Британская армия решила отказаться от самого быстрого вертолета в мире - легендарного Westland Lynx

Вертолёт Agusta-Westland Super Lynx представляет собой экспортный вариант вертолёта Lynx HAS Mk.8 с радиолокатором Sea Spray Mk.3 и двумя газотурбинными двигателями Gem Мк42-1. Бортовое оборудование вертолёта комплектуется под требования заказчика. Предусмотрена возможность установки опускаемой гидроакустической станции, лёгких противокорабельных ракет и лёгких торпед. Первые заказы на эти вертолёты поступили от ВМС Бразилии (Super Lynx Mk.21A) и Португалии (Super Lynx Mk.95) в варианте с установленной в подфюзеляжном обтекателе РЛС RDR-1500 и опускаемой гидроакустической станицей ASQ-1. Южная Корея заказала вертолет Super Lynx Mk.99 с противокорабельными ракетами Sea Skua, радиолокатором Sea Spray Mk.3, инфракрасной системой обзора передней полусферы и аппаратурой РЭБ. Позже были получены заказы от ВМС Германии (Super Lynx Mk.88А) и Дании (Super Lynx Mk.90B).

Модернизированный вариант Super Lynx 300 заказали Малайзия, Оман, ЮАР и Таиланд. На Super Lynx 300 установлены два газотурбинных двигателя LHTEC CTS800-4N, приборное оборудование выполнено на основе многофункциональных дисплеев. Первый полет Super Lynx 300 выполнил 12 июня 2001 года. Силовая установка повышенной мощности значительно увеличила возможности вертолёта при его эксплуатации в условиях жары и высокогорья. 22 июня 2006 года министерство обороны Великобритании выделило миллиард фунтов стерлингов на программу разработки и испытаний вертолета Future Lynx. Армия и ВМС Великобритании намерены заказать 40 и 30 таких вертолетов, причем заказ может быть увеличен до 45 и 35 машин соответственно. Future Lynx позиционируется как вертолёт с классическими динамическими системами, но с новейшим бортовым оборудованием, хотя часть систем планируется заимствовать у вертолета Super Lynx. Фюзеляж будет перепроектирован. С целью увеличения внутреннего объема ему придадут треугольную в сечении форму В качестве силовой установки рассматриваются два двигателя LHTEC CTS800. Первый полет вертолёта Future Lynx запланирован на 2009 год начало поставок - на 2011 год. Принятие на вооружение армейского варианта ожидается в 2014 году, морской модификации - в 2015-м

Фюзеляж вертолета Super Lynx - цельнометаллический, типа полумонокок. Особенностью конструкции является отсутствие перегородки между кабиной пилотов и основной кабиной. С боков основной кабины расположены большие сдвижные двери. На опытных машинах в каждой двери было прорезано по три окна, на серийных - по одному, но большего размера. Для внешней подвески грузов и вооружения с каждой стороны фюзеляжа предусмотрены универсальные фланцевые узлы крепления. Носовая часть фюзеляжа имеет большие поверхности остекления, обеспечивающие хороший обзор. Хвостовая балка - монококовой конструкции выполнена из легких сплавов и заканчивается стреловидной концевой балкой, выполняющей роль вертикального оперения. Несущий винт - четырехлопастный, с полужестким креплением лопастей. В конструкции втулки отсутствуют горизонтальные и вертикальные шарниры. Лопасти прямоугольной в плане формы, взаимозаменяемые, обшивка лопастей изготовлена из стеклопластика. Конструкция втулки и крепление лопастей несущего винта с использованием только осевого шарнира обеспечивают безопасную эксплуатацию на всех режимах, включая полет с максимальной скоростью вблизи земли. В верхней части фюзеляжа установлены два двигателя Rolls-Royce Gem Mk. 42-1.

Система управления вертолётом - гидравлическая бустерная. Основные топливные баки располагаются по бортам фюзеляжа за кабиной. Кроме основных, имеются два расходных бака и один резервный, который находится под полом передней части кабины. Все топливные баки протектированы и выдерживают попадания пуль калибром до 15 мм. Для уменьшения вероятности пожара при повреждениях от зенитного огня внешние трубопроводы топливной системы сведены до минимума. На Super Lynx установлен автопилот с двухкратным peзервированием, УКВ/KB приемопередающая радиостанция, резервная УКВ радиостанция, всенаправленный УКВ радиомаяк, доплеровская радионавигационная система, гировертикаль, гирокомпас и тактическая навигационная система TANS фирмы Декка. Морской вариант отличается от сухопутного трехопорным колесным шасси с одиночными основными колесами и спаренными носовыми, а также увеличенным обтекателем носовой части фюзеляжа. Увеличение габаритов вызвано установкой поисковой РЛС Ферранти "Сиспрей" или ORB-31/W французской фирмы Омера-Сежид. В большой степени морской и сухопутный варианты отличаются составом бортового оборудования.

Технические характеристики Super Lynx
Экипаж - 2 + 2 чел
Диаметр главного винта - 12,80 м
Диаметр хвостового винта - 2,21 м
Длина - 11,92 м
Высота - 3,67 м
Масса, кг
- пустого - 2740
- максимальная взлетная - 5330
Внутренние топливо - 973 л
Тип двигателя - 2 ГТД Rolls-Royce Gem Mk. 42-1
Мощность - 2 х 1135 л.с.
Максимальная скорость - 282 км/ч
Крейсерская скорость - 232 км/ч
Практическая дальность - 1047 км
Дальность действия - 685 км
Скороподъемность - 661 м/мин
Практический потолок - 5500 м
Статический потолок - 2275 м
Полезная нагрузка: 9 солдат или 10 пассажиров или 907 кг груза в кабине или 1360 на подвеске.
Вооружение: Боевая нагрузка - 726 кг на 2 узлах подвески: 4 торпеды Mk.46 или Mk.44 или Stingray или A244/S, или 4 ПКР Sea Skua или АМ.39 Exoce или Penguint, или 4 глубинные бомбы Mk.11.

История эксплуатации

Общие проектные данные

Двигатель

Лётно-тактические характеристики

Вооружение

Стрелково-пушечное:

  • 2х 20-мм пушки Oerlikon KAD-B с 570 патронами;
  • 1х 7.62-мм пулемет.

Westland Lynx - многоцелевой британский вертолет, принятый в 1971 году на вооружение странами НАТО. Разработка началась в конце 1960-х годов.

История создания

К 1963 г. все проектные работы по вертолетам сосредоточили во вновь организованном конструкторском бюро фирмы Westland в г.Йовил. В этом же году специалисты фирмы начали первые прикидки вертолетам, предназначенным для замены эксплуатировавшихся вооруженными силами Британии вертолетов "Скитер", "Скаут", "Уосп", "Уирлуинд", "Уэссекс" и "Бельведер". Были разработаны эскизные проекты четырех машин:

  • WG.1 (WG.11) взлетным весом 16 200 кг, способный перевозить 33 десантника,
  • WG.3 (WG-13) взлетным весом 3700 - 5000 кг,
  • WG.4 (WG.7) взлетным весом 7700 кг, вмещающий 24 солдата,
  • WG.5 - трехместный легкий многоцелевой.

Пока велись дискуссии по проектам, вооруженные силы приняли решение: закупить в США Сикорский "Си Кинг" для замены вертолетов "Уэссекс" и тяжелые транспортные вертолеты Боинг-Вертол СН-47 "Чинук". Из-за этого отпала необходимость в продолжении работ по проекту тяжелого WG.1. По совместному англо-французскому соглашению начались работы по созданию легкого вертолета, того же класса, что и WG.5. Таким образом, из четырех проектов дальнейшее развитие получил только один - WG.3.

Типичная история при проектировании летательных аппаратов во всех странах и во все времена: в процессе выработки технического задания аппетиты заказчика растут, проектанты по мере сил стараются их удовлетворить, благо на бумаге это сделать значительно легче, чем в металле. Поэтому разработчики на этапе эскизного проектирования настроены достаточно покладисто и не желают ссориться с заказчиком. В результате, как правило, растет взлетная масса аппарата. B npoeктах WG.3A и WG.3B взлетная масса предполагалась порядка 3600 кг, а в проекте WG.3C выросла до 5т. По сути, WG.3C вплотную приблизился к проекту среднего тактического транспортного вертолета WG.4/WG.7.

Lynx начал разрабатыватся как Westland WG.13 (Westland нумеруют каждый из своих проектов в таком формате и это означает, что они уже закончили около 12 других проектов, предшествующих WG.13), и был предназначен для замены устаревших платформ "Scout" и неуклюжей «Wasp». Вертолет позиционировался как такой, что может бросить вызов американскому вертолету Huey UH-1 Cobra. Первоначально в разработку были включены Aerospatiale Франции (для создания около 30% всех Lynx), но соглашение на сотрудничество и производство в 1967 году привели в никуда, и Westland разрабатывали вертолет самостоятельно, добившись первого полета 21 марта 1971 года, сделав в общей сложности 6 прототипов.

Lynx был в центре внимания основной программы экспорта, и был продан различным странам во многих конфигурациях в армию и флот. Хотя французская армия отказалась от Lynx, а французский военно-морской флот взял на вооружение вертолет, в комплекте с французскими системами (как радар OMERA-Segid).

14 июня 1984 года, прототип Lynx 3 произвел первый взлет и был представлен как преемник в данной линии вертолетов. Он был предназначен главным образом в качестве ударного вертолета с потенциальными покупателями во Франции и Германии. Этот проект был в аннулированы, когда французы и немцы стали заказывать Eurocopter Tiger. Lynx 3 тогда был официально отменен, а в 1987 году развития Lynx 3 сделал дальнейшее основная линия Lynx, что позволяет Westland, чтобы произвести AH.Mk 9, на основе AH.Mk 7.

Производство

Производственные линии Lynx были сделаны на мощностях Westland в Йовиле, Сомерсет, Англия. Общее число произведенных вертолетов - 451, 267 из них были построены для использования в военно-морском флоте.

Описание конструкции

Крыло и оперение

Лопасти несущего винта композитные. Втулка несущего винта и части гибкого кронштейна сделаны полыми, штамповкой, как титановый моноблок. Лопасти хвостового ротора имеют лонжероны из легкого сплава, обшивку и заднюю часть - из нержавеющей стали, как и главный винт.

Шасси

Не убирающиеся трубчатые механизмы с противоскольжением. Предусматривается пара регулируемых наземных колес на каждой стороне рамы, переднее - двойное. Оборудование для посадки на воду - опционально.

Силовая установка

В настоящее время доступны варианты включают два ГТД Rolls-Royce Gem 42-1, каждый рассчитан на 835kW, или два LHTEC CTS800-4N, каждый рассчитан на 995kW. Оценка передачи 1,372kW. Выхлопные диффузоры для подавления ИК дополнительно на боевых модификациях.

Вооружение и оборудование

Стрелково-пушечное:

  • 2х 20-мм пушки Oerlikon KAD-B с 570 патронами
  • 1х 7.62-мм пулемет

Навесное:

  • 8х ПТУР BGM-71 TOW или HOT,
  • 8х AGM-114 Hellfire (+ 8 в кабине),
  • ПУ 68-мм или 70-мм НУР,
  • УР воздух-воздух/воздух-поверхность.

Модификации

  • Lynx AH.7 - модификация с ГТД Rolls-Royce Gem Mk 41-1
  • Lynx AH.9 - модификация с ГТД Rolls-Royce Gem Mk 42-1
  • Battlefield Lynx - вариант с смонтированной на кабине системой наведения для 8 ПТУР BGM-71 TOW.
  • Battlefield Lynx 800 - вариант Battlefield Lynx с ГТД LHTEC (Allison/Garrett) T800.

Версии

Первичная схема

  • Lynx AH.Mk 1 - Вертолет общего назначения для Британской армии, возможно многоцелевое использование;
  • Lynx HAS.Mk 2 - Вертолет общего назначения для Британского флота, возможно многоцелевое использование;
  • Lynx Mk 2 (FN) - Версия для Французкого флота;
  • Lynx HAS.Mk 3 - Противолодочная верси для Британских ВМС;
  • Lynx HAS.Mk 3 ICE - Два вертолета сделанных для Британских ВМС ради работы в условиях низких температур;
  • Lynx HAS.Mk 4 (FN) - Версия Lynx HAS.Mk 3 для Французского флота;
  • Lynx AH.Mk 5 - Вертолет общего назначения для Британской армии, возможно многоцелевое использование. Усилены движки;
  • Lynx AH.Mk 7 - Вертолет общего назначения для Британской армии, возможно многоцелевое использование, переработан, используется и сейчас;
  • Lynx HAS.Mk 8 - Вертолет общего назначения для Британских ВМС, возможно многоцелевое использование, переработан, используется и сейчас;
  • Super Lynx Lynx AH.Mk 9 - Боевой вертолет Британской армии, используется и сейчас. Экспортное название - Battlefield Lynx;
  • Lynx Mk 21 - Версия Lynx HAS.Mk 2 для Бразильских ВМС;
  • Lynx Mk 22 - Не построенная версия для Египетских ВМС;
  • Lynx Mk 23 - Версия Lynx HAS.Mk 2 для Аргентинских ВМС;
  • Lynх Mk 24 - Не построенная версия для Иракской армии;
  • Lynx Mk 25 - Версия Lynx HAS.Mk 2 для Нидерландских ВМС;
  • Lynx Mk 26 - Не построенная версия для Иракской армии, не вооружен;
  • Lynx Mk 27 - Версия Lynx HAS.Mk 2 для Нидерландских ВМС, улучшенная;
  • Lynx Mk 28 - Версия Lynx HAS.Mk 1 для полиции Катара;
  • Lynx Mk 80 - Версия Lynx HAS.Mk 2 для ВМС Дании;
  • Lynx Mk 81 - Версия Lynx HAS.Mk 2 для Нидерландских ВМС, улучшенная;
  • Lynx Mk 82 - Не построенная версия для Египетской армии;
  • Lynx Mk 83 - Не построенная версия для Саудовской армии;
  • Lynx Mk 84 - Не построенная версия для армии Катара;
  • Lynx Mk 85 - Не построенная версия для армии ОАЕ;

К началу 80-х годов резко возросли требования армий стран НАТО к противотанковому вертолету: он должен быть способным вести боевые действия днем и ночью, обладать большой огневой мощью и повышенной защищенностью от огня средств ПВО. Наиболее удовлетворял этим требованиям американский АН 64 "Апач", но он слишком сложен и дорог для большинства стран, мечтавших о таком вертолете. Фирма Уэстленд решила разработать противотанковый вертолет, который бы стоил в два раза меньше, чем "Апач", при сохранении боевых возможностей последнего. Вертолет, получивший обозначение "Линкс" III , разработали на основе вертолета Уэстленд 30 (транспортный вариант "Линкса" Мк.1), позаимствовав у него конструкцию хвостовой балки, трансмиссию и несущий винт. Основное внимание уделили оснащению "Линкса" 3 современными электронными системами. Прицельную систему ПТУР "ТОУ" установили в шаровом обтекателе над втулкой несущего винта. Архитектура бортовой электроники допускала установку любой прицельной системы, имеющейся на вооружении или разрабатываемой в то время в странах НАТО.

Lynx III и меет усовершенствованные силовую установку, трансмиссию, вооружение, электронное оборудование. Фюзеляж цельнометаллический типа полумонокок. Силовые элементы конструкции выполнены из легких сплавов. Двухместная кабина экипажа с боковыми дверьми имеет большую площадь остекления. Лобовое стекло кабины снабжено противообледенительными и противотуманными средствами, установлены стеклоочистители с электрическим приводом. Бронированные сидения летчиков фирмы Мартин-Бейкер устанавливаются на амортизирующих стойках. В конструкции Lynx 3 использованы средняя часть с грузовым отсеком вертолета Lynx, а хвостовая балка, рулевой винт вертолета WG.30. Несущий винт усовершенствованной конструкции с полужестким креплением лопастей. Лопасти из композиционных материалов с апробированными на рекордном варианте WG.13 Lynx законцовками, которые обеспечивают улучшенные характеристики по шуму и вибрации, и способствуют увеличению подъемной силы несущего винта на 20%. Лопасти могут складываться. Конструкция втулки аналогична бесшарнирным схемам втулок вертолетов семейства Lynx, однако в ней предусматривается установка проводки управления к надвтулочному прицелу. Рулевой винт, установленный с левой стороны рулевой балки, имеет лопасти из композиционных материалов. Число оборотов винта снижена с целью уменьшения уровня шума, но при этом диаметр винта Увеличен. Два ТВД установлены в верхней части фюзеляжа. Боковые воздухозаборники содержат очистительные фильтры для улавливания посторонних предметов и частиц. Трансмиссия состоит из редукторов двигателей, главного редуктора, установленного над кабиной перед двигателями, промежуточного редуктора, редуктора рулевого винта и соединительных валов. Шасси трехстоечное с носовой стойкой, неубирающееся. Система амортизации рассчитана на посадочную скорость 6.1 м/с и на удар с минимальной деформацией фюзеляжа при скорости снижения 9 м/с. Система управления аналогичная вертолету WG.13 Lynx. Электронное оборудование основано на комплексировании различных современных систем и сведении к минимуму проводки управления системами. В состав вооружения вертолета могут входить до восьми ПТУР “Тоу”-2 или “Хот”-2, или “Хелфайер” на пусковых установках по бокам фюзеляжа, а также управляемые ракеты класса “воздух-воздух” типа “Стингер”, неуправляемые ракеты, пушечные и пулеметные установки. Запасной комплект из восьми ПТУР может быть помещен внутри грузовой кабины.

Первый полет опытного вертолета состоялся в июле 1984-го. Но программу вскоре аннулировали, во многом из-за ограничения ассигнований на нужды министерства обороны.


ЛТХ:
Модификация Lynx III
Диаметр главного винта, м 12.80
Диаметр хвостового винта, м 2.21
Длина,м 12.06
Высота,м 3.504
Масса, кг
пустого 3200
максимальная взлетная 5400
Внутренние топливо, л 973 + опционально 1096
Тип двигателя 2 ГТД Rolls-Royce Gem Mk.60
Мощность, кВт 2 х 1004
Максимальная скорость, км/ч 306
Крейсерская скорость, км/ч 260
Практическая дальность, км 1350
Дальность действия, км 620
Скороподъемность, м/мин 770
Практический потолок, м 5200
Статический потолок, м 2000
Экипаж, чел 2
до 15 содат или 2700 кг груза
Вооружение: две 20-мм пушки Oerlikon KAD-B c 370 патронами по бокам фюзеляжа
Боевая нагрузка на 2 узлах подвески:
8 ПТУР BGM-71 TOW или TOW-2 или HOT, или
8 УР воздух-поверхность AGM-114 Hellfire, или
4 УР AIM-92 Sidewinder, или до 4 ПУ 68-мм или 70-ии НУР,
миноустановщик Valsella VS-MD H


В прошлом веке в Великобритании был создан военный вертолет, который и сегодня остается самым быстрым военным серийным летательным аппаратом на Земле. Однако не так давно, командование приняло решение отказаться от этих аппаратов в угоду более современным, пускай и не таким быстрым. Поэтому самое время вспомнить, что же представляет из себя живая легенда Westland Lynx.


Военно-транспортный вертолет Westland Lynx - настоящая легенда британской армии. Эта многоцелевая машина была разработана в 1967 году совместными усилиями британской компании Westland и Aerospatiale. Свой первый полет боевая машина совершила уже 21 марта 1971 года. Впоследствии летательный аппарат неоднократно дорабатывался и улучшался, поступил на вооружение 13 стран, принял участие по меньшей мере в трех войнах. У машины почти безукоризненный послужной список. Ей так принадлежит несколько рекордов. Так, Lynx стал первым пилотируемым вертолетом, делающим бочку, а еще он установил абсолютный рекорд скорости полета для вертолетов – 400.87 км\ч. Данный рекорд не побит до сих пор.


Вертолет может использоваться в качестве ударной боевой машины, противолодочной машины, для транспортировки. Существует даже гражданский вариант. Используется Lynx не только военными НАТО, но и службами спасения. Больше всего таких вертолетов стоит на вооружении Великобритании, Германии, Франции. Впрочем, Британия уже отказалась от него. Последние 5 машин отправят «на пенсию» совсем скоро, поставив на их место более новые и совершенные модели.


Первая модель была предназначена для экипажа из 2-3 человек и могла взять на борт ещё 8 человек. Длина вертолета при вращающихся винтах составляла 15,16 метров. Длина фюзеляжа типа полумонокок составляла 12.06 метров. Высота машины - 3,5 – метра. Длина несущего винта – 12,8 метров, а диаметр рулевого винта составляет 2,21 метра. Масса пустой машины составляет 2 660 кг, а максимальная взлетная масс – 4 355 кг. До модернизации 1986 года летная скорость составляла 260 км\ч. Дальность полета – 630 км, а дальность перегоночного полета – 1 340 км.


На протяжении службы Westland Lynx несколько раз менял двигатели. В 1985 году была очередная модернизация, которая позволила избавиться от главного недостатка летательного аппарата – чрезмерного шума и вибрации в кабине. Были заменены винты и доработана система прицеливания, которая повысила боевые качества вертолета в условиях плохой видимости.

В продолжение темы сразу и не только.

В книге представлены описания основных отечественных и зарубежных вертолетов, находящихся в настоящее время в эксплуатации. По всем вертолетам приведены сведения об их конструкции, силовой установке и трансмиссии, системе управления, оборудовании и вооружении, а также их характеристики и сведения о производстве и поставках. Книга предназначена для специалистов и широкого круга читателей.

Разделы этой страницы:

Многоцелевой и противолодочный вертолет

Вертолет «Линкс» начал разрабатываться в 1967 г. в соответствии с требованиями армии Великобритании к многоцелевому вертолету с двумя двигателями и взлетной массой, ограниченной до 3630 кг, для замены устаревших многоцелевых вертолетов Бристоль 171 «Сикамор» и Уэстленд «Уирлуинд» с поршневыми двигателями. В 1968 г. было заключено соглашение между Великобританией и Францией о совместной разработке вертолета WG.13 в многоцелевом и противолодочном палубном вариантах для транспортировки десантников и грузов, атаки наземных целей, борьбы с подводными лодками и для спасательных операций. Ответственной за разработку являлась фирма «Уэстленд», использовавшая опыт разработки легких многоцелевых и противолодочных вертолетов «Скаут» и «Уош» с одним ГТД.

Первый полет первого опытного вертолета «Линкс» с двумя ГТД Роллс-Ройс BS.360 Мощностью по 510 кВт/700 л. с. в многоцелевом варианте с лыжным шасси состоялся 21 марта 1971 г., а в палубном варианте с колесным шасси – в мае 1972 г. Было построено 13 опытных вертолетов: 5 многоцелевых вертолетов и 8 палубных, испытания которых завершились в 1978 г. Серийное производство началось в 1975 г., в 1977 г. вертолеты поступили на вооружение армии и флота Великобритании, в 1978 г. – флота Франции. В 1979 г. совершил первый полет гражданский вариант W30. Всего построено примерно 400 военных и гражданских вертолетов, из них 140 экспортировано в различные страны, в том числе во Францию (40), Германию (19), Нидерланды (16), Норвегию (6), Бразилию (18), Южную Корею (12). Цена вертолета от 3,5 до 5 млн Долларов. Производились следующие модификации вертолета «Линкс»:



АН Мк.1 – базовый многоцелевой вертолет для английской армии, мог нести 8 ПТуР, в 1977- 1984 гг. было поставлено 113 вертолетов; были снабжены ГТД Роллс- Ройс «Джем» с максимальной продолжительной мощностью 671 кВт/ 900 л. с.

HAS Мк.2 – базовый противолодочный вертолет для флота Великобритании, которому было поставлено 60 вертолетов, оснащен поисковой РЛС/ мог нести противокорабельные ракеты или магнитометр, 26 вертолетов было поставлено для ВМС Франции;

HAS Мк.3 – вариант для флота Великобритании с увеличенной мощностью двигателей; поставлен 31 вертолет и 58 модернизировано из HAS Мк.2;

HAS Мк.4 -противолодочный вертолет с опускаемой гидроакустической станцией и увеличенной взлетной массой; поставлено в 1983г. 14 вертолетов ВМС Франции;

АН Мк.5 – многоцелевой вертолет, аналогичен вертолету АН Мк.1, но с двигателем «Джем» большей мощности, поставлено 9 вертолетов армии Великобритании;

АН Мк.7 – многоцелевой вертолет, развитие АН Мк.5 с усовершенствованными системами и лопастями несущего винта из.КМ,- взлетной массой, увеличенной до 4875 кг; английской армии поставлено 11 вертолетов, кроме того, для флота был модернизирован ряд вертолетов из АН Мк.1;

HAS Мк.8-противолодочный вертолет для флота с увеличенной взлетной массой до 5125 кг, усовершенствованным несущим винтом с лопастями BERP и новым редуктором, поставлено 8 вертолетов и модернизировано 45 из HAS Мк.3. В 1996 г. ВМС Австралии закупили 23 вертолета «Супер Линкс»и ВМС Новой Зеландии – 9 вертолетов.

«Линкс» Мк.88 и 90 – противолодочные вертолеты для флотов Германии и Дании, заказавших 20 вертолетов, дополнительно в 1996 г. заказано 7 вертолетов.

АН Мк.9 «Бэттлфилд Линкс»- боевой вертолет взлетной массой 5125 кг и колесным шасси для английской армии, заказавшей 16 вертолетов. Снабжен несущим винтбм с лопастями BERP со стреловидными законцовками и диффузорами на соплах ГТД для уменьшения ИК- излучения;













W.30 – пассажирский и многоцелевой вертолет, развитие WG.13, с несущим винтом диаметром 13,31 м и увеличенным: фюзеляже» € большей по размерам грузовой кабиной для 17 пассажиров или 14 десантников, снабжен убирающимся трех-опор н ы м 111 аса г. Первый опытный вертолет совершил первый полет в апреле 1979 г. Производились серийно модификации W.30-100 и 160; построено 12 вертолетов, W.30- 200 и 300 с увеличенной взлетной массой до 7030 кг для гражданского применения и ТТЗО для военного применения, е увеличенной взлетной массой и ГТД большей мощности.

Вертолеты «Линкс» характеризуются хорошими летными данными и маневренностью. В 1972 г. на вертолетах «Линкс» были установлены международные рекорды скорости 321,74 км/ч на базе 15-25 км и 318,5 км/ ч по замкнутому маршруту 100 км. Позже на вертолетах выполнялись фшуры высшего пилотажа, включая «петлю Нестерова». На вертолете «Супер Линкс» с несущим винтом BERP 11 августа 1986 г. установлен абсолютный мировой рекорд скорости 400,87 км/ч на базе 15-25 км.

КОНСТРУКЦИЯ. Вертолет выполнен по одновинтовой схеме с рулевым винтом.

Фюзеляж цельнометаллический, типа полулюнокок, несиловые узлы конструкции выполнены из стеклопластика. В кабине экипажа имеются две небольшие двери, в грузовойкабине две сдвижные двери шириной 1,37 м и высотой 1,19 ад. Пол грузовой кабины, имеющий швартовочные кольца, установленные с шагом 0,5 м, рассчитан на размещение груза массой 907 кг. Снаружи может быть подвешен груз массой 1370 кг. С обеих сторон фюзеляжа предусмотрены узлы крепления для подвески вооружения, Размеры грузовой кабины 2,06 х 1,78 х 1,42 м. Площадь пола 3,72 м? , объем кабины 5,21 м? . Хвостовая балка монококовой конструкции, выполнена Из легких сплавов и стеклопластика. На морском варианте вертолета хвостовая балка складывается.





Несущий винт четырехлопастный, с полужестким креплением лопастей. Лопасти цельнометаллические, прямоугольной формы в плане; складывающиеся, взаимозаменяемые. Профиль лопасти имеет большую кривизну, хорда лопасти 0,395 м. Лонжерон лопасти стальной с D-образным сечением. К лонжерону приклеены хвостовые отсеки из стеклопластика. Обшивка лопасти также выполнена из стеклопластика с двойной накладкой вдоль носка и закогшовкой из нержавеющей стали. Комлевая часть Лопасти имеет усиленную нервюру из стеклопластика и набор накладок из стали. На несущем винте BERP использованы расширяющиеся стреловидные законцовки со сверхзвуковыми профилями. Втулка несущего винта выполнена из титана и включает ступицу, к которой на болтах крепятся упругие элементы для обеспечения махового движения лопастей.

Рулевой винт диаметром 2,21 м, четырехлбпастный, с шарнирным креплением лопастей. Лопасти цельнометаллические, прямоугольной: формы в плане, в морском варианте складывающиеся. Лонжерон выполнен из легкого сплава.

Силовая установка. Два ГТД Роллс-Ройс «Джем» 42-1 максимальной продолжительной мощностью 846 кВт/1135 л. с. установлены рядом позади вала несущего винта и разделены противопожарной перегородкой. Воздухозаборники имеют электрическую противообледенительную систему. Сухая масса двигателя 148 кг, емкость маслобака 6,8 л.

Трансмиссия состоит из главного и промежуточного редукторов и редуктора рулевого винта. Главный редуктор двухступенчатый: первая ступень с коническими шестернями с конформным зацеплением. Емкость масла в главном редукторе 28 л. Тормоз несущего винта с гидравлическим приводом расположен перед главным редуктором.

Шасси многоцелевых вертолетов лыжное, неубирающееся. Для передвижения по земле предусмотрена установка колес. Колея 2,03 м. Палубные вертолеты имеют трехопорное неубирающееся шасси с самоориентирующейся носовой стойкой. Колеса главных опор могут устанавливаться под углом 27° относительно продольной оси. Для облегчения посадки на палубу и удержания вертолета на месте используется система «Гарпун» с тросом, прикрепленным к швартовочному устройству на палубе. Возможна установка поплавкового шасси. Колея 2,78 м, база 2,94 м.

Топливная система имеет пять топливных баков, содержащих 973 кг топлйва. Все баки размещаются под полом кабины. Возможна установка двух дополнительных металлических баков в задней части кабины: одного емкостью 214 л или двух – по 436 л. Предусмотрено протектирование баков.

Система управления бустерная, включает две автономные гидравлические системы с рабочим давлением 14,2 мПа/144 кгс/см? , третья гидравлическая система с таким же давлением устанавливается на морском варианте, снабженном гидроакустической станцией «Алкател», и используется также при захвате вертолета на палубе системой «Гарпун». При установке гидроакустической станции AN/AQS-13 используется гидравлическая система с давлением 20,6 мПа/210 кгс/см? .

Электросистема имеет два стартер-генератора мощностью 6 кВт, вырабатывающих постоянный ток напряжением 28 В, и одну никелькадмиевую батарею напряжением 24 В и емкостью 23 Ач (может быть установлена батарея емкостью 40 Ач). Переменный ток напряжением 200 В и частотой 400 Гц вырабатывается трехфазными преобразователями.



Характеристика вертолетов «Линкс», «Супер Линкс» и W.30

«ЛИНКС» «СУПЕР ЛИНКС» W.30
многоцелевой боевой пассажирский
Рамеры, м: 15,163 15,24 15,91
длина с вращающимися винтами
длина со сложенными лопастями и хвостовой балкой 13,165 13,24
ширина вертолета 2,94 3,02 3,1
высота вертолета 3,54 3,73 4,74
диаметр несущего винта 12,8 12,8 13,31
ометаемая площадь, м? 128,7 128,7
Двигатели: 2 ГТД «Джем»2 2 ГТД «Джем»421 2 ГТД «Джем»60
взлетная мощность, кВт/л. с. 2x835/2x1120 2x835/2x1120 2x1006/2x1348
максимальная продолжительная мощность, кВт/л.с. - - 2x830/2x1113
Массы и нагрузки, кг:
максимальная взлетная 4535 5125 5805
пустого снаряженного 2787 3950 -
- 1360
Летные данные:
максимальная крейсерская скорость, км/ч 259 256 222
экономическая скорость, км/ч 130 130 -
статический потолок без учета влияния земли, м 3230 2575 885
максимальная дальность полета, км 630 685 950
перегоночная дальность (с дополнительными внутренними баками), км 1342 - -

Электронное оборудование.

Оба вертолета снабжены автоматической системой управления стабилизации, автопилотом, радиооборудованием, аварийной радиостанцией и СПУ, доплеровской навигационной системой, системами VOR/ILS и DME, гирокомпасом Сперри GM-9. На многоцелевых вертолетах устанавливается дополнительно система TACAN, а на противолодочных вертолетах поисковая РЛС в носовой части, маяк-ответчик Х-диапазона и система удержания вертолета на заданной высоте.

Вооружение. Многоцелевые вертолеты могут быть вооружены одной пушкой калибром 20 мм с боезапасом 1500 патронов или пулеметом «Миниган» калибром 7,62 мм внутри кабины. На пилонах по бокам фюзеляжа могут устанавливаться два пулемета «Миниган» в контейнерах, контейнеры с НАР SNEB калибром 68 мм, 12 УР SURA калибром 80 мм, 19 НАР калибром 50 мм; 6 УР AS.11, 8 ПТУР «Тоу».

Противолодочные вертолеты могут нести противолодочные торпеды Мк.44 или Мк.46, самонаводящиеся торпеды «Стинг Рэй», две глубинные бомбы Мк.11,6 радиобуев, 4 УР AS.12 или УР БАК «Скьюа», а также гидроакустическую станцию «Алкател» DUAV4 или «Бендикс» AN/AQS-18 или магнитометр.

Последние модификации снабжены ИК-системами противодействия и разбрасывателями дипольных отражателей и трассеров.



Енвд