Кто относится к субъектам вэд. III. Субъекты и объекты внешнеэкономической деятельности

ВЭД: сущность, виды. Субъекты ВЭД. Сущность и значение внешней торговли. Внешнеторговые операции. Экономический потенциал внешней торговли России. Направления торгово-экономического сотрудничества России.

Особенности торгово-экономических отношений России со странами СНГ. Договор о таможенном союзе и едином экономическом пространстве, основные положения. Соглашение стран СНГ «О таможенном союзе». Перспективы вступления России в ВТО.

ВЭД: сущность, виды.

ВЭД (внешнеэкономическая деятельность) - совокупность организационно-экономических, производственно-хозяйственных и оперативно-коммерческих функций экспортоориентированных предприятий с учётом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы на рынке иностранного партнера.

В соответствии с законодательством РФ под определением внешнеэкономическая деятельность понимается внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них).

ВЭД осуществляется на уровне производственных структур (фирм, организаций, предприятий, объединений и т. д.) с полной самостоятельностью в выборе внешнего рынка и иностранного партнёра, номенклатуры и ассортиментных позиций товара для экспортно-импортной сделки, в определении цены и стоимости контракта, объёма и сроков поставки и является частью их производственно-коммерческой деятельности как с внутренними, так и с зарубежными партнёрами.

ВЭД относится к рыночной сфере, базируется на критериях предпринимательской деятельности, структурной связи с производством и отличается правовой автономностью и экономической, а также юридической независимостью от отраслевой ведомственной опеки.

ВЭД – это предпринимательская деятельность, направленная на получение прибыли, которая включает в себя следующие направления:Внешнюю торговлю, технико-экономическое сотрудничество, научно-техническое и производственное сотрудничество.

Различают следующие виды ВЭД:

    внешнеторговая деятельность;

    международное разделение труда ;

    производственная кооперация ;

    международное инвестиционное сотрудничество;

    валютные и финансово-кредитные операции;

    отношения с международными организациями.

Внешнеторговая деятельность - это предпринимательство в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией и результатами интеллектуальной деятельности.

Предпосылки и условия международного разделения труда в значительных масштабах возникли в эпоху развития капитализма благодаря промышленному перевороту, появлению машинной индустрии, специализации производства. Спрос на отдельные виды товаров в различных странах, которые не могли добывать и производить их в достаточном количестве, стимулировали развитие внешней торговли дефицитными товарами. Торговля и извлекаемые из нее выгоды подталкивали страны к расширению производства таких товаров, в результате чего труд в этих странах сосредотачивался на производстве определенных видов экономического продукта.

Производственная кооперация в составе ВЭД предприятий и фирм также представляет одну из форм сотрудничества между иностранными партнёрами в различных, но конструктивно связанных между собой процессах технологического разделения труда. Сам технологический процесс разделения труда означает распределение его участников в цепи создания и реализации продукции по основным его фазам, от изучения потребностей на внутренних и внешних рынках до доведения её до конечных потребителей. Производственная кооперация характерна для однородных сфер производства и обращения, для научно-технической, инвестиционной и сервисной областей, например, для обрабатывающей промышленности.

Согласованность действий партнёров в рамках производственной кооперации достигается путём:

    взаимного планирования экспортной и импортозамещающей продукции;

    прогнозирования и совместного ведения научных разработок, обеспечения их необходимой аппаратурой, приборами и материалами, испытательными стендами и научно-технической информацией;

    организации процесса подготовки кадров.

Международное инвестиционное сотрудничество предполагает одну из форм взаимодействия с иностранными партнерами на основе объединения усилий финансового и материально-технического характера. Целями такого сотрудничества являются расширение базы развития и выпуска экспортной продукции, ее систематическое обновление на основе критериев конкурентоспособности и облегчение процессов ее реализации на внешнем рынке. Подобные задачи могут быть решены за счет организации, например, совместного производства. Совместное предпринимательство возможно прежде всего на базе обмена технологиями, услугами с последующим распределением программ выпуска продукции и ее реализации, а также в форме образования и функционирования концессий, консорциумов, акционерных компаний, международных неправительственных организаций и т. п.

Валютные и финансово-кредитные операции в качестве вида ВЭД предприятии и фирм следует рассматривать в первую очередь как содействующие, сопровождающие любую внешнеторговую сделку в виде финансовых обязательств, связанных с обеспечением платежа за поставленную продукцию через конкретные формы расчета, а также валютных операций , совершаемых в целях избежания курсовых потерь .

Немаловажным сектором внешнеэкономического комплекса является участие в международных организациях , будь то правительственных или не правительственных. В современных международных отношениях международные организации играют существенную роль как форма сотрудничества государств и многосторонней дипломатии. Для межгосударственной организации характерны следующие признаки: членство государств; наличие учредительного международного договора ; постоянные органы; уважение суверенитета , государств-членов. С учетом этих признаков можно констатировать, что международная межправительственная организация - это объединение государств, учрежденное на основе международного договора для достижения общих целей, имеющая постоянные органы и действующая в общих интересах государств - членов при уважении их суверенитета.

Основными видами ВЭД также являются:

    экспорт и импорт товаров, капиталов и рабочей силы

    оказание участниками ВЭД услуг иностранным субъектам хозяйственной деятельности, в том числе производственных, транспортно-экспедиторских, страховых, консультационных, маркетинговых, посреднических, брокерских, агентских, консигнационных, управленческих, аудиторских, юридических, туристических и т.д.

    научное, научно-техническое, научно-производственное, производственное и иная кооперация с иностранными субъектами хозяйственной деятельности.

    обучение и подготовка специалистов на коммерческой основе посредствам заключения договоров с иностранными хозяйственными субъектами

    международные финансовые операции (операции с ц.б.)

    создание иностранными субъектами хозяйственной деятельности предприятий на территории РФ

    совместная предпринимательская деятельность между участниками ВЭД России и иностранными субъектами хоз. Деятельности, включая создание предприятий всех форм собственности и орган-правов видов

    деятельность на терр РФ, связанная с предоставлением лицензий, патентов, ноу-хау, торговых марок и других нематериальных объектов собственности иностранных хозяйственных субъектов с росс участниками ВЭД

    организация и проведение выставок, аукционных торгов, конференций, семинаров и других подобных мероприятий, осуществляющихся на комм основе с участием субъектов ВЭД

    Концессии иностранным юр и физ лицам

    операции по переработке давальческого сырья (толлинг)

    товарообменные операции, формы встречной торговли, сотрудничество на компенсационной основе, соглашение о разделе продукции между росс участниками ВЭД и ин хоз субъектами

    арендные операции, в т.ч. лизинговые между росс и иностранными хоз субъектами

Субъекты ВЭД.

Субъектами ВЭД являются физические лица; юридические лица и иные правоспособные организации; публичные образования, в том числе государства; международные организации. В качестве субъектов внешнеэкономической деятельности могут выступать такие физические лица, как граждане (граждане РФ), иностранные граждане и лица без гражданства. Для совершения внешнеэкономических сделок с иностранными гражданами и лицами без гражданства российским предпринимателям важно знать, вправе ли указанные лица принимать на себя обязательства по сделке (быть стороной сделки), поскольку от этого зависит достижение того экономического результата, который ставят перед собой предприниматели при заключении договора. Иностранные граждане и лица без гражданства могут совершать различные сделки в целях осуществления ПД. Сторонами ВЭД в ряде случаев являются именно предприниматели. Например, при заключении договора международной купли-продажи товаров сторонами договора должны быть предприниматели, в то время как договор страхования может заключаться российским страховщиком с иностранными гражданами и лицами без гражданства, которые могут быть предпринимателями, а могут ими и не являться.

Сущность и значение внешней торговли

Международная торговля – это обмен товарами и услугами между государственно-оформленными национальными хозяйствами или их представителями.

Внешняя торговля – это совокупность экспортно-импортных операций отдельной страны. Это торговля одной страны с субъектами мирового хозяйства.

Международная торговля является важной и исторически первой формой международных экономических отношений. В настоящее время в ней участвуют все субъекты мирового хозяйства.

Основные факторы развития международной торговли :

    международное разделение труда, специализация стран на производстве и торговле определенными товарами и услугами;

    развитие товарного производства и рыночной экономики;

    научно-техническая революция, ускорившая качественное преобразование всех элементов производительных сил и сдвиги в географической и товарной структуре мировых потоков товаров и услуг.

Роль международной торговли в развитии мирохозяйственных связей:

    частичное разрешение противоречия между производством и потреблением, присущего рыночной экономике. Однако, не будучи полностью разрешенными с помощью экспорта-импорта товаров, эти противоречия переносятся в сферу мирохозяйственных связей, что находит выражение в острой конкуренции между субъектами международной торговли;

    участие в международной торговле ведет к интенсификации воспроизводственного процесса в национальных хозяйствах по ряду направлений: усиливается специализация, создается возможность организации массового производства, повышается степень загрузки оборудования, возрастает эффективность новых техники и технологии;

    расширение экспорта вызывает повышение занятости, что имеет важные социальные последствия;

    активное участие в международной торговле создает условия для ускорения прогрессивных структурных сдвигов в национальных хозяйствах. Для многих развивающихся стран (особенно азиатских) рост экспорта стал важной основой индустриализации и увеличения темпов экономического роста. Расширение экспорта позволяет мобилизовать и более эффективно использовать природные ресурсы и рабочую силу, что в конечном счете способствует росту производительности труда и доходов;

    вместе с тем увеличение внешнеторгового обмена, возрастание роли экспорта-импорта в национальных экономиках способствуют синхронизации экономического цикла в мировом хозяйстве. Взаимосвязь и взаимозависимость национальных хозяйств усиливается настолько, что нарушение в функционировании экономики какого-либо крупного участника мирового рынка неизбежно влечет за собой международные последствия, включая распространение кризисных явлений на другие страны.

Внешнеторговые операции

Экспорт - вывоз за границу товаров национального происхождения или в значительной степени переработанных в стране с целью их продажи.

Импорт - ввоз иностранных товаров с целью их использования на внутреннем рынке.

Экспортно-импортные операции являются наиболее распространенными в международной торговле.

Встречная торговля - внешнеторговые операции, при совершении которых в документах (соглашениях или контрактах) фиксируются твердые обязательства экспортеров и импортеров произвести полный или частично сбалансированный обмен товарами. В последнем случае разница в стоимости покрывается денежными платежами.

Это самый известный вид международной торговли, заключавшийся ранее в натуральном обмене товарами. Вытесненная впоследствии товарно-денежными отношениями встречная торговля в современных условиях приобрела новое содержание и получила определенное развитие в международном товарообмене. На ее долю приходится от 25 до 30% объема международных торговых операций.

Инициаторами развития встречной торговли являются импортеры, которые в условиях нехватки валюты могут осуществлять закупки необходимых товаров с полной или частичной оплатой их поставками своих товаров. В условиях обострения проблемы сбыта экспортеры вынуждены идти на то, чтобы получать от покупателя не денежный эквивалент их стоимости, а другие товары, которые они либо используют в собственном производстве, либо реализуют на рынке. Одной из особенностей встречной торговли является расширение практики встречных закупок экспортерами товаров, которые не могут быть ими использованы в собственном производстве, а заранее предназначаются для последующей продажи на внешнем или внутреннем рынке.

Эксперты ООН выделяют три основных вида международных встречных сделок:

    бартерные сделки (barter transactions);

    торговые компенсационные сделки (commercial compensation);

    промышленные компенсационные сделки (industrial compensation).

Под промышленной компенсационной сделкой понимается сделка, в которой одна сторона осуществляет поставку (зачастую согласовывая также необходимое финансирование) второй стороне товаров, услуг и/или технологии, которая используется последней для создания новых производственных мощностей. Данные поставки затем возмещаются посредством поставок товаров, произведенных на созданных таким образом предприятиях (или иногда за счет поставок аналогичных товаров, произведенных третьими сторонами в данной стране). В торговой компенсационной сделке, как правило, отсутствуют подобные взаимоотношения между взаимными конкретными действиями обеих сторон.

Специалисты Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) подразделяют все международные встречные сделки на две категории:

    торговая компенсация;

    промышленная компенсация.

Под торговой компенсацией понимается одна операция на небольшую или умеренную сумму, включая обмен крайне разнородными товарами, которые обычно органически не связаны между собой.

Под промышленной компенсацией понимаются такие сделки, которые охватывают продажу связанных между собой товаров на более крупную сумму, обычно соответствующую стоимости комплектного промышленного оборудования или готовых предприятий.

    товарообменные и компенсационные сделки на безвалютной основе;

    компенсационные сделки на коммерческой основе;

    компенсационные сделки на основе соглашений о производственном сотрудничестве.

Виды международных встречных сделок

1. Товарообменные и компенсационные сделки на безвалютной основе

2. Компенсационные сделки на коммерческой основе

3. Компенсационные сделки на основе соглашений о производственном сотрудничестве

Эти три основных вида сделок отличаются большим разнообразием с точки зрения их целей и характера, сроков исполнения, механизма расчетов, порядка осуществления.

    Сделки на основе натурального обмена - бартер (barter). Бартерные операции - наиболее традиционная разновидность встречной торговли, представляющая собой безвалютный, но оцененный обмен товарами. Стоимостная оценка товаров осуществляется для обеспечения эквивалентности обмена. Для этих сделок характерны наличие контракта, в котором фиксируются натуральные объемы обмениваемых товаров, и одновременное движение товарных потоков. На количество товаров не влияет изменение ценовых пропорций на мировом рынке. Чистый бартер наименее распространен во встречной торговле.

    Коммерческие сделки, предусматривающие участие продавца в реализации товаров. Это самая распространенная группа операций, имеющая две разновидности:

    непосредственная закупка товаров для внутрифирменного использования либо для перепродажи третьей стороне;

    содействие экспортера в нахождении покупателя товаров импортера.

Принципиальное отличие такого рода сделок от бартера заключается в том, что при ней деньги используются как мера стоимости и средство платежа. Такие сделки могут оформляться юридически либо одним экспортным контрактом с указанием условий встречной торговли, либо двумя контрактами на первичный экспорт и встречный экспорт. В последнем случае в первом экспортном контракте содержится обязательство экспортера закупить у импортера товары на сумму, составляющую определенный процент от первоначальной поставки.

Существует множество разновидностей сделок этой группы, например: компенсационные сделки. Продавец соглашается получить оплату частично или полностью в виде поставок каких-либо товаров покупателя. Как правило, это оформляется одним контрактом. Такие сделки напоминают бартерные, но имеют некоторые существенные отличия. Во-первых, каждый партнер выставляет счет за свои поставки в денежной форме. Во-вторых, экспортер может поручить выполнение своих обязательств по встречному импорту третьей стороне. При такой форме сделки можно получать выручку одновременно;

встречные закупки (встречные поставки). Экспортер обязуется закупить или устроить закупку третьей стороной товаров импортера на сумму, составляющую определенный, заранее оговариваемый процент от его собственных поставок. Эти сделки оформляются двумя контрактами, причем иногда не указываются конкретные товары, а фиксируются сроки и сумма закупки. Платежи по контракту осуществляются одновременно;

авансовые закупки. В этом случае первоначальные и встречные поставки как бы меняются местами, т. е. сторона, заинтересованная в продаже своих товаров определенному покупателю, сначала закупает какие-либо товары или услуги у него;

соглашение об “оффсете”. Экспортер соглашается закупить в стране импортера товары на сумму, составляющую определенную долю от суммы экспортной поставки, причем такая доля чаще всего превышает 100%. Сделки такого рода, как правило, связаны с дорогостоящими программами закупок оружия и военной техники;

сделки типа “свитч”. В этом случае экспортер передает свои обязательства по встречной поставке третьей стороне, как правило, специализированной торговой фирме. Такие операции применяются в сочетании с любыми другими формами, кроме бартера;

выкуп устаревшей продукции, т. е. зачет остаточной стоимости выкупаемых товаров по цене новых. Эта форма торговли является одним из самых эффективных способов, позволяющих увеличить объем продажи в условиях жесткой конкуренции на рынках сбыта, и наиболее широко применяется при сбыте легковых автомобилей, сельскохозяйственной техники, электронно-вычислительных машин и т. д. Так, в промышленно развитых странах торговые представители практически всех автомобилестроительных компаний при покупке клиентом новой автомашины вычитают из ее стоимости цену старой. Существуют примерно одинаковые для всех фирм таблицы оценки стоимости старых машин в зависимости от года выпуска, пробега и технического состояния. В Западной Европе в конце 80-х гг. более 70% новых легковых автомобилей сбывалось при выкупе устаревших моделей:

    Встречные поставки как составная часть промышленного сотрудничества, например компенсационные поставки (buy-back). Экспортер поставляет оборудование на условиях кредита, причем оплата предоставляемых кредитов должна производиться после получения выручки от встречных поставок продукции. В рамках таких соглашений на условиях кредита импортируются машины, оборудование, материалы и некоторые другие виды товаров для строительства промышленных объектов. Впоследствии валютная выручка от экспорта части продукции этих предприятий служит источником погашения кредита.

К этой группе можно также отнести:

операции с давальческим сырьем, т. е. переработку иностранного сырья с расчетами за работу исходным сырьем или продуктами переработки. В результате неравномерного развития производительных сил, разные страны обладают несимметричными мощностями по добыче и переработке сырья, что создаст предпосылки к заключению международных контрактов, по которым одна из сторон обязуется экспортировать исходное сырье и импортировать продукты переработки или готовую продукцию, другая - перерабатывать сырье, называемое давальческим, своими средствами. Оплата услуг перерабатывающих фирм по таким соглашениям осуществляется поставками дополнительного количества давальческого сырья.

Экономический потенциал внешней торговли России

Уникальность потенциала России

В мире есть немало стран, оценка которых нередко зависит от субъективных факторов и может изменяться в зависимости от времени. Это положение неприменимо к потенциалу России, размеры, территория, многообразие климатических зон и ландшафта, а также населения на протяжении большей части ХХ в. неизменно получали самые высокие оценки со стороны практически всех мировых экспертов

Имея в своей основе население с европейскими традициями, Россия представляет собой единственное в своем роде евразийское государство, занимающее значительную часть территории как Европы, так и Азии. Своеобразное расположение России дает стране потенциальную возможность играть активную роль в этих двух частях света. С географической точки зрения через территорию России могут проходить достаточно экономически выгодные воздушные и сухопутные маршруты, связывающие Европу, Центральную и Юго-Восточную Азию.

Вместе с тем огромная территориальная протяженность России не позволяет однозначно подходить к оценке ее географического потенциала. С одной стороны, географический потенциал дает возможность мощного развития внутреннего рынка и национальной экономики страны, опираясь исключительно на собственные возможности и ресурсы российских регионов. С другой стороны, даже широкая включенность России в мировые транспортные перевозки неизбежно ставит вопрос о доведении транспортной инфраструктуры до уровня мировых стандартов, которого трудно достичь без общего социально-экономического прогресса страны, который будет способствовать удешевлению транспортных услуг и повышению степени их экономической и экологической безопасности и надежности функционирования.

Анализ места России в мировом сельскохозяйственном и промышленном производстве говорит о том, что и в настоящее время возможность постепенного превращения страны в аграрно-сырьевой и топливо-энергетический придаток промышленно развитых стран Запада отнюдь не снят с повестки дня: 1 место - природный газ; 2 место - бурый уголь, картофель, молоко; 3 место - нефть, серная кислота (в моногидрате); 4 место - электроэнергия, чугун, сталь, железная руда, вывозка деловой древесины, хлопчатобумажные ткани, зерновые и зернобобовые культуры, сахарная свекла; 5 место - готовый прокат черных металлов, пиломатериалы, минеральные удобрения; 6 место - каменный уголь, целлюлоза, мясо (в убойном весе), масло животное; 8 место - чулочно-носочные изделия, улов рыбы; 11 место - легковые автомобили, цемент; 12 место - шерстяные ткани, обувь; 14 место - бумага и картон, сахарный песок (из отечественного сырья), масло растительное.

Сердцевину экономического потенциала России составляют ее люди. По численности населения Россия находится на 9 месте в мире. Уровень образованности и профессиональной подготовки российских граждан таков, что они способны, по признанию зарубежных партнеров из самых разных стран, решать любые технические и экономические проблемы, адаптироваться к различным условиям производственной и коммерческой деятельности. Система высшего образования в стране по-прежнему готовит надежные и перспективные кадры по современным направлениям развития человеческого общества в русле мировых тенденций. Одним из доказательств высокого профессионального уровня российских специалистов в области естественных наук является высокий спрос на них практически во всех развитых странах. В последние годы все больше российских граждан, имеющих образование и опыт работы в сфере управления, маркетинга, финансов приглашаются на фирмы разных стран, работающие на рынках России или с российскими партнерами.

Вместе с тем в стране еще не найден механизм максимально эффективного использования людских ресурсов. Вообще проблема эффективности их использования резко обострилась в 90-е годы, поскольку Россия стала терять многие миллиарды долларов на "утечке человеческого капитала" из страны, т.е. перед ней возникла проблема, которая ранее считалась присущей только развивающимся странам. Общим благоприятным фоном для решения этой проблемы может стать установление в стране соответствующего социального климата, характерного для обществ с развитой экономикой.

Богатый природный энергетический потенциал обеспечивает России весьма выгодное положение. Она по-прежнему является единственной крупной мировой державой, полностью удовлетворяющей свои энергетические потребности за счет собственных ресурсов. По запасам минерального топлива на душу населения Россия находится впереди всех крупных промышленно развитых государств. В этих условиях торговля энергоносителями и минеральным сырьем до сих пор выступает главным реальным профилем специализации страны в международном разделении труда и это можно оценивать не столько как слабость, сколько как важное временное стратегическое преимущество с национальной и глобальной точек зрения.

Роль топливно-энергетического комплекса (ТЭК) в развитии мировой экономики не уменьшается, а возрастает. Современная экономика, несмотря на интенсивное внедрение энергосберегающих технологий, продолжает неуклонно увеличивать масштабы общественных и индивидуальных энергетических потребностей. По подсчетам специалистов, объем мирового производства и потребления первичных энергоносителей в начале ХХI в. превысит 10 млрд. условных тонн. При этом 75% потребления будет приходиться на развитые страны, где проживает всего лишь одна шестая часть населения земли.

Все более значительную роль в российской внешней торговле играют развитые страны. Хотя Россия традиционно "привязана" к экономике стран СНГ, ее внешняя торговая оказалась ориентированной на страны ЕС, Северной Америки и вообще государствах с развитой рыночной экономикой. Подобная ориентация во многом объясняется содержательной стороной экспортно-им-портных операций. Дело в том, что преобладающими статьями российского экспорта до сих пор являются энергоресурсы и необработанная металлопродукция.

Роль стран СНГ географически остается важной, но экономически не отличается стабильностью. Между тем с точки зрения стратегической перспективы сохранение ближайших соседей в качестве важнейших партнеров не может не стать важным стабилизирующим фактором как для России, так и для других стран СНГ.

Одним из главнейших условий развития национальной рыночной экономики является устойчивая финансовая система страныЛюбые сбои в финансовой системе сразу сказываются на всей экономике. Степень открытости национальной экономики и уровень ее вовлеченности в мирохозяйственные связи легко прослеживается прежде всего через финансовую систему. Поэтому и влияние тех или иных событий в мировой экономике на внутриэкономические процессы также происходит непосредственно через финансовую систему.За короткий срок в России одновременно с процессом приватизации государственной собственности была создана банковская система на основе акционерных коммерческих банков во главе с Банком Российской Федерации. Банки и другие финансовые институты стали активными участниками становления рыночной экономики в России. Постепенно сформировался фондовый рынок. Акции российских компаний стали обращаться не только на российских, но и на зарубежных фондовых биржах. Последнее стало возможным, в частности, благодаря тому, что заработал валютный рынок и российский рубль свободно конвертировался на территории страны и СНГ. Россия вышла на мировой рынок капитала, и зарубежные инвесторы начали активно приобретать ценные бумаги российских компаний и банков. Значительную долю на фондовом рынке заняли различные государственные ценные бумаги, которые пользовались особой популярностью как у отечественных, так и у иностранных участников рынка, поскольку они отличались высокой доходностью и наименьшим риском.

Участниками. ВЭД есть разные категории лиц, которые по их ролевыми функциями и полномочиями можно разделить на следующие группы:

субъекты. ВЭД (лица, непосредственно осуществляющие внешнеэкономическую деятельность);

лица, обеспечивающие функции (в комплексе или отдельно определены) по управлению. ВЭД;

потребители в широком смысле (граждане, субъекты хозяйствования, нехозяйственные организации);

посредники (лица, оказывающие субъектам. ВЭД услуги организационного, консультационного и иного характера по содействию н осуществлении внешнеэкономической деятельности)

Специальное законодательство о. ВЭД уделяет особое внимание первым двум категориям участников. ВЭД с учетом их определяющей роли в организации и осуществлении внешнеэкономической деятельности. Однако это за аконодавство содержит некоторые коллизионные положения относительно правового статуса указанных лиц, что в значительной мере обусловлено принятием. Хозяйственного кодекса со специальным разделом при. ВЭД без внесения соответ дних изменений в. Закон"О. ВЭД"- так, круг субъектов. ВЭД определяется по-разномуу.

Согласно ст. Из. Закона"О. ВЭД", субъектами внешнеэкономической деятельности в Украине являются:

физические лица - граждане Украины, иностранные граждане и лица без гражданства, которые имеют гражданскую правоспособность и дееспособность согласно законам Украины и постоянно проживают на территории Украины;

юридические лица, зарегистрированные как таковые в Украине, которые имеют постоянное местонахождение на территории Украины (предприятия, организации и объединения всех видов, включая акционерные и другие виды господа. Арский обществ, ассоциации, союзы, концерны, консорциумы, торговые дома, посреднические и консультационные фирмы, кооперативы, кредитно-финансовые учреждения, международные объединения, организации и др. ши), в том числе юридические лица, имущество и / или капитал которых находится полностью в собственности иностранных субъектов хозяйственной деятельности

объединения физических, юридических, физических и юридических лиц, не являющихся юридическими лицами согласно законам Украины, но имеют постоянное местонахождение на территории Украины и которым гражданско-правовыми и законами Украины не запрещено осуществлять хозяйственную деятельность

структурные единицы иностранных субъектов хозяйственной деятельности, которые не являются юридическими лицами согласно законам Украины (филиалы, отделения и т.д.), но имеют постоянное местонахождение на территории. Ук ны

совместные предприятия с участием субъектов хозяйственной деятельности Украины и иностранных субъектов хозяйственной деятельности, зарегистрированные как таковые в Украине, которые имеют постоянное местонахождение на террит тории Украины

Другие субъекты хозяйственной деятельности, предусмотренные законами Украины

Хозяйственный кодекс (в 378) закрепил узкий круг субъектов. ВЭД, предусмотрев, что ими являются (могут быть) субъекты хозяйствования, указанные в пунктах 1, 2 ч 2 ст 55. ГК (т.е. хозяйственные организации со и статусом юридического лица, созданные согласно законодательству Украины (Гражданского кодекса,. Хозяйственного кодекса, специальных законов) и граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, осуществляют хозяйственную деятельность и зарегистрированные в соответствии с законом как предпринимателимці.

Следовательно,. ГК исключил (по нашему мнению, без достаточных на то оснований) из состава субъектов. ВЭД хозяйственные организации, созданные по законодательству Украины без статуса юридического лица, в частности:

промышленно-финансовые группы, которые в соответствии с одноименным законом могут не только заниматься внешнеэкономической деятельностью, а п иметь статус транснациональных, созданных с участием субъектов господарюва. Ання различных государств

паевые инвестиционные фонды, которые создаются на договорных началах и, согласно. Закону"Об институтах совместного инвестирования (паевые и корпоративные инвестиционные фонды)", не имеющие статуса юридического лица и)

филиалы, представительства, другие обособленные подразделения (структурные единицы), хозяйственных организаций-нерезидентов, созданных для осуществления хозяйственной деятельности на территории Украины согласно ук краинских законодательства

иностранные (созданные с зарубежным законодательством) хозяйственные организации со статусом или без статуса юридического лица. Подобные лица могут выступать иностранными инвесторами, и соответственно, осуществлять и иностранное инвестирование, которое. Законом"О внешнеэкономической деятельности"(ст. 4) и. ГК признаются разновидностью. ВЭД (основные положения о такой деятельности в форме специальной главы - гл 38"Иностранные инвест иции"включены в раздел VII. ГК"Внешнеэкономическая деятельность"). Кроме того, в соответствии с законодательством ряда стран (англосаксонской правовой традиции,. Германии,. Австрии и др.) персональные товарис тва (полное и коммандитное) не признаются юридическими лицами, хотя могут иметь интерес к участию в. ВЭД, в т ч и создания на территории Украины своих филиалов, представительств, иных обособленных пи дроздилив и / или заключения с украинскими субъектами хозяйствования внешнеэкономических договоров (контрактов). Исключение подобных лиц из состава субъектов. ВЭД противоречит национальным интересам по привлечения иностранных инвестиций и обеспечения адаптации украинского законодательства к законодательству. Европейского. Союза (согласно. Закону Украины от 18032004 р"Об. Общегосударственной программе адаптац ее законодательства Украины к законодательству. Европейского. Союза"ого. Союзу").

Субъекты. ВЭД имеют права и обязанности (общие и специальные), которые являются обязательными элементами их правового статуса. К категории общих входят права и обязанности, присущие всем субъектам хозяин рения (о чем уже говорилось, см. раздел II"Субъекты хозяйственных правоотношений"). К категории специальных принадлежат права и обязанности, которыми наделяются субъекты внешнеэкономической деятельности в о процессе ее осуществленияння.

Специальными правами субъектов. ВЭД являются:

осуществлять любые виды внешнеэкономической деятельности и внешнеэкономические операции, в отношении которых закон не содержит запретов / ограничений;

открывать любые не запрещенные законом валютные счета в банковских учреждениях, расположенных на территориях других государств;

самостоятельно распоряжаться (после уплаты предусмотренных законом налогов и сборов / обязательных платежей) валютной выручкой от проведенных внешнеэкономических операций (кроме предусмотренных законом случаев в)

получать в иностранных финансовых учреждениях на договорной основе валютные кредиты на условиях, не противоречащих законодательству Украины;

выбирать контрагентов и заключать с ними внешнеэкономические договоры (контракты);

выбирать по договоренности с контрагентом по внешнеэкономическому договору / контракту юрисдикционный орган, решать между ними споры; согласно ст 38. Закона"О. ВЭД"споры между субъектами. ВЭД. Д, могут рассматривать: суды Украины; по соглашению сторон спора -. Международный коммерческий арбитражный суд и. Морская арбитражная комиссия при. Торгово-промышленной палате Украины, другие органы решения спора, я сли это не противоречит действующим законам Украины или предусмотрено международными договорами Украины);

выбирать по договоренности с контрагентом по внешнеэкономическому договору / контракту национальную принадлежность законодательства, применяться при рассмотрении таких споров в соответствии с. Законом Украины от 23062005 р"О международном частном праве"о";

пользоваться государственной защитой своих прав и законных интересов в случае их нарушения за пределами Украины путем обращения в дипломатических и консульских учреждений, государственных торговых представительств, а а также другим способом, определенным законом.

В специальных обязанностей субъектов. ВЭД относятся:

соблюдения требований законодательства о. ВЭД, в том числе:

осуществления в предусмотренных актами законодательства случаях лицензирования и квотирования импортно-экспортных операций, а также выполнение условий их предоставления;

соблюдения требований относительно содержания, формы и государственной регистрации внешнеэкономических договоров (контрактов);

при осуществлении. ВЭД в Украине в форме создания иностранным субъектом хозяйствования (со статусом юридического лица) филиалов, представительств, иных обособленных подразделений (такого статуса) - осуществить ты регистрацию подобного субъекта в установленном порядке

в случае введения в установленном порядке режима обязательного распределения валютной выручки от проведения внешнеэкономических операций между субъектами. ВЭД и уполномоченными государственными валютными фонд дамы осуществлять соответствующие отчисления иностранной валюты с соблюдением предусмотренных для этого процедур

вести бухгалтерский и оперативный учет внешнеэкономических операций, а также статистическую отчетность, которую должны направлять органам государственной статистики Украины;

импортировать"Украина только те товары, которые по своим техническим, фармакологическим, санитарным, фитосанитарным, ветеринарным и экологическим характеристикам не нарушают минимальных условий соответствующих х стандартов и требований, действующих на территории Украины (в случае отсутствия национальных стандартов и требований Украины и определенный товар - применять соответствующие международные стандарты и требования или иностранные с тандарты и требования, действующие в ведущих странах-экспортерах указанных товаров)

воздерживаться от нарушений установленных законом запретов, ограничений субсидируемого импорта, демпингового импорта, реэкспорта;

в случае нарушения требований законодательства по. ВЭД нести предусмотренную им хозяйственно-правовую ответственность, в том числе в форме применения специальных санкций, в соответствии с установленным порядком (По оложення о порядке применения к субъектам внешнеэкономической деятельности Украины и иностранных субъектов хозяйственной деятельности специальных санкций, предусмотренных ст 37. Закона Украины"О внешне шньоекономичну деятельности": утв приказом. Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 06042004 г № 126)126);

информировать. Нацбанк Украины об открытии валютных счетов за пределами Украины и предоставлять сведения об использовании своих валютных счетов налоговым органам в установленном порядке;

Государство гарантирует равенство прав и одинаковую защиту всех субъектов внешнеэкономической деятельности. Однако в случае, если есть сведения о применении другим государством (государствами), таможенными союзами или экономи ичнимы группировками ограничений по осуществлению законных прав и интересов субъектов внешнеэкономической деятельности Украины, в ответ на такие действия могут применяться адекватные меры (ч 2 ст 389. ГК Украины, ст 29. Закона"О. ВЭД"). В случаях причинения такими действиями вреда или создания угрозы его причинения государству и / или субъектам внешнеэкономической деятельности указанные меры могут предусматривает ты его возмещениювання.

Ко второй категории участников. ВЭД относятся субъекты, осуществляющие организационно-управленческие полномочия в сфере. ВЭД. Прежде всего это государственные органы и органы местного самоуправления. Похожие по своим м характером функции на региональном и локальном уровнях могут выполнять и хозяйственные объединения, промышленно-финансовые группы, банковские и финансовые холдинговые группы - относительно своих участников, мат еринське предприятие - относительно своих дочерних предприятий. Однако правовые основы и круг полномочий первой (органы государства и органы местного самоуправления) и второй группы субъектов организационно-хоз одарських полномочий в сфере внешнеэкономической деятельности (негосударственные хозяйственные объединения, холдинговые компании и т.д.) отличные. В первом случае круг полномочий достаточно широк и определяется на уровне закона, а во втором - значительно уже (только по ограниченному кругу субъектов и в пределах, не запрещенных законом), что фиксируется в локальных документах (учредительных документах и??/ или договорах между член звеньями группыупи).

Законодательство о. ВЭД содержит достаточно основательные положения по регулированию внешнеэкономической деятельности, определяя:

целью регулирование (ч 1 ст 7. Закона"О. ВЭД"): обеспечение сбалансированности экономики и равновесия внутреннего рынка Украины, стимулирование прогрессивных структурных изменений и економши, в том числе внешнего шньоекономичних связей субъектов внешнеэкономической деятельности Украины, создание благоприятных условий для привлечения экономики Украины н систему мирового разделения труда и ее приближения к рыночным х структурам развитых зарубежных странн;

виды и уровни регулирования ч 2 ст 7. Закона"О. ВЭД": государственное (в лице его органов в пределах их компетенции и органов местного самоуправления); негосударственном на региональном (товарными, фондовыми, валютн ними биржами, торговыми палатами, ассоциациями, союзами и другими организациями координационного плетня) и локальном (самими субъектами внешнеэкономической деятельности на основании соответствующих коорд инацийних сделок между ними) уровняхх;

правовые средства / акты, с помощью которых осуществляется нормативное регулирование (ч. С в 7. Закона"О. ВЭД": 1) законы Украины: 2) акты тарифного и нетарифного регулирования, которые выдаются государственными органами и Украины в пределах их компетенции; 3) решение негосударственных органов управления экономикой, которые принимаются в соответствии с их учредительными документами в рамках законов Украины; 4) договоры между субъектами. ВЭД заключенным в соответствии с законами Украиныи;

цели государственного регулирования: защита экономических интересов Украины и законных интересов субъектов внешнеэкономической деятельности; созданной! льности развивать все виды предпринимательской деятельности независимо от ([толп собственности и все направления использования доходов и осуществления инвестиций; поощрение конкуренции и ликвидация монополизма в сфер и внешнеэкономической деятельности

пределы вмешательства государства (в лице его органов) в сферу. ВЭД, исключающие право непосредственно вмешиваться в внешнеэкономическую деятельность субъектов этой деятельности, за исключением предусмотренных законом випа адкив

органы государственного регулирования. ВЭД и их полномочия (в. В. Закон"О. ВЭД"):

а). Верховная. Рада Украины как выпячивания орган государственного регулирования. ВЭД, к компетенции которого относятся:

принятие, изменение и отмена законов, касающихся внешнеэкономической деятельности;

утверждение главных направлений внешнеэкономической политики Украины;

Рассмотрение, утверждение и изменение структуры органов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;

Заключение международных договоров Украины в соответствии с законами Украины о международных договорах Украины и приведение действующего законодательства Украины в соответствие с правилами, установленными этими дого оворить

Установление специальных режимов внешнеэкономической деятельности на территории Украины;

Утверждение списков товаров, экспорт и импорт которых запрещается по закону"О. ВЭД";

б). Кабинет. Министров Украины;

Принимает меры к осуществлению внешнеэкономической политики Украины в соответствии с законами Украины;

осуществляет координацию деятельности министерств, государственных комитетов и ведомств Украины по регулированию внешнеэкономической деятельности; координирует работу торговых представительств Украины в иностранных гос жавах

принимает нормативные акты управления по вопросам внешнеэкономической деятельности в случаях, предусмотренных законами Украины;

проводит переговоры н заключает межправительственные договоры Украины по вопросам внешнеэкономической деятельности в случаях, предусмотренных законами Украины о международных договорах Украины, обеспечивает выполнение междунар народных договоров Украины по вопросам внешнеэкономической деятельности всеми государственными органами управления, подчиненными. Кабинету. Министров Украины, и привлекает к их исполнению другие субъекты наружног оекономичнои деятельности на договорных началах

соответствии со своей компетенцией, определенной законами Украины, вносит на рассмотрение. Верховной. Рады Украины предложения о системе министерств, государственных комитетов и ведомств - органов оперативного государств вного регулирования внешнеэкономической деятельности, полномочия которых не могут быть выше полномочий. Кабинета. Министров Украины, которые он (КМУ) имеет согласно законам Украины

обеспечивает составление платежного баланса, сводного валютного плана Украины;

осуществляет меры по обеспечению рационального использования средств. Государственного валютного фонда Украины;

обеспечивает выполнение решений. Совета. Безопасности. Организации. Объединенных. Наций по вопросам внешнеэкономической деятельности;

в). Национальный банк Украины:

осуществляет хранение и использование золотовалютного резерва Украины и других государственных драгоценностей, обеспечивающих платежеспособность Украины;

представляет интересы Украины в отношениях с центральными банками других государств, международными банками и другими финансово-кредитными учреждениями и заключает соответствующие межбанковские соглашения;

регулирует курс национальной валюты Украины к денежным единицам других государств;

осуществляет учет и расчеты по предоставленным и полученным государственным кредитам и займам, производит операции с централизованными валютными ресурсами, которые выделяются из. Государственного валютного фонда Украины в рас орядження. Национального банка Украины

Осуществляет иные функции в соответствии с законами Украины ("О банках и банковской деятельности","О. Национальном банке Украины"и др.);

г). Центральный орган исполнительной власти по вопросам экономической политики

(функции которого выполняет. Министерство экономики Украины)

Обеспечивает проведение единой внешнеэкономической политики при осуществлении субъектами внешнеэкономической деятельности выхода на внешний рынок, координацию их внешнеэкономической деятельности, в том в числе соответствии с международными договорами Украины

~ осуществляет контроль за соблюдением всеми субъектами внешнеэкономической деятельности действующих законов Украины и условий международных договоров Украины;

проводит антидемпинговые, антисубсидицийные и специальные расследования в порядке, определенном законами Украины;

выполняет другие функции в соответствии с законами Украины и. Положением о центральном органе исполнительной власти по вопросам экономической политики;

д). Государственная таможенная служба Украины:

Осуществляет таможенный контроль в Украине согласно действующим законам Украины;

е). Антимонопольный комитет Украины:

Осуществляет контроль за соблюдением субъектами внешнеэкономической деятельности законодательства о защите экономической конкуренции;

есть). Межведомственная комиссия по международной торговле (состав которой утв постановлением. Кабинета. Министров Украины от 26052007р № 776):

осуществляет оперативное государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в Украине в соответствии с законодательством Украины;

принимает решение о возбуждении и проведении антидемпинговых, антисуб-сидицийних или специальных расследований и применения, соответственно, антидемпинговых, компенсационных или специальных мер;

Органы местного управления. ВЭД и их полномочия (в 10. Закона"О. ВЭД"):

местные советы и их исполнительные и распорядительные органы, компетенция которых определяется. Законом Украины"О местном самоуправлении";

территориальные подразделения (отделения) органов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности Украины: создаются по согласованию с соответствующими местными советами и в пределах общего лимита бю юджетних средств, выделяемых на содержание соответствующих органов государственного регулирования Украины. Действия указанных подразделений (отделений) не должны противоречить нормативным актам местных советов, за исключением случаев, когда такие действия предусмотрены. Законами Украины или вытекающих из них.

Компетенция органов местного самоуправления и их исполнительных органов определяется. Законами Украины"О. ВЭД"и"О местном самоуправлении в Украине"Нормативные акты органов местного самоуправления я и их исполнительных органов относительно регулирования внешнеэкономической деятельности принимаются только в случаях, прямо предусмотренных законами Украиныи.

Органы местного самоуправления и их исполнительные органы могут действовать также как субъекты внешнеэкономической деятельности, однако не напрямую, а только через созданные ими внешнеэкономические коммерческие и организации со статусом юридического лиц.

Развитие ВЭД сопровождается изменением облика её субъекта. Субъектами внешнеэкономической деятельности являются государственные органы, осуществляющие ее регулирование, а также субъекты, которые ведут такую деятельность.

Совокупность современных участников ВЭД можно классифицировать по ряду принципов: по профилю ВЭД, по характеру совершаемых внешнеторговых операций, по организационно-правовым формам, определяющим порядок их образования, принадлежность капитала и порядок распределения доходов (рис. 2).

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в РФ осуществляют: Президент РФ, Правительство РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ, Государственный таможенный комитет РФ, иные органы.

Задачи, функции, правомочия этих государственных органов в рассматриваемой области определены Конституцией РФ, Федеральным законом "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", а также специальными актами, например, Положением о Министерстве экономического развития и торговли, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. № 990, на данный орган возложены функции координации и регулирования внешнеэкономической деятельности.

Среди консультационных и координационных органов, действующих в данной сфере, можно назвать:

Комитет РФ по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами (действует на основании Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 1 декабря 2000 г. № 953), осуществляющий в пределах своей компетенции реализацию решений Президента РФ и Правительства РФ по вопросам регулирования и контроля деятельности в области военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами;

Комиссию по военно-техническому сотрудничеству РФ с иностранными государствами (действует на основании Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 1 декабря 2000 г. № 953), которая является совещательным и консультативным органом, разрабатывающим для главы государства предложения, касающиеся основных направлений государственной политики в этой сфере;

Комиссия по экспортному контролю РФ (действует на основании Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 29 января 2001 г. N° 98) - межведомственный координационный орган по экспортному контролю, образованный в целях обеспечения реализации государственной политики в области экспортного контроля, в том числе в отношении международных режимов экспортного контроля, а также в целях координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в данной сфере.

Непосредственными участниками внешнеэкономической деятельности являются хозяйствующие субъекты: российские и иностранные физические и юридические лица, имеющие право осуществлять предпринимательскую, и в том числе внешнеэкономическую, деятельность.

Учет участников внешнеэкономической деятельности ведут таможенные органы в соответствии с Порядком учета, утвержденным Приказом ГТК РФ от 31 августа 2000 г. N° 787. Для участников ВЭД учет носит добровольный характер. Средством идентификации участника внешнеэкономической деятельности служит учетная карта участника ВЭД.

Право на осуществление внешнеэкономической деятельности в отношении продукции военного назначения приобретается после получения свидетельства и занесения в реестр, который ведется Комитетом РФ по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами.

В целях повышения эффективности военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами создано федеральное государственное унитарное предприятие "Рособоронэкспорт", выполняющее посреднические функции в данной сфере (действует на основании Устава, утвержденного Указом Президента РФ от 6 января 2001 г. № 8).

Более подробно остановимся на отдельных субъектах ВЭД, представленных на рис. 2.

Консорциумы – форма объединения предприятий производственного и внешнеэкономического профиля деятельности. Создаются для реализации крупномасштабных проектов (строительство объектов за рубежом, например). Участниками консорциума являются предприятия-производители и поставщики экспортной продукции, проектные и финансовые организации. Действия консорциума может иметь разовый (при строительстве конкретного объекта) и долговременный характер (при необходимости реализации какой-либо внешнеэкономической программы).

Консорциум является наиболее прогрессивной формой производственно-сбытовой кооперации. В консорциумы объединяются, например, поставщики промышленного оборудования (производители) и инжиниринговые компании. Рассмотрим основные операции по созданию производственно-сбытового консорциума и его взаимодействию с заказчиком (рис. 3). На рис. 3: 1а, 1б – предложение фирмам А и Б о создании консорциума; 2а, 2б – заключение консорциального соглашения между фирмами А И Б; 3 – участие лидера в торгах и получение заказа; 4а, 4б – заключение договоров с заказчиком на выполнение согласованного между партнёрами по консорциуму объёма работ; 5а, 5б – получение кредитов в банке партнёрами по консорциуму; 6, 6а, 6б – оплата заказчиком за выполнение работы партнёром по консорциуму; 7а, 7б – выплата вознаграждений лидеру фирмами А И Б; 8, 8а, 8б – расчёты фирм с банком.

Совместные предприятия (СП) являются одной из форм экономического сотрудничества. СП – есть международная форма организации и осуществления конкретной хозяйственной деятельности, основанная на объединении капиталов зарубежных и местных учредителей. СП позволяют соединить денежные средства и иные виды ресурсов из различных стран и осуществлять общую производственно-коммерческую деятельность на территории одной из них или в каждой стране. Прибыль и риск, связанный с совместной деятельностью, распределяются, как правило, пропорционально по доле средств, вложенных каждым участником.

Интересы местных и зарубежных партнёров при создании и использовании СП чаще всего не совпадают. Для зарубежных предпринимателей участие в СП есть форма вывоза капитала, способ проникновения на зарубежный рынок. Заинтересованность же принимающего государства часто связана с возможностью накопления технического и экономического опыта, освоения передовой технологии, в том числе и в области управления, увеличения экспорта.

Вместе с тем и при наличии разных интересов совместная деятельность даёт взаимные выгоды участвующим сторонам, позволяя разделить риск (финансовый, политический) между партнёрами.

Существуют различные организационно-правовые формы международного совместного предпринимательства: товарищества на паях, акционерные компании.

Сложности создания СП в РФ обуславливаются различиями экономических систем, частичной конвертируемостью национальной валюты – рубля, ограничениями на экспорт и импорт ряда товаров.

СП в РФ способны помочь решению таких проблем, как насыщение внутреннего рынка различными товарами и услугами, расширение отечественного экспортного потенциала, освоение новой техники и технологии, создание дополнительных рабочих мест.

Организации-посредники обеспечивают внешнеэкономические операции на внешнем рынке от лица производителей.

Отраслевые ВЭО призваны содействовать развитию ВЭД предприятий и объединений отрасли.

Торговые дома – предоставляют собой ассоциации самого различного рода внешнеторговых, производственных, транспортных, складских, научно-исследовательских, страховых организаций, входящих в их состав на добровольной основе и осуществляющих свою деятельность как у себя в стране, так и за рубежом. Близки к торговым домам, но с меньшей универсализацией (сбыт собственной национальной продукции) – трейдинговые компании. Основными функциями трейдинговых компаний являются выбор «рынка для товара и товара для рынка», предоставление кредита покупателю, транспортировка, оформление документации. Российские торговые дома в настоящее время представлены лишь специализированными фирменными магазинами, торгующими и оказывающими услуги за иностранную валюту.

Основные задачи ассоциаций внешнеэкономического сотрудничества (АВС): оказание практической помощи участникам ВЭД в вопросах комплексного изучения мировых рынков, правового обеспечения внешнеторговых сделок, содействие в подготовке ВТК и поиска партнёров; проведение семинаров, конференций; издание справочников, сборников и бюллетеней.

В России насчитывается несколько групп АВС, которые сформировались по ряду характерных признаков – страновому, региональному, производственному, например, АВС с традиционными российскими партнёрами: Германией, Италией, Индией, Финляндией; «Асараб» – с арабскими странами; «Росинтермед» – в области медицины; «Росстройимпекс» – в области строительства и архитектуры.

Наиболее значима АВС при ТПП России, которая представляет интересы крупных стабильных экспортёров-производителей.

К международным неправительственным организациям относятся, например, «Интерэлектро» – объединение по сотрудничеству в области электроники (создано при участии Германии, Италии, Великобритании); «ВЕСТ» – Восточноевропейское сотрудничество и торговля.

Торгово-промышленные палаты (ТПП) в соответствии с Законом РФ «О ТПП в РФ» (в ред. Федеральных законов от 19.05.1995 N 82-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ) образуются на основе объединения (добровольного) не менее пятнадцати учредителей на территории одного или нескольких субъектов РФ. ТПП является негосударственной некоммерческой общественной организацией, объединяющей российских предпринимателей и российских производителей. ТПП является юридическим лицом. ТПП выполняют следующие основные функции:

Оказание помощи российским предприятиям и предпринимателям в реализации их коммерческо-финансовых интересов в России и за рубежом;

Организация взаимодействия между субъектами предпринимательской деятельности и с государством;

Содействие развитию системы образования и подготовки кадров для предпринимательской деятельности;

Оказание предпринимателям, их объединениям, союзам, ассоциациям информационных услуг;

Содействие развитию экспорта российских товаров и услуг, оказание технической помощи субъектом предпринимательской деятельности в проведении операций на внешнем рынке;

Принятие мер к недопущению, пресечению недобросовестной конкуренции; неделового партнёрства;

Содействие урегулированию споров, возникающих между предпринимателями, предприятиями;

Предоставление услуг для осуществления коммерческой деятельности иностранных фирм и организаций.

Региональные ТПП являются членами ТПП РФ, которая выполняет указанные задачи и формируется на федеральном уровне.

Активное воздействие на регулирование ВЭД оказывают созданные при ТПП РФ:

Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС);

Третейский суд,

Морская арбитражная комиссия (МАК),

Ассоциация диспашеров (АД).

МКАС, Третейский суд выносит решение по спорам, возникающим при осуществлении внешней торговли. МАК занята урегулированием конфликтов, возникающих из отношений по фрахтованию судов, морскому страхованию, спасению получивших повреждения грузов. АД определяет размеры общей аварии при кораблекрушениях или происшествиях на море.

Важная роль в регулировании ВЭД принадлежит Центральному банку России, который заключает межбанковские соглашения, представляя интересы государства в отношениях с национальными или центральными банками других государств, международными банками. К основным функциям Центробанка относятся:

Разработка сферы и системы обращения в стране иностранной валюты и ценных бумаг;

Издание соответствующих нормативных актов;

Регулирование курса рубля к валютам других стран;

Выдача лицензий банкам на осуществление валютных операций.

Более половины мирового оборота товаров реализуется через огромное число посредников. Посредники – независимые от изготовителей и потребителей лица, предприятия и фирмы, учавствующие в обращении товаров.

Главной целью привлечения посредников является повышение экономичности внешнеторговых операций за счёт следующих факторов:

Повышение оперативности при сбыте товаров;

Реализации товаров на более благоприятных для продавца условиях за счёт быстрого учёта посредниками конъюнктуры товаров на внешнем рынке;

Привлечение финансовых средств в виде авансов, кредитов на создание их сбытовой сети;

Получение достоверной информации от посредника об оценке качества и конкурентных свойствах товара.

Посредник действует в рамках соответствующего договора между ним с одной стороны и принципалом (лицом от имени и в интересах которого действует посредник) с другой стороны. Рассмотрим основных посредников, оказывающих услуги на внешнем рынке.

Простые посредники или «брокеры» заключают сделки купли-продажи от имени и за счёт принципала. Они не являются стороной в контракте, а выполняют функцию поиска товаров и партнёров по сделке, получая за это специальное брокерское вознаграждение – куртаж (0,25-3% от стоимости сделки). Брокерскую сделку, как правило, оплачивает тот, кто первый обратился к брокерам. Кроме «сводничества» брокеру могут быть поручены операции по проведению маркетинговых исследований, контролю исполнения контракта.

Комиссионеры с одной стороны выражают интересы принципала, с другой – выступают продавцом от собственного имени, но за счёт продавца. Сторонами комиссионного соглашения являются комитент и комиссионер. Комиссионеру поручается продать товар за определенное комиссионное вознаграждение на территории конкретной страны или группы стран; оговаривают минимальную цену, ниже которой комиссионер не имеет права продавать товар.

Порядок проведения операций по договору о комиссии может осуществляться в следующей последовательности.

1. Поиск комиссионера, имеющего опыт продажи товара на хорошо известном ему рынке.

2. С комиссионером комитент заключается договор о поставке товаров на реализацию. 3.

Поиск покупателя и заключение с ним от своего имени договора купли-продажи, извещение об этом комитента. 4.

Получение копии контракта, выполнение его условий комитентом. 5.

По результатам торговых операций осуществляется вознаграждение комиссионера.

Комиссионные вознаграждения устанавливаются в виде определённого процента от стоимости реализованного комиссионером товара (размер комиссии, как правило, составляет 1,5-4%). Участие комиссионера освобождает комитента от рутинной, текущей деятельности по работе с контрагентами. Комиссионер заинтересован продать товар дороже, так как от этого напрямую зависит размер его вознаграждения.

Аукционист выступает в роли агента, имеющего разрешение на аукционную торговлю. Обеспечивает продажу товара участнику аукциона, предложившего за него наиболее высокую цену.

Агент дель-креде – в его роли обычно выступают крупные банки, которые дают продавцу гарантии получения платежей в случае неплатежеспособности покупателя.

Экспедитор – занимается предоставлением услуг по отправке груза, принимая его у отправителя и передавая основному перевозчику, обладает специальными знаниями об особенностях транспортировки и отправки разнообразных товаров (жидкий криогенный продукт, например).

Существенно отличаются от простых посредников (брокеров) сбытовые купцы, дистрибьютеры. Это торговые фирмы, лица сами заключающие контракты купли-продажи, как с экспортёрами, так и с потребителями товаров. Степень самостоятельности дистрибьютера по отношению к своим партнёрам проявляется в следующем:

Самостоятельный выход на рынок по выполнению обязательств перед экспортёром;

Несение всех рисков порчи или утраты товаров;

Самостоятельное установление цен на товары, приобретённые у экспортёра;

Определение количества товара, сроков поставок и платежей, гарантий или штрафных санкций и др.;

Формирование положений о разрешении споров с экспортёром.

Агент-консигнатор. Консигнация – предоставление товаров агенту на определённый срок для их последующей реализации. Собственником товаров остаётся принципал. Вознаграждение агента-консигнатора может увеличиваться за счёт:

Оплаты аренды складских помещений (складов консигнации);

Субъектами ВЭД являются физические лица (российские граждане, иностранцы и лица без гражданства), юридические лица (российские и иностранные), иные правоспособные организации и публично-правовые образования (Российская Федерация, ее субъекты, иностранные государства, международные организации).

Публично-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации определяется в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Согласно названному Закону они подразделяются на временно пребывающих (на основании визы), временно проживающих (на основании разрешения на временное проживание) и постоянно проживающих (на основании вида на жительство).

Для контрагентов иностранных физических лиц важно иметь представление об их гражданской право- и дееспособности. Они определяются в соответствии с личным законом физического лица, который, в свою очередь, устанавливается в соответствии с ГК РФ либо в соответствии с международным договором. Согласно ст. 1195 ГК РФ личный закон определяется гражданством лица, а для иностранца, имеющего место жительства в Российской Федерации, а также для лица без гражданства - местом жительства.

Если дееспособность иностранца определяется по иностранному праву, у него может быть иной, нежели у российского гражданина, возраст наступления полной гражданской дееспособности. Для того чтобы избежать неблагоприятных для стабильности коммерческого оборота последствий таких различий, ст. 1197 ГК РФ устанавливает, что физическое лицо, недееспособное по своему личному закону, но дееспособное по закону места совершения сделки, не вправе ссылаться на отсутствие у него дееспособности, если его контрагент действовал добросовестно.

Что касается содержания правоспособности, то иностранцы пользуются в Российской Федерации национальным режимом, за некоторыми исключениями, устанавливаемыми международными договорами и федеральными законами. Например, иностранные лица не могут приобретать в собственность земельные участки на приграничных территориях, в границах морских портов, сельскохозяйственные земли.

Право иностранца или лица без гражданства заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица определяется по праву страны, в которой такое лицо зарегистрировано как индивидуальный предприниматель (коммерсант). Если же лицо занимается предпринимательской деятельностью в государстве, где в законодательстве отсутствует требование обязательной регистрации индивидуальных предпринимателей (коммерсантов), применяется право страны основного места осуществления предпринимательской деятельности (ст. 1201 ГК РФ).

Иностранные граждане и лица без гражданства, на законных основаниях проживающие в Российской Федерации, вправе регистрироваться в Российской Федерации в качестве индивидуальных предпринимателей в соответствии со ст. 22.1 Закона о регистрации юридических лиц.

Кроме физических лиц, в ВЭД участвуют отечественные, т.е. учрежденные в Российской Федерации, и иностранные, т.е. учрежденные за ее пределами, юридические лица (ст. 1202 ГК РФ). Иными словами, в российском праве для определения личного закона юридического лица используется критерий инкорпорации. Поэтому, например, учрежденное в Российской Федерации акционерное общество, 100% акций которого принадлежит иностранным лицам, все равно будет считаться российским юридическим лицом. Вместе с тем оно может квалифицироваться как "иностранный исполнитель услуг" по Закону о регулировании внешнеторговой деятельности (п. 14 ст. 2), который относит к таковым российские юридические лица, решения которых имеет возможность определять иностранное лицо в силу преобладающего участия в капитале или в силу иных обстоятельств (тут используется уже не критерий инкорпорации, а критерий контроля). Еще один пример применения для целей определения национальности юридического лица критерия контроля - п. 2 ст. 3 Федерального закона от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства", в соответствии с которым к иностранным инвесторам относятся организации, в том числе инкорпорированные в Российской Федерации, находящиеся под контролем иностранных инвесторов. Таким образом, в отдельных случаях с помощью применения критерия контроля круг юридических лиц, приравниваемых к иностранным для целей ограничительного регулирования, может быть расширен.

По личному закону юридического лица определяются содержание его правоспособности, взаимоотношения с участниками, порядок приобретения прав и обязанностей и решается ряд других важных вопросов (ст. 1202 ГК РФ).

Иностранные юридические лица могут открывать на территории России свои представительства и филиалы. Они подлежат аккредитации в соответствующем территориальном органе ФНС России и включению в государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц.

Участвовать в ВЭД могут, кроме того, организации, которые не признаются юридическими лицами по праву страны, где они учреждены, однако обладают гражданской правоспособностью, хотя и ограниченной. Это, например, полное товарищество (генеральное партнерство), коммандитное товарищество (ограниченное партнерство), созданные в Германии, Швейцарии, Италии, странах англо-американского права.

Помимо личного закона, для определения правового статуса физических лиц и организаций как участников ВЭД важно, являются ли они резидентами или нерезидентами с точки зрения валютного, налогового законодательства, законодательства об особых экономических зонах. Так, валютное законодательство относит к резидентам граждан РФ (кроме постоянно проживающих или временно пребывающих за границей не менее года), иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Российской Федерации, юридические лица, инкорпорированные в Российской Федерации и их зарубежные структурные подразделения. Те или иные сделки могут квалифицироваться как валютные операции в зависимости от участия в них резидентов и нерезидентов. Например, валютными операциями являются приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента валюты РФ и внутренних ценных бумаг; приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента иностранной валюты. По общему правилу валютные операции между резидентами запрещены, а между резидентами и нерезидентами разрешены (ст. ст. 1, 6, 9 Закона о валютном регулировании).

В основу понятия налогового резидентства положены иные признаки (ст. 207 НК РФ). В зависимости от того, является ли лицо налоговым резидентом, определяется объект налогообложения: резиденты платят налог на доходы физических лиц, полученные от источников как в Российской Федерации, так и за ее пределами, а нерезиденты - только от источников в Российской Федерации (ст. 209 НК РФ).

Из иного понятия резидента исходит законодательство об особых экономических зонах. В отношении резидентов особых экономических зон действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, в том числе и ВЭД.

Таможенное законодательство обусловливает определенные упрощения в осуществлении таможенных процедур наличием у участника ВЭД статуса уполномоченного экономического оператора.

Среди участников ВЭД необходимо назвать также государства и иные публично-правовые образования. Государство, например, может быть стороной соглашения о разделе продукции, концедентом в концессионном соглашении; может выступать в роли гаранта.

Во внутреннем коммерческом обороте государство выступает на равных с другими его участниками, может быть привлечено к суду в качестве ответчика, подвергнуто обеспечительным мерам и имущественным санкциям. В международной сфере государство обладает иммунитетом. Согласно концепции абсолютного иммунитета государство никогда не может против его воли быть привлечено в другом государстве к суду (судебный иммунитет), подвергнуто обеспечительным мерам, например аресту имущества, на его имущество не может быть принудительно обращено взыскание в ходе исполнения судебного решения (иммунитет собственности). В настоящее время все большее распространение получает концепция функционального иммунитета, согласно которой государство пользуется иммунитетом в публично-правовой сфере, но не в частноправовой. Из концепции функционального иммунитета исходит ст. 251 АПК РФ, признающая судебный иммунитет за иностранным государством только тогда, когда оно выступает в качестве носителя власти. Статья 23 Закона о соглашениях о разделе продукции допускает возможность отказа государства от всех видов иммунитета. Известен ряд примеров, когда, заключая двусторонние договоры о поощрении и защите капиталовложений, а также крупные кредитные и инвестиционные соглашения с иностранными партнерами, государства отказываются от своего иммунитета.

В 1992 г. было подписано кредитное соглашение между Правительством РФ и швейцарской компанией "Нога". Соглашением предусматривалось рассмотрение споров между сторонами в Арбитражном институте при Стокгольмской торговой палате и отказ Российского государства от иммунитета. Следствием стала серия громких судебных дел о наложении арестов на имущество Российской Федерации в обеспечение исполнения арбитражного решения.

§ 1. Аудиторская деятельность и аудит
§ 2. Субъекты рынка аудиторских услуг


Субъектами внешнеэкономической деятельности являются субъекты, регулирующие внешнеэкономическую деятельность, а также субъекты, ведущие предпринимательскую деятельность во внешнеэкономической сфере.
Одни субъекты обладают общей компетенцией в этой области, а другие обладают специальной компетенцией в определенных вопросах.

25.3.1. Субъекты внешнеэкономической деятельности, обладающие общей компетенцией

К субъектам, обладающим общей компетенцией, относятся Президент РФ, Правительство РФ, а также Министерство экономического развития и торговли РФ.
Они реализуют права РФ в области внешнеторговой деятельности.
Президент РФ в этих целях наделяется следующими полномочиями:
- определяет основные направления торговой политики РФ;
- определяет порядок ввоза в РФ и вывоза из РФ драгоценных металлов и драгоценных камней;
- устанавливает запреты и ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в целях участия РФ в международных санкциях;
- осуществляет иные полномочия.
К ведению Правительства РФ относится:
- введение специальных защитных мер, антидемпинговых мер и компенсационных мер при осуществлении внешней торговли товарами, а также применение иных мер для защиты экономических интересов РФ;
- установление ставок таможенного тарифа;
- введение количественных ограничений экспорта и импорта товаров и определение порядка их применения;
- установление разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров в целях защиты национальных интересов и формирование перечня этих товаров;
- определение порядка лицензирования в сфере внешней торговли товарами и порядка формирования и ведения федерального банка выданных лицензий;
- определение перечня отдельных видов товаров, за экспортом и (или) импортом которых устанавливается наблюдение, и порядка наблюдения за их экспортом и (или) импортом;
- принятие решения о введении в качестве ответных мер ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в отношении иностранных государств;
- определение порядка ввоза в РФ и вывоза из РФ делящихся (расщепляющихся) ядерных веществ;
- установление порядка вывоза из РФ товаров, составной частью которых является информация, составляющая государственную тайну;
- утверждение товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.
Министерство экономического развития и торговли РФ- *(источник № 1143) в пределах своей компетенции осуществляет функции в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности. В этих целях на него возлагается руководство и контроль за деятельностью Федеральной таможенной службы. Министерство является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, ответственным за проведение расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер при импорте товара. Необходимо указать, что это министерство является органом государственной власти, выдающим лицензии на совершение экспорта (импорта) товаров, оборот которых подлежит лицензированию, на него возлагается формирование федерального банка выданных лицензий. На министерство возложена выдача и регистрация разрешений на экспорт и (или) импорт при введении наблюдения за экспортом и (или) импортом.
Определенной компетенцией в области внешнеэкономической деятельности обладают субъекты РФ. В компетенцию субъектов РФ в соответствии с законодательством входит право на осуществление внешнеэкономических связей в торгово-экономической, научно-технической и иных областях. Реализуют эти полномочия соответствующие органы власти субъектов РФ. В этих целях они могут заключать различные соглашения с иностранными партнерами. Однако такие соглашения не подпадают под действие международного публичного права- *(источник № 1144).

25.3.2. Субъекты, обладающие специальной компетенцией

К субъектам, регулирующим внешнеэкономическую деятельность и обладающим специальной компетенцией, относятся:
Федеральная таможенная служба, которая осуществляет функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля- *(источник № 1145);
Министерство финансов РФ разрабатывает государственную политику и нормативно-правовое регулирование в отношении валютных операций, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, а также осуществляет иные функции в пределах своей компетенции- *(источник № 1146).
Специальной компетенцией также обладают различные федеральные службы и комиссии, наделяемые полномочиями по регулированию отдельных направлений в сфере внешнеэкономической деятельности. В качестве примера можно привести Федеральную службу по техническому и экспортному контролю, которая, в частности, осуществляет контроль за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательных и иных нормативных правовых актов РФ в области экспортного контроля- *(источник № 1147).

25.3.3. Хозяйствующие субъекты

Субъектов, ведущих предпринимательскую деятельность во внешнеэкономической сфере, т.е. хозяйствующих субъектов, также можно подразделить на два вида. К первому виду можно отнести хозяйствующих субъектов, экспортирующих свою продукцию, работы, услуги или импортирующих что-либо для собственных нужд или реализации. Ко второму виду следует отнести хозяйствующих субъектов, осуществляющих посредническую деятельность в этой сфере. Одна и та же организация может и самостоятельно вести внешнеэкономическую деятельность, и действовать в качестве посредника.
В то же время следует учитывать, что законодатель установил особые правила в отношении экспорта некоторых видов товаров - речь идет о вооружении и продукции военного назначения. В отношении этих товаров посреднические функции могут выполнять только государственные унитарные предприятия, наделенные такими полномочиями.
Особым статусом обладают некоторые государственные унитарные предприятия. Такими организациями являются, в частности, ФГУП "Рособоронэкспорт", ФГУП "Российская самолетостроительная корпорация "МиГ"- *(источник № 1148). Они могут осуществлять при наличии соответствующих разрешений экспорт продукции, информации, работ, услуг военного назначения, вооружения и военной техники. Функции посредника в этой области осуществляет, в частности, государственная компания "Рособоронэкспорт"- *(источник № 1149). "Рособоронэкспорт" на основе договора комиссии с предприятиями-производителями заключает внешнеторговые экспортные контракты на поставку такой продукции. Кроме экспорта и импорта всех видов вооружений и военной техники, "Рособоронэкспорт" может осуществлять инвестирование капитала за рубежом, создавая, в частности, ремонтные базы, лизинговые, транспортные и иные фирмы.
Правовой статус государственной компании "Рособоронэкспорт" имеет некоторые особенности по сравнению с правовым статусом других субъектов внешнеэкономической деятельности, осуществляющих ее в качестве посредников. "Рособоронэкспорт" не только ведет предпринимательскую деятельность как посредник во внешнеэкономических отношениях, но и защищает интересы государства при определении контрактных цен на экспортную продукцию.
Субъектами внешнеэкономической деятельности являются также предприятия, занимающиеся посреднической деятельностью в тех сферах внешнеэкономической деятельности, где не требуется специальной регистрации. Такие посредники могут непосредственно связывать клиентов между собой путем поиска наиболее выгодных партнеров по внешнеторговым операциям, заключать внешнеторговые контракты в соответствии с договором комиссии, действовать от своего имени и за свой счет, занимаясь экспортно-импортными операциями и другой внешнеэкономической деятельностью. И посредники, и предприятия, ведущие деятельность через посредников, являются субъектами внешнеэкономической деятельности, на которых распространяется государственное регулирование в этой области.
Важно сказать, что не только государственные предприятия могут осуществлять внешнеторговую деятельность в отношении продукции военного назначения. В случаях, предусмотренных законодательством, такую деятельность могут вести и иные хозяйствующие субъекты. Для этого они должны получить разрешение уполномоченного государственного органа на осуществление экспорта, затем представить соответствующие документы в Министерство экономического развития и торговли РФ для внесения в реестр. После внесения организации в реестр ей выдается свидетельство о праве на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения. Такой порядок предусмотрен постановлением Правительства РФ от 21 февраля 1998 г. N 244 "Об утверждении Положения о реестре организаций Российской Федерации, имеющих право осуществления внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения"- *(источник № 1150).
Обратим внимание, что вид экспортируемой или импортируемой продукции обусловливает особые требования, предъявляемые к субъектам внешнеэкономической деятельности. В подтверждение этого можно указать на осуществление экспортно-импортных операций с лекарственными средствами и фармацевтическими субстанциями. Осуществлять деятельность в отношении этой продукции могут либо производители лекарственных средств, либо хозяйствующие субъекты, осуществляющие оптовую торговлю лекарственными средствами- *(источник № 1151).
Таким образом, можно сказать, что для хозяйствующих субъектов, осуществляющих внешнеторговую деятельность в отношении некоторых видов продукции, установлен особый режим осуществления внешнеэкономической деятельности.

Лекция, реферат. 25.3. Понятие и виды субъектов внешнеэкономической деятельности - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.



Енвд