Непубличное акционерное общество что. Публичные и непубличные общества: понятия и признаки. Срочное сообщение для юриста! В офис пришла полиция


Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме .

Публичная компания: подробности для бухгалтера

  • Международные холдинговые компании: особенности налогообложения

    Этого статуса установлены для публичных компаний и их дочерних компаний... участие в одной или нескольких публичных компаниях, являющихся российскими организациями. До... участие в одной или нескольких публичных компаниях, признаваемых МХК. Необходимые сведения... на дату выплаты дивидендов являются публичными компаниями. Рассмотрим новые нормы подробнее. ... участия в организациях, не являющихся публичными компаниями, более 50% активов которых... на дату выплаты дивидендов являются публичными компаниями (пп. 1.2 п...

  • К вопросу об использовании зарубежного опыта в реформировании российского аудита

    Также деятельность менеджеров и директоров публичных компаний, т. е. обязанности не... SOX устанавливается ответственность топ-менеджмента публичной компании, выражаемая в обязанности генерального... фирм, занимающихся аудитом финансовой отчетности публичных компаний (SEC Practice Section , SECPS). ... Совет по надзору за отчетностью публичных компаний (Public Company Accounting Oversight ... аудиторские организации, осуществляющие аудит отчетности публичных компаний, стали подлежать регистрации при...

  • Общие и специальные ставки по налогу на прибыль

    Акциям (долям) МХК, которые являются публичными компаниями на день принятия решения такой... которых зарегистрированы такие компании, являлись публичными компаниями по состоянию на 01.01 ...

  • Мошенничество с финансовой отчетностью. Обзор судебных разбирательств за 2016 год

    Составлением и представлением финансовой отчетности публичными компаниями. Количество таких дел в... запрещено руководить и быть директором публичной компании, на него налагается штраф... запрещено работать директором либо руководителем публичной компании в течение пяти лет. ... отчетности и в аудите публичных компаний в течение последующих пяти... за 1 долл., в публичную компанию, котирующуюся на Нью-Йоркской... отстранены от возможности работать в публичных компаниях. Представленный обзор расследований и...

  • Отчетность в формате XBRL: опыт подготовки

    Мною была подготовлена отчетность крупной публичной компании в XBRL. Основной проблемой, с... США, где с 2008 года публичными компаниями публикуется отчетность в формате XBRL ... США отчетность в XBRL предоставляется публичными компаниями с 2008 года. Однако споры... по МСФО в формате XBRL. Публичные компании в США имеют большой опыт... всего, не окупятся. А вот публичным компаниям, ценные бумаги которых торгуются на... МСФО с применением XBRL. Если публичные компании заинтересованы в том, чтобы зарубежные...

  • Обзор изменений законодательства за сентябрь 2016 г.

    Участие в одной или нескольких публичных компаниях, являющихся российскими организациями. Таким участием... участие в одной или нескольких публичных компаниях, являющихся российскими организациями, которые, в... или несколько организаций, не являющихся публичными компаниями. В случае смешанного участия в... для последовательности, в которой присутствует публичная компания. При этом доля участия для...

  • ГИД по налоговым поправкам для среднего бизнеса. Зима 2019

    Суверенный фонд, российская или иностранная публичная компания с акциями / депозитарными расписками более...

  • Исследование текущего состояния и тенденций развития внутреннего аудита в России за 2017 год

    Недвижимым имуществом – 1% Иное – 9% Публичные компании – 50% Непубличные компании – 50% С...

  • Коротко о новых «русских офшорах»

    Дату выплаты дивидендов должна быть публичной компанией. C. Доходы от реализации (иного...

  • Что показало обсуждение законопроекта о наделении Банка России полномочиями в сфере аудиторской деятельности

    Предприятиям Обязательному аудиту подлежат только публичные компании Дания Подлежат обязательному аудиту абсолютно...

В связи с проведенной реформой корпоративного права изменилась классификация хозяйственных обществ, ставшая привычной за достаточно продолжительный период существования. Теперь нет ОАО и ЗАО. На смену им пришли публичные и непубличные Далее рассмотрим изменения более подробно.

Новые категории: первые сложности

Итак, вместо ОАО и ЗАО появились публичные и непубличные общества. Закон изменил не только непосредственно определения, но и их сущность и признаки. При этом категории не стали равнозначными. Так, ЗАО не может стать автоматически непубличным, так же как и ОАО - публичным. Принятые формулировки норм могут быть истолкованы двояко. Разъяснений на сегодняшний день недостаточно, а судебная практика отсутствует вовсе. В связи с этим неудивительно, что компании могут столкнуться со сложностями в процессе самоопределения.

Цели новой классификации

Зачем нужно было вводить публичные и непубличные общества? Правила регулирования внутрикорпоративных отношений, существовавшие для ЗАО и ОАО, по мнению нормотворцев, оказались недостаточно четкими. Новая классификация, предположительно, должна установить дифференцированные режимы управления для компаний, отличающихся характером оборота и долей, а также количеством участников.

Суть и признаки ПО

Публичным следует считать акционерное общество, в котором акции и ценные бумаги, конвертируемые в них, размещаются посредством открытой подписки или публичного оборота в соответствии с условиями, установленными нормативными актами. Оборот осуществляется внутри неопределенного круга участников. Публичное общество отличается динамично меняющимся и неограниченным субъектным составом. Открытость означает, что компания ориентирована на широкий круг участников. Для публичного общества характерно большое число разноплановых акционеров. Для соблюдения баланса интересов участников деятельность в таких АО регламентируется преимущественно императивными нормами. Они предписывают стандартные, однозначные правила поведения корпоративных участников. Использование положений, которые не допускается изменять по усмотрению преобладающих субъектов компании, гарантирует привлечение инвестиций.

Деятельность ПО

Публичными обществами осуществляется заимствование на рынке акций среди неограниченного числа лиц. Эти корпорации охватывают широкий круг разноплановых инвесторов. В частности, ПО взаимодействуют с государством, банками, инвестиционными компаниями, фондами коллективного и пенсионного инвестирования, мелкими индивидуальными субъектами. Деятельность, которую осуществляют публичные общества, как выше было сказано, регулируется императивными нормами. Это указывает на относительно невеликую свободу внутрикорпоративной организации.

Сущность НО

Непубличным считается общество, не отвечающее признакам, установленным законом для публичной компании. Указанные критерии приведены в ст. 66.3 ГК. НО - корпорации, которые размещают ценные бумаги внутри заранее установленного круга субъектов. Они не выходят в открытое обращение. Кроме этого, НО основываются на малооборотном активе - долях ООО. Публичные и непубличные общества отличаются используемыми механизмами управления внутрикорпоративными отношениями. Так, НО могут применять особые субъектного состава участников. Они обладают большей свободой внутрикорпоративной самоорганизации.

Особенности функционирования НО

Деятельность, которая осуществляется непубличными обществами, регламентируется преимущественно диспозитивными нормами. Они допускают введение индивидуальных порядков поведения участников компании по их усмотрению. Непубличными обществами не осуществляется заимствование на рынке акций.

Нормативное разделение

На сегодняшний день граница между императивным и диспозитивным управлением проходит между АО и ООО. Реформа ГК несколько сдвинула ее. Однако, по мнению некоторых критиков, анализирующих порядки, по которым существуют сегодня публичные и непубличные акционерные общества, происходит некоторое смешение разных при отнесении их к какой-либо из категорий. Однако на этот счет есть и иное мнение. При включении корпораций в публичные и непубличные акционерные общества основополагающие различия между субъектами под сомнение не ставится. Достаточно четко выражены особенности оборота ценных бумаг и долей, что является основным признаком для классификации. Разделение на публичные и непубличные общества сведено исключительно к попытке сформировать общие режимы управления. При этом расширение влияния диспозитивных норм не распространяется на особенности, отличающие оборот ценных бумаг. В связи с недостаточной практикой и отсутствием ряда четких формулировок отнесение некоторых АО в публичные и непубличные общества затруднено.

Сравнительная характеристика

Публичные и непубличные общества главным образом отличаются способом, который используется при размещении ценных бумаг. Как осуществляются эти процедуры в НО и ПО, описано выше. Под публичным размещением ценных бумаг понимают отчуждение посредством открытой подписки. Она представляет собой способ увеличения объема уставного капитала корпорации. ПО осуществляет возмездное размещение дополнительного количества акций в процессе эмиссии среди неограниченного круга субъектов. Метод отчуждения ценных бумаг вносится в решение об их выпуске. Данный документ утверждается на совете директоров и проходит регистрацию у госрегулятора рынка. Раньше в качестве него выступали ФСФР РФ и ФКЦБ РФ. В настоящее время госрегулятором на рынке является ЦБ РФ. После регистрации документ должен храниться у эмитента. По тексту решения можно установить, была ли осуществлена открытая подписка дополнительного числа акций или нет. Публичные и непубличные общества различаются и по способу обращения ценных бумаг. Оборот представляет собой процесс заключения гражданско-правовых сделок. Они влекут переход права собственности на акции (ценные бумаги) после первого их отчуждения, следующего за их выпуском эмитентом (вне процедуры эмиссии).

Признаком выступает открытое обращение. Что это значит? Под данным термином следует понимать оборот ценных бумаг (акций) в пределах организованных торгов. Публичное обращение может также осуществляться посредством предложения их неограниченной массе субъектов. В числе способов реализации данной возможности присутствует и реклама. Данные положения установлены в ст. 2 ФЗ №93, регламентирующем функционирование рынка ценных бумаг. Следует отметить, что обращение акций может осуществляться разными методами. В частности, оно может представлять собой разовое мероприятие. В этом случае обращение имеет ограничения по времени. Это, например, может быть продажа на торгах, аукционе широкому кругу лиц. Также обращение может иметь неограниченную длительность. Например, это происходит, когда оборот осуществляется на биржах ценных бумаг.

Федеральным законом № 99-ФЗ, принятым 5 мая 2014 года, были внесены поправки в гражданское законодательство в отношении организационно-правовых форм юридических лиц. 1 сентября 2014 года новые положения статьи 4 первой части ГК РФ вступили в силу:

  1. Такая форма юридических лиц, как ЗАО, отныне упразднена.
  2. Все хозяйственные общества делятся на публичные и непубличные компании.

Какие компании относятся к непубличным?

Согласно новым нормам те акционерные общества, которые размещают свои акции среди строго ограниченного круга лиц и не выпускают их в обращение на фондовый рынок, признаются непубличными компаниями. Аналогичный статус приобретают ООО, не отвечающие признакам .

Законодатели считают, что хозяйственные организации в форме ЗАО, по сути, не являются акционерными, поскольку их акции распределяются среди закрытого списка участников и даже могут находиться в руках единственного акционера. Такие образом, эти общества практически не отличаются от обществ с ограниченной ответственностью и могут быть преобразованы в ООО или в производственный кооператив.

Реорганизация закрытого акционерного в общество с ограниченной ответственностью не обязательна. ЗАО вправе сохранить акционерную форму и приобрести статус непубличного в том случае, если признаки публичности у него отсутствуют.

Поправки в гражданское законодательство практически не затрагивают ООО. Согласно новой классификации, эти юрлица признаются непубличными автоматически. Никаких обязанностей по перерегистрации в связи с новым статусом на них не возлагается.

Непубличные АО

Непубличное акционерное общество - это юридическое лицо, соответствующее следующим критериям:

  • минимальный размер уставного капитала – 10000 руб;
  • количество акционеров – не более 50;
  • в наименовании организации нет указания на то, что она является публичной;
  • акции компании не размещаются на бирже и не предлагаются к приобретению по открытой подписке.

Название и учредительные документы акционерных обществ должны быть приведены в соответствие с актуальной редакцией ГК РФ, в частности, из фирменного наименования ЗАО следует исключить слово «закрытое». Зафиксировать изменения в правоустанавливающей документации можно позже, при внесении в нее плановых поправок.

Признание АО непубличным предоставляет ему гораздо большую свободу в управлении своей деятельностью по сравнению с публичной компанией. Так, бывшее ЗАО не обязано публиковать информацию о своей работе в открытых источниках. По решению акционеров управление организацией может быть полностью передано в руки совета директоров или единоличного исполнительного органа общества. Собрание акционеров вправе самостоятельно определять номинальную стоимость акций, их количество и тип, предоставлять отдельным участникам дополнительные права. Ценные бумаги АО покупаются и продаются путём простой сделки.

Все решения АО должны быть удостоверены нотариусом либо регистратором. Ведение реестра акционеров непубличного акционерного общества передаётся специализированному регистратору.

ООО как непубличные компании

Деятельность хозяйствующих субъектов в форме ООО регулируется ст. 96-104 ГК РФ:

  • минимальная сумма уставного капитала – 10000 рублей;
  • состав участников – максимум 50;
  • список участников ведётся самим обществом, все изменения регистрируются в ЕГРЮЛ;
  • правомочия участников по умолчанию устанавливаются согласно их долям в уставном капитале, но могут быть изменены при наличии у непубличного общества корпоративного договора или после внесения соответствующих положений в устав фирмы с фиксацией поправок в ЕГРЮЛ;
  • сделка по отчуждению долей оформляется нотариально, факт перехода прав вносится в ЕГРЮЛ.

В отличие от документации публичных компаний, сведения, содержащиеся в корпоративном договоре непубличного общества с ограниченной ответственностью, являются конфиденциальными и не раскрываются третьим лицам.

Со вступлением в действие поправок в ГК РФ оформление решений участников общества должно проводиться в присутствии нотариуса. Однако здесь предусмотрены и другие возможности, не противоречащие законодательству, а именно:

  • внесение в устав изменений, определяющих иной способ подтверждения решений собрания участников ООО;
  • обязательное удостоверение протоколов общества подписями всех участников;
  • применение технических средств, фиксирующих факт принятия документа.

Наряду с ЗАО из гражданско-правового оборота также исключается форма юридических лиц ОДО (общество с дополнительной ответственностью). Согласно новым правилам такие организации должны перерегистрироваться в непубличные ООО.

Возможно, в ближайшее время стоит ожидать очередных изменений в законодательные нормы в отношении юрлиц, поскольку законы об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг и обществах с ограниченной ответственностью, регулирующие деятельность АО и ООО, до сих пор существуют в старых редакциях (без разделения на публичные и непубличные компании).

Федеральным законом 05.05.2014 N 99-ФЗ внесены существенные изменения в корпоративное законодательство.Часть изменений затронула общие положения о юридических лицах, в частности изменились организационно-правовые формы юридических лиц и их классификация.

Коммерческие организации — преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности подразделяются на:

— Хозяйственные общества
— Публичные общества.
— Непубличные общества

Упраздняются (не создаются и не могут быть зарегистрированы):
— общества с дополнительной ответственностью;
— типы акционерных обществ — открытое и закрытое.
Хозяйственные товарищества
полное товарищество
— товарищество на вере (коммандитное товарищество)

хозяйственные партнерства

— производственные кооперативы

Названным законом вводятся понятия публичных и непубличных обществ. Цель этого деления – установить разные режимы регулирования внутрикорпоративных отношений для обществ, различающихся количеством участников и характером оборота прав участия в них (акций и долей в уставном капитале ООО).

Данное деление проводится только среди хозяйственных обществ то есть ООО, АО и не затрагивает иные формы коммерческих корпоративных юридических лиц (например, хозяйственные товарищества).

Публичным признаётся акционерное общество, чьи акции и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах (п. 1 ст. 66.3 ГК Р).

Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным.

Непубличными обществами являются.
1. Общество с ограниченной ответственностью;
2. Акционерное общество:
— устав и фирменное наименование которого не содержит указание на то, что общество является публичным;
— чьи акции и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, публично не размещаются (путем открытой подписки) или публично не обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах.
3. Общество с дополнительной ответственностью.

С 01.09.2014 г. общества с дополнительной ответственностью упраздняются. К таким обществам, созданным до указанной даты, применяются нормы главы 4 ГК РФ в новой редакции об обществах с ограниченной ответственностью. Соответственно, такие общества также должны приравниваться к непубличным обществам.

Таким образом, с 01.09.2014 г. упраздняется деление акционерных обществ на закрытые и открытые. АО таких типов теперь. не могут быть созданы.

С учетом новых требований фирменные наименования хозяйственных обществ должны будут иметь следующий вид:
— публичного акционерного общества — "Публичное акционерное общество «Армаис» ;
— непубличного акционерного общества — "Акционерное общество «Армаис» ;
— общества с ограниченной ответственностью — "Общество с ограниченной ответственностью «Армаис» .

При этом у обществ остается право иметь также и сокращенное фирменное наименование.

В отличие от публичного общества непубличное общество не должно отражать свой непубличный статус в фирменном наименовании. Будут «публичное акционерное общество» и просто «акционерное общество».

С 1 сентября 2014 года:
— положения Закона об АО, регулирующие ОАО, применяются к публичным акционерным обществам в части, не противоречащей ГК в новой редакции;
— к ЗАО применяются нормы главы 4 ГК РФ (в новой редакции) об АО. Положения Закона об АО о закрытых акционерных обществах применяются к таким обществам впредь до первого изменения их уставов.

До 01.09.2014 г. основным классифицирующим признаком для деления акционерных обществ на открытые и закрытые служило количество акционеров (50 и менее — для закрытых и более 50 — для открытых).

Таким образом, главным критерием деления на публичные и непубличные АО является публичное размещение акций, ценных бумаг, конвертируемых в акции (право их публичного размещения), или их публичное обращение на установленных условиях.

Требований к максимальному количеству акционеров непубличных, как и публичных АО нет, поэтому оно может быть любым. Остается действовать требование о том, что акционерное общество должно иметь, по меньшей мере, одного акционера, который в свою очередь не может быть другим хозяйственным обществом, состоящим из одного лица, если иное не установлено законом.

Для ООО требование о максимальном количестве участников (не более 50) остается, в противном случае оно подлежит преобразованию в акционерное общество в течение года, а по истечении этого срока — ликвидации в судебном порядке, если число его участников не уменьшится до указанного предела. Требование о типе АО, в которое должно быть преобразовано ООО, с 01.09.2014 г. исключено. В подобной ситуации ООО само сможет определить, будет оно публичным или непубличным АО с соблюдением требований о публичном размещении акций, ценных бумаг, конвертируемых в акции.

Также для ООО остаются в силе требования о минимум одном участнике и о невозможности иметь в качестве единственного участника ООО другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.

Непубличные акционерные общества как лица, не имеющие право размещать публично свои акции, иные ценные бумаги, конвертируемые в акции, близки в этом к ЗАО, а публичные общества близки в этом к ОАО.

Вместе с тем это не означает, что ОАО обязательно будет приравниваться к публичному АО. Публичными будут признаваться лишь те АО, которые отвечают признакам публичных АО. Например, если акции ОАО размещались только при его учреждении по закрытой подписке и не размещались публично, то такое общество будет непубличным, однако иное может быть установлено его уставом.
Непубличное АО (в том числе созданное до 1 сентября 2014 года как ЗАО) вне зависимости от числа его акционеров может приобрести статус публичного АО путем указания в своем фирменном наименовании, что общество является публичным и внесения ЕГРЮЛ сведений о таком фирменном наименовании.

В целом, законодательные требования к деятельности публичных обществ более строгие, чем к деятельности непубличных, в отношении которых законодатель допускает больше испозитивности в регулировании, например, по вопросам управления в обществах. Установление более строгих требований к публичным обществам связано в первую очередь с тем, что их деятельность затрагивает имущественные интересы большого числа акционеров и других лиц.

Свобода внутренней самоорганизации непубличных обществ

Деятельность непубличных обществ в большей мере по сравнению с публичными регулируется диспозитивными нормами законодательства, которые предоставляют участникам корпорации возможность самим определять правила своего взаимоотношения.

Возможность самостоятельно определять перечень органов общества. Гражданский кодекс разделяет корпоративные органы на две основные группы: органы, которые обязательно должны быть образованы во всех корпорациях, и органы, которые образуются в отдельных видах корпораций в случаях, предусмотренных законодательством или уставом самой корпорации.

К обязательным органам относятся общее собрание участников (высший орган любой корпорации) и единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор и т. п.). А к органам, которые образуются лишь в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом, другими законами или уставом корпорации, относятся: коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция и т. п.), коллегиальный орган управления (наблюдательный или иной совет), который контролирует деятельность исполнительных органов корпорации и выполняет иные функции, а также ревизионная комиссия. Для публичного общества в соответствии с законодательством обязательно образование большинства из этих органов (на усмотрение самого общества оставлена только необходимость образования коллегиального исполнительного органа), тогда как для непубличного общества обязательно образование только двух корпоративных органов, а остальные факультативны.

Образование коллегиального органа управления и ревизионной комиссии

Гражданский кодекс допускает, что образование коллегиального органа управления может быть предусмотрено не только уставом, но и законом.

В соответствии с действующим Федеральным законом от 08.02.98 № 14ФЗ «Об ОО)» в ООО образование совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии происходит по усмотрению участников общества. Учитывая, что новая редакция ГК тоже не требует от непубличных обществ обязательно создавать коллегиальный орган управления, в силу пункта 4 статьи 65.3 ГК РФ этот орган для обществ с ограниченной ответственностью факультативен (по закону его создание не обязательно, но может быть предусмотрено уставом). Что касается ревизионной комиссии (ревизора), то, согласно новой редакции Гражданского кодекса, на общества с ограниченной ответственностью распространяется то же правило, что и на непубличные акционерные общества: в устав можно включить положения об отсутствии в обществе ревизионной комиссии или о ее создании исключительно в случаях, предусмотренных уставом.

По решению участников (учредителей) непубличного общества, принятому единогласно, в устав общества могут быть включены следующие положения:
- о закреплении функций коллегиального исполнительного органа общества за коллегиальным органом управления общества (пункт 4 статьи 65.3) полностью или в части либо об отказе от создания коллегиального исполнительного органа, если его функции осуществляются указанным коллегиальным органом управления;
- о передаче единоличному исполнительному органу общества функций коллегиального исполнительного органа общества (п. 3 ст. 66.3 ГК РФ).

Эти опции рассчитаны на случай, когда в обществе были созданы одновременно коллегиальный орган управления (наблюдательный или иной совет) и коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция), а затем коллегиальный исполнительный орган ликвидируется. В этом случае возникает вопрос: должна ли его компетенция в полном объеме отойти к единоличному исполнительному органу или ее можно полностью или частично передать коллегиальному органу управления? Новая редакция ГК допускает и тот, и другой вариант. Участники непубличного общества вправе самостоятельно решать, как распределить полномочия ликвидируемого коллегиального исполнительного органа. Очевидно, если такого органа в обществе не было изначально, то и не возникает проблемы распределения его функций и компетенции (соответственно, подпункты 2 и 3 п.3 ст. 66.3 ГК РФ к этим ситуациям не применяются).

Свобода самоорганизации непубличных обществ – результат компромисса всех его участников
Свободе внутрикорпоративной самоорганизации непубличных обществ противостоит принцип единогласия всех участников непубличного общества при реализации предоставленных законодательством диспозиций.
Применение диспозитивных норм влечет за собой потенциальную угрозу, что доминирующие участники общества навяжут более слабым неконтролирующим участникам такие правила внутрикорпоративных отношений, которые повлекут несоблюдение интересов последних. Для предотвращения таких негативных последствий в законодательстве устанавливаются условия применения диспозитивных норм. Одним из них является принцип консенсуса (единогласия всех участников общества) при реализации предусмотренных законом диспозиций. Его суть в том, что отступление от некоторых диспозитивных норм законодательства и закрепление в уставе непубличного общества иного правила возможно, только если соответствующее решение принято всеми участниками общества единогласно. Тем самым неконтролирующие участники могут блокировать введение в обществе невыгодных им правил по желанию доминирующих участников.

Этот механизм заимствован из правового регулирования деятельности ООО, так как закон № 14-ФЗ всегда содержал такой ограничитель для навязывания некоторых решений доминирующими участниками неконтролирующим участникам. Для акционерных же обществ это было несвойственно. Но новая редакция унифицирует режим диспозитивного правового регулирования всех непубличных обществ (ООО и непубличных АО), поэтому непубличные акционерные общества тоже смогут отступать от диспозитивных норм только на условиях единогласия.

Использование принципа единогласия при реализации диспозитивных норм имеет свои недостатки. Это создает избыточную защиту интересов неконтролирующих участников (акционеров), сужая возможности внутрикорпоративной самоорганизации. Очевидно, что единогласия всех участников общества можно достичь только при их ограниченном числе и фактическом участии каждого из них в принятии решений. Непубличное общество с несколькими десятками участников (акционеров), особенно если среди них есть «мертвые души», вряд ли сможет воспользоваться свободой внутрикорпоративной самоорганизации просто из-за невозможности достичь единогласия всех участников (акционеров).
В связи с этим стоит вспомнить о еще одном механизме обеспечения баланса интересов контролирующих и неконтролирующих участников, а именно о компенсационных выплатах неконтролирующему меньшинству. Согласно действующим законам № 208-ФЗ и № 14-ФЗ, этот механизм используется при принятии особо значимых решений, изменяющих условия участия в обществе (решений об одобрении крупных сделок, реорганизации общества, внесении в устав изменений, уменьшающих объем прав участников, и т. п.). Для таких мероприятий достаточно решения преобладающего большинства участников (акционеров), поэтому участникам общества, не поддерживающим данное решение (это объективно меньшинство), законодательство предоставляет право предъявить требование о выкупе их акций (долей), то есть покинуть общество.

С учетом этого на случай невозможности достичь единогласного решения по поводу установления в обществе тех или иных отклонений от диспозитивных правил законодательства эффективным выходом из создавшейся проблемы было бы расширение сферы применения компенсационных выплат. Тогда несогласное меньшинство будет вправе требовать у контролирующих участников выкупа их акций (долей), а оставшиеся участники смогут принять необходимое единогласное решение.

Еще одна сфера, к которой применяются разные правила в зависимости от публичности или непубличности общества, – это порядок удостоверения лиц, участвующих в общем собрании участников (акционеров), и принятых собранием решений.

Дальнейшая судьба ЗАО

В связи с делением АО на публичные и непубличные возникает естественный вопрос о судьбе ЗАО. С ними не происходит никакой революции. Хотя такой тип акционерного общества не предусмотрен в новой редакции главы 4 ГК, она не запрещает использовать в непубличном акционерном обществе механизм, который является основным признаком закрытых обществ, а именно контроль персонального состава участников (преимущественное право приобретения акций, отчуждаемых отдельными акционерами третьим лицам). Запрет на использование этого механизма установлен только в отношении публичных обществ, следовательно, непубличных обществ он не касается. Просто если раньше этот механизм был обязательным (императивным) для ЗАО, то теперь в связи с исчезновением из законодательства такого типа акционерного общества этот механизм превращается в право по выбору для непубличных обществ. То есть этот механизм может применяться по усмотрению акционеров непубличных акционерных обществ. Для этого его надо включить в устав, а бывшим ЗАО достаточно сохранить его в уставе.

Устранение из фирменного наименования АО слова «закрытое» не препятствует применению преимущественного права приобретения акций, если общество отвечает признакам непубличного.

Но при этом нужно учитывать следующее обстоятельство. Согласно пункту 9 статьи 3 закона № 99-ФЗ, с 1 сентября 2014 года к ЗАО применяются нормы новой редакции ГК об акционерных обществах. А специальные положения закона № 208-ФЗ о ЗАО применяются к таким обществам впредь до первого изменения их уставов. Это значит, что как только общество уберет из своего фирменного наименования слово «закрытое», оно не сможет опираться на нормы закона № 208-ФЗ, регулирующие деятельность ЗАО. В том числе для него перестанут действовать те положения закона № 208-ФЗ, которые регулируют порядок реализации преимущественного права приобретения акций. Поэтому порядок реализации этого права теперь нужно указать в уставе (если в нем нет соответствующих положений). Для этого не обязательно дублировать в уставе соответствующие нормы закона № 208-ФЗ, учитывая, что они все равно потеряют силу для общества. Можно предусмотреть любой разумный порядок реализации преимущественного права.

Бывшие ОАО, которые попадут в категорию непубличных обществ, тоже смогут применять преимущественное право приобретения акций, если включат соответствующие положения в устав. Включение в устав непубличного акционерного общества норм о преимущественном праве или установление особого порядка реализации этого права осуществляется большинством в ¾ голосов участников собрания

Похожих статей пока нет.

Которым внесены существенные изменения в в соответствии с которым акционерные общества делятся на публичные и непубличные общества, то есть деление АО на закрытые и открытые упразднено. Иными словами, организационно-правовая форма "акционерное общество" сохраняется, но изменяются типы таких хозяйственных обществ.

По новым правилам АО делятся на два типа: публичные и непубличные.

В силу п.1 ст.66.3 ГК РФ публичным является акционерное общество, акции и ценные бумаги которого публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются к АО, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным. Таким образом, публичным может стать и общество, не отвечающее соответствующим признакам.

Общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество, которое не отвечает признакам, указанным выше, признаются непубличными .

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, обязательно должно иметь фирменное наименование, которое фиксируется в учредительном документе (в АО это устав) и ЕГРЮЛ. Полное фирменное наименование публичного АО на русском языке должно содержать полное наименование общества и слова "публичное акционерное общество", сокращенное - полное или сокращенное наименование общества и слова "публичное акционерное общество" или "ПАО".

Непубличное общество становится (по своему усмотрению) публичным со дня внесения в ЕГРЮЛ сведений о фирменном наименовании, содержащем указание на то, что общество следует считать публичным. Фирменное наименование непубличного АО на русском языке должно содержать полное наименование общества и слова "акционерное общество", сокращенное - полное или сокращенное наименование общества и слова "акционерное общество" или "АО" ().

Как следует из общей нормы (абз.3 п.1 ст.53 ГК РФ) учредительным документом может быть предусмотрено, что полномочия выступать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, действующим совместно или независимо друг от друга. Сведения об этом должны быть включены в ЕГРЮЛ.

На основании АО, созданные до 01.09.2014 и отвечающие признакам публичных акционерных обществ, признаются публичными, причем вне зависимости от наличия в их фирменном наименовании указания на то, что общество является публичным. В связи с этим такие общества обладают правом публичного размещения акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции, хотя в их наименовании может отсутствовать указание на то, что общество является публичным.

В целях информирования инвесторов и иных заинтересованных лиц Банк России рекомендовал АО, отвечающим признакам публичных АО, ценные бумаги которых находятся в процессе размещения, раскрывать информацию о соответствии компании признакам публичных обществ. Учредительные документы (устав) и наименования АО, созданных до 01.09.2014, нужно привести в соответствие с нормами ГК РФ в новой редакции при первом изменении учредительных документов. Это требование Федерального закона № 99-ФЗ.

В добавлено, что изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с новыми нормами Гражданского кодекса не влечет возникновения необходимости внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование. Не нужна и перерегистрация юридических лиц, созданных до 01.09.2014. Следовательно, все выданные АО до 01.09.2014 правоустанавливающие, правоудостоверяющие, правопрекращающие и иные документы сохраняют свою юридическую силу, поэтому их замена в обязательном порядке не требуется. В частности, сказанное касается лицензий и иных разрешительных документов, выдаваемых Росприроднадзором и его территориальными органами (Письмо Росприроднадзора от 14.10.2014 № АА-03-04-36/16011).

В то же время юридические лица не лишены права обратиться в соответствующий орган за внесением изменений в выданные ранее документы (если соответствующим нормативным документом регламентирована процедура выдачи документа взамен ранее выданного). К примеру, законодательством о налогах и сборах не предусмотрен порядок замены уведомлений о постановке на учет в налоговых органах, и при приведении наименования АО в соответствие с гл.4 ГК РФ замена указанных уведомлений по основаниям, предусмотренным НК РФ, не нужна (Письмо ФНС России от 16.09.2014 № СА-4-14/18715).

Перерегистрация ранее созданных юридических лиц, указанных в ст.ст. 8, 9 ФЗ от 05.05.2014 № 99-ФЗ, в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона не требуется.

Созданные до 01.09.2014 акционерные общества, отвечающие этим признакам, по умолчанию считаются публичными АО (по общему правилу фирменное наименование такого общества должно содержать указание на то, что общество является публичным). Общество, по всем признакам относящееся к непубличным, может стать публичным, если указание на это будет зафиксировано в его фирменном наименовании.Устав обществ, созданных до 01.09.2014, и их фирменные наименования должны быть приведены в соответствие с новыми требованиями, что нужно сделать при первом изменении устава, осуществляемом на основании решения общего собрания акционеров.

Важно отметить, что при регистрации изменений учредительных документов юридических лиц в связи с приведением этих документов в соответствии с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации государственная пошлина не взимается.



Справочники