Ваш ребенок мечтает стать юристом или врачом, поможет ли профильное образование поступить в желаемый ВУЗ? Какой профиль выбрать ребенку, если он пока не определился с будущим направлением профессиональной деятельности? И как быть, если профиль будет выбран неверно? Ответы на эти и многие другие вопросы о профильном образовании Вы найдете в нашей статье.
Профильное образование
дает глубокие знания
по дисциплинам, необходимым
для освоения будущей
профессии
Вопрос профильного обучения в школе - на сегодняшний день один из наиболее актуальных вопросов системы современного образования и одна из самых спорных тем как для учеников и родителей, так и для педагогов. Как помочь школьникам с выбором направления? Как дать весь необходимый материал, если ваш предмет непрофильный и количество часов ограничено? Среди педагогов такая инновация успела приобрести как сторонников, так и противников.
Профильное образование: зачем это нужно?
Как правило, выбором дальнейшего направления учебы заняты старшеклассники. В большинстве школ деление происходит в десятом классе, иногда раньше - с восьмого. Принято считать, что к этому возрасту у ребенка уже проявится круг интересов и планы на дальнейшее будущее, а профильное образование поможет ему углубить знания и поступить в нужный университет.
Так профильная система обучения призвана решить несколько важных задач.
Профильная система
обучения призвана улучшать
самостоятельность,
самодисциплину, мотивацию
и ответственность
- Глубокие знания по профильным дисциплинам . Когда знаний по предметам, необходимым для получения будущей профессии, школьникам бывает недостаточно, им приходиться прибегнуть к услугам репетиторов или записываться на соответствующие курсы. Обойтись такое удовольствие может недешево, да и гарантии наверстать курс даются не всегда. Здесь на помощь и приходит профильное обучение: благодаря увеличению количества часов, посвященных нужным дисциплинам, и углубленному изучению ребенок изучит весь необходимый материал.
- Ориентация в мире профессий . Поступая в класс с определенным уклоном, школьник не только будет больше изучать профильные предметы, но также сможет узнать больше о своей будущей профессии и окончательно определиться с выбором. К примеру, если ваш сын выбрал изучать естественные науки, он сможет не только углубленно изучить химию и биологию, но и познакомиться с особенностями медицинских, аграрных и других направлений.
- Самостоятельность и желание учиться . Школьник любит историю, а физику терпеть не может? Выбирая профиль, он выбирает те дисциплины, которые больше приходятся ему более по душе и пригодятся в дальнейшем. Посвящая больше времени изучению любимых предметов, его самостоятельность и желание учиться возрастет. Система профильного образования нацелена на то, чтобы каждый ученик смог найти что-то, за что он действительно будет болеть всей душой.
- Легкое поступление в ВУЗ . Ваш ребенок видит себя будущим финансистом и собирается поступить на экономический факультет? Или же он хочет стать педиатром и идет в медицинский? Нередко хорошие ВУЗы требует высокого уровня подготовки для поступления, которую не может обеспечить обычная общеобразовательная программа. Профильная система образования, уделяющая много внимания необходимым предметам и улучшающая знания, значительно облегчает поступление в желанный ВУЗ.
Типы обучения по профилям
Тема профильного обучения достаточно популярна на сегодняшний день: год от года ее практикуют все в большем количестве учебных заведений. Однако необходимо учитывать, что типов обучения могут разительно отличаться. В современных школах типы профильного обучения разделяют на несколько групп.
- «Школа -ВУЗ» . Профильные классы, работающие по такой системе, делают основную ориентацию на будущую профессию и поступление в определенный университет. При этом нередко в таких школах преподают профессора из высших учебных заведений, находящихся в одном городе со школой.
- Профильные классы со специальными программами . Программы данной системы отводят не только много часов профильным школьным предметам, но также могут содержать и другие специальные дисциплины, которые помогут раскрыть суть профессий. К примеру, ученики гуманитарного профиля наряду с привычными дисциплинами могут дополнительно изучать журналистику, философию или культурологию.
- Элективные курсы . Профильные уроки в данной системе стоят в расписании как дополнительные или курсы по выбору. Например, если ваш ребенок выбрал социально-экономический профиль, то экономика, право и социология могут преподаваться по выбору.
Наиболее продуктивной считается система «школа -ВУЗ», при которой школа, лицей или гимназия сотрудничает с университетом. Она не только улучшает знания школьников, но и значительно повышает шанс абитуриентов поступить на бюджетное место.
Плюсы и минусы профильного образования
Профильная система обучения в школе - достаточно спорная тема, поскольку подходит она далеко не каждому. К примеру, детям, с раннего возраста точно знающих, кем они хотят работать, когда вырастут, она поможет постигнуть все нужные науки в необходимом объеме. А тем же, кто долгие годы не сомневается и не может до конца определиться, такой вариант обучения может оказаться не самым удачным. Рассмотрим, какие же преимущества и недостатки имеет профильная система.
Углубленное изучение
профильных предметов облегчает
поступление в ВУЗ
- Лучшая подготовка по профильным предметам и, как следствие, раннее освоение профессии . Если школьник с детства мечтал стать ветеринаром, то углубленное изучение биологии в классе с естественнонаучным профилем даст знания и навыки для работы по этой специальности. Будущий юрист же будет получать больше знаний по истории, обществознанию и праву в социально-экономическом классе.
- Чувство принадлежности к профессиональному сообществу . Что может быть лучше, чем учиться в компании единомышленников?! При такой системе соревновательный дух будут значительно выше, чем обычно, что станет дополнительной мотивацией для учеников. Кроме того, это лучше подготовит ребенка к профессиональным трудностям и улучшит его конкурентоспособность.
- Самомотивация и большее желание учиться . Когда в расписании число любимых предметов значительно превышает число нелюбимых, учиться намного приятнее. К примеру, потенциальный программист будет охотнее ходить в школу, если уроков информатики будет больше, чем какой-нибудь нелюбимой истории. Каждый ученик, выбрав профиль, заинтересован в успехе.
- Легкость перехода к ВУЗовской системе обучения . Профильное образование, при котором проводятся лекции, практические занятия и ведутся элективные курсы, несколько похоже на систему преподавания в ВУЗе. Так, для школьника, закончившего класс с социально-экономическим профилем, математическим или каким-либо другим, обучение в университете не покажется кардинально другим, поэтому он сможет легче адаптироваться.
- Легкость поступления в ВУЗ . Усиливая знания по необходимым предметам, шанс поступить в желанный университет в разы увеличивается. Особенно это актуально для ряда школ, в которых практикуется система «школа -ВУЗ» и происходит сотрудничество с профессорами.
Профильным предметам
всегда отводится больше
времени, а потому, делая
выбор, школьники закрывают
себя от других вариантов
- Сложность поступления в профильный класс . Нередко для того, чтобы поступить в класс с естественнонаучным профилем, гуманитарным или любым другим, необходимо сдать специальные вступительные экзамены, что удается не всем желающим. Требования могут быть достаточно велики, к чему следует морально подготовиться.
- Ранний отказ от возможных вариантов . Выбирая только одно направление обучения, школьник закрывается для остальных вариантов. Так, если ребенок предпочел математический профиль, а потом решил пойти учиться на переводчика, сдать экзамен для поступления будет значительно сложнее. Возможно, придется прибегнуть к услугам репетиторов.
- Мало часов для изучения непрофильных предметов . Углубляясь в изучение только профильных дисциплин, многие старшеклассники недополучают базовых знаний по другим предметам, которые должна давать средняя школа. Особенно это усложняет учебу тем, кому нравится изучать предметы разных направлений, например, математику и литературу.
Практика профильного обучения за рубежом
Во многих развитых странах мира система профильного образования уже давно прочно вошла в жизнь. В Великобритании, США, Германии, Франции, Швеции и прочих государствах такое ведение обучения считается наиболее эффективным, поэтому доля учащихся по этой системе растет каждый год.
Как правило, за рубежом деление на профили происходит за два-три года до окончания школы, то есть в старших классах. При этом организация обучения может варьироваться. В таких странах как Франция и Германия школьники изучают дисциплины по четко прописанной программе. В Великобритании и США дети сами выбирают дисциплины, которые хотят изучать. Также есть и обязательные для посещения предметы, например, физкультура.
Принципы профильного разделения
Деление на профили происходит соответственно особенностям дисциплин и направлению будущей профессиональной деятельности. Основная разница заключается в увеличении количества часов для профильных предметов, однако некоторые программы также предлагают изучение дополнительных дисциплин. Изначально выделяли четыре основных профиля:
- Естевеннонаучный профиль;
- Гуманитарный профиль;
- Математический профиль;
- Социально-экономический профиль.
К примеру, если вашему ребенку интересна информатика и математика, тогда он мог смело идти в класс с математическим уклоном, где будет много соответствующих уроков. А если иностранный язык и история, то с гуманитарным.
Сейчас же направлений стало в разы больше. Школьник хочет быть стоматологом? Добро пожаловать в класс с медицинским направлением. Или же переводчиком? Тогда лингвистический класс - это то, что нужно. А что, если дети пока не могут выбрать узкую специальность? И как помочь ребенку сделать правильный выбор?
Конечно, не каждый подросток уже точно знает, чем он будет заниматься спустя несколько лет. Немало школьников, которым сегодня интересен туризм, завтра - дизайн, а послезавтра - психология. За время учебы интересы могут измениться один, а то и несколько раз, что значительно усложняет выбор профильного класса.
Стоит учитывать,
что для поступления в профильный
класс требуется сдать
достаточно сложные экзамены
Другая проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, - это сложность выбрать одно из двух интересующих направлений. Как поступить, если ребенок хочет углубленно изучать и биологию, и литературу? Или же ему интересна география и информатика? Такие разные, казалось бы, дисциплины не вписываются в рамки одного определенного профиля, а потому предпочтение приходится отдавать только одной из них.
Профили: как выбрать верное направление?
Чтобы выбрать подходящее направление обучения стоит ориентироваться на способности, желания и перспективу ученика. Чтобы помочь ребенку остановить свой выбор на одном из профилей, в школе можно провести ряд мероприятий.
- Психологические тесты . Тестирование и анкетирование помогает выявить наклонности учеников и направления, в которых им стоит развиваться. Отличным вариантом станет тест на профориентацию.
- Собеседование . Беседы с психологами, преподавателями и представителями разных профессий смогут показать, на что способен ученик и к чему он стремится. Цепочка вопросов поможет отсеять неподходящие варианты и наметить перспективные пути развития.
- Портфолио . Одним из способов определить, гуманитарный профиль подходит ученику, естественнонаучный или какой-то еще, является составление портфолио, где будут отмечены все былые заслуги и награды школьника, его интересы, внешкольная деятельность и дополнительное образование. Сбор всей этой информации вместе поможет выявить общее направление. Ребенок выигрывал на шахматных турнирах и собирает дома компьютеры, то есть преуспевает в областях, где задействована логика? Вероятнее всего, ему подойдет математический профиль. Или же школьник выращивает цветы на окнах и любит ухаживать за животными? Тогда естественнонаучный профиль станет более удачным вариантом.
- Элективный курс «Будущая карьера» . Дополнительные занятия, где будет рассказано о современных профессиях, также помогут определиться с выбором. Пусть на курсах учителя рассказывают о престижной и высокооплачиваемой работе, также можно привлечь представителей различных профессий и родителей для выступления.
- День карьеры . Мероприятие, посвященное выбору профессии, также станет отличным способом для определения, какой профиль лучше подойдет ученику. На специальных стендах можно разместить всю необходимую о работе информацию, а приглашенные специалисты ответят на все вопросы школьников.
- Экскурсии . Ничто так не упростит выбор специальности, как экскурсия в место, где ученик захочет работать после обучения. Посетите заводы, больницы, государственные учреждения, офисы и торговые площадки, пусть школьники своими глазами увидят, как проходит работа в различных заведениях. Возможно, кто-то из них, побывав в музее, поймет, что хочет изучать историю. А другой ученик, увидев, как кипит жизнь в рекламном агентстве, решит, что реклама - его призвание.
Профильное образование: вылавливаем подводные камни
В случае если профильный
класс не набирается или ребенок
решил сменить направление,
выходом из ситуации
может стать обращение
к репетитору
С организацией обучения по профильной системе нередко возникают различные трудности, часть из которых мы рассмотрели выше. Хотите, чтобы ребенок оставался в любимой школе и не чувствовал дискомфорта? Не стоит отчаиваться, мы найдем решение проблем.
- Профильный класс не набирается . Зачастую в школах, чтобы открыть один из профильных классов, требуется определенное количество учащихся, которые выберут это направление. К примеру, ваша дочь собирается стать фармацевтом, а другие дети из параллели собираются в технические и экономические ВУЗы. Как быть, если желающих учиться в классе с естевеннонаучным направлением слишком мало? Многие родители переводят детей в другие школы, где есть подходящий профиль, однако такой перевод может сопровождаться дополнительным стрессом. Лучшим вариантом станут индивидуальные занятия и введение элективных курсов для желающих.
- Смежные специальности . Ваш сын собирается поступить на психолога, куда требуется углубленное знание биологии и обществознания. При этом больше биологию изучают те, кто выбирают естественнонаучный профиль, а обществознание - гуманитарный или социально-экономический. В этом случае стоит сделать выбор в пользу направления, которое сложнее дается, а тонкости другой дисциплины останутся для самообразования. Также при профильном образовании услуги репетитора не перестают быть актуальными.
- Изменение курса . Нередко в последний год многие ученики выбирают не ту профессию, которую хотели получить вначале. К примеру, школьник учился в физико-математическом классе, собираясь в политех, но в последний год решил стать экономистом. При этом перевод в 11 классе практически невозможен. Решить проблему можно при помощи введения в школе дополнительных занятий для непрофильников. Например, уроки обществознания для классов с математическим и естественнонаучным уклонами.
- Нехватка квалифицированных кадров . Если в школе не хватает учителей, которые смогут дать глубокие знания по профильным предметам, можно пригласить педагогов из ВУЗов. К примеру, в гуманитарном классе усиленно даются русский, иностранный и литература, а преподавание истории оставляет желать лучшего. Приглашенные педагоги или запись на специальные курсы помогут решить проблему.
Профильное образование - инновационная модель обучения, которая помогает во множестве вопросов. Она позволяет школьникам, получая необходимый объем общих знаний, сосредоточиться на дисциплинах, которые пригодятся ему в будущем. Она развивает самостоятельность и стимулирует желание учиться. Во всем мире и в России разделение на профили становится все более популярным и актуальным.
Подробности
Социально-экономический профиль. Какие профессии можно назвать этим наименованием? Это, как нетрудно догадаться из названия, профессии, связанные с социумом и экономикой, а также с экономикой в социуме.
Профильными предметами для их изучения являются математика, обществознание, экономика, право, география. Как видите, это точные науки в сочетании с общественными. К этому направлению можно отнести многие профессии. Наиболее популярными являются - экономист в разных сферах производства и экономической деятельности, бухгалтер , менеджер, программист, социолог, аудитор, бизнесмен-предприниматель, специалист банковского дела, финансист, специалист страхового дела, оператор ЭВМ, статистик, секретарь.
Профессии социально-экономического профиля
Все эти профессии имеют нечто общее, некоторые особенности:
- Профессии социально-экономического профиля, безусловно, оказывают на человека влияние;
- Профессии социально экономического профиля соответствуют типу профессий «человек-знаковая система». Немного подробнее, что означает этот тип. Это множество профессий, направленных на создание документов и их оформление, работу с текстом (например, оператор-связист, стенографист, корректор, секретарь-машинистка, редактор, библиотекарь, переводчик, нотариус). Это профессии, которые работают с числами и цифрами (рассчетчик, программист, оператор ПК, сметчик, бухгалтер, кассир, экономист, статистик). Это профессии, имеющие дело с условными знакам, схемами, чертежами (конструктор, чертежник, картограф, геодезист, топограф);
- Профессии социально экономического профиля подразумевают умение обрабатывать, учитывать, проверять, информацию, работать с числами;
- Человек, имеющий профессию социально-экономического профиля, должен уметь мыслить абстрактно и неординарно;
- Также, он должен уметь сосредотачиваться, быть усидчивым.
Профессии социально экономического профиля, список которых был приведен выше, демонстрируют примерное направление, в котором нужно выбирать профессию, если интересует именно эта направленность. Поле применения знания довольно широко и области, в которых можно работать, вполне разнообразны.
Можно еще разделить этот тип профессий на два блока – социальный и экономический, а также, будет область, где эти два блока пересекаются.
Возьмем, например, профессию социолог, как яркого представителя этого профиля. Специалист в социологии занимается проведением социологических исследований в различных сферах деятельности человека. Социолог разрабатывает задачи исследования, собирает и анализирует информацию.
Такая деятельность востребована как в государственных организациях, так и в частном сегменте экономики. В сфере маркетинга такие специалисты незаменимы, так как весь маркетинг опирается на социально-экономические исследования и статистику.
Также, к социально-экономическим профессиям относятся социальный работник, документовед и архивовед.
Экономист – эта специальность тоже представляет социально-экономическое направление. В финансовой сфере выбор профессий очень велик, это и аудитор, и бухгалтер, и калькулятор, даже финансовый директор.
Обучение профессиям социально-экономического профиля
Те, кто готовится к поступлению в вузы по социально-экономическому профилю, должны обратить особое внимание на получение знаний и хороших баллов по предметам: обществознание, математика, экономика и право. Наиболее популярные вузы для поступления на социально-экономические специальности: Московский российский государственный социальный университет, Московский государственный университет управления, Российская академия госслужбы при Президенте РФ, Столичная финансово-гуманитарная академия.
Выпускник вуза по направлению Социально-экономическое образование имеет также достаточную квалификацию для работы преподавателем в различных образовательных учреждениях, он может заниматься научно-исследовательской деятельностью, организационно-воспитательной и преподавательской работой, работать в коррекционных учреждениях, вести культурно-просветительскую работу.
Также, социально-экономический профиль предполагает глубокое изучение истории и правоведения, поэтому, юридические профессии тоже можно отнести к этому профилю.
Управление, менеджмент, предпринимательство, юриспруденция – это те области, где пригодятся и социологические и экономические знания. Человек, выбравший такую профессию, много общается с социумом и должен в нем хорошо ориентироваться.
Каков же итог? Профессии социально экономический профиля - это все профессии, связанные с социальной сферой, финансами и экономикой, с обработкой информации, это работа с людьми и знаками. Образование в социально-экономической сфере в настоящее время очень популярно и многообразно и это подходящий выбор для многих молодых людей.
Суть концепции "профильного обучения" заключается в предоставлении старшеклассникам права самостоятельно выбирать вариант обучения в старших классах по какому-либо определенному профилю. Министерство образования и науки РФ утвердило 4 варианта учебных планов для преподавания в профильных классах: естественно-математический, гуманитарный, социально-экономический, технологический, а также вариант непрофильного обучения - универсальный профиль. Однако, все предлагаемые министерством учебные планы - примерные, и администрация школы может менять их по своему усмотрению. По словам специалистов, в школах, начавших внедрение профильного образования, уже возникло более 12 различных профилей: например, педагогический, медицинский, аграрный и другие. Профильное образование дает возможность углубленно изучать не один предмет, а несколько.
Каковы же основные задачи системы профильного обучения в средней школе? Их несколько:
- Дать учащимся глубокие и прочные знания по профильным дисциплинам, то есть, именно в той области, где они предполагают реализовать себя по окончанию школы;
- Выработать у учащихся навыки самостоятельной познавательной деятельности, подготовить их к решению задач различного уровня сложности;
- Сориентировать учащихся в широком круге проблем, связанных с той или иной сферой деятельности;
- Развить у учащихся мотивацию к научно-исследовательской деятельности;
- Выработать у учащихся мышление, позволяющее не пассивно потреблять информацию, а критически и творчески перерабатывать ее; иметь своё мнение и уметь отстаивать его в любой ситуации;
- Сделать учащихся конкурентоспособными в плане поступления в выбранные ими вузы.
Но в связи с этим хочется привести мнение министра образования и науки Андрея Фурсенко по поводу концепции "профильного обучения". С его точки зрения, профильное образование, даже самое лучшее, в быстро меняющемся мире "живет" не более 5-10 лет, потом же специалисту все равно придется доучиваться или переучиваться. В этом плане любой профиль относителен, человек должен хорошо владеть базовыми знаниями. По мнению министра, чтобы общество и государство развивались, нужен баланс между базовым и профильным образованием.
С нашей точки зрения, то же самое касается и каждого человека: не стоит так уж сильно увлекаться "специализацией". Очень часто "универсальный профиль" - отличная база для дальнейшей карьеры. Решайте сами, главное: соблюдайте баланс!
Недельный учебный план Xкласс
Учебные предметы |
||
Кол-во часов в неделю |
Кол-во часов в год |
|
Федеральный компонент |
||
Базовые учебные предметы |
||
Русский язык |
||
Литература |
||
Английский язык |
||
Информатика и ИКТ |
||
Биология |
||
Профильные учебные предметы |
||
Математика |
||
Обществознание |
||
География |
||
Экономика |
||
Региональный компонент |
||
Информатика и ИКТ |
||
Основы безопасности жизнедеятельности |
||
Компонент ОУ |
||
Элективные курсы |
||
Недельный учебный план XI класс
Социально-экономический профиль
Учебные предметы |
Кол-во часов в неделю |
Кол-во часов в год |
Федеральный компонент |
||
Базовые учебные предметы |
||
Русский язык |
||
Литература |
||
Английский язык |
||
Информатика и ИКТ и Технология |
||
Биология |
||
Физическая культура |
||
Профильные учебные предметы |
||
Математика |
||
Обществознание |
||
Предметы, поддерживающие профиль |
||
География |
||
Экономика |
||
Компонент ОУ |
||
Элективные курсы |
||
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе |
4. Учебный процесс
Профильность осуществляется в урочное и внеурочное время, в рамках обязательного и дополнительного образований через базовый и школьный компоненты. Учебный план обеспечивает завершение базовой подготовки учащихся по непрофилирующим предметам и дает возможность профилизации и специализации учащихся, расширенного овладения ими избранными учебными предметами: русский язык, литература, история, обществознание, экономика, право, математика, физика, химия, биология с целью подготовки продолжения образования и профессиональной деятельности в области филологических, общественных и естественно-математических наук.
Учебный план профильных групп составлен на основе приказа Мин. обр. РФ № 1312 от 09.03.04 «Об утверждении федерального учебного плана для общеобразовательных учреждений Российской федерации, реализующих программы общего образования» Вестник образования, апрель № 8, 2004(10-е классы) , приказа Мин. обр. РФ № 834 от 06.03.01 « Об утверждении экспериментального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ» Вестник образования, апрель № 8 , 2001 (11 классы).
- образовательная область «Филология» усилена на 1 час (русский язык), 1 час (литература), 1 час (английский язык); образовательная область «Обществознание» усилена на 1 час(история) и 1 часа (право).
- образовательная область «Математика» усилена на 1 час (алгебра и начала анализа), «Обществознание» - 1 час (право), 1 час(экономика); « Филология» - 1 час (английский язык)
Школьный компонент направлен на поддержку профильного образования через элективные курсы по выбору, на коррекцию знаний по непрофильным предметам, а также на проектную и исследовательскую деятельность.
Социально-экономический профиль
Учебные предметы | |
1. Федеральный компонент |
|
Базовые учебные предметы |
|
Русский язык | |
Литература | |
Информатика И ИКТ | |
Естествознание | |
Физическая культура | |
Профильные учебные предметы |
|
Математика | |
Обществознание | |
Экономика | |
География | |
Информационно-технологический профиль
Учебные предметы | Число недельных учебных часов за два года обучения |
1. Федеральный компонент |
|
Базовые учебные предметы |
|
Русский язык | |
Литература | |
Иностранный язык | |
Обществознание (включая экономику и право) | |
Естествознание | |
Физическая культура | |
Профильные учебные предметы |
|
Математика | |
Информатика и ИКТ | |
2. Региональный (национально-региональный) компонент |
|
По усмотрению субъекта Российской Федерации | |
3. Компонент образовательного учреждения |
|
Элективные учебные предметы, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность |
Социально-гуманитарный профиль
Учебные предметы | Число недельных учебных часов за два года обучения |
1. Федеральный компонент |
|
Базовые учебные предметы |
|
Русский язык | |
Литература | |
Иностранный язык | |
Информатика И ИКТ | |
Естествознание | |
Физическая культура | |
Профильные учебные предметы |
|
Математика | |
Обществознание | |
Экономика | |
География | |
2. Региональный (национально-региональный) компонент |
|
По усмотрению субъекта российской Федерации | |
3. Компонент образовательного учреждения |
|
Элективные учебные предметы, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность |
3. Элективные курсы для профильных и универсальных классов
Среднее (полное) общее образование завершает общее образование. На данном этапе важно обеспечить «функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению». Это возможно при введении профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы, «ориентированного на индивидуализацию и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда... отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования» («Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.»)
Важной составляющей профильного обучения являются элективные, обязательные курсы по выбору. Кроме расширения и углубления содержания образования учащихся гуманитарного профиля, элективные курсы решают и проблему овладения умениями и навыками., характерными для данной области деятельности. Посещая элективный курс учащиеся гуманитарного профиля получают возможность обращаться к дополнительным источникам информации, совершенствовать навыки аналитической работы и исследовательской деятельности, осваивать компьютерные технологии в области гуманитарных знаний.
Элективный курс ни в коем случае не дублирует программу и не заменяет урок.
Класс | Название курса | Утверждение курса |
|
Культура как всеобъемлющее явление | Учитель: Филина Т.В. (в/к.) | АПКиПРНО Доцент кафеждры русского языка и литературы Пьянкова Н.И. |
|
Основы социологии и психологии. | Учитель: Сюрин С.Н.(1кв.кат.) | ||
Обучение восприятию английской речи на слух с использованием бесед носителей языка. | Учитель: Утлик С.И. | Методический центр г.Красногорска Садекова А.Л. |
|
Бизнесс-английский. |
|||
Практический курс английской грамматики. |
|||
Мыслители прошлого об обществе и человеке. | Учитель РязановаЛ.А. (в/к) | ||
Логические основы теории аргументации | Филина Т.В./в/к/ | ||
Современная русская литература | |||
Измерение физических величин в системе СИ. Физика. | Оболонкова Г.Н./в/к/ | ||
Исследовательская работа по биологии. | Кузьменко Ю.Е./1к/ | ||
Генетика человека. Вы и ваша наследственность. | Кузьменко Ю.Е./1к/ | ||
Цитология и основы микробиологии | |||
Практикум по решению задач по биологии. | |||
Параметры | Комкова О.М. в/к | ||
Многочлены | |||
Изображение пространственных фигур | Рыжова И.Г. | ||
Многогранники | |||
Комбинаторика | Федоренко С.В. | ||
Теория вероятности |
Таким образом, данный учебный план дает ученику возможность выбрать занятия во второй половине дня, не увеличивая аудиторную нагрузку.
Вид старшей профильной школы - профильные группы с возможностью обучения по индивидуальным учебным планам. Большинство учебных предметов будет изучаться учащимися на двух уровнях - базовом и профильном. Каждый учащийся выбирает индивидуальную образовательную траекторию - какие предметы изучать на базовом уровне, какие на профильном (не менее двух предметов).
Элективные курсы направлены на поддержку предметов как профильного. Так и базового уровней, а также на поддержку интересов, выходящих за рамки традиционных школьных предметов.
Универсальное образование может быть предложено учащимся, имеющим трудности в освоении предметного материала или по желанию воспитанников.
Кроме этого профильное образование может быть реализовано на основе индивидуального учебного плана обучающегося . Индивидуальная образовательная программа является программой образовательной деятельности учащегося, составленной на основе его интересов и образовательного запроса, и фиксирующей образовательные цели и результаты. Она рассчитана на два года (10 – 11 классы).
Использование индивидуального учебного плана при профильном обучении позволяет реализовать различные образовательные потребности обучающихся, их семей, работодателей, учреждений профессионального образования и общеобразовательных учреждений различных видов.
Количество вариантов, предлагаемых учащимся, зависит от ряда факторов: от квалификации педагогических кадров; от учебно-материальной базы школы (наличия необходимого количества оборудованных кабинетов, обеспечения образовательного процесса материалами, инструментами, реактивами и др.); от соответствия числа обучающихся в школе ее проектным возможностям (т.е. наличия или отсутствия второй смены); от возможности школы изыскать пути финансирования данного учебного плана; от умения завуча составить расписание, исходя из базисного учебного плана, но с учетом образовательных маршрутов сформированных групп учащихся.
Образовательной Программы ГБОУ гимназии № 625. Организация периода адаптации...
Программа санкт-петербурга на период 2006-2010 годов
Программа... Программы на период 2006-2010 гг . В нем представлены также основные направления развития образовательной системы и их подразделение на ... на 2006-2010 годы Программа развития воспитания в системе образования Санкт-Петербурга на период 2003-2008 ...
Моу «гимназия № 2» программа развития моу «гимназия №2» «формирование коммуникативно- компетентной личности»
ЗаконРоссийского образования на период до 2010 года, одобренная... образовательного пространства гимназии , включающего дидактическую среду, образовательном процессе МОУ «Гимназия № 2» базируется и развивается на основе следующих подпрограмм: -программа ...
Образовательная программа моу «березниковская сош» (2009-2010 уч год)
Основная образовательная программаУстава МОУ «Березниковская средняя общеобразовательная школ»; Программу развития ОУ на период с 2007 по 2010 гг .; ... успешность образовательного процесса зависит от состояния здоровья ученического и педагогического коллективов. В гимназии выстроена...
Учебные курсы | за два года обучения |
Русский язык и литература | |
Иностранный язык | |
Естествознание | |
Математика | |
Физическая культура | |
Экономика | |
Право | |
Экономическая и социальная география | |
Социология | |
Всего 12 | |
Гуманитарный профиль
Учебные курсы | Число недельных учебных часов за два года обучения |
I. Базовые общеобразовательные предметы | |
Математика | |
Естествознание | |
Физическая культура | |
II. Профильные общеобразовательные предметы | |
Русский язык и литература (базовый общеобразовательный и профильный курсы) | |
История (базовый общеобразовательный и профильный курсы) | |
Обществоведение (базовый общеобразовательный и профильный курсы) | |
Искусство | |
III. Элективные курсы (3 курса на выбор) | |
5-6 курсов, предлагаемых школой | Всего 12 |
Учебные практики, проекты, исследовательская деятельность | Не менее 70 учебных часов за 2 года обучения |
Технологический профиль (специализация - информационные технологии)
Учебные курсы | Число недельных учебных часов за два года обучения | |
I. Базовые общеобразовательные предметы | ||
Русский язык и литература | ||
История и обществоведение | ||
Естествознание | ||
Физическая культура | ||
II. Профильные общеобразовательные предметы | ||
Информатика и ИКТ | ||
Математика (базовый общеобразовательный и профильный курсы) | ||
Физика | ||
Иностранный язык (базовый общеобразовательный и профильный курсы) | ||
III. Элективные курсы (3 курс на выбор) | ||
5-6 курсов, предлагаемых школой | 24 всего | |
Учебные практики, проекты, исследовательская деятельность | Не менее 140 учебных часов за 2 года обучения | |
Примерный учебный план для универсального обучения (непрофильные школы и классы)
№13. Курсы по выбору в углубленном обучении.
Реализация идеи профильности старшей ступени, ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора - предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.
Необходимым условиями создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащегося основной ступени, является введение предпрофильной подготовки через организацию курсов по выбору.
В этих целях необходимо:
Увеличить часы вариативного (школьного) компонента Базисного учебного плана в выпускном классе основной ступени общего образования;
При организации обязательных занятий по выбору ввести деления классана необходимое число групп;
Образовательным учреждениям использовать часы вариативного компонента, прежде всего на организацию предпрофильной подготовки.
Закрытие ИП