Профессиональный и карьерный рост. Чем отличается карьерный рост от профессионального? Профессиональный рост и профессиональное развитие

Время чтения 10 минут

Никто не станет спорить о том, как важен личностный рост в профессии. Если человек занят любимым делом, у него появляется чувство самоуважения, он способен видеть мир в более ярких тонах. Каждому человеку, чтобы найти себя, нужна как поддержка семьи, так и самореализация в работе.

Сейчас эксперты по профессиональному определению выделяют следующие критерии удачного карьерного выбора: это сочетание интересов человека, его интеллектуальных возможностей, личностных характеристик, а также потребностей рынка труда. В этой статье мы рассмотрим связь социального статуса с профессиональным уровнем, роль способностей в построении карьеры, методы саморазвития в профессии.

Профессиональный рост, возраст и статус

Разговор о профессии охватывает достаточно продолжительный период жизни. Некоторые считают, что о проблеме самоопределения можно судить, начиная от возникновения первых мыслей на тему «Кем я стану, когда вырасту?» и вплоть до того момента, когда человек прекращает трудовую активность, переставая быть личностью.

Процесс личностного и профессионального роста, становления карьеры, с одной стороны, тесно связаны с возрастом человека. Принадлежность к возрастной категории часто означает не столько биологический возраст, сколько положение в иерархии. Слово «отрок» на Руси имело следующие значения: «слуга», «раб», «воин княжеской дружины». Такая связь существует и между профессиональными навыками и возрастом. Солдат, который отслужил два года, не зря называется «дедом». Для умаления и подчеркивания незрелости, напротив, используют другие слова – «салага», «малец», «зеленый».

Психологическая наука накопила немало знаний о том, какие факторы влияют на личностный рост в профессии. На жизненном пути человек подвергается воздействию разнообразных факторов, но определяющее значение имеют три из них .

Это биологический фактор (наследственность, возраст, состояние здоровья), социальная среда (начиная от семейного окружения и заканчивая государством), активность личности (зависит от самооценки, уровня притязаний и пр.)

Профессиональное развитие человека разбивается на категории, соответствующие возрасту либо стажу. Например, выделяют следующие стажные категории : от 1 до 5 лет (первая), от 6 до 10 (вторая), от 11 до 15 (третья), и так далее. Популярностью пользуется и рассмотрение этапов, длящихся по 10 лет.

Также о профессиональном развитии говорят без привязки к определенному сроку, выделяя студентов, специалистов, пенсионеров. Каждый этап профессионального становления заканчивается кризисом – происходит переосмысление своей профессиональной деятельности, выбор новых путей самореализации.

Интересы, склонности, способности…

Термины «склонности» и «интересы», хотя они и связаны между собой, являются разными понятиями. Интерес к предметной области может порождать склонность. Некоторым людям нравится музыка – они проявляют к ней интерес. Но один человек будет склонен исполнять музыкальные произведения, другой обнаружит в себе композитора, третьему понравится преподавать игру на инструменте детям.

Различна деятельность радиомонтажников, инженеров, настройщиков аппаратуры, несмотря на то, что их интересы лежат в одной профессиональной плоскости. Если интересы обладают динамикой, могут меняться на протяжении жизненного пути, то склонности говорят о заложенных способностях, являясь более устойчивыми.

Исследователи считают, что каждая профессия требует от человека определенных склонностей, набора качеств – они определяют, пригоден человек к этой профессии, или нет. Способности также облегчают личностный рост в профессии, прохождение всех этапов карьерного пути.

В обыденной жизни слово «способности» может наделяться разным смыслом. Иногда говорят о физических возможностях человека: «Он способен пробежать 10 километров». Иногда – об интеллектуальных – «Он не способен решить это уравнение». Но в психологии к категории способностей относят только те свойства, которые являются психологическими и которые варьируют от человека к человеку. Например, каждый человек умеет разговаривать и способен к прямохождению. Однако речь не относят к категории способностей, она не является психологическим свойством. Прямохождение свойственно всем людям, поэтому оно не относится к способностям. Это качество не варьируется.

Личностный рост в профессии будет очень затруднен без наличия у человека определенных задатков. Поэтому круг умений ограничивают только теми, которые будут приносить человеку пользу во время работы. Неспособные люди отличаются от способных. Последним освоение профессии дается легче и быстрее, результаты их работы – качественнее.

Способности являются комплексным образованием. Они включают не только природную предрасположенность к деятельности, но и уровень развития личности. Если возникают сложности с определением своих наклонностей, можно обратиться к психологу, специализирующемуся на профориентации, или же к представителям профессии «Тренер личностного роста». Тренинги помогают узнать о себе немало новой информации.

Способности и личностный рост в профессии

Однако способности еще не являются гарантом того, что человек будет иметь успех на своем поприще. Они являются некой потенциальной возможностью того, что может произойти, а, может быть, и нет. Способности можно сравнить с зерном. Внутри него заложены все свойства, которые позволят ему вырасти, стать колосом. Однако для того, чтобы это произошло, должны соблюдаться немало условий. Точно также наличие у ребенка музыкальных талантов еще ни в коей мере не говорит о том, что он станет великим музыкантом. Если не будет адекватных условий – возможности заниматься творчеством, благоприятной атмосферы дома, специального образования – расположенность к музыке заглохнет, никогда не став чем-то большим.

Кроме этого, наклонности могу реализовываться по-разному. Общительный человек, обладающий задатками лидера, может провести полжизни в недостойной компании; или же его заинтересует профессия «тренер личностного роста». Увлекающийся преступным миром может нарушить закон и получить срок заключения, а может стать следователем уголовного розыска. Мы никогда не узнаем об истинном количестве одаренных людей и гениев, которые не были признаны обществом.

Пока человек не осваивает определенные навыки, самореализация остается для него недоступной. Способности могут быть обнаружены только в процессе деятельности личности. По мере же освоения новых знаний формируется личность. Никак нельзя обнаружить у ребенка способности к математике, если не дать ему возможности обучиться числам, математическим правилам.

Если человек не справляется с учебой или рабочей нагрузкой, это не всегда говорит об отсутствии способностей. Возможно, ему необходимо дольше времени на освоение нужных навыков и умений. Однажды В. Немировичу-Данченко задали вопрос: каждый ли может освоить режиссерскую профессию? На это драматург и режиссер ответил: каждый, однако одному потребуется для этого три года, другому – три десятка лет, а третьему – все триста.

Наследственность и одаренность

Существует тип семей, где родителей слабо интересует самореализация ребенка, его личные предпочтения и склонности. Родители говорят ребенку: «В нашем роду все были врачами», «Ты пойдешь по стопам отца» и т. д. Таким детям впоследствии бывает очень тяжело поменять свой карьерный путь.

Однако этот подход не является полностью безосновательным, хотя сама по себе ситуация с подобными семьями требует психологического вмешательства. Мнения о наследуемости способностей придерживался еще Платон. Он был уверен, что способности имеют исключительно биологическое происхождение, и зависят только от того, кем были родители ребенка. Обычно, чтобы доказать наследуемость талантов и способностей, указывают на их проявление в раннем детстве. Ведь воздействие воспитания и обучения еще не столь сильно у маленьких детей, чтобы определить проявившиеся таланты.

Известно, что у Моцарта способности к музыке проявились уже в возрасте 3 лет. У Гайдна – в 4 года. Идеи наследования способностей придерживался английский ученый Ф. Гальтон. По его мнению, этот подход был логическим продолжением теории эволюции Дарвина.

В исследованиях, посвященных наследуемости талантов, особенно поразителен пример семьи Баха. Музыкальные способности в семье Бахов проявились в 1550 году. Т. Рибо в своей книге «Наследственность душевных расстройств» писал о том, что булочник В. Бах снимал напряжение после работы при помощи пения и музыки. У булочника было два сына, с которых начался род музыкантов. Всего в немецкой семье было 60 музыкантов, и 20 из них достигли значительных высот. Лишь И. С. Бах стал известен на весь мир.

Также учеными был установлен любопытный факт: Л. Н. Толстой и А. С. Пушкин были дальними родственниками. Их прабабушки – Ольга и Евдокия Трубецкие – были сестрами.

Пятеро выдающихся представителей немецкой культуры также были связаны родственными связями. Это Иоганн Шиллер, произведения которого стали частью всемирной драматургии; поэт Фридрих Гельдерлин; Гегель и Шеллинг, стоявшие у истоков классической немецкой философии; а также ффизик-теоретик Макс Планк. У всех этих людей был один предок – Иммануил Кант.

Развитие профессиональных способностей

Регулярное занятие определенным видом деятельности способствует тренировке психических функций, обеспечивает стабильный личностный рост в профессии. Было установлено, что уже на первом этапе профессионального становления молодые психиатры развивают способность чутко улавливать эмоциональное состояние больного. Для определенных навыков наиболее сензитивными оказываются определенные возрастные периоды. Отечественный психолог Б. Г. Ананьев установил, что лучший возраст для развития способностей к запоминанию – это 18-24 года, а также 29-33 лет.

Интересные исследования были проведены психологами университета в Бристоле. Проработав порядка 5 лет на борту самолетов, бортпроводницы начинали жаловаться, что им сложно ориентироваться в пространстве и запоминать новую информацию. Психологи обследовали стюардесс до 28 лет, и сделали выводы: их объем мозга действительно уменьшен, а когнитивные способности ослаблены. Здесь разумно утверждать, что немолодые бортпроводницы мыслят хуже, чем их более юные коллеги, и не совсем понятно, кто кого обязан обучать.

К 30 годам постепенно человек освобождается от иллюзий и чувственных бурь, начинает смотреть на события жизни более реалистичным взглядом. Исследователи отмечают, что 15-17-летние юноши, которые были склонны к опрометчивым и даже предосудительным действиям, к 30 годам становятся организованными и вполне компетентными людьми. В 30 лет человек впервые подводит итоги: молодость миновала, и теперь впереди – серьезная жизнь. Если ранее выбор пути был совершен правильно, то теперь человек не думает о смене занятий, он продолжает свой профессиональный рост.

А в каком возрасте можно забыть о карьере?

Самое известное несчастливое число – «13» – в последнее время с успехом можно заменить на «45». Этот возраст прочно осел в сознании народных масс, как своеобразная граница «до» и «после». Уже не первое поколение оказалось под влиянием бесчеловечного явления эйджизма – дискриминации по возрасту. Несмотря на это, постепенно поколение, для которых карьера заканчивается в 50 лет, сменяется другими людьми, которые упорно не желают стареть ни в 50, ни в 60, ни в 85. Это говорит о прогрессе.

По мнению некоторых ученых, этап молодости длится от 25 до 44 лет. За ним следует средний возраст, длящийся до 60. Однако жизнь в российских условиях имеет некоторые особенности. Они тормозят личностный рост в профессии, не позволяют сравнивать развитие людей одной возрастной категории, живущих в разных странах. Например, пенсионный возраст у немки составляет 67 лет. В 50 лет жительница Германии чувствует себя на пике карьеры – ведь до пенсии ей еще целых 17 лет. Для сравнения, в России ощущение «осталось 17 лет до пенсии» возникает уже в возрасте 38-40 лет.

Ученые отмечают, что тренд стремления к молодости и к тем возможностям, которые она дает, становится все более устойчивым. Многие понятия сейчас уходят в прошлое – например, сложно назвать «домохозяйкой» ухоженную женщину, которая помимо домашних хлопот успевает вести свой бизнес. А профессиональное развитие тех, кто сейчас очень молод, будет продолжаться в течение всей жизни – возможно, в будущем исчезнет и понятие пенсии.

Саморазвитие в профессии

Люди, занимающиеся умственным трудом, хорошо осознают необходимость самосовершенствования. Не всегда, однако, у них получается достичь определенного результата – намерения так и остаются намерениями.

Личностный рост в профессии можно значительно ускорить при помощи специальных методов. Они являются двигателями саморазвития даже в тех случаях, когда уровень мотивации оставляет желать лучшего. Рассмотрим эти методы.

1. Оценка и контроль профессиональных качеств, приобретенных навыков.

Оценивать прогресс можно при помощи ведения регулярных записей, или используя специальные тесты. При этом важно не измерение приобретенных навыков, а наблюдение за положительной динамикой, качественными достижениями. Так можно отслеживать личностный рост в профессии, его реальные показатели. Самооценка приобретенных качеств не должна проводиться с помощью самонаблюдения – для этого лучше использовать специальные инструменты. Планирование также является одной из форм контроля.

2. Составление профессиональных целей.

Создание целей и периодическое их редактирование помогают лучше осознать свои внутренние мотивы – понять, зачем необходимо профессиональное развитие, чего оно позволяет добиться.

3. Развитие мотивации.

Необходимо брать на себя полную ответственность за собственную жизнь и карьеру. Чем больше контроля человек ощущает над собственной жизнью, тем счастливее и продуктивнее он становится. Также необходимо прорабатывать психологические установки относительно кризисов. Трудные периоды нередко несут в себе возможности для развития. В особенности необходимо поддерживать высокий уровень мотивации тем, чья работа связана с общением: это работа преподавателя, HR-менеджера, профессия «тренер личностного роста».

4. Самодисциплина.

Минимальный срок для того, чтобы стать профессионалом, составляет от 3 до 5 лет. Успех не приходит случайно, он представляет собой следствие сделанного человеком выбора. Поэтому для того, чтобы достичь профессиональных высот, просто необходимо развивать имеющиеся навыки.

Заключение

Мастерство дает человеку возможность повысить самооценку, наполнить жизнь смыслом, обрести социальный статус. Самореализация и развитие заложенных в человеке способностей, происходит через профессиональную деятельность. Таланты не могут реализоваться самостоятельно – для этого необходимо благоприятное окружение. Каждый человек ответственен за то, чтобы его умения и навыки нашли приложение. Личностный рост в профессии открывает перед человеком широкие горизонты для достижения поставленных целей, реализации своего потенциала, преобразования жизни.

Определение карьерного роста

Не секрет, что современная система повышения квалификации работников образования очень быстро развивается, улучшается, обновляется. Почти все ориентируется на энергичностью самого преподавателя, которая, в свою очередь, конкретно зависит от его собственных карьерных устремлений, установленных профессиональных целей и задач, личных потребностей.

Карьерный рост можно определить по-разному, но в самом общем виде под ним подразумевают преднамеренно избранный и реализуемый работником путь должностного либо профессионального продвижения, что гарантирует профессиональное и социальное самоутверждение человека в согласовании с уровнем его квалификации. В психолого-педагогической науке проблемой карьерного роста занимались Э.Шейн, М. В. Александрова, Д. А. Аширов, В. Г. Поляков, Б. З. Вульфов, С. Д. Резник и др. Достаточно обстоятельно разработана концепция карьеры в менеджменте организации. Так, к примеру, в 1971 г. доктор Массачусетского института технологии Э.Шейн внес предложение рассматривать карьеру в организации в виде трехмерного конуса. Э.Шейн выделяет, что планирование карьеры – это медлительный процесс становления профессиональной самоконцепции и самоопределения в определениях личных возможностей, талантов, мотивов, потребностей, взаимоотношений и ценностей. Успешная карьера находится в зависимости не только от побуждений и мотиваций на той или другой личности, но и от возможностей.

В отечественной педагогике до недавнего времени понятие «карьера» фактически не использовалось, и в основном слово «карьера» обладало негативным смысловым оттенком. В последние годы данный негативный оттенок стал пропадать. В данный момент человек, «делающий карьеру», рассматривается скорее как имеющий ориентацию на реализацию личного и профессионального потенциала.

Длительное время удачной считалась лишь та карьера, которая подразумевала перемещение вверх. Но для одного человека успех это продвижение сообразно восходящим ступеням иерархии, для иного – вероятность творчества и мастерства в рамках занимаемой должности. Поэтому сейчас слово «карьера» вообщем и в системе воспитания в частности понимается в 2-ух смыслах: а) вертикальная карьера, преполагающая продвижение вверх по служебной лестнице; б) горизонтальная карьера, отражающая продолжение профессиональных способностей преподавателя в отсутствии изменения его места в иерархии служебных должностей. Ряд исследователей считают, что горизонтальная и вертикальная карьеры – это не только различные методы жизни в профессии, но и различные методы жизни вообщем.

Профессиональный рост по горизонтали сопровождается ощущением профессиональной самостоятельности, самоорганизованности и неисчерпаемости занимаемой должности. Образцом горизонтальной карьеры может служить усвоение нетипичных для педагогов компетенций. Педагог английского языка создает собственный интернет-сайт, на котором разговаривает со своими слушателями, тем самым увеличивая свойство обучения предоставленного курса увеличения квалификации. Другой преподаватель осваивает новейшие технологии и достигает такого, что становиться создателем мультимедийного электронного учебника.

Горизонтальная карьера педагога может развиваться при конкретных организационно-педагогических критериях, к которым относятся:

  • точка зрения руководителя;
  • наличие внешних характеристик успешности перемещения в специальности (заслуги, итоги научно-исследовательской деятельности и др.);
  • наличие адекватной системы оценивания, ее соотнесение с ценностями определенного работника;
  • помощь и стимулирование творчества;
  • формирование рефлексивно-творческих свойств.

Конкретно сейчас, когда удачно реализуется Государственная программа становления воспитания на 2011-2020 годы, раскрываются огромные способности для тех преподавателей, кто не хочет покидать любимую работу, кто искренне любит учить и понимает, как это делать мастерски. Осуществление предоставленной программы создает такие условия для возможностей карьерного роста, как стимулирование преподавателей, деятельно внедряющих современные образовательные технологии; муниципальная помощь молодых и профессиональных преподавателей; одобрение наилучших преподавателей. А это, в свою очередь, провоцирует преподавателей к изучению новейших способов методической работы, научному изучению, осознанию значимости своей практической деятельности.

В последнее время существенно повысилось количество педагогов, решивших заняться научно-исследовательской работой, что также содействует их карьерному продвижению. Естественно, пока данный признак еще сравнительно невелик в системе повышения квалификации, однако подъем численности преподавателей, жаждущих нарастить собственную компетентность через научно-исследовательскую активность, значительно возрос.

Это только некоторые возможности карьерного роста современного преподавателя. Очевидно, имеется и другие пути становления и развития карьеры в системе образования, так как карьеру нужно рассматривать не только как восхождение по административной лестнице, а как вероятность стать успешным специалистом в собственной деятельности.

Профессиональный рост

Рассматривая карьерный рост преподавателя как динамический процесс, необходимо подметить, что он напрямую связан с профессиональным ростом как личной готовностью к саморазвитию и самосовершенствованию в рамках имеющейся профессиональной деятельности. Под профессиональным ростом понимается развитие, интеграция и осуществление в педагогическом труде профессионально важных личных свойств и возможностей, профессиональных познаний и умений, функциональное высококачественное преображение человеком собственного внутреннего мира, приводящее к сознательно новому способу жизнедеятельности.

Главная роль в профессиональном росте принадлежит лично преподавателю, его ожиданиям, представлениям о своём трудовом будущем.

Сейчас карьера преподавателя требует особенного внимания. Прогрессивному сообществу небезразлично, кто будет работать с учителями: бесстрастный к занятию исполнитель либо стремящийся к наибольшему выявлению собственного творческого потенциала профессионал. Этим продиктована необходимость исследований и реализации в образовательной сфере концепций, программ и моделей проектирования карьеры профессорско-педагогического состава ИПК, нацеленных на помощь, сопровождение, побуждение и использование всех реальных способностей его карьерного роста.

Можно выделить следующие ступени профессионального роста учителя: педагогическая умелость, мастерство, творчество, новаторство.

Педагогическая умелость - это та база мастерства учителя, в отсутствии которой невозможно действовать в школе. Она основывается на необходимой теоретической и практической подготовке учителя, которая обеспечивается в педагогических учебных заведениях и продолжает отшлифовываться и улучшаться в школе.

Следующей ступенью профессионального роста учителя считается педагогическое мастерство. Педагогическое мастерство как высококачественная характеристика учебно-воспитательной деятельности учителя - это доведенная им до высочайшей степени совершенства учебная и воспитательная умелость. Естественно, для выработки педагогического мастерства преподаватель обязан владеть необходимыми природными данными, неплохим голосом, слухом, наружным обаянием и т.д. Но, невзирая на принципиальный смысл этих природных, личных данных, способствующих удачной педагогической деятельности, определяющую роль играют обретенные свойства.

Существенной спецификой обладает педагогическое творчество. Педагогическое творчество включает в себе конкретные составляющие новизны, однако чаще всего данная новизна связана не столько с выдвижением новейших мыслей и основ изучения и обучения, сколько с видоизменением способов учебно-воспитательной работы, их конкретной модернизацией.

Высшим уровнем профессиональной деятельности учителя считается педагогическое новаторство. Педагогическое новаторство включает в себя внесение и реализацию новейших, современных мыслей, основ и способов в процесс изучения и обучения и существенно изменяет и увеличивает их качество.

Ошибочно думать, что профессиональный рост провоцирует карьерный – это не всегда так. И тем более, это не одно и то же.

Хотя оба термина подразумевают персональную эволюцию, развитие в рабочей плоскости и освоение новых вершин, между ними есть различие. Это движение в разных направлениях – вверх, вглубь и иногда даже вширь.

В самом начале трудовой деятельности человек должен трезво оценить свой потенциал, взвесить свои желания на одной чаше весов и черты характера – на другой, и выбрать свой единственный путь.

Профессиональный путь движется линейно, а не вверх . При этом издалека может показаться, что человек стоит на месте, застыл и не интересуется карьерными ступеньками.

Однако его развитие идет либо в глубину специальности, либо в сторону наращивания собственных компетенций. Как правило, выбирают одну ветвь, не пытаясь освоить их параллельно.

Погружение вглубь профессии дает максимальное понимание одного из ее направлений: как итог, человек становится единственным узконаправленным специалистом в своем городе.

Он бонусом получает круг верных клиентов – поклонников его профессионализма. Такие люди всегда востребованы: они умеют добиваться отличного неповторимого результата с минимальными затратами!

Увеличение своей компетентности позволяет освоить профессию со всех углов, ракурсов и сторон, во всем ее великолепном многообразии, и стать поистине мастером на все руки.

Фактически, работник повышает уровень всех имеющихся в его арсенале компетенций, относящихся к конкретной специальности, и становится более совершенным, «универсальным солдатом».

Работника начинают ценить в профессиональных кругах, ему предлагают места в других, более крупных компаниях, растет зарплата и уважение.

Профессиональный рост возможен в каждой специальности и неминуемо приводит к улучшению условий труда .

Так, переводчик, просто владеющий двумя языками, всегда уступит человеку со знанием экономического, медицинского и бизнес-лексикона, с углубленным пониманием диалектов и практикой быстрых переводов в полевых условиях.

Чтобы научиться делать что-то лучше, качественнее, современнее, быстрее других, нужно потратить время на самосовершенствование .

А именно на дополнительное образование, практику в столичных компаниях, иностранные стажировки, семинары, мастер-классы, общение с умудренными опытом профи и изучение литературы.

Многие фирмы самостоятельно занимаются повышением квалификации сотрудников – устраивают тренинги, оплачивают курсы, приглашают специалистов из других стран на обмен опытом.

Если вы стремитесь к профессиональному росту (а заодно хотите быть замеченным руководством), от таких возможностей нельзя отказываться!

Карьерный рост подразумевает поэтапное движение вверх . С каждой новой ступенью увеличивается широта полномочий и зона ответственности, повышается репутация, социальный статус и зарплата, появляются определенные привилегии.

Чтобы соответствовать очередной новой роли, человек обязан постигать незнакомые азы разных профессий, получать новые компетенции.

Ему приходится глубже вникать в процессы, далекие от его персональной специализации, разбираться в функциях других, видеть картину целиком, движение всех шестеренок в конкретном бизнес-механизме.

С каждым шагом ввысь кругозор претендента на более высокую должность расширяется. Вместе с ним растет управленческая компетентность, умение руководить людьми и трезво оценивать результаты труда.

Начинать движение вверх следует постепенно : это по силам всем, а не только избранным. Обычный офисный работник может вложиться в дополнительное образование и расширить зону своих интересов.

Со временем он подключит к своему резюме «дополнительные опции» – документоведение, экономику, менеджмент, юриспруденцию, иностранные языки, программирование, владение техникой.

И в итоге для него найдется другая, более оплачиваемая должность, которая ждала именно подобного набора компетенций, а его коллеги останутся сидеть за своими компьютерами за небольшой оклад.

Со временем он вырастет в большого босса и осуществит мечту.

Карьерный рост считается более престижным, он заметен сразу и издалека: был человек обычным клерком и вдруг – начальник отдела, а затем и замдиректора. Вот это взлет!

Однако чтобы удержаться на высоком посту и не оступиться, придется продолжать свое внутреннее развитие и крепко держаться за кожаное кресло.

Вместе с тем, профессиональный путь более стабилен и надежен: узкие специалисты всегда востребованы, что гарантирует постоянную клиентуру, адекватную умениям зарплату и уверенность в «завтра».

5 выбрали

На первый взгляд, они, эти понятия рабочего роста, и правда схожи - и то, и другое означает развитие, повышение собственного уровня, покорение новых вершин. И все же это разные вещи, хотя, безусловно, и взаимосвязанные. И карьерный рост может стать следствием профессионального, и профессиональный - прийти за компанию с карьерным. Посмотрим повнимательнее: чем более широкое освоение своей профессии отличается от построения карьеры. И как заставить одно служить во благо другого.


Мастер своего дела

Прекрасное и гордое звание профессионала в наши дни раздается и присваивается бездумно и порой бессовестно. Для некоторых достаточно звонкой надписи на визитке и пожалуйста - перед нами профи! Однако настоящий профессионал - это вовсе не обязательно тот, кто прошел путь от ассистента до ведущего менеджера (история знает множество примеров повышений, как логичных, так и не подлежащих рациональному объяснению) . Профессиональный специалист - это, в первую очередь, тот, кто не просто освоил, но непрестанно продолжает познавать выбранный вид деятельности. Не просто поддерживает достигнутый уровень, но и стремится повысить свою квалификацию. Такой сотрудник компетентен во всех задачах и процессах, которые необходимы для осуществления его деятельности, способен эффективно анализировать ситуацию, координировать коллег, задействованных в проекте.

Как становятся профессионалом? Разумеется, изучают дело. И изучают с самых базовых этапов. Какие-то профессии требуют, естественно, соответствующего высшего образования. Иные можно начать постигать во время стажировки или практики: мало, что ли, хороших спецов, которые много лет успешно работают не по полученной в вузе профессии?

Но заметьте: процесс обучения для настоящего профессионала не прекращается никогда! Он всегда находится в поиске новых идей, новых решений, изучает направления и инструменты, которые со временем появляются благодаря опыту коллег по цеху. Его работа - его призвание.

Вы скажете, что нелюбовь к своей работе вовсе не означает, что человек в ней плохо разбирается? Разумеется! Но на мой взгляд, настоящий профессионал должен получать удовольствие от того, чем он занят. А если же человек чувствует усталость (ту, от которой уже не спасают ни отпуск, ни длинные новогодние каникулы), ему все надоело и кажется, что он уперся головой в невидимый потолок, возможно, ему пора вырасти карьерно.

На ступень выше

Карьерный рост подразумевает, что сотрудник переходит на более высокую должность. Сначала у него увеличивается зона ответственности, функционал дополняется новыми полномочиями, растет заработная плата . Затем у него могут появиться подчиненные, работой которых он управляет. Результаты деятельности команды - это индикаторы успешного выполнения им своих обязанностей.

Само собой, вместе с повышением статуса и изменением записи в трудовой книжке на более престижную должен расширяться и профессиональный кругозор. Однако его качество отличается от кругозора рядового сотрудника. Грамотный руководитель не всегда разбирается во всех нюансах и тонкостей своих "младших" коллег. Однако именно он должен уметь создать такие условия для своего коллектива, в которых каждый сможет по максимуму использовать свои способности . Грубо говоря, если вы директор ЖЭКа, вы не обязаны уметь чинить кран сами. Но вы должны знать, как организовать работу вверенной вам организации так, чтобы в штате всегда был дежурный сантехник и чтобы в доме, где случилась авария, ее последствия были устранены в кратчайшие сроки и наилучшим образом.


С места в карьер

Идеальный расклад - это когда карьерный и профессиональный рост постоянно пересекаются и переплетаются так же, как упругие пряди волос формируют тугую косу. Так, когда руководство замечает, что сотрудник более качественно, чем другие, выполняет свою работу, его знания превышают необходимый минимум, его рекомендуют друг другу клиенты и партнеры организации, коллеги часто обращаются к нему за советом, а предлагаемые им идеи чаще всего отвечают всем нуждам бизнеса - логично не ждать, пока такой ценный кадр найдет применение своим талантам "на стороне", а перевести его на более высокую позицию, мотивируя открывающимися перспективами и увеличением заработка.

Так ли нам необходим карьерный рост? На первый взгляд, это достаточно странный вопрос, особенно, если он задан в коллективе молодых и амбициозных людей. И ответ вроде бы очевиден. Ну кто же не жаждет быть успешным в своей карьере? Это абсолютно естественно, что каждый хотя бы раз задумывался о своем карьерном росте. Я бы сказала, что практически нет человека, который бы не планировал построить успешную карьеру в начале своего трудового пути. Вторым после уровня зарплаты фактором, который мы оцениваем при устройстве на работу, является именно возможность карьерного роста. И это правильно! Это здоровое стремление для амбициозных, перспективных, умных и способных людей. Но, тем не менее, вопрос этот у меня все-таки возник. Сразу хочу заметить, это не анализ какой-то конкретной ситуации или четкая характеристика процессов, это одна из точек зрения, основанная на среднестатистичких ситуациях, которую не стоит расматривать как единственную истину и неоспоримое правило. Итак, давайте разбираться, а так ли нужна нам карьера или мы хотим что-то другое?

Карьерный рост

Прежде чем ответить на тот вопрос, давайте разберемся, что же такое этот самый рост и почему мы к нему стремимся.

Когда мы говорим о карьере, мы условно имеем в виду не только повышение в должности и ответственности, но и повышение оплаты труда, социального статуса, получение привилегий и пр.

Определения карьеры и карьерного роста звучат так:

  • Карьера- это успех, продвижение по карьерной лестнице. Другими словами, это результат определенного поведения и позиции человека в трудовой деятельности, связанный с его профессиональным ростом. Каждый человек строит карьеру сам, и это зависит от его желаний, целей и установок.
  • Карьерный рост - это расширение полномочий и ответственности сотрудника, движение вверх, переход с одного уровня управления на другой.

Карьерный рост это закономерный процесс для развивающихся профессионалов. Это в идеале. А всегда ли это происходит именно так?

Итак, движение вверх! Молодой специалист приходит на свою первую работу (если мы говорим об ИТ) и начинает строительство своей карьеры с junior специалиста. Работает, развивается и потихоньку карабкается вверх, становится специалистом уровня middle, потом senior, а может даже и team lead.... Потом понимает, что эта работа его уже не устраивает, потому что карабкаться некуда, все уже занято и не известно, когда освободится (особенно это касается небольших и средних ИТ компаний). Он начинает искать другие возможности. Другую возможность он видит, как правило, в смене компании.

Теперь уже проще найти новую компанию, уже есть опыт работы, багаж знаний и арсенал навыков. Очень часто, правда, случается так, что новая компания не готова брать на должность выше, так как, по их мнению, багаж легковат, а арсенал не такой уж и полный, поэтому предлагается должность пониже (но есть бонус в зарплате). Да это и не важно!!! Ведь молодой специалист опять начинает свое движение вверх. Очень часто, на этой компании также дело не заканчивается, ведь там тоже есть потолок...

Какой-то замкнутый круг. Другими словами, все, что нас привлекает, именно в карьерном росте, это повышение оплаты труда и приобретение регалий или определенного положения или статуса, ну или, в крайнем случае, полномочия, позволяющие править (такое тоже имеет место быть). Карьерный рост просто заметен окружающим невооруженным глазом вот и все! То есть мы размениваемся и теряем время просто для того, чтобы окружающим было заметно, что мы двигаемся вверх. Об этом ли мы мечтали, на заре своей трудовой деятельности? Удовлетворить свои амбиции или самоутвердится в глазах окружающих?

Сразу возникает справедливое замечание о том, что с карьерным ростом приходит и профессиональный, а значит мы развиваемся. Ведь именно отсутствие развития профессионального и личностного тяготит больше всего и именно из-за отсутствия такого развития человек чувствует себя несостоявшимся, неудовлетворенным своей работой, ненужным в этой среде. Не отсутствие карьерного роста, а отсутствие профессионального развития заставляет нас искать новую работу. Поэтому такое утверждение не совсем верно. Карьерному росту не всегда соответствует профессиональный, и часто карьерный рост также не приносит удовлетворения (это понимание приходит со временем, когда проходит эйфория от новой атмосферы), потому что это не тождественные понятия (карьера и профессиональный рост), это процессы параллельные и могут двигаться в противоположные стороны. Ведь, правда, ну кто из нас никогда не сталкивался с руководителем полным бездарем, самодуром и с совершенно несоответствующими своему положению знаниями и навыками? В какую сторону ушел его профессиональный рост?

Чтобы более наглядно это продемонстрировать давайте разберемся, что такое рост профессиональный и сравним его с карьерным.

Профессиональный рост

Профессиональный рост - это рост профессиональных знаний, умений и навыков, признание профессиональным сообществом результатов труда человека, авторитета в конкретном виде профессиональной деятельности.

Профессиональный рост не так заметен, как карьерный, его можно заметить по более качественному и быстрому выполнению поставленных перед специалистом задач, по росту его показателей, по повышению востребованности среди клиентов и т. д. Профессиональный рост, как правило, не сопровождается повышением статуса, зарплаты и пр. Хотя для руководителей специалисты, которые развиваются профессионально, более востребованы, и в конце концов получают то, к чему стремятся карьеристы — хорошую зарплату, должность, а самое главное приобретают профессиональный авторитет.

Именно потому, что большинство людей путают или смешивают понятия карьерного и профессионального роста, они начинают неправильное движение. Некоторые настолько зациклены на карьерном росте при непонимании сути этого процесса, что совершенно неадекватно оценивают свои успехи и стремления в профессиональной плоскости.

Здесь опять возникает закономерное замечание по поводу того, что ведь есть же предел и профессиональному росту? Не могу с этим согласиться. Нет предела совершенству. Развитие профессиональное может осуществляться в нескольких направлениях, причем вы сами определяете это направление. Развиваться можно вглубь профессии, становясь уникальным, неповторимым знатоком своего дела, востребованным профессионалом или же расширять свою профессиональную компетентность и осваивать профессию в целом и получать при этом навыки и знания для решения сложнейших задач, осведомленность обо всех процессах, возможность качественно анализировать свои и чужие действия/операции. Карьерный же рост требует не столько повышения уровня имеющейся компетенции, сколько получение новых компетенций. И это не процесс ради процесса как у профессионалов, а процесс ради необходимости.

Куда расти?

Как видим понятия эти совершенно разные. Не лучше и хуже, а разные. И только мы сами можем выбрать, что нам необходимо: зарплата, регалии, положение, признание, знания, авторитет и т. д. Самое важное не путать эти понятия, тогда понимание наших потребностей приобретет более четкие очертания.

При правильном подходе профессиональный рост действительно сопровождается карьерным, и тогда довольны остаются все: специалист, получивший заслуженное повышение, и работодатель, получивший ценного сотрудника. И я еще раз хочу подчеркнуть не карьерный рост сопровождается профессиональным, а именно профессиональный — карьерным (в большинстве случаев). Это важно осознавать.

Часто специалисты жалуются, что на текущем месте работы возможности профессионального роста им недоступны. Однако, если посмотреть «глубже», может оказаться, что это далеко не так. Ведь критерии своего профессионального роста каждый специалист определяет самостоятельно.

Так, для одних профессиональный рост — это достижение целей с минимальными затратами ресурсов, для других — признание в профессиональных кругах, третьим важнее всего повышение заработной платы, четвертым важно иметь рычаги воздействия на подчиненных. Поэтому важно установить определенные критерии профессионального роста именно для себя, чтобы понять, насколько активно происходит профессиональное развитие и происходит ли вообще.

Вот несколько простых вопросов:

  1. Приносит ли вам удовлетворение то, чем вы занимаетесь, правильно ли вы выбрали профессию?
  2. Считаете ли вы полезной для себя и других ту деятельность, которой занимаетесь?
  3. Чувствуете ли вы, что внутри выбранной деятельности еще есть место для личностного и профессионального роста для вас?
  4. Вы хотите совершенствоваться и оттачивать свое мастерство?

Если вы утвердительно ответили на все, то вы занимаетесь тем, что любите, и нет никаких преград для роста и совершенствования никогда, нигде и не при каких обстоятельствах.

А для того чтобы не оказаться на месте того специалиста, который теряет время на бессмысленный танец «2 шага вперед и 1 шаг назад» определитесь, что для вас важно. Я уверена, после этого станет понятно, как двигаться дальше, развиваться и расти профессионально, чтобы неминуемо получить более высокую зарплату, хорошую должность и уважение коллег (может быть даже на новом месте работы, но планомерно и естественно) или рискнуть уже сейчас. Заодно придет и осознание того, остановилось ли ваше профессиональное развитие или оно еще и не набрало нужные обороты, есть ли, куда расти и что нужно менять.



Декларация по УСН