Какую лучше выбрать пленку для телефона? Аналоговая фотография: как и зачем снимать на плёнку. Чем различаются защитные плёнки

До недавнего времени пленка была самым популярным материалом для обустройства теплиц. Сегодня она вытесняется стеклом и поликарбонатом, которые превосходят ее по многим параметрам, но не отличаются низкой ценой. Если же бюджет ограничен, то можно вырастить урожай и в теплице, укрытой пленкой, но ее еще необходимо уметь выбрать. Пленка пленке рознь : производители предлагают как самую простую полиэтиленовую, так и более практичные варианты, типа армированной, поливинилхлоридной и стабилизированной. Продавцы же так и норовят выдать дешевый материал за более дорогой аналог, ведь внешне некоторые виды очень похожи . Как же в этих условиях выбрать пленку для теплицы, не переплатить и быть уверенным в ее качестве?

№1. Преимущества и недостатки пленки для теплицы

Раньше для укрытия теплиц использовали только полиэтиленовую пленку. На данный момент дачникам предлагают более совершенные ее аналоги, в которых некоторые недостатки менее выражены. В целом же, для всех типов пленок, которые используются для и парников, характерны общие плюсы и минусы.

Основные преимущества:

Основные минусы:

  • невысокая долговечность. Выбирая полиэтиленовую пленку, стоит быть готовым, что на следующий сезон ее необходимо будет менять. Более дорогие аналоги придется менять через 2-3 сезона;
  • низкая устойчивость к солнечным лучам, что и приводит к быстрому разрушению материала, но в некоторых пленках этот недостаток не так выражен;
  • на поверхности пленки скапливается конденсат, что вредит большинству выращиваемых в телице культур. Этого недостатка удалось избежать гидрофильным пленкам, при производстве которых используют специальные добавки;
  • накопление электростатического заряда, что способствует притягиванию пыли, а это, в свою очередь, снижает прозрачность. С этим минусом производители также пытаются бороться, вводя специальные добавки.

Многие дачники также жалуются, что пленка растягивается и провисает, поэтому приходится ее постоянно подтягивать. Но наличие стольких существенных минусов все равно не делает материал менее популярным, ведь это самый дешевый способ обустроить теплицу на даче, и многие считают, что более выгодно раз в год менять покрытие, чем сразу потратиться на покупку дорогого поликарбоната.

№2. Основные виды пленок для теплиц

Все разнообразие пленок для теплиц можно поделить на такие виды:


№3. Полиэтиленовая пленка

Главное преимущество – низкая стоимость . Пленка пропускает около 80% тепловой радиации, поэтому дневное тепло ночью плохо сохраняется. Правильно смонтированная качественная полиэтиленовая пленка продержится не более сезона , а зиму вряд ли переживет, так как перепады температур, ветер и снег разрушат материал. Даже самые толстые пленки особой долговечностью не отличаются.

Полиэтиленовая пленка очень нежная , поэтому транспортировать и монтировать ее необходимо очень аккуратно. Даже самый небольшой порез вскоре «разрастется», что сведет на нет все усилия по обустройству парника.

Продают материал в рулонах шириной 1,2-3 м, это может быть однослойное полотно или рукав. Во втором случае материал можно разрезать по шву и получить более широкое полотно, а можно накрыть теплицу рукавом, хотя на существенное повышение долговечности рассчитывать не стоит. Изгиб рукава считается самым слабым местом и разрушается в первую очередь, поэтому его лучше сразу укрепить скотчем.

№4. Армированная пленка

Армированная пленка отличается от обычной полиэтиленовой наличием своеобразного каркаса , выполненного из стекловолокна, прессованного, крученого или растянутого полиэтилена или полипропилена, толщина нитей каркаса 0,29-0,32 мм. Полиэтилен, как правило, используется более прочный, иногда с добавками для большей устойчивости к солнечным лучам. Основную нагрузку берет на себя каркас, поэтому теплица с таким покрытием получает устойчивость к ветрам, снегу и даже граду. Пленка может защитить рассаду даже при заморозках до -5 0 С.

Материал продержится на теплице больше года, обычно его хватает на три сезона , но некоторые производители говорят о сроке эксплуатации в 5 и даже 7 лет, но тут многое зависит от характеристик пленки и климатических условий региона. Армированная пленка более ремонтопригодна : дырки можно заклеить скотчем, они не имеют свойства распространяться на все полотно. Главная характеристика материала – не толщина, а плотность. Самым распространенным считается материал с плотностью 120-200 г/м 2 . В продаже есть пленка с отверстиями в ячейках, которая обеспечивает теплице должную герметичность, но при этом не позволяет «консервировать» в ней воздух.

Долговечность и прочность армированной пленки оборачивается более высокой ценой . К тому же, светопроницаемость у этого материала чуть ниже, чем у обычной стабилизированной пленки, а пыль за счет рельефа смывается очень тяжело, что также вредит прозрачности.

№5. ПВХ-пленки для теплиц

Поливинилхлоридные пленки – один из лучших вариантов для обустройства теплиц. Это эластичный и прочный материал, который может продержаться от 2-3 сезонов до 6-7 в зависимости от условий эксплуатации, ухода и климата. Как правило, в состав вводят светопреобразующие и стабилизирующие добавки.

Материал пропускает до 90% света, 80% ультрафиолетового излучения и задерживает до 95% инфракрасного излучения, а это означает, что ночью и во время заморозков в парнике будет теплее, чем в таком же из полиэтиленовой пленки. Это очень весомое преимущество материала.

Недостаток материала – цена, которая в 2-3 раза превышает стоимость полиэтиленового аналога, но принимая во внимание тот факт, что отпадает необходимость каждый сезон покупать новую пленку и монтировать ее, этот минус нельзя назвать уж слишком существенным. Еще один нюанс – поливинилхлорид сильно притягивает пыль , но и смывать ее несложно. Морозостойкость материала невысокая, при температуре ниже -15 0 С пленка становится слишком хрупкой, поэтому будет обязательным.

№6. Полиэтиленовые пленки со специальными добавками

Если ввести в полиэтилен специфические вещества, то можно несколько улучшить его эксплуатационные качества. В зависимости от добавок выделяют такие виды материала:

  • стабилизированная пленка производится с добавлением веществ, повышающих стойкость к воздействию солнечных лучей . Срок службы повышается в 2-3 раза, увеличивается и цена. Материал может иметь оранжевый или розоватый оттенок, но это необязательно. Внешне стабилизированная и обычная полиэтиленовая пленки одинаковы, поэтому необходимо внимательно смотреть на упаковку и маркировку;
  • светопреобразующая пленка «умеет» превращать жесткий ультрафиолет, вредный для растений, в инфракрасное и красное излучение, которые повышают урожайность. Все это возможно благодаря люминофорной добавке, но чтобы материал прослужил долго, необходимо, чтобы в составе были и стабилизирующие вещества. Чтобы убедиться, что перед вами действительно светопреобразующая пленка, необходимо посветить ультрафиолетовой лампой, при этом свет от лампы должен измениться на красный;
  • теплоудерживающая пленка отличается матовым белесым оттенком. Она слабо пропускает тепловое излучение, поэтому температура в теплице будет на 1-3 0 С выше, чем в аналогичном из других видов пленки. За счет этого ранние урожаи можно увеличить на 10-30%, экономя на отоплении. Срок службы пленки – около 9 месяцев, материал обладает антистатическими и гидрофильными свойствами;
  • стабилизированная гидрофильная пленка позволяет решить проблему «капели», характерную для других видов материала. На этой пленке формируется плоскокапельный конденсат в виде сплошного слоя, поэтому негативного влияния на растения нет. Светопроницаемость высокая, способность пропускать тепловое излучение – 30-35%, поэтому в таких теплицах будет тепло;
  • пузырчатая пленка сильно напоминает ту, которой пакуют хрупкий товар. Она обладает хорошим светопропусканием, а по уровню теплоизоляции сравнится с поликарбонатом. Прочность невысока, за исключением специальных видов пленки, но для выращивания ранних урожаев в небольшом парнике материал сгодится;
  • вспененная пленка состоит из монолитного и вспененного слоя полиэтилена, пропускает 70% света, хорошо держит тепло, подходит для сооружения теплиц, предназначенных для вегетативного размножения растений;
  • сополимерная этиленвинилацетатная обладает приличным уровнем прочности, хорошо задерживает тепло, она устойчива к проколам, ветровым нагрузкам, морозу, гидрофильная. Высокая светопроницаемость (до 92%) в жаркие летние дни может вызвать перегрев. Долговечность – до 3 лет;
  • фоторазрушаемая пленка разрушается спустя определенный срок (20, 45 и 60 дней). Применяется для бескаркасных укрытий и мульчирования.

Несмотря на заявленный срок службы, некоторые специалисты рекомендуют менять пленку раз в три года, так как она все равно мутнеет. Если материал сохранил целостность, его можно использовать в других целях.

Можно встретить также и пленки, при производстве которых были использованы сразу несколько добавок, — это наилучший вариант. Но часто под видом специальных пленок выдают обычную полиэтиленовую, поэтому не мешает смотреть на сертификаты и маркировку.

Согласно ГОСТ 10354-82, стабилизированную пленку для теплиц и парников маркируют СТ, стабилизированную светопреобразующую пленку – СИК. Также для теплиц можно использовать пленку, в маркировке которой стоит буква Н: это стабилизированная или нестабилизированная пленка для изготовления изделий бытового назначения.

№7. Плотность и толщина пленки

Чем более плотная и толстая пленка, тем лучше она будет справляться с негативными факторами окружающей среды. В случае с обычной полиэтиленовой пленкой толщина мало влияет на долговечность, а когда речь идет о стабилизированных материалах этот фактор имеет большее значение.

Внешне пленку толщиной 200 и 100 мкм различить невозможно , чем и пользуются недобросовестные продавцы. Чтобы обезопасить себя от невыгодной покупки, стоит помнить, что более толстая пленка весит больше: погонный метр пленки 200 мкм весит 530 г , 150 мкм – 400 г, 120 мкм – 320 г, 100 мкм – 260 г и 80 мкм – 210 г. Для теплиц лучше выбирать пленку толщиной 150-200 мкм.

№8. Цвет пленки

Лучше выбирать прозрачную пленку – она пропускает больше света. Для получения материала разных оттенков в состав обычно вводят пищевой краситель, который имеет свойство выгорать под лучами солнца, поэтому смысла в нем нет. Если же краска стойкая, то света в теплицу будет проникать меньше, что повлечет за собой снижение урожаев и необходимость использования .

№9. Производители пленки

Если выбор остановлен на обычной полиэтиленовой пленке, то риск нарваться на некачественный товар снижается. Больше подделок встречается в категории более дорогих видов пленок: например, за стабилизированную пленку могут выдавать обычную. В любом случае, лучше доверять проверенным производителям, хорошо смотреть в сопроводительную документацию и маркировку.

Достаточным качеством обладает пленка таких производителей.

Многие автовладельцы сразу же после приобретения машины задумываются о том, какую тонировочную пленку для нее купить. В России разрешена тонировка любого автостекла, если светопропускание ее больше 70%. В противном случае можно тонировать только заднее стекло, задние боковые стекла и наклеить прозрачную цветную пленку на верхнюю часть ветрового стекла.

Пленка для тонировки авто обладает множеством преимуществ.

  • Обеспечивает светопоглощение (не только солнечных лучей, но и света фар), что снижает утомляемость водителя и вероятность его ослепления в дневное и в вечернее время.
  • Препятствует нагреву и охлаждению салона машины.
  • Убережет водителя и пассажиров от попадания осколков стекла внутрь салона при возникновении аварии.
  • Правильно подобранная по цвету пленка придаст авто более привлекательный вид.
  • Не позволяет увидеть, что делается внутри салона авто, тем самым обеспечивая приватность. При этом пленка не препятствует обзору изнутри машины.
  • Тонировка защищает салон машины от негативного влияния ультрафиолета, и дольше сохраняет его эстетический внешний вид.

Средняя цена — 586 рублей за погонный метр.

Одна из лучших тонировочных пленок для авто в эконом-сегменте производится индийской компанией GarwarePolyesterLimited. Множество положительных отзывов за прочность и долговечность заслужили металлизированные пленки SunControl серии HP и равномерно окрашенные пленки серии NR, с большим выбором оттенков и защитой ультрафиолета до 99%. Они не царапаются при мытье, и не уступают продукции других фирм по светостойкости, механической прочности и адгезии клея к стеклу.

Из минусов: SunControl имеет репутацию бюджетной пленки.

Средняя цена — 650 рублей за погонный метр.

Американский производитель CommonwealthLaminating&Coating, Inc. выпускает отличные пленки, которые тоньше и мягче чем изделия других фирм. Выцветание происходит равномерно и спустя, как минимум, пять лет. Самой доступной по цене является серия Standart в различных оттенках серого. Ее светопропускание составляет от 8 до 50%. Более дорогой вариант — металлизированные пленки HighPerformanceCharcoal. А для тех, кто ищет наилучшие теплоотражающие свойства предназначена серия пленок Spectra.

Недостаток: очень сильная адгезия клеевого слоя к стеклу, из-за чего могут возникнуть сложности с удалением пленки со стекла.

Средняя цена — 700 рублей за погонный метр.

Раньше бренд Global Window Films предназначался исключительно для американского и канадского рынков, однако со временем пришел в Европу и Россию. Пленка производится на предприятии с полным замкнутым циклом, что сокращает время и затраты на производство и доставку сырья.

Достоинства пленок: стабильность цвета, наличие защитного слоя, защищающего от царапин, долговечность и устойчивость к выцветанию, хорошие теплоотражающие свойства.

Минусы: бренд не слишком известен в России.

Средняя цена за погонный метр — 300 рублей.

Самая дешевая пленка в рейтинге тонировочных пленок для авто 2017 года. Но несмотря на цену качество у пленка на высоком уровне. Производится она в США, имеет широкую гамму оттенков и обладает отличной защитой от УФ-лучей, хорошей односторонней видимостью, надежной защитой от повреждений. Она оптимальна по соотношению цены и качества. Вот только элитная атермальная пленка Armolan стоила слишком дорого и найти ее в продаже тяжело.

1. Llumar

Цена за погонный метр — 2200 рублей.

Лучшая пленка для тонировки авто изготавливается в США и входит в топовый сегмент как по цене, так и по качеству изготовления. Есть несколько серий Llumar:

  • AT — равномерно окрашенные.
  • ATR — металлизированные (с высоким коэффициентом светоотражения).
  • ATN — со структурой «цвет-металл-цвет», что препятствует эффекту внутреннего отражения.
  • ATT — с уровнем светопропускания от 15 до 68%.
  • PP — с прямым магнетронным напылением для оптимального отражения теплового излучения.
  • AIR — очень тонкие, не задерживающие свет..

Пленка Llumar хотя и стоит дорого, но не выгорает минимум 5 лет и прослужит очень долго. Из-за частых подделок рекомендуется брать ее только в проверенных интернет-магазинах или у официального представителя в России.

Инструкция

Для начала изучите несколько вариантов, тогда вам будет легче разобраться, что точно не подходит. Только методом проб и ошибок можно понять, какая пленка будет соответствовать вашему стилю съемки и придаст изюминку фотографиям.

Если вы – фотограф-любитель, лучше не выбирать профессиональную пленку. Любительская вариант более универсален, с ним трудно промахнуться и наделать серьезных ошибок. Пленка «для всех» обладает большей фотоширотой и меньшим разрешением.

Пленки различают по количеству кадров. Большой популярностью пользуются кассеты на 36 кадров. Но если речь идет о паре-тройке фотографий и о быстроте их исполнения, лучше взять более короткую пленку – длиной 12 или 24 кадра.

Помимо всего прочего, при выборе пленки следует учитывать, как она будет проявляться. Если в домашних условиях, целесообразно выбрать проверенное сочетание пленки и проявки, которое даст хороший результат на домашнем фотоувеличителе. В варианте с лабораторией есть риск, что качество снимков будет хромать.

Качество пленки, а значит и конечный результат, зависит от ее производителя. Основные отличия пленки - в цветовом решении готового снимка. Так, например, при съемке на пленку Kodak цвета получаются ярче. Konica отдает синим, а Fuji – зеленым.

Покупая пленку, нужно четко представлять, каков будет результат. Возможно, это будет отпечаток или слайд, а может, цветная или черно-белая фотография, большой снимок или любительское фото в альбом. Вариантов великое множество, и для каждого есть свой тип фотоинструмента. Если вы хотите получить обычные фотографии, которые не будут предназначены для широкого зрителя, следует снимать на цветной негатив форматом 35 мм. Его используют в большинстве случаев, получая великолепные фото и не тратя время на сложные приемы фотоискусства. Для снимков больших размеров следует выбирать формат пленки больше, чем 35 мм, например 60 мм.

Еще одна характеристика фотопленки – ее чувствительность, которая измеряется в единицах ISO. Любителям подойдет чувствительность в 100, 200 или 400 ISO. Чем выше эти единицы, тем меньше должна быть выдержка. Так, например, если будете снимать в местах, где нельзя использовать вспышку, выбирайте пленку с наивысшей единицей ISO.

Видео по теме

Обратите внимание

Покупайте слайды с одним и тем же номером эмульсии. Этот номер изображен на упаковке.

Собственный искусственный водоем на дачном участке приносит несомненную пользу огородникам, да и просто облагораживает вид земельных владений. Чтобы соорудить на участке пруд, не нужно прилагать значительных усилий. Вы можете сделать это самостоятельно либо пригласить специалистов.

Вам потребуется приобрести пленку для гидроизоляции водоема. Узнайте о том, какими качествами обладают бутилкаучуковая и поливинилхлоридная пленки.

Свойства и характеристики

  1. Пленка ПВХ – прочный и упругий материал, достаточно эластичный, не боится мороза и механических воздействий. Гидроизоляционные свойства пленки ПВХ чрезвычайно высоки. Вы можете использовать ее для сооружения пруда любой формы, потому что материал очень гибок. Также стоит отметить, что поливинилхлоридная пленка легкая по весу и служит не менее 10 лет. Прежде чем укладывать ее на дно пруда, следует постелить геотекстильное полотно для защиты материала от камней и корней деревьев. Планируете создать небольшой водоем? Выбирайте полотно толщиной 0,5 мм. А для постройки большого пруда желательно использовать пленку толщиной не менее 1 мм.
  2. Бутилкаучуковая пленка – это синтетическая резина, чрезвычайно пластичная и очень гибкая. Материал отлично выдерживает перепады температуры от -40 до +80 градусов по Цельсию. Таким образом, вы сможете работать с ним в любую погоду: и зимой, и летом. Бутилкаучуковое полотно прослужит не менее 50 лет. Как правило, этот материал используют для построения глубоких и широких водоемов. Также полотно прекрасно подходит для сооружения пруда со сложным рельефным дном.

Чтобы пруд служил долго и радовал вас прекрасным видом, покупайте пленку для гидроизоляции в надежном строительном магазине, где представлена продукция от добросовестных производителей.

  • Kodak T-Max BW 400CN проявляется по лабораторному процессу C-41. Самая универсальная ч/б-пленка. При номинальной чувствительности 400 единиц позволяет снимать в диапазоне ISO 25-800, сохраняя стандартный режим проявки. Благодаря столь впечатляющей фотошироте прощает почти любые промахи экспозиции.
  • Illford PanF 50 Plus идеальна для студийных портретов, макро, пейзажей на длинной выдержке. Достаточно контрастная и мелкозернистая, имеет неповторимую «мягкую» тональность. Еще более усилить «мягкость» позволит мелкозернистый проявитель Illford Perceptol и пул-процесс на одну ступень (ISO 25).
  • Kodak T-Max 100 подходит для повседневной съемки. Высокий контраст и контурная резкость, мелкое зерно, красивый жесткий рисунок. Проявлять рекомендуется в «родном» T-Max или D-76.
  • Fuji Neopan Acros 100. Хорошая тональная передача и большая фотоширота сочетаются с умеренной контрастностью, но пленка уступает собратьям по детализации. Хороший результат дает в сочетании с Illford Microphen в концентрациях до 1+3. «Разгоняется» до ISO 400.
  • Rollei Retro 100 — пленка для портретов. Контрастная, но с приятной тональностью и мелким зерном. Производится фирмой Maco для Rollei. Недостатки: тонкая подложка и высокая скручиваемость, однако результат стоит затраченных усилий. Проявитель — D-76, Maco LP-Cube, любой жидкий от Kodak.
  • Fomapan 100 — чешская пленка, которую благодаря низкой цене любят начинающие фотографы. Контрастная, но имеет слишком высокое для такой чувствительности зерно и невыразительный тональный рисунок. Для проявки оптимален дешевый жидкий Fomadon LQN.
  • Illford FP4. Номинальная чувствительность 125 единиц. Приятная тональность делает эту пленку хорошим выбором для съемки портретов. Рекомендуется мелкозернистый проявитель — Perceptol, жидкий Maco Supergrain.
  • Fortepan 200 — дешевая ч/б-пленка венгерского производства с крупным и весьма красивым зерном, насыщенной тональностью. Умеренно контрастная, с хорошей детализацией. Недостатки — некоторая небрежность полива эмульсии и высокая скручиваемость.
  • Kodak TRI-X 400 очень любили великие фотографы прошлого. Ее отличает высокая контрастность и «классический» рисунок. Проявлять лучше всего в жидких проявителях от Kodak. Если же надо подчеркнуть зерно, работает «классический» метод проявки: TRI-X + Родинал.
  • Illford HP5 Plus — еще одна пленка, на которую было снято немало шедевров. Высокая резкость, красивое и довольно крупное зерно. Номинальная чувствительность 400 единиц. Традиционно используется для пуш-процесса (до 1600 единиц).
  • Illford Delta 400. Современная универсальная пленка на плоских кристаллах, оптимальна для различных художественных задач. В отличие от Delta 100 обладает высоким контрастом и жестким рисунком. Пуш-процесс до 1600 единиц. Проявитель — D-76/ID-11.
  • Illford Delta 3200 сочетает новейшую четырехслойную эмульсию на плоских кристаллах и красивое зерно. Номинальная чувствительность — 1250 единиц. В качестве проявителя рекомендуется фирменный Microphen. Пленка рассчитана на пуш-обработку. В зависимости от режима проявки может использоваться в диапазоне 800-12800 ISO.
  • Rollei R3 обладает крупным красивым зерном и обходит Delta 3200 по таким характеристикам, как резкость и контраст. Встречается с чувствительностью 400 и 800 единиц. Оптимальный результат дает при пуше на одну-две ступени.

Цветные пленки

  • Fujicolor Superia Reala. Цветная негативная пленка с чувствительностью 100 единиц, идеально подходящая для использования вдали от дома. Обеспечивает правильную цветопередачу и высокую детализацию, подходит для различных сюжетов, нетребовательна к условиям хранения.
  • Kodak Portra 160 NC/VC. Одна из самых популярных негативных пленок для съемки людей. Существуют варианты с нейтральной (NC) и «живой» (VC) цветопередачей, но только один из них (NC) позволяет получать стабильный результат.
  • Fujicolor Pro 400H. Цветная негативная пленка, которая позволяет получать прекрасные результаты при съемке портретов в условиях недостаточного освещения. Обладает высокой контрастностью.
  • Fujichrome Velvia 100F — известная слайдовая пленка, заслужившая признание благодаря насыщенной цветопередаче. Новая версия, пришедшая на смену Velvia 50, отличается более естественными цветами. Хорошо справляется со съемкой на длинных выдержках (несколько минут без нарушения баланса цветов). Мягкая тональность, неплохой для слайда динамический диапазон.
  • Fujichrome Provia 100F. Считается, что эта пленка дает более естественные цвета, чем Velvia. Однако на больших выдержках имеет место уход в холодные тона. При сканировании на недорогих сканерах дает лучший результат, чем Velvia.
  • Fujichrome Astia 100F создавалась для портретной и фэшн-съемки. Обладает нейтральной цветопередачей, умеренным контрастом, несколько уступая собратьям из семейства Fujichrome по детализации.
  • Kodak Ektachrome E100G популярна у профессиональных фотографов. Обладает большой для слайда фотоширотой, естественной цветопередачей и невысоким контрастом. По передаче телесных оттенков не уступает Astia. Версия E100-GX отличается более теплой цветопередачей и часто используется при съемке людей.

Составлял Дмитрий Башков

Каждый любитель аналоговой фотографии назовёт свою причину, по которой он использует плёнку. В офисе Лайфхакера работают по крайней мере три таких любителя. Вот что они говорят о своём увлечении и том, какие кадры у них получаются.

Кирилл Дяченко

Аккаунт-менеджер Лайфхакера

Я снимаю на плёнку, потому что начинаю ценить каждый кадр и, как следствие, задумываюсь о качестве снимка, а не щёлкаю десятки ненужных фотографий. Странная цветопередача, красные глаза, а иногда и несфокусированные снимки возвращают меня в беззаботное детство, когда мы с мамой ходили проявлять очередную плёнку с мыльницы.







Олег Имидеев

Оператор Лайфхакера

Всё увлечение фото и видео у меня началось с плёнки. Если быть точным, то с родительского «ФЭД». Снимаю на плёнку, потому что она дисциплинирует и не прощает ошибок. Попасть в фокус и экспозицию, правильно выбрать план и ракурс необходимо с первого раза, ведь у тебя есть только 24 или 36 кадров, а не целая флешка на 32 ГБ.







Однажды я нашёл у дедушки «Зенит-Е». Сразу же испытал в деле: меня увлекла наглядная работа механизмов, все эти крутилки и кнопки. С тех пор прошло почти десять лет: я собрал внушительную коллекцию из старых и новых фотоаппаратов, провёл десятки экспериментов. Фотографировать как профессионал так и не научился, зато получил массу удовольствия.






Среди прочих причин многие отмечают вот что:

Нельзя с уверенностью сказать, что получится

Кому-то нравится ощущение тайны, скрытой в экспонированной плёнке, ведь заранее на 100% результат предугадать трудно: вдруг что-то случится на этапе проявки, засбоит само устройство или подведёт чутьё фотографа. Сама невозможность посмотреть фотографию сразу после съёмки ломает восприятие человека, привыкшего без лишних размышлений щёлкать всё подряд на камеру телефона. А ограниченность кадров (12, 24 или 36) заставляет его с большей долей вдумчивости ими распоряжаться.

Интересен процесс эксплуатации

Многих привлекает работа механики в фотоаппаратах. Взвод курка, выставление диафрагмы и выдержки, установка фокуса, перемотка - всё это работает наглядно и логично. За всё отвечают отдельные регуляторы, кнопки и рычажки, всем настройкам соответствуют маркировки на корпусе - никакой магии, скрытой в электронных платах, никаких бездушных символов на ЖК-дисплее.

Можно сделать отличную фотографию

Плёночный аппарат - незаменимый инструмент в арсенале многих профессиональных фотографов. Почему - объяснил в своей статье «Кому нужна эта плёнка » доктор физико-математических наук и член Союза фотохудожников России Антон Вершовский.

Во-первых, плёнка позволяет получить снимки с достаточно высокой детализацией и хорошей цветопередачей. Во-вторых, по мнению Антона Вершовского, целью фотографа не является снятие точной кальки с реальности, а художественная фотография не обязана быть идеальной. И тут мы подходим к следующему аргументу в пользу плёнки.

«Неидеальности» могут выглядеть красиво

Фотография, при съёмке которой всё пошло не так. Сделана на «Зенит-ЕТ» (Pentacon F1.8/50mm)

Расфокус, видимые царапины на снимках, зернистость - всё это ассоциируется именно с плёночной фотографией. Начнём с того, что перечисленных шероховатостей можно избежать при использовании корректно работающего фотоаппарата и подходящей плёнки. А закончим тем, что иногда «неидеальности» просто классно выглядят. А чем ещё объяснить популярность Lo-Fi-фильтров «под плёнку» в мобильных графических редакторах?

Попробовать снимать на плёнку недорого

Можно спорить о цене одного кадра, сравнивая плёнку и цифру. Но вот очевидный факт: если речь о разовом эксперименте, то за весь процесс от приобретения плёночного фотоаппарата до получения готовых кадров можно заплатить не больше тысячи рублей.

Ещё дешевле выйдет, если фотоаппарат у вас уже есть.

Нашёл в кладовке старый фотоаппарат. Можно ли снимать на него?

Скорее всего, можно, но кое-что стоит проверить:

  • Дверца. Должна плотно закрываться, иначе есть риск засветить плёнку.
  • Механика. Иногда на выдержках 1/60 и длиннее затвор срабатывает некорректно, открываясь до следующего взвода. Это гарантированно приведёт к пересвету снимка. Проверьте, как работает ваш фотоаппарат на разных выдержках. Обратите внимание на движение зубчатого валика, приёмной катушки.
  • Шторка. Если находка снабжена шторно-щелевым затвором, проверьте целостность шторки.
  • Экспонометр. Если в старом фотоаппарате установлен селеновый экспонометр, то он, скорее всего, сел. А вот если находка снабжена TTL-экспонометром, то есть высокие шансы на его корректную работу. Подобные были установлены в небольшом количестве фотоаппаратов, как правило, имеющих аббревиатуру TTL в названии.
  • Рулетка обратной перемотки. Когда плёнка заканчивается, её необходимо смотать в катушку. Как правило, для этого нужно найти специальную кнопку с буквой R, после чего скрутить плёнку с помощью рулетки обратной перемотки. Проверьте, корректно ли работает этот режим: крутится ли в обратном направлении приёмная катушка и зубчатый валик. Если нет, то снимать на фотоаппарат можно, но вынимать плёнку будет проблематично.

Когда проверите все пункты из списка, обратите внимание на чистоту фотоаппарата. От пыли внутри можно избавиться с помощью воздушной груши и мягкой кисточки.

Если вашей находкой стала обычная плёночная мыльница из 90-х, проверять ничего не нужно. Она работает. Только вот снимать на неё не так интересно: всё доверено автоматике, а фотографии получаются средненькие.

Если поиски не увенчались успехом, а фотографировать всё-таки хочется, то на помощь придут магазины и барахолки.

Как выбрать плёночный фотоаппарат?

Выбор здесь действительно велик: от самодельной до Leica за сотни тысяч рублей. Сначала стоит определиться с видом фотоаппарата.

Какими бывают фотоаппараты

  • Зеркальные фотоаппараты - почти все модели «Зенит», «Любитель», Pentax K1000, Canon AE-1, Olympus OM-1, относительно современные модели Nikon. Поддерживают установку объективов с любыми фокусными расстояниями, в них проще всего пользоваться различными светофильтрами, визуально оценивать настройки фокуса и глубины резкости. Это происходит потому, что в видоискателе видно примерно то, что и получится на фото: изображение с объектива передаётся в глазок с помощью зеркала. Недостаток зеркалок - отдача от движения зеркала, способная смазать кадр на длинных выдержках.
  • Дальномерные фотоаппараты - почти все модели «Зоркий» и «ФЭД», Canon Canonet QL17 G-III, Yashica Electro 35, Minolta Hi-Matic. Менее шумные, чем зеркальные. Наведение резкости осуществляется с помощью эффекта параллакса - совмещения в видоискателе изображений с двух объективов дальномера. Из минусов: ограниченный набор сменных объективов и отсутствие возможности настроить глубину резкости на глаз.

Часть изображения в видоискателе дальномерной камеры. Слева - несфокусированное изображение, справа - сфокусированное / ru.wikipedia.org

  • Шкальные фотоаппараты - «Смена», «Чайка», «Вилия», современные ломо-фотоаппараты Holga, Diana, La Sardina. Самая простая и бюджетная группа фотоаппаратов. Фокусировка осуществляется на глаз, линзы часто несменные. Несмотря на это, шкальные фотоаппараты превосходят по качеству снимков полностью автоматические мыльницы. А ещё они самые лёгкие и компактные.

Если вашей целью является знакомство с плёнкой, то советские и российские фотоаппараты подойдут как нельзя лучше. Большинство из тех, что выпускались с 1950-х до середины 1990-х, работоспособны и сейчас (при условии бережного обращения владельцев). Как правило, эти камеры - довольно качественные кальки с моделей Leica, Minolta, Contax и других зарубежных компаний. Важнейшее достоинство этих фотоаппаратов - цена. Даже серьёзные зеркальные камеры с неплохим стеклом уходят с барахолок за бесценок.

Но не все плёночные фотографы ограничиваются советским фотопромом. Те, кто сильно увлекается аналоговой фотографией, приобретают более серьёзные аппараты импортного производства. Если постараться, то можно найти и вполне бюджетные варианты: Chinon CS, Pentax K1000, Canon AE-1, Olympus OM-1, относительно современные плёночные модели Nikon. Эти аппараты отличаются более надёжной работой механизмов, широким диапазоном выдержек и многими другими нюансами, но стоят дороже «Смен» и «Зенитов».

На что ещё обращать внимание

Существуют и другие нюансы: диапазон выдержек, вид затвора, наличие какой-либо автоматики, удобство эксплуатации, в конце концов. Но фотоаппарат на самом деле лишь проводник между двумя куда более важными элементами: объективом и плёнкой.

Если вы хотите приобрести один аппарат всерьёз и надолго, берите тот, в котором можно менять линзы.

Ещё один момент: подумайте дважды, прежде чем приобретать фотоаппарат с автоматическим замером выдержки и селеновым экспонометром. Скорее всего, светочувствительные элементы в них уже сели, а в ручном режиме значение выдержки изменить нельзя. Например, в «Вилия-авто» и «ФЭД-50» при севшем экспонометре вам всегда придётся снимать с выдержкой 1/30 секунды - о съёмке в солнечный день на плёнку со средней и высокой светочувствительностью можно забыть.

Где купить

Теперь, когда вы определились с тем, какая камера вам нужна, начните поиски на досках объявлений. Старайтесь избегать пересылок по почте, ведь вам необходимо проверить работоспособность устройства. Предложений советских фотоаппаратов достаточно в любом, даже не очень большом городе. А вот искать достойную импортную камеру, возможно, придётся на зарубежных барахолках.

Что такое ломография?

Не любите производить экспозамеры, выставлять диафрагму и даже незаваленный горизонт для вас не самая простая задача? Попробуйте себя в ломографии . Это такая философия и манера съёмки для тех, кто любит делать снимки, но не обременяет себя сложившимися постулатами фотоискусства. Всё, что нужно, чтобы быть ломографом, - минимальный вкус и желание экспериментировать. Если в профессиональной фотографии шеф, бог и царь - фотограф, то в ломографии - случай. Вот на такие камеры делают снимки представители ломо-движения:







И такие фотографии у них получаются:







Эти фотографии не могут похвастаться проработанностью деталей или точной экспозицией, но несут в себе особенное настроение, которое так нравится любителям ломографии.

Минусы большинства ломо-камер - китайское производство и, как следствие, ненадёжность. Некоторые из них довольно быстро надоедают из-за ограниченности применения: во многих отсутствуют какие-либо настройки в принципе, а некоторые годятся только для съёмки в солнечную погоду.

Если заинтересовались, обратите внимание на Diana, Holga, La Sardina и, конечно, первую камеру, положившую начало ломографическому движению - «ЛОМО Компакт-автомат». Многие из ломо-камер производятся и сейчас, но цена на них будет заметно выше, чем на более серьёзные советские фотоаппараты б/у.

Найти ломо-камеру просто. Один запрос в поисковике, и вы увидите примерно одинаковые предложения от десятка интернет-магазинов.

А как выбрать плёнку?

У плёнок есть четыре основные характеристики: цвет, вид процесса, формат и чувствительность (ISO).

Цвет и процесс

С цветом всё понятно: плёнки есть цветные и чёрно-белые. И от цвета зависят некоторые нюансы съёмки и проявки. Чёрно-белые требуют использования светофильтров в определённых условиях и проявляются по процессу D-76. Существуют и монохромные чёрно-белые плёнки, их проявляют по процессу C-41 (так же, как и цветные). По качеству они уступают классическим, но зато с ними справятся в любом фотоцентре.

Цветные плёнки делятся на негативные и обращаемые. Негативные куда практичнее, более терпеливы к несущественным промахам в экспозиции, продаются и проявляются по процессу C-41 в любом фотоцентре. Иногда обращаемые плёнки проявляют так же, как негативные. Это называется кросс-процессом. Снимки, проявленные по кросс-процессу, обладают искажённой цветопередачей и большей насыщенностью, что особенно нравится ломографам и прочим экспериментаторам.

Формат

Есть два распространённых типа плёнки: малый (тип 135) и средний (тип 120). Выбор зависит от характеристик фотоаппарата: большинство из них поддерживают плёнки типа 135. Катушки среднего формата можно использовать в фотоаппаратах Holga, Diana, советских «Любителях», некоторых «Киевах», Pentax, Rollei и других. С помощью нехитрых манипуляций в них можно пристроить и 35-миллиметровые плёнки.

Светочувствительность

От светочувствительности, или ISO, зависит, при каком освещении мы сможем делать снимки, какую будем устанавливать выдержку и диафрагму. Диапазон светочувствительности плёнок начинается с 25 ISO и заканчивается 3 200 ISO. Чем меньше числовой показатель, тем меньше света фиксирует плёнка, тем дольше должна быть выдержка и/или меньше диафрагменное число.

Плёнки до 100 ISO хороши для съёмок в солнечную погоду. В пасмурную может пригодиться плёнка с 400 ISO. Более светочувствительная плёнка подходит для вечерней и ночной съёмки, но обладает повышенной зернистостью.

Оптимальный показатель светочувствительности - 200 ISO.

На старых фотоаппаратах может быть использована иная шкала светочувствительности: ГОСТ, ASA или DIN. Чтобы установить соответствия, можно воспользоваться таблицей .

Индивидуальные характеристики

Также плёнки могут отличаться цветопередачей, глубиной и проработанностью деталей. В интернет-магазинах к ним, как правило, прилагают результаты съёмки, которые могут помочь определиться с выбором.

Как снимать на плёночный фотоаппарат?

Порядок действий при съёмке разными фотоаппаратами отличается несущественно.

  • Установка плёнки. Первым делом нужно установить плёнку в предназначенный для неё отсек. Иногда для этого необходимо приподнять головку рулетки обратной перемотки. Потом протяните язычок к приёмной катушке и зафиксируйте его. Взведите затвор и убедитесь, что зубья валика попали в перфорацию плёнки. Нажмите на спуск. После закрытия крышки рекомендуется сделать ещё один пробный кадр, головка рулетки обратной перемотки также должна крутиться. Всё это не стоит делать при ярком солнечном свете.
  • Подготовка аппарата к съёмке. Если это предусмотрено, установите ISO плёнки (для ручного или автоматического экспозамера) и счётчик кадров.
  • Взвод затвора. Нужно отвести курок до конца, а потом аккуратно вернуть назад. Если система без курка, покрутите колёсико до упора.
  • Установка диафрагмы и выдержки. Эти действия могут сильно отличаться в зависимости от используемых фотоаппаратов. Если ваша камера не снабжена работающей автоматикой или не является шкальной с простым управлением, воспользуйтесь экспонометром. Если штатный сломан, используйте специальные мобильные приложения.
  • Настройка фокуса и создание снимка. Если используете зеркальную камеру, не забудьте открыть диафрагму перед фокусировкой (а перед вылетом птички - закрыть). Если дальномерную - используйте эффект параллакса. Если шкальную - ориентируйтесь по специальным маркировкам. После этого можно нажать на спуск.
  • Разрядка плёнки. Снимите блокировку зубчатого валика (этот регулятор часто отмечается буквой R). Используйте рулетку обратной перемотки для возврата плёнки в катушку. Если возникли проблемы, достаньте плёнку самостоятельно в тёмном помещении и донесите на проявку в светонепроницаемом футляре или коробочке.

Что потом делать с плёнкой?

Отнести на проявку. Если использовалась негативная 35-миллиметровая плёнка, проявляемая по процессу C-41, её проявят в любом фотоцентре. Если использовались другие фотоматериалы, возможно, придётся поискать частную лабораторию.

Что делать дальше?

Ответ на этот вопрос вам подскажет первая успешно отснятая плёнка. Если у вас это всерьёз, то аналоговая фотография предложит широкий простор для развития. Объективы, светофильтры, вспышки, самостоятельная проявка - всё это поможет превратиться из экспериментатора в матёрого профессионала.

Тех, кто найдёт себя в ломографии, ожидают весёлые эксперименты: мультиэкспозиция, просроченные плёнки, кросс-процессы, Redscale и другие страшные слова.

Аналоговая фотография - это дорого?

Давайте посчитаем. Допустим, фотоаппарат не достался вам по наследству. Приобретение бывшей в употреблении «Смены-8М» или даже какого-нибудь «Зенита» может обойтись в 200–500 рублей.

Далее - плёнка. Если не рассматривать варианты покупки просрочки с рук, то в интернет-магазинах цены начинаются примерно с 250 рублей за катушку с 36 кадрами. Проявка полученной плёнки по процессу C-41, как правило, стоит совсем недорого: менее 100 рублей. А вот сканирование в цифру» может обойтись в несколько сотен. Но цены в разных городах могут отличаться.

Поэтому аналоговая фотография «на попробовать» стоит совсем немного. Но если вы увлечётесь приобретением достойного аппарата и объективов, будете придирчивы к плёнкам и расточительны, то сэкономить, конечно, не получится.

А это точно того стоит?

Тут та же история, что и с . Занятие аналоговой фотографией непрактично, требует постоянных финансовых вложений. Результат неизвестен, плёнку вообще легко могут засветить или испортить при проявке. Кадров не больше 36. Возможно, если не ошибиться в ручных настройках выдержки, диафрагмы и фокуса, какие-то из них даже получатся неплохими. Только узнать это можно будет не раньше, чем через пару дней, когда специально обученные люди превратят вашу фотоэмульсию в снимки. Прибавьте к этому косые взгляды прохожих, обвинения в хипстерстве и презрительное недоумение со стороны радикально настроенных цифровых фотографов - вот какое-то такое это хобби, если говорить в общих чертах.

Но все эти минусы может перечеркнуть одна важная вещь: возрождённая ценность кадра. Все мы помним хотя бы несколько фотографий из своего детства, возможно, даже не самых удачных. А много ли сравнимых по значимости снимков в галерее вашего смартфона?

В моём фотоаппарате было 24 кадра, я должен был очень осторожно выбирать, что снимать, когда мы ездили на гастроли. Я не хочу сказать, что всё это обесценилось… Хотя нет, хочу. По-моему, именно что обесценилось. Когда я вижу людей, которые постоянно что-то снимают, мне хочется закричать им: «Не снимайте! Переживайте это!» Когда всё фиксируется на камеру, это означает, что всё одинаково важно. То есть ничего не важно.

Фронтмен группы The Cure Роберт Смит в интервью журналу «Афиша Daily»

Подобное хобби подойдёт далеко не всем. Но тех, кто по-настоящему увлечётся аналоговой фотографией, ждут десятки крутых снимков, часов в предвкушении «сканов», удачных и испорченных плёнок. А самое главное - утерянная в пучинах цифрового прогресса, давно позабытая радость от фотографии.



Полезные инструменты