Студентов загонят в стартапы. Делайте решения для свеже-открывшихся рынков. Стартапы из Италии

Деньги нужны всем. Что уж говорить о студентах, которым критически не хватает времени на подработку. Однако не стоит унывать. Мы подготовили наиболее перспективные варианты бизнеса для студента, которые легко воплотить в жизнь в самые сжатые сроки.

Написание рефератов, дипломных и курсовых работ

Необходимо отметить, что ценообразование в данной сфере достаточно разное. Ведь каждый заказ оценивается в индивидуальном порядке. Все зависит от выдвигаемых требований, предмета, необходимости графического представления результатов исследований и пр. Чаще всего срок выполнения подобных заказов составляет от 3 дней до недели в случае с рефератами, и от 7 дней – для более серьезных научных работ. При срочных заказах, клиент должен оплатить дополнительно до 20% от изначальной цены.

Дальнейшее развитие данной бизнес идеи для студентов – открытие собственного офисного помещения и регистрация в качестве частного предпринимателя. Конечно, это возможно при росте популярности услуг и расширении базы клиентов. В результате существенно возрастет степень доверия со стороны потенциальных заказчиков. Создание собственного интернет-ресурса будет способствовать росту клиентской базы. Причем желательно наладить сотрудничество с имеющимися электронными библиотеками, что позволит существенно увеличить объемы работ.

Обслуживание и настройка современных гаджетов

Для данного вида деятельности потребуется: увлечение прогрессивными гаджетами, коммуникабельность, а также усидчивость. Перед тем как открыть бизнес студенту потребуется:

  • приобрести персональный компьютер либо ноутбук;
  • подключиться к сети Интернет. Ведь там сегодня можно отыскать инструкции к любой технике. Есть там и рекомендации по ее настройке и обслуживанию;
  • найти комнату небольшой площади, но с хорошим освещением.

Новоиспеченные владельцы смартфонов и планшетных компьютеров часто самостоятельно не в силах разобраться со всем функционалом этих устройств. Также очень часто требуется инсталляция дополнительного программного обеспечения. Услуги заключаются в наклеивании защитных пленок на дисплеи, помощи при регистрации в магазинах контента для последующего самостоятельного скачивания программ и пр.

Ценовая политика зависит от платности приложений, а также стоимости материалов, применяемых для оказания услуг (к примеру, цена пленки).

Не пропустите:

Создание портала для школьников и студентов

Сегодня собственная интернет-страничка ВУЗа и даже школы – уже не редкость. Но информация, размещенная на таких сайтах, не является актуальной и интересной для учащихся. Все подобные проекты строятся по идентичной схеме: история заведения, преподавательский состав, выпускники и пр. Почему бы не создать ресурс с различными административными данными, новостями студенческой и ученической жизни, предложениями о трудоустройстве, материалами для учебного процесса, отсканированными лекциями преподавателей ВУЗа и пр.

Сформировав ядро аудитории (постоянные посетители), можно размещать материалы на платной основе или зарабатывать на контекстной рекламе.

22 ведущих вуза страны запускают уникальные программы

Минобрнауки и созданный по заданию президента Фонд интернет-инициатив планируют сделать из каждого университета «маленькое Cколково». В ведущих вузах России запускается специальный образовательный курс по инновационному предпринимательству и управлению стартапом.

Инициаторы курса считают, что без этих знаний наши потенциальные джобсы и цукерберги не могут довести свои идеи до практического воплощения.

По окончании вуза многие молодые люди задумываются о начале собственного бизнеса, и в первую очередь их привлекают интернет-технологии. Их манит слава создателей популярных соцсетей, смартфонов, модных приложений. Зарубежные выпускники и учащиеся вузов тысячами создают инновационные микрокомпании, собирая деньги на стартап краудфандингом (т.е. кличем в Интернете: «подайте кто сколько сможет в обмен на будущий продукт!»).

И идеи, надо сказать, воплощаются потрясающие. Как вам вертолет-квадрокоптер, который летит над вами, ориентируясь на сигнал браслета на вашей руке? Он не требует никакого управления и в высоком качестве снимает видео с вашим участием в движении — будь вы на скейте, велике, серфе. Или «умный чемодан туриста», который открывается по отпечатку пальца, сообщает вам на смартфон свои координаты, умеет заряжать гаджеты от USB, а также содержит встроенные весы, чтобы не переплачивать в аэропортах? А электрические роликовые коньки? Это не мечты или идеи, а уже реально продающиеся разработки! Вот только не у нас, а там…

В России, увы, пока особо похвастаться нечем. Собирать деньги краудфандингом у нас получается не слишком хорошо, инвесторы и «бизнес-ангелы» кисло смотрят на студентов с идеями, и стартап зачастую умирает, не родившись. Похоже, причина в том, что у нас знают о стартапах понаслышке и не в курсе «глубинной кухни». В то время как в таких вузах, как Стэнфорд, Массачусетский технологический, бизнес-школа Беркли, и других ведущих университетах уже давно существуют курсы по инновационному предпринимательству.

Но теперь в России учить студентов инновационному бизнесу будут массово и организованно, по единой программе и по всей стране.

— Мы недавно провели анализ трудоустройства всех выпускников 2013-2014 годов — это примерно 1,2 млн человек, — говорит Александр Соболев, директор Департамента госполитики в сфере высшего образования Минобрнауки. — Трудоустроено чуть более 800 тыс., или около 75% (правда, не обязательно по специальности). Из них около 3% в первый же год после окончания вуза начали собственный бизнес — и это весьма неплохая цифра, хотя она значительно ниже американской или европейской. Проблема в том, что многие молодые люди, обладая идеей, не имеют навыков для развития бизнеса.

— Студенты, аспиранты, молодые ученые могут разработать продукт, но не всегда могут четко сформулировать бизнес-идею, — подтверждает Александр Рагуткин, проректор по научной работе МИРЭА . — В вузах не готовят людей для общения с инвестором и потенциальным клиентом.

Именно для закрытия этой бреши и был создан Фонд развития интернет-инициатив, который бесплатно продвигает в вузах страны курс по правильному созданию и развитию молодежного бизнеса — стартапа.

— Мы подготовили специально под формат вуза программу обучения стартаперов — она уже заработала в МГУ, ВШЭ, Академии им. Плеханова, МГТУ им. Баумана, МИРЭА, Уральском федеральном университете и других, — рассказывает Кирилл Варламов, директор фонда . — В этом году мы подписали договоры с 22 крупнейшими университетами, где представлены технические направления и IT, а в следующем году планируем запустить ее в 100 вузах. Записаться на курс в 2015-м смогут до 200 000 студентов, а к 2016 году — до миллиона. Материалы и методики передаются вузам совершенно бесплатно, организовывается работа в аудиториях и на семинарах. Параллельно мы обучили около 400 частных инвесторов — людей, которые готовы вкладывать свои деньги в студенческие фирмы, — мы научили их определять перспективные проекты, способные приносить прибыль.

— Пока курс по созданию и развитию стартапов — выборный, факультативный. Вузам долго обновлять программу, чтобы вставить его в основную программу, — рассказывает создательница курса Маргарита Зобнина .

«МК» попросил директора фонда Кирилла Варламова привести примеры конкретных студенческих проектов, у которых есть шанс на успех и интерес инвесторов.

— Интересный проект называется «Турбазар». Это по факту интернет-сервис. Суть его такова — у мини-отелей, домов отдыха, турбаз есть нераспроданный фонд в мертвый сезон. С ними заключается договор, и те условно бесплатно передают номерной фонд студенческому проекту. В Интернете ребята делают аукцион при цене от рубля — продается возможность провести 2-3 дня в доме отдыха. Главное условие — сделать рекламу в соцсетях. Дома отдыха, турбазы и санатории избавляются от простоя площадей и получают рекламу, а все желающие могут за 1000-2000 рублей снять номер на выходные и весело провести их за городом.

— У нас в основном делают приложения, разные интернет-сервисы, информационные проекты — то, что полезно, но нельзя пощупать руками. Иностранцы же чаще создают вещи, которые можно купить «живьем», — инновационные устройства, бытовые приборы, игрушки. Почему у нас не так?

— Вы отчасти правы — у нас больше программных продуктов. Вероятно, причина в менее развитой материальной базе — в России только в последнее время появляются «фаб-лабы» — лаборатории, где можно сделать инновационные «железки». Но все же российские студенты делают не только программные разработки. Наши студенты разработали, к примеру, умные часы, противоугонную систему для велосипеда, которая сообщает его координаты на смартфон владельца, «кнопку жизни» — устройство, позволяющее пожилому или больному человеку одним касанием послать сигнал о помощи.

— Но все эти разработки я уже видел на зарубежных сайтах, причем давно. Где что-то оригинальное?!

— Не спешите обвинять наших во вторичности! Во-первых, конечно, это не плагиат, а адаптация известных идей для наших условий. К примеру, 70% американских успешных стартапов у нас вообще никому не интересны, а процентов 30 нужно серьезно адаптировать — это непростая и нужная работа. Плюс использование известных идей — необходимый этап развития, ведь за рубежом инновационные студенческие стартапы развиваются куда дольше, чем в России. Но мы обязательно их догоним!

У отечественных изобретателей никогда не было проблем с генерацией инновационных идей - куда сложнее их практическая реализация. И лучший старт для студентов, желающих не только поразить мир своей фантазией, но и научиться воплощать мечты в жизнь, это международный конкурс Microsoft Imagine Cup.

Этот конкурс помогает понять, какие инновационные решения нужны рынку, получить рекомендации по разработке таких решений и информацию о доступных для их создания технологиях от экспертов и гуру ИТ-индустрии, а также побороться за денежные гранты на дальнейшее развитие проекта.

Завершился отбор заявок на конкурс Imagine Cup - крупнейшее в мире ежегодное технологическое соревнование, проводимое при поддержке Microsoft с 2003 года. В конкурсе участвуют аспиранты и студенты из всех стран мира, и в сезоне-2017 они поборются за приз в $100 000. В апреле в Москве состоится российский отборочный этап, победители которого представят нашу страну на международном финале в США. Отечественные команды традиционно показывают очень высокий уровень подготовки своих разработок. Давайте посмотрим, каких успехов достигли проекты российских победителей Imagine Cup прошлых лет.

Рукотворные миры из песка

Технологии виртуализации сегодня на подъёме - на реальное изображение накладывается виртуальный контент, в результате чего видимое глазом радикально преображается. Эти технологии уже начали применять российские компании, например, стартап Zengalt создал приложение, которое переносит пользователя в мезозойскую эру, демонстрируя зрителю голографическое изображение представителей фауны того времени. При этом динозавры как бы "встраиваются" в окружающую реальность, "прогуливаясь", например, среди небоскрёбов "Москвы-Сити"…

Однако очки - не самый комфортный аксессуар, тем более если говорить о малышах детсадовского возраста. Для них челябинский разработчик Дмитрий Андреев придумал проект "Интерактивная песочница", где ящик с обычным песком, установленный в зале детского сада, подсвечивается сверху проектором под управлением компьютера. На песок проецируется всё что угодно: дома, дороги и мосты, реки и озёра, каньоны и вулканы. Песочница оживает, и играть становится гораздо интереснее. Но не зря она интерактивная - камера отслеживает всё, что дети делают с рельефом, и в режиме реального времени корректирует изображение, выдаваемое проектором! Захотели вы изменить проложенную дорогу и пальцами "рисуете" на ней, скажем, поворот - проектор тут же придаст повороту реалистичность: высветит асфальт с разметкой, песчаную обочину, траву вокруг. Нагребите кучку песка - и она тут же станет горой, выкопайте ямку - будет озеро!

"Дети сейчас чуть ли не с младенческого возраста осваивают компьютеры и планшеты, мы же взяли традиционную игру в песочнице, чуть-чуть новых технологий - и соединили их! - говорит Дмитрий Андреев. - Победа в конкурсе Microsoft позволила нашему студенческому проекту перешагнуть любительский этап, привлечь к прототипу внимание министра образования, и в конечном итоге развиться в полноценную компанию "Инновации - детям".

Сегодня "Интерактивная песочница" - готовый продукт, который можно приобрести. Стартап развился в компанию "Инновации - детям", и "песочницами" уже оснащены десятки детских садов по всей стране и даже за рубежом.

В погоне за светом

Игру Turn On ("Включай!") российского инди-гейм-проекта из Перми Brainy Studio нередко именуют популярным интернет-мемом "Тёплая и ламповая" - и она действительно такая! Невероятно уютная графика с очень сочными, но при этом одновременно мягкими цветами и завораживающей музыкой - это именно то, что называют атмосферной игрой. Что-то в ней есть от культового фильма "Кин-дза-дза", что-то от слегка артхаусных эстонских мультиков про собачку Лотте - у каждого всплывут свои ассоциации… Взрослые воспринимают игру как красочную "казуалку", дети - вполне всерьёз.

Простенькая на первый взгляд игра-платформер, немая, как фильмы Чаплина, но в ней всё понятно и без лишней болтовни. В результате падения метеорита в городе повсеместно гаснет свет и начинается мини-апокалипсис. Вы же управляете маленькой ожившей искоркой, которая должна вернуть энергию в каждый дом, пробегая по проводам. От игрока требуются и ловкость рук, и логика для быстрого передвижения, сражения с врагами и сбора бонусов.

Все знают "Марио", где герой бегает по площадкам-платформам, собственно, это и есть классическая игра в жанре " платформер ", - рассказывает Дмитрий Огородников, один из создателей игры. - В Turn On же вместо платформ - провода, главный герой может передвигаться только по ним, что заметно отличает игру от прочих. Плюс, думаю, популярности способствовала доброта игры - у нас всё позитивно и красиво, никто никого не убивает, что редкость даже в платформерах!

Успешный платформер сделать непросто - считается, что в этом несложном жанре всё, что можно, уже реализовано. К тому же серьёзная экшен-игра флагманского уровня под силу только студиям с многомиллионными бюджетами. Разработчики же хотели попробовать сделать что-то новое в рамках имеющейся простой студенческой инди-студии. И им это удалось - жюри конкурса Imagine Cup оценило то, что делает их продукт оригинальным и отличает от прочих.

Сегодня игра уже приносит своим создателям реальный доход: она продаётся на платформах Xbox и PC в глобальном игровом магазине Steam.

Электронные глаза

Мир в сером тумане, заполненный звуками, - вот что чувствует незрячий человек. Однако современные технологии могут хотя бы отчасти заменить зрение! Помощь незрячим и выбрали в качестве основного направления своих исследований участники российского стартапа Oriense. Они разработали навигатор для незрячих, радикально отличающийся от навигаторов традиционных. Называется он OrNavi и представляет собой мобильный гаджет с рядом крупных клавиш. Экрана, как принято сегодня, у него, разумеется, нет.

Программное обеспечение устройства тщательно продумано с учётом того, что интерфейс у него исключительно голосовой. Подсказки OrNavi могут показаться странными для зрячих, но для слепых они - спасение! В непрерывном режиме навигатор сообщает, мимо каких объектов проходит владелец: магазины, аптеки, банки, парки и прочее. При приближении к подъезду прозвучат и его номер по счёту, и номера квартир в нём! Озвучиваются не только здания, но и все объекты городской инфраструктуры - газоны, фонтаны, лестницы. На остановке общественного транспорта навигатор тут же сообщит о номерах маршрутов. Если же если владелец устройства сел в автобус, он заранее услышит название ближайшей остановки. Причём звук в устройстве передаётся через наушники с костной проводимостью, благодаря чему уши пользователя остаются открытыми и он может слышать окружающие звуки, что очень важно для лишённых зрения!

Но самое интересное в навигаторе - это очки, построенные на базе Microsoft Kinect, датчика от игровой консоли Xbox, который уже многие разработчики успешно применили в совершенно не связанных с играми проектах.

С помощью камеры и датчика глубины изображения очки фактически выполняют работу собаки-проводника - их "глаза" смотрят на несколько метров вперёд и замечают ступеньки (подсказывая, вверх они идут или вниз!), ямы, столбы и прочие городские препятствия, - рассказал Максим Спиридонов, незрячий программист компании Oriense. - Устройство предупреждает заранее и о расстоянии, и о стороне, с которой препятствие лучше обойти".

Помимо этого очки помогут голосовыми подсказками определить номинал купюры, прочитать вывеску, распознать цвет (например, чтобы подобрать одежду перед выходом или разложить носки по парам), отсканировать штрихкоды, чтобы узнать тип продукта. Широкие возможности устройства дают необходимое незрячим чувство независимости.

Социальным проектам уделяется особое внимание на Imagine Cup. В сфере разработок, помогающих инвалидам, гораздо легче найти поддержку студенческой команде, делающей первые шаги с прицелом на рынок высоких технологий. И в Oriense не прогадали - благодаря победе в конкурсе к изобретателям "электронных глаз" оказалось привлечено внимание ряда фондов помощи незрячим, крупного венчурного акселератора iDealMachine, инновационного центра "Сколково".

Шарик в чёрно-белой вселенной

Делать простые игры очень сложно… если, конечно, вы хотите, чтобы игра стала популярной. Александр Виласак и его команда из Санкт-Петербурга под названием IzHard, разработчики инди-игры OVIVO в духе "сложного примитивизма", мечтают составить конкуренцию знаменитым финским "Злым птичкам" или российской Cut The Rope ("Обрежь верёвку!"). Обе эти игры, как и иные подобные, выглядят крайне незамысловато, однако построены на сложной математике, моделирующей физическое поведение реальных объектов. В результате "примитивные" игрушки не так-то легко пройти, они реально затягивают!

OVIVO - это двухмерная игра-платформер, где шарик по имени OVO, которым вы управляете, путешествует по чёрно-белому абстрактному миру. Будучи чёрным, OVO тяжелее воздуха, и на него действует гравитация, а когда он меняет цвет на белый, он становится как бы надутым гелием - и летит вверх. Цвета и миры ежесекундно чередуются, и управлять шариком, отлавливая падения и взлёты и переключая тёмную часть мира на светлую и наоборот, непросто. Игроку предстоит преодолеть опасности и собрать все символы для открытия истории дуальной вселенной, и всё это - под атмосферную психоделическую музыку...

Схожие игры, безусловно, есть - это BadLand, Type:Rider, Limbo и другие, - говорит Александр Виласак. - Отличие OVIVO от этих игр в первую очередь в необычной механике движения героя: в игре нет функции "Прыжок", как обычно бывает, прыгает персонаж за счёт нарастающего импульса при смене позиции в цветах. Плюс в OVIVO нет текста, вплоть до туториала - "максимальный минимализм"!

Ребята уверены, что участие в Microsoft Imagine Cup - лучший путь в профессию для начинающих гейм-дизайнеров. Не исключено, что без победы на конкурсе необычная и завораживающая игра так и осталась бы программной поделкой на стадии хобби, но приз в 50 тысяч долларов, вложенный в доработку OVIVO, дал молодой студии первый коммерческий продукт, ставший фактически их визитной карточкой. Официальный релиз запланирован на лето 2017 года.

Роборука заменяет живую

Новые технологии в последние годы совершили настоящий прорыв в деле улучшения качества жизни людей с ограниченными возможностями. И приятно, что в этой сфере появляется всё больше отечественных разработок - таких, как проект Myoarm Control System от команды студентов МФТИ Galvani Bionics.

Разработка Galvani Bionics - это программно-аппаратная платформа для управления роботизированными протезами рук. Небольшой браслет одевается на предплечье, и его сенсоры улавливают биоэлектрические импульсы волокон мышц в активных точках. Импульсы усиливаются, оцифровываются, после чего происходит их математическая обработка, чтобы устройство безошибочно поняло, какое движение роботизированной рукой хочет совершить её владелец.

Не человек тренируется работать с устройством, а устройство само адаптируется к человеку, что принципиально упрощает процесс привыкания к протезу, – отмечает руководитель проекта Тимур Бергалиев. - Нас часто спрашивают: в чём принципиальное отличие Myoarm Control System от схожих зарубежных технологий? Принципиальных отличий в этой сфере нет и быть не может, все производители умных протезов применяют принцип, который был открыт ещё Луиджи Гальвани в XIX веке - использование в качестве команд для механической руки электрических импульсов, порождаемых мышцами. Мы просто используем наши собственные алгоритмы обработки данных, благодаря которым лучше реализуется распознавание команд для управления протезом. Габариты устройства уменьшаются, процесс обучения системой упрощается, а самое главное, использование становится более удобным!

Улучшение технологии, используемой крупными мировыми компаниями, это верный способ заинтересовать лидеров индустрии. Подобные молодёжные проекты, да ещё и отмеченные призовыми местами на международных конкурсах, часто приобретаются крупными брендами, а вчерашние студенты получают работу в корпорациях. Сейчас ребята трудятся над предсерийным образцом своего прибора. После финальных доработок программно-аппаратную платформу ждут российские протезисты, которые уже объявили о готовности начать встраивать систему в свои протезы.

… Ну а конкурс Imagine Cup 2017 обещает открытие новых интересных проектов. Уже 15 апреля станут известны имена финалистов, проекты которых будут представлять Россию на международном финале конкурса в Сиэтле.

Идея создания нового школьного предмета пришла ко мне после того, как я познакомился с курсом , разработанным ФРИИ, на котором студентов фактически обучают тому, как сделать свой стартап.

Проводить такие занятия со студентами весьма логично - ведь именно в студенческой среде в своё время родилось большое количество успешных проектов. Самый очевидный пример - Facebook.

В последнее время стартапы становятся своего рода профессией. Конечно, это не предпринимательство в чистом виде, ведь предпринимательство подразумевает наличие какой-то законченной бизнес-модели: нужно иметь чёткий финансовый план, который позволяет понять, окупятся ли наши идеи; понимать, когда и какие ресурсы нужны для их воплощения и так далее. Создавая бизнес, мы достаточно чётко планируем его будущее. Стартап же - это венчурная история: задача состоит не столько в построении прибыльного бизнеса, сколько в демонстрации экспоненциального роста определённого набора метрик. Если при этом стартап начинает себя окупать - замечательно, если нет - не страшно.

В чём основная идея стартапа? Если мы делаем некий бизнес, а все заработанные деньги тратим на его расширение, то такой бизнес растёт аналогично стартапу. Если в определённый момент в этот бизнес «влить» ещё больше финансовых средств и дать ему новые возможности для роста, то расти он сможет существенно быстрее. По похожей модели развивалась в свое время «Евросеть».

Расширяемость и взрывной рост характерны для стартапа. Другими словами, стартап - это тоже бизнес, обладающий рядом особенностей.

Так почему же надо изучать стартапы в школе?

Чем раньше молодой человек поймёт, что у него есть возможность создать и запустить свой проект, тем больше вероятность, что он сможет успешно развиваться в этой области. Одно дело, когда о существовании стартапов узнаёт 25-летный выпускник вуза, а другое - если то же самое происходит со школьником 14-16 лет. Для такого молодого человека знание трудностей этого пути, когда многим надо рисковать, тратить на развитие проекта своё время, не спать ночами, и различных историй успеха (Цукерберга, Дурова и многих других), может стать тем необходимым элементом, благодаря которому он определится со своим будущим.

Более того, очень многие вещи, о которых обязательно нужно рассказать в рамках курса по стартапам, будут актуальны для любого бизнеса. Если посмотреть на опыт Generation S , одного из наиболее массовых онлайн/офлайн акселераторов, там в процессе обучения эксперты рассказывают в том числе и про рынок и его характеристики: как определить объём рынка, что такое бизнес-модель, какие существуют типовые бизнес-модели, как и когда их можно применять, как найти свою целевую аудиторию, разработать MVP, как определиться с партнёрами и ресурсами и многое другое.

Всё это важно для любого бизнеса, а не только для стартапов. Например, умение сделать финансовый анализ проекта дорогого стоит. Поэтому, когда мы говорим о введении такого предмета в школе (хотя бы на факультативной основе), мы прежде всего говорим об умении анализировать и проектировать различные процессы.

Эксперимент на живых школьниках

В качестве эксперимента мы в прошлом году попробовали на базе обычной средней школы №184 в Санкт-Петербурге сделать свой стартап с учениками 10 и 11 классов, то есть пройти путь от полной неосведомлённости до создания простейшего лэндинга с описанием концепции придуманного стартапа.

Курс строился по очень простому принципу: сначала теоретическая, а потом уже практическая часть. Теория включала в себя 4 лекции, посвящённые основным понятиям - бизнес-модель, анализ рынка, ключевые роли в проекте… А вот уже в качестве практики ученикам предстояло разбиться на команды, занимающиеся разработкой своей собственной идеи.

Процесс защиты своего проекта.

Идеи стартапов были очень разные и, надо сказать, часто весьма актуальные (мы даже встречали потом некоторые из этих идей реализованными во вполне себе «взрослых» стартапах). Например, ребята озвучили свою собственную проблему, связанную с профориентацией: до сих пор в России, к сожалению, нет централизованного ресурса, который позволял бы подростку или его родителям получить ответы на вопросы, связанные с выбором профессии и вуза. Вот они и предложили создать такую платформу, которая в итоге решила бы насущные проблемы профориентации для школьников.

Ещё одна возникшая у учеников идея была связана с краудфандингом (по аналогии с известными и активно действующими площадками вроде Boomstarter или Planeta.ru или зарубежным Kickstarter), ориентированным исключительно на сбор средств для выступления музыкантов. Существуют «нишевые» группы, которые не выступают на крупных площадках или дают концерты только в столице. Однако даже в небольших городах есть сотни людей, которые бы с удовольствием пришли на концерт любимой группы, заплатив за это разумную сумму. Идея проекта заключалась в создании специального ресурса, на котором можно было бы скидываться на приезд какой-либо группы в твой город, в то время как все организаторские заботы взял бы на себя сам этот ресурс. Если собранных денег достаточно, вложившиеся люди автоматически получают билеты на концерт. Если нет - деньги возвращаются отправителям.

Приведём несколько других интересных примеров. Одна команда юных стартаперов предложила создать приложение с дополненной реальностью для экскурсий по городу: с его помощью можно было бы давать сведения о различных достопримечательностях. Другая выдвинула идею о гостинице для домашних питомцев: человек, которому на время нужно пристроить, например, своего кота, мог бы разместить соответствующее объявление, а потом выбрать кого-то из откликнувшихся, опираясь на предложенную цену или отзывы других людей. Такой проект был бы особенно актуален для западного рынка.

Очень интересным нам показался и проект анонимной психологической помощи для подростков и взрослых - аналог телефона доверия. Работать в таком проекте могли бы студенты медицинских вузов, изучающие психологию. Здесь есть обоюдная польза: одни получают хорошую практику, другие - качественную помощь.

Безусловно у всех этих идей есть свои недостатки и множество непонятных моментов. Скорее всего, если их реализовать, то далеко не все из них «выстрелят», что, впрочем, характерно и для более зрелых команд. Однако мы не остановились только на идеях.

В рамках нашего курса все «стартаперы» провели опросы и собрали мнения о том, насколько интересна окружающим их идея. Каждая команда опросила от 50 до 200 человек, и в среднем более 50% оценивали предложенные идеи положительно. В некоторых случаях люди даже были готовы платить за предлагаемый продукт. Очень много времени было уделено и публичным выступлениям (например, в формате «круглых столов» с целью защитить свой проект перед другими учениками и улучшить его на основе полученной обратной связи). Здесь важно отметить, что публичные выступления - одно из самых слабых мест у современных школьников, они очень тяжело даются детям, которые, тем не менее, прекрасно общаются в Сети и между собой. С некоторыми учениками мы тренировали их трёхминутное выступление по 30-40 минут. Однако одним из позитивных результатов курса можно считать то, что ребята научились выступать хотя бы перед знакомой аудиторией. Это тоже прекрасный сопутствующий эффект.

Полностью реализовывать ученические стартапы мы не стали, так как это очень трудоёмкая задача. Дети просто не готовы вместо сна и развлечений заниматься развитием проекта. Поэтому в качестве финальной части своей работы они подготовили лэндинги, на которых красочно объясняли суть своей идеи, её актуальность, способы монетизации и особенности реализации. Вот, например, результат работы команды, которая предложила свою реализацию идеи вдохновляющего будильника . Все остальные лэндинги также делались при помощи сервиса Tilda.

Пробная версия лендинга пробуждающего сервиса.

После создания страницы школьники защищали свой проект, рассказывая о своей идее, основном потребителе, предполагаемых способах заработка и необходимых ресурсах.

Что получилось и что не получилось

Позитивный опыт заключается в том, что учениками приобретается много полезных навыков, включая навык публичных выступлений, умение работать с информацией и визуализировать её, проведение опросов, умение отталкиваться от мнения потребителей. Дети учатся культуре дискуссии, умению объективно оценивать свои идеи, критическому мышлению. Более того, работать над стартапами школьникам действительно интересно из-за отсутствия рутины и возможности проявить творческие способности.

Однако и негативных аспектов тоже достаточно.

Современная образовательная система в школе не приучает детей к труду. В школе занимаются все хорошо, а дома практически никто не работает. Когда же мы говорим о стартапах, то нужно понимать, что первое время проект держится только на личности и труде основателей. Школьники к этому не готовы. Стартап нельзя заставить делать - это должно идти изнутри. То, что мы наблюдали у школьников, говорит совсем о другом подходе: они привыкли, что за них подумают, им напишут план и расскажут, что делать. Так, к сожалению, это не работает.

Надо сказать, что это беда не только российских школьников. Их зарубежные ровесники в массе своей также не склонны проявлять инициативу при обучении. Фредерик Ору, основатель французского стартап-акселератора NUMA, что нужно учить наших детей тому, что даже если они и не создадут свою компанию (в конце концов, не все рождены предпринимателями), им нужны творческие навыки, им нужны междисциплинарные связи, им нужно умение применить свои знания в жизни. В обучении предпринимательству есть действительно большой педагогический потенциал.

Фредерик Ору

У нас существует гигантский разрыв между образованием и профессией; это проблема типична для сегодняшнего мира - как говорится в одном известном высказывании, образование готовит людей для будущего, о котором нам ничего не известно. Поэтому молодёжь необходимо как можно раньше включать в профессиональную систему, в карьеру.

Я бы предложил всем в рамках школьной программы изучать дизайн-мышление. Это прекрасный способ понять одну простую вещь: что бы ты ни делал, чему бы ни учился, ты это делаешь не только для себя, но и для других, для кого-то по ту сторону стола, экрана или границы. Понимание того, что ты работаешь для кого-то, ведёт тебя к необходимости разобраться, что нужно этому «кому-то», будет ли твоя работа полезна этому «кому-то». Дизайн-мышление поможет и учителям поднять мотивацию своих учеников, очень многие из которых не очень понимают смысл учёбы.

Продолжая мысль французского предпринимателя, можно сказать, что стартапы - это хороший эксперимент, который нужно ставить сегодня в школах, чтобы показать, как знания из совершенно разных дисциплин (математики, физики, психологиии…) собираются в одной точке для создания единого продукта.

Мы спросили ведущих экспертов в области стартап-образования, нужно ли сегодня вводить в школьное обучение предпринимательские курсы.

Нужен ли школе факультативный курс по созданию собственного стартапа?

Как показывает опыт лицея ВШЭ, школьники вполне способны придумывать стартапы и прорабатывать бизнес-модели. Чем раньше привить навыки предпринимательства, тем раньше школьник сможет увидеть различные варианты его дальнейшей карьеры и, соответственно, сможет лучше определиться с выбором вуза, факультета.

Курс по созданию стартапа, при условии его серьёзной и качественной проработки, мог бы привить такие нужные во взрослой жизни качества и навыки, как ответственность, умение работать в команде, управление проектом, планирование, представление результатов своей работы. Это пригодится в любой отрасли, куда бы они потом ни пошли.

Замир Шухов

Предпринимательству необходимо начинать учить со школьной скамьи - это моё твёрдое убеждение. Необходимые навыки возможно идентифицировать в достаточно раннем возрасте. Сейчас молодые ребята в возрасте 15-16 лет начинают создавать свои проекты и даже зарабатывать на них деньги. Это сплошь и рядом видно на различных конференциях, которые проходят за рубежом: в Европе, США, Азии.

Я считаю, что талантливым ребятам нужно дать возможность выбрать специализацию предпринимательства раньше, как они выбирают техническое или гуманитарное направление в 9-10 классе, и начать получать навыки в возрасте, когда их мозг наиболее восприимчив к этой информации. Обучаться по данному курсу могли бы те, кто в будущем видят себя создателями собственного бизнеса.

Какие знания, навыки и умения необходимо «прививать» в школе, чтобы поднять российские стартапы на качественно иной уровень?

Для качественных стартапов в будущем, как и для жизни в целом, школьников надо учить критическому мышлению, логике, умению работать с информацией, причём не только искать, но и отсеивать, анализировать, осмыслять её, навыкам коммуникаций и представления своих идей, управлению проектами. Важно прививать позитивное мышление: видеть во всём возможности, рассматривать трудности, как вызов, делать выводы из ошибок и не бояться их совершать. И, наконец, самое главное, чего не хватает большинству взрослых: желания сделать мир лучше, строить большие корабли, брать на себя ответственность за себя и хотя бы часть мира вокруг себя.

Замир Шухов

директор инновационной программы развития бизнеса GVA LaunchGurus

Конечно, необходимы базовые знания о том, как функционирует экономика: человек, который хочет управлять собственным бизнесом, должен уметь в первую очередь считать цифры. Для успешного управления людьми нужно понимание особенностей коммуникации, постановки задач, управления собственным временем. Все эти навыки, конечно, развиваются лучше на практике, но успешность молодых предпринимателей будет гораздо выше, если в теории давать базис в старших классах.

Сейчас мы наблюдаем, что, выходя даже из вуза, выпускники не имеют навыков управления собственным бизнесом: у них хорошая креативная база, многие владеют навыками программирования, научными знаниями, но не имеют навыков управления людьми, умением их мотивировать, объединять вокруг идеи. Этому может способствовать преподавание так называемых soft skills: ораторского мастерства, умения вести переговоры, развития навыков лидерства и управления командой. К примеру, можно создавать ещё в школе проектные группы, работающие командой над общими заданиями или реализующие несложные проекты школьного, муниципального масштаба.

Обучаться созданию стартапа должны те, кто нацелен стать предпринимателями и имеют задатки предприимчивости. Важно сначала объяснить перспективы предпринимательства – это тяжёлый труд, бессонные ночи, потраченные 5-7 лет на старт новой компании до того, как она станет успешной, нестабильность и некий риск. После того, как у учеников есть понимание и возможность взвесить «за» и «против», они должны сами выбрать, пойти ли им по пути начинающего стартапера.

Учить нужно тех, кто хочет этому учиться – это добровольное направление.

Данное слово в последнее время является одним из самых популярных. О стартапах снимают фильмы, пишут книги, рассказывают различные истории. Слово «стартап» происходит от английского словосочетания startup, что означает успешный старт или запуск. Таким образом, стартап – это компания, которая удачно начала свой бизнес.С точки зрения теории, стартап – это компания, целью которой является создание новой бизнес-модели, которую можно повторить и масштабировать. Иными словами, если стартап окажется прибыльным, таких компаний можно будет создать множество. Отсюда происходит классический способ зарабатывания прибыли от стартапа – организовать успешное дело и потом его продать (модель заработка за счет роста капитализации). Второй способ получения прибыли – запуск эффективного стартапа и продажа на него франшизы – возможность вести такой же выгодный бизнес на отдельной территории, при этом за предоставление всех технологий ведения дела, владелец франшизы перечисляет организатору стартапа часть прибыли или выручки.

Этапы развития стартапов

Каждый стартап-проект проходит следующие ступени:
    Разработка. На данной стадии появляется собственно идея для бизнеса, прорабатывается план реализации, ведется поиск источников финансирования и другие работы. Важной деятельностью является изучение рынка, выявление конкурентов. Если стартап технологичный, на данном этапе следует обязательно запатентовать ноу-хау, проанализировать изобретения-заменители и так далее.Запуск. На данном этапе у стратапа появляются первые клиенты. Это означает, что происходит отработка ведения бизнеса в реальных условиях. Стадия запуска является самой критичной для стартапа, поскольку некачественное обслуживание первых клиентов, предоставление им товара низкого качества приведет к дальнейшей невозможности развития бизнеса. Успешность прохождения данного этапа основывается на качестве планирования проекта во время его разработки.Расширение. На этой стадии осуществляется развитие идеи стартапа, увеличение реализации, зарабатывание основной прибыли, вложение ее в дальнейший рост мощностей и так далее.Выход. Стартап подразумевает закрытие или выход из проекта. Вариантов закрытия, как было написано выше – два: продажа компании или продажа франшизы. По результатам выхода из стартапа оценивается эффективность проекта (соотношение вложений и достигнутых результатов).

Кто такой стартапер

Чтобы выгодно запустить новый проект, необходим, во-первых, инициатор идеи для стартапа, тот, кто ее придумает и начнет реализовывать. Но, как правило, выгодные проекты редко делаются в одиночку. Инициатору требуются помощники, те, кому он сможет делегировать часть своих полномочий, поручить определенные действия. Чаще всего такая команда работает не за заработную плату, ее мотивацией является также доля в проекте. Таким образом, именно команда тех, кто начинал воплощать идею во главе с его инициатором и называется стартаперами.В большинстве случаев – это студенты или только закончившие ВУЗ специалисты (хотя ограничений по возрасту для стартапера не предусмотрено). Объясняется такая ситуация тем, что у студентов очень гибкий ум, они генераторы идей, им хочется что-то изобрести, показать миру свою значимость. Кроме того, они не боятся пробовать, а это одно из главных качеств стартапера – не бояться неудач и быть готовым начать свое дело еще раз.

Выгодные идеи стартапа для бизнеса с нуля

Интересные идеи с минимальными вложениями

Первая часть проектов, которые можно реализовать с минимальными вложениями, это свое дело на дому. Как правило, он вырастает из хобби, следовательно, в этой категории может быть приготовление и продажа кондитерских изделий и выпечки, изготовление сувениров, декорирование посуды и так далее. Для мужчин образцом бизнеса, основанного на хобби и навыках – оказание услуг «муж на час».Вторая часть больше подходит для мужчин, поскольку подразумевает использование гаража. Это может быть оказание услуг автосервиса или, при наличии оборудования и инструментов, изготовление каких-либо деталей или товаров. К данной категории можно также отнести деятельность на садовом участке. Выращивание овощей с их дальнейшей переработкой или продажей в свежем виде также может быть вполне прибыльным видом бизнеса.Еще одним сегментом могут быть услуги населению на дому или в арендованном помещении. Если у начинающего предпринимателя имеются какие-либо уникальные навыки, на их основе можно начинать бизнес. К такого рода идеям относятся разные ателье, парикмахерские или репетиторство.

Новые идеи - интернет стартапы

Стартапы в интернете также можно условно разделить на четыре типа. Первый тип – это интернет-магазины. В данном сегменте секретом успеха является правильный выбор товара или ассортимента, а также удобный сервис на сайте. Если удастся самостоятельно освоить еще и приемы интернет-маркетинга, с помощью которых получится продвинуть сайт, эффективность работы будет значительная.Второй тип проектов – это, как раз, консалтинг и обучение. Обладая определенными навыками, вполне можно их продать на просторах интернета. Это может быть, как обучение определенным школьным предметам, изготовление курсовых работ и рефератов на заказ, так и проведение различных тренингов и вебинаров для взрослых. Консалтинг также может быть разный, но в силу специфики, в большинстве случаев относится к сфере ИТ и оптимизации сайтов.Третий тип стартапа в интернете – создание информационных порталов. Формируя уникальный контент по определенным темам, такие стартаперы зарабатывают, чаще всего, на рекламе товаров и услуг, которую они либо размещают на своем сайте, либо упоминают об определенных марках товаров в своих материалах.Наконец, четвертый тип стартапов в интернете это создание и разработка уникальных сервисов и программ, аналогов которых, до этого времени в интернете просто не было. В данном сегменте очень важна оригинальность идеи, её правильная реализация, а так же полезность конечного продукта для потребителя.

Американские социальные стартапы

В Америке одним из самых популярных способов привлечь финансирование на стартап-проект является краудфандинг. Данный механизм привлечения средств означает, что все, кто хочет, могут профинансировать идею в обмен на какие-либо бонусы. Поскольку на начальном этапе получить серьезные бонусы сложно, а в перспективе получению такой выгоды мешают юридические барьеры оформления отношений тех, кто осуществляет вклад по системе краудфанднга и тех, кто получает финансирование, с помощью краудфандинга финансируются преимущественно разные социальные проекты. В качестве образца - производство альтернативных фильмов (альтернативного кинематографа), сочинение непопулярной музыки и так далее.Сбор средств на реализацию такого рода стартап-проектов в настоящее время осуществляется через специальные площадки (Kickstarter, IndieGoGo и RocketHub). Принцип их действия заключается в том, что инициатор проекта выкладывает на площадку информацию о своей идее, а посетители голосуют деньгами.

Идеи для стартапа в сельском хозяйстве

Существующие варианты стартапов в сельскохозяйственной отрасли заключаются в применении новых телекоммуникационных технологий. Например, не так давно появилось устройство для мониторинга состояния почвы, причем получать информацию с него можно дистанционно. В результате фермер или сельскохозяйственное предприятие всегда четко представляет, в каком состоянии у него земля и какие мероприятия необходимо осуществить для повышения ее плодородия.Интересной идеей является также сервис по учету скота. Большинству живущих в деревне известны факты утери скота. Наличие специальных передатчиков и приложения, с помощью которого можно отследить перемещение скота, позволяет минимизировать риск потерь и сохранить поголовье.К успешным стартапам относятся и разного рода помощники специалистам. Например, прибор для подбора препаратов для лечения и повышения урожайности растений. Или прибор для определения состава почвы и подбора оптимальных культур для выращивания на ней. Таким образом, несмотря на то, что сельское хозяйство – отрасль очень консервативная, в ней есть место современным технологиям.

Как придумать стартап идею и осуществить ее

Чтобы создать прибыльный проект, современные аналитики и эксперты рекомендуют пройти следующую серию шагов:
    Проанализировать и сформулировать свои навыки и сильные стороны, подумать, чем хотелось бы заниматься.Вторым шагом необходимо определить, какое дело сильно вдохновляет, чем предприниматель готов заниматься с полной самоотдачей и чему готов посвятить максимум своего рабочего времени.Следующим шагом является поиск проблемы, которая существует, но еще не решена в той сфере, где были обнаружены свои сильные стороны. На первый взгляд может показаться (особенно людям с низкой самооценкой), что их навыки никому не нужны, но это не так. Необходимо подумать, посмотреть на проблемы под другим углом зрения, проявить собственные творческие способности и придумать идею для стартапа, которая еще не воплощена в жизнь.Четвертый шаг – построение прототипа продукта, изготовление опытного образца и его тестирование. Если он действительно решает проблему, значит, этим бизнесом можно продолжать заниматься, в противном случае, необходимо искать новое решение проблемы.Пятым и окончательным шагом является запуск проекта, его реализация. Проверкой эффективности является наличие выручки и прибыли от реализации продукции проекта. Если результаты работы положительны, прибыль есть, то можно говорить об успешном стартапе. Если же с первого раза не получилось, придется попробовать еще раз.

Самые успешные идеи для стартапа в мире

Лучшие стартапы в США

Большинство стартапов в США связаны тем или иным образом с интернетом. Одним из самых удачных является сервис для поиска попутчиков при переезде из одного населенного пункта в другой. Он позволяет существенно сэкономить на поездке как владельцу автомобиля, так и пассажирам, что и позволило ему привлечь значительную сумму инвестиций.Второй вариант, который заслуживает внимание – приложение для мобильных устройств для работы на финансовых рынках. Популярность различных финансовых инструментов в США достаточно высока, поэтому сомневаться в успехе приложения не приходится, даже несмотря на развитый рынок доверительного управления. Смартфоны есть практически у всех, сбережения тоже, поэтому, зачем платить вознаграждение компании по управлению активами, если можно принимать решения самостоятельно и зарабатывать прибыль.В качестве третьего примера можно назвать сервисы, посвященные здоровью. Разработка рецептов питания, продажа и доставка рецептов для здорового питания, определение программ для фитнеса и так далее. Все это очень популярно и сервисы, которые позволяют с использованием смартфона вести здоровый образ жизни также очень популярны у инвесторов и потребителей.

Популярные стартапы в России

В качестве примеров российских стартаперов можно упомянуть разработчика надувного дивана. Воздушные диваны и матрасы, конечно, не новость, но биван (как назвал его изобретатель) можно надуть за 15 секунд без каких-либо приспособлений. Достаточно взмахнуть им и сделать несколько движений в разные стороны.Интересной представляется идея создания бесконечной флешки. С ее помощью можно загружать данные и информацию в облачное хранилище. Выглядит она как обычный USB-накопитель и позволяет также с любого компьютера получить оперативный доступ к своим облачным данным.Популярность у инвесторов и покупателей обрел стартап-проект по производству минипроектора для воспроизводства мультфильмов на любой гладкой поверхности. С его помощью можно смотреть мультфильмы даже на потолке, что облегчает процесс засыпания. Это свойство быстро принесло популярность товару среди родителей.

Пример неудачных стартапов

Примеров, когда стартапы заканчивались неудачно также достаточно. Из недавнего прошлого можно вспомнить анонимную социальную сеть, которую несмотря на наличие значительного числа пользователей, все же пришлось закрыть, поскольку возникли проблемы коммерческого и финансового характера.Еще одним вариантом неудачного стартапа является сервис по скачиванию и прослушиванию музыки. Его подвела недостаточная урегулированность вопросов авторских прав с исполнителями и правообладателями.Не пошли также и многие проекты для смартфонов и планшетов. Это связано с высокой конкуренцией на этом рынке, а также особенностями продвижения. Таким образом, причиной неудач при создании стартапа является в большинстве случаев недостаточная проработка проекта. Необходимо тщательно продумывать проект, и тогда успех обеспечен. Ну а если все же произошла неудача, эффективный стартапер не опускает руки, а продолжает искать новые направления в бизнесе.

Закрытие ИП