Филиалы представительства иные структурные подразделения организации которые. Филиалы, представительства и иные обособленные подразделения. Сходства и отличия в теории и на практике

Многие компании, преследующие цель расширения бизнеса, на практике сталкиваются с проблемами выбора правильной формы закрепления юридического статуса дополнительного офиса или цеха.

Что следует выбрать - филиал или представительство? Каковы отличия между ними и чем эти формы отличаются от иных обособленных подразделений? А может, это одно и то же? Понять отличия между филиалами, представительствами, иными обособленными подразделениями, выделить их основные признаки и помочь выбрать правильную форму ведения бизнеса, не забывая о специфике режима налогообложения компании поможет настоящая статья.

Под этим мы подразумеваем, что географическое пространство представляет собой гибрид, состоящий из сочетания материальных вещей друг с другом и с нормами, которые регулируют использование, доступ и владение этими вещами. Согласно этой концепции, конкурентоспособность приобретает новое измерение, которое происходит от артикуляции в некоторых частях пространства между материальными формами и нормами, которые гарантируют высокие уровни производительности и текучести. Речь идет о конкурентоспособности как атрибуте пространства, особенно в регионе.

Прежде всего оговоримся, что состав терминологии гражданского и налогового права различается. В Налоговом кодексе Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) отсутствует определение понятия филиал, равно как и понятие представительства. В то же время статья 11 НК РФ определяет, что институты, понятия и термины гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом. Поэтому указанные термины мы будем применять для целей налогообложения именно в том значении, в котором они используются в гражданском законодательстве.

Эта концепция находит свое полное значение в семантической области, которая включает идеи пространственного разделения труда, территориального разделения труда, продуктивной региональной специализации, кругов сотрудничества в космосе, региональной конкурентоспособности, социально-пространственного образования, территориального образования, географически неравного развития, между другие. Во всех этих случаях речь идет о создании географического пространства в качестве примера общества в рамках критической социальной теории.

Из этого концептуального мириада важно выделить понятие агропромышленной сети, поскольку оно выражает подлинно географический подход, поскольку оно рассматривает места и территории, которые поддерживают агропромышленную деятельность как активные переменные производственных процессов, обращения и нормативной среды. По словам Сильвейры, мы должны иметь в виду, что территория, благодаря своим непредвиденным обстоятельствам, характеристикам и экологическим, социально-культурным, экономическим и техническим характеристикам, предлагает разные возможности и устанавливает определенные условия, как и для ее использования, агентами, которые участвуют в агропромышленном комплексе.

Понятия "филиал" и "представительство" приведены в статье 55 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Согласно положениям данной нормы представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

С помощью этого подхода мы можем признать некоторые элементы, присущие пространственным схемам сельскохозяйственной продукции. Чтобы иметь дело с последним, необходимо подчеркнуть, что расширение агробизнеса и логика сельскохозяйственных товаров являются проявлениями глобального технического единства, глобализации стандартов и интернационализации рынков в соответствии с «единым разумом» глобализации. Основными странами назначения являются Китай, Нидерланды и Соединенные Штаты. Производство соевых бобов и их производных, главным образом, из современных сельскохозяйственных приграничных районов, главным образом в районах Серрадо, является основной ответственностью за выразительное количество бразильского агробизнеса, причем 25% от общей стоимости экспорта.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Исходя из определений, можно сделать вывод, что главное отличие филиала и представительства друг от друга состоит в их функциональном назначении: представительство лишь представляет интересы юридического лица в его взаимоотношениях с участниками гражданского оборота, например, выполняет функции ведения переговоров и последующего заключения сделок, а также защиты интересов организации в судебных органах.

Под поверхностью этих фигур уникальное явление: сопутствующее увеличение площади и производственной арены в результате сочетания ускоренной послевоенной модернизации сельского хозяйства и наличия территориальных фондов, расширения схем сельскохозяйственного пространства и агропромышленного. В этом случае бразильская территория является одной из последних, у которой есть возможности для расширения сельскохозяйственного производства. Уже область производства, понимаемая как все пространство, используемое для производства данного продукта, от самого производства до конечного потребления, стало всемирным.

Филиал также представляет интересы юридического лица, т.е. в том числе выполняет функции представительства. Однако, помимо этого филиал осуществляет все или часть функций юридического лица. Иначе говоря, филиал не только ведет переговоры и совершает от имени юридического лица сделки, но и выполняет фактические действия, направленные на исполнение заключенных договоров, т.е. ведет производственную, торговую или иную деятельность, осуществлением которой занимается само юридическое лицо. При этом филиал может выполнять все виды деятельности организации либо некоторые из них.

Эта интернационализация производственных производственных сетей изменила качество внедрения Бразилии на международные рынки. Зерна, произведенные в бразильском регионе Серрадо, выезжают на тысячи километров в экспортные порты и транспортируются судном на потребительские рынки, особенно в Китай и Европу. Эта интернационализация агропромышленных капиталов не находит сильного пространственного наследия в сельскохозяйственных приграничных районах Бразилии, что приводит к меньшему сопротивлению местного населения корпоративному использованию сельской местности и городов.

Рассмотрев оба понятия, мы можем выделить признаки, схожие как для филиала, так и для представительства. Первый и самый, пожалуй, определяющий признак сводится к тому, что ни филиал, ни представительство не являются юридическими лицами, т. е. самостоятельными участниками гражданского оборота, а вступают в гражданские, трудовые, налоговые и иные правоотношения от имени юридического лица, их создавшего. На практике этот признак находит свое отражение в следующем:

Сочленение ранее существовавших производственных отношений с крупными фермерами, главным образом с юга и сельскохозяйственными предприятиями, привело к колоссальной концентрации земель, деградации окружающей среды и вытеснению мелких семейных фермеров. Расширение пространственных схем сельскохозяйственной продукции требует эффективной логистики, включающей большее число регионов и агентов, и делает необходимым распространение норм, которые облегчают и рационализируют оборот товаров. В случае бразильских сельскохозяйственных товаров мы видим создание ряда планов, программ и законов на федеральном и государственном уровнях, которые направлены на рационализацию потока зерна.

Сделки от имени филиала или представительства заключает само юридическое лицо;

Оно же несет ответственность по обязательствам, возникшим в связи с их деятельностью;

Филиалы и представительства не могут выступать в качестве истцов и ответчиков в суде, т.е. не могут самостоятельно от своего имени участвовать в судебных процессах. Вот как регламентирует этот вопрос Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ (далее - ВАС РФ) в Информационном письме от 14.05.98 г. N 34 "О рассмотрении исков, вытекающих из деятельности обособленных подразделений юридических лиц": «...обособленное подразделение, не являющееся юридическим лицом, может предъявлять иск только от имени юридического лица... К исковому заявлению, подписанному руководителем обособленного подразделения, должна быть приложена доверенность (или ее копия) юридического лица, подтверждающая его полномочия на подписание искового заявления от имени юридического лица.

Среди основных добывающих регионов появляются районы Серрадо в Центрально-Западном регионе и на юго-востоке Рондонии, к западу от Баии, к югу от Мараньхау и Пиауи, Триангуло Минейро и к западу от Мины, являются вопросами, затрагивающими всю территорию Бразилия, а также большое расстояние от основных экспортных портов и выраженная региональная специализация в продуктах, уязвимых для колебаний международных рынков. В этих областях в рамках технических систем, связанных с производством, осуществляется ряд государственных и частных инвестиций, таких как новые системы транспорта, связи, хранения и обработки, исследовательские центры, сельскохозяйственные машины и агрохимикаты, коммерческие офисы и отделения банков.

При отсутствии такой доверенности исковое заявление возвращается без рассмотрения на основании п. 2 ч. 1 ст. 108 АПК РФ».

Аналогичный вывод содержится и в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации". В силу п. 9 данного Постановления филиалы и представительства российских юридических лиц не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений и не имеют статуса налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц. Ответственность за неисполнение всех обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов несет юридическое лицо, в состав которого входит соответствующий филиал (представительство).

Вместе с этими новыми сельскохозяйственными техническими системами существует также нормативный аппарат, целью которого является повышение эффективности и текучести в производстве, таких как Закон о модернизации портов, Закон Кандира, уступка железных дорог и водных путей частной инициативе, новые кредитное и сельскохозяйственное страхование, партнерские отношения между государственными и частными агентами по строительству и прокладке автомобильных дорог, например, по программе правительства Эстонии Мату Гроссо.

Внедрение и использование этих новых технических и нормативных систем обусловлено созданием кругов сотрудничества между различными агентами, участвующими в схемах производства сельскохозяйственной продукции. Круги сотрудничества выходят за пределы территории Бразилии, в которой участвуют различные государства, компании и международные финансовые агенты. Установленные отношения между различными агентами варьируются от дорожного покрытия, транспортировки и хранения зерна, до финансирования сельского хозяйства и финансовых инвестиций на фондовых биржах в Соединенных Штатах и ​​Европе.

Руководствуясь данной правовой позицией, ФАС Московского органа в своем Постановлении от 15 апреля 2009 г. № КА-А40/1708-09 отметил, что филиалы не являются субъектами налоговых правоотношений, следовательно, не могут быть привлечены к налоговой ответственности, поскольку к ответственности за действия (бездействия) филиалов может быть привлечено только юридическое лицо.

Способ, которым каждый агент вписывается в схему производственного пространства и способ формирования его отношений, показывает иерархию. Те, кто может контролировать кровообращение, вводя производство в движение, - это те, кто держит власть. Мы могли бы добавить, что в продуктивной космической цепи сои, в консолидированных областях современной сельскохозяйственной границы, наиболее конкурентоспособные регионы являются заложниками международных рынков и уязвимы для глобальной логики товаров.

Новые технические и нормативные базы, характерные для периода глобализации, позволили обеспечить планетаризацию различных производственных пространств и их соответствующих кругов сотрудничества. Распространение транспортных и коммуникационных сетей, сопровождаемое нормами, созданными для содействия обмену между различными регионами и странами, распространяет ту же рациональность использования территории.

Территориальная обособленность, или расположение вне места нахождения организации, также является важным определяющим признаком как филиала, так и представительства. В соответствии с п. 2 и 3 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации и указывается в его учредительных документах.

Фракции национальных территорий были организованы посредством действий общественных сил и влияния крупных корпораций для размещения этапов производственного процесса, которые экстраполируют границы социально-пространственных образований. Места и регионы специализируются на определенных этапах различных производственных пространств, расширяя территориальное разделение труда и становясь подчиненными внешним заказам и логике.

Доминирующая рациональность конкурентоспособности и экономического роста ставит различные места в конкуренции, в реальной войне, чтобы привлечь инвестиции и войти в продуктивные схемы глобализации. Таким образом, они являются конкурентоспособными регионами, функциональными областями для производства гегемонии, подчиненными международным параметрам качества и стоимости.

В отношении понятия «место нахождения юридического лица» в современной юридической литературе сложились разные мнения. Одни склонны считать, что местом нахождения юридического лица является конкретный адрес, т.е. населенный пункт, улица, дом, офис, по которому расположен постоянно действующий исполнительный орган юридического лица, или в случае его отсутствия - иной орган или лицо, имеющее право действовать от имени юридического лица без доверенности, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ). В соответствии с этом предположением территориальная обособленность означает, что если дополнительный офис компании располагается в одном населенном пункте, на одной улице и даже в одном доме с создавшим их юридическим лицом, но в отличном от него помещении, они смело могут относиться по данному признаку к филиалу или представительству.

В Бразилии и, возможно, в других странах этот спор за дополнительные инвестиции способствовал фрагментации территории, расширению исторического социально-пространственного неравенства в нескольких масштабах, поскольку растущая производственная специализация, лишенная политического контроля над производством, делает уязвимыми место и регион. Логика производства и потоков, протекающих через различные этапы, выходит за пределы региона, приписывая новые горизонты, новые цели и новые солидарности с этим географическим пространством.

То, что когда-то было выражением отношения между частью пространства и частью общества в долгосрочной перспективе, так хорошо понимаемым классическими географами, сегодня является не более чем историческим наследием, переменной, подчиненной новой логике регионального образования, исходя из идеи конкурентоспособности и параметров международных рынков и отсутствия продуктивной автономии. В этих терминах, как можно говорить об устойчивом и устойчивом местном «развитии», как пропагандируют географы, экономисты и государственные органы?

В соответствии с противоположной теорией, под местом нахождения юридического лица следует считать не конкретный почтовый адрес, содержащийся в ЕГРЮЛ, а принадлежность к определенному субъекту Российской Федерации (например, Санкт-Петербург). Следуя логике этого предположения территориальная обособленность как признак филиала или представительства означает, что создать их юридическое лицо может лишь вне места своего нахождения, т.е. в ином субъекте Российской Федерации. Однако, на практике можно заметить, что налоговые органы, руководствуясь по большей части Налоговым кодексом и не углубляясь в теоретические аспекты гражданского законодательства, не ограничивают налогоплательщиков в праве создавать филиалы и представительства в том же субъекте Российской Федерации, где располагается само юридическое лицо.

Как теоретически направлять действия, учитывая прямо пропорциональную взаимосвязь между глобализацией производственных производственных пространств и повышенной уязвимостью мест, регионов и территорий? В рамках нынешней регулирующей структуры, выраженной в игре сил, включающей крупные корпорации и различные формы организации гражданского общества, обычно предполагается, что территориальный суверенитет разделяют агенты, ориентированные на формы негосударственного регулирования. Тем не менее, государство является единственным агентом, который несет ответственность за всю территорию и население.

Имущественная обособленность филиалов и представительств как следующий важный их признак означает, что во-первых, они вправе иметь имущество, выделенное юридическим лицом на отдельный баланс, а во-вторых, вправе иметь отдельный расчетный счет. При этом, согласно Письму УМНС РФ по г. Москве от 09.06.2004 N 23-10/1/38453 выделение филиала или представительства на отдельный баланс определяется учредительными документами организации, в том числе ее уставом и положением о данном филиале или представительстве. Однако на это имущество и денежные средства филиалы и представительства не обладают правом собственности, оперативного ведения или хозяйственного управления - вещными и обязательственными правами на них обладает само юридическое лицо, а филиал или представительство лишь фактически владеют и пользуются ими.

Широко распространенная идея общества о социальной и экологической ответственности - это ошибочность или, самое большее, маркетинговый ход и так называемые «неправительственные организации» при выполнении их явных целей могут составлять лишь небольшую часть общества и территории и не имеют политической легитимности, чтобы сделать больше, чем это.

Нынешняя историческая форма территориального разделения труда соответствует форме, также исторически определенной, обращения. Мы понимаем, что концепция производственного космического контура, как обсуждалось в этом тексте, адекватно воспринимает роль обращения в текущем историческом периоде.

Филиалы и представительства организационно обособлены от создавшего их юридического лица. Это означает, что их руководители назначаются юридическим лицом и действуют на основании выданной им доверенности. О важности доверенности как документа, определяющего полномочия руководителя филиала или представительства, говорится в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ", где в частности, указано:

"Необходимо иметь в виду, что соответствующие полномочия руководителя филиала (представительства) должны быть удостоверены доверенностью и не могут основываться лишь на указаниях, содержащихся в учредительных документах юридического лица, положении о филиале (представительстве) и т.п., либо явствовать из обстановки, в которой действует руководитель филиала.

При разрешении спора, вытекающего из договора, подписанного руководителем филиала (представительства) от имени филиала и без ссылки на то, что договор заключен от имени юридического лица и по его доверенности, следует выяснять, имелись ли у руководителя филиала (представительства) на момент подписания договора соответствующие полномочия, выраженные в положении о филиале и доверенности. Сделки, совершенные руководителем филиала (представительства) при наличии таких полномочий, следует считать совершенными от имени юридического лица.

Необходимо также учитывать, что руководитель филиала (представительства) вправе передоверить совершение действий, на которые он уполномочен доверенностью, другому лицу с соблюдением правил, предусмотренных статьей 187 Кодекса".

Филиалы и представительства действуют на основании отдельного документа (Положения), который является внутренним документом организации (т.е. не подлежит государственной регистрации) и утверждается органом, в компетенцию которого входит принятие решения о создании филиала или представительства. Отметим при этом, что какие-либо требования к содержанию Положения законодательством не установлены.

Сведения о филиалах и представительствах должны быть отражены в учредительных документах создавшего их юридического лица. Об этом говорят, например, п. 5 ст. 5 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», п. 6 ст. 5 Федерального закона «Об акционерных обществах», п. 5 ст. 5 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Налогоплательщики нередко спрашивают, имеет ли смысл вносить сведения о филиале или представительстве в новую редакцию Устава, принимаемую в соответствии с требованиями Федерального закона № 312-ФЗ от 30.12.2008г. На этот вопрос однозначно ответил Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в своем постановлении от 17 декабря 2009 г. N Ф04-7560/2009 по делу N А03-6220/2009: сведения о филиале должны быть отражены и в новой редакции Устава общества.

Мы рассмотрели основные признаки, характеризующие филиалы и представительства и отличающие их от юридических лиц. Теперь обратимся к вопросу закрепления правового статуса филиала и представительства - поговорим о регистрации их создания.

Компании часто забывают о том, что принятия одного решения о создании филиала или представительства и постановки их на налоговый учет недостаточно. Необходимо также внести соответствующие изменения в учредительные документы организации. Итак, для открытия филиала или представительства необходимо пройти следующие шаги:

Принять решение о создании филиала/представительства компетентным органом, определенным законом и уставом;

Внести в учредительные документы организации соответствующие изменения в части указания сведений о конкретном филиале или представительстве, решение о создании которого принято;

Наконец, поставить организацию на налоговый учет по месту нахождения созданного филиала/представительства.

Еще совсем недавно налогоплательщикам необходимо было пройти все три этапа процедуры самостоятельно, обивая пороги кабинетов налоговых органов с целым томом документов, подтверждающих факт создания филиала или представительства и внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ и учредительные документы. Этот порядок был упрощен в части постановки на налоговый учет Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ, который вступил в силу 2 сентября 2010 года. Теперь постановка на учет, учет изменений в сведениях, снятие с учета организации в налоговом органе по месту нахождения филиала и представительства осуществляются на основании сведений ЕГРЮЛ. Это означает, что после внесения изменений в ЕГРЮЛ и в учредительные документы в связи с созданием филиала или представительства регистрирующий орган передает файл, содержащий соответствующие сведения в налоговый орган по месту нахождения организации, а тот в свою очередь - в налоговый орган по месту создания филиала или представительства. Последнему отводится пять дней для постановки на налоговый учет организации по месту нахождения ее филиала или представительства. Налогоплательщику остается лишь получить в этом налоговом органе Уведомление о постановке на налоговый учет.

Однако хочется добавить, что упрощение на первый взгляд данной процедуры требует разработки детального механизма для отлаживания процесса взаимодействия налоговых органов. К примеру, на сегодняшний день далеко не показательный пример дает МИФНС № 46 по Москве - регистрирующий орган, в практике которого встречались случаи непредставления данных о созданном филиале в налоговый орган по месту нахождения организации, что существенно затягивало процесс постановки филиала на налоговый учет. Для исключения подобных ситуаций рекомендуем налогоплательщикам не дожидаться исполнения Межрайонной инспекцией своих функций, а после внесения сведений в ЕГРЮЛ самостоятельно обращаться в налоговую инспекцию по своему месту нахождения и лоббировать направление соответствующего запроса в регистрирующий орган.

С какого момента следует считать созданным филиал или представительство? Ответ на этот вопрос можно найти в Письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 16 декабря 2009 г. № 03-02-07/1-541: датой создания филиала (представительства) организации является дата внесения в ЕГРЮЛ сведений о нем.

Мы рассмотрели сходства между филиалом и представительством и различия между ними, определили порядок постановки их на учет. Теперь стоит поговорить еще об одном понятии, используемом в законодательстве и на практике, а именно обособленное подразделение юридического лица.

Смысловое содержание понятия «обособленное подразделение», используемое в налоговом законодательстве шире, чем в гражданском. В соответствии со статьей 11 НК РФ обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Таким образом, Налоговый кодекс РФ выделяет еще один вид обособленного подразделения юридического лица, отличный от филиала и представительства.

Мы определили, что филиалы и представительства обладают целым рядом признаков, отличающих их не только от юридических лиц, но и от иных обособленных подразделений, а именно:

1) расположение вне места нахождения организации;

2) наделение имуществом создавшей их организацией;

3) наличие о них сведений в учредительных документах юридического лица и в ЕГРЮЛ;

4) наличие отдельного документа (Положения), утвержденного надлежащим образом, на основании которого они действуют;

5) назначение их руководителей компетентным органом организации и осуществление их полномочий на основании доверенности, выданной организацией;

6) осуществление всех функций организации или их части (для филиала);

7) представление интересов организации и осуществление их защиты (для представительств).

Причем судебные органы исходят из того, что для квалификации обособленного структурного подразделения в качестве филиала или представительства необходимо наличие непременно всех признаков, приведенных в ст. 55 ГК РФ (см. Постановление ФАС Московского округа от 04.07.2007 N КА-А41/5937-07-П). И отсутствие хотя бы одного из них означает, что такое подразделение юридического лица не может быть признано филиалом или представительством.

Исходя их определения, приведенного в НК РФ, обособленное подразделение характеризуется для целей налогообложения следующими признаками: наличие рабочих мест, которые являются стационарными, оборудованными, созданными вне места нахождения самой организации на срок более месяца, по месту нахождения которых осуществляется деятельность этой организации.

Наличие рабочих мест - вот основополагающий признак любого обособленного структурного подразделения, позволяющий определить, имеется ли у организации обязанность поставить его на учет. Аналогичный вывод содержится и в Письме Минфина РФ от 4 мая 2007г. N 03-02-07/1-214: "Из смысла указанных положений п. 2 ст. 11 НК РФ во взаимосвязи со ст. 16, 20, 22 и 209 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) следует, что основным признаком обособленного подразделения организации является осуществление этой организацией деятельности в РФ вне места ее нахождения посредством стационарного рабочего места, оборудованного для своего работника". Ст. 209 ТК РФ определяет рабочее место как место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Основываясь на данной норме, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ в своих письмах не раз указывал, что если организация не создала для своих сотрудников хотя бы одно стационарное рабочее место, которое прямо или косвенно находится под контролем этой организации, основания для постановки на налоговый учет этой организации по месту осуществления деятельности отсутствуют (см. Письмо от 5 августа 2005 г. N 03-02-07/1-211 и Письмо от 8 августа 2006 г. N 03-02-07/1-212).
Различия между филиалами и представительствами и иными обособленными структурными подразделениями юридического лица приобретает важное практическое значение для целей налогообложения самой организации.

Дело в том, что согласно пп. 1 п.3 ст. 346.13 НК РФ организации, имеющие филиалы и/или представительства теряют право на применение упрощенной системы налогообложения. Однако этот запрет не распространяется на иные обособленные подразделения, созданные с соблюдением норм налогового законодательства. Поэтому налогоплательщик, заинтересованный в наличии у него права на применение упрощенной системы налогообложения, должен иметь в виду это правило при создании структурного подразделения.

Примечательно, что несмотря на видимые признаки, факт создания филиала, а не обособленного подразделения, налогоплательщикам удавалось оспорить в суде, отстаивая свое право на применение желаемой «упрощенки». При рассмотрении подобных дел суды исходили из следующего.

В целях применения норм об упрощенной системе налогообложения недостаточно одного закрепления решения о создании филиала или представительства на бумаге. Общество должно совершать конкретные фактические действия, направленные на осуществление деятельности через свой филиал или представительство. Например, по одному делу суд заметил, что общество не утверждало Положения о филиале, не назначало его руководителя, филиалу не передавалось никакого имущества, для его функционирования не оборудовано ни одного рабочего места, на налоговый учет по месту нахождения филиала общество не вставало. Помещение для размещения филиала по адресу, указанному в дополнениях в учредительные документы Общества, в пользование обществу собственником не передавалось, договор аренды также не заключался. Кроме того, суд пояснил, что из положений пп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ следует, что право применения упрощенной системы налогообложения не предоставляется только тем организациям, которые фактически имеют обособленные подразделения, наделенные всеми функциями филиала и образованные в соответствии с требованиями гражданского законодательства. В данном случае указанное в учредительных документах общества подразделение фактически не существует, а потому общество не может считаться имеющим филиал. Внесение дополнений в учредительные документы, касающихся создания филиала, в случае, когда филиал фактически не создан, само по себе не может свидетельствовать о несоответствии общества требованиям, установленным в пп. 1 п. 3 ст.346.12 НК РФ (см. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 июля 2009 г. N А56-40765/2008).

В другом случае суд пришел к выводу, что созданное обществом обособленное подразделение, по существу, не обладает признаками филиала, определенными статьей 55 ГК РФ, поскольку не представляет интересы общества, учредители общества не наделили его функциями и полномочиями, предусмотренными названной статьей (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 августа 2010 г. по делу N А32-4638/2010).

Помимо отсутствия оснований для утраты права на применение упрощенной системы налогообложения, у обособленных подразделений, в отличие от филиалов и представительств, есть еще одно преимущество. Заключается оно в том, что постановка на учет обособленного подразделения значительно проще, нежели филиала или представительства. Во-первых, для этого не требуется оформления соответствующего решения. Во-вторых, нет необходимости внесения сведений об обособленном подразделении в учредительные документы и в ЕГРЮЛ. Достаточно лишь встать на налоговый учет по правилам ст. 83 НК РФ. Это исключение приобретает особую актуальность в случае поочередного создания нескольких обособленных подразделений в течение небольшого промежутка времени, что позволяет сэкономить и время, отведенное регистрирующему органу для исполнения государственной функции, и госпошлину. Особенно в тех субъектах, где механизм передачи данных о создании филиалов и представительств в соответствии с новыми правилами еще не отработан и она происходит с большими задержками.

В любом случае, даже несмотря на всю организационную простоту оформления и деятельности обособленного подразделения, не забывайте о том, что современные обычаи делового оборота диктуют актуальные правила ведения бизнеса и требуют от его участников юридически правильного закрепления формы построения предпринимательских отношений.

Расширение бизнеса может быть осуществлено посредством создания обособленного подразделения или филиала компании. Что они собой представляют?

Что такое обособленное подразделение?

Под обособленным подразделением фирмы принято понимать принадлежащую ей структуру, которая располагается на другой территории, имеет штат сотрудников и представляет интересы основного офиса. В обособленном подразделении должны быть стационарные рабочие места (создающиеся на срок 1 месяц и более).

Сведения о соответствующей структуре необязательно вносить в учредительные документы компании. Вместе с тем фирмы, формирующие обособленные подразделения, должны вставать на учет в ФНС по месту расположения каждого из локальных учреждений. Для этого в территориальную структуру ФНС необходимо направить уведомление об открытии подразделения. Это нужно сделать в течение 1 месяца с момента создания соответствующей структуры. Получив сообщение об открытии обособленного подразделения фирмы, ФНС в течение 5 дней осуществляет постановку компании на налоговый учет на своей территории и выдает ей уведомление об этом.

Кроме того, в течение 1 месяца с момента создания обособленного подразделения фирма должна уведомить об этом Пенсионный фонд и Фонд социального страхования.

Что такое филиал?

Под филиалом фирмы принято понимать принадлежащую ей структуру, которая, как и обособленное подразделение, располагается на другой территории. При этом она осуществляет деятельность, по своему содержанию полностью соответствующую функциям основного офиса.

Как и в случае с обособленным подразделением, создание филиала осуществляется на уровне локальных нормативно-правовых актов компании. Однако данная процедура, как правило, заметно сложнее, чем та, что характеризует учреждение структур первого типа. В частности, нанятое по трудовому договору исполнительное лицо (например, генеральный директор) не может учреждать филиалы. Кроме того, за создание филиала должно быть отдано как минимум 2/3 от общего количества голосов собственников фирмы - если речь идет об ООО. Уставом фирмы может быть предусмотрено создание филиалов в соответствии с решениями, принимаемыми советом директоров.

В отличие от учреждения обособленного подразделения, создание филиала предполагает указание сведений о нем в уставе организации. Кроме того, данные о соответствующих изменениях в учредительном документе фирмы должны быть переданы в ФНС - для того, чтобы упомянутый орган впоследствии внес корректировки в ЕГРЮЛ. При этом налоговикам необходимо также направить копии документов, при участии которых в устав фирмы вносились изменения. Либо - копии соответствующего учредительного документа. На основании данных о филиале компании, которые вносятся ФНС в ЕГРЮЛ, новая локальная структура фирмы ставится на налоговый учет по месту своего расположения.

Информация о создании филиала, как и в случае с обособленным представительством, должна быть передана в ПФР и ФСС.

Филиал организации обязан иметь руководителя - он занимает свою должность на основании доверенности, которая выдается головным офисом, а также по факту издания генеральным директором соответствующего решения. Полномочиями по назначению руководителя филиала могут наделяться и другие органы управления фирмы.

Сравнение

Главное отличие обособленного подразделения от филиала в том, что сведения о структуре первого типа не должны вноситься в учредительные документы фирмы и ЕГРЮЛ. В целом учреждение обособленного подразделения - более простая процедура, чем создание филиала. Выше мы рассмотрели, в чем это заключается - в необходимости принятия решения о формировании филиала на собрании учредителей, передачи копий устава или корреспондирующих с ним источников в ФНС, а также назначения руководителя соответствующей структуры.

Вместе с тем у обоих рассматриваемых локальных учреждений есть много общего. Так, ни одно ни другое не являются независимым от головного офиса юридическим лицом. То имущество, которым они пользуются, принадлежит основной организации. Учреждаются обособленные подразделения фирм и филиалы, как правило, в одних и тех же целях - расширения представительства бренда, решения локальных задач, связанных с развитием бизнеса.

Определив, в чем разница между обособленным подразделением и филиалом, зафиксируем выводы в таблице.

Таблица

Обособленное подразделение Филиал
Что между ними общего?
Являются юридически зависимыми от головного офиса структурами, создаются в целях решения примерно одних и тех же задач
Сведения об открытии обоих типов структур передаются в ФНС (в случае с обособленным подразделением - только в форме уведомления), ПФР и ФСС
В чем разница между ними?
Сведения о создании обособленного подразделения не отражаются в учредительных документах фирмы Сведения о создании филиала отражаются в учредительных документах фирмы
Может создаваться без согласования на собрании учредителей Создается при условии одобрения собранием учредителей
Не требует назначения руководителя Требует назначения руководителя


Открытие бизнеса