситуация и в тракторостроении, где наряду с традиционными заказами для сельского и коммунального хозяйства появились модели с навесным деревообрабатывающим оборудованием, производящие распиловку леса, его заготовку, погрузку и другие операции.

В нашей республике этот комплекс развит недостаточно. В экономически высокоразвитых странах на продукцию машиностроительной отрасли приходится 35-40% стоимости промышленного производства и 25-35% занятых в промышленности, в развивающихся странах значительно меньше.

В настоящее время машиностроительный комплекс РБ находится в глубоком кризисе, который не мог не сказаться на экспортном потенциале отрасли. Общее снижение экспортных возможностей машиностроения вызвано как внешними, так и внутренними факторами:

внешние факторы - разрушение предметной специализации в рамках бывшего СССР, а также изменение соотношения цен производителей на продукцию сырьевых и обрабатывающих отраслей.

Внутренние факторы - низкая, по сравнению с зарубежными аналогами, конкурентоспособность продукции, а также неготовность к активной деятельности в области мониторинга рынков, маркетинга и обслуживания техники в сфере эксплуатации.

Продукция республиканского машиностроения экспортируется в 48 стран мира.

Приоритетными направлениями экспорта отрасли принадлежат странам Азиатско-Тихоокеанского экономического содружества (Китай, Южная Корея), на них приходится 80% экспорта продукции машиностроения. Новый импульс приобрели экспортные операции со странами СНГ. На страны СНГ приходилось 25,7 млн.долл. экспорта машиностроения, что более чем в 2 раза выше уровня 2000года.

Казахстан и Украина входят в пятерку стран - крупнейших потребителей данной продукции, на них приходится соответственно 11,3 и 2,4% экспорта отрасли.

Экспорт машиностроительного комплекса в 2001 году характеризовался отличительной от большинства других отраслей положительной динамикой. Увеличение поставок на внешний рынок наблюдается практически у всех ведущих предприятий отрасли.

В 2002 году экспорт продукции машиностроения по сравнению с предыдущим годом увеличился на 31% и составил в 202,8 млн. долл.

Повышение конкурентоспособности отечественного машиностроения по сравнению с импортными аналогами по уровню цен стимулировало расширение выпуска оборудования для отраслей потребительского комплекса; 58 предприятий республики экспортировали машиностроительную продукцию в 50 стран мира.

Увеличение поставок на внешний рынок наблюдается почти практически у всех ведущих предприятий отрасли.

Импорт и экспорт машиностроения

Определение 1

Экспорт – это процесс вывоза товаров за пределы страны, тогда как импорт – это процесс ввоза продукции из-за границы.

В современном мире импорт представляет собой самый распространенный вид деятельности в торговле. Именно поэтому импорт считается основой международных экономических отношений.

Часто экспортная продукция поставляется во много стран одновременно.

Экспортировать возможно не только произведенную продукцию, но и капитал, такой экспорт принято называть инвестированием средств в целях налаживания собственного производства за рубежом.

По данным за 2016 год 8,5% российского экспорта приходится на машиностроение. При этом 30% данной продукции направляется в страны СНГ, а 70% в страны ближнего зарубежья.

В период с 2000 по 2008 экспорт в России находился в состоянии роста.

Экспорт имеет сырьевую и технологическую направленность, а также определяет роль страны в отраслевой специализации. К примеру, большое количество экспорта свидетельствует о высоком научно-техническом и производственном уровнях отраслей. А большой экспорт минеральных ресурсов, наоборот, говорит о неразвитости высокотехнологичных отраслей.

Так стоит отметить, что Россия входит в число стран с большим процентом экспорта нефтегазовой продукции, в этом она является неоспоримым лидером, тогда как в экспорте машин и оборудования Россия уступает позиции многим развитым странам, таким как США, Япония, Германия, Корея, Франция и др.

Существует такая организация как Таможенный союз – это своего рода соглашение между странами об отмене таможенных пошлин в торговле и создании единой таможенной территории.

У стран, входящих в Таможенный союз, за период с 2007 по 2012 значительно увеличилась зависимость от импорта. За данный период российский экспорт вырос на 29%, тогда как импорт вырос на 123%.

В 2012 году на Россию приходилась самая большая часть экспорта (16,6 млрд). то есть в этот период гораздо больше машин ввозилось на территорию России, нежели вывозилось. При этом она была нетто-импортером (страна в которой доля импорта во много раз превышает долю экспорта) по всем видам экономической деятельности.

Замечание 1

Самая большая доля экспорта приходится на летательные аппараты.

В импорте 35% пришлось на производство оборудования и транспортных средств, а также 31% на электрооборудование.

Стоит отметить, что Россия обладает огромным потенциалом импортозамещения. Это обусловлено большим спросом на машиностроительную продукцию с учетом того, что он удовлетворяется за счет импорта. Все это складывается на фоне постоянного роста закупок импортной техники.

Показатели внутреннего спроса на автомобильную продукцию и товары долгосрочного пользования находятся в постоянном росте, так как насыщенность рынков данной продукцией еще далека от показателей развитых стран.

Во многом процесс импортозамещения зависит от замены машиностроительного оборудования, а именно как быстро и качественно будет произведена замена. Ярким примером служит автомобилестроение. Модернизация производства в условиях наличия стабильного платежеспособного спроса и создания преференций для инвесторов может пройти в довольно короткие сроки. Стоит также отметить, что источником финансирования могут служить ресурсы, накопленные в течение экономического роста, то есть не обязательно искать инвесторов на стороне.

В отличие от импорта, возможности расширения экспорта ограничены. Это связано, во-первых, с тем, что повышающийся потребительский и инвестиционный спрос будет поглощать большую часть прироста выпуска продукции, при этом не позволив повысить экспортные поставки. Во-вторых, практически невозможно предугадать увеличение спроса на продукцию российского машиностроения на мировом рынке, так как существует достаточно большое отставание от развитых стран. Все это приводит к выводу, что продукция российского машиностроения не пользуется большим спросом на мировом рынке, да и быстрое занятие отдельной ниши практически невозможно.

Экспорт России в 2017 г.

В 2017 году отмечается рост экспорта продукции машиностроения на 14,6%, что является первым крупным скачком после 2013 года.

Российский экспорт имеет свою специфику, он не предусматривает крупные экспортные контракты, именно поэтому показатели могут сильно колебаться. Главной спецификой российского экспорта служат военный и атомный комплексы.

В 2017 году экспорт турбореактивных двигателей вырос на 28%, что является вторым результатом в истории (первый в 2013 году). Это позволило России входить в пятерку крупнейших экспортеров данной продукции.

2017 год отмечен тем, что был поставлен абсолютный рекорд в экспорте, а именно, увеличился экспорт реактивных двигателей, прирост которого составил 40%. Это вывело Россию в лидеры экспортеров реактивных двигателей.

Замечание 2

На этом череда лучших показателей 2017 года не заканчивается. Еще одним рекордным показателем стал экспорт ядерных реакторов, который вырос в 2,7 раза по сравнению с 2010 годом.

Еще одним не плохим результатом стал экспорт котлов центрального отопления, который вырос на 37%. В новейшей истории это один из лучших показателей. Предыдущий лучший показатель также относится к 2010 году.

Уступив место 2004 году, экспорт 2017 года электрических аккумуляторов вырос на 18%.

Экспорт холодильного оборудования увеличился на 49%, большую часть его составили холодильные витрины.

Немного хуже дела обстоят с экспортом автомобилей - здесь прирост составил 23%, что является третьим результатом. Однако существует стабильный, хоть и не большой, рост.

Экспорт грузовых и пассажирских вагонов за 2017 год вырос на 49%, что уступает лишь пику 2008-2012 годов.

Также лучшими результатами 2017 года стал экспорт такой продукции, как:

  1. Медицинские приборы и инструменты (16,9%),
  2. Лазеры и специальная оптика (84%),
  3. Оборудование для птицеводства (увеличение объема в 2 раза),
  4. Кондиционеры (28%),
  5. Механические распылители (92%).
краткое содержание других презентаций

«Регулирование предпринимательской деятельности» - Целью подобных акций может быть: Система управления призвана обеспечить безопасность страны. На сколько государство сможет выполнить данные требования? Минирования; Глава 3 Проблема угрозы безопасности предпринимательской деятельности. Грабежи. Коррупция. Убийства и пытки; …Сущность административно – правового регулирования…

«Машиностроение мира» - Одна из главных отраслей машиностроения мира – автомобилестроение. Уровень развития машиностроения в регионах и странах мира. Автомобильная промышленность. География машиностроения. Машиностроительные центры мира. Группы отраслей. Состав машиностроительного комплекса. В 2010 г. общий объем зарегистрированных автомобилей вырос на 5%. Главные экспортеры и импортеры автомобилей. Следует ожидать резкого усиления конкуренции со стороны развивающихся стран.

«Производство строительных материалов» - Аннотация проекта: Финансы: В результате чего значительно возросла себестоимость строящихся объектов. Открытое акционерное общество. Исследование ситуации на рынке товара. Проект по экономике и экономической географии ученика 10 «а» класса Гасфорда Александра. Актуальность проблемы. Организация деятельности компании. Бизнес-план компании «Монолит» - производство строительных материалов.

«Экономическая культура» - Мотивы. Потребности. Экономический интерес. Нормы и правила поведения в хозяйственной деятельности. Ответственность. Включают в себя: отношения собственности, обмен деятельностью, распределение товаров и услуг. Качества личности. Свобода принятия экономических решений, свободу экономических действий. Расточительство. Охарактеризуйте основные типы экономических систем. Экономические знания. Собственник. Социальная ответственность. Распоряжение прибылью и др.

«Куда уходят деньги» - Расчет семейного бюджета. 3) Для расчета семейного бюджета удобно использовать электронные таблицы. Заключение. 1) Составляется таблица. Бюджет делится на две части – доходную и расходную. Бывают: Краткосрочные расходы Среднесрочные Долгосрочные. Вывод. 4) Можно завести расчетную тетрадь. У каждой семьи свой бюджет. Нужно анализировать свой бюджет в каждой семьи.

«Уроки экономики» - В учебно-тематическом плане отражены типы заданий и внутри- и межпредметные связи. Основы экономической теории. Содержание выпускной квалификационной работа. Выпускная квалификационная работа. В каждом конспекте урока есть: Общественные блага и внешние эффекты. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ. Цель пособия. Несостоятельность рынка и роль государства в экономике. – оказать практическую помощь учителям, работающим в общеобразовательных учреждениях.

Развитие машиностроения в Турции началось с завершением индустриализации Западной Европы. Позднее, в последней четверти ХХ в., европейские страны наиболее энергоемкие, экологически вредные и другие «грязные» предприятия, за исключением военных и стратегически важных отраслей, стремятся перебазировать в развивающиеся страны. В особенности это стало заметным при переходе от индустриального к постиндустриальному – или информационному – обществу. С началом этого процесса перемещение в развивающиеся страны таких отраслей, как металлургия и химическая промышленность, быстро набирало обороты. Развитые страны вместо того, чтобы иметь дело с этими неперспективными для себя отраслями, начали все больше уделять внимание развитию наукоемких производств. Этот процесс продолжается и в наши дни.

Перемещение вышеуказанных отраслей идет путем использования прямых инвестиций – слияний, подчинения своим целям сотрудничающих с ними местных фирм, которые выполняют заказы иностранных материнских компаний по производству продукции нужного профиля. Автомобилестроение, производство вагонов и другие отрасли машиностроения, требующие наличия тяжелой промышленности, особенно металлургии, загрязняющие окружающую среду, перемещаются в такие страны, как Турция, Венгрия, Чехия, Польша и Румыния. Другие менее развитые страны, как, например, страны Африки, которые не могут занять место в этом списке, обречены становиться все беднее.

В дальнейшем фирмы промышленно развитых стран не только закупают у своих дочерних зарубежных предприятий машины и оборудование (хотя они уступают часто западным стандартам), но также и их компоненты, применяющиеся в их собственных, в том числе наукоемких, отраслях промышленности. Таким путем повышается эффективность производства, снижаются его издержки. Для примера можно привести такие работающие в Турции совместные предприятия, как «MERCEDES-BENZ», «TÜVASAŞ», «ABB», «ALCATEL», «ALSTO», «BOSCH», «GE», «SCHNEIDER», «PHILLIPS», «TÜRK PIRELLI», «TÜRK SIEMENS», «TELEMECHANIQUE» и многие др. 6 Они реализуют свою продукцию как на турецком рынке, так и вывозят ее в другие страны.

Первые места в экспорте продукций турецкого машиностроения приходятся на западноевропейские страны. За ними идут Россия, Алжир и ряд других государств ближневосточного региона, Центральной Азии.

По оценкам турецких специалистов, стоимость экспорта продукции турецкого машиностроения в 1996 г. составляла 794 млн. долл., а в 1998 г. эта сумма увеличилась до 1,1 млрд. долл. В 1996 г. экспорт холодильников, морозильников, нагревательных насосов составил сумму в 124 млн. долл., заняв первое место в номенклатуре товаров. На втором месте оказался экспорт водных турбин, точил и регуляторов для них на сумму в 109 млн. долл. А в 1998 г. на первое место вышел экспорт поршней для двигателей внутреннего сгорания, деталей и комплектующих к моторам на сумму в 162 млн. долл., на второе – экспорт холодильников, морозильников и тепловых насосов на сумму в 161 млн. долл. Экспорт турбореактивов, турбокомпрессоров, газовых турбин и тяжелых машин в 1998 г. превысил 50 млн. долл.

Негативно отразился на турецком промышленном экспорте азиатский финансовый кризис 1997 г. и кризис 1998 г. в России. Но с другой стороны, азиатский кризис оказался отчасти на руку Турции, так как страны Юго-Восточной Азии являются ее конкурентами на мировом рынке. Во время этого кризиса наблюдался хотя и малый, но все же рост экспорта.

Турция является производителем деталей и комплектующих для основных западноевропейских стран-поставщиков продукции машиностроения и по этой причине на ее экономике наиболее негативно отражаются кризисы, происходящие на территории Европы.

В 2000 г. турецкий экспорт продукции машиностроения достиг 1,4 млрд. долл., в 2002 г. 2,1 млрд. долл. На первом месте в 2002 г. был экспорт поршней для двигателей внутреннего сгорания, деталей и комплектующих к моторам на сумму в 429 млн. долл., на втором – экспорт холодильников, морозильников и тепловых насосов – в 382 млн. долл. и на третьем – экспорт стиральных машин – 153 млн. долл. На четвертом месте оказался экспорт на сумму 86 млн. долл. турбореактивных, турбокомпрессорных двигателей, других газовых турбин и тяжелых машин.

В 2003 г. за период январь-май экспорт машин достиг 1 млрд. долл. Экспорт поршней внутреннего сгорания, деталей и комплектующих моторов составил сумму в 208 млн. долл., а экспорт холодильников, морозильников и тепловых насосов – 193 млн. долл.

Экспорт поршней двигателей внутреннего сгорания, деталей и комплектующих моторов, холодильников, морозильников, тепловых насосов, стиральных машин, турбореактивов, турбокомпрессоров, других газовых турбин и тяжелых машин составляет 55% всего экспорта машиностроительной отрасли Турции.

Экспорт электрических машин за период 1996–2000 гг. держался на уровне в 1 млн. долл. в среднем ежегодно. Причиной устойчивости экспорта электрических машин явилось то, что в зарубежной электронной отрасли, являющейся их потребителем и использующей их в качестве комплектующих, поддерживался достаточно прочный спрос в странах Евросоюза.

Можно сказать, что экспорт электрических машин и далее будет постепенно расти при условии сохранения стабильного спроса на европейском рынке на турецкую продукцию. Как видим, и во время кризисов в 2001 и 2002 годах наблюдался рост экспорта машин, достигший соответственно 1,35 и 1,36 млн. долл. В 2002 г. в составе продукции турецкого экспорта на сумму более чем в 50 млн. долл. были электрические изоляционные провода, кабели, изоляционные проводники; оптико-волоконные кабели на сумму в 493 млн. долл.; электрические водонагреватели, электротермические аппараты на сумму в 197 млн. долл.; электрические трансформаторы и другие виды подобной продукции на сумму 167 млн. долл.; оборудование электрической фазы, напряжение которой не превышает 1000 вольт, на сумму 80 млн. долл. В 2003 г. за период январь-май сумма экспорта перечисленной продукции достигла общей суммы 588 млн. долл.

Таким образом, в экспорте электрических машин и электрооборудования наблюдается устойчивый рост. Причиной этому является внедрение Турции на экономически стабильные рынки Евросоюза, чему способствует миграция технологий и внутрифирменная торговля.

Таблица 2

Экспортеры Турции электрического машиностроения (тыс. долл.)

Источник: Dış Ticaret Müsteşarlığı (DTM)

Характеризуя место и роль продукции машиностроения в турецкой внешней торговле в последние десятилетия, можно говорить о сочетании импортзамещения с экспорториентированием, при этом последнее набирает силу.

Об этом свидетельствуют приводимые ниже официальные данные об основных видах продукции турецкого машиностроения, которые были экспортированы в первой половине 2003 г. 7 Одновременно эти данные дают конкретное представление о внешних рынках сбыта этой продукции.

Реакторы и котлы. Экспорт реакторов и котлов в 2003 году за период январь-июнь увеличился на 363% по сравнению с тем же периодом прошлого года, и с 8 млн. долл. возрос до 37 млн. долл. Главными импортерами являются Германия, Испания, Италия, Франция, Туркменистан и Азербайджан.

В 2002 г. этой продукции было экспортировано на сумму 38,1 млн. долл., что на 93% больше, чем в 2001 г.

Турбины – турбореактивы, детали и комплектующие к ним. Экспорт турбин, турбореактивов и их комплектующих в 2003 г. за период январь-июнь увеличился на 7,4%, по сравнению с тем же периодом прошлого года и составил 39,2 млн. долл. Большая часть этой продукции экспортировалась в США, Германию, Австрию, Пакистан и Саудовскую Аравию.

Экспорт этой отрасли в 2002 г. уменьшился на 11% по сравнению с 2001 г. и снизился до 89,9 млн. долл. со 100,5 млн. долл.

Насосы и компрессоры. В Турции производителями насосов для жидкостей, компрессоров и вакуумных насосов являются средние и малые фирмы. Большая часть предприятий (около 79%), находится Мармарийском и Эгейском регионах.

В 2003 г., за первое полугодие, экспорт вышеназванных продукций увеличился по сравнению с тем же периодом прошлого года на 35,4%, и составил 59,5 млн. долл. Ее экспорт в 2002 г. был произведен на сумму 101,1 млн. долл., а импорт на 416,1 млн. долл. В отрасли экспорт на 24% возместил импорт. Больше всего насосов для жидкостей, компрессоров и вакуумных насосов Турция продала Германии, США, Франции, Румынии, Англии и Бельгии. Спрос на эти виды продукции в вышеназванных странах высокий, что свидетельствует о развитии данного рынка. Основные фирмы-производители – «Alarko Carrier», «Ankara Mak. Fab.», «Türbosan», «Hema Endüstri», «Miksan Motor», «Gücüm Pompa» и др.

Моторы. В 2001 г. двигателей внутреннего сгорания всего в мире экспортировалось на сумму в 65 млрд. долл. Главные импортеры – это США, Германия, Канада, Мексика и Бельгия. В Турции экспорт этих товаров непрерывно развивается. В 2003 г. экспорт моторов за период январь-июнь увеличился по сравнению с тем же периодом 2002 г. на 37% и достиг 263,4 млн. долл.

Экспорт этой продукции в 2002 г. увеличился на 14% по сравнению с 2001 г. и составил 447 млн. долл. А импорт, выросший на 37,4%, достиг суммы 754 млн. долл. Экспорт на 59% возместил импорт. Экспорт осуществляется в основном в Германию, Италию, Англию и Францию.

Кондиционеры и охлаждающие машины. Экспорт кондиционеров и охлаждающих машин в 2003 г. за период январь-июнь увеличился на 56,5% и достиг 303,8 млн. долл. Вместе с комплектующими в данный период эта подотрасль машиностроения больше других экспортировала свою продукцию, которая направлялась главным образом в страны ЕС: Англию, Францию, Испанию, Германию и Италию.

Экспорт этой продукции в 2002 г. увеличился на 46% по сравнению с 2001 г. и составил в 421 млн. долл. За тот же период импорт уменьшился на 15,8% и составил 209,4 млн. долл. из 248,7 млн. долл. Таким образом, экспорт в секторе на 200% возместил импорт. Основные фирмы-производители – «ALARKO CARRIER», «VESTEL», «ARÇELIK LG ELECTRONIC» – компании, в которых участвует иностранный капитал.

Нагреватели и печи. В 2003 г. за январь – июнь экспорт по сравнению с тем же периодом 2002 г. уменьшился на 16,6% и сократился до 30,8 млн. долл. По данным за шесть месяцев, больше всего продукция экспортировалась во Францию, Англию, Россию, Азербайджан и Румынию. В 2002 г. экспорт по сравнению с 2001 г. возрос на 21% и достиг 87 млн. долл., а импорт уменьшился на 7% и составил 182,5 млн. долл.

Вальцовые и литейные станки, детали и комплектующие к ним. В 2003 г. за первые полгода экспорт вальцовых и литейных станков, а также деталей и комплектующих к ним увеличился по сравнению с тем же периодом предыдущего года на 64,4%, с 18,1 млн. долл. до 29,8 млн. долл. Эта продукция экспортируется в основном в Италию, США, Францию, Германию, Иран и Египет.

Экспорт этой продукции в 2002 г. увеличился на 49% по сравнению с 2001 г. – с 25,8 млн. долл. до 38,4 млн. долл. Экспорт в отрасли на 15,8% возместил импорт.

Машины для пищевой промышленности и комплектующие к ним. Этих машин в 2001 г. во всем мире импортировалось на сумму в 4,8 млрд. долл. Главными импортерами являются США, Китай, Англия, Франция, Германия и Россия. По данным турецких экспортеров, в 2003 г. за период январь-июнь экспорт машин для пищевой промышленности и комплектующих к ним увеличился по сравнению с тем же периодом 2002 г. на 8% с 33 млн. долл. до 35,7 млн. долл. Больше всего таких машин Турция экспортирует в Алжир, Египет, Казахстан, Германию и Иран. Их экспорт в 2002 г. увеличился на 2% по сравнению с 2001 г. и поднялся с 67,9 млн. долл. до 69,9 млн. долл. Экспорт в отрасли на 31,5% возместил импорт.

Сельскохозяйственные и деревообрабатывающие машины и комплектующие к ним. За первое полугодие 2003 г. экспорт сельскохозяйственных и деревообрабатывающих машин и комплектующих к ним увеличился по сравнению с тем же периодом 2002 г. на 63,7% и с 8,6 млн. долл. поднялся на уровень 14,1 млн. долл. Основные импорты – Франция, Марокко, Греция, Казахстан, Болгария и Азербайджан. Экспорт этой продукции в 2002 г. уменьшился на 21% по сравнению с 2001 г. – с 25,3 млн. долл. до 20,1 млн. долл.

Подъемно-транспортные и укладывающие машины и комплектующие к ним. В этой отрасли действует ряд средних и относительно крупных фирм, в том числе с участием иностранного капитала 8:

Название фирмы и местонахождение

ASMAŞ A. Ş. Измир

Bülbüloglu Vinç San. Анкара

Cesan A. Ş. Стамбул

Gökay Makine San. Афьон

Güralp Vinç Mak.Ltd. Измир

IŞIK Makine A. Ş. Анкара

Kümsan A. Ş. Стамбул

Özarar A. Ş. Стамбул

Rona Makine A. Ş. Анкара

STFA Vinç Ltd. Стамбул

Vinçsan. Стамбул.

В 2003 г. за период январь-июнь экспорт подъемно-транс-портных и укладывающих машин, а также комплектующих к ним увеличился по сравнению с тем же периодом прошлого года на 76% – с 15 млн. долл. до 26 млн. долл. Больше всего этой техники экспортируется в США, Сирию, Германию, Российскую Федерацию и Италию. Ее экспорт в 2002 г. уменьшился на 34% по сравнению с 2001 г. и снизился с 52,7 млн. долл. до 34,8 млн. долл. За тот же период ее импорт увеличился на 27%. Возмещение импорта экспортом составило примерно 20%.

Машины, применяющиеся в строительстве и металлургии, а также комплектующие к ним. Количество строительных и применяемых в металлургии машин, а также их сравнительные масштабы являются одним из показателей уровня развития страны. Внедрение таких машин способствует росту экономического и социального потенциала государства. В Турции таких машин используется примерно 42 тыс. 369 шт., тогда как в Германии 300 тыс., во Франции 250 тыс., в Италии 200 тыс. В Турции в отрасли по производству строительных машин и техники работает 108 фирм. Количество занятых в этой отрасли составляет примерно 7 500 чел., общая сумма инвестиций – 1,6 млрд. долл., средний годовой оборот исчисляется в 1,6 млрд. долл. Вклад этой отрасли в экономику Турции составляет примерно 2–4%.

За период с января по июнь 2003 г. экспорт строительных и металлургических машин с комплектующими увеличился по сравнению с тем же периодом 2002 г. на 32,9%, – с 60,8 млн. долл. до 80,8 млн. долл. Основные покупатели Италия, Англия, Германия, Франция, Казахстан и Бельгия.

Экспорт продукции этой отрасли в 2002 г. увеличился на 5% по сравнению с 2001 г. и с 127,6 млн. долл. до 134 млн. долл.

Бумажно-целлюлозные и типографские машины. В 2003 г., за период с января по июнь, экспорт бумажно-целлюлозных и типографских машин уменьшился по сравнению с тем же периодом 2002 г. на 1,5% – с 6 млн. долл. до 5,9 млн. долл. Экспорт этой продукции в 2002 г. уменьшился на 25% и составил 13,6 млн. долл., а импорт вырос на 12,5% по сравнению с 2001 г. Основными экспортными рынками являются Россия, Иран, Сирия, Болгария, Германия и Казахстан.

Сушильные, стиральные и гладильные машины и их комплектующие. В 2003 г. за период с января по июнь экспорт сушильных, стиральных и гладильных машин и их комплектующих увеличился, по сравнению с тем же периодом 2002 г. на 101,3% – с 76,6 млн. долл. до 154,2 млн. долл. Больше всего этих видов техники Турция экспортирует в Иран, Португалию, ОАЭ, Румынию, Индию, Россию и Египет. Экспорт данной продукции в 2002 г. увеличился на 90% по сравнению с 2001 г. – с 112 млн. долл. до 213 млн. долл. Экспорт в 2002 г. на 51% возместил импорт.

Текстильные и конфекционные машины и их комплектующие. По данным на 2000 г., основными импортерами этих машин были Китай, США, Мексика, Италия, Гонконг, Турция, Германия, Южная Корея, Франция и Бельгия. Китай в 2000 г. импортировал таких машин на сумму 2,4 млрд. долл., или 13% общего импорта и вышел на первое место в мире. Турция в 2000 г., импортировав текстильных машин на сумму 931 млн. долл., заняла 6-е место, а по их экспорту в том же году – 24-е место.

В Турции в 2003 г. за период январь-июнь экспорт этой продукции увеличился по сравнению с тем же периодом 2002 г. на 45% – с 13 млн. долл. до 18,8 млн. долл. Экспорт этой отрасли в 2002 г. увеличился на 143,8% по сравнению с 2001 г. и с 552 млн. долл. до 1,3 млрд. долл. В совокупном экспорте машиностроения экспорт текстильных машин показал самый высокий рост. В 2002 г. больше всего Турция поставила текстильных машин в Германию, Сирию, Иран, Бангладеш и Египет. Экспорт этой продукции за 2002 г. на 1,7% превысил ее импорт.

Машины для обработки кожи и комплектующие к ним. В 2003 г. за период январь-июнь экспорт этих машин и их комплектующих увеличился по сравнению с тем же периодом 2002 г. на 59,7% и составил 2,7 млн. долл. Однако их экспорт в 2002 г. уменьшился на 8% и был на уровне 3,7 млн. долл., а стоимость их импорта выросла на 884% – с 7,4 млн. долл. до 73,1 млн. долл.

Машины для производства каучука, пластмасс и резины. В 2003 г. за период январь-июнь экспорт этих машин и их комплектующих уменьшился по сравнению с тем же периодом 2002 г. на 17% – с 11,7 млн. долл. до 9,6 млн. долл. Большая часть экспорта приходилась на Иран, Россию, Германию, Казахстан, Румынию и Египет. В 2002 г. экспорт этой продукции увеличился на 16% и достиг 18,4 млн. долл.

Комплектные станки. Производство комплектных станков играет роль своего рода позвоночного столба для промышленности развитых стран, так как имеет важное значение в технологическом развитии многих отраслей. Основные отрасли развитых стран, использующие комплектные станки в производстве:

1) автомобильная промышленность;

2) воздушно-транспортная и космическая отрасль;

3) индустрия железнодорожного транспорта;

4) отрасли по производству товаров широкого потребления;

5) производство сельскохозяйственного оборудования и машин.

Сектор комплектных станков напрямую связан с машиностроительной, автомобильной и оборонной отраслями промышленности. Первое место в мире по производству комплектных станков занимают США, а Турции принадлежит 16-е место. В мировом производстве комплектных станков на ее долю приходится 0,6%. По данным на 1999 г., куда была включена 31 страна мира, было произведено комплектных станков на общую сумму в 34,4 млрд. долл. Турция в 1998 г. произвела комплектных станков на сумму в 251 млн. долл.

В 2003 г. за период январь-июнь экспорт комплектных станков увеличился по сравнению с тем же периодом 2002 г. на 26,4% и достиг уровня 9,6 млн. долл. Главными рынками турецкого экспорта, который осуществлялся из Зоны свободной торговли в турецком городе Бурса, были Германия, Испания, Россия, Израиль и Греция.

Экспорт этой продукции в 2002 г. увеличился на 10% по сравнению с 2001 г. – с 97 млн. долл. до 106,9 млн. долл. Основные фирмы-производители – «Tezsan» и «Taksan».

Офисные машины и оборудование. В 2003 г. за период с января по июнь экспорт офисных машин уменьшился по сравнению с тем же периодом 2002 г. на 31% и составил 13,7 млн. долл. Экспорт этой продукции в 2002 г. уменьшился на 25% по сравнению с 2001 г. и составил 38,5 млн. долл., а ее импорт, увеличившись на 26%, достиг 938 млн. долл. Офисные машины из Турции экспортируются в США, Германию, Гонконг, Францию, Нидерланды и Великобританию.

Подшипники. В 2003 г. за период с января по июнь экспорт подшипников по сравнению с тем же периодом 2002 г., увеличился на 61% и составил 16,2 млн. долл. Экспорт подшипников в 2002 г. вырос на 11% по сравнению с 2001 г.

Другие машины. Экспорт всех других не перечисленных выше машин в 2002 г. увеличился на 60% по сравнению с 2001 г. и составил 143 млн. долл. А импорт вырос на 23% и достиг 829 млн. долл.

В 2003 г. за период январь-июнь экспорт других машин по сравнению с тем же периодом 2002 г. увеличился на 44% и достиг 81 млн. долл.

Ниже приводятся данные развития электрического машиностроения 9 .

Электрические моторы. В Турции производятся как большие моторы, так и моторы для мелкого бытового оборудования. Главными производителями больших электрических моторов являются следующие предприятия: «ABANA», «ELSAN», «GAMAK» и «Türk Elektrik Endüstrisi». На этих предприятиях производятся моторы мощностью от 0,12 кВ до 160 кВ.

Малые моторы в Турции производятся на перечисленных ниже предприятиях: «Türk Elektrik Endüstrisi A.Ş.», «PEG Profilo», «Elektropark», «Faz Elektrik», «Balkan Motor», «Raks Sanayi Ürünleri Dağıtım A.Ş.», «Danışment Makine San. Ve Tic. A.Ş.» и «Senur Elektrik Motorları San. ve Tic. A.Ş.».

Потребность Турции в моторах составляет 3 млн. шт., 14% из этого количества обеспечивается через импорт. Количество производства турецких электромоторов составляет 6% всего электрического машиностроения, обеспечивает 71% потребности Турции и экспортирует 11% своего производства. Оставшиеся 29% потребности страны Турция дополняет импортом.

Трансформаторы. В Турции существует 9 больших и средних и несколько малых фирм, производящих трансформаторы. Основными производителями являются: «ABB», «ALSTOM», «BEST», «ETİTAŞ», «MAKSAN», «TRANSTEK», «ELTAŞ». Промышленность турецких трансформаторов из общего процента электрического машиностроения составляет столько же, сколько и электромоторы – 6,3%. Эти фирмы обеспечивают 78% всех потребностей страны и ¼ часть произведенной продукции отправляют на экспорт. 60–70% используемого сырья при производстве является местным, а оставшаяся часть импортируется из-за рубежа.

Секционер для средних напряжений. Производителями секционеров для средних напряжений являются предприятия: «ALSTOM», «DEMİTAŞ», «ELİMSAN», «PELKA», «SİMKO», «SCHNEIDER», «TEMSAN». Эти предприятия за год производят 22 750 шт. За исключением некоторых случаев, секционеры средних напряжений не импортируются, потому что в самой Турции продукция производится самыми последними технологиями и достаточно обеспечивает потребности внутреннего рынка. Секционеры для средних напряжений экспортируются во многие страны мира. Многие фирмы-производители секционеров имеют иностранный капитал.

Секционер для низких напряжений. В Турции секционеры для низких напряжений производят 12 фирм: «ABB», «ALSTOM», «BUFER», «ELTEM», «EKOSAN», «ETİ ELEKTROTEKNİK», «FEDERAL ELEKTRİK», «KALEPORSELEN», «SCHNEIDER», «SİMKO», «TANSAL» и «ÜNAL KARDEŞLER». За год производится 70 000 шт. Однако турецкие секционеры низких напряжений уступают по качеству импортным.

Изоляционные провода и кабели. Активно развивается производство телекоммуникационных и информационных кабелей. Количество производства этих кабелей увеличилось с 23% до 37%, в то время как производство энергетических кабелей уменьшилось с 70% до 37%. В производстве кабелей и проводов заняты около 150 фирм. Основные из них: «BEKTAŞ», «BOTEL», «ELSAN», «EMSAN», «ERİKOĞLU», «KAVEL», «KAVİ», «ALTIN KABLO», «AREL MÜHENDSLİK», «ALCATEL», «ATILIM», «BAŞOĞLU», «DEMİREL KABLO», «ELEKTROMOTİV», «ERKABLO», «HES HACILAR ELEKTRİK SANAYİİ», «KAVEL KABLO», «SİMKO», «SURTEL KABLO», «TELKA KABLO», «TÜRKKABLO», «UNİKA KABLO», «UNİVERSAL KABLO», «TÜRK SIEMENS», «TÜRK PIRELLI», «ALCE, BAŞOĞLU», «BORTRANS», «ELEKTOMOTİV», «EMEK», «EMEL», «EMGE ELEKTROMEKANİK». Большое количество турецких фирм создает конкуренцию на внутреннем рынке. В производстве используются последние технологии, и поэтому продукция отрасли в основном соответствует международному уровню. Застой на рынке в последнее время вынуждает производителей выходить на внешние рынки. Из-за большой конкуренции фирмы вынуждены работать с 2–3% прибыли.

По оценкам турецких специалистов, экспорт машиностроительной отрасли, начиная с 90-х годов прошлого века, показал успешное развитие и в среднем за год увеличивался на 22,1%. За тот же период общее развитие экспорта Турции в среднем за год составило 8,4%, а отдельно обрабатывающей промышленности – 6,5%. Эти данные являются показателями динамизма машиностроительной отрасли Турции. Страны Евросоюза являются главными импортерами продукции турецкого машиностроения. В 2001 г. на их долю пришлось 38% общего экспорта. Как видно из данных экспорта, страны Евросоюза главным образом экспортируют детали и комплектующие машиностроительной отрасли. Второе место в объеме экспорта турецкой машиностроительной отрасли занимает рынок США. Кроме этого, Турция вышла на рынки стран Среднего Востока, России и Тюркских Республик. Экспорт в эти страны, оправившись после кризиса 1998 г., продолжает интенсивно развиваться. Расширяется не только список стран, куда производится экспорт товаров машиностроительной отрасли, но и разновидности экспортируемых товаров. То, что Турция экспортирует свою продукцию машиностроения в развитые страны, показывает ее конкурентоспособность. За период с 90-х годов прошлого века общий импорт Турции в среднем за год увеличивался на 5,8%. Из них импорт машиностроительной отрасли составил примерно 15%. В среднем в год импорт за тот период возрастал на 5%. Главными экспортерами Турции являются страны ЕС, США и Япония. Если сравнить индекс развития импорта и экспорта за 1995 г. и 2001 г., то заметим что импорт в 2001 г. составил 93,7%, а экспорт – 222,5%, если базовой цифрой 1995 г. взять 100% 10 . Это показывает потенциал развития машиностроительной отрасли. Но все же, по данным SEDT (Standardize edilmiş dış ticaret), общий импорт преобладает над экспортом. Причиной этого является то, что вместе с развитием экспорта машиностроительной отрасли увеличивается так же и потенциал внутреннего рынка.

1 Recep Demir. TÜRİYE MAKİNE SEKTÖRÜNDE DURUM ANALİZİ // Turkish Times. İstanbul, 2003–3. Ağustos-Eylul, с. 6.

2 Там же, с. 6.

4 Там же, с. 3.

6 DPT-ÖIK. ELEKTRİKLİ MAKINALAR SANAYIİ ÖZEL İHTİSAS KOMİSYONU RAPORU. Ankara, 2001. с. 19.

7 Recep Demir. TÜRİYE MAKİNE SEKTÖRÜNDE DURUM ANALİZİ. Turkish Times. İstanbul, 2003. Ağustos-Eylul, с. 3.

8 DPT-ÖIK. MAKİNA İMALAT SANAYİ ÖZEL İHTİSAS KOMİSYONU RAPORU. Ankara, 2000. с. 55.

9 DPT-ÖIK. ELEKTRİKLİ MAKINALAR SANAYIİ ÖZEL İHTİSAS KOMİSYONU RAPORU. Ankara, 2001. с. 24.

10 Gündüz Ulusoy. TÜRKİYE’DE MAKİNE İMALATI SEKTÖRÜNÜN BİR DEĞERLENDİRMESİ // Turkish Times. İstanbul, 2003-3. Ağustos-Eylul, с. 2.

А.С.Таланов

МИССИЯ ООН И УРЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТА В ЗАПАДНОЙ САХАРЕ

Прошло уже 14 лет с начала деятельности Миссии ООН по проведению референдума в Западной Сахаре (MINURSO), основание которой положило конец пятнадцати годам вооруженного противостояния марокканских войск и бойцов Фронта ПОЛИСАРИО. Миссия, главной целью которой являлась подготовка и проведение референдума для реализации права сахарского народа на самоопределение, на первых же этапах своей работы столкнулась с множеством проблем. Источником этих проблем служила диаметрально противоположная позиция Королевства и Фронта по вопросу состава электоральной базы. ПОЛИСАРИО настаивал на том, чтобы основой этой базы была испанская перепись 1974 г., в то время как Марокко считало необходимым включить еще 120 тысяч марокканцев, переселившихся на территорию Западной Сахары в последующие годы. Это разногласие объясняется стремлением обеих сторон обеспечить себе преимущество перед проведением референдума: при электоральной базе в 74 тысячи человек Западная Сахара, вероятнее всего, стала бы независимым государством, а в случае принятия марокканского подхода, скорее всего, вошла бы в состав Королевства Марокко. В итоге деятельность MINURSO оказалась блокированной, а ее персонал в 1996 г. был сокращен на 20%.

Активизация процесса урегулирования пришлась на 1997 г. и была связана с назначением на должность Личного посланника Генерального секретаря ООН в Западной Сахаре бывшего госсекретаря США Джеймса А. Бейкера III. Кофи Аннан поставил три вопроса перед своим Личным посланником относительно ситуации с мирным урегулированием 1:

– может ли мирный план быть реализован в имеющейся форме;

– если нет, то существуют ли корректировки, приемлемые обеими сторонами, при помощи которых этот план может быть реализован;

– если нет, то существуют ли альтернативные пути, избрав которые международное сообщество могло бы содействовать сторонам в разрешении конфликта.

В том же году в поисках ответа на эти вопросы и с целью добиться коренного перелома в затянувшемся процессе подготовки референдума в Западной Сахаре Джеймс А. Бейкер инициировал серию встреч между конфликтующими сторонами, в которых в качестве наблюдателей участвовали также представители Алжира и Мавритании. Итогом этих встреч явилось подписание Хьюстонских соглашений. Они содержали договоренности между сторонами по следующим вопросам: кодекс поведения; идентификация лиц, имеющих право голоса на референдуме; сокращение войск на территории Западной Сахары; освобождение военнопленных и политзаключенных; репатриация сахарских беженцев.

Вскоре после встречи в Хьюстоне сначала марокканская, а затем и сахарская стороны впервые заявили о своей готовности признать итоги референдума, какими бы они ни были. Это можно считать первым реальным успехом миссии Бейкера, ведь с самого начала деятельности MINURSO Марокко избегало подобных заявлений. Наоборот, политическая элита страны не раз высказывала мысль о том, что Западная Сахара является неотъемлемой частью Королевства, что такое положение не изменится и после референдума вне зависимости от его результатов. В частности, король Марокко Хасан II в своем телевизионном выступлении 6 ноября 1995 г. по поводу двадцатилетней годовщины проведения «зеленого марша» заявил, что «Сахара – часть Марокко и навсегда ею останется, нравится это кому-либо или нет» 2 . Фронт ПОЛИСАРИО в свою очередь, реагируя на позицию Марокко, также не давал никаких гарантий в отношении развития ситуации после референдума.

Однако уже в начале 1998 г. ситуация вновь обострилась. Марокканская сторона, столкнувшись с отказом в регистрации для участия в референдуме существенного числа членов племен из пограничных районов, обвинила Фронт ПОЛИСАРИО и MINURSO в игнорировании некоторых критериев идентификации, а затем и в сговоре. Фронт ПОЛИСАРИО в свою очередь обвинил Марокко в попытке саботировать процесс идентификации.

2 сентября 1998 г. идентификационная комиссия идентифицировала 147 тыс. кандидатов 3 . Однако по-прежнему оставался не решенным вопрос об отождествлении трех южномарокканских племенных групп H41, H61 и J51/52. Тогда Генеральный секретарь ООН сделал ряд предложений относительно дальнейшей идентификации 4 . В частности, он предложил начать идентификацию представителей «спорных» племен, опубликовать списки идентифицированных и начать прием апелляций. Фронт ПОЛИСАРИО практически сразу принял эти предложения, Марокко же на ответ потребовалось на полгода больше. Идентификация представителей «спорных» племен началась лишь в июне 1999 г. В июле пресс-служба MINURSO опубликовала списки из 84 тыс. человек, допущенных к голосованию 5 .

Сразу после этого начался процесс приема апелляций от лиц, не согласных с отказом на включение их в списки. К концу 1999 г. 43 из 65 тысяч представителей «спорных» племен были идентифицированы и за «сравнительно малым» процентом из них было признано право на участие в референдуме 6 . Можно было бы сказать, что процесс идентификации в целом был завершен, если бы не огромное количество апелляций на итоги идентификации (около 79 тыс., подавляющее большинство из которых поступили и продолжали поступать от марокканской стороны). В итоге Совет Безопасности принял резолюцию, в которой выражалось сожаление по поводу вероятного переноса референдума на 2002 г. или даже позднее ввиду огромного количества апелляций и из-за «противоположных позиций сторон в вопросе о допустимости» 7 .

В середине января 2000 г. MINURSO опубликовала итоги идентификации представителей «спорных» племен. Из 51 тысячи претендентов лишь за 2130 было признано право на участие в референдуме. Таким образом, всего около 86 тыс. человек получили право голоса на референдуме 8 . Комментируя итоги работы идентификационной комиссии, министр иностранных дел САДР заявил, что ООН либо проведет референдум в ближайшем будущем на основе имеющейся электоральной базы, а все попытки Марокко заблокировать процесс будут пресечены, либо, поддавшись давлению Рабата, вынудит сахарский народ вернуться к вооруженной борьбе. В своем пресс-релизе марокканское правительство выражало «шок и разочарование» опубликованными результатами. В частности, высказывалось сомнение в «нейтральности, объективности и справедливости» применяемых методов идентификации. Сразу после оглашения результатов Марокко начало активную кампанию по подаче апелляций от незарегистрированных претендентов.

По реакции противоборствующих сторон видно, что электоральная база в 86 тыс. человек являлась приемлемой для Фронта ПОЛИСАРИО. Из этого следует, что если бы референдум был проведен на основе этих результатов, то итогом этого референдума стало бы образование нового государства. Это предположение подтверждают действия Марокко, направленные на расширение электоральной базы посредством подачи огромного количество апелляций.

В сложившейся ситуации Генеральный секретарь в своем очередном докладе Совету Безопасности выразил «серьезные сомнения в возможности применения мирного плана в его настоящей форме» и предположил, что ООН стоит оставить идею референдума и попробовать найти иное решение проблемы.

Дж.Бейкер все же попытался развязать узел ради реализации Хьюстонских соглашений. В период с мая по сентябрь 2000 г. состоялись три раунда переговоров: в Лондоне 14 мая и 29 июня, в Женеве 21 июля и в Берлине 29 сентября. Однако эти переговоры не привели к желаемым результатам. По мнению Бейкера, ни одна из конфликтующих сторон не проявила должной политической воли для претворения в жизнь плана урегулирования.

Летом 2001 года Дж.А.Бейкер предложил новый проект «Рамочного соглашения о статусе Западной Сахары». Он предусматривал автономию территории Западной Сахары в составе Королевства Марокко. Исполнительным, законодательным и судебным органам Западной Сахары вменялось осуществление контроля за такими сферами, как: местное управление; территориальный бюджет и налоги; обеспечение правопорядка; социальное обеспечение; культура; образование; коммерция; транспорт; сельское хозяйство; разработка месторождений; рыболовство и промышленность; защита окружающей среды; жилищное строительство и развитие городов; энергетика; дороги и другие объекты инфраструктуры. Королевство Марокко получало контроль над такими сферами, как: внешние сношения (включая международные соглашения и конвенции); национальная безопасность (включая определение границ и их защиту всеми необходимыми средствами); национальная символика и валюта; таможенные пошлины; почтовые и телекоммуникационные системы.

Исполнительную власть предписывалось осуществлять выборному главе автономии (срок полномочий 4 года). Его должны были избрать 86 тыс. человек, попавших в предварительные списки Идентификационной комиссии MINURSO. На второй же срок глава избирался бы большинством голосов членов законодательного органа, в руках которого концентрируется законодательная власть. Члены этого органа должны были избираться путем всеобщего голосования, участвовать в котором мог каждый, кто проживал в Западной Сахаре с октября 1998 г. Все законы, принятые этим органом и утвержденные главой автономии, должны соответствовать положениям конституции Королевства Марокко.

Далее, статус Западной Сахары предполагалось вынести на референдум, провести который планировалось не позже, чем через 5 лет с момента принятия сторонами этого соглашения. Право на участие в референдуме получал каждый, кто прожил на территории Западной Сахары в течение года, предшествующего сроку его проведения.

Этот проект был полностью поддержан Королевством Марокко, в то время как Фронт ПОЛИСАРИО отказался даже рассматривать его. Причина такого полярного подхода к проекту заключалась в двух моментах. Во-первых, если даже первый глава автономии, избирать которого имели право лишь 86 тыс. человек, был бы склонен к идее независимости Западной Сахары, то выборы следующего главы вменялись в обязанность законодательного органа, избирать членов которого мог гораздо больший круг избирателей (большинство из которых – марроканцы). Таким образом, к моменту проведения референдума очень вероятен был вариант, когда и глава автономии и законодательный орган занимали бы промарокканскую позицию. Главной же причиной являлся тот факт, что принимать участие в референдуме позволялось всем жителям Западной Сахары, прожившим в ней всего лишь год, предшествующий референдуму. Такой сценарий давал возможность правительству Марокко обеспечить себе за 4 года подавляющее преимущество на референдуме, а значит, придать законность интеграции Западной Сахары в Королевство.

В ходе дальнейших консультаций Дж.Бейкера с заинтересованными сторонами он пришел к заключению, что Алжир и Фронт ПОЛИСАРИО готовы приступить к обсуждению вопроса о разделе территории для политического урегулирования спора в отношении Западной Сахары. Но на этот раз марокканская сторона выказала категорическое нежелание обсуждать такой подход к урегулированию конфликта, исходя из того, что он нарушает принципы суверенитета и территориальной целостности, которыми Рабат не может поступиться. Очевидно, что наиболее заинтересованной в подобном разрешении конфликта стороной является Алжир, от которого, судя по всему, и исходила эта инициатива. При таком подходе Алжир получил бы через САДР желанный выход в Атлантический океан. Это предположение подтвердилось чуть позже, когда Фронт ПОЛИСАРИО также отказался рассматривать этот вариант, ссылаясь на то, что суверенитет над всей территорией Западной Сахары принадлежит сахарскому народу.

Так вырисовались четыре основных варианта разрешения конфликта:

– поиск компромиссного решения в рамках первоначального мирного плана;

– принятие «рамочного» соглашения и предоставление Западной Сахаре широкой автономии в составе Марокко;

– разделение территории по границе, закрепленной в соглашении 1976 г. между Марокко и Мавританией;

– прекращение деятельности MINURSO и принуждение конфликтующих сторон найти выход из сложившейся ситуации.

В ходе долгих дискуссий в Совете Безопасности и во многом благодаря усилиям Алжира и России 30 июля 2002 г. была принята резолюция № 1429 (2002), в которой предпочтение отдавалось первоначальному мирному проекту, предусматривающему самоопределение сахарского народа посредством референдума.

Стоит отметить, что и в этот раз, как и после обнародования «рамочных соглашений» в 2001 г., очень активно проявили себя движения солидарности «Друзья сахарского народа» по всему миру. За неделю, предшествующую принятию резолюции № 1429, на имя главы Совета Безопасности пришли десятки писем из Австралии, Канады, США, Великобритании, Норвегии, Швеции, Дании, Нидерландов, Бельгии, Испании, Италии, Словении и многих других стран. Отделения движения в этих странах поддерживают тесные связи с различными сахарскими организациями. Среди них Сахарское бюро по правам человека, Союз сахарской молодежи, Сахарские женщины, Союз сахарских журналистов и писателей, Союз сахарских юристов, Ассоциация родственников сахарских военнопленных и без вести пропавших и др. В свою очередь эти организации находятся в постоянном контакте с основными международными правовыми и гуманитарными организациями. «Сахарское лобби» 9 успешно справляется со своей главной задачей – формированием международного общественного мнения. Благодаря деятельности этих движений и организаций про Западную Сахару «никак не забудут», на что так надеется Марокко.

Кроме этого, нельзя не отметить успехи, достигнутые на различных уровнях сахарской дипломатией в ее противостоянии марокканской. САДР удалось отразить главный удар Королевства, подготавливаемый на протяжении 5 лет. В период с 1996 по 2001 год Марокко добилось того, что 10 государств-членов Африканского союза (АС) отозвали либо заморозили своё признание САДР. На саммите АС в 2001 году группа государств вынесла на рассмотрение предложение о возвращении Королевству членства в организации. При этом обязательным условием выдвигалось исключение САДР. Однако приведенная сахарской делегацией ссылка на Устав Африканского союза, согласно которому выйти из его состава можно только на добровольной основе, сделала напрасными все усилия Марокко. Успех дипломатии САДР на африканском континенте закрепило установление отношений с ЮАР. Политика сахарских представителей при ЕС и ООН также является серьезным раздражителем для Королевства. Главным же достижением Марокко можно считать изолированность САДР от арабского мира – и в САМ и в ЛАГ тема Западной Сахары является запретной.

В начале 2003 г. Дж.Бейкер предпринял ещё одну попытку сдвинуть ситуацию с мертвой точки. В период с 14 по 17 января он посетил регион, где передал королю Марокко, президентам Алжира и Мавритании и председателю Фронта ПОЛИСАРИО свой новый план мирного урегулирования конфликта в Западной Сахаре.

В новом проекте мирного урегулирования разделение сфер ответственности между Королевством Марокко и Западносахарской автономией проводилось по тому же принципу, что и в «рамочном соглашении». Главные изменения коснулись процедуры избрания главы автономии и членов законодательного органа. Их выборы должны состояться в течение года после принятия плана. При этом в отличие от «рамочного соглашения» не подразумевалось второго срока, т.к. выбранный глава автономии и состав законодательного органа должны были оставаться неизменными вплоть до дня проведения референдума. Унифицировались и критерии допуска избирателей к голосованию. В нем имели право участвовать лица, достигшие 18-летнего возраста, чьи имена упоминаются либо в предварительных списках Идентификационной комиссии от 30 декабря 1999 г., либо в списках на репатриацию Управления Верховного комиссара ООН по беженцам от 31 октября 2000 г.

Вторым основным отличием нового плана Дж.Бейкера от первого был критерий допуска лиц к участию в референдуме, который должен состояться не раньше, чем через 4 года, и не позже, чем через 5 лет со дня подписания плана. К участию в референдуме допускались лица, достигшие 18-летнего возраста,

– чьи имена значатся в предварительных списках Идентификационной комиссии от 30 декабря 1999 г.;

– чьи имена значатся в списках на репатриацию Управления Верховного комиссара ООН по беженцам от 31 октября 2000 г.;

Из лиц, отвечающих любому из критериев, формировалась электоральная база.

В итоге новый проект мирного урегулирования приняли Мавритания, Алжир и Фронт ПОЛИСАРИО (после некоторых колебаний). Марокко же дало отрицательный ответ на новое предложение Бейкера, заявив при этом о своей поддержке первого проекта – «рамочных соглашений». Летом 2004 г. Дж.А.Бейкер, отчаявшись найти приемлемое для обеих сторон решение, подал в отставку.

Таким образом, после семи лет деятельности Дж.Бейкера в качестве Личного посланника Генерального секретаря ООН в Западной Сахаре ситуация вокруг последней африканской колонии вновь оказалась застойной. За этот период конфликтующим сторонам было предложено несколько вполне состоятельных вариантов окончательного решения западносахарской проблемы. Однако ни один из них так и не был реализован.

Причиной этому во многом является позиция Марокко. Каждый раз, когда возможность проведения референдума становилась реальной, власти Королевства, испытывая серьезные сомнения в отношении его положительного для себя исхода, всячески препятствовали его проведению. В итоге сменивший Хасана II Мухаммед VI и вовсе отказался от возможности проведения референдума на территории «южных провинций». Политические лидеры страны в последнее время все чаще указывают в своих заявлениях на то, что идея референдума изжила себя. При этом Марокко постоянно выражает свою поддержу ООН в процессе поиска «оптимального политического решения проблемы», которое бы «не угрожало территориальной целостности Королевства и его суверенитету». Таким образом, Марокко отказывается от ранее взятых на себя обязательств.

Позиция Королевства в принципе неудивительна, ведь оно контролирует большую часть Западной Сахары, продолжает экономическое освоение территории, прежде всего богатых залежей фосфатов и укрепляет местные административные институты назначением лиц из числа своих сторонников. Иными словами, при всех экономических и политических издержках, которые несет королевство в нынешней ситуации, время скорее работает на него.

Отбросив возможность проведения референдума, Марокко все же пытается юридически оформить свои притязания на оккупированные территории и добиться международного признания легитимности своего присутствия в Западной Сахаре. Это стремление объясняется многими факторами. Во-первых, это давление различных международных организаций (ООН, Африканский союз, ЕС и т.п.). Во-вторых, принадлежность территории Западной Сахары Королевству Марокко не признана ни одним государством в мире, в то время как самопровозглашенная САДР признана примерно 50 государствами Азии, Африки и Латинской Америки. В-третьих, это многочисленные международные ассоциации и общества в поддержку сахарского народа, деятельность которых доставляет Марокко неприятности. Так, например, благодаря мощной кампании протеста большинство иностранных компаний, получивших лицензию от марокканского правительства на разведку нефтяных месторождений на территории Западной Сахары и в ее прибрежных водах, вынуждены были прекратить свою деятельность.

В конце 2004 г. Марокко при поддержке Франции и Испании попыталось представить западносахарскую проблему не как связанную с деколонизацией, а как проблему в отношениях между Королевством и Алжиром. Рабат рассчитывал воспользоваться улучшением своих отношений с Алжиром, чтобы на двухсторонней основе разрешить конфликт в свою пользу. Однако руководство Алжира не согласилось с этой инициативой, напомнив Марокко, что основным моментом урегулирования конфликта является реализация сахарским народом права на самоопределение. Этот случай продемонстрировал, с одной стороны, что Марокко готово добиваться выгодного для себя решения тридцатилетнего конфликта и без участия ООН, а с другой стороны, что такое решение на данный момент крайне маловероятно.

По мнению же Бейкера, ООН не хватает решительности в подходе к проблеме Западной Сахары. Дело в том, что страны-члены Совета Безопасности ООН не готовы портить отношения ни с Марокко, ни с Алжиром, навязывая им исполнение достигнутых договоренностей в рамках того или иного плана мирного урегулирования в Западной Сахаре. То же самое касается и другой силы, способной навязать исполнение этих договоренностей – США. Как известно, у США давние экономические и политические связи с Королевством Марокко. В прошлом году президент Дж.Буш назвал Марокко главным союзником США среди стран – не членов НАТО. Что касается Алжира, то он представляет огромный экономический интерес как нефте- и газодобывающее государство, обладающее немалым влиянием в Африке. Кроме того, оба государства являются союзниками США в войне против терроризма. Поэтому Соединенные Штаты также заинтересованы в разрешении конфликта при соблюдении интересов обеих конфликтующих сторон.

Иными словами, главным результатом четырнадцатилетнего функционирования MINURSO выступает соглашение о прекращении огня, что вряд ли может быть расценено как успех деятельности Миссии. Однако то, что 28 апреля 2005 г. ее мандат был продлен еще на полгода, свидетельствует, что ООН еще не отчаялась найти компромиссное решение западносахарского конфликта.

Тем временем, пока ООН ищет это решение, в самой Западной Сахаре начали проявляться тенденции, способные вывести ситуацию из-под контроля MINURSO. Уже месяц в Аль-Аюне, Смаре, Будждуре и других городах продолжаются демонстрации сахарцев, разгоняемые марокканской полицией. На территорию «южных провинций» не допускаются журналисты. В сахарских источниках все чаще звучит слово «интифада» и много говорится о карательных операциях марокканской полиции. Если ситуация будет развиваться в этом направлении, то возникнет угроза возобновления вооруженного противостояния между войсками Королевства и Фронтом ПОЛИСАРИО.



Касса