Задачи и назначение. История создания дальнего бомбардировщика

Сверхзвуковой ракетоносец ТУ-22м3 является на данный момент последней моделью серии дальних бомбардировщиков кодификации «Backfire». Модификация с изменяемой геометрией крыльев была создана для замены устаревшего ТУ-16. Новые «М3» способны нести мощное вооружение, решать стратегические задачи, совершать перелеты на дальние расстояния. В международной классификации бомбардировщик ТУ-22м3 принадлежит среднему классу военной авиации.

Задачи и назначение

Ракетоносец модификации «М3» идеально подходит для бомбовых атак на сухопутные и морские объекты по время военных действий. Удары производятся управляемыми и авиационными снарядами. Бомбардировщик ТУ-22м3 может поражать цели в группе самолетов и одиночно в любое время суток, даже в самых плохих погодных условиях.

Защита от атаки осуществляется при помощи специальных радиоэлектронных подавителей помех и современными средствами ПВО. На сегодняшний день нет лучше бомбардировщика, который мог бы поражать оптически невидимые цели на больших скоростях, чем ТУ-22м3. Характеристики самолета делают его незаменимым при атаках малых площадей с максимальных высот.

На сегодняшний день данная модификация способна решать следующие задачи:

1. Поражение важных с военной точки зрения промышленных объектов в тылу врага.

2. Уничтожение целей во время ведения боевых действий стратегических войск и авиации.

3. Атака корабельных группировок одновременно с противостоянием зенитному обстрелу.

4. Изоляция ударных сил врага от приближающихся оперативных резервов.

5. Постановка помех и самолетам и управляемым ракетам.

6. Ведение разведки с максимальных и средних высот.

7. Участие в различных операциях войск ПВО, флотов и фронтов.

История создания

Широкое производство модификации ТУ-22М затруднялось освоением дорогостоящих и сложных технологий. Однако при проектировании был выработан новый подход к созданию универсального ударного бомбардировщика. Во-первых, инженеры отказались от идеи однорежимного истребителя. Изучив все нюансы, они приняли решение сконструировать многорежимный самолет, который смог бы маневрировать на разных высотах и скоростях и при этом поражать силы противника с максимальной точностью. Решением проблемы стало внедрение концепции изменяемой геометрии крыльев.

В отличие от предыдущих моделей, у ТУ-22м3 характеристики позволяли совершать дальние вылеты с максимально загруженным отсеком для боеголовок. Решение о широком производстве бомбардировщика было принято еще в 1974 году в Совете Министров СССР. В основу новой машины лег усовершенствованный двигатель НК25. Однако одной заменой проект не обошелся. Модернизации подверглись и конструкция ракетоносца, и его аэродинамика. В результате доработок была значительно снижена масса самолета.

К концу 1970-х годов был налажен выпуск крупных партий «М3», который сразу после испытаний переходил на баланс советских ВВС. Одним из основных отличий модели от предыдущих было увеличение угла отклонения крыла до 65 градусов. Это позволило спрятать в контур обтекателя агрегаты гидравлического узла поворота. Также был удлинен фюзеляж и улучшено боевое снаряжение. Кроме того, впервые получили применение бесконтактные и гидромеханические генераторы в ТУ-22м3.

Технические характеристики

Конструкция бомбардировщика представляет собой цельнометаллический свободнонесущий моноплан. Расположение крыла - среднее, изменяемое, стреловидное. Хвостовое оперение - однокилевое. Шасси - убирающееся, трехопорное. Примечательны у характеристики кабины. Она способна вмещать до 4 человек. При этом экипаж размещается попарно: спереди - два пилота, сзади - навигатор и штурман.

Фюзеляж представляет собой также цельнометаллическую конструкцию. Каркас укреплен продольными бимсами. Крылья - кессонные, двухлонжеронные, состоящие из центроплана, поворотных узлов и СЧК. Все части соединены между собой неразъемно. В качестве топливных баков используются кессоны. Быстрая маневренность достигается благодаря закрылкам на консолях и трем секциям узла поворота. Вертикальное оперение представлено рулем и килем.

Уникальные двигательные у самолета ТУ-22м3 характеристики позволяют достигать тяги в режиме форсажа до 20 тысяч кгс. При этом составляет 2300 км/ч, в крейсерском режиме - 930 км/ч.

Особенности управления

В ракетоносце ТУ-22м3 кабина пилота представлена продольным и поперечным стабилизатором, рулем направления и системой контроля интерцепторами. Управляемость достигается за счет закрылок и поворотного узла. В случае аварийного отклонения баланс удерживается стабилизатором.

Стоит выделить бустерную систему управления ТУ-22м3. Характеристики крыльев позволяют достигать оптимального баланса гидромеханики поворотных узлов и электроники бортового оборудования. Благодаря этому бомбардировщик может обеспечивать фиксацию на углах от 20 до 65 градусов. Консоли закрылок удерживают самолет в нужном положении за счет силы трения.

Главными бортовыми элементами являются навигационное оборудование, к которому относятся комплекс НК-45, радиолокатор ПНА и ОПБ-015Т, а также система наведения ракет и автоматическая станция АБСУ-145М. Связь между экипажем достигается посредством СПУ-7.

Арсенал и защита

На сегодняшний день одним из самых устрашающих и мощных средств воздушной атаки является именно бомбардировщик ТУ-22м3. Характеристики ударной тому доказательство. На вооружении у сверхзвукового воздушного судна - управляемые ракеты типа Х-22. Кроме того, бомбардировщик имеет специальный отсек для боевого снаряжения военизированных частей.

На внутрифюзеляжной установке и внешних катапультных консолях есть возможность крепления до 10 ракет типа Х-15. В грузоотсеке имеются специальные балки для подвешивания авиационных бомб и мин до 3000 кг. Стоит отметить, что максимальная нагрузка, которую может испытывать самолет, составляет около 24 тонн.

Для защиты от вражеской атаки ракетоносец оснащен пушечной системой ГШ-23 со встроенным радиолокатором и вычислительным блоком. Противостоять помехам и обнаружению самолета ТУ-22м3 призван комплекс «Урал-М».

Боевое применение

Бомбардировщик являлся одной из главных воздушных ударных сил во время Афганской войны в конце 1988 года. В военных действиях в Чечне в небесных просторах главенствовали ТУ-22м3 и МиГ-31-МБ. Совместный полет этих производился в целях поддержки штурмовой авиации за счет сброса осветительных бомб.

Летом 2008 года несколько модернизированных ТУ-22м3 совершили прицельный удар по важным стратегическим точкам грузинской армии в Южной Осетии.

Примечательно, что никакая из моделей серии ТУ-22М никогда не поступала на экспорт, хотя к ним неоднократно проявляли интерес Китай и Индия.

Основные модификации

На данный момент существует всего две усовершенствованные вариации бомбардировщика:

1. В модели ТУ-22м3М была переоборудована прицельная система СВП-24-22. Также модернизации подвергся навигационно-вычислительный комплекс.

2. ТУ-22м3Р представляет собой самолет-разведчик, главной целью которого является постановка помех вражеским локаторным системам. Данная модификация широкого применения не получила.

фХ-22т УФБМ РЕТЧПК НПДЙЖЙЛБГЙЕК УЧЕТИЪЧХЛПЧПЗП ВПНВБТДЙТПЧЭЙЛБ. ьФБ НБЫЙОБ Й ЕЕ РПУМЕДХАЭЙЕ ЧБТЙБОФЩ РТЕДОБЪОБЮБМЙУШ РТЕЦДЕ ЧУЕЗП ДМС ЧЕДЕОЙС ТБДЙПФЕИОЙЮЕУЛПК Й ЖПФПТБЪЧЕДЛЙ ЧПЕООП-РТПНЩЫМЕООЩИ ПВЯЕЛФПЧ, БЬТПДТПНПЧ, УФБТФПЧЩИ РПЪЙГЙК ТБЛЕФ, ЧПЕООП-НПТУЛЙИ ВБЪ Й РПТФПЧ, тму Й ДТХЗЙИ ЧПЕООЩИ ПВЯЕЛФПЧ Ч ЗМХВПЛПН ФЩМХ РТПФЙЧОЙЛБ, Б ФБЛЦЕ ОБ НПТЕ, ДОЕН Й ОПЮША, Ч РТПУФЩИ Й УМПЦОЩИ НЕФЕПХУМПЧЙСИ.

вПТФПЧПЕ ПВПТХДПЧБОЙЕ РПЪЧПМСМП ЧЕУФЙ ТБДЙПФЕИОЙЮЕУЛЙК РПЙУЛ тму У ЙУРПМШЪПЧБОЙЕН БРРБТБФХТЩ "тПНВ-4б" Й "тПЪБ", ТБДЙПМПЛБГЙПООХА ТБЪЧЕДЛХ НЕУФОПУФЙ У РПНПЭША ВПТФПЧПК тму "тХВЙО" Й ЖПФПЗТБЖЙТПЧБОЙЕ ЙЪПВТБЦЕОЙС ОБ ЬЛТБОЕ РТЙУФБЧЛПК жбтн. ч ПФУЕЛЕ ВПЕЧПК ОБЗТХЪЛЙ ТБЪНЕЭБМЙУШ Ч ТБЪМЙЮОЩИ ЛПНВЙОБГЙСИ ЖПФПБРРБТБФЩ бжб-40, бжб-41, бжб-42, Б ФБЛЦЕ ЛБНЕТБ ДМС ОПЮОПК УЯЕНЛЙ обжб-нл-75. нБЫЙОБ ВЩМБ ХЛПНРМЕЛФПЧБОБ ЛПНБОДОПК Й УЧСЪОПК ("зЕМЙК" У ДБМШОПУФША УЧСЪЙ ДП 3000 ЛН) ТБДЙПУФБОГЙСНЙ, РЕТЕЗПЧПТОЩН ХУФТПКУФЧПН урх-7, ТБДЙПЛПНРБУПН бтл-54, УЙУФЕНПК УМЕРПК РПУБДЛЙ ур-50 Й УФБОГЙЕК "уЧПД", ЛБУУЕФБНЙ лду-16з ДМС УВТПУБ РТПФЙЧПТБДЙПМПЛБГЙПООЩИ ПФТБЦБФЕМЕК У ВХОЛЕТБНЙ брр-22, УФБОГЙЕК БЛФЙЧОЩИ РПНЕИ, тму "тХВЙО-1н", ПРФЙЮЕУЛЙН ВПНВПЧЩН прв-15 Й ФЕМЕЧЙЪЙПООЩН УФТЕМЛПЧЩН фр-1 РТЙГЕМБНЙ.

лБВЙОБ ЫФХТНБОБ ОБ фХ-22т, Ч ПФМЙЮЙЕ ПФ ВПНВБТДЙТПЧЭЙЛБ, ЙНЕМБ ДПРПМОЙФЕМШОПЕ ПЛОП Ч РТБЧПН ВПТФХ ЖАЪЕМСЦБ, РТЕДОБЪОБЮБЧЫЕЕУС ДМС ТБВПФЩ У ЧЙЪЙТПН РЕТУРЕЛФЙЧОПЗП ЖПФПБРРБТБФБ.

пРЩФОЩК ПВТБЪЕГ ТБЪЧЕДЮЙЛБ РЕТЕПВПТХДПЧБМЙ ЙЪ 13-ЗП УЕТЙКОПЗП ВПНВБТДЙТПЧЭЙЛБ (№ 1040034). еЗП ЧЩЛБФЙМЙ ЙЪ УВПТПЮОПЗП ГЕИБ Ч БРТЕМЕ 1961 З. чЩРПМОЙЧ РСФШ РПМЕФПЧ Ч лБЪБОЙ, ЬЛЙРБЦ МЕФЮЙЛБ-ЙУРЩФБФЕМС зПТАОПЧБ (Ч ЛПФПТЩК ЧИПДЙМЙ ЫФХТНБО лПМПУПЧ Й ВПТФТБДЙУФ рЙТПЦЛПЧ) 28 БРТЕМС 1961 З. РЕТЕМЕФЕМ Ч цХЛПЧУЛЙК ОБ МЕФОП-ЙУРЩФБФЕМШОХА Й ДПЧПДПЮОХА ВБЪХ (мй Й дв) плв-156 ДМС РТПЧЕДЕОЙС ЪБЧПДУЛЙИ ЙУРЩФБОЙК. рПУМЕ ДПТБВПФПЛ Й ХУФБОПЧЛЙ ЬЛУРЕТЙНЕОФБМШОПЗП ПВПТХДПЧБОЙС УБНПМЕФ ЧЩРПМОЙМ ЫЕУФШ ФТЕОЙТПЧПЮОЩИ РПМЕФПЧ РЕТЕД ЧПЪДХЫОЩН РТБЪДОЙЛПН Ч фХЫЙОЕ, Й МЙЫШ РПУМЕ ЬФПЗП У 24 ЙАМС ОБЮБМЙУШ ЙУРЩФБФЕМШОЩЕ РПМЕФЩ РП РТПЗТБННЕ. уФБТЫЙН ЧЕДХЭЙН ЙОЦЕОЕТПН РП ЙУРЩФБОЙСН ВЩМ п.з. еЖЙНПЧ. уРХУФС НЕОЕЕ ФТЕИ НЕУСГЕЧ, 10 ПЛФСВТС, РТПЙЪПЫМП ЮТЕЪЧЩЮБКОПЕ РТПЙУЫЕУФЧЙЕ. рТЙ ОБЪЕНОПК ЗПОЛЕ ДЧЙЗБФЕМЕК ТБЪТХЫЙМБУШ ФХТВЙОБ МЕЧПЗП ДЧЙЗБФЕМС, Й ЧПЪОЙЛЫЙК РПЦБТ ЖБЛФЙЮЕУЛЙ РПМОПУФША ХОЙЮФПЦЙМ НБЫЙОХ. л ЬФПНХ ЧТЕНЕОЙ УБНПМЕФ ХУРЕМ УПЧЕТЫЙФШ 24 РПМЕФБ.

йУРЩФБОЙС РТПДПМЦЙМЙ ОБ НБЫЙОЕ № 2050015 (Ч ДПЛХНЕОФБИ ЕЕ ЮБУФП ОБЪЩЧБМЙ №501), ФБЛЦЕ РЕТЕПВПТХДПЧБООПК ЙЪ ВПНВБТДЙТПЧЭЙЛБ. 26 ЖЕЧТБМС 1962 З. ЬФПФ УБНПМЕФ, УПЧЕТЫЙЧЫЙК УЕНШ РПМЕФПЧ Ч лБЪБОЙ, РЕТЕЗОБМЙ Ч цХЛПЧУЛЙК, ЗДЕ ЙУРЩФБОЙС РТПДПМЦЙМЙ. мЕФБМЙ ЙУРЩФБФЕМЙ е. зПТАОПЧ Й о.й. зПТСКОПЧ. рЕТЧЩК ЬФБР УПЧНЕУФОЩИ ЙУРЩФБОЙК ЪБЧЕТЫЙМУС 23 НБТФБ, РПУМЕ ЮЕЗП ТБЪЧЕДЮЙЛ РЕТЕДБМЙ ОБ ЗПУХДБТУФЧЕООЩЕ ЙУРЩФБОЙС. л ЬФПНХ ЧТЕНЕОЙ ВЩМЙ ДПУФЙЗОХФЩ (РТЙ РПМЕФОПН ЧЕУЕ 57 500 ЛЗ) НБЛУЙНБМШОБС УЛПТПУФШ 1465 ЛН/Ю ОБ ЧЩУПФЕ 11 000 Н, ЮФП УППФЧЕФУФЧПЧБМП ЮЙУМХ нБИБ, ТБЧОПНХ 1,38, Б ОБ ВЕУЖПТУБЦОПН ТЕЦЙНЕ ТБВПФЩ ДЧЙЗБФЕМЕК (РТЙ НБЛУЙНБМШОЩИ ПВПТПФБИ)-1022 ЛН/Ю (н=0,963). чЕТФЙЛБМШОБС УЛПТПУФШ, ЪБЖЙЛУЙТПЧБООБС Х ЪЕНМЙ, ТБЧОСМБУШ 18,6 Н/У, Б ЧТЕНС ОБВПТБ ЧЩУПФЩ 10 000 Н - 15 НЙО.

фХ-22т УПИТБОЙМ ЧПЪНПЦОПУФШ РТЙНЕОСФШУС Ч ЛБЮЕУФЧЕ ВПНВБТДЙТПЧЭЙЛБ. пО НПЗ ЪБЗТХЦБФШУС ВПНВБНЙ ЛБМЙВТБ ДП 9000 ЛЗ Й ОБОПУЙФШ ВПНВПЧЩЕ ХДБТЩ У МАВЩИ ЧЩУПФ ДОЕН Й ОПЮША, Ч РТПУФЩИ Й УМПЦОЩИ НЕФЕПХУМПЧЙСИ. дМС ЬФПЗП ФТЕВПЧБМПУШ МЙЫШ ЪБНЕОЙФШ ТБЪЧЕДЩЧБФЕМШОПЕ ПВПТХДПЧБОЙЕ Ч ПФУЕЛЕ ВПЕЧПК ОБЗТХЪЛЙ ОБ ВПНВБТДЙТПЧПЮОПЕ. тму "тХВЙО-1б" Й ПРФЙЮЕУЛЙК РТЙГЕМ прв-15 ЧИПДЙМЙ Ч УПУФБЧ УФБОДБТФОПЗП ПВПТХДПЧБОЙС.

дМС ЙОДЙЧЙДХБМШОПК ЪБЭЙФЩ РТЙ РТПТЩЧЕ ЮЕТЕЪ УЙУФЕНХ рчп РТПФЙЧОЙЛБ фХ-22т ПУОБЭБМЙУШ ХУФТПКУФЧБНЙ РПУФБОПЧЛЙ РБУУЙЧОЩИ РПНЕИ лду-16 Й ЛБУУЕФБНЙ буп-2й, ТБЪНЕЭБЧЫЙНЙУС Ч ЗПОДПМБИ ПУОПЧОЩИ ПРПТ ЫБУУЙ. оБ РЕТЧЩИ УЕТЙСИ ТБЪЧЕДЮЙЛПЧ РП-РТЕЦОЕНХ НПОФЙТПЧБМЙ ЛПТНПЧХА УФТЕМЛПЧХА ХУФБОПЧЛХ. чРПУМЕДУФЧЙЙ ОБ ОЕЛПФПТЩИ НБЫЙОБИ ХУФБОБЧМЙЧБМЙУШ ЧНЕУФП ЛПТНПЧПК УФТЕМЛПЧПК ХУФБОПЧЛЙ дл-20у УФБОГЙЙ БЛФЙЧОЩИ РПНЕИ уру-151/152/153. тБЪЧЕДЮЙЛ НПЗ ЙУРПМШЪПЧБФШУС Й Ч ЛБЮЕУФЧЕ УБНПМЕФБ ТБДЙПЬМЕЛФТПООПК ВПТШВЩ. дМС ЬФПЗП ОЕПВИПДЙНП ВЩМП МЙЫШ ПУОБУФЙФШ ЕЗП УППФЧЕФУФЧХАЭЙН УЯЕНОЩН ПВПТХДПЧБОЙЕН.

л ЛПОГХ 1961 З. ЙЪ УВПТПЮОПЗП ГЕИБ ЪБЧПДБ № 22 ЧЩЛБФЙМЙ РСФШ ТБЪЧЕДЮЙЛПЧ. рЕТЧЩЕ ДЧБ фХ-22т (№ 304 Й № 1032054) ПВМЕФБМ ЪБЧПДУЛПК МЕФЮЙЛ-ЙУРЩФБФЕМШ в.ч. нБЫЛПЧГЕЧ, ФТЕФША (№ 401) РПДОЙНБМ Ч ЧПЪДХИ A.M. йУФПНЙО, РСФХА (№ 1040034) - зЕТПК уПЧЕФУЛПЗП уПАЪБ ч.ч. йУФПНЙО, ХДПУФПЕООЩК ЬФПЗП ЧЩУПЛПЗП ЪЧБОЙС Ч ЗПДЩ чЕМЙЛПК пФЕЮЕУФЧЕООПК ЧПКОЩ.

оБДП ПФНЕФЙФШ, ЮФП РПМЕФЩ ОБ РЕТЧЩИ УЕТЙКОЩИ фХ-22т РЕТЕД УДБЮЕК ЙИ ЪБЛБЪЮЙЛХ ВЩМЙ РПМОЩ ДТБНБФЙЪНБ. рТПСЧМСМЙУШ ЛБЛ ЛПОУФТХЛФЙЧОЩЕ ДЕЖЕЛФЩ, ФБЛ Й ПЫЙВЛЙ ЬЛЙРБЦЕК, ЕЭЕ ОЕДПУФБФПЮОП ПУЧПЙЧЫЙИ НБЫЙОХ. фБЛ, ОБ УБНПМЕФЕ № 1032054 (№ 305) ОБ ЧЪМЕФЕ УМПЦЙМЙУШ ПРПТЩ ЫБУУЙ, Й ФСЦЕМБС НБЫЙОБ ТБУРМБУФБМБУШ ОБ ЧЪМЕФОП-РПУБДПЮОПК РПМПУЕ. мЙЫШ ЮХДПН ПВПЫМПУШ ВЕЪ РПЦБТБ, ОП ФСЦЕМХА ФТБЧНХ РПМХЮЙМ ЫФХТНБО о. ыБНЙЕЧ. рПЪЦЕ, ЛПННЕОФЙТХС ЬФПФ УМХЮБК, ОБЮБМШОЙЛ МЕФОП-ЙУРЩФБФЕМШОПК УФБОГЙЙ ЪБЧПДБ № 22 з.с. жПНЙО ТБУУЛБЪЩЧБМ:

"оБ ПТЗБОЩ ХРТБЧМЕОЙС НБЫЙОПК ЧЩЧЕМЙ ПВЭЙК ФХНВМЕТ ЧЩРХУЛБ Й ХВПТЛЙ ЫБУУЙ. рП РТЕДРПМПЦЕОЙА БЧБТЙКОПК ЛПНЙУУЙЙ, нБЫЛПЧГЕЧ УМХЮБКОП (ОЕЮБСООП) ЪБДЕМ ФХНВМЕТ, ХУФБОПЧЙЧ ЕЗП Ч РПМПЦЕОЙЕ "ХВТБОП", ЪБФЕН ФХФ ЦЕ ЕЗП РЕТЕЛМАЮЙМ Ч РПМПЦЕОЙЕ "ОЕКФТБМШОП", ОП УЙЗОБМ РТПЫЕМ Й ЪБНЛЙ УТБВПФБМЙ. нБЫЙОБ ХРБМБ ОБ ВЕФПО. рПУМЕ ЬФПЗП УМХЮБС РПУФБЧЙМЙ ДЧБ ФХНВМЕТБ "ЧЩРХУЛ" Й "ХВПТЛБ". б РПЧТЕЦДЕООХА НБЫЙОХ ЧПУУФБОПЧЙМЙ".

рТЙ ЧЩРПМОЕОЙЙ РМПЭБДЛЙ ОБ УЧЕТИЪЧХЛПЧПК УЛПТПУФЙ ФТЕФША НБЫЙОХ УФБМП ТБУЛБЮЙЧБФШ ЧЧЕТИ-ЧОЙЪ. л ФПНХ ЧТЕНЕОЙ ЬФПФ ДЕЖЕЛФ фХ-22 ЕЭЕ ОЕ "ЙЪМЕЮЙМЙ", Й ЬЛЙРБЦХ РТЙЫМПУШ ЛБФБРХМШФЙТПЧБФШУС. пДОБЛП РПУМЕ ЬФПЗП УБНПМЕФ ХУРПЛПЙМУС, Й МЙЫШ ЧЩТБВПФБЧ ФПРМЙЧП, ХРБМ ОБ ЪЕНМА. оБ РСФПН фХ-22т Х МЕФЮЙЛБ-ЙУРЩФБФЕМС ч.ч. йУФПНЙОБ РТЙ РПУБДЛЕ УМПЦЙМЙУШ ПРПТЩ ЫБУУЙ, ОП Й Ч ЬФПФ ТБЪ ПВПЫМПУШ ВЕЪ РПЦБТБ.

ч 1962 З. ЛПНБОДПЧБОЙЕ дБМШОЕК БЧЙБГЙЙ РЕТЕДБМП ОБ УПЧНЕУФОЩЕ ЙУРЩФБОЙС ЕЭЕ ДЧБ фХ-22т (№ 5029025 Й № 1029034). цЙЪОШ ЧФПТПК НБЫЙОЩ ПЛБЪБМБУШ ЛПТПФЛПК. 18 БРТЕМС УБНПМЕФ, ОБ ВПТФХ ЛПФПТПЗП ОБИПДЙМУС ЬЛЙРБЦ мйй Ч УПУФБЧЕ МЕФЮЙЛБ о.ч. бЛУЕОПЧБ, ЫФХТНБОБ о.ж. вПЮЛБТЕЧБ Й ТБДЙУФБ ч.н. ыЕУФХИЙОБ, РПФЕТРЕМ ЛБФБУФТПЖХ. рПУМЕ ОБВПТБ ЧЩУПФЩ 11-12 ЛН РТПРБМБ УЧСЪШ ЛПНБОДЙТБ У ЛПНБОДОЩН РХОЛФПН, РЙМПФ ОЕ ПФЧЕЮБМ ОБ ЪБРТПУЩ ЬЛЙРБЦБ Й ОЕ ЛПТТЕЛФЙТПЧБМ НБТЫТХФ РПМЕФБ РП ЛПНБОДБН У ЪЕНМЙ. рПОСЧ, ЮФП ДЕМП РМПИП, Й РПМХЮЙЧ РТЙЛБЪ У ЪЕНМЙ, ЫФХТНБО Й ТБДЙУФ ЛБФБРХМШФЙТПЧБМЙУШ. рТЙЮЙОХ ЛБФБУФТПЖЩ ФБЛ Й ОЕ ХУФБОПЧЙМЙ, ОП РТЕДРПМПЦЙМЙ ЧТЕНЕООПЕ ОБТХЫЕОЙЕ ТБВПФПУРПУПВОПУФЙ МЕФЮЙЛБ.

оБ УЕТЙКОЩИ фХ-22т ФТЕФЙК ЮМЕО ЬЛЙРБЦБ, УФТЕМПЛ-ТБДЙУФ, УФБМ ЙНЕОПЧБФШУС ПРЕТБФПТПН. ьФП, ЧЙДЙНП, ПВЯСУОСМПУШ ФЕН, ЮФП ФЕРЕТШ ПО ПВУМХЦЙЧБМ Й НОПЗПЮЙУМЕООПЕ ДПРПМОЙФЕМШОПЕ ПВПТХДПЧБОЙЕ ТБЪЧЕДЮЙЛБ.

лПОУФТХЛФПТЩ РПУФЕРЕООП НПДЕТОЙЪЙТПЧБМЙ фХ-22т, УФБТБСУШ ЙЪВБЧЙФШ ЕЗП ПФ ОБЙВПМЕЕ ЧБЦОЩИ ОЕДПУФБФЛПЧ. ч 1965 З. ОБ ПДОПК НБЫЙОЕ ХУФБОПЧЙМЙ ДЧЙЗБФЕМЙ тд-7н2 ФСЗПК 16500 ЛЗ (ЬФП НЕТПРТЙСФЙЕ ОБНЕЮБМПУШ ЕЭЕ ПУЕОША 1961 З., ОП ЪБДЕТЦБМПУШ ЙЪ-ЪБ ДМЙФЕМШОПК ДПЧПДЛЙ ДЧЙЗБФЕМЕК). пДОПЧТЕНЕООП РТЙНЕОЙМЙ ЬМЕТПО-ЪБЛТЩМЛЙ. фЕРЕТШ ЬМЕТПОЩ ТБВПФБМЙ МЙЫШ ОБ ДПЪЧХЛПЧЩИ УЛПТПУФСИ, Б РТЙ РЕТЕИПДЕ ОБ УЧЕТИЪЧХЛ ПФЛМАЮБМЙУШ, Й ЙИ ЖХОЛГЙА ЧЩРПМОСМЙ ЧОЕЫОЙЕ УЕЛГЙЙ ЪБЛТЩМЛПЧ. рТЙНЕОЕООПЕ ФЕИОЙЮЕУЛПЕ ТЕЫЕОЙЕ РПЪЧПМЙМП ЙУЛМАЮЙФШ ТЕЧЕТУ ЬМЕТПОПЧ Й ТБУЫЙТЙФШ ДЙБРБЪПО УЛПТПУФЕК РПМЕФБ. рМБФПК ЪБ ЬФП УФБМП ХУМПЦОЕОЙЕ УЙУФЕНЩ ХРТБЧМЕОЙС УБНПМЕФПН. пДОПЧТЕНЕООП ХДБМПУШ ХЧЕМЙЮЙФШ ЛТЙФЙЮЕУЛХА УЛПТПУФШ ЖМБФФЕТБ ЛТЩМБ. рТПФЙЧПЖМБФФЕТОЩЕ ЗТХЪЩ УФБМЙ ОЕ ОХЦОЩ, Й ЙИ УОСМЙ. йЪНЕОЙМЙ ЛПОУФТХЛГЙА ЫБУУЙ, УДЕМБЧ РПДЧЕУЛХ НСЗЮЕ.

юБУФШ УБНПМЕФПЧ фХ-22т ПУОБУФЙМЙ БРРБТБФХТПК ТБДЙПФЕИОЙЮЕУЛПК ТБЪЧЕДЛЙ "лХВ". пОЙ ЙНЕОПЧБМЙУШ фХ-22тл .

ч ПВЭЕК УМПЦОПУФЙ ЪБЧПД № 22 РПУФТПЙМ ПЛПМП 130 ТБЪЧЕДЮЙЛПЧ-ВПНВБТДЙТПЧЭЙЛПЧ (ЧЛМАЮБС ПРЩФОЩЕ ПВТБЪГЩ, РЕТЕДЕМБООЩЕ ЙЪ ВПНВБТДЙТПЧЭЙЛПЧ фХ-22). вПМШЫБС ЮБУФШ фХ-22т РПРБМБ Ч дБМШОАА БЧЙБГЙА, ОЕНОПЗЙН ВПМЕЕ 40 НБЫЙО ОБИПДЙМПУШ Ч УПУФБЧЕ БЧЙБГЙЙ вБМФЙКУЛПЗП Й юЕТОПНПТУЛПЗП ЖМПФПЧ.

ч 1962 З. УБНПМЕФ ЕЭЕ ОЕ РТПЫЕМ РПМОПУФША ЙУРЩФБОЙК, ОЕ ВЩМ РТЙОСФ ОБ ЧППТХЦЕОЙЕ, Б фХ-22 ХЦЕ ЛПНРМЕЛФПЧБМЙУШ ЮБУФЙ дБМШОЕК БЧЙБГЙЙ. уДБЧ плв-156 ЧПУЕНШ НБЫЙО РЕТЧЩИ ФТЕИ УЕТЙК, ЛПММЕЛФЙЧ ЪБЧПДБ № 22 У 3-К УЕТЙЙ РТЙУФХРЙМ Л РПУФТПКЛЕ ТБЪЧЕДЮЙЛПЧ-ВПНВБТДЙТПЧЭЙЛПЧ фХ-22т ДМС ччу.

чУМЕД ЪБ ФТЕНС РПМЛБНЙ 15-К ДЙЧЙЪЙЙ ПУЧБЙЧБФШ фХ-22т УФБМ ПФДЕМШОЩК ТБЪЧЕДЩЧБФЕМШОЩК БЧЙБРПМЛ Ч ъСВТПЧЛЕ (ФБЛЦЕ Ч ТБКПОЕ зПНЕМС). рПИПЦЕ, ЪБРБДОПЕ ОБРТБЧМЕОЙЕ УЮЙФБМПУШ УБНЩН ПРБУОЩН ДМС ууут, Й ЙНЕООП ОБ ЬФЙИ ТХВЕЦБИ ВЩМЙ УПУТЕДПФПЮЕОЩ РПЮФЙ ЧУЕ фХ-22. ч 1962 З. ЪБЧПД № 22 ЧЩРХУФЙМ РПУМЕДОЙЕ ДЧБ ВПНВБТДЙТПЧЭЙЛБ Й РПМОПУФША РЕТЕЫЕМ ОБ ЧЩРХУЛ фХ-22т. л ЛПОГХ ЗПДБ ЪБЛБЪЮЙЛ РПМХЮЙМ Ч ДПРПМОЕОЙЕ Л РСФЙ НБЫЙОБН РТПЫМПЗП ЗПДБ ЧЩРХУЛБ ЕЭЕ 30 ТБЪЧЕДЮЙЛПЧ, Б РТПЙЪЧПДУФЧП ЧУЕ ОБТБЭЙЧБМПУШ. уППФЧЕФУФЧЕООП, ЙНЙ УФБМЙ ЧППТХЦБФШ ОПЧЩЕ ЧПЙОУЛЙЕ ЮБУФЙ. ьФЙ НБЫЙОЩ УФБМ ПУЧБЙЧБФШ МЙЮОЩК УПУФБЧ ПФДЕМШОПЗП ЗЧБТДЕКУЛПЗП ДБМШОЕЗП ТБЪЧЕДЩЧБФЕМШОПЗП РПМЛБ БЧЙБГЙЙ чнж, ДЙУМПГЙТПЧБЧЫЕЗПУС ОБ БЬТПДТПНЕ юЛБМПЧУЛ Ч лБМЙОЙОЗТБДУЛПК ПВМБУФЙ. рПУМЕДОЙЕ УЕТЙКОЩЕ ТБЪЧЕДЮЙЛЙ РПУФХРБМЙ Ч 199-К ПФДЕМШОЩК ЗЧБТДЕКУЛЙК ДБМШОЙК ТБЪЧЕДЩЧБФЕМШОЩК РПМЛ Ч оЕЦЙОЕ Й БЧЙБРПМЛ ччу юЕТОПНПТУЛПЗП ЖМПФБ Ч уБЛБИ (лТЩН).

ч УЕТЕДЙОЕ 1960-И ЗЗ. ЧОЕДТЙМЙ ГЕОФТБМЙЪПЧБООХА ЪБРТБЧЛХ УБНПМЕФПЧ ФПРМЙЧПН, ЪОБЮЙФЕМШОП ХРТПУФЙЧЫХА РТПГЕДХТХ РПДЗПФПЧЛЙ Л РПЧФПТОПНХ ЧЩМЕФХ.

ч ЛПОГЕ 1967 З. Ч 121-К ЗЧБТДЕКУЛЙК ПФДЕМШОЩК ТБЪЧЕДЩЧБФЕМШОЩК РПМЛ дБМШОЕК БЧЙБГЙЙ ВЩМ ОБРТБЧМЕО ДМС РТПДПМЦЕОЙС УМХЦВЩ МЕФЮЙЛ зб. лМЕРЙЛПЧУЛЙК. ч ФЕЮЕОЙЕ ДЕУСФЙ МЕФ, РТЕДЫЕУФЧПЧБЧЫЙИ ЬФПНХ ОБЪОБЮЕОЙА, зЕООБДЙК бОДТЕЕЧЙЮ ВЩМ УОБЮБМБ ЧФПТЩН МЕФЮЙЛПН, Б ЪБФЕН ЛПНБОДЙТПН ЛПТБВМС фХ-16. еЗП РЕТЕХЮЙЧБОЙЕ ОБ фХ-22т РТПИПДЙМП УОБЮБМБ ОБ ЪБЧПДБИ Ч тЩВЙОУЛЕ Й лБЪБОЙ, ЗДЕ ДЕМБМЙ ДЧЙЗБФЕМЙ Й УБНЙ УБНПМЕФЩ. у СОЧБТС 1968 З. лМЕРЙЛПЧУЛЙК РТЙУФХРЙМ Л РПМЕФБН ОБ фХ-22т, Б Ч БРТЕМЕ-НБЕ РПМЛ РЕТЕЧППТХЦЙМЙ ОБ фХ-22л Й фХ-22р. у 1968 З. РП 1969 З. зЕООБДЙК бОДТЕЕЧЙЮ МЕФБМ Ч ЛБЮЕУФЧЕ ЛПНБОДЙТБ фХ-22р. ч 1970 З. ЕЗП ОБЪОБЮЙМЙ ОБ ДПМЦОПУФШ ЪБНЕУФЙФЕМС ЛПНБОДЙТБ ЬУЛБДТЙМШЙ РП РПМЙФЮБУФЙ, Й ПО МЕФБМ ОБ фХ-22л ДП 1980 З.

"нПЙ ЧПУРПНЙОБОЙС, - ТБУУЛБЪЩЧБМ зЕООБДЙК бОДТЕЕЧЙЮ, - УХЗХВП УХВЯЕЛФЙЧОЩ, РПУЛПМШЛХ ЪБ ЧУЕ ЧТЕНС МЕФОПК ТБВПФЩ Х НЕОС ОЕ ВЩМП ОЙ ПДОПЗП ПФЛБЪБ БЧЙБФЕИОЙЛЙ, ЛПФПТЩЕ НПЗМЙ ВЩ ЛБЛ-ФП РПЧМЙСФШ ОБ ТЕЪХМШФБФЩ РПМЕФБ. рПЧЕЪМП, ЛПОЕЮОП! вЩМЙ ПРБУОЩЕ, ДБЦЕ ПЮЕОШ ПРБУОЩЕ НПНЕОФЩ, ОП ОЕ РП ЧЙОЕ ФЕИОЙЛЙ, Б, ЛБЛ ЗПЧПТЙФУС, - ЮЕМПЧЕЮЕУЛЙК ЖБЛФПТ ЙМЙ ОЕВМБЗПРТЙСФОЩЕ УФЕЮЕОЙС ПВУФПСФЕМШУФЧ. нПЙ ПФЪЩЧЩ П УБНПМЕФЕ фХ-22 - УБНЩЕ ЧПУФПТЦЕООЩЕ! нБЫЙОБ ЛПОУФТХЛФЙЧОП УМПЦОБС, Ч РЙМПФЙТПЧБОЙЙ - УФТПЗБС, ПВЪПТ - ПЗТБОЙЮЕООЩК, Б РПУБДЛБ ЧЕУШНБ УЛПТПФЕЮОБС. оП ЛБЦДЩК РПМЕФ ДПУФБЧМСМ ХДПЧМЕФЧПТЕОЙЕ!"


мфи:
нПДЙЖЙЛБГЙС фХ-22т
тБЪНБИ ЛТЩМШЕЧ, Н 23.17
дМЙОБ, Н 41.60
чЩУПФБ, Н 10.13
рМПЭБДШ ЛТЩМБ, Н2 162.25
нБУУБ, ЛЗ
РХУФПЗП УБНПМЕФБ 43600
ОПТНБМШОБС ЧЪМЕФОБС 69000
НБЛУЙНБМШОБС ЧЪМЕФОБС 85000
фЙР ДЧЙЗБФЕМС 2 фтд чд-7н
фСЗБ, ЛЗУ
ЧЪМЕФОБС 2 И 10500
ОБ ЖПТУБЦЕ 2 И 16000
нБЛУЙНБМШОБС УЛПТПУФШ, ЛН/Ю 1410
лТЕКУЕТУЛБС УЛПТПУФШ, ЛН/Ю 950
рТБЛФЙЮЕУЛБС ДБМШОПУФШ, ЛН 4900
рТБЛФЙЮЕУЛЙК РПФПМПЛ, Н 13500
ьЛЙРБЦ, ЮЕМ 3
чППТХЦЕОЙЕ: ПДОБ 23-НН РХЫЛБ от-23 Ч ИЧПУФПЧПН ПФУЕЛЕ
дПР. ЙОЖПТНБГЙС:

жПФПЗТБЖЙЙ:


пДЙО ЙЪ РЕТЧЩИ фХ-22т

фХ-22т ОБ ЙУРЩФБОЙСИ © у.жЕДПТПЧ

фХ-22т

фХ-22т

фХ-22т

фХ-22т

фХ-22т

фХ-22т © у.жЕДПТПЧ

фХ-22т

фХ-22т

фХ-22т

Статус снят с вооружения Основные эксплуатанты ВВС СССР
ВВС России
ВВС Украины
ВВС Ирака
ВВС Ливии Годы производства - Единиц произведено 2 прототипа
311 серийных Изображения на Викискладе

История

Последние Ту-22 были сняты с вооружения ВВС РФ и ВМФ России в 1990-е годы .

Эксплуатация

На вооружении

43 ЦБП и ПЛС ДА (Дягилево, в/ч 74386) - Ту-22Б, Ту-22П, Ту-22У

929 ГЛИЦ (Ахтубинск, в/ч18374) - Ту-22Р

15 ОДРАП ВВС БФ (Чкаловск, в/ч 49206) - Ту-22Р, РД, П

30 ОДРАП ВВС ЧФ (Саки-4, в/ч 56126) - Ту-22Р, Ту-22П, Ту-22У

199 ОДРАП (Нежин, в/ч 13656) - Ту-22Р(Д, ДК), Ту-22РП, Ту-22У

290 ОДРАП (Зябровка, в/ч 65358) - Ту-22РД(М), Ту-22У

121 ТБАП (Мачулищи, в/ч 15486) - Ту-22П, Ту-22К, Ту-22У

203 ТБАП (Барановичи, в/ч 26355) - Ту-22Б,Ту-22К,Ту-22П

341 ТБАП (Озёрное) - Ту-22П,К,КП, У

26 ОДБАП СКВО (Светлоград) - Ту-22К

В Ираке - с начала 1974 10 Ту-22Б, 2 Ту-22УД, с 1981 года - 4 Ту-22К

В Ливии - 14 Ту-22Б и 2 Ту-22УД

Модификации

  • Ту-22Б - первоначальный вариант самолёта, оснащённый только свободнопадающими бомбами
  • Ту-22Р/РД/РК/РДК - самолёт, совмещающий в себе свойства бомбардировщика и разведчика
  • Ту-22РДМ - усовершенствованный вариант Ту-22РДК, 1980 год
  • Ту-22П/ПД - самолёт, оснащённый средствами радиоэлектронной разведки
  • Ту-22К/КД - ракетоносец, 1965 год , несёт ракеты типа Х-22
  • Ту-22КП/КПД - усовершенствованный вариант Ту-22ПД, 1968 год
  • Ту-22У/УД - тренировочный самолёт (название "УД" условно, так как при наличии штанги топливоприёмника аппаратура дозаправки на самолёте не устанавливалась)

В ходе войны в Южной Осетии () в связи с потерей ВВС РФ самолёта Ту-22М в средствах массовой информации произошла некоторая путаница, поскольку заместитель начальника генштаба Анатолий Ноговицын назвал потерянный самолёт «Ту-22» (очевидно, полагая, что уточнять модификацию нет нужды, так как на вооружении российских ВВС остаются только Ту-22М).

Тактико-технические характеристики

Источник данных: Burdin, Sergey and Dawes, Alan, 2006.

, кг/м² (расч.)
ТТХ Ту-22 различных модификаций
Ту-22К
Blinder-B
Ту-22Р(Д)
Blinder-C
Технические характеристики
Экипаж 3
(командир, штурман, бортоператор)
Длина , м 42,6
Размах крыла , м 23,646
Высота , м 10,04
Площадь крыла , м² 151,25
Коэффициент удлинения крыла 3,7
Коэффициент сужения крыла 3,68
Угол стреловидности по линии 1/4 хорд 52°14"30
Профиль крыла П-60 - корень крыла, СР-8 - законцовки
База шасси , м 14,465
Колея шасси , м 9,12
Нормальная взлётная масса , кг 92 000 85 000
Максимальная взлётная масса , кг - 91 000
Нормальная посадочная масса , кг 56 500/60 000
без/с Х-22
55 400
Максимальная посадочная масса , кг 65 000 65 000
Масса топлива , кг 42 900/37 050
без/с Х-22
48 500
Объём топливных баков , л 58530
(максимальный)
Силовая установка 2 × ТРДФ РД-7М2 2 × ТРДФ ВД-7М
Бесфорсажная тяга , кН (кгс) 2 × 107,87 (11000) 2 × 102,97 (10500)
Форсажная тяга , кН (кгс) 2 × 161,81 (16500) 2 × 156,9 (16000)
Лётные характеристики
Максимальная скорость , км/ч 1610 / 1550
без/с Х-22
1410
Крейсерская скорость , км/ч 950-1000 / 1200-1300
дозвуковая/сверхзвуковая
Практическая дальность , км
(на дозвуковой скорости
на сверхзвуковой скорости
с дозаправкой)
4400
1560
6150
5650
2400
7150
Боевой радиус , км 2500-2700 -
Практический потолок , м 13 300 608 562
Тяговооружённость
(При нормальной взлётной массе)
0,3585 0,352
Максимальная эксплуатационная
Ту-22 самый аварийный самолёт советских ВВС: только до 1975 года разбилось около 70 машин (20 % парка).

Советский дальний сверхзвуковой бомбардировщик конструкции КБ Туполева. Предназначался для замены бомбардировщика Ту-16. В свою был заменён семейством бомбардировщиков Ту-22М.

История

Самолёт Ту-22 создавался с целью заменить бомбардировщик Ту-16. Рабочее проектирование Ту-22 (проект «105») ОКБ Туполева (ведущий конструктор Д.Марков) начало 15 августа 1955 года и уже к августу 1957 года была закончена постройка планера первого прототипа.

К лету 1958 года на прототип были установлены двигатели, и начались статические испытания.

21 июня 1958 года самолёт «105» (экипаж лётчика-испытателя Ю. Т. Алашеева) совершил свой первый полёт.

С 1957 года одновременно с разработкой проекта «105» начались работы по второму прототипу - «105А». В этой машине предполагалось серьёзные изменения в плане аэродинамики (в проектировании использовали «правило площадей»). Именно этот прототип и стал впоследствии самолётом Ту-22.

Ту-22 выпускались на Казанском заводе № 22 с 1959 года по декабрь 1969 года. Стоимость одной машины составляла около 10 млн рублей. Всего было выпущено 311 самолётов этого типа (в модификациях бомбардировщика Ту-22А и Ту-22Б, разведчика Ту-22Р, ракетоносца Ту-22К, постановщика помех Ту-22П и учебно-тренировочного самолёта Ту-22У; свыше половины из них было оборудовано штангой системы дозаправки топливом по системе «шланг-конус» от самолётов 3МС-2 и Ту-16Н и имело обозначения Ту-22РД, Ту-22КД, Ту-22ПД и Ту-22УД соответственно).

Были созданы самолёты видовой, радиотехнической и радиоэлектронной разведки Ту-22Р (Ту-22РД), Ту-22РМ (Ту-22РДМ). Также Ту-22Р (и остальные модификации разведчиков) могли проводить топографическую и аэрофотосъемку в оперативной глубине обороны противника, для чего в фюзеляже монтировались три аэрофотоаппарата (АФА-42/100 или АФА-42/20, АФА-40, АФА-41/20, АФА-54/100-2МР или ночной НАФА-МК-75). Помимо разведчика были созданы учебная модификация Ту-22У, с дополнительной кабиной для лётчика-инструктора вместо бортового оператора, и самолёт радиоэлектронной борьбы Ту-22П, который предназначен для создания активных и пассивных помех в метровом, дециметровом и сантиметровом диапазоне волн. Благодаря новой по тому времени мощной РЛС Ту-22П мог выявлять воздушные цели и производить на них наведение истребителей, а также давать целеуказания наземным средствам ПВО.

Последние Ту-22 были сняты с вооружения ВВС РФ и ВМФ России в 1990-е годы.

Прозвища

В ВВС СССР имел прозвище «Шило» (за форму фюзеляжа), и «Людоед» (за высокую аварийность). Иногда упоминается прозвище "Стратегический дефектоносец" и "Сверхзвуковой спиртовоз".

Модификации

Первоначальный вариант самолёта, вооружённый только свободнопадающими бомбами

-Ту-22Р/РД/РК/РДК

Самолёт, совмещающий в себе свойства бомбардировщика и разведчика

Усовершенствованный вариант Ту-22РДК, 1980 год


Самолёт, оборудованный средствами радиоэлектронной разведки

Ракетоносец, 1965 год, вооружён ракетами типа Х-22

-Ту-22КП/КПД

Усовершенствованный вариант Ту-22ПД, 1968 год

Тренировочный самолёт (название "УД" условно, так как при наличии штанги топливоприёмника аппаратура дозаправки на самолёте не монтировалась)

Несмотря на сходное обозначение, является отдельным типом, имеющим мало общего с Ту-22. Объясняется такое название тем, что создавался во времена Хрущева (который практически запретил конструирование новых самолетов, сделав ставку на ракетное оружие): назвав новую машину "модернизацией" уже выпускаемой - Туполев получил финансирование на ее создание.

Эксплуатация

С 1962 года в части ВВС стал поступать первый серийный сверхзвуковой бомбардировщик средней дальности ТУ-22 (изделие «А», изделие «Ю»). Ту-22Б предназначался для нанесения бомбовых ударов по стационарным, морским и ограниченно подвижным целям. В варианте ракетоносца-бомбардировщика (Ту-22К, Ту-22КД) самолёт мог нести одну сверхзвуковую ракету «воздух-поверхность» Х-22 «Буря» (ракета располагалась в полуутопленном положении под фюзеляжем) или до 13 т бомб свободного падения. Помимо главного бомбоотсека в центроплане Ту-22 имел по одному небольшому отсеку для патронов ПИКС на крыльевых гондолах главного шасси. Для защиты задней полусферы использовалась дистанционно гидравлически управляемая пушечная установка ДК-20 с пушкой Р-23 (262П), скорострельностью до 2800 выстр/мин.

Экипаж состоял из командира корабля, штурмана и бортового оператора.

Ту-22 оборудовался совершенным для своего времени бортовым оборудованием: РЛС переднего обзора «Рубин-1А» (на ракетных вариантах стояла РЛС «ПН»), РЛС управления огнем оборонительной пушечной установки «Аргон-2», пушечным телеприцелом ТП-1, навигационным бомбардировочным автоматом с навигационным вычислителем ЦНВУ-1, астроориентатором БЦ-63А, радиовысотомер РВ-25А, централью скорости и высоты ЦСВ-1М, радиокомпасом АРК-11, автопилотом АП-7МЦ, радиотехнической системой ближней навигации РСБН-2С, средствами РЭБ (автомат пассивных помех АПП-22, станции помех «Сирень»). Ту-22 оборудовался катапультируемыми креслами, причем для обеспечения посадки экипажа в самолёт кресла электроподъёмниками опускались вниз. На Ту-22 более поздних выпусков стала монтироваться система дозаправки в воздухе с неубираемой штангой топливоприёмника в носовой части самолёта (построено или переоборудовано 176 машин).

Эксплуатация Ту-22 выявила массу достаточно серьёзных недостатков самолёта. На больших сверхзвуковых скоростях из-за воздушных возмущений, вызванных неудачным расположением двигателей над хвостовым оперением, самолёт становился трудноуправляемым. Из-за эффекта реверса элеронов максимальную скорость в эксплуатации (самолётов первых серий) ограничили до 1,4 М. В полёте из-за нагрева обшивки и деформации конструкции происходило самопроизвольное перемещение тяг управления, что вызывало сильные кренящие и разворачивающие моменты - иногда для парирования крена приходилось держать штурвал в положении 90 град.! Самолёт был неустойчив и склонен к продольной прогрессирующей раскачке. После доработки и установки демпферов тангажа ДТ-105А, автомата продольной устойчивости АУ-105А, автомата дополнительных усилий АДУ-105А эти негативные недостатки были практически убраны. Большие неудобства экипажу доставляли плохой обзор из кабины и высокая посадочная скорость. Не доставляли радости и выстреливаемые вниз катапультные кресла К-22 (минимальная высота покидания самолёта Ту-22 в горизонтальном полёте 350 м).

Двигатели ВД-7М, установленные на самолёте, также имели массу недостатков. Впоследствии на Ту-22 монтировались более мощные и надёжные ТРДФ РД-7М2, а самолёты, находящиеся в эксплуатации, постепенно дорабатывались.

Повседневная эксплуатация самолёта представляла сложную задачу. Предполётная подготовка занимала до 3,5 часов, предварительная - весь рабочий день. Затруднено было обслуживание силовых установок, размещённых на большой высоте. Широкополосный сильнейший грохот двигателей требовал защиты у техсостава не только органов слуха, но и брюшной полости. Рабочие места экипаж занимал за 15 мин до выруливания - в связи с большим объёмом проверок систем и прогревом двигателей и т. д.

Недостаточная надёжность и недоведённость жизненно важных систем привела к целой серии тяжёлых лётных происшествий, а из-за конструктивных просчётов и ошибок самолёт на протяжении всей своей эксплуатации постоянно дорабатывался представителями ОКБ и промышленности, и был доведён до более-менее нормального состояния к середине 80-х годов. Особенно тяжело вводился в строй ракетоносец Ту-22К.

Далеко не все пилоты могли освоить эту редкую, тяжёлую и скоростную машину. В дальней авиации, да и пожалуй в мировой авиации, это был единственный тяжёлый (с посадочным весом в районе 60 тонн и скоростью касания 320-330 км/ч) серийный самолёт с «одинарным» экипажем - без «правака» (второго лётчика) и без второго штурмана.

В истории эксплуатации Ту-22 было несколько неприятных случаев отказов экипажей вылетать на этом типе самолёта.

На машине более чем широко (и на порядок больше, чем на "спиртовозе" МиГ-25Р) использовалось испарительное спиртовое охлаждение, в виде спиртоводной смеси (так называемой «шпаги» или «шила» - в ДА, и «шлёмки» - в АВМФ), в количестве около 450 литров (количество и объём спиртовых ёмкостей очень неодинаковы на разных модификациях самолёта), что вызывало весьма неоднозначную реакцию в среде авиаторов и создавало проблемы командованию.

Авиационные полки Ту-22 дислоцировались только в европейской части страны. Самолёты Ту-22 в разное время эксплуатировались: 15 гв. Гомельской ТБАД - 341 ТБАП (Озёрное), 121 гв. ТБАП (Мачулищи), 203 гв ТБАП (Барановичи), а также 200 ТБАП в Бобруйске, 290 ОДРАП в Зябровке. 45 разведчиков Ту-22Р использовались в авиации ВМФ (30 ОДРАП ЧФ Саки и 15 ОДРАП БФ Чкаловск).

В Дальней авиации России Ту-22 пролетал до 1994 года. В августе 1994 года последние самолёты Ту-22 (двух полков) покинули Белоруссию и перелетели на базу разделки в Энгельс на утилизацию, хотя у самолётов ещё оставался запас ресурса.

Несмотря на огромные трудности и потерянные жизни при создании и эксплуатации этого самолёта, накопленный опыт привёл к созданию многорежимного сверхзвукового ракетоносца Ту-22М.

На вооружении

43 ЦБП и ПЛС ДА (Дягилево, в/ч 74386) - Ту-22Б, Ту-22П, Ту-22У

929 ГЛИЦ (Ахтубинск, в/ч 18374) - Ту-22Р

15 ОДРАП ВВС БФ (Чкаловск, в/ч 49206) - Ту-22Р, РД, П

30 ОДРАП ВВС ЧФ (Саки-4, в/ч 56126) - Ту-22Р, Ту-22П, Ту-22У

199 ОДРАП (Нежин, в/ч 13656) - Ту-22Р(Д, ДК), Ту-22РП, Ту-22У

290 ОДРАП (Зябровка, в/ч 65358) - Ту-22РД(М), Ту-22У

121 ТБАП (Мачулищи, в/ч 15486) - Ту-22П, Ту-22К, Ту-22У

203 ТБАП (Барановичи, в/ч 26355) - Ту-22Б,Ту-22К,Ту-22П

341 ТБАП (Озёрное) - Ту-22П,К,КП, У

26 ОДБАП СКВО (Светлоград) - Ту-22К

В Ираке - с начала 1974 10 Ту-22Б, 2 Ту-22УД, с 1981 года - 4 Ту-22К

В Ливии - 14 Ту-22Б и 2 Ту-22УД

Экспорт

-Ирак

В 1979 году ВВС Ирака получили 10 бомбардировщиков Ту-22Б и 2 учебных Ту-22У. В 1981 году к ним присоединилось 4 ракетоносца Ту-22К.

-Ливия

14 Ту-22Б и 2 Ту-22УД были поставлены в 1979 году. Последний вылет самолётов этого типа в ВВС Ливии произошёл в 1992 году.

Боевое использование

Угандийско-танзанийская война (1978-1979; ВВС Ливии)
-Чадско-ливийский конфликт (1981-1987; ВВС Ливии)
-Война в Иракском Курдистане (1961-1975; ВВС Ирака)
-Ирано-иракская война (1980-1988; ВВС Ирака)

Модификация Ту-22ПД (самолёт РЭБ) использовалась на последнем этапе войны в Афганистане. Одиночные машины ходили на задания вместе с бомбардировщиками Ту-16 и Ту-22М, для постановки помех пакистанским истребителям F-16 .

ТТХ

ТТХ Ту-22 различных модификаций
Blinder-B
Ту-22Р(Д)
Blinder-C
Экипаж 3 (командир, штурман, бортоператор)
Длина, м 42,6 42,6
Размах крыла, м 23,646 23,646
Высота, м 10,04 10,04
Площадь крыла, м2 151,25 151,25
Коэффициент удлинения крыла 3,7 3,7
Коэффициент сужения крыла 3,68 3,68
Угол стреловидности по линии 1/4 хорд 52град.1430 52град.1430
Профиль крыла П-60 - корень крыла, СР-8 - законцовки
База шасси, м 14,465 14,465
Колея шасси, м 9,12 9,12
Нормальная взлётная масса, кг 92 000 85 000
Нормальная посадочная масса, кг 56 500/60 000
без/с Х-22
55 400
Максимальная посадочная масса, кг 65 000 65 000
Масса топлива, кг 42 900/37 050
без/с Х-22
48 500
Объём топливных баков, л 58530
(максимальный)
58530
(максимальный)
Силовая установка 2 х ТРДФ РД-7М2 2 х ТРДФ ВД-7М
Бесфорсажная тяга, кН (кгс) 2 х 107,87 (11000) 2 х 102,97 (10500)
Форсажная тяга, кН (кгс) 2 х 161,81 (16500) 2 х 156,9 (16000)
Максимальная скорость, км/ч 1610 / 1550
без/с Х-22
1410
Крейсерская скорость, км/ч 950-1000 / 1200-1300
дозвуковая/сверхзвуковая
950-1000 / 1200-1300
дозвуковая/сверхзвуковая
Практическая дальность, км
(на дозвуковой скорости
на сверхзвуковой скорости
с дозаправкой)
4400
1560
6150
5650
2400
7150
Боевой радиус, км 2500-2700 -
Практический потолок, м 13 300 13 500
Нагрузка на крыло, кг/м2 (расч.)
608 562
Тяговооружённость
(При нормальной взлётной массе)
0,3585 0,352
Максимальная эксплуатационная перегрузка +2 g +2 g
5700 (с Х-22)
3000/9000
(нормальная/максимальная)
3000/9000
(нормальная/максимальная)
Ракеты «воздух-поверхность» 1 х Х-22 нет
Авиабомбы 1 х ядерная 7У-31 или 246Н

2 х ФАБ-3000М-54/М-46
3 х ФАБ-1500-2600ТС
4 х ФАБ-1500 с АПП-22

12 х ФАБ-500М-62
16 х РБК-250-275АО

1 х ядерная 7У-31 или 246Н
1 х ФАБ-9000М-54 или ФАБ-5000М-54
2 х ФАБ-3000М-54/М-46
3 х ФАБ-1500-2600ТС
4 х ФАБ-1500 с АПП-22
6 х ХАБ-1500, ФАБ-1500М-46 или ФАБ-500М-62 с АПП-22
12 х ФАБ-500М-62
16 х РБК-250-275АО
18 х ФАБ-500М-54/М-46/ТС, ФЗАБ-500 или ЗАБ-500-400
24 х ФАБ-250М-54/М-46/ТС, ОФАБ-250-270, ЗАБ-250-200, ОХАБ-250-235П, ХАБ-250-150СМ-46, ФОТАБ-250-215, САБ-250-180МФ или ОФАБ-100-НВ
Оборонительное вооружение
500 патр.
1 х 23 мм пушка 261П в установке ДК-20
500 патр.

Вторую половину двадцатого столетия можно смело назвать эпохой стратегических бомбардировщиков. Эти огромные машины, вооруженные самым смертоносным оружием, какое только придумал человек, барражировали на заоблачных высотах, символизируя неминуемость ответного удара. Они обеспечивали гарантированное взаимное уничтожение в случае начала ядерного конфликта.

После того, как СССР получил ядерное оружие, возник вопрос о способах его доставки на территорию вероятного противника. Пошли двумя путями: началась разработка межконтинентальных баллистических ракет и стратегических самолетов-бомбардировщиков, которые были вооружены ядерными бомбами или крылатыми ракетами.

Западные страны, в особенности США, значительно превосходили Советский Союз в этом направлении. В 1949 году в Америке был построен В-36 – первый самолет, который смело можно назвать стратегическим бомбардировщиком. СССР в этом же году начал серийное производство Ту-4 – точной копии американского самолета B-29 . Но это скорее был дальний бомбардировщик, для «стратега» эта машина явно слабовата. Все вышеперечисленные машины являлись турбовинтовыми, но вскоре начинается новая эра в бомбардировочной авиации, и «стратеги» преодолевают скорость звука.

Тогда еще не было зенитных ракет, которые могли доставать высокоскоростные самолеты на больших высотах, поэтому увеличение скорости машин серьезно повышало их боевые качества. Однако полет на сверхзвуковых скоростях поставил перед конструкторами целый ряд сложнейших технических проблем.

В США были разработаны В-58 и А-5, а Советский Союз ответил на это созданием М-50 и Ту-22. Эти машины можно смело назвать шедеврами инженерной мысли, в них были собраны все технические достижения своего времени.

Бомбардировщик Ту-22 стал знаковой машиной для советской военной авиации . Этот самолет является настоящим долгожителем: свой первый полет он совершил в 1958 году, а закончилась его эксплуатация уже в России, в 1994 году. Ту-22 пережил несколько модернизаций, его последние модификации значительно отличались от машины, которая была сделана под руководством гениального российского авиаконструктора Андрея Николаевича Туполева.

История создания и применения

История Ту-22 весьма интересна. В 1954 году Туполев предложил руководству страны два проекта новых стратегических реактивных бомбардировщика, чтобы заменить самолет Ту-16. Был выбран один из них. В 1958 году начались первые испытательные полеты. Они проходили довольно сложно: самолет не давал тех характеристик (прежде всего скорости), которые были указаны в техническом задании. Во время испытательных полетов произошло несколько катастроф, погибли люди.

Тем не менее, началось серийное производство этого самолета. Практически сразу выяснилось, что Ту-22 не соответствует требованиям по скорости и дальности полета. Кроме того, были выявлены многочисленные дефекты и недочеты, произошло несколько серьезных аварий. Несмотря на все доработки, машина смогла достичь скорости лишь 1450 км/ч, хотя в техническом задании стояли цифры 1500-1600 км/ч. Существенно меньше от запланированной была дальность полета в сверхзвуковом и дозвуковом режимах. Продолжались поломки, отказы и катастрофы.

В 1962 году Ту-22, еще не пройдя испытаний, начинает поступать в части Дальней авиации. Для самолета нужно было проводить реконструкцию аэродромов, продлевать взлетно-посадочные полосы до 3000 метров. Освоение машины в войсках шло тяжело и сопровождалось многочисленными поломками и авариями. За характерную форму летчики прозвали новую машину «Шило».

У самолета была довольно высокая скорость взлета и посадки, при этом отработать их на существующих тренажерах было невозможно. Ту-22 оказался очень сложным в пилотировании. Из-за дефектов шасси при посадке часто возникали сильные вибрации, которые приводили к складыванию одной из стоек. Очень неудобной была и кабина, пилоты не могли дотянуться до многих тумблеров и рычагов управления. На высоких скоростях из-за неудачного расположения двигателей машина становилась трудноуправляемой. Летчики имели очень плохой обзор. Множество недостатков имела и силовая установка машины. Из-за нагрева в полете сильно деформировалась обшивка.

Экипаж состоял из командира, бортового оператора и штурмана.

История эксплуатации этой машины довольно драматична. По некоторым данным, до 1975 года в аварии различной степени тяжести попали более 70 самолетов Ту-22.

Отработать самолет смогли только к началу 70-х годов, хотя и позже с Ту-22 нередко случались ЧП.

Машина выпускалась на Казанском авиационном заводе. Всего было изготовлено 311 самолетов. Ту-22 участвовал в нескольких вооруженных конфликтах (ирано-иракская война, несколько конфликтов в Африке). Этот самолет активно экспортировали. Принимал участие Ту-22 и в афганской войне. Несколько Ту-22, переделанные под самолеты РЭБ, ставили помехи пакистанским истребителям.

На базе самолета Ту-22 были созданы самолет-разведчик, ракетоносец, самолет радиоэлектронной борьбы.

За время эксплуатации самолета известны случаи, когда экипаж отказывался лететь на Ту-22. Эта машина, безусловно, является самой аварийной в советских ВВС. Особенно капризен был Ту-22К (ракетоносец). Командиром такого самолета мог стать только летчик первого класса.

Ту-22 был довольно сложен в обслуживании. К полету его нужно было готовить три с половиной часа, а предварительная подготовка занимала целый рабочий день. Обслуживание и ремонт двигателей, расположенных на большой высоте, был очень неудобен.

Однако опыт, накопленный при ее создании и эксплуатации, позволил создать Ту-22М, который, несмотря на сходное название, был уже совсем другим самолетом. В российских ВВС Ту-22 еще использовался в начале 90-х годов, но постепенно машины ставили на консервацию или утилизировали.

Устройство Ту-22

Самолет Ту-22 построен по нормальной аэродинамической схеме со среднерасположенным крылом высокой стреловидности. Крыло имеет кессонную конструкцию.

Фюзеляж – полумонокок, разделенный на пять отсеков. В носовой части находится РЛС, прикрытая радиопрозрачным колпаком. Дальше расположена кабина пилотов с приборами и органами управления. Вход в кабину осуществляется через нижние люки, через которые происходит и аварийная эвакуация экипажа. В третьем отсеке находится ниша для передней стойки шасси, а также топливные баки и некоторые виды оборудования.

Четвертый отсек – бомбовый, также здесь размещены два топливных бака. Пятый отсек – хвостовой, к нему прикрепляется хвостовое оперение и двигатели.

Хвостовое оперение – однокилевое. Двигатели находятся в двух мотогондолах. Силовая установка состоит из двух двигателей ТРД РД-7М, на поздних машинах они были заменены на более надёжные РД-7М2 с более высокими техническими характеристиками.

Шасси – трехопорное, состоит из передней стойки с двумя тормозными колесами и двух главных стоек, каждая из которых имеет по четыре тормозных колеса. Есть также и хвостовая опора. Ту-22 оснащен тормозным парашютом, контейнер которого расположен в хвостовой части самолета.

Ту-22 имеет три независимых гидравлических системы, одна из которых является аварийной.

Есть кондиционирование кабины экипажа, обогрев бомбового отсека и герметизация входных люков. Система спасения оборудована катапультными креслами, которые сбрасываются вниз и оснащены системами жизнеобеспечения и аварийными запасами. При посадке в кабину кресла опускаются вниз, а затем вместе с пилотами с помощью специального механизма поднимаются наверх. Минимальная высота, на которой экипаж мог катапультироваться, составляла 350 метров.

Самолет Ту-22 был оснащен весьма совершенным для своего времени комплексом радиоэлектронного оборудования.

Боевая нагрузка — до 9000 килограмм. В бомбовом отсеке могут быть установлены как ракеты, так и бомбы. Для защиты задней полусферы на самолете имеется пушечная установка ДК-20 с пушкой Р-23 (262П), с дистанционным управлением.

Ту-22К мог нести одну крылатую ракету Х-22 «Буря» или 13 бомб свободного падения.

Технические характеристики

, кг/м²
(При нормальной взлётной массе) , кг
ТТХ Ту-22
Ту-22К
Blinder-B
Ту-22Р(Д)
Blinder-C
Технические характеристики
Экипаж 3 (командир, штурман, оператор)
Длина , м 42,6
Размах крыла , м 23,646
Высота , м 10,04
Площадь крыла , м² 151,25
Коэффициент удлинения крыла 3,7
Коэффициент сужения крыла 3,68
Нормальная взлётная масса , кг 92 000 85 000
Максимальная взлётная масса , кг - 91 000
Нормальная посадочная масса , кг 56 500/60 000 без/с Х-22 55 400
Максимальная посадочная масса , кг 65 000 65 000
Масса топлива , кг 42 900 48 500
Объём топливных баков , л 58530 (максимальный)
Силовая установка 2 × ТРДФ РД-7М2 2 × ТРДФ ВД-7М
Лётные характеристики
Максимальная скорость , км/ч 1610 / 1550 1410
Крейсерская скорость , км/ч 950-1000 / 1200-1300
дозвуковая/сверхзвуковая
Практическая дальность , км
(на дозвуковой скорости
на сверхзвуковой скорости
с дозаправкой)
4400
1560
6150
5650
2400
7150
Боевой радиус , км 2500-2700 -
Практический потолок , м 13 300 608 562
Тяговооружённость 0,3585 0,352
Максимальная эксплуатационная перегрузка +2 g
Вооружение
3000/9000
Ракета «воздух-поверхность» 1 × Х-22 нет
Авиационные бомбы 1 × ядерная 7У-31 или 246Н, различные виды свободнопадающих авиабомб
Оборонительное вооружение 1 × 23 мм пушка 261П в установке ДК-20, 500 патр.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них



Отчетность