Международные стандарты разрабатываются и принимаются. Международные стандарты — их сила и слабость. Международные стандарты и госты

В условиях перехода к рыночной экономике решение проблемы качества продукции в России во многом будет зависеть от формирования систем стандартов качества как основы нормативно-правовой базы организации и функционирования систем управления качеством. Повышение роли и значения стандартов качества в мировой практике вызвано стремлением выработки единого подхода к понятию "качественная продукция".

Важным элементом в системах управления качеством изделий является стандартизация - нормотворческая деятельность, которая находит наиболее рациональные нормы, а затем закрепляет их в нормативных документах типа стандарта, инструкции, методики требования к разработке продукции.

Главная задача стандартизации - создание системы нормативно-технической документации, определяющей прогрессивные требования к продукции, изготовляемой как для нужд народного хозяйства, населения, обороны страны, экспорта, а также контроль за правильностью использования этой документации.

Нормотворческая деятельность проявляется прежде всего в разработке и применении стандартов.

Стандарт - нормативно-технический документ, содержащий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утвержденный признанным органом (или предприятием). Стандарт может быть разработан на материальные предметы (продукцию, образцы веществ, эталоны), на нормы, правила и требования различного характера. В стандартах регламентируются методы измерения, контроля и испытания продукции. Именно в стандартах устанавливаются требования к выпускаемой продукции, соблюдение которых позволяет считать эту продукцию качественной.

С переходом к рынку в России изменился сам подход к организации и использованию системы стандартов. Организация работы по стандартизации стала более демократичной, проводится на добровольной основе (с участием всех заинтересованных сторон), а применение стандартов в большей части носит рекомендательный характер. Однако требования государственных стандартов РФ подлежат обязательному выполнению всеми предприятиями и организациями независимо от форм собственности, если это связано с безопасностью жизни и здоровья людей, их имущества, охраны окружающей среды и т.д.

В настоящее время сформировалась Государственная система стандартизации Российской Федерации (ГСС), которая регламентирует процессы построения, изложения и распространения стандартов в Российской Федерации. ГСС включает пять основополагающих стандартов:

  1. ГОСТ Р 1.0-92. Основные положения.
  2. ГОСТ Р 1.2-92. Порядок разработки государственных стандартов.
  3. ГОСТ Р 1.3-92. Порядок согласования, утверждения и регистрации технических условий.
  4. ГОСТ Р 1.4-92. Стандарты предприятия. Общие положения.
  5. ГОСТ Р 1.5-92. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов.

В государственные стандарты Российской Федерации включены следующие положения:

  • обязательные требования к качеству продукции, работ и услуг, обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья и имущества, охрану окружающей среды, обязательные требования техники безопасности и производственной санитарии;
  • обязательные требования по совместимости и взаимозаменяемости продукции;
  • обязательные методы контроля, требований к качеству продукции, работ, услуг, обеспечивающих их безопасность для жизни, здоровья людей и имущества, охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость продукции;
  • основные потребительские и эксплуатационные свойства продукции, требования к упаковке, маркировке, транспортированию и хранению, а также к утилизации продукции;
  • положения, обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции и оказании услуг, правила обеспечения качества продукции, сохранность и рациональное использование всех видов ресурсов, термины, определения и обозначения, метрологические и другие общетехнические правила и нормы.

В Российской Федерации нормативные документы по стандартизации подразделяются на следующие категории:

  • государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ);
  • отраслевые стандарты (ОСТ);
  • технические условия (ТУ);
  • стандарты предприятий и объединений предприятий (союзов, ассоциаций, концернов, акционерных обществ, межотраслевых, региональных и других объединений) (СТП);
  • стандарты научно-технических обществ и инженерных союзов, ассоциаций и других общественных объединений (СТО).

В зависимости от объекта стандартизации, его специфики и содержания разрабатываемых к нему требований стандарты подразделяются на следующие виды:

  • стандарты основополагающие;
  • стандарты на продукцию, услуги;
  • стандарты на процессы;
  • стандарты на методы контроля, испытаний, измерений, анализа.

Развитие внешнеэкономических связей привело к необходимости выработки стандартного подхода к понятию "производство качественной продукции". Международная организация по стандартизации (ИСО) разработала требования к качеству на международном уровне. Основное назначение международных стандартов - это создание на международном уровне единой методической основы для разработки новых и совершенствования действующих систем качества и их сертификации.

В 1987 г. Международная организация по стандартизации приняла стандарты ИСО серии 9000 по системам качества, которые были разработаны на основе советских (Львовской, Саратовской, Краснодарской, Ярославской и др.), японских и других систем обеспечения или управления качеством продукции.

Международные стандарты ИСО серии 9000 ознаменовали выход стандартизации на качественно новый уровень. Эта серия включает следующие пять стандартов:

  1. ИСО 9000 "Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению".
  2. ИСО 9001 "Система качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и (или) разработке, производстве, монтаже и обслуживании".
  3. ИСО 9002 "Система качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже".
  4. ИСО 9003 "Система качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях".
  5. ИСО 9004 "Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания".

Стандарты ИСО серии 9000 установили единый признанный в мире подход к договорным условиям по оценке систем качества и одновременно регламентировали отношения между производителями и потребителями продукции.

Иными словами, стандарты ИСО четко ориентированы на потребителя при строгом соблюдении культуры производства. Во многих промышленно развитых странах эти стандарты приняты как национальные (Австрия, Великобритания, Германия,

Швеция и др.).

Учитывая прогрессивный характер международных стандартов ИСО серии 9000 и их регулирующую роль при выходе на внешний рынок и образовании прямых хозяйственных связей, в нашей стране стандарты ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003 приняты для прямого использования в виде следующих трех Государственных стандартов качества: ГОСТ Р ИСО 9001-96, ГОСТ Р ИСО 9002-96 и ГОСТ Р ИСО 9003-96.

B. Гpибoв, B. Гpyзинoв

Международные стандарты — это стандарты, которые утверждены международной организацией. Они являются добровольными для исполнения. На практике часто международными стандартами называют также и региональные стандарты (например, стандарты европейского сообщества или директивы Евросоюза) и стандарты, разработанные различными научно-техническими обществами, но т.к. они могут быть приняты в качестве норм различными государствами мира, их также иногда называют международными стандартами.

Международные стандарты

Международные стандарты разрабатываются международной организацией, подтвердившей данное право путем подписания договора, соглашения или другого международного документа. Таких международных организаций множество. Об этом можно судить хотя бы по списку областей, который утвердило ЕЭК ООН (Европейская экономическая комиссия ООН) и для которых требуется стандартизация. Их 15 секторов, включая, например, следующие:

  • здравоохранение;
  • атомная энергетика, радиационная безопасность;
  • противопожарная защита;
  • метрология;
  • энергетика;
  • электрическое и электронное оборудование;
  • охрана окружающей среды;
  • машинное оборудование;
  • обработка информации;
  • материалы;
  • обеспечение и оценка качества и другие.
  • ISO (ИСО) — Международная организация по стандартизации;
  • IEC (МЭК) — Международная электротехническая комиссия;
  • ITU (МСЭ) — Международный телекоммуникационный союз.

Так международная организация ИСО занимается стандартизацией во многих областях хозяйственной, производственной и общественной деятельности. В настоящее время разработано свыше 20 тысяч разнообразных стандартов. Свыше 150 стран мира в той или иной степени применяют их на практике. НО тем не менее считается, что около 80 % существующих в данной системе стандартизации нормативных документов еще не нашли своей практической реализации.

Директивы Евросоюза

В наши дни в рыночной экономике существует тенденция к объединению экономики, созданию интегрированных региональных рынков. Максимальное развитие получила такая тенденция в рамках ЕС – Европейского Союза, который сформировал единый внутренний рынок 25 стран рынок к концу 1992 года. Основное значение при устранении национальных барьеров назначается развитию стандартизации в рамках Европы.

СЕН — Европейский комитет по стандартизации был утвержден в 1961 году, СЕНЭЛЕК- Европейский комитет по стандартизации в электротехнике создан 10 лет спустя. На сегодняшний день только в рамках этих двух европейских организаций по стандартизации функционирует 239 ТК.

Если в странах ЕС в 1991 году действовало 200 директив Евросоюза и 1200 евростандартов, то в 2005 году Фонд нормативных документов комитетов СЕН и СЕНЭЛЕК превысил 14 тысяч.

Особенность большинства директив Евросоюза заключаются в том, что они содержат, как правило, лучшие национальные стандарты отдельных европейских стран. Политика комитетов по европейской стандартизации СЕН и СЕНЭЛЕК заключается в том, чтобы максимально применять требования Международных стандартов ИСО и МЭК в качестве региональных, европейских директив. Практически все европейские страны принимают в последние годы свои национальные стандарты на базе единых директив Евросоюза.

Практически все техническое законодательство ЕС представлено в настоящее время постановлениями Совета, директивами Евросоюза (его Совета).

Для стран – членов ЕС постановления Совета имеют прямое действие без переоформления требований через национальное законодательство. В отличие от Постановлений директивы Евросоюза вводятся в действие через законодательные документы самих государств - членов Европейского Союза. При этом директивы Евросоюза содержат сроки ввода стандарта в национальных рамках. Чаще всего и директивы и постановления называют единым термином - директивы Евросоюза.

При разработке и внедрении директив Евросоюза существуют старый и новый подходы. Директивы Евросоюза в старой версии содержат, как правило, конкретные сведения к объекту стандартизации. В связи с изменяющимися условиями производства, предпринимательства, новыми технологиями, такие документы требуют постоянного внесения корректировок. Отдельные директивы Евросоюза насчитывают их до 100 единиц.

Директивы Евросоюза, разработанные с учетом современных тенденций, формулируют общие требования к продукции или другим объектам стандартизации. Они состоят из двух частей (правовой и технической) и нескольких приложений.

На реализацию в странах ЕС любая продукция может поступить лишь после проведения оценки соответствия и получения права маркировать ее знаком соответствия – СЕ.

Международные стандарты и ГОСТы

Международные стандарты не являются обязательными для стран, которые принимают участие в работе той или иной международной организации и разработке международных стандартов под эгидой данной системы. Любое государство вправе использовать или не использовать то или иное семейство стандартов.

Так сами стандарты ИСО/МЭК предусматривают два возможных способа использования международных стандартов: прямое и косвенное применение.

Прямое применение — это использование международного стандарта независимо от его регулирования любым другим нормативным документом.

Косвенное применение – использование международного стандарта путем утверждения посредством другого нормативного акта, где этот стандарт был ратифицирован.

Уровень адаптации международных стандартов в той или иной стране может быть установлен на основе положений ИСО/МЭК 21 при применении системы классификации международных стандартов. Они могут быть следующими:

  • IDT — идентичные национальные стандарты, содержащие минимальные редакционные изменения, внесенные в международные стандарты.
  • MOD — измененные национальные стандарты с четко объясненными изменениями.
  • NEQ — не эквивалентные национальные или региональные или стандарты.

Государственная система стандартизации РФ предусматривает следующие варианты использования региональных и международных стандартов:

  • принятие аутентичного (подлинного или достоверного) текста международного стандарта в качестве национального российского нормативного акта (ГОСТ Р) без изменений и дополнений;
  • принятие текста международного стандарта, содержащего дополнения, учитывающие особенности российских условий и требований к объекту стандартизации (например, ГОСТ ИСО 9001 или ГОСТ ИСО 14001).

Если на национальном уровне не принят общероссийский стандарт, аналогичный тому или иному международному стандарту, то отрасли, предприятия, научные объединения и другие российские структуры могут применять региональные или международные стандарты в качестве стандартов отраслей, предприятий, до тех пор пока не будет принят российский ГОСТ Р.

Кроме того допускается при создании российских нормативных документов, делать ссылки или включать отдельные пункты международных стандартов в такие документы. Но это не говорит о том, что был принят международный стандарт.

Директивы Евросоюза и международные стандарты с переходом России к рыночной экономике все чаще берутся за основу российских стандартов. Принято считать, что в отдельных областях деятельности соответствие российских стандартов межнациональным составляет 100 %. Но имеются отрасли и области, которые в значительной степени относятся в сфере безопасности государства Российского, где данный процесс не будет происходить.

Определение международных стандартов.

На протяжении последних почти ста лет обнаруживается стойкая тенденция к расширению круга вопросов, регулируемых международным правом, а также к углублению такого регулирования по различным направлениям.

В частности, отправление правосудия, в том числе и в отношении несовершеннолетних, традиционно относилось к вопросам внутригосударственного регулирования, однако в настоящее время отправление правосудия в отношении несовершеннолетних подлежит осуществлению на основе как внутригосударственных, так и международноправовых актов, причем в последних содержатся стандарты, которым надлежит следовать и при принятии и реализации внутригосударственных норм. Ввиду этого представляется необходимым разобраться в том, что же такое по своей сути международные стандарты.

Как представляется, под международными стандартами понимаются принципы международного права, относящиеся к той или иной сфере правового регулирования. Принципы международного права содержатся в международных актах и обычаях. Вместе с тем в отличие от конкретных международных правил поведения, которые всегда оформляются в виде норм международных актов или обычаев, каждый принцип международного права может быть сформулирован в каком-либо международном акте в виде некоторой нормы, хотя может и не получить четкой формулировки, а проявляться в совокупности норм, изучение которых в комплексе позволяет судить об их соответствии определенному принципу. Принципы права невозможно рассматривать без связи с нормами права, а правовые нормы не могут существовать вне правовых принципов, поэтому бессмысленно противопоставлять нормы принципам. И все же принципы права не тождественны нормам права. Содержанием принципов права являются фундаментальные начала, из которых исходят (или, по крайней мере, должны исходить) при формулировании, толковании и реализации норм права. Вследствие этого принципы права находят то или иное проявление в конкретных правилах поведения, содержащихся в нормах права. Все сказанное относится как к общим, так и к отраслевым принципам права, в том числе и к принципам международного права.

Основой обязательной силы международного права выступает добровольное ясно выраженное либо молчаливое общее или отдельное (т. е. с участием только группы стран, но не всего мирового сообщества) согласие государств по поводу установления или признания определенных правил международного общения (в данном случае речь идет и о принципах и о нормах, закрепляющих конкретные модели поведения), правил, соответствующих правосознанию народов в конкретную историческую эпоху. По сути, указанное согласие государств является соглашением между ними вне зависимости от того, вырабатывается ли при этом какой-либо формально определенный письменный или устный договор или же складывается правовой обычай единообразной практики. Необходимость такого соглашения, как и соблюдения установленных им конкретных норм определяются вполне объективными закономерностями общественного развития, порождающими потребности регулирования разнообразных отношений между участниками международного общения.

Обратим также внимание на еще одно последствие того обстоятельства, что действенность международного права обеспечивается, прежде всего, добровольным согласием государств на реализацию его принципов и норм. Именно в силу того, что исполнение положений международных актов опирается на добровольное согласие государств на их применение, важное значение имеют не только обязательные, но и рекомендательные международные документы. Обязательные для исполнения нормы содержатся в двусторонних и многосторонних международных договорах (которые могут иметь различные наименования - договоры, соглашения, пакты, конвенции и т. д.) и обычаях международного права. Обязательными для исполнения могут быть и предписания, содержащиеся в актах, издаваемых определенными органами, создаваемыми на основе международных договоров, в том числе и отдельными органами некоторых международных организаций (например, резолюции Совета Безопасности ООН).

Рекомендательные акты могут приниматься на различных международных конференциях и иных форумах, а также органами, образуемыми на базе международных договоров, в том числе и органами международных организаций. К примеру, рекомендательный характер носят резолюции Генеральной Ассамблеи ООН. Акты рекомендательного характера принимаются также комитетами, образуемыми в соответствии с международными пактами о гражданских и политических правах и о социальных, экономических и культурных правах, с международными конвенциями о ликвидации всех форм расовой дискриминации, о правах ребенка и с некоторыми другими многосторонними международными договорами.

Несмотря на то, что рекомендательные акты формально не имеют обязательной юридической силы, государства все же не могут полностью игнорировать содержащиеся в них положения, поскольку они сами либо непосредственно участвовали в их разработке и принятии на каких-либо международных конференциях или иных форумах либо являются сторонами в международном договоре, предусматривающем создание органов, компетентных принимать рекомендательные решения по тем или иным вопросам. Известны случаи, когда внутригосударственные суды использовали положения международных документов, носящих рекомендательный характер, в качестве дополнительного обоснования собственных решений. Если государства в течение достаточно долгого времени придерживаются положений тех или иных рекомендательных решений, то такие положения вполне могут превратиться в нормы международно-правового обычая. Следует отметить, что в последнее время наблюдается устойчивая тенденция возрастания роли актов так называемого «мягкого» международного права, под которым понимают совокупность положений рекомендательных международных актов и неписанных традиций, отход от которых порицается, хотя такие положения и рекомендации не носят формально обязательного характера. Среди актов рекомендательного характера, которые были приняты в виде резолюций Генеральной Ассамблеи ООН и которые непосредственно касаются ювенальной юстиции, следует упомянуть, в частности, Минимальные стандартные правила ООН в отношении отправления правосудия по делам несовершеннолетних (Пекинские правила) (1985 год), Правила ООН в отношении защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (Гаванские правила) (1990 год), Руководящие принципы ООН в отношении предупреждения преступности несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) (1990 год). При этом следует иметь в виду, что указанными актами отнюдь не исчерпывается совокупность рекомендательных актов, в той или иной степени касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, а более подробно упомянутые и другие акты будут рассмотрены ниже.

Универсальные и региональные международные стандарты.

В виду того, что государства в той или иной мере сами участвуют в разработке и принятии международных документов, содержащих определенные стандарты поведения, такие стандарты не могут рассматриваться как нечто навязанное извне. И как раз потому, что такие стандарты вырабатываются в результате согласования позиций различных государств, указанные стандарты представляют собой набор минимально необходимых правил поведения, с соблюдением которых согласны государства, принимавшие участие в их разработке и одобрении. Естественно, государствам, которые в результате исторического развития ближе друг к другу по правосознанию, легче выработать одинаковые и детально проработанные правила поведения. Поэтому универсальные стандарты (т. е. стандарты, зафиксированные в документах, к которым присоединились государства, существующие на различных континентах, и к которым, в идеале, могут присоединиться остальные государства) носят обычно более общий характер по сравнению с региональными международными стандартами (т. е. стандартами, содержащимися в документах, к которым присоединяются государства, располагающиеся в рамках того или иного географического региона). Отдельные стандарты могут уже использоваться всеми государствами, другие стандарты некоторым государствам еще предстоит воплотить в практику своей внутренней жизни, а иные стандарты для определенных государств являются уже давно пройденным этапом, и на своем общенациональном уровне они руководствуются гораздо более высокими мерками. Так, отдельные институты исторически появились, и какое-то время существовали только в одном или в весьма ограниченном числе государств, прежде чем распространились по другим странам и превратились в международно-признанные стандарты. В этой связи, конечно же, международные стандарты нельзя воспринимать как нечто, стоящее неизмеримо выше любых правил, действующих в каждом отдельно взятом государстве. Вместе с тем такие стандарты служат ориентирами при определении направления развития правового регулирования различных институтов внутри страны (в данном случае отправления правосудия).

Международное право и правовая система России.

Стоит обратить также внимание на то, что, согласно Конституции РФ (часть 4 статьи 15), «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы» 1 . При этом указывается, что «если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» .

Расширению сотрудничества в области качества способствует введение международных стандартов.

В 1947 г. по решению ООН была создана Международная организация по стандартизации (ИСО). Целью ее создания является содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для облегчения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности.

ИСO (ISO - International Organization for Standardization) -- это международная организация по стандартизации, всемирная федерация национальных организаций по стандартизации (комитетов-членов ИСO). Существование и развитие ИСO обусловлены возрастающей необходимостью использования общепринятых стандартов для обеспечения совместимости функционирования различных (не только технических) систем. Взаимопроникновение методов управления, технологий, средств и рынков в настоящее время невозможно представить без стандартов ИСO.

Цель ИСO -- развитие принципов стандартизации и проектирования на их основе стандартов, способствующих интеграционным процессам в различных областях и видах деятельности.

Разрабатываемые ИСO стандарты объединяются в семейства. ИСO 9000 -- серия стандартов ИСO, которые применяются при создании и совершенствовании систем менеджмента качества организаций и предприятий.

В ИСО установлены два вида членства - комитеты-члены и члены-корреспонденты. Комитетами-членами являются национальные органы по стандартизации. Россию в ИСО представляет Госстандарт РФ.

Руководящими органами ИСО являются: Генеральная Ассамблея, Совет, Комитеты Совета и Центральный секретариат. Высшим органом является Генеральная Ассамблея. В период между сессиями Генеральной Ассамблеи работой руководит Совет, возглавляемый президентом ИСО. Совет состоит из 18 членов - представителей национальных организаций по стандартизации, избираемых на три года.

В настоящее время членами ИСО являются национальные организации по стандартизации почти ста стран мира. Число разработанных международных стандартов на сегодняшний день около 9000.

В ведении технического комитета ИСО под номером 176 находятся стандарты ИСО серии 9000 «Системы качества». Стандарты ИСО серии 9000-1994 имели самое широкое распространение в мире. Эти стандарты были приняты за основу большинством промышленно развитых стран мира и играли важную роль в Европейском экономическом сообществе. В 2001 году введена в действие новая версия стандартов ИСО 9001:2000. По мере достижения ЕЭС своей цели - превращения в крупнейший в мире потребительский рынок - фирмы, занятые в промышленности и в сфере услуг, все активнее начинают поддерживать деятельность технического комитета ИСО 176 как важное средство развития международного рынка продукции и услуг.

Цели работы международных организаций по стандартизации свидетельствуют о той огромной роли, которую играет стандартизация как средство интеграции в международных связях, в устранении барьеров в производстве и торговле, в регулировании взаимоотношений между государством, изготовителями и потребителями продукции.

Госстандарт России как национальный орган по стандартизации активно расширяет свое участие в развивающемся международном сотрудничестве в области стандартизации. Он принят в члены Комитета по стандартизации тихоокеанского региона (1992 г.), в состав которого входят более 20 стран (такие, как Китай, Япония, США, Канада и др.).

В настоящее время идет процесс переговоров по присоединению России к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ), членами которого являются более ста стран.

Основными целями вступления России в ГАТТ являются:

  • - устранение дискриминационных ограничений российского экспорта и расширение доступа на мировой рынок российских товаров и услуг;
  • - перевод торгово-экономических отношений России с зарубежными странами на равноправную, стабильную и долгосрочную экономико-правовую основу;
  • - возможность использования действующего в рамках ГАТТ механизма разрешения споров при торгово-экономических отношениях.

Формируемая система стандартизации в России способствует устранению технических барьеров в торговле как для отечественной, так и для импортной продукции путем прямого применения международных стандартов в качестве государственных стандартов России: ГОСТ Р.

В Европе в начале 80-х годов были разработаны государственные программы по поддержке экономики и повышению качества продукции. В конце 80-х годов наблюдалось активное движение к высокому качеству продукции и услуг во всей Западной Европе, широко внедрялись системы качества на основе стандартов ИСО серии 9000. Это привело к более последовательной позиции по вопросам качества, более надежным поставкам и более стабильному уровню качества в целом.

Для нормального функционирования европейского рынка поставляемая продукция должна быть сертифицирована независимой организацией. Сертификация документально подтверждает, что объективно на предприятии имейся и функционирует определенный стандарт качества. Она упрощает и сокращает проверку субпоставщиков их заказчиками, что позволяет снизить затраты на входной контроль.

Кроме сертификации продукции проводится аккредитация испытательных лабораторий и работников, осуществляющих контроль и оценку качества продукции. Важнейший аспект их деятельности - контроль за удовлетворением требований потребителей. Качество стало фактором обеспечения конкурентоспособности продукции европейских стран.

Государственные органы управляют качеством через систему стандартов, правил, технических условий, законодательных актов, государственной аттестации продукции, налоговой политики и т.д., а также через установление определенных требований к системам обеспечения качества, предъявляемых к фирмам - поставщикам материалов, деталей, комплектующих изделий. Национальные стандарты отражают особенности и уровень научного и технического развития страны, в которой они разработаны и применяются. Поэтому требования стандартов различных стран на однотипную продукцию, работы и услуги отличаются друг от друга, что является серьезным препятствием для развития международной торговли.

Идеальных стандартов не существует, будь то международные, национальные или внутрифирменные. Стандарты, которые были актуальны на момент их разработки, быстро устаревают, так как непрерывно меняются требования потребителей в направлении улучшения качества. Поэтому эффективное управление качеством предполагает не только удовлетворение требований сегодняшних стандартов, но и возможность удовлетворения изменяющихся норм, стандартов и желаний потребителей.

Применение международных стандартов способствует увеличению товарообмена между странами, расширению сотрудничества в области качества.

Все работы по обеспечению качества были основаны на использовании стандартов Международной организации по

стандартизации, признанных в 1988 г. в СССР в качестве национальных стандартов. В рамках систем менеджмента качества используют серию стандартов ИСО 9000 и эквивалентные ей серии.

Новая российская система строительных норм находится в стадии становления. Отличительной чертой вновь разрабатываемых нормативных документов в области строительства является переход к новым методическим принципам, которые находят все большее распространение в практике строительного нормирования и стандартизации технически развитых стран. В отличие от традиционно сложившегося так называемого «описательного» или «предписывающего» подхода, когда в нормативных документах приводится подробное описание конструкции, методов расчета, применяемых материалов и т.д., вновь создаваемые строительные нормы и стандарты должны содержать, в первую очередь, эксплуатационные характеристики строительных сооружений и изделий, основанные на требованиях потребителя, то есть цели, которые должны быть достигнуты, а не методы их достижения.

Предполагается, что нормативные документы будут постепенно изменяться: так, в них не будет предписываться, как проектировать и строить, а будут лишь устанавливаться требования, которые должны быть удовлетворены. Обязательными должны стать требования по обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, надежности и долговечности возводимых зданий и сооружений, совместимости и взаимозаменяемости продукции и применяемых в строительстве технических решений.

Объемно-планировочные, конструктивные, технологические и другие технические решения, которые ранее регламентировались нормами, будут носить только рекомендательный характер. Эти решения должны приниматься с учетом конкретных условий соответствующих производств,

природно-климатических, социальных и экономических особенностей и национальных традиций республик, краев и областей, входящих в Российскую Федерацию.

Рассмотрим подробнее, что из себя представляют международные стандарты ИСО серии 9000.

Международные стандарты ИСО серии 9000 предназначены для разработки систем качества в различных отраслях промышленности и экономики. В целом они оказывают методическую помощь при общем руководстве качеством и реализации основных требований к обеспечению и улучшению качества. На проектирование и внедрение системы качества неизбежно оказывают влияние специфика отрасли, виды деятельности, конкретные задачи и производственные процессы, а также практический опыт предприятий в области качества.

Краткая характеристика основных стандартов ИСО серии 9000 приведена в таблице 2.1.1.

Таблица 2.1.1

Номер стандарта

Наименование стандарта

Назначение стандарта

Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.

Стандарт описывает основные положения системы менеджмента качества и устанавливает терминологию для систем менеджмента качества

Системы менеджмента качества. Требования.

Стандарт содержит требования к системам менеджмента качества предприятий и организаций

Системы менеджмента качества. Руководящие указания по улучшению деятельности

В стандарте приводятся руководящие указания по осуществлению непрерывного улучшения качества в организации. Описывает основные концепции улучшения качества, способы организации, планирования, измерения и анализа

деятельности по улучшению качества, а также дает методологию улучшения качества

Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента

Используется при проведении внутренних и внешних аудитов систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмент, а также при оценке компетентности аудиторов

Административное управление качеством. Руководящие указания по программам качества

Описывает порядок разработки программ (планов) качества

Административное управление качеством. Руководящие указания по обеспечению качества при управлении проектом

Включает описание основных принципов построения и структуру Руководства по качеству при управлении проектом

Требования по обеспечению качества измерительного оборудования.

Часть 1. Система метрологического подтверждения измерительного оборудования

Содержит требования к обеспечению качества измерительного оборудования

Обеспечение качества измерительного оборудования.

Часть 2. Руководящие указания по управлению измерительными процессами

Содержит методические указания по управлению процессом измерений

Руководящие указания по разработке Руководств по качеству

Содержит методологические указания по подготовке основного документа системы менеджмента качества -- Руководства по качеству. Дает описание структуры и состава Руководства, рекомендации по адаптации документа к конкретным потребностям организации

Стандарты ИСО серии 9000 - не единственные существующие стандарты по системам управления качеством. Существует и множество других. Их можно классифицировать, выделив следующие стандарты по системам управления качеством:

касающиеся продукции;

касающиеся производства;

универсального характера.

Серия стандартов ИСО 9000 и разнообразные производные от них - национальные стандарты являются по системам менеджмента качества стандартами универсального характера. Это означает, что они могут применяться практически в любой отрасли, независимо от характера продукции.

С первого взгляда на новый вариант стандарта 2000 года отчетливо видно, что структура стандарта претерпела существенные изменения по сравнению со вторым изданием (1994 г.); знакомая последовательность требований двадцати элементов стандарта (4.1 - 4.20) исчезла, а ее заменил принцип «подход как к процессу», который представлен в виде модели, показанной на рис. 2.1.

Приведенная модель иллюстрирует концептуальное представление требований к системе менеджмента качества установленных стандартом. Она отражает интеграцию четырех основных разделов стандарта ИСО 9001:2000:

раздел 5 - ответственность руководства;

раздел 6 - управление ресурсами;

раздел 7 - выпуск продукции / услуг;

раздел 8 - измерение, анализ, улучшение и показывает, как процессы формируют завершенный цикл, образуя единую структуру системы менеджмента качества.

Чтобы обеспечить работу организации, необходимо определить ряд взаимосвязанных процессов и осуществлять управление ими. Элементы на выходе одного процесса часто являются элементами на входе следующего процесса. Систематическая идентификация таких процессов, понимание их последовательности и взаимодействия, а также управление ими называют «подходом к управлению как к процессу».

На рис. 2.1 показана только общая модель взаимодействия между процессами, на ней нет детального описания всей системы менеджмента качества.

Вертикальная петля показывает взаимосвязь между ответственностью руководства (раздел 5), определением и применением ресурсов (раздел 6), осуществлением управления процессами

Горизонтальная петля иллюстрирует значимость роли потребителей и других заинтересованных сторон. Эта роль не ограничивается только входными требованиями. Важна обратная связь с потребителями и другими заинтересованными сторонами для выявления необходимости и возможности дальнейшего улучшения. Процесс измерения удовлетворенности потребителей, таким образом, завершает горизонтальную петлю.

Рис. 2.1.

деятельность, добавляющая ценность; поток информации.

(раздел 7) с целью удовлетворения требований и ожиданий потребителя. Петля завершается измерением, анализом и улучшением (раздел 8), связанными с анализом со стороны руководства (подраздел 5.6) таким образом, что цикл возвращается к ответственности руководства (раздел 5), который включает санкционирование изменений и инициирование улучшения.

Рассмотрим причины, которые побуждают компании внедрять системы менеджмента качества (СМК), руководствуясь при этом требованиями стандарта ИСО, и проходить сертификацию в аккредитованном органе.

Стандарты ИСО серии 9000 не устанавливают жестких рамок, а лишь определяют, чем необходимо управлять, чтобы обеспечить соответствие ряду содержащихся в них требований. В стандартах не указано, какими способами необходимо обеспечивать управление отдельными процессами, поэтому предприятия, осмысленно внедряющие СМК, имеют возможность создания гибкой системы, в наибольшей мере устраивающей их и потребителей продукции. Опыт показывает, что в ближайшее время после внедрения системы становятся очевидными те преимущества, которые вносит в работу эффективно разработанная система менеджмента качества.

Обеспечение качества и, в частности, стандарты ИСО серии 9000 нацелены, прежде всего, на предупреждение несоответствий, а не на их обнаружение, в то же время в них содержатся разделы, в которых рассматриваются проверки и корректирующие действия, поскольку фактор наличия ошибок исполнителей будет существовать всегда.

Необходимо помнить, что проверка не способствует Улучшению качества, - максимум внимания следует уделять обеспечению и предупреждению.

Предупреждение экономит ресурсы, снижает объем работ и способствует большему удовлетворению от работы, позволяя людям качественно выполнять ее и получать соответствующее вознаграждение. Изучение работы менеджеров - как в сфере производства, так и в сфере услуг - пока зало, что 60 % своего времени они тратят на устранение последствий допущенных дефектов. Геничи Тагучи, известный японский специалист в области качества и надежности показал, что одна денежная единица, затраченная на предупреждение, экономит 10000 денежных единиц в процессе производства.

Стандарты требуют создания эффективной системы качества, ее документирования и управления ее функционированием. Каждый исполнитель должен знать все о своей работе и о том, как ее выполнять. В результате можно заранее определить и устранить возможные недостатки и, соответственно, снизить затраты.

Как правило, эффективная система менеджмента качества предоставляет следующие преимущества:

возрастание удовлетворенности и доверия потребителей в связи с полным соответствием продукции или услуг их требованиям и запросам;

снижение эксплуатационных затрат путем снижения затрат на качество, а также рост эффективности в результате предупреждения несоответствий;

рост конкурентоспособности и прибыли в результате выпуска качественной продукции и снижения эксплуатационных расходов;

совершенствование передачи производственного опыта внутри компании;

положительные сдвиги в мотивации и настроении сотрудников в связи с возрастанием эффективности их труда.

Следует еще раз подчеркнуть, что эти преимущества доступны в полной мере только в случае внедрения действительно эффективной системы менеджмента качества. В некоторых случаях компания идет на создание системы, исходя из «ложных» побуждений, например, желания скорейшим образом получить сертификат из-за давления со стороны потребителей или улучшения положения в бизнесе. Подобная система может временно убедить потребителя в том, что компания производит соответствующую продукцию или оказывает определенные услуги. Однако внедрение системы качества при отсутствии четкого планирования и учета индивидуальных особенностей компании не принесет тех преимуществ, которые предоставляет эффективно функционирующая СМК. Такой подход нецелесообразен по двум основным причинам. Во-первых, исполнители рано или поздно постараются найти обходной путь для жестких и неудобных правил, что приведет к выпуску некачественной продукции, и, во-вторых, такая система не увеличит прибыль и не повысит эффективность деятельности компании, что в конкурентоспособной среде приведет к коммерческому краху.

Разработанная в соответствии с требованиями стандарта ИСО серии 9000 и эффективно функционирующая система должна пройти сертификацию.

Сертификация реально докажет, что СМК, созданная в организации, соответствует требованиям международно признанных стандартов, а это является преимуществом на рынке среди конкурентов (в Европейском сообществе это необходимое условие для получения государственных контрактов), а также позволит избежать многочисленных проверок второй стороны, являющихся дорогостоящими и для потребителей, и для поставщиков.

Уже более года на страницах мировой и отечественной печати широко обсуждаются отличительные особенности новой версии стандартов ИСО серии 9000. Интерес специалистов к этим документам вполне закономерен, так как произошел не просто «косметический ремонт» стандартов, а их «капитальное» обновление, новые стандарты содержат ряд изменений и дополнений принципиального характера.

В табл. 2.1.2 приводится перечень всех стандартов новой версии.

Основополагающими стандартами по системам менеджмента качества являются:

ИСО 9000:2000 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» (заменяет ИСО 8402:1994 и разделы 4 и 5 ИСО 9000-1:1994) - описывает основные положения СМК и устанавливает терминологию для систем менеджмента качества;

ИСО 9001:2000 «Системы менеджмента качества. Требования» (отменяет и заменяет стандарты ИСО 9001:1994, ИСО 9002:1994 и ИСО 9003:1994) - устанавливает требования к СМК и может использоваться внутренними и внешними сторонами, включая органы по сертификации, с целью оценки способности организации выполнить требования потребителей, регламентов и свои собственные;

ИСО 9004:2000 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности» (отменяет и заменяет ИСО 9004-1:1994) - предоставляет методическую помощь по более широкому спектру целей СМК, чем стандарт ИСО 9001, с которым они разработаны как согласованная пара; рекомендуется для применения руководством организаций, целью которых является постоянное улучшение деятельности, повышение ее эффективности и результативности; не предназначен для целей сертификации или заключения контрактов;

ИСО 10011-1-90, ИСО 10011-2-91, ИСО 10011-3-91 «Руководящие указания по проверке систем качества» (планируется пересмотр) - оказывают методическую помощь по руководству и проведению внутренних и внешних проверок СМК.

Наряду с основополагающими стандартами по СМК Международной организацией по стандартизации разработаны стандарты «поддержки», не предназначенные для использования вконкретных ситуациях или при аудитах третьей стороной, но дающие дальнейшие рекомендации по осуществлению менеджмента качества.

Проведем краткий сравнительный анализ некоторых основных положений стандартов ИСО, результаты которого будут использованы в дальнейших исследованиях.

Анализ словаря, приведенного в стандарте ИСО 9000:2000, показывает, что международная терминология в области качества претерпела заметные изменения. Так, из прежнего словаря - стандарта ИСО 8402:1994 - было исключено 28 и введено 49 дополнительных терминов. В результате в проекте стандарта ИСО 9000:2008 - не 67, а 80 ключевых терминов. Обновленная терминология носит более систематизированный характер, так как в отличие от стандарта ИСО 8402:1994 она сгруппирована не по четырем, а по десяти тематическим блокам. Крайне важно, что новый словарь дополнен графическими изображениями, иллюстрирующими родовидовые, партитивные и ассоциативные связи понятий во всех тематических блоках. Несомненно, что эти схемы будут исключительно полезны для пользователей стандартов ИСО серии 9000:2008. Применение терминологии, предусмотренной в стандартах ИСО 9000:2008, позволяет в наибольшей мере использовать процессный подход к построению, проверке и оценке системы менеджмента качества.

Приведем важнейшие термины из стандарта ИСО 9000:2008 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь», на применении которых в дальнейших исследованиях базируется авторская позиция.

«Качество - степень, с которой совокупность собственных характеристик выполняет требования».

«Требование - это потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным».

«Продукция» определяется как «результат процесса».

ИСО 9000:2008 определяет «менеджмент качества» как «скоординированную деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству».

«Система менеджмента качества» (СМК) - это разработка политики и целей в области качества и их достижение.

«Цели в области качества» - то, чего добиваются или к чему стремятся в области качества.

«Обеспечение качества» определяется как «часть менеджмента качества, направленная на создание уверенности, что требования к качеству будут выполнены». Это определение касается не только уверенности потребителя. Очевидно, что обеспечение качества преследует внутреннюю и внешнюю цели.

«Управление качеством» определяется как «часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству».

Управление качеством включает методы и виды деятельности оперативного характера, направленные и на мониторинг процессов, и на устранение причин неудовлетворительной работы на всех этапах петли качества для достижения экономической эффективности. Управление качеством имеет реактивный характер. Для оценки выполнения работ применяются такие методы, как проверки, мониторинг характеристик продукции, мониторинг процесса и другие, часто с применением статистических методов. Если требования не выполняются, то для устранения причин низкого качества производятся корректирующие действия.

Обеспечение качества, наоборот, имеет предупредительный характер. Это система, разработанная для управления деятельностью на всех этапах - от продажи, проектирования, закупок и производства до доставки и обслуживания Ее цель - предотвращение проблем при достижении качества и обеспечение выпуска качественной продукции. Обеспечение качества процессов носит восходящий характер, а управление качеством - нисходящий.

Очень важный термин в новой версии стандарта -«улучшение качества» - часть менеджмента качества, направленная на увеличение способности выполнить требования к качеству.

Существенным моментом, на наш взгляд, является легитимизация в русскоязычной редакции стандарта ИСО 9000:2008 термина «менеджмент» и таких производных от него словосочетаний, как «менеджмент качества», «система менеджмента качества». И действительно, введение в специальную отечественную терминологию понятия «менеджмент» наряду с традиционным понятием «управление» - не дань моде, а отражение объективной реальности. Ранее понятие «управление» (применительно к социальным объектам) характеризовалось рядом специфических особенностей, отличающих его (явно не в лучшую сторону) от принятого в мировой практике понятия «менеджмент».

Прежде всего, это понимание функций менеджмента как удовлетворения экономических интересов организаций, а не вышестоящего начальства.

Деятельность менеджера основана на обеспечении заинтересованности персонала в конечных результатах труда. Менеджер должен выступать как лидер, иметь открытый характер взаимоотношений с вышестоящим начальством и всеми сотрудниками. Оценка труда менеджера определяется конечной эффективностью деятельности организации.

Концепция процесса, предполагающая, что всякая работа выполняется как процесс, была обозначена в стандартах ИСО серии 9000:1994, но имела лишь рекомендательный характер. В стандартах же версии 2008 г. эта концепция стала определяющей. Она заменила поэлементный подход к системе менеджмента качества, который был принят в двух предыдущих версиях стандартов ИСО серии 9000.

С нашей точки зрения, процессный подход - это значительный шаг вперед, отражающий общемировую тенденцию развития менеджмента. Благодаря процессному подходу деятельность в системе менеджмента качества можно рассматривать не в статике (как при элементном подходе), а в динамике, поскольку в процессе, в отличие от элемента всегда присутствует временной фактор. В соответствии с положениями обновляемых стандартов ИСО серии 9000 в каждом процессе должны быть определены требования к входным и выходным его данным, технология преобразования входа в выход, порядок управления процессом, его владелец (руководитель) и потребитель.

Принятие «на вооружение» процессного подхода требует от специалистов, внедряющих новую версию стандартов ИСО серии 9000, прежде всего четкого представления о существе данного подхода.

ИСО/ТК 176 рекомендовал каждой стране проводить апробацию стандартов версии 2008 г. по мере выхода их очередных редакций. Более 30 стран, в том числе и Россия, приняли эту рекомендацию. На основании этого ряд российских предприятий приступил к реализации новой версии стандартов ИСО серии 9000.

Международная стандартизация - это совокупность международных организаций по стандартизации и продуктов их деятельности - стандартов, рекомендаций, технических отчетов и другой научно-технической продукции. Таких организаций три: Международная организация по стандартизации - ИСО (ISO), Международная электротехническая комиссия - МЭК (IEC), международный союз электросвязи - МСЭ (ITU).

Международная организация по стандартизации - самая крупная и авторитетная из вышеназванных. Основная ее цель сформулирована в Уставе ИСО: “…содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для обеспечения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в областях интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности”.

О масштабе деятельности организации свидетельствуют следующие факты: свыше 30 тыс. экспертов участвуют в технической работе, которая осуществляется в рамках 187 технических комитетов, 576 подкомитетов, 2057 рабочих групп. Ежегодно в разных странах мира проводятся более 800 заседаний упомянутых выше технических органов. Парк стандартов ИСО превышает 14 тыс. единиц, ежегодно публикуется свыше 800 новых и пересмотренных стандартов.

Основные объекты стандартизации, количество стандартов (в % от общего числа) характеризуют диапазон интересов организации.

Машиностроение

Неметаллические материалы

Руды и металлы

Информационная техника

Сельское хозяйство

Строительство

Специальная техника

Охрана здоровья и медицина

Основополагающие стандарты

Окружающая среда

Упаковка и транспортировка товаров

Остальные стандарты относятся к здравоохранению и медицине, охране окружающей среды, другим техническим областям. Вопросы информационной технологии, микропроцессорной техники - это объекты совместных разработок ИСО/МЭК.

Основное назначение международных стандартов - это создание на международном уровне единой методической основы для разработки новых и совершенствование действующих систем качества и их сертификации.

В последние годы ИСО уделяет много внимания стандартизации систем обеспечения качества. Практическим результатом усилий в этих направлениях являются разработка и издание международных стандартов. При их разработке ИСО учитывает ожидания всех заинтересованных сторон - производителей продукции (услуг), потребителей, правительственных кругов, научно-технических и общественных организаций.

В стратегии последних лет ИСО уделяет особое внимание торгово-экономической деятельности, требующей разработки соответствующих решений в интересах рынка, и оперативной модели, позволяющей в полной мере использовать потенциал информационных технологий и коммуникационных систем, учитывая при этом, в первую очередь интересы развивающихся стран и формирование глобального рынка на равноправных условиях.

Стандарты ИСО, аккумулирующие передовой научно-технический опыт многих стран, нацелены на обеспечение единства требований к продукции, являющейся предметом международного товарообмена, включая взаимозаменяемость комплектующих изделий, единые методы испытаний и оценки качества изделий.

Пользователи международных стандартов ИСО - промышленные и деловые круги, правительственные и неправительственные организации, потребители и общество в целом.

Международные стандарты ИСО не имеют статуса обязательных для всех стран-участниц. Любая страна мира вправе применять или не применять их. Решение вопроса о применении международного стандарта ИСО связано в основном со степенью участия страны в международном разделении труда и состоянием ее внешней торговли. В российской системе стандартизации нашли применение около половины международных стандартов ИСО.

В России принят такой порядок внедрения международных стандартов:

§ прямое применение международного стандарта без включения дополнительных требований;

§ использование аутентичного текста международного стандарта с дополнительными требованиями, отражающими потребности народного хозяйства.

По своему содержанию стандарты ИСО отличаются тем, что лишь около 20% из них включают требования к конкретной продукции. Основная же масса нормативных документов касается требований безопасности, взаимозаменяемости, технической совместимости, методов испытаний продукции, а также других общих и методических вопросов. Таким образом, использование большинства международных стандартов ИСО предполагает, что конкретные технические требования к товару устанавливаются в договорных отношениях.

ИСО и МЭК совместно разрабатывают руководства ИСО/МЭК, в которых рассматриваются различные аспекты деятельности по оценке соответствия. Содержащиеся в этих руководствах добровольные критерии - результат международного консенсуса в отношении наилучших приемов и подходов. Их применение способствует преемственности и упорядоченности в деле оценки соответствия во всем мире и содействует тем самым развитию международной торговли.

Таким образом на практике реализуется принцип: “ Единый стандарт, одно испытание, признаваемые повсюду”.

Хотя международные стандарты разрабатываются на основе консенсуса и добровольного признания заложенных в них требований, на практике соответствие им продукции, по существу, обязательно, так как является критерием конкурентоспособности и допуска на международный рынок.

Международные стандарты стали эффективным средством устранения технических барьеров в международной торговле, поскольку обрели статус документов, определяющих научно-технический уровень и качество изделий.

За последние пять лет уровень использования международных стандартов возрос с 15 до 35%, а в таких отраслях как машиностроение, металлургия, транспорт и связь - превысил 40%.

Перспективные задачи ИСО

ИСО определила свои задачи, выделив наиболее актуальные стратегические направления работ:

· установление более тесных связей деятельности организации с рынком, что прежде всего должно отражаться на выборе приоритетных разработок;

· снижение общих и временных затрат в результате повышения эффективности работы административного аппарата, лучшего использования человеческих ресурсов, оптимизации рабочего процесса, развития информационных технологий и телекоммуникаций;

· оказание эффективного содействия Всемирной торговой организации путем внедрения программы, ориентированной на постепенную переработку технических условий на поставку товаров в стандарты ИСО;

· стимулирование "самоподдерживающих" элементов указанной выше про­граммы: поощрение создания новых стандартов для промышленности, развитие взаимоотношений с ВТО на условиях оказания необходимой технической помощи. В частности, предполагается всячески способствовать включению требований к поставляемой продукции со стороны государств в международные стандарты ИСО, что должно положительно сказаться на признании оценки соответствия;

· забота о повышении качества деятельности по национальной стандартизации в развивающихся странах, где главное внимание уделяется выравниванию уровней стандартизации.

В дальнейшем ИСО планирует расширить сферу предоставляемых технических услуг. Ею определены три приоритетные возможности: содействие принятию широко используемых промышленных стандартов, разработанных за рамками ИСО, в качестве международных нормативных документов; выявление первоочередных потребностей в стандартизации, касающейся специальных областей; повышение гибкости планирования работ по созданию стандартов в ответ на изменяющиеся условия рынка и государств.

Кроме того, довольно быстро растущей областью международной стандартизации по-прежнему остаются услуги, где все шире будут применяться стандарты серии 9000.

Правительства ряда крупных стран передают ответственность за разработку и внедрение стандартов, применяемых для правительственных закупок (особенно оборонными ведомствами), в частный сектор. В этой связи ИСО изучает возможности международной стандартизации в неправительственном секторе. В перспективе будет возрастать значение сотрудничества ИСО, МЭК и которое дополняет деятельность этих организаций и способствует осуществлению эффективных программ стандартизации в области информационных технологий и телекоммуникаций. Потребители рассматривают это сотрудничество как позитивное, способствующее эффективной работе трех главных организаций по международной стандартизации и в следующем столетии.

2.2 Международные стандарты систем экологического менеджмента ISO 14000

Появление ISO 14000 - серии международных стандартов систем экологического менеджмента на предприятиях и в компаниях - называют одной из наиболее значительных международных природоохранных инициатив. Система стандартов ISO 14000, в отличие от многих других природоохранных стандартов, ориентирована не на количественные параметры (объем выбросов, концентрации вещества и т.п.) и не на технологии (требование использовать или не использовать определенные технологии, требование использовать "наилучшую доступную технологию"). Основным предметом ISO 14000 является система экологического менеджмента. Типичные положения этих стандартов состоят в том, что в организации должны быть введены и соблюдаться определенные процедуры, должны быть подготовлены определенные документы, должен быть назначен ответственный за определенную область. Основной документ серии - ISO 14001 не содержит никаких "абсолютных" требований к воздействию организации на окружающую среду, за исключением того, что организация в специальном документе должна объявить о своем стремлении соответствовать национальным стандартам. Такой характер стандартов обусловлен, с одной стороны, тем, что ISO 14000, как международные стандарты, не должны вторгаться в сферу действий национальных нормативов. С другой стороны, предшественником ISO являются "организационные" подходы к качеству продукции, согласно которым ключом к достижению качества является выстраивание надлежащей организационной структуры и распределение ответственности за качество продукции. Система стандартов ISO 14000 также использовала зарекомендовавшую себя модель международных стандартов по системам контроля качества продукции (ISO 9000) в соответствии с которыми в настоящий момент сертифицировано более 70000предприятий и компаний по всему миру. Первые стандарты из серии ISO 14000 были официально приняты опубликованы в конце 1996 года. Предполагается, что система стандартов будет обеспечивать уменьшение неблагоприятных воздействий на окружающую среду

1) Организация должна выработать экологическую политику - специальный документ о намерениях и принципах организации, который должен служить основой для действий организации и определения экологических целей и задач (см. ниже). Экологическая политика должна соответствовать масштабу, природе и экологическим воздействиям, создаваемым деятельностью, продуктами и услугами компании. Экологическая политика, среди прочих, должна содержать заявления о стремлении к соответствию нормативам, а также к “постоянному улучшению” системы экологического менеджмента и к "предотвращению загрязнений". Документ должен быть доведен до сведения всех сотрудников организации и быть доступным общественности.

2) Организация должна выработать и соблюдать процедуры для определения значимых воздействий на окружающую среду (отметим, что здесь и в других местах стандарт говорит о воздействиях, связанных не только непосредственно с деятельностью организации, но и с ее продуктами и услугами). Организация должна также систематически учесть все законодательные требования, связанные с экологическими аспектами ее деятельности, продуктов и услуг, а также требования другой природы (например, отраслевые кодексы).

3) С учетом значимых экологических воздействий, законодательных и других требований, организация должна выработать экологические цели и задачи. Цели и задачи должны быть по возможности количественными. Они должны быть основаны на экологической политике ("включая осознание необходимости или приверженность предотвращению загрязнений"), и определены для каждой функции (области деятельности) и уровня организации. При их формулировке должны также приниматься во внимание взгляды "заинтересованных сторон" (под которыми понимаются любые группы и граждане, чьи интересы затрагиваются экологическими аспектами деятельности предприятия, или озабоченные этими аспектами).

4) Для достижения поставленных целей организация должна выработать программу экологического менеджмента. Программа должна определять ответственных, средства и сроки для достижения целей и задач.

5) В организации должна быть определена соответствующая структура ответственности. Для обеспечения работы этой системы должны быть выделены достаточные человеческие, технологические и финансовые ресурсы. Должен быть назначен ответственный за работу системы экологического менеджмента на уровне организации, в обязанности которого должно входить периодически докладывать руководству о работе EMS.

6) Должен выполняться ряд требований по обучению персонала, а также по подготовке к внештатным ситуациям.

7) Организация должна осуществлять мониторинг или измерение основных параметров той деятельности, которая могут оказывать существенное воздействие на окружающую среду. Должны быть установлены процедуры для периодической проверки соответствия действующим законодательным и другим требованиям.

8) Должен проводиться периодический аудит системы экологического менеджмента с целью выяснения, соответствует ли она критериям, установленным организацией, а также требованиям стандарта ISO 14001, внедрена ли и работает ли она надлежащим образом. Аудит может проводиться как самой компанией, так и внешней стороной. Результаты аудита докладываются руководству компании.

9) Руководство организации должно периодически рассматривать работу системы экологического менеджмента с точки зрения ее адекватности и эффективности. Обязательно должен рассматриваться вопрос о необходимых изменениях в экологической политике, целях и других элементах EMS. При этом должны приниматься во внимание результаты аудита, изменившиеся обстоятельства и стремление к "постоянному улучшению". Вообще, в основе требований стандарта лежит открытый цикл "план - осуществление - проверка - пересмотр плана".

Стандартом подразумевается, что система экологического менеджмента интегрирована с общей системой управления организацией. Стандарт не требует, чтобы лица, ответственные за работу EMS, не имели других обязанностей, или чтобы документы, связанные с экологическим менеджментом были выделены в специальную систему документооборота.

Зачем стандарты ISO 14000 нужны предприятиям

Стандарты ISO 14000 являются "добровольными". Они не заменяют законодательных требований, а обеспечивают систему определения того, каким образом компания влияет на окружающую среду и как выполняются требования законодательства.

Организация может использовать стандарты ISO 14000 для внутренних нужд, например, как модель EMS или формат внутреннего аудита системы экологического менеджмента. Предполагается, что создание такой системы дает организации эффективный инструмент, с помощью которого она может управлять всей совокупностью своих воздействий на окружающую среду и приводить свою деятельность в соответствие с разнообразными требованиями. Стандарты могут использоваться и для внешних нужд - чтобы продемонстрировать клиентам и общественности соответствие системы экологического менеджмента современным требованиям. Наконец, организация может получить формальную сертификацию от третьей (независимой) стороны. Как можно предполагать по опыту стандартов ISO 9000, именно стремление получить формальную регистрацию, видимо, будет движущей силой внедрения систем экологического менеджмента, соответствующих стандарту.

Несмотря на добровольность стандартов, по словам председателя ISO/TC 207 (технической комиссии, разрабатывающей ISO) Джима Диксона через 10 лет от 90 до 100 процентов больших компаний, включая транснациональные компании будут сертифицированы в соответствии с ISO 14000, то есть получат свидетельство "третьей стороны" о том, что те или иные аспекты их деятельности соответствуют этим стандартам. Предприятия могут захотеть получить сертификацию по ISO 14000 в первую очередь потому, что такая сертификация (или регистрация по терминологии ISO)будет являться одним из непременных условий маркетинга продукции на международных рынках (например, недавно ЕЭС объявило о своем намерении допускать на рынок стран Содружества только ISO-сертифицированные компании).

Среди других причин, по которым предприятию может понадобиться сертификация или внедрение EMS, можно назвать такие, как:

· улучшение образа фирмы в области выполнения природоохранных требований (в т.ч. природоохранительного законодательства);

· экономия энергии и ресурсов, в том числе направляемых на природоохранные мероприятия, за счет более эффективного управления ими;

· увеличение оценочной стоимости основных фондов предприятия;

· желание завоевать рынки "зеленых" продуктов;

· улучшение системы управления предприятием;

· интерес в привлечении высококвалифицированной рабочей силы.

По замыслу ISO, система сертификации должна создаваться на национальном уровне. Судя по опыту таких стран, как Канада, ведущую роль в процессе создания национальной инфраструктуры сертификации играют национальные агентства по стандартизации, такие как Госстандарт, а также Торгово-промышленные палаты, союзы предпринимателей и т.д.

Ожидается, что стандартный процесс регистрации будет занимать от 12 до 18 месяцев, примерно столько же времени, сколько занимает внедрение на предприятии системы экологического менеджмента.

Поскольку требования ISO 14000 во многом пересекаются с ISO 9000, возможна облегченная сертификация предприятий, которые уже имеют ISO 9000. В дальнейшем предполагается возможность "двойная" сертификация для уменьшения общей стоимости."Сертификация в рамках ISO 9000 - это 70% работы по сертификации в рамках ISO 14000", утверждает одна из консультационных фирм.

Ситуация в России

Получение сертификации в системе ISO 14000 может оказаться необходимым для российских предприятий, работающих или планирующих сбыт продукции на внешних рынках. Поскольку в настоящий момент национальная инфраструктура сертификации находится на начальной стадии развития, то такие предприятия склонны приглашать иностранных аудиторов. Помимо дороговизны предоставляемых услуг зарубежные аудиторы зачастую незнакомы с требованиями российского экологического законодательства.

Поэтому в ближайшем будущем представляется целесообразным предпринять следующие шаги:

· популяризация ISO 14000, в том числе через публикацию русскоязычного текста стандартов;

· популяризация основных принципов экологического аудита промышленных предприятий;

· подготовка специалистов-аудиторов;

· развитие нормативной базы по экологическому аудиту;

· внедрение национальной системы экологической сертификации и маркировки продукции, а в качестве первого шага - официальное признание определенных систем экологической маркировки импортной продукции.

Стандартизация: место и роль в системе технического регулирования

Важность и необходимость стандартизации Российское государство поняло еще в 1900 году, когда попыталось стандартизировать зерновые в части торговой классификации, проводило работы по унификации вооружений, вводило нормы проектирования электротехнических изделий.

Хотя сейчас все основные элементы технического регулирования - технические регламенты, стандарты, процедуры подтверждения соответствия, аккредитация, контроль и надзор - в том или ином виде имеются в Российской Федерации, они требуют существенной доработки, еще и потому, что создают необоснованные и избыточные барьеры в торговле.

В конце 2002г. В России был принят Федеральный закон “О техническом регулировании”, регулирующий отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Федеральным законом введены:

§ понятие и принципы технического регулирования;

§ понятие, содержание и применение технического регламента, цели принятия и виды технических регламентов, порядок разработки, принятия, изменения и отмены технических регламентов;

§ цели, принципы стандартизации, а также документы в области стандартизации и правила их разработки;

§ цели, принципы и формы подтверждения соответствия;

§ положения в области аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий;

§ положения о государственном контроле (надзоре) за соблюдением требований технических регламентов;

§ ответственность, обязанности и права сторон при выявлении нарушений требований технических регламентов;

§ положения о федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов;

§ положения о финансировании в области технического регулирования.

Стандартизация в качестве одного из элементов технического регулирования в условиях рыночной экономики может обеспечить вклад в экономический рост, превышающий соответствующие показатели от внедрения патентов и лицензий. Так, по исследованиям немецких экспертов, треть ежегодного экономического роста Германии за 1960-1990 гг. (около 30 млрд. марок) относилась к эффекту применения стандартов

При разработке технических регламентов необходимо использовать опыт стран Европейского Союза, который практически перестал включать конкретные технические требования в директивы ЕС, а использует принцип нового подхода, предполагающего указание в директиве только существенных требований. Конкретные требования и методы испытаний устанавливаются в национальных стандартах, направленных на подтверждение соответствия директиве. Стандарты принимаются на основе консенсуса всех заинтересованных сторон в рамках согласительного совещания представителей министерств и ведомств, предприятий-изготовителей, саморегулируемых организаций, научных организаций - технических комитетов по стандартизации.



Онлайн калькуляторы