Альтернативная стоимость. Альтернативная стоимость и кривая производственных возможностей

КПВ и альтернативные издержки.

1. Живущий в деревне пенсионер Старосоветский умеет выращивать картофель и варить самогон. На выращивание 1 кг картофеля он тратит 0,5 дня труда и 1 рубль капитала, на изготовление 1 л самогона – 0,1 дня и 2 рубля капитала.

Нарисуйте его кривую производственных возможностей за год, если выращиванием картофеля он может заниматься только в течение 6 месяцев в году, а его ежегодная пенсия составляет 6 тыс. рублей.

Решение:

Пусть по оси Х будет откладываться количство самогона, а по оси Y – количество картофеля (рис. 1).

Сначала вычислим крайние точки кривой производсвенных возможностей пенсионера Старосоветского. Если он вообще не будет выращивать картофель, то его времени хватило бы на изготовление 3650 л самогона, но запасов капитала – только на 3000 л.

Далее, если он будет весь сельскохозяйственный сезон заниматься только выращиванием картофеля, не отвлекаясь на самогонаварение, то за 183 дня он вырастит 365 кг картофеля, потратив на это 365 руб. За оставшиеся у него полгода, располагая 5635 руб., он мог бы наварить 2817 л самогона, если бы был ограничен только капиталом, но, исходя из ограничений по времени, изготовит только 1830л.

Следовательно, крайние точки кривой производственных возможностей имеют координаты: (3000; 0), (1830; 365).

Кривая производственных возможностй Старосоветского будет нелинейной. Для построения графика целесообразно найти еще несколько точек, например, таких: (2950; 100), (2650; 200), (2150; 300).

График будет выглядеть так:

2. Студент должен сдать экзамен по экономике и математике. Имеются два варианта распределения оценок. Чему равны альтернативные издержки повышения оценки по математике с 68 до 72 баллов, выраженные в баллах по экономике: а) 70; б) 83; в) 68; г) 13.

Ситуация

Экзамен

По экономике

По математике

Решение:

При повышении оценки по математике с 68 до 72 баллов, произойдет снижение оценки по экономике с 83 до 70 баллов. Следовательно, эта разница в 13 баллов (ответ «г») и будет альтернативными издержками, т. к., (согласно определению альтернативных издержек) это то, от чего нужно отказаться в пользу выбора принятия решения по варианту Б.

Примечание. Альтернативные издержки были бы равны:

а) 70 баллам, если бы в ситуации «Б» студент по экономике получил бы всего 13 баллов;

б) 83 баллам, если бы в ситуации «Б» студент по экономике получил бы всего 0 баллов;

в) 68 баллам, если бы в ситуации «Б» студент по экономике получил бы всего 15 баллов.

3. Технология позволяет производить 2 табуретки за 1 чел./ч. и 3 стола за 2 чел./ч. Определите:

1) как будет выглядеть кривая производственных возможностей бригады из 5 чел. в рамках 40-часовой рабочей недели;

2) как изменится кривая производственных возможностей, если вдвое сократятся трудозатраты на производство табуреток и на четверть продолжительность рабочей недели;

3) каковы альтернативные затраты на производство 1 табуретки в первом случае и альтернативные затраты на производство 1 стола во втором случае.

Решение:

Для пяти человек и 40-часовой рабочей недели всего получится 200 чел./ч. За неделю бригада изготовит 400 табуреток или 300 столов. Если рабочая неделя сократится на четверть, то всего получится 150 чел./ч. После сокращения трудозатрат и продолжительности бригада за неделю сможет изготовить 600 табуреток или 225 столов.

Альтернативные затраты производства табуретки в первом случае равны стола Альтернативные затраты производства стола во втором случае равны табуретки.

4. Кузнецу А требуется на производство подковы 1 ч, а на производство серпа 2 ч; а кузнецу Б - наоборот: на производство подковы - 2 ч, серпа - 1 ч. Каждый работает 8 ч в день.

Определите, как выглядит общая дневная КПВ кузнецов А и Б?

5. Кузнец А производит в день 8 подков или 8 серпов, а кузнец Б - 4 подковы или 8 серпов. Как выглядит общая дневная КПВ кузнецов А и Б?

6. Научный работник Х работает по гибкому графику. Он работает каждый день, но свободно может взять выходной. Его друг Y предложил взять выходной и поехать в Национальный парк. Плата за проезд стоит 15 сольдо, плата за вход в парк - 10 сольдо.

Х очень хочет побывать в парке. Он готов заплатить за это удовольствие 100 сольдо. Однако он очень любит свою научную работу и за каждый день своего творческого труда готов сам (!) платить 20 сольдо. При каком размере ежедневного заработка Х поедет в парк?

7. Пусть Василий затрачивает 1 ч на производство табуретки и 2 ч на производство стола, а Иван – 2 ч на производство табуретки и 1 ч на производство стола.

Определите:

    Как выглядит КПВ их одновременного труда в течении 8 часов;

    Как изменится КПВ, если Василий освоит технологию Ивана в производстве столов;

    Каковы альтернативные стоимости производства первого и последнего стола, изготовленного суммарными усилиями по технологии Ивана.

8. На небольшом острове живут 5 человек. Они собирают бананы и ловят крабов. В день каждый может собрать 20 бананов, либо выловить 10 шт. крабов.

1) Начертите график производственных возможностей экономики

этого острова.

2) Могут ли островитяне добыть в день 50 бананов и 30 шт. рыб?

3) Островитяне соорудили приспособление, в результате чего каждый островитянин теперь может собирать бананов в 1,5 раза больше. Как изменилось положение графика?

9. Допустим, в государстве А живет 10 человек, каждый из которых может произвести 5 пар обуви или 15 рубашек ежедневно. Начертите кривую производственных возможностей государства А. Покажите, как сдвинется кривая производственных возможностей, если появится технология, позволяющая выпускать 20 рубашек ежедневно. Предположим, что в государстве А производится 5 пар обуви и 30 рубашек. Если спрос на обувь увеличится на 5 пар, то на сколько нужно сократить производство рубашек, чтобы удовлетворить выросший спрос?

10. В стране производят автомобили и тракторы. При производстве 5 автомобилей тракторы не производят. При производстве 4 автомобилей производят 7 тракторов, и т. д.

Определите альтернативные издержки производства:

1) Одного дополнительного автомобиля (при нарастании их числа с 0 до 5);

2) Одного дополнительного трактора (при нарастании их числа с 0 до 25).

Каждый вопрос экзамена может иметь несколько ответов от разных авторов. Ответ может содержать текст, формулы, картинки. Удалить или редактировать вопрос может автор экзамена или автор ответа на экзамен.

Альтернативные издержки и производственные возможности

Производственные возможности экономической системы ограничены редкостью применяемых ресурсов, которая по мере развития общества не только сохраняется, но порой и возрастает. Это обусловлено тем, что истощаются невоспроизводимые природные ресурсы. Но так как ресурсы ограничены, то общество должно делать выбор. Выбирая, общество вынуждено от чего-то отказаться. То, от чего мы отказываемся, называется альтернативными издержками.

Кривая производственных возможностей или трансформации

График границ производственных возможностей, или трансформации. Зафиксировав любые количественные данные на графике и соединив их, получаем кривую производственных возможностей, или трансформации (ABCDEF).

Функционирование экономической системы на границе своих производственных возможностей (точки A, B, C, D, E, F) свидетельствует об ее эффективности. Выбор сочетания, соответствующего точке М, расценивается как неудачный для данного общества, поскольку он не позволяет ему эффективно использовать производственные ресурсы. Производство же на основе выбора точки N вообще неосуществимо, так как эта точка лежит за границами производственных возможностей данной экономической системы.

Таким образом, основной проблемой эффективного функционирования экономической системы является проблема выбора.

Суть проблемы выбора в том, что если каждый используемый для удовлетворения многообразных потребностей фактор ограничен, то всегда существует проблема альтернативности его использования и поиска научного сочетания факторов производства.

1.2. Альтернативные издержки и кривая производственных возможностей

Итак, мы установили, что ограниченность ресурсов, которыми располагает общество, и факторов производства, которые применяются людьми, чтобы создавать экономические блага, ставит общество в целом, каждого отдельного человека или коллектив людей перед проблемой выбора. Объективно людям всегда приходится решать проблему, как распорядиться теми ограниченными факторами производства, которыми они располагают, чтобы полнее удовлетворить свои потребности. Для того чтобы понять, как решается проблема выбора, нужно исходить из следующей предпосылки:
Совершая свой выбор в условиях ограниченности экономических благ и факторов производства, люди ведут себя РАЦИОНАЛЬНО.
Рациональное поведение людей
Если вы читали повесть Лескова «Очарованный странник», то, наверное, помните, как ее герой в пьяном угаре швырнул к ногам танцующих цыганок несколько тысяч рублей (громадную по тем временам сумму), предназначенных для покупки новых лошадей для эскадрона, в котором он служил. Да и в реальной жизни не только отдельные (частные) лица, но и государственные руководители нередко принимают решения, которые ведут к нерациональному использованию ресурсов. Так, в недалеком прошлом в соответствии с решениями, принятыми руководителями органов КПСС, студенты, преподаватели, научные сотрудники, работники конструкторских бюро направлялись на сельскохозяйственные работы. В результате в некоторых случаях специалисты, занятые конструированием уборочных машин, вместо того, чтобы разрабатывать более совершенную уборочную технику, вручную копали картофель.
Что же предполагает рациональность поведения человека в экономике?
1. Прежде всего, человек (будь то домашняя хозяйка, менеджер, глава государства и т.д.) так организует свою деятельность, деятельность руководимой им фирмы или государства, чтобы добиться наибольшего результата при имеющихся в его распоряжении ресурсах. В частности, использование факторов производства предполагает затраты труда, расходование сырья, снашивание оборудования и т. д. Рациональность поведения предполагает, следовательно, что при данных затратах факторов производства необходимо произвести как можно больше экономических благ, т. е. максимизировать результат при данных затратах. Человек поступит рационально и в том случае, если он достигнет желательного результата при наименьших затратах, т. е. минимизирует затраты для достижения данного результата.
2. Рациональное поведение, с точки зрения экономиста, не обязательно является «правильным», если его оценивать с позиции норм морали. Предположим, экономист помогает собственнику табачной фабрики добиться высокой прибыльности путем наиболее эффективного использования ресурсов. Экономист при этом не должен считаться с тем, что курение вредно для здоровья. Моралист осудит собственника табачной фабрики, полагая, что производство сигарет нерационально с точки зрения интересов общества и норм морали. Экономист с ним согласится, но скажет: «Если уж сигареты производятся, то их нужно производить, рационально используя факторы производства».
3. Рациональность предполагает целесообразную деятельность, подразумевает постановку цели. Например, государство, решая проблему повышения уровня жизни людей в ближайшее время, должно выделять средства на оказание социальной помощи неимущим и стимулировать рост капиталовложений для производства потребительских товаров. Но тогда возникает опасность «проедания» большей части произведенного сегодня продукта, что может привести к невозможности роста производства в будущем, так как ресурсов на совершенствование и обновление материальной базы производства будет не хватать. Если же целью является обеспечение стабильного роста благосостояния в последующие годы, то придется большую часть ресурсов вкладывать в развитие производства, его модернизацию, совершенствование, но в этом случае придется смириться с ограничением потребления в ближайшее время. Если правители какой-либо страны полагают, что главная цель — наращивание военной мощи, то большинству населения этой страны придется оставить мечты о росте благосостояния и в ближайшем будущем, и в отдаленной перспективе.
4. Делая выбор, субъекты экономики руководствуются тем или иным критерием выбора. Скажем, решая истратить имеющуюся сумму денег на обновление своего гардероба, разные люди будут руководствоваться различными критериями достижения поставленной цели. Для одних важна дешевизна приобретаемых вещей — это позволит приобрести их в большем количестве; для других — добротность и прочность, что позволит носить их дольше; для третьих — соответствие современной моде, престижность.
Цена выбора и альтернативные издержки
В любом случае выбор какого-то экономического блага предполагает отказ от другого экономического блага. Если школьнику, имеющему немного денег, хотелось бы пойти в кино и купить мороженое, но на то и другое денег не хватает, то ему приходится чем-то жертвовать. Предположим, что школьник принял решение идти в кино. Он отказал себе в удовольствии съесть мороженое ради того, чтобы посмотреть кинофильм. Мороженое в этом случае явилось ценой его выбора, т. е. альтернативными издержками билета в кино. Если руководство фирмы принимает решение приобрести пять «Роллс-Ройсов», чтобы укрепить престиж своего президента и вице-президентов, и отказывается от покупки новейшего оборудования, то новое оборудование является альтернативными издержками приобретенных автомобилей. В обоих случаях альтернативные издержки выражаются в товаре, который был отвергнут покупателем, сделавшим выбор в пользу другого товара или услуги. Альтернативные издержки могут быть выражены и в услуге. Например, если школьник выбрал мороженое и не пошел в кино, то отвергнутая услуга (показ фильма) будет альтернативными издержками мороженого.
Альтернативные издержки могут иметь и денежное выражение.
Предположим, что выпускник средней школы решил поступить в платную «Школу бизнеса», готовящую специалистов в области менеджмента. Что будут представлять собой альтернативные издержки его обучения? Чтобы определить их, необходимо учесть только те денежные расходы, которые связаны с обучением в «Школе бизнеса» и которые могли бы иметь альтернативное применение. К этим расходам должны быть отнесены: плата за обучение, затраты на покупку учебников, расходы на дорогу до учебного заведения и домой. Если бы этот юноша не учился в «Школе бизнеса», он мог использовать эти деньги иначе, например совершить турне по городам Западной Европы. При этом некоторые расходы (на питание, услуги парикмахера и т. д.) не должны включаться в альтернативные издержки, так как они не зависят от того, учится или путешествует наш герой.
Принцип альтернативных издержек может быть распространен и на экономику в целом. Например, правительство может стоять перед выбором: закупить у предприятий военно- промышленного комплекса новые танки, чтобы перевооружить несколько армейских соединений, или приобрести очистное оборудование и установить его на государственных заводах, сбрасывающих отравленную воду в реки страны. Если правительство примет решение закупить танки, то их альтернативными издержками будет очистное оборудование. Это означает, что развитие военно-промышленного комплекса будет происходить за счет ухудшения экологической обстановки в данной стране.
На практике любой субъект экономики имеет возможность выбирать между несколькими и даже многими товарами и услугами.
Вернемся к примеру с нашим школьником, который пошел в кино, отказав себе в мороженом. В действительности школьник имел более широкий выбор: он мог купить интересную книгу, коллекционную марку, «сникерс» и т. д. Однако «сникерсы» ему надоели, коллекционированием марок он не увлекается, такую же книгу он может попросить почитать у приятеля. Следовательно, с точки зрения школьника, наилучшим из отвергнутых вариантов является мороженое. Перед аналогичным многовариантным выбором может стоять руководство фирмы, правительство и т. д. Итак, альтернативными издержками товара или услуги могли бы служить те товары или услуги, от которых приходится отказаться, чтобы приобрести товар или услугу, которому(ой) отдано предпочтение. Но определяются альтернативные издержки НАИЛУЧШИМ ИЗ ОТВЕРГНУТЫХ ВАРИАНТОВ.
Кривая производственных возможностей
Проблема выбора и альтернативных издержек имеет значение для определения границы производственных возможностей любой экономики. Это можно показать с помощью кривой производственных возможностей, которая является примером моделирования экономики, часто используемого в экономических исследованиях.
Для построения кривой производственных возможностей необходимо принять два допущения: 1) экономика функционирует в условиях полного использования всех имеющихся ресурсов; 2) имеющиеся факторы производства постоянны как по количеству, так и по качеству, а следовательно, предполагается применение неизменной технологии в исследуемом кратковременном периоде.
В то же время мы примем более реальные условия экономики и предположим, что в ней Производятся потребительские товары, т. е. в этой стране ресурсы используются для производства предметов потребления, удовлетворяющих потребности людей непосредственно (продуктов, предметов одежды, жилищ, предметов домашнего обихода и т. п.), и средств производства, которые удовлетворяют потребности людей опосредованно, т. е. с их помощью создаются необходимые предметы потребления (сырье, станки, машины, передаточные устройства, производственные здания и т.п.).
Построим график производственных возможностей данной страны.
По оси абсцисс будем откладывать количество средств производства, по оси ординат — количество предметов потребления (см. рис. 1-2).
График показывает, что, используя все имеющиеся в стране ресурсы, можно произвести либо только 3 единицы средств производства (точка В) и ни одной единицы предметов потребления (точка 0), либо 9 единиц предметов потребления (точка А) и ни одной единицы средств производства (точка 0).
Наиболее реальный вариант, который показывает наш график, предполагает, что имеются различные комбинации производства средств производства и потребительских товаров. Например, точка С показывает, что если в стране производится 1 единица средств производства, то выпуск потребительских товаров не может быть более 8 единиц. Точка D показывает, что если выпуск средств производства составит 2 единицы, то в их производство будет вовлечено больше ресурсов экономики и, следовательно, в изготовлении потребительских товаров будет занято меньше ресурсов. Тогда выпуск потребительских товаров сократится до 5 единиц, и т. д. Проведя линию через точки А, С, D и В, мы получим кривую производственных возможностей данной страны. Любая точка на этой кривой показывает, какое количество товаров и услуг в различных комбинациях способна производить данная страна при полном использовании имеющихся в ней ресурсов. Любая точка вне кривой производственных возможностей показывает, что ресурсы страны или используются не полностью, или недостаточны для выпуска желаемого количества товаров и услуг. Например, точка К показывает, что ресурсы

Рис. 1.2. А Кривая производственных возможностей
Кривая, которая проходит через точки А, С, D и В, показывает, что если в экономике производится 9 единиц предметов потребления, то ресурсов на производство средств производства не останется и их выпуск будет равен нулю. Если выпуск средств производства составит 1 единицу, то производство потребительских товаров и услуг сократится с 9 единиц до 8. Дальнейшее увеличение выпуска средств производства до 2 единиц приведет к сокращению выпуска предметов потребления до 5 единиц. Если же в экономике производство средств производства будет доведено до 3 единиц, то ресурсов для производства потребительских товаров и услуг не останется. Точка Е показывает, что экономика не располагает ресурсами, достаточными, чтобы производить 7 единиц предметов потребления и 2,5 единицы средств производства, а точка К показывает, что ресурсы экономики используются не полностью.

страны используются не полностью, т. е. имеются резервы для увеличения выпуска как средств производства, так и предметов потребления. В частности, выпуск предметов потребления может быть увеличен с 3 до 7,5 единиц (точка К). Возможен и другой вариант: выпуск предметов потребления остается неизменным (3 единицы), а выпуск средств производства увеличивается до 2,5 единиц. Наконец, соотношение выпуска средств производства и предметов потребления возможно в любой другой комбинации в пределах отрезка К 1 К 2 .
Уровень производства, который показывает точка Е, недостижим, нереален для экономики данной страны, так как она не располагает ресурсами, достаточными для выпуска 7 единиц потребительских товаров и 2,5 единиц средств производства.
Кривая производственных возможностей является вогнутой по отношению к началу системы координат. Это отражает закон экономики, согласно которому с увеличением выпуска данного вида продукции в краткосрочном периоде альтернативные издержки единицы прироста этой продукции возрастают.
Предположим, что производство средств производства увеличится с 0 до 1 единицы. Тогда, согласно условиям кривой производственных возможностей, выпуск предметов потребления сократится с 9 до 8 единиц. Это означает, что альтернативные издержки единицы приращения средств производства равны единице выпуска потребительских товаров, от производства которых пришлось отказаться. Если же производство средств производства увеличить еще на 1 единицу, т. е. выпускать не 1, а 2 единицы, то производство предметов потребления придется сократить с 8 до 5 единиц. Следовательно, альтернативные издержки второй единицы приращения выпуска средств производства равны 3 единицам предметов потребления. Если довести выпуск средств производства до 3 единиц, то производство предметов потребления в стране прекратится, упадет с 5 единиц до нуля. Следовательно, альтернативные издержки третьей единицы приращения выпуска средств производства равны уже 5 единицам предметов потребления.
Если мы проследим увеличение выпуска предметов потребления от 0 до 9 единиц за счет сокращения выпуска средств производства от 3 единиц до 0, то установим наличие процесса возрастания альтернативных издержек потребительских товаров и услуг.
В чем причины того, что альтернативные издержки производства товара увеличиваются? Главная причина — в неполной взаимозаменяемости ресурсов. Не все ресурсы, используемые в производстве предметов потребления, можно с легкостью переключить на производство средств производства. Рабочие, занятые на сборке велосипедов, не будут с той же эффективностью строить здания, а оборудование, используемое для консервирования фруктов, едва ли может быть применено для производства деталей грузовиков. Переход от производства одного товара к производству другого никогда не бывает простым. Понятными поэтому становятся слова директора одного конверсируемого завода: «Мы можем делать холодильники вместо космического корабля “Буран”, но стоимость холодильника будет равна стоимости “Бурана”».


Следующим шагом является изучение проблемы выбора, которая порождена ограниченностью ресурсов. Понять логику изложения теории выбора поможет схема.
Осуществление выбора - это реализация рационального поведения человека. Оттолкнувшись от определения рационального поведения, при котором человек стремится максимизировать результат при данных затратах, необходимо проанализировать его составляющие: целесообразность, вариа-

ограничены безграничны
х х
Проблема
выбора
цель выбора
I
альтернативы
I
критерии
I
цена выбора (альтернативная стоимость)
Схема 1.2. Проблема выбора в экономике.
тивность, выбор критериев, оценку вариантов по каждому из критериев, нахождение цены выбора, подход с позиций маржинального анализа.
В цепи анализа ступеней рационального поведения наиболее труднопонимаемыми являются понятия альтернативной стоимости и маржинального анализа. Следует подчеркнуть, что альтернативная стоимость имеет несколько выражений. Она может выражаться в другом товаре, лучшем из оставшихся, которые вам пришлось отвергнуть, когда выбор совершался по принципу «или-или». Но если нельзя отказаться ни от одного из товаров, то увеличить потребление или производство одного из них можно, только если сократить потребление или производство другого. В этом случае альтернативная стоимость будет определяться тем количеством товара, от производства которого пришлось отказаться, чтобы увеличить производство данного. Возможность иллюстрации последнего определения предоставляет кривая производственных воз
можностей. Учащиеся должны уметь показать на графике производственных возможностей величину альтернативной стоимости, выявить ее характер (возрастающая, постоянная) и объяснить, чем он определяется. И наконец, учащиеся должны уметь определять величину альтернативной стоимости в денежном выражении.
Изучив материал параграфа 1.2 учебника и выполнив задания «Практикума», ученик должен: понимать, что означает рациональное поведение человека и каковы его признаки; уметь объяснять, что такое альтернативная стоимость на разных уровнях глубины рассмотрения этого понятия, иллюстрируя свои объяснения примерами из окружающей его действительности; уметь осуществлять выбор в ситуациях, предложенных учителем, используя решетку принятия решения; уметь использовать график кривой производственных возможностей для нахождения альтернативной стоимости увеличения производства одного из товаров; используя график кривой производственных возможностей, находить точки эффективного и неэффективного использования ресурсов, точки объемов производства, невозможного при заданном количестве и качестве ресурсов; уметь объяснять, что означает каждая точка, лежащая на кривой производственных возможностей; уметь объяснять причины выпуклости кривой производственных возможностей и анализировать ее альтернативные варианты.
Ключевые понятия и термины
1-В; 2-И; 3-Е.
Тесты
I. Утверждение неверно. Проблемы морали, этики находятся за пределами характеристики рационального поведения. Экономиста будут интересовать толь-

ко дополнительные затраты и дополнительные выгоды от производства оружия. Утверждение верно. Утверждение ошибочно. О том, что ресурсы страны используются не полностью, свидетельствуют лишь точки, лежащие левее кривой производственных возможностей. Точки же, расположенные правее, иллюстрируют недостижимый объем производства. Утверждение верно. Утверждение неверно. Если ресурсы взаимозаменяемы, то кривая производственных возможностей будет иметь вид прямой линии, что объясняется неизменностью альтернативной стоимости увеличения производства одного из товаров на каждую следующую единицу. На практике такие случаи крайне редки.
II. Утверждение «а» ошибочно, поскольку неверна исходная посылка о том, что альтернативную стоимость использования могут иметь только факторы производства; утверждение «б» правильно, так как альтернативной стоимостью хранения денег в сейфе банка является хранение их в банке; если же банковский процент растет, возрастают и потери, связанные с альтернативным вариантом использования денег; таким образом, не сохраняя их в банке, вы лишаете себя дохода в форме банковского процента, и чем он больше, тем больше ваши потери; утверждения «в» и «г» неверны. Утверждение «а» неверно, поскольку производство, ориентируясь на объем спроса на товары и услуги, может расширяться, если есть достаточное количество надлежащего качества труда, капитала и природных ресурсов; следовательно, верным является утверждение «в», а «б» и «г» неверны. Верно утверждение «г», что хорошо иллюстрирует кривая производственных возможностей. Из перечисленных вариантов выбора наилучшим из отвергнутых является шоколад «Фазер», поэтому правильный вариант ответа - «а». Остальные варианты ошибочны: бутылка «Пепси-колы» стала вашим действительным выбором, а не отвергнутым вариантом; видеофильм, который вы посмотрите вечером, не конкурирует с другими вариантами; новый американский боевик для вас оказался менее ценен, поскольку его в какой-то мере заменил видеофильм; поэтому конечный выбор происходил между шоколадом и «Пепси-колой». Рост квалификации производителей косметики увеличит производительность
их труда, поэтому объем производства косметических товаров вырастет, а в производстве обуви все останется без изменений, так что верен вариант «а».
III. Утверждение «а» правильное, так как кривая производственных возможностей страны А показывает, что в ней производится больше и средств производства, и предметов потребления, что возможно только, если в стране либо имеется, большее количество ресурсов, либо выше их технический уровень. Утверждение «б» правильное, поскольку если страна Б большую часть своих ресурсов тратит на производство средств производства, то это создает предпосылки для расширения производства в будущем, тогда как страна А большую часть своих ресурсов направляет на производство предметов потребления, что может замедлить в скором времени увеличение объема производства в обоих секторах экономики. Утверждение «в» ошибочно: в обеих странах точка С лежит правее кривой производственных возможностей и, если ресурсы ни количественно, ни качественно не изменяются, объем производства в точке С не может быть достигнут. Утверждение «г» ошибочно, так как увеличение производства предметов потребления, определяемое перемещением из точки В в точку D, для страны Б связано с отказом от производства большего количества средств производства, чем в стране А. Утверждение «д» верно. Утверждения «а», «в», «г» и «д» правильны; утверждение «б» неверно, так как с помощью кривой производственных возможностей нельзя найти от

вет на вопрос, для кого производятся товары и услуги. Утверждения «а», «в», «г» и «д» правильны; утверждение «б» ошибочно, так
как альтернативная стоимость принятого решения - это расходы на осуществление этого решения и упущенные доходы от отвергнутых вариантов; расходы же на отвергнутые варианты не включаются в альтернативную Стоимость выбранного варианта. Утверждения «а», «б», «г» и «д» правильны; утверждение «в» ошибочно, так
как осуществление выбора, с позиций экономики, не может зависеть от мнения окружающих людей.
Вопросы и упражнения
Предваряя решение учащимися упражнения 1, можно рассмотреть с ними аналогичный процесс выбора, взяв в качестве ограниченного ресурса некую сумму денег, которую нужно использовать для покупки подарка маме ко дню рождения. Ситуация выбора при принятии решения в области как экономических, так и неэкономических проблем весьма успешно иллюстрируется примером, в основе которого леАит построение решетки принятия решений. Последовательность ее заполнения следующая: Определение цели выбора - вуз, в который учащийся будет поступать после окончания школы. Выявление возможных вариантов (альтернатив) - например, юридический, медицинский, финансово-экономический и т. д. Определение критериев, которые будут использоваться при оценке вариантов, например желание родителей, престижность вуза, возможности трудоустройства после окончания, индивидуальные способности в Области естественных (гуманитарных) знаний и т. д. Оценка каждого варианта по пятибалльной шкале по каждому критерию. Суммирование баллов по вариантам и выбор варианта с максимальным количеством баллов. Определение цены выбора (альтернативной стоимости) как наилучшего из отвергнутых вариантов.


^^Критерии
Варианты (виды вузов)

Желание
родителей

Престижнос ть ВУЗа

Возможност
ь
трудоустро йства после окончания

Соответств ие моим способностя м в области гуманитарн ых знаний

Сумма
баллов

1. Юридический институт

5

5

4

5

19

2. Медицинский институт

1

3

3

3

11

3. Финансовоюридическая академия

4

5

4

3

16

4. Театральный институт

1

4

3

5

13

Способ выбора с использованием решетки принятия решения позволил выявить в качестве наиболее подходящего для ученика юридический институт: этот вариант получил наибольшее количество баллов - 19. Ценой выбора в представленном примере стала учеба в Финансово-экономической академии. Составим таблицу возможных вариантов использования фермером своего участка земли:

Используем полученные данные для построения кривой производственных возможностей фермерского хозяйства.

Кривая производственных возможностей имеет форму прямой линии, поскольку в данном примере ресурсы взаимозаменяемы и, следовательно, альтернативная стоимость увеличения производства свеклы (моркови) постоянна. >
3. Используем данные таблицы для построения кривой производственных возможностей. Кривая производственных возможностей имеет выпуклую форму, так как
альтернативная стоимость уве
личения производства компьютеров каждую следующую единицу
возрастает вследствие того, что ресурсы, используемые в этих отраслях, не являются взаимозаменяемыми. Вариант «а» невозможен, так как лежит запределами границы производственных возможностей; вариант «б» неэффективен, так как находится внутри площади производственных возможностей, ниже линии границ, что свидетельствует о том, что либо не все ресурсы задействованы, либо они используются неэффективно;
вариант «в» возможен и эффективен, так как находится на границе производственных возможностей; вариант «г» невозможен, так как лежит за пределами границы производственных возможностей;
Пусть первоначальное положение
alt="" />кривой производственных возможностей - АА ]. >
а) кривая займет положение BB1;
б) кривая займет положение АС;
в) кривая займет положение DA j;
г) положение кривой АА j не изменится, так как существующий технологический уровень будет заморожен. Альтернативная стоимость увеличения производства компьютеров: с 20 тыс. штук до 30 тыс. штук - 30 тыс. тостеров (отрезок CCj); с 10 тыс. штук до 40 тыс. штук - 90 тыс. тостеров;
с 30 тыс. штук до 40 тыс. штук - 40 тыс. тостеров.
4. Пусть первоначально товара А производилось 0 штук, а товара Б - 3 штуки. >
При увеличении производства товара А на 1 единицу не надо будет уменьшать производство товара Б, поэтому альтернативная стоимость увеличения производства товара А равна 0. Это справедливо и при дальнейшем расширении производства товара А. Следовательно, кривая производственных возможностей фирмы,

на которой производятся товары А и Б, имеет форму прямой, параллельной оси ординат. На практике такая ситуация невозможна, так как, если соблюдаются допущения, принимаемые для анализа экономической модели «кривая производственных возможностей», - количественная и качественная неизменность ресурсов, увеличить производство одного товара можно только путем уменьшения производства другого. Данный пример имеет только теоретическое значение. Если на дорогах появятся «пробки», альтернативная стоимость поездки в метро снизится. Раньше, добираясь на работу с помощью метро, мы приносили «в жертву» такому варианту скорость и комфорт, которые давала нам поездка в автомобиле. После появления «пробок» на дорогах наши потери уменьшились; теперь мы жертвуем только комфортом, а длительность поездки на автомобиле увеличилась. Альтернативная стоимость учебы на юридическом факультете:
плата за учебу - 4 тыс. р.
расходы на учебники - 0,4 тыс. р.
зарплата секретаря - 1,8 тыс. р.
ИТОГО - 6,2 тыс. р.
Транспортные расходы, оплата снимаемой комнаты, расходы на одежду - безальтернативны, их придется совершать как в первом, так и во втором случае вашего возможного поведения. Действия бывшей домохозяйки вполне обоснованны, дело в том, что, если бы она продолжала готовить и шить сама, она понесла бы существенные потери дохода, так
как 1 час ее работы в должности нотариуса принесет ей значительно больший доход, чем
сумма, которой ей придется пожертвовать, оплачивая менее квалифицированный, а значит, создающий меньший доход труд повара и швеи за то же время.



Онлайн калькуляторы