Какие требования предъявляются законодательством к забастовке. Право на забастовку. Порядок ее объявления, обязанности органа, возглавляющего забастовку, в период ее проведения. Гарантии работникам

Закон предоставляет работникам широкий инструментарий для отстаивания своих интересов. Наиболее жестким методом давления по ТК РФ служит забастовка. Решаясь на такой шаг, коллектив должен соблюдать все предусмотренные правила ее организации.

Допустимость забастовки

Защита трудовых прав

Забастовка является только одним средством защиты прав сотрудников от неправомерных действий работодателя. также обратиться с жалобой в Государственную инспекцию труда или подать заявление в прокуратуру или в суд. В любую из этих инстанций можно подавать коллективную жалобу, в этом случае рассмотрение будет быстрее.

Право на организацию этого мероприятия предоставлено сотрудникам или их представителям ст. 409 ТК РФ. Ее допускается проводить при наличии одного из перечисленных ниже условий:

  • Безуспешность примирительных процедур, предназначенных для решения коллективного спора. Речь идет о ситуациях, когда администрация уклоняется от участия в их разрешении.
  • Саботаж работодателем достигнутых в ходе разрешения коллективного спора договоренностей. Они должны быть зафиксированы в письменном документе.
  • Игнорирование администрацией решения, принятого трудовым арбитражем.

Решение о проведении забастовки не обязывает каждого сотрудника участвовать в ней. Присоединение к организаторам является добровольным, а за принуждение приостанавливать работу предусматривается ответственность.

Закон устанавливает запрет на ряд действий администрации предприятия. Ее представители не имеют право на организацию забастовки и участие в ней.

Правила организации забастовки

Порядок объявления забастовки урегулирован ст. 410 ТК РФ. Предусматривается следующий алгоритм.

  1. Проведение собрания работников или их конференции. В последней участвуют представители коллектива, избранные из сотрудников (этот способ подходит при значительном штате предприятия). Заседание будет правомочно, если участвует более половины сотрудников или, как минимум, 2/3 делегированных представителей.
  2. Принятие решения об организации принимается простым большинством голосующих.
  3. О начале забастовки работодатель должен быть предупрежден надлежащим образом. Уведомление о дате проведения мероприятия передается администрации в письменном виде не менее, чем за 5 рабочих дней до его начала. В случае, когда организатором выступает профсоюзная структура, этот срок должен составлять 7 рабочих дней.

Стоит отметить: работники могут не придерживаться порядка объявления забастовки в том случае, если было принято решение провести часовую предупредительную забастовку. Данное мероприятие призвано продемонстрировать готовность сотрудников добиться удовлетворения своих требований. Эту забастовку можно провести после 3 дней работы примирительной комиссии с предупреждением работодателя за 2 дня (в случае рассмотрения спора на локальном уровне) и после 4 дней работы примирительной комиссии с предупреждением работодателя за 3 дня (в случае рассмотрения спора на других уровнях соцпартнерства).

К решению о проведении предъявляется ряд требований:

  • В тексте документа необходимо указать причину организации забастовки. В качестве таковой используются все противоречия между сторонами коллективного трудового спора, которые не были разрешены.
  • Решение должно содержать информацию о дне и времени начала забастовки. Период между ее инициированием и началом не может превышать 2-х месяцев.
  • Организаторам придется указать количество потенциальных участников.
  • Необходимо указать структуру, которая возглавляет забастовку, а также представителей, обладающих полномочиями на ведение переговоров с администрацией.
  • Чтобы предприятие продолжало функционировать и, как минимум, частично обслуживать клиентов, бастующие должны представить соответствующий план.

Незаконность забастовки

В ряде случаев забастовка может быть признана незаконной. Такие ситуации перечислены в ст. 413 ТК РФ:

  • Не допускается проведение забастовок сотрудниками силовых структур.
  • Такое право приостанавливается на период чрезвычайного или военного положения, введенного в соответствии с законом.
  • Запрещается бастовать работникам, которые заняты непосредственным обслуживанием опасных объектов.
  • Закон не разрешает прекращать работу транспортных предприятий и компаний, эксплуатирующих инженерные сети, если это поставит под угрозу национальную безопасность, а также жизнь и здоровье граждан.
  • Забастовка окажется незаконной, когда нарушены правила ее объявления.

Действующие нормы устанавливают обязательность судебной процедуры. Забастовка будет признана незаконной с даты вступления в силу соответствующего судебного решения. Процесс может инициировать работодатель или прокурор. Разбирательство будет проходить в краевом, областном или республиканском суде. Бастующие должны обязаны прекратить свою акцию не позднее следующих суток после вручения организатором копии вступившего в силу документа.

Санкции для незаконно бастующих

Решение о незаконности забастовки

Признание судом незаконности забастовки не является единственным правовым решением. По своим правовым последствиям к нему могут быть приравнены судебное решение о приостановке либо отсрочке забастовки на срок до 15 дней по ч.7 статьи 413 ТК и решение Правительства РФ о ее приостановке не более чем на 10 дней (до вынесения решения суда) по ч.8 статьи 413 ТК. Такие решения принимаются в особых случаях.

Работодатель вправе наказать протестующих сотрудников только в случае их неповиновения решению суда. Он вправе использовать в отношении незаконно бастующих меры дисциплинарной ответственности: от выговора до увольнения. Больше о видах дисциплинарных взысканий можно узнать .

Незаконные забастовки повлекут и дополнительную ответственность за них. Работников-организаторов, входящих в представительный орган протестующих, могут обязать возместить убытки предприятия. Речь идет об ущербе, который был понесен в связи с действиями коллектива. О порядке взыскания ущерба, причиненного работодателю, читайте в статье . При этом работодатель обязан подтвердить его размер соответствующими доказательствами в рамках судебного разбирательства.

Чтобы получить ответ специалиста, задавайте вопросы в комментариях

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

ПРАВО НА ЗАБАСТОВКУ

Ю. МОИСЕЕВА
Ю. Моисеева, Тверской государственный университет.
В нашей стране право на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора закреплено в ч. 4 ст. 37 Конституции РФ.
В соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. "О порядке разрешения коллективных трудовых споров", если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора, работники вправе использовать такие формы, как собрание, митинг, демонстрация, пикетирование, а также забастовка.
Забастовка согласно ст. 2 Закона от 23 ноября 1995 г. - это временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.
Особого внимания заслуживают вопросы, связанные с общими чертами и видами забастовок.
Забастовка является временной остановкой работы: рабочие должны после ее завершения возвратиться на свои места. Это коллективный акт, предпринятый группой работников. Тот факт, что группа состоит из работников, позволяет отделить забастовку от таких действий, как отказ студентов посещать лекции, митинги пенсионеров (эти действия могут быть названы забастовкой только по аналогии). Наконец, забастовка почти всегда является рассчитанным действием, цель которого - выражение недовольства или реализация требований. Она есть не что иное, как одна из форм общения между работодателями и работниками, посредством которой работники высказывают в крайней по закону форме свое несогласие с действиями администрации, и ее в этом плане можно рассматривать как ультимативную форму протеста.
Закон устанавливает, что участие в забастовке является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке.
Участие в забастовках не может рассматриваться как нарушение трудовой дисциплины и основание расторжения трудового договора (кроме случаев, когда забастовка, признанная судом незаконной, не прекращена, или начата забастовка, отсроченная или приостановленная судом). За участниками забастовок сохраняется на время забастовки место работы и должность.
В соответствии со ст. 13 Закона от 23 ноября 1995 г. представители работодателя не вправе организовать забастовку и принимать участие в ней.
Наиболее распространенный вид - это обычная забастовка, когда работники прекращают производство и покидают свои рабочие места. Именно он является предметом внимания законодателя.
Интересной в плане формы проведения представляется так называемая "итальянская забастовка", или работа по правилам. Работники в этом случае не прекращают работу, а начинают выполнять свои трудовые обязанности строго в соответствии с установленными технологическими правилами, следствием чего является блокирование нормального производственного процесса. Суть этого вида забастовки - в существующих противоречиях между формальной и неформальной организацией работы на предприятии. Особенность заключается еще и в том, что забастовка практически не регулируется законом, ибо для предъявления претензий к работающим нет оснований.
В Российской Федерации Законом предусмотрена возможность проведения двух видов забастовок: обычной и предупредительной. Отличие предупредительной забастовки от обычной состоит в том, что она: может быть объявлена в период прохождения примирительных процедур - после пяти календарных дней работы примирительной комиссии; может быть проведена однократно (в данном конкретном споре); ее продолжительность не может быть более одного часа; о предупредительной забастовке работодателя необходимо известить в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.
Закон четко урегулировал порядок объявления забастовки. Решение об этом принимается собранием (конференцией) работников организации, филиала, представительства или профсоюзной организацией, объединением профсоюзов. Собрание (конференция) считается правомочным, если на нем присутствовало не менее двух третей от общего числа работников, членов профсоюзной организации (делегатов конференции). Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины присутствующих на собрании (конференции).
О начале предстоящей забастовки работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за десять календарных дней.
Самое серьезное внимание при вынесении и оформлении решения о забастовке необходимо обратить на его содержание. В нем должны быть указаны: перечень разногласий сторон, являющихся основанием для объявления и проведения забастовки; дата и время начала забастовки, ее продолжительность и предполагаемое количество участников; наименование органа, возглавляющего забастовку, состав представителей работников, уполномоченных на участие в примирительных процедурах; предложения по минимуму необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки.
Минимум определяется соглашением сторон совместно с органом исполнительной власти или органом местного самоуправления в пятидневный срок с момента принятия решения об объявлении забастовки. В случае недостижения соглашения минимум необходимых работ (услуг) устанавливается органом исполнительной власти или местного самоуправления. При необеспечении минимума забастовка может быть признана незаконной.
Практика показала необходимость и целесообразность установления такого минимума заблаговременно для всех однопрофильных организаций (предприятий, учреждений). Целесообразно закрепить рекомендуемый минимум в трехсторонних соглашениях в зависимости от вида деятельности. Минимум работ (услуг) нужно определять исходя из необходимости охраны жизни и здоровья людей, прав и законных интересов граждан. Перечень таких работ не может быть предельно широким, иначе он станет непреодолимым препятствием для реализации права на забастовку.
Анализируя зарубежные критерии ограничения права на забастовку, нельзя не прийти к выводу о том, что сложившаяся за последние годы законодательная практика в большинстве стран имеет явную тенденцию к сочетанию абстрактных (обобщенных) формулировок с конкретным перечислением тех областей человеческой деятельности, которые принято относить к жизненно важным для страны и где, следовательно, право на забастовку в полном объеме отсутствует.
Это такие службы, остановка работы которых угрожает жизни, свободе, безопасности или здоровью людей, что обязывает обеспечивать выполнение служебного минимума работ с целью избежания подобного риска.
Как правило, к их числу относят следующие службы: почта, телеграф, телефон; дежурные больницы и аптеки; похоронные службы; банковская деятельность; некоторые виды транспорта; судебные органы; вооруженные силы; пожарные службы; автодиспетчерская служба и некоторые другие (Александров М.А. О праве на забастовку в жизненно важных отраслях и службах зарубежных стран // Труд за рубежом. 1993. N 1. С. 35 - 43).
Такое обобщенное определение жизненно важных отраслей и служб позволяет правительству вмешиваться в коллективный трудовой спор под тем предлогом, что он угрожает экономике и национальным интересам страны в целом.
К числу вопросов, решение которых имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение, относится вопрос о признании забастовок незаконными.
Во-первых, забастовка является незаконной, если она была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных законом. Так, забастовка, проведенная докерами - механизаторами Морского торгового порта Магаданской области в феврале 1992 г., решением Верховного Суда РФ была признана незаконной, так как ее провели без предварительного урегулирования трудового спора в примирительной комиссии и трудовом арбитраже и без соответствующего предупреждения администрации (Бюллетень Верховного Суда РФ. 1992. N 12).
При этом, как указал в своем Постановлении Пленум Верховного Суда РФ, сам по себе факт несоблюдения до начала забастовки примирительной процедуры не может служить основанием признания забастовки незаконной, если будет установлено, что трудовой коллектив предпринимал все меры к ее выполнению, а администрация уклонялась (Постановление Пленума Верховного Суда РФ "О некоторых вопросах судебной практики по гражданским делам Верховного Суда РФ" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1993. N 10).
Кроме того, являются незаконными забастовки, создающие реальную угрозу основам конституционного строя и здоровью граждан.
Являются незаконными забастовки в Вооруженных Силах РФ, правоохранительных органах, органах Федеральной службы безопасности, если при этом создается угроза обороне страны и безопасности государства.
Решением Верховного Суда РФ забастовка, проведенная коллективом летного состава Вологодского авиапредприятия, признана незаконной, так как на предприятиях гражданской авиации забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора не допускается (Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. N 10).
Профсоюз летного состава Вологодского авиапредприятия обратился в Конституционный Суд РФ с жалобой. Последний принял постановление, согласно которому запрет забастовок на предприятиях и в организациях гражданской авиации соответствует Конституции в той мере, в какой это право на забастовку отдельных категорий работников может быть ограничено в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В своем Постановлении от 17 мая 1995 г. Конституционный Суд РФ отметил, что запрет забастовок на предприятиях и в организациях гражданской авиации на основании одной лишь их принадлежности к определенной отрасли не соответствует Конституции РФ. В связи с этим Конституционный Суд РФ обратился к Федеральному Собранию РФ с указанием о том, что ему надлежит определить условия и основания ограничения права на забастовку и связанные с этим необходимые компенсационные механизмы и процедуры разрешения коллективных трудовых споров, руководствуясь при этом Конституцией и общепризнанными принципами и нормами международного права (Российская газета. 1995. 25 мая).
Не так давно, 8 июля 1999 г., был принят Федеральный закон "О внесении дополнения в статью 52 Воздушного кодекса Российской Федерации". Установлено, что в целях защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства не допускаются забастовки или иное прекращение работы (как средство разрешения коллективных и индивидуальных трудовых споров и иных конфликтных ситуаций) авиационным персоналом гражданской авиации, осуществляющим обслуживание (управление) воздушного движения.
Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. оставил вне своих рамок возможность ограничения права на забастовку в той мере, в какой это необходимо для защиты нравственности, прав и законных интересов других лиц. Среди прав, подлежащих защите, Закон называет лишь здоровье человека, хотя незаконная забастовка может причинить существенный вред ряду иных определенных Законом прав и интересов других лиц. Необходимость закрепления такого положения основывается на содержании ст. 55 Конституции РФ, которая провозглашает возможность ограничения прав и свобод человека федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Закон устанавливает возможность ограничения права на забастовку в соответствии с Законом о чрезвычайном положении.
Представляется, что законодательная формулировка о возможности ограничения права на забастовку является не совсем верной и точной. Было бы правильнее говорить о признании забастовок незаконными в силу того, что их проведение в отдельных случаях прямо запрещено законом.
Речь идет о лишении права использовать такой способ разрешения коллективных трудовых споров, как забастовка, неисполнение чего влечет применение к его нарушителям предусмотренных законом мер юридической ответственности. Ограничение же предполагает не полное лишение права, а лишь устанавливает пределы его осуществления.
Немало проблем возникает и во время проведения забастовок. В пакетах выдвигаемых требований нередко встречаются требования политического характера, что обусловлено чрезмерной политизацией сложившейся в стране социально - экономической ситуации.
Закон СССР от 22 мая 1991 г. "О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)" запрещал все забастовки по политическим мотивам, в том числе с требованиями об изменении конституционного строя, границ, а также забастовки с требованиями о созыве, роспуске или изменении порядка деятельности высших органов государственной власти, об отставке их руководителей или руководителей государства.
Политические требования должны быть либо узаконены, либо запрещены. При этом необходимо отметить, что на практике достаточно трудно провести грань между политической забастовкой и забастовкой, обусловленной социально - экономическими потребностями работников, хотя и приобретшей политическую окраску.
Забастовка оканчивается подписанием соглашения спорящими сторонами. Кроме того, ее прекращение может быть связано с вынесением судом решения о признании забастовки незаконной, после чего работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку.
Как социальное явление забастовка представляет собой довольно сложный многоплановый процесс. Поэтому проблемы, связанные с осуществлением права на забастовку, требуют углубленного изучения и исследования с анализом не только действующего российского законодательства, но и соответствующего зарубежного правового материала и накопленного опыта в этой области.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993)
ЗАКОН РФ от 17.05.1991 N 1253-1
"О ЧРЕЗВЫЧАЙНОМ ПОЛОЖЕНИИ"
ЗАКОН СССР от 20.05.1991 N 2179-1
"О ПОРЯДКЕ РАЗРЕШЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ (КОНФЛИКТОВ)"
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 23.11.1995 N 175-ФЗ
"О ПОРЯДКЕ РАЗРЕШЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ"
(принят ГД ФС РФ 20.10.1995)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 08.07.1999 N 150-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ В СТАТЬЮ 52 ВОЗДУШНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 16.06.1999)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 17.05.1995 N 5-П
"ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ СТАТЬИ 12 ЗАКОНА СССР ОТ 9
ОКТЯБРЯ 1989 ГОДА "О ПОРЯДКЕ РАЗРЕШЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ
СПОРОВ (КОНФЛИКТОВ)" (В РЕДАКЦИИ ОТ 20 МАЯ 1991 ГОДА) В ЧАСТИ,
ЗАПРЕЩАЮЩЕЙ ПРОВЕДЕНИЕ ЗАБАСТОВОК РАБОТНИКАМИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ,
В СВЯЗИ С ЖАЛОБОЙ ПРОФСОЮЗА ЛЕТНОГО СОСТАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда
РФ от 01.08.1994
Российская юстиция, N 9, 1999

Забастовки стали реальностью нашего времени. Если восемь-десять лет назад забастовка казалась событием экстраординарным, то последние несколько лет сообщения об этих акциях звучат едва ли не каждый день, а число людей, участвующих в их проведении, все возрастает.

Определение понятия забастовки приведено в двух нормативных актах: Трудовом кодексе и в Федеральном законе от 23 ноября 1995 г. N 175-ФЗ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров".

Забастовка - это временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей, полностью или частично, в целях разрешения коллективного трудового спора.

Понятие забастовки в обоих законодательных документах одинаково. Право работников на забастовку признается как способ разрешения коллективного трудового спора и в основном законе Российской Федерации - Конституции РФ. Это закреплено в статье 37.

Забастовка - это весьма радикальное средство борьбы работников за свои права, и закон в связи с этим регулирует условия, при которых использование забастовки как способа разрешения возникшего трудового конфликта является правомерным.

Забастовку так же можно определить как групповое, организованное, гласное, в отличие от саботажа, и целенаправленное воздействие на производственный процесс путём временного отказа субъекта от участия в регламентированной деятельности с целью удовлетворения выдвинутых им требований. Субъектом забастовки может быть отдельная группа, рабочий коллектив или отрасль в целом.

В нашей стране право на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора закреплено в ч. 4 ст. 37 Конституции РФ. В соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. "О порядке разрешения коллективных трудовых споров", если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора, либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора, работники вправе использовать такие формы, как собрание, митинг, демонстрация, пикетирование, а также забастовка.

Особого внимания заслуживают вопросы, связанные с общими чертами и видами забастовок.

Забастовка является временной остановкой работы, а это значит, что рабочие должны после ее завершения возвратиться на свои места. Это коллективный акт, предпринятый группой работников. Тот факт, что группа состоит из работников, позволяет отделить забастовку от таких действий, как отказ студентов посещать лекции, митинги пенсионеров - эти действия могут быть названы забастовкой только по аналогии. Наконец, забастовка почти всегда является рассчитанным действием, цель которого - выражение недовольства или реализация требований. Она есть не что иное, как одна из форм общения между работодателями и работниками, посредством которой работники высказывают в крайней по закону форме свое несогласие с действиями администрации, и ее в этом плане можно рассматривать как ультимативную форму протеста.

Закон устанавливает, что участие в забастовке является добровольным.

Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке.

Участие в забастовках не может рассматриваться как нарушение трудовой дисциплины и основание расторжения трудового договора, кроме случаев, когда забастовка, признанная судом незаконной, не прекращена, или начата забастовка, отсроченная или приостановленная судом. За участниками забастовок сохраняется на время забастовки место работы и должность.

В соответствии со ст. 13 Закона от 23 ноября 1995 г. представители работодателя не вправе организовать забастовку и принимать участие в ней.

Наиболее распространенный вид - это обычная забастовка, когда работники прекращают производство и покидают свои рабочие места. Именно он является предметом внимания законодателя.

Интересной в плане формы проведения представляется так называемая "итальянская забастовка", или работа по правилам. Работники в этом случае не прекращают работу, а начинают выполнять свои трудовые обязанности строго в соответствии с установленными технологическими правилами, следствием чего является блокирование нормального производственного процесса. Суть этого вида забастовки - в существующих противоречиях между формальной и неформальной организацией работы на предприятии. Особенность заключается еще и в том, что забастовка практически не регулируется законом, ибо для предъявления претензий к работающим нет оснований.

В Российской Федерации Законом предусмотрена возможность проведения двух видов забастовок:

  • 1. обычная;
  • 2. предупредительная.

Предупредительная забастовка представляет собой особую акцию, демонстрирующую готовность работников добиться удовлетворения своих требований. Она может быть объявлена в ходе проведения примирительных процедур, но не ранее чем после пяти календарных дней работы примирительной комиссии. Прибегнуть к такой забастовке можно лишь один раз за все время рассмотрения коллективного трудового спора. При этом ее продолжительность не должна превышать одного часа.

Принять решение об объявлении предупредительной забастовки может представитель работников, участвующий в примирительных процедурах, - орган общественной самодеятельности, орган профсоюза или единый представительный орган. Он же возглавляет забастовку.

Забастовки могут иметь разную напряженность: они либо содействуют сохранению существующей социально-экономической системы, либо разрушают ее.

Забастовка имеет экономический, социально-психологический и политический аспекты.

В экономическом аспекте ее сущность определяет взаимоотношение рынка труда и капитала. Известно три типа трудовых отношений. В первом прибыль достигается за счет интереса работников и относительного или абсолютного их обнищания. Второй тип трудовых отношений характеризуется тем, что прибыль формируется и за счет вложения в работников, т. е. здесь уже наблюдается сочетание интересов работника и нанимателя. При третьем типе трудовых отношений прибыль получается за счет гармонизации интересов собственника, средств производства и собственника рабочей силы, которое достигается с помощью системы участия в прибылях и принятия решения, т.е. самоуправления.

Социальный аспект трудовых конфликтов - это, прежде всего взаимоотношение социальных групп и отдельных лиц. Со стороны собственника в нем участвуют слои предпринимателей и управляющих, каждый из которых имеет сложную социальную структуру. Со стороны работников в конфликтах также участвуют далеко не однородная масса, их субъектом являются и отдельный работник, и трудовой коллектив - профсоюз. Социально-психологический аспект забастовки выражается в поведении людей в кризисной ситуации. Для одного, собственник, предприниматель - это стремление сохранить свою социальную позицию даже путем потери определенных ценностей, в том числе потери рабочего времени и продукции в результате приостановки работы, для других - работников - изменить свой социальный статус.

Политический аспект заключается во взаимоотношениях рабочего движения, государства и различных политических партий. Если государство выступает одновременно и в роли собственника - нанимателя и в роли посредника, и в роли защитника интересов, то конфликт с рабочими может перерасти в глобальный, что, по сути, и происходит сейчас. Взаимоотношения рабочего движения с политическими партиями могут осуществляться по двум сценариям. В первом случае партии контролируют рабочих и используют их в своих целях. Но, этот вариант носит больше теоретический характер, чем прикладной. В большинстве же случаев происходит другое. Партии манипулируют профсоюзными лидерами, а через них и рабочим движением посредством денег, либо политического шантажа.

Если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашения, достигнутого в ходе разрешения коллективного трудового спора, то работники или их представители вправе приступить к организации забастовки.

Участие в забастовке является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке.

Лица, принуждающие работников к участию или отказу от участия в забастовке, несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами. Представители работодателя не вправе организовывать забастовку и принимать в ней участие по ст. 409 Трудового кодекса.

Если сравнить текст ст. 409 Трудового кодекса и аналогичную статью Федерального закона от 23 ноября 1995 г. ст. 13, то можно обратить внимание, что текст ст. 409 не предусматривает права работников в ходе разрешения коллективного трудового спора использовать такие средства воздействия или давления на работодателя, как собрания, митинги, демонстрации и пикетирование, хотя все это и не запрещено Конституцией РФ ст. 31 и 37.

Исходя из Закона, можно выделить следующие общие черты любой забастовки:

  • - временный характер отказа работников от выполнения трудовых обязанностей;
  • - свобода волеизъявления работников;
  • - единая цель - разрешение коллективного трудового спора.

Отсутствие в действиях работников хотя бы одного из признаков, указанных в ч. 1 ст. 388, не даёт основания считать эти действия забастовкой.

Порядок проведения забастовки регулируется Трудовым кодексом. Но для того чтобы избежать ответственности за ее неправильную организацию, помимо процедуры проведения необходимо уяснить, что представляет собой забастовка в целом и когда ее осуществление запрещено законом.

Понятие забастовки по ТК РФ и ее признаки

Как указано в ст. 398 Трудового кодекса, забастовкой признается полный либо частичный временный и добровольный отказ трудящихся от исполнения служебных обязанностей, целью которого является разрешение коллективного трудового спора. Судебная коллегия по гражданским делам (СКГД) Верховного Суда в определении от 08.10.2010 № 48-Г10-24 подчеркнула, что временный добровольный отказ сотрудников от работы и наличие коллективного трудового спора являются двумя обязательными признаками забастовки.

Под коллективным трудовым спором понимаются неурегулированные разногласия работодателя и коллектива трудящихся по ограниченному кругу вопросов, среди которых: установление и внесение изменений в условия труда, заключение и исполнение коллективных соглашений, смена их условий, а также неучитывание профсоюза или иного представительного органа при принятии нанимателем внутренних актов.

ВАЖНО! Факт несогласия работников с отдельными условиями труда не свидетельствует о наличии между ними и нанимателем коллективного спора, поскольку для юридического признания факта его существования представительный орган трудящихся или сами работники должны выдвинуть письменные требования в порядке, установленном ст. 399 ТК РФ.

Добровольный отказ от работы должен совершаться в установленной процедуре проведения забастовки, иначе он может быть интерпретирован как прогул. За принуждение к участию в забастовке или отказу от этого установлена дисциплинарная и административная ответственность (ст. 192 ТК РФ, ст. 5.40 КоАП РФ). Отказ должен носить временный характер, то есть сотрудники обязаны вернуться к работе после окончания забастовки, даже если результат переговоров будет не в их пользу.

Незаконная забастовка

Даже при соблюдении обязательных признаков забастовка может быть признана незаконной. Как указано в п. 59 постановления Пленума ВС России от 17.03.2004 № 2, отказ трудящихся от работы в целях разрешения коллективного спора может признаваться судом незаконным в случаях, когда:

  1. Имелись ограничения для реализации права на забастовку. Ее проведение запрещено:
    • во время военного и чрезвычайного положения, при объявлении особых мер;
    • в военных и иных организациях и формированиях, созданных для обеспечения обороны и безопасности России, проведения поисково- и аварийно-спасательных, противопожарных работ, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий;
    • в правоохранительных органах;
    • представителями работодателя;
    • в компаниях и их обособленных подразделениях, обслуживающих особо опасные производства, оборудование;
    • на станциях скорой и неотложной медпомощи;
    • в фирмах и их обособленных подразделениях, обеспечивающих жизнедеятельность населения, если забастовка создаст угрозу обороне и безопасности РФ, здоровью и жизни людей;
    • в иных случаях, установленных законодательством.
  2. Забастовка проводится с нарушением установленных ТК процедуры, сроков или отдельных требований (если не были проведены примирительные процедуры).
  3. При принятии решения о временном отказе от работы не был набран кворум.
  4. За решение проголосовала меньшая часть участников собрания (конференции), а если решение принималось без их созыва, представительный орган не набрал нужного числа подписей.
  5. Не обеспечен требуемый минимум работ.
  6. Работодатель не был извещен о начале забастовки за 5 рабочих дней до ее начала.

Общий порядок проведения забастовки

Порядок организации и проведения забастовки установлен ТК:

  1. Предварительные мероприятия:
    • выдвижение представительным органом трудящихся или отдельными работниками письменных требований в рамках процедуры коллективного трудового спора;
    • принятие нанимателем выдвинутых требований к рассмотрению;
    • направление работодателем ответа в срок до 2 рабочих дней, кроме объединений работодателей — для них срок удлинен до 3 недель;
    • проведение примирительных процедур, среди которых обязательным является рассмотрение спора примирительной комиссией.
  2. Организация и объявление забастовки по одному из двух оснований:
    • примирительные процедуры не помогли уладить конфликт;
    • стороны не исполняют соглашение или решение трудового арбитража.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Как указала СКГД ВС в определении от 02.07.2004 № 43-Г04-21, определенный ТК РФ порядок организации и проведения забастовки является императивным, поэтому при рассмотрении споров о признании забастовки законной довод о предоставлении права на забастовку локальным правовым актом является несостоятельным.

  1. Непосредственно забастовка, в ходе которой стороны пытаются разрешить конфликт с помощью переговоров.
  2. Завершение забастовки и оформление результатов переговоров.

Процедура объявления временного отказа от работы

На основании ст. 410 ТК РФ объявление забастовки производится не одномоментно, а в целой процедуре:

  1. Уполномоченный на разрешение коллективных трудовых споров представительный орган трудящихся созывает собрание (конференцию) сотрудников и вносит на рассмотрение предложение о проведении забастовки. Обязанность предоставить помещение и обеспечить иные нужды трудящихся возлагается на нанимателя.

    В определении СКГД ВС от 23.03.2012 № 33-Г12-3 поясняется, что из данной нормы следует правило, согласно которому представительный орган не вправе принимать решение об объявлении забастовки, а управомочен только предложить собранию или конференции сотрудников рассмотреть данный вопрос.

    Существует единственное исключение: когда невозможно созвать конференцию или собрание, представительный орган и утверждает свое решение, собрав подписи большей половины работников.

  2. Перед началом обсуждения число присутствующих работников должно достигнуть кворума:
    • 50% + 1 работник от числа всех сотрудников при созыве собрания;
    • 2/3 делегатов при конференции.

      При этом, как указано в определении СКГД ВС РФ от 09.04.2009 № 59-Г09-6, ТК имеет в виду общее, а не поэтапное присутствие сотрудников.

  3. Проводится обсуждение выдвинутого вопроса. Порог для одобрения — голоса половины присутствующих трудящихся. После этого обсуждение решения об объявлении забастовки оформляется по предусмотренным ТК правилам.
  4. Работодатель письменно извещается о предстоящем отказе от работы за 5 рабочих дней до его начала. Предоставлять наряду с извещением протокол собрания работников не требуется (решение Ленинградского облсуда от 13.02.2007 № 3-41/2007).

    Срок извещения увеличен в ситуации, когда отказ объявляет профсоюз. В этом случае уведомление направляется за 7 рабочих дней.

    ИНТЕРЕСНО! В определении СКГД Верховного суда от 18.04.2008 № 45-Г08-9 указано, что информация о начале предстоящей забастовки предоставляется организации, и именно ее исполнительному органу. Если требования работников вручены непосредственному руководителю, к примеру директору филиала, он обязан передать полученные сведения органам управления юридического лица.

  5. Наниматель извещает о предстоящей забастовке госорган, занимающийся урегулированием коллективных трудовых споров.

Переговоры и правовой статус сторон в период их проведения

После объявления забастовки работодатель и нанятые им трудящиеся пытаются разрешить спор путем продолжения переговоров. В этот период они приобретают специфические права и обязанности.

Для работников установлены следующие нормы поведения:

  1. Они временно прекращают трудовую деятельность, за исключением выполнения необходимого минимума работ. Общие перечни в зависимости от отрасли хозяйственной деятельности, в которой задействованы бастующие работники, установлены приказами госорганов. К примеру, действует Перечень минимума необходимых работ… в сфере информационных технологий, утв. приказом Минкомсвязи от 28.12.2016 № 719. На основании указанных перечней работодатель совместно с профсоюзом и органом местного самоуправления определяет конкретный минимум работ.
  2. На них не налагаются дисциплинарные взыскания, связанные с приостановлением работы, кроме случая, когда забастовка признана незаконной. В этот период увольнение из-за забастовки по инициативе работодателя трактуется как локаут, что влечет наложение на нанимателя штрафа в пределах 4000-5000 рублей.

Работодатель в это время действует в следующих рамках:

  1. Он обязан принять все необходимые меры для сохранения общественного порядка, сохранности своего имущества и собственности работников, не допустить остановки машин или оборудования, если это угрожает жизни и здоровью людей.
  2. Может не начислять зарплату за время остановки работ. Работодатель не имеет права принять такое решение в отношении сотрудников, занятых на обязательном минимуме.

Завершение забастовки

ТК РФ практически не регулирует заключающего этапа забастовки. Так, при объявлении отказа от работы больше не требуется указывать его предполагаемую продолжительность. Более того, максимально возможная длительность забастовки не ограничена в целом. Исходя из этого, основанием завершения забастовки не может быть истечение ее срока.

Отказ трудящихся от работы как способ влияния на работодателя в рамках трудового спора завершается по 2 основаниям:

  • достижение соглашения сторонами спора;
  • отказ работников от забастовки как способа разрешения спора.

Любые действия и решения сторон спора, в т. ч. его результаты, на основании ст. 418 ТК РФ оформляются при помощи протокола, составляемого представителями сторон. Требований к содержанию протокола законодательство не установило.

Ответственность сторон

Ответственности сторон, наступающей за нарушение правил проведения забастовки, законодатель уделил особое внимание:

  1. За уклонение от получения требований трудящихся, от участия в процедурах примирения, непредоставление помещения для конференции или собрания, препятствование их проведению по ст. 416 ТК РФ представитель нанимателя отвечает в рамках трудового или административного законодательства:
    • по ст. 192 ТК РФ ему вменяются замечание или выговор, либо он увольняется;
    • по ст. 5.32 КоАП РФ на него налагается штраф в диапазоне от 1000 до 3000 рублей.
  2. В соответствии со ст. 416 ТК РФ на представителя работодателя или работников, виновно не исполняющих обязательства по соглашению, заключенному после примирительных процедур, или решению арбитража несут административную ответственность. КоАП же оговаривает ответственность исключительно работодателя и его представителя: штраф размером от 2000 до 4000 рублей.
  3. За незаконную забастовку отвечают как сами работники, так и их представительный орган:
    • на работников может налагаться дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения;
    • суд может обязать представительный орган возместить убытки, причиненные нанимателю отказом от работы.

ВАЖНО! Признать забастовку незаконной может только суд.

Резюмируем. Забастовкой признается только тот отказ от работы, который соответствует установленным ТК признакам, а именно являющийся временным, добровольным и направленным на разрешение коллективного трудового спора. В предусмотренных законом случаях забастовка вовсе не допускается (например, для сотрудников полиции).

Отказ от работы должен совершаться по установленной процедуре, иначе он будет интерпретирован как прогул, что является основанием к увольнению работника. Забастовка начинается с предварительных мероприятий, к которым относится возбуждение коллективного спора, недостижение соглашения по которому даже после примирительных процедур дает работникам право объявить забастовку. Ее результаты оформляются протоколом.

Каждый работник наделен правами, а также ресурсами для их защиты. Сотрудник может устроить забастовку для отстаивания своих прав. Однако даже забастовка должна организовываться в соответствии с буквой закона. Соблюдение норм позволит достичь целей и не нажить проблем.

Законное обоснование права на забастовку

Право на забастовку зафиксировано в статье 37 Конституции РФ. Это высший источник закона, а потому все положения Трудового кодекса, различные ФЗ, нормативные положения, внутренние акты предприятия должны ему соответствовать.

Подробнее законность организованных протестов рассмотрена статьей 407 ТК РФ. Разберем основные правила:

  • Забастовка устраивается только тогда, когда были приняты все попытки к примирению при разрешении трудового конфликта, однако работодатель или уклоняется от примирения, или не исполняет соглашений, которые были установлены. Еще один вариант: в отношении руководителя предприятия было принято определенное решение трудовым арбитражем, но он не исполняет его.
  • Перед организацией протестного мероприятия сотрудники должны ознакомиться с положениями статьи 413 ТК РФ, в которой изложены различные ограничения и обстоятельства, препятствующие осуществлению протеста.
  • Участие в мероприятии должно быть исключительно добровольным. Трудящегося строго запрещено принуждать к принятию решения (положительного или отрицательного) относительно участия в протесте. Если это произошло, виноватое лицо несет ответственность.
  • Представители работодателя не могут никоим образом принимать участие в протесте и в его подготовке. Данное правило оговорено статьей 409 ТК РФ.

Нормативные акты, с которыми нужно ознакомиться перед организацией мероприятия, – статьи 407 и 413 ТК РФ.

Реализация права

При организации протестного мероприятия нужно придерживаться следующего порядка:

  1. Решение о проведении мероприятия принимает собрание сотрудников компании. Ему предшествует соответствующая инициатива представительного собрания трудящихся, которое занималось решением возникшего конфликта. Если инициативу по проведению забастовки проявил профсоюз, каждое собрание трудящихся утверждает решение в отдельном порядке. Есть требования к собранию: в нем должно принимать участие не меньше 2/3 от общего количества трудящихся в компании. Решение о проведении рассматриваемого события правомерно, если за него проголосовало не меньше 50% работников, присутствующих на собрании. Если провести его не представляется возможным, представительный орган трудящихся утверждает решение на основании подписей 50% и более трудящихся в поддержку протестного мероприятия.
  2. После 5 дней работы представительного собрания по решению конфликта разрешается объявить предупредительную забастовку. Требования к ней: продолжительность не больше часа, направление извещения о мероприятии работодателю должно быть выслано не меньше чем за 3 дня до его проведения.
  3. Об основной забастовке работодателя нужно предупреждать за 10 дней. Для этого требуется направить письменное уведомление.
  4. Работодателю необходимо предупредить о начале мероприятия Службу по разрешению трудовых конфликтов (эта необходимость установлена статьей 410 ТК РФ).

Только после совершения всех рассматриваемых шагов можно приступить непосредственно к забастовке.

Содержание решения об объявлении забастовки

В решении об объявлении протестного мероприятия нужно указать некоторую информацию:

  • Те обстоятельства, которые стали основанием для протеста.
  • Дата и время начала мероприятия.
  • Его длительность.
  • Ожидаемое количество бастующих.
  • Название органа, который возглавляет мероприятие.
  • Перечень представителей трудящихся, которым передана ответственность за участие в примирении.
  • Минимум работ, которые трудящиеся согласны выполнять на протяжении забастовки.

Копия решения отсылается работодателю.

Какая забастовка будет считаться законной?

Законным мероприятие признается только тогда, когда оно соответствует следующим нормам:

  • Предварительно была предпринята попытка примирения, однако работодатель проигнорировал ее.
  • Решение об осуществлении мероприятия принимало собрание, удалось получить достаточное количество голосов за забастовку.
  • Работодатель своевременно получил уведомление о проведении мероприятия.
  • Все трудящиеся участвовали в протесте добровольно, отсутствовал фактор давления.

Это основные признаки законности мероприятия.

Какая забастовка будет признана незаконной?

Протестное мероприятие признается незаконным при наличии следующих обстоятельств:

  • Не объявлена продолжительность забастовки, не учтены требования к мероприятию.
  • Событие формирует угрозу Конституции и здоровью граждан (согласно статье 55 Конституции РФ).
  • Трудящиеся не исполняют минимальные работы, прописанные в решении.

Не признаются законными протесты:

  • В процессе военного положения или ЧП.
  • В вооружённых структурах и прочих военных объединениях.
  • В структурах, отвечающих за оборону, его безопасность.
  • В спасательных, противопожарных организациях.
  • В структурах, несущих ответственность за действия в период стихийных бедствий и ЧП.
  • В правоохранительных структурах.
  • В компаниях, занимающихся обслуживанием опасных форм производств.
  • В скорой помощи.
  • В структурах, которые обеспечивают жизнедеятельность людей (к примеру, отопительные, газоснабжающие компании, поликлиники).

То есть не допускается прекращение деятельности тогда, когда это создает угрозу жизни и здоровью людей. Приведенный перечень изложен в статье 413 ТК РФ.

ВАЖНО! Руководитель не имеет права запрещать протестные мероприятия внутренними актами предприятия. В этом случае они будут противоречить Конституции. Скорее всего, суд примет сторону трудящихся.

К СВЕДЕНИЮ! Все запреты на забастовки, приведенные в ТК РФ, сложно назвать абсолютными. Связано это с тем, что они противоречат Конституции, высшему источнику власти. Согласно ее положениям, любой человек имеет право на протест.

Последствия признания забастовки незаконной

Признать мероприятие неправомерным могут только суды. После издания постановления о признании протеста неправомерным он должен быть незамедлительно прекращен. Трудящиеся обязуются начать работу не позже следующего дня после того, как получили копию судебного решения. Если сотрудники продолжают забастовку, к ним применяются методы дисциплинарного взыскания. Представительный орган, не прекращающий забастовку, должен возместить все убытки предприятия.

В статье 415 ТК РФ приведен запрет на локаут. Это увольнение трудящихся из-за их участия в мероприятии, проведенном по всем правилам. Если руководитель уволит работника по данной причине, это влечет за собой административное наказание: штраф в размере 4000-5000 рублей (согласно статье 5.34 КоАП РФ).

Ответственность также несут лица, которые принудили сотрудников участвовать или не участвовать в забастовке:

  • Штраф в размере 500-1000 руб. для граждан.
  • 1000-2000 рублей для должностных лиц.

Данные формы ответственности оговорены статьей 5.40 КоАП РФ. Штрафы выплачиваются исключительно по решению суда.



Отчетность