Викторины в лагере для старших отрядов. Викторины для детей в лагере: отдых с пользой для ума и тела. Викторины для детей в лагере

Викторина в летнем лагере «В гостях у сказки»

Цель: вовлечение младших школьников в мир литературы народной и зарубежной, и сопоставление своих знаний с достижениями других участников.
Задачи:

1. Закрепить знания по сказкам.
2. Развивать память, мышление, наблюдательность, речь
3. Воспитывать интерес к чтению, дружбу.
Оборудование:

сказочные предметы(аленький цветочек, золотой ключик, волшебное зеркальце, горошина, мед, туфелька, красная шапочка,), иллюстрации к сказкам (раскраски), бумага, карандаши, музыкальное сопровождение.
ХОД ВИКТОРИНЫ

Организационный момент:
Ведущий 1:
Велика Земля планета,
И не счесть на ней чудес.
Говорят, что даже где-то
Есть один волшебный лес.
Все берёзы там в серёжках
И не страшные ничуть,
Там изба на курьих ножках
Приглашает отдохнуть.
Ведущий 2:
В этом сказочном лесу
Чудо-кони пьют росу,
Распевают чудо-птицы,
Чудо-озеро блестит,
И, конечно, в нём резвится…
Чудо-Юдо рыба-кит.
Ведущий 1:

Если сказка в дверь стучится,
Ты скорей ее впусти,
Потому что сказка – птица:
Чуть спугнешь – и не найти.
А сейчас каждый из вас по очереди вытащит жетоны зеленого и синего цветов, таким образом, мы сформируем команды.

Каждая команда выберет капитана, придумает девиз и название. (Приветствие команд)
Ведущий 2:

Приглашаем вас в мир сказок! Все любят сказки и дети и взрослые. А чему учат нас сказки? (ответы команд) Молодцы! Так давайте узнаем кто же знает сказки лучше? Начинаем нашу викторину!
1. Конкурс «Разминка»

(ответы к вопросам сопровождаются иллюстрацией к правильному ответу)

Какую кличку носила собака в семье, в которую входили: дед, бабка, внучка?(Жучка)
- Кто любил похвастаться и поплатился жизнью? (Колобок)
- Как звали девочку, которая пошла погулять, заблудилась, зашла в чужой дом, где жили медведи? (Машенька)
- У кого избушка была ледяная, и в какой сказке? (Лиса)
- В какой сказке умели говорить: печка, яблонька и речка? (Гуси – лебеди)
- Какое животное обнаружило теремок в лесу? (Мышка-норушка)
- В одной из русских сказок царь отправил сыновей за молодильными…(яблоками)
- Это растение помогло принцу отыскать настоящую принцессу (горох)
- В сказке «Дюймовочка» мать героини купила у колдуньи волшебное зернышко. Какое?

(ячменное)
- Чебурашка плыл на корабле в ящике с… (апельсинами)
2. Конкурс «Угадай, из какой сказки предмет»
Из мешочка участники команды по очереди достают предметы и пытаются угадать из какой сказки предмет.
- Мед (Винни Пух…)
- Аленький цветочек (Аленький цветочек)
- Ключ (Буратино)
- Красная шапочка (Красная шапочка)
- Волшебное зеркало (Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)
- Горошина (Принцесса на горошине)
- Яйцо (Курочка-ряба)
- Цветик – семицветик (Цветик-семицветик)
- Туфелька (Золушка)
3. Конкурс «Кто быстрее»

Участникам команд задаются вопросы. Чья команда быстрее ответит на заданный вопрос.
1. Какого цвета волосы у Мальвины? (Голубого.)
2. Какого цвета была борода у известного сказочного злодея? (Синего.)
3. Какого цвета платье подарила Золушке Фея? (Белого.)
4. На облаке какого цвета летала по городу Снежная королева? (Черного.)
5. У какого волшебного цветка лепестки были всех цветов радуги? (Цветик-семицветик.)
6. Что несла Красная Шапочка своей бабушке? (Пирожки и горшочек масла)
7.Что любит Винни-Пух? (Мед)
8.Чем угощали сестрицу Аленушку и братца Иванушку в сказке «гуси лебеди»? (Яблоками, пирожком, молоком и кисельком)
9. Чем угощал журавль лису в сказке «Как аукнется, так и откликнется» (Окрошкой)
10.Что сварил солдат из топорпа? (кашу)
11. Что приказал царь испечь невестам своих сыновей в сказке «Царевна-лягушка» (хлеб)
12. Какое дикое животное помогало добывать драгоценные камни и золото? (Белка)
13. Кто прислал такую телеграмму: «Cпасите! Помогите! Нас съел Серый волк!» Как называется эта сказка? (Козлята, «Волк и семеро Козлят»)
14. Позовите Сивку-Бурку словами из сказки. Как звали хозяина этой лошади? («Сивка-Бурка, вещая каурка, Встань передо мной, как лист перед травой!», Иванушка-Дурачок)
15. Из какой сказки эти слова? Кто ее автор? «Вечно вы опаздываете, негодный мальчишка! Кто вас воспитывал?» («Приключения Буратино», А. Толстой)
16. Какие слова приговаривала девочка медведю? Из какой она сказки? («Маша и медведь», «Не садись на пенек, не ешь пирожок…»)
17. Какое домашнее животное помогало девочке выполнять задания мачехи? Как называется сказка? Что выросло из костей этого дерева? (корова. «Крошечка-Хаврошечка», яблоня)
4. Конкурс «Угадай сказку по иллюстрации»
Ведущий показывает иллюстрацию, а команды угадывают из какой сказки этот эпизод: «Лиса и журавль», «Конек-горбунок», «Кот в сапогах», «Русалочка», «Шрек», «Незнайка», «Король лев», «Мадагаскар», «Ледниковый период», «Дюймовочка», «Снежная королева», «Золушка», «Волшебник изумрудного города», «Алиса в стране чудес», «Белоснежка и семь гномов», «Приключения поросенка Фунтика», «Гарри Поттер и тайная комната»,»Чипполино», «Приключения барона Мюнхгаузена», «Приключения Гулливера», «Мойдодыр»..
5. Конкурс «Сказочные имена»

    Этот герой попал на Луну зайцем. (Незнайка)

    Какого героя авиакомпания приняла за иностранный спутник-шпион? (Карлсона)

    Как звали братьев Гримм? (Якоб и Вильгельм.)

    Как звали сестру Белоснежки? (Краснозорька.)

    Кому непременно надо было попасть в Лимпопо?(Айболиту)

    Волшебника Изумрудного города Гудвина на самом деле звали…(Джеймс.)

6. Физминутка «Давайте отдохнем!»

Под музыкальное сопровождение все дети танцуют флешмоб
7. Конкурс «Художники»
Каждая команда рисует иллюстрации к сказкам, а соперники должны угадать название сказки.
8. Конкурс «Продолжи сказку»
- Позвала бабка внучку.
Внучка за бабку,
Бабка…

Подошли зайчик и петух к избенке:
- Кукареку! Несу косу…
(на плечи, хочу лису посечи! Поди, лиса, вон!)

Прискакала к терему лягушка – квакушка и спрашивает:
- терем – теремок! Кто в тереме живет?
- Я мышка – норушка! А ты кто?
- А я …

9. Конкурс «Угадай сказку»
В1: Сказки просят
- А сейчас вы, друзья, узнайте нас.

А дорога далека
А корзина нелегка
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок. (Маша и медведь)

Ах, ты Петя – простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко. (Петушок – золотой гребешок)

Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко
Слезы льет бедняжка. (Снегурочка)

Нет ни речки, ни пруда –
Где воды напиться?
Очень вкусная вода –
В ямке от копытца! (Сестрица Аленушка)

Отворили дверь козлята,
И пропали все куда – то! (Волк и 7 козлят)

Появилась девочка в чашечке цветка,
А была та девочка не больше ноготка,
Кто читал такую книжку,
Знает девочку – малышку? (Дюймовочка)
Летела стрела
И попала в болото,
А в этом болоте
Поймал ее кто-то.
Кто, распрощавшись с зеленою кожей.
Сделалась мигом красивой, пригожей? (Царевна-лягушка)
Сейчас потолкуем о сказке другой.
Тут синее море, тут берег морской.
Старик выйдет к морю,
Он невод забросит,
Кого-то поймает
И что-то попросит. (Сказка о рыбаке и рыбке)
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
Он известен, знаменит,
Добрый…….(доктор Айболит)
Бабушка внученьку очень любила,
Бабушка…ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
Кто отгадает, как звали ее?
(Красная шапочка)

А я родился странной
Игрушкой деревянной.
Ушастый, некрасивый,
И никому не мил.
Один меня заметил
И ласково приветил
А это был, ребята,
Гена крокодил.
(Чебурашка)

Был я в море в бочке брошен
И отцом своим забыт,
Но на остров неизвестный
Был волной морской прибит.
И на острове на том теперь правит…
(Князь Гвидон)
10. Итог
В1: А теперь огласим результаты нашей викторины!
Оглашение победителей, вручение дипломов 1 и 2 место.

1-2 человека, награждаются грамотами за лучшую иллюстрацию к сказке «Юный художник».
В1: «Говорят, что сказки не бывает…
Ты не верь! Кто так тебе сказал?
Тот, кто вырос, напрочь забывает,
Как когда-то в детстве он мечтал.

Говорят, что нет чудес на свете.
Врут! Поверь, бывают чудеса!
Главное лишь верить в них, как дети,
И они тебя не медля посетят.
В2: Кто не верит, тот живёт напрасно,
Жизнь свою растрачивая зря.
Потерять надежду есть опасность.
Ты ведь знаешь, знаешь… я права

В общем верь и будет всё, как прежде!
И к тебе придёт надежда вновь.
Ну а там, где вера есть с надеждой,
Там живёт, конечно, и любовь!»

Сценарий викторины «Путешествие в сказку» адресован детям летнего лагеря, категории младшего школьного возраста. Викторину можно провести, разбив детей на каманды. При малом количестве детей в отряде работа проводится индивидуально и определяется победитель и два призера (предложенный вариант). При желании, задания викторины представляются в виде пазлов, назаполненных карточек, кроссвордов и т.д. Все зависит от времени на подготовку викторины, места проведения и желания педагога, сделать досуг ребенка познавательным и интересным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий викторины «Путешествие в сказку»

для детей летнего лагеря

Задачи викторины: изучение литературного и народного творчества, воспитание чувства коллективизма, развитие догадки и смекалки.

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Поднимите руку: кто из вас любит сказки? Да, сказки любят все! Ведь это самые первые произведения, которые слышит ребенок от мамы. Под сказку мы засыпали и мечтали. Именно благодаря сказке, мы становимся чувствительней к красоте, учимся сопереживать, осуждать зло, восхищаться добротой.

Цель нашей викторины заключается в том, чтобы вспомнить как можно больше любимых всеми сказок и их героев. За каждый правильный ответ вы получите жетон. Кто соберет больше всех жетонов, тот и победит в нашей викторине. Имя победителя узнаем в конце нашей игры. Итак, начнем! Я желаю всем успеха!

«Волшебные слова»

Ведущий: Вспомните, какие волшебные слова помогали сказочным героям. Как зовут этих героев? Назовите!

Крекс - Фекс - Пекс! (Буратино, «Золотой ключик или приключения Буратино»)

Лети – лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг, лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели. (Женя, «Цветик - семицветик»)

Мутабор! (Калиф, «Калиф - аист»)

Сивка – бурка, вещая каурка! Стань передо мной, как лист перед травой. (Иванушка – дурачок «Сивка – бурка»)

Сим-сим, откройся дверь! (Али – баба, «Али – баба и 40 разбойников»)

«Удивительные превращения»

Ведущий: Ребята! Ваша задача вспомнить в кого превращались или были заколдованы герои сказок.

Гадкий утенок (в лебедя).

Гвидон (в комара, в муху, в шмеля).

Братец Иванушка (в козленка).

Красивый мальчик Якоб, герой сказки В. Гауфа из сказки «Карлик - нос» (в карлика).

Чудовище из сказки Аксакова «Аленький цветок» (в принца).

Одиннадцать братьев – принцев из сказки Андерсона «Дикие лебеди» (в лебедей)

«Волшебное средство»

Ведущий: Какими волшебными средствами или предметами пользовались перечисленные сказочные герои?

Баба – Яга (ступа и метла)

Буратино (золотой ключик)

Золушка (хрустальная туфелька)

Маленький Мук (туфли и тросточка)

Красная Шапочка (корзинка с пирожками и горшочком с маслом)

Кощей Бессмертный (яйцо с иглой)

Кот (сапоги-скороходы)

«Лучшие друзья»

Ведущий: Были ли друзья у следующих сказочных персонажей. Назовите их!

Буратино (Мальвина и Пьеро)

Колобок (Дед и баба)

Бременский музыкант (осел, собака, петух, кот)

Маугли (Багира, Балу, Каа)

Вини – Пух (Пятачок, Кролик, Иа - Иа)

Малыш (Карлсон)

Чипполино (Вишенка и Редиска)

Чебурашка (Крокодил Гена)

Ведущий: А сейчас, ребята, я представляю вашему вниманию загадки. Ваша задача отгадать героев сказок. Кто первым поднимет руку – получает жетон, а значит очко. Слушайте загадки внимательно!

«Назови имя сказочного героя»

Красна девица грустна,

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко

Слезы льет бедняжка! (Снегурочка)

Скорей бы близился вечер

И час долгожданный настал,

Чтоб мне в позолоченной карете

Поехать на сказочный бал.

Никто во дворце не узнает,

Откуда я и как я зовусь, но только лишь полночь настанет,

К себе на чердак я вернусь. (Золушка)

Скачет лошадь не простая,

Чудо грива золотая,

По горам парнишку носит,

Но никак его не сбросит.

Есть у лошади сынок,

Удивительный конек,

По прозванию… (Горбунок)

У отца был мальчик странный,

Не обычный – деревянный,

На земле и под водой

Искал ключик золотой.

Его девочка Мальвина называла… (Буратино)

Всем по сказке интересной

Мальчик – луковка знаком.

Очень просто, хоть и длинно,

Он зовется… (Чипполино)

Появилась девочка

В чашечке цветка

А была та девочка

Чуть больше ноготка.

Кто читал такую книжку,

Знаете эту девочку – малышку? (Дюймовочка)

Он дружок зверям и детям,

Он – живое существо,

Не котенок, не щенок,

Не волчонок, не сурок.

Но заснята для кино

И известна всем давно

Эта милая мордашка,

Он зовется… (Чебурашка)

Кто – то за кого – то

Ухватился крепко:

Победит упрямицу

Дружный общий труд.

Кто засел так крепко,

Может это … (Репка)

Ведущий: Вот и закончилась наша викторина. Спасибо вам за знания и активное участие, проявленную смекалку. Давайте подсчитаем жетоны и поздравим победителя сказочной викторины. До новых встреч!


→ Экология >" url="http://scenarii.ru/scenario/index1.php?raz=6&prazd=32&page=1">

26.07.2017 | Посмотрели сценарий 1437 человек

Берендей.
О, мой лес, мой дивный лес,
Полный сказок и чудес!
В заботах и трудах проходит жизнь моя,
Надеюсь, что узнали вы меня.
Защитник леса, друг зверей,
Я царь из сказки...
Дети. Берендей.
Берендей.
Молодцы, мои друзья!
Всех приглашаю в гости...

Сценарий экологического мероприятия для летнего лагеря «Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды»

26.07.2017 | Посмотрели сценарий 2340 человек

Ведущий 1.
5 июня - Всемирный день охраны окружающей среды.
Каждый цветок и травинка любая,
Птицы, что в синее небо взлетают,
Вся та природа, что нас окружает,
Нашей защиты, дружок, ожидают.
Звучит звук набата на фоне тревожной музыки.
Чтец 1.
Что...

Сценарий для летнего лагеря. День экологии. Экологический калейдоскоп (Игра-путешествие)

28.05.2013 | Посмотрели сценарий 12843 человека

Природа… Как часто повторяем это слово! С некоторых пор оно стало символом нашей борьбы за выживание, за благополучие всего живого на планете.

Общение с природой – неотъемлемая часть духовной жизни человека. Вот что говорят, например, о лесе...

Сценарии для летнего лагеря. Лесная школа (сюжетно-ролевая игра)

28.05.2013 | Посмотрели сценарий 4325 человек

На период подготовки к игре создается «Штаб сотрудников школы». В него входят старшие ребята, «директор» со своими «заместителями» и «учителя». Они разрабатывают программы занятий, составляют расписание «уроков», оборудуют место работы «школы», ...

Экологический субботник “Пикник на лесной полянке”

28.05.2013 | Посмотрели сценарий 4252 человека

Ведущий: Дорогие ребята! Все мы знаем, что Земля – наш общий дом. С самого рождения нас окружает природа – деревья, травы, воздух и вода. Мы живём в этом мире, и то какой он есть и каким он станет в будущем, зависит только от нас. Природа очень...

Экологическая сказка "Чистый город"

27.07.2011 | Посмотрели сценарий 4158 человек

На берегу великой Волги
Построен город был большой.
Звался Астраханью он.
Весь в зелёных насажденьях!
Ах, какое наслажденье!
По чудным улицам гулять,
Чистым воздухом дышать.
Говорят, что Астрахань у нас – чистый город!
Но и здесь полно мусора...

"Эта хрупкая планета"

19.06.2011 | Посмотрели сценарий 5677 человек

Мы речь свою ведем о том,
Что вся Земля – наш общий дом –
Наш добрый дом, просторный дом,
Мы все с рожденья в нем живем.
Еще о том ведем мы речь,
Что мы наш дом должны беречь.
Давай докажем, что не зря
На нас надеется Земля.
Ведущий 1. Наша...

Экологическая игра "Веселый муравейник"

02.06.2010 | Посмотрели сценарий 11860 человек

Ведущий: Ребята, сегодня у нас состоится эколого-биологическая игра “Веселый муравейник”, посвященная Всемирному Дню защиты окружающей среды. Скажите, пожалуйста, что такое - экология? (Ответы детей). Правильно, ребята, экология – наука об окружающей...

Летний праздник для детей 7-11 лет. Сценарий

Летняя игровая площадка "Сказка за сказкой"

Каникулы в жизни детей – это период накопления новых сил, здоровья, новых знаний не стесненных школьной программой. И здесь многое зависит от умного руководства взрослых. Именно они продумывают программу действий, конструктивной совместной деятель¬ности, которая поможет детям самореализовать¬ся, самовозвыситься.
Игровая площадка - это яр¬кий момент жизни детей, помогаю¬щий по-новому взглянуть на мир, на окружаю¬щих людей, почувствовать вкус к творчеству, проявить способнос¬ти, объединиться со всеми в радости. Она направлена на создание хоро¬шего настроения у детей. А для хорошего настроения нужны интересные дела и чтобы никто не унижал, не обижал детей. Поэтому, организуя игровые площадки, мы заботимся о том, чтобы они были творческими, неповторимыми, чтобы детям было хорошо, комфортно, интересно, чтобы содержание праздника обогащало ум и душу, чтобы праздники объединяли детей и взрослых в единый коллектив.
Каждая игровая площадка это не про¬сто бессистемный калейдоскоп увлекатель¬ных дел, она подчинена определенной идее, которая организует игры. Игровая, празд¬ничная атмосфера площадки создает положи¬тельный эмоциональный фон и стимулирует творчество детей, поскольку живут они в радо¬стно-оптимистическом ритме.
летняя игровая площадка "Сказка за сказкой" посвящена русским народным сказкам. Сказка - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки - в глубине ее содержания; созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух русского народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она - творение народа. Когда мы смотрим на дивные фрески Киевской Софии, мы воспринимаем их как частицу жизни народа, творение его могучего таланта, и в нашей душе пробуждается чувство гордости за его творческий дух, мысль, мастерство. Аналогично воздействие народной сказки на душу ребенка. Кажется, что сказка построена на чисто бытовом сюжете, но каждое слово этой сказки - как тончайший штрих на бессмертной фреске, в каждом слове, в каждом образе - игра творческих сил народного духа.
К сожалению, в настоящее время, русских сказок дети знают немного. Мы провели опрос среди учащихся младшего школьного возраста и выяснили, что наиболее узнаваемыми являются герои иностранных сказок (Золушка, Белоснежка, Алиса, Смурфики, герои мультфильмов Мадагаскар, Шрек и т.д.). Процент же узнаваемости героев русских народных сказок является невысоким, в основном дети узнают популярных героев (Кащей Бессмертный, Василиса Премудрая и др.), и героев современных мультфильмов «Иван Царевич и Серый волк», «Алеша Попович и Тугарин Змей» и т.д. Многие учащиеся считают героями русских народных сказок Золушку, Красную Шапочку, Снежную Королеву. Читать русские народные сказки нравится 47% учащихся, 72% предпочитают иностранные сказки, Только 25% детей читали русские народные сказки, не предусмотренные школьной программой (приложение 5, график 10). Анализ же различных сценариев проведения сказочных викторин и мероприятий показал, что 85% сценариев содержат вопросы и загадки только про известных сказочных героев, в 93% сценариев не подразделяются герои русских народных и иностранных сказок, 95% сценариев не предполагают изучение новых сказок, а основываются на знании детьми популярных сказок (приложение 5, график 11).
Исходя из этого, можно заключить, что в настоящее время русские народные сказки используются не в полном объеме, а лишь частично и только самые известные. Роль сказки очень значима в патриотическом воспитании подрастающего поколения, в них отразился быт русского народа, нравственные нормы жизни, духовная культура, все чего сейчас не хватает русскому человеку. Поэтому мы стали заимствовать нормы и правила жизни тех народов, которые их хранят, и часто забываем про свои исконные традиции. Сказки - это духовные богатства народной культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем родной народ.
Поэтому участникам летней игровой площадки «Сказка за сказкой», будет предложено, вспомнить русские народные сказки и все, что с ними связано.
Цель: создать условия для патриотического воспитания и творческой самореализации детей, посредством игровой деятельности.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1. Формировать у учащихся знание фольклорных традиций русского народа.
2. Развивать и реализовывать творческий, познавательный потенциал каждого ребенка, коммуникативные способности, способствовать взаимодействию и творческому росту в течение игры.
3. Воспитывать интерес к русским народным сказкам, чувство патриотизма, гордость за наследие своих предков.
Игровая площадка состоит из трех взаимосвязанных между собой частей. Первая часть – эстафета «Волшебный клубок», вторая – игра-путешествие «Заколдованный лес» и третья – викторина «Ярмарка сказок».
Место проведения игровой площадки – Парк Победы.
Игровая площадка предназначена для школьных лагерей с дневным пребыванием детей и рассчитана на разновозрастные детские объединения. Она проводится по графику, в дни работы школьных лагерей, ее продолжительность: 1 – 1,5 часа.
В результате реализации программы ожидается:
1. Развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности.
2. Получение участниками игровой площадки умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой деятельности, социальной активности.
3. Улучшение психологического микроклимата, создание атмосферы комфортности для каждого ребенка.
4. Личностный рост участников.
5. Развитие уровня детской игровой культуры.

План проведения летней игровой площадки
«Сказка за сказкой».

Участники игры делятся на восемь - десять команд (в зависимости от количества участников). В каждой команде должно быть примерно равное количество человек. Игра состоит из трех частей. В первой части участники составляют маршрут путешествия по Заколдованному лесу. Вторая часть – путешествие, где участники, разгадывая загадки, ищут волшебные предметы. В третьей части проводится игра-викторина «Ярмарка сказок».

I часть - «Волшебный клубок"

Каждая команда получает волшебный клубок определенного цвета. Задача участников, выбегая в порядке эстафеты, собрать 10 волшебных клубочков такого же цвета. На каждом клубочке стоит его порядковый номер и написана загадка. Задача участников разложить клубочки по порядку и отгадать предложенные загадки. После этого начинается вторая часть игры.

Загадки о сказочных героях (для клубочков)
Змей Горыныч
Я красив, силён, могуч,
Я грознее грозных туч,
И умнее всех, нет слов, -
Много у меня голов.

Василиса Премудрая
Работать умела красиво и ловко,
В деле любом проявляя сноровку.
Хлебы пекла и скатерти ткала,
Шила рубашку, узор вышивала,
Лебедью белой в танце плыла...
Кто мастерица эта была?

Баба Яга
Сколько лет мне, я не знаю.
В ступе я с метлой летаю.
Теремок мой так хорош,
На меня во всём похож,
В этом тереме моём
Ярко печь горит огнём.
Теремок на курьих ножках!
Ждёт гостей в нем...

Кощей Бессмертный
Это сказка, а не шутка,
Что была такая утка,
В ней яйцо, игла в яйце,
Гибель на ее конце.
И без этаких вещей
Жить не мог старик...

Емеля
По первому морозцу,
По первому снежку
Кто на печке едет,
Лёжа на боку?
Уплетая калачи,
Едет парень на печи.
Едет прямо во дворец,
Кто же этот молодец?

Золотая рыбка
Подарит новое корыто
И новый дом, и слуг впридачу…
Но если уж она сердита,
С ней вместе уплывет удача!
Исчезнет все, и в море зыбком
Растает золотая …

Соловей Разбойник
Он разбойник, он злодей,
Свистом он пугал людей

Водяной
Внутри него водица
С ним не хотят водиться
А все его подружки -
Пиявки, да лягушки!

Домовой
Кто шалит в квартире старой?
Кто опять бренчит гитарой?
Кто весь день озорничает,
А потом в углу вздыхает

Кот Баюн
У кота есть дядя грозный,
Тоже кот, но страсть серьезный
И страшится, стар и юн,
Что придет к ним …

Пример клубочка

IIчасть - Заколдованный лес

Разгадывая загадки, написанные на клубочках, команды составляют карту маршрута. Под каждой загадкой скрывается герой русских сказок (Василиса Премудрая, Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Баба Яга, Кот-Баюн, Емеля, Домовенок Кузя, Водяной, Золотая Рыбка, Соловей-Разбойник). Участникам дается карта сказочной страны и фигурки героев (среди них есть и те, о которых нет загадок), правильно отгаданных героев нужно наклеить под соответствующим волшебному клубку, номером. У участников получаются свои карты заколдованного леса.
Пример карты:

В соответствии с картой участники, на ограниченной территории, среди деревьев и кустарника, находят сказочных героев, которые охраняют заколдованные волшебные предметы. У каждой команды своя карта. Чтобы расколдовать предмет надо отгадать загадку (ребус, криптограмму, шифровку), расположенную под изображением героя, записать ответ в специальный лист, и так по порядку.
Как это было у нас: мы на листах изготовленных из ДВП сделали шифровки, криптограммы, ребусы, загадки о волшебных предметах, а сверху поместили изображение сказочного героя. Дети по порядку, определенному картой, разыскивали героя и записывали ответ на специальный лист, возвращались к ведущему игры, он проверял отгадки и раздавал из «сундука» расколдованные предметы
На выполнение задания участникам дается 30 минут. Ведется отсчет времени, для этого готовится солнышко со съемными лучиками, лучик снимается каждые 5 минут. Команда при возвращении получает столько баллов, сколько лучиков осталось на солнышке. После того как участники расколдовали волшебные предметы начинается третья часть игры.

III часть - Викторина «Ярмарка сказок»:

После прохождения Заколдованного леса, команды подходят к ведущему игры с перечнем найденных ими сказочных предметов (меч-кладенец, шапка-невидимка, сапоги-скороходы, ковер-самолет, наливное яблочко, скатерть-самобранка, гусли-самогуды, живая вода, волшебный клубочек, двое из ларца). За каждый найденный предмет, команда получает его изображение. После того, как все команды собрались на поляне, начинается викторина.
Участники размещаются на ковриках, перед ними табло с категориями вопросов, каждая категория определенного цвета. Игра проводится в три тура.
Правила игры:
Ведущий поочередно подходит к каждой команде с мешочком, в котором лежат разноцветные бочонки, в соответствии с цветом категорий вопросов. На них также написаны баллы. Участники достают бочонок, и отвечают на соответствующий ему вопрос.Вынутые из мешка бочонки в ходе тура не возвращаются обратно, но в следующем туре они опять складываются в мешок и перемешиваются
При ответе участники могут пользоваться бонусами, т. е теми волшебными предметами, которые они нашли в Заколдованном лесу. Если участник воспользовался бонусом, то он отдает ведущему соответствующую картинку. Бонусы сохраняются на протяжении всей игры, но в каждом туре не возобновляются.

Таблица бонусов (она оформляется на большом плакате (баннере), чтобы команды видели ее во время игры):

Меч-кладенец - Право на ошибку (участник может повторно ответить на вопрос)
Шапка-невидимка - Право открыть три любые буквы
Ковер-самолет - Право на сохранение половины баллов при неправильном ответе.
Сапоги-скороходы - Передача вопроса другой команде
Наливное яблочко - Помощь взрослого
Скатерь-самобранка - Право открыть вторую половину слова
Гусли-самогуды - Песня вместо ответа
Живая вода - Право на сохранение баллов при неправильном ответе
Волшебный клубок - Право на одну подсказку
Двое из ларца - Удвоение очков

Категории вопросов первого тура:
Сказочный транспорт – вопросы о средствах передвижения в русских народных сказках (ковер-самолет, ступа, летучий корабль и т.д)

1. У какого сказочного героя сани ехали сами? (Емеля)
2. На чем Емеля поехал во дворец к царю? (печка)
3. На чем ехал купец в город, а крестьянин в лес, в русской народной сказке «Два мороза»? (на санях)
4. На ком ехала лиса, приговаривая «бит не битого везет»? (волк)
5. Сказочная героиня, владелица первого в мире летательного аппарата? (Баба-яга)
6. Какое транспортное средство появляется на свист хозяина в чистом поле? (Сивка-Бурка)
7. На чем летал Иван-царевич в сказке после дождичка в четверг? (ковер -самолет)
Сказочная кулинария – вопросы о сказочной еде (железные хлеба, каравай и т.д.)
1. В какой русской народной сказке содержится рецепт приготовления диковинного неповторимого кушанья из столярного инструмента? (Каша из топора)
2. Какое блюдо, предложенное сказочной лисой так и не смог съесть журавль? (жидкая каша)
3. Что обычно пьет сказитель, на сказочном пиру? (мед)
4. Кто из героев русских народных сказок был хлебобулочным изделием? (Колобок)
5. Чем кормила Баба-яга своих домашних питомцев в сказке «Морозко»? (тебе киска – сметаны миска, и ты (поросенок) молодец – получай холодец)
6. Какое блюдо из птицы делил мужик для барина? (Гуся)
7. Какие мучные изделии, выдавали волшебные жернова? (пироги, блины, ватрушки)
Сказочные помощники – вопросы о сказочных персонажах, которые помогал главным героям русских сказок (серый волк, печь, яблоня, корова и т.д.)
1. Как называется сказочное дерево, которое помогло спрятаться от гусей-лебедей сестре и брату? (яблоня)
2. Какой сказочный герой помогает Ивану добыть жар-птицу? (сивка-бурка)
3. Что надел Иван на руку царевне, чтобы она очнулась от колдовства кощея? (Волшебное кольцо)
4. Какое животное помогало крошечке Хаврошечке выполнить поручения злой мачехи? (корова)
5. Аппарат, на котором Баба-Яга совершала полеты? (ступа или метла)
6. При помощи какой вещи Иван проник в царство Кощея, оставаясь невидимым? (Шапка-невидимка)
7. Какая рыба помогала Емеле? (щука)
Сказочные животные – вопросы о животных, встречающихся в русских сказках (лиса, волк, заяц, тетерев и др.)
1. Про этого зверя ходила легенда, что прислан он из сибирских лесов и является самим бурмистром, все жители леса боялись этого зверя кроме его жены Лизаветы Ивановны? (кот-Баюн)
2. Пустил медведь пожить у себя хитрого зверя, но не знал о ее проказах, каждую ночь она притворялась повитухой, а сама в это время ела мед, пока не закончилась бочка. Кто эта, обжора? (Лиса)
3. Кто прогнал лису из лубяной избушки, которая занята была ею незаконно? (Петух)
4. Кого угощала лиса манной кашей, но так и не накормила? (Журавль)
5. Кого уговаривала лиса спуститься на травку убеждая, что нынче объявлен указ о мире по всей земле и о том, что звери друг друга нынче не трогают? (тетерева)
6. Кого обучала Лиса рыбной ловле? (Волка)
7. Это маленькое животное обладает уникальными качествами, которых не достает другим животным, оно первым заселяется в теремок, разбивает яйцо, помогает выдернуть овощ, с которым не могут справиться впятером? (мышка)
Сказочные испытания – вопросы об испытаниях, которые проходили главные герои русских сказок (огонь, вода и медные трубы, сражение со Змеем Горынычем, поиск кощеевой смерти и т.д.)
1. Что приказывал сделать царь-батюшка своим невесткам, чтобы проверить их мастерство (испечь хлеб, выткать ковер, сшить рубаху)
2. Какие испытания встретились на пути Алёнушке, которая спасала братца Иванушку в сказке «Гуси-лебеди»? (стрясти яблочки, вытащить из печки пирожки, поесть киселя)
3. В какой сказке герой должен был прыгнуть в кипящее молоко, чтобы обрести молодость? (Конек-горбунок)
4. Каким испытаниям подвергали своих сыновей цари в русских народных сказках? (отправляли за молодильными яблоками, жар-птицей)
5. Что должен был сделать Иван-трубочист, чтобы жениться на царевне забаве? (Летучий корабль)
6. Какие три испытания встретились Ивану на пути в Кощеево царство, за Василисой Прекрасной? (сносить 3 пары железных сапог, съесть 5 железных хлебов)
7. Как выполнила задания царя мудрая дочь «не пешком не на лошади, не одетая и не раздетая, не с подарком не без подарочка», чтобы спасти своего отца? (подарила птицу, которая улетела, одела рыболовную сеть, приехала на поросенке)

Категории вопросов второго тура:
Сказочная география – вопросы о сказочных местах, куда путешествуют герои (Остров Буян, За Тридевять Земель, Дремучий лес, и т.д.)

1. В каком царстве-государстве жили многие сказочные герои? (В Тридевятом)
2. Куда отправлял царь богатырей? (Пойди туда, не знаю куда)
3. Куда отправился Иванушка и солдат на поиски Марьи-искусницы? (в Подводное царство Водокрута 13)
4. Как в русских сказках назывался волшебный остров? (Остров Буян)
5. Какое животное выполняло роль острова, в сказке «Конек-Горбунок»? (Чудо-Юдо - рыба кит)
6. Где спрятал кощей лукошко с мастерами в сказке «На золотом крыльце сидели»? (в горе дыра за дырой нора, норой пойдешь в пещеру попадешь)
Сказочные растения – вопросы о растениях, которые в сказках обладают волшебной силой (цветок папоротника, цветочки на сухом пенечке, молодильные яблоки и т.д.)
1. Что выросло на огороде у деда с бабой, круглая-прекруглая, большая-пребольшая (репка)
2. Зачем Настенька поливала сухой пень, и что на нем выросло? (цветочки)
3. Какие цветы зимой в лесу, мачеха отправила искать падчерицу? (подснежники)
4. Какое растение подарило старику со старухой волшебные жернова? (Горох)
5. Зернышком, какого растения подавился петушок? (боб)
6. Какое дерево выросло из косточек коровы пеструшки в сказке «Хаврошечка»? (яблоня)
7. Какие растения делили между собой «Мужик и медведь»? (пшеница и репа)
8. На каком дереве хранилась Кощеева смерть? (дуб)
Сказочные злодеи – вопросы об отрицательных героях русских сказок (мачеха, Кощей Бессмертный, Чудо-Юдо и т.д.)
1. Смерть этого злодея находилась на конце иглы? (Кощей Бессмертный)
2. Этот злодей за раз может съесть 6 или 7 козлят? (Волк)
3. Эта злодейка, живет на болоте, и строит козни сказочным героям? (Кикимора)
4. У какого сказочного злодея один глаз? (Лихо одноглазое)
5. Этот сказочный герой живет в дремучем лесу и сбивает путников с дороги? (Соловей-разбойник)
6. Кто говорил: «Ограбим не ограбим, пожрем – не пожрем, мы побъем – нас побьют»? (Разбойники)
7. Владелица избушки на курьих ножках? (Баба-Яга)

Сказочные опасности – вопросы об опасностях, которые встречали герои на своем пути (морозильный посох, волшебный гребень, отравленное яблоко и т.д.)
1. Какая опасность поджидала зайчика, пустившего лису в свою избушку? (лиса его выгнала)
2. Какая опасность поджидала Иванушку, когда он пил из копытца? (стал козленочком)
3. Что должно было, случится с тем, кто прикоснется к посоху Морозко? (кто посоха моего коснется, никогда не проснется)
4. Что забрало у богатыря Финиста силу? (гребень)
5. Какая опасность, поджидала царя Еремея в колодце, в сказке «Варвара краса – длинная коса»? (Чудище морское)
6. Какую опасность представлял медведь для обитателей теремка? (разрушил теремок)
7. О каких опасностях предупреждает богатыря камень на развилке дорог?

Категории вопросов третьего тура:
Великолепная семерка – назвать семь: сказочных предметов, сказок о Бабе Яге и т.д

.1. Назовите семь сказок главными героями которых, являются животные
2. Назовите семь волшебных предметов
3. Назовите семь сказочных помощников
4. Назовите семь сказочных красавиц
5. Назовите семь сказок о водяном
6. Назовите семь сказок про Бабу-Ягу
7. Назовите семь сказок с участием Кощея Бессмертного

Продолжи – продолжить известное сказочное выражение (Не был бы ты невежей…, Сказка ложь…. и т.д.)
1. Скоро сказка сказывается… (… да нескоро дело делается)
2. Ия там был, мед пиво пил… (…по усам текло, да в рот не попало)
3. Сказка ложь да в ней намек…(добрым молодцам урок)
4. Не был бы ты невежей… (…не ходил бы с мордой медвежьей)
5. Бит не битого… (… везет)
6. Сивка-бурка вещая Каурка, встань передо мной… (…как лист перед травой)
7. Встань к лесу задом… (…ко мне передом)
8. И упитанный… (…а не воспитанный)
Свет мой зеркальце – вопросы о сказочных красавицах (Аленушка, Марья-Моревна, Василиса Премудрая, и т.д.)
1. Как звали царевну, которую рассмешил мужик на печи? (Несмеяна)
2. Как звали девицу, у которой брат напился водицы из копытца? (Аленушка)
3. Как звали красавицу – дочь чуда-юда болотного беззаконного? (Варвара)
4. Вспомните имя героини, которая махнет левым рукавом озеро появится, махнет правым - поплывут лебеди белые? (Василиса)
5. В одной сказке Иван-царевич отправился за жар-птицей, домой он вернулся с конем, жар-птицей и красавицей невестой, вспомните как ее звали? (Елена Прекрасная)
6. Какая красавица перепрыгнула через костер и превратилась в тонкое облачко? (Снегурочка)
7. Как звали красавицу, которую Морозко одарил по-царски? (Настенька)

Система подсчета очков в течение всей игры:
За правильно выполненные задания, команды получают жетоны.
Волшебный клубок:
команды получают по 1 жетону за каждый правильно найденный клубок.
Если команда взяла не свой клубок, то она не получает жетон, его получает команда, которая собирала клубочки этого цвета.
Заколдованный лес.
После прохождения игры команды получают по одному жетону:
За каждого правильно разгаданного и установленного на карту героя
За каждый правильно найденный волшебный предмет
За каждый оставшийся на солнышке лучик
Викторина «Ярмарка сказок»
Участники за правильный ответ на вопрос получают столько жетонов, сколько баллов написано на бочонке.
Если команда отвечает неправильно, то она отдает количество жетонов, соответствующее баллам на бочонке.
В итоге игры выявляется победитель, все участники награждаются призами.
Список литературы:
1. Бесова М. Веселые игры для дружного отряда – Ярославль: «Академия развития», 2004.
2. Игры на каждый день/ авт.-сост.: А.А. Данилков, Н.С. Данилкова – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2004
3. Игры, экскурсии и походы в летнем лагере / авт.-сост.: Руденко В.И. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.
4. Коган М.С. С игрой круглый год в школе и на каникулах – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2004
5. Кулаченко М.П. Учебник для вожатого – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
6. Сценарии праздников, конкурсов, игр / авт.-сост.: Руденко В.И. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «В ПОИСКАХ ПРИКЛЮЧЕНИЙ»

(Идея игры подсказана программой лагеря Орловской областной пионерской организации «Орлята».)

Игра направлена на то, чтобы научить ребенка принимать решения в нестандартной ситуации, анализировать развитие ситуации, находить выход из создавшейся ситуации. Кроме того, игра направлена на активизацию познавательной деятельности и на реализацию интереса ребенка к приключениям.

Игра может быть разбита на два этапа.

Первый этап - подвижный. Команды состязаются в ловкости, сноровке, физической силе, умении помогать друг другу. Это могут быть различные поединки: подъем по канату, бросание веревки на точность, толкание камня на дальность, развязывание связанного товарища на время и т. п.

Второй этап - сюжетно-ролевой. Участники попадают условно к героям книг и фильмов:

· «Семнадцать мгновений весны»;

· «Робинзон Крузо»;

· «Робин Гуд»;

· «Маугли»;

· «Граф Монте-Кристо»;

· «Три мушкетера»;

· «Остров сокровищ».

Но попадают не просто к героям, а в сам сюжет книги или фильма или на место того или иного героя. Возможно, что развитие событий домысливается или придумывается участниками игры. Главное, чтобы неизменными остались эпоха, суть происходящего в книге или фильме и приключения или хотя бы подготовка к ним.

Каждый герой должен быть одет соответственно своей роли, должен встретить участников игры определенным монологом, ввести в курс происходящего, попросить помощи и т. п. Короче говоря, герой должен смоделировать ситуацию из фильма, а участники игры должны продемонстрировать способ выхода из нее. Либо герой должен проверить, насколько играющие готовы к той или иной ситуации.

Возможные следующие варианты:

«Семнадцать мгновений весны»

Герои - Штирлиц, гестаповцы и другие.

Можно имитировать захват в плен всех играющих или одного из них. В первом случае все сочиняют легенду для своего освобождения, или готовят план побега, или придумывают что-то еще. Во втором случае - придумывают план освобождения товарища. Если герой - Штирлиц, то он, боясь провала, просит заменить его на каком-то задании, а для этого проверяет, кто из играющих готов стать разведчиком, и проводит тесты на внимательность, умение сочинить «легенду», переодевание.

«Робинзон Крузо»

Герой - Робинзон.

Предлагает помочь ему построить из подручных средств жилище, из предложенного набора различных вещей сделать что-то полезное для жизни на острове, придумать и продемонстрировать способ защиты от диких животных. А возможно, он примет играющих за туземцев и попытается научить их своему языку, а игроки должны будут добросовестно сыграть эту роль и рассказать о своем племени.



«Робин Гуд»

Герои - Робин Гуд и кто-то из его друзей-лучников.

Они могут попытаться захватить игроков, приняв их за богатых феодалов, тогда играющие должны доказать, что это не так, а доказав, могут быть приняты в отряд Робин Гуда, но пройдя для этого определенные испытания - стрельба из лука, владение мечом, умение прятаться в лесу и т. п.

«Маугли»

Герой - Маугли.

Предлагает придумать и продемонстрировать способ борьбы с обезьянами, преодолеть препятствие с помощью «тарзанки», проверить способность играющих к жизни в диком лесу различными заданиями: как практическими, так и теоретическими. Также может принять играющих за посланцев Шер-Хана и потребовать их доказать, что это не так.

«Граф Монте-Кристо»

Герои - граф Монте-Кристо, пока еще узник замка Иф, и стражник замка.

Герой удивлен, что в его камере появляются еще пленники замка, и предлагает им бежать так же; как он, спрятавшись в мешки. Может быть даже проведен небольшой конкурс, все участники по очереди прячутся в мешок, а рядом стоят мешки, набитые чем-то еще, и стражник угадывает, в каком из мешков человек. Таким образом узнается - кто сможет бежать из замка, а кто - нет. Также может предложить придумать другой вариант бегства из тюрьмы. А еще может предложить помочь расшифровать записку о спрятанных сокровищах.

«Остров сокровищ»

Герои - Сильвер, Бен Ганн, капитан Смоллетт и другие.

Здесь все зависит от фантазии и места проведения игры. Можно оказаться в плену у пиратов и переправлять под их руководством сокровища на корабль, можно разрабатывать план захвата форта, расшифровывать карту, а можно и стать участником штурма форта на той или иной стороне, также можно по условным знакам или запискам искать сокровища, попадая при этом в самые разные приключения.



«Три мушкетера»

Герои - мушкетеры, гвардейцы кардинала.

Мушкетеры могут предложить перейти на их сторону для борьбы с гвардейцами, но для этого устроить экзамен на владение шпагой - тушение шпагой свечей, попадание шпагой в цель с закрытыми глазами и т. п.

По окончании игры можно выбрать лучшего разведчика, лучника, сочинителя, туземца, Робинзона, мушкетера и т. п. Закончить игру можно викториной на лучшего знатока фильмов.

ЦВЕТОЧНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ

Для игры надо приготовить ручки, бумагу, фломастеры или карандаши. Можно проводить несколько вариантов игры.

Например:

Участникам даются листы бумаги с нарисованной примерной картой-схемой местности, на которой проводится игра, и даются названия растений. Каждый участник должен за как можно более короткий срок найти на местности места наибольшего скопления этих растений и нанести эти места на карту-схему.

Другой вариант:

На карте-схеме обозначается место, где растут какие-либо растения, а участники должны найти это место и узнать, что это за растения. Также можно дать детям вместо названий рисунки растений и дать задание нанести место их расположения на карту-схему.

Могут быть и другие варианты, все зависит от фантазии того, кто проводит игру. Главное определить территорию, на которой проводится игра, с таким учетом, чтобы дети не заблудились.

ЭКОЭСТАФЕТА

Участники игры получают маршрут, на котором их ждут следующие этапы:

2. Мир насекомых.

3. Красная книга (охраняемые растения).

4. Деревья-великаны.

5. Лесное кафе (съедобные растения).

Идя по маршруту, участники на каждом этапе выполняют задания:

· находят насекомых и либо определяют их, либо зарисовывают;

· записывают встретившиеся им съедобные или охраняемые растения, грибы (съедобные и несъедобные);

· записывают названия и примерный размер крупных деревьев.

Эстафета может проходить поэтапно. Там, где растут грибы или есть скопления насекомых, находится руководитель этапа, который дает командам задание и оценивает их выполнение. А можно сделать интереснее - дать командам все задания в начале эстафеты, сообщить им маршрут, по которому они должны пройти, и на всем протяжении маршрута самостоятельно выполнить эти задания. Так у детей будет развиваться наблюдательность.

ЮНЫЕ ЭКОЛОГИ

В игре может участвовать от 5 до 10 человек. Все играющие встают в хоровод. Место каждого игрока - это какая-либо профессия: водитель автомашины, врач, библиотекарь, продавец и т. д. Каждый участник должен сказать, какую помощь природе он может оказать на своем месте. После того, как все игроки назовут свой вариант помощи, они делают шаг по кругу и таким образом меняются местами, а значит и профессиями, и вновь должны сделать то же самое, но не повторять то, что сказал предыдущий игрок. Тот, кто не сумел назвать новый вариант помощи природе, выбывает из игры вместе со «своей профессией». Побеждает тот, кто останется последним. А следит за тем, чтобы не было повторов, ведущий или другие дети - они могут быть различными «представителями» природы.

Возможные варианты профессий и их помощь природе.

Водитель: не мыть машину на берегу рек и озер; не превышать скорости, если дорога проходит по лесу, чтобы не задавить никого из животных; следить, чтобы из машины не вытекал бензин и масло.

Библиотекарь: сделать выставку книг об охране природы, об исчезающих растениях и животных; сдавать старые газеты и журналы в макулатуру; призывать к этому читателей.

Директор издательства: публиковать статьи об охране природы; печатать свое издание только на бумаге, изготовленной из макулатуры.

Продавец: торговать только экологически чистыми товарами; упаковочную бумагу и картон сдавать в макулатуру.

Воспитатель детского сада: рассказывать детям о природе и о том, почему ее надо охранять; гуляя с детьми в лесу, парке, на лугу, не давать ломать деревья и кустарники, вытаптывать цветы.

ЭНДЕМИКИ И РЕЛИКТЫ

Справка (энциклопедический словарь): Реликты - это виды растений и жи­вотных как пережитки флор и фаун минувших эпох. Эндемики - виды растений и животных, свойственные относительно небольшой территории.

В начале игры надо объяснить детям, что такое эндемики и реликты. Игра командная, в ней принимает участие 2 команды по 5-10 человек. Может проводиться также и на уроке экологии, занятии экологического кружка и т. п.

Команды состоят из представителей эндемиков и реликтов, одна команда - растения, вторая - животные. Каждый участник команды имеет определенный вид - черника, выхухоль и т. п. Ведущий зачитывает описание видов поочередно, в пер­вую очередь для растений, затем для животных. А участники команд, к которым обращается ведущий, должны узнать «себя». Если команда, к которой обращается ведущий, не отгадала, кто из участников был назван, может ответить команда противников. За правильный ответ дается 1 балл, за отсутствие ответа – 0.

Игра идет до тех пор, пока не прозвучат описания каждого участника команд. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

ЗООГЕОГРАФИЯ

В игре участвуют до 10 человек. По кругу ставятся стулья по количеству участников. Ведущий закрепляет под стульями или на стульях карточки с рисунком или названием животного и объявляет, что участники отправляются в путешествие по странам и континентам. Участники бегут вокруг стульев под музыку, как только заканчивается музыка, они садятся и таким образом выбирают себе животное. Каждый участник, узнав свое животное, должен как можно больше о нем рассказать. Когда все участники расскажут о своих животных, сами участники либо зрители определяют материк или страну, по которой они шли. Тот участник, который меньше других рассказал о своём животном либо неправильно назвал материк или страну, - выбывает из игры вместе со своим стулом. Ведущий продолжает игру, сменив карточки. Каждый этап игры посвящен одной стране либо материку. Побеждает один или несколько участников, которые пройдут все этапы, т.е. материки игры. Музыку для участников также можно подобрать по географическому признаку.

СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

Человечество, увлекшись научно-техническим прогрессом, напрочь забыло, что каждое его достижение больно ударяет по природе. Загрязнение окружающей среды, уничтожение птиц, растений, животных влечет за собой опасные последствия и для человека. К сожалению, человек не задумывается о последствиях своей деятельности. Предлагаемый вариант экологического занятия с детьми поможет за­острить их внимание на актуальных природных проблемах. Занятие проводится в виде судебного процесса над человеком. Конечно, требуется предварительная подготовка. Необходимо выбрать обвинителя, защитника, обвиняемого, свидетелей с обеих сторон, судью и присяжных заседателей.

Обязанности участников: судья - ведет судебный процесс, предоставляет слово по очереди защите и обвинению.

Обвиняемый - это собирательный образ человека, уничтожающего природу. Он может не только оправдываться и выслушивать обвинения, но и вносить предложения по устранению причин обвинения.

Обвинитель - природа, заранее готовит и предъявляет факты нанесения вреда природе человеком. В зависимости от того, какие факты предъявляет обвинитель, защитник готовит свидетелей обвинения.

Защитник - это может быть просто человек, это может быть собирательный образ - цивилизация, прогресс и т. п. Он готовит свидетелей защиты, в зависимости от фактов, которые предъявляет природа. Конечно, обвинение и свидетелей защиты надо готовить заранее.

Свидетели обвинения - сообщают суду конкретные факты нанесения вреда природе.

Свидетели защиты - отвергают или оправдывают обвинения.

Присяжные заседатели - выносят решение в конце суда, обязательно аргументируя его.

Процесс, например, может проходить следующим образом:

Обвинитель - природа - говорит о том, что человек не имеет право на жизнь, т.к. он отравил реки сточными водами, загрязняет воздух выхлопными газами автомобилей, дымом от сжигания мазута, убивает животных из-за меха и т. п.

Выступают свидетели обвинения. Рыбы рассказывают о том, как они погибают. Растения, птицы - о невозможности дышать воздухом, загрязненным ядовитыми веществами. Животные рассказывают о том, как их убивают из-за меха.

Свидетели защиты защищаются. Например: писатель, журналист газеты говорят о невозможности жить без бумаги; директор ТЭЦ - о необходимости тепла для людей; автовладелец - о необходимости транспорта как средства передвижения человека; охотник - о необходимости теплой одежды зимой.

После выступления свидетелей слово предоставляется человеку. Он может просто согласиться и признать вину, может подтвердить необходимость совершаемых действий, но может сказать, что он уже предпринимает и что готов предпринять для охраны природы. Сразу же в зале суда он может, например:

· охотника сделать директором зверофермы - он не будет убивать диких животных в лесу, а будет разводить их для своих нужд.

· директору ТЭЦ предложить перейти на другую энергию - солнца, ветра.

· автовладельцу перейти на газ и т. д.

Природа принимает или не принимает предложения, обосновывая свой отказ. Может спрашивать у обвиняемого, почему это не было сделано раньше и т. п.

Затем суд присяжных выносит приговор. Судья может согласиться с ними или нет, обязательно указав причину своего решения.

Конечно, данное занятие будет результативным при серьезной подготовке к нему, при достаточном количестве экологических знаний у участников «судебного процесса». Выступления свидетелей обвинения можно дополнять видеоматериалом, который можно заказать в Российском отделении Гринпис по адресу: 101428, Москва, ГСП-4, Гринпис России.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СЕРПАНТИН

Подготовка к игре: необходимо разделить детей на команды. Оптимальное количество команд 4-5, детей в командах - до 8 человек.

Материальное обеспечение: жетоны зеленого, красного и синего цвета, маршрутная карта, призы.

Описание игры

Игра проводится на любой подходящей местности. Все команды получают маршрутную карту, на которой указано местонахождение только одной станции (причем у всех команд своей). При прибытии на станцию команда получает задание с несколькими вариантами ответов.

При правильном ответе команда получает зеленый жетон и судья на этой станции показывает направление пути на следующую станцию.

При неправильном ответе команда получает красный жетон и ей указывают другое (неправильное) направление, где их встречают лешие, кикиморы и т. п. Они отбирают у команды маршрутную карту и требуют откупиться: либо отдать зеленый жетон, либо поработать на благо Земли. За работу дается синий жетон, и за него выкупается карта.

Заранее готовятся различные формы работы: уборка мусора, посадка деревьев и т. п. Назначается несколько групп сказочных персонажей, чтобы они находились в разных местах.

Вернув маршрутную карту, нечистая сила предлагает команде вернуться на станцию, на которой они потерпели неудачу, и попробовать свои силы еще раз. По окончании игры команды сдают жетоны, и оп­ределяется победитель.

Варианты станций и заданий

(звездочкой отмечены правильные ответы)

Станция «Птицы»

Наука, изучающая птиц, называется?

  1. Кинология
  2. Орнитология*
  3. Энтомология

Какая птица выводит птенцов зимой?

  1. Филин
  2. Клест*
  3. Стриж
  4. Стерх

Какая птица летает на высоте до 4500 метров?

  1. Ворона
  2. Журавль*
  3. Голубь
  4. 4. Орел

Какая птица умеет бегать под водой?

  1. Чайка
  2. Гагара
  3. Оляпка*
  4. Зимородок

Станция «Насекомые»

Назовите самого крупного паука.

  1. Птицеед*
  2. Каракурт
  3. Тарантул

Кто слышит ногами?

  1. Сверчок
  2. Таракан
  3. Кузнечик*

Какая из этих бабочек самая маленькая?

  1. Моль*
  2. Стеклянница
  3. Шелкопряд

Станция «Грибы»

Назовите самый ядовитый гриб.

  1. Мухомор
  2. Бледная поганка*
  3. Желчный гриб
  4. Сатанинский гриб

Какой из этих грибов является пластинчатым?

  1. Рыжик*
  2. Белый гриб
  3. Подберезовик

Какой гриб разлагает полезную древесину и считается вредным?

  1. Подберезовик
  2. Опенок*
  3. Груздь

Станция «Воздух»

При увеличении этого газа в составе воздуха можно умереть от удушья?

  1. Кислород
  2. Углекислый газ*

Станция «Лес»

Вокруг крупных городов необходимо большое количество лесов, для чего?

  1. Для красоты
  2. Для очищения воздуха*
  3. Для того, чтобы селились птицы и животные
  4. Для дров

Какое дерево дольше живет?

  1. Береза
  2. Осина

На вырубках раньше всех вырастает

  1. Береза*
  2. Сосна

Станция «Вода»

Наиболее загрязненное озеро?

  1. Глухое
  2. Яльчик *
  3. Конан-ер

Какое море пересыхает из-за деятельности человека?

  1. Каспийское
  2. Азовское
  3. Аральское*

По какому животному можно определить чистоту озер и рек?

  1. Лягушка

Станция «Животные»

У какого животного глаза вращаются на 360 градусов?

  1. Хамелеон*
  2. Крокодил
  3. Черепаха

Самое большое животное республики Марий Эл?

  1. Кабан
  2. Медведь
  3. Лось*

Какой зверек все зиму спит вниз головой?

  1. Летучая мышь*
  2. Барсук

Станция «Земля»

Овраги портят землю. Как не дать им увеличиться?

  1. Засыпать землей
  2. Посадить на склонах деревья*
  3. Делать в них свалки

Нитраты в овощах образуются от того, что в земле много

  1. Минеральных удобрений*
  2. Органических удобрений

Когда проводится День Земли?

  1. 19 мая
  2. 8 марта
  3. 22 апреля*
  4. 1 мая

КНИГА ЖАЛОБ ПРИРОДЫ

Данная игра дает возможность детям самим найти формы и методы природоохранной работы по тому или иному направлению, расширить знания в области биологии и экологии.

Игра командная, состав команд – 4-6 человек, играть могут одновременно 2-4 команды. Жюри может состоять из сказочных героев, зверей (конечно, это переодетые взрослые или старшеклассники), а могут быть и серьезные люди - биологи, лесничие и т.п.

В ходе игры команды перевоплощаются: становятся то птицами, то растениями, то вновь людьми. Оценивается фантазия детей, обоснованность ответа, нестандартность подхода.

Задание 1

Командам предлагается защищаться. Ведущий говорит, что в адрес команд поступили жалобы, предварительно объявив, кем становится каждая из команд. Например:

· первая команда - совы,

· вторая команда - лисы,

· третья команда - мыши,

· четвертая команда - медведи.

Следующие жалобы:

· На сов жалуются мыши: пернатые хищники ночью нападают на них.

· На лис жалуются мыши: лисы откапывают их из снега и уничтожают.

· На мышей жалуются люди: мыши портят продукты.

· На медведей жалуются дикие пчелы: медведи поедают их мед.

Команды должны за 2-3 минуты оправдать свое поведение.

Задание 2

Команды сами жалуются. Можно оставить командам их роли, а можно и сменить. Например: первая команда в качестве сов должна доказать, что мыши вредны и они поступают правильно. Конечно, повторения ответа из 1 задания нежелательны.

Могут быть следующие задания:

1 команда - люди жалуются на комаров, мышей и т. д.

2 команда - овцы жалуются на людей, волков, собак.

3 команда - медведи жалуются на пчел, которые не дают им меда, на людей и т. д.

Задание 3

Команды жалуются друг на друга заранее придуманными жалобами. Например, 1 команда жалуется на 2, 3, 4. Каждая команда, получившая жалобу, защищается, затем команды меняются местами.

Задание 4

Командам дается представитель животного или растительного мира, а участники команд перечисляют: на кого и на что он может жаловаться.

Например:

· комары - на людей, рыб, лягушек, птиц (за уничтожение), на различных животных за то, что не дают пить кровь;

· полевые цветы - на людей, травоядных животных, пчел (за сбор нектара) и т.д.

Задание 5

Жалоба на людей. Все команды становятся людьми и получают от природы жалобы на те или иные действия. Команды должны придумать, как сделать так, чтобы таких жалоб не было, как они могут исправить ситуацию.

Например:

Жалуются леса на то, что их вырубают. Люди, могу предложить следующие действия: посадка леса, сбор макулатуры, использование пластмасс вместо древесины и т.д.

Жалуются рыбы на загрязнение рек и рыбную ловлю. Команды могут предложить борьбу с браконьерами, строительство очистных сооружений, спасение рыбьей молоди из пересыхающих водоемов.

Задание 6

Командам предлагается представить, что жалоба, поданная каким-либо видом животного или растительного мира, не была услышана и он исчез. Необходимо подумать: кто от этого пострадает и как. Предварительно можно рассказать о том, как в Китае уничтожили всех воробьев и т. п.

Ведущий в процессе игры дополняет ответы участников и подводит их к выводу, что все в природе взаимосвязано и исчезновение одного вида повлияет на весь животный мир.

И конечно, надо подумать, чем будут заняты паузы, пока команды готовятся. Это может быть показ слайдов о природе родного края, видеофильмов об охране природы, чтение стихов о природе и т. п.

Я ХОЧУ БЫТЬ БЕРЕНДЕЕМ!

В начале игры необходимо рассказать детям о том, кто такие берендеи. О том, что только человек, любящий и охраняющий природу, может носить это звание, о необходимости жить в гармонии с природой, не нарушать природного равновесия.

В игре принимают участие команды по 5-6 человек, команд может быть 2-3.

Для игры необходим волчок со стрелкой - указателем, вокруг которого располагаются карточки в виде листьев деревьев с категориями заданий и вопросов, их может быть 6-8.

Возможные варианты этих категорий:

  1. Птицы.
  2. Звери.
  3. Лекарственные травы.
  4. Браконьеры.
  5. Грибы.
  6. Насекомые.
  7. Не навреди.

Представители команд по очереди вращают волчок и таким образом выбира­ют себе категорию заданий, а ведущий задает вопросы или дает задание. Команда через минуту должна ответить на вопрос или выполнить задание. За правильный ответ или правильно выполненное задание дается один балл. Игра идет до 6 баллов.

В конце игры победителям вручаются призы. Это могут быть удостоверения «берендеев», дипломы в виде листьев и многое другое, что вы нафантазируете. Примерные задания и вопросы:

Птицы

  1. Что можно заготовить в лесу для подкормки птиц зимой? (Семена репейника, веники из лебеды, ягоды рябины, боярышника, семена ясеня, конского щавеля.)
  2. Ребятам предлагаются различные предметы, а они должны показать, как из них сделать кормушки.
  3. Можно предложить ребятам рисунки птиц и птичьих гнезд, а они должны расположить их друг за другом правильно.
  1. Дается несколько вырезанных из бумаги листьев деревьев, разрезанных на несколько частей, а дети должны собрать их и назвать деревья.
  2. От чего защищает лес поля? (От оврагов и суховеев.)
  3. Почему для посадки леса нельзя использовать семена с больных деревьев? (Только из здоровых семян вырастут здоровые деревья.)

Звери

  1. Почему нельзя брать домой из леса зайчат, ежат, и других зверей? (Потому что их дом - лес, а звери привыкают к человеку, отучаются самостоятельно добывать пищу, прятаться от врагов, и если их потом выпустить на волю они погибнут.)
  2. Как можно помочь зверям зимой? (Можно подкармливать лосей, оленей, косуль сеном и вениками, запасенными летом.
  3. Можно предложить по рисункам следов определить животных.

Лекарственные травы

  1. Какие растения можно использовать при простуде? (Липовый цвет, душицу, шиповник, мать-и-мачеху, малину.)
  2. Из каких ядовитых растений готовят лекарства? (Белена, дурман, белладонна, вороний глаз.)
  3. Какое растение используют для лечения небольших ран? (Подорожник.)

Браконьер

  1. Почему нельзя ловить рыбу весной? (Она нерестится.)
  2. Где нельзя охотиться? (В заповедниках и других особо охраняемых местах.)
  3. Какой вред наносят браконьеры с топором? (Делают самовольные вырубки леса.)

Грибы

  1. Почему нельзя топтать мухоморы? (Ими лечатся звери.)
  2. Какой зверь запасает грибы на зиму? (Белка.)
  3. Почему в сухую погоду грибов в лесу нет, а после дождей их много? (Грибы питаются гниющими органическими остатками, а эти вещества гниют только тогда, когда в лесу много влаги.)

Насекомые

  1. Какую пользу приносят муравьи? (Уничтожают насекомых-вредителей.)
  2. Как по поведению муравьев узнать о приближении дождя? (Муравьи прячутся в муравейник и закрывают входы в него.)
  3. Почему надо беречь шмелей? (Они самые полезные дикие опылители растений.)
  4. Почему нельзя ловить жуков-оленей? (Они стали редкими насекомыми.)

Не навреди

  1. Почему нельзя брать яйца из гнезда птиц? (Птица может оставить гнездо.)
  2. Почему нельзя рвать первоцветы -г подснежники, ландыши и др.? (Многие из них стали редкими и занесены в Красную книгу.)
  3. Почему нельзя собирать лекарственные травы на одном месте несколько лет подряд? (Чтобы они не исчезали, а успевали восстанавливаться.)

РАДУГА

Участники игры

2 команды по 5-6 человек из учащихся 5-7-х классов.

Описание игры

Вкачестве ведущих выступают сказочные герои и лесные жители: Старичок-Лесовичок, Подснежник, доктор Айболит, Водяной или Русалка, Крот, Бабочка, Дятел.

Эти же герои выступают в качестве жюри и за выполнение задания дают командам какой-либо предмет - шишку, лист дерева и т. д.

Ведущие появляются по очереди и задают свои задания командам.

  1. Старичок-Лесовичок. Просит нарисовать природоохранные знаки. Например, на темы: «Осторожно, первоцветы!», «Внимание, муравейник!», «Рубить деревья запрещено» и т. д.
  2. Подснежник. Просит придумать текст листовки - обращения в защиту первоцветов.
  3. Доктор Айболит. Просит составить рецепт из лекарственных трав от простуды, порезов, расстройства желудка и т. п.
  4. Русалка или Водяной. Раздает командам карточки с названием рыболовных снастей: надо определить, какие снасти - браконьерские.
  5. Крот. Предлагает на ощупь определить ветки деревьев.
  6. Бабочка. Показывает рисунки цветов и просит показать редкие, занесенные в Красную книгу.
  7. Дятел. Предлагает из заготовок сделать скворечники или кормушки.

Конечно, каждый из ведущих сначала представляется, рассказывает о себе и

о своих друзьях: Бабочка о цветах, Дятел о птицах, Водяной о рыбах и т. д. Пока команда готовит задания, ведущие загадывают загадки или задают вопросы о лесе, цветах, птицах, животных.

Примерные вопросы

  1. Какой цветок зацветает первым? (Мать-и-мачеха.)
  2. Какой гриб самый ядовитый? (Бледная поганка.)
  3. Какая птица носит название танца? (Чечетка.)
  4. У какого хвойного растения осенью опадает хвоя? (Лиственница.)
  5. Сколько лет живет брусника? (300 лет.)
  6. Какая птица может бегать по дну водоема? (Оляпка.)
  7. Кит - это рыба? (Нет, млекопитающее.)
  8. Какая рыба вьет гнездо? (Колюшка.)
  9. Какое растение используют для лечения мелких ран? (Подорожник.)
  10. Растет ли дерево зимой? (Нет.)

А заканчивается игра аукционом песен. Команды по очереди поют один куплет песни, где есть слова о лесе, цветах, деревьях. Например: «В лесу родилась елочка...», «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина...», «Во поле березонька стояла...»

Мизулин СВ.,

аспират, кафедра теории и истории педагогики. г. Кострома



Доверенности