Таможенный контроль при вывозе. Таможенный досмотр при поездке на автомобиле. Общие положения о таможенном контроле Понятие таможенного контроля

Таможенная проверка осуществляется не только при перемещении товаров и (далее - товары) через границу, но и после выпуска их к обращению на российской территории.

Порядок проведения контроля регулируется Таможенным кодексом (далее - ТК РФ). В частности, вопросам организации и проведения проверки посвящен разд. IV (гл. 34 - 38). Кроме того, действует целый ряд нормативно-правовых актов, описывающих процедуры проверок в сфере таможенного контроля (таблица 1).

Таблица 1. Документы, регулирующие вопросы в сфере таможенного контроля

Наименование
нормативно-правового акта

Инструкция по формированию перечня лиц, перемещающих товары, в отношении которых при таможенном оформлении контроль проводится в неполном объеме

Инструкция по взаимодействию подразделений таможенной инспекции с подразделениями экономического блока при проверках целевого использования условно выпущенных товаров, ввезенных с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей

Порядок применения таможенниками ст. 359 ТК РФ,
посвященной расчету сроков проверки таможенной декларации, иных документов и товаров при таможенном оформлении

Порядок создания и обозначения зон таможенного контроля

Порядок выдачи разрешения на ввоз (вывоз) товаров и транспортных средств на территорию особой экономической зоны

Порядок учета товаров, ввозимых, вывозимых, хранящихся, изготавливаемых, перерабатываемых, приобретаемых и реализуемых на территории особой экономической зоны, и представления отчетности в отношении таких товаров

Методические рекомендации о назначении и проведении экспертиз Центральным экспертно- криминалистическим таможенным управлением и экспертно-криминалистическими службами - региональными филиалами ЦЭКТУ, иными экспертными организациями и экспертами

Наблюдение со стороны таможни

Все товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат . При вывозе товары находятся в поле зрения таможенников с момента подачи таможенной декларации и до пересечения таможенной границы. Ввозимые ценности подпадают под таможенный контроль с момента пересечения границы. После проверки таможенники выпускают товар для свободного обращения, то есть дают разрешение владельцу пользоваться и распоряжаться товаром. До этого момента любые операции с товарами запрещены.

После выпуска таможенники в течение года могут проверять достоверность сведений, заявленных при таможенном оформлении. Они вправе запрашивать различную информацию по операциям с этим товаром. А в отношении ввозимых ценностей запрашивать данные об операциях после ввоза, причем не только у декларанта (лицо, декларирующее товары или от имени которого декларируются товары, то есть оформляются бумаги на ввоз или вывоз), но и иных лиц, имеющих отношение к операциям с товарами (п. 4 ст. 363 ТК РФ).

Способы контроля

Формы контроля, предусмотренные ст. 366 Таможенного кодекса, приведены в таблице 2. Выбирая формы контроля, инспекторы, как правило, ограничиваются минимумом, который позволит выявить нарушения (ст. 358 ТК РФ). Иными словами, без достаточных причин считать, что декларант нарушает таможенное законодательство, контролеры не вправе сразу применять к нему жесткие формы контроля, требующие продолжительного времени.

Таблица 2. Формы таможенного контроля

Форма контроля

Статья
ТК РФ

Описание

Проверка документов и сведений

Проверка документов и сведений, представляемых при таможенном оформлении товаров и транспортных средств. Проверяется подлинность документов, правильность их
оформления, достоверность сведений

Устный опрос

Вопросы, которые задаются лицам, перевозящим товар, в ходе таможенного оформления товаров (например, о наличии или отсутствии товаров, запрещенных для провоза через границу, о перевозимой валюте). Объяснения в письменной форме не оформляются

Получение пояснений

Сбор сведений об обстоятельствах, имеющих значение для проведения таможенного контроля. Опрашиваются лица, имеющие отношение к перемещению товаров через границу и располагающие необходимыми данными. Инспекторы обращаются не только к декларантам, но и иным лицам

Таможенное наблюдение

Гласное, целенаправленное, систематическое или разовое, возможно с применением технических средств, наблюдение
за перевозкой товаров, находящихся под таможенным контролем, совершение с ними иных операций

Осмотр товаров
и транспортных
средств

Багажа физических лиц, транспортных средств, грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации товаров. Осмотр не связан со вскрытием транспортного средства либо его грузовых помещений и нарушением упаковки товаров

Досмотр товаров
и транспортных
средств

Осмотр товаров и транспортных средств, связанный со снятием пломб, печатей и иных средств идентификации товаров, вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей,
контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары

Личный досмотр

Личная проверка физлица (включая осмотр одежды и тела) при наличии оснований предполагать, что данное лицо скрывает при себе и добровольно не выдает товары,
запрещенные к ввозу на таможенную территорию
Российской Федерации и вывозу с этой территории или перемещаемые с нарушением порядка, установленного ТК РФ

Проверка маркировки, наличия на товарах
идентификационных
знаков

Проверка наличия на товарах или их упаковке специальных марок, идентификационных знаков или иных способов обозначения товаров, используемых для подтверждения легальности их ввоза в Россию

Осмотр помещений
и территории

Осмотр помещений и территорий для подтверждения наличия товаров и транспортных средств, находящихся под
таможенным контролем, в том числе условно выпущенных. Осмотр осуществляется на складах временного хранения, таможенных складах, в помещениях магазина беспошлинной торговли, а также у лиц, у которых должны находиться
товары в соответствии с условиями таможенных процедур или таможенных режимов

Таможенная
ревизия

Проверка факта выпуска товаров, а также достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении,
путем сопоставления этих сведений с данными
бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и с другой информацией

Остановимся на некоторых принципах, о которых следует помнить.

Если устный опрос не предполагает письменного оформления, то пояснения (ст. 369 ТК РФ) обязательно оформляются письменно на бланке, утвержденном Приказом Государственного таможенного комитета России от 24 ноября 2003 г. N 1323.

В зоне таможенного контроля осмотр товаров и транспортных средств (ст. 371 ТК РФ) может проводиться при отсутствии декларантов и их представителей. Исключение - когда указанные лица изъявляют желание присутствовать при таможенном осмотре. Акт о результатах осмотра составляется, только если выявленные сведения могут понадобиться инспекторам в дальнейшем или по требованию собственника товаров (его представителя). Бланк акта утвержден Приказом ГТК России от 20 октября 2003 г. N 1166 (далее - Приказ N 1166). Документ предусматривает единую форму для лицевой стороны акта. Оборотная сторона зависит от объекта осмотра (товары, автобус, автомобиль, мотоцикл и др.). Но документ всегда распечатывается на одном листе с двух сторон. Второй экземпляр акта вручается декларанту товаров и транспортных средств или его представителю.

Таможенный досмотр всегда проводится в присутствии декларанта или его представителей (ст. 372 ТК РФ). Правда, если в течение 15 дней со дня прибытия на таможенную территорию РФ декларант или его представитель не появятся, досмотр осуществляется без них. Кроме того, инспекторы вправе провести досмотр в отсутствие декларанта, во-первых, в случае пересылки товаров в международных почтовых отправлениях, во-вторых, когда в нарушение режима, предусматривающего вывоз, товары оставлены на таможенной территории. И, в-третьих, если есть угроза госбезопасности, общественному порядку, жизни и здоровью человека, окружающей среде, сохранению культурных ценностей. В любом случае, когда декларанта нет, досмотр проводится в присутствии понятых. Результаты досмотра оформляются тем же актом, что и осмотр (Приказ N 1166).

Осмотр помещений и территорий осуществляется на основе предписания руководителя таможенного ведомства. Форма бланка утверждена Приказом ГТК России от 16 сентября 2003 г. N 1023 (далее - Приказ N 1023).

Предписание, а также служебное удостоверение контролера должны быть предъявлены участнику ВЭД перед началом проверки. Отметим: Перечень должностей, лиц, имеющих доступ в помещения и на территорию для проведения осмотра, утвержден Приказом ГТК России от 19 января 2004 г. N 48. Если участник ВЭД станет препятствовать, у контролеров есть право входить в помещения с пресечением сопротивления и вскрывать запертые помещения в присутствии 2 понятых. О таких случаях проверяющие обязаны в течение 24 часов сообщить прокурору. Осмотр не может продолжаться более 1 дня. По его результатам в 2 экземплярах составляется акт по форме, утвержденной Приказом N 1023. Учтите: при проведении осмотра помещений и территорий для целей таможенного контроля (ст. 375 ТК РФ) осмотр жилых помещений не допускается.

Таможенная ревизия

Порядок проведения ревизий (ст. 376 ТК РФ) утвержден Приказом ГТК России от 11 июня 2004 г. N 663. В отличие от контроля, в ходе таможенного оформления товаров ревизии осуществляются на основе решения начальника таможни (его заместителя), иногда по распоряжению вышестоящего руководителя ведомства. Копия решения перед началом проверки обязательно вручается участнику ВЭД. Возможны общая и специальная формы контроля.

Общая ревизия не может продолжаться более 3 дней. Они проводятся при получении от налоговых, правоохранительных и других контролирующих ведомств информации о недостоверности сведений в таможенных документах. Кроме того, таможенники разрабатывают свой план проверок и могут быть направлены на ревизию вышестоящим руководством.

Специальная ревизия предполагает подробное изучение товаров и документации. Декларантами заинтересуются, если результаты общей ревизии или другие формы контроля (таблица 2) укажут на недостоверность сведений, заявленных при таможенном оформлении, либо на использование товаров с нарушением установленных норм. Соответственно, эти данные инспекторам необходимо проверить. Визит к предпринимателям, занимающимся оптовой или розничной торговлей импортными товарами, не исключен, когда обнаружатся сведения о том, что ценности ввезены с нарушениями требований и условий таможенного законодательства. И, как следствие, нарушен порядок уплаты пошлин, налогов.

По согласованию с проверяемым ревизия осуществляется по месту деятельности декларанта либо месту нахождения инспекции. Период проверки составляет не более 2 месяцев со дня принятия решения о ее проведении. При необходимости этот срок продлевается на 1 месяц. В общий срок не включаются время между вручением требования о представлении документов и выполнением коммерсантом этого запроса. А вот осмотр помещений и товаров, досмотр, инвентаризацию разрешается проводить независимо от течения срока.

В ходе общей ревизии таможенники вправе получать доступ к информационным базам коммерсанта, запрашивать документы и информацию, связанную с предметом контроля.

При проведении специальной ревизии полномочий у инспекторов гораздо больше. Они вправе безвозмездно требовать информацию (включая банковскую), в том числе в форме электронных документов, касающуюся операций с ввезенными товарами (производственных, коммерческих, иных), проводить осмотр помещений и досмотр товаров, инвентаризацию, а также изъятие товаров либо налагать на них арест.

Товары арестовываются, во-первых, если на них нет специальных марок, идентификационных знаков или иных обозначений товара либо эти марки (знаки) поддельные.

Во-вторых, если у коммерсанта нет документов или в них не указаны сведения о выпуске товаров к обращению (сведения недостоверны).

И в-третьих, когда обнаружится, что условно выпущенные товары используются с нарушением условий их полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов.

Арестованные товары инспекторы могут оставить на хранении у коммерсанта или передать иному лицу. Место их хранения объявляется зоной таможенного контроля, соответственно, перемещение ценностей может осуществляться только с согласия и под надзором инспекторов. Начальник таможенного ведомства, назначивший ревизию, вправе разрешить пользование арестованными ценностями, но их растрата, отчуждение не допускаются. Если товары запрещены к ввозу или обороту или арест не гарантирует их сохранности, ценности изымаются и помещаются на склад временного хранения или в иную зону таможенного контроля.

Возврат товаров и снятие ареста осуществляются не позднее дня окончания специальной ревизии, за исключением случаев, когда ценности необходимы в качестве вещественных доказательств либо за счет них может быть погашен долг по уплате таможенных пошлин. Временное хранение осуществляется за счет коммерсанта, но если проверка не выявит нарушений, затраты относятся на счет бюджета.

Результаты проведения ревизии (в общей и специальной формах) оформляются актом по форме, установленной Приказом N 1023. Повторная ревизия (общая или специальная) у одного бизнесмена в отношении одних и тех же товаров не допускается.

Ответственность за нарушения

Основные меры за нарушения, выявленные в результате таможенных проверок, предусмотрены сегодня Кодексом об административных правонарушениях. В таблице 3 перечислены основные из этих мер, касающиеся предпринимателей.

Таблица 3. Санкции за нарушения, обнаруженные в ходе таможенной проверки

Нарушение

Статья
КоАП РФ

Незаконное перемещение
товаров через таможенную
границу

штраф в размере от 1/2 до 3-кратного размера стоимости товаров с возможной

Недекларирование по установленной форме (устной, письменной, электронной) товаров, подлежащих декларированию

п. 1
ст. 16.2

штраф в размере от 1/2 до 2-кратного размера стоимости товаров с возможной
конфискацией; конфискация товаров

Заявление недостоверных сведений о товарах при их
декларировании, если
сведения служат основанием
для освобождения от
таможенных пошлин, налогов
или для занижения их
размера

п. 2
ст. 16.2

штраф в размере от 1/2
до 2-кратной суммы неуплаченных
таможенных пошлин, налогов
с возможной конфискацией;
предметом нарушения

Нарушение режима зоны
таможенного контроля

предупреждение;
штраф от 5 до 10 тыс. руб.

Представление
недействительных
документов при таможенном
оформлении

штраф от 100 до 300 тыс. руб. с
возможной конфискацией товаров;
конфискация товаров, ставших
предметом нарушения

Уничтожение, повреждение,
удаление, изменение либо
замена средств
идентификации

штраф от 5 до 20 тыс. руб.

Непредставление
в таможенный орган
отчетности

предупреждение;
штраф от 20 до 50 тыс. руб.

Нарушение сроков уплаты
таможенных платежей

штраф от 50 до 300 тыс. руб.

Приведенный в таблице перечень далеко не полон, однако уже из того, что содержится в таблице, видно, что помимо немалых денежных штрафов, во многих случаях, возможна еще и конфискация имущества, а следовательно, убытки.

Кроме того, за грубые нарушения таможенных правил предприниматель может быть привлечен и к уголовной ответственности. Например, по ст. 188 "Контрабанда" или по ст. 194 "Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица" Уголовного кодекса, штрафы по которым превышают 100 тыс. руб. Также не следует забывать, что ст. 349 Таможенного кодекса предусматривает пени за неуплату (несвоевременную уплату) таможенных платежей.

  • 2.3.4. Владелец таможенного склада
  • 2.3.5. Владелец магазина беспошлинной торговли
  • 2.3.6. Уполномоченный экономический оператор
  • Глава 3. Товары как объекты таможенного регулирования
  • 3.2. Страна происхождения товара
  • Глава 4. Понятие и содержание методов государственного регулирования внешней торговли товарами
  • Глава 5. Таможенные платежи
  • 5.3. Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины
  • Глава 6. Таможенный контроль
  • 6.1. Общие положения о таможенном контроле Понятие таможенного контроля
  • 64.1. Проверка документов и сведений
  • 6.4.2. Устный опрос
  • 6.4.8. Проверка маркировки товаров специальными марками, нали­чия на них идентификационных знаков
  • 6.4.9. Таможенный осмотр помещений и территорий
  • Глава 7. Таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации
  • 7.2. Прибытие товаров на таможенную территорию таможенного союза
  • Глава 8. Таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру
  • 8.1.Таможенное декларирование товаров
  • Глава 9. Общие положения о таможенных процедурах
  • Глава 10. Таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления
  • Глава 11. Таможенная процедура экспорта
  • Глава 12. Таможенная процедура таможенного транзита
  • Глава 13. Таможенная процедура таможенного склада
  • Глава 14. Таможенная процедура переработки на таможенной территории
  • Глава 15. Таможенная процедура переработки вне таможенной территории
  • Глава 16. Таможенная процедура переработки для внутреннего потребления
  • Глава 17. Таможенная процедура временного ввоза (допуска)
  • Глава 18. Таможенная процедура временного вывоза
  • Глава 19. Таможенная процедура реимпорта
  • Глава 20. Таможенная процедура реэкспорта
  • Глава 21. Таможенная процедура беспошлинной торговли
  • Глава 22. Таможенная процедура уничтожения
  • Глава 23. Таможенная процедура отказа в пользу государства
  • Глава 24. Специальная таможенная процедура
  • Глава 25. Особенности перемещения через таможенную границу и совершения таможенных операций в отношении отдельных категорий товаров
  • 25.1. Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях
  • 25.2. Особенности перемещения товаров отдельными категориями иностранных лиц
  • 25.3. Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности
  • 25.4. Перемещение товаров трубопроводным транспортом и линиями электропередачи
  • 25.6. Особенности перемещения товаров для личного пользования
  • Глава 26. Контролируемая носишки тннрон
  • Глава 27. Ответственность в области таможенного дела
  • 27.1. Уголовная ответственность за преступления в области таможенного дела
  • 7) Товары - любое имущество, ввозимое в Российскую Федерацию или вывозимое из Российской Федерации.
  • Глава 6. Таможенный контроль

    6.1. Общие положения о таможенном контроле Понятие таможенного контроля

    Внешнеэкономическая деятельность, внешняя торговля связаны с перемещением через таможенную границу страны как юридическими и физическими лицами товаров и транспортных средств международной перевозки, которые подлежат таможенному контролю.

    Таможенный контроль как один из видов государственного контроля устанавливает обязательность совершения определенных действий со стороны таможенных органов и со стороны лиц, перемещающих товары и транспортные средства международной перевозки, в формах, указанных в ТК ТС.

    Все таможенные процедуры вытекают из осуществления таможенного контроля. Любая таможенная операция и процедура предполагает проведение контрольных действий должностными лицами таможенных органов: проверка документов и сведений, получение объяснений, осмотр и или досмотр товаров и тд. Осуществление ряда форм таможенного контроля возможно и по завершению таможенных процедур.

    Таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств -участников таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы; (ст.4 ТК ТС)

    Принципы проведения таможенного контроля

    Общие принципы (характерны для всех видов государственного контроля):

    Принцип законности - все действия участников таможенного контроля не должны противоречить международно-правовым нормам, а также таможенному и иному законодательству таможенного союза и государств-участников таможенного союза.

    Таможенные органы обязаны придерживаться конституционного постулата «все, что не запрещено законом, - разрешено».

    Принцип уважения прав и свобод субъектов внешнеэкономической деятельности - уважение должностными лицами таможенных органов законных интересов подконтрольных субъектов. В процессе осуществ­ ления таможенного контроля не допускаются действия, сопряженные с умалением человеческих прав и их достоинства.

    Кроме того, должностные лица таможенных органов не должны причинять неправомерный вред лицам, их товарам и транспортным средствам при проведении таможенного контроля. В противном случае они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством.

    Убытки, причиненные неправомерными решениями, действиями таможен­ных органов либо их должностных лиц при проведении таможенного кон­троля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход). В случае совершения ими правомерных действий убытки возмещению не подлежат (ст. 104 ТК ТС).

    Принцип гуманности - применение в процессе таможенного контроля только тех технических средств, которые безопасны для жизни и здоровья человека, животных и растений, а также не причиняют ущерба товарам, транспортным средствам и лицам.

    Специальные принципы:

    Принцип выборочности состоит в том, что при проведении таможенного контроля таможенные органы ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств - участников таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.

    При выборе объектов и форм таможенного контроля используется

    система управления рисками.

    Принцип оперативности - установлении Правительством Российской Федерации и подчиненным ему властным органам (МЭРТ России и ФТС России) наиболее и сравнительно коротких сроков для установления и реализации необходимых (в конкретных случаях) форм таможенного контроля.

    Принцип сотрудничества таможенных органов с соответствующими органами иностранных государств - в целях совершенствования тамо­женного контроля таможенные органы сотрудничают с таможенными органами иностранных государств в соответствии с международными договорами, посредством заключения с ними соглашений о взаимной помощи, информирования и консультирования по отдельным проблемам, проведения совместных мероприятий по выявлению и предупреждению неправомерных деяний субъектов внешнеторговой деятельности

    Принцип эффективности - в целях повышения эффективности таможенного контроля таможенные органы взаимодействуют с другими контролирующими государственными органами, а также с участниками внешнеэкономической деятельности, уполномоченными экономическими операторами, таможенными представителями, таможенными перевоз-чиками и иными лицами, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли и с их профессиональными объединениями (ассоциа-циями).

    Принципиально важным является предоставление права таможенным органам, в пределах их компетенции, осуществлять иные виды контроля, в том числе экспортный, валютный и радиационный контроль, в соответствии с законодательством государств - участников таможенного союза (ч.5 ст.94 ТК ТС).

    При проведении таможенного контроля каких-либо разрешений, предписаний либо постановлений на его проведение не требуется, за исключением случаев, предусмотренных ТК ТС. Субъекты таможенного контроля

    Таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - участников таможенного союза.

    От имени таможенных органов таможенный контроль проводят должност-ные лица таможенных органов, уполномоченные на проведение таможенного контроля в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями.

    6.2. Объекты таможенного контроля

    Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов в отношении:

    1) товаров, в том числе транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу и (или) подлежащих декларированию;

    2) таможенной декларации, документов и сведений о товарах, представление которых предусмотрено в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза;

    3) деятельности лиц, связанной с перемещением товаров через таможенную границу и оказанием услуг в сфере таможенного дела, а также осуществляемой в рамках отдельных таможенных процедур;

    4) лиц, пересекающих таможенную границу.

    Товары при ввозе их на таможенную территорию таможенного союза находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы.

    Товары, образовавшиеся и находящиеся на таможенной территории таможенного союза, приобретшие статус иностранных товаров, считаются находящимися под таможенным контролем со дня их образования.

    1) помещения под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, за исключением условно выпущенных товаров, или реимпорта;

    2) приобретения условно выпущенными товарами статуса товаров таможенного союза;

    3) помещения товаров под таможенные процедуры отказа в пользу государства или уничтожения;

    4) обращения в собственность государства - участника таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства;

    5) фактического вывоза с таможенной территории таможенного союза;

    6) отнесения отходов, образовавшихся в результате операций переработки иностранных товаров на таможенной территории, к непригодным для их дальнейшего коммерческого использования;

    7) признания части иностранных товаров, помещенных под таможенные процедуры переработки на таможенной территории или переработки для внутреннего потребления, производственными потерями.

    В случае признания таможенными органами факта уничтожения (безвозвратной утраты) вследствие аварии или действия непреодолимой силы, либо в результате естественной убыли, товары не считаются находящимися под таможенным контролем.

    При вывозе с таможенной территории таможенного союза товары таможенного союза находятся под таможенным контролем со дня регистрации таможенной декларации или иных документов, используемых в качестве таможенной декларации, либо совершения действия, непо­средственно направленного на осуществление вывоза товаров с таможенной территории таможенного союза, и до пересечения

    таможенной границы.

    Товары, фактически не вывезенные с таможенной территории таможенного союза, не считаются находящимися под таможенным контролем со дня отзыва таможенной декларации.

    Таможенные органы осуществляют контроль за исполнением лицами обязательств об обратном ввозе или вывозе товаров, в том числе товаров, полученных в результате переработки, если они подлежат обязательному обратному ввозу или вывозу.

    Таможенный контроль перемещения транспортных средств, предусматривает право таможенных органов останавливать транспортные средства, а также принудительно возвращать покинувшие таможенную территорию таможенного союза без разрешения таможенного органа морские, внутренние водные и воздушные суда.

    В случае остановки автомобильных транспортных средств вне зон таможенного контроля в целях осуществления таможенного контроля товаров и документов на них время такого контроля не должно превышать 2 часов. Об осуществлении такого контроля составляется акт (ч.7 ст.96 ТК ТС).

    Предельный срок нахождения товаров и транспортных средств под таможенным контролем находится в прямой зависимости от избранной

    таможенной процедуры.

    Если товар декларируется к выпуску для свободного потребления, то срок может исчисляться днями, а товары, помещенные под таможенную процедуру таможенного склада будут находиться под таможенным контролем в течение трех лет. Место проведения таможенного контроля

    Таможенный контроль проводится в зоне таможенного контроля, а также в других местах, определяемых таможенными органами, где

    находятся товары, транспортные средства и документы, содержащие сведения о них, в том числе в электронной форме.

    Зонами таможенного контроля являются места перемещения товаров через таможенную границу, территории складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и иные места, определенные законодательством государств - участников таможенного союза.

    В соответствии со ст. 163 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ», зоны таможенного контроля могут быть созданы вдоль Государственной границы Российской Федерации, в пунктах пропуска через Государ­ственную границу Российской Федерации, в местах осуществления таможенных операций, в местах разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров, их таможенного осмотра и таможенного досмотра, в местах стоянки транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары.

    На сухопутном участке территории Российской Федерации зона таможенного контроля вдоль Государственной границы Российской Федерации может создаваться в пределах полосы местности шириной до 30 километров от линии Государственной границы Российской Федерации в глубь территории Российской Федерации.

    На морских, речных и озерных участках территории Российской Федерации зона таможенного контроля вдоль Государственной границы Российской Федерации может создаваться соответственно в пределах территориального моря Российской Федерации, российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, а также полосы местности шириной до 15 километров от береговой линии в глубь территории Российской Федерации.

    В иных местах зоны таможенного контроля создаются для проведения таможенного осмотра и (или) таможенного досмотра товаров, совершения грузовых и иных операций.

    Зоны таможенного контроля могут быть постоянными в случае регулярного нахождения в них товаров, подлежащих таможенному контролю, или временными в случае их создания на время проведения таможенного контроля, грузовых и иных операций. Временная зона таможенного контроля может создаваться по решению начальника таможенного поста. Указанное решение оформляется распоряжением начальника таможенного поста с указанием цели создания временной зоны таможенного контроля, места нахождения временной зоны таможенного контроля, срока действия, границы и мест ее пересечения лицами, товарами и транспортными средствами, а также примененных средств обозначения.

    Временная зона таможенного контроля ликвидируется по завершении мероприятий, послуживших основанием для ее создания, или по истечении

    срока ее действия, указанного в решении таможенного органа о создании временной зоны таможенного контроля.

    Таможенное законодательство (ст.98 ТК ТС), возлагает на декларанта, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, и иных заинтересованные лица обязанность представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в устной, письменной и (или) электронной формах.

    Таможенные органы вправе осуществлять таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем.

    Таможенные органы проводят таможенный контроль при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию таможенного союза, в целях проверки сведений, подтверждающих факт выпуска таких товаров в соответствии с требованиями и условиями таможенного законодательства таможенного союза, в том числе проверки наличия на товарах маркировки или иных идентификационных знаков, используемых для подтверждения легальности ввоза товаров на таможенную территорию таможенного союза.

    В случае необходимости для участия в совершении конкретных действий при проведении таможенного контроля может быть привлечен не заинтересованный в результатах таких действий специалист, обладающий специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания со­действия таможенным органам, в том числе при применении технических средств.

    При проведении таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу и подлежащих контролю другими контролирующими государственными органами, таможенные органы обеспечивают общую координацию таких действий и их одновременное проведение в порядке, определяемом законодательством государств -

    участников таможенного союза.

    Пробы и образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, берутся заинтересованными лицами, в том числе сотрудниками других государственных органов с письменного разрешения таможенного органа.

    Разрешение на взятие проб и образцов товаров выдается таможенным органом, если такое взятие:

    1) не затрудняет проведение таможенного контроля;

    2) не изменяет характеристик товаров;

    3) не влечет за собой уклонение от уплаты таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений.

    Отдельная таможенная декларация на пробы и образцы товаров не подается лри условии, что они будут указаны в декларации на товары. Должностные лица таможенных органов вправе присутствовать при

    взятии проб и образцов товаров сотрудниками других государственных органов.

    Таможенные органы должны быть поставлены в известность о результатах проведенного исследования проб и образцов товаров, взятых другими государственными органами.

    Окончательное решение о выпуске товаров принимается таможенным органом по результатам проведения таможенного контроля.

    При этом следует отметить, что неотъемлемой частью таможенного контроля является проверка документов и сведений, в том числе и разрешительных документов, оформляемых иными государственными органами (органами санитарно-карантинного, фитосанитарного, ветери­нарного контроля), по результатам проведенных контрольных действий.

    Для повышения эффективности таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу, таможенные органы и контролирующие государственные органы могут обмениваться информацией сведениями, документами, необходимыми для проведения таможенного и иных видов государственного контроля, с использованием информационных систем и технологий.

    При перемещении товаров через таможенную границу допускается проведение таможенного досмотра с участием всех государственных органов, осуществляющих контроль на таможенной границе. При этом составляется акт таможенного досмотра (ч.З ст. 103 ТК ТС).

    От применения таможенными органами определенных форм таможенного контроля (таможенного досмотра) освобождается: личный багаж глав государств - участников таможенного союза и следующих вместе с ними членов их семей;

    глав правительств, членов правительств государств - участников таможенного союза, если указанные лица пересекают таможенную границу в связи с исполнением служебных обязанностей;

    глав иностранных государств, глав правительств иностранных государств, министров иностранных дел, посещающих государства - участники таможенного союза с официальным визитом;

    иных лиц в соответствии с международными договорами государств -участников таможенного союза и иными международными договорами. Кроме того, от таможенного досмотра освобождаются:

    1) иностранные военные корабли (суда), боевые воздушные суда и военная техника, следующие своим ходом;

    2) военное имущество, которое согласно специальным заявлениям соответствующих государственных органов государств - участников таможенного союза перемещается через таможенную границу;

    3) выполняющие международные авиарейсы иностранные воздушные суда в период стоянки в зонах таможенного контроля в международных аэропортах государств - участников таможенного союза.

    6.3.Методы, средства и способы таможенного контроля

    Метод таможенного контроля - совокупность приемов и способов

    tro осуществления.

    Среди методов таможенного контроля необходимо выделить:

    Таможенный контроль, осуществляемый по прибытии товаров и Транспортных средств;

    Таможенный контроль, осуществляемый в процессе движения транспортного средства;

    Сплошной таможенный контроль, имеющий место, когда используются все формы контроля, установленные ТК ТС;

    Средства производства таможенного контроля:

    Технические средства таможенного контроля;

    Морские (речные) и воздушные суда таможенных органов;

    Информационные ресурсы таможенных органов;

    Поисковые собаки.

    Технические средства должны быть безопасны для жизни и здоровья человека, животных и растений и не должны причинять вред лицам, товарам и транспортным средствам.

    Технические средства таможенного контроля применяются:

    1) для проверки подлинности документов и атрибутов таможенного обеспечения - оптические увеличительные приборы (лупы, микроскопы) ультрафиолетовые и инфракрасные;

    2) для.дистанционного получения информации о содержимом объектов таможенного контроля, поиска и обнаружения контрабанды - досмотровые рентгенотелевизионные аппараты, флюороскопы прямого наблюдения, наборы досмотровых эндоскопов, наборы досмотровых щупов, метало-искатели и металлодетекторы (для обнаружения оружия, боеприпасов, драгоценных металлов), и инспекционно-досмотровые комплексы;

    3) для идентификационного экспресс-анализа содержимого объектов таможенного контроля - различные анализаторы, экспресс-идентифика­торы и др.;

    4) для визуального наблюдения в зонах таможенного контроля -аппаратура радиолокационного типа, совмещенная с техническими средствами оптического или оптико-телевизионного наблюдения, работа­ющими в условиях любой видимости; оптическая дальномерная аппаратура (моно- и стереотрубы, морские бинокли, инфракрасные наблюдательные приборы, телекамеры и др.);

    5) для контроля носителей аудио- видеоинформации - различные виды диктофонов, магнитофонов, устройства для просмотра проявленных фото- и кинопленок, слайдов и микрофишей; видеоплееры и видеомагнитофоны и др.;

    6) для выполнения технологических операций при таможенном досмотре - индивидуальные и групповые наборы специального инстру­мента для вскрытия как небольших предметов ручной клади, багажа,

    почтовых отправлений, так и крупногабаритных транспортных упаковок (ящиков, контейнеров);

    7) для наложения атрибутов таможенного обеспечения - пломбираторы, рулоны клейких лент с маркировочными знаками, различные специальные метки и др.

    Способы таможенного контроля

    Наиболее эффективным способом таможенного контроля является идентификация товаров и транспортных средств, помещений и других мест.

    Товары, находящиеся под таможенным контролем, транспортные средства, помещения, емкости и другие места, где находятся или могут находиться товары, подлежащие таможенному контролю, могут идентифицироваться таможенными органами.

    Идентификация производится путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставления штампов, отбора проб и образцов, подробного описания товаров, составления чертежей, изготовления масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, использования товаросопроводительной и иной документации, а также иными способами.

    В качестве средств идентификации для таможенных целей могут признаваться пломбы, печати или иные средства идентификации, примененные таможенными органами иностранных государств, а также отправителями товаров или перевозчиками.

    Средства идентификации могут изменяться, удаляться или уничтожаться только таможенными органами или с их разрешения, за исключением случаев, если существует реальная угроза уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров. Таможенному органу неза­медлительно сообщается об изменении, удалении или уничтожении средств идентификации и представляются доказательства существования указанной угрозы.

    К иным способам производства таможенного контроля можно отнести привлечение специалистов и экспертов, взятие проб и образцов товаров, применение должностными лицами таможенных органов специальных средств и оружия.

    6.4. Формы таможенного контроля.

    Форма таможенного контроля - направление деятельности долж­ностного лица таможенного органа, включающее применение опреде­ленных методов, средств и способов в целях проверки соблюдения субъектами внешнеторговой деятельности таможенного законодатель­ства таможенного союза.

    При выборе форм таможенного контроля используется система управления рисками. При этом под риском понимается вероятность несоблюдения таможенного законодательства таможенного союза (гл. 18 ТК ТС).

    Система управления рисками основывается на эффективном использовании ресурсов таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства. Формами таможенного контроля являются:

    1) проверка документов и сведений;

    2) устный опрос;

    3) получение объяснений;

    4) таможенное наблюдение;

    5) таможенный осмотр;

    6) таможенный досмотр;

    7) личный таможенный досмотр;

    8) проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;

    9) таможенный осмотр помещений и территорий;

    10) учет товаров, находящихся под таможенным контролем;

    11) проверка системы учета товаров и отчетности по ним;

    12) таможенная проверка.

    Таможенный контроль представляет собой комплекс процедур, предназначенный для выполнения положений российского таможенного законодательства. Таможенный досмотр производится в специально отведённых для этого зонах. Главная цель, которая преследуется при этом – недопущение несанкционированного проникновения в страну запрещённых товаров и опасных материалов.

    Для этого выполняется выборочная проверка пересекающих границу грузов, при которой могут использоваться технические средства различной степени сложности. Служащие таможни применяют ту форму досмотра, которая с их точки зрения, наилучшим образом отвечает данной ситуации и позволяет обнаружить возможные нарушения правил провоза товаров.

    Таможенные зоны, как правило, располагаются в тех местах, где иностранные грузы и частные лица впервые попадают на российскую землю. Это переходные пункты на сухопутных границах, в морских портах. Кроме того, зоны досмотра могут находиться и в глубине территории страны – в международных аэропортах, принимающих пассажиров и грузы из-за границы.

    Все действия сотрудников таможни по недопущению незаконного проникновения в страну различных товаров регламентированы положениями соответствующего законодательства. В соответствии с данным кодексом, сотрудникам для исполнения своих служебных обязанностей не требуется каких-либо дополнительных разрешений – ордеров, допусков, мандатов и тому подобное. Досмотры производятся на основании положений действующих законодательно-нормативных актов.

    Для этого используются следующие методы:

    • Устный опрос.
    • Наблюдение, в том числе и при помощи спецоборудования.
    • Проверка соответствия маркировки перемещаемого через границу товара.
    • Проверка сопроводительной документации на товар.

    Устный опрос ставит своей целью предварительное выяснение особенностей и нюансов документального оформления экспортируемого или импортируемого товара. Служащие собирают все необходимые сведения о характере ввозимого груза и прочих обстоятельствах, имеющих существенное значение для проведения процедуры таможенной очистки перевозимого через границу товара. Все полученные пояснения протоколируются.

    Осмотр транспортных средств и перевозимых ими грузов, а также личного багажа физических лиц, может быть поверхностным, или подробным. В последнем случае процедура предусматривает распаковку опечатанных и опломбированных грузов, вскрытие контейнеров и фургонов. При этом проверяется наличие на товарах идентификационных марок или иных знаков, подтверждающих легальное происхождение груза, до того, как он попал в пределы России.

    Служащие таможни имеют право самостоятельно избирать методы досмотра. Если у них возникает подозрение, что пересекающее границу лицо провозит нелегальный груз, они могут применить для установления истины все имеющиеся в их арсенале технические средства. Разрешается сотрудникам, кроме досмотра ввозимого или вывозимого груза, производить и частный досмотр лиц, пересекающих границу.

    Цели и задачи данных процедур – обнаружить и не дать пересечь границу предметам, представляющих опасность жизни и здоровью людей, а также экономике государства.

    К ним, например, относятся:

    • Взрывчатые вещества.
    • Огнестрельное и холодное оружие.
    • Наркотические и прочие сильнодействующие средства.
    • Предметы антиквариата и искусства, обладающие культурной или исторической ценностью.
    • Драгоценные изделия, камни и металлы.
    • Наличные денежные средства сверх установленного лимита.
    • Прочие незарегистрированные предметы и товары, именуемые собирательным термином «контрабанда».

    Все действия сотрудников таможни прописаны положениями российского таможенного законодательства и являются обязательными к исполнению для эффективного соблюдения служебных обязанностей.

    В их обязанности вменяются следующие действия:

    • Произведение процедуры таможенного контроля в полном соответствии с положениями нормативно-правовых актов и с использованием всех необходимых методик и технических средств.
    • Сбор предусмотренных законом пошлин за пересечение товаром границы и налогов с его владельцев.
    • Пресечение попыток нарушений законодательства в виде незаконного провоза товара.
    • Ведение строгой отчётности относительно пересекаемых границу грузов.
    • Разъяснение гражданам их прав, обязанностей, а также доведение до них прочей информации относительно особенностей прохождения таможенного контроля.

    Для минимизации финансовых затрат на уплату налогов и сборов, многие бизнесмены при внешнеторговых операциях пользуются услугами оффшорных компаний. В этом случае сотрудники таможни обязаны тщательно проверить всю сопроводительную документацию на товар, с целью выявления возможных нарушений. В рамках Таможенного союза служащие российской таможни выполняют возложенную на них часть контроля за общим торгово-экономическим пространством. Основная их цель в этом качестве — недопущение проникновения внутрь союза контрабанды.

    Для эффективного и качественного выполнения возложенных на них обязанностей, таможенники наделены целым рядом особых прав:

    1. Право затребовать у любых лиц, пересекающих границу, всю необходимую документацию. Это может быть как личные идентификационные документы (паспорт, или иное удостоверение личности), так и накладные на перевозимый товар.
    2. Для предотвращения попыток преступлений, входящих в их зону ответственности, таможенники вправе использовать любые транспортные и технические средства, принадлежащие третьим лицам – гражданам и организациям.
    3. Привлекать нарушителей таможенного законодательства к мерам административной ответственности в рамках своей компетенции.
    4. Задерживать и передавать правоохранительным органам людей, подозреваемых в таможенных правонарушениях – попытках незаконного вывоза/ввоза товаров, подлога документов и так далее.
    5. Арестовывать перевозимые через границу коммерческие грузы и личные вещи граждан для предотвращения нарушений российских законов.
    6. Пользоваться помощью специалистов сторонних организаций для проведения процедуры экспертизы перевозимого груза на предмет его культурной, исторической ценности, оценки его денежной стоимости.
    7. Производить фиксацию всех происходящих в таможенной зоне событий при помощи фото- видеоаппаратуры.
    8. Инициировать судебные разбирательства, прокурорские проверки и прочие действия надзорных и судебных органов в отношении нарушителей российского таможенного законодательства.
    9. Применять для выполнения возложенных на таможенников обязанностей весь арсенал имеющихся у них технических средств, информационных систем и прочей аппаратуры. При этом не требуется запрашивать разрешения на их применение у вышестоящего начальства или лица, в отношении которого они используются.

    Права и обязанности сторон контроля затрагивают не только служащих таможни, но и частных или должностных лиц, пересекающих границу. При любом взаимодействии с ними таможенники обязаны соблюдать положения прав человека. Так, личный досмотр частных лиц допустим только при совпадении нескольких обстоятельств:

    • Данный человек находится в зоне таможенного контроля.
    • Он пытается выехать за границы страны, либо въехать в её пределы.
    • Имеются серьёзные подозрения насчёт того, что он скрывает при себе некие запрещённые к провозу предметы.

    Только в этом случае сотрудники вправе принять решение о произведении личного досмотра. Сама процедура досмотра производится максимально корректно, с соблюдением всех международных прав человека. В протоколе досмотра указываются причины проведения личного досмотра гражданина.

    В целом же процедура таможенной очистки ввозимого груза, как и пересечения границы частным лицом достаточно сложна. Любое нарушение законодательства может стать причиной ареста, конфискации груза, а то и возбуждением уголовного дела. В связи с этим, перед прохождением таможенного досмотра, рекомендуется проконсультироваться у опытного юриста относительно всех нюансов данной процедуры, правильного оформления сопроводительной документации.

    Профессионал также поможет вам максимально быстро оформить на таможне коммерческий груз, правильно задекларировать провозимые в личном багаже ценные предметы.

    Таможенные процедуры: общие положения

    Таможенные органы представляют собой единую федеральную централизованную систему. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения не могут вмешиваться в деятельность таможенных органов при осуществлении ими своих функций.

    Таможенными органами являются:

    1) федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела;

    2) региональные таможенные управления;

    3) таможни;

    4) таможенные посты.

    Создание, реорганизация и ликвидация региональных таможенных управлений и таможен осуществляются федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, а таможенных постов - федеральной службой, уполномоченной в области таможенного дела, по согласованию с федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела

    Компетенция конкретных таможенных органов по осуществлению конкретных функций, совершению определенных таможенных операций, а также регион деятельности таможенных органов определяются федеральной службой, уполномоченной в области таможенного дела, по согласованию с федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела. Федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, по согласованию с федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, вправе создавать специализированные таможенные органы, компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров.

    Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты действуют на основании общих или индивидуальных положений, утверждаемых федеральной службой, уполномоченной в области таможенного дела, по согласованию с федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела. Таможенные посты могут не обладать статусом юридического лица. Матвеева, О.П. Организация и технология внешнеторговых операций: Учеб. пособие / О.П. Матвеева; Информ. - внедрен. центр «Маркетинг». - М.: Маркетинг, 2011. - 159 с.

    В систему таможенных органов также входят не являющиеся правоохранительными органами учреждения, которые находятся в ведении федеральной службы, уполномоченной в области таможенного дела, для обеспечения деятельности таможенных органов.

    Таможенные органы выполняют следующие основные функции:

    1) осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу;

    2) взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию;

    3) обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;

    4) обеспечивают соблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;

    5) обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;

    6) ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерации в деятельность международной гражданской авиации;

    7) осуществляют в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования;

    9) обеспечивают выполнение международных обязательств Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;

    10) осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по таможенным вопросам;

    11) проводят научно-исследовательские работы в области таможенного дела.

    Меры, осуществляемые таможенными органами при таможенном контроле, реализуются через совокупность процессов и действий, направленных на совершенствование взаимодействия между всеми участниками контроля с целью получения наиболее эффективных результатов. Это может быть достигнуто только посредством правильной организации такого контроля.

    Первоочередной задачей организации таможенного контроля является развертывание сети таможен и их структурных подразделений, приближенных к участникам внешнеэкономических связей, местам наиболее интенсивной внешнеэкономической деятельности, с целью сокращения времени перемещения через таможенную границу товаров и ее пересечения физическими лицами.

    На таможни и таможенные посты приходится основной объем работы по осуществлению таможенного контроля и оформления. Поэтому решение вопросов, связанных с определением оптимальной структуры таможни (таможенного поста), отражающей цели, принципы, основные направления, порядок организации взаимодействия внутри этих структур и между таможенными органами в целом - другая принципиально важная задача организации таможенного контроля.

    Еще одним направлением организации таможенного контроля является включение в этот процесс участников внешнеэкономической деятельности, предприятий транспорта и связи, других правоохранительных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Особая роль здесь принадлежит таможенным брокерам, таможенным перевозчикам, владельцам складов временного хранения и таможенных складов, чье непосредственное участие в осуществлении таможенных операций призвано максимально облегчить и ускорить проведение таможенного контроля, а также значительно сократить издержки времени, сил и средств.

    Таким образом, только путем достижения согласованности всех рассмотренных и других организационных и практических мер при следовании товаров, транспортных средств и лиц через таможенную границу создаются необходимые условия для организации эффективного таможенного контроля

    Организация таможенного контроля состоит из:

    1) определения предполагаемого объема работы таможенных органов (количество реальных участников внешнеэкономической деятельности, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, товаров, транспортных средств и лиц, подлежащих таможенному контролю);

    2) установления мест таможенного контроля и оформления, оптимального распределения между ними объема работы го ТК и ТО, создания надлежащих условий для осуществления этих процедур;

    3) определения численного состава и разработки оптимальной структуры таможенного органа;

    4) подбора и обучения кадров;

    5) создания материально-технической базы;

    6) разработки системы связи и взаимодействия как внутри таможенного органа, так и между таможенной и околотаможенной сферами;

    7) обеспечения устойчивой работы всех служб таможенного органа, принимающих участие в осуществлении таможенного контроля и оказывающих содействие этому процессу.

    Типовая схема организации таможенного контроля отражает систему взаимодействия служб таможенных органов, иных предприятий и организаций, имеющих отношение к перемещению через таможенную границу товаров, транспортных средств лиц. Как правило, при ввозе товаров и въезде лиц она включает в себя следующие мероприятия:

    1) уведомление таможенного органа о пересечении таможенной границы товаром и транспортным средством, а в соответствующих случаях - о лицах, пересекающих таможенную границу, и принятие таможенным органом такого уведомления;

    2) представление таможенному органу товаров, транспортных средств и документов на них, а в соответствующих случаях и на лиц;

    3) оформление принятия под таможенный контроль товаров, транспортных средств и документов на них, а в случаях, определенных таможенными правилами, - осуществление идентификационного выборочного или полного досмотра товаров и транспортных средств, а также повторного досмотра;

    4) в случаях, когда это обусловлено правилами, оформление доставки товаров, транспортных средств и документов на них в таможню назначения;

    5) контроль за доставкой товаров, транспортных средств и документов на них в таможню назначения;

    6) принятие доставленных товаров и транспортных средств таможней назначения под таможенный контроль;

    7) уведомление таможни отправления о доставке (недоставке) товаров, транспортных средств, документов на них в таможню назначения;

    8) помещение товаров на склад временного хранения (таможенный склад);

    9) принятие таможенным органом таможенной декларации;

    10) таможенный контроль и оформление товара после принятия таможенным органом таможенной декларации;

    11) завершение таможенного оформления и принятие по его результатам соответствующего решения.

    Приведенную схему следует рассматривать лишь в качестве ключевых направлений организации таможенного контроля. В свою очередь каждое из направлений включает достаточно много операций, регламентированных соответствующими нормативными документами.

    При вывозе товаров, транспортных средств и выезде лиц последовательность операций при осуществлении таможенного контроля изменяется, хотя это существенно не влияет на принципиальную схему организации таможенного контроля.

    Вступление России в ВТО, формирование ЕЭП потребовали от таможни пересмотра своих принципов деятельности. 2009, 2010 и 2011 года ознаменовались не только коренным изменением таможенного законодательства РФ, но и изменения таможенного законодательства стран-участниц Таможенного союза. Сейчас возникает много вопросов по времени осуществления таможенных операций. Дальнейшее развитие этого направления не возможно без применения новых информационных таможенных технологий. За последние годы таможня значительно продвинулась в разработке и широком внедрении новых информационных таможенных технологий с целью ускорения и упрощения порядка осуществления таможенных процедур. Таможня и железная дорога отказываются от бумаги // CUSTOMS.ru: Официальный сайт ФТС России. URL: http: //www.customs.ru

    Преследуя комплексный подход по всем направлениям деятельности, особое внимание ФТС уделяет внедрению и совершенствованию таможенных операций, которые основаны на организации взаимодействия с участниками ВЭД на открытом интерфейсе взаимодействия с использованием ассоциаций сетей Интернет (то есть электронное декларирование, электронное представление сведений). Развитие системы электронного декларирования с использованием международной ассоциации сетей Интернет в таможенных органах РФ является одним из главный направлений совершенствования порядка осуществления таможенных процедур. При этом внедрение электронного декларирования потребовало от таможенной службы проведения комплекса технических и технологических мероприятий. В настоящее время все таможенные органы РФ готовы к применению электронной формы декларирования товаров с использованием сетей Интернет. То есть 100% таможенных постов, которые осуществляют приём деклараций, могут принимать их в электронном виде. На сегодняшний день в России в среднем около 90% всех таможенных деклараций подаётся в электронной форме с использованием сетей Интернет. Более 80% участников ВЭД отдали предпочтение электронной форме декларирования. Применение ЭД в региональном разрезе составляет около 90%. Это неплохие показатели. Тем не менее, необходимо констатировать, что таможенной службе РФ предстоит проделать достаточно большой путь. Сейчас мы видим планомерную работу по совершенствованию технологий электронного декларирования товаров. Наиболее значимыми проектами по оптимизации ЭД необходимо назвать работу по сокращению представляемых при декларировании товаров документов, выработке подходов к автоматизированному принятию решений о выпуске товаров при электронном декларировании, а также расширение и оптимизация практики применения удалённого выпуска товаров. Для решения этих задач ФТС предпринимает следующие шаги. Гравина А.А. и др. Таможенное право: Учебник / Отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. М.: Волтерс Клувер, 2007

    В настоящее время налаживается взаимодействие с органами федеральной исполнительной власти в области представления разрешительных документов, которые в силу законодательства необходимы к представлению в процессе декларирования товаров. Эта работа ведётся в рамках реализации федерального закона № 210 "Об организации и предоставлении государственных и муниципальных услуг". Для координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и их взаимодействия при оказании государственных услуг, в России создана единая система межведомственного электронного взаимодействия (система СМЭВ). Эта система позволяет исключить необходимость представления в таможенные органы при таможенном декларировании документов, представляемых иными федеральными органами исполнительной власти и находящимися в их информационных ресурсах; проводить автоматическую сверку сведений, заявленных в электронной декларации, со сведениями, содержащимися в базе данных соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Реализация указанных положений избавит участников ВЭД от лишних бумаг. Таможня и железная дорога отказываются от бумаги // CUSTOMS.ru: Официальный сайт ФТС России. URL: http: //www.customs.ru

    Отказ от запроса документа на бумажном носителе делает актуальным проверку электронной декларации путём автоматизированного (а порой и автоматического) сопоставления содержащихся в декларации сведений с массивами информации о товарах и внешнеторговой сделки, содержащихся в информационных ресурсах иных федеральных органах исполнительной власти, а также информационных ресурсов, которые создаёт таможенная служба РФ на основе обмена информации, в том числе с таможенными службами иностранных государств (в том числе и предварительное информирование). Результаты поиска информации о конкретной товарной партии в указанных информационных массивах, её сопоставление и анализ на основе механизмов системы управления рисками позволяет чётко определить круг вопросов, требующих дополнительной проверки в процессе проверки декларации, а также применения различных форм таможенного контроля (в том числе запрос необходимых документов и сведений, проведение физического таможенного контроля). Решение этих проблем позволяет перейти к решению задач по организации автоматического выпуска товаров. Таким образом, представление отдельных документов декларантом на товары становится востребованным только в рамках подтверждения тех сведений, которые заявлены в декларации, которые противоречат имеющимся у ФТС информационным массивам (на основе систем управления рисками). Все эти положения в настоящее время проходят законодательное закрепление. Так, в рамках работы по законодательной инициативе (в рамках Таможенного союза) уже подготовлено более 500 поправок в Таможенный кодекс, решений Комиссий Таможенного союза, которые предусматривают снижение административных барьеров при осуществлении декларирования товаров. Буваева Н.Э. К вопросу о гармонизации правовых систем в сфере международно-правового регулирования таможенных процедур в рамках Всемирной таможенной организации // Право и государство: теория и практика. 2011. N 6.

    Развитие электронного декларирование стало основой для внедрения технологий удалённого выпуска (УВ) товаров. Основой технологий удалённого выпуска товаров является принцип разделения таможенных процедур на документальный и физический таможенный контроль товаров, который осуществляется в различных таможенных органах на территории РФ. Применение технологий УВ товаров базируется на распределении людских ресурсов, а также на основе анализа и нагрузки на таможенные терминалы, которые в настоящее время начинают концентрироваться вдоль границы РФ. Применение технологий удалённого выпуска товаров также позволяет выработать действенные подходы по сокращению потока большегрузного транспорта, следующего под таможенным контролем по дорогам РФ, а также в крупные города. Применение технологий УВ позволяет сократить документооборот при таможенном контроле. Кроме того, указанная технология позволяет существенно перераспределить и оптимизировать нагрузку на таможенные органы, в зависимости от их специализации. Так же технология удалённого выпуска позволяет уменьшить общее время совершения таможенных операций в отношении перемещаемых товаров. Сейчас технология функционирует в штатном режиме, постепенно расширяется круг применяющих её таможенных органов и участников ВЭД. Беляшов В.А. Таможенный энциклопедический справочник. Интер-Дайджест, 2011

    Вместе с тем совершенствуется и нормативная база применения технологии удалённого выпуска товаров. С технической точки зрения, УВ реализуется с использованием тех же программных средств, которые применяются при электронном декларировании товаров. С целью развития технологии удалённого выпуска, а также оптимизации места размещения таможенных органов в РФ создано 13 специализированных таможенных постов - центров электронного декларирования. Они используют в своей деятельности преимущества технологии удалённого выпуска товаров. Компетенция данных таможенных постов ограничена осуществлением таможенных операций исключительно в электронном виде. При этом 13 специализированных таможенных постов расположены во всех региональных таможенных управлениях РФ.

    Компетенция отдельных таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении отдельных категорий товаров устанавливается нормативными правовыми актами ФТС РФ.

    К числу действующих в настоящее время нормативных правовых актов по указанному вопросу относятся:

    Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 06.12.2011)"О таможенном регулировании в Российской Федерации;

    Приказ ФТС РФ от 01.06.2011 N 1144 "О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении подакцизных и других определенных видов товаров" (ред. от 12.09.2011)

    Приказ ФТС РФ от 25.01.2011 N 138 "Об установлении компетенции таможенных органов, расположенных в Москве и Московской области, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, по совершению таможенных операций в отношении дипломатической почты иностранных государств и товаров, перемещаемых отдельными категориями иностранных лиц";

    Приказ ФТС РФ от 11.01.2011 N 7 "О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении делящихся и радиоактивных материалов" (ред. от 05.08.2011)

    Таможенный контроль – средство реализации таможенной политики страны. В общем виде это комплекс мер, которые проводят органы таможни, цель их обеспечить соблюдение гражданами (физическими и юридическими лицами) норм законодательства в сфере таможенного права. Ключевая цель – определить насколько соответствуют проводимые действия лицами, которые пересекают границу, нормам ТК РФ.

    Прежде чем приступить к рассмотрению особенностей таможенного контроля, следует познакомиться с основными понятиями таможенного контроля. Так формами контроля называют определенные мероприятия проверки товаров, транспортных средств, личных документов, которые необходимы для проведения таможенного контроля (ТК). В процессе могут использоваться разные способы реализации и дополнительные технические средства.

    В обязательном порядке проверяются документы и сведения, что подает декларант, независимо от того физическое он лицо или юридическое. Остальные меры применяются выборочно. Проводить ТК контролирующие органы имеют право и после выпуска из зоны контроля на протяжении времени, которое определяется в законе.

    Принципы проведения

    Для начала, следует разобраться какие, основные принципы проведения таможенного контроля. Регламентирует их Таможенный кодекс. Основные пункты выглядят так:

    • ТК осуществляется выборочно, причем инспектор самостоятельно определяет меры, которые можно считать достаточными в каждом отдельном случае. На него ложиться ответственность за полноту соблюдения конкретным лицом, которое пересекает границу норм закона. То есть, если через границу едет контрабандист, а инспектор решил, что тщательная проверка ни к чему, то именно должностное лицо таможенного органа несет ответственность за подобное нарушение.
    • Особенностью осуществления таможенного контроля является то, что могут применяться любые формы контроля, которые считаются необходимыми.
    • Таможня взаимодействует с участниками , перевозчиками и организациями, которые занимаются перевозкой товаров через границу, в том числе с их профессиональными объединениями.
    • Реализовывать ту или иную форму контроля могут только таможенные органы, согласно требованиям закона.
    • Товары, транспортные средства, которые попадают на территорию страны, подвергаются таможенной проверке и находятся под ТК до проведения всех необходимых процедур. Таковыми, что находятся под ТК, они считаются, пока не будут выпущены в свободное обращение, уничтожены, от них не откажутся в пользу государства или не покинут территорию страны.
    • Использовать подконтрольные товары можно, но только в пределах разрешенных законом. Определяет это исключительно таможенный кодекс.
    • Существует такое понятие как таможенный контроль после выпуска товаров его вправе проводить таможенный орган в пределах своих полномочий. Он необходим для проверки заявленной декларантом информации, в особенности, если выявлены новые факты касательно товаров, транспортных средств. Срок такой проверки может достигать 1 года после подачи требуемых бланков.
    • В процессе осуществления ТК запрещено причинять вред товарам, грузам. Если подобное произошло, то ответственность несут должностные лица таможенного органа. Подобное возможно, если неправомерные действия инспектора будут доказаны, согласно закону.

    Все указанные принципы таможенного контроля обязательны к выполнению, как представителями контролирующего органа, так и лицами, что пересекают границу РФ.

    Объекты

    Существует много объектов, которые в обязательном порядке подвергаются таможенному контролю, среди них:

    1. Товары, что попадают на территорию ТС с целью выпуска в свободный оборот.
    2. Товары, что попали в страну с нарушением процедур оформления – незаконно.
    3. Документы, которые должны предоставляться органам контроля для проведения процедур оформления.
    4. Объектом таможенного контроля является деятельность отдельных лиц, связанная с перемещением товаров через границу. В том числе это касается таможенных представителей, .
    5. Помещения и открытые площадки, которые используются для временного хранения товаров, что подлежат таможенному контролю.
    6. Внесение , налогов.

    К объектам также относятся проверка соблюдения ограничений касательно использования товаров и ТС, что применены касательно товаров проходящих процедуры проверки.

    Формы

    Существуют и применяются на практике разные формы контроля. Как уже упоминалось сам инспектор определяет, какие из них будут уместны и достаточны в том или ином случае.

    Проверка предоставляемых документов, сведений

    Суть процедуры в проверке документов и других данных, которые необходимы для пересечения границы тем или иным лицом.

    Устный опрос

    Эта форма таможенного контроля может быть использована для любого декларанта, который имеет полномочия заполнять соответствующие бланки. Чаще всего данную форму применяют к физическим лицам. У декларанта уточняют, везет ли он чрез границу любые запрещенные товары и не превышен ли , не больше ли сумма валюты той, что разрешена к ввозу/вывозу. Иногда используется и для юридических лиц, если необходимо уточнить определенные данные касательно товаров транспортных средств, что перевозятся.

    Получение пояснений

    Такой способ таможенного контроля помогает выяснить определенные обстоятельства, которые могут оказать влияние на процедуру ТК. Такие пояснения оформляются в письменном виде в форме, что устанавливается законом на специальном бланке.

    Наблюдение

    Это объявленное открытое, целевое, разовое или систематическое наблюдение за конкретными лицами, которые несут ответственность за транспортировку товаров и заявленные в декларации данные. Осуществляется оно с использованием специальных технических средств.

    Осмотр товаров и транспортных средств

    Реализует эту процедуру инспектор в зоне таможенной инспекции. При этом происходит проверка целостности упаковки, пломб, других идентифицирующих элементов. Если нарушена целостность любого из указанных элементов, можно заподозрить что в упаковку, контейнер было добавлено что-либо незаконное. Это станет поводом для проведения досмотра или использования другой формы проверки. Осуществлять такую форму контроля инспектор имеет право даже, когда декларант отсутствует, если он не изъявляет такого желания.

    Досмотр

    Форму и порядок таможенного контроля в виде досмотра четко регламентирует закон. Суть ее в физической проверке товаров, автомобилей даже багажа физических лиц. Так как происходит проверка вместимости контейнеров, коробок, заводских упаковок и т.д. При этом допускается удаление упаковки, снятие пломб, другие действия, которые дадут возможность тщательно осмотреть товар, вместимость каждой коробки, контейнера. В отдельных случаях могут быть использованы специальные технические средства таможенного контроля, что поможет получить больше информации о подозрительном объекте. Среди них: рентгеновская техника, локационные приборы и т.д.

    Подобная форма может быть обязательной или выборочной. В случае с обязательным досмотром, его проводят для:

    1. Подакцизных товаров – , табачные изделия и другие товары, которые относятся к этой группе.
    2. Тех, что облагаются – импортной и экспортной.
    3. Относящихся к товарам, к которым применяются меры не тарифного регулирования.
    4. Пересылаемые в международных почтовых отправлениям.
    5. Если по отношению к товару есть информация, через границу с нарушением норм закона.

    Что касается выборочного досмотра, то он проводится по решению инспектора.

    Процедура личного досмотра специфическая форма контроля, которая требует получения разрешения. Любого человека по желанию инспектора досматривать не имеют права. Для реализации такой формы контроля необходимы веские обоснования.

    Проверка маркировки, идентификационных знаков

    Порядок проведения таможенного контроля этой формы подразумевает такие действия:

    • Проверку марок, что подтверждает законность перевозки через границу товаров.
    • Другие идентификационные знаки, что их предусматривает закон.

    Если соответствующих обозначений нет, то товар рассматривается как таковой, что пересек границу незаконно и может быть задержан или конфискован у владельца.

    Другие формы проверки:

    1. Таможенная ревизия.
    2. Осмотр помещений, территорий.

    Это специфические формы, которые используются в исключительных случаях, если есть конкретные обоснования реализовывать такую форму. Причем проводится она только в случае получения соответствующих разрешений и вышестоящих органов.

    Виды ТК

    Формы и виды таможенного контроля это абсолютно разные понятия и это требуется понимать. Под видом стоит понимать один из вариантов классификации, существуют такие:

    • В зависимости от формы: документальный и фактический. В первом случае инспектор проверяет документы и предоставляемые сведения, во втором физический товар, его упаковку, преимущественно ее целостность.
    • В зависимости от транспортного средства: водные суда, ж/д транспорт, автомобильный, таможенный контроль в аэропорту.
    • В зависимости от предмета: применяется для товаров или транспортных средств.
    • В зависимости от направления движения. Тут может быть ТК импортных, экспортных или транзитных товаров.
    • В зависимости от количества проверок, которому подвергается груз: однократный или многократный.

    Приведенные виды таможенного контроля применяются в зависимости от типа груза, направления его движения, места расположения пункта пропуска и других существенных моментов.

    Зоны таможенного контроля

    Зоной проведения ТК считается место на пункте пропуска или в другом месте, которое имеет необходимое оборудование для реализации той или иной формы контроля. Формируются такие специальные участки так, чтобы процесс контроля было удобно реализовывать, конкретнее:

    1. Вдоль границы страны.
    2. В пунктах пропуска, где проводиться оформление товаров и грузов.
    3. На участках, где происходит перегрузка партий товаров.
    4. На складах временного хранения.
    5. На участках стоянки транспортных средств.

    Правила обустройства и требования к зонам таможенного контроля принимаются Правительством страны.

    Зоны контроля бывают таких типов:

    • Постоянные. Такие необходимы, если товары проходят чрез определенный участок на регулярной основе. Размещаются они зачастую вдоль границы страны на постоянно действующих пунктах пропуска через границу. Решение о создании такой зоны контроля принимает начальник таможенного органа.
    • Временные. Подобные формируются по решению начальника таможенного органа, которое оформлено в письменной форме. Необходимость в них возникает если требуется провести таможенный контроль за пределами постоянной зоны или обнаружены товары и ТС, которые необходимо проверить и они не находятся в зоне контроля.

    Организация таможенного контроля требует создания специального выделения для рассматриваемых зон. Правила, которые регламентируют ее создания:

    1. Размещение на суше не дальше, на отдалении не больше, чем 30 км от линии границы.
    2. Выделение специальной надписью «Зона таможенного контроля» на российском и английском языке.

    При организации временной зоны проверки допускается использование подручных средств для формирования ограждения. Для указания места проведения используются информационные щиты, указатели.

    Средства контроля

    Технические средства таможенного контроля это оборудование, которое помогает в процессе проведения проверки. Многие, кто старается скрыть что-то от инспекторов прибегают к ухищрениям и уловкам, которые невооруженным глазом не распознать – перевозка запрещенных веществ на или в теле, подмена товара в упаковках и много других методов обмана.

    В процессе проверки могут использоваться только такие технические средства, которые соответствуют нормам закона.

    Они должны иметь эксплуатационную документацию и использоваться только по необходимости. Для использования подобных приспособлений инспектора таможни в обязательном порядке проходят специальное обучение. Основная задача таких средств – проводить дистанционный контроль и ускорить процедуру контроля.

    Среди преимуществ использования такие:

    • Уменьшение длительности проведения проверки.
    • Проведения контроля транспортных средств.
    • Возможность выявить спрятанные предметы, которые пытаются провезти без санкции на то органа таможни.
    • Получение информации об объекте без вскрытия упаковки.
    • Исследование труднодоступных мест в транспортных средствах.
    • Снижение трудозатрат на досмотр каждой единицы транспорта.

    Используются технические средства для разных форм контроля, при этом должны соблюдаться требования закона. Высокая результативность использования технических средств достигается за счет использования разных вариантов проверки грузов.

    Существует такая классификация подобных дополнительных аппаратов:

    • Первый класс – средства досмотра, опробования, поиска. Такая группа средств выполняет важнейшую задачу – помогает узнать внутреннее содержание, строение объекты, которое невооруженным глазом незаметно. Что касается технических средств поиска, то они помогают осуществлять непрерывную проверку с целью обнаружения тайников, спрятанных вложений.
    • Второй класс – средства оперативно визуального наблюдения. Используется для контроля в зоне проверки. Применяется к лицам, которые ведут себя подозрительно или на них есть ориентация.
    • Третий класс – веса, объем товара. Тут все предельно просто – проверяется вес отправления, его объем. Применяется по большей мере для сырьевых продуктов, которые отнесены в категорию важные. Тут же можно определить, какой далее использовать метод таможенного контроля.
    • Четвертый класс – контроль информации. Проверяются носители, на которых она содержится, если они пересекают границу страны.
    • Пятый класс – средства для осуществления оформления и проведения контроля.
    • Шестой класс – средства оперативно-технических действий. Применяемые средства помогают: проводить диагностику документов, товаров, предметов, которые перевозятся через границу. С помощью таких средств проводиться классификация отнесения к тому или иному классу, группе, согласно товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
    • Седьмой класс – средства для реализации дистанционного осмотра. Применяются по большей мере для крупногабаритных объектов и для удаленного контроля отдельных грузов.

    После использования тех или иных средств удается определить дальнейшие действия для завершения таможенного контроля. С помощью рассмотренной техники удается определить подлинность документов, подтвердить классификацию товара и выполнить ряд других важных этапов таможенного контроля.

    Существуют законные нормы касательно использования технических средств, среди основных пунктов:

    1. Технические средства должны быть безопасны для людей, которые находятся в зоне контроля и товаров, которые ними проверяются.
    2. Перечень технических средств принимается законодательством страны, так само, как и порядок их применения.
    3. В отдельных случаях допускается использование водных воздушных судов в целях проведения ТК.

    Среди технического оборудования, которое применяется:

    • Металлодетекторы. Они помогают обнаружить сокрытые предметы из черных, цветных металлов. В распоряжении инспекторов портативные и стационарные детекторы. Последние, используются для проверки транспортных средств.

    • Досмотровые зеркала. У них имеется длинная ручка со сменными зеркалами разного размера, в том числе увеличительными.
    • Досмотровые щупы. С их помощью осуществляется забор проб и вложений. Выглядят как стержни из металла разного диаметра и длины. Основная задача их использования – не повредить груз, но при этом получить о нем дополнительную информацию.
    • Эндоскопы. Это оптические приборы, которые применяются для досмотра труднодоступных мест в автомобилях, которые пересекают границу. Также они незаменимы для проверки емкостей, что заполнены жидкостями, в том числе агрессивными.

    Любые технические средства применяют на стадии фактического контроля.

    Вывод

    Таможенный контроль это процедура, перед которой поставлено много задач. Основная, которую следует выделить это контроль над соблюдением всех лиц, что перемещаются через государственную границу норм таможенного законодательства.

    Видео: Таможенный контроль



    Онлайн калькуляторы