Как составить план личного развития. План личного развития. Идеальный план жизни

Текущая страница: 6 (всего у книги 16 страниц) [доступный отрывок для чтения: 11 страниц]

31. Понятие военной оккупации

На основании гл. 3 Женевской конвенции от 12 августа 1949 г. о защите гражданского населения во время войны под военной оккупацией подразумеваются действия, которые носят временный характер, применяются только в ходе военных действий. Также на оккупированную территорию будет распространяться суверенитет того государства, которому она принадлежит, т. е. военная оккупация не влечет возникновения права на суверенитет оккупирующего государства; оккупация порождает прекращение деятельности правительства государства, суверенитет которого распространяется на занятую территорию, а административная власть осуществляется высшими командными инстанциями воинских формирований на основании норм международного права.

Покровительствуемые лица, находящиеся на оккупированной территории, не могут быть лишены прав и преимуществ настоящей Конвенции на основании ее оккупации ни в силу соглашения, заключенного между властями оккупированной территории и оккупирующей державы, ни в силу аннексии оккупирующей державой всей или части оккупированной территории.

Вышеуказанные лица, не являющиеся гражданами державы, территория которой оккупирована, имеют право покинуть эту территорию. Решение по этому вопросу должно приниматься в соответствии с процедурой, которую установит оккупирующая держава.

Воспрещаются угон и депортирование покровительствуемых лиц из оккупированной территории на территорию оккупирующей державы либо на территорию любого другого государства.

Оккупирующая держава может произвести полную или частичную эвакуацию населения отдельного оккупированного района, если этого требует безопасность населения или особо веские соображения военного характера. Покровительствуемые лица в данной ситуации могут быть перемещены только в глубь оккупированной территории, если это возможно.

Эвакуированное население будет помещено обратно в свои дома немедленно после того, как боевые операции в этом районе будут закончены.

Оккупирующая держава при перемещении или эвакуации должна обеспечить покровительствуемым лицам надлежащие помещения; перемещения производятся в удовлетворительных условиях с точки зрения безопасности, гигиены, здоровья и питания.

Члены одной семьи не могут быть разлучены. Как только перемещение или эвакуация подойдут к своему логическому завершению, об этом сообщается державе-покровительнице.

Оккупирующая держава не может задерживать покровительствуемых лиц в районе, особенно если он подвергается опасностям войны, если требуется безопасность населения или имеются соображения военного характера. Оккупирующая держава не имеет права депортировать или перемещать часть своего собственного гражданского населения на оккупированную ею территорию.

Оккупирующая держава может при содействии национальных и местных властей оказывать разного рода помощь учреждениям, которым поручено попечение и воспитание детей, для того, чтобы их работа протекала успешно.

Оккупирующая держава не сможет принуждать покровительствуемых лиц служить в ее вооруженных или вспомогательных силах. Любое давление или пропаганда в пользу добровольного поступления в армию строго воспрещается. Направление на принудительную работу может осуществляться только тех покровительствуемых лиц, которым больше 18 лет, и на работу, необходимую либо для нужд оккупационной армии, либо на работу, связанную с коммунальными предприятиями, питанием, жилищем, одеждой, транспортом и здоровьем населения занятой местности.

Покровительствуемых лиц нельзя заставлять выполнять какую-либо работу, которая вынуждала бы их принимать участие в военных операциях.

32. Гражданская оборона на оккупированных территориях

Согласно Дополнительному протоколу I от 8 июня 1977 г. к Женевским Конвенциям от 12 августа 1949 г., касающемуся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, гражданская оборона – это выполнение определенных гуманитарных задач (по оповещению, эвакуации, предоставлению убежища и их устройству, проведению мероприятий по светомаскировке, проведению спасательных работ, медицинского обслуживания, борьбе с пожарами, обнаружению и обозначения опасных районов и т. д.), которые направлены на:

1) защиту гражданского населения от опасностей;

2) оказание помощи гражданскому населению в устранении последствий военных действий или бедствий;

3) создание условий, необходимых для выживания гражданского населения.

В соответствии с положениями настоящего Протокола гражданские организации гражданской обороны и их персонал обладают правом на уважение и защиту, а также на осуществление порученных им задач по гражданской обороне. Исключением являются случаи настоятельной военной необходимости.

Под организациями гражданской обороны следует понимать все учреждения и иные единицы, либо уполномоченные на то компетентными властями конфликтующей стороны выполнять любую из вышеупомянутых задач, предназначенных и используемых исключительно для их выполнения.

Персонал организаций гражданской обороны – это назначенные конфликтующей стороной лица для выполнения задач, связанных с оповещением, эвакуацией, предоставлением убежищ и их устройством, проведением мероприятий по светомаскировке, проведением спасательных работ и медицинского обслуживания и т. д., включая персонал, который назначается компетентными властями конфликтующей стороны исключительно для управления этими организациями.

Под общую защиту гражданских объектов подпадают все здания и материальная часть, которые используются в целях гражданской обороны, и убежища, предназначенные и предоставляемые для гражданского населения. Под материальной частью организаций гражданской обороны подразумевается любое оборудование, материалы и транспортные средства, применяемые этими организациями для выполнения всех гуманитарных задач гражданской обороны. Объекты, предназначенные для целей гражданской обороны, не должны быть уничтожены либо использованы не по назначению.

На территориях государств-оккупантов гражданские организации гражданской обороны получают от властей помощь, которая необходима им для осуществления задач. Персонал гражданских организаций не должен подвергаться принуждению к осуществлению деятельности, затрудняющей выполнение ими гуманитарных задач. Держава-оккупант не вправе вносить никаких изменений в структуру этих организаций или его персонала, тем более если эти изменения могут поставить под угрозу эффективность выполнения их задач.

Держава-оккупант не может заставлять, принуждать или побуждать гражданские организации гражданской обороны к выполнению поставленных перед ними гуманитарных задач так, чтобы это отрицательно сказалось на интересах гражданского населения.

Государство-оккупант не имеет право на изменение прямого назначения зданий или материальной части, которые принадлежат этим организациям либо используются ими, но в то же время оккупирующая держава может реквизировать либо изменять назначение этих ресурсов при наличии следующих условий :

1) здания или материальная часть необходимы для иных нужд гражданского населения;

2) реквизиция или перемена назначения осуществляется до тех пор, пока существует эта необходимость.

Держава-оккупант не имеет права ни изменять прямого назначения, ни реквизировать убежища, которые предназначены для использования гражданским населением.

33. Управление оккупированной территорией

В соответствии с гл. 3 Женевской конвенции от 12 августа 1949 г. о защите гражданского населения во время войны любое уничтожение оккупирующей державой движимого или недвижимого имущества, представляющего собой индивидуальную или коллективную собственность частных лиц или государства, общин, общественных или кооперативных организаций, которое не является необходимым для военных операций, воспрещается.

Оккупирующая держава не имеет права изменять статус должностных лиц или судей на оккупированных ею территориях, применять к ним санкции, другие меры принуждения или проводить дискриминацию по отношению к ним, потому что они воздерживаются от выполнения своих обязанностей по соображениям совести, но не затрагивается право оккупирующей державы снимать должностных лиц с занимаемых ими постов.

В обязанности оккупирующей державы входит за счет всех имеющихся у нее средств обеспечение и поддержка при содействии национальных и местных властей деятельности санитарных и больничных учреждений и служб, здравоохранения и общественной гигиены на оккупированной территории. Она должна принимать и применять профилактические и превентивные меры, необходимые для борьбы с распространением заразных заболеваний и эпидемий.

Оккупирующая держава может позволить служителям культа оказывать духовную помощь своим единоверцам; принимать посылки, содержащие книги и предметы.

При условии соблюдения временных мер, вводимых оккупирующей державой в порядке исключения по соображениям безопасности чрезвычайного характера, признанные национальные общества Красного Креста (Красный Полумесяц, Красный Лев и Солнце) смогут продолжать заниматься деятельностью, отвечающей принципам Красного Креста. Другим обществам по оказанию помощи будет разрешено продолжать свою гуманитарную деятельность на тех же условиях; оккупирующая держава не может требовать изменений в персонале или структуре этих обществ, если это нанесет ущерб вышеозначенной деятельности.

Данные принципы применяются к деятельности и персоналу специальных организаций невоенного характера для обеспечения условий жизни гражданского населения путем поддержания основных общественно полезных служб, распределения помощи и организации спасения.

Уголовное законодательство на оккупированной территории остается в силе. В исключительных случаях оно может быть отменено или приостановлено оккупирующей державой, если будет представлять угрозу безопасности оккупирующей державы или препятствовать применению настоящей Конвенции. При необходимости обеспечения эффективного отправления правосудия судебные органы оккупированной территории продолжают исполнять свои функции при всех правонарушениях, предусмотренных этим законодательством.

Оккупирующая держава может подчинить население действию постановлений, необходимых для выполнения ее обязательств, поддержания нормального управления территорией и обеспечения безопасности оккупирующей державы, личного состава и имущества оккупационных войск или администрации, а также используемых ею объектов и коммуникационных линий.

Издаваемые оккупирующей державой постановления, предусматривающие уголовную ответственность, вступают в силу только после публикации и доведения до сведения населения на его языке. Действие этих обязательных постановлений не должно иметь обратной силы.

При нарушении постановлений, предусматривающих уголовную ответственность, оккупирующая держава может предать обвиняемых военным судам с условием их нахождения на оккупированной территории. Суды второй инстанции будут заседать преимущественно в оккупированной стране.

34. Правовое положение населения оккупированной территории

Правовое положение населения оккупированной территории регулируется положениями Женевской конвенции от 12 августа 1949 г. о защите гражданского населения во время войны.

Лица, находящиеся под контролем держав-покровительниц, осуществляющие охрану конфликтующих сторон и не являющиеся гражданами державы, чья территория оккупирована, вправе покинуть эту территорию.

Запрещено угонять и депортировать покровительствуемых лиц с территории, находящейся в оккупации, на территорию оккупирующей державы. Но несмотря на это, оккупирующая держава может осуществить эвакуацию какого-либо определенного оккупированного района, если это необходимо для безопасности населения.

Производя эвакуацию или какие-либо перемещения, оккупирующая держава обязана обеспечить лицам, находившимся под покровительством, надлежащие помещения. Строительство этих помещений должно происходить в условиях, соответствующих правилам безопасности, гигиены, здоровья и питания.

Недопустима разлука членов одной и той же семьи.

Держава-оккупант не вправе:

1) задерживать лиц, находящихся под покровительством в районе, если этого не требует безопасность населения;

2) депортировать часть своего собственного гражданского населения на оккупированную ею территорию;

3) затруднять применение преференциальных мер в отношении питания, медицинского ухода, защиты от действия войны, принятых до оккупации по отношению к нижеперечисленным лицам:

а) детям, не достигшим 15 лет;

б) беременным женщинам;

в) матерям, имеющим детей в возрасте до 7 лет;

4) принуждать покровительствуемых лиц нести службу в ее вооруженных или вспомогательных силах;

5) заставлять выполнять работу, вынуждающую принимать участие в военных операциях;

6) изменять статус должностных лиц или судей, находившихся на оккупированных территориях, либо применять к ним санкции.

Держава-оккупант обязана:

1) при помощи национальных и местных властей оказывать содействие учреждениям, осуществляющим попечение и воспитание детей, для успешного хода их работы;

2) обеспечить гражданскому населению гуманитарную помощь в виде продовольствия и санитарных материалов и иных предметов;

3) принимать посылки с книгами и предметами, которые необходимы для удовлетворения религиозных требований;

4) разрешать открытый провоз посылок и гарантировать их охрану.

Держава, которая предоставляет свободный провоз посылок на оккупированную территорию стороной-оккупантом, имеет право просматривать их и регулировать их провоз.

Гуманитарная помощь не освобождает державу-оккупанта от ответственности.

Держава-оккупант не вправе придавать грузам помощи иное назначение. Исключением являются случаи срочной необходимости в интересах населения оккупированной территории.

Распределение грузов помощи осуществляется при содействии и под контролем покровительствующей державы.

Гуманитарная помощь освобождается на оккупированной территории от сборов, налогов или таможенных пошлин. Исключением являются случаи, когда сборы, налоги и таможенные пошлины необходимы в интересах экономики оккупированной территории. Держава-оккупант обязана обеспечить осуществление быстрого распределения гуманитарных грузов.

Договаривающиеся стороны обязаны разрешать бесплатный провоз и транспортировку грузов помощи, которые следуют на оккупированные территории.

Покровительствующая держава вправе осуществлять проверку:

1) состояния продовольственного снабжения;

2) состояния снабжения санитарными материалами на оккупированной территории.

35. Понятие нейтралитета

Нейтралитет является одним из древнейших институтов права войны. Однако в современном международном праве он обрел ряд новых черт. Как институт международного гуманитарного права он рассматривается прежде всего в качестве инструмента, призванного защитить население государства от бедствий, связанных с вооруженным конфликтом.

Во время войны обязанность нейтрального государства состоит в воздержании от оказания активной помощи любой воюющей стороне и в соблюдении единых стандартов в отношениях с ними. Нейтральное государство не обязано прекращать торговлю с воюющими странами, в т. ч. и военными материалами.

При введении санкций ограничения торговли они должны в равной мере относиться ко всем сторонам военного конфликта.

Нейтральным государствам на своей территории запрещается иметь вербовочные пункты воюющих сторон, но запрещать своим гражданам добровольно вступать в их вооруженные силы они не могут. При необходимой самообороне военные действия нейтрального государства не рассматриваются как враждебный акт.

В случае войны на море встают две основные проблемы в связи с нейтралитетом:

1) права воюющих государств в отношении морской торговли нейтрального государства;

2) права нейтрального государства в отношении судов воюющих сторон, находящихся в пределах его юрисдикции.

При вооруженных конфликтах на море может применяться морская блокада. Морской блокада – изоляция портов или береговой линии противника. Блокада должна быть эффективной, способной реально воспрепятствовать проходу судов. Нейтральные суда при приближении к зоне блокады могут быть досмотрены, а в случае нарушения блокады захвачены.

На морскую акваторию также распространяется режим, общий для всей территории государства. Если речь идет о территориальном море нейтрального государства, то оно не может быть театром военных действий. В случае захода преследуемого военного корабля противника в воды нейтрального государства преследование приостанавливается.

Специальных конвенций о ведении военных действий в воздушном пространстве нет. Сторонами военного конфликта обязательно должна уважаться неприкосновенность воздушного пространства нейтрального государства. В случае входа самолета воюющего государства в воздушное пространство нейтрального государства последнее обязано принять имеющиеся в его распоряжении меры для удаления его или принуждения его к посадке с последующим интернированием находящихся на его борту лиц. Интернирование применяется и в случае вынужденной посадки. Также подобранный нейтральным кораблем в открытом море экипаж потерпевшего аварию самолета подлежит интернированию.

Нейтральное государство не может осуществлять поставки авиационной техники воюющим государствам, однако оно не обязано запрещать данные поставки частным фирмам.

Контроль воюющих государств в отношении гражданской авиации нейтральных государств аналогичен тому, который осуществляется в отношении нейтральных морских судов.

Гражданскому самолету может быть предложено приземлиться для проверки. Самолет может быть конфискован, если он занят деятельностью, не совместимой с нейтралитетом.

Находящиеся на территории воюющего государства граждане нейтрального государства в соответствии с международным гуманитарным правом не могут претендовать на особые привилегии по сравнению с местным населением. Следует учесть возможность их дипломатической защиты со стороны нейтрального государства.

На основе своего внутреннего законодательства некоторые государства являются постоянно нейтральными и признаны в качестве таковых другими странами: Швейцария, Австрия и Мальта. О своем нейтралитете объявили Молдавия и Туркменистан.

36. Нейтралитет в сухопутной войне

Под нейтралитетом следует понимать правовое положение государств, при котором они не принимают участия в военных действиях либо военных конфликтах и не предоставляют какой-либо непосредственной помощи конфликтующим сторонам.

На основании положений Гаагской конвенции о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны от 18 октября 1907 г. территория нейтральных держав неприкосновенна, кроме этого, конфликтующим сторонам запрещается :

1) проводить через территорию нейтральной державы свои вооруженные силы либо обозы с военными или съестными припасами;

2) располагать на территории нейтральной державы станции беспроволочного телеграфа и любые приспособления, которые предназначены для сообщения с воюющими как на море, так и на суше;

3) эксплуатировать указанные выше сооружения, установленные ими перед началом военных действий на территории нейтральной державы с целью военного применения;

4) формировать на территории нейтральной державы в пользу конфликтующих сторон военные отряды и открывать учреждения для осуществления вербовки.

Нейтральная держава не обязана чинить препятствия осуществлению вывоза либо транзиту за счет того или другого оружия или военных припасов, которые могут быть пригодны армии или флоту.

Держава, не принимающая участия в военных действиях, обязана:

1) применять меры запрещающего или ограничивающего характера к пользованию в интересах конфликтующих сторон как телеграфными, телефонными кабелями, аппаратами беспроволочного телеграфа, которые являются либо ее собственностью, либо собственностью компании или частных лиц;

2) применять меры карательного характера к тем действиям конфликтующих сторон, которые противоречат нейтралитету, но только тогда, когда эти действия совершены на ее собственной территории.

Держава, не участвующая в военных действиях, должна следить за выполнением этих обязанностей компаниями, частными лицами, собственниками телеграфных или телефонных кабелей или аппаратов беспроволочного телеграфа.

Нейтральной державе не может быть запрещено отражение вооруженными силами покушений на ее нейтралитет, кроме этого, если оно приняло на свою территорию войска, которые принадлежат воюющим армиям, то оно обязано расположить их подальше от театра войны. Нейтральное государство вправе:

2) подвергать их заключению в крепостях либо в приспособленных для этой цели местах;

3) принимать решения по вопросам сохранения за офицерами свободы, а именно под честное слово не покидать нейтральную территорию без дозволения;

4) разрешать проведение операций, связанных с перевозкой по своей территории раненых и больных, которые принадлежат воюющим армиям, но с обязательным условием, чтобы перевозящие их поезда не перевозили бы ни войск, ни военных припасов.

Доставленные раненые и больные, принадлежащие воюющим армиям, согласно вышеуказанным условиям на нейтральную территорию одним из воюющих, должны содержаться этой державой так, чтобы они заново не могли принять участие в военных действиях. Такие же правила применяются и к раненым и больным, которые принадлежат другим армиям, или вверенным ее попечению.

Нейтральная держава должна принять на себя все расходы по содержанию водворенных. Указанные расходы подлежат возмещению при заключении мира.

Держава, не принимающая участия в военном конфликте, которая приняла бежавших военнопленных, должна оставлять их на свободе, а если она разрешает остаться им на своей территории, то тогда это государство обязано определить местопребывание этих лиц.

Такое же правило применяется и к военнопленным, приведенным войсками, ищущим убежища на территории нейтральной державы.

Проблема 1. Что делать, если составленный для работника индивидуальный план развития не работает?

Проблема 2. Как быть, если работник не согласен с индивидуальным планом развития?

Проблема 3. Как часто корректировать индивидуальный план развития?

Ситуация на рынке труда такова, что подобрать человека, подходящего как по профессиональным, так и личностным качествам, становится все труднее. Поэтому обучение и развитие сотрудников становится одной из наиболее приоритетных задач для многих компаний. Как удержать ключевых и перспективных сотрудников? Как сохранить кадровый потенциал компании? Решением этих задач могут стать индивидуальные планы развития, которые являются необходимым инструментом в планировании карьеры персонала. Кроме того, без него немыслима работа с кадровым резервом, а также привлечение молодых специалистов в компанию.

Для чего нужен индивидуальный план развития?

Индивидуальный план содержит подробный алгоритм действий по развитию необходимых качеств, знаний и навыков сотрудника, которые в итоге повысят личную эффективность того или иного работника. Как правило, план составляется на срок от трех месяцев до одного года. Оптимальным является создание индивидуального плана в качестве элемента комплексной системы адаптации, мотивации, обучения и оценки персонала. В этом случае индивидуальный план развития будет полезен как работнику, так и компании (таблица 1).

Преимущества индивидуального плана

Польза для сотрудника

Польза для компании

План помогает сотруднику сосредоточить усилия на выбранных направлениях развития, то есть позволяет ему понять: «Что я должен делать для того, чтобы добиться поставленных целей?» План дает возможность объединить цели сотрудника с целями компании. Достигая целей своего развития, сотрудник одновременно работает на достижение ключевых бизнес-показателей
Совместно с руководителем специалист определяет приоритетные направления для роста, что позволяет лучше понимать собственные желания Повышает готовность сотрудников решать поставленные задачи, а также мотивирует быть целеустремленными
Позволяет сотруднику существенно ускорить темпы своего развития и побуждает работать лучше Позволяет компании планировать и проводить обучение с учетом реальных потребностей сотрудников
Работник получает возможность быть активным участником процесса своего развития, влиять на него, самостоятельно оценивать личный прогресс и достижения С помощью плана компания может раскрыть потенциал лучших сотрудников и направить его на решение важнейших бизнес-задач
Не нужно думать о смене работы, так как сотрудник представляет этапы своей карьеры именно в этой компании В работе с кадровым резервом план дает возможность отслеживать этапы развития резервистов

Марина Шурупова, руководитель отдела персонала Объединенной Консалтинговой Группы (Санкт-Петербург):

«Одним из факторов, определяющих успех индивидуального плана развития, служит активная позиция сотрудника, его потребность, готовность и желание участвовать не только в разработке плана, но и его реализации. Мне известен пример, когда план не был реализован, потому что сотрудники не были заинтересованы в этом.

Так, в одной торговой компании по причинам неразвитого клиентского сервиса и низкой мотивации продавцов начался процесс падения продаж. Руководители компании совместно с приглашенным консультантом разработали ряд мероприятий: серию тренингов, внедрение новой технологии продаж и новой системы премирования. Кроме этого, был составлен индивидуальный план развития для каждого менеджера отдела продаж. Что же получилось в итоге? Бунт на корабле. Сотрудники отказались участвовать в тренингах и обучающих мероприятиях. После выявления причин выяснилось, что при выборе тренингов не учитывали интересы и пожелания продажников, при этом у них была низкая информированность о целях обучения и они не были готовы к изменениям – каждый из них был заложником своих привычек и размеренного рабочего процесса и при этом считал себя уникальным специалистом».

Словарь HR-а

Индивидуальный план развития – это документ, содержащий в себе цели и программу обучения сотрудника, развития его профессиональных и личностных качеств.

Кто составляет индивидуальный план развития?

В идеале индивидуальный план развития должен составлять руководитель вместе со своим подчиненным в ходе беседы. Менеджер по персоналу курирует этот процесс. Потребуется оценить эффективность деятельности: пригодятся результаты аттестации и других видов оценок сотрудника. Постарайтесь, чтобы сотрудник принимал активное участие в составлении плана своего развития. Это позволит более точно определить его потребности, карьерные ожидания, пожелания развиваться в том или ином направлении и т. п.

Индивидуальный план развития, как правило, состоит трех блоков:

  • данные о сотруднике (Ф.И.О., должность и пр.);
  • перечень компетенций, которые необходимо развить;
  • действия, которые необходимо выполнить сотруднику для развития компетенций.
  • Кроме вышеперечисленного, в индивидуальный план развития можно включить следующую информацию:
  • о замещаемой сотрудником должности;
  • о возможных перемещениях сотрудника в компании (в рамках как горизонтального, так и вертикального роста);
  • о целях работника относительно профессионального роста;
  • о возможных перспективах карьерного роста*.

Елена Гурьева, менеджер по подбору и адаптации персонала ООО «Группа компаний “Столия”» (г. Волгоград):

«Бывают случаи, когда кто-то из сотрудников не согласен с индивидуальным планом развития. Чтобы этого избежать, необходимо, прежде всего, мотивировать работника на выполнение плана развития. Как это сделать? Сначала следует объяснить, для чего необходим такой план, показать на конкретных примерах, к каким положительным изменениям в карьере приведет его выполнение. Затем описать каждый пункт плана, обсудить, что каждая из сторон получит в итоге. Важно не навязывать план развития сотруднику, а помочь ему определиться с методами и способами обучения, которые будут способствовать его карьере. Идеально, если бы он самостоятельно подготовил для себя план и представил его для утверждения руководителю».

Для кого нужно составлять индивидуальный план?

На практике план индивидуального развития составляется в основном для ключевых специалистов и претендентов на высокие должности.

Татьяна Илиопуло,

«В нашей группе компаний есть возможность как профессионального (по горизонтали), так и карьерного роста (по вертикали). Развитие по горизонтали используем, если сотрудники не способны быть руководителями (да и не всегда это компании нужно). У таких сотрудников есть возможность осваивать новые знания и навыки в области своего функционала или в смежных областях, стать наставниками, участниками или руководителями новых проектов и инновационных групп. Для развития по горизонтали мы не составляем детального плана развития. Достаточно простого перечня мероприятий. Стратегически их выполнение отслеживает высшее руководство компании (два раза в год), а более оперативно – непосредственные руководители и сотрудники службы персонала, отвечающие за эту работу. Развитие по вертикали планируется для сотрудников, которые разделяют ценности компании и очень лояльны. Для них обязательно составляется проработанный и долгосрочный план развития карьеры».

При составлении индивидуального плана развития учитывайте не только цели и ожидания работника, но и его опасения относительно реализации плана.

Как часто надо корректировать индивидуальный план развития?

Для эффективной работы с планом необходима его корректировка. Рекомендуем корректировать план развития не реже одного раза в полугодие после проведения оценки результатов, например, в виде индивидуальной беседы. Кроме этого, интересуйтесь у сотрудников о результатах и необходимости изменения планов развития.

В каких случаях необходимо вносить корректировки в план? Бывает так, что позиция, на которую сотрудник претендует после выполнения плана, освобождается раньше (например в связи с увольнением работника с замещаемой должности), чем реализован план его развития. В таких ситуациях многие работодатели идут на риск и выдвигают на руководящую позицию явно не до конца подготовленного сотрудника, но с большим желанием и способностями. В этом случае в план необходимо внести определенные изменения, например уменьшить количество теоретической подготовки и сделать упор на приобретение необходимых для руководителя практических навыков. Также причинами корректировки плана может стать низкая мотивация сотрудника выполнять план, его формальное исполнение или нехватка времени на обучение.

Возможные проблемы при реализации индивидуального плана и как их преодолеть

После разработки и утверждения плана обеими сторонами компания может столкнуться с трудностями его реализации. Самая распространенная проблема – это отсутствие мотивации. Чтобы этого избежать, обратите внимание на то, чтобы план был сбалансирован и учитывал личные устремления сотрудника. Тогда проблем с мотивацией не возникнет.

Вторая проблема – план развития существует только на бумаге или выполняется формально. Чтобы этого не произошло, необходимо четко планировать профессиональный и карьерный рост сотрудника. Для этого надо определить потенциал работника, его потребности в развитии и, главное, реален ли его рост внутри компании.

Третья – работник не оправдывает ожиданий работодателя согласно этому плану. Причиной этого может быть непонимание цели развития сотрудником либо неправильно подобранное обучение. Во втором случае необходимо четко определить, какие теоретические и практические знания нужны работнику, и правильно обозначить сроки подготовки. Кроме того, надо сделать акцент на приобретении практических навыков, которые пригодятся для выполнения работы.

Лада Середюк, заместитель генерального директора по персоналу ООО «Навигатор» (Санкт-Петербург):

«Когда индивидуальный план развития выполняется формально или вообще не работает, то первое, что действительно необходимо сделать, – выявить причины и ошибки, которые привели к такой ситуации. Например, поговорите с сотрудником, узнайте, что мешает ему реализовывать план, есть ли результаты после прохождения обучающих программ, что понравилось и что, на его взгляд, надо изменить и т. п. Если же работник не оправдал ожиданий работодателя, не стоит винить в этом только его. Это значит, что при составлении индивидуального плана не была сформирована четкая, одинаково понимаемая и работником, и работодателем цель развития. Имея согласованную цель, мы можем наметить более мелкие этапы плана. Любая задача всегда проще решается, когда мы разбиваем ее на более мелкие».

Помимо недостаточного уровня мотивации и формального исполнения индивидуального плана могут возникнуть следующие организационные риски:

  • отмена части корпоративных курсов (например в связи с увольнением, болезнью внутреннего тренера);
  • прекращение отношений с тренинговой компанией (например по причине сокращения расходов на обучение, предоставления некачественных услуг и т. п.);
  • сокращение или замораживание бюджета на обучение;
  • приоритет бизнес-целей перед целями индивидуального плана развития.

Чтобы эти риски были управляемыми, продумайте, как вы можете поддержать своих сотрудников и руководителей в ходе выполнения индивидуального плана; не забывайте контролировать реализацию плана (схема на стр. 94).


Татьяна Илиопуло, заместитель директора по персоналу и организационному развитию Группы компаний «Новард» (Москва):

«Основная проблема, с которой мы сталкиваемся при реализации индивидуального плана развития, – это загруженность сотрудника оперативной деятельностью. Как правило, нужно понимание самого человека, что для развития придется принести в жертву часть своего личного времени. Если оно есть и проявляется на деле, то это уже 80 процентов успеха.

Идеально, когда сотрудник выполнил план развития и через месяц занял должность, на которую его растили. Но на практике так бывает не часто. Как правило, приходится ждать какое-то время (полгода или даже больше), когда появится соответствующая вакансия. И здесь главное, чтобы сотрудник не перегорел. В этом поможет грамотная работа службы управления персоналом компании».

Индивидуальный план развития сотрудника – один из инструментов системы управления персоналом. По мнению некоторых экспертов, для того чтобы снизить риски при внедрении индивидуального плана развития, нужно уже на этапе найма сотрудников отдавать предпочтение кандидатам, изначально нацеленным на профессиональное совершенствование и воспринимающим индивидуальный план как помощь в определении направления своего развития.

Не используйте составляющие материальной мотивации (премии, бонусы и т. п.), чтобы заинтересовать сотрудника в выполнении индивидуального плана. Как показывает практика, в таких случаях персонал начинает воспринимать индивидуальный план как источник дохода и к его реализации относится формально.

В этой публикации я бы хотел немного отклониться от привычной финансовой тематики, чтобы поговорить про саморазвитие и рассказать, какой может быть программа развития личности . Анализируя статистику сайта и общаясь с читателями, я заметил, что мотивирующие статьи о том, и т.п. пользуются большой популярностью, особенно среди постоянных читателей. Поэтому решил уделить большее внимание развитию этой темы и продолжить цикл статей про саморазвитие.

Итак, сегодня поговорим о том, что такое программа развития личности и для чего она нужна. Любой человек, любая личность в процессе своей жизни может меняться, причем, эти изменения могут происходить как в лучшую, так и в худшую сторону. Под лучшими изменениями я подразумеваю приобретение каких-то новых полезных знаний, умений, способностей, под худшими – соответственно, утрату имеющихся полезных знаний, умений, способностей. Но также, на мой взгляд, негативным фактором можно считать даже остановку в развитии личности.

Если человек останавливается в своем развитии – он неизбежно начнет что-то терять в каких-то сферах своей жизнедеятельности (работа, бизнес, отношения, хобби и т.д.). Сейчас ничего не стоит на месте, поэтому чтобы быть успешным, необходимо постоянное развитие. Отсутствие такого развития означает неизбежные потери, чем дольше оно будет отсутствовать – тем сильнее могут быть эти потери.

Есть люди, которые задумываются о своем развитии и стремятся к этому, есть такие, у которых оно происходит само по себе, например, ввиду профессиональной деятельности, занятия своим хобби и т.д. Кроме того, иногда развитие личности может происходить без каких-либо видимых для самого человека признаков: он не замечает за собой изменений, а узнает о них только от окружающих. Это зависит от степени самосознания человека: чем она выше, тем больше он способен объективно оценивать происходящие в его личности изменения.

У какого человека развитие личности будет происходить более эффективно: у того, который предпринимает для этого какие-то действия, ставит себе цели и задачи и добивается их, то есть, занимается саморазвитием, или у того, который даже не задумывается об этом? По-моему, ответ очевиден.

Развитие личности будет более эффективным у людей, занимающихся саморазвитием: они смогут достичь лучших результатов, чем те, кто пускает развитие своей личности на самотек.

Тогда возникает другой вопрос: что необходимо делать для развития личности? Для этого, как и в любом деле, лучше всего действовать по некоему намеченному плану, иметь определенную программу действий. В данном случае ее можно назвать “программа саморазвития” или “программа развития личности”. Рассмотрим, что она может собой представлять.

Итак, программа развития личности – это некий комплекс мер, предназначающийся для достижения определенных результатов в саморазвитии личности в целом и отдельных ее сферах в частности. Предлагаю вашему вниманию наиболее общую, упрощенную программу саморазвития личности, представленную в виде схемы:

Как вы видите, она состоит из 5 этапов:

1. Постановка целей;

2. Самоанализ;

3. План развития личности;

4. Практическая реализация;

5. Анализ результатов.

Рассмотрим подробнее, что включают в себя эти этапы программы развития личности.

1. Постановка целей. Прежде всего, необходимо определить, для чего конкретно вам нужна программа развития личности, то есть, каких целей в итоге вы хотите достичь. На этом этапе необходимо “нарисовать” себе некий идеальный образ человека, которым вы хотели бы стать. Целесообразно поставить себе цели сразу во всех основных направлениях развития личности:

– Личная жизнь;

– Работа, карьера, заработок;

– Интеллектуальное развитие;

– Здоровье, физическое развитие;

– Хобби и увлечения;

– Избавление от вредных привычек и т.д.

Цели необходимо формулировать как можно более четко, чтобы конкретно было видно, к чему вы стремитесь. Кроме того, эти цели важны еще и как мотив, стимул для их достижения. Хорошо продумав и “нарисовав” себе этот образ, вы будете психологически хотеть им стать, у вас будет больше желаний и положительной энергии, которая станет вашим помощником в саморазвитии.

Цели могут быть краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными. Причем, наличие целей одного срока никак не избавляет вас от необходимости ставить цели и другого, большего или меньшего срока достижения.

Настоятельно рекомендую при постановке целей в своей программе развития личности не брать во внимание стереотипы, навязанные кем-либо (родителями, учителями, знакомыми, окружающими людьми и т.д.). Вы должны стремиться стать именно таким человеком, которого хотите видеть в себе вы сами, а не кто-то еще. В противном случае вас может постигнуть глубокое разочарование, и придется начинать все сначала, но невосполнимый человеческий ресурс – время – уже будет упущено.

2. Самоанализ. После того, как цели поставлены – переходим ко второму этапу программы развития личности – самоанализу. Если на предыдущем этапе вы “рисовали” себе образ идеального “Я”, то теперь нужно “нарисовать”, наоборот, реального “Я” – такого, каким вы являетесь на текущий момент. Необходимо увидеть и выделить все свои положительные качества, которые помогут вам двигаться к достижению намеченных целей, и отрицательные, которые, наоборот, будут вас тормозить, и с которыми вам придется бороться.

Здесь, наоборот, чтобы самоанализ получился максимально объективным, необходимо сравнить, как себя видите вы, и как вас видят окружающие. Кстати, сделать это не всегда просто. Дело в том, что ваши друзья или знакомые могут из соображения этики “не замечать” ваших отрицательных качеств и недостатков, тогда вы сами их тем более не заметите. Но здесь можно воспользоваться одной хитростью: подумайте, какими вам видятся ваши друзья, ваш круг общения. Человек всегда тянется к себе подобным, поэтому очень вероятно, что недостатки, которые вы видите в окружающих вас людях – это зеркальное отражение ваших собственных недостатков.

На этапе самоанализа программы развития личности вам необходимо определить и зафиксировать отправную точку, исходные данные, с которыми вы будете сравнивать достигнутый в будущем результат.

3. План развития личности. Третьим этапом составляем конкретный план действий, при помощи которого вы будете достигать поставленные цели. Назовем его “план развития личности”. Опираясь на свои выявленные сильные стороны, продумайте, как с их помощью вы сможете избавиться от слабых, исключить негативные качества, а позитивные усилить и укрепить еще сильнее.

К примеру, если речь идет о достижении каких-то финансовых целей, необходимо составить , об укреплении здоровья – план занятий, тренировок, перехода на правильное питание, и т.д.

План развития личности должен содержать не только перечень конкретных мероприятий, но и конкретные сроки выполнения каждого из них и определение факторов, по которым можно будет полагать, что цель достигнута.

4. Практическая реализация плана. Когда план будет готов, можно считать, что ваша программа саморазвития, программа развития личности составлена, и приступать к ее практической реализации. То есть, выполнять все пункты намеченного плана в той последовательности, в которой это предусмотрено.

Любые перемены всегда проходят сложно на первом этапе. Однако со временем эти сложности уходят. Существует так называемое “Правило 21 дня”, которое говорит о том, что любое новое, неудобное и нежелаемое для вас действие уже через 21 день превратится в привычку. Поэтому старайтесь стойко перенести начальные трудности и выработать у себя как можно больше полезных привычек, которые начнут проявляться уже всего через 3 недели. А когда вы увидите какие-то первые, пусть даже незначительные успехи, это наверняка начнет вдохновлять вас и еще сильнее мотивировать ваше саморазвитие.

Также необходимо понимать, что не обязательно все действия будут давать какой-то результат, и это вполне нормально. гласит, что 20% действий обеспечивают 80% результата и наоборот.

Чтобы эффективнее выполнять свою программу развития личности, вам придется избавиться от т.н. “пожирателей времени” – занятий, которые не приносят никакой пользы, но отнимают время. Ну, к примеру, “зависание” в соцсетях или пустая болтовня по телефону (у каждого человека наверняка найдутся свои “пожиратели времени”). Высвобожденное таким образом время вы сможете направить на более полезные занятия, которые предусматривает ваша программа развития личности.

Также хорошим подспорьем в реализации намеченного плана будет заведение новых знакомств и связей с людьми, которые лучше вас в том, к чему вы стремитесь, или которые стремятся к тому же, к чему и вы. Во-первых, они смогут стать для вас положительными примерами, усилив вашу мотивацию. Во-вторых, сообща проще двигаться к поставленной цели, чем в одиночку. В-третьих, чем больше других людей будут вовлечены в процесс вашего саморазвития, тем уже сложнее вам будет от него отказаться, ведь тогда вы упадете в их глазах. Таким образом, ищите новые полезные знакомства среди людей, у которых есть, чему поучиться, на которых вы хотели бы быть похожими.

Практическая реализация программы развития личности – самый сложный этап, но только он сможет привести вас к желаемым результатам. Как бы хорошо и грамотно вы не спланировали свое саморазвитие, теория без практики, как известно, слепа.

5. Анализ результатов. И, наконец, как и любой процесс, программа развития личности требует подведения итогов, анализа полученных результатов. Далеко не факт, что вы с первой попытки достигнете всего, что запланировали. Но все равно вам необходимо проанализировать все ваши действия, найти в них то, что помогло или, наоборот, помешало вам достичь поставленных целей.

Если цель достигнута – замечательно, значит, можно ставить новую, более амбициозную цель, и строить план уже по ее достижению, ведь, как вы помните, саморазвитие, развитие личности никогда не должно останавливаться.

Если цель не достигнута – у вас всегда есть еще попытки, которые вы можете совершить с учетом анализа и исправления своих ошибок.

Саморазвитие вряд ли можно назвать простым процессом, но наверняка можно назвать интересным и увлекательным. Развивая свою личность, человек постоянно узнает что-то новое, приобретает новые навыки и умения, опыт, и все это рано или поздно обязательно поможет ему в жизни, сделает жизнь ярче и интереснее.

Оставайтесь на : материалы этого сайта непременно помогут вам в саморазвитии, повысят вашу финансовую грамотность и научат максимально эффективно использовать личные финансы. До новых встреч!

А вы знаете, что 25 самых оплачиваемых топ менеджеров России зарабатывают в 1000 раз больше, чем 25 хороших менеджеров среднего звена с опытом работы? Данные на основе статьи forbes.

Как вы думаете почему?

В чем же отличие, почему одни за 2 часа работы зарабатывают столько же, сколько их коллеги за год? Консультация у известного доктора может быть в десятки раз дороже, чем у обычного. Почему, в чем секрет успеха?

Секрет в саморазвитии личности человека, чтобы преуспеть нужно делать, что-то лучше других. Вспомните, будете ли выбирать для себя худший вариант сотрудничества? Все хотят попасть к хорошему доктору, учителю, работодателю , вся наша жизнь выбор и все желают выбирать только лучшее.

Что нужно делать, чтобы стать лучше?

Чтобы стать лучше необходимо 2 вещи:

- Трудиться , это обязательный атрибут любого долгосрочного успеха;

- Хорошо понимать направление куда затрачивать усилия , т. е. вектор, вложенного труда.

А как узнать направление, где вложенный труд даст максимальную отдачу? Направление труда определяется знаниями, т.е. саморазвитием человека и образом мышления. Представьте ситуацию из жизни, необходимо доехать из точки «А» в точку «Б», 2 людям:

- Первый человек незнаком с городом и в нем впервые;

- Второй человек , знаком с городом и знает на каком транспорте можно доехать, где бывают пробки и другую информацию.

Как вы думаете, кто быстрее доедет из точки «А» в точку «Б»? Человек знакомый с городом или нет?

Почему будет разница в скорости?

Знания, определяют кратчайший путь из точки «А» в точку «Б». В жизни точно так же, знания помогают нам найти кратчайший путь к счастью, успеху, достижениям, деньгам и всего чего пожелаете . Когда мы едем на машине, знание дорожной ситуации - пробок, оптимального маршрута и другой информации позволяет добраться в пункт назначения быстрее. В жизни знания также помогают избежать ошибок и достич успеха быстрее.

Сейчас я расскажу о 7 способах саморазвития личности для получения новых знаний в вашей области, которые помогут добиться успеха в карьере и жизни быстрее. Итак, план (программа) саморазвития следующий:

1. Читайте в ожидании и транспорте

История из жизни

Я сейчас расскажу небольшую историю про себя и поделюсь своими впечатлениями. Сам я родился и жил в Самаре, а когда мне было около 15 лет я оказался в Москве. Первое, на что я обратил внимание, когда оказался в вагоне метро, - у многих в руках были газеты. Это был примерно 2000 г., электронных книжек и смартфонов тогда еще не было, поэтому люди читали газеты. Для меня это было необычно, в Самаре я почти не видел людей, читающих в транспорте и поэтому я это хорошо запомнил.

Позднее я понял насколько важно использовать время в дороге или ожидании с пользой. Огромное количество времени теряется, когда мы кого-то ждем или едем в транспорте. Я поделюсь своим опытом: Когда я планирую куда-то поехать я всегда беру с собой планшет, чтобы писать статьи или читать электронные книги, сохраненные на этом же планшете. Также со мной всегда смартфон, на котором сохранены несколько электронных книг, т. к. бывают ситуации, когда удобнее читать с телефона, чем с планшета. Например, если одна рука занята, то телефон удобнее держать, чем планшет. Если вы находитесь в очереди или переполненном транспорте, то читать с телефона тоже удобнее, чем с планшета.

Чтобы использовать время в ожидании и в транспорте с пользой всегда берите с собой книгу, журнал или скачивайте их на планшет, телефон, ноутбук . Так вы всегда сможете провести время в транспорте или ожидании с пользой. В переполненном транспорте очень удобно читать с телефона, т. к. он всегда с вами и для чтения требуется всего 1 рука. Можно вырезать из журналов интересующие страницы и складывать в папку с файлами, чтобы в момент ожидания прочитать.

2. Тренинги, курсы offline

Знаете ли вы, чем тренинги отличаются от чтения и других источников получения информации? Зачем тратить много времени и денег? Почему нельзя посмотреть вебинар или прочитать книгу?

История из жизни

Я расскажу вам небольшую историю из своей жизни. Я впервые оказался на тренинге, когда мне было около 20 лет. Тренинг был посвящен продажам. Несмотря на то что прошло около 10 лет с того момента, я до сих пор помню основные ключевые моменты тренинга. Я уверен, что если пройдет еще несколько десятков лет и здоровье не подведет, я все еще буду помнить эти навыки. Более того, навыки, которые хорошо запомнились, я применяю в повседневной жизни.

Другая ситуация с книгами. В своей жизни я прочитал немало бизнес-литературы и могу сказать, что навыки, прочитанные в тексте, быстро забываются из памяти, особенно если их не применить на практике. Как вы думаете почему на хорошем тренинге информация запоминается лучше? В чем секрет тренингов, почему люди готовы платить за тренинг деньги, на которые можно купить несколько десятков, а то и сотен книг?

Секрет тренингов

Эмоции - вот, секрет любых хороших тренингов . Вот почему информация на тренингах запоминается лучше, чем при чтении книг. И чем сильнее вы испытываете эмоций, тем лучше вы запомните это событие . Все знают, что без антенны телевизор не показывает. Если подключить портативную антенну, то сигнал усиливается и телевизор начинает показывать много каналов. А если поставить антенну на крыше здания, то становится доступно еще больше каналов в еще более лучшем качестве. Эмоции, это как антенна у телевизора, которая усиливает сигнал, т. е. передаваемую информацию.

Тренинги играют большую роль и помогают легче запомнить передаваемую информацию по сравнению с чтением книг и журналов, особенно в сфере, где важно закрепить практические навыки. Это достигается за счет, того, что на тренингах сильнее задействуется эмоциональная, визуальная и звуковая составляющие благодаря живому рассказчику.

Виды тренингов

А) Отраслевые тренинги , по вашей сфере деятельности;

Б) Личностного роста , направленные на развитие личностных качеств, например, по тайм-менеджменту, ораторскому искусству, и другие.

Ходите на тренинги не только за знаниями, но и чтобы зарядиться эмоциями, которые замотивируют вас к новым свершениям в жизни.

3. Книги

Я задам очень простой вопрос: «Сколько книг вы прочитали за последний год, месяц?» Многие отвечают: «нам некогда читать книги». Давайте начистоту. Вы хотите жить завтра лучше, чем сейчас? Если бы вы не хотели, то вы не смотрели бы это видео и не читали эту статью. А если вы хотите жить завтра лучше, значит причина не в нехватке времени, а в непонимании или нежелании читать книги. Верно?

Для чего читать книги

Издать печатную книгу дело затратное, т. к. придется вложить деньги на верстку, подготовку, печать, а чтобы попасть на книжную полку offline-магазина нужно полезное содержание, иначе ее не будут покупать и соответственно уберут из магазина. В связи с подобными сложностями, на полки магазинов книг, как правило, попадают только лучшие. Поэтому чтение отраслевых книг - это фундамент ваших знаний.

4. Правило 30 минут

Нам известно огромное количество историй предпринимателей, которые прошли путь из бедности в число самых богатых людей мира. Как вы считаете, какой же принцип лежит в росте благосостояния предпринимателя? Принцип очень простой - вложения в бизнес . Часть прибыли предприниматель вкладывает в оборудование, помещение, обновление и т. п., чтобы эти вложения окупились и принесли больше денег в будущем. Если нет вложение, то нет и роста.

Как вы думаете, для чего нужно тратить время на саморазвитие? Вклад личного времени в саморазвитие, это инвестиция в самого себя, схема такая же, как и в бизнесе, чем больше вкладываем, тем больше можно ожидать прибыли в будущем. Когда вы тратите время на саморазвитие, то ваши дальнейшие действия становятся более продуманными, более точными и более быстрым, а это означает, что ваши затраты времени начинают окупаться.

В каких-то случаях время окупится сразу, в каких-то через месяц или даже через год. Но принцип окупаемости неизбежен рано или поздно. Например, наточив ножи на кухне за 5 мин., уже через неделю можно окупить потраченное время, т. к. острые ножи будут резать быстрее. Также и в саморазвитии потратив время на изучение информации, можно окупить это время за счет более эффективных и продуманных действий .

Выделите каждый день хотя бы 30 мин. на саморазвитие: чтение книг, журналов, просмотров тематических видеороликов. Время ежедневного саморазвития зависит от имеющегося багажа знаний и специфики вашей отрасли. Но во многих сферах для достижения успеха может потребоваться более 1 или даже нескольких часов ежедневного саморазвития.

Для максимальной эффективности занимайтесь саморазвитием в тот период времени, когда вы на пике активности. Обычно у многих людей пик активности именно утром, т. к. после сна много сил. Если вставать рано, например, в 5 утра, то не будет отвлекающих факторов и вы сможете использовать это время с максимальной пользой.

5. Быстрое чтение

Вспомните свою самую последнюю книгу, которую вы прочитали. Сразу оговорюсь, что книга должна быть нехудожественной, это может быть бизнес-литература, книга по специальности или другой информационный направленности. Вспомнили самую последнюю прочитанную книгу?

А теперь вопрос : «Если бы вам предложили написать содержание прочитанной книги, т. е. пересказать книгу, своим языком, то сколько страниц потребуется, чтобы написать, все, что вы запомнили?» Предположите эту цифру хотя бы примерно. Не смотрите далее пока мысленно не оцените количество страниц, которые вам потребуются для пересказа содержания последней прочитанной нехудожественной книги.

Оценили? Допустим, вы прочитали книгу объемом 300 страниц, а запомнили 3 страницы. То есть по памяти вы сможете написать 3 страницы текста из этой книги. А это означает, что вы запомнили только 1% прочитанной информации из книги. И ничего странного в этом нет, т. к. наш мозг может запомнить только самое главное, второстепенное нет смысла даже читать, ведь мы все равно это скоро забудем.

Читать книги полностью очень непродуктивно . Чтение книг полностью - это старая привычка, тех времен, когда был недостаток информации. Мне родители рассказывали времена, когда книги были сильным дефицитом. Но Сейчас в мире, наоборот, переизбыток информации. Лучше прочитать самое важное из 3 книг, чем полностью одну книгу.

Сейчас я расскажу вам как находить самую важную информацию в любых книгах, чтобы читать только ее. Метод состоит из следующих 4 частей:

1 этап. Общая информация о книге. Прочтите все что на передней и задней обложке, аннотацию, введение, информацию об авторе. Прочтите все оглавление и начинайте читать все заголовки и подзаголовки, пролистывая страницы, также смотрите на картинки и читайте подписи к ним. Отнеситесь к этому этапу со вниманием, действуйте в среднем темпе. Продолжительность: 10-15 мин. на всю книгу. Изучив общую информацию, далее будет значительно проще понять какие главы и разделы читать полностью, а какие быстро.

2 этап. Чтение самого важного. Всегда читайте заголовок и подзаголовок , если они зацепили, то и первый абзац. Часто именно в первом одном или первых двух абзацах описывается краткая суть содержания последующего текста главы. Поэтому стоит читать первый абзац почти всегда и иногда еще и второй. Если текст в первом и втором абзацах и в заголовках не зацепил нисколько, переходите к следующему заголовку.

Также всегда читайте выделенное жирным, курсивом, подписи картинок . Если в конце глав есть краткие выводы, то читайте их тоже. Дополнительно можно читать по одному случайному абзацу на каждой странице. В момент чтения перемещайте палец под читаемое предложение, это простое действие поможет лучше сосредоточиться на тексте.

3 этап. Не читайте все . Если вы чувствуете, что текст полезный - читайте все подряд в обычном темпе. Некоторые книги могут быть очень полезными и их можно прочитывать внимательно от корки до корки, но не пренебрегайте правилом быстрого чтения в остальных случаях. Если первые один или 2 абзаца вас не зацепили, смело перелистывайте страницы до следующего заголовка, в крайнем случае читайте дополнительно по одному случайному абзацу. Ни к чему тратить время на второстепенное, лучше прочитать самое важное из 2 или 3 книги, чем все подряд из одной.

4 Этап. Чтение по вертикали . Если вы читаете и понимаете, что это не текст, а сплошная вода, но все же боитесь упустить важное, то читайте по вертикали. Мысленно проведите линию по тексту сверху вниз и читайте по одному слову из каждой строки, которое пересекает мысленную вертикальную линию. Правило следующее: «1 слово - 1 строка» . Это правило увеличит скорость вашего чтения в разы и вы не упустите важного.

Когда вы встречаете очень полезную мысль, которая может сильно изменить вашу жизнь. Прочитайте ее 5-10 раз и столько же проговорите по памяти, чтобы не забыть. Затем обведите ее и на полях заметок в конце книги укажите номер страницы, где вы обвели важный текст, также можно загибать уголки страниц. И спустя несколько лет вы сможете очень быстро восстановить в памяти все важные мысли книги быстро пролистав ее и прочитав, ранее выделенные фрагменты. Если книга электронная, то сделайте текстовый файл с самыми важными заметками и храните его в той же папке, что и книгу.

Обведите главы, которые вы прочитали полностью и подпишите. Также подпишите, главы, которые вы просмотрели мельком, т. е. по технологии быстрого чтения. Подписывать прочитанные главы важно для того, чтобы спустя несколько лет, не читать снова, то что уже было прочитано, если вам потребуется дополнительная информация. Также если вам понадобится информация из прочитанной книги, вы знали где ее искать.

Не используйте быстрое чтение в художественной литературе, т. к. классику читают для удовольствия. Художественную литературу следует читать в том темпе, который соответствует вашему расслабленному состоянию, чтобы отдохнуть и отключиться. Не портите себе удовольствие от художественной литературы быстрым чтением.

6. Правило 50/50

Мы живем в эпоху потребления, в нашу жизнь вкоренились такие слова, как: шопинг, шопоголик. Я очень часто вижу среди знакомых и близких как многие покупают совсем ненужные вещи и только потому, что они дешево стоят. А потом эти вещи перемещаются на чердак или в кладовку и лежат там пока их не выкинут. Как это можно назвать: Покупка ненужного хлама.

Задумайтесь, сколько мы тратим деньги на ненужные вещи? А теперь задумайтесь, сколько денег вы вкладываете в себя, чтобы стать лучше, в свое саморазвитие? Покупка хлама и ненужных вещей плохая инвестиция и она уменьшает как ваше финансовое состояние, так и свободное время. А вкладывание в саморазвитие - это хорошая инвестиция в свое будущее, которая окупается и помогает достичь успеха быстрее.

Когда вы развиваетесь и получаете новые знания вы понимаете, как быстрее достичь успеха в выбранном направлении. Чувствуете разницу? Чрезмерное потребление приводит к деградации и застою. А вложение в свое обучение к развитию и успеху. Вот в чем разница.

Я задам очень простой вопрос: Оцените, сколько денег каждый месяц вы тратите на обслуживание автомобиля, на ненужный шопинг, рестораны, развлечения, клубы, алкоголь и т. п.? Не читайте далее пока не оцените стоимость ваших развлечений в течение месяца.

Оценили? А теперь оцените сколько денег вы вкладываете в свое саморазвитие, чтобы достичь поставленных целей и добиться успеха? Сколько книжек купили и прочитали? Как часто вы ходите на тренинги, семинары, обращаетесь за консультацией к профессионалам своего дела?

Чтобы в жизни, помимо удовольствий, было движение к успеху с помощью саморазвития необходим баланс. Как же сбалансировать развлечения и саморазвитие? Применяйте простое и эффективное правило 50/50 . Правило 50/50 означает, что когда у вас появляются деньги на развлечения: Рестораны, новые покупки, улучшение качества жизни, тратьте на свое обучение столько же, сколько на развлечения, т. е. 50% отдых и 50% на развитие . Это правило может значительно ускорить ваш карьерный и личностный рост.

Собрались на шопинг? Посетите и тренинг. Все расходы пополам - 50/50 . Сходили в ресторан? Посетите семинар. Все расходы пополам - 50/50.

7. Аудиокниги

Знаете ли, вы преимущества аудиокниги перед электронной или текстовой? Достаточно зайти в интернет-магазин ozon.ru , чтобы понять, что аудиокниги не пользуются спросом. Многие даже не догадываются о преимуществах аудиокниг и поэтому их не покупают. Сейчас я расскажу подробнее, когда слушать аудиокниги и их преимущества перед текстовыми.

Преимущества аудиокниг

Существует 2 самых информативных канала получения информации: зрительно или с помощью речи. Визуальная информация требует сильной концентрации взгляда, т. е. читать, смотреть и параллельно совершать какие-то физические действия сложно. Ведь большинство действий в жизни требует взгляда, чтобы сделать их правильными, точными и быстрыми. А аудиоинформация не требует никакой концентрации взгляда, вы можете совершать привычные физические действия и параллельно получать информацию через слух . Поэтому в автомобиле слушают радио, а не телевизор, т. к. для того, чтобы действия водителя были правильными нужна концентрация взгляда на дороге.

Вот в чем отличие аудиокниг от текстовых: Когда вы читаете - очень мало дел, которые можно сделать параллельно, т. к. большинство физических действий требуют взгляда. А когда вы слушаете аудиокнигу вы можете делать параллельно большое количество физических действий . Таким образом, вы можете совместить сразу 2 дела: физические действия и прослушивание аудиокниги.

Например, вы можете готовить еду и слушать аудиокнигу. Можно разбирать стол и слушать аудиокнигу. Любые физические действия: уборка, ремонт, готовка, занятия спортом и т. п. можно делать параллельно, слушая аудиокнигу.

Как слушать аудиокниги

Вопрос может показаться очень простым, но все же я его вам задам. Вопрос звучит так: «Как слушать музыку, когда вы идете по улице?» Ответ: «вы одеваете наушники и идете, параллельно слушая музыку». С аудиокнигами поступайте так же как и с музыкой, - если вы идете пешком, то вы тоже можете слушать аудиокниги через наушники, скачав их на плеер или телефон. Вопрос второй: «Как слушать музыку в обществе, чтобы не мешать другим?» Ответ: «Через наушники». С аудиокнигами поступайте так же. Когда рядом с вами люди, то чтобы их не беспокоить вы можете слушать аудиокниги в наушниках.

Текст в звук

А теперь я с вами поделюсь уникальной идеей о которой мало кто знает. Как вы думаете можно ли электронную текстовую книгу сделать аудиокнигой, т. е. перевести текст в звук? Вы, наверное, знаете, что музыкальные произведения играют по нотам. Также и аудиокнигу можно сделать из текста. У вас возникнет вопрос: «Получается нужно, чтобы кто-то прочитал книгу вслух?» Я отвечу: «Нет. Читать книгу будет компьютер, со скоростью, в сотни раз превышающей человеческую скорость чтения.

А теперь, как сделать аудиокнигу из текстовой. Нужно установить 2 программки: «Балаболка» и «Говорилка». В программу вы копируете текст и она создаёт музыкальные файлы, которые можно прослушать. Таким образом, появляется возможность слушать все записи в электронном виде. Лично я создаю аудиокниги из текстовых с помощью программы «Говорилка», но сначала устанавливаю программу «Балаболка», т. к. в ней есть движок, необходимый для работы программы «Говорилка».

8. Выбирайте лучшие книги

Чтобы получить максимальные результаты от чтения, - отдавайте предпочтение только лучшим книгам. Как же выбрать лучшую книгу? Загляните в крупный интернет-магазин, например, ozon.ru , там есть рейтинг книг у читателей, отсортируйте книги по популярности и приступайте к дальнейшему выбору:

- Прочтите оглавление (у большинства книг, на сайте размещены первые страницы для ознакомительных целей);

- Почитайте отзывы о книге ;

Постарайтесь узнать, сколько времени автор пишет , чем больше тем лучше

Убедитесь, что автор знаком не только с теорией, но и на практике сам хорошо изучил этот вопрос . Если у автора нет практического опыта, то задумайтесь: Сможет ли вас научить карате тренер, который прочитал 1000 книг по боевым искусствам, но не участвовавший в соревнованиях?

- Оцените есть ли практические советы в книге . Если нет практики, то такая книга может быть бесполезной. К примеру, представьте, вы хотите открыть свое дело и перед вами 2 книги: Одна профессора по экономике, который никода не был предпринимателем, а другая написана реальным предпринимателем и содержит практические рекомендации. Какую книгу вы купите? Существует очень много сфер деятельности, где не имея практического опыта, нельзя понять настоящий порядок дел. Теория без практики, все равно что изучение карате по книжке за диваном.

9. Курсы скорочтения

Навык скорочтения становится важнее с каждым днем, по мере того, как увеличивается количество информации в мире. Принцип скорочтения - выбрать важное и не читать остальное. Смысл состоит в том, что на прочтение всех интересующих книг времени не хватит, поэтому есть смысл узнать самое важное из нескольких книг, чем читать все подряд из единственной.

Конечно, можно освоить скорочтение без курсов, но по сравнению с курсами или тренингом, индивидуальное изучение может показаться скучным и трудным и вы прервете эту инициативу. На курсах будет интереснее, чем изучать самому. Применение скорочтения имеет смысл в нехудожественной литературе. Поэтому если вы читаете классические произведения для удовольствия не стоит нарушать гармонию скорочтением.

10. Выставки

Посещайте все тематические выставки, там можно встретить самые преуспевающие компании и перенять их опыт. Подходите и интересуйтесь применяемыми технологиями, можно даже не скрывать, что вы занимаетесь тем же, а рассматривать всех как партнера. т. к. если вы не сможете выполнить заказ, то сможете порекомендовать вашего партнера или сотрудничать, как с субподрядчиком на взаимовыгодных условиях.

Особенность выставок состоит в том, что в одном месте можно пообщаться с первыми лицами предприятий. Многие директора и руководители компаний лично присутствуют на выставках и общаются с посетителями. Помимо бесценного опыта в разговоре, можно найти делового партнера.

11. Коучинг или личные консультации

Это индивидуальное обучение у специалиста в определенной области. Если специалист действительно может чему-то научить, то это один их самых эффективных методов саморазвития, т. к. вы можете узнать детали, которые не описываются в книгах и журналах, т. е. раскрыть интересующую вас тему более глубоко.

И что очень важно, получить компетентный взгляд со стороны, ведь человек допускает много ошибок, по причине излишней самоуверенности в свою правоту, т. к. во многих ситуациях нам тяжелее признавать свои ошибки чем идти по неправильному пути. Со стороны ошибки всегда виднее.

12. Читайте наиболее актуальное на данный момент

Прошло то время, когда книги были дефицитом и информации было недостаточно. Сейчас, наоборот, переизбыток информации. У многих людей на книжных полках стоит огромное количество непрочитанных книг. Не стоит читать книги или журналы от начала и до конца. Выбирайте только интересующие вас главы и читайте только их. Наш мозг устроен так, что лучше запоминает информацию, которая нам нужна сейчас . И чем больше нам необходима информация в данный момент, тем лучше ее запомним.

Существует и обратная связь, многие читают в книгах и журналах все разделы, с надеждой, что возможно, это пригодится в будущем. Но вспомнив, принцип работы мозга можно с уверенностью сказать, что такое чтение не продуктивно, поскольку мы плохо запоминаем информацию, которая нам сейчас не требуется и к тому же не будем применять в ближайшее время, т. е. не закрепим на практике. Это похоже на емкость воды с отверстием, сколько воды ни заливай в емкость, она все равно вытечет и труд будет напрасным.

Особенно большой переизбыток, потенциально ненужной информации находится в глянцевых журналах. Следует помнить, что читая неполезную статью, мы упускаем время, которое можно было бы потратить на чтение более полезной другой.

13. Конференции, семинары, мастер-классы

Во многих сферах деятельности регулярно проводятся конференции, семинары, мастер-классы. Участие в таких мероприятиях может быть бесплатным. Информацию о предстоящих мероприятиях можно найти на сайтах samopoznanie.ru и vsetreningi.ru

Дополнительно можно набрать в поисковой системе словосочетания:

- «Конференции + кл. Фраза»

- «Семинары + кл. Фраза»

- «Мастер-классы + кл. Фраза»

Где «кл. Фраза» может быть следующая: «называние вашего города», «тематика вашей деятельности». Например «конференции по психологии» или «семинары в Самаре».

14. Отраслевые журналы

Это журналы, посвященные вашей деятельности. В них могут публиковаться новые идеи, успешные примеры реализации. Интервью с другими специалистами помогут получить бесценные знания очень быстро. Подпишитесь на отраслевые журналы, чтобы не упустить новых идей и возможностей в постоянно меняющемся мире.

Узнать, какие существуют отраслевые журналы можно, посетив отраслевую выставку, там обычно есть павильоны с тематической литературой. А также их можно найти в интернете набрав в поиске фразу «журнал» + ключевые запросы по вашей тематике, например: «журнал по строительству», «журнал по каминам» и т. п.

15. Обучающие видеокурсы

В интернете сейчас огромное количество обучающих курсов, которые представляют собой серию уроков в текстовом или видео форматах. Это так называемые самоучители. Преимущества обучающих видеокурсов состоит в том, что информация подготовлена специалистом своего дела и структурирована, поэтому не нужно тратить время на поиски из разных источников.

Самоучители бывают бесплатные, - как правило, это небольшая демоверсия, чтобы вы могли оценить уровень специалиста и платные, в них содержится наиболее полная информация. Распространяются курсы на dvd дисках или скачиваются с сайтов авторов.

Обучающие видеокурсы отличаются от книжек, тем что там сделан акцент на практику. Например, курс по photoshop содержит видеоуроки, в которых автор показывает на видео все свои действия за компьютером, что значительно легче для понимания, чем чтение подобной информации из книги.

Вот примеры сайтов, на которых вы можете найти огромное количество обучающих курсов, в том числе и бесплатных: info-hit.ru , video-kursov.net . Другие сайты вы сможете найти если наберете в поисковой системе: «Обучающие видеокурсы».

16. Блоги, сайты

Многие ведущие специалисты ведут свои блоги, в которых делятся своим мнением и заметками. Найдите и просматривайте блоги специалистов по вашей тематике, на многих есть возможность подписаться на обновления.

17. Форумы

Если у вас есть вопросы по вашей сфере деятельности, то многие из них, особенно технического характера можно решить, написав о них на форуме. Тематические форумы в интернете - отличная возможность быстро решить волнуемые вопросы во многих сферах.

18. Онлайн-консультации

Чтобы получить продвинутый ответ на ваш вопрос можно воспользоваться платной консультацией. Существуют специальные сервисы, в которых представлено огромное количество специалистов в различных сферах. Там можно получить как бесплатную, так и платную консультацию.

Чтобы найти такие сайты наберите в поисковой системе фразу «онлайн-консультация». Преимущества таких сервисов состоит в том, что можно быстро найти авторитетного специалиста, посмотреть отзывы, его прошлые ответы, стаж работы и многое другое, что согласитесь очень важно. Пример онлайн-консультаций: liveexpert.ru

19. Каталоги рассылок

У многих могут возникнут ассоциации, связанные со спамом. На самом деле каталоги рассылок не связаны со спамом. Чтобы приходили письма из каталога рассылок, необходимо подписаться. Без подписки писем не будет, а если потребуется отменить подписку, то это всегда можно сделать очень просто, - нажав на ссылку «отписаться», в письме или в личном кабинете каталога рассылок.

Очень многие авторитетные специалисты ведут свои email рассылки. Большое количество этих авторитетных специалистов ведут тематические рассылки на специальных сервисах. Именно, на этих сервисах вы можете всего за один вечер найти и подписаться на огромное количество отраслевых рассылкок. Есть 2 наиболее популярных сервиса email рассылок с огромным количеством авторитетных специалистов: smartresponder.ru и subscribe.ru . Просто зайдите на этих сервисах в раздел «рассылки», затем «каталог» и подпишитесь на самые интересные для вас.

Можете подписаться даже на все тематические рассылки. А когда буду приходить письма от авторов отказаться можно будет очень легко - нажав на ссылку «отписаться», в письме или в личном кабинете каталога рассылок. Получая тематические рассылки от специалистов, вы сможете быть в курсе новых трендов в вашей сфере деятельности, а также получите неоценимые знания от знатоков своего дела.

20. Социальные сети

Почти все блогеры и авторитетные специалисты имеют аккаунты в социальных сетях. Социальные сети позволят вам не только узнавать о последних публикациях автора, но и следить за его жизнью. Образ жизни успешных людей поможет любому человеку перенять этот опыт и быстрее улучшить собственную жизнь.

Чтобы у вас был ориентир, к которому нужно стремиться - подпишитесь на новости самых авторитетных специалистов в вашей области в социальных сетях, добавьте их в друзья. И теперь у вас будет возможность намного подробнее узнать из каких кирпичиков строиться успех в вашей деятельности.

Чтобы найти авторитетных специалистов в своей области, зайдите в книжный интернет-магазин, можно тот же ozon.ru и найдите книги по вашей отрасли, выпишите авторов этих книг. Теперь, набрав в поисковой системе, ФИО авторов вы сможете найти их аккаунты в соц. cетях. Подписывайтесь на всех авторитетных специалистов в соц. сетях.

Также в социальных сетях существуют тематические группы. Найти тематические группы можно с помощью поиска по группам, который есть почти во всех соц. cетях. Введите в поисковой строке социальной сети ключевые слова, относящиеся к вашей сфере деятельности и вступайте в наиболее интересные группы, чтобы быть в курсе интересных материалов и последних новостей.

21. Youtube

Огромное количество авторитетных специалистов создают видео. Видеоформат во многих сферах деятельности позволяет лучше передать суть дела. Есть авторы, которые делают отличные познавательные видео, но не пишут статьи, поэтому информация на видеохостинге может быть уникальной и нельзя ее пропускать, т. к. в другом месте ее может не быть.

Найти авторитетных специалистов можно так же как и в соц. сетях, набрав в поиске youtube ключевые слова, относящиеся к вашей отрасли. Видео позволит вам совместить сразу несколько дел, например, вы можете смотреть и заниматься другим делом одновременно. Например, смотреть тематическое видео и есть. Или заниматься спортом и смотреть видео. Найдите и подпишитесь на каналы авторитетных специалистов в youtube.

P.S. Если у вас есть сложности или вопросы по прочитанной статье, а также по темам: Психология(вредные привычки, переживания и др.), продажи, бизнес, тайм-менеджмент и др. задавайте их мне , постараюсь помочь. Еще возможна консультация по skype .

P.P.S. Также вы можете пройти online тренинг «Как получить 1 час дополнительного времени». Пишите комментарии, ваши дополнения;)

Подписывайтесь по email
Добавляйтесь


Налоги и платежи