Что входит обязанности старшего воспитателя. Детский сад. Обязанности воспитателя детского сада должностные

Должностная инструкция
старшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения

1. Общие положения

1.1. Старший воспитатель относится к категории специалистов и является педагогическим работником.

1.2. Старший воспитатель назначается и освобождается от должности заведующим ДОУ в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

1.3. Старший воспитатель подчиняется заведующему ДОУ и заместителю заведующего по воспитательной и методической работе.

1.4. На должность старшего воспитателя назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" и стаж работы в должности воспитателя не менее двух лет.

1.5. В своей деятельности старший воспитатель руководствуется законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, приказами и распоряжениями органов, осуществляющих управление в сфере образования, Уставом ДОУ, коллективным договором, локальными нормативными актами ДОУ.

1.6. Старший воспитатель должен знать:

    приоритетные направления развития образовательной системы РФ;

    законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;

    Конвенцию о правах ребенка;

    педагогику, детскую, возрастную и социальную психологию;

    психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей, возрастную физиологию, методы и формы мониторинга деятельности воспитанников, педагогическую этику;

    теорию и методику воспитательной работы;

    методы управления образовательными системами, формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой);

    современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода, методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с воспитанниками разного возраста, их родителями (заменяющими их лицами), коллегами по работе;

    технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

    основы экологии, экономики, социологии, трудовое законодательство;

    основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

    правила внутреннего трудового распорядка ДОУ;

    правила охраны труда и пожарной безопасности.

2. Должностные обязанности

Старший воспитатель ДОУ:

2.1. Осуществляет координацию деятельности воспитателей и других педагогических работников в проектировании развивающей образовательной среды ДОУ.

2.2. Оказывает методическую помощь воспитателям и другим педагогическим работникам, способствует обобщению передового педагогического опыта, повышению их квалификации, развитию творческих инициатив.

2.3. Содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности воспитанников, вносит необходимые коррективы в систему их воспитания.

2.4. Содействует созданию благоприятной микросреды и морально-психологического климата в коллективе.

2.5. Содействует получению дополнительного образования воспитанниками через систему кружков, организуемых в ДОУ.

2.6. В соответствии с индивидуальными и возрастными интересами воспитанников совершенствует организацию жизнедеятельности воспитанников в ДОУ.

2.7. Участвует в обеспечении соблюдения работниками ДОУ прав и свобод воспитанников, норм по охране их жизни и здоровья во время образовательного процесса, выполнения правил охраны труда и пожарной безопасности.

2.8. Проводит наблюдения (мониторинг) за здоровьем, развитием воспитанников, в т. ч. с помощью электронных форм.

2.9. Участвует в разработке планов (программ) воспитательной работы в ДОУ.

2.10. Ведет активную пропаганду здорового образа жизни.

2.11. Работает в тесном контакте с воспитателями, педагогом-психологом, другими педагогическими работниками, родителями (заменяющими их лицами) воспитанников.

2.12. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в организации родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в оказании методической и консультативной помощи родителям (заменяющим их лицам).

2.13. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса.

2.14. Выполняет правила охраны труда и пожарной безопасности.

3. Права

Старший воспитатель имеет право:

    в пределах своей компетенции и в порядке, определенном уставом, давать необходимые указания педагогическим работникам ДОУ, требовать качественного выполнения работы, присутствовать на занятиях с воспитанниками, получать от педагогических работников ДОУ информацию, необходимую для осуществления своей деятельности;

    участвовать в управлении ДОУ, защищать свою профессиональную честь и достоинство;

    свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением;

    представлять на рассмотрение заведующего ДОУ предложения по вопросам своей деятельности;

    требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей;

    повышать свою профессиональную квалификацию, проходить аттестацию.

4. Ответственность

Старший воспитатель несет ответственность:

    за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей – в соответствии с трудовым законодательством;

    за правонарушения, совершенные в период осуществления своей деятельности, – в соответствии с действующим гражданским, административным и уголовным законодательством;

    за причинение материального ущерба – в соответствии с действующим законодательством.

С должностной инструкцией ознакомлен(а) и согласен(а).

Дата ____________________________ Подпись ________________________

Должностная инструкция старшего воспитателя

УТВЕРЖДАЮ

Заведующая

МБДОУ детский сад

комбинированного вида №20

Н.В. Семенова

«_____»________________20___г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

___________________№_________________

Старшего воспитателя

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основании Закона «Об образовании» от 29.12.2013 № 273 - ФЗ, квалификационной характеристики воспитателя (старшего воспитателя) образовательного учреждения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения образования и социального развития РФ от 26.08.10 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования», Трудового кодекса РФ от 21.12.2001 г., Устава МБДОУ детский сад комбинированного вида № 20 (далее ДОО).

1.2. Старший воспитатель образовательного учреждения относится к категории педагогических работников, назначается и освобождается от должности приказом заведующего ДОО. На период отпуска или временной нетрудоспособности обязанности старшего воспитателя могут быть возложены на воспитателя или педагога соответствующей квалификационной подготовки.

1.3. Старший воспитатель ДОО подчиняется непосредственно заведующему детским садом.

1.4. В своей должности старший воспитатель ДОО руководствуется:

Конституцией РФ,

Законами РФ,

Решениями Правительства РФ и органов управления образования по вопросам образования,

Конвенцией о правах ребенка, принципами дидактики,

Основами педагогики и возрастной психологии,

Принципами и порядом разработки учебно-программной документации,

Обобщением и распространением передового педагогического опыта,

Принципами систематизации методических и информированных материалов,

Основами трудового законодательства,

Правилами внутреннего трудового распорядка,

Правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

2. Требования к квалификации

2.1. Старший воспитатель ДОО должен иметь высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж работы не менее 5 лет в должности воспитателя.

2.2. Старший воспитатель должен обладать основными компетенциями в организации:

Мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников и их физическое развитие;

Различных видов детской деятельности по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

Взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников и работниками образовательного учреждения;

Методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса и осуществлять его на основе информационно-коммуникативных технологий;

2.3. На основе приказа Министерства образования и науки РФ от 07 апреля 2014 года № 276 «Об утверждении порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных учреждений» может обратиться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации или установления соответствия уровня квалификации требованиям.

3. Функции

Основными направлениями деятельности старшего воспитателя ДОО является:

3.1. Организует, корректирует и анализирует методическую работу ДОО.

3.2. Организует и анализирует деятельность по повышению квалификации воспитателей.

3.3. Организует взаимодействие в работе специалистов.

3.4. Осуществляет контроль за работой педагогов.

3.5. Организует и проводит коррекцию образовательно-воспитательной работы ДОО.

3.6. Наблюдает и анализирует образовательно-воспитательный процесс (ежедневно).

3.7. Организует и проводит работу по аттестации педагогических кадров.

3.8. Выполняет обязанности заместителя начальника штаба ГО.

3.9. Контролирует обеспечение режима соблюдения норм и правил техники безопасности в процессе образовательно-воспитательной работы.

4. Должностные обязанности

Старший воспитатель ДОУ выполняет следующие должностные обязанности:

4.1. Осуществляет вместе с заведующей руководство ДОО, является заместителем в её

отсутствие.

4.2. Создает благоприятный морально-психологический климат в коллективе.

4.3. Развивает сотрудничество с другими учреждениями дополнительного образования.

4.4. Оказывает методическую помощь воспитателям в подготовке и проведении НОД.

4.5. Оказывает помощь воспитателям в самообразовании.

4.6. Знакомит на методических советах педагогов с достижениями педагогической теории и практики.

4.7. Анализирует состояние учебно-образовательной, предметно-развивающей среды и принимает конкретные меры по повышению эффективности методической работы;

4.8. Готовит и регулярно проводит:

Методические советы (1 раз в месяц),

Семинары различного уровня (внутренние, на ГГО, областные)

Индивидуальные и групповые консультации,

Выставки,

Конкурсы,

Готовит информационный и методический материал для педсоветов.

4.9. Организует работу творческой и рабочей группы.

4.10. Ведет карту учебно-педагогической и методической литературы.

4.11. Своевременно оформляет педагогическую документацию:

Журнал посещений и анализа занятий,

Журнал контингента воспитанников,

План работы на месяц,

Журнал и дидактическую карту воспитателя,

Журнал с информацией о детях, находящихся на учете (ТКДН, внутреннем и т.д.)

Перспективные планы работы по основным видам деятельности;

Календарный план воспитательно-образовательной работы;

Книги протоколов общего родительского собрания, педагогических советов, ит.д.

Результаты мониторинга по выявлению уровня выполнения образовательной

программы ДОО.

Ведет протоколы педагогических и методических советов.

4.12. Следит за выполнением годового плана, решениями заседаний педсовета.

4.13. Осуществляет контроль над образовательным процессом.

4.14. Планирует и организует:

Методическую работу,

Инновационную деятельность,

Мероприятия в соответствии со спецификой дошкольного образования и внутренним регламентом ДОО;

Непосредственно образовательную деятельность в соответствии с образовательной программой и регламентом образовательной услуги в тесном контакте с воспитателями и специалистами ДОО на основе интеграционного взаимодействия при реализации образовательных областей;

Контроль оснащения развивающей среды группы;

Выставки детских работ;

Мероприятия с детьми в соответствии с годовым планом;

Контроль участия воспитателей и специалистов в семинарах, конкурсах различного уровня;

Контроль участия детей в конкурсах разного уровня;

4.15. Координирует:

Работу помощника воспитателя и воспитателя в рамках единого воспитательно-образовательного процесса в группе, соблюдение санитарно-гигиенический режима и основные режимные моменты жизнедеятельности детей.

Работу воспитателей и специалистов в рамках единого образовательного пространства;

4.16. Проходит медицинский осмотр строго по графику в нерабочее время.

4.17. Осваивает дополнительные профессиональные образовательные программы профессиональной подготовки или повышения квалификации не реже, чем каждые 3 года.

4.18. Содействует:

Повышению профессионального уровня через разные формы и виды деятельности;

Формированию общей культуры педагогов;

Решению профессиональных проблем возникших у сотрудников в процессе трудовой деятельности;

4.19. Соблюдает:

Права и свободы воспитанников и сотрудников содержащиеся в Федеральном законе « Об образовании в Российской Федерации», Конвенции о правах ребенка в Трудовом законодательстве;

Правила и нормы охраны труда и противопожарной защиты, санитарно-гигиенические нормы и требования;

Трудовую дисциплину и Правила внутреннего трудового распорядка, должностную инструкцию;

4.20. Обеспечивает:

Охрану жизни и здоровья детей и сотрудников в период образовательного процесса;

Строгое выполнение установленного режима дня и расписания непосредственно организованной деятельности;

Выполнение требований заведующего, медсестры, связанных с педагогической работой и охраной жизни и здоровья детей.

4.21. Готовит необходимую информацию для ежегодного публичного доклада заведующего о деятельности ДОО.

5. Права

Старший воспитатель имеет право в пределах своей компетенции:

5.1. Проверять

Работу непосредственно подчиненных работников;

Присутствовать на проводимых ими занятиях и мероприятиях;

Давать обязательные для исполнения распоряжения непосредственно воспитателям ДОО.

5.2. Вносит в необходимых случаях временные изменения в расписание занятий ДОО,

отменять занятия, временно объединять группы для проведения совместных занятий;

5.3. Организует и проводит работу по осуществлению Порядка приёма на обучение по образовательным программам дошкольного образования.

5.3. Делегировать свои полномочия.

6. Ответственность

6.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин устава и

правил внутреннего трудового распорядка ДОУ, иных локальных нормативных актов,

законных распоряжений руководителя ДОУ, должностных обязанностей, установленных

инструкцией, в том числе за неиспользование предоставленных прав, старший воспитатель несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым

законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

6.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью воспитанника, а также совершение иного аморального поступка старший воспитатель может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом РФ «Об образовании». Увольнение за данный поступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

6.3. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации образовательно-воспитательного процесса старший

воспитатель привлекается к административной ответственности в порядке и случаях,

предусмотренных административным законодательством.

6.4. За виновное причинение ДОУ или участникам образовательного процесса ущерба в

связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей старший

воспитатель несет материальную ответственность в порядке и пределах, установленных

трудовым и (или) гражданским законодательством.

7. Взаимоотношения и связь по должности

7.1. Самостоятельно планирует свою работу. План работы утверждается заведующей ДОО не позднее 5 дней с начала планируемого периода.

7.2. Представляет руководителю ДОО отчет о своей деятельности объемом не менее 5

страниц в течении 10 дней по окончании планируемого периода.

7.3. Получает от заведующей ДОО информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.

7.4. Визирует приказы руководителя ДОУ по вопросам организации воспитательного

процесса.

7.5. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками ДОО.

7.6. Исполняет обязанности заведующей ДОО в период его временного отсутствия (отпуск, болезнь и т.п.).

7.7. Подчиняется заведующей ДОО и совету педагогов.

С инструкцией ознакомлена:

Ф.И.О. Дата\подпись______________________________________________

Анна Шорина
Основные направления деятельности старшего воспитателя ДОУ

Любая управленческая деятельность , к которой относится и деятельность старшего воспитателя дошкольного учреждения, строится на основе определенных закономерностей, выработанных наукой управления. Управлять дошкольным учреждением – это значит целенаправленно воздействовать на педагогический коллектив (а через него на воспитательно – образовательный процесс) для достижения максимальных результатов в воспитании , развитии, обучении детей дошкольного возраста.

Процесс управления носит циклический характер, причем это относится к любому уровню управления : касается ли это управления дошкольным учреждением в целом, или только его педагогическим коллективом, или управления воспитательно –образовательным процессом в группе дошкольников. Цикл управления состоит из основных управленческих функций : определение цели; планирование; организация; контроль. Последняя – заключительная стадия и в то же время исходный пункт нового цикла.

Основной компонент управленческой деятельности – определение цели . Работая над формулировкой цели, надо помнить следующее : цели могут быть внутренними, т. е. поставленными человеком или коллективом дошкольного учреждения самостоятельно, либо внешними, если они задаются извне, обществом.

В качестве общих задач методической работы можно представить следующие : управление образовательным процессом (ведущая, организация повышения квалификации педагогов, организация работы с родителями.

Сегодня основная работа старшего воспитателя – это работа с педагогическими кадрами. То есть на качество, результаты деятельности всего детского сада он влияет опосредованно, через воспитателя . Старший воспитатель должен уметь работать с детьми и учить этому педагогов. Он должен уметь показать тот или иной прием, на практике объяснить методику, при необходимости активно включаться в педагогический процесс, а для этого не менее 2/3 времени надо бывать в группах, наблюдать, оценивать, корректировать работу педагогов. Например , если организуется экскурсия за пределы детского сада, он обязательно идет вместе с детьми и воспитателем и берет часть организационной работы на себя.

Совместно с другими специалистами он проводит диагностику знаний и умений детей, а, следовательно, работает, общается с дошкольниками и оказывает помощь воспитателям . Это очень сложная задача, и поэтому от старшего воспитателя требуется , прежде всего, умение работать с людьми.

Среди современных педагогов много специалистов с высшим и средним специальным образованием. Умение работать с людьми – основной показатель в деятельности старшего воспитателя . Очень важно создать коллектив единомышленников, имеющих единое педагогическое кредо, позиции, традиции, или, как сейчас модно говорить, создать свою команду. Только в этом случае старший воспитатель сможет достичь тех целей, которые он ставит.

Руководитель дошкольного учреждения и старший воспитатель должны работать слаженно, предъявлять единые требования к членам педагогического коллектива. Это еще один немаловажный момент. Умение наладить контакт с педагогами и руководителем, выработать свой стиль общения с коллективом с учетом особенностей психологического климата в ДОУ помогут старшему воспитателю в работе .

Главным методом в его арсенале должны быть убеждение и доказательства. Даже если воспитатель делает что-то неправильно, методист должен убедить и доказать, почему этот метод работы с детьми неэффективен, и подсказать, как сделать лучше. При этом важно уметь прислушиваться к тому, что говорит педагог. Умение слушать и слышать собеседника всегда ценится подчиненными. Работать с людьми – это обязательное умение владеть собой в критических ситуациях, предвидеть и предотвращать возможные конфликты в коллективе, понимать и оценивать возможности каждого сотрудника.

Также в наше время важным качеством является умение оценивать и говорить о результатах своего труда. Старший воспитатель должен обучать педагогов самоанализу педагогической деятельности .

Старший воспитатель должен учитывать интересы и пожелания коллектива. Педагогам больше нравится, когда их не консультируют как учеников, а когда с ними советуются. Поэтому такие интерактивные формы методической работы, как творческие группы, брифинги, дискуссии, круглые столы и мозговая атака, дают наибольший результат. Например , старший воспитатель говорит о том , что есть проблема, которую он один разрешить не может, и предлагает подумать всем вместе, поискать пути ее решения. Но при постановке любой задачи необходимо доводить ее до логического конца. Если старший воспитатель провел активную форму, он обязан подвести итог и выдать продукт в виде рекомендаций, алгоритма действий для воспитателей . При этом важно, что этот продукт будет восприниматься как совместно созданный, коллективный.

Старший воспитатель должен не только активизировать педагогов, но и знать, для чего он это делает. Например , получить результат при меньших затратах, как можно меньше отрывать педагогов от работы.

В рамках методической работы должно быть четко налажено самообразование всех педагогов ДОУ. Самостоятельно добытые воспитателями знания являются хорошим фундаментом для организации активных форм с ними. Самообразование одно из направлений деятельности старшего воспитателя . Прежде чем требовать с воспитателей , старший воспитатель должен определить , над какой темой он будет работать в этом году сам. Когда составляется план самообразования педагогов детского сада на год, первыми в списке должны быть заведующий, старший воспитатель , и только потом – все воспитатели . Это и есть система непрерывного самообразования.

В настоящее время старший воспитатель должен быть широко информирован о всех инновациях в системе дошкольного и школьного образования. Хочется подчеркнуть важность аналитической функции старшего воспитателя , который выступает в роли аналитика и эксперта всего того, что печатается, издается. Сейчас большое количество литературы, которая зачастую не отвечает требованиям классической педагогики, психологии. А закупает методическую литературу в основном старший воспитатель . Он должен еще в магазине, пролистав, просмотрев бегло пособие, понять, подойдет ли оно для работы. При этом важно не только оценивать литературу, но и уметь выбирать ее, исходя из вида и целей своего дошкольного учреждения, уровня профессионального мастерства воспитателей .

Из исследований К. Ю. Белой старший воспитатель участвует в :

Подборе кандидатов на должности воспитателей , их помощников, специалистов;

Создании благоприятного морально-психологического климата в коллективе, системы морального и материального поощрения сотрудников;

Формулировке социального заказа своему ДОУ, выработке философии, определении цели ДОУ;

Стратегическом планировании, разработке и внедрении программ развития и планов работы ДОУ;

Создании имиджа ДОУ среди населения;

Выборе (разработке) образовательных программ для детей;

Организации образовательной, воспитательной работы с детьми ;

Организации экспериментальной, исследовательской работы в ДОУ;

Развитии, эффективном использовании интеллектуального потенциала ДОУ;

Развитии сотрудничества с другими ДОУ, школами, детскими центрами, музеями и т. п.

Кроме этого, старший воспитатель планирует учебно- воспитательную , методическую работу с учетом профессиональных навыков, опыта воспитателей и с целью создания оптимальной модели учебно-воспитательного процесса в ДОУ , предусматривая :

Предложения в план работы ДОУ;

Повышение квалификации воспитателей ;

Помощь воспитателям в самообразовании ;

Аттестацию воспитателей ;

Составление сетки занятий по возрастным группам;

Методическую помощь воспитателям (в первую очередь начинающим) в подготовке и проведении занятий;

Обмен опытом работы сотрудников ДОУ;

Ознакомление воспитателей с достижениями педагогической теории и практики;

Развитие преемственности ДОУ и школы;

Совершенствование работы с родителями;

Комплектование групп учебными пособиями, играми, игрушками;

Постоянный анализ состояния учебно-методической и воспитательной работы и принятие на его основе конкретных мер повышения эффективности методической работы.

Организует учебно-воспитательную , методическую работу :

Готовит и регулярно проводит заседания педагогического совета;

Проводит для воспитателей открытые занятия , семинары, индивидуальные и групповые консультации, выставки, конкурсы;

Организует работу творческих групп;

Своевременно приобретает оборудование, необходимое для учебно-воспитательной , методической работы;

Ведет картотеку издаваемой учебно-педагогической и методической литературы;

Комплектует, пропагандирует среди воспитателей библиотеку учебно-методической и детской литературы, пособий и т. п. ;

Организует работу воспитателей по изготовлению пособий, дидактических материалов;

Проводит совместные мероприятия со школой;

Готовит для родителей стенды, папки-передвижки об опыте семейного воспитания ;

Своевременно оформляет педагогическую документацию;

Формирует и обобщает лучший опыт работы педагогов по разным проблемам и направлениям .

Осуществляет контроль за работой воспитателей :

Систематически проверяет планы учебно-воспитательной работы ;

По графику посещает занятия в группах;

Следит за выполнением годового плана работы, решений, принятых на заседаниях педсовета.

Старший воспитатель организует взаимодействие в работе воспитателя , психолога, логопеда, музыкального руководителя, других специалистов. Регулярно проводит диагностику развития детей, их знаний, умений, навыков.

Изучает планы воспитателей по самообразованию . Осуществляет взаимосвязь в работе ДОУ, семьи, школы.

Профессиональная компетентность старшего воспитателя складывается из нескольких компонентов, в том числе :

Наличия методологической культуры, концептуального мышления, умения моделировать педагогический процесс и прогнозировать результаты собственной деятельности ;

Наличия высокого уровня общей коммуникативной культуры, опыта организации общения с воспитателями , осуществляемой в режиме диалога;

Готовности к совместному овладению социального опыта со всеми участниками педагогического процесса;

Стремления к формированию и развитию личных креативных качеств, которые дают возможность генерации уникальных педагогических идей;

Освоения культуры получения, отбора, воспроизведения , обработки информации в условиях лавинообразного нарастания информационных потоков;

Наличия опыта системного изучения и исследования педагогической деятельности воспитателей и собственной профессионально-педагогической деятельности .

По мнению Л. В. Поздняк и Н. Н. Лященко старший воспитатель должен :

При планировании, прогнозировать развитие процессов воспитания , обучения и развития дошкольников, педагогического коллектива, разрабатывать комплексно-целевую программу развития дошкольного учреждения, планировать деятельность коллектива на длительный срок, методическую работу на год, месяц, собственную деятельность на дли-тельный срок и в течение дня; способствовать взаимодействию воспитателей в ходе выполнения годового и месячных планов, отдельных заданий; создавать условия для повышения квалификации педагогов, воспитательно -образовательной работы с детьми, совершенствовать организационно-воспитательные воздействия на отдельных воспитателей и коллектив в целом ; повышать собственный уровень квалификации, оттачивать свои действия и поступки в конкретных ситуациях.

При организации : осуществлять деятельность педагогов в соответствии с годовым и месячным планами, обмен опытом и информацией, эффективное воздействие коллектива на отдельных воспитателей , методическую помощь в составлении планов и подготовке к работе с детьми, повышение квалификации воспитателей , собственную деятельность в соответствии с планом; распределять работу между педагогами в соответствии со сложившейся ситуацией; инструктировать в ходе выполнения работы; обучать наиболее эффективным методам и приемам работы с детьми; поддерживать на высоком уровне трудовую активность в коллективе; своевременно и правильно оформлять необходимую документацию, методические материалы, выставки для педагогов и родителей; поддерживать четкий порядок в работе педагогов, доводить начатые дела до конца.

При контроле : разрабатывать схему наблюдения за воспитательно -образовательной работой с детьми, диагностические материал).; вопросы для осуществления тематического и фронтального контроля в разных возрастных группах; наблюдать за деятельностью воспитателя в процессе работы с детьми, за деятельностью и взаимоотношениями детей; фиксировать результаты наблюдений; анализировать результаты воспитательно -образовательной работы, детского творчества, планы и документацию воспитателей ; делать выводы и заключения о состоянии воспитательно -образовательной работы с детьми; осуществлять диагностику профессиональной компетентности педагог, развития детей; разрабатывать мероприятия по устранению выявленных недостатков в работе педагогов; обсуждать результаты контроля с воспитателями , использовать эти результаты при подготовке решений педсовета, планировании работы коллектива.

При координации : изучать педагогическое мастерство воспитателей , социально-психологические особенности членов коллектива, процесс выполнения решений; корректировать деятельность воспитателей на основе анализа их работы , свою организаторскую деятельность ; анализировать целенаправленность и эффективность воздействия на воспитателей ; регулировать ход воспитательно -образовательного процесса в дошкольном учреждении, действия членов коллектива; ориентироваться в сложившейся ситуации; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при выполнении работы.

При общении : владеть собой в критических ситуациях; предвидеть конфликты и предотвращать их; изучать взаимоотношения воспитателей при выполнении работы; правильно воспринимать критику и учитывать ее в своей деятельности ; понимать и оценивать возможности воспитателей и других сотрудников; ориентироваться во взаимоотношениях людей; строить свои взаимоотношения с коллективом на основе взаимного доверия и сотрудничества; устанавливать правильные отношения с заведующей и работниками управления образованием; выбирать и использовать наиболее действенные меры организационного и воспитательного воздействия по отношению к отдельным воспитателям ; учитывать особенности психологического климата и коллективе.

Таким образом, не смотря на разные мнения авторов о деятельности старшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения, на нем лежит очень большой труд. Старший воспитатель ДОУ должен быть психологически сильной и подготовленной личностью не только управлять коллективом и оказывать ему помощь в трудностях.

Список литературы

1. Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ : Анализ, планирование, формирование и методы. – М.: ТЦ. Сфера. 2005. – 96с. (Серия .)

2. Волобуева Л. М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами . – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 96с. (Серия «Библиотека руководителя ДОУ» .)

3. Старший воспитатель детского сада : Пособие для работников дошкольных учреждений / А. И. Васильева, Л. А. Бахтурина, И. И. Кобитина. – 3-е издание, дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 143с.

Представляем вашему вниманию должностную инструкцию старшего воспитателя детского сада.

  • приоритетные направления развития образовательной системы РФ;
  • законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
  • Конвенцию о правах ребенка;
  • воспитателю необходимо обладать знаниями педагогики, детской, возрастной и социальной психологии;
  • воспитатель должен знать психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей, возрастную физиологию, методы и формы мониторинга деятельности воспитанников, педагогическую этику;
  • теорию и методику воспитательной работы;
  • воспитатель обязан знать методы управления образовательными системами, формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой);
  • воспитатель должен знать продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода, методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с воспитанниками разного возраста, их родителями (заменяющими их лицами), коллегами по работе;
  • технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения должны быть хорошо известны воспитателю;
  • основы экологии, экономики, социологии, трудовое законодательство;
  • воспитатель должен знать основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
  • воспитателю следует знать правила внутреннего трудового распорядка ДОУ;
  • правила охраны труда и пожарной безопасности.

ВАЖНО! Подробное разъяснение



Касса