Социальные лифты по сорокину армия церковь школа. Каналы вертикальной мобильности(по П. А. Сорокину). Механизмы социальной мобильности

Итак, каждый из нас может быть отнесен к той или иной социальной группе, каждый занимает определенное место в социальной структуре. А возможно ли изменение этого места и как оно происходит?
Ответы на эти вопросы дает теория социальной мобильности. Под социальной мобильностью понимается переход людей из одних общественных групп в другие. При этом различают горизонтальную и вертикальную мобильность. Горизонтальная мобильность подразумевает переход человека в группу, расположенную на том же уровне, что и прежняя, например переход из одной семьи в другую при повторном браке, с одной фабрики на другую, смена гражданства. Вертикальная же мобильность предполагает перемещение с одной ступени иерархии (лестницы) на другую. При этом человек может совершать как социальный подъем (от мелкого служащего до управляющего крупной компанией), так и социальный спуск (от среднего предпринимателя до неквалифицированного рабочего).
Примером «закрытого» общества с малой социальной мобильностью может служить кастовый строй в Индии. Человеку, принадлежавшему к низшей касте, почти невозможно было занять более высокое социальное положение. Напротив, индустриальные, «открытые» общества характеризуются высокой социальной мобильностью.
Социальная мобильность может быть разной в рамках одного и того же общества на отдельных этапах его развития. Из истории известно, к каким крупным социальным перемещениям ведут революции, войны, завоевания. Так, революционные потрясения в России в 1917 г. привели к ликвидации самых богатых слоев общества: почти вся аристократия была отброшена на низшую ступень; утратила свое социальное положение большая часть предпринимателей и высших специалистов-профессионалов. В то же время в течение нескольких лет на вершину политической, экономической, идеологической жизни выдвинулись представители низших слоев населения. Похожую картину дает революция во Франции 1789 г., английская революция XVII в.
Обратимся вновь к обществу в его нормальном состоянии. Какими путями происходит перемещение людей из одной группы в другую?

По мнению социолога П. Сорокина, этому способствуют несколько социальных институтов, в первую очередь армия, церковь, школа.
Начнем с армии. Служба в ней во все времена давала возможность двигаться вверх по социальной лестнице. Потери во время войн среди командного состава вели к заполнению вакансий людьми более низких чинов. Из 92 римских императоров 36 достигли этого высокого социального положения благодаря ратным подвигам.
В Средние века отдельные простолюдины таким же образом становились генералами, графами, герцогами. В Новое время примером такого восхождения может стать жизненный путь Наполеона и многих из его окружения. К числу подобных выдвиженцев относятся Кромвель и Вашингтон.
Значительное влияние на перемещение людей по ступеням социальной лестницы оказывала церковь. Обратимся к периоду раннего христианства. Напомним, что последователями этого вероучения на начальных этапах были в основном представители низших социальных слоев: рабы, ремесленники, зависимое крестьянство. После государственного признания христианства в Древнем Риме многие из них благодаря церкви получали свободу и достигали высокого положения в обществе. Вместе с тем церковь сурово карала вероотступников. Среди «разжалованных» еретиков немало королей, князей, лордов.
Еще одним социальным «лифтом» выступает школа. Образование в ряде случаев открывает доступ к престижным должностям и званиям. В современном западном обществе, не окончив университета или колледжа, фактически нельзя достичь высокого положения на государственной службе и во многих других областях.
Учитывая значение школы как важного средства социальной мобильности, правящие группы в ряде стран пытались закрыть доступ к образованию представителям низших слоев. Так, в Англии в XIV в. был выпущен указ, где говорилось, что ни один крепостной не должен отправлять детей в школу, чтобы не дать им возможности продвигаться в жизни. Аналогичную роль призван был выполнять и «циркуляр о кухаркиных детях», изданный в России в 1886 г. и предписывавший не допускать в гимназию детей из низших сословий.


План

План …………………………………………………………………… ……….. 2

Введение ………………………………………………………… ……...……... 3

Теория социальной мобильности П.Сорокина …………………… …... 4

1.Концепция социальной мобильности и ее форма………………………….. 5
2.Характеристики социальной мобильности…………………… ……………. 7
3.Каналы вертикальной социальной мобильности…………………………… 8

Заключение…………………………………………………… ………11

…………………………...……….. 12

Вве дение

К началу второго десятилетия ХХ века на горизонте российской науки появляется яркая фигура молодого ученого социолога, возвестившего новую эру в изучении социальных отношений. С первых же шагов в науке П.А. Сорокин обращает внимание на необходимость разработки новых методов изучения социальных явлений и замены изживших себя средств. Обоснованию научной программы он посвящает свое фундаментальное исследование – двухтомный труд «Система социологии». Здесь сформулированы все идеи Сорокина: понятие взаимодействия как основное в теории общества, учение о посредниках, теория групп, теория социальной мобильности и социальной стратификации и многие другие.
Предметом моего реферата является социальная мобильность, то есть перемещение индивида внутри социального пространства. На сегодняшний день проблемы социальной мобильности очень актуальны, так как мы, имеем возможность, каждый день наблюдать за процессами перехода из одного социального слоя в другой. Сталкиваясь с каналами и лифтами социальной мобильности, проходим через них, изменяем свое социальное положение, почти каждый день. Определить, как осуществляются эти процессы перемещения в социальном пространстве – вот основная цель данной работы.

Теория социальной мобильности П.Сорокина

Теория социальной мобильности получила высокую оценку еще у современников П. Сорокина. Р. Мертон писал: «Это был изумительный синтез теоретического и практического материала». Здоровое, стабильное, развивающееся общество – это открытое демократическое общество, общество интенсивной социальной мобильности. Под социальной мобильностью П.Сорокин разумел, во-первых, перемещение индивидов из одной социальной группы в другую. Во-вторых, исчезновение одних и появление других социальных групп. Наконец, в-третьих, исчезновение целой совокупности групп элементарного и кумулятивного характера и замена ее полностью другой.
Причина социальной мобильности кроется в состоянии общества. Нет общества, в котором осуществлялось бы распределение благ строго пропорционально заслугам каждого его члена. Однако, хотя бы частичная реализация этого принципа ведет к усилению социальной мобильности, обновлению состава высших страт. Если этого нет, то в высшей страте с течением времени накапливается большое количество вялых и неспособных людей. И, напротив, в более низких стратах – талантливых. Необходимо своевременное перемещение людей по вертикали, иначе назреет протест в более низких стратах, и они представят собой горючий в социальном плане материал. Произойдет революция, которая на какой-то короткий период выровняет положение. Чтобы этой катастрофы не произошло, общество не должно иметь жесткой социальной структуры. Практические выводы, к которым приводит П.Сорокина теория социальной мобильности, состоят в следующем: никогда не существовали общества, социальные слои которых были бы абсолютно закрытыми или в которых отсутствовала бы вертикальная мобильность; никогда не существовали общества, в которых вертикальная социальная мобильность была бы абсолютно свободной, а переход из одного социального слоя в другой осуществлялся бы без всякого сопротивления; необходимо совершенствовать каналы социальной мобильности и установить постоянный контроль за нею, с тем чтобы осуществлять ее постоянно и своевременно.

1. Концепция социальной мобильности и ее формы

Под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социальной группы из одной социальной позиции в другую. Существует два основных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью подразумевается переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне, например, перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (родительской) в другую (свою собственную, вновь образованную), из одной профессии в другую.
Разновидностью горизонтальной мобильности является географическая мобильность, которая подразумевает не изменение статуса или группы, а перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса. Пример – международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно, переход с одного предприятия на другое. Если к перемене места добавляется перемена статуса, то географическая мобильность превращается в миграцию. Если деревенский житель приехал в город, чтобы навестить родственников, то это географическая мобильность. Если же он переселился в город на постоянное место жительства и нашел здесь работу, то это уже миграция.
Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются перемещение из одной страты (сословия, класса, касты) в другую. В зависимости от направления перемещения существует два типа вертикальной мобильности: восходящая (социальный подъем, движение вверх) и нисходящая (социальный спуск, движение вниз). В соответствии с этим есть нисходящие и восходящие течения экономической, политической и профессиональной мобильности. Восходящие течения существуют в двух формах: проникновение индивида из нижнего слоя в высший слой; или создание такими индивидами новой группы и проникновение всей группы в более высокий слой на уровень с уже существующими группами этого слоя или вместо них. Нисходящие течения также имеют две формы: первая заключается в падении индивида с более высокой социальной позиции на более низкую, не разрушая при этом исходной группы, к которой он принадлежал; другая форма проявляется в деградации социальной группы в целом. По выражению Питирима Сорокина, «первый случай упадка напоминает нам падение человека с корабля, второй - корабль, затонувший со всеми находящимися на борту». Случаи индивидуального проникновения в более высокие пласты или падения с высокого социального уровня на низкий уровень привычны и понятны. Вторую форму социального подъема и падения групп следует рассмотреть подробнее. Приведем следующие исторические примеры. Историки кастового общества Индии сообщают, что каста брахманов не всегда находилась в позиции неоспоримого превосходства, которую она занимает последние два тысячелетия. В далеком прошлом касты воинов, правителей и кшатриев не располагались ниже брахманов, они стали высшей кастой только после долгой борьбы. Если эта гипотеза верна, то продвижение ранга касты брахманов через все другие этажи является примером второго типа социального восхождения. Возвысилась вся группа в целом. До принятия христианства Константином статусы христианского епископа или христианского служителя культа были невысокими среди других социальных рангов Римской империи. В последующие несколько веков социальная позиция и ранг христианской церкви поднялись. Вследствие этого возвышения представители духовенства также поднялись до самых высоких страт средневекового общества. И наоборот, падение авторитета христианской церкви в последние два столетия привело к понижению социальных рангов высшего духовенства среди прочих рангов современного общества. Престиж папы или кардинала еще высок, но он, несомненно, ниже, чем был в средние века. Большевики в России до революции не имели какого-либо признанного высокого положения. Во время революции эта группа преодолела огромную социальную дистанцию и заняла самое высокое положение в русском обществе. В результате все ее члены были подняты до статуса, занимаемого ранее царской аристократией. Подобные явления наблюдаются и в экономической стратификации. Так, до наступлений эры «нефти» или «автомобиля» быть известным промышленником в этих областях не означало быть промышленным и финансовым магнатом. Широкое распространение отраслей сделало их самыми важными промышленными сферами. Соответственно, быть ведущим промышленником - нефтяником или автомобилистом - значит быть одним из самых влиятельных лидеров промышленности и финансов.

2. Характеристики социальной мобильности

С количественной точки зрения следует разграничить интенсивность и скорость вертикальной мобильности. Под интенсивностью мобильности понимается число индивидов, которые изменили свое социальное положение в вертикальном или горизонтальном направлении за определенный промежуток времени. Абсолютное число таких индивидов дает абсолютную всеобщность вертикальной мобильности в структуре данного населения страны; пропорция таких индивидов ко всему населению дает относительную всеобщность вертикальной мобильности. Например, если мы будем учитывать число индивидов в возрасте до 40 лет, разведенных и перешедших в другие семьи, то речь пойдет об абсолютной интенсивности горизонтальной мобильности в данной возрастной категории. Ели мы будем рассматривать отношение числа перешедших в другие семьи к численности всех индивидов в возрасте до 40 лет, то речь пойдет об относительной социальной мобильности в горизонтальном направлении.
Под скоростью мобильности понимается «вертикальная социальная дистанция или количество страт - экономических, профессиональных или политических, - которые проходит индивид в его движении вверх или вниз за определенный промежуток времени». Например, некоему индивиду в течение пяти лет после окончания института и начала работы по специальности удается занять должность заведующего отделом, а его коллеге, закончившему институт вместе с ним, - должность старшего инженера. Очевидно, что скорость мобильности выше у первого индивида, так как он преодолел больше статусных уровней за указанный промежуток времени.
Соединив интенсивность и скорость мобильности в определенной социальной сфере можно получить совокупный показатель мобильности данного общества. Сравнивая одно общество с другим или одно и то же общество в разные периоды своего развития, можно обнаружить, в каком из них, или в какой период мобильность по всем показателям выше. Такой показатель может быть рассчитан отдельно по экономической, политической или профессиональной сфере деятельности.

3. Каналы вертикальной социальной мобильности.

Пути и механизмы, благодаря которым люди поднимаются по социальной лестнице, называются каналами вертикальной мобильности. Поскольку вертикальная мобильность присутствует в той или иной степени в любом обществе, даже в первобытном, между стратами существуют различные «отверстия», «мембраны», «лифты», по которым индивиды перемещаются вверх и вниз.Самыми известными каналами являются армия, церковь, школа, собственность, семья.
Армия функционирует в этом качестве не в мирное, а в военное время. Крупные потери среди командного состава приводят к заполнению вакансий людьми более низких чинов. Во время войны солдаты, проявляя отвагу и храбрость, награждаются очередным званием и используют полученную власть как канал для дальнейшего продвижения и накопления богатств путем захвата трофеев, рабов и т.д. Известно, что из 92 римских императоров 36 достигли этого звания, начав с низших чинов; из 65 византийских императоров 12 выдвинулись благодаря армейской карьере; Наполеон и его окружение, маршалы, генералы и назначенные им короли Европы относились к сословию простолюдинов. Кромвель, Грант, Вашингтон и многие другие командующие достигли самого высокого положения благодаря карьере, сделанной в армии.
Церковь как канал социальной мобильности возвысила большое число людей: Геббон, архиепископ Реймса, был в прошлом рабом, Папа Георгий VII–сыном плотника. Питирим Сорокин, изучив биографии 144 римских католических пап, установил, что 28 из них вышли из низов, а 27 – из средних слоев. Церковь была каналом не только восходящего, но и нисходящего движения: тысячи еретиков, язычников, врагов церкви были отданы под суд, разорены и уничтожены – среди них было немало королей, герцогов, князей, аристократов и дворян высоких рангов.
Школа. Институты образования и воспитания, какую бы конкретную форму они не приобретали, во все века служили мощным каналом социальной циркуляции. Большие конкурсы в колледжи и университеты во многих странах объясняются тем, что образование является самым быстрым и доступным каналом вертикальной мобильности. В таком обществе «социальный лифт» движется с самого низа, проходит по всем этажам и достигает самого верха. «Длинный лифт» существовал в древнем Китае. В эпоху Конфуция школы были открыты для всех. Каждые три года устраивались экзамены. Лучшие ученики независимо от статуса их семей переводились в высшие школы, а затем в университеты, откуда они попадали на высокие правительственные посты.
Собственность наиболее ярко проявляется в виде накопленных денег и богатств. Именно они представляют собой один из самых простых и действенных способов социального продвижения. В XV-XVIII вв. европейским обществом стали править деньги: достигали высокого положения только те, кто имел деньги, а не знатное происхождение. То же отмечалось и в последние периоды истории Древней Греции и Рима. По мнению П.Сорокина, лишь некоторые занятия и профессии способствуют накоплению богатств: в 29% случаев это фабрикант, в 21% - банкир и биржевик, в 12% - торговец. Профессии артистов, художников, изобретателей, государственных деятелей, шахтеров и некоторые другие не предоставляют таких возможностей.
Семья и брак становятся каналами вертикальной циркуляции в том случае, если брачный союз заключают представители разных социальных статусов. В европейском обществе распространенным был брак бедного, но титулованного партнера с богатым, но не знатным. В результате оба продвигались по социальной лестнице, получив то, чего им недоставало. Пример нисходящей мобильности можно найти в античном мире: согласно римскому закону свободная женщина, вышедшая замуж за раба, сама становилась рабыней и теряла статус свободного гражданина.
Семья превратилась в главный механизм социального отбора, определения и наследования социального статуса. Нормой для аристократии была забота о наилучшем воспитании детей, а в бедных семьях родители не могли дать подобающего воспитания и образования. Из членов знатных семей создавалась управленческая элита. Семья стала одним из институтов распределения членов общества по стратам.

Зак лючение

Итак, проанализировав данный материал, можно сказать, что социальная мобильность–естественное и неизбежное явление. Это касается как восходящей, так и нисходящей социальной мобильности, в процессе которой люди перемещаются вверх или вниз по социальной лестнице благодаря своему таланту и способностям . По степени перемещений справедливо различать подвижные и неподвижные типы обществ. Также едва ли существует такое общество, в котором бы вертикальная мобильность была бы свободной, то есть, отсутствовали бы барьеры.
Таким образом, работа Питирима Сорокина о социальной мобильности считается наиболее важной за всю историю русской социологии, так как он затронул самые главные проблемы общества. Я со всей уверенностью могу заявить, что Питирим Сорокин является самым главным русским социологом, чьи труды продолжают иметь огромное значение в современной не только русской, но и зарубежной социологии. Он относится к тому редкому типу ученых, чье имя становится символом избранной им науки. На Западе он давно уже признан как один из классиков XX столетия, стоящий в одном ряду с О. Контом, Г. Спенсером, М. Вебером.
Действительно, этот русско-американский социолог сделал огромный вклад в развитие общественной мысли и в развитие социологии как науки об обществе.

Список использованной литературы

    Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. – М.: ИНФРА-М, 2001. – с. 624.
    Ритцер Дж. Современные социологические теории. – СПб.: Питер, 2002. – с. 688.
    Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций.-3-е изд., перераб. и дополн.-М.:Центр, 2000.-244 с.: ил.
    Социология /Под ред. А.И.Кравченко, В.М.Анурина. – СПб.: Питер, 2003. – с.432.
    и т.д.................

Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «вертикальная социальная мобильность». Какие условия, по мнению автора, влияют на интенсивность социальной мобильности? (Назовите любые три условия.) Какой социальный механизм, по его мнению, сдерживает социальную мобильность в демократическом обществе?


В процессе развития общества его социальная структура не остаётся неизменной. На микроуровне меняются взаимоотношения, социальные связи, состав групп, статусы и роли, отношения между группами. На макроуровне количественный состав нижних и средних слоёв изменяют экономическая конъюнктура и политические решения власти, юридические и нравственные нормы.

Кроме того, каждый человек устремлён к повышению своего статуса. Всё это создаёт уже не застывшую, не статическую, а динамическую картину общества. Одним из процессов социальной динамики является социальная мобильность. Интенсивность социальной мобильности зависит от уровня развития общества, экономической конъюнктуры, демократичности отношений, уровня жизни населения.

Постиндустриальное общество характеризуется интенсивной вертикальной мобильностью. В демократическом обществе, где положение человека не зависит от его предписанного статуса, национальности, вероисповедания, каналы вертикальной мобильности открыты, и каждый, кто удовлетворяет определённым требованиям, имеет возможность повысить свой социальный статус.

По выражению П. Сорокина, в демократическом обществе «много отверстий и лифтов для подъёма и спуска…» Излишняя социальная мобильность, например большое число людей из низших слоёв в управленческих структурах, говорит о какой-то ненормальности, социальном катаклизме (революции, войне, эпидемии, уничтожившей сразу многих представителей высших слоёв).

В демократическом обществе, где нет социальных, национальных и других ограничений, тем не менее действует определённый социальный механизм, сдерживающий мобильность... Это механизм конкуренции, которая проявляется не только в экономической борьбе, но и в любой борьбе за повышение социального статуса.

Б.А. Исаев

Пояснение.

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) Вертикальная мобильность - продвижение человека по служебной лестнице вверх или вниз

2) Интенсивность социальной мобильности зависит от уровня развития общества, экономической конъюнктуры, демократичности отношений, уровня жизни населения.

3) Это механизм конкуренции, которая проявляется не только в экономической борьбе, но и в любой борьбе за повышение социального статуса.

Ответы на вопросы могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.

Социальная структура, как и другие стороны жизни об­щества, подвержена изменениям. Из курсов истории вы зна­ете, как это происходило в ходе цивилизационного развития в различные эпохи. Картина социальной жизни современно­го человечества также пестра и подвижна. Наиболее устой­чива социальная структура в существующих и поныне тра­диционных обществах. В них сохраняются социальные группы, связанные с общинным землепользованием, нату­ральным хозяйством, мелкотоварным производством. В ря­де случаев поддерживаются принципы религиозно-общин­ной и даже родоплеменной организации.

Высокой социальной динамикой отличаются общества, вступившие в эпоху индустриализации и модернизации. Там укрепляются группы, связанные с крупным промышленным производством, растет городское население.

Значительные социальные сдвиги происходят в развитых странах Запада. Одной из тенденций является рост «нового»


Среднего класса. К нему относят большинство интелли­генции, управленцев среднего и низшего звена, высоко­квалифицированных рабочих. Доходы этих слоев, в боль­шинстве случаев работающих по найму, не ниже, чем у средней и мелкой буржуазии («старый» средний класс). Рост среднего класса уменьшает социальную дифференциа­цию, делает общество более устойчивым в политическом отношении.

В этой группе стран велика доля населения, работающе­го по найму. При этом структурные изменения в экономи­ке ведут к сокращению численности промышленного рабо­чего класса. Меньше становится и самостоятельных крес­тьян (фермеров). Вместе с тем под влиянием научно-техни­ческой революции возрастает значение высококвалифициро­ванного умственного труда. Острой социальной проблемой по-прежнему остается безработица.



Определенное регулирующее воздействие на социальные отношения стремится оказывать государственная власть. В ряде случаев государство поддерживает идеи социального равенства, а в крайних проявлениях - и уравнительности. Это относится, к примеру, к бывшим социалистическим странам, нынешней Кубе, Северной Корее.

В западных странах одной из главных забот государства является предотвращение социальных конфликтов. Многое делается для поддержки наиболее уязвимых в условиях кон­курентной экономики слоев населения - престарелых, инва­лидов, многодетных семей.

■■Основные понятия: социальная сфера, социальная диф­ференциация, социальное неравенство, социальная страти­фикация, класс, страта, социальная мобильность. ИИ Термины: социальный «лифт», жизненные шансы, стиль жизни, люмпены, маргиналы.

Проверьте себя

1) Что такое социальная дифференциация? 2) Как связа­ны понятия «социальная стратификация» и «социальное не­равенство»? 3) Укажите три вида социальной стратифика­ции. 4) Какой признак был положен К. Марксом в основу выделения классов? 5) Почему отношения между основны­ми классами, по мысли Маркса, приобретают антагонисти­ческий характер? 6) Какие основания социальной стратифи­кации были выдвинуты М. Вебером? 7) Чем статусная группа отличается от класса? 8) Что в социологии понима­ется под социальной мобильностью? 9) Какие социальные «лифты», по мнению П. Сорокина, способствуют социаль­ным перемещениям человека? 10) Какие тенденции в разви­тии социальных отношений характерны для различных групп стран? 11) В чем отличия маргиналов от люмпенов?


Подумайте, обсудите, сделайте

1. Проанализируйте различные точки зрения на пробле­
му социального неравенства. Обоснуйте свою позицию.

2. Один немецкий исследователь проводит следующее
различие между классами и стратами: «Стратификация
предусматривает некую упорядоченность членов общества на
основе какого-нибудь критерия, вроде дохода, образования,
образа жизни, этнического происхождения... Классы... яв­
ляются конфликтными группами, которые, объединяясь, ос­
паривают существующее распределение власти, преиму­
ществ и других возможностей».

Проанализируйте это утверждение. Согласны ли вы с ним?

3. Современный английский политолог утверждает: «Вся
история человечества доказывает, что неравенство необходи­
мо для достижения некоего идеала человеческого совершен­
ства, как индивидуального, так и коллективного».

На какие исторические факты мог бы, на ваш взгляд, ссылаться исследователь, обосновывая свой вывод?

4. Сравните трактовки понятия «класс» К. Марксом и
М. Вебером. В чем вы усматриваете сходство? Каковы раз­
личия в позициях исследователей?

5. Приведите примеры социальной и горизонтальной мо­
бильности. Какие еще, помимо указанных в учебнике, соци­
альные «лифты» существуют в современном обществе?

6. Цифры свидетельствуют, что в индустриально разви­
тых странах падает доля «синих воротничков» в составе на­
селения (т. е. тех, кто занимается физическим трудом) и
возрастает численность «белых воротничков» (к ним отно­
сятся работники, занятые в сферах торговли, юриспруден­
ции, медицины, образования, технические служащие и уп­
равляющие).

Каковы причины и возможные социальные последствия этого явления?

7. Известно, что маргинализация, переход в новое соци­
альное качество, связана с социально-психологическим
стрессом. Во многих странах для его смягчения используют­
ся различные средства: пособия по безработице, фонды
помощи мигрантам и беженцам, центры профессиональной
переподготовки и т. д.

Что еще, на ваш взгляд, можно использовать в этих це­лях?

8. Термин «класс» происходит от латинского слова, оз­
начающего буквально «разряд». Разделение римского обще­
ства на классы приписывается легендарному римскому ца­
рю Сервию Туллию (VI в. до н. э.). Он разделил общество
на пять классов-разрядов в соответствии с тем, какое коли-


Чество войск (сотен) и вооружений мог выставить каждый из них.

Какой признак был положен в основу классового деле­ния? Сохраняет ли он свое значение и сегодня?

Поработайте с источником

Прочтите отрывок о социальной структуре из книги современного рос­сийского социолога М. Н. Руткевича.

Схема Вебера имеет определенные достоинства. Она охва­тывает, во-первых, экономические различия (доход). Во-вто­рых, экономико-политические различия; власть индивида или группы над другими людьми и группами может осуще­ствляться как через политические организации (государст­во, партия и т. д.), так и через экономические организации (компания, корпорация и т. д.). В-третьих, социально-пси­хологические различия, поскольку в оценке престижа за­нятий, профессий и т. п. находит выражение осознание людь­ми относительной высоты своего (и чужого) положения в иерархии.

Слабым звеном конструкции Вебера является проблема связи между этими тремя критериями, а следовательно, между видами социальных различий... Теории социальной стратификации, как правило, приспособлены к изучению американского и западноевропейского общества... Их основ­ная черта - попытка свести теоретическую схему (чаще всего веберовскую) к операционным понятиям, которые до­пускают использование количественно измеряемых показа­телей. <...>

На наш взгляд, методология Маркса имеет существенные преимущества по сравнению с веберовской, поскольку дает возможность осуществить на деле системный подход в по­знании общества. Она позволяет установить внутренние свя­зи между всеми типами и видами социальной структуры, поскольку выясняет связь, существующую между критери­ями деления общества на группы.

Руткевич М. Н. Социальная структура. - М., 2004. - С. 93, 95.

Вопросы и задания к источнику. 1) В чем автор видит достоин­ства схемы (теории стратификации) Вебера? 2) Сравните названные автором критерии веберовской стратификации с теми, что приведе­ны в параграфе. В чем вы видите различия? Можно ли, на ваш взгляд, утверждать, что автор фрагмента понятие «политическая власть», используемое Вебером, подменил широким понятием «власть»? 3) Какие недостатки веберовского подхода и основанной на нем теории стратификации отмечает автор? 4) Каковы, на взгляд автора, преимущества марксистской методологии? Согласны ли вы с такой оценкой? Свой вывод обоснуйте.


§ 2. Социальные институты

Вспомните:

каковы основные сферы жизни общества? Что такое по­требность? Какие потребности человека и общества можно отнести к базовым? Какую роль в обществе вы­полняют социальные нормы?

Когда мы произносим слово «институт», первое его зна­чение, которое приходит на ум, - это высшее учебное заве­дение или научное учреждение: «я поступил в Институт связи», «мама работает в исследовательском институте». По­нятие «социальный институт» существенно шире. Уже по­чти столетие оно используется при изучении общества. Сегодня исследователи широко разрабатывают так называе­мый институциональный подход, который позволяет рассма­тривать общественную жизнь сквозь призму основных соци­альных институтов.

В социологии существуют различные определения этого сложного понятия, отдельные авторы акцентируют те или иные его признаки. Однако при всех расхождениях иссле­дователи единодушны в том, что институты играют огром­ную роль в жизни не только всего общества, но и каждого отдельного человека. С особой силой это проявляется в со­временную эпоху, когда количество социальных институтов растет, они становятся все более специализированными, а их взаимодействие - все более сложным.

Рассмотрим основные характеристики понятия «социаль­ный институт».

Как было сказано ранее, Сорокин является одним из родоначальников теории социальной стратификации и социальной мобильности.

Социальная стратификация и социальная мобильность выступают перманентными характеристиками любой организованной социальной группы. По степени мобильности бывают мобильные периоды истории (революции, которые приводят к слому социальной структуры) и немобильные (эпохи реакции, характеризующиеся устойчивой социальной структурой), а также различные типы общества.

Под “социальной мобильностью” Сорокин понимает любой переход определенного индивида или социального объекта (ценности), т.е. всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, с одной социальной позиции на другую, это своеобразный “лифт” для перемещения как внутри одной социальной группы, так и между группами.

В соответствии с его концепцией мобильность различается по направленности (горизонтальная и вертикальная, последняя рассматривается им в двух плоскостях - как восходящая и нисходящая), по форме (коллективная и индивидуальная), по интенсивности и направленности.

Горизонтальная мобильность предполагает переход из одной социальной группы в другую, но на том же уровне социальной стратификации. Это значит что уровень социальной группы, в которой индивид (группа) находился до перемещения и уровень социальной группы, в которую индивид совершил перемещение - остаются на одинаковых социально - значимых позициях. Индивид или группа при горизонтальной мобильности могут сохранить неизменными свои социальную роль, социальный статус. Примеры: переезд с одного города в другой; переход с одного места работы на другое с сохранением прежних должностных обязанностей; переход ученика 8 класса с одной СОШ в другую; и др.

Вертикальная мобильность означает перемещения индивида (группы) из одного пласта в другой (если вверх, то это будет восходящая мобильность, если вниз - то нисходящая). Вертикальная мобильность рассматривается социологом в трёх аспектах, соответствующих трём формам социальной стратификации, - политическом, экономическом, профессиональном. Он определяет основные механизмы мобильности, с помощью которых преодолеваются «сита», как бы просеивающие индивидов. Это семья, школа, церковь, армия, всевозможные профессиональные, экономические и политические организации. При рассмотрении названных структур в русле вертикальной мобильности Сорокин анализирует их в качестве «каналов социальной циркуляции».

Так, характеризуя в этом плане школу, он пишет «В обществе, где школы доступны всем его членам, школьная система представляет собой «социальный лифт», движущийся с самого низа общества до самых верхов. В обществе, где привилегированные школы доступны только высшим слоям населения, школьная система представляет собой лифт, движущийся только по верхним этажам социального здания, перевозящий вверх и вниз только жильцов верхних этажей. Однако даже в таких обществах некоторым индивидам из низших слоёв всё-таки удавалось проникнуть в этот школьный лифт и благодаря ему возвыситься»

Примеры вертикальной мобильности: переход с одной рабочей должности на другую с изменённой ставкой з/п; получение высшего образования; заключение (расторжение) бракосочетания; получение наследства по дарственной (или по иному документу); и др.

С количественной точки зрения Питирим Сорокин разграничивает, как уже упоминалось раньше, интенсивность и всеобщность вертикальной мобильности. Под интенсивностью понимается социальная дистанция, количество слоев, проходимых индивидом в его восходящем или нисходящим периоде за определенный промежуток времени. Под всеобщностью социолог, с одной стороны, понимал количество участников, задействованных в том или ином социальном перемещении: от одного человека до большой группы людей. С другой стороны, под всеобщностью следует понимать проникновение социальной мобильности и возможность её существования во всех сферах общества.

На базе богатого эмпирического материала Сорокин делает вывод, что в любом обществе социальная циркуляция индивидов и их распределение осуществляется не по воле случая, а по необходимости, и при этом контролируется разнообразными институтами. При этом он доказывает, что «церковь, семья, школа, а также другие профессиональные организации выступают не только средствами образования и перемещения людей, но помимо этих функций они выполняют функции социальной селекции и распределения индивидов внутри социального здания. Причём эти функции имеют не меньшее социальное значение, чем функции образования и воспитания».

Несомненно, наряду с видами социальной мобильности Сорокин рассмотрел и определил основные её причины, о чём также подробно описал в свой работе «Социальная мобильность». Из этих причин можно выделить самые главные, не связанные с политической и экономической деятельностью государства (что тоже является причинами): это уровни и темпы социальной стратификации в том или ином обществе (это и определяет связь социальной мобильности с социальной стратификацией), а также личные качества, индивидуальные особенности и предпочтения каждого члена этого общества вместе с его возможностями и желаниями. А на желания и возможности каждого индивида, писал Сорокин, способен влиять и государственный строй в стране, и присущий ему политический режим, и экономический уклад.

Своё внимание Сорокин обратил также на географические и территориальные перемещения. "Вопреки обычному мнению, чем далее, тем люди становятся менее и менее оседлыми .

За один только день мировой транспорт перевозит такую массу людей, что в сравнении с ним так называемое великое переселение народов древности кажется безделицей. Позднее автор назовет это перемещение "географической мобильностью". Но главное его внимание всё-таки привлекает межгрупповое и внутригрупповое перемещение индивидов, индивидуальное и коллективное, т.е. мобильность социальная. Он ставил вопрос - существуют ли какие-нибудь постоянные тенденции в композициях социальных группировок, их изменениях, т.к. вся предшествующая социология, особенно до трагических событий 1914 и 1917 гг. исходила из прямолинейных эволюционных законов. «Нынешние времена», писал Сорокин, «убеждают в том, что эти "законы прогресса, эволюции, развития" были "псевдозаконами", социология последних десятилетий шла по ошибочному пути. Оптимизм эволюционистов, предлагающий элиминацию, засыпание всех или почти всех щелей социального неравенства, уничтожение социальной пирамиды - оказался наивным. Различия между богатыми и бедными, то значительны, то относительно снижаются (но не исчезают), правовые политические различия в условиях демократии несколько снижаются, в условиях деспотизма и тоталитаризма увеличиваются, власть то концентрируется в руках немногих, то в руках большего количества лиц, некие профессии то имеют высокий престиж, то уравниваются с другими. Нет единой линии прогресса в этих отношениях, а есть только повторяющиеся флуктуации, колебания, то расширение, то сужение размеров явлений» .

На сегодняшний момент сорокинское определение социальной мобильности - уникально и неповторимо .



Отчетность за сотрудников