Как сделать вдохновение. Ловушка для музы. минут или меньше

4 выбрали

Вдохновение – это особое состояние, когда работа нас увлекает и, кажется, все получается легко и просто. Оно необходимо не только поэтам и живописцам, но и представителям многих других процессий. Но что делать, если муза давно не заглядывала к вам на чай? Можно ли ее вызвать? Давайте разбираться.

Терпение и труд

Петр Иванович Чайковский писал: "Вдохновение – это такая гостья, которая не любит посещать ленивых" . По мнению музыканта, даже если вдохновение ускользает, нельзя поддаваться лени. Муза приходит к только людям, которые много работают.

Упорно думая над какой-то проблемой, мы настраиваем мозг на ее решение. И рано или поздно оно обязательно придет к нам. Вместе с вдохновением.

Продуктивный стресс

Замечали, что муза порой приходит ровно перед дедлайном? Целую неделю человек страдает от отсутствия вдохновения, зато в последнюю ночь гениальные мысли приходят к нему одна за другой. Все дело в адреналине: он стимулирует мозговую активность и помогает, наконец, сосредоточиться на работе.

Так может, перед работой стоит немного зарядиться адреналином? Покататься на аттракционах, заняться экстремальными видами спорта, влюбиться (ну или пообщаться с любимым человеком). Да-да, любовь – это тоже адреналин .

Оранжевое настроение

Вдохновение обычно приходит, когда мы в хорошем настроении. Но человек, находящийся в творческом кризисе, изводит себя мыслями о собственной беспомощности. А такие размышления музу совсем не привлекают. Попытайтесь создать у себя позитивный настрой: прогуляйтесь, съешьте что-то вкусное, займитесь любимым делом. Просмотрите свои прошлые удачные работы – они вселят уверенность, что все получится и на этот раз.

Вспомнить все

Как вы себя чувствовали, когда вдохновение посетило вас в прошлый раз? Попробуйте вспомнить и заново пережить эти эмоции.

Вырабатывайте специальные ритуалы и якоря для вдохновения. Они помогут настроиться на работу. К такой хитрости прибегали многие известные творцы. Бетховен перед работой обливался холодной водой, Оноре де Бальзак выпивал пять чашек кофе, Гюго работал голым, Брамс чистил ботинки, а Трумен Капоте писал исключительно лежа. Писатель, который работает в одной и той же "счастливой" пижаме, знает, что делает.

Вдохновляющий пример

Изучайте чужие работы на ту же тему. Думайте о том, что бы вы сделали иначе. Творческая зависть и чувство соперничества могут стать отличной приманкой для вдохновения.

Кроме того, вдохновлять могут различные произведения искусства: книги, картины, музыка.

Ловушка для музы

Вдохновение может нагрянуть, когда его совсем не ждешь. Не упускайте музу, даже если в этот момент занимаетесь другими делами. Александр Пушкин , к примеру, всегда держал рядом со своей кроватью листы бумаги на случай внезапного вдохновения.

А у вас бывает, что вдохновение мешает спать по ночам?

Вдохновение считается неотъемлемым спутником творческого процесса. Великие люди, испытывавшие его, описывали это как некое состояние, при котором неожиданно охватывает непонятная чудодейственная сила. Поэты попадают под власть несущегося потока слов и рифм, композиторы неожиданно оказываются в мире звуков. В результате из-под их руки выходят гениальные творения. Но можно ли вызвать это необычное состояние и заставить музу работать на себя? Похоже, наука приблизилась к ответу на этот волнующий вопрос.

Муза, отзовись!

Считается, что по велению разума вызвать вдохновение нельзя, оно приходит спонтанно. Однако с этим утверждением не согласна сотрудник кафедры философии Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина Анна Слепцова, которая нашла в истории немало фактов, когда великие люди вызывали вдохновение. Если и не искусственно, то явно преднамеренно. Например, Шиллер опускал ноги в холодную воду, Бетховен бродил по полям в окрестностях Вены, математик Адамар в поисках сложнейших решений ходил вокруг стола, Гете мог творить только в герметически закрытом помещении без доступа свежего воздуха, Хемингуэй бежал из дома в шумное кафе, за столиком которого и писал рассказы, Леонардо да Винчи, для того чтобы приняться за работу, обязательно нужно было слышать звон колоколов, Гофман трудился в комнате, оклеенной черными обоями. Как видно, некоего единого, универсального способа вызвать вдохновение у великих людей не было. Наоборот, их методы зачастую противоположны. К тому же известна масса случаев, когда человека муза посещала всего лишь раз в жизни. Что же должно произойти, чтобы вдохновение снизошло на человека?

Это вознамерился узнать профессор психологии из университета Дрексела Джон Кониос. Он набрал группу добровольцев, которые должны были решать анаграммы. Часть испытуемых делала это под воздействием внезапного озарения, а другие приходили к решению, методически подбирая ответы. При помощи электроэнцефалографии и функционального магнитного резонанса Кониос вместе со своим коллегой Марком Юнг-Биманом установил, что у людей, на которых находило озарение, повышалась активность височной и лобной долей правого полушария головного мозга. Эти люди, по словам исследователей, удивительным образом переключали поток мыслей при необходимости решить новую задачу или подавляли нежелательные мысли в нужный момент. При этом ученые выяснили, что у людей, которые решали задачи методически, активизировалась зрительная кора левого полушария. Кониос уверяет, что придумал, как искусственно подводить себя к озарению. Для этого нужно... выключать левое полушарие, которое глушит правое, являясь своеобразным цензором. Чтобы произвести это действие, психолог рекомендует выполнять монотонную неинтеллектуальную работу - например, чистить ботинки, мыть посуду, тупо ходить кругами или гладить. Такая деятельность, как утверждает ученый, снижает функцию левого полушария, позволяя озарению подбираться к сознанию, минуя цензора.

Какая разница!

Вроде бы исследование дало решение загадки, как вызвать вдохновение, однако некоторые ученые утверждают, что вдохновение и творческое озарение - разные вещи. Кониос и Юнг-Биман исследовали как раз второе. В случае озарения человек неожиданно находит ответ на задачу. Но этому, как утверждает директор Института мозга человека РАН, член-корреспондент РАН доктор биологических наук Святослав Медведев, предшествует долгое обдумывание именно этой задачки, и в подсознании постепенно складывается четкая система. Она-то и дает возможность решить задачу, казалось бы, моментально. Так было у Менделеева, который увидел во сне (тогда, кстати, цензор тоже спал) строение таблицы химических элементов. Но это всего лишь конечный этап нормальной, хоть и напряженной работы мозга. Ученик в школе тоже испытывает озарение, когда находит ответ в примере, просто в зависимости от ума и таланта меняется масштаб решаемых задач, оттого одни озарения никому не заметны, а другие настолько масштабны, что могут сойти и за снизошедшее вдохновение. И все-таки это не совсем одно и то же.

«Вдохновение отличается от озарения тем, что это некое измененное состояние сознания», - поясняет Святослав Медведев. Если человек способен войти в это необычное состояние, значит, он может индуцировать в себе вдохновение. В результате он делает то, что не смог бы сделать в другое время. Например, французский офицер Руже де Лиль под воздействием лунной ночи и страстного порыва сочинил бессмертную «Марсельезу». Но сколько ни пытался творить потом, превзойти себя так и не смог.

Однако состояние сознания не может меняться просто так. Должен произойти выброс определенных гормонов, чтобы изменилась биохимическая картина мозга. Но каких именно, науке, увы, пока неизвестно. А по всей вероятности, именно за этой секретной дверцей и находится разгадка тайны феномена вдохновения. Правда, Святослав Медведев все же оговаривается, что «у каждого есть своя хитрая система изменения состояния мозга». Например, кто-то «слышит» свой будущий стихотворный шедевр, уютно расположившись у камина, а кому-то, чтобы ухватить музу, нужно привести себя в истеричное состояние.

Источник творчества

Другой, не менее интригующий вопрос, связанный с вдохновением, касается того, откуда оно, собственно, может черпаться. На сей счет сегодня высказываются совершенно фантастические предположения. Анна Слепцова предполагает, что гениальностью обладают исключительно те люди, психика которых каким-то только им известным образом связана с космическим метасознанием или они умеют настраивать свое сознание на него. Что имеется в виду? Например, некоторые исследователи творчества Ньютона полагают, что одному человеку невозможно совершить такое огромное количество открытий в разных областях математики и физики, которые сделал он. Из-за этого биографы ученого выдвигают мистическую идею о том, что его сознание, как приемник, подключалось к необъятному космическому «складу» знаний. Подобной версии существования некоего общего Wi-Fi-пространства, к которому подключены все без исключения люди, придерживается и доктор психологических наук, кандидат медицинских наук, профессор Михаил Решетников. По его словам, именно этим можно объяснить неожиданные вспышки вдохновения, заставляющие людей творить то, что в другом состоянии они неспособны сделать. Кроме того, ученый уверяет, что общее хранилище знаний как раз и приводит к тому, что некоторые гениальные идеи и решения могут приходить одновременно к совершенно незнакомым людям, находящимся в разных частях света. Вероятно, в результате некоего сбоя система управления общим сознанием выдает одинаковую информацию в два канала.

Конечно, единым космическим сознанием было бы, наверное, проще и удобнее всего объяснить феномен вдохновения. Но почему тогда оно не достается всем поровну? Анна Слепцова, исследовав жизнь и труды великих людей, отыскала качества, которыми, похоже, нужно обладать, чтобы быть с музой накоротке. В первую очередь это эмоциональность и спонтанность характера человека, его мыслей и действий. У тех, кого принято называть гениями, вероятно, проявляла себя даже сверхспонтанность. В связке с ней идет интуиция. Но два самых главных признака человека, способного поймать музу, как считает ученый, - это одержимость и стремление к превосходству. Эти качества вкупе действительно способны вызвать изменение сознания - уж больно велика их совокупная нагрузка на мозг и душу.

Однако те немногие творцы, которым дано было испытать вдохновение, на самом деле никогда не сидели и не ждали, когда оно снизойдет само. В одном из интервью писатель Георгий Вайнер признавался: «Мы с братом Аркадием никогда не рассчитывали на вдохновение. Ведь оно по большому счету редкость, состояние исключительное. Надеяться на него контрпродуктивно. Садись и колоти по клавишам - и да помогут тебе Бог, Рок, Вкус и еще тридцать три обстоятельства».

Похоже, что муза не работает на тех, кто не работает на нее.

Ольга Маховская, старший научный сотрудник Института психологии РАН, кандидат психологических наук:

Вдохновения как самоцели не существует. Это некий сопутствующий, побочный продукт в нашем взаимодействии с миром. Вызвать вдохновение - это из области обманок, заморочек для публики. Что касается приемов, которыми якобы можно стимулировать музу, например ушата холодной воды и прогулок по полям, то они могут вызывать определенную степень возбуждения. Вдохновение направлено на взаимодействие с миром, а возбуждение как раз тот процесс, который связан с физиологией человека, его положительной стимуляцией. Из-за этого у творческих людей могут быть неупорядоченные сексуальные связи или обжорство - это попытка вогнать в рабочее состояние подкорку мозга, войти в состояние пробуждения, после которого следует возбуждение, а потом третий этап - вдохновение. Правда, если не остановиться вовремя, может случиться истощение организма.

Елена Пронина, доцент факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, доктор философских наук, кандидат психологических наук:

Вдохновение нельзя вызвать когда угодно и куда угодно. Это правильное направление мысли, вызывающее творческий подъем. Чтобы это правильное направление мысли возникло, нужно несколько вещей. Прежде всего труд. Маркес говорил, что вдохновение приходит только во время работы. Также необходимы интеллект и навыки самовыражения в области, в которой творит человек. Кроме того, в этом ряду особо выделяются счастье - потому что вдохновленный человек делает общественно важную работу, и честность - чтобы не свернуть, когда бывает страшно. Вдохновение называется еще состоянием потока, когда человек забывает о времени и работает на максимальной отдаче. Это как самолет, который должен набрать определенную скорость, чтобы взлететь. Так же и у человека: он работает-работает и, если нашел правильное направление мысли, взлетит.

Понятно, что гарантированно вызвать вдохновение вряд ли получится, однако следующие практические советы могут помочь вернуть или вызвать долгожданное вдохновение:

1. Ограничьте отвлекающие факторы. Чем сложнее задача, тем тщательней нужно сосредоточиться. Но в эру современных технологий сложно работать при включенных социальных сетях, куда так и тянет магнитом. А если еще и разрывается мобильный или домашний телефон – о покое совсем можно забыть. Если дома не получается отгородиться от отвлекающих факторов, тогда идите на природу. Это может быть парк, набережная или дворик. Если не получается и там, попробуйте просто прогуляться на свежем воздухе, освежитесь. Ведь прогулки хорошо влияют на продуктивность мозга.

2. Наблюдайте. Новая идея – это комбинация и сложение хорошо забытых старых мыслей. Следовательно, чем больше таких элементов у вас есть, тем больше вы сможете выдать идей. Чтобы накопить такой арсенал – наблюдайте. Рассматривайте окружающий мир, события, явления, людей. Кладом среди источников наблюдения может быть природы. Оттуда можно черпать множество образов и форм, которые поражают своим разнообразием.

3. Литература. Читайте больше книг. Это неиссякаемый источник вдохновении и идей. С помощью книг вы пополните свой словарный запас и научитесь уделять внимание деталям. Когда открываешь новую книгу, ее истории непринужденно создают творческую атмосферу, в которой можно с легкостью творить. Ведь количество образ при чтении книги может в разы увеличивать картины реальности. Но не останавливайтесь на одном жанре.

4. Нужное время. Творить нужно в удобное время. Очень много зависит от биоритмов человека. Допустим, если вы сова, то не пытайтесь заставить мозг в 7 утра написать новую картину, и наоборот. Жаворонки не смогут создать новое стихотворения после полуночи. Спите столько, сколько возможно, и старайтесь быть в хорошем настроении. Творить на позитиве намного легче.

5. Нужен перерыв. У каждого жизни есть периоды, когда нужно срочно отдохнуть, уехать и отойти от повседневной жизни. Позвольте себе это: сходите в театр, возьмите небольшой отпуск, проведите выходные за городом, повидайте друзей. Это поможет упорядочить мысли, а новые эмоции вдохновят на творения великих дел.

6. Музыка не повредит. Любимая музыка способна направить мысли в нужное русло. Не важно, грустные треки или подвижные – главное, полностью подчиниться музыке, раствориться в ней. А если подумать над их смыслом и дать волю воображению, тогда рождение шедевра не за горами.

7. Коллекционируйте. Собирайте вещи или предметы, которые сужать для вас источником вдохновения. Это могут быть фотографии, вещи, фильмы, журналы или поделки. Когда возникает необходимость вернуть музу, просто загляните в свой архив и получите дозу творчества.

8. Не забывайте о себе. Если на душе тревога или беспокойство творить очень сложно. Нужно делать себя счастливым человеком. Делайте то, что вам нравится, проводите больше времени с семьей, не забывайте о друзьях. Не нужно накапливать проблемы в огромный снежный ком, решайте их в меру поступления.

Любому человеку, кто, так или иначе, занимается интеллектуальной работой, знакомо чувство вдохновения. Особенно людям, связанным с творческой деятельностью. Многие вообще полагают, что вдохновение приходит лишь к людям творческим, которыми они себя не считают.

Как бы там ни было, у всех нас есть одно общее – это самое вдохновение, к сожалению, приходит не так часто, как хотелось бы.

Что касается утверждения о том, что «вдохновение – зверь редкий, дикий и неприручаемый», то здесь позволю себе не согласиться. На самом деле вдохновение можно вызвать искусственно, и приёмы, используемые многими великими людьми прошлого, а также нашими современниками, подтверждают это.

Да, возможно, надо приготовиться к тому, что всё пойдёт не сразу. Это нормально. Ходить мы когда-то тоже не умели. Но наше творческое начало никуда не делось. Оно в полном порядке и ждёт, когда о нём вспомнят.

То, что мы называем вдохновением – на самом деле является одним из компонентов процесса творчества. К тому же, не самым главным.

КАК СОЗДАЮТСЯ ШЕДЕВРЫ?

  1. Сначала собирается информация;
  2. Затем происходит поиск идей. Идеи как раз часто приходят во время вдохновлённого состояния;
  3. После чего идеи обрабатываются, «перевариваются»;
  4. Оцениваются, приводятся в соответствие с целями проекта;
  5. Воплощаются в жизнь.

Как видим, самый интересный этап – реализация идей, отложен лишь на пятое место. Так, последовательно, и идёт работа над творческими проектами.

И КАК ЖЕ ПРИВЛЕЧЬ К СЕБЕ ВДОХНОВЕНИЕ?

1. Воспоминания. Надо вспомнить те моменты, когда работалось легко и радостно, будто играючи. То есть, когда у вас действительно было вдохновение.

2. Творческий ритуал. Он у каждого индивидуален. Например, Людвиг ван Бетховен обливался холодной водой, Оноре де Бальзак приступал к работе, лишь выпив 5 чашек кофе, Жан Жак Руссо стимулировал работу мозга, стоя на жаре под солнцем с непокрытой головой, а Иоганнес Брамс чистил ботинки.

Все эти действия им помогали настроиться, чтобы было легче использовать информацию из подсознания, откуда и приходят оригинальные и ценные идеи.

3. Анализ информации. После того, как вы соберёте информацию, начните её обрабатывать и продумывать, искать разные пути её использования. Часто именно в такие моменты приходит вдохновение.

4. Воображаемая Муза. Дайте волю своей фантазии и придумайте, вселите в свой внутренний мир воображаемую Музу, Героя, которому будут посвящаться ваши сочинения. Перед началом творчества обещайте себе, и даже давайте себе клятву, что вы работаете для неё (или него), для этой Музы. По её большой просьбе.

5. Расслабление. Перед умственной работой полезно бывает расслабиться и о чём-то подумать. В такие моменты могут прийти дельные мысли.

Главное, не забывать все приходящие мысли и идеи записывать. Это очень важно, поскольку оригинальные мысли и идеи могут вскоре уйти и забыться, поэтому их фиксация поможет не упустить большое количество ценной информации.

Можно записать на листе бумаги, в блокноте, в тетради, можно на диктофон. Все великие обязательно вели дневники и записные книжки, в которых фиксировали свои мысли и идеи.

Записанная мысль уже имеет совершенно другую ценность. К тому же, если регулярно просматривать и перечитывать ранние записи, сопоставляя их с теперешними, можно разработать ещё несколько новых идей!

После этого останется подумать, как всё это применить на практике, составить план применения и дерзать, заниматься их реализацией!

Теперь прямо сейчас начинайте действовать! Как вы убедились, самостоятельно вызвать вдохновение совсем не сложно. Так что практикуйтесь!

Эта, с вашего позволения, статья - просто несколько личных наблюдений и выводов Немного-неопытного-графоманчика, а не, упаси боже, свод советов (а то как рано начала советами сыпать!))) Личные наблюдения, которые, как я надеюсь, могут помочь, и ничего более.

Как начинающий графоман писатель я регулярно сталкиваюсь с проблемой отсутствия вдохновения, кое в моем деле является едва ли не главным двигателем прогресса.

Кроме моих собственных разбирательств с этим, я сталкиваюсь с разладами в отношении других начинающих авторов с их музами, а именно «родственной души» Дианы, каковая также пишет, можно сказать, коллега, правда, немного менее опытная.

  1. Как это не банально, вдохновение можно получить от музыки. Важно, чтобы оная была сильной, трогала душевные струны. Для большего эффекта я пользуюсь вакуумниками, то бишь вакуумными наушниками.
  2. Можно черпать творческие силы из окружающего мира. Природы, города, социума, в котором находитесь. Меня всегда вдохновляла первая.
  3. Призывают музу хвалебные дифирамбы на тему вашей талантливости, гениальности, неповторимости и т.д. Однако, важно не увлекаться и ко всему относиться с ноткой скепсиса, ибо немудрено схлопотать манию величия:)
  4. Вдохновлять могут чужие успехи и, как ни странно, неудачи. В первом случае срабатывает принцип соперничества и хочется добиться как минимум того же, во втором - можно убедится, что твое - не самое худшее. Мне для этих целей подходят книжки про попаданцев от Альфа-книги. Обычно в таких находится тысяча и один ляп. И совсем не обязательно читать полностью - мне хватает отрывков.
  5. На первых порах вдохновлять может одна только идея
  6. Сильные эмоции - приманка для музы. Хотя, обыкновенно, с ними нам не до того.
  7. Честолюбивые мечты - еще одна хорошая приманка, ибо хочется работать для их исполнения.
  8. Случается, что писать просто лень. Есть действенный метод (не мой): сесть на стул и, используя всю свою выдержку, «плевать в потолок» сколько сможешь. Десять минут, пятнадцать, пока сил хватит - человек не выдерживает долгого ничегонеделания и вскоре последует подъем сил, то бишь прилив энтузиазма.
  9. Бывает так, что ну совсем не пишется. В такие случаи я не прикасаюсь к рукописи около двух-трех недель. Потом, когда открываю файл с текстом, меня посещает мысль, что не так все безнадежно и вообще очень даже хорошо, потому и идеи приходят. Обычно после долгого перерыва достаточно написать абзац - а дальше только успевай за мыслью.

Муза - у каждого разная, потому и вдохновлять могут сугубо индивидуальные вещи. Меня, к примеру, запах выдержанных на советских полках книг, история, блоги именитых писателей любимого жанра (хотя это можно отнести к пункту 4:)))

Ну и последний момент: если уж никак не идет - не насилуйте себя. Возможно, вам разонравилась идея? Как же, в таком случае, она заинтересует читателя?

Творческих успехов вам и мне.

Гештальт-терапевты считают, что вдохновение происходит из-за перестройки психических структур, в психоанализе источник вдохновения - сексуальная энергия, а в рефлексологии - ответная реакция на раздражители. Как бы там ни было, физиологию вдохновения лучше всего сравнить с влюбленностью.

Когда приходит вдохновение, железы внутренней секреции вырабатывают фениэтиламин (аналог амфетамина без негативных последствий), который распространяется через нервную систему и кровообращение и будит бабочек в животе и сердце. При этом фенилэтиламин не просто опьяняет и лишает чувства времени, а еще и усиливает ментальную концентрацию - поэтому влюбленных и вдохновенных чаще посещают инсайты.

Разумеется, в таком просветленном состоянии и физически, и морально долгое время существовать невозможно. Опасность вдохновения в том, что фенилэтиламин может вызвать привыкание. Как есть фанаты любви, которым для подзарядки жизненно необходимо чувствовать дрожь в коленках, так же есть и зависимые от вдохновения люди, которые не могут ни писать, ни рисовать, ни снимать без крыльев за спиной. Таким психологи советуют вызывать вдохновение искусственно.

Вот несколько способов:

Работайте. Чайковский садился за фортепиано и начинал играть, просто перебирать клавиши, и делал это как угодно долго, пока не приходило оно - вдохновение. И это правда так. Если не хотите что-то делать - начните это делать. Сядьте перед листом бумаги, наточите карандаш, поройтесь в Интернете в поисках информации.

Думайте. Загрузите мозг нужной темой - и озарение случится на пороге магазина или, как обычно, в душе. Кстати, ровный ненавязчивый фон - лучший для вдохновения. Оно любит пробежки в парках и поезда.

Узнавайте. Вдохновение - результат переработки мозгом полученной информации. Как можно больше общайтесь, читайте, смотрите - впитывайте мир, чтобы потом вернуть ему что-то гениальное.

Бойтесь. Ничто так не воодушевляет, как сознание своего безнадежного положения, говорил Альбер Камю. В критической ситуации организм мобилизует силы. Именно поэтому кому-то удается выучить древнегреческий за одну ночь перед экзаменом, кому-то - придумать гениальную речь перед выходом на сцену. Поставьте себе жесткие рамки: вы шьете платье мечты или не попадаете на вечеринку.

Верьте. Не будете верить в успех - автоматически дадите организму пассивную установку. Вашим кредо должно стать «я смогу!».

Интересуйтесь. Если даже любимое занятие утомляет, все равно не бросайте его в ожидании музы: почитайте, чем вдохновлялись другие, сходите в музей, послушайте воодушевляющую музыку.

Выработайте рефлекс. Чарльз Диккенс творил, сидя лицом исключительно на север, Эдгар По ставил ноги в холодную воду, Алексей Толстой клал на голову мокрую тряпку... Можете выработать свои «крючки»: заниматься делом на голодный желудок или, наоборот, в кафе, на пледе под вязом или пританцовывая ламбаду...

Каждый находит свое вдохновение. И вам я желаю обязательно его найти!

Никки Йо



Енвд