Новый комментарий. Что в кузове тебе моем

Энциклопедия современной военной авиации 1945-2002: Часть 2. Вертолеты Морозов В. П.

McDonnell Douglas 500 Defender Макдоннелл-Дуглас 500 «Дефендер»

McDonnell Douglas 500 Defender

Макдоннелл-Дуглас 500 «Дефендер»

МНОГОЦЕЛЕВОЙ ВЕРТОЛЕТ

Предназначен для огневой поддержки сухопутных войск, выполнения разведывательных операций и специальных заданий.

Является развитием серии вертолетов ОН-6 «Хьюз» 500. После того как фирма «Макдоннелл-Дуглас» приобрела компанию «Хьюз Геликоптере», вертолет получил обозначение Модель 500.

Под этим обозначением выпускались следующие модификации.

500D «Toy Дефендер» – легкий противотанковый вертолет; может нести 4 ПТУР «Тоу»; снабжен прицелом в носовой части фюзеляжа

500D (первоначально OH-6D «Супер Скаут») – легкий разведывательный вертолет; снабжен ГТД Ал- лисон 250-С20В мощностью 317 кВт/425 л.с., пятилопастным несущим винтом и Т-образным оперением; отличался увеличенной грузоподъемностью и большей взлетной массой; предлагался по программе усовершенствованного разведывательного вертолета ASH. Совершил первый полет в 1974 г., серийно производился в США в 1975-1983 гг., а также по лицензии в Аргентине, Италии, Южной Корее и Японии.

500MD «Скаут Дефендер» – легкий многоцелевой и противотанковый вертолет; снабжен пилонами для установки ПТУР, НАР или пулеметов в контейнерах.

500MD/ASW «Дефендер» – противолодочный вертолет, может быть вооружен одной или двумя противолодочными торпедами Мк.46 и нести магнитометр.

500MG «Дефендер» – легкий многоцелевой вертолет для полиции, патрульной и спасательной службы, борьбы с перевозкой наркотиков. Используется в качестве боевого (АН-6С, G, F nj), многоцелевого (МН-6Е, В, С, Н) и для электронной разведки (ЕН-6В и Е) в группах специального назначения армии США; 20 вертолетов поставлено ВВС Филиппин и 4 – ВВС Колумбии.

500MG «Найтфокс» – вариант 500MG с системой ночного видения FLIR.

MD 530F «Лифтер» – гражданский вариант с удлиненной носовой частью и ГТД Аллисон 250-C30 взлетной мощностью 317кВт/425л.с. Диаметр несущего винта увеличен на 0,3 м, рулевого – на 0,05 м. Вертолет снабжен грузовым крюком, рассчитанным на усилие 907 кг. Первый полет совершен в 1982 г. Поставки начаты в 1984 г. Всего поставлено 109 гражданских вертолетов Модель 500/530, кроме того, – 26 вертолетов Ираку.

530MG «Дефендер» – многоцелевой и боевой вертолет, предназначенный для борьбы с бронетанковой техникой и разведки. В январе 1984 г., когда компания «Хьюз Геликоптере» стала дочерней компанией «Макдоннелл-Дуглас», была продолжена разработка военных и гражданских вариантов Модели 500, которая остается в производстве под обозначением 500Е и 530 «Лифтер» (оптимизированный вариант для перевозки грузов).

530MG «Дефендер» разработан на основе серийного вертолета 530F «Лифтер» и выполнен по одновинтовой схеме, с пулевым винтом, одним двигателем и лыжным шасси. Фюзеляж типа полумонокок каплеобразной формы, изготовлен из алюминиевых сплавов. В передней части кабины расположены сиденья летчика и стрелка (или наблюдателя), в задней части 2- 4 сиденья для пассажиров. Возможна перевозка до 7 человек при установке 4 сидений в задней кабине или двоих носилок по бокам фюзеляжа (в санитарном варианте), а также перевозка грузов до 900 кг. В задней части кабины имеются 14 узлов крепления грузов, под задними сиденьями – багажный отсек. Под полом кабины в передней части расположен отсек радиоэлектронного оборудования, в задней части – топливные баки. Хвостовое оперение вертолета Т-образное, с вертикальными шайбами на концах стабилизатора. Несущий винт пятилопастный, с бесшарнирным креплением цельнометаллических лопастей. Рулевой винт диаметром 1,65 м, двухлопастный. Лопасти имеют стальной лонжерон и обшивку из стеклопластика. Для уменьшения уровня шума может устанавливаться четырехлопастный рулевой винт с меньшей скоростью вращения, лопасти которого расположены по Х-образной схеме.

Силовая установка состоит из одного двигателя, размещенного под углом 45° в хвостовой части фюзеляжа. Воздухозаборник расположен в передней части обтекателя несущего винта.

Топливная система – два протектированных бака общей емкостью 240 л, находящихся под полом задней кабины Возможна установка дополнительного топливного бака емкостью 80 л

В состав электронного оборудования входят 2 связных приемопередатчика KY 195 навигационный связной приемопередатчик КХ 175, автоматический радиокомпас КХ 85 и приемоответчик КТ 76, 2 связные радиостанции VNF-251 метрового диапазона, навигационный связной приемопередатчик VNF-251/351 метрового диапазона, навигационный индикатор 1ND-350, автоматический радиокомпас ADF-650 и приемоответчик TDR-950.

Вооружение противотанкового вертолета состоит из четырех ПТУР «Тоу-2» в контейнерах которые подвешиваются на концах пилонов по бокам фюзеляжа На этих же пилонах могут подвешиваться 4 контейнера по 7 НАР калибра 70 мм или 2 по 12 НАР, 2 контейнера с шестиствольными пулеметами М-134 калибра 7,62 мм с боезапасом 2000 патронов или пулеметами калибра 12,7 мм

У противолодочного варианта вертолета «Дефендер» (взлетная масса 1520 кг) вооружение состоит из двух противолодочных торпед Мк.46 На вертолете установлена поисковая РЛС и буксируемый магнитометр ASQ-81

Вертолет Модель 500 выполнен по одновинтовой схеме, с фюзеляжем типа полумонокок каплеобразной формы, изготовленным из алюминиевых сплавов, рулевым винтом, одним ГТД и лыжным шасси В передней части кабины, снабженной четырьмя дверями (по две с каждой стороны), располагаются сиденья летчика и стрелка (или наблюдателя), а в задней части 2-4 сиденья для пассажиров. Возможна перевозка до семи человек, двоих носилок по бокам фюзеляжа (в санитарном варианте) или грузов массой до 900 кг. Под задними сиденьями находится багажный отсек Хвостовое оперение вертолета Т-образное

Силовая установка состоит из одного двигателя, размещенного под углом 45° в хвостовой части фюзеляжа и снабженного воздухозаборником в передней части обтекателя несущего винта Несущий винт пятилопастный, на первых вариантах четырехлопастный. Лопасти прямоугольной формы в плане, цельнометаллические, клееные. Рулевой винт диаметром 1,65 м, двухлопастный, с лопастями прямоугольной формы в плане. Для уменьшения уровня шума может устанавливаться четырехлопастный рулевой винт с меньшей скоростью вращения, лопасти которого расположены по Х-образной схеме. Топливная система включает 2 протектированных бака общей емкостью 240 л, расположенных под полом задней кабины. Возможна установка дополнительного топливного бака емкостью 80 л.

Под полом кабины в передней части находится отсек радиоэлектронного оборудования, которое включает 2 связных приемопередатчика KY 195, навигационный связной приемопередатчик КХ 175, автоматический радиокомпас КХ 85 и приемоответчик КТ 76, 2 связные радиостанции VNF-251 метрового диапазона, навигационный связной приемопередатчик VNT-251/351 метрового диапазона, навигационный индикатор IND-350, автоматический радиокомпас ADF-650 и приемоответчик TDR-950. Кроме того, в комплект радиоэлектронного обеспечения входят СПУ, шлемофоны, микрофоны и система радиовещания. Стандартное оборудование предусматривает датчик внешней температуры, часы с восьмидневным заводом, измеритель наработки двигателя в часах, 5 комплектов привязных наплечных ремней с инерционным замком, узлы крепления груза, огнетушитель, аптечку, подножки для пассажиров, колеса для передвижения по земле, розетку внешнего источника питания, посадочный огонь, проблесковые огни.

По желанию заказчика может устанавливаться безосколочное стекло, система обогрева и предотвращения запотевания стекол, радиоприемники, гигроскопический авиагоризонт и гирокомпас, указатель скороподъемности, двойное управление, грузовой крюк, грузовые стеллажи, ПВД с системой обогрева, выдвигаемые колеса, комплект носилок, аварийные наполняемые поплавки и прожектор.

Вооружение противотанкового варианта состоит из четырех ПТУР «Тоу-2» в контейнерах, четырех контейнеров по семь НАР калибра 70 мм (или двух по двенадцать НАР), двух контейнеров с шестиствольными пулеметами М-134 калибра 7,62 мм с боезапасом 2000 патронов или пулеметами калибра 12,7 мм. Вооружение подвешивается на концах пилонов по бокам фюзеляжа. Велась разработка подфюзеляжной турели с 25-мм пушкой или 7,62-мм пулеметом, обеспечивающей круговой обстрел по азимуту и углам возвышения от +5 до -60° (система HGS-22).

Противолодочный вариант вертолета «Дефендер» (взлетная масса 1520 кг) на вооружении имеет 2 противолодочных торпеды Мк.46. На вертолете установлена поисковая РЛС и буксируемый магнитометр ASQ81.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 500 530MG

Экипаж, чел. 2 2

Скорость, км/ч

максимальная 241 282

крейсерская 216 248

Потолок, м:

статический 3595 2970

динамический 4815 4575

Дальность, км:

перегоночная 2510 430

действия 610 –

Масса, кг:

максимальная взлетная 1225 1610

нормальная взлетная 1090 1360

пустого вертолета 525 655

Число перевозимых десантников, чел. 4 –

Габариты вертолета, м:

диаметр несущего винта 8,00 8,33

длина с вращающимися винтами – 8,69

длина 7,01 7,62

высота 2 48 2,74

Двигатель, л.с.:

ТВД Allison Т63-А-5А 252

ГТД Allison 250-С30 – 650

Из книги Словарь современных цитат автора

МАКАРТУР Дуглас (MacArthur, Douglas, 1880-1964), американский генерал, командовал американским корпусом в Корейской войне 18 В войне победу ничем не заменишь. // In war there can be no substitute for victory.Речь в конгрессе США 19 апр. 1951 г. Макартур требовал расширить масштаб Корейской войны и перенести

Из книги Вертолеты. Том II автора Ружицкий Евгений Иванович

МАКДОННЕЛЛ – ДУГЛАС АН-64А «АПАЧ» БОЕВОЙ ВЕРТОЛЕТ ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ НАЗЕМНЫХ ВОЙСКПотерпев неудачу с разработкой усовершенствованного боевого винтокрыла Локхид АН-56А «Шайен», осуществлявшейся в 1962- 1970 гг. по программе AAFSS (усовершенствованная боевая система для

Из книги Энциклопедия современной военной авиации 1945-2002: Часть 2. Вертолеты автора Морозов В. П.

МАКДОННЕЛЛ – ДУГЛАС MD 500 ЛЕГКИЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ И ПРОТИВОТАНКОВЫЙ ВЕРТОЛЕТ Усовершенствованный разведывательный вертолет Хьюз ОH-6D «Супер Скаут» Легкий разведывательный и связной вертолет Хьюз ОН-6А «Кейюз» Полицейские вертолеты MD 500 MD «Скаут Дефендер»Вертолет

Из книги Энциклопедия современной военной авиации 1945-2002: Часть 1. Самолеты автора Морозов В. П.

МАКДОННЕЛЛ ДУГЛАС MD 520N И MD 600N ЛЕГКИЕ МНОГОЦЕЛЕВЫЕ ВЕРТОЛЕТЫ Легкий многоцелевой вертолет Макдоннелл-Дуглас MD 520N с системой NOTARВ 1975 г. фирма «Хьюз», позд нее вошедшая в фирму, «Макдоннелл- Дуглас» начала исследования системы NOTAR (No Tail Rotor), предназначенной для использования

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

МАКДОННЕЛЛ – ДУГЛАС MD 900 «ИКСПЛОРЕР» ЛЕГКИЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ ВЕРТОЛЕТВ 1988 г. вертолетное отделение фирмы «Макдоннелл-Дуглас» начало разработку многоцелевого вертолета нового поколения с системой NOTAR для гражданского и военного применения. Новый вертолет решено было

Из книги автора

McDonnell Douglas AH-64A Apache Макдоннелл-Дуглас AH-64A «Апач» БОЕВОЙ ВЕРТОЛЕТ Предназначен для взаимодействия с наземными войсками на переднем крае, а также для противотанковых операций в любое время суток и в сложных метеорологических условиях при большой степени сохранения

Из книги автора

Pilatus (Britten-Norman) BN-2 Defender Пилатус (Бриттен-Нормэн) BN-2 «Дефендер» САМОЛЕТ ДАЛЬНЕГО РАДИОЛОКАЦИОННОГО ОБНАРУЖЕНИЯ Разработан на основе легкого транспортного самолета BN-2 «Айлендер», первый полет которого состоялся 13 июня 1965 г. Самолет «Айлендер» представляет собой

Из книги автора

McDonnell Douglas A-4 Skyhawk Макдоннелл-Дуглас A-4 «Скайхоук» ПАЛУБНЫЙ ШТУРМОВИК Предназначен для непосредственной авиационной поддержки и изоляции поля боя с применением обычного и ядерного оружия. Используется также в качестве учебно-боевого самолета.Разработка А-4 «Скайхоук»

Из книги автора

McDonnell Douglas C-17 Макдоннелл-Дуглас C-17 ГРУЗОВОЙ ТРАНСПОРТНОЙ САМОЛЕТ БОЛЬШОЙ ДАЛЬНОСТИ Предназначен для перевозки крупногабаритных грузов на межконтинентальную дальность и доставки их непосредственно на небольшие неподготовленные аэродромы.В 1980 г. компания

Из книги автора

McDonnell Douglas C-9 Макдоннелл-ДугласC-9 ТРАНСПОРТНЫЙ САМОЛЕТ Предназначен для перевозки людей и грузов общим весом до 12 000 кг.Военный вариант транспортного самолета С-9 разработан на основе пассажирского самолета средней дальности DC-9 серии 30.DC-9 совершил свой первый полет 25

Из книги автора

McDonnell Douglas F/A-18 Hornet Макдоннелл-Дуглас F/A-18 «Хорнет» ПАЛУБНЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ-БОМБАРДИРОВЩИК Предназначен для ведения воздушных боев, поражения наземных целей, ведения разведки.Прототипом для создания F/A-18 послужил образец легкого одноместного истребителя YF-17, разработанного

Из книги автора

McDonnell Douglas F-15 Eagle Макдоннелл-Дуглас F-15 «Игл» МНОГОЦЕЛЕВОЙ ТАКТИЧЕСКИЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ Предназначен для действий по наземным и морским целям, расположенным на значительном удалении, а также для завоевания господства в воздухе, сопровождения и перехвата.В декабре 1969 г после

Из книги автора

McDonnell Douglas F-4 Phantom 2 МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ Предназначен для нанесения ударов по наземным целям, непосредственной авиационной поддержки сухопутных войск и решения задач завоевания превосходства в воздухе.В сентябре 1953 г. компания «Макдоннелл-Дуглас» приступила к

Из книги автора

McDonnell Douglas KC-10A Extender Макдоннелл-Дуглас KC-10A «Экстендер» САМОЛЕТ-ЗАПРАВЩИК Предназначен для заправки в полете истребителей и перевозки средств, материально-технического обеспечения и обслуживающего персонала при выполнении истребителями перелетов на зарубежные базы, а

Из книги автора

АДАМС, Дуглас (Adams, Douglas, 1952–2001), английский писательфантаст 90 Ответ на Великий Вопрос Жизни, Вселенной и Всего Остального <…> – сорок два. «Автостопом по Галактике: Путеводитель вольного странника» (1979), гл. 27; пер. В. Баканова? Отд. изд. – М., 1997, с. 134 «Жизнь, Вселенная

"Три авиарейса за неделю совершили незапланированную посадку в США из-за конфликтов между пассажирами о том, допустимо ли откидывать кресло. Наибольшую известность получил первый инцидент, произошедший из-за небольшого устройства Knee Defender, сообщает соб.корр. Travel.ru.

Knee Defender - устройство, которое крепится к столику и предотвращает откидывание впередистоящего кресла в то время, когда сидящий сзади пассажир пьет горячий чай или работает на ноутбуке. До сих пор оно относительно мирно существовало на рынке в течение четырех лет. Однако 24 августа одна пассажирка рейса Ньюарк - Денвер авиакомпании United Airlines пожаловалась экипажу, что ее кресло сломано. Тогда сидящий сзади пассажир, проделавший перед этим долгий путь из Москвы и работавший на ноутбуке, объяснил ей, что просто заблокировал откидывание кресла с помощью Knee Defender, после чего убрал устройство.

Это сообщение привело впередисидящую пассажирку в ярость. По словам второго участника конфликта, она тут же откинула спинку на максимальный угол и с размаху плюхнулась в кресло, сбив со столика ноутбук. Работавший на нем пассажир также среагировал агрессивно, попытавшись вернуть спинку в исходное положение. Тогда пассажирка швырнула в оппонента стаканом с газировкой, заодно залив ему ноутбук.

В итоге экипаж принял решение посадить самолет в Чикаго, где обоих участников инцидента высадили и отказали в дальнейшей перевозке, не предъявив при этом никаких обвинений в нарушении порядка. Пассажир с ноутбуком продолжил путь на Spirit Airlines, в самолетах которой кресла не откидываются.

За остававшуюся до конца августа неделю в США произошло еще два похожих инцидента с вынужденными посадками и выдворением из самолетов - пассажиры всякий раз спорили о праве откидывать кресло. В итоге в США разгорелась бурная дискуссия, а эксперты и прочая публика разделились на сторонников и противников откидывания кресел. Среди прочего, ряд саркастически настроенных комментаторов предположили, что авиакомпании вскоре начнут либо взимать сборы за откидывание (или наоборот - неоткидывание) спинки, либо внесут Knee Defender в список продаваемых на борту товаров. Продажи последнего на волне внезапной широкой известности уже резко увеличились, а цена ($22) теперь в полтора раза выше, чем четыре года назад.

Аналогичные дебаты время от времени ведутся и в Европе. В частности, британская Monarch Airlines недавно пообещала отказаться от откидывающихся кресел."

Судя по ролику на ютюбе , устройство использовалось как минимум 6 лет назад. Пассажиры авиакомпании "Ямал", я думаю, будут теперь закупать Knee Defender, учитывая "я-мал"енькие расстояния между креслами. Кстати - я пару раз летал на "я-мал"еньком самолёте, у которого спинка кресла не фиксировалась, т.е. была сломана. Самолёт взлетает, и ты падаешь на чьи-то колени. Приходилось скрючиваться, чтобы людей не мучить.

Уменьшить количество скандалов, как мне кажется, могли бы следующие меры:
- запрет перевозить Knee Defender в ручной клади. Нельзя давать возможность пассажирам вносить изменения в конструкцию самолёта.
- неоткидывающиеся кресла самолётов, которые летают на короткие дистанции
- использование кресел, у которых спинка откидывается медленно(инерционно)
- использование автосигнализатора для сидящего сзади пассажира при нажатии фиксатора откидывания

Прототип удачного 9-местного легкого транспортного самолета BN-2 «Исландер» (Islander — островитянин) фирмы «Бриттен-Норман» взлетел в 1965 г. Этот самолет с неубирающимся шасси производился также на Филиппинах, в Румынии и Бельгии, хотя фирма-разработчик теперь находится в Швейцарии. Военные приспособили «Исландер» для перевозки людей и грузов. Позднее этот самолет модифицировали, установив на него радиолокационную станцию. В 1981-1983 гг. эти возможности возросли. Так, филиппинские военно-морские силы используют 5 «Исландеров» местной постройки для наблюдения.

Следующей моделью стал «Дефендер», построенный для военных. Он имеет 4 подкрыльных пилона для оружия и радар в носовой части, что упрощает поиск на море. Низкая стоимость машины способствовала значительным ее продажам, особенно в страны третьего мира. Чтобы больше удовлетворять специализированным требованиям морского патрулирования, разработчик представил «Мартиме Дефендер» (Морской защитник), главной особенностью которого стал радар «Бендикс» RDR 1400 с увеличенной дальностью поиска: 67 км объектов с эффективной поверхностью рассеяния до 100 м2 при волнении моря 4-5 баллов. Носовой обтекатель радиолокационной станции увеличил длину фюзеляжа. Антенна имела углы обзора 60° в каждую сторону, обеспечивая поисковую полосу шириной 111 км на оптимальной высоте. Для дневных и ночных операций в ходе прибрежного патрулирования экономической зоны, поиска и спасения экипаж самолета состоит из двух пилотов, оператора радиолокационной станции и двух наблюдателей. На борту имеются навигационная система «Омега», радиовысотомер и ответчик. Пилоны крыла используются как для подвески комплектов с поисково-спасательными операциями, так и для противокорабельных ракет «Си Скьюа» фирмы ВАе, самонаводящихся торпед «Стингрей» фирмы «Маркони» (Marconi), управляемая ракета AIM-9 «Сайдуиндер» «воздух-воздух» и контейнеров с аппаратурой радиоэлектронной борьбы. Заказчики могут выбирать «Турбинный Дефендер», с силовой установкой из двух турбовинтовых двигателей «Аллисон» (Allison) 250-B17C мощностью по 238,6 кВт (320 э.л.с).

Тактико-технические характеристики «Мартиме Дефендер»

  • Тип: вооруженный самолет для морского наблюдения и патрулирования;
  • Силовая установка: два шестицилиндровых оппозитных поршневых двигателя типа О-540-Е4С5 фирмы «Авко Лайкоминг» каждый по 193,9 кВт (260 л.с.);
  • Максимальная скорость без подвесок: 280 км/ч;
  • Скороподъемность: 396 м/мин;
  • Практический потолок: 5182 м, дальность полета с максимальной полезной нагрузкой 673 км (418 миль);
  • Масса: пустого 1823 кг, максимальная взлетная 2994 кг;
  • Размеры: размах крыла 14,94 м для стандартного или 16,15 м для нестандартного, длина 11,07 м; высота 4,18 м, площадь крыла 30,19 или 31,31 кв.м;
  • Вооружение: различных управляемых ракет и бомбы на 4 подкрыльевых пилонах.

Общие тенденции в гражданской авиации во всем мире сегодня таковы, что авиакомпании стараются увеличивать пассажировместимость самолетов (не говоря уже об ), чтобы при практически тех же расходах поднять выручку. Стоячих мест пока еще нет, хотя такие решения для лоукостеров уже запатентованы, поэтому единственным доступным способом увеличения количества сидячих является уменьшение расстояния между ними. На короткие расстояния «летающая маршрутка» еще приемлема, а вот если лететь несколько часов, а сосед впереди решит откинуть спинку кресла и поспать… Без паники! Хитрые американцы придумали для таких случаев копеечное приспособление.

В продажу в США недавно поступил прибор Knee Defender (дословно «защитник коленей»), который можно приобрести за 20 с небольшим долларов. Он блокирует откидывание спинки кресла, расположенного перед вами, причем вы сами можете отрегулировать, на какой угол позволено откинуться вашему соседу. Можно заставить его сидеть в течение всего полета вертикально, как в , а можно разрешить немного наклониться: вам решать.

Принцип действия блокиратора Knee Defender очень прост: он фиксируется на шарнирах откидного столика, и при желании наклонить спинку она натыкается на металлический штырь. Снять блокиратор может только его хозяин: механизм крепления запирается ключом.

Что удивительно, авиакомпания не может запретить вам пользоваться таким блокиратором. На сайте продавцов этих устройств приводятся тексты комментариев FAA и EASA (американские и европейские регуляторы), согласно которым FAA лишь требует, чтобы устройство не использовалось на взлете, посадки и рулении (т.к. оно требует опускания столика), а EASA и вовсе отмечает, что отраслевые стандарты расстояния между креслами устарели, т.к. разрабатывались во времена, когда средний рост человека был меньше, и сейчас плотная компоновка небезопасна, т.к. затрудняет покидание самолета при эвакуции, а продолжительное сидение в зажатом положении приводит к тромбозу вен.

Вот так выглядит Knee Defender, продающийся по 20 с небольшим долларов за комплект.

Впрочем, сами авиакомпании не приветствуют использование Knee Defender. «Если такой прибор будет использован в наших самолетах, то пассажир, который не может откинуться, может обратиться к проводнику. Тот, в свою очередь, будет вести разговор с пассажиром, установившим прибор, и просить его снять. У нас спинка должна откидываться. Если она не откидывается по нашей вине, то мы пересаживаем пассажира на работающее кресло, а если нет возможности пересадить - начисляем мили в претензионном порядке», - сообщили в «Аэрофлоте».

Бортпроводники могут попросить вас убрать блокиратор, но…

Немаловажен и моральный аспект: пассажир впереди вас не виноват, что вам тесно, и, по сути, установить блокиратор - это то же самое, что поставить парковочный барьер во дворе, чтобы никто не занял «ваше» место парковки: кто-то «проглотит», а кто-то, например, «случайно» выльет вам на голову томатный сок. Совсем недавно в США самолет United Airlines был вынужден из-за драки между пассажирами, один из которых использовал блокиратор, не давая другому откинуть спинку. После этого инцидента ряд авиакомпаний прямо запретил использование блокираторов - например, Qantas и Virgin - но, как ни парадоксально, их продажи после такого пиара только выросли.

Поэтому лучше все-таки более тщательно - тогда вам не будет тесно, а еще лучше .



Доверенности