Примеры уставов общественных некомерческих организаций. Устав НКО: где взять типовую форму и как разработать свою. Требования к письму

Ее организаторы и руководитель должны всё знать об основных документах. Главную роль играет устав. Его нужно прописывать по определенным правилам, включая в него самую важную информацию. На этот документ опирается НКО в работе над выбранным направлением общественной деятельности. Далее в нашей статье мы подробно расскажем, что собой представляет устав некоммерческой организации.

В 2017 году требования к уставу НКО не изменились. По-прежнему, он должен отражать сведения, которые определяются ст. 52 ГК РФ. Ошибки в уставе ведут к тому, что в регистрации организации будет отказано. Поэтому к составлению документа подходят со всей серьезностью.

Самое главное – прописать цели, для реализации которых была создана НКО. Также требуется указать следующее:

  1. Название организации. Важно выбирать его так, чтобы оно отражало . В наименовании обязательно нужно указывать и вид организации, например фонд.
  2. Адрес. Точное месторасположение организации, всех филиалов и подразделений.
  3. Цели деятельности. Здесь прописываются все виды деятельности, которыми планирует заниматься НКО. Если организация будет заниматься деятельностью, которая не указана в , это повлечет за собой штрафные санкции со стороны контролирующих инстанций, о чем надо знать. Если планируется предпринимательская деятельность, должно быть указано, какая именно и что доходы от нее будут направлены на достижение поставленных целей.
  4. Порядок управления деятельностью. Указываются особенности управления: собрание, совет, выбор председателя, попечительский совет и прочее. Эти органы управления будут решать основные вопросы, которые возникнут у НКО в ходе работы.
  5. Обязанности и права участников. Сюда относятся правила вступления и выхода из организации. Этот пункт важен только для тех организаций, которые подразумевают членство.
  6. Указать все источники формирования бюджета и приобретения . Определяется и способ использования этого имущества при закрытии организации.

Если планируется предпринимательская деятельность, должно быть указано, какая именно и что доходы от нее будут направлены на достижение поставленных целей.

Эти пункты должна прописать в уставе каждая общественная организация. Что касается , это тоже возможно, но нужно соблюдать правила. Порядок внесения изменений прописывается заранее. Если этого сделано не было, изменения могут быть внесены только через судебную инстанцию.

Причиной отказа в регистрации некоммерческой организации часто являются ошибки в уставе. Как грамотно его разработать, учитывая особенности отдельных видов организаций. Как при необходимости правильно внести, утвердить и зарегистрировать изменения.

Читайте в нашей статье:

Юридические лица в Российской Федерации действуют на основании устава (), в том числе это касается НКО. Правовой статус некоммерческих организаций и содержание их учредительных документов определяются федеральными законами « » и « ».

Устав некоммерческой организации (НКО): как разработать и где в 2018 году взять образец

Грамотно составленный устав однозначно определяет сферу и указывает, что и как следует предпринимать в ситуациях, возникающих в связи с управлением НКО или ее функционированием. Некоммерческие организации особенно заинтересованы в создании качественного документа, так как их работа обладает множеством индивидуальных нюансов.

В уставе обязательно закрепляются:

  • название;
  • форма;
  • цель деятельности (уставная цель);
  • виды деятельности;
  • символика организации;
  • порядок формирования имущества;
  • порядок руководства и принятия решений;
  • порядок вступления в члены (если членство предусмотрено);
  • права и обязанности участников;
  • возможность вести предпринимательскую деятельность;
  • порядок реорганизации;
  • порядок внесения изменений;
  • основания и порядок ликвидации;
  • судьба средств, оставшихся после ликвидации НКО.

Некоммерческая организация вправе включить в свой устав и другие аспекты, но они не должны вступать в противоречие с нормами закона .

Где посмотреть типовой устав НКО

Лучше всего пользоваться типовыми формами устава, которые некоммерческим организациям предоставляет Минюст . Также помочь могут учреждения, занимающиеся поддержкой деятельности общественных объединений и некоммерческих организаций. В этом случае есть гарантия, что типовой устав составлен правильно с учетом всех последних изменений законодательства.

Если модель устава берется из другого источника, то нужно внимательно проверить содержание и соотнести его с действующей редакцией соответствующих законов.

Что учесть при разработке

Разрабатывая устав некоммерческой организации, необходимо соблюдать логическую структуру. При ней содержание лучше воспринимается, да и пользоваться таким документом будет удобнее.

Неудачным будет вариант, при котором важные нормы о деятельности организации собраны не в конкретном тематическом разделе, а рассредоточены по нескольким другим. Например, статьи о реорганизации, ликвидации, ревизионном органе иногда размещают в разделах о формировании имущества и управлении НКО, а не в отдельные блоки.

Сквозная нумерация всех страниц значительно облегчает работу с документом. Кроме того, при подаче устава НКО на регистрацию в Минюст два из трех экземпляров должны быть:

  • прошиты и пронумерованы,
  • скреплены подписью на обороте последней страницы.

Наличие отдельного титульного листа не является обязательным требованием.

Какие трудности могут возникнуть

При разработке устава у некоммерческой организации иногда возникают неожиданные затруднения, например:

  • при выборе названия. Оно должно емко и кратко отражать суть деятельности, организационно–правовую форму и территориальность (для общественных объединений и организаций). При этом нужно учитывать, что право на фирменное наименование имеют только коммерческие юридические лица. Присутствие фирменного наименования в уставе НКО может послужить основанием для отказа в регистрации. Использование в наименовании слов «Россия» и «Российская федерация» должно соответствовать особым требованиям (ст. 4 закона «О некоммерческих организациях»);
  • при формулировании целей и видов деятельности. Важно не сузить рамки, заранее ограничив организацию в правах, но и не размывать их, чтобы не выйти за пределы полномочий именно некоммерческой организации.

Чтобы избежать ошибок, можно проконсультироваться в территориальном управлении Минюста, где специалисты еще до подачи документа на регистрацию смогут дать необходимые разъяснения.

Какие особенности устава учитывать для некоторых видов организаций

Для учредительных документов отдельных видов организаций, в связи с особенностями их деятельности, предусматриваются специальные требования:

  1. В наименование фонда обязательно должно быть включено слово «фонд», а в раздел об его органах управления внесена информация о попечительском совете.
  2. Казенные или бюджетные учреждения должны обязательно включить в устав указание на собственника имущества, а также закрепить исчерпывающий перечень видов деятельности, которыми имеют право заниматься.
  3. Некоммерческие партнерства и союзы ассоциации должны содержать статьи о порядке принятия решений органами управления (единогласно или квалифицированным большинством), о судьбе имущества, оставшегося после ликвидации организации.
  4. Организации, основанные на членстве, в уставе должны установить процедуру принятия и исключения из участников НКО.
  5. Образовательные организации, например, автономные некоммерческие, обязательно указывают сведения об учредителях или собственнике имущества.

Кто утверждает и регистрирует устав

Устав НКО:

  • утверждается его учредителями, о чем делается соответствующая пометка в самом уставе;
  • предоставляется вместе с другими документами на регистрацию в территориальное отделение Минюста.

После принятия положительного решения о регистрации специалист Минюста отправит документы в адрес налоговой инспекции для внесения сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ. После того, как в ЕГРЮЛ будет внесена необходимая запись, Минюст выдает свидетельство о государственной регистрации НКО.

При изменениях в уставе НКО придерживайтесь процедуры

Необходимость внесения изменений в устав – обычное явление для работы НКО, она может возникать по разным причинам. Среди них:

  • очередная редакция законодательства;
  • смена наименования;
  • уточнение уставной цели;
  • изменение территориальности, видов деятельности, порядка принятия и исключения из членов;
  • необходимость внести другие изменения, насущность которых выявлена практикой.

Поэтому некоммерческой организации важно изначально прописать в уставе возможность и порядок внесения изменений в него. В особенности это касается организаций – фондов. Если этого не сделать, то получить право корректировать устав можно будет только на основании судебного решения.

Процедура внесения изменений в устав имеет сходство с первоначальной регистрацией учредительных документов некоммерческой организации. В местное отделение Минюста для регистрации изменений предоставляются:

  • решение органа управления НКО о внесении изменений в устав;
  • заявление о регистрации изменений;
  • текст вносимых поправок;
  • квитанция, свидетельствующая об уплате госпошлины.

Требования к техническому оформлению поправок такие же, как и к оформлению самого устава.

некоммерческой организации – фонда

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Фондом «», именуемым в дальнейшем Фонд, признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и/или юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные (благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные) цели в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение задач, предусмотренных уставом.

1.2. Полное наименование Фонда на русском языке: Фонд «», сокращенное наименование на русском языке: Фонд «», полное наименование на языке: «», сокращенное наименование на : «».

1.3. Фонд вправе в установленном порядке открывать расчетный, валютный и другие банковские счета на территории Российской Федерации и за его пределами.

1.4. Место нахождения Фонда: .

1.5. Фонд считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в установленном федеральными законами порядке.

1.6. Фонд создается без ограничения срока.

1.7. Фонд может быть истцом и ответчиком в судах общей юрисдикции, арбитражных и третейских судах, от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права в соответствии с целями деятельности Фонда, предусмотренными уставом Фонда, и несет связанные с этой деятельностью обязанности.

1.8. Фонд имеет круглую печать с полным наименованием Фонда на русском языке, штампы и бланки со своим наименованием.

1.9. Требования устава Фонда обязательны для исполнения всеми органами Фонда и его учредителями.

1.10. Фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей. Учредители Фонда не несут ответственность по обязательствам Фонда. Фонд не отвечает по обязательствам государства и его органов, а государство и его органы не отвечают по обязательствам Фонда.

1.11. Фонд отвечает по своим обязательствам тем своим имуществом, на которое по законодательству Российской Федерации может быть обращено взыскание.

2. ЦЕЛЬ, ПРЕДМЕТ, ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Целью создания Фонда является достижение социальных (благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных) целей.

2.2. Предметом деятельности Фонда является: .

2.3. Фонд может осуществлять один вид деятельности (или несколько видов деятельности): .

2.4. Отдельные виды деятельности могут осуществляться Фондом только на основании специальных разрешений (лицензий). Перечень этих видов деятельности определяется законом.

2.5. Фонд может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания Фонда, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

2.6. Фонд может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе. Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на предпринимательскую деятельность Фонда.

2.7. В интересах достижения своей цели Фонд может создавать другие некоммерческие организации и вступать в ассоциации и союзы.

2.8. Вмешательство в хозяйственную и иную деятельность Фонда со стороны государственных и иных организаций не допускается, если оно не обусловлено их правом по осуществлению контроля над деятельностью Фонда.

3. ПОРЯДОК УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ФОНДА. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ

3.1. Высшим руководящим органом Фонда является попечительский совет.Текущее руководство деятельностью Фонда осуществляет правление, оно подотчетно попечительскому совету.

3.2. Основная функция попечительского совета - обеспечение соблюдения Фондом целей, в интересах которых он был создан.

3.3. К исключительной компетенции попечительского совета относится решение следующих вопросов:

  1. Надзор за деятельностью Фонда и соблюдением им законодательства Российской Федерации.
  2. Внесение изменений в устав Фонда.
  3. Определение приоритетных направлений деятельности Фонда, принципов формирования, использования средств Фонда и его имущества.
  4. Рассмотрение и утверждение годового отчета Фонда, в том числе годового бухгалтерского баланса.
  5. Рассмотрение отчетов правления Фонда о деятельности Фонда.
  6. Надзор за принятием правлением Фонда решений и обеспечением их исполнения, утверждение результатов реализуемых Фондом проектов.
  7. Образование ревизионной комиссии Фонда, утверждение положения о ревизионной комиссии Фонда.
  8. Определение аудиторской организации, утверждение размера ее вознаграждения.
  9. Принятие решений о создании филиалов Фонда и об открытии представительств Фонда, утверждение положений о филиалах Фонда и представительствах Фонда.
  10. Утверждение состава правления Фонда.

3.4. Первый состав попечительского совета избирается общим собранием учредителей сроком на . Второй и следующие составы попечительского совета избираются предыдущим попечительским советом.

3.5. Попечительский совет избирается списком или персонально. Член попечительского совета считается избранным, если за него проголосовало большинство от общего числа присутствующих на общем собрании учредителей или членов предыдущего попечительского совета Фонда.

3.6. Кандидат в члены попечительского совета должен отвечать следующим требованиям:

3.7. В попечительский совет выдвигаются кандидаты, имеющие безупречную репутацию. При этом совершение лицом преступления в сфере экономической деятельности или против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, а также административного правонарушения, прежде всего в области предпринимательской деятельности, в области финансов, налогов и сборов, посягательства на общественный порядок и общественную безопасность, являются факторами, отрицательно влияющими на его репутацию.

3.8. При избрании члена попечительского совета представляется информация о возрасте и образовании кандидата, должностях, которые кандидат занимал в течение последних пяти лет, характере его взаимоотношений с Фондом, а также иные сведения о финансовом положении кандидата или об обстоятельствах, которые могут влиять на выполнение кандидатом его обязанностей.

3.9. Работу попечительского совета организует председатель попечительского совета. Председатель попечительского совета избирается членами попечительского совета из числа членов попечительского совета большинством голосов.

3.10. Попечительский совет вправе в любое время переизбрать своего председателя большинством голосов от общего числа членов попечительского совета.

3.11. За работу в попечительском совете вознаграждение не выплачивается, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в его работе.

3.12. Заседания попечительского совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

3.13. Заседание попечительского совета созывается председателем попечительского совета по его собственной инициативе, по требованию члена попечительского совета, правления, Ревизионной комиссии, аудитора.

3.14. Члены попечительского совета письменно извещаются о назначенном заседании попечительского совета не менее чем за дня до даты его проведения. Извещение осуществляется путем направления заказных писем, телеграмм, телефонограмм.

3.15. В извещении должно быть указано:

  • время и место проведения заседания;
  • вопросы, выносимые на обсуждение.
Члену попечительского совета представляются все необходимые материалы, связанные с вопросами повестки дня.

3.16. К письменному извещению приравнивается ознакомление под расписку с решением председателя попечительского совета о назначении заседания.

3.17. Председатель попечительского совета организует его работу, созывает заседания попечительского совета и председательствует на них, организует на заседаниях ведение протокола. Протокол заседания попечительского совета ведет (составляет) секретарь.

3.18. Секретарь попечительского совета Фонда избирается на время заседания попечительского совета большинством голосов из числа присутствующих на нем членов.

3.19. В случае отсутствия председателя попечительского совета его функции осуществляет один из членов попечительского совета Фонда по решению попечительского совета.

3.20. Заседание попечительского совета правомочно, если на нем присутствует более половины избранных членов попечительского совета.

3.21. Совет вправе принимать решения путем заочного голосования (опросным путем).

3.22. В случае если количество членов попечительского совета становится менее половины количества, предусмотренного Уставом, Фонд обязан избрать новый состав попечительского совета. Оставшиеся члены попечительского совета вправе принимать решение только об избрании нового состава попечительского совета.

3.23. Решения на заседании попечительского совета принимаются большинством присутствующих на нем голосов. При решении вопросов на заседании попечительского совета каждый член попечительского совета обладает одним голосом. Передача голоса одним членом попечительского совета другому члену попечительского совета не допускается.

3.25. На заседании попечительского совета ведется протокол, который составляется не позднее 10 дней после его проведения.

3.26. Протокол заседания попечительского совета подписывается председательствующим и секретарем заседания, которые несут ответственность за правильность составления протокола.

3.27. В протоколе указываются:

  • место и время проведения заседания;
  • вопросы, обсуждавшиеся на заседании;
  • персональный состав членов попечительского совета, участвующих в заседании;
  • основные положения выступлений присутствующих на заседании;
  • вопросы, поставленные на голосование, и итоги голосования по ним;
  • решения, принятые попечительским советом.
Протокол может содержать также другую необходимую информацию.

3.28. Члены попечительского совета имеют право:

  • получать любую информацию, касающуюся деятельности Фонда, в любых подразделениях и службах Фонда;

3.29. Члены попечительского совета обязаны:

  • добросовестно относиться к своим обязанностям;
  • не разглашать ставшую им известной конфиденциальную информацию о деятельности Фонда.

3.30. Член попечительского совета обязан разумно и добросовестно действовать в интересах Фонда.

3.31. Член попечительского совета в своей деятельности должен учитывать интересы третьих лиц для обеспечения эффективной деятельности Фонда, в том числе: контрагентов Фонда, государства и муниципальных образований, на территории которых находится Фонд.

3.32. В случае возникновения или угрозы возникновения конфликта деятельности Фонда с личными интересами члена попечительского совета, он немедленно уведомляет об этом попечительский совет. До принятия решения общим собранием член попечительского совета воздерживается от совершения действий, которые приведут к возникновению конфликта между его интересами и интересами Фонда.

3.33. Член попечительского совета не должен разглашать или использовать в личных корыстных интересах и в интересах третьих лиц конфиденциальную информацию о Фонде.

3.34. Член попечительского совета не имеет права прямо или косвенно получать вознаграждение за оказание влияния на принятие им решений.

3.35. Член попечительского совета, а также его аффилированные лица не должны принимать подарки или получать иные прямые или косвенные выгоды, цель которых заключается в том, чтобы повлиять на деятельность члена попечительского совета или на принимаемые им решения.

3.36. Исключением являются символические знаки внимания в соответствии с общепринятыми правилами вежливости и сувениры при проведении официальных мероприятий.

3.37. Член попечительского совета несет ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.

3.38. Член попечительского совета в полном размере возмещает Фонду убытки, причиненные Фонду своими виновными действиями.

3.39. Член попечительского совета освобождается от ответственности, если будет доказано, что он лично не заинтересован в принятии конкретного решения и внимательно изучил всю информацию, необходимую для принятия решения; при этом иные сопутствующие обстоятельства должны свидетельствовать о том, что он действовал исключительно в интересах Фонда.

3.40. Попечительский совет вправе в любой момент прекратить полномочия своего члена голосов.

3.41. Основания прекращения полномочий члена попечительского совета по инициативе Фонда:

  • причинение материального ущерба Фонду, за исключением ущерба, связанного с обычным коммерческим риском;
  • нанесение ущерба деловой репутации Фонда;
  • совершение умышленного уголовного преступления;
  • сокрытие своей заинтересованности в совершении сделки с участием Фонда;
  • нарушение положений устава Фонда, а также норм законодательства о некоммерческих организациях;
  • сокрытие информации о своем участии в работе органов управления других юридических лиц без ведома попечительского совета;
  • извлечение личной выгоды из распоряжения имуществом Фонда, за исключением случаев, когда извлечение личной выгоды допускается законом, уставом и иными документами и решениями Фонда;

3.42. О своем намерении досрочно прекратить свои полномочия член попечительского совета обязан уведомить попечительский совет не менее чем за месяца.

3.43. Член попечительского совета обязан не разглашать конфиденциальную информацию после прекращения членства.

4. ПРАВЛЕНИЕ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВЛЕНИЯ

4.1. Правление Фонда избирается попечительским советом сроком на года (лет) в количестве не менее человек. Правление находится по месту нахождения Фонда.

4.2. Правление Фонда может быть переизбрано по истечении срока полномочий на новый срок.

4.3. Вопрос о досрочном прекращении полномочий члена правления может быть поставлен по требованию не менее членов правления или члена попечительского совета Фонда.

4.4. К компетенции правления относятся:

  • организация деятельности Фонда;
  • обеспечение выполнения решений попечительского совета;
  • регулярное информирование попечительского совета о деятельности Фонда;
  • утверждение финансового плана (сметы) Фонда и внесение в него изменений;
  • распоряжение имуществом Фонда;
  • утверждение штатного расписания;
  • подготовка вопросов для обсуждения на попечительском совете Фонда.

4.5. Работу правления организует председатель правления на основании регламента о деятельности правления, утверждаемого попечительским советом. На заседаниях правления ведется протокол.

4.6. Заседания правления проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал, и считаются правомочными при участии в них большинства членов правления.

4.8. Председатель правления избирается на заседании правления из числа его членов сроком на __ года (лет).

4.9. Председатель правления:

  • подотчетен правлению, попечительскому совету, отвечает за состояние дел Фонда;
  • без доверенности действует от имени Фонда, представляет его во всех учреждениях, организациях и предприятиях, как на территории Российской Федерации, так и за рубежом;
  • принимает решения и издает приказы по вопросам деятельности Фонда;
  • распоряжается в пределах утвержденной правлением сметы средствами Фонда, заключает договоры, осуществляет другие юридические действия от имени Фонда, приобретает имущество и управляет им, открывает и закрывает счета в банках;
  • решает вопросы хозяйственной и финансовой деятельности Фонда;
  • принимает на работу и увольняет работников Фонда, утверждает их должностные обязанности в соответствии со штатно-должностным расписанием, утверждаемым правлением;
  • осуществляет контроль деятельности филиалов и представительств Фонда;
  • несет ответственность в пределах своей компетенции за использование средств и имущества Фонда в соответствии с его уставными целями;
  • организует подготовку и проведение заседаний правления;
  • организует бухгалтерский учет и отчетность;
  • решает все вопросы, которые не относятся к компетенции попечительского совета, правления Фонда.

5. ДОКУМЕНТАЦИЯ. КОНТРОЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОНДА

5.1. Фонд ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

5.2. Фонд предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям Фонда и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5.3. Ответственность за организацию, состояние и достоверность бухгалтерского учета в Фонде, своевременное представление ежегодного отчета и другой финансовой отчетности в соответствующие органы, а также сведений о деятельности Фонда, представляемых учредителям Фонда, кредиторам и в средства массовой информации, несет правление.

5.4. Фонд хранит следующие документы:

  • договор о создании Фонда;
  • устав Фонда, изменения и дополнения, внесенные в устав Фонда, зарегистрированные в установленном порядке, решение о создании Фонда, документ о государственной регистрации Фонда;
  • документы, подтверждающие права Фонда на имущество, находящееся на его балансе;
  • внутренние документы Фонда;
  • положение о филиале или представительстве Фонда;
  • годовые отчеты;
  • документы бухгалтерского учета;
  • документы бухгалтерской отчетности;
  • протоколы заседаний попечительского совета, правления, ревизионной комиссии (ревизора) Фонда;
  • заключения ревизионной комиссии (ревизора) Фонда, аудитора Фонда, государственных и муниципальных органов финансового контроля;
  • иные документы, предусмотренные федеральным законодательством;
  • иные документы, предусмотренные внутренними документами Фонда, решениями попечительского совета, правления Фонда, а также документы, предусмотренные правовыми актами Российской Федерации.
Фонд обязан обеспечить учредителям Фонда доступ к указанным выше документам.

5.5. Для осуществления контроля над финансово-хозяйственной деятельностью Фонда попечительским советом избирается ревизионная комиссия в составе человек сроком на год (или года, или лет). Выбытие отдельных членов ревизионной комиссии, а также избрание ее новых членов не является основанием для сокращения или продления срока деятельности всей ревизионной комиссии. Для организации работы ревизионной комиссии избирается ее председатель. Фонд вправе вместо ревизионной комиссии избирать только одного ревизора.

5.6. Компетенция ревизионной комиссии (ревизора) Фонда включает следующие полномочия:

  • проверка (ревизия) финансово-хозяйственной деятельности Фонда по итогам деятельности за год, а также во всякое время по инициативе ревизионной комиссии (ревизора), решению попечительского совета или по требованию учредителя Фонда;
  • истребование у органов управления Фонда документов о финансово-хозяйственной деятельности;
  • созыв попечительского совета;
  • составление заключения по итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности, в котором должны содержаться:
    • подтверждение достоверности данных, содержащихся в отчетах, и иных финансовых документов Фонда;
    • информация о фактах нарушения установленных правовыми актами Российской Федерации порядка ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности, а также правовых актов Российской Федерации при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности;

5.7. Порядок деятельности ревизионной комиссии (или ревизора) определяется внутренним документом-положением (регламентом и т.п.), утверждаемым общим собранием учредителей, а в дальнейшем попечительским советом.

5.8. По решению попечительского совета членам ревизионной комиссии (ревизору) Фондом в период исполнения ими своих обязанностей (не) выплачивается вознаграждение и/или (не) компенсируются расходы, связанные с исполнением ими (им) своих обязанностей.Размеры таких вознаграждений и компенсаций устанавливаются решением попечительского совета.

5.9. Для проверки финансово-хозяйственной деятельности Фонда попечительский совет назначает аудитора Фонда.

5.10. Аудитор осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности Фонда в соответствии с правовыми актами Российской Федерации на основании заключаемого между Фондом и аудитором договора. Размер оплаты услуг аудитора определяется попечительским советом.

6. ИМУЩЕСТВО ФОНДА

6.1. Имущество, переданное Фонду его учредителями (учредителем), является собственностью Фонда.

6.2. Учредители Фонда не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность Фонда.

6.3. Фонд может иметь в собственности или в оперативном управлении здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество.

6.4. Полученная Фондом прибыль не подлежит распределению между учредителями Фонда.

6.5. Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на осуществление Фондом пожертвований политическим партиям, их региональным отделениям, а также в избирательные фонды, фонды референдума.

6.6. Фонд обязан ежегодно публиковать в отчеты об использовании своего имущества.

7. РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ

7.1. Фонд может быть добровольно реорганизован в порядке, предусмотренном ст. 16 Федерального закона «О некоммерческих организациях». Другие основания и порядок реорганизации Фонда определяются статьями 57 - 60 Гражданского кодекса Российской Федерации и иными федеральными законами.

7.2. Фонд может быть ликвидирован по решению суда в порядке, установленном ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом требований ст. 18 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

7.3. При отсутствии правопреемника документы постоянного хранения, имеющие научно-историческое значение, передаются на государственное хранение в архивы объединения «»; документы по личному составу (приказы, личные дела, лицевые счета и т.п.) передаются на хранение в архив , на территории которого находится Фонд. Передача и упорядочение документов осуществляются силами и за счет средств Фонда в соответствии с требованиями архивных органов.

7.4. При ликвидации Фонда оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество, если иное не установлено Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и иными федеральными законами, направляется на цели, в интересах которых он был создан, и/или на благотворительные цели в порядке, определенном попечительским советом Фонда.

7.5. В случае если использование имущества ликвидируемого Фонда в соответствии с его учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства.

Чтобы регистрация новой компании прошла успешно, нужно правильно подготовить документацию для проведения регистрационной процедуре в госоргане, при этом уставу отвести особое внимание. Данный документ обязательно включается в состав пакет бумаг, подаваемых в ФНС для открытия юридического лица. Неточности в составлении устава ведут к отказу в закреплении юридического статуса за организацией, а в дальнейшем вносят хаос в деятельность компании. Дадим в статье образец устава НКО, покажем, как оформляется титульный лист и весь документ.

Особенности устава НКО

Устав – это документ учредительного типа, который составляется на этапах формирования любой организации, независимо от ее формы. Для некоммерческого партнерства, общественной организации и фонда устав – это основа учредительного пакета. Если создается ассоциация или союз, то в число обязательных документов включают договор акционеров.

В устав НКО включается огромное количество информации:

  • Обязательства о формировании;
  • Перечень обоюдной работы над формированием предприятия, очень важно внести данные о порядке выборов и утверждения органов управления, при этом для каждой формы организации существует свой список;
  • Условия передачи имущества – важно указать источники его происхождения и варианты эксплуатации после ликвидации;
  • Условия участия в рабочем процессе организации;
  • Условия и порядок выхода/входа членов – если организация создана посредством членства, следует указать их права и обязанности, правила исключения.
  • Далее в устав включается предмет и цели, причем важно отобразить полный перечень деятельности, которая будет осуществляться, это относится и к предпринимательству, которым разрешено заниматься НКО, если оно обосновано;
  • Юридический адрес – важно указать место нахождения создаваемой организации с упоминанием о филиалах, отделениях и представительствах.

Как составить устав НКО

Устав некоммерческой организации следует создавать, соблюдая все догмы законодательства РФ, опираясь при этом на опыт формирования подобной документации для данных организаций. Обобщенный вариант устава необходимо совершенствовать дополнительными пунктами, зависимо от сферы действия НКО, так как сегодня законодательство относительно данных формирований терпит значительные изменения.

При составлении устава важно брать во внимание требования указанные в п. 41 Административного регламента.

Необходимо учитывать следующие правила данного регламента:

  • Страницы всех экземпляров нумеруются;
  • Устав составляется в трех экземплярах;
  • Два из них перед предоставлением на регистрацию прошиваются и резервируются лично составителем на месте прошивки последней страницы.

Вариант оформления титульного листа

Титульный лист не обязателен, но если он сформирован, то в следующем варианте:

  • На нем пишется слово «Устав»;
  • Полное название некоммерческой компании в родительном падеже;
  • Информация об утверждении уставного документа;
  • Год его утверждения;
  • Также первый лист может содержать прочие сведения и отметки, предусмотренные законом, например, о согласовании документа.

Структура и содержание устава

После создания титульного листа, наступает необходимость формирования внутреннего содержания устава некоммерческого лица. Грамотная структуризация устава и создание ссылок значительно облегчает применение документа. При этом структурировать уставной документ следует по нисходящей линии:

Наименование структурного составного элемента устава Поясняющая информация
Раздел Обладает порядковым номером, обозначается римскими цифрами и названиями, все печатается прописными литерами в центре страницы друг под другом.
Глава Нумерация выполняется арабскими цифрами. Создаются названия глав, их обозначение выполняется с абзаца прописью. Название начинается с номера, после чего идет точка, далее название в одну строку прописью.
Статья Основная структурная единица документа, нумеруется арабскими цифрами, наименование не обязательно создавать, если же оно есть, пишется прописью в одну строку, впереди указывается номер с точкой после него, определение начинается с абзаца и пишется прописью.

Если статья без наименования, то определение начинается с красной строки, прописью и полужирным шрифтом, в данном случае точка после цифры отсутствует.

Статья также должна быть четко структурирована:

  • Делится на части, пронумерованные арабской цифрой с точкой;
  • Каждая часть статьи содержит, в свою очередь, пункты, обозначенные арабской цифрой со скобкой;
  • Далее могут быть подпункты с обозначением в виде русских букв со скобкой. Пункты и подпункты разделяются на абзацы, рекомендовано не больше 5.

Если нумерация в структурных элементах устава используется, она должна пройти сквозь весь документ, частичное применение нежелательно.

Устав иногда имеет приложение, содержащее символику, изображение и описание НКО. При наличии нескольких приложений, используется нумерация арабскими цифрами без знака No, название пишется в центре.

Устав НКО с одним учредителем

Создание предприятия одним учредителем не только возможно, но и является самой распространенной практикой. Формирование устава в данном случае является неотъемлемой частью процесса, как единственного учредительного документа. В принципе он не имеет отличий от общего порядка, единственное это то, что вместо Протокола принимается Решение о создании в лице единственного учредителя, и уставной капитал также принадлежит ему.

Участник должен внести необходимую сумму в Уставной капитал до конца года, имеет право уменьшить капитал, переуступить или продать свою долю на все 100% третьим лицам.

Собрание проводиться при участии всех учредителей, в данном случае в лице одного человека. В Положении документа значится, что переход доли к кому-либо, порядок распределения дохода и условия выхода члена не применяется до увеличения их численности свыше одного.

Особенности устава для спортивного клуба

Особенности формирования устава спортивной организации зависит от ее вида:

  • Международные федерации, основой которых выступает международный образец устава, что не совсем стыкуется с нормами российского законодательства;
  • Олимпийские комитеты – существуют национальные и международные. В ОКР представлены все национальные организации: федерации, союзы, ассоциации, имеющие членство в нем. В Уставе ОКР сказано, что его членами могут стать юрлица и общественные объединения, то есть все те лица, которые следуют цели комитета – продвижение олимпизма, как спортивного и духовного развития человека;
  • Параолимпийский комитет;
  • Фонды благотворительности и спонсорства.

Все эти организации должны располагать учредительными документами, среди которых основным является устав. Читайте также статью: → “ ». Данный документ для физкультурно-спортивных фракций должен нести стандартную информацию НКО, а также дополнительно предусматривать:

  • Виды спорта, на базе которых развивается спортивный клуб;
  • Структуру спортивной организации;
  • Территорию, используемую организацией для собственных интересов и потребностей;
  • Утвержденный перечень показателей отбора спортсменов с целью включения их в состав клуба, школы, команды;
  • Периодичность, с которой проводятся спортивные состязания;
  • Права самой организации и ее подразделений на руководство спортивным инвентарем;
  • Порядок уплаты вступительных и членских взносов;
  • Очередность реорганизации, прекращения деятельности и ликвидации;
  • В том числе устав содержит сведения о формировании попечительского совета, о порядке назначения и освобождения должностных лиц.

На сегодня документ должен содержать информацию о правилах перехода спортсмена в другие ассоциации и размер сделанных при этом выплат. В приложении устава спортивное общество может указать свои лозунг и эмблему. Устав играет важную роль в учреждении и процессе деятельности некоммерческой организации любого вида, так как на основе положений данного документа она развивает свою деятельность и взаимодействует с другими лицами.

УТВЕРЖДЕН

Решением учредителей

Протокол № 1

от «___» __________201_ г.

УСТАВ
Автономной некоммерческой организации …

г. ______________


1. Общие положения

1.1. Автономная некоммерческая организация (собственное наименование, содержащее указание на характер деятельности) , именуемая в дальнейшем «Организация», является не имеющей членства некоммерческой организацией, учрежденной на основе добровольных имущественных взносов учредителей, в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг .

1.2. Полное наименование Организации: Автономная некоммерческая организация (собственное наименование, содержащее указание на характер деятельности) . Сокращенное наименование Организации: АНО …..

1.3. Правовое положение Организации, права и обязанности учредителей определяются настоящим Уставом, а в части, не урегулированной им, Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "О некоммерческих организациях".

1.4. Организация является юридическим лицом с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом.

1.5. Организация имеет круглую печать и угловой штамп со своим наименованием, эмблему, собственную символику и другие реквизиты. Эмблема, символика и иные реквизиты утверждаются Правлением Организации. Эмблема и символика подлежат государственной регистрации в установленном законом порядке.

1.6. Организация вправе создавать свои филиалы и открывать представительства в Российской Федерации и за рубежом, не являющиеся юридическими лицами и действующие на основании утвержденных ею положений. Филиалы и представительства наделяются имуществом Организации, которое учитывается на отдельном балансе подразделения и на балансе Организации.

1.7.Место нахождения Организации: (указывается полный юридический адрес) .

1.8. Организация не имеет целью извлечение прибыли при осуществлении образовательной и иной деятельности, направленной на достижение уставных целей.

1.9. Государство не несет ответственности по обязательствам Организации. Организация не несет ответственности по обязательствам государства.

Учредители не отвечают по обязательствам Организации, а Организация не отвечает по обязательствам своих учредителей и созданных Организацией юридических лиц.

1.10. Организация использует имущество для целей, определенных в Уставе. Организация вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых она создана, и соответствующей эти целям. Для осуществления предпринимательской деятельности Организация вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них, участвовать в товариществах на вере в качестве вкладчика.

2. П редмет и цели деятельности

2.1. Целями деятельности Организации являются предоставление услуг в сфере (указывается конкретная сфера (сферы) .

2.2. Для реализации данной цели реализуются следующие задачи:

2.3. Предметом деятельности Организации является:

(указываются организацией самостоятельно)

3. Управление организацией

3.1 Руководство Организацией осуществляет Правление, являющееся высшим коллегиальным органом управления, которое формируется учредителями. В состав Правления Организации входят учредители (либо учредители и участники - . 3.2. Правление Организации:

Вносит в Устав изменения и дополнения;

Решает вопрос о включении в Организацию новых участников;

Избирает и освобождает от должности Директора Организации;

Формирует Наблюдательный совет и Ревизионную комиссию (ревизора);

Обеспечивает достижение Организацией целей, для которых она была создана;

Утверждает договоры (соглашения) о займах или грантах, связанных с проектами совместного осуществления, а также принимает работы, выполняемые в рамках целевых грантов и проектов совместного осуществления;

Утверждает производственные и финансовые планы Организации и внесение в них изменений;

Утверждает годовые отчеты и годовой бухгалтерский баланс;

Принимает решения о создании филиалов и открытии представительств Организации, утверждает положения о них, а также другие внутренние документы Организации, определяющие порядок деятельности органов управления и иные вопросы ее деятельности;

Устанавливает размеры вознаграждений Директору Организации;

Принимает решения об участии Организации в других организациях;

Рассматривает вопросы и принимает решения о порядке выхода участников, подавших заявление о выходе из Организации, и об исключении участников;

Определяет приоритетные направления деятельности Организации, принципы формирования и использования ее имущества;

Принимает решения о реорганизации и ликвидации Организации.

Заседание Правления правомочно, если на нем присутствует все учредители (либо все учредители и участники, либо более половины учредителей и(или) участников - определяется организацией самостоятельно) . Решения Правления принимаются единогласно (либо квалифицированным большинством голосов - определяется организацией самостоятельно) . Периодичность проведения заседаний Правления - по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

3.3. Надзор за деятельностью Организации осуществляют ее учредители посредством формирования Наблюдательного совета. Наблюдательный совет Организации осуществляет свою деятельность на общественных началах и формируется из числа представителей органов местного самоуправления, представителей общественности. Основная функция Наблюдательного совета - обеспечение соблюдения Организацией целей, для достижения которых она создана.

На заседания Наблюдательного совета выносится решение следующих вопросов:

Осуществление общего надзора и координации деятельности Организации, обеспечение необходимого межведомственного взаимодействия;

Оказание помощи Директору Организации в оперативном поиске средств для решения ее первоочередных задач.

Заседания Наблюдательного совета проводятся не реже, чем один раз в год. Заседание Наблюдательного совета правомочно, если на заседании присутствует более половины его членов. Решения принимаются простым большинством голосов членов, присутствующих на заседании.

Члены Наблюдательного совета могут принимать участие в заседаниях Правления Организации с правом совещательного голоса.

3.4. Директор Организации избирается Правлением сроком на пять лет.

К компетенции Директора относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию Правления и Наблюдательного совета.

Директор может быть избран из числа учредителей либо представителей учредителей (либо из участников - определяется организацией самостоятельно) .

Директор:

  • распоряжается имуществом и средствами Организации, действует от ее имени без доверенности;
  • заключает договоры и совершает иные сделки;
  • осуществляет исполнительно-распорядительные функции;
  • представляет Организацию в отношениях с российскими и иностранными юридическими и физическими лицами без доверенности;
  • выдает доверенности;
  • открывает в банках счета Организации;
  • издает приказы, распоряжения, инструкции и другие акты, обязательные для исполнения сотрудниками Организации;
  • принимает на работу и увольняет с работы сотрудников Организации;
  • распределяет обязанности между работниками Организации, определяет их полномочия;
  • проводит повседневную работу для реализации решений Правления и Наблюдательного совета.

Директор в своей деятельности руководствуется Федеральным законом "О некоммерческих организациях", другими федеральными законами и настоящим уставом.

3.5. Ревизионная комиссия (ревизор), избранная Правлением, осуществляет контроль за финансовой деятельностью Организации, правильностью расходования его средств, выполнением Устава и решений органов управления Организации.

Ревизионная комиссия (ревизор) избирается сроком на три года.

На основании документов, представляемых Директором Организации, и результатов проверок Ревизионная комиссия (ревизор) представляет ежегодный отчет о работе Организации Правлению и Наблюдательному совету.

Отчет представляется не позднее чем через один месяц после окончания финансового года.

3.6. Организация не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам Правления или Наблюдательного совета за выполнение ими возложенных на них функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе соответствующего органа управления Организации.

4. Имущество и финансово-хозяйственная деятельность

4.1. Организация может иметь в собственности или в оперативном управлении здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество, а также иметь в собственности или в бессрочном пользовании земельные участки.

4.2. Организация отвечает по своим обязательствам тем своим имуществом, на которое по законодательству Российской Федерации может быть обращено взыскание.

4.3. Источниками формирования имущества Организации являются:

  • добровольные имущественные взносы и пожертвования;
  • доходы от реализации товаров, работ, услуг;
  • доходы от предпринимательской деятельности;
  • дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
  • доходы, получаемые от использования собственности Организации;
  • гранты или иные финансовые обязательства, связанные с осуществлением или вытекающие из целей Организации и ее основных видов деятельности;
  • другие, не запрещенные законом поступления.

4.4. Собственностью Организации является созданное ею, приобретенное или переданное гражданами и организациями имущество, включая денежные средства, акции, другие ценные бумаги и права на интеллектуальную собственность.

4.5. Все имущество Организации, доходы от предпринимательской деятельности являются ее собственностью и не могут перераспределяться учредителями. Организация осуществляет владение, пользование и распоряжение своим имуществом в соответствии с его назначением и только для выполнения уставных задач и целей.

4.6. Учредители Организации не обладают правом собственности на ее имущество, в том числе и на ту его часть, которая образовалась за счет их взносов и пожертвований.

4.7. Заинтересованные лица (учредители, Директор, члены Наблюдательного совета и Ревизионной комиссии) обязаны соблюдать интересы Организации, прежде всего в отношении целей ее деятельности, и не должны использовать возможности Организации или допускать их использование в иных целях, помимо предусмотренных настоящим уставом.

Заинтересованными лицами не могут совершаться сделки, если указанные лица состоят с организациями-поставщиками или гражданами в трудовых отношениях, являются участниками, кредиторами этих организаций или являются кредиторами этих граждан.

4.8. Если лица, перечисленные в пункте 5.7 настоящего устава, имеют заинтересованность в сделке, стороной которой является или намеревается быть Организация, а также в случае иного конфликта интересов указанного лица и Организации в отношении существующей или предполагаемой сделки:

Они обязаны сообщить о своей заинтересованности Правлению или Наблюдательному совету до момента принятия решения о заключении сделки;

Сделка должна быть одобрена Правлением или Наблюдательным советом.

4.9. Сделка, совершенная лицами, перечисленными в пункте 5.7 настоящего устава, с нарушением требований, изложенных в пункте 5.8 настоящего устава, по иску Организации может быть признана судом недействительной по основаниям, предусмотренным законом. Заинтересованное лицо несет перед Организацией ответственность за убытки, причиненные ей, в размере и порядке, установленных законом.

4.10. Внешнеэкономическая деятельность Организации осуществляется для реализации целей, определенных настоящим уставом, и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

5. Внесение изменений и дополнений в Устав

5.1. По единогласному определяется организацией самостоятельно) решению Правления в устав Организации могут быть внесены изменения и дополнения в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О некоммерческих организациях" и другими федеральными законами.

5.2. Изменения и дополнения, внесенные в настоящий устав, подлежат государственной регистрации в установленном порядке.

6. Учет и отчетность. Предоставление информации

6.1. Организация ведет бухгалтерский учет, предоставляет бухгалтерскую и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Организация представляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителю и членам Наблюдательного совета и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим уставом.

6.2. Размер и структура доходов Организации, а также сведения о размерах и составе имущества Организации, о ее расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности Организации не могут быть предметом коммерческой тайны.

7. Прекращение деятельности Организации

7.1. Прекращение деятельности Организации может осуществляться в виде ее ликвидации или реорганизации.

7.2. Решение о реорганизации принимается Правлением Организации единогласно (либо квалифицированным большинством голосов - определяется организацией самостоятельно) . Организация вправе преобразоваться в фонд. При преобразовании к вновь возникшей организации переходят права и обязанности Организации в соответствии с передаточным актом.

7.3. Организация может быть ликвидирована по единогласному решению Правления (либо принятому квалифицированным большинством голосов - определяется организацией самостоятельно) либо по решению суда на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О некоммерческих организациях" и другими федеральными законами.

7.4. Учредители Организации или орган, принявший решение о ликвидации Организации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами Организации. Ликвидационная комиссия от имени Организации выступает в суде.

Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуют данные о государственной регистрации юридических лиц, публикацию о ликвидации Организации, порядке и сроке заявления требований ее кредиторами. Срок заявления требований кредиторами не может быть менее чем два месяца со дня публикации о ликвидации Организации.

Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации Организации.

По окончании срока для предъявления требований кредиторами, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества Организации, перечне предъявляемых кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями Организации или органом, принявшим решение о ее ликвидации.

7.5. Если имеющиеся у Организации денежные средства не достаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу ее имущества с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

7.6. Выплаты кредиторам Организации производятся ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями или органом, принявшим решение о ликвидации Организации.

7.7. При ликвидации Организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество, если иное не установлено федеральными законами, направляется в соответствии с настоящим Уставом на цели, в интересах которых она была создана. В случае, если использование указанного имущества в соответствии с Уставом не представляется возможным, оно обращается в доход государства.

7.8. Ликвидация считается завершенной, а Организация - прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

7.9. После реорганизации или прекращения деятельности Организации все документы (управленческие, финансово-хозяйственные, по личному составу и др.) передаются в соответствии с установленными правилами организации-правопреемнику. При отсутствии правопреемника документы постоянного хранения, имеющие научно-историческое значение, передаются на государственное хранение в архивы. Документы по личному составу (приказы, личные дела, карточки учета, лицевые счета и т.п.) передаются на хранение в архив, на территории деятельности которого находится Организация. Передача и упорядочение документов осуществляются силами и за счет средств Организации в соответствии с требованиями архивных органов.



Закрытие ИП