К государственной национальной системе стандартизации относятся. Национальная система стандартизации рф. Госты - это звучит современно

НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ РФ (ГСС) План лекции: 1. Концепция национальной системы стандартизации. 2. Состав и структура ГСС. 3. Основополагающие общетехнические и организационно-технические системы и комплексы стандартов. 4. Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований.

1. КОНЦЕПЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ Национальная (государственная) система стандартизации Российской Федерации (ГСС) - это совокупность организационнотехнических, правовых и экономических мер, осуществляемых под управлением федерального органа исполнительной власти по стандартизации и направленных на разработку и применение нормативных документов в области стандартизации с целью защиты потребителей и государства.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ГСС 1. этап - начальный (2002 г.) - состояние Государственной системы стандартизации (ГСС), функционирующей с 1992 г. , к моменту принятия закона № 184; 2. этап - переходный (2003- 2010 гг.) - преобразование Государственной системы стандартизации (ГСС) в национальную систему стандартизации (НСС) с изменением правового статуса системы с государственного на добровольный; 3. этап - окончание формирования национальной системы стандартизации - системы, возглавляемой негосударственной организацией базирующейся на национальных стандартах только добровольного применения.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ РАЗВИТИЯГСС 1. Повышение качества и конкурентоспособности российской продукции, работ и услуг, реализуемых на внутреннем и внешнем рынках; 2. Обеспечение научно-технического прогресса; 3. Обеспечение обороноспособности, экономической, экологической, научно-технической и технологической безопасности Российской Федерации; 4. Обеспечение единства измерений; 5. Обеспечение рационального использования ресурсов; 6. Обеспечение технической, информационной совместимости и взаимозаменяемости продукции; 7. Содействие взаимопроникновению технологий, знаний и опыта, накопленных в различных отраслях экономики; 8. Содействие сохранению Российской Федерацией позиции одной из ведущих в экономическом отношении стран.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ И НОРМАТИВНАЯ БАЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ ГСС) (Конституция РФ (статья 71 р) ФЗ № 184 «О техническом регулировании» Нормативные правовые акты Правительства РФ по вопросам стандартизации Основополагающие стандарты ГСС

Обязательные требования (ст. 46, п. 6) Действующий фонд НД (ГОСТ, СНи. П, Сан. Пи. Н, СТП, ТУ) Установленные ФЗ - Технические регламенты Национальные стандарты гармонизированные Применяемые на добровольной основе (ст. 11) Национальные стандарты в области качества Стандарты организаций

2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ГСС 1 2 3 4 Национальный орган по стандартизации (Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии) Научно-исследовательские организации по стандартизации Технические комитеты по стандартизации (ТК) Разработчики стандартов

ОРГАНЫ И СЛУЖБЫ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ организации, учреждения, объединения и их подразделения, основной деятельностью которых является осуществление работ по стандартизации или выполнение определенных функций по стандартизации. Органы по стандартизации - это органы, признанные на определенном уровне, основная функция которых состоит в руководстве работами по стандартизации. Службы стандартизации - специально создаваемые организации и подразделения для проведения работ по стандартизации на определенных уровнях управления - государственном, отраслевом, предприятий (организации).

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОРГАН ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ (АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ) утверждает национальные стандарты; принимает программу разработки национальных стандартов; организует экспертизу проектов национальных стандартов; обеспечивает соответствие национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, состоянию материальнотехнической базы и уровню научно-технического прогресса; осуществляет учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечивает их доступность заинтересованным лицам; создает технические комитеты по стандартизации и координирует их деятельность; организует опубликование национальных стандартов и их распространение; участвует в разработке международных стандартов, обеспечивая учет интересов РФ при их принятии; представляет РФ в международных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации; утверждает изображение знака соответствия национальным стандартам.

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ НИИ стандартизации (ВНИИстандарт) - головной институт в области Государственной системы стандартизации; ВНИИ сертификации продукции (ВНИИС) - головной институт в области сертификации продукции (услуг) и систем управления качеством продукции (услуг); ВНИИ по нормализации в машиностроении (ВНИИНМАШ) - головной институт в области разработки научных основ унификации и агрегатирования в машиностроении и приборостроении; ВНИИ комплексной информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) - головной институт в области разработки и дальнейшего развития Единой системы классификации и кодирования техникоэкономической информации, стандартизации научнотехнической терминологии.

ТЕХНИЧЕСКИЕ КОМИТЕТЫ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ ТК) (ТК создаются на базе организаций, специализирующихся по определенным видам продукции (услуг) и имеющих в данной области наиболее высокий научно-технический потенциал. В рамках этой специализации в ТК проводится также работа и по международной (региональной) стандартизации. В 2003 г. было зарегистрировано 341 ТК. ТК могут заниматься стандартизацией как в инициативном порядке, так и по договорам на выполнение такого задания в соответствии с программами ТК и планами государственной стандартизации.

ТЕХНИЧЕСКИЕ КОМИТЕТЫ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ ТК) (Основные функции ТК: определение концепций развития стандартизации в своей области; подготовка данных для годовых планов по стандартизации; составление проектов новых стандартов и обновление действующих; оказание научно-методической помощи организациям, участвующим в разработке стандартов и применяющим нормативные документы, в частности, по анализу эффективности стандартизации; привлечение потребителей через союзы и общества потребителей.

СОСТАВ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ национальные стандарты (ГОСТ и ГОСТ Р); правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации (ПР, РМГ, Р); применяемые в установленном порядке классификации классификаторы техникоэкономической и социальной информации; свод правил; стандарты организаций (СТО).

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ Нормативный документ, утвержденный национальным органом по стандартизации, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг.

СТРУКТУРА НАЦИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ область распространения – объекты стандартизации, объединенные единством требований данного стандарта; содержательная (основная часть) стандарта – требования к объекту стандартизации и зависит от его назначения и вида; информационные данные – информация о разработчике и используемой литературе.

ВИДЫ СТАНДАРТОВ ПОГОСТ Р 1. 0 -92 стандарты основополагающие; стандарты на термины и определения; стандарты на продукцию, услуги; стандарты на процесс; стандарты на совместимость; стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа).

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТАНДАРТА И ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА Документ Статус Объект регулиро вания Хар-р использования Содержание документа в целом Содерж. требований к продукции Социальн. роль Технический регламент ФЗ Продукция и процессы ЖЦП Обязательное Перечень продукции и процессов ЖЦП. Правила идентификации. Требования. Правила и формы оценки соответствия Требования к харкам безопасности продукции и процессов. Требования к маркировке, упаковке, сопровод. документации. Обеспечение безопасности Стандарт Документ в обл. стандартизации Продукция и процессы ЖЦП, работа и услуги Добровольное Технические требования Требования ко всем техническим характеристикам Обеспечение конкурентоспо собности

ПРАВИЛА СТАНДАРТИЗАЦИИ, НОРМЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ В ОБЛАСТИ СТАНДАРТИЗАЦИИ (Р, РМГ, Р) П Организационно-методические документы, устанавливающие содержание, порядок и методы проведения работ или отдельных их этапов. Они могут касаться организации работ по проведению сертификации различных видов продукции, контроля и надзора за соблюдением требований стандартов и за сертифицированной продукцией, правил применения знака соответствия и др.

ОБЩЕРОССИЙСКИЕ КЛАССИФИКАТОРЫ Общероссийские классификаторы техникоэкономической и социальной информации - нормативные документы, распределяющие эту информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами и др.) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем, информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией.

ОБЩЕРОССИЙСКИЕ КЛАССИФИКАТОРЫ Обозначение Наименование классификатора ОК 001 -93 Общероссийский классификатор стандартов ОК 002 -93 Общероссийский классификатор услуг населению ОК 010 -93 Общероссийский классификатор занятий ОК 014 -94 Общероссийский классификатор валют ОК 015 -94 Общероссийский классификатор единиц измерений ОК 019 -95 Общероссийский классификатор объектов административнотерриториального деления

СВОД ПРАВИЛ Документ в области стандартизации, в котором содержатся технические правила и описание процессов проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и который применяется на добровольной основе.

СТАНДАРТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ (ТО) С Стандарты организаций, в том числе коммерческих, общественных, научных, саморегулируемых организаций, объединений юридических лиц, могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно, исходя из необходимости применения этих стандартов для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний, результатов исследований или испытаний, измерений и разработок. Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими самостоятельно.

3. ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ОБЩЕТЕХНИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И КОМПЛЕКСЫ СТАНДАРТОВ. Устанавливают общие организационнотехнические положения для определенной области деятельности, а также общетехнические требования, нормы и правила, обеспечивающие взаимопонимание, техническое единство и взаимосвязь различных областей науки, техники и производства.

ОБЩЕТЕХНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ Система стандартов Обозначение Категория Государственная система стандартизации РФ ГСС ГОСТ Р 1 Единая система конструкторской документации ЕСКД ГОСТ 2 Система показателей качества продукции СПКП ГОСТ 4 Государственная система обеспечения единства измерений ГСИ ГОСТ Р 8 Единая система программной документации ЕСПД ГОСТ 19 Система стандартов «Надежность в технике» ССНТ ГОСТ 27

4. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ГКИН). (Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов до принятия Правительством РФ решения о передаче этих функций другим федеральным органам исполнительной власти. (Постановление Правительства РФ от 17. 06. 2004 N 294)

ОРГАНЫ ГКИН (СТ. 32 ФЗ ОТР) ГКи. Н за соблюдением требований технических регламентов осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, подведомственными им государственными учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ОБЪЕКТЫ ГКИН (СТ. 33 ФЗ ОТР) ГКи. Н за соблюдением требований технических регламентов осуществляется в отношении продукции или связанных с требованиями к ней процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации исключительно в части соблюдения требований соответствующих технических регламентов. В отношении продукции ГКи. Н за соблюдением требований технических регламентов осуществляется исключительно на стадии обращения продукции.

ОРГАНЫ ГКИН ВПРАВЕ: требовать от изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) предъявления декларации о соответствии или сертификата соответствия, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов, или их копий, если применение таких документов предусмотрено соответствующим техническим регламентом; осуществлять мероприятия по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов; выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в срок, установленный с учетом характера нарушения;

ОРГАНЫ ГКИН ВПРАВЕ: направлять информацию о необходимости приостановления или прекращения действия сертификата соответствия в выдавший его орган по сертификации; выдавать предписание о приостановлении или прекращении действия декларации о соответствии лицу, принявшему декларацию, и информировать об этом федеральный орган исполнительной власти, организующий формирование и ведение единого реестра деклараций о соответствии; привлекать изготовителя (исполнителя, продавца, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации; принимать иные предусмотренные законодательством Российской Федерации меры в целях недопущения причинения вреда.

Государственная система стандартизации Российской Федерации - это совокупность организационно-технических, правовых и экономических мер, осуществляемых под управлением федерального органа исполнительной власти по стандартизации и направленных на разработку и применение нормативных документов в области стандартизации с целью защиты потребителей и государства.

С принятием Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» началось реформирование ГСС, в котором можно выделить три этапа:

1 этап - начальный (2002 г.) - состояние ГСС к моменту принятия названного закона;

2 этап - переходный (2003 - 2010 гг.) - формирование фонда технических регламентов и трансформация государственных стандартов с обязательными требованиями в национальные стандарты добровольного использования;

3 этап - заключительный (2001 г.) - окончание формирования фонда запланированных технических регламентов и национальных стандартов, гармонизированных с техническими регламентами.

Важнейшим структурным элементом ГСС являются органы и службы стандартизации.

Органы и службы стандартизации Российской Федерации

Органы и службы стандартизации - организации, учреждения, объединения и их подразделения, основной деятельностью которых является осуществление работ по стандартизации или выполнение определенных функций по стандартизации.

Органы по стандартизации - это органы, признанные на определенном уровне, основная функция которых состоит в руководстве работами по стандартизации.

Государственное управление деятельностью по стандартизации в России осуществляет Государственный комитет

Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России).

Деятельность по стандартизации осуществляется и другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.

В дальнейшем рассматривается деятельность Госстандарта как национального органа по стандартизации.

Госстандарт России как национальный орган Российской Федерации по стандартизации выполняет следующие функции:

    утверждает национальные стандарты;

    принимает программу разработки национальных стандартов;

    организует экспертизу проектов национальных стандартов;

    обеспечивает соответствие национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и уровню научно-технического прогресса;

    осуществляет учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечивает их доступность заинтересованным лицам;

    создает технические комитеты по стандартизации и координируя их деятельность;

    участвует в разработке международных стандартов, обеспечивает учет интересов РФ при их принятии;

    представляет РФ в международных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации;

    утверждает изображение знака соответствия национальным стандартам.

Госстандарт осуществляет свои функции непосредственно и через созданные им органы. К территориальным органам Госстандарта относятся центры стандартизации и метрологии (ЦСМ), которых на территории РФ более 100.

Службы стандартизации - специально создаваемые организации и подразделения для проведения работ по стандартизации на определенных уровнях управления - государственном, отраслевом, предприятий (организации).

Российские службы стандартизации - научно-исследовательские институты Госстандарта РФ (20 институтов) и технические комитеты по стандартизации.

Технические комитеты по стандартизации (ТК) создаются на базе организаций, специализирующихся по определенным видам продукции (услуг) и имеющих в данной области наиболее высокий научно-технический потенциал.

Как указывалось выше, любой стандарт - продукт согласованного мнения всех заинтересованных в этом документе сторон (пользователей).

Задача Технического комитета (далее - ТК) заключается в обеспечении «круглого стола» участников разработки проекта стандарта. Поэтому в состав этих ТК включают представителей разработчиков, изготовителей, поставщиков, потребителей (заказчиков) продукции, обществ (союзов) потребителей и других заинтересованных предприятий и организаций, а также ведущих ученых и специалистов в конкретной области. ТК несут ответственность за качество и сроки разрабатываемых ими проектов стандартов в соответствии с действующим законодательством и заключенными договорами на проведение этих работ.

Согласно Закону РФ «О техническом регулировании» статья 13 к документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся:

Национальные стандарты;

Применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

Стандарты организаций;

Своды правил;

Предварительные национальные стандарты;

Международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств, зарегистрированные в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов;

Надлежащим образом заверенные переводы на русский язык международных стандартов, региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, принятые на учет национальным органом Российской Федерации по стандартизации.

Стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции; характеристики иправила осуществления процессов ее жизненного цикла : проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации и утилизации,выполнения работ или оказания услуг.

Национальный стандарт – стандарт, утвержденный национальным органом РФ по стандартизации (Росстандартом).

Национальными стандартами являются:

● действующие государственные и межгосударственные стандарты, введенные в действие до 1 июля 2003 года (начало действия Закона РФ «О техническом регулировании»).

● вновь разработанные и утвержденные Росстандартом национальные стандарты.

Межгосударственный стандарт. Пример: ГОСТ 6033 - 80

ГОСТ 6033 - 80

Год регистрации стандарта

Регистрационный номер

Индекс межгосударственного стандарта

Национальный стандарт. Пример ГОСТ Р 8.401-99

ГОСТ Р | 8.| 4| 01| - 99

Год регистрации стандарта

Порядковый номер стандарта

Группа стандартов

Номер системы

Индекс национального стандарта

Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации (ОКТЭСИ) - нормативный документ, содержащий систематизированный перечень кодов и наименований объектов классификации, разработанный и утвержденный в установленном порядке, обязательный для применения на различных уровнях управления (табл. 20).

Таблица 20- Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации (ОКТЭСИ) (примеры)

Наименование классификатора

Краткое обозначение

Общероссийский классификатор предприятий и организаций

Общероссийский классификатор специальностей по образованию

Общероссийский классификатор продукции

Общероссийский классификатор информации по социальной защите населения

Общероссийский классификатор услуг населению

Общероссийский классификатор стандартов

Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов

Общероссийский классификатор единиц измерения

Правила (ПР) – документ в области стандартизации, устанавливающийобязательные для применения организационно-технические и/или общетехнические положения, порядки (правила, процедуры), методы (способы, приемы) выполнения работ, а также обязательные требования к оформлению результатов этих работ.

Норма – положение, устанавливающее количественные или качественные критерии, которые должны быть удовлетворены.

Свод правил – документ в области стандартизации, в котором содержатся технические правила и/или описание процессов жизненного цикла продукции: проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации и утилизации продукции и который применяется на добровольной основе.

Стандарты организации СТО – стандарты коммерческих, общественных, научных, саморегулируемых организаций, объединений юридических лиц, разрабатываемые и утверждаемые ими самостоятельно, исходя из необходимости их применения.

Предварительный национальный стандарт - документ в области стандартизации, который утвержден национальным органом Российской Федерации по стандартизации и срок действия которого ограничен;

На территории РФ функционируют и другие нормативные документы:

Технические условия ТУ – разрабатывают предприятия в том случае, когда стандарт создавать нецелесообразно: выпуск продукции малыми партиями, разовые поставки, произведения художественных промыслов и т.д. ТУ – документ нормативный и технический. В них устанавливают требования к конкретной продукции. Эти требования не должны противоречить требованиям ГОСТ Р, но могут ужесточать их.

Пример: ТУ 2145 – 170 – 34267369 - 99

ТУ 2145 – 170 – 34267369 - 99

Год утверждения

Код предприятия по ОКПО

Регистрационный номер ТУ

Группа продукции по ОКП

Индекс документа

Комплекс стандартов – совокупность взаимосвязанных стандартов, объединенных общей целевой направленностью и устанавливающих согласованные требования к взаимосвязанным объектам стандартизации.

Комплексы стандартов – это системы стандартов межотраслевого значения.

Примеры систем стандартов приведены в таблице 21.

Таблица 21 - Системы стандартов межотраслевого назначения (примеры)

Международные, региональные, национальные стандарты других стран:

а) Принятие национального стандарта, представляющего аутентичный текст международного стандарта на русском языке без изменений и дополнений - «метод обложки».

Национальный стандарт принятый «методом обложки». Пример: ГОСТ Р ISО 945 – 97

ГОСТ Р ISО 945 - 97

Год утверждения ГОСТ Р

Обозначение международного стандарта без

года его утверждения

Индекс международного стандарта

Индекс национального стандарта

б) Принятие национального стандарта, представляющего переведенный на русский язык международный документ с дополнительными требованиями к объекту стандартизации, отражающими специфику потребностей России.

Пример: ГОСТ Р 45324 – 98 (ISО 6782-92)

ГОСТ Р 45324 -98 (ISО 6782-92)

Обозначение международного стандарта

Год утверждения национального стандарта

Регистрационный номер национального стандарта

Индекс национального стандарта

Важным инструментом, определяющим качество продукции и услуг, обеспечивающим безопасность труда, является стандартизация. Благодаря утвержденным нормам и положениям, в которых заключены качественные и количественные критерии объекта, достигается оптимальная степень упорядоченности в отдельных сферах производства. Услуги, товары, работы и другие процессы многократного использования и воспроизведения - это объекты стандартизации. Именно для них разрабатываются нормативные документы, определяющие общие правила, принципы и характеристики для различных видов деятельности.

События, приведшие к созданию системы стандартов

Принцип унификации при строительстве более пяти тысяч лет назад был известен еще древним римлянам. Уже в то время люди стали использовать кирпич, установленных размеров, а позже было реализовано единообразие труб одного диаметра при прокладке водопровода. Затем с совершенствованием трудовой деятельности человека стали расширяться объекты стандартизации.

Эпохой великих достижений в области унификации можно считать период с IV по XVIII вв. Именно в то время стандартизировали:

  • один дюйм, равный по длине трем зернам ячменя;
  • эталон ядра, состоящий из латунного стержня восьмигранного сечения;
  • железнодорожную колею;
  • оружейные замки француза Леблана, которые подходили для всех типов оружия, выпускаемого в то время;
  • калибр ружей, размером 13,9 мм;
  • систему крепежной резьбы;
  • калибры для пушечных ядер.

Дальнейшее упорядочение объектов стандартизации требовало создания организаций, содействующих обеспечению единства измерений, рациональному использованию ресурсов и международному обмену услугами и товарами.

Так, в 1875 году появилось Международное бюро мер и весов, которое по сей день, согласно Метрической конвенции, создает для разных стран условия единства метрологических стандартов. 1946 год ознаменовался появлением ИСО - международной организации, занимающейся разработкой и выпуском стандартов. И СССР был одним из основателей этого общества.

В России первый закон, определяющий нормативные документы по защите прав потребителей, был принят в 1993 году.

Основные задачи и цели процесса

Эволюция трудовой деятельности определила основные составляющие процесса унификации - это объекты и субъекты стандартизации. Сущность этой исторически сложившейся деятельности заключается в утверждении обязательных и рекомендуемых характеристик и норм для объектов многократного использования субъектами стандартизации.

Зачем это необходимо? Дело в том, что все те рациональные нормы, отраженные в стандартах, инструкциях, технических условиях, помогают унифицировать товары и услуги от разных производителей по критериям качества. А это способствует: адаптации национального продукта на международном рынке, поскольку стандарты государственного уровня соответствуют международным эталонам, и обеспечению безопасности для здоровья потребителей.

Требования к производственным процессам, продукции, методы контроля, правила упаковки и маркировки, услуги, управленческие процедуры, измерительные операции - это подпадающие под унификацию объекты. И цели стандартизации для каждой составляющей процесса едины:

  • развитие научно-технического прогресса;
  • безопасность объектов и жизнедеятельности человека;
  • интеграция национального продукта на мировой рынок;
  • рациональное использование ресурсов;
  • взаимозаменяемость и совместимость технических средств;
  • решение судебных вопросов;
  • обеспечение конкурентоспособности продукции.

Принципы теории стандартов

Как и всякая наука, стандартизация базируется на определенных положениях:

  1. Добровольное использование стандартов.
  2. Разработка национального образцового документа на основании международных стандартов.
  3. Сбалансированность интересов участников работ при разработке, изготовлении, предоставлении и потреблении продукции/услуг.
  4. Основные объекты стандартизации должны содержать четкие оптимальные характеристики и требования, без допущения двусмысленных трактовок.
  5. Совместимость элементов. То есть каждый объект рассматривается как часть системы. Например, стелька 36 размера подходит для обуви стандартной длины, соответствующей указанной величине.
  6. Принятые стандарты должны быть динамичны, они должны адаптироваться к происходящим переменам в научно-техническом прогрессе.
  7. Эффективность деятельности, помогающая достигнуть экономического или социального эффекта.
  8. Комплексность определяет стандарт готовой продукции при соблюдении требований к составным ее частям (сырью, деталям, сборочным единицам).
  9. Объективность. Этот принцип позволяет проверить образцовые требования к объекту техническими или другими объективными средствами измерения (методами химического анализа, приборами).

Категории стандартизации

Государственные нормы подлежат обязательному соблюдению всеми организациями и предприятиями страны в рамках сферы их влияния.

Отраслевые стандарты разрабатываются для конкретного производства. Отраслевыми объектами стандартизации являются услуги, работы, продукция, общетехнические системы отдельной сферы производства, например, химической или сельскохозяйственной. Еще более узкую область применения имеют стандарты предприятий, которые установлены хозяйствующим субъектом для конкретного вида работы, производства товара или предоставления услуги.

Инновационная деятельность регламентируется стандартами общественных организаций, а информационная - применением соответствующих классификаторов.

Классификация объектов стандартизации

В зависимости от того, на каком уровне выдвигаются требования к объектам, различают следующие их виды:

  1. Объекты государственной стандартизации. К ним относится: продукция крупносерийного производства, экспортные товары, поверочные схемы, эталоны единиц физических величин, государственные испытания средств измерения.
  2. Отраслевыми объектами унификации являются изделия серийного производства, приборы, оборудования и машины.
  3. Эталонные объекты на предприятии: сборочные узлы, отдельные детали; нормы при проектировании изделий; внутренняя система управления качеством; документированные процедуры по закупке сырья.

Международная практика

Главным интернациональным органом, унифицирующим объекты во всех областях деятельности, кроме электроники, является Международная организация ИСО. Объекты стандартизации по выпуску и созданию электронных приборов относятся к прерогативе Международной электротехнической комиссии (МЭК), которая является партером ИСО.

Главный международный орган состоит из 157 национальных организаций по унификации из разных стран. Представителем от России выступает Федеральное Агентство по метрологии и техническому регулированию. Основными целями для ИСО выступают:

  • поддержание на должном уровне международной торговли;
  • достижение одного уровня качества продукции разными странами;
  • обеспечение в сложной продукции взаимозаменяемости элементов;
  • взаимообмен научно-технической информацией между странами-участниками для развития производственного процесса.

Объекты международной стандартизации от общей доли интересов организации возглавляет тройка лидеров: машиностроение (29 %), химия (13 %), неметаллические материалы (12 %). Также разрабатываются стандарты в сфере информационной техники, сельского хозяйства, строительства, специальной техники, окружающей среды, охраны здоровья и медицины. Нельзя не упомянуть растущую область в международной стандартизации - это предоставление услуг.

Перечень организаций, осуществляющих вопросы унификации на разных уровнях

Как упоминалось в классификации, по уровню требований и сферы распространения различают разные унифицированные объекты. И субъекты стандартизации аналогично упомянутой классификации подразделяются на разные уровни.

Уровень субъекта Перечень юридических и физических лиц по стандартизации
Международный ИСО; МЭК; Европейская организация по качеству
Межгосударственный Технический комитет (МТКС);

Европейская электротехническая комиссия;

Европейская организация по вопросам стандартизации;

Евразийский Совет по метрологии, сертификации и стандартизации

Национальный Ростехрегулирование;

технические комитеты, которые являются добровольными общественными объединениями заинтересованных предприятий для разработки стандартов разного уровня;

территориальные органы;

научно-методические центры

Организационный отделы и лаборатории по унификации организаций и обществ

службы по стандартизации предприятий и организаций

Методы достижения целей

Инструмент, определяющий приемы для достижения целей деятельности по разработке стандартов, называется методом. Перечень широко применяемых в работе средств:

  • упорядочение объектов;
  • параметрические приемы;
  • унификация продукции;
  • комплексный подход;
  • агрегатирование и опережающие требования.

Поскольку каждый из способов основан на установлении эталонных характеристик продукции, методы и объекты стандартизации являются неразрывными составляющими процесса определения образцовых характеристик и норм.

Универсальным методом, систематизирующим разнообразие продукции, является упорядочение объектов. К нему относятся селекция, систематизация, типизация, оптимизация и симплификация.

Примером параметрической стандартизации является любая количественная характеристика объекта (размерный ряд). Методом унификации приводятся объекты стандартизации одного функционального назначения к однотипности за счет установления рациональной номенклатуры и единых характеристик.

Способ агрегатирования в разработке и утверждении стандартов основан на конструировании оборудования, приборов и техники из унифицированных узлов, которые могут применяться при создании нового типа оборудования.

Комплексный метод предполагает утверждение взаимосвязанных требований к продукции. Опережающая стандартизация позволяет достигнуть еще более лучших показателей качества объекта по отношению к достигнутым требованиям.

Характеристика объектов стандартизации: пример

Технические условия, нормативные документы и стандарты содержат показатели, которые являются эталонными характеристиками конкретного объекта. На примере молока пастеризованного питьевого будут рассмотрены основные физико-химические показатели, соответствующие качественной продукции. ГОСТ31450-2013 является основным документом, определяющим требования к молочному продукту.

Плотность молока жирностью 0,5-1 % должна составлять не менее 1029 кг/м 3 . Массовая доля белка определена на уровне 3 %. Кислотность продукта - 21 °Т. Сухой обезжиренный молочный остаток не должен быть меньше 8,2 %. Температура качественного пастеризованного продукта с момента выпуска достигает 2-6 градусов.

Помимо перечисленных физико-химических показателей, в стандарте также определены требования к характеристикам (вкус, цвет, запах, внешний вид и консистенция) молока. Сырьем для пастеризованного продукта выступает сырое молоко, которое должно соответствовать ГОСТу 31449. Маркировка и упаковка готового продукта обязана соответствовать Техническому регламенту Таможенного Союза.

Указанные в ГОСТе показатели, характеризующие качество продукта, являются характеристиками объекта стандартизации, в конкретном случае - молока.

Заключение

Объектами стандартизации являются как элементы материального производства, так и элементы нематериального характера. Деятельность, направленная на установление образцовых требований к характеристикам и показателям объектов, называется стандартизацией.

Национальная система стандартизации представляет собой совокупность национальных, отраслевых стандартов, информационных общероссийских классификаторов и научно-технических документов.

Документы, содержащие требования к объектам стандартизации, имеют соответствующие обозначения: индекс, регистрационный номер и год принятия, например, ГОСТ Р 51121-97. Если же государственный документ принимается на основании международного стандарта (ИСО/МЭК 2593) без дополнений, принятый в РФ будет иметь обозначение ГОСТ Р ИСО/МЭК 2593-98.

От уровня развития этого вида деятельности зависит модернизация технологических процессов, обороноспособность государства и социально-экономическое развитие страны.

Национальная система стандартизации представляет собой национальные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, а также правила их создания и использования.

Национальный стандарт - стандарт, утвержденный национальным органом РФ по стандартизации, в соответствии с имеющимися правилами стандартизации, нормами и рекомендациями. Как правило, он используется на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, транспортировки, реализации и утилизации. Использование национального стандарта подтверждается знаком соответствия национальному стандарту.

Порядок разработки национальных стандартов состоит из следующих этапов:

1) Уведомление о разработке национального стандарта отправляется в национальный орган по стандартизации и опубликовывается в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме и в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию. Как правило, в уведомлении должна быть информация о имеющихся в проекте национального стандарта положениях, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов.

2) Разработчик национального стандарта (разработчиком может быть любое лицо) должен обеспечить

доступность проекта национального стандарта заинтересованным лицам для ознакомления. Разработчик обязан по требованию заинтересованного лица предоставить ему копию проекта национального стандарта. Плата, взимаемая разработчиком за предоставление указанной копии, не может быть выше затрат на ее изготовление. Если разработчиком национального стандарта является федеральный орган исполнительной власти, плата за предоставление копии проекта национального стандарта вносится в федеральный бюджет.

3) Разработчик дорабатывает проект национального стандарта с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, осуществляет публичное обсуждение проекта национального стандарта и составляет перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением содержания данных замечаний и результатов их обсуждения.

При этом, разработчик обязан сохранять полученные в письменной форме замечания заинтересованных лиц до утверждения национального стандарта и представлять их в национальный орган по стандартизации и технические комитеты по стандартизации по их требованию.

Срок публичного обсуждения проекта национального стандарта со дня опубликования уведомления о разработке проекта национального стандарта до дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения должен быть не менее чем два месяца.

4) Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта должно быть опубликовано в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме. Причем, порядок опубликования уведомления о разработке проекта национального стандарта и уведомления о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта и размер Платы за их опубликование устанавливаются Правительством РФ.

5) Проект национального стандарта одновременно с перечнем полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц представляется разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует осуществление экспертизы данного проекта. После этого Национальный орган по стандартизации на основании документов, представленных техническим комитетом по стандартизации, принимает решение об утверждении или отклонении национального стандарта.

Уведомление об утверждении национального стандарта должно быть опубликовано в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме в течение тридцати дней со дня утверждения национального стандарта.

В случае отклонения национального стандарта, мотивированное решение национального органа по стандартизации направляется разработчику проекта национального стандарта.

Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации (общероссийские классификаторы) представляют собой нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с её классификацией и являющиеся обязательными для использования при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией. Порядок использования таких классификаторов в социально-экономической области (в том числе в области статистического учета, прогнозирования, банковской деятельности, налогообложения, при межведомственном информационном обмене, создании информационных систем и информационных ресурсов) устанавливается Правительством РФ.

К обязанностям национального органа по стандартизации относятся:

■ создание и утверждение программы по разработке национальных стандартов;

■ обеспечение доступности программы разработки национальных стандартов заинтересованным лицам. Информационное обеспечение документов по стандартизации имеет следующие особенности:

■ национальные стандарты и общероссийские классификаторы, а также информация об их разработке должны быть доступны всем заинтересованным в них лицам;

■ официальное опубликование в установленном порядке национальных стандартов и общероссийских классификаторов проводится национальным органом по стандартизации. Порядок опубликования национальных стандартов и общероссийских классификаторов определяется Правительством РФ.

Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов является государственным информационным ресурсом и состоит из: » международных стандартов;

■ правил стандартизации;

■ технических регламентов;

■ документов национальной системы стандартизации;

■ национальных стандартов других государств;

■ информации о подтверждении соответствия;

■ информации о международных договорах в области стандартизации;

■ информации о правилах использования. Порядок создания и ведения Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов, а также правила пользования этим фондом устанавливаются Правительством Российской Федерации. В Российской Федерации в порядке и на условиях, которые установлены Правительством РФ, создается и функционирует единая информационная система, предназначенная для обеспечения заинтересованных лиц информацией о документах, входящих в состав Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов. Всем заинтересованным лицам обеспечивается свободный доступ к создаваемым информационным ресурсам, за исключением случаев, если в интересах сохранения государственной, служебной или коммерческой тайны такой доступ должен быть ограничен.



Онлайн калькуляторы