Социальное управление субъекты и объекты социального управления. Объект и предмет социального управления. Список использованной литературы

Общество и каждая функционирующая в нём организация представляют собой управляемые системы.

Социальное управление изучали исследователи: Ф.У. Тейлор,
А. Файоль, М. Вебер, П. Блау, Р. Блейк, Г. Эмерсон, Г. Форд, П. Друкер и др. .

Социальное управление – это основанное на достоверном знании систематическое воздействие субъектов управления (управляющей подсистемы) на социальный объект (управляемую подсистему) с целью обеспечения нормального его функционирования, совершенствования и развития. В качестве управляемого объекта может выступать общество в целом и его отдельные сферы: экономическая, политическая, духовная и т.д., либо его звенья (предприятия, фирмы, организации, банки и т.д.) .

У социального управления есть определённые цели и задачи.

Цели социального управления:

· обеспечение функционирования общества и его подсистем;

· сохранение целостности общества;

· совершенствование и развитие общества.

Задачи управления:

· определение цели;

· формирование корпоративной культуры;

· мотивация персонала к достижению цели;

· формирование в управляемой организации организационного порядка;

· разработка и осуществление технологии изменений;

· диагностика управляемости;

· реализация управленческих решений .

Современное управление руководствуется несколькими основополагающими принципами.

Принципы социального управления:

· принцип органической взаимообусловленности и целостности субъекта и объекта управления;

· принцип государственной законности;

· принцип обеспечения внутренней правовой регламентации;

· принцип найма руководителя;

· принцип единства специализации и унификации процессов управления;

· принцип многовариантности управленческих решений;

· принцип обеспечения устойчивости системы по отношению к внешней среде;

· принцип мобильности процесса управления;

· принцип автоматизации управления;

· принцип единства руководства .

Двумя исходными компонентами управленческой структуры является объект и субъект управления.

Субъект управления – это лицо, группа лиц или специально созданный орган, являющийся носителем управленческого воздействия на социальный объект (управляемую подсистему), осуществляющий деятельность, направленную на сохранение качественной специфики, обеспечение её нормального функционирования и успешного движения к заданной цели.

Объект управления – это социальная система (страна, регион, область, предприятие, коллектив), на которую направлены все виды управленческого воздействия с целью её совершенствования, повышения качества функций и задач, успешного достижения запланированной цели.


Виды объектов управления:

· производственные;

· социальные;

· политические;

· культурные и т.д. .

В организационной структуре управления выделяют следующие основные элементы: уровни (ступени), звенья управления и связи (горизонтальные и вертикальные).

Т. Парсонс выделил три уровня управления :

· низовое звено (действует на техническом уровне);

· управленческое звено (согласовывает действия внутри организации, т.е. управленческий уровень);

· руководство высшего звена (институциональный уровень, например, на уровне государства).

В структуре управления выделяют два типа связей: горизонтальные и вертикальные. Вертикальные связи характеризуются иерархической соподчинённостью (низовое звено подчинено вышестоящему), а горизонтальные связи представляют один уровень управления (например, на одном предприятии несколько производственных отделов) .

Для чего же в обществе и общественных организациях необходимо управление? Ответ на этот вопрос наиболее чётко прослеживается в функциях, выполняемых социальным управлением.

Функции управления:

· функция целеполагания и целедостижения;

· административная функция;

· информационно-аналитическая функция;

· социальная функция;

· функция прогнозирования;

· мотивационно-стимулирующая функция;

· функция корректирующей деятельности;

· функция удержания отклонений в функционировании системы в определённых пределах;

· осуществление контроля;

· создание благоприятного климата для работы;

· обеспечение целостности системы;

· повышение качества и эффективности служебной деятельности .

Оптимальное соотношение рассмотренных функций управленческой деятельности предполагает их интеграцию на основе использования возможностей и пределов каждой из них, их непротиворечивого сочетания и взаимодействия. Всякий процесс управления носит циклический характер. Этот процесс, взятый в единичном виде, начинается с определения целей и задач и планирования действий, направленных на их достижение, и завершается их осуществлением, достижением желаемого и планируемого результата .

Рекомендации социологов по организации управленческой деятельности сосредотачивают внимание на управлении людьми, на мотивации их сознательной и целеустремлённой творческой деятельности в интересах не только развития производства, но и в интересах развития человека.

Конспект учебного материала составлен на основе литературы:

1. Бабосов, Е.М. Практикум по социологии: учеб. пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов – Минск: ТетраСистемс, 2003. – 416 с.

2. Добреньков, В.И. Социология: учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 624 с.

3. Кравченко, А.И. Социология: учебник для студентов вузов /
А.И. Кравченко. – М.: «Академический проект», Издательская корпорация «Логос», 1999 – 382 с.

4. Добреньков, В.И. Социология. В 3 т. Т. 3. Социальные институты и процессы / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко – М.: ИНФРА-М, 2000. – 520 с.

5. Бабосов, Е.М. Социология управления: пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов. – 6-е изд., перераб. и доп. – Минск: Тетра-Системс, 2010. – 272 с.

6. Бабосов, Е.М. Общая социология: учеб. пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов. – 3-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2006. – 640 с.

7. Вайнштейн, Л.А. Психология управления: курс лекций / Л.А. Вайнштейн. – Минск: БГУ, 2007. – 207 с.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Социум (человеческое общество) представляет собой сложную динамическую систему, которая состоит из двух важнейших подсистем -- управляющей подсистемы (субъекта социального управления) и управляемой подсистемы (объекта управления).

К субъектам управления можно отнести отдельного индивидуума, группу людей, а иногда и все общество в целом.

Субъект не является просто механической суммой управленческих кадров. Это иерархическая совокупность субсубъектов, вступающих в сложные взаимодействия между собой.

Субъект управления по различным группам критериев подразделяется:

По сферам человеческой жизнедеятельности выделяют субъекты политического, экономического, социального и духовно-культурного управления;

По территориальному фактору субъекты делятся на всемирные, международные, общегосударственные, региональные, местные;

По области функционирования определяют субъекты управления финансами, обороной и национальной безопасностью, наукой, здравоохранением, культурой и т. д.;

По решаемым государственным задачам выделяют

законодательные, исполнительные, судебные управленческие институты;

По решаемым общественным задачам можно выделить такие субъекты управления, как партии и общественные движения, профессиональные союзы и ассоциации, общественные фонды, кооперативы и товарищества, религиозные институты, семьи и т. д;

По степени временной устойчивости субъекты существуют в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном режиме;

По размерам различают единичные, малые, средние и крупные субъекты управления.

Субъект управляет объектом, который представляет собой еще более сложное социальное образование. Это могут быть как отдельные люди, так и группы лиц, страны, народы, человечество в целом. Каждому объекту соответствует свой субъект управления.

Поэтому в соответствии с классификацией субъекта определяется и объект. Это, например, такие объекты, как: общество в целом, отдельные сферы его жизнедеятельности, отрасли экономики, политические институты, административно-территориальные образования, профессиональные и общественные объединения, другие юридические и физические лица.

Между субъектом и объектом управления (а также внутри каждого из них) существуют определенные взаимодействия, называемые в теории управленческими отношениями. Взаимодействие субъекта с объектом (вертикальное направление сверху вниз) в теории управления называется прямыми связями. Отношения, выстраиваемые (условно) снизу вверх, определяются как обратные связи. Внутриобъектные и внутрисубъектные отношения называют горизонтальными связями. Через прямые связи поступают распорядительно-информационные сообщения, обратные связи отражают реакцию объекта на управленческие воздействия.

Безусловно, такое деление управленческих отношений является упрощенной моделью для рассмотрения технологии взаимодействия субъекта и объекта. В реальности данный процесс намного сложнее. Сложность управленческих отношений заключается в том, что они вбирают в себя субъективные проявления и объективную обусловленность. Их специфика в следующем:

Объективной обусловленности установления и развития управленческих отношений;

Осознанном характере осуществления управленческих действий;

Индивидуализированном характере принятия управленческих решений;

Формальных и неформальных взаимодействиях (формальный управленческий труд предписан нормативными актами и определен социальными ожиданиями, а неформальные взаимоотношения ничем не регламентируются и основываются на добровольных началах симпатий и антипатий);

Иерархичности отношений подчинения и руководства;

Многообразии социальных отношений между различными субъектами и объектами управления, возможности перемен их ролями.

Одной из важнейших проблем в теории социального управления является определение технологии процесса упорядочения взаимоотношений между элементами систем. Ключ к пониманию сущности данного процесса находится в определении его цикличности, постоянном возобновлении определенных последовательных этапов управленческой активности.

Цикл (от греч. «круг») представляет собой совокупность взаимосвязанных явлений, процессов, работ, образующих законченный крут целевого развития в течение определенного временного периода.

Цикличности в своем развитии подвержены все системы. Существуют экономические циклы (например, теория «длинных волн» Н.Д. Кондратьева), политические циклы (периодичность выборов и пребывания во власти), производственные циклы (полный крут работ по производству экономического продукта), жизненный цикл товара и другие.

Цикл управления определяется как полная совокупность периодически следующих друг за другом фаз управленческой деятельности. Управленческий цикл -- это череда перманентных действий, реализация которых протекает во времени и пространстве для достижения целей конкретной системы.

Фазы (этапы) управленческого цикла связаны с главным средством социального регулирования -- информацией и условно подразделяются на:

1) сбор информации о состоянии внутренней и внешней по отношению к данной системе сред;

2) анализ информации;

3) подготовку и принятие управленческих решений на основе альтернативного выбора.

Исходя из вышесказанного выделяют следующие виды управленческих циклов:

Информационный цикл (сбор и первичная обработка информации на уровне технических исполнителей и профильных специалистов);

Аналитический цикл (подготовка и принятие решений, осуществляемые специалистами и управленческими кадрами);-- мотивационно-организационный цикл (всесторонняя работа с персоналом по реализации решений, а также технико-материальное обеспечение успеха работы организации);

Контрольный цикл (осуществление контроля на протяжении реализации этапов всех других циклов в целях коррекции развития объектов и поддержания успешной динамики).

Все рассмотренные циклы при их определенной самодостаточности взаимно переплетаются друг с другом, переходят один в другой и вместе образуют целостную систему управленческого цикла.

Таким образом, управленческие отношения являются сложной, динамично развивающейся системой социальных взаимодействий. Они являются связующим фактором в процессе функционирования всех элементов общества как целостной системы.

Для нормального протекания процессов управленческого цикла субъект управления должен peaлизовывать ряд функций, т. е. производить определенные управленческие действия, направленные на оказание воздействия на объект. Функции субъекта по отношению к объекту тоже замыкаются в условный круг, образуя деятельностную составляющую управленческого цикла. Эти действия придают динамику перечисленным выше подциклам управления, через них происходит реализация технологии (запуск в работу) управленческих воздействий на все элементы системы .

Функции субъекта (или этапы управленческого цикла с его участием) можно подразделить на:

Мониторинг и анализ проблем системы (рассогласованность и противоречия целей данной системы с целями других систем);

Подготовка вариантов (альтернатив) упорядочения элементов системы в целях ее сохранения и дальнейшего развития;

Выбор и реализация наиболее эффективной альтернативы (осуществление управленческого решения);

Организация реализации намеченных в решениях мероприятий;

Контроль процесса реализации решений (сопоставление результатов с запланированными целями);

Регулирование и коррекция динамики системы (своевременное воздействие на выявленные в результате контроля отклонения в развитии элементов системы с целью приведения ее динамики к заданным параметрам).

В результате реализации функций субъекта управления (прохождения стадий управленческого цикла) системообразующие элементы приводятся в адекватное ее целям и задачам состояние .

Объекты управления в социальной работе - социальные работники, вся система взаимоотношений, складывающаяся между людьми в процессе социальной защиты населения.

Объект управления получает управленческие команды и функционирует в соответствии с содержанием данных команд.

Необходимым является наличие у субъекта управления рычагов воздействия (мотивации) на объект управления, с помощью которых можно побуждать его выполнять управленческие команды (это условие определяет принципиальную возможность или невозможность субъекта управления осуществлять управление). Для того чтобы механизм мотивирования приводил к достижению поставленных целей, необходимо выполнять следующие требования:

1) он должен обладать действенностью на протяжении всего времени функционирования объекта управления и не ослабевать по мере удовлетворения потребностей объекта управления. Этого можно добиться за счет комплексного использования рычагов воздействия, периодического чередования методов мотивирования ориентации, стимулирующих воздействий на удовлетворение стабильных долгосрочных потребностей;

2) механизм стимулирования должен увязывать уровень стимулирования со степенью достижения конечных целей.

В настоящее время в мировой практике управления разработан и широко применяется достаточно большой арсенал средств стимулирования, отвечающих данным требованиям. Формирование механизма мотивирования должно строиться преимущественно на ситуационной основе.

Информационный подход к процессам управления различными системами представляется в виде системы с управлением, включающей три подсистемы: управляющую систему (систему управления), объект управления и систему связи.

Согласно информационному подходу, управление рассматривается, прежде всего, как процесс преобразования информации: информация об объекте управления воспринимается управляющей системой, перерабатывается в соответствии с той или иной целью управления и в виде управляющих воздействий передается на объект управления. Процессы получения информации, ее хранения и передачи в этом случае отождествляются с понятием связь. Переработка воспринятой информации в сигналы, направляющие деятельность в объекте, отождествляется с понятием управление. Если системы способны воспринимать и использовать информацию о результатах своего функционирования, то говорят, что они обладают обратной связью. Обратная связь создает возможность эффективного управления в изменяющихся условиях функционирования объекта управления даже в тех случаях, когда возмущающие воздействия не могут быть измерены или когда их влияние заранее не известно.

Системы с управлением, или целенаправленные, называются кибернетическими. К ним относятся технические, биологические, организационные, социальные, экономические системы и др.

Основными группами функций системы управления являются:

1) функции принятия решений (преобразования содержания информации)- выражаются в создании новой информации в ходе анализа, планирования (прогнозирования) и оперативного управления (регулирования, координации действий). Это связано с преобразованием содержания информации о состоянии объекта управления и внешней среды в управляющую информацию при решении логических задач и выполнении аналитических расчетов, при порождении и выборе альтернатив. Эта группа функций является главной, поскольку обеспечивает выработку информационных воздействий по удержанию в существующем положении или при переводе системы в новое состояние;

2) рутинные функции обработки информации охватывают учет, контроль, хранение, поиск, отображение, тиражирование, преобразование формы информации и т.д. Эта группа функций преобразования информации не изменяет ее смысл, т.е. это рутинные функции, не связанные с содержательной обработкой информации;

3) функции обмена информацией связаны с доведением выработанных воздействий до объекта управления и обменом информацией (ограничение доступа, получение (сбор), передача информации по управлению в текстовой, графической, табличной и иных формах по телефону, системам передачи данных и т.д.).

Управление - процесс воздействия субъекта на объект в целях перевода его в новое качественное состояние или поддержания в установленном режиме.

Субъектами управления выступают руководители социальных служб и формируемые ими органы управления, наделенные управленческими функциями.

Субъект управления направляет объекту управления импульсы воздействия, которые содержат в себе информацию относительно того, как должен функционировать в дальнейшем объект управления. Данные импульсы будем называть управленческими командами.

Для того чтобы между двумя субъектами существовала управленческая связь и соответственно осуществлялось управленческое взаимодействие, необходимо, чтобы между этими субъектами существовали отношения управления. Они являются основой возможности осуществления управления, так как именно они задают возможность вырабатывать управленческие команды и готовность эти команды выполнять. Отношения управления не являются изначальными отношениями, а базируются на более глубинных отношениях, таких как экономические либо морально-этические отношения.

Важным моментом является то, какие мотивы побуждают субъекта управления к руководству, какие цели он при этом преследует. В том случае, когда цели управления (желаемое состояние объекта или желаемый результат его функционирования) совпадают с целями, преследуемыми субъектом управления, последний ориентирован на наиболее эффективное управление. Для того чтобы это существовало, необходимо соблюдение двух условий:

1) субъект управления не должен иметь возможности достижения своих целей за счет управленческой деятельности в независимости от достижения целей управления;

2) степень достижения субъектом управления своих целей за счет управленческой деятельности должна находиться в прямой зависимости от степени достижения целей управления.

Полная привязка потребности субъекта управления управлять к результатам функционирования объекта управления наблюдается в том случае, когда субъектом управления является субъект собственности. Если субъектом управления является не собственник, а исполнитель, призванный реализовывать функцию управления, потребность управлять у субъекта управления объективно не связана непосредственно со стремлением получения наилучшего конечного результата. Более того, эта потребность зачастую связана со стремлением субъекта управления удовлетворять свои исходные потребности, используя управление, но не ориентируясь при этом на конечные результаты, а в определенных случаях и во вред конечным результатам .

Субъектами социального управления являются социальная организация, социальная система, коллектив, группа, личность.

Социальная организация имеет особое значение формирования и функционирования социального управления, так как ее определяющим признаком является цель.

Социальная организация выступает и как целевой объект социального управления, и как целевая общность, в которой достижение общих целей возможно только через достижение целей индивидуальных, и наоборот, достижение индивидуальных целей возможно только через выдвижение и достижение общих целей. В первом случае создаются трудовые коллективы (учреждения, предприятия), а во втором - общественные организации (ассоциации), что особенно характерно для периода расцвета (некоторые определяют его как «разгул») свободы индивидуальной инициативы в России с начала до конца 1990-х гг., когда число ассоциаций, общественных организаций, в частности партий, росло как на дрожжах, а число государственных предприятий и учреждений катастрофически сокращалось.

Коллективное целедостижение требует иерархии в управлении.

Категория «организация» может совпадать с категорией «управление» (хотя его и не исчерпывает). В рассматриваемом случае объект социального управления - социальная организация - означает деятельность по распределению функций, координации. Иначе говоря, это процесс целенаправленного воздействия на объект, а поэтому предполагает наличие и организатора, и организуемых. Кроме того, термин «социальная организация» используется для характеристики степени упорядоченности самого объекта.

Но нас интересует не вообще организация, а организация социальная.

Социальные свойства организации - организационные цели, функции, эффективность результатов, мотивация, стимулирование персонала.

Таким образом, социальная организация формируется как социальная среда, включающая социальные группы, статусы, нормы, отношения лидерства, сплоченности и конфликтности и рассматривается как наиболее развитый вид социальной системы, элементами которой являются люди и возникающие между ними отношения, а системообразующими характеристиками выступают цель, управление и взаимодействие. Основной элемент этой системы - человек - имеет собственную природу и наибольшую свободу выбора форм поведения. Этим объясняется неопределенность функционирования и обязательное наличие границ управляемости.

В социальную систему входят также элементы другой природы (например, материалы, техника, технологии). В таком случае формируются социотехнические системы. Все социотехнические системы в качестве целевой функции имеют производство того или иного вида продукции или услуг, в том числе управленческих, информационных. Эффективность деятельности таких организаций оценивается через степень достижения поставленных целей.

Существуют два вида социотехнических систем:

  • 0 организации, занимающиеся производством и распределением материальных ценностей и услуг, т.е. производственные, торговые, обслуживающие организации;
  • 0 учреждения, функционирующие в сфере умственного труда, образовательные, лечебные, пенсионные, культурные, научные, проектные.

Социотехнические системы сталкиваются с проблемой личность - общество. Поэтому выделяют еще три группы социотехни- ческих систем для повышения эффективности управления ими:

  • 0 занятые удовлетворением человеческих потребностей, «работающие на каждого», производя предметы материального и духовного потребления, и обеспечивающие рекреацию личности;
  • 0 занятые в сфере общественной интеграции, «работающие на целое», осуществляя социальный контроль и управление, например всевозможные НПО;
  • 0 промежуточные группы организаций, занятых социализацией, т.е. «работающие на каждого и на целое общество», - учреждения воспитательные, информационные, образовательные, здравоохранения.

Все социальные организации участвуют в общественных отношениях, в связи с чем выделяют организации двух типов:

  • 0 организации, партнерами которых являются другие организации, т.е. участники межорганизационных отношений. Содержанием этих отношений являются промежуточные результаты деятельности (например, хозяйственной - база, предприятия по изготовлению комплектующих и т.д.);
  • 0 организации, партнерами которых является массовый потребитель (какие-либо группы населения). Эти организации выступают участниками организационно-массовых отношений по поводу конечного продукта своей деятельности. Поведение этой среды всегда более неопределенное и часто стихийное. Отношения в этих организациях либо аудиторные, осуществляющиеся вне организаций, либо клиентурные, осуществляющиеся внутри организаций.

Согласно функциональному критерию типологии социальных организаций выделяют формальные и неформальные организации.

Формальные базируются на функциональном разделении труда, их характеризуют: рациональность и принципиальная безличность; в основном служебные отношения людей; только функциональные цели. Главная функция такой организации - соединение людей со средствами и целями коллективного труда.

Все современные формальные организации являются по своей природе бюрократическими. В буквальном смысле бюрократия - это правление официальных лиц.

Бюрократия - явление историческое. Его изучению посвящали свои работы такие известные социологи, как М. Вебер (социология бюрократий), М.Ю. Блау, М. Рэйпал и др. Вебер ввел понятие «идеальный тип бюрократии» и дал ему следующую характеристику:

  • 0 наличие четкой иерархии авторитетов;
  • 0 действие предписаний на всех уровнях организации, которыми руководствуются официальные лица (регламенты прав и обязанностей);
  • 0 получение каждым работником фиксированного оклада, более высокий оклад достигается при последовательном продвижении по служебной лестнице;
  • 0 распоряжение материальными ресурсами, которыми члены организации не владеют;
  • 0 отдаление работников от участия в управлении;
  • 0 осуществление контроля каждого высшего авторитета за авторитетом более низкого уровня, отсутствие горизонтальных связей между ними.

Достоинствами организаций этого типа являются:

  • 0 возможность принимать решения согласно общим критериям;
  • 0 заинтересованность в поддержании высокого уровня компетенции своих служащих;
  • 0 уменьшение коррупции благодаря полной занятости и фиксированному окладу.

Существенное влияние на современные формальные организации оказывают процессы профессионального роста кадров и развития информационных технологий. Дело в том, что высококвалифицированные кадры более автономны, они слабо зависят от иерархии авторитетов, имеют больше полномочий, чем работники средней квалификации. Это ломает бюрократическую иерархическую структуру и способствует повышению гибкости системы управления. Развитие информационных технологий усиливает ответственность человека и роль социального выбора по сравнению с социальной необходимостью, что еще более расшатывает бюрократическую модель организации.

Неформальные организации возникают как социально-психо- логические объединения, складывающиеся спонтанно в результате длительного межличностного и внутригруппового общения, системы связей, норм и действий. В таких организациях возникают отношения лидерства и в результате группа распадается на формальную и социально-психологическую. Рано или поздно такое раздвоение может привести к дезорганизации. Поэтому важно вовремя находить формы совмещения этих двух типов организаций, используя для этого выборность руководителей, их ротацию, кадровую политику, обновление персонала, подбор новых кадров и т.д.

Таким образом, помимо формальной складывается и система самоорганизации, которая обеспечивает совершенствование и дальнейшее развитие организации. На этой основе, в частности, выстраивается важная часть системы формирования корпоративных ценностей и культуры.

Суммируя изложенное выше, отметим, что реализация функций социальных организаций всегда требует координации, управления взаимодействием отдельных индивидов и групп. Важным аспектом этого взаимодействия являются социальные отношения, особой формой которых выступают властные отношения в организациях.

Социальное управление осуществляется различными методами и средствами - экономическими, административными, идеологическими, социальными, социально-психологическими, а также с привлечением социальных технологий.

Понятие "социальная организация как субъект управления" означает:

  • 1) создание внутренней системы управления с учетом организационно-правовой формы, определяемой ГК РФ и другими законодательными актами РФ;
  • 2) осуществление управления для достижения перспективных и текущих целей, задач в соответствии с направлениями деятельности, зафиксированными в Уставе (Положении);
  • 3) ответственность за результаты своей деятельности, принимаемые управленческие решения.

Имеется несколько моделей управления социальной организацией, совокупность которых дает представление о наиболее важных и распространенных управленческих инструментах. Рассмотрим две основополагающие – управление по целям, задачам и управление на основе соотношения между централизацией и децентрализацией.

Управление но целям, задачам

Любая социальная организация имеет цели и направления деятельности (функции), которые фиксируются в соответствующем разделе Устава (Положения).

Цели, задачи – это намечаемые, предполагаемые или планируемые результаты деятельности на определенный период времени. Объемная и, следовательно, трудоемкая цель может быть разделена (структурирована) на составные части, которые называются подцелями, задачами. Структуризация (декомпозиция) таких целей на подцели, задачи совершается с помощью метода "дерева" целей, имеющего форму рисунка, графика, схемы и др. На вершине "дерева" фиксируется конечная цель, которая затем разбивается на подцели и задачи. Метод позволяет наглядно представлять цель как систему подцелей и задач; определять ответственных исполнителей и соисполнителей; увязывать подцели и задачи с требуемыми видами и объемами ресурсов; контролировать процесс их реализации.

Любая цель имеет те или иные характеристики. Обычно их представляют в виде классификаций или мультипликаторов. В табл. 2 представлен мультипликатор, показывающий по определенным признакам разные стороны (грани) целей.

Таблица 2

Мультипликатор целей социальной организации

Признаки мультипликации

Виды целей (задач)

Социальные, экономические, организационные, технические, научные, социально-психологические, комплексные

Время (период) реализации

Стратегические, тактические, оперативные (текущие)

Приоритетность

Главные (основные), второстепенные (побочные)

Уровень определения и реализации

Социальная организация в целом, структурные подразделения, должности

Соотношение общего и частного

Общие и частные (локальные)

Документированные (официальные), недокументированные (неофициальные)

Степень обоснованности

Обоснованные, недостаточно (слабо) обоснованные, необоснованные

Этический аспект

Декларируемые или провозглашаемые, фактические (реально выполняемые)

Выполнимость/ невыполнимость

Реальные (осуществимые), нереальные (неосуществимые)

Потребность

Желательные, нежелател ьн ые

Планирование и оценка выполнения

Конечные, промежуточные

Степень выполнения

Достигнутые полностью, выполненные частично

В процессе управления важно профессионально решать две проблемы: во-первых, определять цели, задачи, и, во- вторых, формулировать их.

Первая проблема – аналитического свойства – требует от руководителей практических навыков и умений по анализу и оценке ситуаций, процесса управления, внутренней и внешней среды.

Можно даже интуитивно ощущать необходимость той или иной цели. Но вслед за этим наступает необходимость формулирования целей, задач при решении проблемы лингвистического свойства – описание их с помощью определенных слов и выражений. Отсутствие или недостаточность соответствующих профессиональных навыков вызывает следующие "целевые болезни":

  • неоднозначное понимание одной и той же формулировки цели (задачи) из-за того, что используются слова и выражения, имеющие различный смысл и разные оттенки;
  • набор слов вместо формулировки цели (задачи), что создаст поле неопределенности, расплывчатости относительно той цели, которую имел в виду руководитель;
  • неточность цели (задачи), когда в ее формулировке не хватает цифр, слов для конкретного выражения целевых намерений;
  • выполнение ненужной, сизифовой работы из-за неточно сформулированной цели (задачи).

Любая цель, задача обладает собственной ресурсоем- костыо, т.е. требует для превращения в результат наличия определенного вида и объема ресурсов – информационных, материальных, финансовых, трудовых и временных. Ресурсы – это то, с помощью чего реализуются цели, выполняются задачи.

Статистически установлено, что оказываемые услуги социальной организации условно можно разделить на три группы – А, В, С с примерным распределением в процентах – 65, 25, 10. Потребляемые ресурсы для их предоставления также делят на три группы – X, Y, Z. Первая группа ресурсов (X) отличается стабильностью потребления и высокой степенью прогнозирования. Для второй группы (Y) характерны определенные колебания и средние возможности прогнозирования. Ресурсы группы Z потребляются нерегулярно и поэтому их прогнозирование затруднительно.

Оценки по методу АВС накладывают на аналитические данные XYZ и получают итоговую матрицу с девятью группами ресурсов, по каждой из которых используются соответствующие средства управления. В табл. 3 приведена матрица по методам АВС и XYZ.

Таблица 3

Матрица по методам АВС и XYZ

Жесткая связь между целями, задачами и ресурсами определяет (при прочих равных условиях) уровень достижения результатов в соответствии со схемой "настолько – насколько":

  • – цели реализуются настолько, насколько обеспечиваются требуемыми видами и объемами ресурсов;
  • – цели не реализуются настолько, насколько не обеспечиваются необходимыми ресурсами.

Типичная "управленческая болезнь" – ставить цели, задачи без их достаточного ресурсного обеспечения. Образно она именуется "маниловщиной". Ее типичные симптомы:

  • – преобладание целей, задач как таковых, их несоответствие ресурсным возможностям социальной организации;
  • – появление псевдоцелевого управления, когда множество целей не находит отражения в фактически достигнутых результатах;
  • – давление бумажно-целевых намерений, заставляющих принимать неверные (по ресурсам) тактические и стратегические решения.

Поэтому истинно целевое управление означает определение таких целей (задач) и в таком объеме, для реализации которых имеются или реально могут появиться в требуемый момент времени необходимые ресурсы.

"Фронт" целей, задач применительно к социальной организации в целом, подразделению, должности можно разделить на основные (ключевые) и вспомогательные. Статистически доказано, что основные цели (задачи) составляют, примерно, 20% и их выполнение при требуемом ресурсном обеспечении на 80% приводит к достижению необходимых результатов. Удельный вес вспомогательных (второстепенных) целей (задач) равен 80%, но их реализация дает только 20% результатов. Данное соотношение именуется принципом Парето. Поэтому практически руководителю и специалисту важно уметь:

  • – отделять главное от второстепенного;
  • – маневрировать ресурсами (они обычно ограничены), распределяя и перераспределяя их между основными и вспомогательными целями, задачами;
  • – видеть весь "фронт" целей (задач), поскольку со временем второстепенная цель может превратиться в одну из главных.

Выбор главных, основных целей, задач позволяет управлять в режиме по отклонениям, когда определяются и выбираются ключевые параметры, например, какие-то виды предоставляемых услуг и устанавливаются допустимые пределы отклонений. Информации по этим параметрам придается первоочередное значение и поэтому она регулярно поступает к тому, кто отслеживает соответствующий параметр или ряд параметров. При возникновении отклонений, превышающих установленные рамки, принимаются соответствующие действия, решения.

  • II. ЕДИНСТВЕННО ПРАВИЛЬНЫЙ СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
  • II. Чрезвычайные ситуации на химически опасных объектах экономики и при использовании химического оружия
  • IV. Чрезвычайные ситуации на радиационно-опасных объектах
  • MS Access. На основе данных перечисленных объектов можно создать Форму.
  • Социум (человеческое общество) представляет собой сложную динамическую систему, которая состоит из двух важнейших подсистем -- управляющей подсистемы (субъекта социального управления) и управляемой подсистемы (объекта управления).

    К субъектам управления можно отнести отдельного индивидуума, группу людей, а иногда и все общество в целом.

    Субъект не является просто механической суммой управленческих кадров. Это иерархическая совокупность субсубъектов, вступающих в сложные взаимодействия между собой.

    Субъект управления по различным группам критериев подразделяется:

    По сферам человеческой жизнедеятельности выделяют субъекты политического, экономического, социального и духовно-культурного управления;

    По территориальному фактору субъекты делятся на всемирные, международные, общегосударственные, региональные, местные;

    По области функционирования определяют субъекты управления финансами, обороной и национальной безопасностью, наукой, здравоохранением, культурой и т. д.;

    По решаемым государственным задачам выделяют

    законодательные, исполнительные, судебные управленческие институты;

    По решаемым общественным задачам можно выделить такие субъекты управления, как партии и общественные движения, профессиональные союзы и ассоциации, общественные фонды, кооперативы и товарищества, религиозные институты, семьи и т. д;

    По степени временной устойчивости субъекты существуют в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном режиме;

    По размерам различают единичные, малые, средние и крупные субъекты управления.

    Субъект управляет объектом, который представляет собой еще более сложное социальное образование. Это могут быть как отдельные люди, так и группы лиц, страны, народы, человечество в целом. Каждому объекту соответствует свой субъект управления.

    Система - это взаимодействие различных элементов, которые находятся во взаимной связи и представляют собой единое целое.

    Социальная система - это система, созданная человеком. Системы могут быть простыми и сложными. Сложные системы необходимы для решения многоцелевых задач.

    Всю социальную систему можно разделить на две подсистемы: управляющую и управляемую.



    Управляющая подсистема обеспечивает процесс целенаправленного воздействия и образует организационную структуру управления.

    Управляемая же подсистема обеспечивает процесс создания материальных и духовных благ.

    В управляемой и управляющей подсистемах можно выделить элементы системы меньшего уровня, которые тесно взаимосвязаны друг с другом.

    Техническая система. Сюда входит сочетание технических средств и различного оборудования для использования в различных социальных организациях.

    Технологическая система. Данная система представляет собой разделение материального и духовного производства на стадии и процессы, и управление ими.

    3 Организационная система. Здесь с помощью структуры управления используются различные технические средства, предметы труда, ресурсы, информация для достижения определённой цели.

    Экономическая система. Она представляет собой целостность хозяйственных и финансовых процессов.

    Социальная система. Данная система определяется как совокупность отношений людей, возникающих на основе совместной деятельности.

    12. Цели управления социальными системами.

    Цель управления состоит в том, чтобы цель действий объекта управления соответствовала сложившейся обстановке и его возможностям, т.е. была оптимальной, а путь достижения цели действия – наивыгоднейшим.



    Цель субъекта управлениязаключается в обеспечении достижения поставленной цели, регламентируя поведение объекта управления. Например, педагог управляет познавательной деятельностью обучающихся, влияя на них, и получает определенный результат – уровень обученности и воспитанности, если они соответствуют установленным требованиям, то цель достигнута.

    Цель действия объекта управления есть идеальное (мысленное) предвосхищение результата, который должен быть им достигнут. При этом не следует смешивать цель действий объекта управления с целью управления.

    При выявлении, формулировании и постановке целей объекту управления следует руководствоваться некоторыми практическими рекомендациями.

    Постановка цели имеет два аспекта: выявлений и формулирование цели в виде, удобном для осуществления управления.

    13. Правила формулирования цели управления.

    Существуют определенные правила формулирования целей , основными из них являются следующие, и заключаются в том, что цель :

    • должна конкретно отражать требуемый, конечный результат и заданный срок достижения;
    • отражать максимальную величину допустимых затрат и давать количественную характеристику требуемого результата;

    · четко определять, что и когда сделать, не раскрывая в деталях, как и почему;

    · отвечать назначению и функциональным обязанностям данного руководителя и его прямых начальников;

    · быть понятной для тех, кто работает над ее достижением, реальной, осуществимой, но нелегкой;

    · обеспечивать большую отдачу от затрат по сравнению с другими возможными целями;

    · быть реализуемой в пределах имеющегося или ожидаемого объема средств;

    · исключать или делать минимальной возможность двойной ответственности за результаты совместных действий;

    · соответствовать основным принципам и методам работы предприятия (организации, учреждения).

    • Приведенный перечень правил поможет руководителю любого ранга более обоснованно определять цель, строже формулировать ее и четче доводить до подчиненных.
    • Если сущность управления заключается в целенаправленном воздействии субъекта (управляющего органа) на объект управления, то содержание управления выражается его функциями.

    14. Сущность и содержание принятия решения.

    Управленческое решение – это результат конкретной управленческой деятельности менеджера. Принятие решений является основой управления. Выработка и принятие решений - это творческий процесс в деятельности руководителей любого уровня, включающий:

    Выработку и постановку цели;

    Изучение проблемы на основе получаемой информации;

    Выбор и обоснование критериев эффективности (результативности) и возможных последствий принимаемого решения;

    Обсуждение со специалистами различных вариантов решения проблемы (задачи);

    Выбор и формулирование оптимального решения;

    Принятие решения;

    Конкретизацию решения для его исполнителей.

    Цели принятия управленческих решений

    Внимательное рассмотрение процесса принятия решений с целью его лучшего уяснения приводит к необходимости четкого определения целей и задач. Нередко цели или, во всяком случае, непосредственно связанные с ними факторы являются как количественными (объективными), так и качественными (субъективными). В этих случаях для применения научных методов принятия решений нужны зрелость суждений и дальновидность, а также аналитическое и математическое мастерство.

    Следует помнить, что иногда для достижения поставленной цели требуется установить баланс между двумя или большим числом рассматриваемых факторов, причем в определенных ситуациях некоторые из них будут входить в задачу как ограничения, а не как компоненты поставленной цели.



    Бизнес идеи