Малое и среднее предпринимательство статьи. Малый, средний и крупный бизнес: понятия и основные черты. Планирование и организация среднего и малого бизнеса

В базовый Федеральный закон № 209-ФЗ, определяющий понятие малого и среднего бизнеса, основные принципы и направления поддержки данного сектора, внесены изменения.

Малому и среднему бизнесу в настоящее время отводится важная роль в экономических преобразованиях. Без изменения подходов к регулированию сектора МСП, которые были заложены семь лет назад федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», производить реформирование было бы затруднительно. Практика диктует новые требования: меняется структура сектора по численности, обороту и другим показателям; все более востребованными в плане реализации инвестиционных проектов становятся совместные предприятия с иностранным участием или с участием крупных компаний; требуется общая координация многочисленных и разрозненных механизмов поддержки, созданных государством.

Какие основные изменения внес Федеральный закон от 29.06.2015 № 156-ФЗ в ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»?

Изменения можно разделить на два блока.

Первый касается изменения критериев отнесения юридических лиц к субъектам МСП.

Второй - создания специального института поддержки сектора – Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства.

Порог участия иностранных юридических лиц, а также российских юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, в уставном (складочном) капитале субъектов малого и среднего предпринимательства увеличен с 25% до 49% . Кроме того, наделены статусом субъекта МСП организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом о Сколково вне зависимости от доли участия в уставном капитале таких организаций иных юридических лиц (как иностранных, так и российских).

Что даст малому и среднему бизнесу увеличение доли участия иностранцев и лиц, не являющихся МСП, в предприятиях малого и среднего бизнеса?

В первую очередь, это дополнительная возможность привлечения инвестиций в российскую экономику. Одной из распространенных форм реализации инвестпроектов является создание совместных предприятий.

Раньше большинство совместных предприятий не попадали под критерии малого и среднего бизнеса из-за доли иностранного участия в уставном капитале. Такая ситуация отсекала значительное количество компаний от государственных программ поддержки, рассчитанных исключительно на сектор малого и среднего бизнеса. И закон эту ситуацию исправил», подчеркнул в комментарии для «РГ» глава Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин .

Важной поправкой стало увеличение периода, в течение которого предприятие сохраняет статус субъекта МСП, несмотря на изменение предельных значений по критериям малого и среднего бизнеса. Это период увеличен с двух до трех лет.

Директор департамента предпринимательства и услуг ТПП РФ Анна Палагина отметила, что базовый закон о развитии малого и среднего бизнеса должен соответствовать реалиям, не отставать от них. В идеале – идти на опережение, стимулируя развитие сектора. Принятые изменения позитивно скажутся на экономике, поскольку откроют доступ новому пулу компаний к программам развития сектора малого и среднего бизнеса.

Создание Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства – второй важный блок изменений.

В закон введены отдельные статьи о Федеральной корпорации, ст. 25.1 и ст. 25.2, в которых подробно прописаны задачи и функции корпорации как института развития в сфере малого и среднего бизнеса. В функционал Федеральной корпорации вошли полномочия по координации деятельности инфраструктуры поддержки МСП, по обеспечению встраивания малого бизнеса в процессы закупок у крупных компаний с госучастием, по выработке механизмов финансовой поддержки сектора и непосредственному финансированию кредитных и микрофинансовых организаций. Корпорация согласно закону обязана ежегодно направлять отчет о реализации своих направлений деятельности Президенту РФ, в Госдуму, Совет Федерации, Правительство.

В законе обозначено значительное количество направлений, которые должны быть проработаны на уровне подзаконных актов. Например, состав, форма, порядок, сроки предоставления бизнесом, получившим поддержку и организациями, образующими инфраструктуру поддержки МСП, отчетности будут определены позже. Правительством должен быть определен порядок проведения мониторинга и оценки соответствия планов закупки и годовых отчетов о закупках крупных компаний у МСП.

В целом задачи и функции Федеральной корпорации призваны синхронизировать усилия в направлении создания благоприятной среды для развития малого и среднего предпринимательства в стране.

Должна быть обеспечена единая, удобная, понятная всем представителям бизнеса «точка доступа» к мерам поддержки. Мы отмечаем своевременность и актуальность создания государственного института развития МСП, отмечает Президент ТПП РФ Сергей Катырин .

Департамент предпринимательства и услуг, Н. Коваленко

Малый бизнес в России пользуется особыми, предназначенными только для него, льготами. Государство идёт на то, чтобы уменьшить налоговую и административную нагрузку малого бизнеса, получая взамен рост занятости населения и снижение социальной напряжённости. Что означает определение «субъекты малого предпринимательства» и кто к ним относится в 2019 году?

Субъект малого предпринимательства - это российская коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, которые нацелены на получение прибыли. В эту категорию также попадают:

  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • производственные и сельскохозяйственные кооперативы;
  • хозяйственные партнерства.

Некоммерческая организация, а также унитарное муниципальное или государственное учреждение не является субъектом малого бизнеса.

Кто относится к субъектам МСП

Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства в 2019 году устанавливает государство. Основные требования, при соблюдении которых возможно отнесение бизнесмена к субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП), касаются численности работников и размера получаемого дохода. Кто является МСП, т.е. относится к субъектам малого предпринимательства, определяет закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ в статье 4. Рассмотрим эти критерии с учётом нововведений.

Благодаря поправкам, внесённым в закон № 209-ФЗ, большее количество предприятий и ИП могут быть причислены к малому бизнесу.

  • Максимально допустимая сумма годовой выручки без НДС за предыдущий год для микропредприятий выросла с 60 до 120 млн рублей, а для малых предприятий - с 400 до 800 млн рублей.
  • Возросла разрешённая доля участия в уставном капитале малого предприятия других коммерческих организаций, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства - с 25% до 49%.

А вот допустимая среднесписочная численность работников не изменилась: не более 15 человек для микропредприятий и не более 100 человек для малого предприятия.

В отношении индивидуальных предпринимателей действуют такие же критерии разделения на категории бизнеса: по годовой выручке и численности работников. Если у ИП нет работников, то его категория МСП определяется только по размеру выручки. А всех предпринимателей, работающих только на патентной системе налогообложения, относят к микропредприятиям.

Продлён период, в течение которого бизнесмен продолжает считаться субъектом МСП, даже если им был превышен допустимый лимит по численности работников или полученной выручке. До 2016 года это было два года, а теперь - три. Например, если лимит был превышен в 2017 году, то организация утратит право считаться малой только в 2020 году.

Как быть в ситуации, если статус малого предприятия утрачен из-за достижения действовавшего ранее лимита в 400 млн рублей, ведь он ниже установленного сейчас? Минэкономразвития считает, что после вступления в силу акта Правительства РФ от 13.07.15 № 702, такое предприятие может вернуть статус малого, если годовая выручка не превышает 800 млн рублей.

Государственный реестр субъектов МСП

С середины 2016 года действует Единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса. На портале Федеральной налоговой службы размещён перечень, в которой включены все субъекты малого и среднего предпринимательства РФ. Сведения о субъектах МСП вносятся в реестр автоматически, на основании данных из ЕГРЮЛ, ЕГРИП и налоговой отчётности.

В открытом доступе находится следующая обязательная информация:

  • наименование юридического лица или полное имя ИП;
  • ИНН налогоплательщика и его место нахождения (жительства);
  • категория, к которой относятся субъекты малого и среднего предпринимательства (микро, малое или среднее предприятие);
  • сведения о кодах деятельности по ОКВЭД;
  • указание на наличие лицензии, если вид деятельности бизнесмена относится к лицензируемым.

Кроме того, по заявлению бизнесмена, относящегося к субъектам малого и среднего предпринимательства, в реестр можно внести дополнительные сведения:

  • о производимой продукции и ее соответствии критериям инновационной или высокотехнологичной;
  • о включении субъекта МСП в программы партнёрства с государственными заказчиками;
  • о наличии контрактов, заключённых в качестве участника госзакупок;
  • полную контактную информацию.

Чтобы передать в Единый реестр эти данные, надо авторизоваться в сервисе передачи информации с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи.

После формирования официального реестра субъекты малого бизнеса больше не обязаны подтверждать документами, что соответствуют этому статусу для участия в программах господдержки. Раньше для этого требовалось предоставлять годовую бухгалтерскую и налоговую отчётность, отчёт о финансовых результатах, сведения о среднесписочной численности работников.

Проверить сведения, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, и их достоверность можно, сделав в Реестре запрос информации по ИНН или наименованию. Если вы обнаружите, что данных о вас нет или они недостоверны, то надо направить оператору Реестра заявку на проверку сведений.

Что даёт статус субъекта малого бизнеса

Как мы уже говорили, государство создаёт для микро- и малого бизнеса особые льготные условия предпринимательской деятельности, преследуя следующие финансовые и социальные цели:

Проще всего этих целей можно добиться, сделав процедуру госрегистрации простой и быстрой, снизив административное давление на бизнес, уменьшив налоговую нагрузку. Кроме того, на деятельности начинающих предпринимателей хорошо сказывается целевое финансирование в виде безвозвратных субсидий.

Основной перечень преференций для субъектов малого предпринимательства выглядит так:

  1. Налоговые льготы. Специальные режимы налогообложения (УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН) позволяют работать на сниженной налоговой ставке. С 2016 года региональные власти вправе дополнительно снижать налоги на ЕНВД (с 15% до 7,5%) и на УСН Доходы (с 6% до 1%). На УСН Доходы минус Расходы возможность снижать ставку с 15% до 5% существует уже не первый год. Кроме того, с 2015 по 2020 годы индивидуальные предприниматели, впервые зарегистрированные после вступления в силу регионального закона о , вправе в течение двух лет вообще не платить налог на режимах ПСН и УСН.
  2. Финансовые льготы. Это прямая финансовая господдержка в виде грантов и безвозмездных , выдаваемых в рамках общероссийской программы, действующей до 2020 года. Финансирование можно получить на возмещение затрат по лизингу; процентов по займам и кредитам; на участие в конгрессно-выставочных мероприятиях; проектов по софинансированию (до 500 тысяч рублей).
  3. Административные льготы. Здесь имеются в виду такие послабления, как упрощённый бухучёт и кассовая дисциплина, надзорные каникулы (ограничение количества и продолжительности проверок), возможность оформлять с работниками срочные трудовые договоры. При участии в госзакупках действует специальная квота для представителей малого бизнеса - не менее 15% совокупного годового объёма закупок государственные и муниципальные учреждения обязаны производить у них. При получении кредитов поручителями малого бизнеса выступают государственные .

6 января 2019 , О поддержке центров молодёжного инновационного творчества Предоставленные Фонду содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере субсидии разрешается направлять на поддержку проектов по вовлечению молодёжи в инновационную деятельность, реализуемых центрами молодёжного инновационного творчества.

4 января 2019 , О включении микропредприятий в систему страхования вкладов в российских банках С 1 января 2019 года система страхования вкладов физических лиц в российских банках распространяется на малые и микропредприятия. Максимальный размер страхового возмещения будет аналогичен размеру возмещения для физических лиц и индивидуальных предпринимателей – 1,4 млн рублей.

31 декабря 2018 , Социальные инновации. Некоммерческие организации. Добровольчество и волонтёрство. Благотворительность О внесении в Госдуму законопроекта о правовом регулировании отношений в сфере социального предпринимательства Законопроектом предлагается выделить социальное предпринимательство в отдельную область деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. Законодательно закрепляется понятие «социальное предприятие». Определяются критерии отнесения субъектов МСП к социальным предприятиям, специальные формы и виды поддержки социальных предприятий. Принятие законопроекта позволит оказывать адресную государственную поддержку социальным предприятиям.

28 декабря 2018 , Деловая среда. Развитие конкуренции Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон об установлении единого порядка пролонгации договоров аренды государственного и муниципального имущества без проведения торгов Федеральный закон от 27 декабря 2018 года №572-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 13 октября 2018 года №2200-р. Федеральным законом устанавливается, что договор аренды на новый срок с надлежащим образом исполнившим свои обязанности арендатором будет перезаключаться без проведения конкурса, аукциона, если другое не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством, при одновременном соблюдении установленных условий.

28 декабря 2018 , Малое и среднее предпринимательство Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон о совершенствовании государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций Федеральный закон от 27 декабря 2018 года №537-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 22 января 2018 года №54-р. Федеральным законом устанавливается, что ежегодный обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчётности региональной гарантийной организации может проводиться индивидуальным аудитором, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством обязательный аудит проводится только аудиторской организацией.

25 декабря 2018 , Малое и среднее предпринимательство Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон, направленный на расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам Федеральный закон от 25 декабря 2018 года №487-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 26 ноября 2018 года №2586-р. Федеральным законом устанавливается, что для исполнения АО «Корпорация МСП» обязательств по независимым гарантиям, выдаваемым в целях обеспечения исполнения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства, ей будет предоставляться государственная поддержка за счёт средств федерального бюджета в порядке, формах и размерах, которые определяются бюджетным законодательством.

24 декабря 2018 , Малое и среднее предпринимательство Доклад Максима Орешкина на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам О национальном проекте «Малое и среднее предпринимательство».

5 декабря 2018 , Малое и среднее предпринимательство О внесении в Госдуму законопроекта о совершенствовании правового регулирования организации нестационарной и развозной торговли Распоряжение от 4 декабря 2018 года №2677-р. Цель законопроекта – установление общих принципов и правил регулирования нестационарной торговли, создание благоприятных условий для торговой деятельности с использованием нестационарных и мобильных торговых объектов. Законопроектом, в частности, предлагается закрепить в законодательстве варианты и общие принципы юридического оформления права на размещение нестационарных и мобильных торговых объектов, установить возможность ведения торговой деятельности с использованием нестационарного или мобильного торгового объекта по заявительному принципу любым хозяйствующим субъектом в местах, признанных общедоступными для размещения торговых объектов. Принятие законопроекта будет способствовать развитию предпринимательства в сфере торговли, обеспечению дополнительных каналов сбыта продукции малых и средних товаропроизводителей, в том числе производителей сельхозпродукции, и обеспечению населения услугами торговли шаговой доступности.

3 декабря 2018 , Общие вопросы реализации национальных проектов В повестке: о национальных проектах «Производительность труда и поддержка занятости», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Международная кооперация и экспорт».

27 ноября 2018 , Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» О внесении в Госдуму законопроекта, направленного на расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам Распоряжение от 26 ноября 2018 года №2586-р. В целях реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» законопроектом предлагается законодательно закрепить возможность предоставления АО «Корпорация МСП» государственной поддержки за счёт федерального бюджета на финансирование исполнения обязательств по гарантиям, предоставленным субъектам МСП в 2019–2024 годах, для увеличения объёмов гарантийной поддержки в рамках расширения объёмов кредитования субъектов МСП.

27 ноября 2018 , Малое и среднее предпринимательство Президент России подписал федеральные законы о проведении в ряде субъектов Федерации эксперимента по упрощённой уплате налога на профессиональный доход для самозанятых граждан Федеральные законы от 27 ноября 2018 года №422-ФЗ, 423-ФЗ, 425-ФЗ. Федеральными законами предусмотрено проведение в Москве, Московской и Калужской областях, в Республике Татарстан с 1 января 2019 года по 31 декабря 2028 года эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».

26 ноября 2018 , Евразийский экономический союз. Интеграция на пространстве СНГ Об утверждении плана развития системы поставщиков Распоряжение от 21 ноября 2018 года №2549-р. Утверждён план по развитию системы поставщиков, обеспечивающий расширение масштабов субконтрактации, в том числе в рамках деятельности крупнейших компаний с государственным участием и центров субконтрактации. Цель принятых решений – обеспечивать выполнение международных обязательств по формированию российского сегмента сети промышленной кооперации и субконтрактации, стимулировать развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в качестве потенциальных поставщиков, исполнителей, подрядчиков.

23 октября 2018 , Малое и среднее предпринимательство Основная цель форума – обсуждение и популяризация механизмов реализации национального проекта в сфере развития малого и среднего предпринимательства и поддержки индивидуальной предпринимательской инициативы.

18 октября 2018 , Малое и среднее предпринимательство О привлечении субъектов малого и среднего предпринимательства к оказанию услуг по транспортированию твёрдых коммунальных отходов Постановление от 18 октября 2018 года №1245. В Правила проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по сбору и транспортированию твёрдых коммунальных отходов для регионального оператора, внесены изменения, в соответствии с которыми не менее 15% объёма услуг по транспортированию твёрдых коммунальных отходов должно выделяться в отдельные лоты для проведения торгов среди субъектов малого и среднего предпринимательства.

16 октября 2018 , Малое и среднее предпринимательство О внесении в Госдуму законопроекта об установлении единого порядка пролонгации договоров аренды государственного и муниципального имущества без проведения торгов Распоряжение от 13 октября 2018 года №2200-р. Предлагаемые законопроектом изменения направлены на установление единого подхода к регулированию порядка перезаключения договоров аренды государственного и муниципального имущества при реализации арендатором, надлежащим образом выполняющим принятые на себя обязательства, преимущественного права на заключение договора аренды на новый срок без проведения торгов. Предлагается установить единый порядок перезаключения договоров аренды имущества на новый срок вне зависимости от того, когда были заключены такие договоры, а также процедур, по результатам которых они были заключены.

15 октября 2018 , Малое и среднее предпринимательство Об изменениях в порядке кредитования по льготной ставке субъектов малого и среднего предпринимательства в целях реализации проектов в приоритетных отраслях Постановление от 10 октября 2018 года №1212. Направлено на повышение доступности программы льготного кредитования, в том числе кредитов на реализацию инвестиционных проектов, для субъектов малого и среднего предпринимательства. В целях повышения доступности льготного кредитования для субъектов МСП максимальная сумма кредита, выдаваемого субъекту МСП на инвестиционные цели по льготной ставке, снижена с 1 млрд рублей до 400 млн рублей. При этом максимальный размер суммарного объёма кредитов, которые могут быть выданы одному заёмщику на эти цели, не меняется и составляет 1 млрд рублей. Таким образом, банки предоставят кредиты большему количеству субъектов МСП. Малое и среднее предпринимательство Президент России подписал Федеральный закон о страховании вкладов в российских банках Федеральный закон от 3 августа 2018 года №322-ФЗ. Федеральным законом, в частности, предусматривается распространение системы страхования вкладов на юридических лиц, относящихся к малым предприятиям, сведения о которых содержатся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.

3 августа 2018 , Малое и среднее предпринимательство Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон об изменении в правовом регулировании отношений в сфере развития малого и среднего предпринимательства Федеральный закон от 3 августа 2018 года №313-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 7 апреля 2018 года №617-р. Федеральным законом устанавливается, что к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся хозяйственные товарищества, зарегистрированные в соответствии с российским законодательством и соответствующие установленным условиям.

1

Летом 2015 года было внесено множество изменений в законодательные акты для предпринимателей. Наибольшей корректировке подвергся Закон о поддержке малого и среднего предпринимательства.

 

Что изменилось в июне 2015 года?

В Закон о поддержке малого и среднего предпринимательства 29 июня 2015 года были внесены поправки, согласно которым увеличивается порог участия зарубежных компаний и лиц в уставном капитале организаций-субъектов предпринимательства. Если раньше их доля не могла быть выше 25%, то теперь данный показатель повысился до 49%. Это означает, что юридические лица в РФ могут привлекать больше иностранных инвесторов для развития собственного бизнеса .

Данные ограничения не распространяются на предприятия, занимающиеся практическим внедрением технологий, изобретений, программных разработок, а также на юридических лиц, поддерживающих деятельность инновационного центра «Сколково».

Компаниям, принимающим участие в научно-исследовательских проектах «Сколково»и имеющим долю в составе инвестиционного товарищества, переход в категорию субъектов бизнеса дает ряд преимуществ:

  • Упрощаются правила для налоговой отчетности .
  • Смягчаются требования к ведению бухгалтерской документации.
  • Вводятся определенные льготы при проведении приватизации имущества государства или муниципалитета.
  • Появляется возможность поставлять товары или производить работы для нужд государства или субъектов РФ.
  • Действуют особые меры по обеспечению и удовлетворению гарантированных законодательством интересов и прав.
  • Дополнительное финансовое стимулирование.

Кроме этого, изменился максимальный размер выручки для отнесения категории субъектов, и в 2015 году для микропредприятий он составляет 120 000 000 руб., для малых предприятий - 800 000 000 руб., а для средних- 2 000 000 000 руб. за предыдущий год («Постановление Правительства от 13.07.2015 №702»).

Для сравнения: ранее действующее Постановление от 09.02.2013 №101 устанавливало для микропредприятий - 60 000 000 руб., для малых - 400 000 000 руб., а для средних - 1 000 000 000.Предельный размер выручки рассматривается и корректируется Правительством 1 раз в 5 лет, но глобальное увеличение суммы произошло именно в 2015 году.

Самой главной новостью стало опубликование Указа Президента РФ №287,согласно которому было принято предложение Правительства о создании Федеральной Корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства посредством переименования Агентства кредитных гарантий. Главной целью создания Корпорации является всяческое взаимодействие с предприятиями. Определились и иные ее функции:

  • Оказание помощи российским представителям бизнеса.
  • Привлечение инвестиций для динамичного развития отечественного предпринимательства, в том числе и от зарубежных компаний.
  • Разностороннее способствование развитию проектов инвестиций , которые направляются в капитал организаций (субъектов).
  • Информационное взаимодействие с субъектами и органами власти, муниципалитетом и другими органами, которые содействуют развитию бизнеса.
  • Разработка и усовершенствование методов поддержки предпринимателей.
  • Обращение в органы антимонопольной службы в случае неразмещения в единой информационной системе заказчиком данных о закупке, или же при нарушении сроков размещения, а также при незаконных требованиях заказчика к предоставленным участниками закупки документам.
  • Обжалование в судебных органах неправомерных действий, предпринимаемых заказчиками против субъектов.
  • Отслеживание соответствия закупочных планов законодательным нормам.
  • Оказание имущественной поддержки в виде оформления в собственность недвижимого имущества субъектам.
  • Контроль оказания помощи предпринимателям федеральными, субъектовыми и муниципальными органами власти.
  • Анализ ежегодной отчетности о закупках.

Возглавлять Корпорацию будет Генеральный директор, а также Правление и Совет директоров. Для обращения в данную организацию предприниматели смогут посещать Многофункциональный центр, или же заказывать требуемую услугу через Единый портал Госуслуг. Также планируется открытие филиалов, отделов для консультаций и представительств - они должны взаимодействовать с субъектами бизнеса на их территории.

Мораторий на проверки малого бизнеса

1 июля 2015 года Госдумой был одобрен Проект ФЗ №814738-6 «О внесении изменений в ФЗ «О защите прав юридических лиц…», вступающий в силу с 1 января 2016 года. Согласно ему, до 31 декабря 2018 года ИП и юр. лица освобождаются от плановых проверок. Однако это не касается организаций, работающих в области экологической, противопожарной или государственной безопасности - они будут проверяться в прежнем режиме.

Также «надзорные каникулы» не будут действовать и в ряде других случаев:

  • Если ООО или ИП в течение трех последних лет грубо нарушали законодательство и на них накладывались административные санкции; выносилось решение о приостановлении их деятельности или же отзывались лицензии.
  • Если дата плановых проверок была установлена ранее даты вступления Закона в силу.

Постоянная поддержка со стороны Государства и введение некоторых льгот для предпринимателей дает стимул развивать бизнес ускоренными темпами, и это сказывается непосредственно на экономике страны в целом.

В городах и регионах Российской Федерации существует множество малых или средних предпринимателей, являющихся неотъемлемой частью экономики страны. Для развития экономики Правительство поддерживает и помогает индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам развиваться, вкладывать средства в развитие. Эти процессы, процедуры и условия, а также правоотношения меду бизнесменами и государством регулируются и контролируются Федеральным законом 209.

Что представляет собой закон?

ФЗ о субъектах малого и среднего предпринимательства был принят Государственной Думой 6 июля 2007 года, а одобрен Советом Федерации 11 июля 2007 года. Последние изменения в него были внесены 27 ноября 2017 года. В Федеральном законе о предпринимательстве 27 статей. Этот закон регулирует и контролирует правоотношения между гражданами, юридическими лицами и органами государственной власти в области ведения малого и среднего предпринимательства. По нему устанавливаются нормы, определения понятий, способы поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.

  • 1 ст. — сфера, на которую распространяется и которую регулирует описываемый закон;
  • 2 ст. — другие законы и акты, регулирующие эту область;
  • 3 ст. — список понятий и их определения, используемые в ФЗ 209;
  • 4 ст. — распределение субъектов предпринимательства по категориям;
  • 5 ст. статистическая информация о деятельности малого и среднего предпринимательства;
  • 6 ст. — задачи и принципы, по которым Правительство контролирует и помогает развиваться предпринимательству;
  • 7 ст. — особенности законов и актов, регулирующих сферу предпринимательства;
  • 8 ст. — реестры лиц, относящихся к предпринимателям малого и среднего бизнеса;
  • 9 ст. — полномочия сотрудников органов государственной власти;
  • 10 ст. — полномочия сотрудников органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • 11 ст. — полномочия сотрудников органов местного самоуправления;
  • 12 ст. — взаимодействие и сотрудничество органов государственной власти в области предпринимательства;
  • 13 ст. — органы координации и совещаний;
  • 14 ст. — поддержка и помощь лицам, занимающимся малым или средним предпринимательством;
  • 15 ст. — инфраструктура поддержки лиц, занимающихся малым или средним предпринимательством;
  • 16 ст. — способы, процессы и формы поддержки;
  • 17 ст. — поддержка при помощи денежных средств;
  • 18 ст. — поддержка при помощи имущества;
  • 19 ст. — поддержка при помощи сведений и информации;
  • 20 ст. — поддержка при помощи консультаций;
  • 21 ст. — поддержка в области образования лиц, занимающихся малым или средним предпринимательством;
  • 22 ст. — поддержка в сфере инноваций и промышленного производства;
  • 23 ст. — поддержка в сфере ремесленной деятельности;
  • 24 ст. — поддержка в области внешнеэкономической деятельности;
  • 25 ст. — поддержка в области сельскохозяйственной деятельности;
  • 26 ст. — утратил силу ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»;
  • 27 ст. заключительные условия и положения Федерального закона.

«О поддержке малого и среднего предпринимательства» ФЗ основан на положениях Конституции Российской Федерации.

Новые поправки

Последние изменения были внесены в Федеральный Закон 209 27 ноября 2017 года, при принятии ФЗ номер 356.

Изменения произошли в статье 25.1. Согласно новой редакции, объектами инвестирования корпораций малого и среднего предпринимательства являются:

  • Долговые обязательства РФ;
  • Депозитные счета в финансовых организациях.

В ст. 25.1 были добавлены пункты с 11.1 по 11.7. Согласно им, дочерние корпорации теперь вправе также инвестировать средства. Порядок и условия размещения средств или их инвестирования определяется советом директоров корпорации.

Корпорации малого или среднего бизнеса обязаны соблюдать следующие нормативы:

  • Достаточное количество капитала;
  • Величина риска инсайдера должна быть совокупной;
  • Размер рисков на контрагентов максимальный;
  • Соблюдение соотношения капитала корпорации и обязательств.

Расчет условий и нормативов ведется согласно указаниям Правительства Российской Федерации. Проверки корпораций на соблюдение условий, требований и нормативов, установленных Правительством РФ ведутся аудиторными организациями. Все числовые значения и информация о соблюдении нормативов должна быть открытой и размещена на официальном сайте корпорации.

В статье 25.2 были добавлены изменения в части 6.1. Совет директоров корпорации может принять решение о разрешении получения отрицательного финансового результата. Однако такое может происходить только в планируемых отчетных периодах.

В статье четыре изменения произошли 26 июля 2017 года, при принятии ФЗ номер 207. Согласно этой статье к предприятиям малого и среднего бизнеса относятся:

  • Хозяйственные общества;
  • Индивидуальные предприниматели;
  • Хозяйственные партнерства;
  • Фермерские или крестьянские хозяйства;
  • Кооперативы на производстве;
  • Потребительские кооперативы.

Изменения произошли в части 1.1, пункт 2, подпункты а и б. Численность сотрудников организаций малого и среднего предпринимательства не должна превышать ста человек (для малого бизнеса) и 250 (для среднего бизнеса). Согласно изменениям пункта 2.1, правительство Российской Федерации имеет право устанавливать и изменять предельную численность сотрудников для организаций, компаний и фирм малого и среднего бизнеса за прошедший календарный год.

Изменения в категории предпринимательства с малого на средний, со среднего на большой и наоборот происходит, если в течение трех календарных лет происходило изменение численности сотрудников. В случаях вновь созданного или вновь зарегистрированного ИП или юр. лица, если информация была изменена или сохранена в едином реестре, то категория предпринимательства соответственно сохраняется или изменяется.

Текст действующей редакции ФЗ 209

Федеральный закон о предпринимательстве был основан на актах Конституции Российской Федерации. Каждый желающий вести бизнес малой или средней категории имеет определенные права и обязанности, правительство РФ поддерживает и помогает предпринимателям. Чтобы понимать в каких случаях можно обратиться за помощью, к каким категориям относится бизнес и как не совершить ошибки, за которые можно понести ответственность, рекомендуется прочесть или изучить ФЗ 209.



Отчетность за сотрудников