Перечень рабочих мест специальной оценки условий труда. Перечень рабочих мест при проведении соут: как не допустить ошибку? Перечень рабочих мест: верхолазы, летчики, водолазы

С 1 января 2014 года работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ " "; далее – Закон № 426-ФЗ). Эта процедура введена вместо аттестации рабочих мест и во многом ее повторяет.

31 декабря 2018 года завершился период, когда работодатели могли поэтапно провести спецоценку условий труда в отношении рабочих мест, на которых проводится идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Речь идет о так называемых безопасных, "несписочных" рабочих местах, то есть не указанных в . По сути к этой категории относится рабочих мест. Кроме того, лишь до этой даты могли действовать результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест (письмо Минтруда России от 1 июня 2018 г. № 15-4/10/В-4010 " ").

Таким образом, срок, в течение которого нужно было сделать СОУТ, уже истек для работодателей. С 1 января не выполнившие эту обязанность могут быть привлечены к ответственности по . Отметим при этом, что ответственность по указанной части не находится в зависимости от количества работников, чьи трудовые права были нарушены ().

Может ли быть проведена специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте? Узнайте ответ в "Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Тем не менее, во-первых, спецоценку должны как можно скорее осуществить те, кто опоздал – в частности, Минтруд России реализовать в отношении малого бизнеса и ИП механизм предупреждения нарушений, в рамках которого работодателю сначала направят предостережение о недопустимости нарушения требований охраны труда, и лишь в случае его неисполнения – оштрафуют.

Кроме того, спецоценку могут впервые проводить те, кто только создал новые рабочие места. На это отводится год с момента их образования. То есть, если рабочее место создано в декабре 2018 года, то срок завершения СОУТ – декабрь 2019 года.

И тем, и другим категориям работодателей очень пригодится наша инструкция. В ходе проведения спецоценки им необходимо учесть ряд особенностей, чтобы избежать административной ответственности за нарушение установленного порядка проведения спецоценки по той же .

Рассмотрим порядок проведения этой процедуры подробнее.

Шаг 1. Издать приказ об образовании комиссии по проведению специальной оценки условий труда

Приняв решение о проведении специальной оценки условий труда, руководитель организации должен издать соответствующий приказ, определив в нем состав комиссии по проведению такой спецоценки, включая руководителя, а также порядок ее деятельности. При этом число членов комиссии должно быть нечетным, а в ее состав обязательно следует включить специалиста по охране труда (). Главой комиссии, как правило, назначается генеральный директор ().

Шаг 2. Утвердить перечень рабочих мест для проведения специальной оценки

Перечень рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена спецоценка, в том числе и аналогичных, определяется созданной работодателем комиссией ().

Специальная оценка при наличии аналогичных рабочих мест проводится только в отношении 20% от их общего числа, но в любом случае их должно быть больше двух (). Результаты спецоценки при этом применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

НАША СПРАВКА

Аналогичные рабочие места – рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми или однотипными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты ().

Шаг 3. Издать приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда

Одновременно с определением перечня рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена специальная оценка условий труда, комиссия составляет график проведения спецоценки. Он должен быть утвержден соответствующим приказом руководителя организации.

При составлении данного графика следует учесть следующее.

По общему правилу, спецоценка проводится в отношении каждого рабочего места, включая офисные помещения, не реже чем один раз в пять лет ().

Если ранее специальная оценка условий труда работодателем не проводилась, ее необходимо было провести не позднее 31 декабря 2018 года (). При этом закон позволял сделать это поэтапно.

Исключение составляют рабочие места:

  • тех сотрудников, чья профессия, должность или специальность дает им ;
  • работа на которых дает право на гарантии и компенсации за работу ;
  • на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и/или опасные условия труда ().

Специальную оценку этих рабочих мест нужно было провести первоочередно, без разделения на этапы (). За неисполнение этой обязанности работодателю грозит административная ответственность, в том числе штраф в размере до 10 тыс. руб – для должностных лиц и ИП, до 80 тыс. руб. – для юридических лиц ().

Если же до 31 декабря 2013 года работодателем была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальную оценку в отношении этих рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения аттестации ().

Кроме того, помимо плановой спецоценки рабочих мест работодатель обязан проводить и внеплановую – например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, изменении технологического процесса, получении соответствующего предписания от ГИТ и др. (). Срок, в течение которого должна быть проведена внеплановая спецоценка условий труда, составляет от 6 до 12 месяцев в зависимости от основания для ее проведения ().

Шаг 4. Заключить со специализированной организацией договор на проведение специальной оценки условий труда

Чтобы провести специальную оценку условий труда, работодатель должен заключить с выбранной специализированной организацией соответствующий договор ( , ). С реестром аккредитованных организаций можно ознакомиться на сайте Минтруда России (http://akot.rosmintrud.ru/).

Шаг 5. Передать организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию

Как только договор со специализированной организацией будет заключен, работодатель обязан предоставить ей сведения, документы и информацию, характеризующие условия труда на рабочих местах (например, технологическую документацию, проекты строительства зданий и др.).

Шаг 6. Утвердить результаты идентификации потенциально вредных и/или опасных производственных факторов

При проведении специальной оценки условий труда специализированная организация осуществляет идентификацию потенциально вредных и/или опасных производственных факторов. Результаты этой идентификации, по ее завершении, утверждаются созданной работодателем комиссией ().

Затем организация приступает к измерению фактических значений вредных и/или опасных факторов, если таковые были выявлены (). По итогам исследования эксперт специализированной организации классифицирует условия труда на рабочих местах по степени вредности и/или опасности на оптимальные, допустимые, вредные и опасные ( , ).

Шаг 7. Утвердить отчет о проведении специальной оценки условий труда

По итогам проведения спецоценки организация составляет отчет, который должен быть подписан всеми членами созданной работодателем комиссии и утвержден ее председателем (). Член комиссии, не согласный с результатами специальной оценки условий труда, может изложить свое мотивированное мнение в письменной форме и приложить его к отчету.

Шаг 8. Уведомить специализированную организацию об утверждении отчета о проведении специальной оценки условий труда

В течение трех рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодатель обязан уведомить об этом специализированную организацию, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета (). Сделать это можно любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтвердить факт такого уведомления.

Шаг 9. Подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

Если наличие вредных и/или опасных производственных факторов по результатам идентификации выявлены не были либо если по результатам измерений условия труда на рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен уведомить об этом трудовую инспекцию по месту нахождения организации (). Для этого нужно соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (утв. ). Подать эту декларацию работодатель должен в течение 30 рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении спецоценки ( , утв. Приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н).

Следует отметить, что до 1 мая 2016 года работодатель указывал в декларации только сведения об отсутствии вредных и/или опасных производственных факторов. В связи с этим, если по результатам измерений, проведенных до 1 мая 2016 года условия труда в отношении других рабочих мест были признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен подать в трудовую инспекцию уточненную декларацию с включением в нее этих рабочих мест ().

Шаг 10. Ознакомить работников с отчетом о проведении специальной оценки условий труда

В срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки работодатель должен под роспись ознакомить работников с результатами спецоценки (). В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

Шаг 11. Разместить результаты спецоценки на сайте организации

В течение 30 календарных дней после утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодателю следует разместить сводные данные о результатах спецоценки на своем официальном сайте – при его наличии ().

Размещаемая на сайте информация должна содержать сведения:

  • об установлении классов (подклассов) условий труда на рабочих местах;
  • о перечне мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда.

Для этого нужно отразить соответствующие данные в (утв. приказом ФСС России от от 26 сентября 2016 г. № 381).

Шаг 13. Применить результаты специальной оценки условий труда

Результаты проведенной спецоценки влияют на установление гарантий и компенсаций работникам. Так, сотрудники, условия труда на рабочих местах которых признаны вредными, в зависимости от степени вредности имеют право на сокращенную рабочую неделю не более 36 часов, дополнительный отпуск не менее семи календарных дней и/или компенсацию в размере 4% от оклада ( , ).

Кроме того, пункт об условиях труда на соответствующем рабочем месте должен быть включен в трудовой договор с новыми работниками (). А в договоры с уже работающими сотрудниками следует внести изменения, заключив с ними соответствующее дополнительное соглашение ().

  • административную приостановку деятельности производства на срок до 90 дней;
  • лишение свободы сроком до 5 лет.

Для чего нужна карта СОУТ

Лист спецоценки рабочего места необходим для:

  • сотрудников, потому что в этом документе изложены все вредные и опасные производственные факторы, которые могут оказать влияние на их здоровье;
  • работодателя, потому что ему необходимо понимать, какие меры принимать по обеспечению законодательства в сфере охраны труда;
  • контролирующих органов, потому что они осуществляют надзор за соблюдением прав работников и обязанностей работодателей.

Образец заполнения карты специальной оценки условий труда

Обязательно нужно указать:

  • наименование структурного подразделения и должности;
  • численность сотрудников и их СНИЛС;
  • используемое оборудование;
  • классификация вредных и опасных факторов;
  • средства индивидуальной защиты;
  • рекомендации по итогам проведенных мероприятий.

Заполнение пошаговое, образец заполнения приведен ниже.

В качестве методического документа, который облегчит заполнение карты, необходимо использовать Инструкцию (Приложение № 4 к Приказу Минтруда от 24.01.2014 № 33н).

Шаг 1. Заполняем “шапку”

Указываем полное наименование работодателя, адрес местонахождения, ФИО руководителя, электронную почту и иные сведения согласно наименованиям ячеек.

Шаг. 2. Присваиваем номер и заносим сведения о количестве работников и выполняемой ими работы

Номер присваивается порядковый, должность и наименование структурного подразделения указываются в соответствии со штатным расписанием, количества и номера аналогичных рабочих мест указываются при их наличии (если отсутствуют, ничего писать не надо, если такие места есть, сведения о них можно взять из Раздела II Отчета по итогам СОУТ).

Выпуск ЕТКС, ЕКС - это реквизиты единых тарифно-квалификационных справочников на основании которых было составлено штатное расписание, просто указываем их реквизиты.

Численность работающих заносится в таблицу по факту, в том числе по аналогичным рабочим местам.

Шаг 3. Вписываем СНИЛС работников

Шаг 4. Заполняем поле об используемом оборудовании

Если это фрезерный станок, то пишем, что это фрезер, модель такая, номер такой то (как в документах на его эксплуатацию). Используемое сырье - металл, СОЖ.

Шаг 5. Заполняем сведения о вредных и опасных факторах

Вообще Отчет по итогам СОУТ заполняет эксперт организации, которая ее непосредственно проводила. Но если Вам посчастливилось заполнять Отчет самостоятельно, то все необходимые сведения о вредных и опасных факторах необходимо взять из заключения по их замерам, которое должна была подготовить соответствующая лаборатория. Из головы ничего брать в этот раздел не надо, все только из документов.

Шаг 6. Заполняем сведения о гарантиях и компенсациях

В этом разделе указываются гарантии и компенсации, которые предусмотрены законодательством об охране труда. Если по определенной должности что то положено, сокращенная продолжительность рабочего времени, молоко за вредность и т.п., все это указывается в этом разделе с указанием на нормативный документ.

Сюда вписываем сведения, которые комиссия по СОУТ рекомендует с целью минимизации вредных и опасных производственных факторов на организм сотрудника. Полный перечень мероприятий по улучшению условий труда содержится в Разделе VI Отчета.

Шаг 8. Подписываем у членов комиссии по СОУТ

Все члены комиссии должны расписаться в карте.

Шаг 9. Знакомим работников

Все сотрудники, которые заняты на этом рабочем месте, даже если они один раз в день приходят для выполнения разовой операции (сделать копию на ксероксе например), должны быть ознакомлены с результатами СОУТ по этому рабочему месту.

Пример заполнения карты специальной оценки условий труда

Ознакомление с картами специальной оценки условий труда, как и внесение СНИЛС работников в этот документ, необходимо рассмотреть отдельно, потому что именно эти разделы вызывают наибольшее количество вопросов при заполнении.

Внесение СНИЛС в карту СОУТ

Согласно Приложению № 4 к Приказу Минтруда от 24.01.2014 № 33н (Инструкция по заполнению формы отчета по результатам СОУТ), в строке 021 карты указывается информация о СНИЛС работников. И больше в Инструкции по поводу внесения СНИЛС в карты СОУТ ничего не разъясняется.

Итак, стандартно формой предусмотрено 4 строки под СНИЛС работников. Но в реальности работников на этом рабочем месте может трудиться намного больше. Кроме того, одни люди приходят, другие уходят. А как форму заполнять, нигде не написано. Поэтому вписывайте СНИЛС всех сотрудников, которые заняты на данном месте. Если строк не хватит, сделайте дополнение (по аналогии с отпусками в личных карточках Т-2), и все.

Ознакомление с картой СОУТ

Ознакомление сотрудников с картами специальной оценки условий труда проводится по завершению всех замеров и исследований. Все сотрудники, занятые на этом месте, должны быть ознакомлены под роспись, если места не хватает, просто сделайте дополнительный лист.

Где хранится карта СОУТ

Место или структурное подразделение, где хранятся документы по итогам специальной оценки, работодатель определяет самостоятельно своим нормативным актом. Если в организации есть отдельная должность или служба по охране труда, то указанные документы будут храниться там. Если соответствующего специалиста в организации нет, значит, карты СОУТ будут храниться либо в кадрах, либо в бухгалтерии (по принципу - кто непосредственно организовывал, тот и хранит).

01-09-2016

Специальная оценка условий труда (СОУТ), пришедшая в 2014 году на смену аттестации рабочих мест, кардинально изменила подход к оценке условий труда на рабочих местах и к назначению по его результатам гарантий и компенсаций.

На сегодняшний день практика активного применения СОУТ во всех городах России составляет более двух лет. За это время накоплена обширная практическая база в правовой сфере с вынесением многочисленных судебных решений по разным вопросам. Но, не смотря на это, случаи грубейшего нарушения законодательства при проведении СОУТ по-прежнему очень распространены. Ошибки допускаются как по вине организации проводящей СОУТ, так и в результате недосмотров работодателя и комиссии по проведению СОУТ. И, как правило, большинство всех нестыковок случается еще в начале процесса – при подготовке к проведению СОУТ.

Подсчет количества рабочих мест

Первый этап в работе комиссии по проведению СОУТ – это утверждение перечня рабочих мест, подлежащих , с определением количества аналогичных рабочих мест. На практике этот этап вызывает значительные трудности, особенно когда необходимо подсчитать количество рабочих мест с одинаковыми наименованиями должностей и несколькими работниками.

Согласно ст. 209 Трудового кодекса РФ рабочему месту дано следующее определение – это место, где работник должен находиться или куда должен прибыть для выполнения своих должностных обязанностей, и которое прямо или косвенно контролирует работодатель. Из этого следует, что для корректного расчета необходимо понять, сколько сотрудников одновременно задействованы на одном рабочем месте.

Рассмотрим несколько примеров:

1. В организации, где отсутствует сменность и вахтовый метод работы, одновременно трудятся 5 бухгалтеров. В таком случае при проведении процедуры СОУТ должно быть указано 5 рабочих мест по должности «Бухгалтер»;

2. В режиме «сутки через трое» работают 4 сторожа, то есть работники сменяют друг друга и фактически на рабочем месте присутствует только один. Для этого случая при проведении СОУТ допускается отражение одного рабочего места для 4 человек;

3. В одном цехе на 3 станках в 2 смены работают 6 токарей. При этом во время рабочего процесса каждый работник попеременно работает на каждом из 3 станков.

Следуя условию одновременного присутствия на рабочем месте, к проверке утверждается 3 рабочих места. Однако в случае соответствия установленным признакам, которые укажем ниже, возможно будет признать эти рабочие места
аналогичными, что значительно снизит расходы.

Иногда, члены комиссии по СОУТ могут прировнять количество работников к количеству единиц оборудования. Такой прием упрощает оформление перечня рабочих мест, однако не всегда оказывается верным, например, в случаях когда:

  • один работник использует несколько единиц оборудования;
  • одно и то же оборудование используют несколько работников, работающих одновременно.
  • Отметим, что такие правила распространяются и на нестационарные рабочие места, имеющие идентичные названия: при составлении перечня нельзя автоматически засчитывать несколько таких мест, как одно рабочее место.

    Соответствие наименований рабочих мест

    Приказом Минтруда России от 24 января 2014 года была утверждена Инструкция по заполнению отчетности о проведении процедуры СОУТ. Указанный документ гласит, что наименование должности в материалах спецоценки условий труда, должно строго соответствовать штатному расписанию организации. Не редки случаи, когда комиссия из соображений коммерческой тайны, представляет экспертам, проводящим СОУТ, перечень рабочих мест не соответствующий «штатке». Такая фальсификация в дальнейшем может привести к тому, что контролирующие органы признают неполноту проведения СОУТ из-за отсутствия материалов по оценке некоторых должностей.

    Во избежание подобных ошибок, необходимо следить за строгим соответствием в наименованиях должностей, которые указываются в материалах СОУТ, штатном расписании и трудовых договорах.

    Реструктуризация производства

    Многие организации с целью оптимизации некоторых бизнес-процессов проводят реструктуризацию, которая влечет за собой, зачастую незначительные, изменения наименований должностей. При этом условия труда и должностные обязанности сотрудников практически не меняются. На основании этого многие работодатели не считают нужным проводить внеплановую СОУТ, даже при том, что обновленные наименования должностей в штатном расписании и
    трудовых договорах, не соответствуют собранным материалам СОУТ.

    Существует и более усугубленный вариант такой проблемы, когда изменения в организации настолько учащаются, что за время проведения СОУТ штатное расписание претерпевает множество корректировок. В таком случае члены комиссии по проведению СОУТ и инженеры по охране труда, должны поставить в известность руководство организации о последствиях таких реформ и о вытекающих в связи с ними финансовых затратах.
    В соответствии с 136 ФЗ, который вступил в силу 01.05.2016 г., если произошло переименование рабочего места не повлекшего за собой кардинальных изменений, СОУТ можно не проводить заново, а комиссия выпускает приказ и принимает решение о не проведении внеплановой СОУТ.

    Признаки аналогичности рабочих мест

    Объединение нескольких рабочих мест в аналогичные значительно сокращает расходы на , так как обязательная СОУТ проводится в отношении лишь 20% всех аналогичных рабочих мест (но не менее двух). Полученные при проведении СОУТ результаты распространяются на все аналогичные рабочие места и, соответственно, разрабатывается и заполняется одна документация: единые карта СОУТ и перечень мероприятий по охране труда и улучшению условий труда работников.

    Признаки, которым должны соответствовать аналогичные рабочие места, изложены в ст. 9 ФЗ № 426-ФЗ:

  • одинаковое наименование;
  • расположение в одной или нескольких однотипных производственных зонах (помещениях);
  • оборудование одинаковыми системами кондиционирования, вентиляции, отопления и освещения;
  • осуществление работниками идентичных трудовых функций с одинаковым режимом рабочего дня;
  • проведение однотипных технологических процессов;
  • использование работниками одинакового оборудования, инвентаря, инструментов, маатериалов и сырья;
  • обеспечение работников одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

  • Для определения аналогичности рабочих мест все вышеперечисленные условия должны быть выполнены. Функции определения аналогичных рабочих мест возлагаются на комиссию по проведению СОУТ, а подтверждение правильности выделения мест в аналогичные – задача эксперта организации, проводящей СОУТ. Согласно ст. 16 ФЗ №426-ФЗ, в случае выявления в ходе СОУТ несоответствия рабочего места хотя бы одному из признаков, необходимо будет проводить оценку условий труда на всех рабочих местах, которые ранее признали аналогичными.

    Подводя итог всему вышесказанному, обозначим несколько правил, которые помогут составить корректный перечень рабочих мест, подлежащих СОУТ:

  • основание для составления перечня рабочих мест – это действующее штатное расписание;
  • количество рабочих мест, равно количеству сотрудников, одновременно задействованных в рабочем процессе;
  • рабочие места с одинаковыми или схожими должностными обязанностями, но с разными наименованиями – это разные рабочие места;
  • аналогичные рабочие места – это рабочие места, имеющие все признаки аналогичности, сформулированные в ст. 9 ФЗ № 426-ФЗ.
  • 27.12.2018 8:50:00

    Специальная оценка условий труда (СОУТ), сменившая в 2014 году аттестацию рабочих мест, внесла заметные коррективы не только в подходы к проведению процедуры, но и в процесс назначения льгот и гарантий по ее результатам. За время активного проведения спецоценки на российских предприятиях, удалось накопить немалую правоприменительную практику и принять множество судебных решений самой разной направленности. Но случаи несоблюдения требований законодательства в рамках проведения СОУТ все еще остаются достаточно распространенными. Во многих просчетах виноваты экспертные организации, но большая их часть допускается работодателями и комиссиями по осуществлению СОУТ на самом раннем подготовительном этапе...

    Специальная оценка условий труда (СОУТ), сменившая в 2014 году аттестацию рабочих мест, внесла заметные коррективы не только в подходы к проведению процедуры, но и в процесс назначения льгот и гарантий по ее результатам. За время активного проведения спецоценки на российских предприятиях, удалось накопить немалую правоприменительную практику и принять множество судебных решений самой разной направленности. Но случаи несоблюдения требований законодательства в рамках проведения СОУТ все еще остаются достаточно распространенными. Во многих просчетах виноваты экспертные организации, но большая их часть допускается работодателями и комиссиями по осуществлению СОУТ на самом раннем подготовительном этапе.


    Как составить перечень рабочих мест для СОУТ?


    Утверждение перечня рабочих мест, подлежащих СОУТ, с указанием аналогичных рабочих мест представляет собой задачу первостепенной важности для комиссии. Как показывает практика, трудности возникают именно на данном этапе. Причина кроется в подсчете количества рабочих мест по должностям (с одинаковыми наименованиями и несколькими работниками). В соответствии со ст. 209 Трудового кодекса РФ под рабочим местом подразумевают определенное пространство, занимаемое работником, или куда ему требуется прибыть для выполнения должностных обязанностей, находящееся под прямым или косвенным контролем работодателя.

    Количественные расчеты

    Для безошибочного выполнения расчетов требуется понимать, сколько работников задействовано на одном рабочем месте в одно и то же время. Если в организации одновременно трудится 3 бухгалтера в одинаковом временном режиме, без смен и вахтового метода, то в список рабочих мест для СОУТ вносится 3 рабочих места по должности «бухгалтер».

    Если речь идет о 4 охранниках, работающих в режиме «сутки через трое» (4 работника сменяют друг друга - на рабочем месте одновременно только один охранник), в списке для СОУТ отражают только одно рабочее место, на котором посменно трудится 4 человека. Чаще всего ошибки случаются при внесении в перечень рабочих мест с одинаковым наименованием, оборудованием, помещениями, а также нестационарных рабочих мест, особенно со сменным или вахтовым режимом работы. Избежать просчетов можно, придерживаясь нехитрого правила - количество рабочих мест равняется числу одновременно работающих на нем сотрудников. Например, 6 фрезеровщиков работают в 2 смены на 3 станках в одном цеху. На протяжении смены каждый фрезеровщик поочередно работает на всех трех станках, значит, в список вносится 3 рабочих места. В случае соответствия определенным признакам эти рабочие места могут быть признаны аналогичными, что позволит минимизировать траты на СОУТ.

    Чтобы упростить оформление списка рабочих мест, члены комиссии по СОУТ приравнивают количество единиц оборудования к количеству рабочих мест. Такой подход может быть целесообразным в отдельных ситуациях, но будет ошибочным, если:

    Один работник применяет более одной единицы оборудования;
    - два и более работника одновременно используют одно и то же оборудование.

    То же самое можно сказать о нестационарных рабочих местах, рабочие зоны которых могут меняться территориально. Нельзя расценивать в качестве одного рабочего места нестационарные рабочие места с одинаковым наименованием.

    Наименование рабочего места для СОУТ

    Безошибочное внесение наименований рабочих мест в перечень, также важно, как и правильное количество. Согласно инструкции, утвержденной Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н, наименование должности в документации специальной оценки условий труда должно полностью совпадать со своим аналогом, зафиксированным в штатном расписании предприятия.

    Случается, что комиссия из соображений коммерческой тайны предоставляет экспертной организации по СОУТ перечень рабочих мест, не соответствующий оригинальному штатному расписанию. Однако в процессе дальнейшего применения результатов СОУТ при назначении льгот и гарантий выясняется, что спецоценкой были охвачены не все рабочие места.

    В таких ситуациях инспекционные проверки могут обернуться судебными разбирательствами, приводящими к выводу о неполноте проведения СОУТ по причине отсутствия сведений по отдельным должностям. Избежать подобных оплошностей можно только путем внимательного отслеживания совпадения наименований вносимых в материалы СОУТ с должностями, зафиксированными в действующих документах по штатному составу.

    С такой же проблемой часто сталкиваются организации, которые проводят реструктуризацию, чтобы оптимизировать бизнес. Процесс, как правило, связан с изменениями наименований должностей без заметных преобразований условий труда и должностных обязанностей.

    Многие работодатели не видят в этой ситуации причин для проведения внеплановой СОУТ. Но они ошибаются, поскольку наименования должностей в перечне СОУТ, зачастую не совпадают со своими аналогами в новом штатном расписании и прочих документах.

    Рассмотрим случаи некорректного объединения и внесения рабочих мест в материалы СОУТ на примере судебного разбирательства по делу № А59-2617/2015 Пятого арбитражного апелляционного суда. Рыболовецкой организацией была проведена процедура аттестации рабочих мест в отношении рабочего места «вахтенный помощник капитана» без учета того, что в действующем штатном расписании также значились должности первого, второго и третьего помощника вахтенного капитана.

    В рамках СОУТ данные рабочие места были признаны одним и тем же рабочим местом. В знак подтверждения данного обстоятельства, экспертной организацией, проводившей оценочные мероприятия, было составлено соответствующее письмо. Тем не менее, суд не принял обоснования работодателя и экспертной организации по причине отсутствия оценочных материалов по рабочим местам первого, второго и третьего вахтенного помощника капитана.













    Окончательный вывод судебного решения указывал на отсутствие правовых оснований распространения результатов аттестации рабочих мест на «должности со схожими или одинаковыми должностными обязанностями, имеющимися в штатном расписании», поскольку такая возможность не предусмотрена Порядком проведения аттестации и СОУТ.

    С более сложными проблемами сталкиваются организации, для которых частые изменения являются нормой. Им даже в процессе проведения СОУТ приходится помногу раз корректировать штатное расписание. Эксперты рекомендуют членам комиссии по спец.оценке и инженерам по охране труда таких организаций в обязательном порядке доводить до сведения руководящего состава финансовые последствия проводимых ими реформ.

    Они должны знать, что в соответствии с Федеральным законом № 426-ФЗ, в отношении каждой новой должности требуется проведение внеочередной СОУТ в течение полугода с момента ее введения. В принципе, любые преобразования штатного расписания, связанные с наименованием должности являются поводом для проведения спецоценки вне графика.

    Аналогичные рабочие места

    На завершающем этапе оформления перечня мест, на которых будет проводиться СОУТ, требуется определить соответствие наименований и количества рабочих мест признакам аналогичности, что позволит значительно сэкономить денежные ресурсы на процедуре.

    Проведение СОУТ является обязательным только для 20% от общего числа аналогичных рабочих мест (но не менее двух). Полученные результаты распространяются на все аналогичные рабочие места. На рабочие места, признанные аналогичными оформляется общая карта спецоценки условий труда и разрабатывается единый список действий, направленных на совершенствование условий труда и защиту персонала.

    В ст. 9 Федерального закона о спецоценке изложены следующие признаки аналогичных мест:

    Обладание одинаковыми наименованиями;
    - расположение в одном или нескольких однотипных помещениях (рабочих зонах);
    - оснащение одинаковыми коммуникационными системами (вентиляция, освещение и т.д.);
    - осуществление персоналом одинаковых должностных обязанностей в одинаковом рабочем режиме;
    - монотипные технологические процессы;
    - используемое одинаковое оборудование, приборы, устройства, сырье и материалы;
    - персонал обеспечен одинаковыми СИЗ.


    Соответствие аналогичных рабочих мест указанным особенностям является обязательным и определяется комиссией по СОУТ. Корректность их определения устанавливает эксперт аккредитованной организации, осуществляющей процедуру спецоценки. Даже единственное рабочее место, не согласующееся со всеми особенностями, изложенными в Федеральном законе № 426-ФЗ, является поводом для проведения спецоценки всех рабочих мест, которые были признаны аналогичными.

    Знание нескольких правил позволит составить корректный перечень рабочих мест для СОУТ:

    1. Подготовка списка рабочих мест осуществляется исключительно на базе действующего штатного расписания.
    2. Одинаковое количество рабочих мест и работников, одновременно выполняющих на них свои должностные обязанности.
    3. Рабочие места с разными наименованиями (в т.ч. незначительно отличающимися друг от друга) и схожими или одинаковыми трудовыми функциями - это разные рабочие места.
    4. Аналогичные - это рабочие места, отвечающие всем признакам, изложенным в ст. 9 Федерального закона № 426-ФЗ.

    Соблюдение вышеуказанных требований гарантирует успешный результат.

    Источник публикации: 1sout.ru .

    С 1 сентября 2011 года работодатели не могут проводить аттестацию рабочих мест самостоятельно, а только силами независимой аттестующей организации (приказ Минздравсоцразвития России № 342н от 26.04.2011). Многим кадровикам это нововведение облегчило жизнь. Ведь ранее была распространена ситуация, когда руководитель поручал довольно большой объем работы по аттестации рабочих мест одному-двум сотрудникам, как правило, из службы охраны труда или отдела кадров дополнительно к другим обязанностям.

    Сложность данной процедуры требует соответствующей квалификации, которая есть далеко не у всех. Как следствие, были неизбежны ошибки и необходимость переделывать работу.

    Сегодня, согласно новым правилам, аттестационная комиссия в обязательном порядке должна включать в себя следующих лиц:

    Если ваша организация относится к разряду микропредприятий или малого бизнеса, то состав комиссии может быть сокращен до:

    • работодателя (его представителя);
    • представителей аттестующей организации;
    • представителей профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии);
    • представителей организации или частного специалиста, привлекаемых работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда).
    Согласно Трудовому кодексу РФ, аттестация рабочих мест обязательна для любого работодателя независимо от величины и сферы деятельности его бизнеса (вредное производство или «обычный офис»).

    Ошибки при определении списка рабочих мест

    Однако роль кадровика при проведении аттестации по-прежнему очень важна. Именно он определяет количество рабочих мест, подлежащих ей. И вот тут часто возникают затруднения. Бывает, что аттестация необоснованно проводится на всех рабочих местах, имеющихся на предприятии, начиная со сторожа и заканчивая генеральным директором. Между тем существует такое понятие, как аналогичные рабочие места. Рабочие места признают аналогичными, если:

    • профессии или должности имеют одно наименование;
    • при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы выполняются одни и те же профессиональные обязанности;
    • используются однотипное производственное оборудование, инструменты, приспособления, материалы и сырье;
    • ведется работа в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе;
    • используются однотипные системы вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
    • производственное оборудование, транспортные средства и т п. расположены на рабочем месте одинаково;
    • существует одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени;
    • присутствует одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты.

    Кстати, на этапе формирования перечня кадровик определяет только предполагаемые аналогичные рабочие места. Если по результатам проведенных измерений хотя бы одно рабочее место не подпадает под признаки аналогичности, то оценке подвергаются 100% этих рабочих мест. Затем составляется новый перечень мест, подлежащих аттестации.

    Оценку производственных факторов на аналогичных рабочих местах проводят на основании данных, полученных при аттестации 20% рабочих мест (но не менее двух). Далее на все аналогичные рабочие места заполняется одна карта аттестации рабочего места по условиям труда. Соответственно, условия труда и мероприятия по их улучшению, установленные хотя бы для одного рабочего места из 20% аналогичных, являются едиными для всех аналогичных.

    Наиболее распространенные ошибки при составлении перечня рабочих мест в организации:

    • приравнивание количества рабочих мест к числу профессий (должностей) работников по штатному расписанию;
    • определение количества рабочих мест без учета профессий и должностей сотрудников;
    • несоответствие наименования профессий (должностей) штатному расписанию;
    • приравнивание количества рабочих мест к списочной численности работников организации;
    • смешение понятий «рабочее место» и «рабочая зона».

    Небольшой совет: если на момент составления списка некоторые работники отсутствуют (например, прежний уволился, нового еще не приняли), то лучше зарезервировать их позиции в перечне на будущее.

    Также кадровик не должен забывать, что после проведения аттестации нужно обязательно ознакомить с ее результатами работников. После чего в течение 10 календарных дней с даты издания приказа и утверждения отчета о завершении аттестации работодатель должен направить в государственную инспекцию труда своей области или края (п. 45 Порядка) в бумажном виде и на электронном носителе:

    • сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда;
    • сведения об аттестующей организации.
    Проводилась ли аттестация рабочих мест по условиям труда на вашем предприятии за последние 5 лет? Такой вопрос задает посетителям сайт федеральной службы по труду и занятости www.rostrud.ru. На начало сентября 2012 года результаты опроса были следующие: лишь 27% респондентов ответили «да»; 32% заявили, что «впервые слышат о необходимости аттестации рабочего места»; 37% отметили: «Не проводилась, но знаю, что должна проводиться»; 4% написали: «Да, проводилась, но мое рабочее место не аттестовано».

    И напоследок рекомендация. На любом предприятии должны быть как минимум приказ о проведении аттестации и перечень рабочих мест — это позволит при проверке надзорными и контролирующими органами показать, что аттестация в вашей организации начата. При наличии даже не полностью оформленных документов по аттестации рабочих мест санкции могут быть намного мягче, чем при полном их отсутствии.

    Несмотря на финансовые и временные затраты на проведение аттестации рабочих мест, однажды ее наличие может «спасти» вашего работодателя. Например, от уголовной ответственности при расследовании несчастных случаев на производстве. Или от административной ответственности при проведении проверок Государственной инспекции труда, Роспотребнадзора, Ростехнадзора и Прокуратуры. Кроме того, организация, в которой проведена аттестация рабочих мест, получает возможность уменьшения страховых взносов в ФСС до 40% страхового тарифа.



    Отчетность за сотрудников