Почему люди ходят на тренинги. Тренировка, но не волшебная пилюля. Как ведет себя любая группа

«Тренеры часто путают групповую активность с групповой динамикой. Типа попрыгали, побегали, выручили друг друга, водки попили - все динамика, команда. Хрен с маслом, а не команда. Под какую цель делалась эта команда? Поразвлекаться? Так уже поразвлекались», - Наталья Искорцева рассказала, как проходят тренинги по командообразованию и зачем она лично ввязалась в нелегкое дело организации бизнес-семинаров.

«Тренеры путают групповую активность с групповой динамикой. Типа попрыгали, побегали, выручили друг друга, водки попили - все динамика, команда. Хрен с маслом, а не команда. Под какую цель делалась эта команда? Поразвлекаться? Так уже поразвлекались», - Наталья Искорцева рассказала, как проходят тренинги по командообразованию и зачем она лично ввязалась в нелегкое дело организации бизнес-семинаров.

Галина Сартан

Кандидат психологических наук. Бизнес-тренер международной квалификации. Автор методик создания команды, обучения руководителей и подготовки лидеров. Специалист в области построения систем обучения и развития персонала. Руководитель Консалтинговой компании «Katarsis Business Group.
Член комитета по образованию, обучению и развитию Экспертов Рынка труда.

В прошлом году я познакомилась с тренером Галиной Сартан. Поехала в Москву на тренинг после того, как прочитала ее книгу про командообразование. Понимаете, Галина Николаевна вроде как и не Брайан Трейси, не один из великих ораторов и вдохновителей. Но тот материал, который она дает, и то, как она это делает, заслуживает внимания. Ее тренинг - это не избитые тимбилдинги, веселухи и веревки. Это реальные команды под цели бизнеса.

Брайан Трейси

Я сама не люблю полумерки. Заниматься организацией тренингов ради организации тренингов не готова. Жизнь вообще интересная штука, и тут я просто не устояла. Галина Николаевна строит команды через управление групповой динамикой. Нигде в вузах до сих пор не учат управлять группой, только отдельными людьми: мотивировать отдельно взятого сотрудника. Но на практике, в жизни человек ведет себя совершенно иначе, нежели в группе. Поведение одного практически не предсказуемо, а поведение группы - предсказуемо процентов на 90. Но это поведение надо прожить на себе и увидеть со стороны. Это реально бомба для бизнеса!

Как ведет себя любая группа

Я была на нескольких тренингах и могу сказать: не важно, собираешь ты сантехников или профессоров - группа от момента встречи до момента эффективной работы в команде ведет себя совершенно одинаково. Нонсенс! Роли в группе самостоятельно перераспределяются в зависимости от цели и задачи, креатив откуда-то появляется, работоспособность возрастает в разы, все болеют за результат. А представьте, если так и в бизнесе - никого отдельно не надо мотивировать, тем более за деньги, все работают с огоньком в глазах. Сплошная синергия и мегаэкономия средств. Как думаете, на чем основана нематериальная мотивация? Вот пример из самого тренинга. Сидим, работаем, выполняем задания, проходит первый день, участники в замешательстве… Никто не понимает, чем мы занимались целый день, ради чего все это делали. И мне, конечно, некомфортно. Думаю: что за тренинг привезла, как теперь людям в глаза смотреть? А все потому, что мы не видели смысла в своей работе. Когда приходит смысл, хочется работать на результат, чтобы выжать из этой работы для себя по максимуму. В белорусском бизнесе это встречается довольно часто. Человек работает, потом теряет смысл и уходит. А руководитель не может удержать его ни плюшками, ни новыми проектами, ни даже деньгами. Вот почему, например, ребенок не хочет ходить в школу? Чаще всего потому, что не видит смысла. Ну, сидишь на уроках, оценки получаешь. А ради чего? Если ребенок будет знать, зачем ему все это нужно, его и заставлять учиться не надо.

Скажите ребенку, что он не за оценками ходит, а чтобы по жизни быть умным и востребованным человеком, чтобы уметь принимать решения, находить выход из сложных ситуаций. Вы же родитель - знаете, что важно для вашего чада. Дайте как лидер своему коллективу то, в чем он нуждается.

Еще есть один очень интересный момент. На подобного рода тренинге, в стрессовой ситуации ты понимаешь, кто есть ты сам. Какой ты лидер и лидер ли ты вообще. Ты думал, что ты царь и бог, а в итоге оказывается, что ты просто выскочка, и тогда надо думать, что менять в себе, чтобы коллектив тебя уважал. Некоторые у Галины находят подтверждение своей силе и умению вести других за собой. В таких же условиях руководитель может посмотреть и на свой коллектив со стороны, потому что в реальной рабочей ситуации могут потребоваться годы, чтобы понять, кто есть кто, и на что способен.

«В идеале босс просто сидит и наблюдает, как его люди работают»

Мне много раз уже говорили, мол, да знаем мы вашу эту групповую динамику. Смотрела, изучала, разговаривала с тренерами - все не то. Никто не дает эту динамику прочувствовать на себе. Только стандартный подход: теория плюс пару упражнений на отработки навыков. Но пока ты не прочувствуешь на себе групповую динамику, ты не поймешь, что это и с чем его едят. После тренинга приходишь на работу и видишь: «Ага, сейчас происходит вот это… Дальше будет это или это». Если это страшно для бизнеса, можно остановить, развить, повернуть вспять. Ты знаешь, как поступать. И все - руководитель не нервничает из-за конфликтов подчиненных, знает, он спокоен, как удав. У него есть время спокойно делать свою работу, а не бегать за подчиненными. Группа - это единый живой организм. А коллектив - это ваш ребенок. Вы не управляете отдельно рукой, ногой или головой своего ребенка. Вы взаимодействуете с ним целиком. Сначала ребенка надо направить, помочь сделать первые шаги, научить держать ложку, подсказать, а потом, что называется, отпустить. Когда его насилуешь, следишь и указываешь, он сопротивляется, а если дать ему свободу (понятно, ограниченную устоявшимися правилами), то он превосходит все твои ожидания. Группа ведет себя абсолютно точно так же. В идеале, босс просто сидит и наблюдает, как его люди работают. Такого, конечно, не бывает на 100%, но снять с руководителя груз работы подчиненных, когда он за них решает задачи, принимает решения - очень реально.

По поводу тренеров тоже хочу сказать. Они часто групповую активность путают с групповой динамикой. Типа попрыгали, побегали, выручили друг друга, водки попили - все динамика, команда. Хрен с маслом, а не команда. Под какую цель делалась эта команда? Поразвлекаться? Так уже поразвлекались. И еще месяцок на рабочем месте за жизнь разговаривать будут. А могут так сплотиться, что и свалят всей так называемой командой. В каком-то бизнесе, конечно, и такое надо. Ну, и плюшки раздавать время от времени, чтоб народ не скучал. Но команды для целей и задач бизнеса так не делаются. Даже если после тренинга народ говорит «ВАУ», «Круто», «Супер поработали, пойду делать», то, во-первых, они скорее всего находятся в стадии эйфории (это все тренеры умеют, даже я - не тренер, доведу группу до стадии эйфории), но это не команда. Чаще всего никто ничего после тренинга сам не делает. А вот групповая динамика - не тут-то было. Ты ее прожил. Это твой опыт. Теперь ты через призму своего опыта смотришь на мир. Применять специально даже ничего не надо, у тебя это есть, и уже не отнять. На подкорке головного мозга, в подсознании.

Когда будет этот тренинг

Аудитория на тренингах - самый сок. Пользуется популярностью как раз у профессионалов, а не новичков. Директора, тренеры, HR-менеджеры. У меня была последняя группа, где 99% отличники в школе, красный диплом в университете, свой бизнес. Даже спрашивали, как я такую группу собрала. А я ничего и не делала специально. Так вот все это про тренинг Галины Сартан «Управление групповой динамикой» . Есть еще один ее тренинг «Обучение созданию команд эффективности» , он в Минске будет впервые, и на нем отрабатываются конкретные инструменты управления этой самой динамикой, чтобы руководитель мог строить под себя команду на рабочем месте. На тренинге почти нет теории - два дня нонстоп ты работаешь в группе и с материалом группы, почти до изнеможения в первый день, который не ограничен по времени. Мы заканчивали и в 9 вечера, и в 23:30, были случаи и до 2-х ночи. Никаких отвлеченных упражнений типа завяжите глаза и сложите из веревки квадрат, когда непонятно, для чего ты это все делаешь. Все это будет проходить 18-19 июня и 21-22 июня.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Недавно мне написала одна знакомая, которая попросила экспертного мнения о том, куда и к какому тренеру стоит сходить ее другу. Речь, естественно, шла о тренингах личностного роста.

Я имею опыт работы в данной сфере и знаю многие компании и тренеров, работающих в них, поэтому я понимаю, ради чего стоит идти к тому или иному специалисту. В связи с этим я задал ей вопрос о том, какова цель ее знакомого. В ответ я услышал, что молодой человек уже несколько месяцев находится в депрессии, и она хочет поддержать его.

В общем мой ответ был категоричным. Я не рекомендую ему посещать какие либо тренинги личностного роста в состоянии депрессии. Это, действительно, может быть опасным. Многие эмоциональные процессы, имеющие место в большинстве из них, могут иметь непредсказуемые последствия.

Важно осознавать, что вред может нанести не конкретный тренинг или тренер. Нет. Просто такой инструмент, как тренинг, предназначен для решения других задач.

Представьте себе, что у вас болит горло, а вы начинаете принимать лекарство от сердца. Этого делать нельзя.

К большому сожалению, большинство людей пребывает в ситуации психологической безграмотности. Нас не учат этому в школе, не учат в институте. А в результате мы, в лучшем случае вычитываем что-то в интернете, а в худшем делаем выводы самостоятельно на основании какой-то истории, пересказанной пять раз, и окончательно и бесповоротно убеждаем себя в своей правоте относительно данного вопроса. А дальше начинаются разговоры про то, что тренинги не безопасны. Что тренинги вредят психике, здоровью, да и чему они только не вредят.

Лекарство от сердца вредит? Да, если его применять не по назначению.

При этом я не снимаю ответственности с тренеров и тренинговых компаний, которые ради прибыли берут всех. Не проводят анкетирования, не выявляют цели и задачи потенциальных студентов.

Давайте разберемся, куда и к какому специалисту обратиться в случае необходимости принять решение по тому или иному вопросу.

В случае с моей знакомой я порекомендовал молодому человеку обратиться к психологу. Возможно даже к психотерапевту. Однозначно, в случае затяжной депрессии требуется индивидуальная консультация специалиста. Необходимо понять причину гнетущего его состояния. В некоторых случаях может потребоваться медикаментозное лечение. Но никак не групповые эмоциональные процессы.

Так как я считаю себя специалистом в большей степени в области тренингового обучения, то коснусь именно этой темы. Дело в том, что мы зачастую спешим делать выводы, не разобравшись в вопросе. В одном уважаемом мной до определенного времени издании я прочитал заметку на тему страхования. Журналист высказал определенное мнение, выдав его за истину в последней инстанции. Однако напутав простейшие термины, он выдал свою полную некомпетентность. На тот момент я работал в области страхования, поэтому его непонимание было для меня очевидным. Но многие люди формировали неправильное мнение об услуге, доверяя авторитетному изданию. Тогда я увидел ценность в том, чтобы любое мнение, и в первую очередь свое, ставить под сомнение. Учиться смотреть с разных точек зрения.

Возвращаясь к тому, какие вообще бывают формы обучения, я разделил бы их на несколько категорий, каждая из которых имеет свои особенности и «показания к применению».

При этом хотелось бы отметить, что я говорю об активных формах обучения.

На сегодняшний день успешно существует большое количество разновидностей тренингов.
Основными среди них являются:

Социально-психологический тренинг современный метод активного обучения, ориентированный на новый опыт, целью которого выступает повышение коммуникативной компетентности в том или ином контексте общения. Характеризуется краткосрочностью и высокой интенсивностью.

Тренинг личностного роста — комплекс различных методов практической психологии, направленный на выявление личностных особенностей, факторов развития личности, стилей общения и поведения, различных комплексов индивида и их преодоление.

Бизнес-тренинг — групповой активный метод обучения, построенный (полностью или в значительной степени) на моделировании ситуаций профессиональной деятельности участников тренинга и направленный на получение ими успешных практических умений и навыков, необходимых им в практической работе.

Кроме тренингов есть еще и другие формы группового обучения таких, как, например:

Беседа (в психологии) — метод получения информации на основе вербальной коммуникации. Широко применяется в различных направлениях психологии.

Лекция — сисетематическое устное изложение учебного материала, какого-либо вопроса, научной или политической темы.

Деловая игра — метод моделирования реальной или игровой ситуации с учебными целями, ее воспроизведение («проигрывание») участниками. Проигрывав ситуацию, участники имеют возможность в упрощенном виде воспроизвести и изучить процедуры, связанные с их деятельностью и поведением.

Семинар — групповые практические занятия, посвященные определенной теме и предназначенные для повышения уровня подготовленности, умений и навыков участников.

Т-группа — форма психотерапии, ориентированная на отработку чувствительности участников по отношению к своим мотивам и эмоциям, к мотивам других людей, к событиям социального взаимодействия, групповой динамике.

Групповая психотерапия — оказание психологической помощи людям при различных психологических затруднениях. Выделяют различные психотерапевтические подходы: гуманистический, психоаналитический, необихевиористский, когнитивный, нейролингвистическое программирование.

При этом все выше перечисленное является описанием основных характеристик тех или иных видов обучения. Так в некоторых программах используется сразу несколько разных подходов.

И если кто-то говорит, что тренинг имеет какой-то конкретный формат, я бы усомнился в словах этого человека. Если кто-то говорит, что «правильный» тренинг бывает только с какими-то определенными характеристиками, то скорее всего он имеет какую-то точку зрения, которая связана с его личным опытом, предпочтением или неприемлемостью для него других подходов. Но какова гарантия, что именно его мнение правильное, а тем более именно для вас?

Поэтому я предлагаю исследовательский метод. Это не означает, что придется попробовать все самому, но как минимум нужно найти несколько разных точек зрения, а потом спросить у себя что вам ближе, не отрицая возможности существования другого мнения. Просто сегодня я выбираю другое.

Относительно Тренингов личностного роста или так называемых Тренингов «Прорыв», «Вызов», «Открытие» и т.п.

На такие программы стоит идти людям, которые готовы к переменам в своей жизни. Которые уже чего-то достигли, но чувствуют, что есть некие ограничения, которых они пока не замечают и готовы с этим работать. Готовы ставить себе вызовы, прорываться и что-то открывать. Если вы готовы привнести в свою жизнь что-то совершенно новое, то вам сюда.

Кому, по моему мнению, противопоказанно или стоит задуматься перед тем как ходить на такие тренинги.

Тому, кто хочет разобраться с проблемами. Если вас заставили/убедили/привели против воли. Если вы не знаете зачем вы идете на тренинг. Если вы отдаете все свои последние деньги за эту программу.

Сейчас всем предлагают нам очень много различных программ, семинаров и тренингов. Интерес и внутренняя готовность к подобным программам, как я заметил, постоянно растет. Поэтому давайте поразмышляем на тему актуальности и необходимости побывать на практическом семинаре.

Тренинг — семинар всегда проходит в группе людей, которая служит моделью настоящей жизни, где человек взаимодействует с обществом . Группа позволяет осознать, что все проблемы схожи, показывая жизнь человека с нового ракурса.

Такое взаимодействие дает возможность взглянуть со стороны на свой стиль общения, а также действовать иначе в той или иной ситуации, понять, как лучше создавать взаимоотношения с помощью значимых ключиков понимания себя.

Цель практических семинаров – раскрепощение каждого участника в общении с другими людьми , понять, какие коммуникативные установки не являются действенными, какие поведенческие и эмоциональные стереотипы, возникающие при взаимодействии с окружающими, мешают близости и открытости.

Имея проблемы различного характера (личные переживания, страх близости, глубинное недоверие, сложности на работе, и др.), можно прибегнуть к психологическим тренингам, которые помогут решить эти проблемы.

Многие люди загоняют себя в рамки, которые мешают эффективно решать свои проблемы. Лучший путь осознать ситуацию, взглянув на нее другими глазами, и решить проблему, выйдя за эти самые рамки, – это эффективный тренинг.

  • Такие занятия помогают выйти за рамки своих понятий о жизни, найти настоящие цели, жизненные ценности и понять свое предназначение.
  • Практические семинары позволяют раскрыть в себе творческие способности и развить гибкость мышления.
  • Кроме того, практические семинары позволяют узнать новых людей, которые могут привнести в жизнь человека новые идеи и помочь научиться на их ошибках.
  • Коммуникация в виде тренинга дает возможность услышать честное мнение о себе без какого-либо негативного оттенка и помогает прийти к решению поменять что-то в своем внутреннем мире.
  • Семинар освежает восприятие жизни, делает его более осознанным, помогает увидеть светлые стороны повседневной рутины.

Такая практика позволяет увидеть в жизни что-то новое, изменить свои поведенческие модели, а также найти новые возможности решения насущных проблем. Занятия могут проходить оффлайн и онлайн. Например, Мария Шакти проводит вполне полезные мероприятия для женщин.

Зачем идти на эти мероприятия?

  • Самым большим «плюсом» психологического тренинга является то, что там вы можете узнать что-то о себе, поскольку в повседневной жизни достаточно трудно реально оценить свое поведение.
  • Практический семинар – это практические тренировки освоенной теории.
  • На практическом семинаре вы никогда не будете скучать как на монотонной лекции, здесь вы будете узнавать и применять что-то новое.
  • На таких занятиях вы не только получите информацию, вы можете измениться . Такое пространство позволяет изучить свою проблему «под микроскопом» и найти ее оптимальное решение. Это помогает изменить себя и свое будущее, так как дает силы, необходимые для этих перемен.
  • У каждого есть желание осознать и решить проблему самостоятельно. Но не каждый найдет в себе силы и смелость обратиться к психологу. Однако когда все мысли заняты проблемой, невозможно адекватно оценить сложившуюся ситуацию. Всегда нужен квалифицированный Учитель, который поможет взглянуть на проблему с другой стороны .
  • Всегда отрадно видеть, как меняются люди, которые проходят тренинг, – они меняются даже внешне, начиная излучать свет и Любовь.
  • Как правило, практические семинары направлены на разрешение ваших проблем, что в дальнейшем поможет разобраться в себе и жить в гармонии с самим собой, ощущать комфорт и просто наслаждаться своей жизнью.

ФОТО Getty Images

Я считаю хорошие профессиональные тренинги эффективными. Они помогают тем, кто хочет перемен и готов к ним. Но в последние пару лет все больше тех, кто ищет «волшебную пилюлю» – быстрых изменений жизни без усилий со своей стороны.

Они постоянно посещают новые классы и легко становятся тренинго-зависимыми. Вы наверняка видели таких людей. Обычно они обладают уникальным «знанием» об устройстве мира, единственным и неоспоримым, и они постоянно ходят на тренинги. Увлечение тренингами – это новый «тренд» в определенных кругах, новое религиозное течение. Хотя по мне – это скорее новый способ не жить, а играть в жизнь, нарабатывая новые качества и отрабатывая новые навыки на тренингах. Но не рискуя их использовать.

Одержимым тренинги не помогают. Интересно, что такие «фанатичные» посетители крайне переменчивы. Пока они воодушевлены новым знанием и получают достаточно внимания от «гуру», они сохраняют верность, но могут быстро переметнуться. Низвергнуть одну идею и стать приверженцем другой. При том, что эти идеи и знания могут меняться на прямо противоположные – от буддизма к атеизму, от ведической женщины к женщине тантрической…

Одержимые с воодушевлением передают гуру самое ценное – ответственность за свою жизнь

Одержимые с воодушевлением и преданностью в глазах передают гуру самое ценное – ответственность за свою жизнь.

За это требуют знание, которое изменит их жизнь: «Как мне жить, вообще что правильно, а что не правильно! Кстати, думать я не хочу, сам решать тоже. Научи ты меня, о великий гуру. Да-да, я все понял (поняла)… нет, делать не буду. А что, делать надо? Нет, так мы не договаривались.. я же за волшебной пилюлей. Как нету?»

Тренировка, но не волшебная пилюля

Что такое тренинг? Это НАВЫК, как в спорте, – вы пошли на тренировку качать пресс и потом не ждете, что он сам будет качаться. Тренировка – это фундамент, нулевой уровень, задаток, импульс, а действие начинается, когда вы с тренинга выйдете.

Или взять бизнес-обучение. Вы изучаете бизнес-процессы, становитесь более компетентны в этой сфере, а потом – несете новые знания и себя нового в свой конкретный бизнес и меняете его, делая более эффективным. Так и с тренингами личностного роста.

У одержимых с этим большая проблема. Потому что действовать не хочется. Думать не хочется. Анализировать, меняться не хочется. И после тренинга, когда пора действовать, возникает сопротивление – «Я почему-то не могу выйти из дома, не могу начать что-то делать, не могу познакомиться с мужчиной…» Дайте мне еще одну волшебную пилюлю. «Я решила познакомиться с мужчиной и пошла на тренинг»… прошло полгода… познакомилась? – «Нет, у меня сопротивление».

И, после нескольких лет, а может и раньше, когда волшебная пилюля не сработала, они разочаровываются в тренере, в направлении, в школе. И как вы думаете, что они делают? Ищут другого тренера. И все повторяется вновь – преданные глаза, пропаганда идей, ожидание чуда, «сопротивление», разочарование…

Тренер как родитель

Иногда вопрос не в тренинге вовсе.

Иногда одержимый ходит на тренинги, пытаясь доиграть детско-родительские отношения, чтобы выиграть наконец, получить от родителя одобрение, признание, восхищение. В таких случаях тренер-гуру выступает в роли «родителя».

Дальше выключается взрослое критическое мышление, цензор растворяется, улетучивается контакт со своими желаниями (если был) и включается схема – «родитель–ребенок», где родитель говорит, что делать, а ребенок – либо слушается, либо хулиганит.

Одержимые ищут волшебную пилюлю, которая изменит их жизнь, а когда это не срабатывает, уходят... к другому тренеру

Но это жизнь ребенка никак не меняет, потому что все, ради чего он это делает, – это получить внимание от родителя. Не важно, хороший это родитель или плохой.

Кстати, этим объясняется огромный интерес к тренингам, на которых очень жесткие условия обращения с участниками. Есть внутреннее ощущение «привычного», справедливого, знакомого. Это если в семье так было принято. Если отношения с родителями были холодные, может, даже жестокие (а в России это, пожалуй, каждая вторая семья), – то на таком тренинге участник как дома, в привычной обстановке. И бессознательно хочет наконец-то найти «решение» – то есть отстоять свое право на жизнь или получить внимание тренера.

Нет внутреннего стержня, нет навыка и привычки и опыта опираться на кого-то большого и поддерживающего, кто может мне помочь преодолеть сложности.

Как помочь одержимому

Если кто-то из ваших знакомых прошел уже десятки тренингов, но в его жизни ничего не меняется, предложите ему остановиться. Взять паузу и подумать. Может, ему это и не надо вовсе. Например, на моем тренинге про то, как выйти замуж, обязательно найдется кто-то, кто в результате работы с собой осознает, что НЕ ХОЧЕТ выходить замуж, а стремление было продиктовано давлением родственников, социума, внутренней тревогой не справится одной. И какое же облегчение наступает в тот момент, когда, осознав нежелание, женщина разрешает себе не хотеть. Сколько радости, сил, энергии, вдохновения открывается, когда можно направить свою энергию и внимание туда, где действительно интересно.

Иногда одержимый ходит на тренинги, пытаясь доиграть детско-родительские отношения и получить наконец признание от «тренера-родителя»

Если вам хочется заняться собой, можно найти хорошего психолога, который поможет вернуться в ресурс, почувствовать себя и разобраться в своих целях и приоритетах. Отличный способ вырваться из одержимости – вернуться к свой сильной и взрослой позиции, а это можно сделать через тело. Танцы, спорт, внимание к своим потребностям, чувствам и ощущениям. Иногда, как это ни странно, за потребностью в тренингах могут стоять проблемы со здоровьем, общая усталость и, как следствие, повышенная тревожность.

Тренинги эффективны и полезны тем, кто готов менять свою жизнь. Они могут стать волшебным пенделем, полигоном для расширения кругозора, освоения новых навыков общения и взаимодействия с людьми и с жизнью.

Тренинг не может дать никаких гарантий, что ваша жизнь изменится.

Вы получите достаточное количество информации и инструментов, чтобы ее изменить.

Но менять ее вам придется самостоятельно.



Налоги и платежи