Штраф за неуплату взносов практика

За неуплату страховых взносов введена уголовная ответственность. В четверг вступит в силу 250-ФЗ от 29 июля 2017 года . Он распространил на страхователей, которые уклоняются от уплаты взносов, действие статей 198 и 199 Уголовного кодекса. Прежде их можно было только штрафовать.

Уклонение от уплаты взносов признается преступлением, если совершено в крупном или особо крупном размере. Крупным считается размер, если сумма недоимки превысит 15 миллионов рублей. Или, как вариант, сумма неуплаченных налогов и сборов должна превысить 5 миллионов рублей в течение трех финансовых лет подряд. При этом доля неуплаченных налогов и сборов превышает 25 процентов суммы, которую следовало уплатить в бюджет.

Особо крупный размер составляет 45 миллионов рублей. Или же 15 миллионов рублей в течение трех финансовых лет подряд при доле неуплаченных налогов и взносов свыше половины суммы, подлежащей перечислению в бюджет.

Для граждан условия другие. Если физическое лицо - плательщик страховых взносов уклоняется от их уплаты в крупном размере, его могут оштрафовать на 100-300 тысяч рублей либо арестовать на срок до одного года. Для особо крупного размера законодатели предусмотрели арест на срок до трех лет. Если плательщик страховых взносов - организация, то должностных лиц могут лишить свободы на срок от двух до шести лет.

При этом неуплаченная сумма может включать недоимку не только по страховым взносам, но и по налогам и сборам. "Законодатели приравняли ответственность за неуплату страховых взносов к ответственности за неуплату налогов, - констатирует Юлия Скорб, эксперт компании СКБ Контур. - Эта мера была вполне ожидаема после передачи администрирования страховых взносов Федеральной налоговой службе".

Одновременно ужесточается ответственность за неуплату страховых взносов "на травматизм" (социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний). Для этого в Уголовный кодекс внесли две новые статьи. Здесь также установлены крупный и особо крупный размер недоимки (для организаций, к примеру, без дополнительных условий о доле - 6 миллионов и 30 миллионов рублей). Если преступление совершено впервые, то уголовной ответственности можно избежать. Для этого потребуется погасить недоимку, а также уплатить пени и штрафы. В противном случае физическое лицо может лишиться свободы на срок до одного года, а должностные лица организаций - на срок до четырех лет.

По мнению первого вице-президента "ОПОРЫ России" Павла Сигала, эта мера, без сомнения, поспособствует росту сборов в социальные фонды. "Но уголовная ответственность все же создает большие риски для злоупотреблений со стороны контролирующих органов. По большому счету, процесс уклонения от страховых взносов очень хорошо администрируется, а те, кто хочет уклониться от выплат в бюджет и социальные фонды, делают это принципиально другим способом".

Ужесточения затронут лишь злостных неплательщиков. Для всех прочих минфин пояснил, что если взносы верно исчислены и корректно отражены в расчете, хотя и не уплачены в срок, то нарушителям грозит лишь пеня. В такой ситуации плательщиков обещают не штрафовать.

Плательщикам страховых взносов нужно не упустить и другой важный нюанс. С 1 октября меняется порядок начисления пени, предупреждает Юлия Скорб. "При просрочке уплаты до 30 календарных дней пеня будет рассчитываться исходя из одной трехсотой ставки рефинансирования Банка России, как обычно. Свыше этого срока начиная с 31-го дня пеня составит уже одну стопятидесятую учетной ставки", - пояснила эксперт. Но это касается только компаний, для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, все остается по-прежнему.

Разобраться в сложных случаях, связанных с , а также других вопросах уплаты страховых взносов помогут эксперты рубрики " " проекта " " на сайте "РГ".

Президент России Владимир Путин в субботу, 29 июля 2017 года, подписал сразу 66 новых федеральных законов. Многие из них серьезно повлияют на работу бизнеса: глава государства ввел уголовную ответственность за неуплату страховых взносов, запретил использовать анонимайзеры, ужесточил уголовную ответственность за незаконную продажу алкоголя и изменил ставки акцизов.

Президент России на выходных подписал целый ряд важных законов, которые парламент принял под конец весенней сессии. Глава государства упразднил Резервный фонд, определил новый порядок назначения адвокатов, усилил субсидиарную ответственность при банкротстве, запретил анонимность в интернет-мессенджерах, отменил анонимайзеры, а также ввел уголовную ответственность за неуплату страховых взносов. О многих из этих законов мы писали отдельно, то, что оказалось не охвачено новостями, но представляет важность для бизнеса, мы собрали в этот небольшой обзор.

1. Уголовная ответственность за неуплату страховых взносов

Внес поправки в Уголовный кодекс РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Законодатели ужесточили правовое регулирование отношений, связанных с уплатой организациями и ИП обязательных страховых взносов. За их неоплату введена уголовная ответственность. При этом законодатели скорректировали обязанности следственных и налоговых органов по выявлению подобных преступлений.

К этой же сфере относится и другой новый , который изменил нормы , а также . По новым требованиям органы ФСС России будут обязаны извещать следственные органы о неуплате бизнесменами взносов, пеней и штрафов, если размер недоимки предполагает возможность уголовного преследования. Кроме того, органы ФСС смогут привлекать полицию к выездным проверкам организаций.

2. Увеличены штрафы за нелегальную продажу алкоголя и определены места его распространения

Внес поправки в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Поправками усилена ответственность за незаконное распространение алкогольной продукции. Штрафы за нелегальную продажу алкогольной продукции значительно выросли. Кроме того, вторым законодатели определили требования к производству и реализации медицинских препаратов с содержанием спирта. Также установлены новые ограничения мест реализации алкоголя, запрещена его перевозка в объеме более 10 литров на одного человека по территории РФ.

Дополнительно в этот закон была добавлена поправка следующего содержания:

Не допускаются производство (за исключением производства в целях вывоза за пределы территории Российской Федерации (экспорта) и (или) оборот (за исключением закупки, поставок, хранения и (или) перевозок в целях вывоза за пределы территории Российской Федерации (экспорта) алкогольной продукции с содержанием этилового спирта менее 15 процентов объема готовой продукции, содержащей тонизирующие вещества (компоненты). Перечень тонизирующих веществ (компонентов) устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Это значит, что производство энергетических напитков с содержанием алкоголя для внутреннего рынка теперь запрещено.

3. Увеличены ставки акцизов

Внес поправки во вторую часть Налогового кодекса РФ в части изменения ставок акцизов. Новая редакция теперь содержит ставки акцизов на 2018 - 2020 годы. Они увеличиваются на уровень инфляции в 2020 году. Вместе с тем законодатели сохранили почти все акцизы на уровне, установленном действующими положениями НК РФ, вплоть до 2019 года. Ранее планируемое увеличение ставок акцизов на сигареты и папиросы в 2019 году законодатели отложили на полгода, до 2020 года. Даже в 2020 году индексация не коснется акцизов на вина и шампанское с защищенным географическим указанием и с защищенным наименованием места происхождения, а также на некоторые нефтепродукты, в том числе прямогонный бензин и авиационный керосин.

4. Упразднены дачные товарищества

Принес серьезные изменения для садоводов и огородников. Упразднены такие формы некоммерческих организаций, как дачное хозяйство и товарищество собственников недвижимости. Членские взносы больше нельзя будет платить наличными деньгами. Кроме того, новым законом:

  • дано определение таких понятий, как садовый земельный участок, огородный земельный участок, хозяйственные постройки, имущество общего пользования, земельные участки общего назначения, взносы;
  • установлена новая организационно-правовая форма некоммерческой организации, создаваемой гражданами для ведения садоводства и огородничества;
  • регламентирован порядок ведения садоводства и огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории ведения садоводства или огородничества, без участия в товариществе;
  • определен порядок ведения садоводства и огородничества на садовых и огородных земельных участках без создания товарищества;
  • установлен порядок создания товариществ, права и обязанности его членов, основания и порядок принятия в члены товарищества и прекращения членства, порядок внесения и использования членских взносов, порядок контроля за органами товарищества (председателем и правлением), в том числе при расходовании ими денежных средств товарищества;
  • установлены особенности образования земельных участков, расположенных в границах территории ведения садоводства или огородничества, особенности строительства объектов капитального строительства;
  • предусмотрен порядок государственной и муниципальной поддержки граждан, занимающихся садоводством и огородничеством, а также создаваемых ими организаций в этой сфере.

Окончательно новый закон должен вступить в силу с 1 января 2019 года, за исключением положения, внесенного в Федеральный закон "О внесении изменений в Закон РФ "О недрах" и отдельные законодательные акты РФ", которое вступило в силу со дня официального опубликования нового ФЗ. Этими положением установлено, что все некоммерческие организации, созданные гражданами для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, вправе осуществлять добычу подземных вод для целей своего хозяйственно-бытового водоснабжения без получения лицензии на пользование недрами только до 1 января 2020 года.

5. В протоколах административных нарушений появятся реквизиты для уплаты штрафов

Внес поправки в и . Теперь во всех протоколах (постановлениях) о привлечении к ответственности за совершение административного правонарушения, должностное лицо должно будет указывать реквизиты и порядок заполнения расчетных документов на перечисление суммы штрафа, предусмотренными законодательством РФ. Только такие протоколы можно направлять судье, в соответствующий орган или должностному лицу для вынесения соответствующего решения о назначении штрафа.

6. Порядок назначения адвокатов определит ФПА

Внес поправки в в статьи 31 и 37 . Изменения должны унифицировать процедуру назначения защитников по инициативе суда или следствия. До сих пор каждая региональная адвокатская палата утверждала свой порядок, поэтому они существенно отличались по всей территории РФ, а в некоторых регионах таких правил совсем нет. После вступления закона в силу назначением адвокатов займется Федеральная палата адвокатов. ФПА должна разработать и принять единый для всех порядок. Это сделает процедуру назначения адвокатов прозрачной и больше не даст следователям возможности привлекать в уголовных процессах так называемых "карманных адвокатов".

7. Запрет анонимайзеров и персонализация мессенджеров

Отменил анонимность пользователей интернет-мессенджеров. С 1 января 2018 года идентификация пользователей в них будут происходить по номеру телефона, зарегистрированному по паспорту абонента у оператора сотовой связи. Данные для такой идентификации предоставят операторы связи. Сами мессенджеры должны будут блокировать сообщения, нарушающие закон, а также делать "правительственные" рассылки, в частности, сообщений от МЧС о катастрофах и стихийных бедствиях. В противном случае операторов мессенджеров ждет штраф.

Второй внес поправки в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" . Этими изменениями запрещено использование любых способов получить доступ к заблокированным сайтам. То есть, введен запрет на так называемые анонимайзеры - прокси- и VPN-сервисы, позволяющие обойти блокировку сайтов. Также поисковым системам в интернете запрещено выдавать ссылки пользователям на заблокированные ресурсы.

8. Резервного фонда больше нет

Внес поправки в и установил новые бюджетные правила. Резервный фонд и Фонд национального благосостояния теперь объединены. Кроме того, теперь расходы федерального бюджета не смогут быть больше, чем доходы нефтегазовой отрасли. Кроме того, законодатели закрепили цену за баррель нефти в размере $40 и установили, что она не может быть ниже этого значения. Более того, ей законодательно предписан ежегодный рост на 2%. Из этого должен финансироваться новый объединенный фонд, целями которого станут: "финансирование, направленное на сбалансированность страховой пенсионной системы, финансирование дефицита федерального бюджета и софинансирование добровольных пенсионных накоплений".

9. Права акционеров и участников ООО на доступ к информации

Внес поправки в и статью 50 . Законодательно уточнен перечень информации, которую обязаны хранить АО и ООО. Кроме того, расширен перечень документов, к которым общество обязано обеспечить доступ акционеров и участников общества по их требованию. При этом, в требовании акционера, владеющего менее чем 25% голосующих акций общества, о предоставлении отдельных документов и информации, должна быть указана деловая цель, с которой он их запрашивает. Определение деловой цели и критерии ее разумности даны в новом законе. Также предусмотрены основания, при наличии которых общество вправе отказать в доступе к запрашиваемым документам и информации.

10. Исключен принцип непрерывности гражданского судебного разбирательства

Внес поправки в в части упразднения принципа непрерывности в гражданских судебных процессах. Теперь судьи имеют право во время перерыва, объявленного в судебном заседании по начатому делу, рассматривать другие гражданские, уголовные, административные дела, а также дела об административных правонарушениях. После окончания перерыва судебное заседание возобновляется с того момента, на котором был объявлен перерыв. Об этом должен объявить председательствующий судья. При этом, больше не нужно повторно рассматривать исследованные до перерыва доказательства.

Кроме того уточнен порядок восстановления процессуального срока на подачу кассационной жалобы, представления в судебную коллегию Верховного Суда РФ, пропущенного по уважительным причинам. Теперь такие жалобы будет рассматривать непосредственно судья Верховного Суда РФ, к которому попали на рассмотрение такие жалоба или представление. Федеральный закон вступил в силу со дня его официального опубликования.

Уголовная ответственность за неуплату страховых взносов может быть возвращена в законодательство до конца июля, следует из материалов правкомиссии по законопроектной деятельности. Работодателям, гражданам и ИП будут грозить штрафы до 2 млн руб. и до семи лет заключения

Минюст доработал законопроект, который обязывает сборщиков страховых взносов сообщать в следственные органы о не погасивших крупные недоимки работодателях, индивидуальных предпринимателях и гражданах. В понедельник, 10 апреля, документ одобрила правительственная комиссия по законопроектной деятельности, следует из материалов комиссии, с которыми ознакомился РБК. Факт одобрения этого проекта комиссией подтвердил и участник заседания.

Доработанный Минюстом законопроект — спутник правительственных поправок в Уголовный кодекс. Эти поправки возвращают отмененную ранее уголовную ответственность за неуплату страховых взносов. Этот пакет законопроектов был внесен правительством в Госдуму в декабре 2015 года, в начале 2016 года принят в первом чтении и с тех пор готовится ко второму. Решающее, второе чтение всего пакета планируется в нынешнюю весеннюю сессию работы Думы — до конца июля, говорится в материалах правкомиссии со ссылкой на информацию ответственных комитетов парламента (по законодательству и по труду).

До семи лет тюрьмы

Основной законопроект из данного пакета предлагает наказывать работодателей, граждан и ИП за сокрытие имущества, за счет которого должны уплачиваться страховые взносы, а также за уклонение от уплаты взносов в крупном и особо крупном размерах. Неплательщикам будут грозить крупные штрафы — от 200 тыс. до 2 млн руб. за сокрытие денег и имущества, за счет которых должны уплачиваться страховые взносы, и до 300 тыс. руб. для физических лиц (до 500 тыс. руб. для представителей организаций-неплательщиков) — за уклонение от уплаты страховых взносов.

Кроме того, для граждан и представителей компаний-неплательщиков предусмотрены принудительные работы (до пяти лет за сокрытие имущества от сборщиков взносов, до одного года для неплательщиков-физлиц и до четырех лет для представителей компаний-неплательщиков). Максимальный срок лишения свободы — семь лет — предложен правительством за сокрытие от сборщиков страховых взносов имущества в особо крупном размере.

Государство борется с «уклонистами», заполняя пробелы в законах, а поправки Минюста приравнивают взносы к налогам для целей наказания, отмечает руководитель уголовной практики BMS Law Firm Тимур Хутов. «Ни для кого не секрет, что в условиях неблагоприятного внешнеполитического климата и определенных внутриполитических проблем государство идет по пути максимального наполнения бюджета. Практически всегда источниками пополнения выступают граждане либо предприниматели», — говорит Хутов. Законопроект формирует новый состав преступления, добавляет старший юрист компании «ЮрПартнеръ» Денис Ковалев, и изменения выглядят закономерно, так как налоги и страховые взносы схожи по своей природе.

Необходимость ввести санкции и ответственность для неплательщиков назрела давно, говорит руководитель правового департамента HEADS Consulting Диана Маклозян. По ее словам, администрирование страховых взносов происходит из рук вон плохо, их недостаточная собираемость ложится тяжелым бременем на бюджет. «Отсутствие четкого жесткого механизма взыскания взносов создало определенное настроение среди бизнеса, что можно себе позволить придержать оплату данных отчислений», — замечает Хутов.

Потери от серого рынка труда

Государство взяло курс на ужесточение налогового администрирования, а также хочет бороться с теневой занятостью, из-за которой внебюджетные социальные фонды недобирают сотни миллиардов рублей. В России велик серый рынок труда: по данным Росстата, в 2016 году почти 15,4 млн человек работали в неформальном секторе (21% от общего количества занятых). С трудовых доходов всех этих людей не платятся взносы на обязательное пенсионное и социальное страхование (или платятся не в полном объеме, так как часть людей параллельно с неформальной занятостью трудоустроены на официальной работе). С учетом «конвертных» схем, когда работники получают часть зарплаты «мимо кассы», российский теневой рынок труда может достигать 30 млн человек, оценивал в прошлом году Центр социально-политического мониторинга РАНХиГС.

Недопоступление страховых взносов по одной только пенсионной системе проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов оценивал в 1,5 трлн руб. (по данным за 2013 год), ранее . Эта оценка за прошедшие годы однозначно увеличилась в номинальном выражении, говорит он. Оплата труда в России в 2016 году составила 40,2 трлн руб. (в этот показатель входят и неформальные заработки), следует из данных Росстата о структуре ВВП по источникам доходов. По данным Сафонова, на скрытый фонд оплаты труда приходится примерно 30% от общего показателя — это около 12 трлн руб. за прошлый год. Применяя к скрытым зарплатам эффективную ставку в 18,5% (она, по словам Сафонова, учитывает и льготные тарифы страховых взносов в различных отраслях, и регрессию платежей при превышении дохода предельной базы), можно оценить, насколько больше могли бы быть сборы в Пенсионный фонд в 2016 году, если бы серый рынок внезапно стал белым, — 2,2 трлн руб.

Потенциально репрессивный инструмент

Уголовная ответственность будет наступать лишь в случае неуплаты взносов в крупном и особо крупном размерах, следует из текста законопроекта. Для обвинения физического лица в уклонении от уплаты взносов крупной будет считаться неуплата в течение трех лет 600 тыс. руб., если это больше 10% от подлежащей уплате суммы взносов, либо неуплата 1,8 млн руб. и более. Для компаний крупным размером предложено считать неуплату в течение трех лет более 2 млн руб., если в совокупности это превышает 10% от подлежащей уплате суммы взносов, либо неуплату взносов на сумму больше 6 млн руб.

Особо крупным размером для граждан будет считаться неуплата 3 млн руб. за три года, если это больше 20% от подлежащей уплате суммы страховых взносов за этот период, либо неуплата более 9 млн руб. Для компаний особо крупным размером будет признаваться недоплата в течение трех лет 10 млн руб., если эта сумма превысит 20% от суммы взносов, которые она должна была заплатить, либо неуплата более 30 млн руб.

Получить освобождение от уголовной ответственности смогут граждане и компании, которые совершили такие нарушения впервые и полностью выплатили взносы, пени и штрафы, следует из законопроекта.

Наказание, которое предлагает Минюст, кажется чрезмерным, отмечает Хутов. «Санкция в виде лишения свободы на срок свыше пяти лет автоматически превращает деяние в тяжкое преступление. Полагаю, что ситуация с неуплаченными взносами не столь критична, как с неуплаченными налогами, хотя бы в силу разницы сумм, поэтому считаю подобное наказание чрезмерным», — говорит он. Если поправки не станут инструментом исключительно репрессий, ситуация со взносами действительно может поменяться в лучшую сторону, говорит адвокат BGP Litigation Георгий Баганов. Но если изменения сместятся в сторону подхода «возбудим дело, а там посмотрим», это может дать дополнительный инструмент коррупционного давления на бизнес, предупреждает он.

В связке с полицией

Согласно доработанному Минюстом законопроекту-спутнику, после введения уголовной ответственности за неуплату страховых взносов федеральный Фонд социального страхования (ФСС) будет сопровождать требования об уплате недоимки по страховым взносам предупреждением о том, что материалы о неплательщиках будут переданы в следственные органы для возбуждения уголовных дел. Сведения о неплательщиках будут передаваться в следственные органы через два месяца после отсутствия реакции на предупреждение ФСС, следует из доработанного законопроекта. Полиция и следственные органы также будут обязаны сообщать ФСС о выявленных ими неплательщиках взносов, сказано в доработанном Минюстом законопроекте. Министерство также предлагает узаконить участие полиции в выездных проверках плательщиков страховых взносов. Сейчас полицию могут приглашать лишь налоговики для участия в налоговых проверках.



ФСС — единственный внебюджетный госфонд, который до сих пор продолжает собирать часть страховых взносов, тогда как за сбор большей части взносов (на пенсионное, медицинское и частично на социальное страхование) с 1 января 2017 года отвечает Федеральная налоговая служба (ФНС). В доработанном Минюстом законопроекте упоминания о ФНС нет, однако в действующем Налоговом кодексе для налоговиков уже предусмотрен похожий механизм взыскания недоимки по страховым взносам (он аналогичен механизму взыскания недоимки по налогам и описан в главе 10 Налогового кодекса).

Пресс-служба Минюста переадресовала в правительство вопрос о необходимости дополнительных уточнений механизма взыскания недоимки по страховым взносам для налоговой службы. Аппарат правительства не ответил на запрос РБК на момент публикации.

Уголовная ответственность за неуплату страховых взносов традиционно была предусмотрена законодательством, а необходимость специально оговаривать это в законе отпала после введения в 2001 году Единого социального налога (ЕСН), сказано в пояснительной записке к основному законопроекту. Но после отмены ЕСН в 2010 году и возвращения к сбору страховых взносов упоминание о возможности привлечения неплательщиков к уголовной ответственности в закон возвращено не было — в законах о сборах взносов предусмотрена лишь административная ответственность за неуплату.

В 2012-2014 годах 8028 уклонившихся от уплаты взносов в ПФР компаний недоплатили взносы на 27,8 млрд руб. (в крупном размере) и 68,8 млрд руб. (в особо крупном), сказано в пояснительной записке к основному законопроекту. Индивидуальных предпринимателей — уклонистов за тот же период было выявлено 150 , общая сумма недоплаченных ими взносов оценена в 151,4 млн руб. (в крупном размере) и 43 млн руб. (в особо крупном). ФНС администрирует только текущие начисления, говорит управляющий партнер «Лемчик, Крупский и партнеры» Андрей Крупский. Те долги, которые накоплены за прошлые периоды, пока вне зоны их внимания, и пока не понятно, будут ли работать новые жесткие механизмы по прошлым задолженностям с точки зрения практики, размышляет он.

При участии Ивана Ткачёва

Бесплатный телефон Юриста24 ч. Москва +7 (499) 346-66-21 СПБ +7 (812) 409-96-80

За неуплату страховых взносов введена . Сегодня вступил в силу 250-ФЗ от 29 июля 2017 года. Он распространил на страхователей, которые уклоняются от уплаты взносов, действие статей 198 и 199 Уголовного кодекса. Прежде их можно было только штрафовать.

Уклонение от уплаты взносов признается преступлением, если совершено в крупном или особо крупном размере. Крупным считается размер, если сумма недоимки превысит 15 миллионов рублей. Или, как вариант, сумма неуплаченных налогов и сборов должна превысить 5 миллионов рублей в течение трех финансовых лет подряд. При этом доля неуплаченных налогов и сборов превышает 25 процентов суммы, которую следовало уплатить в бюджет.

Особо крупный размер составляет 45 миллионов рублей. Или же 15 миллионов рублей в течение трех финансовых лет подряд при доле неуплаченных налогов и взносов свыше половины суммы, подлежащей перечислению в бюджет.

Для граждан условия другие. Если физическое лицо - плательщик страховых взносов уклоняется от их уплаты в крупном размере, его могут оштрафовать на 100-300 тысяч рублей либо арестовать на срок до одного года. Для особо крупного размера законодатели предусмотрели арест на срок до трех лет. Если плательщик страховых взносов - организация, то должностных лиц могут лишить свободы на срок от двух до шести лет.

При этом неуплаченная сумма может включать недоимку не только по страховым взносам, но и по налогам и сборам. "Законодатели приравняли ответственность за неуплату страховых взносов к ответственности за неуплату налогов, - констатирует Юлия Скорб, эксперт компании СКБ Контур. - Эта мера была вполне ожидаема после передачи администрирования страховых взносов Федеральной налоговой службе".

Одновременно ужесточается ответственность за неуплату страховых взносов "на травматизм" (социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний). Для этого в Уголовный кодекс внесли две новые статьи. Здесь также установлены крупный и особо крупный размер недоимки (для организаций, к примеру, без дополнительных условий о доле - 6 миллионов и 30 миллионов рублей). Если преступление совершено впервые, то уголовной ответственности можно избежать. Для этого потребуется погасить недоимку, а также уплатить пени и штрафы. В противном случае физическое лицо может лишиться свободы на срок до одного года, а должностные лица организаций - на срок до четырех лет.

По мнению первого вице-президента "ОПОРЫ России" Павла Сигала, эта мера, без сомнения, поспособствует росту сборов в социальные фонды. "Но все же создает большие риски для злоупотреблений со стороны контролирующих органов. По большому счету, процесс уклонения от страховых взносов очень хорошо администрируется, а те, кто хочет уклониться от выплат в бюджет и социальные фонды, делают это принципиально другим способом".

Ужесточения затронут лишь злостных неплательщиков. Для всех прочих минфин пояснил, что если взносы верно исчислены и корректно отражены в расчете, хотя и не уплачены в срок, то нарушителям грозит лишь пеня. В такой ситуации плательщиков обещают не штрафовать.

Плательщикам страховых взносов нужно не упустить и другой важный нюанс. С 1 октября меняется порядок начисления пени, предупреждает Юлия Скорб. "При просрочке уплаты до 30 календарных дней пеня будет рассчитываться исходя из одной трехсотой ставки рефинансирования Банка России, как обычно. Свыше этого срока начиная с 31-го дня пеня составит уже одну стопятидесятую учетной ставки", - пояснила эксперт. Но это касается только компаний, для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, все остается по-прежнему.



Налоги и платежи