Как сделать костыль батик своими руками. Батик - что это такое, описание техники росписи по ткани, необходимые материалы и инструменты. Этапы работы в технике витража

В художестве раскрашивание текстиля является целой отраслью творческого занятия по созданию картин, дизайнерских элементов гардероба и соединяет в себе несколько способов нанесения краски. В данной статье мы рассмотрим роспись по ткани батик для начинающих.

Батик зарождался в Индонезии и техника изготовления цветных тканей с узорами существует по наши дни. Многие особенности нанесения рисунка в большей степени схожи с методами традиционного окрашивания шелка и хлопка в Японии и Индии. Некоторые отличаются по своему инструментарию, набору материалу и технологии окрашивания.

В наше время окрашивание тканей на дому — распространенное хобби, и мастера занимаются росписью по текстилю ради художественного удовлетворения. Также техника батика применяется для реставрации безнадежно испачканной одежды или вовсе для получения эксклюзивных платков, футболок, платьев и так далее.

Горячий батик

Художественная роспись с помощью резервирующего вещества – расплавленного воска. Такое вещество делает рисунки на ткани с помощью специального инструмента чантинга, медный резервуар на ручке, в который помещается кипяченый жидкий воск, а на конце резервуар имеет тонкое сопло, из которым собственно и рисуют узоры. Для бензинового резервирующего средства используют стеклянную трубку. Таким способом ткань опускается в краску для текстиля, это могут быть анилиновые красящие порошки, которые разбавляются водой или наносится кистью, а разрисованные места останутся не тронутыми.

На высохшую краску можно продолжать наносить средство и окрашивать еще одни слоем, в производстве, воск наносятся штампами, что дает возможность сделать повторяющийся мелкий ажур.

Воск, когда уже не нужен в работе, выпаривается с помощью утюга и бумажных полотенец или газетной бумаги.

Холодный способ

Ручная роспись в холодном окрашивании с применением резервирующих веществ на основе бензина или акрилового контура по ткани применяется широко в живописи по шелку. С помощью этой техники создают изящные картины или часто используют в окрашивании шарфов.

В росписи шелка чаще применяются анилиновые красители, так как их структура очень легкая, а в росписи хлопка можно использовать акриловые краски, которые создают пленку. В любом случае, в продаже есть всевозможные краски по ткани, а в инструкции всегда указывают, на какие виды текстиля они рассчитаны, а также каким способом следует закрепить краску.

Рассмотрим наглядный мастер-класс по росписи шелка красками. В данном примере выполняется роспись палантина на морскую тему.

Работа выполняется анилиновыми красителями с применением солевого секрета. О нем вы узнаете в конце работы.

Для полноценного палантина нам нужны такие материалы и инструменты:

  1. Эскиз рисунка на бумаге;
  2. Кусок натурального шелка размером 150*50см;
  3. Резервирующий состав черного цвета;
  4. Анилиновые красители для батика;
  5. Кисти;
  6. Стеклянная трубочка для резерва;
  7. Соль;
  8. Подрамник из деревянных палок;
  9. Кнопки.

Первым делом туго натягиваем мокрую ткань на раму с помощью кнопок. Наполняем шприцом резервирующую жидкость, до заполнения шарика. Наносим контур резервом уже на сухой холст, подложив под низ шаблон рисунка.

Линии состава должны быть замкнутыми, чтобы краска не убегала за границы через трещинки. А сделает она это очень быстро и бесповоротно, если мы оставим ей ход.

Линии должны немного просохнуть, теперь берем кисти и начинаем колдовать над расцветкой. Заполняем полости. Пригодятся навыки из детского возраста, когда мы разрисовывали раскраски, только резервирующий контур не даст растекаться краске.

Несколько приемов художественной росписи на ткани, применимых также в данной работе:

  1. Краски можно разбавлять водой и смешивать для определенных оттенков и насыщенности цвета;
  2. Внутри «островков» допускается применение нескольких цветов для плавного перелива цвета;
  3. Солевым раствором капаем на фон шарфа, чтобы получились красивые водные капли.

Закрепление результата. Анилиновые красители в конце работы нужно запарить. Но до этого подождать сутки, затем снять работы с рамки, завернуть в газетную бумагу или кальку, подвесить в какую-нибуть большую емкость, ведро или кастрюлю. Привяжите сверток на палку длиннее диаметра емкости, налейте небольшое количество воды, накройте это все плотным полотенцем. Закрывать тканью тоже имеет свое значение, чтобы конденсат в крышки не закапал изделие, так как на раскрашенный шелк не должна попадать влага.

Выпаривать работу нужно примерно от 40 минут до полутора часа. Затем нужно будет прогладить ткань утюгом и постирать с мылом при температуре воды до 40 градусов.

Батик — это художественное искусство, но применение его очень широко, начиная от индивидуального создания вещи своими руками. Современные дизайнеры одежды используют собственноручную разрисовку тканей в погоне за эксклюзивом своих коллекций. Фото для вдохновения:

Видео по теме статьи

Мастер-класс для начинающих по технике "батик" от Elleplatz.

Е сли кто то думает, что в изготовлении батика самое трудное нанести краску на ткань, то он ошибается, - это самое легкое и интересное из всего процесса изготовления работы. А весь процесс - это несколько последовательных этапов. И не все из них являются очень интересными. Судите сами.

Этап первый. Натягиваем ткань.

Рамки. Они могут быть различными по размерам, от маленьких до больших, и даже простые пяльца для вышивания подойдут. Принцип один, на рамку должна закрепляться ткань таким образом, чтобы все пространство для рисования было на весу. То есть рамка должна иметь профиль, проще сказать, бордюрчик по краям, как на фото. И эта сторона с бордюрчиком и будет лицевой стороной работы.

У меня несколько рамок, самая большая из них 135х135 см, ее я использую для росписи одежды, другие, которые поменьше, использую для изготовления шарфов и картинок (50х100), для шарфа натягиваю в два приема и он получается в готовом виде длиннее метра, и есть маленькие для картинок.


Рамки многоразового использования!

На них мы рисуем, но готовую работу реализуем не на них, иначе весьма накладно получится. Но об этом позже, сейчас мы еще только ткань натягиваем.
Если Вы начинающий исполнитель батика, то Вам достаточно одной рамки, или можно попробовать на больших пяльцах.
Кнопки я использую обычные канцелярские. Они прокалывают ткань и оставляют следы. Поэтому, в тех местах, где ткань не будет впоследствии обрезана, нужно использовать зажимы. Это Вам понадобится только в случае изготовления росписи, превышающей размеры Вашей рамки. Вот, например, когда я расписываю длинную юбку-солнце, она даже на мою большую рамку 135 х 135 см не умещается, и я расписываю ее частями в четыре приема, или в два приема, в зависимости от длины изделия. Я использую простые канцелярские зажимы для бумаги. Продаются и специальные в магазинах для художников, они, наверняка, очень хорошие и удобные, только я не пробовала.
Этими простыми кнопками я накалываю ткань по периметру рамки с торца вгоняя кнопки, или с обратной стороны, как душе угодно, но ткань при этом должна быть натянута руками достаточно туго, чтобы не провисала на рамке .


Теперь ткань.

Все рекомендации написаны в защиту шелка натурального. Это правильно. Натуральный шелк - красивая дорогая ткань и т.п. Я ее использую только на одежду и только на заказ!
Я использую любую тонкую ткань! Любую синтетику, хлопок, лен, атлас, все что угодно, и что недорого. Сейчас качество синтетических тканей таково, что полиэстер по своим свойствам может храниться дольше натурального шелка. Для одежды, конечно, он не обладает всеми свойствами натуральных волокон, но для картинок самый раз, да и для шарфиков вполне, и для юбки тоже хорошо.
Все ткани по-разному воспринимают резерв и краску, На одних растекается мгновенно, на других замучаешься размазывать, но любую можно в итоге разукрасить. Для начинающих рекомендую ткань с названием креп. Это оптимальный вариант, на котором и резерв хорошо ложится, и краска хорошо растекается до контуров.


Этап второй. Рисунок.

Вот мы и добрались до резерва. Ткань натянута на рамочку, и на нее нужно нанести рисунок.
Уберите подложку из бумаги, отложите ее, может, еще понадобится.
Поскольку все нормальные люди есть нормальные люди, то я не рекомендую брать пример с меня и наносить рисунок резервом на ткань сразу без предварительного рисунка карандашом на бумаге.
Поэтому, берем лист бумаги такого размера, которого у нас должен получиться готовый рисунок. И рисуем рисунок карандашом на этом листе. Затем подкладываем этот рисунок под ткань так, чтобы он просвечивал через нее, закрепляем в нескольких местах булавками, чтобы не съезжал, и обводим по контуру. Через креп, шифон, и другие ткани рисунок будет просвечивать. И через тонкий хлопок будет. А плотные ткани - это несколько сложнее, для начинающих лучше пробовать на тонких. Для специалистов: под рамку с плотной тканью ставим лампу направленного света и сводим рисунок.
Теперь у нас ткань с рисунком на рамке. И этот рисунок мы будем обводить резервом.
Резерв - это состав, который не позволяет краске растекаться по ткани. Мы будем делать холодный батик, потому что это проще и доступнее всем желающим.
Небольшое отступление для информации: Существует несколько видов батика — горячий, холодный, узелковый, свободная роспись. Чем же отличается холодный батик от горячего?


В технике Холодный батик роль резерва выполняет специальный закрепитель, называемый резерв (резервирующий состав, на основе парафина, бензина. Его можно приготовить в домашних условиях, но есть и готовые резервы. Существуют как цветные, так и бесцветные резервы. Холодный резерв наносится либо специальными инструментами — стеклянными трубочками с резервуаром, либо используется резервы в тюбиках, которые оснащены удлинённым носиком.
В качестве резерва в горячем батике используется воск. Воск наносится с помощью специального инструмента, называемого чантингом. Места, покрытые воском, не поглощают краску, а также ограничивают её распространение. Горячий батик называется горячим потому, что воск используется в «горячем» расплавленном виде. Этот способ используется в основном для раскрашивания хлопчатобумажной ткани. По завершении работы воск с поверхности ткани удаляется. Эффект росписи достигается благодаря послойному нанесению краски.
Узелковый - это когда ткань окрашивается анилиновыми красителями, а перед окрашиванием складывается определенным образом, завязывается узелками.
Свободная роспись - это чем кто хочет кто во что горазд и красителями и резервом и краской масляной все в кучу, у художников получаются замечательные оригинальные неповторимые результаты.


Продолжаем. Существуют как цветные, так и бесцветные резервы. Их легче купить, чем приготовить. Было когда то советское время, и все было страшным дефицитом, и мешали мы бензин с парафином. А сейчас все просто - пошел и купил за 40 - 50 рублей баночку резерва бесцветного. Если хочется цветной, тоже пожалуйста, хотя я делаю цветные резервы путем добавления в бесцветный небольшого количества масляной краски. Цвет получить можно любой, если получился густой, то разбавляется бензиномочищенным (для зажигалок). Но это мой каприз, потому как выбор большой всех цветов в продаже есть. Они продаются в баночках и в тюбиках.

Из баночек наносятся на ткань рейсфедером - стеклянными трубочками с резервуаром, из тюбиков просто выдавливаются сразу на ткань. Резерв наносим непрерывной линией. Принцип такой: Лучше несколько раз по одному месту, чем ни разу! Если Вы первый раз, то возьмите подкрашенный или цветной резерв, его лучше видно, чем бесцветный.
Для картинок можно использовать любые резервы. А для одежды лучше те, что в баночках, потому как красивые объемные резервы из тюбиков могут облезть при стирке изделия. Кроме того, те, что наносятся рейсфедером, жидкие, хорошо пропитывают ткань насквозь, и вероятность дальнейшего протекания краски минимальна. А из тюбика резерв обычно объемный и красивый, он проще наносится, но сложнее контролировать сквозное пропитывание ткани. Есть, конечно, способы: например, мыльным раствором можно проверить, но начинающим рекомендую нанести контур жидким резервом, а объемным из тюбика, если хочется, обвести контуры в конце работы, поверх нанесенной краски.


Контуры рисунка должны быть замкнутыми!

От резерва до резерва растечется краска, и она заполнит всю огороженную для нее поверхность. Если контур не замкнуть, то потечет краска дальше куда сама захочет, и поймать ее будет очень трудно.
Нанесли контур и поставили его сохнуть. До полного высыхания жидкого резерва обычно час, густого из тюбиков три, пять часов. Но Вам торопиться некуда, поставьте работу до завтра и будьте спокойны, за ночь точно высохнет.
А потом возьмете краски для батика, палитру в виде тарелочки или формочек из коробок с конфетами, и разукрасите свой батик по своему вкусу, как Вам нравится.




Если сомневаетесь, как его разукрасить, то достаньте отложенную бумагу с рисунком, возьмите акварельные или другие краски для бумаги и разукрасьте сначала бумагу. Посмотрите. Если понравилось, то также разукрашиваем ткань. Техника разукрашивания проста, кисточкой краску капнул - она течет себе до контуров. Это на крепе, на других хуже течет, но все равно растечется в итоге. Главное, не заехать кисточкой за контур на те места, где не должно быть краски.
Про краски. Они тоже разные. Есть такие, которые нужно запаривать, их лучше использовать для горячего батика, но можно и для холодного на картинки, которые стирать и мочить никто никогда не будет. А есть с меткой акрил, они запариваются утюгом. Вот их очень удобно использовать для росписи одежды. Они чуть дороже, но ассортимент!!! Даже если Вы никогда не умели и не умеете и не собираетесь учиться смешивать краски, то ими можно получить любой цвет в готовом виде за Ваши деньги. В моей палитре 10 баночек и этого достаточно много даже при моих бесконечных экспериментах.
Вот и все, самая приятная часть работы закончилась. Рисунок выполнен и сохнет на рамке с кнопками…


Рисунок выполнен и сохнет на рамке с кнопками. Быстро сохнет. Если Вы не захотели сверху на вашу картинку нанести контур из объемного резерва в тюбиках, или какой другой объемный контур, то через пару часов ваш батик высохнет. Если же нанесли какую обводку, то, соответственно, подольше будет сохнуть.
Когда рисунок высох его снимаем с рамки и проглаживаем утюгом очень хорошо для закрепления краски. Температура подбирается по максимальной температуре для данного вида ткани. Я еще потом через мокрую марлю утюжу, чтобы уж точно пропарилось хорошо. Если использовали объемный контур, то гладится изделие только с изнанки, эти контуры температуры совсем не любят, плавятся и могут прилипнуть к доске, так что удачи при утюжке.

Вот закрепили, а теперь все зависит от того, как вы собирались использовать данное изделие дальше. Это платок на голову? подол юбки? штора на окно? картина на стену? Понятно, что от этого зависит дальнейшая обработка и оформление изделия. Здесь я опишу самый сложный вариант - вариант картины на стену. Почему он для меня самый сложный? Да потому что он начинается так: Уговариваем два дня мужа, чтобы он сделал рамочку! Можно и три дня уговаривать. Вот для юбки или шторки проблем нет, села и сшила, а вот рамочку... Уговорили.


Вот он берет брус подходящего сечения и длины и делает из него рамку для батика. Подходящее сечение - это такое, чтобы как можно меньше, но готовая рамка бы при этом бы не вибрировала, а держалась жестко. Делать это так: Брус напиливаем на четыре части: по сторонам рамки, причем, концы спиливаем под углом 45 градусов, эти стыки и будем теперь склеивать. Для склеивания готовим стол такого размера, чтобы рамка легла на него полностью. Намазываем торцы клеем и прижимаем.


Для склеивания готовим стол такого размера, чтобы рамка легла на него полностью. Намазываем торцы клеем и прижимаем.


Обязательно выравниваем углы, чтобы все углы рамки были прямыми. На фото показан простой и всем доступный инструмент для выравнивания углов - это коробочка из под дисков.


Когда углы немного подсохли, вырезаем уголки из плотного картона и приклеиваем на углы, закрепляя их таким образом.


И теперь сушим рамку. Сохнет рамка на этом столе от пяти до десяти часов, много не мало, чтобы все хорошо приклеилось и закрепилось. А на следующий день, у меня обычно получается именно так, натягиваем на готовую рамку ткань с готовым рисунком. Это делается просто: намазывается клеем одна сторона и прикалывается ткань кнопками, потом противоположная сторона, а потом остальные. Если изделие большое, то первую сторону начинаем прикалывать с угла, а последующие от центра к краям. Теперь опять сушим. И опять сушим не менее пяти часов, а лучше 24 часа. Теперь кнопки можно убрать .

У нас получилась картина в технике батик на рамке, готовая для оформления ее багетом.

Батик пришел с острова Джава в Индонезии. Батиком называют технологию нанесения дизайна на ткань при помощи воскового резерва. Как только на ткань нанесен основной рисунок, ее погружают в емкость с краской, в которой окрашиваются только участки ткани без воска. Настоящие мастера батика создают замысловатые дизайны, накладывая множество слоев краски и добавляя трещинки в дизайн, которые позволяют достичь особого эффекта. Даже если вы не профессионал, вам будет под силу создать батик с интересными эффектами, используя при этом небольшое количество материалов и креативность.

Шаги

Основы батика

    Промойте ткань. Прополощите ткань в горячей воде с использованием моющего средства, чтобы удалить любые химикаты и загрязнения, которые могут повлиять на правильное нанесение рисунка.

    Выкрасьте ткань в базовые цвета. Эти базовые цвета останутся под слоем воска.

    Растопите воск для батика. Воск для батика нужно растопить в специальном котелке для воска или на водяной бане.

    • Будьте осторожны при работе с горячим воском. Не нагревайте его выше 240°, иначе он может начать испаряться или даже загореться.
    • Не рекомендуется нагревать воск просто на электроплите. При использовании котелка для воска или технологии водяной бани воск будет нагреваться постепенно на медленном огне.
  1. Растяните ткань на пяльцах для вышивания. Пяльца позволят плотно закрепить ткань. Так вы сможете наносить рисунок на ткань с большей точностью.

    • Если в наносите батик на большую поверхность ткани, можно подложить газеты под ткань и использовать стол в качестве вашего рабочего пространства. Воск пропитает ткань, поэтому защитный слой между столом и тканью необходим при работе.
  2. Начните наносить восковую смесь при помощи инструментов. В зависимости о т инструмента будут получаться различные эффекты. Поэтому поэкспериментируйте в начале.

    • Используйте одноструйный чантинг (стеклянная трубка) для выведения тонких линий. Чантинг - это стандартный инструмент для батика, который, однако, может варьироваться по толщине струи.
    • Двуструйный чантинг используется для создания параллельных линий и заполнения краской более крупных пространств рисунка.
    • Для заполнения больших пространств также используются кисти. Их можно использовать традиционно, широкими мазками или для нанесения точечных элементов.
    • Используйте трафареты для нанесения стандартных форм. Трафареты могут быть сделаны из любого материала, который устойчив к жару воска. Попробуйте вырезать форму из картошки или стебель сельдерея для полукруглых форм.
  3. Контролируйте температуру воска. Воск должен быть достаточно высокой температуры, чтобы пропитать ткань. Но не сильно горячим и жидким, иначе, он будет растекаться по ткани. Температура воска правильная, если он пропитывает ткань.

    Приготовьтесь к нанесению краски. Продумывая цветовую схему своего батика, начинайте воплощать ее в жизнь с более светлых тонов (например, желтого), переходя к более темным.

    • Промойте ткань моющим средством.
    • Растворите краску, следуя инструкциям на упаковке. Некоторые краски (например, красные тона) растворяются труднее, чем другие.
    • Добавьте нужное количество нейодированной соли. На 250 граммов сухой ткани, добавьте 1,5 стакана соли. На 500 граммов ткани, используйте 3 стакана соли.
    • Положите в краску влажную ткань. Помешивайте медленно, но часто на протяжении 20 минут.
    • Добавьте пищевую соду. Сода используется для закрепления краски к ткани. Растворите соду в теплой воде, а затем постепенно влейте этот раствор в краску с тканью (вливайте в течение 15 минут), при этом не выливая всю соду сразу прямо на ткань. Это может привести к потере цвета. На 500 граммов сухой ткани используйте 1/6 стакана соды. На 1 кг сухой ткани используйте 1/3 стакана соды. Помешивайте медленно, но часто в течение 30 минут.
    • Прополощите ткань, смывая излишки краски. Подержите ткань под струей холодной воды, пока она не посветлеет. Затем промойте ткань в горячей воде с моющим средством. Если вы использовали темные цвета, такие как коричневый или красный, возможно, понадобится повторное полоскание для того, чтобы избавиться от всех излишков краски. Дайте ткани высохнуть.
  4. Повторно нанесите воск на ткань для добавления дополнительных слоев краски и узоров. Для каждого дополнительного слоя, следуйте тем же шагам, что и при первичном нанесении краски. Помните, что темные цвета нужно наносить последними.

    Удалите воск. Когда вы закончили наносить краску, вы можете удалить воск одним из двух способов:

    • Прокипятите ткань. Наполните кастрюлю водой с добавлением нескольких капель моющего средства так, чтобы ткань полностью поместилась в нее. При закипании воды, поместите ткань в кастрюлю, прижав ее камнем к дну кастрюли. Через несколько минут, весь воск выйдет из ткани. После того, как весь воск вышел, оставьте кастрюлю с водой и тканью до полного остывания, а затем соберите воск с поверхности.
    • Прогладьте ткань. Поместите ткань между двумя листами впитывающей бумаги и прогладьте утюгом. Воск может оставить следы, поэтому будьте осторожны и убедитесь, что воск удален полностью. Смена листов бумаги может помочь в ускорении процесса удаления воска.
  5. Промойте и высушите ткань. Загрузите ткань в стиральную машину, чтобы убедиться, что все остатки краски были удалены. Высушите ткань на веревке или в сушилке. Ваш батик готов!

    Батик без воска

    1. Положите кусок пластика на рабочем столе. Разложите сверху заранее промытую и высушенную ткань.

      Создайте рисунок при помощи специального инструмента. Так же как и в горячем батике, вы можете воспользоваться одно- или двуструйной стеклянной трубкой для нанесения узора. Пользуйтесь кистями для рисования для покрытия более крупных пространств. Дайте раствору высохнуть. Это займет около 30 минут, хотя, в целом, время суки будет зависеть от толщины нанесенной краски.

      • Вы можете использовать трафареты, погружая их в раствор и создавая узор. Или же вы можете приложить трафарет к ткани и очертить контур вокруг него кистью.
    2. Подготовьте жидкую краску. Следуйте инструкциям на упаковке. Если вы пользуетесь жидкой краской, можно варьировать насыщенность цветов, применяя различные пропорции воды к краске.

      Нанесите краску. Краски можно выливать на ткань тонкой струйкой, наносить кистью, распылять или наносить мазками. Можно также смешать несколько цветов для насыщения вашей цветовой гаммы.

      Покройте ткань упаковочной пленкой. Как только вы закончили наносить краску, уложите упаковочную пленку на ткань и запечатайте края.

      Разогрейте ткань в микроволновке. Поместите бумажные полотенца на дно микроволновки, чтобы предотвратить случайные попадания краски. Поместите ткань с пленкой в микроволновку. При желании ткань можно свернуть. Разогревайте ткань на высокой мощности в течение двух минут.

      Вытащите ткань из микроволновки. При помощи кухонных прихваток вытащите ткань из микроволновки. Ткань будет горячей, поэтому будьте очень осторожны! Подождите несколько минут, пока ткань остынет, а затем удалите пленку.

      Промойте и высушите ткань. Прополоскайте ткань под холодной водой. Как только основные излишки краски были удалены, промойте ткань в теплой воде с мягким моющим средством, затем прополоскайте. Высушите ткань.

    Батик на шелке (Альтернативный метод)

      Предварительно промойте шелк. Добавьте одну-две капли жидкости для мытья посуды в ведро или тазик с водой. Прополоскайте и высушите ткань. Пока ткань еще слегка влажная, прогладьте ее утюгом в режиме "Шелк".

      • Если вы хотите сделать набросок карандашом перед тем, как наносить краску, это нужно сделать сразу после глажки.
    1. Натяните шелк. Заколите ткань булавками с прикрепленными к ним резинками по всей длине ткани с промежутком в 4-6 сантиметров. Положите шелк поверх рамки и приколите кнопки к рамке. Наденьте резинки на кнопки, ткаим образом закрепив ткань к рамке.

      • Резинки должны быть достаточно маленькими, чтобы упруго удерживать ткань, но при этом достаточно большими, чтобы ткань не порвалась от натяжения.
      • Вы можете связать 2 резинки вместе, чтобы сделать резинку большей длины, если ваша рамка намного больше ткани.
      • Цель - это создать туго натянутую поверхность, по которой можно будет рисовать. Поверхность должна быть туго натянута, но ткань при этом не должна рваться.
    2. Поднимите рамку. Поставьте 4 стакана или контейнера под рамку, чтобы поднять ее над рабочим пространством.

    3. Нанесите резерв. Резерв можно нанести при помощи кисти для краски или при помощи бутылки-аппликатора. Дайте резерву как следует высохнуть перед тем, как наносить краску. В зависимости от ваших предпочтений, вы можете выбрать один из двух видов резерва, которые подходят для батика по шелку:

      • Каучуковый резерв или гуттаперча. По консистенции они напоминают каучуковый клей и их можно разбавить для более жидкой консистенции при нанесении линий. После того, как все краски будут нанесены, резерв будет удален сухим способом. Данный резерв источает испарения. Поэтому строго рекомендуется использовать респираторную повязку и работать в хорошо проветриваемом помещении при его нанесении.
      • Водорастворимые виды резервов нетоксичны и смываются теплой водой. Такие резервы хорошо совместимы с красками для шелка (в отличие от обычных красок для батика). Недостаток этих резервов в том, что работать с ним сложнее и достичь тонких изящных линий будет труднее.
    4. Нанесите цвета. Осторожно нанесите краски при помощи кистей. Дайте красе самой дойти до зоны резерва. Нанесение краски непосредственно на резерв может привести к его растворению. При нанесении красок есть две опции:

      • Краски для шелка - это пигментный продукт, окрашивающий поверхность ткани, но при этом не проникающий в волокна. Этот вид красок можно использовать на большом количестве тканей (включая синтетику). Их можно закрепить на ткани при помощи утюга.
      • Другой вид красок для шелка создает связь между волокнами шелка и окрашивает ткань. Это отличный выбор, если вы хотите сохранить природный блеск шелка. Такие краски светостойки и не линяют.
    5. Дайте покрашенному шелку отлежаться в течение суток. Если вы использовали первый тип красок, закрепите цвет, прогладя ткань утюгом в течение 2-3-х минут с изнаночной стороны. После глажки прополоскайте ткань в теплой воде, просушите в подвешенном состоянии, а затем снова прогладьте еще слегка влажную ткань.

      • Если же вы использовали второй тип красок, после 24-часовой просушки прополощите ткань до тех пор, пока вода не будет оставаться прозрачной. Добавьте пару капель мягкого моющего средства или средства для мытья посуды в ведро или таз с водой и прополоскайте шелк. Затем снова прополощите ткань в холодной воде и высушите в подвешенном состоянии. Когда шелк почти высох, прогладьте его на режиме "Шелк".
    • Если вы поместите краски в бутылку-аппликатор с несколькими наконечниками, вы сможете использовать несколько красок одновременно.
      • Любое моющее средство
      • Легкий хлопок, муслин или шелк соответствующих вашим предпочтениям размеров
      • Краска для ткани (в порошке или жидкая)
      • Воск для батика
      • Электрический котелок для воска или водяная баня
      • Пяльца для вышивания
      • Старые газеты или картон
      • Кисти для рисования
      • Большой пластиковый тазик

      Батик без воска

      • Упаковочная пленка
      • Предварительно промытая и высушенная белая ткань (хлопок, муслин или шелк)
      • Washable resist medium, such as Crafter"s Pick Batik-EZ Resist Medium
      • Инструмент чантинг или кисти для батика (чантинг позволяет наполнять его воском и выводить тонкие линии и детали на ткани)
      • Кисти для рисования
      • Жидкая краска для ткани
      • Микроволновка
      • Мягкое моющее средство

      Батик по шелку (Альтернативный метод)

      • Рамка для натяжения шелка, которая на 2-3 см больше вашего куска ткани по всем сторонам
      • Иголки
      • Резиновые ленты
      • Канцелярские кнопки
      • 4 пластиковые кружки или контейнера
      • Водорастворимая или гуттаперчу (устойчивы при окраске шелка)
      • Краски для шелка
      • Бутылка с аппликатором
      • Кисти для рисования

У всех нас иногда появляется желание взять в руки кисть и попытаться что-то изобразить. К сожалению, не каждому дан талант. Потому, наверное, придуман человечеством такой интересный способ проявить свою индивидуальность – батик, роспись по ткани. В этом удивительном искусстве совершенно не требуется талант художника – вы можете создавать шедевры, ни разу не попытавшись рисовать перед этим.
Для начала необходимо посетить художественный салон или магазин канцтоваров и приобрести краски, контуры для работы, кнопки для закрепления материала к подрамнику, кисти. Ну и, конечно – ткань. Идеальный вариант для батика – натуральный шелк. Начинающему художнику советую выбирать более дешевый материал – искусственный шелк, крепдешин, батист, шифон. Выбранный материал нужно обязательно постирать и прогладить. Многие ткани после стирки дают усадку потому следует позаботиться об этом заранее. Фабричная пропитка на поверхности может сильно навредить чистоте и красоте рисунка – ее нужно удалить мыльным раствором.
Начнем с контура или резерва, как его называют профессионалы. Контур используется для того, чтобы краски на ткани не растекались и не смешивались друг с другом. Профессиональные мастера батика разработали свои личные составы резерва. Но нам достаточно тюбика, купленного в магазине. Можно использовать жидкий резерв, который наносится на рисунок с помощью специальной стеклянной трубочки. В его состав входит бензин, потому пользоваться им в жилых помещениях не рекомендуется.

Чтобы рисунок был аккуратным, а изображение именно таким, как вы его задумали – ткань нужно закрепить на подрамнике, хорошо ее натянув. Подрамник можно купить или сделать самостоятельно из обрезной доски или фанеры, обернув скотчем, чтобы не повредить ткань. Крепится материал к нему обычными канцелярскими кнопками, желательно с высокими головками, чтобы было удобней вынимать.

Итак, все готово к творчеству. Ткань выстирана, натянута на подрамник. Начинается самое интересное искусство. Можно создать эскиз на куске старых обоев, можно использовать картинку, найденную в интернете, или же просто сделать фантазийный рисунок без определенных контуров. Любое ваше воплощение на ткани будет великолепным благодаря переливам цвета и оригинальности. Эскиз желательно заправить между подрамником и материалом, чтобы он плотно прилегал к ткани.


Не спеша, стараясь не пропускать соединения линий в рисунке, наведите контуры будущего шедевра. Будьте предельно аккуратны и внимательны – контур, попавший на неположенное место, уже ничем не смоется и может испортить целостность вашей картины. После высыхания резерва обязательно проверьте, перекрыты ли все соединения, чтобы подтекание краски в незамеченную лазейку не испортило настроение. Делается это очень просто влажной кисточкой проводим вдоль всего контура на рисунке – где влага начинает подтекать – подрисовываем.
Краска для батика жидкая – поэтому достаточно просто набирать ее на кисть и переносить на рисунок.

Кисти следует использовать только натуральные – из беличьего волоса или колонка. Попробуйте интересный эффект – на нанесенную еще сырую краску насыпьте немножко кухонной соли и оставьте до высыхания – эффект вас поразит. Когда вы полностью заполнили рисунок цветом – дайте ему возможность высохнуть на подрамнике не меньше суток.

Вещь, расписанная вручную, помогает своему хозяину подчеркнуть индивидуальность, личные предпочтения и даже рассказать об эмоциональном состоянии. Особенно помогает в этом холодный батик — техника, благодаря которой каждый мастер получает возможность почувствовать себя волшебником, создающим яркие рисунки удивительной красоты.

История техники

Само слово «батик» пришло к нам из Индонезии — дословно его можно перевести как «капля воска». Такое название стиль тканевой росписи получил благодаря особенностям нанесения рисунка. Чтобы краски с определенных деталей на эскизе не растекались по всему полотну, мастера придумали маленькую хитрость - резервировать цвета с помощью специальных составов, главный ингредиент которых — воск.

Холодный батик имеет родственное направление — технику горячей росписи, при которой краски и воск нужно разогреть перед нанесением. В отличие от горячего стиля, в данном случае растапливать ничего не нужно.

Техники холодного батика

Существует несколько способов рисования батиком в холодном стиле. Их не используют во время горячего нанесения потому, что в этом нет необходимости: многие из них не предполагают обозначения контура резерватором — только краски, и ничего больше.

К примеру, в Японии и Индии придумали такие интересные разновидности, как бандан и сибори. Обе техники основываются на сворачивании ткани и нанесении на нее краски в сложенном виде — из-за складок окрашивающая жидкость растекается по материи неравномерно, образуя мраморный рисунок, как в калейдоскопе.

Различие сибори и бандан в том, что в первом случае ткань складывают определенным образом — эту традицию японцы взяли из оригами. Второй же способ предполагает многократное образование узелков на ткани и похож на японское искусство фурошики .

Иногда мастера отпускают фантазию в полет — так появилась техника свободной росписи батика, при которой резерв не используют совсем или используют в очень ограниченном количестве, чтобы чуть-чуть подчеркнуть контур фигуры.

Тем не менее, основной способ рисования — классический с применением резервирующих жидкостей.

Необходимые инструменты

Профессионалы чаще всего советуют именно холодный батик для начинающих — не нужно тратить время на огнеопасный процесс подогрева резерва. Перед началом работы удостоверьтесь в том, что у вас есть все необходимые инструменты.

Стеклянная палочка

Главный прибор при работе с резервирующей жидкостью. У нее довольно необычное строение — полая прозрачная соломинка длиной 15-20 сантиметров с круглым резервуаром на конце, из которого выходит закругленный острый носик.

Такой внешний вид обуславливается функциями инструмента — носик окунается в емкость с резервом и с помощью вытягивания воздуха с обратной стороны в палочку закачивается вещество, которое сохраняется в шаре.

Во время работы палочку слегка отклоняют, прижимают носик к контуру и проводят по линиям, рисуя резервирующий скелет. При этом угол наклона должен быть не больше 135 градусов, иначе жидкость выльется с обратной стороны.

Если вы не можете найти такой инструмент в своем городе, не отчаивайтесь! В качестве инструмента легко приспособить баночки от жидкого клея с тонким носиком, на который надет сужающийся колпачок, или медицинские спринцовки. Здесь вы сами сможете регулировать толщину нарисованной линии за счет нажима на емкость.

Кисти

При непосредственной работе с красками вам понадобятся кисти разного диаметра и размера. Желательно выбирать кисточки с натуральным ворсом — к примеру, из беличьей шерсти.

Тонкие инструменты нужны для обработки мелких деталей с резным строением, более широкие подойдут для нанесения основных цветов и получения цветовых переходов в одной ячейке — градиентов.

Широкие фоновые пространства можно окрашивать с помощью ватных дисков или тампонов — слегка смочите диск в цветовом пигменте, отожмите его, чтобы избавиться от излишков, и начните протирать легкими движениями ткань.

Выбор материалов

Как правило, холодный батик выполняется на таких тканях, как шелк, хлопок, шерсть, иногда — синтетические материи. Однако, в последнее время многие художники отходят от этого, подбирая новые рабочие материалы — к примеру, более толстые и грубые ткани.

Если вы работаете с плотными нестандартными материалами, мастера советуют делать более широкий резервирующий контур, которым нужно обводить рисунок как с лицевой, так и с изнаночной сторон. Эти меры предосторожности помогут ткани пропитаться резервом наверняка.

Приобретите специальные краски для батика — их можно найти во многих крупных магазинах товаров для изобразительного искусства. Внимательно смотрите на свойства красителя — некоторые виды подходят для крашения одних определенных видов ткани, тогда как другие универсальны. Во время обучения вам достаточно купить набор из нескольких основных цветов: красного, желтого, синего, белого, черного.

И не забудьте о резервирующем составе! В зависимости от того, на какой ткани и в какой технике вы работаете, выбирайте вещество с бензином, резиной, воском или вазелином в составе.

Холодный батик — техника выполнения

Технология холодного батика довольно проста. Изначально мастер должен растянуть ткань на раме и нанести эскиз будущего рисунка — желательно использовать водорастворимые или исчезающие со временем карандаши.

Дальше по основным линиям рисунка специальным резервирующим составом наносится сплошной контур. Основная задача мастера заключается в том, чтобы в контурном обрамлении не было разрывов и зазоров, иначе краска, нанесенная на следующем этапе, растечется и испортит работу.

Профессионалы придумали маленькую хитрость — правильность нанесения резервирующего состава можно проверить с помощью воды. На обратную сторону ткани в каждую ячейку, образованную резерватором, брызгают несколько капель воды. Если в каком-нибудь месте вода просачивается сквозь резерв в следующий элемент рисунка, нужно подсушить это место и добавить каплю вещества, замкнув контур.

Такая процедура несколько замедляет рабочий процесс, но дает возможность выполнить работу более качественно.

Далее техника холодный батик предполагает непосредственное нанесение специальной краски. Не ограничивайте себя в выборе цветов и их оттенков. Вы даже можете применять несколько красок для одной ячейки, создавая оригинальные цветовые переходы.

Полностью готовое высушенное изделие обязательно нужно запарить в горячей воде и с помощью утюга, чтобы закрепить рисунок на ткани.

Мастер-класс — холодный батик на платке

На самом деле, даже некоторые сложности во время процесса росписи не смогут вас заставить бросить работу над изделием в технике холодный батик — настолько интересно рисовать этими водными красками, каждый раз получая новый рисунок.

Чтобы убедиться в простоте данного стиля, попробуйте самостоятельно создать расписной шелковый платок. Автор данного мастер-класса использует народную роспись хохлому , но вы можете взять за основу любой другой рисунок.

Подготовьте красные, желтые и черные краски для росписи батиком, квадратный шелковый платок нейтрального цвета без рисунков, черный и золотистый контурные резервы.

  • На листах формата А4 нарисуйте эскиз будущих узоров.

  • Натяните платок на специальный подрамник, прикрепив его с помощью строительного степлера.

  • Переверните платок изнаночной стороной к себе. Мягким простым карандашом перенесите рисунок на ткань.

  • Обведите контур черным резерватором.

  • Распишите рисунок в заранее выбранных тонах.

  • Выполняя предыдущий пункт, оставьте фон незакрашенным.

  • С помощью ватного диска затонируйте фон, создавая плавный переход от красного к желтому.

  • Когда желтый фон высохнет, нанесите изображение с помощью черного резерва на нем. Не забывайте, что каждую новую краску нужно наносить только после полного высыхания предыдущего выполненного шага.

  • Затонируйте части изображения в контуре.

Вы можете оставить изделие сушиться, снять его с подрамника и носить уже после данного этапа.

Но профессионалы рекомендуют запарить работу, чтобы закрепить цвет — замотайте ткань в полотенце и старые газеты. Сверните заготовку трубочкой, а затем — бубликом. Подвесьте бублик на шнуре над кастрюлей, в которую налейте воды примерно на четверть всего объема.

В таком положении вещь должна париться около двух часов. Снимите заготовку и разверните ее. Постирайте вещь при тридцатиградусной температуре — это можно сделать и в стиральной машинке. Прогладьте сухое изделие утюгом на минимальной температуре.

Чтобы подробнее изучить технологию, в которой выполняется холодный батик, посмотрите следующий видеоурок по расписыванию красивого панно.



Касса