Внешний контроль представляет собой совокупность и механизмов. Социальный контроль: понятие, виды, функции. Формальный и неформальный социальный контроль

Любая общественная система имеет определенные свойственные ей механизмы, с помощью которых поддерживается правопорядок в обществе и, собственно, само его существование. Такие механизмы имеют собирательное название «социальный контроль». Это совокупность общественных норм, а также проверки поведения индивида на соответствие его этим нормам. Эти механизмы сводятся к

проявлению следующих моментов:

  1. Социальные ожидания. Они являются прямыми или косвенными требованиями окружающих в отношении отдельного индивидуума. Обычно такие требования определяются, исходя из социального статуса, роли, функций и так далее.
  2. Социальные нормы. Это определенные предписания, представляющие собой образцы того, как должен действовать и вести себя субъект в обществе и конкретных ситуациях. Исходя их этих норм, и устанавливаются социальные ожидания.
  3. Социальные санкции. Они представляют собой меры воздействия на личность со стороны общества с целью приведения его поведения к социальным нормам.

Применение социального контроля

Социальный контроль может осуществляться институциональным путем и

неинституциональным. Так, в первом случае предполагается, что наблюдение и меры воздействия будут применяться со стороны специальных государственных или общественных органов и учреждений. Примером институционального контроля является деятельность таких государственных механизмов, как судебная система, административное и политическое право. Неинституциональный социальный контроль является особым видом саморегулирования общества, при котором воздействие осуществляется окружающим коллективом посредством массового сознания. В этом случае важную роль играют публичные нравственно-психологические понятия о приемлемом поведении.

Виды социального контроля

Как правило, они отражают формализированность действий институциональных и неинституциональных уровней.

  • Формальный социальный контроль. В этом случае действуют четко прописанные нормы поведения и воздействия (правовые акты). Они обязательны к выполнению, которое подлежит проверке со стороны официальных институтов и должностных лиц.
  • Неформальный социальный контроль. Соответственно, используются неформальные методы осуществления моральной регуляции. Обычно этот вид применяется на уровне первичных социальных групп: семья, близкий круг друзей и знакомых, трудовой коллектив. Конкретными мерами являются общественное порицание, осуждение или же поощрение и уважение, насмешки, остракизм и так далее.

Формой выражения такого контроля является закон на формальном уровне. На неформальном же - общественная мораль, традиции, обычаи, совесть, табу как система запретов и так далее. Таким образом, если поведение и поступки личности не соответствуют ожиданиям и требованиям общества, в таком случае оно стремится к тому, чтобы принудить ее к их соблюдению. В случае невозможности такого принуждения такая личность подлежит маргинализации.

Урок 6 Социальный контроль

Цель: формирование представления о социальных нормах и санкциях, о социальном контроле как особом механизме поддержания общественного порядка.

Задачи:

Образовательная: ввести понятия социальные нормы, социальный контроль, формальные и неформальные санкции.

Развивающая: формировать умения сравнивать, обобщать, выявлять признаки явлений, прослеживать причинно-следственные связи.

Воспитательная: формировать навыки социального поведения.

Тип урока: изучение новых знаний.

Оборудование: мультимедиапроектор, компьюпер, презентация, раздаточный материал (тест, задания).

Ход урока:

І. Организационный момент

ІІ. Определение темы, целей урока, место урока в системе блока.

Задание для определения темы урока.

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

    этикет; 2. социальный контроль; 3. правовые нормы; 4. поощрение; 5.наказание.

Итак тема нашего урока «Социальный контроль»

Эпиграф

Совесть есть закон законов.

Альфонс де Ламартин (французский писатель и поэт, политический деятель.)

Какую же цель мы свами поставим?

Цель: выяснить особенности социального контроля, показать значимость норм и санкций для поддержания общественного порядка.

ІІІ. Новый материал

Постановка проблемного задания, можно записать на доске, для того чтобы учащиеся в течение урока видели его перед собой.

Проблемное задание:

Нужен ли социальный контроль сегодня? Является ли он выразителем «Совести общества»?

План изучения нового материала:

1.Социальный контроль.

2.Элементы социального контроля (нормы и санкции).

3.Формы контроля.

4.Способы реализации социального контроля в группе и обществе.

1. Социальный контроль.

Совместная жизнь и деятельность требуют упорядочения отношений между людьми, установления определенных правил, направленных на защиту их безопасности, координацию действий, поддержание целостности общества. Это возможно благодаря социальному контролю, который сопровождает человека всю жизнь. Ни одно общество не может обойтись без социального контроля. Даже небольшой группе людей, случайно собравшихся вместе, придется выработать собственные механизмы контроля, дабы не распасться в самые кратчайшие сроки.

Социальный контроль – система способов воздействия общества на деятельность, поведение человека, социальных групп.

В широком смысле социальный контроль можно определить как совокупность всех видов контроля, существующих в обществе: нравственный, государственный контроль и т.п.

В узком смысле это контроль общественного мнения, гласность результатов и оценок деятельности и поведения людей.

- Каковы же функции социального контроля?

Во-первых, они способствуют социальной интеграции, т. е. сохранению сплоченности в обществе.

Во-вторых, служат своеобразным эталоном поведения, своего рода инструкциями для исполняющих отдельные роли индивидов и социальных групп.

В-третьих, способствуют контролю над отклоняющимся поведением.

В-четвертых, обеспечивают стабильность общества.

По характеру регулирования различают нормы-ожидания и нормы-правила. Нормы, относящиеся ко второй группе, отличаются большей строгостью. Нарушение подобных норм влечет за собой применение серьезных санкций, например уголовных или административных.

2. Элементы социального контроля (нормы и санкции).

Коментариии учителя к схеме

Социальные нормы различаются масштабом. Одни нормы возникают и существуют только в малых группах - компании друзей, рабочие коллективы, семьи, спортивные команды. Другие нормы возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом и называются " общими правилами " , а не " групповыми привычками " . К "общим правилам " относятся обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения, которые присущи определенной социальной группе.

Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости от того, насколько строго соблюдается их исполнение. За нарушение одних норм следует очень слабое наказание - неодобрение, ухмылка, недоброжелательный взгляд. За нарушение других норм следуют очень сильные санкции - изгнание из страны, смертная казнь, тюремное заключение. Строже всего карается нарушение табу и юридических законов (например, убийство человека, разглашение государственной тайны) , мягче всего - отдельные виды групповых привычек, в частности семейные (например, отказ выключать свет или закрывать входную дверь) . Однако существуют групповые привычки, которые ценятся очень высоко и за нарушение которых следуют строгие санкции.

Нормы связывают людей в единую общность, в коллектив.

- Каким образом подобное происходит?

Во-первых, нормы - это еще и ожидания: от соблюдающего данную норму человека окружающие ждут вполне однозначного поведения. Когда одни пешеходы движутся по правой стороне улицы, а те, кто идет на встречу, передвигаются по левой, возникает упорядоченное, организованное взаимодействие. При нарушении правила возникают столкновения и беспорядок.

Значит, нормы формируют систему социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели субъектов действия, само действие, ожидание, оценку и средства.

- Почему люди стремятся соблюдать нормы, а общество строго следит за этим ?

Социальные нормы - действительно стражники порядка и хранители ценностей. Даже простейшие нормы поведения олицетворяют собой т, что ценится группой или обществом. Различие между нормой и ценностью выражается так: нормы - правила поведения, ценности - абстрактные понятия о том, что такое добро, зло, правильное, неправильное, должное, недолжное и так далее.

А вот,Социальные санкции - охранники норм. Наряду с ценностями они отвечают за то, почему люди стремятся выполнять нормы. Нормы защищены с двух сторон - со стороны ценностей и со стороны санкций.

Заполните таблицу (слайд 10-11) Время выполнения 5 минут

Виды санкций

Наименование вида

Его сущность

Примеры

Формальные позитивные санкции (Ф+)

публичное одобрение со стороны официальных организаций (правитель­ства, учреждения, творческого союза)

правительственные награды, государственные премии и стипендии, ученые сте­пени и почетные звания, сооружение памятника, вручение грамот, избрание на высокие должности и др.

Неформальные позитивные санкции (Н+)

публичное одо­брение, не исходящее от официальных организаций

дружеская похвала, комплименты, молчаливое признание, доброжелатель­ное расположение, аплодисменты, слава, почет, лестные отзы­вы, признание лидерских или экспертных качеств, улыбка.

Формальные негативные санкции (Ф-)

наказания, пре­дусмотренные юридическими законами, правительственны­ми указами, административными инструкциями, предписа­ниями, распоряжениями

лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, депремирование, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование и др.

Неформальные негативные санкции (Н-)

Наказания, не предусмотренные официальными инстанциями

порицание, замечание, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная клич­ка, пренебрежение, отказ подать руку или поддерживать от­ношения, распускание слуха, клевета, недоброжелательный отзыв, жалоба, сочинение памфлета или фельетона, разобла­чительная статья, анонимка.

Установите соответствие между позитивными санкциями и иллюстрирующими их примерами.

Примеры позитивных санкций

Позитивные санкции

А) гражданину В. присвоили звание «Заслуженный артист РФ»

1) формальные

Б) заметка в стенгазете завода, написанная инженером А., нашла одобрение у коллег

2) неформальные

В) научный сотрудник Б. получил премию за своё изобретение

Г) исследователю Л. Присудили учёную степень доктора исторических наук

Д) выступление учеников 11 класса на школьном вечере вызвало аплодисменты

3. Формы контроля.

Комментарии учител ем схемы.

В системе социального контроля ключевую роль выполняют санкции. Вместе с ценностями и нормами они составляют его механизм.

Применение социальных санкций в одних случаях требует присутствия посторонних лиц, а в других не требует. Увольнение оформляется отделом кадров учреждения и предполагает предварительное издание распоряжения или приказа. Тюремное заключение требует сложной процедуры судебного разбирательства, на основании которого выносится решение суда. Присвоение ученой степени предполагает не менее сложную процедуру защиты научной диссертации и решения ученного совета.

Если применение санкций совершается самим человеком, направленно на себя и происходит внутри, то такую форму контроля надо считать самоконтролем. Совесть – проявление внутреннего самоконтроля.

Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю

Внешний социальный контроль подразделяется на неформальный и формальный.

Первый основан на одобрении или осуждении со стороны группы родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со стороны общественного мнения, которое выражается через традиции и обычаи либо средства массовой информации.

Формальный контроль осуществляют суды, образование, армия, производство, средства массовой информации, политические партии, правительство. Школа контролирует благодаря экзаменационным оценкам, правительство - благодаря системе налогообложения и социальной помощи населению, государство - благодаря полиции, секретной службе, государственным каналам радио, телевидения и органам печати.

Установите соответствие между проявлениями социального контроля и его формами.

Проявления

Формы социального контроля

А) одобрение или осуждение поведения индивида со стороны родственников, друзей, коллег, знакомых

1) внутренний (самоконтроль)

Б) реакция на поведение индивида со стороны общественного мнения

2) внешний

В) самостоятельного согласование индивидом своего поведения с общепринятыми нормами

Г) поощрение деятельности или поступка человека со стороны официальных лиц

Д) гласность оценок деятельности и поведения людей

4. Способы реализации социального контроля в группе и обществе.

– через социализацию (социализация, формируя наши желания, предпочтения, привычки и обычаи, является одним из основных факторов социального контроля и установления порядка в обществе);

– через групповое давление (каждый индивид, являясь членом многих первичных групп, должен разделять определенный минимум принятых в данных группах культурных норм и вести себя подобающим образом, в противном случае могут последовать осуждение и санкции со стороны группы, начиная от простых замечаний и кончая изгнанием из данной первичной группы);

– через принуждение (в ситуации, когда отдельный индивид не желает выполнять законы, нормативные регуляторы, формализованные процедуры, группа или общество прибегает к принуждению, чтобы заставить его поступить, как все).

І V . Подведение итогов

- Нужен ли социальный контроль сегодня? Является ли он выразителем «Совести общества»?

Формулировка своего ответа на проблемное задание с использованием ПОПС-формулы

П –позиция (ваша точка зрения, предположение «Я считаю, что…»)

О – обоснование (доказательство вашей позиции « Потому что…»)

П – пример (при разъяснении своей позиции пользуйтесь конкретным примером «Я могу подтвердить это тем, что…»)

С – следствие (в результате делается вывод «В этой связи…»)

Выступление 1-2 минуты, состоит из 4-5 предложений.

Желательно выслушать несколько позиций, сделать вывод по заданию.

Сделаем вывод: Основная задача социального контроля - создание условий для устойчивости той или иной социальной системы, сохранение социальной стабильности и в то же время для позитивных изменений. Это требует от контроля большой гибкости, способности распознавать отклонения от социальных норм деятельности: дисфункциональные, приносящие обществу вред, и необходимые для его развития, которые следует поощрять.

V . Закрепление

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Социальные нормысоставляют один из элементов механизма регуляции отношений индивида и общества, который называется ______ (А). Другой элемент - _________ (Б), под которыми понимают реакцию общества на поведение человека или группы. Они означают либо одобрение и поощрение - ______ (В), либо неодобрение и наказание _______ (Г).

Наряду с внешним контролем со стороны общества, группы, государства, других людей, важнейшее значение имеет внутренний контроль, или _______ (Д), в процессе которого большую роль играет ________ (Е), т.е. чувство и знание того, что хорошо, а что плохо, субъективное сознание соответствия или несоответствия собственного поведения нравственным нормам.

1) позитивные санкции 6) социальные нормы

2) самоконтроль 7) социальный контроль

3) честь 8) совесть

4) социальные санкции 9) негативные санкции

5) неформальные санкции

Ответ: 741928

V І. Рефлексия

    Что хотели?

    Чего достигли?

    Как этого достигли?

V ІІ. Домашнее задание. Конспект

Любящие пофилософствовать и поругать общество люди часто рассуждают о свободе, которой, с их точки зрения, так не хватает человеку в современном мире. Однако, живя в обществе, мы должны считаться с его , даже если они нам не нравятся. Потому что анархия, безвластие, а значит, и произвол сильного гораздо хуже, чем любые законы. К тому же влияние общества проявляется не только на формальном, но и на неформальном, психологическом уровне. И это очень значимое для нас влияние называется социальным контролем.

Несмотря на название, социальный контроль – это необязательно надзор общества за каждым его членом и насильственное управление поведением людей. Это прежде всего незаметное и часто практически неощутимое влияние. Социальный контроль воспринимается как внешняя, подавляющая сила, только если человек сознательно или неосознанно нарушает общепринятые нормы, не оправдывает ожидания членов его сообщества.

Воспитанный в рамках определенного социума человек проходит еще в детстве, усваивает нормы и правила поведения. Поэтому он может и не замечать действия социального контроля, ведь его и принципы не противоречат общепринятым.

Поэтому в психологии социальный контроль рассматривается прежде всего как влияние общества на формирование социально приемлемого поведения индивида. И только в случае асоциального поведения, нарушения групповых норм, уклонения от выполнения обязанностей своей социальной роли становится заметна другая сторона социального контроля – принуждающая и подавляющая.

Таким образом, социальный контроль нельзя рассматривать как внешнюю силу по отношению к полноценному, социализированному члену общества. Любой нормальный взрослый человек является таким же проводником социального контроля, как и другие люди. В отличие от социального, формально-правовой контроль осуществляют специальные органы государства, стоящие как бы над обществом.

Инструменты социального контроля

Формальный контроль опирается на возможности и статус государственных институтов, в том числе на силовые структуры, суд, СМИ. Это дает возможность широко использовать и воспитательные меры, и средства убеждения, и меры принуждения. Социальный контроль работает совсем по-другому. Хоть такие каналы, как убеждение, принуждение и воспитание, у него тоже имеются, но инструменты, механизмы и способы воздействия в социальном контроле совсем другие.

Механизм психического подражания

Этот механизм назван основным инструментом неформального контроля еще в XIX веке в труде основателя социальной психологии Г. Тарда. Психическое подражание – очень древнее явление, обеспечивающее выживание и стабильное существование любого социума: не только человека, но и высших животных.

У человека подражание проявляется в копировании (чаще неосознанном) поведения, приемов общения, средств и форм коммуникации окружающих людей. Именно этот механизм считается основным и самым действенным инструментом социализации и социального контроля в раннем детстве. Причем подражание у людей играет даже более важную роль, чем у животных, потому что человеческий ребенок рождается практически полностью лишенным врожденных, инстинктивных форм поведения. Прямохождению, речи, предметной деятельности, рациональному мышлению он учится у взрослых, преимущественно через подражание. Тогда как, например, щенка не нужно учить лаять и вилять хвостом – это заложено у него природой.

В старшем возрасте, когда человек уже может осмыслить свои поступки, подражание продолжает играть огромную роль. Те нормы поведения, которым следует наше ближайшее окружение, усваиваются прежде всего через подражание. И часто это происходит неосознанно, а стереотипы поведения закрепляются на . Поэтому усвоенные нормы соблюдаются автоматически, можно сказать, рефлекторно.

Никакое убеждение, а тем более принуждение в этом случае уже не нужно, и социальный контроль проходит интериоризацию, то есть становится внутриличностным. Более того, нарушение другими людьми социальных норм вызывает чувство дискомфорта, неправильности, желание прекратить асоциальные действия. То есть усвоив правила поведения и групповые ценности, человек сам становится проводником социального контроля.

Механизм психического подражания делает работу социального контроля незаметной, и человек просто его не ощущает и не задумывается о нем, не чувствует ни насилия, ни принуждения общества.

Экспектации

Вы замечали, как часто мы делаем не то, что нам хочется, а то, что от нас ждут окружающие: родные, друзья, коллеги? Нет, они не заставляют нас силой или убеждением, часто они вообще ничего не говорят. Просто мы знаем, что эти люди ждут от нас определенных поступков, и поэтому совершаем их. Для этого есть несколько причин:

  • мы не хотим огорчать друзей и близких;
  • стремимся заслужить уважение или поддержать ;
  • понимаем необходимость соответствовать принятой роли;
  • просто привыкли делать то, что ждут от нас более авторитетные, значимые, взрослые люди.

Эти социальные ожидания и называются экспектациями (от англ. expectation). Не высказываемые вслух, не навязанные силой, они управляют нашим поведением. Наиболее показательным примером влияния экспектаций является следование стереотипам . Так, зная, что ждут люди от продавца, врача, сотрудника ЖКХ, представители этих профессий сознательно или неосознанно стараются соответствовать ожиданиям. Интересно, что данный механизм играет не только позитивную роль. Например, сотрудник ГИБДД тоже знает эти экспектации.

В семье, в кругу друзей, в сообществе коллег – везде экспектации являются действенным инструментом социального контроля. Муж звонит жене, если задерживается на работе, потому что знает – супруга ждет этого звонка. Сотрудник офиса остается после окончания рабочего дня, чтобы доделать горящий проект совместно с коллегами, потому что знает – они ждут от него именно такого поступка.

Экспектации, конечно, не являются жестко заданными, и, случается, люди не следуют им, не оправдывают ожидания окружающих. Тогда социум применяет к ним .

Санкции

Это важный инструмент социального контроля, выполняющий функции как принуждения, так и поощрения. Термином «социальные санкции» обозначается любое действие социума, направленное на регулирование поведения человека в соответствии с групповыми нормами. Санкции бывают двух видов:

  • позитивные или поощряющие, демонстрирующие одобрение социума и поддержку действий одного из его членов;
  • негативные или осуждающие – различные формы наказания или принуждения, направленные на индивидов, нарушающих общепринятые правила и нормы.

Социальные психологи считают, что позитивные санкции работают эффективнее негативных, так как поощрение стимулирует к свершению правильных, полезных для общества поступков. А вот наказание и осуждение может вызвать обиду, раздражение, гнев и даже отторжение и демонстративное асоциальное поведение.

Большинство социальных санкций, как позитивных, так и негативных, связаны с общественным мнением – той сферой, в которой ставятся и решаются все общегрупповые проблемы, в том числе связанные с поведением отдельных членов группы. Правда, чаще всего это касается только таких поступков, которые затрагивают интересы социума в целом.

Общественное или групповое мнение – это отношение социума к каким-то значимым для него событиям, в том числе и к действиям отдельных людей. Оно считается интегральным явлением, то есть результатом взаимодействия людей, обсуждающих важный вопрос или событие. В средствах массовой информации можно встретить такую фразу: «Он является выразителем общественного мнения». С точки зрения психологии, это неверно. Выразителем мнения социума не может быть отдельно взятый человек, даже лидер, такое мнение не является и «средним арифметическим». И даже, бывает, не совпадает с точкой зрения большинства членов социума. Вот такой парадокс. Для исследования общегрупповой точки зрения по какому-то вопросу в психологии есть специальные методики, например, фокусированное групповое интервью, по-другому – метод «фокус-групп».

Общественное мнение – очень действенный инструмент социального контроля. Часто от осуждения 1-2 человек можно и отмахнуться – это их личное мнение, и оно ничуть не более значимо, чем ваше. Но осуждение сообщества в целом человеком переживается очень тяжело. Оно иногда создает настолько гнетущую психологическую атмосферу, что нарушитель норм бывает вынужден покинуть группу, оставить свою работу, а то и переехать на другое место жительства.

Но и одобрение общественного мнения воспринимается очень позитивно, оно словно дает человеку крылья, вдохновляет на важные, значимые поступки, побуждает жертвовать собственными интересами ради блага социума. Недаром же есть такая поговорка: «На миру и смерть красна».

Функции социального контроля

Социальный контроль – важная часть жизни общества, которое без него вообще бы не могло существовать. Он важнее формально-правового, так как опирается не на законы, принятые группой людей, а на потребности общества, на традиции, на нормы, почитаемые большинством членов группы. Нередко социум даже менее строг к нарушителю формального закона, чем к тому, кто не уважает групповые нормы и традиции. Среди множества функций социального контроля можно выделить основные:

  1. Регулирование поведения и отношений людей в социуме.
  2. Обеспечение процесса социализации, то есть усвоения индивидом норм группы.
  3. Функция адаптации – социальный контроль помогает новому члену сообщества приспособиться к требованиям социума.
  4. Интеграция – обеспечение эффективного взаимодействия членов группы и сплочение их вокруг общих традиций и норм.
  5. Защита общегрупповых интересов, обеспечение безопасности членов сообщества.
  6. Поддержание стабильности социума, предотвращение попыток отдельных разрушить устоявшиеся нормы и ценности.

Отношение к социальному контролю может быть далеко не однозначным, а временами и откровенно негативным. Ведь в ряде случаев он не только ущемляет права отдельных личностей, но и поддерживает явно устаревшие и непрогрессивные нормы и ценности. Но следует помнить, что это главный механизм, обеспечивающий стабильность общества. Часто социум просто не переживает слишком кардинальные изменения, а когда рушится социальный контроль, наступает анархия и хаос.

Приведите два соб­ствен­ных ар­гу­мен­та в под­держ­ку того, что лю­бо­му об­ще­ству не­об­хо­дим со­ци­аль­ный контроль.


«Социальный контроль» является одним из наиболее общепринятых понятий в социологии. Им обозначают различные средства, которые любое общество применяет для оценки и исправления поведения своих членов. Ни одно общество не может обойтись без социального контроля. Даже небольшой группе людей, случайно собравшихся вместе, придётся выработать собственные механизмы контроля, дабы не распасться в самые кратчайшие сроки.

Теперь давайте посмотрим на человека, который стоит в центре нескольких кругов, каждый из которых представляет собой определённую систему социального контроля. Внешним кругом можно обозначить политико-юридическую систему, которой должны подчиняться все. Это та система, которая против нашей воли взимает налоги, призывает на военную службу, заставляет повиноваться своим бесконечным правилам и установлениям, а если надо, посадит в тюрьму.

Следующий круг социального контроля, давящий на одинокого индивида в центре, представляют мораль, обычаи и нравы.

Кроме этих больших кругов принуждения, в которых индивид находится вместе с остальными членами общества, есть и менее широкие круги контроля. Выбранная индивидом профессия неизбежно несёт в себе целый ряд контролирующих воздействий, подчас весьма жёстких. Индивида официально контролируют лицензирующие организации, профессиональные объединения и профсоюзы и, разумеется, те официальные требования, которые устанавливает непосредственное начальство. Не менее важны

различные способы неформального контроля со стороны коллег и сотрудников. Любая профессиональная роль в обществе, даже самая незначительная, предполагает специальный кодекс поведения, которым, на самом деле, едва ли можно пренебрегать.

Наконец, та группа людей, в которой проходит так называемая частная жизнь индивида, т. е. круг семьи и личных друзей, тоже образует систему контроля. Было бы большой ошибкой полагать, будто давление в этом круге самое слабое из всех только потому, что он лишён тех формальных средств принуждения, которые есть в других системах контроля. Именно в этом круге индивид, как правило, имеет наиболее важные социальные связи.

(по П. Бергеру)

Составьте план текста. Для этого вы­де­ли­те ос­нов­ные смыс­ло­вые фраг­мен­ты тек­ста и оза­главь­те каж­дый из них.

Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те пунк­ты плана долж­ны со­от­вет­ство­вать ос­нов­ным смыс­ло­вым фраг­мен­там тек­ста и от­ра­жать ос­нов­ную идею каж­до­го из них.

Могут быть вы­де­ле­ны и оза­глав­ле­ны сле­ду­ю­щие смысловые фрагменты:

1) сущ­ность со­ци­аль­но­го контроля;

2) не­сколь­ко «кругов» контроля;

3) со­ци­аль­ный кон­троль в про­фес­си­о­наль­ной сфере;

4) со­ци­аль­ный кон­троль в бли­жай­шем окру­же­нии человека.

Возможны иные фор­му­ли­ров­ки пунк­тов плана, не ис­ка­жа­ю­щие сути ос­нов­ной идеи фрагмента, и вы­де­ле­ние до­пол­ни­тель­ных смыс­ло­вых блоков.

Пояснение.

1. Ответ на вопрос: раз­лич­ные средства, ко­то­рые любое об­ще­ство при­ме­ня­ет для оцен­ки и ис­прав­ле­ния по­ве­де­ния своих членов.

2. Два круга:

б) мораль, обы­чаи и нравы.

Элементы от­ве­та могут быть при­ве­де­ны в иных, близ­ких по смыс­лу формулировках.

Какую осо­бен­ность кон­тро­ля в круге семьи привёл автор? Как он обос­но­вал эф­фек­тив­ность та­ко­го контроля? При­ве­ди­те два при­ме­ра со­ци­аль­но­го кон­тро­ля в круге семьи и (или) бли­жай­ших друзей.

Пояснение.

Правильный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие элементы:

1. Особенность: лишён фор­маль­ных средств принуждения.

2. Ав­тор­ское обоснование: здесь ин­ди­вид имеет наи­бо­лее важ­ные со­ци­аль­ные связи.

Особенность и ав­тор­ское обос­но­ва­ние могут быть при­ве­де­ны в иных, близ­ких по смыс­лу формулировках.

3. Примеры:

а) ро­ди­те­ли проверяют, как сын-школьник вы­пол­нил до­маш­нее за­да­ние по физике;

б) ро­ди­те­ли узнают, как их ребёнок про­во­дит время в те­че­ние дня, с кем он дружит, кто ро­ди­те­ли его друзей.

Могут быть при­ве­де­ны дру­гие примеры.

Какой смысл автор вкла­ды­ва­ет в по­ня­тие «социальный контроль»? Какие два боль­ших круга со­ци­аль­но­го кон­тро­ля на­зва­ны в тексте? Автор упо­ми­на­ет офи­ци­аль­ный и не­фор­маль­ный кон­троль со сто­ро­ны профессии. Кто и с какой целью осу­ществ­ля­ет каж­дый из них?

Пояснение.

1. Раз­лич­ные средства, ко­то­рые любое об­ще­ство при­ме­ня­ет для оцен­ки и ис­прав­ле­ния по­ве­де­ния своих членов.

2. Два круга:

а) политико-юридическая система;

б) мораль, обы­чаи и нравы.

3. Ука­за­ны цели и субъ­ек­ты кон­тро­ля двух видов:

а) Офи­ци­аль­ный (формальный) кон­троль осу­ществ­ля­ют ли­цен­зи­ру­ю­щие организации, про­фес­си­о­наль­ные объединения, не­по­сред­ствен­ное на­чаль­ство в целях про­вер­ки со­блю­де­ния офи­ци­аль­но уста­нов­лен­ных норм и требований.

б) Не­фор­маль­ный кон­троль осу­ществ­ля­ют кол­ле­ги и со­труд­ни­ки в целях про­вер­ки со­блю­де­ния при­ня­то­го в про­фес­си­о­наль­ной среде «специального ко­дек­са поведения».

Пояснение.

Могут быть при­ве­де­ны сле­ду­ю­щие аргументы:

1) в об­ще­стве су­ще­ству­ют при­ня­тые нормы, и их вы­пол­не­ние не­об­хо­ди­мо контролировать;

2) кон­троль де­ла­ет по­ве­де­ние людей в об­ще­стве предсказуемым.

Могут быть при­ве­де­ны дру­гие аргументы.


Социальный контроль по отношению к обществу выполняет две основные функции:

а) охранительную;

б) стабилизирующую.

Социальный контроль представляет собой особый механизм поддержания общественного порядка и социальной стабильности, включая в себя такие понятия, как социальные нормы, предписания, санкции, власть .

Социальные нормы – это типовые стандарты, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения.

Нормы представляют собой некие идеальные паттерны (шаблоны), описывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях. Нормы, конечно, различаются по своим масштабам.

Социальные предписания – запреты или, напротив, разрешения делать чтоолибо (или не делать), обращенные к индивиду или группе и выраженные в той или иной форме – устной или письменной, формальной или неформальной, явной или неявной.

На язык предписаний переводится, по сути, все, что делает общество сплоченным, единым, интегрированным целым, благодаря чему оно особенно ценится и охраняется. Например, практически во всех обществах высоко ценятся: человеческая жизнь и достоинство, уважительное отношение к старшим, общепризнанные коллективные символы (например, знамя, герб, гимн), религиозные обряды, законы государства. Предписания делятся на два основных типа.

Первый тип – это нормы, которые возникают и существуют только в малых группах (молодежных тусовках, компаниях друзей, семье, рабочих бригадах, спортивных командах). К примеру, американский социолог Элтон Мэйо , в 1927–1932 годах руководивший проведением знаменитых Хоторнских экспериментов, обнаружил, что в рабочих бригадах действуют нормы, которые применяли по отношению к новичкам, принятым в производственный коллектив, старшие товарищи:

¦ не держись со «своими» официально;

¦ не говори начальству то, что может навредить членам группы;

¦ не общайся с начальством чаще, чем со «своими»;

¦ не изготовляй изделий больше, чем твои товарищи.

Второй тип – это нормы, которые возникают и существуют в больших социальных группах или в обществе в целом. К ним относятся обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, общепринятые манеры поведения.

Любой социальной группе присущи свои манеры, обычаи и этикет.

Существует светский этикет, есть манеры поведения молодежи. Общепринятыми считаются также национальные традиции и нравы.

Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости от того, насколько строго соблюдается их исполнение. За нарушение одних норм может последовать мягкое наказание – неодобрение, ухмылка, недоброжелательный взгляд. За нарушение других норм могут последовать сильные жесткие санкции – изгнание из страны, тюремное заключение, даже смертная казнь. Если бы мы попытались расположить все нормы в порядке нарастания строгости меры наказания за их нарушение, последовательность выглядела бы следующим образом:

1) обычаи;

2) манеры;

3) этикет;

4) традиции;

5) групповые привычки;

7) законы;

Строже всего караются нарушения табу и юридических законов (например, убийство человека, оскорбление божества, раскрытие государственной тайны), значительно мягче – отдельные виды групповых привычек, в частности, семейных (например отказ выключать свет или регулярно закрывать входную дверь).

Определенная степень неподчинения общепринятым нормам, в принципе, существует в любом обществе и в любой социальной группе.

Скажем, нарушение дворцового этикета, ритуала дипломатической беседы или бракосочетания могут вызвать неловкость, поставить человека в затруднительное положение. Но они вряд ли повлекут за собой жестокое наказание. В других ситуациях санкции со стороны социального окружения могут оказаться более ощутимыми. Пользование шпаргалкой на экзамене грозит снижением оценки, а потеря библиотечной книги – штрафом в размере пятикратной стоимости ее. В некоторых обществах, где практически все находилось под контролем – длина волос, форма одежды, манеры поведения – малейшие отступления от традиций карались весьма сурово. Таков был, к примеру, характер социального контроля над подвластным населением со стороны правителей древней Спарты (в V веке до н. э.), а также со стороны советских и партийных органов в бывшем СССР спустя два с половиной тысячелетия.

Нормы связывают, т. е. интегрируют, людей в единую общность, коллектив. Каким образом это происходит? Во-первых, нормы – это всегда и обязанности одного лица по отношению к другому (или другим). Например, запрещая новичкам общаться с начальством чаще, чем со своими товарищами, малая группа уже накладывает на своих членов определенные обязательства и навязывает им определенный характер отношений с начальством и товарищами. Таким образом, нормы формируют сеть социальных отношений в группе, обществе.

Во-вторых, нормы – это еще и ожидания: от соблюдающего данную норму человека окружающие ждут достаточно однозначного поведения. Когда автомобили движутся по правой стороне улицы, а встречные им машины передвигаются по левой, возникает упорядоченное организованное движение автотранспорта. При нарушении правил дорожного движения возникают не просто столкновения, а и дорожноотранспортные происшествия, которые могут привести к человеческим жертвам. Не менее наглядно действие норм проявляется в бизнесе. Этот род социальной деятельности был бы в принципе невозможен, если бы партнеры не соблюдали неких писаных и неписаных норм, правил, законов. Таким образом, любые нормы формируют систему социального взаимодействия (того самого, о котором мы вели речь в главе 6), которая включает в себя и мотивы, и цели, и направленность субъектов действия, и само действие, и ожидания, и оценку, и средства.

Почему люди стремятся соблюдать нормы, а сообщество строго следит за этим? Нормы – стражники ценностей. Честь и достоинство семьи – одна из важнейших ценностей человеческого общества с древнейших времен. А обществом ценится то, что способствует его стабильности и процветанию. Семья – основная ячейка общества, и забота о ней – его первейшая обязанность. Проявляя заботу о семье, мужчина тем самым демонстрирует свою силу, храбрость, добродетельность и все то, что высоко оценивается окружающими. Его социальный статус повышается. Напротив, неспособный защитить домочадцев подвергается презрению, его статус резко снижается. Поскольку защита семьи и добыча средств к существованию – основа ее выживания, то выполнение этой важнейшей функции в традиционном обществе автоматически делает мужчину главой семьи. Не возникает споров о том, кто первый и кто главный – муж или жена. В результате укрепляется социально-психологическое единство семьи. В современной семье, где мужчина не всегда имеет возможность продемонстрировать свои лидирующие функции, нестабильность гораздо выше, чем в традициx онной.

Как видим, социальные нормы – действительно стражники порядка и хранители ценностей. Даже простейшие нормы поведения олицетворяют собой то, что ценится группой или обществом. Различие между нормой и ценностью выражается следующим образом: нормы – правила поведения, ценности – абстрактные понятия о том, что такое добро и зло, правильное и неправильное, должное и недолжное и т. д.

Вождь имеет право осуществлять религиозные церемонии, наказывать соплеменников, нарушающих предписанные их статусу требования, предводительствовать в военных походах, руководить общинным собранием. Профессор университета обладает рядом прав, которые отличают его от студента, не обладающего данным статусом. Он оценивает знания учащихся, но, в соответствии со своей академической позицией, не может подвергаться штрафу за плохую успеваемость студентов. А вот офицер, согласно воинскому уставу, может быть подвергнут наказанию за нарушения, совершенные солдатами.

Академический статус профессора дает ему такие возможности, которыми не обладают другие люди, имеющие столь же высокий статус, скажем, политик, врач, юрист, бизнесмен или священник. Таково, например, отличительное право профессора отвечать на какиеето вопросы студентов словами: «Я не знаю этого». Подобное право объясняется природой академических знаний и состоянием науки, а не его некомпетентностью.

Обязанности регламентируют то, что исполнитель данной роли или носитель данного статуса должен делать по отношению к другим исполнителям или носителям. Права свидетельствуют о том, что человек может позволить себе или допустить в отношении других людей.

Права и обязанности более или менее строго расписаны. Они ограничивают поведение определенными рамками, делают его предсказуемым. В то же время они жестко взаимосвязаны между собой, так что одно предполагает другое. Одно без другого существовать не может.

Вернее, они могут существовать порознь, но тогда социальная структура деформируется. Так, статус раба в древнем мире предполагал только обязанности и не содержал почти никаких прав. В тоталитарном обществе права и обязанности асимметричны: у правителя и высших должностных лиц права максимальны, а обязанности – минимальны. Напротив, у обычных граждан много обязанностей и мало прав. В демократическом обществе права и обязанности более симметричны. Следовательно, от того, как соотносятся права и обязанности в социальной структуре, зависит уровень развития общества.

Выполняя те или иные обязанности, индивид несет перед другими определенную ответственность. Например, сапожник обязан в срок и с должным качеством доставить свою продукцию заказчику. Если этого не происходит, он должен быть каккто наказан – лишиться контракта, выплатить неустойку, может пострадать его имидж и репутация, его могут даже привлечь к суду. В Древнем Египте существовал закон: если архитектор построил плохое здание, которое рухнуло и насмерть придавило хозяина, то архитектора лишали жизни. Таковы формы проявления ответственности. Они многообразны и зависят от культуры, устройства общества, исторического времени.

Права неразрывно связаны с обязанностями. Чем выше статус, тем большими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается. Статус чернорабочего мало к чему обязывает. То же самое можно сказать о статусе соседа, нищего или ребенка. Но статус принца крови или известного телеобозревателя обязывает вести образ жизни, соответствующий социальным стандартам одного с ними круга людей и оправдывающий ожидания общества.

Оказывается, право существовало не всегда. Оно – результат долгого и трудного движения человечества по пути цивилизации. Его не было в первобытном обществе, в котором люди жили согласно устоявшимся обычаям и традициям. Обычаи – это правила, которые соблюдаются по привычке. Традиции же соблюдаются в силу общественного принуждения. Традиции и обычаи были окружены таинственными обрядами, ритуалами и церемониями, которые исполнялись в особо приподнятой и торжественной обстановке. Например, древние славяне, почитая кормилицу-землю, избегали вбивать в нее колья и не делали весной заборов – берегли ее. С тех времен сохранился ритуал целовать землю, клясться землей, хранить горсть родной земли. Предписания своих предков люди выполняли строго. Такие правила нигде не записывались и передавались устно от поколения к поколению. Позже их стали фиксировать в документах.

Прообразом права были запреты (табу) в поведении человека. Например, запрещалось охотиться на отдельных животных или вступать в половые связи с родственниками. Жизнь людей регламентировалась. Позже такие правила стали закрепляться силой государства. Самые древние законы дошли до нас из Месопотамии – их автор, шумерский правитель, живший в XXIV веке до н. э., пытался с их помощью регулировать рыночные цены. Таким образом, законы являются инструментом общественного согласия.

Право представляет собой договор людей о правилах поведения. Одна часть правил становится обязанностью человека поступать именно так, а не иначе, а другая – правом поступать так, а не иначе.

Первая ограничивает свободу действий, а вторая ее расширяет. Каждый из нас имеет право на образование, т. е. разрешение учиться в школе, колледже или вузе. Право означает возможность поведения. В древних законах присутствовали главным образом ограничители свободы, а сами свободы, особенно для малоимущих, не существовали. Право как свобода – это достижение Нового времени.

Санкциями именуются не только наказания, но и поощрения, способствующие соблюдению социальных норм. Наряду с ценностями санкции регламентируют поведение людей в их стремлении выполнять нормы. Таким образом, нормы защищены с двух сторон – со стороны ценностей и со стороны санкций. Социальные санкции – разветвленная система вознаграждений за выполнение норм, т. е. за конформизм, за согласие с ними, и наказаний за отклонение от них, т. е. за девиантность. Выделяют четыре типа санкций:

¦ позитивные;

¦ негативные;

¦ формальные;

¦ неформальные.

Они дают четыре типа сочетаний, которые можно изобразить в виде логического квадрата.

Формальные позитивные санкции (Ф+) – публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительства, учреждения, творческого союза). Это правительственные награды, государственные премии и стипендии, пожалованные титулы, ученые степени и звания, сооружение памятников, вручение почетных грамот, допуск к высоким должностям и почетным функциям (например избрание председателем правления).

Неформальные позитивные санкции (Н+) – публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций. Это дружеская похвала, комплименты, молчаливое признание, доброжелательное расположение, аплодисменты, слава, почет, лестные отзывы, признание лидерских или экспертных качеств, улыбка.

Формальные негативные санкции (Ф-) – наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями, распоряжениями. Это лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, депремирование, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование, низложение с престола, смертная казнь, отлучение от церкви.

Неформальные негативные санкции (Н-) – наказания, не предусмотренные официальными инстанциями. Это порицание, замечание, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная кличка, пренебрежение, отказ подать руку или поддерживать отношения, распускание слуха, клевета, недоброжелательный отзыв, жалоба, сочинение памфлета или фельетона, разоблачительная статья.

Применение социальных санкций в одних случаях требует присутствия посторонних лиц, в других – не требует. Увольнение оформляется отделом кадров учреждения и предполагает предварительное издание распоряжения или приказа. Тюремное заключение требует сложной процедуры судебного разбирательства, на основании которого выносится судебное решение. Привлечение к административной ответственности, скажем, штрафование за безбилетный проезд, предполагает присутствие официального транспортного контролера, а иногда и милиционера. Присвоение ученой степени предполагает не менее сложную процедуру защиты научной диссертации и решения ученого совета. Санкции к нарушителям групповых привычек требуют наличия меньшего числа лиц, но, тем не менее, они никогда не применяются по отношению к самому себе. Если применение санкций совершается самим человеком, направлено на себя и происходит внутри, то такую форму контроля надо считать самоконтролем.

Самоконтроль называют также внутренним контролем: индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины. Вопреки нормам подобающего поведения человек влюбляется в жену своего друга, ненавидит собственную жену, завидует более удачливому сопернику или желает смерти близкому.

В таких случаях у человека обычно возникает чувство вины, и тогда говорят о муках совести. Совесть – проявление внутреннего контроля.

Общепринятые нормы, являясь рациональными предписаниями, остаются в сфере сознания, ниже которого расположена сфера подсознания, или бессознательного, состоящая из стихийных импульсов. Самоконтроль направлен на сдерживание природной стихии, он основывается на волевом усилии. В отличие от муравьев, пчел и даже обезьян человеческие существа могут продолжать коллективное взаимодействие лишь в том случае, если каждый индивид прибегает к самоконтролю. О взрослом человеке, не умеющем контролировать себя, говорят, что он «впал в детство», потому что именно для детей характерны импульсивное поведение, неумение властвовать над своими желаниями и прихотями. Импульсивное поведение поэтому называют инфантилизмом. Напротив, поведение в соответствии с рациональными нормами, обязательствами, волевыми усилиями является признаком зрелости. Примерно на 70 % социальный контроль реализуется за счет самоконтроля.

Чем выше развит самоконтроль у членов общества, тем меньше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю. И наоборот, чем меньше у людей развит самоконтроль, тем чаще приходится вступать в действие институтам социального контроля, в частности, армии, судам, государству. Чем слабее самоконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль. Однако жесткий внешний контроль, мелочная опека граждан тормозят развитие самосознания и волеизъявления, приглушают внутренние волевые усилия. Таким образом, возникает замкнутый круг, в который на протяжении мировой истории попадало не одно общество.

Часто диктатура устанавливалась якобы во благо гражданам, с целью навести порядок в обществе. Но привыкшие подчиняться принудительному контролю граждане не развивали внутреннего контроля.

Они начинали деградировать как социальные существа, т. е. утрачивали способность брать на себя ответственность и вести себя в соответствии с рациональными нормами. Они подвергали сомнению как раз саму разумность принудительных норм, исподволь подготавливая разумное обоснование всякому сопротивлению этим нормам. Великолепным примером служит Российская империя, где декабристы, революционеры, цареубийцы, покушавшиеся на основы социального порядка, получали поддержку со стороны общественного мнения, поскольку разумным считалось сопротивление, а не подчинение принудительным нормам.

Социальный контроль, образно говоря, выполняет функцию милиционера, регулирующего уличное движение: он «штрафует» тех, кто неправильно «переходит улицу». Если бы не было социального контроля, люди могли бы делать все, что им заблагорассудится, и таким способом, какой им больше нравится. Неизбежно в общественных группах, как малых, так и больших, возникли бы ссоры, столкновения, конфликты и как следствие – общественный хаос. Охранительная функция иногда мешает социальному контролю выступать поборником прогресса, но в перечень его функций как раз и не входит обновление общества – это задача других общественных учреждений. Так, сооциальный контроль выполняет функцию консерватора в парламенте: предлагает не спешить, требует уважать традиции, выступает против того нового, что как следует не проверено. Он выступает в качестве фундамента стабильности в обществе. Его отсутствие или ослабление ведет к аномии, беспорядку, смуте и социальному раздору.

С социальными нормами тесно связаны ценности. Ценности – это, как мы уже говорили, социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое благо, добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т. п. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей. Если верность является ценностью, то отступление от нее осуждается как предательство. Если чистота является ценностью, то неряшливость и грязь осуждаются как неприличное поведение.

Без ценностей не может обходиться ни одно общество. А индивиды? Они могут выбирать – разделять им эти ценности или другие.

Одни привержены ценностям коллективизма, а другие – ценностям индивидуализма. Для одних высшей ценностью могут быть деньги, для других – моральная безупречность, для третьих – политическая карьера. Для описания того, на какие ценности ориентируются люди, социологи ввели в науку термин ценностные ориентации. Это понятие описывает индивидуальное отношение или выбор конкретных ценностей в качестве нормы поведения. Таким образом, ценности принадлежат группе или обществу, ценностные ориентации – индивиду. Ценности представляют собой разделяемые человеком совместно с другими убеждения относительно целей, к которым следует стремиться.

Хотя нарушение большинства групповых привычек наказывается обществом достаточно мягко, некоторые их виды ценятся очень высоко, и за нарушение таковых следуют строгие санкции. В ходе упоминавшихся выше Хоторнских экспериментов выяснилось, что новичков, нарушивших правила поведения, ждало суровое наказание: с ними могли не разговаривать, им могли приклеить обидный ярлык («выскочка», «штрейкбрехер», «подсадная утка», «предатель»), вокруг них могли создать нетерпимую обстановку и вынудить уволиться, к ним могли применить даже физическое насилие. Такого рода привычки получили название неформальных групповых норм. Они рождаются в малых, а не в больших социальных группах. Механизм, который контролирует соблюдение подобных норм, называется групповым давлением.

Таким образом, социальные нормы выполняют в обществе очень важные функции:

¦ регулируют общий ход социализации;

¦ интегрируют индивидов в группы, а группы – в общество;

¦ контролируют отклоняющееся поведение;

¦ служат образцами, эталонами поведения.

Социальные нормы выполняют свои функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют:

¦ как стандарты поведения (обязанности, правила);

¦ как ожидания поведения (реакция других людей).

Защита чести и достоинства членов семьи – это обязанность каждого мужчины. Здесь речь идет о норме как стандарте должного поведения. Этому стандарту соответствует вполне конкретное ожидание членов семьи, надежда на то, что их честь и достоинство будут защищены. У кавказских народов подобная норма ценится очень высоко, а отступление от этой нормы карается весьма строго. То же самое можно сказать о южноевропейских народах. Итальянская мафия возникла в свое время как неформальная норма защиты чести семьи, и лишь позже ее функции изменились. Отступников от принятого стандарта поведения карало все сообщество.

Сами по себе нормы ничего не контролируют. Поведение людей контролируют другие люди на основе норм, которые, как ожидается, будут соблюдаться всеми. Соблюдение норм, как и выполнение санкций, делает наше поведение предсказуемым. Каждый из нас знает, что за выдающееся научное открытие ожидает официальная награда, а за тяжкое преступление – тюремное заключение. Когда мы ожидаем от другого человека определенного поступка, то надеемся, что он знает не только норму, но и следующие за ее выполнением или нарушением санкции. Таким образом, нормы и санкции соединены в единое целое.

Если у какой-то нормы отсутствует сопровождающая ее санкция, то она перестает действовать – регулировать реальное поведение. Она может стать лозунгом, призывом, воззванием, но она перестает быть элементом социального контроля.

Таким образом, социальные санкции представляют собою разветвленную систему вознаграждений за выполнение норм, т. е. за конформизм, за согласие с ними, и наказаний за отклонение от них, т. е. за девиантность. Конформизм представляет собой как минимум внешнее согласие с общепринятыми нормами, потому что внутренне индивид может сохранять в себе несогласие с ними, но никому не говорить о том. По существу, в достижении конформизма со стороны всех членов сообщества и заключается одна из главных целей социального контроля.

§ 2. Концепция социального контроля П. Бергера

Согласно концепции Питера Бергера, каждый человек находится в центре расходящихся концентрических кругов, представляющих разные виды, типы и формы социального контроля. Каждый последующий круг – это новая система контроля (см. рис. 17).


Рис. 17. Система социального контроля по П. Бергеру

Внешний, самый большой круг – это политико-юридическая система, представленная мощным аппаратом государства. Перед ним бессильны все. Помимо нашей воли государство взимает налоги, призывает на военную службу, хотим мы того или нет, заставляет повиноваться своим бесконечным законам и уставам, правилам и установлениям, а если надо, посадит в тюрьму и может лишить жизни. Индивид находится в центре круга как в точке максимального давления (образно говоря, можно представить стоящего на земле человека, на которого давит огромный столб атмосферы).

В следующий круг социального контроля, давящий на одинокого индивида, входят мораль, обычаи и нравы. За нравственностью человека следят все – начиная с полиции нравов и кончая родителями, родственниками, друзьями. Первая сажает за решетку, вторые и третьи употребляют неформальные санкции типа осуждения, а последние, не простив предательства или подлости, могут расстаться с нами. Все они, каждый на свой манер и в рамках своей компетенции, применяют инструменты социального контроля. Аморальность наказывается увольнением с работы, эксцентричность – потерей шансов найти новое место, невоспитанность – тем, что человека не пригласят в гости или откажут от дома люди, которые ценят хорошие манеры. Отсутствие работы и одиночество являются, может быть, не меньшим наказанием по сравнению с пребыванием в кутузке, считает П. Бергер.

Кроме больших кругов принуждения, в которых индивид находится вместе с остальными членами общества, есть малые круги контроля, самый существенный из которых – круг контроля со стороны профессиональной системы. На работе человек скован массой ограничений, инструкций, профессиональных обязанностей, деловых обязательств, оказывающих контролирующее воздействие, подчас весьма жесткое.

Бизнесмена контролируют лицензирующие организации, рабочего – профессиональные объединения и профсоюзы, подчиненного – руководители, которых, в свою очередь, контролируют вышестоящие инстанции. Не менее важны различные способы неформального контроля со стороны коллег и сотрудников.

П. Бергер пишет об этом следующим образом: «…Читатель может для наглядности представить врача, который кладет на лечение невыгодного для клиники больного; предпринимателя, который рекламирует недорогие похороны… государственного чиновника, который упорно тратит денег меньше, чем предусмотрено бюджетом; рабочего сборочной линии, который недопустимо, с точки зрения коллег, превышает нормы выработки, и т. д. В этих случаях экономические санкции применяются наиболее часто и эффективно: врачу отказывают в практике… предпринимателя могут исключить из профессиональной организации…

Столь же серьезными могут быть санкции общественного бойкота, презрения, осмеяния. Любая профессиональная роль в обществе, даже самая незначительная, предполагает специальный кодекс поведения… Приверженность этому кодексу, как правило, столь же необходима для профессиональной карьеры, сколь и техническая компетентность, и соответствующее образование».

Контроль со стороны профессиональной системы имеет огромное значение, так как профессия и должность, помимо всего прочего, регламентируют, что индивиду можно и что нельзя во внепроизводственной жизни: в какие добровольные объединения он сможет вступить, каков будет круг его знакомых, в каком районе он сможет позволить себе жить.

В следующий круг контроля входят неформальные требования к индивиду, ведь каждый человек помимо профессиональных вовлечен и в другие социальные отношения. Эти отношения обладают собственными системами контроля, многие из которых более формальны, а иные даже жестче профессиональных. Например, правила приема и членства во многих клубах и братствах такие же жесткие, как правила, по которым отбирается управленческий аппарат в корпорации IBM. Таким образом, самостоятельную систему социального контроля представляет общественная среда. Она включает в себя дальних и близких, незнакомых и знакомых индивиду людей. Окружение предъявляет к человеку свои требования, неписаные законы, которые представляют собой широкий спектр явлений. Они могут включать в себя манеру одеваться и говорить, эстетические вкусы, политические и религиозные убеждения и даже манеру вести себя за столом.

Таким образом, круг неформальных требований описывает область возможных действий индивида в определенных ситуациях.

Последний и ближайший к индивиду круг, который тоже образует систему контроля, составляет та группа людей, в которой проходит так называемая частная жизнь индивида, т. е. это круг его семьи и личных друзей. Социальное или, точнее, нормативное давление на индивида здесь не ослабевает – напротив, есть все основания полагать, что оно в определенном смысле даже возрастает. Неудивительно – ведь именно в этом круге индивид устанавливает наиболее важные для себя социальные связи. Неодобрение, утрата престижа, осмеяние или презрение в кругу родных и близких имеют гораздо больший психологический вес для человека, чем подобные санкции, исходящие от чужих или незнакомых людей.

На работе начальник может уволить подчиненного, лишив его средств к существованию. Но психологические последствия этого формального экономического действия окажутся поонастоящему гибельными, говорит П. Бергер, если данное увольнение будут переживать его жена и дети. В отличие от других систем контроля давление со стороны близких может произойти именно тогда, когда индивид к нему совершенно не готов. На работе, в транспорте, в общественных местах человек, как правило, насторожен и потенциально готов противостоять любой угрозе.

Внутреннюю часть последнего круга, его ядро, составляют интимные отношения мужа и жены. Именно в самых интимных отношениях человек ищет поддержку и самым важным чувствам, составляющим Я-образ. Ставить на карту эти связи – значит рисковать утратой самого себя. «Неудивительно, что часто люди, властные на работе, мгновенно уступают дома своим женам и съеживаются, когда у их друзей брови недовольно ползут вверх».

Человек, осмотревшись вокруг себя и последовательно перечислив всех, кому он должен уступать, подчиняться или угождать в силу своего нахождения в центре концентрических кругов социального контроля – от федеральной налоговой службы до собственной тещи, – в конце концов приходит к мысли, что общество всей своей громадой подавляет его.

§ 3. Агенты и инструменты социального контроля

Социальный контроль – самый эффективный способ, при помощи которого мощные институты общества организуют жизнедеятельность простых граждан. Инструменты, или в данном случае методы социального контроля отличаются огромным разнообразием, они зависят от ситуации, целей и характера конкретной группы, в отношении которой употребляются. Диапазон их применения огромен: от выяснения отношений «один на один» между конкретными людьми до психологического давления, физического насилия, экономического принуждения человека со стороны всего общества. Не обязательно, чтобы механизмы контроля были направлены на осуждение нежелательной персоны или стимулирование к ней нелояльности остальных.

«Неодобрение» чаще всего выражается не по отношению к самому индивиду, а по отношению к его поступкам, высказываниям, взаимодействиям с другими лицами.

В отличие от самоконтроля, о котором говорилось выше, внешний контроль – это совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов. Он подразделяется на формальный (институциональный) и неформальный (внутригрупповой).

Формальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны официальных органов власти и администрации.

Неформальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны группы родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со стороны общественного мнения, которое выражается через традиции и обычаи либо средства массовой информации.

Традиционная сельская община контролировала все аспекты жизни своих членов: выбор невесты, способы ухаживания, определение имени новорожденного, методы разрешения спора и конфликта и многое другое. Никаких писаных норм не существовало. В качестве контролера выступало общественное мнение, чаще всего опирающееся на мнение, выражаемое старейшими членами общины. В единую систему социального контроля органично вплетались религиозные требования.

Строгое соблюдение ритуалов и церемоний, связанных с традиционными праздниками и обрядами (например с обручением, бракосочетанием, рождением ребенка, достижением зрелости, сбором урожая), воспитывало чувство уважения к социальным нормам, прививало глубокое понимание их необходимости.

Неформальный контроль могут выполнять также семья, круг родственников, друзей и знакомых. Их называют агентами неформального контроля. Если рассматривать семью как социальный институт, то следует говорить о ней как о важнейшем институте социального контроля.

В компактных первичных группах для обуздания реальных и потенциальных девиантов постоянно действуют чрезвычайно эффективные и одновременно очень тонкие механизмы контроля, такие как убеждение, насмешка, сплетни и презрение. Насмешка и сплетня являются мощными инструментами социального контроля во всех типах первичных групп. В отличие от методов формального контроля, например, выговора или понижения в должности, неформальные методы доступны практически всем. И насмешками, и сплетнями может манипулировать любой неглупый человек, имеющий доступ к каналам их передачи.

Не только бизнес-организации, но также университеты и церкви с успехом используют экономические санкции, чтобы удержать свой персонал от девиантного поведения, т. е. такого поведения, которое расценивается как выходящее за рамки допустимого.

Детальный (мелочный) контроль, при котором руководитель вмешивается в каждое действие, поправляет, одергивает и т. п., называют надзором. Надзор осуществляется не только на микроо, но и на макроуровне общества. Его субъектом является государство, и в этом случае надзор превращается в специализированный общественный институт, который разрастается в огромную систему, покрывающую всю страну. В такую систему агентами формального контроля входят сыскные бюро, детективные агентства, полицейские участки, службы осведомителей, тюремные надзиратели, конвойные войска, суды, цензура и т. д.

Формальный контроль исторически возник позже неформального – в период зарождения сложных обществ и государств, в частности, древневосточных империй. Хотя, несомненно, его предвестников мы без труда обнаружим и в более ранний период – в так называемых вождествах (Chiefdom), где четко обозначился круг формальных санкций, официально применяемых к нарушителям, – вплоть до изгнания из племени и смертной казни. В вождествах были установлены также всевозможные виды вознаграждений.

Однако в современном обществе значение формального контроля существенно возросло. Почему? Оказывается, в сложном обществе, особенно в стране с многомиллионным населением, гораздо труднее поддерживать порядок и стабильность. Ведь неформальный контроль за индивидом со стороны такого общества ограничен небольшой группой людей. В большой группе он неэффективен. Поэтому иногда его называют локальным (местным). Напротив, формальный контроль носит всеохватывающий характер, он действует на всей территории страны. Он глобален, и его всегда осуществляют особые люди – агенты формального контроля. Это профессионалы, т. е. лица, специально обученные и получающие зарплату за выполнение контрольных функций. Они – носители социальных статусов и ролей. К ним причисляют судей, полицейских, врачей4психиатров, социальных работников, специальных должностных лиц церкви и т. д. Если в традиционном обществе социальный контроль держался на неписаных правилах, то в современных обществах его основой выступают писаные нормы: инструкции, указы, постановления, законы. Социальный контроль приобрел институциональную поддержку.

Формальный контроль, как мы уже говорили, осуществляют такие институты современного общества, как суды, образование, армия, производство, средства массовой информации, политические партии, правительство. Школа контролирует при помощи оценок, правительство – при помощи системы налогообложения и социальной помощи населению, государство – при помощи полиции, секретной службы, государственных каналов радио, телевидения и органов печати.

Методы контроля, в зависимости от применяемых санкций, подразделяются на:

¦ жесткие;

¦ мягкие;

¦ прямые;

¦ косвенные.

Названия методов контроля отличаются от того, что вы узнали выше о типах санкций (вспомните их), но содержание тех и других во многом сходное. Четыре метода контроля могут пересекаться (табл.11).

Таблица 11

Комбинации методов формального контроля




Приведем примеры подобных пересечений.

1. Средства массовой информации относятся к инструментам косвенного мягкого контроля.

2. Политические репрессии, рэкет, организованная преступность – к инструментам прямого жесткого контроля.

3. Действие конституции и уголовного кодекса – к инструментам прямого мягкого контроля.

4. Экономические санкции международного сообщества – к инструментам косвенного жесткого контроля.

§ 4. Общий и детальный контроль

Иногда контроль отождествляют с управлением. Содержание контроля и управления во многом похожи, но их следует различать. Мать или отец контролируют то, как ребенок выполняет домашнее задание.

Родители не управляют, а именно контролируют процесс, так как цели и задачи поставили не они, а учитель. Родители только отслеживают процесс выполнения задания. Так и на производстве: начальник цеха поставил цели и задачи, определил сроки и конечный результат, а процесс выполнения обязал проконтролировать мастера.

Пассажир сел в автобус, билет не взял, а через несколько остановок вошли контролеры. Обнаружив нарушение закона (по закону пассажир обязан оплатить проезд даже в том случае, если он проехал всего одну остановку), контролер применяет к нему меры воздействия – штрафует за безбилетный проезд. Спустился человек в метро, и там на входе у турникета стоят контролеры. Спустился по эскалатору – а внизу в специальной будке тоже сидит контролер, хотя называется он служащим метрополитена. Его обязанность – следить за тем, чтобы стоящие пассажиры держались правой стороны, а проходящие – левой. Другая его обязанность – следить за тем, чтобы на поручни эскалатора не ставили тяжелые вещи.

Таким образом, контроль – понятие более узкое, чем управление.

Начальник цеха может осуществлять контроль самостоятельно, а может поручить его своему заместителю. Контроль может быть объединен с управлением, а может осуществляться независимо от него. В то же время у контроля и управления есть ряд общих черт. Так, оба они характеризуются масштабом. Один человек управляет всей страной и контролирует выполнение законов на всей ее территории, а другой – ограниченным количеством подчиненных. Вы догадались, о ком идет речь. Первый – президент страны, а второй – мастер участка, бригадир или командир отделения.

Различие между управлением и контролем заключается в том, что первое выражается через стиль руководства, а второй – через методы.

Методы контроля могут быть общими и детальными.

Приведем примеры тех и других.

1. Если менеджер дает подчиненному задание и не контролирует ход его выполнения, то он прибегает к общему контролю.

2. Если менеджер вмешивается в каждое действие своих подчиненных, поправляет, одергивает и т. п., он использует детальный контроль.

Последний называют еще надзором. Надзор осуществляется не только на микро-, но и на макроуровне общества. Его субъектом становится государство, и он превращается в неосновной социальный институт. Надзор разрастается до размеров крупномасштабной социальной системы, покрывающей всю страну. В такую систему входят

¦ сыскные бюро;

¦ детективные агентства;

¦ полицейские участки;

¦ служба осведомителей;

¦ тюремные надзиратели;

¦ конвойные войска;

¦ цензура.

При общем контроле отслеживается только конечный результат, и ничего более. Учитель ставит задачу – написать сочинение об образе жизни античных греков. В конце недели он проверит качество выполненной работы и поставит соответствующую оценку. Какой литературой вы воспользуетесь, в каком ключе будете выполнять задание, кого привлечете в помощь себе, учителя в данном случае не интересует. Он предоставляет вам полную свободу.

Однако учитель может поступить иначе. Он определяет задачу, сроки, объем задания, но, кроме того, указывает литературу, предоставляет план работы, требует, чтобы вы проделали работу самостоятельно, не привлекая никого в помощь. Кроме того, он просит показывать ему через день те фрагменты сочинения, которые вы успели написать, чтобы он мог вовремя вас поправить, а если нужно, и направить. Он контролирует весь ход выполнения. Это уже детальный контроль. Свобода действий в таком случае крайне ограничена.

Так как контроль входит в управление как составная его часть, но часть очень важная, то мы можем заключить, что в зависимости от вида контроля будет меняться и само управление. Часть, если она достаточно важная, определяет характер целого. Так методы контроля сказываются на стиле управления, который имеет, в свою очередь, два вида – стиль авторитарный и стиль демократический.

Чтобы получить представление о детальном контроле, попробуйте составить подробный план, куда будете ежедневно в течение двух недель записывать все свои действия. А затем проконтролируйте их выполнение. Так же иногда поступают на предприятии. Сотрудник составляет личный план, а начальник контролирует его выполнение.

В первом случае вы сами стоите у себя «за спиной» и осуществляете самоконтроль, а во втором – «за спиной» у сотрудника стоит его начальник, который осуществляет внешний детальный контроль.

1. Механизмы социального контроля играют важнейшую роль в укреплении всех институтов общества. По отношению к обществу социальный контроль выполняет две основные функции:

а) охранительную;

б) стабилизирующую.

Социальный контроль представляет собой особый механизм поддержания общественного порядка, социальной стабильности и включает в себя такие понятия, как социальные нормы, предписания, санкции, власть.

2. Социальные нормы – это типовые стандарты, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы представляют собой некие идеальные паттерны (шаблоны), описывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях. Они, конечно, различаются по своим масштабам. Социальные предписания – запрет или, напротив, разрешение делать чтоолибо (или не делать), обращенные к индивиду или группе и выраженные в той или иной форме – устной или письменной, формальной или неформальной, явной или неявной. Нормы интегрируют людей в единую общность, коллектив и формируют сеть социальных отношений в группе, обществе.

3. Санкциями именуются не только наказания, но также поощрения, способствующие соблюдению социальных норм. Нормы защищены с двух сторон – со стороны ценностей и со стороны санкций. Социальные санкции представляют собой разветвленную систему вознаграждений за выполнение норм, за согласие с ними, т. е. за конформизм, и наказаний за отклонение от них, т. е. за девиантность.

Выделяют четыре типа санкций:

¦ позитивные;

¦ негативные;

¦ формальные;

¦ неформальные.

4. С социальными нормами тесно связаны ценности. Ценности – это социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое благо, добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т. п. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей. Для описания того, на какие ценности ориентируются люди, служит понятие ценностные ориентации . Это понятие описывает выбор определенных ценностей конкретным индивидом или группой индивидов в качестве нормы поведения.

5. Согласно схеме, разработанной П. Бергером, каждый человек находится в центре расходящихся концентрических кругов, представляющих разные виды, типы и формы социального контроля. Внешний круг – это политико-юридическая система, следующий за ним – общественная мораль, затем идут профессиональная система и система неформальных требований, самый близкий к человеку круг социального контроля образуют семья и частная жизнь.

6. В отличие от внутреннего самоконтроля внешний контроль – это совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов. Он подразделяется на формальный (институциональный) и неформальный (внутригрупповой).

Формальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны официальных органов власти и администрации. Неформальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны группы родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со стороны общественного мнения, которое выражается через традиции и обычаи либо средства массовой информации.

Контрольные вопросы

1. Каковы два основных типа социальных предписаний?

2. Какова классификация социальных санкций?

3. Что означает понятие самоконтроля и каково его значение в жизни общества?

4. Как соотносятся между собой нормы и ценности?

5. Каковы основные функции социальных норм?

6. В чем суть интегрирующей функции социальных норм?

7. Какие социальные круги входят в сконструированную П. Бергером систему социального контроля?

8. Каковы основные виды внешнего контроля?

9. В чем сущность надзора как разновидности внешнего контроля?

10. Как соотносятся между собою контроль и управление?

1. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер С. Социологический словарь / Пер. с англ. – Казань: Издательство Казанского университета, 1997.

2. Бергер П. Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива. – М., 1996.

3. Парсонс Т. О социальных системах. – Гл. 7. Девиантное (отклоняющееся) поведение и механизмы социального контроля. – М., 2002.

4. Смелзер Н. Дж. Социология. – М., 1994.

5. Современная западная социология: Словарь. – М., 1990.

6. Социология и проблемы социального развития. – М., 1978.



Справочники