Юридический отдел: обязанности и функции. Правовые основы учреждения и деятельности предприятия. Положение о юридическом отделе

Организационно-правовая форма предприятия - это институциональный «образ» предприятия, соответствующий действующему законодательству и фиксирующий его хозяйственные возможности, права и обязанности, исходный внутренний порядок и специфические внешние отношения. Организационная форма предприятия - это система норм, которая определяет отношения между партнерами по предприятию, с одной стороны, и отношения этого предприятия с другими предприятиями и физическими лицами, с другой. Клейнер Г.Б. Стратегии бизнеса: аналитический справочник. - М.: «КОНСЭКО»,1998. с. 112.

Порядок создания и деятельности предприятий в различных организационно-правовых формах регулируется Гражданским кодексом (ч.1, гл. 4, ст. 50, 66-115), законами о хозяйственных товариществах и обществах, учредительными документами предприятий. В соответствии с Гражданским кодексом РФ, предприятия могут создаваться в форме хозяйственных товариществ (полное товарищество и товарищество на вере), хозяйственных обществ (общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество), производственных кооперативов, унитарных предприятий.

Организационно-правовой формой туристической фирмы «ВыбиРАЙ» будет общество с ограниченной ответственностью (ООО), уставной капитал которого будет разделен на доли, определенные учредительными документами. Форма ООО наиболее отвечает целям и задачам предприятия. Участниками общества могут быть граждане и юридические лица, причем участники не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков в пределах стоимости внесенных вкладов.

Для текущего руководства создается исполнительный орган, что позволяет оперативно решать управленческие задачи. Ведение дел осуществляется в соответствии с принятым решением исполнительного органа и не регламентировано законодательством. Требование 50%-ной оплаты уставного капитала на момент регистрации предприятия не является слишком жестким для фирмы такого масштаба и может быть удовлетворено внесением вклада в виде производственного оборудования. Кроме того, возможна реорганизация общества с ограниченной ответственностью в акционерное общество с ограниченной ответственностью или производственный кооператив. Садеков Р.Н. Порядок регистрации общества с ограниченной ответственностью // Право и экономика № 2, 2008. с.13.

Общество с ограниченной ответственностью обладает правом собственности на закрепленное за ним участниками в процессе создания имущество, а участники приобретают обязательственные права к обществу. В соответствии с Федеральным законом от 8 февраля 1998г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (с изм. и доп. от 21 марта 2002г.), участники общества вправе:

Участвовать в управлении делами общества в порядке, установленном Федеральным законом № 14-ФЗ и учредительными документами общества;

Получать информацию о деятельности общества и знакомиться с его бухгалтерской отчетностью;

Принимать участие в распределении прибыли;

Продать или иным образом уступить свою долю в уставном капитале общества либо ее часть одному или нескольким участникам данного общества в порядке, предусмотренном уставом общества;

В любое время выйти из общества независимо от согласия других его участников;

Получить в случае ликвидации общества часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость.

ООО «ВыбиРАЙ» является юридическим лицом, основной целью которого является извлечение прибыли и распределение ее между участниками. ООО «ВыбиРАЙ» - это туристическое предприятие, самостоятельный хозяйственный субъект с правами юридического лица, осуществляющий продвижение и реализацию услуг туристам, а также другие виды вспомогательной хозяйственной деятельности, не запрещенные законодательством и предусмотренные его Уставом.

Общество с ограниченной ответственностью «ВыбиРАЙ» учреждено лицами: Иванова И.И., Петрова П.П. Уставной капитал Общества разделен на две доли (Учредительным договором). Участники ООО не отвечают по обязательствам Общества и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 8 августа 2001г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании) туроператорская и турагентская деятельность подлежит обязательному лицензированию. Такой же порядок закреплен и в статье 5 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

Положения о лицензировании туроператорской и турагентской деятельности утверждены постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002г. N 95. В них приведены критерии, которым должна соответствовать турфирма, чтобы получить лицензию, а также перечень документов, необходимых для получения лицензии.

Начнем с требований к турфирме (они перечислены в п. 4 Положений о лицензировании туроператорской и турагентской деятельности).

Во-первых, у фирмы-туроператора не менее 30 процентов работников, состоящих в штате, должны иметь высшее, среднее специальное или дополнительное образование в области туризма (для турагентов этот показатель снижен до 20%) либо стаж работы в туризме не менее пяти лет (для турагентов - три года). Отдельное требование предъявляется к руководителю турфирмы. Он должен иметь высшее, среднее специальное или дополнительное образование и стаж работы в области туризма не менее пяти лет (при руководстве фирмой, занимающейся турагентской деятельностью, - три года).

Во-вторых, работникам турфирмы необходимо повышать квалификацию не реже одного раза в три года.

В-третьих, у фирмы должен быть сертификат соответствия туристских услуг требованиям безопасности (c 1 июля 2003 года, согласно Федеральному закону от 27 декабря 2002г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», обязательная сертификация предусмотрена только для продукции, а не для услуг).

В-четвертых, работники турфирмы обязаны предоставлять туристам исчерпывающую информацию об особенностях выезда, въезда и пребывания в иностранном государстве, о специфике поведения во время поездки. В том числе о необходимости уважения местных традиций и обычаев, бережном отношении к культурному наследию и окружающей среде и других правилах пребывания в каждой конкретной стране.

В-пятых, оказывать услуги туристам фирма может только после того, как с клиентом заключен договор.

И, наконец, клиентам надо предоставлять информацию о режиме работы турфирмы, ее местонахождении, наличии лицензии, фамилии, имени и отчестве должностных лиц.

Чтобы получить лицензию (максимальный срок, на который она выдается, - пять лет), турфирма должна представить в это министерство следующие документы (они перечислены в п. 5 Положений о лицензировании туроператорской и турагентской деятельности):

  • - заявление, указав в нем наименование, организационно-правовую форму и местонахождение турфирмы, а также вид деятельности, которой она планирует заниматься (туроператорской, турагентской или же сразу двумя);
  • - копии учредительных документов и копию документа, подтверждающего, что сведения о турфирме занесены в Единый государственный реестр юридических лиц (если копии документов не заверены нотариусом, они представляются с предъявлением оригинала);
  • - копию свидетельства о постановке турфирмы на налоговый учет;
  • - документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение заявления о выдаче лицензии (размер этого сбора установлен в ст. 15 Закона о лицензировании);
  • - копии документов, подтверждающих, что квалификация работников турфирмы соответствует лицензионным требованиям;
  • - информацию о наличии у турфирмы на праве собственности или на ином законном основании зданий и помещений, используемых для осуществления туроператорской (турагентской) деятельности, с указанием наименования и иных реквизитов документов, на основании которых турфирма использует эти помещения.

Решение о предоставлении или отказе в предоставлении лицензии должно быть принято лицензирующим органом в течение 60 дней с того момента, когда турфирма обратилась с соответствующим заявлением. Это закреплено в пункте 2 статьи 9 Закона о лицензировании. И если будет принято решение выдать турфирме лицензию, то ей придется уплатить лицензионный сбор, размер которого составляет 1000 руб. (ст. 15 Закона о лицензировании).

Так же необходимо сделать до начала работы предприятия - изготовить круглую печать предприятия. На печати должны присутствовать следующие реквизиты: внешний круг: Общество с ограниченной ответственностью. г. СПб; внутренний круг: Нарвский проспект, д. 22,; надпись в центре: туристическое агентство «ВыбиРАЙ».

М. В. Лобов, директор юридической службы ОАО «Уралмашзавод»

Правовая работа на предприятии направлена на правовое обеспечение производственно-хозяйственной деятельности юридического лица, целью которой является реализация уставных задач, полное и своевременное выполнение договорных обязательств.

В ходе реализации определенных учредительными документами задач юридические лица взаимодействуют с органами государственной власти и местного самоуправления (в том числе надзорными и контролирующими). Одним из направлений правовой работы является обеспечение защиты прав и интересов предприятия в рамках данных отношений.

При ведении хозяйственной деятельности важное значение имеют отношения между предприятием в лице администрации и трудовым коллективом. Урегулирование этих отношений составляет существенную часть правовой работы.

Как правило, в осуществлении правовой работы задействованы все структурные подразделения предприятия. Однако главное место отводится юридической службе как самостоятельному специализированному структурному подразделению хозяйствующего субъекта, призванного заниматься вопросами сугубо правового характера.

Юридическая служба – самостоятельная функциональная служба предприятия, оказывающая правовую помощь руководителям, администрации и подразделениям предприятия в разрешении вопросов, связанных с применением законодательства.

Единственным нормативным актом, регулирующим правовое положение юридической службы на предприятии, на сегодняшний день является постановление Совета Министров СССР от 22 июня 1972 г. «Об утверждении общего положения о юридическом отделе (бюро), главном (старшем) юрисконсульте, юрисконсульте министерства, ведомства, исполнительного комитета совета депутатов трудящихся, предприятия, организации, учреждения» (в ред. постановлений Совмина СССР от 4 декабря 1980 г. № 1124, 1 декабря 1987 г. № 1367, с изм., внесенными постановлением Совмина СССР от 21 декабря 1990 г. № 1332, решением Верховного Суда РФ от 27 декабря 2000 г № ГКПИ 2000–1409).

Указанный правовой акт не отменен, однако большинство предписаний «Общего положения» устарели и не соответствуют тем условиям, в которых сегодня функционируют юридические отделы на предприятиях. В связи с этим регламентация деятельности юридической службы должна осуществляться путем принятия локальных нормативных актов (положения о службе, должностных инструкций).

1. Структура юридической службы на предприятии обусловлена, прежде всего, направлениями ее деятельности.

Существуют два подхода к организации работы юридической службы:

1. Каждый работник задействован в работе по всем направлениям деятельности. Такой подход обеспечивает взаимозаменяемость работников, позволяет им получить разносторонний практический опыт.

2. Работники юридической службы разделены на группы (отделы), каждая из которых ведет определенную категорию дел. При такой организации работы существенным образом снижается взаимозаменяемость работников в рамках всей службы, однако каждый работник приобретает большую квалификацию в рамках своего направления.

Представляется, что если первый подход более приемлем для небольших предприятий, которые не могут содержать большой штат юристов, то второй актуален для крупных организаций, способных обеспечить работу нескольких юрисконсультов по каждому направлению (в этом случае не возникает проблема взаимозаменяемости).

Рассмотрим каждое из направлений деятельности юридической службы:

1. Обеспечение выполнения договорных обязательств.

Данное направление складывается из договорной и претензионно-исковой работы.

Договорная работа – совокупность действий по составлению, рассмотрению, заключению, контролю за исполнением договоров, разработке и принятию локальных нормативных актов, регулирующих данную деятельность.

Первоочередной задачей при осуществлении договорной работы является подготовка и внедрение локального нормативного акта, в котором регулируется порядок заключения договоров, определяются функции каждого из структурных подразделений организации, в том числе и юридической службы.

Наличие такого документа (например, Положение о договорной работе) позволит упорядочить процедуру заключения договоров и согласования их условий. В Положении о договорной работе целесообразно закрепить следующие моменты:

– компетенция каждого структурного подразделения по заключению договоров;

– какие подразделения и в каком порядке участвуют в согласовании условий того или иного договора;

– ответственность каждого подразделения за согласование определенных условий договора;

– сроки согласования условий договора;

– порядок учета и хранения договорной документации;

– порядок проведения проверок соблюдения Положения;

– перечень условий, которые в обязательном порядке должны быть включены в договор;

типовые формы договоров.

Как показывает практика, применение типовых форм договоров положительным образом сказывается на качестве договорной работы. Типовые формы разрабатываются юристами предприятия и, следовательно, содержат условия, в максимальной степени защищающие его интересы. Кроме того, условия типовых форм заранее согласовываются со всеми заинтересованными подразделениями, в связи с чем отпадает необходимость в согласовании условий каждой конкретной сделки. Это значительно упрощает процедуру заключения договоров на предприятии, повышает оперативность договорной работы.

Обычно типовые формы договоров не используются при заключении сделок, имеющих существенное значение для предприятия (договоры на крупные суммы, договоры с наиболее перспективными контрагентами, сделки, связанные с выходом на новые рынки). В таких случаях текст договора разрабатывается под конкретную сделку, с учетом ее индивидуальных особенностей. Для разработки и заключения такого договора целесообразно создавать рабочую группу, в которую помимо юристов входят представители других служб (финансовой, бухгалтерской, производственной и других).

В рамках участия юридической службы в договорной работе на предприятии особое место занимает обучение работников других подразделений основам договорного права.

В процессе заключения договоров у менеджеров зачастую возникают однородные вопросы правового характера. Индивидуальная работа юристов с каждым из них нецелесообразна, поскольку приводит к необоснованным потерям рабочего времени. Более правильным с точки зрения организации правовой работы представляется обобщение данных вопросов и проведение централизованного обучения с последующим тестированием.

Кроме того, обучение может проводиться и по результатам проверок соблюдения Положения о договорной работе на примере выявленных нарушений с разъяснением последствий, к которым такие нарушения могут привести.

Необходимо отметить, что деятельность юристов не должна ограничиваться только договорами. Не менее (а зачастую и более) важное значение, чем сам договор, имеют документы, составляемые в ходе его исполнения (акты приемки продукции и выполненных работ, накладные, счета, документы об оплате, доверенности). Требования к оформлению данных документов должны в обязательном порядке разъясняться работникам предприятия.

Практика показывает, что большое количество вопросов вызывает у работников определение полномочий представителя контрагента на подписание того или иного документа. Это приводит к тому, что документы об исполнении договора часто не принимаются судом при возникновении спора.

Во избежание подобных случаев следует урегулировать в Положении о договорной работе порядок проверки полномочий представителя сторонней организации с указанием документов, которые он должен представить (доверенность, протокол о назначении, устав). Копии этих документов, заверенные подписью представителя и печатью контрагента, должны в обязательном порядке истребоваться и храниться вместе с договором.

Надлежащим образом организованная договорная работа приводит к сокращению случаев нарушения контрагентами своих обязательств и к уменьшению объема претензионно-исковой работы, а также создает предпосылки для успешного разрешения возникающих с контрагентами споров.

Претензионно-исковая работа – совокупность действий организации, ее структурных подразделений и работников по предъявлению и рассмотрению претензий и исков. В ходе осуществлении претензионно-исковой работы происходит урегулирование гражданско-правовых споров, в которых участвует предприятие.

Помимо юридической службы в осуществлении претензионно-исковой работы участвуют и другие структурные подразделения. Так, инициатором предъявления претензии или иска, как правило, выступает специалист, ответственный за исполнение договора. Документы и информация, необходимые для предъявления и рассмотрения претензий и исков, находятся в различных подразделениях (бухгалтерия, финансовая служба и другие). Надлежащее взаимодействие различных подразделений между собой при осуществлении претензионно-исковой работы является важным фактором, определяющим ее результаты. Часто оперативно подготовленный ответ на претензию, основанный на изучении всех имеющихся документов, позволяет избежать судебного разбирательства, а своевременно предъявленной претензии бывает достаточно для понуждения контрагента к исполнению обязательств.

Исходя из этого, организация претензионо-исковой работы должна осуществляться на основании локального нормативного акта (Положения о претензионно-исковой работе). Данный акт должен определять:

– случаи, в которых передача материалов в юридическую службу для предъявления претензии является обязательным;

– условия и порядок передачи материалов в юридическую службу для предъявления претензий (исков) и подготовки ответов на претензии (отзывов);

– сроки исполнения запросов юридической службы о предоставлении дополнительных документов;

– лиц, ответственных за принятие решений о предъявлении, признании, отклонении претензии (иска), заключении мирового соглашения;

– порядок согласования условий соглашения об урегулировании спора;

– порядок и сроки для предъявления претензий (исков);

– требования к форме и содержанию претензий (исков);

– порядок делопроизводства (учет, оформление, хранение поступающих материалов);

– порядок контроля за своевременной передачей материалов в юридическую службу иными подразделениями.

Необходимо установить, что передача материалов для предъявления претензий является обязательной при допущении контрагентом просрочки в исполнении обязательств свыше определенного срока (например, 30 дней), а также в иных случаях (например, поставка продукции ненадлежащего качества).

Особое внимание необходимо обращать на подготовку документов, необходимых для предъявления претензий, связанных с качеством и количеством поступившей продукции. На сегодняшний день стороны часто устанавливают в договоре, что приемка продукции по качеству (количеству) производится в соответствии с Инструкциями Госарбитража СССР №№ П-6, П-7. В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшегго Арбитражного Суда РФ от 22 октября 1997 г. № 18 (п. 14) указанные инструкции применяются в случаях, когда это предусмотрено договором поставки.

Работники предприятия, участвующие в приемке продукции, зачастую действуют с нарушением данных инструкций (весьма сложных для применения), что впоследствии приводит к невозможности доказать факт нарушения контрагентом своих обязательств в суде. Следовательно, необходимо периодически разъяснять работникам положения данных инструкций, требовать их неукоснительного исполнения. В Положении о претензионно-исковой работе целесообразно установить, работники какого структурного подразделения отвечают за выполнение тех или иных пунктов инструкции.

Актуальным является вопрос контроля за своевременностью передачи в юридическую службу материалов для предъявления претензий. Практика показывает, что подразделения-контрактодержатели не всегда должным образом относятся к исполнению данной обязанности. Достаточно эффективным средством контроля является периодическое изучение данных о дебиторской задолженности с указанием момента ее возникновения. Это позволяет определить контрагентов, нарушивших свои обязательства, момент возникновения задолженности и специалистов, не обратившихся в юридическую службу.

Одним из наиболее сложных направлений претензионно-исковой работы является исполнение судебных решений. Для того, чтобы сделать данную работу эффективной, необходимо работать в тесном контакте с подразделениями службы судебных приставов, участвовать в исполнительных действиях, предоставлять транспорт, организовывать присутствие понятых, оказывать другую помощь. Такая работа зачастую носит разъездной характер. С учетом изложенного, представляется целесообразным поручить данное направление деятельности одному работнику юридической службы, который бы сосредоточил на нем все усилия и не привлекался для решения других вопросов.

2. Взаимоотношения с надзорными, контролирующими и иными органами государственной власти и местного самоуправления.

В рамках данного направления юристы участвуют в рассмотрении дел о привлечении предприятия к ответственности за нарушение законодательства (таможенного, валютного, налогового и другого), вырабатывают правовую позицию фирмы, готовят документы для ее подтверждения, обжалуют неправомерные решения, действия и ненормативные акты органов власти и должностных лиц.

В последнее время большое значение приобрели вопросы оформления прав на занимаемый предприятием земельный участок: согласование границ участка, оформление кадастрового плана, согласование условий договора, на основании которого участок передается предприятию. Работники юридической службы должны активно участвовать в данных процессах.

3. Взаимоотношения с трудовым коллективом.

Это направление работы имеет большое значение для крупных предприятий с большим трудовым коллективом. Споры, которые возникают между работниками и администрацией, чаще всего связаны с неправомерным, по мнению работников, привлечением их к ответственности или увольнением. Необходимо отметить, что в таких спорах суды зачастую встают на сторону работника. Поэтому задачей юридической службы, в первую очередь, является профилактика данных споров.

Прежде всего, необходимо создать на предприятии нормативную базу, принять локальные нормативные акты, регулирующие деятельность администрации и работников (коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции). Эти нормативные акты должны достаточно подробно регламентировать деятельность участников трудовых правоотношений и содержать четкие, недвусмысленные формулировки, что впоследствии позволит избежать спорных ситуаций, которые, как правило, возникают при различном толковании сторонами правовых норм.

Важное значение имеет разработка локальных нормативных актов, регулирующих процедуры приема на работу, перевода, увольнения. Соблюдение предписаний, содержащихся в таких документах, позволит избежать нарушений прав работника и законодательства, избежать судебных разбирательств.

Юридическая служба должна обеспечить знание работниками, занятыми решением кадровых вопросов, данных инструкций и неукоснительное их соблюдение.

По итогам состоявшихся судебных разбирательств целесообразной представляется подготовка информационных писем, в которых следует указывать на выявленные в ходе процесса ошибки, допущенные представителями администрации, разъяснять последствия этих ошибок, давать рекомендации по их повторному недопущению.

В завершение следует отметить, что организация правовой работы во многом зависит от специфики деятельности конкретного предприятия, в связи с чем сложно выработать какие-либо общие рекомендации. При решении вопросов организации этой работы от юристов требуется понимание целей, стоящих перед конкретной фирмой.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Цели, задачи создания и функционирования предприятий. Анализ организационно-правовых форм предприятий в Республике Беларусь. Оценка целесообразности существующей организационно-правовой формы предприятия ОАО "Минский комбинат силикатных изделий".

    курсовая работа , добавлен 16.10.2014

    Счет прибылей и убытков предприятия. Анализ хозяйственно-финансовой деятельности предприятия и чувствительности показателей. Планирование хозяйственно-финансовой деятельности и баланса предприятия. Планирование счета прибылей и убытков предприятия.

    учебное пособие , добавлен 23.02.2011

    История создания и развития, цели и виды деятельности, организационно-правовая форма предприятия ОАО "ТИЗОЛ". Капитал предприятия, его миссия и цели, внешняя и внутренняя среда организации. Удовлетворенность сотрудников системой мотивации труда.

    отчет по практике , добавлен 16.02.2012

    Цели и задачи инновационного менеджмента. Концептуальные подходы к управлению процессом привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь для создания конкурентного рынка и активизации инновационной активности отечественных предприятий.

    реферат , добавлен 24.12.2010

    Понятие и сущность стратегического планирования, его этапы, цели и уровни разработки. Анализ базовых стратегий функционирования отечественных предприятий. Сравнительная характеристика различных методик разработки стратегического плана развития фирмы.

    курсовая работа , добавлен 10.05.2010

    История создания и развития мини-отеля "Традиция", цели и задачи предприятия, Организационно-правовая форма и устав, анализ основных технико-экономических показателей. Оценка степени обеспечения качества продукции и услуг исследуемого предприятия.

    отчет по практике , добавлен 23.05.2013

    Теоретические основы стратегического управления персоналом предприятия. Организационно-правовая и экономическая характеристика предприятия ООО ПКФ "Сьюзи". Построение эффективной системы мотивации персонала в реализации стратегии развития предприятия.

    курсовая работа , добавлен 30.09.2009

Образование новых предприятий и расширение действующих предопределяются следующими факторами:

 наличие неудовлетворенного спроса на какую-то продукцию (работы, услуги);

 наличие ресурсов, необходимых для организации производства данной продукции;

 уровень развития науки, техники и технологий на соответствующем товарном рынке (в соответствующей отрасли производства).

Определяющим фактором является наличие спроса на продукцию. Если продукция предприятия не будет пользоваться спросом, то она останется нереализованной, а затраты не её изготовление – неоплаченными, т. е. предприятие не получит прибыли и не сможет вернуть вложенные капиталы и разорится.

Любая организация (предприятие) создаётся путём учреждения. Процесс учреждения как коммерческой, так и некоммерческой организации заключается в следующем:

во-первых, собственник (собственники, учредители) принимает решение о создании организации (предприятия). Кроме того, предприятие может быть создано в результате принудительного разделения другого предприятия в соответствии с действующим антимонопольным законодательством РФ;

во-вторых, разрабатываются учредительные документы, предусмотренные ГК РФ для соответствующей организационно-правовой формы юридического лица (устав, решение о создании или договор учредителей, общее положение об организации);

в-третьих, осуществляется государственная регистрация.

Предприятие (юридическое лицо) действует на основании устава, либо учредительного договора. Учредительный договор юридического лица заключается, а устав – утверждается его учредителями (участниками)

Учредительные документы разрабатываются самими собственниками (учредителями), которые для этих целей могут привлекать на договорной основе консультационные юридические фирмы или отдельных специалистов.

В учредительных документах юридического лица должны содержаться обязательные сведения: наименование юридического лица (с отражением организационно-правовой формы); место его нахождения (юридический адрес, телефон и т.п.); порядок управления деятельностью организации; предмет и цели деятельности; другие сведения, предусмотренные законом для соответствующего вида и организационно-правовой формы юридического лица.

Порядок государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности определён федеральным законом. Для регистрации предприятия его учредители лично или по почте представляют в орган, осуществляющий регистрацию (регистрационную палату) определённые документы.

В соответствии с законодательством РФ юридическое лицо или физическое лицо, зарегистрированное как субъект предпринимательской деятельности (фирма), может осуществлять любые виды деятельности (один или несколько), предусмотренные его уставом и не запрещенные законом.

Отдельные виды деятельности могут выполняться только государственными предприятиями (оговорено специальными законами – производство оружия, наркотиков, драгоценных металлов, орденов, медалей и др.) или (в том числе и строительная деятельность) только на основании специального разрешения – лицензии. Лицензия – разрешение, право на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. В соответствии с законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» к лицензируемым относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Организация (предприятие) самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на выпускаемую продукцию и на основе заключённых с потребителями (заказчиками), соисполнителями (субподрядчиками) и поставщиками материально-теxническиx ресурсов договоров, контрактов, соглашений.

Цены и тарифы на продукцию и услуги организация устанавливает самостоятельно или на договорной основе. В отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, устанавливаются договорные цены, в частности, – на производство строительно-монтажных работ. Государство регулирует цены и тарифы на продукцию (услуги) предприятий-монополистов.

Финансовые ресурсы организаций образуются за счёт:

 прибыли;

амортизационных отчислений;

средств от продажи ценных бумаг (акций, облигаций);

паевых и иных взносов иx участников, членов трудового коллектива, граждан, других организаций и предприятий;

кредитов и других законных поступлений.

Организация как юридическое лицо имеет право открывать расчетные и другие счета в любом коммерческом банке . Она несёт ответственность за соблюдение кредитных договоров и расчетной дисциплины и, если не выполняет свои обязательства по расчётам, то может быть признана неплатежеспособной (банкротом) – в соответствии с законом о банкротстве.

Предприятие имеет право самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность . Все валютные взаимоотношения с государством регулируются законами. Валютная прибыль после уплаты налогов в бюджеты (федеральный и местный) используется организацией самостоятельно.

Взаимоотношения фирмы с работниками регулируются трудовым кодексом РФ и строятся на основе коллективных и трудовых договоров. Формы, системы и размер оплаты труда работников и другие иx доходы фирма устанавливает самостоятельно, но при этом должна обеспечивать минимальный размер заработной платы, устанавливаемый федеральным законом.

Любая организация обязана вести бухгалтерскую и статистическую отчётность и, в соответствии с ГК РФ, публиковать данные о своей деятельности. За искажение отчётности должностные лица организации несут административную, материальную и уголовную ответственность. Государственные органы (налоговые, антимонопольные, природоохранные и др.) могут периодически проверять деятельность предприятий.

За нарушение своих обязательств и правил предпринимательской деятельности организации несут ответственность.

  • 2. Структура, организация производства и экономический потенциал предприятия
  • 2.1. Производственная и организационная структура предприятия
  • 2.2. Организация производственного процесса
  • 2.3. Формы организации производства
  • 2.4. Инфраструктура и экономический потенциал предприятия
  • 3. Управление и планирование на предприятии
  • 3.1. Управление предприятием: принципы, функции и организационные структуры механизма управления
  • 3.2. Планирование на предприятии и разработка производственной программы
  • 3.3. Бизнес-план
  • 3.4. Принципы анализа и оценки хозяйственной деятельности предприятия
  • 4. Маркетинг и логистика на предприятии
  • Маркетинг в деятельности предприятия
  • 4.2. Сбытовая политика предприятия
  • 4.3. Основы логистики, материально-техническое снабжение и управление запасами
  • Модуль 2. Основные фонды и производственная мощность предприятия.
  • 5. Основные фонды и производственная мощность предприятия
  • 5.1. Основные фонды предприятия: понятие, состав, структура, оценка и учет
  • 5.2. Износ, амортизация и воспроизводство основных фондов
  • 5.3. Показатели и пути улучшения использования основных фондов
  • II. Организационно-технический уровень активной части опф
  • III. Использование основных фондов
  • 5.4. Производственная мощность и показатели ее использования
  • 6. Оборотные средства предприятия
  • 6.1. Состав и структура оборотных средств
  • 1. Полуфабрикаты собственного
  • 2. Незавершенное производство
  • 6.2. Нормирование оборотных средств
  • 6.3. Показатели и пути ускорения оборачиваемости оборотных средств
  • 7. Рынок труда и трудовые отношения на предприятии
  • 7.1. Занятость и рынок труда предприятия
  • 7.2. Персонал предприятия: категории, показатели, планирование и прогнозирование численности
  • 7.3. Кадровая политика и управление персоналом на предприятии
  • 7.4. Государственное регулирование трудовых отношений
  • 8. Организация, нормирование, производительность и оплата труда на предприятии
  • 8.1. Организация и нормирование труда на предприятии
  • 8.2. Производительность труда на предприятии
  • 8.3. Оплата труда на предприятии
  • Модуль 3. Научно-техническая, инновационная и инвестиционная политика на предприятии.
  • 9. Научно-техническАя, инновационная и инвестиционная политика на предприятии
  • 9.1. Сущность научно-технического прогресса: основные формы, направления и мероприятия
  • 9.2. Прогнозирование и планирование нтп, экономический эффект от проведения научно-технических мероприятий
  • 9.3. Инновационные процессы на предприятии
  • 9.4. Инвестиционная политика на предприятии
  • 10. Качество и конкурентоспособность продукции
  • 10.1. Качество и конкурентоспособность продукции: сущность, значение, показатели и методы определения
  • 10.2. Система управления качеством на предприятии
  • 10.3. Государственные и международные стандарты и системы качества
  • 11. Издержки производства и Себестоимость продукции
  • 11.1. Понятие, виды издержек и затрат предприятия. Этапы расчета себестоимости продукции
  • 11.2. Смета затрат на производство и калькуляция продукции
  • 11.3. Методы расчета снижения себестоимости продукции
  • 12. Финансовая деятельность и ценоОбразование на предприятии
  • 12.1. Прибыль, рентабельность и показатели финансового состояния предприятия
  • 12.2. Налоги и налогообложение на предприятии
  • 12.3. Цена и ценообразование на предприятии
  • 1.3. Организационно-правовые основы деятельности предприятия

    В соответствии с Гражданским кодексом РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

    К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы. К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относят государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также финансируемые собственником учреждения. К юр. лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

    Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы.

    Юридические лица

    Коммерческие организации

    Некоммерческие организации

    Хозяйственные товарищества и общества

    Производствен-ный кооператив (артель)

    Государственные и муниципальные унитарные предприятия

    Потребительский кооператив (союз, товарищество)

    Хозяйственные товарищества (ХТ)

    Хозяйствен-ные общества (ХО)

    На праве хозяйственного ведения

    Полное ХТ

    ХТ на вере (коммандитное)

    На праве оперативного управления (федеральное казенное предприятия)

    ХО с ограниченной ответственностью

    Акционерное общество

    ХО с дополнительной ответственностью

    Общественные и религиозные организации (объединения)

    Учреждения

    Объединения юридических лиц

    Открытое АО

    Закрытое АО

    Рис. 1.1. Организационно-правовые формы юридических лиц (Скляренко В.К., Прудников В.М., Акуленко Н.Б., Кучеренко А.И. Экономика предприятия (в схемах, таблицах, расчетах): Учеб. пособие. М., 2002. С.8.)

    По организационно-правовой форме юридические лица, являющиеся коммерческими организациями в соответствии с Гражданским кодексом РФ, могут быть классифицированы следующим образом:

      хозяйственные товарищества – полное товарищество, товарищество на вере (коммандитное товарищество);

      хозяйственные общества – общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерные общества (открытого и закрытого типов);

      государственные и муниципальные унитарные предприятия – основанные на праве хозяйственного ведения и оперативного управления;

      производственные кооперативы (артели).

    Классификация предприятий как юридических лиц в зависимости от целей экономической деятельности и организационно-правовой формы представлена на рис. 1.1 (подробнее см. гл. 4 Гражданского кодекса РФ).

    В мировом рыночном хозяйстве создаются и функционируют и другие объединения предпринимателей (организационно-экономические формы):

    1) ассоциации – объединения, союз лиц, организаций, учрежденных государством;

    2) корпорации – акционерные объединения в общество нескольких фирм для достижения их общей цели и защиты привилегий;

    3) тресты – объединения предприятий (форма монополии) без права юридического лица и финансовой самостоятельности, подчиненные единому управлению;

    4) синдикаты – объединения предпринимателей (одна из форм монополии) и всей коммерческой деятельности (цены, сбыт продукции) с сохранением юридической самостоятельности всех входящих в него предприятий;

    5) картели – объединения фирм, компаний для совместной деятельности с сохранением юридического лица и производственной самостоятельности;

    6) концерны – объединения промышленных и торговых предприятий, подчиненных централизованному финансовому контролю и руководству;

    7) консорциумы – объединения, действующие на основе временного соглашения между банками и промышленными предприятиями для размещения займов, финансовых, коммерческих операций, инвестиций и др.;

    8) конгломераты – объединения предприятий, принадлежащих различным отраслям экономики и не связанных с прямой производственной кооперацией;

    9) холдинговые компании – объединения, обладающие контролем над другими компаниями за счет владения их акциями и денежным капиталом либо правом назначать директоров подконтрольных компаний.

    Экономической основой рыночных отношений в России является собственность, формы которой в равной степени охраняются государственным законодательством.

    Создание предприятий базируется на определенных законодательством принципах (независимо от форм собственности) и проходит несколько этапов:

      возникновение идеи о создании нового предприятия;

      определение возможностей использования новых технологий, техники и связи;

      изучение рынка, объема спроса и т.д.;

      подбор поставщиков сырья и других факторов производства;

      проведение оргмероприятий по созданию предприятий в зависимости от форм собственности;

      государственная регистрация, изготовление печати, штампов, постановка на учет в государственной налоговой службе и др.

    В соответствии с Положением о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности регистрация осуществляется местными органами власти. Отказ в регистрации возможен лишь при обнаружении нарушений действующих законов.

    Составленный акт государственной регистрации действует в течение 30 дней с момента выдачи временного свидетельства.

    Для последующего оформления статуса юридического лица необходимо:

    1) получение кодов ОКПО (общероссийского классификатора предприятий и организаций) и ОКОНХ (общероссийского классификатора организаций по виду деятельности) в органах государственной статистики;

    2) постановка на учет в налоговой инспекции;

    3) справка Минфина РФ о внесении предприятия в госреестр;

    4) открытие текущего счета в банке и внесение на этот счет 50% уставного капитала;

      получение разрешения в органах милиции на изготовление печати, штампов;

      заказ печати.

    По исполнении этих требований и истечении 30 дней, сдав временное свидетельство, предприниматель, получив постоянное свидетельство как хозяйствующий субъект, приобретает юридическую самостоятельность и дееспособность.

    Таким образом, образование (учреждение) может происходить путем:

    – учреждения нового предприятия (соучреждения), т.е. самостоятельного формирования уставного капитала или взноса соучредителями определенных долей, взносов в уставный фонд учреждаемого предприятия;

    – вступления в сферу предпринимательства;

    – выкупа партнерской доли;

    – вступления в сферу предпринимательства через наследование.

    Все эти формы учредительства входят в предпринимательскую деятельность, предусмотренную законодательством РФ.

    Учредителями могут быть:

      государство и муниципальные органы местного самоуправления;

      дееспособные граждане, индивидуальные предприниматели;

      юридические лица;

      хозяйственные общества (государственные и муниципальные) при создании дочерних обществ;

      иностранные граждане;

      добровольные объединения граждан (на личном трудовом участии и паевых взносах);

      фонды хозяйственных обществ для осуществления предпринимательской деятельности.

    Количество учредителей законодательством не ограничивается, кроме закрытого акционерного общества.

    Размер уставного капитала (фонда) предприятия регулируется ГК РФ и законами об отдельных организационно-правовых формах в гражданском обороте.

    Учредительные документы включают:

    – устав предприятия (при любой форме собственности);

    – договор учредителей (при наличии двух и более учредителей);

    – заявление учредителя или лица, уполномоченного для осуществления государственной регистрации.

    На собрании учредителей рассматриваются вопросы:

    – об организации и фирменном наименовании предприятия;

    – о принятии устава;

    – о выборе директора.

    С переходом российской экономики на рыночные отношения и включением страны в мировую систему внешнеэкономических связей в Россию устремились иностранные инвесторы. Новые рынки, дешевая рабочая сила, наличие благоприятных природно-сырьевых ресурсов (особенно нефтегазовых, лесных, металлургических и др.) привлекают возможностью получения сверхприбылей.

    В Российской Федерации предприятия с иностранными инвестициями, самостоятельные или совместные, создаются в виде:

    – предприятий с долевым участием иностранных инвестиций (совместных) дочерних фирм и филиалов;

      предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам;

    – филиалов иностранно-юридических лиц.

    Объектами вложений инвестиций могут быть:

    – вновь созданные и модернизированные основные фонды в сферах экономики;

    – ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, права на интеллектуальные ценности, имущественные права.

    Порядок ликвидации предприятия определяется ст. 63 Гражданского кодекса РФ. Ликвидация (прекращение деятельности предприятия) осуществляется ликвидационной комиссией при следующих обстоятельствах:

    – решении его учредителей или истечении сроков действия юридического лица;

    – слиянии предприятий в более крупные с единой централизованной системой управления;

    – присоединении по линии производственно-технологической кооперации;

    – разделении на ряд самостоятельных экономических или юридических субъектов;

    – выделении из ряда объединенных в самостоятельное или головное предприятие;

    – преобразовании в иную организационно-правовую форму с согласия трудового коллектива.

    Ликвидация по решению суда возможна в случае:

    – неплатежеспособности предприятия;

    – занятия запрещенной законодательством деятельностью;

    – банкротства и предпринимательской несостоятельности, вытекающей из судебного решения, констатирующего этот крах, с возложением полной вины за ошибки или противоправные действия на несостоятельного должника.

    Ликвидация признается завершенной после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц, предприятие считается ликвидированным как юридическое лицо.



    Доверенности