Факторы процесса развития социального аудита. Сущность и значение социального аудита. Разработка, конструирование любой социальной технологии, в том числе, и социального аудита, имеет несколько этапов

    Для многих компаний термин "социальный аудит" звучит пугающе: мало нам финансовых проверок, так еще и социальные программы будут проверять! Может, лучше свернуть благотворительную деятельность от греха подальше? А может, наоборот, за филантропию налоги снизят? И вообще непонятно, кто, как и зачем собирается оценивать социальные показатели компаний.

Прежде чем говорить о социальном аудите, давайте решим, что мы понимаем под термином "социальный". Если это благотворительность (она же филантропия), то ее оценка может быть нужна самим компаниям, при условии что бизнесу интересно, как тратятся его деньги. Сообщество некоммерческих организаций активно использует разработанные с помощью западных фондов методики оценки благотворительных программ и активно предлагает их бизнесу. Одна беда: все эти методики оценивают эффективность благотворительности лишь для некоммерческих организаций и в лучшем случае для местных сообществ.

Если "внутренняя оценка" (эффективность для организаций, успешно осваивающих деньги бизнеса) производится более или менее удачно, "внешняя оценка" (польза для общества) хромает. Направленные на меньшинства благотворительные программы, которыми занимаются некоммерческие организации, не в состоянии решить актуальные проблемы людей: зарплаты и цен, жилья и ЖКХ, детей и молодежи, экологии и здоровья, наркомании и алкоголизма.

Благотворительность по определению не связана с бизнес-интересами компаний. По данным опроса, проведенного в России английским фондом CAF, 67% менеджеров высшего звена считают, что благотворительность - это "альтруизм", 72% оценивают ее распространенность среди бизнес-сообшеств как "незначительную". И неудивительно - ведь спрашивали-то про благотворительность. По данным же большинства опросов, подавляющее число предпринимателей видят бизнес-выгоду от социальной активности, когда под ней имеются в виду как минимум программы социального инвестирования в собственных сотрудников, а также в местные сообщества.

История социального аудита

История социального аудита началась в США в 1940-е гг., когда социальные рейтинги компаний стали регулярными. Эти рейтинги оценивали отношения с персоналом и профсоюзами, с местным сообществом, филантропию (пожертвования), волонтерство и другие программы компаний в местных сообществах (community based programs).

В 1960-е - 1970-е гг. стало возрастать общественное недовольство в отношении негативных последствий роста производства. Все чаще экономический рост осуществлялся за счет загрязнения окружающей среды, всякого рода дискриминации, снижения безопасности производства, ухудшения качества товаров.

Львиная доля ответственности за социальную несправедливость и экономическое неравенство была возложена... на бизнес. Так рассудили правительство и общественное мнение. Общественное мнение и его лидеры стали меньше доверять корпорациям, и, как следствие, число покупателей сократилось. Результатом стало общественное давление на бизнес с целью регулирования социально значимых аспектов деятельности компаний. В ответ на это бизнес стал все чаще выступать инициатором "социально ответственного поведения".

Поначалу такие прогрессивные компании, как Dayton Hudston, Levi Strauss, Cummings Engines, отдавали в эти фонды до 5% налогооблагаемой прибыли. Однако к концу 1970-х гг., когда схлынула первая волна энтузиастов "социально ответственного поведения" американский бизнес стал относиться к филантропии более прагматично. У правительства появилось опасение, что корпорации вовсе перестанут заботиться о нуждах своих communities. В 1977 г. Конгрессом был принят документ, по которому американским банкам предписывалось делать инвестиции в территории, на которых они оперируют. Community Reinvestment Act (Закон о реинвестициях в местные сообщества) и по сей день остается основным инструментом поощрения социальной вовлеченности банков на местном уровне. Заметим, что реально закон заработал к середине 1980-х гг. Бюрократия везде одинакова.

Никаких карательных санкций закон не предусматривал. Банк не может быть лишен лицензии или оштрафован за "невыполнение плана" по инвестициям в местные сообщества. Да и самого плана в общем-то нет. Как же так? Как же отчитываются банки, и кто определяет, много они инвестировали в community или мало?

Правительство поступило до гениального просто. Оно выделило каждому банку "подшефную территорию" и прикрепило его к местному правительственному агентству, наблюдающему за ходом программы. В конце года каждый банк отчитывался о проделанной работе. По итогам отчета был составлен список активности банков в сфере социальных инвестиций (в порядке убывания).

Дальше последовал изящный ход. Список был опубликован крупнейшими деловыми изданиями с мелко набранным пояснением, что рейтинг касается показателей социальной вовлеченности и ничего более. Но американцы, увидевшие знакомые банки не в первых рядах, посчитали это признаком их финансовой несостоятельности и бросились переводить свои счета в более достойные финансовые институты.

На следующий год банки изо всех сил старались доказать свое желание работать на местное сообщество.

Что касается развития социального аудита в России, то с 2000 г. в нашей стране проводится конкурс "Российская организация высокой социальной эффективности". С 2004 г. конкурс, по решению Правительства РФ, решено сделать ежегодным. По заявлению оргкомитета конкурса, в нем ежегодно принимают участие более тысячи компаний. Участие в конкурсе платное, регистрационный взнос составляет 18 тыс. руб. Для организаторов конкурс стал прибыльным бизнесом, а участники в доверительных беседах жалуются на "добровольно-принудительный" характер мероприятия и выражают сомнения в объективности выбора победителей.

Под социальной эффективностью, по мнению организаторов конкурса, следует понимать отсутствие задолженности перед государством, наличие коллективного договора, наличие профсоюзной организации. Отчеты о социальной поддержке работников и местных сообществ принимаются в произвольной форме (присылайте все, что есть, а мы посмотрим) и оцениваются по не вполне понятным критериям.

Сам факт проведения подобного конкурса говорит о том, что государство хочет и будет оценивать социальную эффективность компаний. Вопрос в том, как оно будет это делать.

Бизнес-сообщество, признавая необходимость объективной оценки "социальных инвестиций" компаний, не спешит разрабатывать встречные предложения. Позиция простая: пусть власть сама решит, что такое социальная ответственность бизнеса. Мы люди подневольные: введет государство новую форму социальной отчетности - будем отчитываться.

Между тем публичные политики все чаще заявляют о "социальном налоге" на бизнес. Еще в середине 1990-х гг. в Госдуме был разработан документ, поразительно напоминающий американский Community Reinvestment Act с той лишь разницей, что у нас процент "социального инвестирования" был фиксированным, а оценкой социальных инвестиций должна была заниматься федеральная и местная власть по своему усмотрению. Что из этого может получиться, объяснять не надо.

"Нравственный налог" на компании введен в Татарстане, ряд областей России готов предложить свои варианты регионального "социального налога".

Объективная оценка эффективности социально значимой деятельности компаний стала необходимостью. В числе основных причин:

Социальный аудит может стать для бизнес-сообщества инструментом влияния на региональную и федеральную власть, главным гарантом от "чиновничьего рэкета", как назвал это явление президент РФ В. Путин.

Участие власти, консалтинговых и рейтинговых агентств в разработке методики социального аудита необходимо. Данные недавних исследований свидетельствуют, что, по мнению населения, наибольшим доверием могут пользоваться отчеты компаний, заверенные независимой внешней организацией (83%) или органом власти (72%). Однако главной заинтересованной стороной разработки национальной модели социального аудита является само бизнес-сообщество.

Что и как оценивать

Бизнес должен приносить прибыль. Социальные инвестиции во всем мире являются одним из самых выгодных видов инвестирования. Оценка возврата по инвестициям (Return on Investment, ROI) в отношении социальной деятельности компаний позволяет бизнесу оценивать влияние социальных инвестиций на бизнес-показатели. Любая внешняя система социального аудита должна начинаться с внутренней системы оценки эффективности социальной активности компаний, т. е. с оценки выгоды для бизнеса от социальных инвестиций.

Единой трактовки понятия "социальный аудит" не существует. Часто под ним понимают социальную отчетность (social reporting), как правило внешнюю. Компании отчитываются перед значимыми для них внешними стейкхолдерами. Для западных компаний это прежде всего акционеры, инвесторы, клиенты, а также органы власти, СМИ и общественное мнение в целом (хотя, строго говоря, последнее стейкхолдером быть не может). Наши компании отчитываются в надежде "заработать очки" в отношениях с властью и в меньшей степени - с партнерами, конкурентами и обществом в целом.

Социальная отчетность в общепринятом понимании касается всего спектра влияния компании на общество: от контроля за качеством продукта до "социального пакета" для сотрудников. Социальные отчеты как описание того, что сама компания считает социальным, могут предоставляться, во-первых, в свободной форме (брошюры, буклеты, раздел в годовом отчете и т. п.). Этому наши компании уже научились. Другой вариант - более формализованный комплексный отчет по принципу triple bottom line (в примерном переводе - тройной итог). Такой вариант оценки фокусируется на добавленной социальной стоимости (added social value), произведенной компанией в экономической, социальной и экологической сфере. Самый строгий вариант - стандартизованные отчеты по установленному набору индикаторов. Самые известные стандарты Global Reporting Initiative (GRI), Domini Social Index, UN Global Compact, SA 8000, АА 1000. Последний из них в России впервые применила British American Tobacco. Ряд российских компаний уже заявил о подготовке социальных отчетов по этому стандарту.

Аудит корпоративной ответственности

Большинство передовых компаний и консультантов используют термин "социальный аудит" для обозначения внутренней (по отношению к компании) эффективности социально связанной деятельности.

В США социальный аудит фокусируется главным образом на том, как социально ответственное поведение компаний сказывается на ее основных бизнес-показателях. Социальный аудит определяет реальные затраты от политики и практики компаний и сравнивает эти показатели с показателями других компаний (по отраслевому или региональному признаку) и с ожиданиями ключевых стейкхолдеров. Этот подход отличается от устоявшегося представления о затратах как о производной от производственной деятельности.

Социальный аудит оценивает поведение компании в сфере человеческих ресурсов: экологии, охраны здоровья и безопасности (EHS), отношений с местным сообществом. Социальный аудит оценивает все сферы деятельности компании и сопоставляет ее систему ценностей, поведение компании в вопросах бизнес-этики, внутреннюю операционную практику, систему менеджмента с ожиданиями ключевых стейкхолдеров: сотрудников, собственников, поставщиков, потребителей и местных сообществ. Такой аудит социальной ответственности выявляет несоответствия заявленных целей компании ее реальной практике, служит системой "раннего оповещения" для выявления назревающих проблем, позволяет компаниям добиваться финансовой отдачи от социально ответственного поведения.

Аудит социальной ответственности оценивает потери от "социально безответственного" поведения компаний в отношении сотрудников, вскрывая потери, скрытые в текущих расходах, потери прибыли при страховых выплатах и штрафах. Компании, которые обращаются с сотрудниками честно, добиваются большей производительности труда, сотрудники работают там дольше, сокращаются расходы на набор, переподготовку и удержание персонала.

Компании часто жалуются, что методология социального аудита слишком расплывчата и не дает количественных оценок. Чтобы преодолеть этот недостаток, в последние годы были созданы новые методики. Ведущие из них разработаны The New Economic Foundation (NEF, UK) и консалтинговой компанией SmithOBrien (US).

NEF фокусируется на восприятии компании ключевыми стейкхолдерами. Методика SmithOBrien тоже оценивает отношения компании со своими заинтересованными сторонами, причем эти отношения сопоставляются с основными показателями компании. Такой подход позволяет дать количественную оценку результатов политики компании по отношению к ключевым стейкхолдерам, а также оценить стратегический и финансовый эффект операционной практики компании.

Методика SmithOBrien представляет собой интегрированную систему аудита корпоративной устойчивости Corporate Responsibility Audit (аудит корпоративной ответственности, CRA). CRA комплексно оценивает деятельность компаний по пяти основным экономическим и социальным показателям:

  • системы менеджмента качества;
  • энергосбережение и охрана окружающей среды;
  • отношения с персоналом;
  • трудовые отношения и права человека;
  • отношения с местным сообществом.
CRA оценивает основные показатели компании по отношению к системе ценностей компании, этике бизнес-поведения, внутренней операционной практике, системе менеджмента и ожиданиям ключевых стейкхолдеров (собственников, сотрудников, клиентов, поставщиков и местных сообществ). Кроме того, система дает компаниям возможность увеличивать репутационный капитал, повышать прибыльность, эффективность и производительность труда, проводит количественный анализ стратегического и финансового эффекта от активной и ответственной практики бизнеса с учетом интересов всех стейкхолдеров. Эта методика интегрирована во все основные международные системы рейтингов социальной ответственности бизнеса.

CRA оценивает "скрытую стоимость" социально безответственного поведения компаний, включающего в себя чрезмерные затраты на утилизацию отходов, затраты на набор, удержание и увольнение персонала, завоевание новых клиентов, поддержание качества продукции и производительности труда.

Пример из жизни. Крупная компания, занимающаяся грузовыми автомобильными перевозками, решила сократить расходы за счет недоплаты рабочим за сверхурочные. Начался саботаж: рабочие намеренно допускали нарушения сроков отгрузки, неправильно размещали груз. Это вызвало рост недовольства клиентов, рекламации и судебные иски. Потери компании в сотни раз превысили копеечную прибыль от экономии на людях.

Неизмеримые социальные риски включают производство опасных для индивидуумов или для общества продуктов (например, сигарет) или социально спорное поведение (поощрение азартных игр или размещение производства в странах, где нарушаются права человека).

Среди основных причин, по которым компании внедряют социальный аудит, - улучшение бизнес-показателей. Не случайно CRA делает акцент не столько на социальных вопросах, сколько на социально-экономических и экономических последствиях управленческих решений и связанной с ними политики компании. Кроме того, социальный аудит нужен, чтобы соответствовать ожиданиям социально ориентированных инвесторов (пенсионных и инвестиционных фондов), имеющих собственные системы оценки социальной ответственности компаний. Самый известный фондовый индекс социальной ответственности Domini Social Index 400 разработан компанией Kinder, Lydenberg, Domini (KLD). Он оценивает 400 ведущих компаний по десяти категориям, включающим отношения с персоналом, местными сообществами, потребителями, экологию, отсутствие дискриминации.

Дополнением к системе аудита корпоративной ответственности является Econometric Impact Index (Индекс эконометрического эффекта), разработанный все той же SmithOBrien. Эта методология позволяет оценивать суммарный эффект, который компания оказывает на местные сообщества, где она оперирует. Эта система применима как для самих компаний, так и для органов местной власти, озабоченных оценкой влияния компаний на местные сообщества, в том числе в вопросах сокращения или расширения производства, регулирования налогов и цен, зонирования, влияния компаний на принятие ключевых для территорий решений.

Сегодня социальный аудит включает в себя внешний аудит (как оценивают компанию внешние стейкхолдеры) и внутренний, включающий в себя традиционный финансовый аудит. Некоторые компании выпускают социальные отчеты, куда входят сравнительные показатели за годы проведения социального аудита. Так, Ben&Jerry в своем отчете Social Performance Report 1998 поставила целью набирать и удерживать "цветных" сотрудников. В следующем году компания отчиталась, что в ее штате работает 3% "небелых" сотрудников, что в процентном отношении больше, чем у других компаний в Вермонте, родном штате Ben&Jerry.

Как проводится социальный аудит

Шаг первый - необходимо получить согласие и обеспечить вовлеченность руководства компании. Желание руководства провести социальный аудит возникает чаще всего тогда, когда в компании что-то не так, причем традиционными способами не удается выяснить, что именно и как с этим справиться.

Шаг второй - формирование управляющего комитета (steering committee) по проведению социального аудита. Как правило, этот комитет состоит из топ-менеджеров компании, представляющих ведущие подразделения, и из менеджеров, которые будут непосредственно участвовать в проведении социального аудита.

Шаг третий - создание команды аудиторов, ведущих менеджеров, экспертов по организационному развитию. Эти люди сообща разрабатывают методологию обследования и вопросник. Команда будет исследовать, насколько реальная практика компании соответствует ее видению и миссии.

Шаг четвертый - проведение диагностики корпоративной культуры и выявление функциональных областей, которые требуют анализа и улучшений: менеджмент качества, отношения с потребителями и персоналом, охрана окружающей среды, отношения с местными сообществами. В зависимости от потребностей компании целевые группы исследования могут быть расширены (например, отношения с инвесторами, местной и федеральной властью).

Шаг пятый - анализ миссии компании, выделение областей и обстоятельств, когда заявленные миссия и цели компании не совпадают с реальной практикой.

Шаг шестой - поиск видимых и скрытых причин, по которым цели компании и реальная практика не совпадают.

Шаг седьмой - сбор необходимой информации о подобных проблемах среди конкурентов по отрасли, исследование подобных примеров по выявленным проблемам.

Шаг восьмой - проведение интервью с заинтересованными и вовлеченными в проблемные области стейкхолдерами (потребители, сотрудники, местные и федеральные чиновники) для выяснения их ожиданий от социально ответственного поведения компании.

Шаг девятый - сопоставление внутренних данных и внешних ожиданий.

Шаг десятый - составление финального отчета для управляющего комитета и менеджеров компании.

Основные вопросы аудита корпоративной ответственности

В сфере менеджмента качества выясняются следующие вопросы: как измеряется эффективность деятельности компании, система менеджмента, система реагирования на запросы потребителей, отношения с поставщиками и ритейлерами, уровень вовлеченности менеджеров разного уровня и сотрудников в менеджмент качества. Другие возможные вопросы: контроль за ингредиентами, распространение независимой экспертизы качества и сертификации, ответственность (обязательства соответствия) продукта, устойчивое развитие, процесс статистического контроля.

Сфера управления человеческими ресурсами оценивается по следующим показателям: практика набора персонала, отсутствие дискриминации, здоровье и безопасность, текучесть кадров, практика продвижения и карьерного роста, зарплаты и выплаты, в том числе социальный пакет, процедура принятия решений, практика реагирования на насилие, на сокращение производства, аутсорсинг. Собирается детальная информация о поставщиках, главных ведущих акционерах, аналитиках и наблюдателях активов, выясняются связи со СМИ и должностными лицами.

Когда проблемы определены, команда аудиторов выясняет скрытые затраты. Например, перемещение недовольного сотрудника связано с дополнительными потерями времени на рассмотрение резюме, интервью, рекламу и принятие решений. Если сотрудникам недоплачивают за сверхурочные, производительность их работы падает, растет количество жалоб со стороны клиентов, компания теряет прибыли.

Часто менеджеры компаний с подозрением относятся к социальному аудиту, считая, что социально ответственное поведение всегда связано с затратами и не приносит компании никакой выгоды. В действительности социальный аудит и социально ответственная практика позволяют компаниям экономить деньги и создавать новые возможности увеличения прибыли. Наблюдения показывают, что компании, прошедшие социальный аудит, окупили его стоимость в 6-12 раз за период от шести месяцев до трех лет.

Большинство предприятий уже привыкли к различного рода проверкам: финансовый аудит, аудит пожарной безопасности, аудит условий производства, аудит качества предоставляемых услуг (так называемый «мистери аудит»), аудит социальной ответственности (социальный аудит) и т.д.

Давайте разберемся, что же такое социальный аудит, кому и для чего нужна эта процедура.

Социальный аудит (аудит социальной ответственность) – это комплексный подход к процессу проверки, оценки, подготовки отчета, повышения эффективности функционирования организации. Тем самым социальный аудит является средством измерения воздействия отдельно взятого предприятия на общество в целом. На аудите социальной ответственности оцениваются формальные и неформальные правила поведения внутри организации, мнения сторон, заинтересованных в деятельности компании, уровень межличностных и профессиональных отношений, с целью выбора условий, благоприятных для менеджмента и развития человеческих ресурсов.

Критерии оценки, единицы измерения и оценочные пределы зависят от преследуемых целей и постановленных задач. В связи с этим социальный аудит проводится либо на соответствие международным или установленным локальным стандартам, либо, опираясь на внутренние корпоративные правила и нормы компании. В последнем случае компания Контрол Юнион Сертификейшенс имеет возможность разработать индивидуальный чек-лист для предприятия, проецируя на индивидуальные потребности предприятия свой многолетний международный опыт проведения социальных аудитов.

Социальный аудит является формой согласования интересов, которая выдвигает на первый план условия реализации интересов самих работников, а также ожидания, связанные с деятельностью бизнес-структуры в обществе и государстве. Как показывает зарубежный опыт, социальный аудит приобретает нормативные границы, особенно когда в обществе осознается потребность в удовлетворении социальных запросов, когда формируется политика равной социальной ответственности.

Система социального аудита проходит определенную эволюцию изменения нормативных установок. Защитные охранительные нормы постепенно замещаются стимулирующими. В таких требованиях, как прозрачность, взаимоуважение сторон, раскрывается содержание социального аудита как процедуры, обязывающей к согласованию интересов, к социальному консенсусу.

В последние несколько лет все большую популярность приобретают SMETA аудиты.

SMETA (Sedex Member EThical Audit) – вид проверки, в ходе которого проводится оценка соответствия предприятия установленным требованиям по четырем основным сферам: охрана труда и производственная безопасность, окружающая среда, условия труда и деловая репутация поставщика. По итогам проведения аудита данные размещаются на платформе Sedex (Supplier Ethical Data EXchange), где каждая проаудированная компания получает свой индивидуальный идентификационный код. Результаты социального аудита Responsible Sourcing (он же аудит SMETA) признаются всеми участниками программы AIM-PROGRESS, благодаря чему предприятие, как поставщик и покупатели его продукции, получают возможность сократить количество аудитов и делиться информацией о пройденных аудитах со всеми заинтересованными лицами, кто зарегистрирован на платформе SEDEX.

AIM Progress - это инициатива по оценке поставщиков, в которую вовлечены 24 производителя товаров массового потребления (FMCG - Fast Moving Consumer Goods). Участниками инициативы являются крупнейшие всемирно известные мировые бренды, такие как Coca-Cola, PepsiCo, Kraft Foods, Unilever, Nestlé, и др.

Преследуя цель укрепления имиджа своей компании, участники AIM Progress уделяют все большее внимания Корпоративной социальной ответственности, которая включает ответственный подход к выбору поставщиков и устойчивое производство, которое можно проследить по всей цепочке поставок.

Соответственно, если предприятие является одним из звеньев цепочек поставок для нескольких участников AIM Progress, то пройдя 1 аудит, он выполняет требования нескольких своих партнеров одновременно.

ООО Контрол Юнион Сертификейшенс является партнером участников инициативы AIM Progress и их поставщиков в качестве независимых аудиторов. После проведения социального аудита мы по необходимости нашими специалистами оказывается консультационное сопровождение.

Контактные данные по вопросам проведения аудита социальной ответственности:

Григорий Беленький
Генеральный директор
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Sedex Member EThical Audit - аудит социальной ответственности, который осуществляется в соответствии с Кодексом этической торговли и Кодексом поставщика.

Распространены две разновидности оценки.

  • SMETA pillar 2 . Базируется на требованиях законодательства определенной страны и кодекса этической торговли. Акцентируется внимание на производственной безопасности и условиях труда.
  • SMETA pillar 4 . Помимо указанного в предыдущем пункте, дополнительно изучается деловая репутации компании и влияние ее деятельности на окружающую среду.

Сформированное по итогам проверки аудиторское заключение доступно на платформе SEDEX (см. далее). Оно признается членами программы AIM-PROGRESS (объединение ведущих компаний отрасли потребительских товаров повседневного спроса). Компания проходит социальный аудит однажды, а результаты процедуры многократно используют ее партнеры, которыми была осуществлена регистрация SEDEX.

На базе AIM-PROGRESS анализируются поставщики в разрезе социальной ответственности.

SEDEX

Некоммерческая организация SEDEX (Supplier Ethical Data Exchange) – сегодня одна из основных информационных систем, доступная в реальном режиме времени, предназначенная для хранения отчетности аудитов SMETA и позволяющая заинтересованным сторонам получать информацию о проведенных аудитах по социальной, экологической и этической ответственности в цепочках поставок.

Платформа объединяет участников, прошедших аудит на основании требований SMETA (SEDEX Members Ethical Audit). Сам аудит охватывает оценку по следующим направлениям:

  • охрана труда;
  • производственная безопасность;
  • охрана окружающей среды;
  • условия труда;
  • деловая репутация поставщика.

Преимущества SEDEX:

Поставщикам: сокращение количества аудитов со стороны клиентов. Демонстрация соответствия этическим и социальным нормам через открытую базу данных SEDEX.

Клиентам: организовать свою цепь поставок и сократить риски в области социальной ответственности и устойчивости бизнеса, тем самым, снизить имиджевые и репутационные риски.

Необходимость и нормативно-правовая основа SMETA

SEDEX аудит подтверждает, что компания:

  • создала необходимые условия для комфортной работы;
  • нацелена на уменьшение вредного влияния деятельности на окружающую среду;
  • своевременно выполняет обязательства в цепочке поставок.

Обновленные требования к SMETA утверждены на форуме SEDEX в апреле 2017 года. Их придерживаются с 1 июня 2017. SMETA 6.0 базируется на следующих документах:

  • Рекомендации по наилучшей практике SMETA . Раскрываются этические принципы проведения аудиторских проверок.
  • Критерии измерения SMETA . Содержит набор инструкций по вопросам, подлежащим проверке аудиторами.
  • Отчет SMETA . Представлен формат отчета по аудиту.
  • SMETA CAPR : Представлен формат плана исправления.
  • Краткое руководство SMETA . Раскрыты особенности новой версии SMETA и получены ответы на часто задаваемые вопросы.

Чего ожидать во время и после SMETA?

Сущность аудита социальной ответственности - проверить соответствие хозяйственной деятельности предприятия международным требованиями или законодательным нормам конкретной страны. Во время проверки аудиторы:

  • знакомятся с условиями производства;
  • общаются с работниками;
  • анализируют первичную и сводную документацию;
  • фотографируют рабочие места, зоны для отдыха;
  • и др.

После завершения SMETA компания получает аудиторский отчет, рекомендации по улучшению деятельности и сроки на их исполнение. Аудиторское заключение публикуется в базе SEDEX.

Прохождение социального аудита - предпосылка улучшения отношений между Вашей компанией и партнерами.

Аудит SMETA

ООО «ТМС РУС», компания, имеющая большой опыт и безупречную репутацию в проведении аудитов соответствия требованиям и стандартам различных областей действия, предлагает услуги по проведению аудитов SMETA.

Аудиты проводятся российскими экспертами, квалифицированные к оценке соответствия по международным правилам SEDEX.

Заявки и запрос дополнительной информации: Департамент Менеджмент Сервис, [email protected] .

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Общее определение социального аудита трудовых отношений. Цель социального аудита, а также история его становления как практического направления предпринимательской деятельности. Современный этап развития социального аудита в Российской Федерации.

    реферат , добавлен 17.02.2012

    Ставки, порядок исчисления и сроки уплаты единого социального налога. Основные понятия, цели, задачи и объекты аудита расчетов по ЕСН. Аудиторская проверка расчетов с внебюджетными социальными фондами - пенсионным, социального и медицинского страхования.

    курсовая работа , добавлен 03.11.2013

    Сущность аудита. Hеобходимость аудита. Сущность аудита и аудиторской деятельности. Принципы аудита. Виды аудита. Внутренний и внешний аудит. Аудит на соответствие требованиям. Финансовой отчетности и специальный аудит. Значение аудита в системе управления

    курсовая работа , добавлен 10.04.2006

    Цели, задачи и содержание банковского аудита. Сущность аудита как экономической категории. Виды аудита банков. Назначение и необходимость внутреннего аудита (системы внутреннего контроля банка). Аудит финансовых результатов и распределения прибыли.

    реферат , добавлен 17.12.2013

    Понятие аудита и аудиторской проверки. Особенности аудита туристских организаций - туроператоров и турагентов. Аудит законодательного и нормативного регулирования. Аудит расходов и доходов. Аудит валютных операций. Аудиторское заключение.

    реферат , добавлен 15.09.2006

    Понятие цели и функции аудита. Аудит персонала организации: основные параметры. Методы и классификация типов аудита. Адаптация персонала на рабочем месте. Этапы деятельности аудитора. Экспертиза, анализ социального баланса. Оценка кадрового потенциала.

    реферат , добавлен 26.05.2010

    Отношения, возникающие в рыночной экономике в связи с необходимостью независимого аудита. Понятие "аудит", его цели, задачи, классификация. Значение аудита в современных условиях. Взаимосвязь категорий аудит и понятие ответственности, аудит и демократия.

    курсовая работа , добавлен 25.02.2009

Определение социального аудита.

Социальный аудит — процесс оценки, подготовки отчёта, повышения эффективности функционирования и стиля работы организации, средство измерения её воздействия на общество в целом. При помощи социального аудита можно измерить степень корпоративной социальной ответственности. Им оцениваются прежде всего формальные и неформальные правила поведения внутри организации, мнения сторон, заинтересованных в деятельности компании, с целью выбора условий, благоприятных для менеджмента качества и развития человеческих ресурсов. Подобно внутреннему финансовому аудиту, социальный аудит требует чёткой постановки критериев исследования: каких результатов компания стремится достичь, мнение каких групп общественности влияет на успех её бизнеса и в каких показателях будет измеряться её эффективность.

Социальный аудит в системе социального управления (Мешков)

Что конкретно изучает социальный аудит на уровне предприятия и что он дает предприятию?

На уровне предприятия исследуются следующие вопросы, касающиеся конкретных характеристик качества трудовой жизни:

1. Аудит трудового потенциала:

Профессионализм

Образование

Этнокультура

Психофизическое состояние

2. Аудит мотивационного поля

Отношение к собственности

Материальное стимулирование труда

Моральное стимулирование труда

Социальная защищенность труженика

Эргономика

Участие труженика в управлении

Корпоративная культура

Мы также изучаем психологический фон, имеющийся в трудовом коллективе: положительный, который порождает энтузиазм, воодушевление, сплоченность, благожелательную атмосферу, желание к труду и т.д. и отрицательный, который приводит к безразличию, враждебности, намеренному замалчиванию проблем, неискренности и т.д.

Иными словами, мы анализируем влияние психологических особенностей людей на социальный климат и мотивацию к труду.

Следовательно, улучшение социального климата следует рассматривать как один из важнейших факторов увеличения эффективности деятельности предприятия.

Таким образом, мы можем говорить, что социальный аудит является одним из важнейших факторов увеличения эффективности деятельности предприятия.

Проведение социального аудита дает следующий эффект:

Сокращает операционные расходы;

Улучшает имидж и репутацию, напомню вам, что сегодня только 30% рыночной стоимости предприятия отражаются в балансе, остальное-имидж, репутация, организация труда, ноу-хау и т.д.;

Повышает продажи и лояльность потребителей;

Снижает текучесть кадров (здесь хотелось бы добавить, что организация ведения бизнеса на предприятии влияет на конкурентоспособность управления кадрами. При наличии выбора большинство потенциальных сотрудников, в том числе лучшие выпускники вузов, не будут заинтересованы в работе компаний, которые не придерживаются передовых стандартов корпоративного управления. В процессе выбора работы, при условии интереса со стороны конкурентов и нехватки квалифицированных специалистов, они сделают выбор в пользу компании с более высокими стандартами в работе;

Повышает лояльность персонала, повышает мотивацию сотрудников (система мер по мотивации персонала - это мощное оружие, позволяющее повысить прибыльность работы предприятия);

Сокращает давление со стороны проверяющих органов;

Предоставляет доступ к капиталу.

И в совокупности все это приводит к увеличению финансовых показателей предприятия.

Таким образом, в свете вышеизложенного хочу обратить ваше внимание, что социальный аудит не только исследует особенности социоэкономических отношений в обществе, но и предлагает практический инструментарий и методологию.

Социальный аудит при наличии государственной воли и общественной поддержки позволяет создать реальную систему диагностики общественного прогресса и сформировать один из каналов адекватной и неангажированной информации для органов статистики.

Как проводить социальный аудит? (Туркин Сергей - Директор агентства "Социальные Инвестиции»)

Шаг первый - необходимо получить согласие и обеспечить вовлеченность руководства компании. Желание руководства провести социальный аудит возникает чаще всего тогда, когда в компании что-то не так, причем традиционными способами не удается выяснить, что именно и как с этим справиться.

Шаг второй - формирование управляющего комитета (steering committee) по проведению социального аудита. Как правило, этот комитет состоит из топ-менеджеров компании, представляющих ведущие подразделения, и из менеджеров, которые будут непосредственно участвовать в проведении социального аудита.

Шаг третий - создание команды аудиторов, ведущих менеджеров, экспертов по организационному развитию. Эти люди сообща разрабатывают методологию обследования и вопросник. Команда будет исследовать, насколько реальная практика компании соответствует ее видению и миссии.

Шаг четвертый - проведение диагностики корпоративной культуры и выявление функциональных областей, которые требуют анализа и улучшений: менеджмент качества, отношения с потребителями и персоналом, охрана окружающей среды, отношения с местными сообществами. В зависимости от потребностей компании целевые группы исследования могут быть расширены (например, отношения с инвесторами, местной и федеральной властью).

Шаг пятый - анализ миссии компании, выделение областей и обстоятельств, когда заявленные миссия и цели компании не совпадают с реальной практикой.

Шаг шестой - поиск видимых и скрытых причин, по которым цели компании и реальная практика не совпадают.

Шаг седьмой - сбор необходимой информации о подобных проблемах среди конкурентов по отрасли, исследование подобных примеров по выявленным проблемам.

Шаг восьмой - проведение интервью с заинтересованными и вовлеченными в проблемные области стейкхолдерами (потребители, сотрудники, местные и федеральные чиновники) для выяснения их ожиданий от социально ответственного поведения компании.

Шаг девятый - сопоставление внутренних данных и внешних ожиданий.

Шаг десятый - составление финального отчета для управляющего комитета и менеджеров компании.



Кадры