Операционный финансовый и инвестиционный бюджеты строительной организации. Бюджетирование строительных предприятий. Согласование и утверждение результатов анализа инвестиционного бюджета

Управленческая форма бюджета строительства и примеры ее применения

Задав прорабу вопрос: «Что вам нужно для своевременной сдачи объекта?», чаще всего можно услышать: «Своевременная оплата счетов стройки». И с ним согласятся, но денег пообещают выделить «чуть позже». А «именно сейчас» важнее нецелевые трат. Правда, «чуть позже» недофинансированные стройки станут проблемными. А дальше их нужды заглушат потребности других строек, следующих за ними. Круг замыкается.

Разорвать замкнутый круг можно посредством бюджета и финансовой дисциплины. О финансовой дисциплине говорить не будем. Говорить будем о бюджете. О бюджете со структурой, основанной на распределении добавленной стоимости. О том, как он строится и как применяется.

1. Построение структуры бюджета, основанной на распределении добавленной стоимости

Такой бюджет строится в порядке «сверху-вниз». То есть - в порядке детализации. Этим обеспечивается: его наглядность; его полнота и взаимосвязи его частей.

Пошагово покажем, как построить такой бюджет.

1.1 Шаг 1 . Общая сумма стоимости работ (СТ) представляется в виде сумм, которыми она перечисляется исполнителю работ. Эти суммы (СТk) называют «траншами». Обычно они обоснованы по смете соответствующими работами.

СТ = сумма(СТk) (формула 1)

Где: k изменяется от 1 до К; К - это количество траншей, которыми перечисляется сумма строительства.

1.2 Шаг 2 . Сумма каждого транша разделяется на сумму закупок (СЗk), уплачиваемую поставщикам-подрядчикам и сумму добавленной стоимости (Дk).

СТk = СЗk + Дk (формула 2)

1.3 Шаг 3 . Сумма добавленной стоимости разделяется на суммы: налогов (Нk), прибыли (ПРk) и фонда оплаты труда (ФОТk):

Дk = Нk + ПРk + ФОТk (формула 3)

1.4 Шаг 4 . Сумма фонда оплаты труда разделяется на суммы: фонд оплаты труда производственного персонала (ЗППk) и фонд оплаты труда вспомогательного персонала (ЗПФk):

ФОТk = ЗППk + ЗПФk (Формула 4)

Таким образом, приходим к структуре бюджета, основанной на распределении добавленной стоимости (k изменяется от 1 до К):

СТk = СЗk + Нk + ПРk + ЗППk + ЗПФk (формула 5.1) ;

Общий бюджет объекта строительства имеет вид:

СТ = СЗ + Н + ПР + ЗПП + ЗПФ (формула 5.2).

Слагаемые правой части уравнения (формула 5.2 ) - это базовые компоненты суммы бюджета строительства (формула 1 ). Их называют так:

· СЗ = сумма(СЗk) - бюджет закупок; (формула 6.1)

· Н = сумма(Нk) - бюджет налогов; (формула 6.2)

· ПР = сумма(ПРk) - бюджет прибыли; (формула 6.3)

· ЗПП = сумма(ЗППk) - ФОТ персонала стройобъекта; (формула 6.4)

· ЗПФ = сумма(ЗПФk) - ФОТ офисного персонала стройфирмы (формула 6.5)

Полнота бюджета определяется равенствами (5.1) и (5.2).

Элементы структуры бюджета, представленные уравнениями (5.1) и (5.2), соответствуют альтернативным интересам участников строительства. По значениям и соотношениям величин СЗk, Нk, ПРk, ЗППk и ЗПФk можно предполагать возможную реакцию стоящих за ними сторон. Полнота бюджета и наглядность взаимосвязей его частей обеспечивают комплексность оценки-анализа такой реакции.

Вышеописанная процедура (1.1 - 1.4) графически выглядит так (рис.1):

Рис.1. Графическое представление базовой структуры бюджета

Элементы бюджета, размещенные в незатененных клетках рис.1, соответствуют элементам уравнения (5.1).

Дальнейшие шаги разработки бюджета - это детализация каждой из сумм правой части в (5.1). Графически она указана «тройкой стрелок», отходящих от клеток, где размещены эти суммы. Детализация определяется содержанием работ и технологиями их выполнения. Ее цель - персонификация ответственности. Говоря иначе, базовые элементы бюджета дробятся соответственно центрам финансовой ответственности.

2. Табличная форма структуры бюджета строительства

Графическая форма представления бюджета (рис.1) удобна для наглядности. А для расчетов удобна форма Excel-таблицы. В ней легко делать детализацию сумм путем вставки дополнительных столбцов.

Вышеописанная процедура (1.1 - 1.4) в табличном виде выглядит так:

Таблица 1

СТ k

СЗ k

Д k

Н k

ПР k

ФОТ k

ЗПП k

ЗПФ k

100%

3 500 000

2 100 000

1 400 000

630 000

350 000

420 000

280 000

140 000

100%

100%

210 000

63 000

147 000

66 150

36 750

44 100

44 100

100%

4 300 000

. . .

. . .

. . .

. . .

. . .

. . .

. . .

. . .

. . .

. . .

. . .

. . .

. . .

. . .

. . .

25 000 000

S (СЗ i )

S (Д i )

S (Н i )

S (ПР i )

S (ФОТ i )

S (ЗПП i )

S (ЗПФ i )

Опишем таблицу 1.

Двойной линией окаймлены блоки, соответствующие шагам распределения (1.1 - 1.4).

Строка 1 содержит обозначения сумм распределения траншей - элементов бюджетов (5.1).

Транши распределяются в нечетных строках 3, 5, 7, … . Суммы траншей (СТk) размещаются в клетках А3, А5, А7, … . Затененные клетки каждого транша соответствуют затененным клеткам на рис.1.

В четных строках размещаются значения %-тов, в соответствии с которыми вычисляются суммы распределения. Например, в клетке В2 значение %СЗ/СТ = 60% используется так: 2 100 000 = 3 500 000 * 60%

Исходные данные для распределения каждого транша таблицы 1 - это (символ k пропущен для упрощения вида обозначений процентов):

СТk, %СЗ/СТ, %Н/Д, %ФОТ/Д, %ЗПП/ФОТ (Формула 7)

Откуда берутся исходные данные? - Для производства строительных работ они определяются следующей процедурой:

По графику финансирования, следующему из сметы и договора, определяются суммы траншей СТk.

Из части сметы строительства, соответствующей распределяемому траншу (СТk) пошаговой процедурой (1.2 - 1.4) определяются все суммы распределения:

СЗk; Дk; Нk; ПРk; ФОТk; ЗППk; ЗПФk.

Примечание . К сожалению, все вышеописанное легче написать, чем реально выполнить. Как у нас «умеют» составлять сметы - известно многим управленцам. Но дело, к сожалению, еще хуже. Налоги, начисленные на ФОТ, отнесены к ОПР. Но пока разработчики сметной программы «относили» их, то по дороге часть потеряли. Потеряли примерно 20%. Кстати, отметим, что ФОТ в смете - это ФОТ начисленный. ФОТ «к выдаче на руки» получается из ФОТ, начисленного изъятием подоходного налога и т.д.

Теперь проценты, упомянутые как исходные данные таблицы 1, определяются так (для упрощения записи символы нумерации k - пропущены):

%СЗ/СТ = СЗ/СТ; %Н/Д = Н/Д; %ФОТ/Д = ФОТ/Д; %ЗПП/ФОТ = ЗПП/ФОТ

%Д/СТ = 1 - %СЗ/СТ; %ПР/Д = 1 - %Н/Д - %ФОТ/Д; %ЗПФ/ФОТ = 1 - %ЗПП/ФОТ

Эти проценты заполняют в таблице 1 четные строки соответствующих траншей.

Строительная фирма в порядке учета-накопления опыта может заполнять таблицы типа таблицы 1 по фактическим данным. Тогда, по мере накопления таких таблиц, обнаружится, что для похожих объектов или работ, искомые доли %СЗ/СТ, %Н/Д, %ФОТ/Д, %ЗПП/ФОТ имеют устойчиво-близкие значения . Значит, в будущем для таких объектов/работ можно сразу строить таблицу 1 . И в процессе строительства контролировать-корректировать ее правильность путем заполнения таблицы 1 фактическими данными. Кстати, этим путем и выявятся погрешности определения налогов в смете, упомянутые ранее в примечании, и определятся способы их корректировки.

Таблицы 1, составленные для каждого стройобъекта по прогнозируемым значениям вышеуказанных процентов, несложно собрать в общую таблицу, представляющую бюджет строительной фирмы. В ней можно видеть общую картину поступлений и расходов ресурсов для всех строек, что удобно для контроля и (при необходимости) корректировки распределения ресурсов между стройками.

Для нестроительных производств шаги 2.1 и 2.2, процедуры 2.1-2.3, будут иметь несколько другое содержание:

2.1. СТk определится как сумма стоимости выпущенной (отгруженной) продукции, соответственно плану производства.

2.2. СЗk; Нk; ФОТk; ЗППk определятся: до начала работ - по технологическим калькуляциям; а при выполнении работ - по фактическим затратам.

3. Примеры задач, решаемых на каждом шаге построения бюджета в управленческой форме

На каждом шаге процесса построения бюджета можно позиционировать (локализовать) определенные вопросы-задачи финансирования, организации и выполнения строительства. В самом начале (при изучении-решении) их можно считать автономными. А затем по структуре бюджета учесть их взаимосвязи с остальными задачами. Таким образом оценивается, как откликнется решение конкретной задачи на решения остальных, позиционированных в других частях бюджета.

Дальнейший порядок изложения - по шагам таблицы 1 (или рис.1).

Финансирование стройки

На первом шаге распределения договорной суммы стоимости строительства, можно проанализировать, например, следующие вопросы, интересующие заказчика:

· Обоснована ли цена работы, запрошенная подрядчиком?

· Какими «траншами» финансировать работы подрядчика?

· Соответствует ли темп выполнения работы темпу финансирования?

· Пример вопроса, который может интересовать и заказчика и подрядчика:

· Средние суммы финансирования и выполнения стройработ

Ниже приведены ответы на эти вопросы.

Обоснована ли цена работы, запрошенная подрядчиком?

Цена работы все-таки чаще является первым из основных критериев выбора подрядчика. Поэтому важно уметь быстро и наглядно оценивать ее обоснованность.

Заказчику следует самому «расписать» эту цену в виде распределений траншей таблицы 1. Зачем? А чтобы получить оценку ЗППk, следующую из цены, заявленной подрядчиком. И далее - отношением ЗППk к правдоподобной средней зарплате - определяется объем трудозатрат (ОТЗk). Для известных работ ОТЗk обычно известен из прошлого опыта. Сравнение ОТЗk, заявленного подрядчиком, с известным ОТЗk покажет заказчику, завышен ли ОТЗk подрядчика.

Обнаружив завышение ОТЗk, заказчик скорректирует его значение и, соответственно, значение ЗППk. Затем, подставляя скорректированное значение ЗППk в соответствующий транш таблицы 1 и проходя его в обратном порядке, заказчик получит скорректированное значение Дk. Добавив к нему проконтролированное-скорректированное значение величины СЗk, заказчик получит оценку суммы транша для подрядчика.

И так - по каждому траншу.

А можно сразу распределить всю сумму стоимости строительства. Если есть правдоподобные значения процентов (Формула 7) , для распределения сумм общего бюджета стройки.

Такие оценки в Excel - быстры и наглядны, поэтому удобны при переговорах с подрядчиками. Предмет разговора не «тонет» в деталях локальных смет.

Какими «траншами» финансировать работы подрядчика?

Общая сумма финансирования стройки (СТ) определяется согласованной сметой. А суммы траншей (в клетках А3, А5, А7, …) и их сроки (то есть график финансирования) - это предмет договора заказчика с подрядчиком.

Заказчику были бы выгоднее еженедельные транши. Деньги не «замораживаются». И контроль их расхода - легче. Но «короткий поводок» финансирования не устраивает подрядчика. Например, усложнением его отношений с субподрядчиками и с поставщиками. Компромисс может быть таким:

По траншам предоплат для закупки стройматериалов:

· Счета на закупку материалов оплачиваются с расчетного счета заказчика.

· Перечисленные суммы (СТk) соответствуют потребностям строительства в очередной период. (Период - 1 месяц и более; как определено договором).

· Суммы (СТk) сопровождаются начислением «кредитных процентов». И на величину этих процентов будут уменьшаться: сумма договора и суммы траншей предоплат. Период начисления процентов: от даты перечисления до даты расхода стройматериалов по форме КБ-2в.

· Другие варианты компенсации «заморозки» денег заказчика.

По траншам для оплаты затрат на производство строймонтажных работ (СМР):

· Предоплаты соответственно смете и календарному плану работ.

· Транши в порядке оплаты форм КБ-2в.

· Другие варианты оплат СМР, определенные договором.

Договорным порядком финансирования можно побудить-вынудить подрядчика к тщательному планированию, что увеличивает возможности контроля его работ. А «навязать» подрядчику такое «счастье заказчика» можно, например, как условие тендера.

Соответствует ли темп строительных работ темпу финансирования?

Для ответа на этот вопрос заказчику достаточно посмотреть «табель выходов» рабочих подрядчика. Умножив число рабочих на их правдоподобную среднюю зарплату, он получит оценку ЗППk. По таблице (типа таблицы 1) «пройдя» распределение соответствующего транша в обратном порядке (с учетом соответствующих затрат СЗk), он получит факт-оценку СТk как показатель темпа стройработ. Сравнив факт-оценку СТk с суммой перечисленного транша, заказчик определит, соответствует или нет темп выполнения работ темпу финансирования.

Конечно, часть рабочих подрядчика может работать вне стройплощадки. Например, изготавливать металлоконструкции для их последующего привоза-монтажа. Но в каждом конкретном случае представителю заказчика несложно обнаружить-учесть и такие трудозатраты. Подрядчик сам заинтересован в полном их предъявлении.

Средние суммы финансирования и выполнения стройработ

Известна роль лозунгов в политике. Роль средних сумм для организации стройработ - такая же .

Пусть: СТ = 25 млн грн. - это полная стоимость строительства. Т = 8 мес - это время строительства.

Определим значения средних сумм финансирования и выполнения стройработ. В месяц (м); в неделю (н); в день (д) (суммы - в млн грн.):

СТм = С/Т = 25 / 8 = 3,125

СТн = СТм/4 = 3,125 / 4 = 0,781

СТд = СТн/7 = 0,781 / 7 = 0,112

Смысл средних сумм СТм, СТн и СТд - следующий:

Для заказчика они - ориентир темпа финансирования . Если фактически перечисленные подрядчику суммы в расчете на 1 месяц «хронически» меньше суммы СТм, то «аврал» в строительстве или срыв сроков - неизбежен.

Для подрядчика эти суммы - ориентир темпа выполнения стройработ . Если фактические значения ежемесячных-еженедельных расходов стройки меньше сумм СТм и СТн, то авралы и срывы - также неизбежны.

Еще средние суммы позволяют спокойно и корректно улаживать споры. Когда неправы обе стороны:

· Подрядчик нередко нецелевым образом расходует часть денег, полученных от заказчика, что замедляет темп строительства.

· У заказчика бывают проблемы с финансами. И он их маскирует условием подрядчику: «Сначала отработай полученные деньги, затем будет последующее финансирование».

Улаживается спор в «свете» средних сумм. Часто сумма, израсходованная нецелевым образом, оказывается значительно меньше той, которая оказывается неперечисленной за время «спора». Получается, что задерживает строительство в большей степени именно заказчик. Ему и следует сделать первый шаг к следующему компромиссу (конечно, если он не передумал строить; и не намерен прощаться с подрядчиком). Например:

· Возобновить регулярное финансирование. С учетом «задержанных» сумм.

· Финансировать короткими траншами (еженедельными).

· Запросить от подрядчика уточнения-обоснования сумм очередных траншей (в виде соответствующих планов работ).

· Осуществлять промежуточные (еженедельные) приемки объемов работ, соответствующих траншам.

Условия компромисса действуют до возврата стройки в график работ.

Особо отметим значения средней суммы СТд. СТд - это:

· Критерий достаточности объемов ежедневных наряд-заданий.

· Доминанта для прораба. Она удержит его от выполнения работ вместо своих подчиненных.

· Причина для фирмы позаботится об обеспечении эффективности труда прораба. Действительно, каждый день на его объекте тратятся десятки-сотни тыс. грн. И кто скажет, что отсутствие надлежащих условий работы не сказывается на эффективности работы прораба. А, значит, и эффективности организуемых им ежедневных трат трудовых и материальных ресурсов.

Внешнее разделение труда (специализация фирмы)

Это второй шаг распределения: СТk = СЗk+ Дk.

В СЗk входят следующие затраты:

· на поставщиков материальных ресурсов; согласно смете строительства;

· на подрядчиков; согласно стоимости работ, отданных субподрядчикам; за вычетом стоимости внешнего управления работами подрядчиков.

Покупка того, что относится к СЗk - это необходимость. В экономике ее обозначают как сравнительное преимущество специализации. - Дешевле купить, чем самому сделать.

На этом шаге фирма решает следующие задачи:

Какие работы выполнять своими силами, а какие отдать субподрядчикам.

Какие стройматериалы купить, а какие рентабельнее произвести своими силами.

Какие машины-механизмы арендовать, а какие купить, как основные средства.

Пример второй задачи. Можно закупить отделочные «стройматериалы высокой степени готовности». Они - дороже. Что увеличит СЗkи, соответственно, уменьшит Дk и, в свою очередь, ФОТk. С другой стороны, применение таких материалов сопровождается снижением трудозатрат и в конечном счете снижением Дk. Бюджет со структурой распределения добавленной стоимости поможет определить, какие последствия превалируют.

Бывают заказчики, считающие «доблестью» уменьшить насколько удастся ФОТ подрядчиков. Но обычно в убыток никто не работает, поэтому подрядчики «откликаются» «пересортицей» в смете, уменьшают ФОТ. И, соответственно, увеличивают СЗ. Конечно, «пересортица» делается в варианте сметы «для заказчика». О последней упомянуто далее.

Распределение добавленной стоимости

Третий шаг распределения: Дk = Нk + ПРk + ФОТk.

При нынешних налогах и сборах:

Нk = 0,7*ПРk + ФОТk. Тогда: Дk = 1,7*ПРk + 2*ФОТk. (http://www..php?ID=1143154)

ПРk нужна бизнесу для развития. Но всю добавленную стоимость не удастся забрать на прибыль. Без расходов на ФОТk добавленная стоимость (Дk) вообще не будет произведена.

С другой стороны, опыт показывает, что существуют достаточно устойчивые соотношения между ФОТk и производимой Дk. Их называют «расценки».

Конечно, многие расценки в сборниках 1984 года устарели. Потому что появились новые материалы, инструменты, оборудование и машины-механизмы. Их применение уменьшило трудозатраты, что делает для каждой фирмы актуальной задачу определения внутрифирменных расценок. Для этого необходим соответствующий управленческий учет.

Зависимость Дk от ФОТk учитывается в стиле работы опытных прорабов. Они всегда текущее планирование контролируют по ФОТу. Например, наряд-задания на следующий день, не обеспечивающие приемлемый дневной заработок рабочим, они считают недопустимыми.

После определения ФОТ (в рамках всей сметы) определяется прибыль по формуле ПР = (Д - 2*ФОТ)/1,7 . Если она не устраивает подрядчика, то он не предлагает свои услуги в строительстве.

Внутрифирменное разделение труда

Это четвертый шаг распределения: ФОТk = ЗПФk + ЗППk.

На нем решается задача внутрифирменного разделения труда. Она проявляется в разделении персонала фирмы на: ЗПП-персонал, который выполняет производственные задания; и на ЗПФ-персонал, который обеспечивает и координирует труд первых.

Для этого шага фирма изучает-налаживает-описывает-закрепляет бизнес-процессы. Производственные и офисные. В том числе процессы обеспечения-снабжения строек.

Для этого шага «нарабатываются» фирменные стандарты. Например, нормативы офисных трудозатрат.

Каким может быть значение %ЗПФ/ФОТ?

Например, для первого транша таблицы 1, %ЗПФ/ФОТ = 33,3%. Иначе говоря: каждым двум людям производственного персонала соответствует 1 человек вспомогательного персонала.

Много это или мало? Для каких-то видов работ это, может быть, много. Для каких-то - мало. Например, пишут, что в войну, в «танковых войсках», значение %ЗПФ/ФОТ было 95%. Четыре человека «производственного» персонала (экипаж танка); и 72 человека вспомогательного персонала (штабисты, снабженцы, ремонтники, саперы, ....).

Есть строительные фирмы, в которых значение %ЗПФ/ФОТ малО. Для них характерно отсутствие инженерной подготовки стройработ. С понятными последствиями такого отсутствия.

Каким должно быть %ЗПФ/ФОТ - сказать «просто»: «Должно быть как можно меньше». Но реальное значение %ЗПФ/ФОТ может быть значительным (порядка 50% и больше) по следующим причинам:

· Возрастает компонента прошлого труда, «овеществленного» в оборудовании-машинах-механизмах и в нематериальных активах. «Работу» этих активов кто-то должен организовывать-обеспечивать.

· Возрастает специализация рабочих. У них растет производительность труда. Но растут и затраты на их организацию-обеспечение.

· Усложняется продукция. Появляются новые стройматериалы «высокой степени готовности». Соответственно - увеличиваются ЗПФ-трудозатраты.

· ЗПФ-трудозатраты - как объем айсберга. В значительной своей части, они не видны. А как тогда определять их достаточность?

· Сначала следует устранить «простои» производственного персонала. Их стоимость можно оценить по неполученной из-за них прибыли. Например. Из первого транша таблицы 1 видно, что отношение ПР/ЗПП = 350000/280000 = 1,25. То есть каждая гривна незаработанной рабочими зарплаты оборачивается фирме 1,25 грн неполученной прибыли.

· Затем нужно «экспериментировать»: увеличивать ЗПФ-трудозатраты (то есть улучшать подготовку-обеспечение производства) пока растет прибыль.

4. Другие задачи, решаемые с помощью бюджета в управленческой форме

Оценка необходимого количества персонала фирмы

«Портфель» заказов выражается в определенной сумме. «Расписав» ее по шагам распределения с учетом сложившихся значений процентов, получим оценку сумм ЗППk и ЗПФk. Разделив эти суммы на средние зарплаты, получим оценку количеств производственного и офисного персонала фирмы, необходимых для выполнения работ, соответствующих имеющемуся «портфелю» заказов.

Оценка необходимого оборота фирмы

Это оценка «наоборот». Допустим, что общая численность персонала фирмы составляет 120 человек. Какова должна быть сумма годового оборота, чтобы средняя зарплата в фирме составляла 3 тыс. грн/(чел*мес)?

Перемножая 120*3000*12, получим, что годовой ФОТ должен составлять 4,32 млн грн. Проходя шаги распределения «обратным ходом» (со значениями процентов, допустим, как в таблице 1 для транша СТ = 3,5 млн.грн), получим, что годовой оборот должен составлять СТ = 36 млн.грн. В том числе Д = 14,4 млн грн.

Кому принимать решения о текущих тратах стройки?

Такой вопрос возникает во всех строительных фирмах. И почти во всех «жизнь» дает одинаковые ответы: такие решения принимает первое лицо фирмы.

Централизованная трата денег приводит к значительным тратам не по назначению. Но часто оказывается, что деньги невозможно вовремя вернуть к их назначению. Соответственно, уменьшается финансирование стройработ. Возникает разница между полученными от заказчика суммами и фактически выполненными объемами работ. Эта разница побуждает к «титаническим авантюрам». Со временем она «дорастает» до уровня вопросов существования фирмы. Эмоциональная острота решений о тратах - нарастает. Первое лицо - начинает «работать на аптеку».

А кому следует тратить деньги, полученные от заказчиков? Ответ лучше понимается «в свете» бюджета со структурой уравнения (формула 5.2) , СТ = СЗ + Н + ПР + ЗПП + ЗПФ:

Текущие СЗ-траты . Решение по ним первый руководитель уже принял утверждением сметы. Так что его повторное участие в этих тратах - это не их оптимизация, а, по сути, самоуничтожение бизнеса. Самоуничтожение по следующим причинам:

· Через одну голову невозможно своевременно пропустить всю информацию, необходимую для оптимизации каждой траты. Трат - очень много. Они взаимоувязаны во множестве планов. Их несвоевременность нарушает эти планы. И тем самым дезорганизует работы и перечеркивает персонифицированную ответственность за их результаты.

· Пока первый руководитель вникает в обоснованность каждой, уже утвержденной, им траты (то есть выполняет работу вместо своих подчиненных), его обязанности не выполняет никто. Последствия этого - понятны.

· Подчиненные - не в восторге как от потерь времени на обоснование каждой отдельной траты, так и «от зарплаты за работу, которую они не сделали». Да и траты, сделанные первым руководителем, вряд ли будут оптимальны. И потому подчиненные заранее «запасаются» самооправданием о своей непричастности к неоптимальности трат, типа, «я сделал, как вы сказали». При этом помалкивая, что руководитель сказал то, что ему «подсунул» подчиненный.

Траты Н-сумм - неизбежны . И первому руководителю незачем терять на них свое время.

ПР- суммы . Руководитель может изымать запланированную долю ПР с каждой полученной суммы СТ. А может и не изымать, чтобы они были использованы для быстрейшего выполнения работ на соответствующих объектах? Тогда вся сумма прибыли с них будет скорее доступна к свободному применению.

ФОТ-затраты лучше определять по правилам, ранее утвержденным первым руководителем и известным производственному персоналу. Этим обеспечивается положительная мотивация труда.

Так что же получается? Первому руководителю нельзя тратить деньги текущего оборота? Конечно, можно. Кто ему указ? Только кто будет решать его задачи? Пока он «лично прощается с каждым рублем затрат».

А все-таки кому тратить суммы СЗ и ФОТ?

Тому, кто непосредственно отвечает за результаты этих трат. Средства такой децентрализации известны - бюджет и контрольные службы фирмы. При этом важно отметить, что контролировать следует уже сделанные траты. Иначе процедура согласования будущих трат избавит соответствующих лиц от ответственности за эффективность и оптимальность трат.

5. «Детали» построения бюджета строительных работ

Рабочий проект!

В нынешние времена к началу этапа строительства промышленных объектов рабочий проект в полном объеме часто отсутствует. Да и для гражданских объектов полнота РП и его качество оставляют желать лучшего. А из РП для сметы необходимы перечень работ и их объемы. Их качество определяет качество сметы.

Качество сметы определяет качество нижеследующих графиков:

1. График производства работ.

2. Графики снабжения стройки ресурсами: трудовыми; материальными.

3. График финансирования (соответственно пункта 1 и 2).

График 1 и должен быть для подрядчика «законом» в ситуациях принятия решений о финансировании стройработ. Тогда фирма не попадет в замкнутый круг, упомянутый в начале.

Графики по пунктам 1 и 2 - это средство организации снабжения стройки трудовыми и материальными ресурсами. Ясно, что эти графики нужны соответствующим службам фирмы заблаговременно.

График финансирования 3 и график 1 обычно входят в число договорных документов.

Смета

О качестве смет и качестве сметных программ уже упоминалось ранее. Поэтому (чего ханжить) подрядчику необходимо разрабатывать два варианта смет. Один - для заказчика. Второй - для себя. По последнему и разрабатывается инженерная подготовка производства стройработ.

Локальные бюджеты и критерии их дробления

Ясно, что суммы локальных бюджетов (СЗ, Н, ПР, ЗПП, ЗПФ) - это лимиты затрат для соответствующих руководителей подразделений строительной фирмы. Ясно, что бюджеты теряют свое назначение, если они оказываются дефицитными. Но всегда ли считаются с этой «ясностью»?

Локальные бюджеты из четвертого раздела дробятся соответственно персонификации ответственности за эффективность их трат. Но заранее (в общем случае) нельзя сказать, каким должен быть критерий дробления. Только опыт и условия реальных ситуаций подскажут критерий дробления.

Варианты, например, для СЗk, могут быть такими:

1. СЗk можно дробить по признаку однородных (похожих) затрат, относящихся ко всем работам фирмы.

2. С3k можно дробить по признаку принадлежности к объектам стройработ.

3. СЗk можно тратить по второму варианту, но по мере потребности.

ОМТС сможет определить критерий дробления бюджета СЗk только после изучения ведомости закупок, графика снабжения строительства и изучения рынка. Ясно, что решение ОМТС требует согласования с начальниками стройучастков и утверждения руководителем фирмы.

Заключение

Бюджет производства строительных работ со структурой распределения добавленной стоимости обладает очевидной полнотой и соответствует альтернативности интересов сторон, поэтому лучше подходит для анализа вариантов трат.

Такой бюджет помогает локализовать проблемы-задачи-вопросы и детализировать-решать их автономно, не теряя их взаимосвязей.

Во втором разделе упомянуто, как построить такой бюджет для других производств. Так что он применим для анализа вариантов трат не только в строительстве, но и в других производствах.

В условиях растущей конкуренции, нестабильной экономической ситуации все большее количество компаний приходят к необходимости внедрения бюджетирования. Бюджетирование на предприятии – это процесс планирования, контроля и выполнения бюджетов в процессе управления финансами. В данной статье попробуем на примере разобрать, как составлять бюджет предприятия на примере.

Создание системы бюджетирования в компании или на предприятии обычно состоит из нескольких этапов. На первом этапе компании необходимо определиться с целями, методологией бюджетирования, определить финансовую структуру (структуру центров финансовой ответственности - ЦФО), разработать бюджетную модель (состав, структуру, виды бюджетов), утвердить положение и регламент бюджетного процесса. На втором этапе можно непосредственно приступать к планированию бюджета предприятия. Составление бюджетов предприятия при этом удобно автоматизировать на базе специального программного продукта.

Положение о бюджетировании на предприятии может содержать следующие разделы:

  • Стратегические цели и задачи предприятия;
  • Бюджетная модель;
  • Финансовая структура компании и т. д.

На основании Положения о бюджетировании в компании необходимо разработать Регламент бюджетирования на предприятии, который может содержать следующие разделы:

  • Порядок формирования функциональных и мастер бюджетов, структура соподчиненности;
  • Назначение ответственных и сроков предоставления бюджетов и отчетности;
  • Порядок согласования и внесения изменений;
  • Контроль и анализ бюджета и т. д.

Есть несколько путей реализации готовой бюджетной модели. Самыми распространенными и относительно дешевыми способами являются:

  • Бюджетирование в Excel

Бюджет компании пример Excel

Бюджетирование в Excel заключается в создании форм бюджетов в формате Excel и связывании этих форм при помощи формул и макросов. Формы бюджетов, в том числе бюджета доходов и расходов, бюджета движения денежных средств могут быть различными, с укрупненными статьями или более подробные, разбиты на длительные периоды (например, годовой бюджет по кварталам) или на более короткие периоды (например, месячный бюджет по неделям) – в зависимости от потребности финансового менеджмента в компании.

Ниже приведен Бюджет доходов и расходов (пример составления в эксель) и пример Бюджета движения денежных средств.

Рисунок 1. Бюджет доходов и расходов предприятия образец Excel.


Рисунок 2. Бюджет движения денежных средств пример в Excel.

Составление БДР и БДДС пример в Excel

Процесс составления БДР и БДДС на примере в Excel может выглядеть следующим образом. Построим бюджетирование в компании или на предприятии на примере производственной компании в Excel (подробности в файлах ниже):

Рисунок 3. БДДС пример в Excel (Бюджет движения денежных средств пример в Excel).


Рисунок 4. БДР пример в Excel (Бюджет доходов и расходов пример составления в Excel).

Данный пример максимально упрощен. Но даже из него видно, что бюджетирование в эксель - процесс довольно трудоемкий, так как необходимо собрать все функциональные бюджеты и прописать формулы и макросы для корректного отображения итоговых результатов. Если взять реальное предприятие, или тем более холдинговую структуру, то можно представить, насколько усложниться процесс составления бюджета в Excel.

Пример внедрения бюджетирования на базе Excel имеет множество недостатков: однопользовательский режим, отсутствие возможности согласования функциональных бюджетов, нет разграничения доступа к информации, сложность консолидации и т. д. Таким образом, бюджетирование в эксель является не оптимальным выбором для компании.

Бюджетирование в программах на платформе 1С

Автоматизация бюджетирования и управленческого учета на базе 1С, например, в системе «WA: Финансист», делает процесс бюджетирования на предприятии более эффективным по сравнению с бюджетированием в Excel.

Подсистема бюджетирования «WA: Финансист» включает в себя возможности формирования и контроля операционных и мастер бюджетов.

В решении реализованы механизмы, с помощью которых пользователи могут самостоятельно настраивать структуру бюджетов, их взаимосвязи, способы получения фактических данных и данные для расчетов. Реализованный механизм взаимодействия с внешними учетными системами дает возможность использовать внешние данные как для расчетов плановых показателей или формирования отчетов, так и для отражения фактических данных на регистрах бюджетирования.

Данная система позволяет эффективно строить бизнес-процесс бюджетирования на всех его этапах:

  • разработка бюджетной модели;
  • согласование бюджетов и их корректировок;
  • отражение фактических данных по статьям бюджетирования;
  • контроль за исполнением бюджета;
  • план-факт анализ показателей с помощью развитых инструментов формирования отчетности;
  • формирование решений по управлению бизнесом.

Рисунок 5. Интерфейс «WA: Финансист: Бюджетирование». Раздел Бюджетирование.

WA: Финансист «Бюджетирование» включает следующие бизнес-процессы:

  • Моделирование – разработка бюджетной модели;
  • Основной бюджетный процесс – регистрация плановых показателей подразделениями. Утверждение бюджетов. Корректировка планов и согласование корректировок;
  • Подсистема взаимодействия с источниками данных – настройка получения данных из внешних источников (как частный случай-обращение к данным системы).
  • Отчеты системы – набор аналитических отчетов.

Ввод плановых показателей в системе производится с помощью гибкого произвольно-настраиваемого документа «Бюджет». Форма ввода бюджета (форма бюджета доходов и расходов, а также форма бюджета движения денежных средств при этом) максимально приближена к формату в Excel, что обеспечивает комфортный переход пользователя к работе с системой.

Некоторые статьи бюджета, которые зависят от другой статьи бюджета (например, поступления денежных средств от покупателей зависят от статьи дохода «Выручка») – можно планировать с помощью механизма зависимых оборотов, который в системе представлен в виде документов «Регистрация зависимостей оборотов по статьям».

При необходимости есть возможность корректировать утвержденный бюджет специальными документами «Корректировка бюджета» и отслеживать внесенные изменения в отчетах с видом «Выводить корректировки бюджета отдельно». Есть возможность настроить распределение бюджета, вести учет бюджетных заявок.

С помощью специальных документов «Учет фактических данных по бюджетам» осуществляется получение факта из внешних учетных систем, например, 1С Бухгалтерии.

Различные отчеты позволяют анализировать плановын и фактически данные, таким образом осуществляя управление бюджетированием на предприятии.

Таким образом, внедрение бюджетирования в компании в программах на платформе 1С является наиболее оптимальным с точки зрения затрат времени, денег и эффективности дальнейшей работы.

Нужно констатировать тот факт, что сейчас в большинстве строительных компаний уровень бюджетирования является крайне низким. Во многих компаниях все бюджетирование заканчивается просто составлением смет, причем контроль исполнения которых отслеживается только по деньгам. В строительных компаниях даже есть специальный термин – освоение денег.

Причем это освоение может быть вообще никак не связанно с реальным выполнением плана работ по проекту. Как известно, компании достаточно часто начинают задумываться о бюджетировании только тогда, когда возникают серьезные проблемы с деньгами. Строительный же рынок до кризиса значительно рос. При этом рост наблюдался как за счет объемного фактора, так и за счет ценового. Поэтому многие строительные компании себя чувствовали достаточно комфортно из-за очень высокой рентабельности.

Этой сверхприбыли хватало на то, чтобы покрыть все затраты, которые возникают из-за неэффективного управления, воровства и других факторов, отрицательно влияющих на бизнес. Кроме большой рентабельности, несомненным плюсом строительного бизнеса является достаточно распространенная практика предоплаты. То есть получается, что у строительных компаний и прибыль очень большая, и они еще предоплату получают.

Но тем не менее все-таки некоторые компании из-за полнейшей неразберихи в управлении умудряются при таких «шоколадных» условиях создать для себя кризис ликвидности. Достаточно часто критерием наличия таких проблем является то, что строительная компания не может достроить объект и для дальнейшего финансирования работ по этому объекту привлекает деньги, собранные для строительства нового объекта. Понятно, что создание таких строительных пирамид не может привести ни к чему хорошему. Такая компания, скорее всего, развалится, обманув инвесторов, вложивших деньги в строительство последних объектов.

Таким образом, за счет очень благоприятной рыночной конъюнктуры многие строительные компании действительно занимаются именно освоением денег, а о развитии системы управления они вообще не думают. Единственное, что может заставить их это делать – кризисная ситуация. Но при возникновении такой кризисной ситуации строительные компании опять-таки могут выбрать метод наименьшего сопротивления, вместо того чтобы налаживать менеджмент.

В одной строительной компании, например, события развивались следующим образом. Собственник компании ранее сам занимался управлением. Затем он вынужден был переехать в другой город, а вместо себя назначить наемного менеджера. И так совпало, что как раз в это время компания стала переживать не лучшие времена. Ранее компания полностью жила на бюджетные деньги, то есть Заказчиком выступала Администрация города. При этом компания работала по всем объектам со стопроцентной предоплатой.

Основной управленческой задачей компании было «рисование» сметы и раздувание цены перед заказчиком. А ключевой бизнес-задачей было освоение денег. Но теперь ситуация изменилась. Бюджетные заказы стали составлять не более 10%. Компании пришлось выходить на коммерческий рынок. А там совсем другие условия работы. Нужно понимать, что строить, где строить, для кого строить, по какой цене и как продавать и т.д. При этом стопроцентной предоплаты уже, естественно, не было.

В итоге компания достаточно быстро набрала кредиты, заложив все имущество, которое у нее было. При этом постоянно возникали проблемы с ликвидностью. Собственник стал жестко требовать от генерального директора повышения прибыли и решения проблем с ликвидностью. Вместо того чтобы заняться налаживанием системы управления, директор решил повысить прибыль за счет быстрого сокращения затрат.

Причем в качестве основного направления снижения затрат он выбрал заработную плату ИТРовцев. Он вообще считал их дармоедами, поскольку кирпичи они не клали, а значит, пользы от них никакой не было. В летний сезон, когда строительной компании нужно выполнять основной объем работ, он старался всех ИТР отправить в отпуск, чтобы они не мешали основному процессу. В принятии решений он не полагался на какие-то продуманные расчеты, а управлял, так сказать, по ощущениям. В общем, собственнику компании пришлось приглашать консультантов для того, чтобы они помогли наладить систему управления, которая позволила бы исправить ситуацию и развивать этот бизнес, к тому же маркетинговые перспективы были достаточно неплохими.

Когда наша команда консультантов пришла на это предприятие, то перед нами изначально была поставлена задача постановки бюджетирования. Но в ходе реализации первого этапа проекта (диагностика и постановка задачи) мы пришли к выводу, что сначала в компании необходимо провести серьезную реструктуризацию, т.к. функции бюджетирования сейчас просто некому выполнять. В компании не было отдела маркетинга, хотя был отдел реализации. Но при этом он, по сути, выполнял чисто технические функции, связанные с оформлением договоров и контролем оплаты.

Никакими исследованиями рынка, ценообразованием, анализом конкурентов и т.д. этот отдел не занимался. То есть спланировать доходную часть в компании никто не мог. Сначала мы подумали, что, наверное, хотя бы затраты в компании могут точно посчитать. Но и здесь оказались большие проблемы. Компания просто разучилась правильно считать сметы по проектам (бюджет проекта). Сотрудники компании привыкли рисовать раздутые сметы для Заказчика. Таким образом, получалось так, что ни доходную, ни затратную часть никто в компании спланировать не мог. Единственно, что могли сделать – это спланировать общефирменные расходы. Это мог более-менее точно сделать финансовый директор. Поэтому прежде чем заниматься внедрением бюджетирования, нам пришлось организовать проект по реструктуризации предприятия.

Таким образом, нужно сделать один очень важный вывод – если в строительной компании не наладить четкое производственное планирование, то никакое бюджетирование там работать не будет. Интегрированная финансовая модель должна содержать в себе и финансовую, и натуральную часть. Иными словами, в модели должны быть связаны мероприятия со всеми основными элементами финансово-экономического состояния (доходы/расходы, поступления/выплаты, активы/пассивы).

Если такую связь в модели не выстроить, то бюджеты будут получаться некачественными, и они не будут реально использоваться в управлении. В строительных компаниях нужно по каждому объекту составлять четкий план в котором, прежде всего, должны быть расписаны объемы используемых материальных и трудовых ресурсов. И только потом на основании этого плана должны составляться сметы, которые в дальнейшем будут консолидироваться в финансовые бюджеты .

Помимо четкой модели планирования в компании должен быть отлажен механизм контроля исполнения бюджетов. Опять-таки, контроль должен привязываться не только к освоенным суммам, но и к объемным показателям. Более того, объемы должны контролироваться в первую очередь, а затем они должны сопоставляться с израсходованными финансовыми ресурсами.

В рамках бюджетирования строительного объекта, по сути, должны быть проведены все необходимые расчеты от продажи до закупок. То есть получается, что в данном случае проект рассматривается как минипредприятие, которое существует только в течение реализации проекта. И здесь также важно четко контролировать и продажи, и закупки, т.к. от этого существенным образом зависят финансово- экономические показатели проекта.

Например, в одной компании, занимающейся дорожным строительством, была такая ситуация. Укрупнено структуру этой компании можно представить так: аппарат управления и множество структурных подразделений, которые непосредственно занимаются строительством, ремонтом и содержанием автодорог. Управленческая отчетность, используемая в системе управления производством, не была систематизирована.

Например, при планировании закупок ресурсов для обеспечения производственной программы использовалось несколько документов:

  • пообъектная ведомость потребности в ресурсах;
  • ведомость потребности в материалах;
  • заявки производственных подразделений на материалы;
  • бюджеты производственных подразделений;
  • сводный расчет плановой прибыли;
  • графики производства.

    Часто информация, содержащаяся в данных документах, носила противоречивый характер. Хотя после каждого нового объекта производственные подразделения проходили защиту в аппарате управления, тем не менее оставалась несогласованность в вышеперечисленных документах, что приводило к нескоординированным действиям и, в конечном итоге, к потерям эффективности работы компании на имеющихся объектах. Также отсутствовали аналитические отчеты, содержащие информацию о загрузке и простоях техники, потребности в технике и запчастях и т.д.

    Нужно отметить, что в этой компании, как и во многих других строительных компаниях, планирование деятельности было организовано на крайне низком уровне. Производственное планирование представляло собой просто рисование смет. Не было никакой стыковки производственных и финансовых планов. Несмотря на то, что в компании вроде бы были регламенты подготовки и защиты производственных и финансово-экономических планов, эти два процесса проходили параллельно и независимо друг от друга. Естественно, что они никак между собой не стыковались.

    В этой строительной компании при формировании бюджета закупок материалов часто могла происходить путаница, т.к. не было четкой модели, в соответствии с которой можно было однозначно сказать, на основе какой информации должен составляться бюджет закупок. В отделе, занимающимся закупками, было несколько источников информации, причем часто бывало так, что они не были согласованны между собой. При этом такая несогласованность могла приводить не только к трудностям в работе отдела, но и к финансовым потерям компании.

    При планировании каждого объекта составлялась пообъектная ведомость, в которой были расписаны все материалы, которые понадобятся для выполнения данного объекта. Помимо этого руководители производственных подразделений, непосредственно выполняющие работы по объектам, каждый месяц подавали заявки на материалы. Кроме этого, производственный отдел аппарата управления каждый месяц составлял заявку отделу снабжения на приобретение материалов. Одна из функций производственного отдел заключалась в контроле исполнения производственных планов по всем объектам компании.

    Поскольку руководители производственных подразделений были заинтересованы в выполнении производственных (но не финансово-экономических) планов, они всеми правдами и неправдами старались выбить себе необходимые материалы, причем как можно в большем количестве, которое могло превышать потребности. Поскольку система учета тоже «хромала», то продать «лишнюю» щебенку или ГСМ не составляло большого труда. Поэтому руководители производственных подразделений иногда могли обращаться напрямую к генеральному директору, и если у них получалось убедить его в срочности закупки для них каких-то материалов, то в отдел снабжения могла поступать их служебка с визой (а иногда и просто устным распоряжением) генерального директора – закупить.

    Таким образом, получив противоречивую информацию из разных документов, отделу снабжения было трудно не ошибиться. Поэтому происходили закупки «излишков», а поскольку объем финансирования был ограничен, то для какого-то производственного подразделения могли не закупить действительно необходимые материалы. При этом, когда руководители производственных подразделений подавали заявки, они не могли четко выделить приоритеты, то есть выделить те материалы, без которых точно будет срыв плана в следующем месяце.

    Например, в процессной производственной компании в течение длительного периода вообще может не появляться новых объектов бюджетирования (если в этом периоде нет инвестиционных проектов развития). То есть в компании может использоваться разработанная ранее финансовая модель, с помощью которой обсчитываются все регулярные бизнес-процессы и осуществляется консолидация финансовых бюджетов.

    В строительных же компаниях постоянно появляютя новые текущие проекты, для которых необходимо разрабатывать финансовую модель бюджетирования.


    Это несомненно усложняет систему бюджетирования. Но с другой стороны, как уже было отмечено выше, рентабельность строительного бизнеса как правило значительно превышает аналогичный показатель в процессных компаниях.

    Поэтому для получения максимальной отдачи от строительных компаний необходимо внедрять полноценную систему бюджетирования, которая позволит выявить значительные резервы и существенно улучшить финансово-экономическое состояние компании.

    Примечание : более подробно тема данной статьи рассматривается на семинаре-практикуме "Бюджетное управление предприятием" , который проводит автор данной статьи -

  • Управляете ли вы финансами вашей компании или вашими домашними финансами, создание бюджета - важный первый шаг. Наличие бюджета необходимо, чтобы отслеживать текущие расходы, определять, в каких областях можно сократить расходы, а также принимать решения о том, на какие цели расходовать средства.

    Хотя создание бюджета может казаться сложным процессом, использование шаблона бюджета может помочь сделать процесс чуть менее устрашающим. Как же выбрать подходящий для ваших целей шаблон из огромного количества существующих? Мы просмотрели лучшие шаблоны в Excel и рассказали про них в данной статье, чтобы вы могли выбрать те, которые лучше всего подходят вам. Кроме того, мы предлагаем подробное описание того, как использовать шаблон персонального бюджета на месяц в Excel и в Smartsheet.

    1. Перейдите на сайт сайт и выполните вход в вашу учётную запись (или воспользуйтесь бесплатной 30-дневной пробной версией).
    2. Перейдите во вкладку "Домашняя", нажмите "Создать" и выберите опцию "Просмотр шаблонов".
    3. Введите слово "Бюджет" в поле "Поиск шаблонов" и нажмите на иконку в виде увеличительного стекла.
    4. Отобразится список шаблонов. Для нашего примера мы воспользуемся шаблоном "Планирование семейного бюджета по месяцам". Нажмите на синюю кнопку "Использовать шаблон" в правом верхнем углу.
    5. Назовите ваш шаблон, выберите, куда его сохранить, и нажмите кнопку "ОК".

    2. Введите данные для вашего бюджета

    Откроется заранее отформатированный шаблон, содержащий контент для образца, а также уже готовые разделы, категории и подкатегории. В Smartsheet вы можете без труда добавлять или удалять строки, в зависимости от данных вашего бюджета.

    Просто щёлкните правой кнопкой мыши по строке и выберите "Вставить выше" или "Вставить ниже", чтобы добавить строку, или "Удалить", чтобы удалить строку.

    1. Обновите названия разделов и подразделов в основном столбце в соответствии с вашими данными.

    *Обратите внимание, что раздел "Сбережения и накопления" в этом шаблоне включается в раздел "Расходы". Вы можете перенести этот раздел в более подходящее для вас место, выбрав нужные строки, щёлкнув правой кнопкой мыши по ним и выбрав "Вырезать". Затем щёлкните правой кнопкой мыши по строке, куда вы хотите вставить выбранные строки, и нажмите "Вставить".

    1. Введите данные ваших доходов, сбережений и расходов для соответствующих категорий вашего бюджета в столбце "Месячный бюджет". Обратите внимание, что иерархия уже была заранее настроена для вас, а формулы будут автоматически высчитывать итоговые значения для категорий на основании данных, указанных в подразделах.
    2. В левой части каждой строки вы можете прикреплять файлы непосредственно к элементам бюджета (идеально подходит для прикрепления банковских выписок, налоговых документов и т.д.).
    3. Добавляйте важные детали в столбце "Комментарии", например, сведения об счетах или ссылки на определённые счета.

    3. Обновляйте фактические данные месячного бюджета

    1. Вводите фактические суммы в рублях для каждого из элементов бюджета в течение соответствующего месяца. Вы можете настроить получение напоминаний, открыв вкладку "Оповещения" в нижней части страницы и выбрав "Новое напоминание". Дополнительную информацию .
    1. Вы можете предоставить доступ к вашему бюджету заинтересованным лицам. Это поможет не только держать в курсе других о состоянии бюджета, но и увеличит отчётность с вашей стороны. Чтобы предоставить доступ, откройте вкладку "Совместный доступ" в нижней части страницы. Добавьте адреса электронной почты пользователей, которым вы хотите открыть доступ, добавьте сообщение и нажмите на синюю кнопку "Предоставить доступ к таблице" в нижнем правом углу диалогового окна.

    Понятие «Бюджет» в последнее время все чаще и чаще используется не только в финансовом смысле, подразумевающем финансовый баланс доходов и расходов, но и в более широком определении – как план координации ресурсов – финансовых и нефинансовых (затраченные ресурсы, часы работы сотрудников и т.п.). Именно о таком понимании Бюджета строительства пойдет речь в нашей статье.

    Не важно, насколько сложный строительный проект вы собираетесь осуществить – реконструкцию, капительный ремонт, пристройку к существующему зданию, совершенно новое здание – грамотное планирование бюджета строительства – важнейшая часть проекта. Наш опыт показывает, что даже самые опытные менеджеры проектов с трудом выводят плановые показатели, учитывая все непредвиденные сбои, узкие места, задержки, которые могут произойти в ходе реализации проекта.

    Важно принять как факт – не существует способа на 100% предусмотреть все, что произойдет во время строительства. Подрядчики могут обнаружить новые обстоятельства строительной площадки, которые повлекут за собой корректировку проектной документации, или может произойти задержка в поставке строительных материалов, удлиняющая процесс строительства и таким образом увеличивающая бюджет стройки за счет простоя рабочих, техники, и т.п. Однако, все эти возможные перипетии не должны останавливать Вас разрабатывать бюджет настолько точным и обоснованным насколько это возможно.

    4 этап: Строительство и завершение проекта

    Таким образом, Вы даете себе возможность последовательного контроля и анализа бюджета, сверки плановых и фактических показателей шаг за шагом в самых ответственных «точках» проекта.

    1 этап: Изучение и анализ данных

    Начните с формирования команды. Для верстки бюджета строительства Вам потребуются помощники. Состав Вашей группы, конечно, зависит от размера и структуры вашей компании и масштаба строительства. Она может включать даже собственника или членов совета директоров.

    Понимание общей структуры затрат вашей компании также имеет решающее значение. Поэтому, по крайней мере, один из членов команды должен пользоваться доверием финансового директора. Это даст Вам уверенность в том, что Ваша точка зрения адекватно воспринимается финансовым директором. Финансирование вашего проекта должно быть надежным и хорошо обоснованным. Строительство стоит дорого, так что будьте готовы всеми силами противостоять перерасходам.

    Глубоко вникните в цели, задачи и требования проекта, исследуйте и проанализируйте все доступные вам данные о проекте. Не жалейте времени на подготовку! Уясните для себя все «ЧТО» и «ПОЧЕМУ» прежде чем перейти к «КАК». Когда не останется никаких вопросов, начинайте прорабатывать детали. Определите состояние площадки под строительство, поднимите и изучите всю существующую документацию по земле. Оцените ресурсы вашего проекта и его ограничения. Вы должны реально понимать рамки, чтобы комфортно работать в них.

    И, наконец, ознакомьтесь со всеми требованиями законодательства, а также с необходимыми для реализации проекта разрешениями и допусками. Составьте список всего, что необходимо сделать чтобы «легализовать» строительство.

    Важность этого этапа очень трудно переоценить. Мы в нашей практике многократно сталкивались с инвесторами, пренебрегшими этим этапом и очень много заплатившими за это впоследствии. Поверьте, гораздо дешевле заплатить за обследование участка под строительство, чем не реализовать уже спроектированный объект, или полностью перепроектировать его.

    Определите потенциальные рамки и возможности вашего проекта. Организуйте встречу с архитекторами и дизайнерами, используйте их опыт для визуализации проекта. Подробно разъясните им задачу и попросите подготовить творческие варианты реализации в виде рисунков, моделей, макетов и т.п. Вам нужно будет что-то показывать всем заинтересованным лицам, а не объяснять «на пальцах» концепцию.

    Все заинтересованные стороны и лица, принимающие решения, должны быть согласны с решениями по дизайну и функционалу прежде, чем Вы начнете реализацию проекта.

    2 этап: Оформление и составление бюджета

    Итак, наступило время оформления и составления бюджета проекта. Мы в своих проектах используем для этого следующие документы:

    1. Календарный план реализации проекта (работы, распределенные по времени)
    2. Смета во временном разрезе (стоимость каждого вида работ, распределенная по времени выплат).

    Календарный план состоит из двух частей: левой – перечня работ в технологическом порядке и правой – графической. Для оформления правой части можно использовать график Ганта, циклограмму, и т.п.

    Календарный план мы разрабатываем в следующем порядке:

    • Технологическая последовательность работ
    • Состав работ
    • Объем каждого вида работ
    • Состав бригад
    • Сменность работ
    • Продолжительность каждого вида работ и возможность их совмещения
    • Составление графика

    Смету проекта на этом этапе Вы можете составить по укрупненным показателям, например на 1 га земли, на 1м3 объема строительства, на 1 м2 жилой площади и т.д., т.к. проекта у Вас еще нет. При отсутствии таких показателей можно использовать данные о стоимости объектов-аналогов.

    Составьте список необходимых материалов. Не стесняйтесь обращаться за помощью к внешним консультантам для получения «второго мнения». Большинство из нас не имеют ни малейшего представления о том, что происходит в зданиях, в которых мы проводим большую часть наших дней, и сколько они могут стоить. Наличие в команде опытного инженера обеспечит понимание стоимости проекта в целом и позволит Вам оценить КП подрядчиков, когда придет время выбрать одного из них.

    В конце этого этапа необходимо завершить свой укрупненный бюджет и сроки и начать поиск предложений от потенциальных подрядчиков.

    Очень важно составить единый тендерный лист, который Вы передадите всем подрядчикам. При этом убедитесь, что подрядчики выполнили все требования к тендерному листу, заполнили все графы. Это позволит сравнивать релевантные показатели, ускорит и упростит процесс принятия решений. Итоговым документом должен стать документ, резюмирующий все предложения на одном листе.

    3 этап: Оформление документации и подготовка к строительству

    Пришло время для утверждения окончательного проекта и бюджета, составленного Вами в конце второго этапа. Как только вы получите последнее согласование, обязательно убедитесь в том, что все лица, принимающие решения понимают проект и готовы двигаться вперед вместе с ним. Прежде чем «рыть землю» в прямом и переносном смысле, встречаться со всеми заинтересованными сторонами (подрядчиками, архитекторами, коммунальщиками и т.д.), для обсуждения проекта, оцените любые потенциальные проблемы, и проработайте их. Это позволит снизить риски с самого начала и поможет сохранить ваш бюджет проекта и график исполнения в более четких рамках.

    Храните всю документацию для получения разрешений, заключений, тех. условий, согласований, а также все договоры, тех. задания и контракты в организованных файлах и папках. Подготовьте все документы, необходимые для получения всех возможных к получению на данный момент разрешений, передайте их на рассмотрение разрешительным органам. Это даст Вам фору по времени, т.к. время, потраченное на получение ответов от гос. служб часто довольно трудно спрогнозировать. Всегда лучше получить это прежде, чем вы на самом деле будете в них нуждаться. Ваша репутация сильно пострадает, если стройка будет заморожена только потому, что Вы не догадались заблаговременно позаботиться о необходимых документах.

    Управляя подготовкой к строительству, документируйте и отслеживайте каждое действие. Как можно чаще бывайте на стройплощадке во время сноса и подготовительных работ. Вы должны быть уверены, что все идет гладко и в соответствии с Вашим графиком. Фиксируйте каждое посещение стройплощадки, каждое совещание, составляйте еженедельный и ежемесячный отчет. Это позволит вам наиболее эффективно отслеживать работу подрядчиков и поможет разрешить любые недоразумения и неопределенности, часто возникающие при работе с таким большим количеством человек в одном месте.

    4 этап: Строительство и завершение проекта

    Строительство, наконец, началось. Это, наверняка, будет самым продолжительным этапом проекта. Регулярно контролируйте стройку и жестко следите за тем, чтобы проект развивался как можно ближе к запланированным срокам и затратам. Даже самые детальные и продуманные планы могут встречать препятствия и подвергаться корректировкам, но ваша усердная подготовительная работа на предыдущих трех этапах была направлена как раз на минимизацию отклонений от графиков. Ведите подробный журнал изменений сроков и расходов, совершайте работу над ошибками. Это даст Вам возможность, во-первых, более детально и аргументированно отвечать за изменения перед руководством, во-вторых, сделать более предсказуемыми подобные же изменения в будущем, заблаговременно скорректировать будущие изменения, определить проблемные места загодя и разработать обходные пути. Возможно, таким образом, Вы даже получите преимущество по времени и сможете сэкономить бюджет. Кто предупрежден – то вооружен!

    Поддерживайте вовлеченность всех заинтересованных лиц от подрядчиков до коммунальщиков. Информируйте их о своих промежуточных результатах. Это поможет Вам своевременно, точно и справедливо оплачивать счета ваших поставщиков. Подготовьте перечни недоделок по каждому подрядчику, контрольные перечни комплектов поставки, пройдите с инспекцией по всем контрольным позициям. И, наконец, насладитесь плодами своей усердной работы!

    Управление строительным проектом – непростая задача, особенно, если это не Ваша специальная область знаний. Хоть это может казаться непосильным, все же можно так настроить работу над проектом строительства, чтобы шаг за шагом уверенно и последовательно привести его к завершению.



    Полезные инструменты