История и прототип. История создания самолета

В конце декабря аэродром «Балтимор» получил очередные два фронтовых бомбардировщика Су-34, последние в уходящем году.

33 фотографии, общий вес 2,6 мегабайт

В этот раз съемка проходила на территории авиабазы. Перелет снова не получилось осуществить как запланировано. Из-за плохой погоды его перенесли на день. К сожалению, незадолго до прилета, погода совсем испортилась и практически все время шел снег.

2. Мы переместились в траву рядом с полосой, пока ждали два рейса из Новосибирска.

3. Садились Су-24М.

4. Слякоть способствовала эффектным бурунам.

5.

6.

7. Су-34. Под фюзеляжем топливный бак на 3000 литров.

8. В хвостой балке между двигателями расположен отсек с радиоэлектронным оборудованием и ВСУ (вспомогательной силовой установкой), что заставило перенести контейнер тормозного парашюта с хвостового конуса на верхнюю часть фюзеляжа, сделав его выдвижным.

9.

10. Во время выпускания парашюта, раздается очень мощный и низкий гудящий звук, как у огромного сабвуфера.

11. Рулежка.

12.

13.

14. Самолет Су-34 является глубокой модификацией истребителя Су-27. Су-34 — уже закрепившееся название, потому что ранее самолет был известен как Су-27ИБ и Су-32ФН. Главное отличие от Су-27, которое бросается в глаза, это измененная конструкция головной части фюзеляжа, с двухместной кабиной экипажа с размещением летчика и оператора рядом.

15. Изменены обводы средней и хвостовой частей фюзеляжа. Внутренние объемы увеличены для размещения оборудования и топливных баков увеличенной емкости.

16. Вход в кабину осуществляется через люк в нише уборки передней опоры шасси.

17. Желтый оттенок остекления фонаря, как мне рассказали, обусловлен тончайшим слоем золота. Это необходимо для рассеивания отраженного сигнала из кабины (иной раз очки или маска летчика «фонят» отраженным сигналом «громче», чем остальной самолет). Хотя вопрос спорный и однозначного ответа на него пока нет.

18. Кабина выполнена в виде сварной титановой броневой капсулы с толщиной стенок до 17 мм. Остекление так же бронированное. Кабина настолько просторная, что в ней можно встать почти в полный рост. Так же имеется два санузла — о них чуть ниже.

19.

20.

21. Преодолев три с лишним тысячи километров, летчики выглядят довольно бодро.

22. На самолете применена новая тележка шасси с тандемным расположением колес на основных опорах, обеспечивающее хорошую проходимость по плохо подготовленным аэродромам. От этого в немалой степени зависит и боевая выживаемость, в условиях, когда капитальные ВПП будут выведены из строя.

23. Модернизация оснащения самолетов Су-34, прошедшая в 2010 году, в частности предусматривает двухконтурные ТРД АЛ-31Ф-М1. Двигатель имеет на 1000 кгс повышенную силу тяги при сохранении размеров и веса. По сравнению с АЛ-31Ф был так же снижен удельный расход топлива.

24. Немало места в хвостовом отсеке занимает газотурбинная ВСУ, которая позволяет производить запуск двигателей на земле без применения наземного оборудования. Это повышает автономность и расширяет количество аэродромов базирования. Все Су-34, выпускаемые с 2011 года оснащаются ВСУ. Множество отверстий в нижней части балки — места для установки ложных тепловых целей.

25. Пушка ГШ-301 имеет 30-мм снаряды и скорострельность 1800 выстрелов в минуту. Боезапас 180 снарядов.

26.

27. Су-34, в отличие от своего предшественника Су-24, имеет больше возможностей для поражения воздушных целей. Расширена номенклатура ракет класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность»

28. Следует понимать, что Су-34 все же не имеет всех возможностей истребителя, как Су-27.

Увеличить изображение

29. К моей радости, показали девайс для справления летчиками малой нужды. В самолете таких устройства два. Принцип использования, думаю, и так понятен. Честно говоря, туалет в этом самолете я себе раньше представлял более роскошным, где можно посидеть, изучить карту боевого района и подумать о Родине.

30. Подъехал наливник с целой бочкой гептила керосина. Вот вам смешно, но активисты движения по переносу авиабазы подальше от города, на полном серьезе считают, что самолеты заправляют токсичным ракетным топливом — гептилом , что как бы намекает.

31.

32.

33.

upd: движков АЛ-31Ф-М1 пока нет ни на одном Су-34. Может в следующих сериях поставят.

Большое спасибо пресс-службе Западного военного округа в Воронеже за организацию этой поездки!

примет участие в тренировке воздушной части парада Победы на Красной площади в Москве в понедельник 5 мая, сообщил РИА Новости помощник главкома ВВС по информационному обеспечению полковник Александр Дробышевский.

Фронтовой бомбардировщик Су‑34 является результатом последовательного воплощения в жизнь концепции создания на базе конструкции истребителя Су‑27 целого семейства боевых машин. Су‑34 предназначен для решения задач боевого применения по воздушным, наземным, морским и надводным целям, при ведении автономных и групповых действий днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях и в условиях воздействия помех, создаваемых противником, огневого и информационного противодействия, а также ведения воздушной разведки.

Работы по его созданию начались с постановления правительства СССР в июне 1986 года. В его основу была положена концепция универсального самолёта, объединившего в себе требования высокой маневренности и скорости с одной стороны, и большой боевой нагрузки и дальности полета с другой. Новая ударная машина четвёртого поколения разрабатывалась под шифром Т‑10В (впоследствии самолёту присвоили официальное наименование Су ‑27ИБ, т.е. "истребитель‑бомбардировщик"), а предсерийный вариант получил название Су - 34.

Отличительными особенностями самолета являются двухместная бронированная кабина (капсула), большой радиус действия, новые высокопроизводительные компьютеры, цветные жидкокристаллические индикаторы, приемник спутниковой навигации и новый цифровой комплекс средств связи. СУ‑34 выполнен по схеме «триплан» с цельноповоротным передним горизонтальным оперением. Самолет имеет увеличенную емкость внутренних топливных баков, обеспечивающую, без применения ПТБ, практическую дальность полета 4000 км (вдвое больше, чем у СУ‑24 или F‑15Е). С тремя дозаправками СУ‑34 способен преодолеть расстояние 14 тыс. км, что соизмеримо с дальностью самолетов стратегической авиации.

Первый полет экспериментальной машины состоялся 13 апреля 1991 года в Жуковском. В 1993‑1999 годах были произведены несколько предсерийных самолетов, используемых для различных испытаний в летно‑исследовательском институте им. Громова (ЛИИ) и центрах боевого применения и переучивания личного состава (ЦБПиПЛС) ВВС России.

В ВВС России фронтовой бомбардировщик полностью заменит Су‑24.

На Западе Су‑34 получил наименование Fullback ‑‑ «защитник».

Летно- технические характеристики Су- 34

Экипаж ‑ 2 человека.

Габариты:

Размах крыла ‑ 14,7 м

Длина самолета ‑ 22 м

Высота самолета ‑ 5,93 м

Двигатели ‑ 2 / ТРДФ АЛ‑35 (АЛ‑31Ф)

Масса (в тоннах):

Взлетная нормальная ‑ 39 000

Взлетная максимальная ‑ 44 360

Максимальная боевая нагрузка ‑ 8000 кг (самого разного назначения - от свободно падающих фугасок до крылатых ракет и гидроакустических буев; последнее ‑ в варианте морской машины берегового базирования).

Скорость:

Максимальная у земли ‑ 1 400 км/ч

Максимальная на высоте ‑ 1 900 км/ч

Практический потолок ‑ 17000 метров.

Дальность полета: перегоночная дальность ‑ 4 500 км.

Радиус действия ‑ 600 ‑ 1 130 км.

Максимальная эксплуатационная перегрузка ‑ 7g.

Вооружение самолета размещается на 12 точках подвески и включает встроенную 30‑мм авиационную пушку со 150 снарядами, управляемые ракеты "воздух ‑ воздух" четырех типов, управляемые ракеты "воздух ‑ поверхность", авиационные бомбы, в том числе корректируемые, разовые бомбовые кассеты и неуправляемые снаряды.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Су-34 - истребитель-бомбардировщик российского производства, предназначенный для атаки наземных целей противника авиационными средствами поражения, в условиях активного противодействия средствами ПВО. Эффективность самолета достигается за счет применения инновационных средств для радиоэлектронной борьбы, уникальных боевых качеств, а также возможности поражения воздушных целей вне зависимости от времени суток и погодных условий. Российские военные называют этот истребитель «утенком», а когда речь доходит до его боевых характеристик - «адским утенком».

По своим тактико-техническим параметрам самолет Су-34 относится к поколению «4++». При выполнении боевых задач он не нуждается в сопровождении истребителями прикрытия, благодаря высоким боевым качествам, позволяющим самостоятельно вести маневренный воздушный бой практически с любыми существующими военными самолетами мира.

История создания самолета

Самолет Су-34 создавался для замены фронтового бомбардировщика Су-24, который хорошо показал себя в ряде вооруженных конфликтов, но устарел. В процессе разработки учитывалось, что вероятный противник имеет на своем вооружении большое количество машин 4-го поколения. Истребитель проектировался на основе опыта боевой эксплуатации всех существующих на тот момент российских военных самолетов, а также зарубежного опыта использования сил авиации в локальных конфликтах.

Разработка машины была начата в июне 1986 года. Проект получил кодовое название «Т-10В» или «Су-27ИБ» (истребитель-бомбардировщик). Как можно понять из последнего названия, в качестве основы для нового самолета выступил проект истребителя Су-27. Первый прототип Т-10В впервые поднялся в воздух 13 апреля 1990 года. Широкой публике самолет был впервые представлен под именем СУ-32Ф лишь в 1995 году, в рамках международного авиасалона в Ле Бурже (Франция).

Позже были произведены два опытных и один стендовый образец. После ряда испытаний последовал выпуск семи предсерийных машин, одна из которых была доработана до характеристик серийного самолета.

Истребитель-бомбардировщик был пущен в серию в апреле 2005 года на Новосибирском авиационном заводе. Первый серийный самолет поднялся в небо 12 октября 2006 года на аэродроме им. Чкалова. Пилотирование новой машиной поручили Евгению Рудакасу и Рустему Асадуллину. Государственные испытания были начаты 30 октября того же года, и проходили параллельно с производством первых моделей.

В 2008 году завод-производитель подписал 5-летний контракт на поставку военно-воздушным силам РФ 32 самолетов, а в 2012 году - 8-летний контракт на поставку еще 92 машин. В марте 2014 года Су-34 был принят на вооружение Российской Федерации. К 2020 году новый истребитель должен полностью заменить своего предшественника, модель Су-24.

Конструкция истребителя-бомбардировщика

Су-34 создан для нанесения бомбовых атак в оперативном и тактическом тылу противника, вне зависимости от времени суток и погодных условий, в том числе на малых высотах. Кроме того, он достойно может вести воздушный бой и уничтожать вражеские самолеты.

Самолет построен по аэродинамической схеме «продольный триплан», которая позволяет увеличить его маневренность, по сравнению с моделями, выполненными по обычной схеме. Кроме того, по сравнению с истребителем Су-27, Су-34 имеет увеличенную бомбовую нагрузку и запас топлива. Передняя часть имеет приплюснутую форму, за что самолет и нарекли «утенком». Она оснащается двухместной кабиной, в которой были предприняты меры по повышению уровня комфортности для членов экипажа при продолжительных полетах.

Силовая установка

Самолет оснащается парой моторов модели ТРДДФ АЛ-31Ф-М1. Каждый из них имеет 13 300 кгс тяги, что позволяет машине разогнаться до скорости в 1900 км/ч. Так как предполагается постоянная модернизация истребителя, его конструкция допускает смену моторов на новые, модели АЛ-41Ф. Такие двигатели дают до 14500 кгс тяги и позволяют выполнять полеты в режиме «суперкруз». Благодаря этому режиму, самолет получает массу преимуществ, в частности решается вопрос высокого расхода топлива при форсажном полете.

РЛС переднего обзора

Самолет оснащается радиолокационной станцией Ш-141, позволяющей эффективно обнаруживать наземные и воздушные цели. Дальность обнаружения этой системы колеблется от 75 до 250 километров и зависит от размера цели. Одновременно РЛС может сопровождать до 10 целей, а обстреливать - до 4. Она также способна ассистировать наведение ракет типа «воздух-воздух», оснащенных собственными радарами, путем «подсветки цели». Ракетам ближнего боя, оснащенным инфракрасной головкой самонаведения, РЛС предоставляет первоначальные координаты цели. Система также предусматривает возможность полета на предельно малой высоте и автоматическое огибание рельефа местности.

РЛС заднего обзора

Между моторами, в специальном контейнере, располагается РЛС заднего обзора. Она отслеживает атаки истребителя в заднюю полусферу и в качестве контрмеры предлагает режим обстрела атакующего самолета ракетами РВВ-АЕ типа воздух-воздух. Таким образом, пилоту, намеревающемуся атаковать преследующий самолет, не нужно тратить драгоценное время для маневрирования.

Так как РЛС заднего обзора с возможностью пуска ракет являются уникальной технологией, которую еще не использовали даже на передовых западных истребителях, и даже перспективных бомбардировщиках НАТО, многие эксперты ведут дискуссию насчет реальности ее существования и эффективности использования. Оживленные обсуждения вызваны недостатком в свободном доступе официальных данных о ней.

Подвесное оборудование для разведки

Для использования самолета Су-34 в качестве разведчика предусмотрена возможность установки на него подвесного оборудования, а именно УКР (универсального контейнера разведки) «Сыч». В зависимости от типа разведки он может выполняться в трех вариантах: радиолокационном, радиотехническом и оптическом.

Отражающая площадь

Вовремя разработки самолета особое внимание уделялось снижению его эффективной площади рассеяния. С этой целью были использованы композитные материалы, которые за счет радиопоглощающего покрытия способны уменьшить уровень отражения РЛ-волн. Кроме того, во время проектирования аэродинамической схемы корпуса были исключены аэродинамические гребки, а геометрия планера рассчитывалась особым образом. В результате, как утверждают представители ОКБ Сухого, при полете на небольшой высоте степень радиолокационной заметности самолета находится на уровне показателей крылатых ракет, при том, что размеры Су-34, естественно, в несколько раз больше.

Радиоэлектронная борьба и подавление средств ПВО

Для возможности противодействия вражеской РЛС в случае своего обнаружения самолет имеет оборудование для радиоэлектронной борьбы. Данный комплекс позволяет примерно в тридцать раз снизить вероятность поражения истребителя посредством систем с РЛ-наведением. С точки зрения РЭБ (радиоэлектронной борьбы), истребитель оснащен на уровне со специализированными машинами. По оценке западных экспертов, мощность его системы РЭБ аналогична по уровню системам самолетов EA-18G и EF-111A.

Для огневого поражения радиолокационных систем ПВО противника машина вооружается ракетами Х-15П, Х-58 и Х-31П с дальностью 120-160 км, а также ракетами Х-31ПД с дальностью 180-250 км. Отличным доказательством практической эффективности РЭБ Су-34 является тот факт, что во время одного из конфликтов в Грузии он использовался как истребитель радиоэлектронной борьбы.

Средства наведения самолета

Для эффективного использования вооружения Су-34 оснащен прицельным комплексом, позволяющим осуществлять поиск и поражение вражеских целей с помощью РЛС. В комплекс входит система «Платон», призванная наводить ракеты типа Х-29, а также управляемые бомбы КАБ-500-Л и КАБ-1500-Л. Ракеты Х-29Т и бомбы КАБ-500Кр не нуждаются в дальнейшем наведении. Получив начальные координаты цели, они наводятся на нее посредством ТВ-камеры установленной в головке самонаведения.

Прицельный комплекс, используемый для поражения обычными средствами (неуправляемые бомбы и ракеты), обеспечивает высокие показатели точности, которые не единожды отмечались экспертами, в том числе представителями НАТО, на основе опыта применения Су-34 в Сирии. Важным является тот факт, что бомбардировки с помощью неуправляемых ракет обходятся гораздо дешевле. Запасы такого вооружения, оставшиеся в России от СССР, позволяют существенно сэкономить. Это крайне важно, учитывая, что стоимость Су-34 составляет более миллиарда рублей.

Характеристики истребителя позволяют использовать ракеты и бомбы номенклатуры НАТО с помощью модуля Damocles, производимого на Уральском оптико-механическом заводе по лицензии Thales Group. Разработка этого модуля была вынужденной мерой при исполнении контракта на поставку истребителей Су-30 в Малайзию.

Для повышения уровня защищенности экипажа и живучести самолета в целом внешний корпус кабины выполняется из бронированной титановой оболочки. Во время ее разработки учитывался опыт боевого применения истребителей Су-25. Су-34 получил гораздо более толстую броню (17 мм), которая способна остановить снаряды калибром до 12,7 мм. Общая масса брони составляет 1480 килограмм, что в полтора раза больше, чем у упомянутого предшественника. Помимо толщины, защита Су-34 примечательна тем, что она выполняется полностью из титанового сплава, без использования стальных и алюминиевых плит.

Кабина Су-34 оснащается парой катапультных кресел модели К-36ДМ, позволяющих выполнить катапультирование на любой высоте, в том числе с земли. На рабочее место летчики попадают через нижний люк, оборудованный ступеньками.

Обеспечение жизнедеятельности экипажа

Для эффективной и комфортной работы экипажа при полетах на значительную дальность (с дополнительными топливными баками самолет способен преодолевать расстояние до 7 тыс. километров), истребитель оснащается системами, повышающими комфортность.

Среди таковых стоит отметить:

  1. Биотуалет.
  2. Раскладное спальное место.
  3. Герметичный корпус и кислородную систему, позволяющие подниматься на высоту до 10 тыс. км без применения кислородных масок.
  4. Отопление и кондиционирование кабины.
  5. Кухонный отсек с микроволновой печью и термосами.
  6. Свободное пространство, позволяющее выпрямляться в полный рост.
  7. Электромассаж, встроенный в кресло.
  8. Проецирование приборной панели на стекло, позволяющее следить за показателями работы машины, находясь вне рабочего места.

Средства для работы с неподготовленным аэродромом

Самолет Су-34 оснащается вспомогательным газотурбинным двигателем модели ТА14-130-35, который позволяет производить автономный запуск основного мотора без применения наземных средств запуска. Эта особенность дает возможность машине взлетать с любых аэродромов и существенно расширяет радиус ее действия.

Система пожаротушения

Для повышения уровня живучести истребителя и безопасности его пилотов, он снабжен оборудованием автоматического тушения пожара и средствами для дублирования всех основным систем. Баки для горючего защищаются от возгорания и взрыва посредством заполнения пенополиуретаном. Суть технологии состоит в эффекте «капсулирования» топлива, препятствующем формированию горючей паровоздушной смеси в случае повреждения топливного бака.

Технические характеристики

Напоследок рассмотрим основные тактико-технические характеристики Су-34:

  1. Габариты: длина - 23,3 м, высота - 6,09 м, размах крыла - 14,7 м.
  2. База шасси - 6,63 м.
  3. Масса: нормальная - 39 т, максимальная - 45 т.
  4. Запас топлива - 12,1 т.
  5. Максимальная тяга двигателя: без форсажа -8250 кгс, на форсаже - 13500 кгс.
  6. Максимальная перегрузка - 7 G.
  7. Максимальная скорость: на высоте - 2200 км/ч, у земли - 1400 км/ч.
  8. Практический потолок - 17 км.

Боевое применение

В августе 2008 года российский Су-34 в количестве 2 единиц прошел боевое крещение в Южной Осетии. Истребители применяли для радиоэлектронной борьбы с грузинскими ПВО и прикрытия ударной авиации.

С конца сентября 2015 года 6 истребителей Су-34 использовались в военных действиях в Сирии. В районе населенных пунктов Ракка и Мадан-Джадид с высоты около 5 км самолеты нанесли первые удары по объектам террористов.

Весной 2016 года военные самолеты Су-34 были использованы в Вологодской области довольно непривычным образом - для метания бомб по ледовым заторам.

Этот бомбардировщик похож скорее на перехватчик. У него есть неофициальное прозвище «Утенок», полученное из-за специфической формы носовой части. До недавнего времени о нем мало писали, но теперь новостные каналы часто показывают материалы о том, что в сирийском небе самолеты Су-34 и Су-24М наносят высокоточные удары по линиям коммуникаций, штабам и арсеналам террористического государства ИГИЛ. Можно утверждать, что эти фронтовые бомбардировщики прославились. Об одном из них и пойдет рассказ.

История и прототип

Требования к перехватчику и фронтовому бомбардировщику разные и даже в чем-то взаимоисключающие. Впрочем, у советских авиастроителей уже есть опыт преобразования в штурмовую. Знаменитая «Пешка» - Пе-2 - перед войной задумывалась как двухмоторный высотный тяжелый истребитель. Нужды обороны «перепрофилировали» его в пикирующий бомбардировщик, и хотя переделка конструкции казалась проблематичной, получилось очень неплохо. Нечто подобное случилось и с перехватчиком Су-27. В 1986 году КБ Сухого начало работать над его ударной модификацией, получившей индекс Т-10В, с целью реализации, в конечном счете, концепции универсального «штурмовика», способного нести серьезную боевую нагрузку для работы над полем боя и обладающего достаточной маневренностью, чтобы дать отпор вражеской авиации. В процессе проектирования конструкторам стало ясно, что обычная кабина «спарки» не подходит для этой цели. К 1990 году было сделано главное: появилась новая носовая часть со знаменитым «утиным клювом». К середине девяностых самолет Су-34 обрел свое официальное имя (он успел побывать и Т-10В-5, и Су-32ФН). Но на вооружение официально он поступил только в 2014 году.

Видимые различия

Внешне Су-34 похож на своего «предка» Су-27, по крайней мере издалека. При подробном рассмотрении даже неспециалисту бросаются в глаза некоторые очевидные различия. Носовая часть расширена, пилоты сидят рядом, а не друг за другом, намного мощнее стали стойки шасси, ну и, конечно же, нос. На первый взгляд, в общем-то, и все. На техническом языке это означает, что в основу конструкции лег планер перехватчика Су-27, характеризующийся как нормальная двухкилевая аэродинамическая схема с цельноповоротными рулями высоты. Не сразу заметны непосвященному глазу удлинение (по сравнению с прототипом) корневых наплывов крыла, нерегулируемость воздухозаборников, отсутствие подфюзеляжных килей и увеличение количества узлов внешней подвески. При всем своем сходстве с перехватчиком, самолет Су-34 - тактический бомбардировщик, а следовательно, должен нести больше и дальше, чем его прототип.

Кабина

Теперь в изменениях конструкции можно разобраться подробнее. В первую очередь речь пойдет о самой очевидной детали внешнего вида. Су-34 двухместная, вход в нее осуществляется по легкому трапу, упирающемуся верхним краем в люк, расположенный за створками носовой стойки. Это значительно упрощает процесс занимания пилотом и штурманом своих мест. Экипаж во время полета обеспечен всеми необходимыми условиями комфортной обитаемости, включая прибор подогрева еды, термос и ассенизационное устройство. Если кто-то из летчиков посчитает, что засиделся, он может встать и размяться - пространства для этого хватит вполне.

Но самолет Су-34 не только удобен и эргономичен. КБ Сухого позаботилось о защите экипажа: он находится в особой титановой бронекапсуле, эффективность которой уже проверена на практике. Примерно та же технология применена в конструкции штурмовика Су-25. Остекление фонаря также надежно бронировано.

Двигатели

Два двигателя типа ТРДД АЛ-31Ф со степенью двухконтурности, равной 0,571, развивают тягу по 12,5 тонн каждый, но в форсажном режиме способны добавить еще по 300 кг.

В общем, силовая установка такая же, как у Су-27. Возможно, это не такой уж и большой показатель, особенно если учесть, сколько весит самолет Су-34. ВКС РФ, тем не менее, считают, что мощности вполне достаточно, чтобы соперничать в небе с американским F-15, созданным для решения примерно тех же боевых задач. Возможны также варианты, например двигатели АЛ-35Ф, развивающие на форсаже до 14 т тяги.

Бортовая электроника

Самолет Су-34 оснащен совершенно новым БРЭО, учитывающим требования повышенной надежности (за счет дублирования) и позволяющим выходить на цель автоматически, с использованием средств спутникового наведения. Дальность обнаружения (даже для малоразмерных объектов) достигла 250 км. Это касается поиска подводных лодок (если даже они только подняли перископы), разведки, нахождения заминированных участков акватории и т. п. Что касается задач непосредственного оперативного целеуказания над полем боя, то для этого служит индикация на лобовом стекле и нашлемное управление огнем «взглядом», что позволяет значительно сократить время принятия решения. Столь широкий диапазон был бы невозможен без применения компьютерной быстродействующей аппаратной базы.

Топливная система

Для увеличения радиуса действия самолету требуется больше топлива. Четыре бака (три внутри фюзеляжа и один в крыле), а также системы дозаправки в воздухе создают условия для нанесения удара по удаленным целям, что приближает возможности Су-34 к стратегическим образцам. Выдвижных штанг две, они предназначены для работы с воздушными танкерами типа Ил-76 и другими заправщиками, состоящими на вооружении ВКС РФ. Также увеличению дальности полета способствует возможность подвески внешних баков, сбрасываемых после взлета.

Средства спасения экипажа

Летчики занимают свои места через нижний трап, проходящий через нишу передней стойки, и по нему же выходят из самолета, если полет завершился без ЧП. Катапультирование осуществляется традиционным способом, вверх, причем скорость и высота не имеют значения. С помощью катапультных кресел К-36ДМ аварийное покидание воздушного корабля достаточно безопасно, каждый член экипажа имеет оснащенный радиомаяком, спасательным плотом, аптечкой, продуктами и другими средствами выживания после приземления. В полете нормальная жизнедеятельность обеспечивается противоперегрузочными комбинезонами, защитными шлемами и запасом кислорода.

Шасси

Увеличение взлетного веса продиктовало особые требования к новому шасси - оно стало более мощным, тележечного типа. Возможное повреждение, в случае полномасштабного военного конфликта, взлетно-посадочных полос основных аэродромов также стало условием повышенной проходимости для использования самолета Су-34 с менее подготовленных площадок.

Новые основные стойки стали объемнее по сравнению с Су-27, что потребовало дополнительного места в фюзеляже. Именно поэтому механизация воздухозаборников упрощена.

Вооружение

Для размещения разнообразных систем вооружения предусмотрены три подфюзеляжных узла внешней подвески и восемь подкрыльевых. Помимо них, бомбардировщик имеет встроенную пушку калибра 30 мм типа ГШ-301. Так как учесть все возможные варианты развития оперативной обстановки невозможно, предусмотрены и средства ведения воздушного боя. Для поражения вражеских самолетов на подвесках могут находиться до двенадцати ракет «воздух-воздух» тип Р-27 большой дальности, или же 8 средней (Р-77) или малой (Р-73). Но не для воздушных боев в основном создавались легендарные самолеты Су-34. Универсальное оружие с высокой точностью поражает наземные цели. Это крылатые Х-59М (до 3 шт.), обычные и противокорабельные ракеты, корректируемые и неуправляемые авиабомбы (фугасы от 100 до 500 кг), а также НУРСы в кассетах.

Характеристики

Габариты в целом примерно такие же, как у Су-27 (14,7 м - размах крыла, 22 м - длина и около 6 м - высота). Нормальная взлетная масса - 39 т, что больше, чем у тяжелого перехватчика, но меньше, чем у большинства тактических бомбардировщиков. Впрочем, она может превышать 44 т при максимальной загрузке. Самолет развивает скорость до 900 км/ч на высоте 11 тыс. и 1400 км/ч у поверхности. Боевой радиус составляет от 600 до 1130 км в зависимости от количества топлива и вооружений, перегоночная дальность достигает 4500 км. Потолок (практический) - 17 тысяч. Величина максимальной эксплуатационной перегрузки соответствует требованиям к маневренным перехватчикам - 7 g.

Боевой опыт

Только анализ эпизодов непосредственного участия в конкретных военных конфликтах может дать верное представление о достоинствах и недостатках, которыми обладает боевой с самолет Су-34. Технические характеристики сами по себе говорят о многом, но, так как этот бомбардировщик на экспорт не поставлялся, судить о нем можно только по отзывам российских пилотов и результатам его действия в реальной обстановке. Во время южноосетинской операции Су-34 для непосредственного нанесения огневых ударов не применялись, однако внесли свой вклад в подавление активности грузинских средств ПВО, создавая радиоэлектронные помехи, дезориентировавшие их. Для этого впервые на практике были использованы компактные средства РЭБ «Хибины», установленные на узлах внешней подвески.

С самого начала военной операции над территорией САР российская авиагруппа имела в своем составе шестерку бомбардировщиков Су-34, которые на этот раз применяются по прямому назначению, а именно для нанесения ударов с применением сверхточного оружия. В районе Ракка и Мадан-Джадида ими уничтожены командные пункты, узлы связи, арсеналы, тренировочные лагеря и другие объекты инфраструктуры армии террористического государства. Применение этих самолетов продолжается, и, по всей видимости, будет наращивать темпы. Такое предположение основано на высокой эффективности, продемонстрированной Су-34. В настоящее время их количество на ближневосточном ТВД увеличено до дюжины.

Реальное состояние и планы

На сегодняшний день количество самолетов Су-34, состоящих на вооружении ВКС, составляет не менее 83 единиц. Из них серийных образцов - 75, и еще 8 предназначены для доводки и испытаний. В частности, четыре бомбардировщика находятся в летно-испытательном центре им. Чкалова в Астраханской области (г. Ахтубинск). В действующих воинских частях (авиаполках) на всей территории страны - от Мурманска до Ростова и от Хабаровска до Воронежа - эти самолеты входят в состав смешанных подразделений. Согласно контракту, заключенному с МО в 2008 году, была запланирована поставка 32 единиц на общую сумму свыше 33 миллиардов рублей, из чего можно сделать вывод о том, сколько стоит самолет Су-34 (немногим более миллиарда каждый). В 2008 году заказ был увеличен еще на 92 бомбардировщика. Производственной базой стал Новосибирский авиазавод (НАПО). В настоящее время организован поточный выпуск машин, что значительно снижает себестоимость.

В ближайшие годы все еще добротные, но морально устаревшие Су-24 в авиаполках полностью заменит самолет Су-34. Технические характеристики нового образца соответствуют стандартам «четвертого с двумя плюсами» поколения, что обеспечит ему долгую службу в ВВС России.

Первый контракт на поставку Су-34 был заключен с Минобороны России в 2008 году. Спустя четыре года машина была принята на вооружение.

Как заявлял ранее главком Воздушно-космических сил (ВКС) РФ Виктор Бондарев, в перспективе Су-34 заменят фронтовые бомбардировщики Су-24 и штурмовики Су-25. В рамках госпрограммы вооружения до 2020 года ВКС планируют получить не менее 200 самолетов Су-34.

Российские военные успешно применяют этот самолет в ходе операции против боевиков "Исламского государства" (ИГ, запрещенная в РФ организация) в Сирии.

ПОЧЕМУ "УТЕНОК"

Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме с дополнительным передним горизонтальным оперением, среднерасположенным трапециевидным крылом, двухкилевым вертикальным оперением, двумя двигателями АЛ-31Ф в хвостовой части фюзеляжа и трехопорным убираемым шасси.

Экипаж - два человека: летчик и штурман размещаются рядом в бронированной кабине. Вход в нее выполнен через нижний люк по ступенькам.

Как рассказал корреспонденту ТАСС в преддверии Дня военной авиации командир авиазвена Су-34 капитан Алексей Белоног, налетавший почти тысячу часов и освоивший четыре типа самолетов, бесспорным фаворитом для него является именно истребитель-бомбардировщик Су-34.

И кстати, это чистая правда, что в войсках его ласково называют "Утенком" за характерную форму приплюснутого носового обтекателя. Не вижу в этом ничего плохого

Алексей Белоног

Командир авиазвена Су-34, капитан

Этот самолет - любимец многих пилотов - наделен просторной комфортной кабиной и отличными летными качествами. "Конечно, для высшего пилотажа он не предназначен, но перегрузки и на нем доходят до 7,5 единицы (испытывают пилоты при выполнении фигур высшего пилотажа, - прим. ТАСС)", - признался летчик.

ТРИ В ОДНОМ

Работать с одинаковой эффективностью в любое время суток и в разных погодных условиях - таковы возможности двухместного фронтового бомбардировщика Су-34. По классификации НАТО Fullback - "Защитник". Предназначен для нанесения ракетно-бомбовых ударов по наземным целям и поражения воздушных целей противника.

Су-34 - уникальная машина. Она вмещает в себе сразу три самолета: истребитель, штурмовик и фронтовой бомбардировщик. Может успешно бороться с любыми воздушными целями, эффективно уничтожать наземные и надводные. Более того, она может находиться в воздухе бесконечно долго - ограничение только в физических возможностях пилотов

Виктор Литовкин

Военный обозреватель ТАСС

Су-34 представляет собой модификацию Су-27, разработан в опытном конструкторском бюро (ОКБ) Сухого под руководством главного конструктора Роллана Мартиросова. Серийно производится с 2006 года на авиазаводе в Новосибирске.

Первый полет Су-34 состоялся в 1990 году (опытный экземпляр Т-10В-1 пилотировал заслуженный летчик-испытатель СССР Анатолий Иванов).

Су-34 создавался для оперативной переброски из любой части страны на ее границу для надежной локализации возможного вооруженного конфликта перед подходом основных сил.

Еще до поступления в войска экипаж испытателей ОКБ Сухого провел перелет от Москвы до Сахалина и обратно без посадок, но с дозаправками в воздухе, доказав всем сомневающимся, что истребитель способен решать любые задачи на наибольшем удалении от аэродромов базирования

Виктор Литовкин

Военный обозреватель ТАСС

Для этого в Су-34 созданы все условия. Экипаж, в отличие от других истребителей, размещен в кабине не один за другим, а рядом.

"Между ними есть пространство, где можно расстелить матрас и один из членов экипажа может отдохнуть во время полета", - говорит военный эксперт. Кроме того, пространство за креслами летчиков позволяет им встать в полный рост.

На борту бомбардировщика есть микроволновая печь, кондиционер, система электромассажа, встроенная в кресла, и даже биотуалет. Если знать, что такого устройства нет не только на истребителях, но и на дальних бомбардировщиках и даже на военно-транспортных самолетах типа Ил-76, то уникальности Су-34 можно удивиться еще раз

Виктор Литовкин

Военный обозреватель ТАСС

Характеристики самолета

По данным из открытых источников, длина самолета - 23,3 м, высота - 6,4 м, размах крыла - 14,7 м. Практический потолок - 14 тыс. 650 м. Дальность полета - 4,5 тыс. км без дозаправки, 7 тыс. км - с дозаправкой; боевой радиус действия - до 1,1 тыс. км. Взлетный вес - 45,1 т, максимальный вес боевой нагрузки - 8 т. Самолет способен развивать скорость до 1,9 тыс. км/ч. Вооружен пушкой калибра 30 мм, на 12 узлах подвески может нести авиационные ракеты "воздух-воздух" и "воздух-поверхность" разных типов, неуправляемые реактивные снаряды и авиабомбы.

Продолжение

ЗАРУБЕЖНЫЙ ИНТЕРЕС



Отчетность