Платит ли ип торговый сбор в. Торговый сбор. Льготы по торговому сбору

С 1 января 2018 года изменились условия для тех, кто платит торговый сбор в Москве. В два раза снизилась ставка для нестационарных торговых объектов в центре города.

Торговый сбор - это ежеквартальный фиксированный платеж, зависящий от площади торгового помещения и места расположения объекта. Уплачивать его нужно до 25 числа месяца, который идет за кварталом.

Кто должен платить торговый сбор

Торговый сбор ввели в 2015 году, его обязаны платить все организации и индивидуальные предприниматели, которые занимаются:

  • торговлей через объекты стационарной сети с торговыми залами и без них (магазины и киоски, за исключением автозаправочных станций);
  • торговлей через объекты нестационарной сети (палатки, столы-прилавки, тележки, развозная торговля);
  • организацией розничных рынков;
  • торговлей товарами со склада.

Надо ли платить торговый сбор при продажах через интернет -

Платеж обязателен для компаний и ИП на общей системе налогообложения и на УСН. ЕНВД по той деятельности, для которой установлена уплата торгового сбора, в Москве применять нельзя. Тогда придется перейти на другую систему налогообложения.

Если вы попали в список тех, кто платит торговый сбор в 2019 году, необходимо подать в налоговую уведомление по форме ТС-1. У нас вы можете бесплатно скачать уведомление о торговом сборе и образец заполнения.

Как встать на учет в качестве плательщика торгового сбора

Встать на учет нужно в налоговой инспекции по месту регистрации объекта недвижимости или по месту регистрации организации или ИП, если при торговле не используются помещения.

Если торговая точка зарегистрирована в Москве, а юрлицо - в другом регионе, то обращаться нужно в московскую ИФНС по месту регистрации недвижимости. Это правило действует и для движимого имущества.

Подать документы нужно не позднее пяти дней с момента начала торговли.

Налоговая инспекция в течение пяти рабочих дней после подачи уведомления направит свидетельство о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора.

Что изменилось в 2019 году

С 1 января 2018 года установлена новая ставка торгового сбора в Москве для нестационарных торговых объектов в Центральном административном округе города. Теперь она составляет 40 500, а не 81 000 рублей, как раньше. Для стационарных она осталась прежней.

С 1 июля 2019 года ставка торгового сбора для объектов с торговыми залами до 50 кв.м. будет уменьшена на 10%, для торговых залов площадью до 300 кв. м - на 2-10% (в зависимости от площади объекта). А для объектов площадью больше 300 кв. м. ставку поднимут до 75 рублей за кв. м.

Размер налога в Москве зависит от вида торговли, местоположения объекта и площади зала. Для расчета используйте наш

Кто не платит торговый сбор?

Освобождены от уплаты предприниматели на патентной системе и плательщики единого сельскохозяйственного налога. Кроме того, торговый сбор не платят юрлица, которые при регистрации указали следующие основные виды деятельности:

  • парикмахерские и салоны красоты, услуги стирки, химчистка и окрашивание текстильных и меховых изделий;
  • ремонт одежды и текстильных изделий бытового назначения, ремонт обуви, изделий из кожи и часов, а также ювелирных изделий;
  • изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей.

Льгота действует только на объекты площадью менее 100 кв. м, в которых площадь, занимаемая оборудованием для выкладки и демонстрации товаров, составляет не более 10% от общей.

Что будет, если не платить торговый сбор

Если вы не уведомили налоговую, это приравнивается к ведению деятельности без постановки на учет. Вам грозит штраф в размере 10% от доходов, полученных за тот период, в течение которого вы торговали без уведомления ИФНС, но не менее 40 000 рублей. Кроме того, сумму торгового сбора нельзя будет поставить в вычет по единому налогу по УСН.

Хотя торговый сбор ввели еще в 2015 году, многим предпринимателям еще не все понятно. Мы подготовили ответы на главные вопросы.

Частые вопросы и ответы о торговом сборе

Платит ли интернет-магазин торговый сбор?

Если у вас интернет-магазин, и вы доставляете товар на автомобиле или курьером, торговый сбор не уплачивается. Если вы торгуете через склад или пункт самовывоза, где клиент может расплатиться за товар, как в обычном магазине, то придется встать на учет и платить налог.

У меня торговля со склада в Москве. Надо ли мне платить торговый сбор?

Согласно закону № 62 ОТ 17.12.2014 «О торговом сборе», торговля со склада сбором не облагается.

Платят ли торговый сбор ИП на патенте?

Нет. Освобождены от уплаты предприниматели на патентной системе и плательщики единого сельскохозяйственного налога. Если вы не попадаете в эту категорию, то обязаны платить торговый сбор и уведомить об этом налоговую инспекцию. Скачайте

Платят ли торговый сбор кафе и рестораны?

Нет. Предприятия общепита торговый сбор не платят. Но если вы торгуете товарами на вынос, которые нельзя употребить на месте, уплачивать придется в полном объеме.

Как платят торговый сбор оптовые организации?

Если оптовая торговля ведется на стационарных торговых объектах (не со склада), она облагается сбором.

Я торгую через помещение, которое снимаю. Кто платит торговый сбор, арендатор или арендодатель?

Платит тот, кто осуществляет торговую деятельность. Если вы арендуете объект торговли, то плательщиком являетесь вы, а не арендодатель.

Как уплачивать налог, если я совмещаю УСН и патент?

Предпринимателям, совмещающим УСН и патент, нужно понимать, в рамках какой деятельности осуществляется торговля. Торговый сбор для ИП на УСН в Москве обязателен. Если же торговля идет в рамках патентной деятельности - платить налог не надо. Если вы через один и тот же магазин торгуете одновременно по патенту и УСН, то должны встать на учет как плательщик торгового сбора и платить только по тем квадратным метрам, которые задействованы в торговой деятельности по упрощенке. Если разделить площадь по видам деятельности физически невозможно - придется платить за все квадратные метры магазина.

Как определить площадь торгового зала в целях расчета торгового сбора?

Общая площадь рассчитывается на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов. В них должны быть данные о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений, а также информация, подтверждающая право пользования точкой. Рассчитать ставку сбора с помощью

Если я торгую на розничном рынке, надо ли уплачивать торговый сбор?

Нет. Торговый сбор в отношении деятельности по организации розничных рынков платят только управляющие компании.

Если я попадаю под льготы и освобожден от торгового сбора, нужно ли мне подавать уведомление в налоговую?

Да, нужно. При этом вместе с уведомлением необходимо представить документы, подтверждающие право на получение льготы. А в уведомлении указать код льготы. Скачать уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора >>

В каких еще регионах действует торговый сбор?

Торговый сбор с 2015 года введен в городах федерального значения: в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Это прописано в Законе № 382-ФЗ. Но действует торговый сбор пока только в Москве, в том числе при торговле на территории Новой Москвы (ТиНАО). Правила уплаты и ставки торгового сбора установлены Законом г. Москвы № 62 «О торговом сборе».

Смотрите запись вебинара, где мы ответили на все вопросы и разобрали, кто сколько будет платить, как и кому отчитываться. Вебинар записывался в 2015 году, но актуален и в 2019.

6. Торговля в кинотеатрах, театрах, музеях. Льгота применяется, если по итогам квартала доля доходов от продажи билетов на показ фильмов в кинотеатрах, на спектакли и другие представления в театрах, а также от продажи билетов в музеи в общем объеме доходов составила не менее 50 процентов.

7. Торговля через объекты нестационарной торговой сети со специализацией «Печать», размещенные в соответствии с порядком, утвержденным правительством г. Москвы.

Кроме того, от уплаты торгового сбора в принципе освобождены:

1. Автономные, бюджетные и казенные учреждения;

2. Организации «Почты России»;

3. Религиозные организации - в отношении торговли в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним земельных участках.

Такой порядок предусмотрен частями 1 и 2 статьи 3 Закона г. Москвы от 17 декабря 2014 г. № 62.

Помимо этого, от уплаты торгового сбора освобождаются некоторые организации и предприниматели, для которых торговля является не основным, а сопутствующим видом деятельности. Этой льготой можно воспользоваться, если одновременно выполняются три условия.

1. В качестве основного вида деятельности при государственной регистрации организации или предпринимателя заявлено оказание услуг:

Парикмахерскими и салонами красоты;

Стирки, химической чистки и окрашивания текстильных и меховых изделий;

По ремонту одежды и текстильных изделий бытового назначения;

По ремонту обуви и прочих изделий из кожи;

По ремонту часов и ювелирных изделий;

По изготовлению и ремонту металлической галантереи и ключей.

2. Помещение, в котором ведется торговля, относится:

К объектам стационарной торговой сети, не имеющим торговых залов;

К объектам стационарной торговой сети с залом (залами) площадью менее 100 кв. м;

К объектам нестационарной торговой сети.

3. Площадь, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки и демонстрации товаров, составляет не более 10 процентов общей площади объекта, используемого в основной деятельности.

Следует отметить, что, разъясняя порядок применения этой льготы, Минфин России делает более широкий вывод. В письме от 27 июля 2015 г. № 03-11-09/42966 (доведено до налоговых инспекций письмом ФНС России от 5 августа 2015 г. № ГД-4-3/13687) сказано, что плательщиками торгового сбора не признаются организации и предприниматели, которые продают сопутствующие товары при оказании любых бытовых услуг (например, ритуальных). Свою позицию авторы письма основывают на положениях ГОСТ Р 53108-2008, согласно которым реализация сопутствующих товаров - это часть деятельности по оказанию бытовых услуг.

Ситуация: нужно ли платить торговый сбор организации - производителю товаров, которая реализует собственную продукцию через свой магазин ?

Ответ: да, нужно.

Торговый сбор платят те, кто фактически использует объект торговли (движимый или недвижимый) для продажи товара (ст. 411, п. 1 ст. 412 НК РФ).

В отличие от режима ЕНВД, который нельзя применять в отношении розничной торговли товарами собственного производства (ст. 346.27 НК РФ), глава 33 «Торговый сбор» Налогового кодекса РФ подобных ограничений не содержит. Нет их и в Законе г. Москвы от 17 декабря 2014 г. № 62.

Льгот, которыми могли бы воспользоваться производители при продаже своих товаров, статьей 3 Закона г. Москвы от 17 декабря 2014 г. № 62 тоже не предусмотрено. Поэтому, если производитель товаров реализует их через собственный магазин, расположенный в Москве, он признается плательщиком торгового сбора по виду деятельности:

  • торговля через объекты стационарной торговой сети с торговыми залами (если в магазине выделен торговый зал) (подп. 3 п. 2 ст. 413 НК РФ, п. 3 ст. 2 Закона г. Москвы от 17 декабря 2014 г. № 62);
  • торговля через объекты стационарной торговой сети без торговых залов (если торговый зал в магазине не оборудован) (подп. 1 п. 2 ст. 413 НК РФ, п. 1 ст. 2 Закона г. Москвы от 17 декабря 2014 г. № 62).

Единственное исключение сделано для организаций, которые признаются сельскохозяйственными производителями и применяют ЕСХН. Продажа сельхозпродукции собственного производства через магазин, принадлежащий организации, торговым сбором не облагается (п. 2 ст. 411 НК РФ).

Если собственной торговой точки у организации - производителя товаров нет, плательщиком торгового сбора такая организация не признается. Об этом сказано в письме Минфина России от 27 июля 2015 г. № 03-11-09/43208 (доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 5 августа 2015 г. № ГД-4-3/13688).

Ситуация: нужно ли платить торговый сбор организации общепита, которая торгует покупными товарами?

Организация общепита признается плательщиком торгового сбора, если ведет торговую деятельность. То есть если продает покупные товары на вынос. Если покупные товары продаются в рамках деятельности по оказанию услуг общепита, платить торговый сбор не нужно.

Объяснение такое.

Организация общепита может торговать покупными товарами на вынос, а может продавать такие товары для потребления на месте в рамках основного вида деятельности (питание).

Продажа на вынос - торговая деятельность

Предприятия общепита не включены в перечень организаций, которые занимаются торговлей в качестве сопутствующего вида деятельности и освобождаются от уплаты торгового сбора. Этот перечень закрыт, и в него вошли только:

Поскольку организаций общепита тут нет, при торговле покупными товарами на вынос они не имеют права на льготу и обязаны платить торговый сбор на общих основаниях.

Продажа для потребления на месте - составная часть услуг общепита

А вот если организации общепита реализуют покупные товары в рамках деятельности общепита, то есть для потребления на месте, то платить торговый сбор не нужно. Такая деятельность не признается торговой.

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 15 июля 2015 г. № 03-11-10/40730 и от 27 июля 2015 г. № 03-11-09/42962 (доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 5 августа 2015 г. № ГД-4-3/13689).

Ситуация: нужно ли платить торговый сбор автосервису, который наряду с услугами по ремонту транспортных средств продает отдельные запчасти без установки ?

Ответ: да, нужно.

Парикмахерские и салоны красоты;

Прачечные, химчистки, предприятия по окрашиванию текстильных и меховых изделий;

Мастерские по ремонту одежды и текстильных изделий бытового назначения;

Мастерские по ремонту обуви и прочих изделий из кожи;

Мастерские по ремонту часов и ювелирных изделий;

Мастерские по изготовлению и ремонту металлической галантереи и ключей.

Как видите, автосервисов тут нет. Следовательно, они не имеют права на льготу и обязаны платить торговый сбор на общих основаниях.

Ситуация: нужно ли платить торговый сбор центру по обслуживанию кассовых аппаратов, который наряду с основной деятельностью продает расходные материалы, блоки ЭКЛЗ, ККТ и запчасти для них ?

Ответ: да, нужно.

Есть компании, которые освобождены от уплаты торгового сбора, даже если их сопутствующий вид деятельности - торговля. В этот перечень попали:

Парикмахерские и салоны красоты;

Прачечные, химчистки, предприятия по окрашиванию текстильных и меховых изделий;

Мастерские по ремонту одежды и текстильных изделий бытового назначения;

Мастерские по ремонту обуви и прочих изделий из кожи;

Мастерские по ремонту часов и ювелирных изделий;

Мастерские по изготовлению и ремонту металлической галантереи и ключей.

Как видите, сервисов по обслуживанию кассовых аппаратов тут нет. Следовательно, они не имеют права на льготу и обязаны платить торговый сбор на общих основаниях.

Объект налогообложения

Объект обложения торговым сбором - факт использования объекта торговли (движимого или недвижимого) для продажи товаров (п. 1 ст. 412 НК РФ). Независимо от объема реализации, количества и ассортимента проданных товаров. Обязанность по уплате торгового сбора возникает, даже если объект торговли (стационарный или нестационарный, собственный или арендованный) использовался для продажи товаров хотя бы один раз в квартал.

С того дня, когда объект торговли был использован впервые, организация или предприниматель становятся плательщиками торгового сбора и в течение следующих пяти рабочих дней должны встать в этом качестве на налоговый учет (п. 2 ст. 412, п. 2 ст. 416 НК РФ). При этом неважно, как долго (сколько раз) объект торговли использовался в течение квартала. Заплатить торговый сбор придется за весь квартал (ст. 415 НК РФ). Корректировка суммы торгового сбора в зависимости от фактической продолжительности торговой деятельности в течение квартала законодательством не предусмотрена.

С 1 июля на территории города Москвы был введен торговый сбор. Его уже успели окрестить «убийцей малого бизнеса», «столичной рентой», объединения представителей различных торговых сфер уже пишут письма Президенту . Прежде чем присоединиться к числу противников данного сбора, давайте разберёмся с предысторией его принятия, сутью, а также с законными способами снизить его размер.

Что нас миновало

Во второй половине 2014 года, несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране и заверения Правительства не увеличивать налоговую нагрузку на бизнес и население, активно обсуждался вопрос о новых инициативах в области налогов и сборов. Одной из самых заметных стала инициатива о введении «нового» налога для наполнения бюджетов регионов – налога с продаж. По предварительным оценкам «новый» налог мог принести бюджетам субъектов РФ около 200 млрд рублей дополнительных доходов , что является достаточно существенной суммой, особенно с учетом того, что на момент обсуждения введения нового налога (по истечении 6 месяцев 2014 года), 30 субъектов РФ имели дефицит бюджета, а еще 30 находились в зоне риска, то есть балансировали на грани . Поэтому регионы, в частности Москва (её бюджетный дефицит почти равен годовому бюджету Санкт-Петербурга) , были полностью за введение налога с продаж.

«Новый» налог являлся почти полной копией налога с продаж, который существовал с 1998 по 2004 год. Основным минусом «старого» налога с продаж был тот факт, что он являлся косвенным. Отличие косвенных налогов (например, налог на добавленную стоимость) от прямых налогов (например, налог на прибыль организации) заключается в том, что они являются налогами с потребителя, то есть стоимость товара,увеличивается на сумму косвенного налога. Особенностью «старого» налога с продаж было то, что его налоговой базой (той суммы, с которой и происходит расчет суммы налога к уплате) являлась реализация товара, то есть она была идентична налоговой базе налога на добавленную стоимость (далее – НДС). Фактически, происходила ситуация, когда одна и та же операция облагалась дважды одинаковыми по своей сути налогами. Разница между ними заключалась в том, что ставка НДС составляла 20% (с 2004 года – 18%), он перечислялся в федеральный бюджет и являлся федеральным налогом, то есть мог устанавливаться только на федеративном уровне. «Старый» налог с продаж являлся региональным налогом – устанавливался на территории каждого субъекта федерации отдельно законодательным актом законодательного собрания субъекта. Максимальная ставка, которую мог установить субъект федерации составляла 5%. Собираемость данного налога оставляла желать лучшего: не более 30% налогоплательщиков уплачивали данный налог . Такая ситуация была связана с непродуманной системой администрирования этого налога (контролем за его уплатой и перечислением) .

Таким образом, «новый» налог с продаж не нёс в себе ничего, кроме роста цен, дополнительных расходов на построение системы администрирования и массового перехода бизнеса в «теневую» сферу: фактически снижение текущего уровня налоговых поступлений в бюджет. В связи с этим, в сентябре 2014 года от введения «нового» налога с продаж отказались.

«Надо ввести хоть что-нибудь», – так можно охарактеризовать настойчивое желание некоторых депутатов, активно продвигавших интересы субъектов федерации, обложить бизнес новой повинностью. На этот раз решили взимать местные сборы с 22 (!) видов предпринимательской деятельности. Однако в итоге, законопроект был смягчен, и решили оставить только местные сборы с объектов торговой деятельности .

Стоит отметить, что принятие Госдумой столь важного нововведения в систему налогов и сборов происходило настолько закрыто, насколько это возможно при нынешнем уровне информационной прозрачности законодательного процесса: введение торгового сбора было проведено путём внесения поправок в уже принятый в первом чтении закон, что в итоге лишило граждан пояснительной записки (какое-никакое, но всё же обоснование нововведения), а также заключения Правительства, которое является важным элементом законодательного процесса при внесении изменений в систему налогов и сборов (скорее всего, оно было неформальным). Впоследствии ещё несколько важнейших поправок в Налоговый кодекс (далее – НК РФ) было проведено таким же образом. Забавный факт: Кожевникова Мария, «звезда» популярных ситкомов на телевидении и отечественных «блокбастеров», также стала «соавтором» инициативы о введении торгового сбора .

Представители Минфина РФ объяснили подобный способ принятия изменений в НК РФ спешкой и необходимостью того, чтобы новая инициатива заработала уже в 2015 году (это связано с особенностями вступления в силу «налоговых» законов) .

Таким образом, можно сделать вывод о том, что торговый сбор является наименьшим из всех зол, которые могли выпасть на долю предпринимателей.

По данным некоторых СМИ, идея введения торгового сбора принадлежала Москве, которая неоднократно жаловалась Президенту, что торговые сети не доплачивают налоги . Президент даже высказался на этот счёт, но привел не совсем точные данные о сумме налогов, которые уплатили крупнейшие торговые сети в бюджет Москвы (25 млн вместо 25 млрд рублей). Как потом выяснилось, Москва жаловалась вовсе не на торговые сети, а на торговые центры, которые не доплачивали налог на имущество организаций ввиду особенностей расчёта налоговой базы. Однако данная проблема была решена в прошлом году, когда поменялась методика расчёта налоговой базы по налогу на имущество организаций, что привело к существенному росту сумм налога к уплате .

Некоторые эксперты считают, что цель введения данного сбора – зафиксировать минимальный платеж для предприятий торговой индустрии, так как многие из них пользуются различными схемами и уловками для уменьшения своих налоговых обязательств. Плата за доступ к огромной базе потребителей, которая существует в рамках Москвы. Данная позиция подтверждается также документами Департамента экономической политики и развития – ответственного органа со стороны Правительства Москвы за администрирование торгового сбора .

Особенностью недавних налоговых инициатив, влекущих существенное изменение положений некоторых категорий налогоплательщиков, является квалифицированное распространение их действия по территории, то есть не сразу на всю страну, а только в рамках отдельных зон, территорий (особые экономические зоны, региональные инвестиционные проекты, территории опережающего социально-экономического развития). Так же решили поступить и с новой повинностью: в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29.11.2014 № 382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», торговый сбор мог быть введён только на территории муниципальных образований, входящих в состав городов федерального значения (Москвы, Санкт-Петербурга и, с недавних пор, Севастополя). Для муниципальных образований, входящих в состав других регионов, необходимо принятие отдельного федерального закона, который разрешит введение торгового сбора на данных территориях .

«Возьмём пример: для магазинчика формата «у дома» с торговой площадью 67 м 2 в ЦАО сумма торгового сбора за третий квартал 2015 года составила бы 60 850 рублей»

Изначально потенциальные территории, на которых мог быть введён торговый сбор, были ограничены тремя субъектами, из которых только в Москве с 1 июля 2015 года начал действовать торговый сбор .

Власти Санкт-Петербурга и Севастополя пока решили повременить с введением торгового сбора на территории своих субъектов, что связано нежеланием потерять нынешний объём налоговых отчислений от торговых предприятий, а также несопоставимостью экономики столицы и других субъектов . Например, в 2015 году доходная часть бюджетов Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя составит 1,49 трлн рублей, 419,5 млрд рублей, 15,7 млрд рублей . При том, что в Москве с её 260 тыс. торговых предприятий предварительная оценка сумм поступлений от торгового сбора составляет около 3 млрд рублей .

Что такое торговый сбор и зачем он введён

Торговый сбор – это фиксированный платёж, который должен уплачивать раз в квартал каждый (физическое или юридическое лицо), кто занимается следующими видами торговой деятельности (п. 2 ст. 413 НК РФ) на предназначенных для этого объектах движимого и недвижимого имущества:

Кроме того, стоит отметить, что под торговой деятельностью НК РФ понимает розничную, мелкооптовую и оптовую куплю-продажу товаров, осуществляемую через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады (пп. 2 п. 4 ст. 413 НК РФ).

Сумма налога рассчитывается исходя из ставки торгового сбора в зависимости от общей площади торгового зала и иных помещений, используемых для торговли; либо исходя из фиксированной ставки за использование объекта движимого или недвижимого имущества для торговой деятельности, не имеющего торгового зала. Способы расчёта размера площади установлены в Постановлении Правительства Москвы от 30.06.2015 № 401-ПП отдельно для каждого вида деятельности в зависимости от используемого для торговой деятельности объекта движимого или недвижимого имущества .

Ставка торгового сбора может варьироваться в зависимости от (п. 6 ст. 415 НК РФ):

  • территории осуществления квалифицированного вида торговой деятельности;
  • категории плательщика сбора;
  • особенностей осуществления отдельных видов торговли;
  • особенностей объектов осуществления торговли.

В Москве ставки дифференцированы в зависимости от территории осуществления торговли (в порядке убывания): ЦАО, округа в пределах МКАД (за исключением ЦАО), округа за пределами МКАД .

Таким образом, возьмём пример: для магазинчика формата «у дома» с торговой площадью 67 м 2 в ЦАО сумма торгового сбора за третий квартал 2015 года составила бы:

60 тыс. рублей (ставка для объекта стационарной торговли в ЦАО, площадь которого не превышает 50 м 2) + 50 рублей * 17 м 2 (ставка за каждый метр превышения 50 м 2) = 60 850 рублей.

Необходимо также указать, что в НК РФ установлена максимально возможная ставка торгового сбора, которая не может превышать расчётную сумму налога при применении патентной системы налогообложения (далее – ПСН) в муниципальном образовании или в Москве, как в нашем случае. Суть ПСН заключается в том, что индивидуальный предприниматель (далее – ИП) имеет право уплатить лишь 6% (расчётную сумму налога) от суммы предполагаемого дохода, указанной для данного вида деятельности. Так, например, в соответствии с изменениями, внесёнными Законом города Москвы от 19.11.2015 №52 «О внесении изменений в статью 1 Закона города Москвы от 31.10.2012 № 53 «О патентной системе налогообложения», размер налога в квартал для стационарного объекта розничной торговли площадью не более 50 м 2 составляет 60 тыс. рублей , то есть та же самая ставка, установленная для торгового сбора.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что торговый сбор определённым образом уравнивает положение тех, кто перешел на ПСН, с теми, кто этого не сделал и платил по различным причинам меньше налогов.

НК РФ предполагает возможность зачёта суммы торгового сбора в счёт уплаты других налогов, то есть уменьшения сумм уплаченных налогов по налогу на прибыль организаций (но не всей суммы, а только подлежащей зачислению в региональный бюджет – она составляет 90% от всей суммы), налогу на доходы физических лиц, в рамках упрощенной системы налогообложения, однако из-за специфики уплаты вышеперечисленных налогов и применения упрощённой системы налогообложения, необходимо будет сначала заплатить сумму торгового сбора перед тем, как уменьшать суммы к уплате по другим налогам.

«Торговый сбор определённым образом уравнивает положение тех, кто перешел на ПСН, с теми, кто этого не сделал и платил по различным причинам меньше налогов»

Наш магазинчик в ЦАО, уплатив 60 850 рублей за 3 квартал, смог бы уменьшить свои платежи по налогу на прибыль только по итогам 4 квартала (или всего налогового периода 2015 года, в соответствии с терминологией НК РФ), так как фактически уплата сбора должна была бы произойти до 25 числа первого месяца 4 квартала, то есть до 26 октября (25 октября – выходной). Если размер налога на прибыль превышает сумму торгового сбора, то магазинчику было бы необходимо заплатить только положительную разницу между налоговыми обязательствами по налогу на прибыль и суммой торгового сбора. Если же сумма налога на прибыль оказалась меньше или магазинчик получил убыток по итогам периода, то сумма налога на прибыль не перечисляется в бюджет, а сумма уплаченного торгового сбора не сможет быть зачтена в счёт уплаты налога на прибыль, вследствие того, что у нас для этого «не хватает» налога на прибыль. При этом за убыточный период мы также должны заплатить сумму торгового сбора, ведь обязанность его уплаты не зависит от финансового результата деятельности, а зависит только от факта осуществления квалифицированной торговой деятельности.

Таким образом, на крупные торговые предприятия налоговая нагрузка не возрастёт, потому что сумма торгового сбора для них достаточно символична, даже при наличии значительных торговых площадей, и поэтому им не составит труда зачесть уплаченную сумму торгового сбора в счёт, например, налога на прибыль. Но для небольших добросовестных торговых предприятий, выплата дополнительного сбора может привести к существенному понижению прибыли.

Необходимо также заметить, что исчислять и уплачивать сумму налога налогоплательщик должен самостоятельно, что несёт в себе дополнительные риски неуплаты торгового сбора в отношении объекта движимого или недвижимого имущества, с помощью которого осуществляется торговая деятельность.

Каким же образом стать налогоплательщиком по торговому сбору? С 1 по 7 июля 2015 года все лица, использовавшие объекты движимого и недвижимого имущества для ведения квалифицированной торговой деятельности, должны были подать уведомление о постановке на учёт в налоговый орган по месту нахождения объекта имущества или по месту жительства (в случае с ИП). В случае изменения размера площади торгового объекта или появления нового торгового объекта, налогоплательщик должен в течение 5 дней уведомить об этом уполномоченный налоговый орган или поставить его на учёт в налоговый орган (п. 2 ст. 416 НК РФ).

По данным СМИ, из 260 тыс. торговых предприятий в Москве к середине июля подали уведомления около 35 тысяч . Это связано в том числе с тем, что штраф, предусмотренный п. 1 ст. 126 НК РФ, составляет всего 200 рублей . Однако если в ходе налоговой проверки будет выявлено, что лицо вело деятельность без подачи уведомления о постановке на учёт и уплате торгового сбора в установленном размере, то оно может быть привлечено к более серьёзной ответственности (п. 2 ст. 116 НК РФ): штраф в размере 10% от доходов, полученных в данный период, но не менее 40 тыс. рублей.

Как можно избежать уплаты торгового сбора законными способами

Во-первых, в соответствии с Законом о торговом сборе, в Москве освобождаются от уплаты торгового сбора при условии подачи уведомлений :

  • розничная торговля через вендинговые аппараты;
  • разносная торговля в автономных, бюджетных и казенных учреждениях;
  • торговля на ярмарках выходного дня, специализированных ярмарках и региональных ярмарках;
  • торговля на территории розничных рынков (сбором облагается только деятельность по организации розничных рынков);
  • торговля на территории агропродовольственного кластера;
  • отделения «Почты России»;
  • автономные, бюджетные и казенные учреждения;
  • религиозные организации в отношении торговли, осуществляемой в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним земельных участках;
  • торговля в театрах, кинотеатрах и музеях, планетариях и цирках;
  • торговля через объекты нестационарной торговли (ларьки) со специализацией «Печать»;
  • лица, оказывающие бытовые услуги и осуществляющие при этом торговлю.

Во-вторых, освобождаются от уплаты торгового сбора без подачи уведомлений :

Некоторые предприниматели предлагают различные варианты по объединению нескольких торговых предприятий в рамках договоров о совместном использовании объектов движимого и недвижимого имущества и, соответственно, платить торговый сбор не как за отдельные объекты торговой деятельности, а как за один объект торговой деятельности. Такая опция возможная, так как суммы сбора за небольшой торговый объект площадью 25 м 2 и 250 м 2 различаются незначительно (например, для ЦАО 60 тыс. рублей и 70 тыс. рублей, соответственно).

Выводы

Торговый сбор направлен в первую очередь на установление минимальной планки налогов, которые обязано платить торговое предприятие вне зависимости от финансового результата, а только за факт ведения торговой деятельности в Москве. В связи с этим, многие предприятия, для которых уплата торгового сбора представляет собой значительную сумму, будут прекращать вести деятельность или уходить в «теневой» рынок, то есть не платить налоги вовсе. Поэтому вторая цель, на которую было направлено введение торгового сбора – уменьшение размера «теневой» торговли – может потерпеть крах, так как, скорее всего, «теневой» сектор торговли может только вырасти без должного контроля со стороны Департамента экономической политики и развития города Москвы и ФНС.

Источник главного фото: http://ecoplus-buh.ru/

Независимые книжные магазины увидели угрозу в новом торговом сборе [Электронный ресурс]: Новая газета, — Режим доступа: http://www.novayagazeta.ru/news/1695270.html (дата обращения 27.12.2015); Торговый сбор ставит букинистов на грань выживания [Электронный ресурс]: Ридус, — Режим доступа: (дата обращения 27.12.2015).

http://audita.ru/articles/vvedenie-naloga-s-prodazh.html (дата обращения 27.12.2015).

Введение налога с продаж: баталии вокруг региональных сборов [Электронный ресурс]: audita.ru, — Режим доступа: http://audita.ru/articles/vvedenie-naloga-s-prodazh.html (дата обращения 27.12.2015).

Закон о бюджете города Москвы на 2015 год и плановый период 2016 и 2017, млрд руб. [Электронный ресурс]: budget.mos.ru, — Режим доступа: http://budget.mos.ru/budget_summary (дата обращения 27.12.2015).

Введение налога с продаж: баталии вокруг региональных сборов [Электронный ресурс]: audita.ru, — Режим доступа: http://audita.ru/articles/vvedenie-naloga-s-prodazh.html (дата обращения 27.12.2015).

Введение налога с продаж: баталии вокруг региональных сборов [Электронный ресурс]: audita.ru, — Режим доступа: http://audita.ru/articles/vvedenie-naloga-s-prodazh.html (дата обращения 27.12.2015).

Новые сборы с бизнеса коснутся только торговли [Электронный ресурс]: РБК, — Режим доступа: http://top.rbc.ru/economics/17/11/2014/5469b8edcbb20fe3da6ccbf0 (дата обращения 27.12.2015).

Торговый сбор — новый налоговый платеж, появившийся в 2015 году. Его правила определяются не только Налоговым кодексом, но и законами субъектов Российской Федерации. Рассмотрим, каковы особенности оплаты этого сбора.

Плательщики торгового сбора по НК РФ: кто ими является?

К плательщикам торгового сбора гл. 33 НК РФ, посвященная этому платежу, относит юрлиц и ИП, занятых торговлей на торговых объектах, исключая ИП, работающих на патенте, и лиц, применяющих ЕСХН (п. 2 ст. 411 НК РФ). Если в регионе введен торговый сбор, то применение ЕНВД к торговой деятельности, попадающей под торговый сбор, невозможно.

Торговой считается деятельность, ведущаяся на объектах (ст. 413 НК РФ):

  • стационарной сети независимо от наличия у нее торговых залов;
  • нестационарной сети;
  • складского типа;
  • розничных рынков в связи с их созданием и управлением их работой.

Базой для расчета налога служит вид или площадь объекта торговли. В зависимости от характера и размера объекта в НК РФ определены особенности ставок этого сбора (ст. 415 НК РФ).

Однако правила, содержащиеся в НК РФ, лишь определяют общие черты этого платежа, а конкретный порядок применения (в т. ч. величину ставок и круг льгот по налогу) устанавливают субъекты РФ, в которых этот сбор вводится соответствующим законодательным актом (ст. 410 НК РФ). Поэтому выясняя, кто платит торговый сбор в конкретном регионе, надо узнать:

  • Принят ли этим субъектом РФ закон о торговом сборе .
  • Какому кругу лиц закон региона предписывает уплату сбора.

В какой бюджет относится оплата торгового сбора?

Торговый сбор — налог местного уровня (п. 3 ст. 15 НК РФ), в установлении особенностей расчета которого важнейшая роль отводится местным органам власти. Они вправе определять:

  • Разбивку налогоплательщиков и объектов торговли на категории.
  • Особенности налогообложения, зависящие от вида торговой деятельности и места ее осуществления.
  • Свою систему ставок, не выходя за верхние пределы, установленные НК РФ, имея при этом возможность не устанавливать ставку вообще (по сути, освобождать объект от налогообложения).

Они же ответственны за назначение органа, который должен собирать информацию об объектах налогообложения и предоставлять эту информацию в ИФНС (ст. 418 НК РФ).

То есть все полномочия по контролю правильности исчисления и уплаты этого налога ложатся на местные инстанции. И ответ на вопрос о том, куда платить торговый сбор , очевиден: в местный бюджет.

ИП вправе уменьшить начисленный НДФЛ на суммы торгового сбора. Но что делать, если сумма сбора оказалась больше величины НДФЛ? Об этом — в статье .

Где должен начисляться торговый сбор с 1 июля 2015 года?

Введение торгового сбора стало возможным с 01.07.2015 (п. 4 ст. 4 закона «Об изменениях в НК РФ» от 29.11.2014 № 382-ФЗ). Обязательным условием появления этого налога в регионе является принятие соответствующего закона.

К указанной дате такой документ был принят единственным субъектом РФ — Москвой (закон города Москвы «О торговом сборе» от 17.12.2014 № 62). Остальные субъекты РФ планировали ввод торгового сбора не ранее 2016 года. Однако и в 2016 году к г. Москве ни один из регионов страны не присоединился.

Закон г. Москвы определил круг налогоплательщиков и перечень объектов налогообложения в детализации, приведенной в НК РФ, не установив при этом ставку для торговли, осуществляемой непосредственно со складов (ст. 2 закона г. Москвы), что освободило эту деятельность от налогообложения.

Законом г. Москвы предусмотрен ряд льгот в виде освобождения от уплаты налога:

  • Юрлиц и ИП, занятых розничной торговлей с применением торговых автоматов, продажей на ярмарках и на территориях розничных рынков, торговлей вразнос в помещениях, управляемых автономными, бюджетными или казенными учреждениями.
  • Юрлиц, относящихся к автономным, бюджетным или казенным учреждениям, а также организациям федеральной почты.

Законом г. Москвы «Об изменениях в законах Москвы» от 24.06.2015 № 29 исходный текст закона от 17.12.2014 № 62 дополнен льготами, введенными на период до 2021 года:

  • К видам освобожденной от налога деятельности добавлены торговля на территории агрокластера, продажи в помещениях кинотеатров, театров, музеев, планетариев, цирков (при условии, что доход от главной деятельности этих заведений превышает половину всех поступлений), нестационарная торговля печатной продукцией.
  • В список освобожденных от сбора юрлиц добавлены религиозные организации, занимающиеся торговлей на территории соответствующих религиозных заведений.

Дополнительно законом от 24.06.2015 № 29 без ограничения срока действия льготы освобождены от уплаты сбора юрлица и ИП, оказывающие бытовые услуги (в т. ч. услуги парикмахерских, салонов красоты, прачечных, химчисток, ателье по ремонту одежды, металлогалантереи) при условии, что объект торговли занимает площадь не более 100 кв. м. и из этой площади не более 10% отведено для демонстрации товаров.

На учет налогоплательщики ставятся при самостоятельном обращении в ИФНС или на основании информации, предоставленной Департаментом экономической политики и развития г. Москвы, который служит уполномоченным для этой цели органом (письма МФ РФ от 08.04.2015 № 03-11-06/19790 и от 27.03.2015 № 03-11-06/16906).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! При непостановке на учет налогоплательщика ожидает штраф, составляющий 10% суммы дохода от торгового объекта, но не меньше 40 000 руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ). На должностных лиц организаций возможно наложение административного штрафа в размере от 2 000 до 3 000 руб. (ст. 15.3 КоАП РФ).

О дополнительных льготах, введенных в Москве с 2017 года, читайте в материале .

Как оплатить торговый сбор в 2016-2017 годах?

Торговый сбор — квартальный налог, уплачиваемый налогоплательщиком не позднее 25 числа месяца, который последует за отчетным периодом (п. 2 ст. 417 НК РФ). Если налогоплательщик не встал на учет, а объект налогообложения по информации, полученной ИФНС от уполномоченного органа, у него есть, то налоговый орган в срок не позднее 30 дней с даты получения информации о наличии объекта направит налогоплательщику требование об уплате, в котором сумма налога будет рассчитана по данным, имеющимся у ИФНС. Аналогичный порядок будет соблюден при выявлении недостоверности сведений об объекте налогообложения, представленных налогоплательщиком в ИФНС при постановке на учет как плательщика этого сбора (п. 3 ст. 417 НК РФ).

Как поступить, если не надо было вставать на учет, а вы подали уведомление в ИФНС, читайте в статье .

Выбор места, по которому производят оплату сбора, зависит от места постановки на учет (письмо ФНС РФ от 26.06.2015 № ГД-4-3/11229@):

  • Объекта недвижимости, на котором осуществляют торговлю. Для этой ситуации в платежном документе приводят код ОКТМО, соответствующий месту учета в качестве плательщика сбора.
  • Юрлица или ИП, уплачивающих сбор. Код ОКТМО для такого случая должен соответствовать месту ведения торговли.

Платежное поручение по торговому сбору оформляется в обычном для налоговых платежей порядке с использованием стандартного набора реквизитов. В качестве КБК указывают:

  • по налогу — 182 1 05 05010 02 1000 110;
  • по пеням — 182 1 05 05010 02 2100 110;
  • по штрафу — 182 1 05 05010 02 3000 110.

Образец заполнения платежного документа по этому налогу можно увидеть в материале .

Итоги

Оформление платежных документов на оплату торгового сбора не представляет сложности. Следует соблюдать сроки оплаты и делать расчет сбора на основании достоверных данных.



Кадры