Самолет супер грач су 39. Военное обозрение и политика

Анализируя действия боевых самолетов в последних крупных военных столкновениях и конфликтах, можно с уверенностью сказать, что задачи, выполняемые штурмовиками, были отработаны с высокой точностью и эффективностью.

Штурмовик Су-39 является, по сути, летающим комплексом целого военного арсенала для поражения бронированных объектов противника. Основное предназначение самолета можно разделить на три задачи:
— уничтожение бронированной наземной техники (танков, БТР, БМП, САУ) в любое время суток в различных метеоусловиях.
— уничтожение надводных кораблей противника (эсминцев, фрегатов, десантных кораблей и ракетно-артиллерийских катеров) в прибрежной зоне.
— уничтожение авиационных групп и самолетов противника в небе и на земле.

Самолет Су-39 является продолжением развития проекта Су-25Т , и так как до 1996 года самолет носил название Су-25ТМ, сейчас можно встретить в описании штурмовика оба названия. Задача борьбы с танками для Су-39 предполагается важной, но не доминирующей, как у Су-25Т. Предполагается, что самолёт сможет эффективно уничтожать корабли в прибрежных зонах, транспортную и фронтовую авиацию противника. Существенной переработке подверглись комплекс вооружения и авионика самолёта.

Модернизированный самолёт оснащается радиолокационной станцией «Копье-25» в подвесном контейнере, что кардинально изменяет его возможности. В частности, Су-39 способен вести полноценный воздушный бой, для чего в его арсенал ракет «воздух-воздух» были включены ракеты Р-73, Р-27 и Р-77 с максимальными дальностями пуска 20-40, 65-80 и 80-110 км соответственно. Для уничтожения корабельных групировок противника предназначены противокорабельные Х-31А с дальностью пуска до 110 км. Борьба с РЛС противника осуществляется противорадиолокационными Х-25МПУ и Х-31П. Арсенал средств штурма пополнился высокоточным ракетным комплексом «Вихрь».

Совсем недавно в небе было только два по-настоящему хороших штурмовика, советский Су-25 и американский А-10. Но с появлением Российского штурмовика Су-39 ситуация меняется, по решаемым задачам соперников у штурмовика Су-39 на данное время просто нет, а по характеристикам превосходит западные аналоги .

Уникальная черта штурмовика – повышенная боевая живучесть, происходящая из оборудованной противопожарной и броневой защиты двигательных отсеков, обработкой топливных баков пенополиуретаном и протектированием, кабины с титановой броней и бронеблоком лобового стекла. Все эти усовершенствования сводят к минимуму получение поражений летчика и повреждения основных систем управления малокалиберными снарядами, крупнокалиберными пулями и осколками ракет.

Штурмовик может самостоятельно определять и выявлять цели, выбирать приоритет цели и вид применяемого оружия. На каждом крыле размещены 5 подвесок, на которые устанавливаются:
— 16 противотанковых ракет «Вихрь»,
— 4 ракеты класса «воздух-поверхность» или класса «воздух-воздух»,
— восемь пусковых устройств со 160 неуправляемыми ракетами,
авиационные бомбы любого калибра, баки с зажигательной смесью,
— четыре подвесных пушки.
Масса поднимаемого боезапаса 6000 килограмм.

Широкое использование многофункционального штурмовика в Вооруженных Силах приведет к значительному сокращению авиационного парка и обслуживающего персонала и военных расходов — штурмовик Су-39 сможет заменить 2-3 самолета узконаправленного действия.
Основные особенности штурмовика Су-39 :
— АПК «Шквал» — прицельный комплекс позволяет осуществлять точное прицеливание на расстоянии в 10 километров с погрешностью 0,6 метра;
— ПТУР «Вихрь» — способен уничтожить до 14 современных танков с броней до 10 см, и вертолетов противника;
— Бортовая станция «Пастель» позволяет получать точную информацию о наземных и воздушных работающих РЛС. Это позволяет применить против них ракеты Х-58УЭ, Х-31П или уничтожить с помощью ракет Х-25МЛ или ракетой комплекса «Вихрь»;
— Радиолокационный ПК «Копье» предназначен для наведения высокоточного вооружения по малоразмерным подвижным и стационарным целям в любых условия и при противодействии ПВО противника;
— Телевизионная низкоуровневая система «Меркурий» позволяет производить запуск ракет с лазерным наведением и производить бомбардировку объектов противника в ночной час и при плохой видимости;
— Возможность продолжить полет на одном двигателе.

Технические характеристики Су-39:
Экипаж: 1 пилот
Длина: 15,33 м (с ПВД)
Размах крыла: 14,36 м
Высота: 5,2 м
Площадь крыла: 30,1 м²
Коэффициент удлинения крыла: 6
Угол стреловидности по передней кромке: 20°
База шасси: 3,58 м
Колея шасси: 2,5 м
Масса пустого: 10 740 кг
Масса снаряжённого: 13 150 кг
Нормальная взлётная масса: 16 990 кг
Максимальная взлётная масса: 20 500 кг
Масса топлива во внутренних баках: 3 840 кг
Силовая установка: 2 × ТРД Р-195
Тяга: 2 × 4 300 кгс (42,2 кН)

Лётные характеристики
Максимальная скорость: 950 км/ч (с норм. боевой нагрузкой)
Посадочная скорость: 240 км/ч
Скорость сваливания: 175 км/ч
Практическая дальность: (с норм. боевой нагрузкой)
на высоте:
— без ПТБ: 900 км
— с 4× ПТБ-800: 1 250 км
у земли:
— без ПТБ: 400 км
— с 4× ПТБ-800: 750 км
Перегоночная дальность: 2 500 км (с двумя ПТБ по 1150 л и двумя по 800 л)
Практический потолок: 10 000 м
Высоты боевого применения: 30-7000 м
Нагрузка на крыло: 714 кг/м² (при макс. взлётной массе)
Тяговооружённость: 0,42 (при макс. взлётной массе)
Длина разбега:
— на бетонной ВПП: 550 м
— на грунтовой ВПП: 600 м
Длина пробега: (без тормозного парашюта)
— на бетонной ВПП: 400 м
— на грунтовой ВПП: 600 м
Максимальная эксплуатационная перегрузка:
— с нормальной боевой нагрузкой: + 6,5 /-2 g
— с максимальной боевой нагрузкой: + 5,2 g

ВООРУЖЕНИЕ
Стрелково-пушечное : двухствольная 30 мм пушка ГШ-30-2 с боезапасом 200 снарядов
Точки подвески: 11
Боевая нагрузка:
— нормальная: 2 000 кг
— максимальная: 6 000 кг
Управляемые ракеты :
ракеты «воздух-воздух»:
— 2 × Р-60 (АА-8)
— 2 × Р-73 или Р-27Р/Т или Р-77
ракеты «воздух-поверхность»:
— 16 × сверхзвуковых противотанковых ракет «Вихрь» или
— 4 × Х-25Л/МЛ/МТП/МА/МПУ и
— 2 × Х-29Л/Т или Х-58 или Х-31А/АД/П или Х-35 (с РЛС «Копье») или
— 8 × С-25Л
Неуправляемые ракеты :
— 160 (8 × 20) × 80 мм С-8 в блоках Б-8 или
— 40 (8 × 5) × 122 мм С-13 в блоках Б-13 или
— 8 × 240 мм С-24 или 266 мм С-25
Бомбы : свободнопадающие и корректируемые различного назначения, бомбовые кассеты
— 8 × 500 кг (ФАБ-500, РБК-500 и т. д.) или
— 8 × 250 кг (ФАБ-250, РБК-250 и т. д.) или
— 8 или 32 × 100 кг или
— 6 × КАБ-500Кр или
— 8 × контейнеров КМГУ-2
Пушечные контейнеры :
— 4 × СППУ-22-1 с двухствольной 23 мм пушкой ГШ-23 с 260 снарядами или
— 4 × СППУ-687 с 30 мм пушкой ГШ-301 с 150 снарядами

АВИОНИКА
РЛС: «Копье-25» (подвесная)
Антенна: щелевая
Диаметр: 500 мм
Угол сканирования:
— по высоте: +25°/-55°
— по азимуту: ±40°
Зоны обзора: ±10°/±20°/±40°
Дальность обнаружения воздушной цели с ЭПР=5 м²:
в свободном пространстве:
— навстречу: 57 км
— вдогон: 30 км
на фоне земли:
— навстречу: 57 км
— вдогон: 20 км
Количество одновременно сопровождаемых целей: 8
Количество одновременно атакуемых целей: 2
Дальность обнаружения наземной цели:
— типа эсминец: >200 км
— типа ж/д мост: 100 км
— типа группа движущихся танков: 20 км
ОЭС: «Шквал»
Угол обзора:
дневного прибора управления:
— широкий: 2,7×3,6°
— узкий: 0,73×0,97°
ночного прибора управления:
— широкий: 18,2×13,7°
— узкий: 7,3×5,5°
Угол наведения:
— по высоте: +15°/-80°
— по азимуту: ±35°

Именно обладание высокоточным ракетным комплексом «Вихрь» возводит штурмовик Су-39 в разряд многоцелевых самолетов. Высочайшая точность поражения, сверхзвуковой полет до цели, достаточно большая дальность действия позволяют использовать ракеты комплекса «Вихрь» по воздушным, надводным и наземным бронированным объектам.

Штурмовик Су-39 может произвести как взлет, так и посадку на почти неподготовленную грунтовую взлетно-посадочную полосу длиной 1200 метров. Самолет может подниматься в небо на дизельном топливе неограниченного ресурса, не нуждается в высококвалифицированных технических специалистах, прост в освоении и доступен пилотам разной квалификации.

Первый заводской испытательный полет на прототипе Су-39 «Т8ТМ-1» был совершен 4 февраля 1991 года. Всего было совершено около 3000 испытательных полетов и около 40 пусков боевых ракет комплекса «Вихрь». Полностью завершена настройка связки комплексов «Шквал» — «Вихрь», закончена привязка РЛПК «Копье» и ракетных комплексов.
Стоимость одного штурмового самолёта Су-39 — 180 миллионов рублей.

/По материалам airwar.ru , ru.wikipedia.org и topwar.ru /

Су-39 – это перспективный российский штурмовик, разработка которого началась в ОКБ Сухого еще в конце 80-х годов. Данная боевая машина является результатом глубокой модернизацией знаменитого «летающего танка» - советского штурмовика Су-25 . А если говорить еще точнее, то он создан на основе одной из модификаций самолета - Су-25Т, предназначенной для уничтожения танков и другой бронетехники противника.

Модернизация штурмовика в первую очередь касалась комплекса его электронного оборудования. Получив новую авионику и расширенный комплекс вооружения, штурмовик Су-39 значительно увеличил свои боевые возможности по сравнению с базовой моделью. Су-39 даже способен вести воздушный бой, то есть выполнять функции истребителя.

Первый полет самолет Су-39 совершил в 1991 году. К сожалению, он так и не был принят на вооружение. В 1995 году на авиационном заводе в Улан-Удэ пытались начать мелкосерийное производство этого самолета, всего было изготовлено четыре штурмовика. Следует отметить, что Су-39 – это экспортное наименование самолета, на территории России этот штурмовик носит название Су-25ТМ.

Попытка начала серийного производства нового штурмовика пришлась на неудачное время – середину девяностых годов. Финансовый кризис и практически полное отсутствие финансирования со стороны государства похоронили интересный проект. Однако и спустя много лет, эта замечательная машина так и не нашла своего пути в небо.

История создания Су-39

В середине 50-х годов в СССР было принято решение о прекращении работ по созданию нового реактивного штурмовика Ил-40, а его предшественники были сняты с вооружения. В эпоху стремительного развития ракетного вооружения и сверхзвуковых самолетов тихоходный бронированный штурмовик выглядел настоящим анахронизмом. Однако это было ошибочное решение.

В 60-е годы стало понятно, что глобальная ядерная война отменяется, а для локальных конфликтов необходим самолет, который мог бы непосредственно поддерживать сухопутные войска на поле боя. На вооружении советской армии такой машины не было. Задачу пытались решить путем оснащения существующих самолетов ракетами «воздух-земля», но они не слишком подходили для выполнения подобных функций.

В 1968 году конструкторы ОКБ Сухого в инициативном порядке начали разработку нового штурмовика. Эти работы привели к созданию знаменитого советского самолета Су-25, который за свою живучесть и неуязвимость получил прозвище «летающий танк».

В концепцию этого самолета было положено повышение живучести машины, широкая номенклатура применяемого вооружения, а также простота и технологичность в производстве. Для этого на Су-25 активно использовали узлы и оружие, которое разрабатывалось для других советских боевых самолетов.

На Су-25ТМ планировали установить новый радиолокационно-прицельный комплекс «Копье-25» и усовершенствованную прицельную систему для противотанковых ракет «Шквал».

В начале 1991 года в воздух поднялся первый опытный самолет Су-5ТМ, его серийный выпуск также планировалось организовать на авиазаводе в Тбилиси.

В 1993 году производство штурмовика было перенесено на авиазавод в Улан-Удэ, первый предсерийный самолет поднялся в воздух в 1995 году. В это же время штурмовик получил и свое новое обозначение, которое сегодня можно назвать официальным – Су-39.

Впервые общественности новый штурмовик Су-39 был представлен на авиационной выставке МАКС-95. Работы над самолетом постоянно задерживались из-за недостаточного финансирования. Третий предсерийный образец штурмовика поднялся в небо в 1997 году.

Однако Су-39 не был принят на вооружение, серийное производство машины так и не состоялось. Существует проект модернизации Су-25Т в Су-39, однако противотанковые Су-25Т также сняты с вооружения ВВС РФ .

Описание штурмовика Су-39

Конструкция Су-39 в целом повторяет конструкцию штурмовика Су-25УБ, за исключением некоторых отличий. Самолет управляется одним летчиком, место второго пилота занимает топливный бак и отсек электронного оборудования.

В отличие от остальных модификаций «летающего танка», пушечная установка на Су-39 несколько смещена от центральной оси, чтобы освободить место для электронного оборудования.

Су-39, как и все остальные модификации Су-25, имеет прекрасный уровень защиты: пилот размещен в кабине, выполненной из специальной титановой брони, которая выдержать попадание 30-мм снарядов. Аналогичным образом защищены основные узлы и агрегаты штурмовика. Кроме того, кабина имеет лобовое бронестекло и бронезаголовник.

Особое внимание конструкторы уделили защите топливных баков: они снабжены протекторами и окружены пористыми материалами, что препятствует выплёскиванию топлива и уменьшает вероятность пожара.

Специальная окраска делает штурмовик менее заметным над полем боя, а специальное радиопоглощающее покрытие снижает ЭПР самолета. Даже при поражении одного из двигателей самолет вполне может продолжить полет.

Как показал опыт Афганской войны, даже после поражения ПЗРК типа «Стингер» штурмовик вполне способен вернуться на аэродром и совершить нормальную посадку.

Кроме броневой защиты, живучесть штурмовика обеспечивает комплекс радиотехнического противодействия «Иртыш». В его состав входит станция обнаружения облучения РЛС, станция постановки активных помех «Гардения», система постановки ИК-помех «Сухогруз», комплекс отстрела диполей. Система постановки помех «Сухогруз» включает в себя 192 ложные тепловые или радиолокационные цели, она расположена у основания киля Су-39.

Комплекс «Иртыш» способен обнаруживать все активные РЛС противника и передавать информацию о них пилоту в режиме реального времени. При этом летчик видит, где находится источник радиолокационного излучения и его основные характеристики. Исходя из полученной информации, он принимает решения о том, что делать ему дальше: обойти опасную зону, уничтожить радар ракетами или подавить ее с помощью активных помех.

Су-39 оснащен инерциальной навигационной системой с возможностью оптической и радиолокационной коррекции. Кроме того, на нем установлена система спутниковой навигации, которая может работать с ГЛОНАСС, NAVSTAR. Это позволяет определять местоположение самолета в пространстве с точностью до 15 метров.

Конструкторы позаботились об уменьшении заметности штурмовика в ИК-диапазоне, этому способствует бесфорсажные двигатели самолета с уменьшенной в несколько раз сигнатурой сопел.

Су-39 получил новый радиолокационно-прицельный комплекс «Копье», что значительно расширило боевые возможности машины. Хотя, в основе этой машины лежала «противотанковая модификация» штурмовика, борьба с бронетехникой противника не является единственной задачей Су-39.

Этот штурмовик способен уничтожать надводные цели неприятеля, включая катера, десантные баржи, эсминцы и корветы. Су-39 может быть вооружен ракетами «воздух-воздух» и вести настоящий воздушный бой, то есть выполнять функции истребителя. В его задачи входит уничтожение самолетов фронтовой авиации, а также транспортных самолетов противника как на земле, так и в воздухе.

Основным средством поражения танков и других видов бронетехники врага нового штурмовика являются ПТУР «Вихрь» (до 16 штук), которые могут поражать цели на дистанциях до десяти километров. Наведение ракет на цель производится с помощью круглосуточного прицельного комплекса «Шквал». Поражение танка типа «Леопард-2 » ракетой «Вихрь» с помощью комплекса «Шквал» составляет 0,8-0,85.

Всего Су-39 имеет одиннадцать узлов для подвески вооружения, поэтому арсенал вооружения, которое он может применить на поле боя, весьма широк. Кроме ПТУР «Шквал», это могут быть УР «воздух-воздух» (Р-73, Р-77, Р-23), противорадиолокационные или противокорабельные ракеты, блоки с неуправляемыми ракетами, свободнопадающие или управляемые бомбы разных калибров и классов.

Характеристики ТТХ Су-39

Ниже указаны основные характеристики штурмовика Су-39.

Модификация
Масса, кг
пустого самолета 10600
нормальная взлетная 16950
макс. взлетная 21500
Тип двигателя 2 ТРД Р-195(Ш)
Тяга, кгс 2 х 4500
Макс. скорость у земли, км/ч 950
Боевой радиус действия, км
у земли 650
на высоте 1050
Практический потолок, м 12000
Макс. эксплуатационная перегрузка 6,5
Экипаж, чел. 1
Вооружение: пушка ГШ-30 (30 мм); 16 ПТУР «Вихрь»; ракеты «воздух-воздух» (Р-27, Р-73, Р-77); ракеты «воздух-поверхность» (Х-25, Х-29, Х-35, Х-58, Х-31, С-25Л); неуправляемые ракеты С-8, С-13, С-24; свободнопадающие или корректируемые авиабомбы. Пушечные контейнеры.

Глубокой модернизацией самолета Су-25 стал «противотанковый» штурмовик Су-39,предназначенный для применения в любое время суток и оснащенный новым высокоточным оружием - ракетным комплексом «Вихрь» с лазерно-лучевой системой наведения.

Экипаж 1 чел.

Глубокой модернизацией самолета Су-25 стал «противотанковый» штурмовик Су-39,предназначенный для применения в любое время суток и оснащенный новым высокоточным оружием - ракетным комплексом «Вихрь» с лазерно-лучевой системой наведения. Работы по созданию самолета начались в 1976 г. Штурмовик, способный бороться с малоразмерными, сильнозащищенными целями (в том числе танками стран НАТО нового поколения) первоначально предполагалось выполнить в двухместном варианте и оснастить ПТРК «Радуга», однако в дальнейшем выбор был остановлен на перспективном ПТРК «Вихрь»,способным применяться одноместным самолетом.

В качестве другого основного вооружения модернизированного штурмовика рассматривалась45-мм перспективная пушка, подвижная в вертикальной плоскости, однако из-за сложностями сотработкой этой системы было решено оснастить самолет неподвижной двухствольной пушкойГШ-30 (30 мм).

Работы по установке нового комплекса вооружения на самолете Су-25 начались в 1980 г., рабочее проектирование модернизированного штурмовика Т8-М завершилось в 1982 году, постройка первого опытного образца (в него дорабатывался учебно-боевой самолет Т8-УБ)началась в 1983 году, а первый полет штурмовика состоялся 17 августа 1984 г., машину пилотировал летчик-испытатель А.Н. Исаков. Всего из самолетов Т8-УВ, построенных в Улан-Удэ, в Тбилиси в вариант Т8-М было доработано два опытных штурмовика, а также планер для статиспытаний (проводились в СибНИА). Затем Тбилисский авиазавод выпустил партию из восьми опытных самолетов. Государственные испытания Су-25Т завершены в сентябре 1993 г., а в 1994 г. самолету было присвоено обозначение Су-39.

По сравнению с исходным Су-25 новый штурмовик имел значительно более мощное вооружение, новое БРЭО и усовершенствованный комплекс боевой живучести. Первый серийный самолет совершил полет 26 июля 1990 г. В Тбилиси была собрана установочная партия из12 штурмовиков, в 1994 г. часть этих самолетов была передана России. В дальнейшем, после распада СССР, серийное производство штурмовиков было освоено в Улан-Удэ. Для поставок за рубеж создан экспортный вариант - Су-25ТК, отличающийся составом БРЭО.

Развитием штурмовика Су-25Т стал усовершенствованный самолет Су-25ТМ, первый полет которого состоялся в 1996 г. Серийное производство этого самолета освоено на заводе в Улан-Удэ.

Сообщалось о намерении правительства Грузии заказать на тбилисском авиазаводе для собственных ВВС 50 самолетов Су-39. Однако эти планы могут быть реализованы лишь при тесном сотрудничестве с Россией.

Оборудование

Самолет Су-25Т оснащен системой управления вооружением СУВ-25Т «Восход», предназначенной для распознавания и автоматического сопровождения малоразмерных подвижных целей (танков, автомобилей, катеров и т. п.), целеуказания и автоматического наведения УР, а также для обеспечения стрельбы НАР и пушки. В состав комплекса входит круглосуточный автоматический прицельный комплекс «Шквал» (размещен в носовой части самолета и включает телевизионную аппаратуру, сопряженную с блоком автоматического слежения за целью, а также лазерный дальномер-целеуказатель), система отображения информации (СОИ), центральная цифровая вычислительная машина, информационный комплекс вертикали и курса, доплеровский измеритель скорости и сноса, радиовысотомер, радиосистемы ближней и дальней навигации. Процесс навигации и атаки цели штурмовиком Су-25Т в максимальной степени автоматизирован. Самолет автоматически выходит в район цели, на удалении 10-12 км от нее вводится в действие телевизионная система, заранее ориентируемая в нужном направлении, затем летчик осуществляет контроль за выбором и автоматическим захватом цели, после чего система переходит на автосопровождение. После нажатия летчиком боевой кнопки компьютер выбирает необходимые боеприпасы и производит их пуск или сброс (пуск). После первого захода на цель штурмовик способен в автоматическом режиме осуществить повторный заходили, по желанию летчика, вернуться на аэродром базирования (летчик может взять управление самолетом непосредственно перед посадкой). Точность навигации в автоматическом режиме составляет 0,2% от длины пути, точность автоматического сопровождения малоразмерной подвижной цели на дальности 8 км - 0,6 м.Су-25ТМ имеет усовершенствованный оптико-телевизионный прицельный комплекс«Шквал-М», осуществляющий поиск и корреляционное опознавание цели в режиме сканирования. Имеется режим автоматического полета к цели с точным выходом по времени: между отдельными самолетами выдерживается строго определенный временной интервал, что позволяет проводить четко скоординированную групповую атаку с различных направлений. Другим новым элементом, введенным в комплекс БРЭО штурмовика, является подвесная РЛС трехсантиметрового диапазона «Копье-25», являющаяся вариантом многоцелевой станции«Копье», установленной на истребителе МиГ-21-93. РЛС позволяет применять самолет по широкому кругу воздушных, наземных и морских целей. Информация от подвесной РЛС выводится на индикатор телевизионного типа, расположенный в правом верхнем углу приборной доски, а от телевизионной системы или подвесного тепловизора - на ИЛС. Станция имеет зону обзора ±40°, дальность обнаружения целей класса «истребитель» (ЭПР 5 м2) - 57км. РЛС способна одновременно обнаруживать 10-12 целей и обеспечивать применение УР класса «воздух-воздух» по двум из них. Масса станции (без контейнера) 115 кг. Еще одним вариантом подвески является контейнер с тепловизионным оборудованием. Усовершенствованный навигационный комплекс самолета Су-25ТМ дополнен блоком спутниковой навигации А-735. Обеспечен выход на цель в автоматическом режиме с точностью до 15 м вне зависимости от дальности полета. Бортовой информационный комплекс обеспечивает возможность длительного полета на сверхмалых (до 15 м) высотах. Комплекс РЭБ, установленный на самолете Су-25ТМ, включает станцию радиотехнической разведки, систему активных помех в ИК-диапазоне, установленную в хвостовой части фюзеляжа, авиационные ложные цели, станцию активных радиотехнических помех «Гардения».Усовершенствованный комплекс РЭБ, примененный на Су-25ТМ, включает встроенное и подвесное оборудование в контейнерном исполнении. В его состав входят:- станция радиотехнической разведки, служащая для пеленгации всех типов РЛС противника, работающих в диапазоне 1,2-1,8 Ггц, а также определение наиболее опасной цели, ее координат и дальности до нее;- малогабаритная станция активных радиотехнических помех, создающая уводящие, шумовые, мерцающие и перенацеливающие на подстилающую поверхность помехи;- станция оптико-электронных помех "Сухогруз";- устройство выброса ложных целей с комплектом 192 помеховых патрона;- авиационные ложные цели для вскрытия и дезориентации комплексов ПВО противника, БРЛС самолетов и ракет с ГСН всех типов

Общие системы

Самолет оснащен цифровой многоканальной электродистанционной системой автоматического управления. Бортовая система активной безопасности автоматически предотвращает выход на недопустимые полетные режимы и столкновение с землей при маловысотном полете. Имеется режим приведения к горизонту и выведения из штопора. Система, выполненная с использованием элементов искусственного интеллекта, автоматически контролирует физическое состояние и действия летчиков, работу бортовых систем и остаток топлива, обеспечивает автоматическое возвращение на аэродром и заход на посадку. Имеется система автоматического гашения колебаний самолета в плоскости тангажа с использованием ПГО.

Вооружение

Вооружение штурмовика Су-39 размещается на 10 подкрыльевых узлах внешней подвески и включает 16 сверхзвуковых противотанковых ракет «Вихрь» («Вихрь-М»), имеющих возможность поражать и воздушные цели, летящие со скоростью до 800 м/с. Самолеты могут нести УР класса «воздух-поверхность» Х-29Т с телевизионным самонаведением или Х-25МЛ, Х-29Л и С-25Л с лазерным наведением, а также КАБ-500КР или КАБ-500Л калибром 500 кг. В комплекс вооружения входят, также, противорадиолокационные УР Х-58 или Х-31П.

Самолет Су-25Т может оснащаться ракетами класса «воздух-воздух» Р-60М и Р-73 с ТГС. Су-25ТМ, кроме того, может нести ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности с радиолокационным наведением РВВ-АЕ, а также противокорабельные ракеты Х-35. Точность бомбометания достигает 2-5 м. Пушечное вооружение состоит из встроенной неподвижной установки НППУ-8 с пушкой ГШ-30 (30 мм, боекомплект 200 патронов), размещенной под фюзеляжем, а также двух-четырех подвесных пушечных установок СППУ-687 с пушкой ГШ-301 (30 мм, боекомплект 150 патронов на каждую установку).

Самолет может брать на борт до восьми блоков НАР С-8 (160 ракет) или С-13 (40 ракет), до восьми НАР С-24 или С-25. Неуправляемое бомбовое вооружение - до 32 боеприпасов калибром 100 км или до восьми - 250 или 500 км. Для поражения площадных целей возможна подвеска восьми КМГУ.

Летные характеристики

Максимальная скорость 950 км/ч;- радиус действия с боевой нагрузкой 2000 кг:+ у земли 400 км,+ на большой высоте 700 км;- перегоночная дальность с двумя ПТБ по 1150 л и двумя - по 800 л 2250 км;- рабочий потолок 10.000 м;- посадочная скорость 230 км/ч;

Длина разбега 650 м;- длина пробега 750 м;- максимальная эксплуатационная перегрузка 6,5 g.

Массы и нагрузки

МАССЫ И НАГРУЗКИ, кг:- максимальная взлетная 20.500 (Су-25Т - 19.500),- нормальная взлетная 16.500,- максимальная боевая нагрузка 5000 (Су-25Т - 4400),- топлива во внутренних баках 3840.

Особенности конструкции

Конструкция самолета Су-39, в целом, подобна конструкции УБС Су-25УБ. На месте кабины второго летчика расположен дополнительный мягкий топливный бак, а над нею - отсек для размещения дополнительного БРЭО. Пушечная установка перенесена под топливный бак №3 и смещена от оси симметрии самолета вправо на 273 мм. а освободившееся пространство под кабиной занято БРЭО. Передняя пара шасси смещена влево от оси симметрии на 222 мм. В хвостовой части фюзеляжа установлен дополнительный мягкий топливный бак. Кабина летчика герметизирована, что позволило поднять максимальную высоту боевого применения с 7000 до 10.000 м.Повышена защищенность самолета. Общая масса средств боевой живучести Су-39 составляет1115 кг.

Размеры

Размах крыла 14,36 м;- длина самолета (со штангой ПВД) 15,53 м;- высота самолета 5,20 м;- площадь крыла 30,10 м2.

Силовая установка

Два ТРДР-195 (2х 4300 кгс), имеющие уменьшенную ИК-заметность. В перспективе предполагается установка более мощных и экономичных ТРДД. Ёмкость топливной системы увеличена до 4890 л.

Су- 39 (штурмовик) Летающий танк

Су-39 является модернизированной версией самолета Су-25Т. До 1996 года самолет назывался Су-25ТМ.

Усовершенствовано бортовое оборудование самолета. Основой системы управления вооружением является оптико-электронная прицельная система "Шквал", телевизионное изображение с которой поступает на установленный в правой верхней части приборной доски телевизионный индикатор. "Шквал" имеет поле зрения 10 0 и обеспечивает 23-кратное увеличение изображения цели. Обзор пространства ведется в режиме сканирования визирной головки. Летчик, увидев на экране индикатора изображение, похожее на цель, может остановить сканирование, нажав кнопку привязки к цели на ручке управления самолетом. После распознавания цели летчик осуществляет точное целеуказание, наложив прицельную марку на изображение цели и вновь нажав кнопку привязки. Самолет может атаковать цели не только днем, но и ночью,при низком уровне освещенности, с помощью низкоуровневой телевизионной прицельной системы, размещаемой в контейнере под фюзеляжем. В навигационный комплекс самолета, помимо системы воздушных сигналов, сдвоенной инерциальной курсовертикали, радиотехнической системы ближней навигации и посадки (РСБН), доплеровского измерителя путевой скорости и угла сноса (ДИСС) и радиовысотомера, включена также аппаратура радиотехнической системы дальней навигации (РСДН). Сохранив отличные пилотажные свойства Су-25 , конструкторы "восьмерки" (заводской шифр самолета - Т8) пошли еще дальше. Его система автоматического управления серьезно понижает загрузку летчика, автоматизируя стабилизацию заданной высоты, полет по запрограммированному маршруту через за данные промежуточные точки выход в район обнаружения цели, повторный заход на атакуемую цель, заход на посадку. Комплекс РЭБ обеспечивает Су-39 высокую вероятность преодоления мощной ПВО противника. Основной информационной системой комплекса является станция радиотехнической разведки (СРТР), обеспечивающая обнаружение и пеленгацию наземных, бортовых и корабельных РЛС в секторе +30 0 по углу места и круговую по азимуту. Для преодоления полосы ПВО Су-25Т может использовать станцию постановки активных помех, предназначенную для противодействия современным и перспективным радиоэлектронным системам управления оружием с импульсным, непрерывным и квазинепрерывным излучением. Станция устанавливается в контейнерах, подвешиваемых на внешних подкрыльевых точках подвески. Для защиты от ракетс ИК ГСН конструкторы Су-39 установили в хвостовой части самолета, в основании киля, станцию оптико-электронных помех. Главное вооружение Су-39 - противотанковые управляемые ракеты (ПТУР) " Вихрь" . Самолет может нести 16 таких ракет, устанавливаемых в двух блоках-связках, по восемь в каждой. Использование РЛС позволило обеспечить на самолете применение противокорабельных ракет Х-31А, Х-35 с активными радиолокационными головками самонаведения. Каждый модернизированный ударный самолет может нести четыре противокорабельные ракеты.

Самолеты оснащены РЛПК "Копье". Су-39 значительно превосходит по своим возможностям серийный Су-25 . Группа самолетов Су-39, часть из которых вооружена ракетами класса "воздух-воздух" средней дальности, может успешно противостоять во встречном ракетном бою любым современным истребителям, в особенности если используются новые ракеты РВЕ-ДЕ, не требующие сопровождения для подсвета воздушной цели после пуска. Это может обеспечить решающее преимущество в дуэльной ситуации.

Год принятия на вооружение - 1996
Размах крыла - 14,52 м.
Длина самолета - 15,33 м.
Высота самолета - 5,2 м.
Максимальная тяга - 2 х 4500 кгс.
Максимальная скорость у земли - 950 км/ч.
Практический потолок - 18000 м.
Практическая дальность - 1850 км.

1 30-мм пушка ГШ-30-1. Боевая нагрузка - 4500 кг на 8 узлах подвески:

ПТРУРК "Вихрь" с 16 ПТУР (2х8 блоков),4 ПКР Х-3А1, Х-35,НУР калибра 57-370-мм, бомбы (обычные, наводимые, кассетные, ядерные),до 4 УР Р-60 или РБЕ-

нет

В конце 80-х годов прошлого века был спроектирован еще один штурмовик в конструкторском бюро Сухого, данная машина получила название Су-39. Что касается самого самолета, то он отличается великолепными летными и техническими характеристиками. Данная машина является глубокой модификацией самолета Су-25.

Самолет этого типа на территории РФ имеет обозначение Су-25ТМ, а именно экспортную версию данного изделия обозначили как Су-39, но это одна и та же машина только с небольшими отличиями в оборудовании.

Общее описание самолета Су-39

Модификации по сравнению с начальным самолетом Су-25 коснулись практически всех систем и агрегатов. Новую машину оснастили прицельным комплексом под названием «Копье-25», который работает по принципу радиолокации. Данная аппаратура работает в трехсантиметровом режиме, это дает машине значительно больше функций. Но самое главное, что она может выполнять боевые задания, независимо от времени суток и от погодных условий.

Первая модель самолета типа Су-39 было представлено только в 1995 году в городе Жуковском. Но только через четыре года после этого данный аппарат был оснащен боевым вооружением и полной системой управления. Государственные испытания самолет начал с 97 года.

Характеристика систем самолета Су-39

Управление данной машиной проходит для пилота в комфортных условиях, тем более что значительную часть работы выполняет автоматика самолета. Это позволяет проводить более эффективные полеты и достигать максимума в выполнении заданий. Положительному психологическому состоянию пилота также сопутствует наличие полностью бронированной кабины, которая способна выдержать попадание снаряда калибра до 30 мм.

Взлетные характеристики самолета великолепные, поскольку Су-39 может производить взлет с грунтовых аэродромов, длина которых 1200 метров. Кроме того, самолет способен производить безопасную посадку и взлет на высотах в 3 километра над уровнем моря. Самолет имеет высокий уровень безопасности за счет наличия брони, которая способна защитить как пилота, так и все важные агрегаты самолета. За счет того, что самолет имеет два двигателя, при выходе из строя одного он может продолжать полет на другом рабочем.

Силовая установка машины представлена турбореактивными двигателями типа Р-195, они обеспечивают самолет тягой в 4500 килограммов. Достижением данных двигателей является их малая заметность в инфракрасном спектре. Что касается вооружения, то самолет может поднять в воздух 4 тонны разнообразного оружия, среди которого могут быть бомбы и ракеты разного калибра.

Если сравнить Су-39 и иностранные аналоги, то смело можно сказать, что отечественная машина значительно их обходит в цене и эффективности. Обучиться летать на данном агрегате может пилот с любой квалификацией. Особенностью этой машины можно назвать также то, что она работает на дизельном топливе.

Живучесть и незаметность самолета

Специальная окраска позволяет машине оставаться малозаметной над полем боевых действий, а материал, из которого выполнен корпус, позволяет поглощать радиоволны, что делает его практически невидимым.

Даже при запуске ракеты, которую не смог увидеть пилот, срабатывает система под названием «Сухогруз», которая производит оптические и электрические помехи. Создание помех для отвода ракет осуществляет специальная цезиевая лампа, которая имеет мощность в 6 тысяч ватт. Кроме этого, самолет имеет стандартные системы безопасности, такие как выпуск тепловых ракет, которые отводят тепловые ракеты противника.

Для преодоления ПВО врага в самолете предусмотрена система РЭБ. В ее основу входит разведывательная радиостанция типа СРТР, которая может отслеживать все РЛС. Данную систему можно запрограммировать на поиск более конкретных целей. В кабину летчика выводится вся информация о целях, в которой указано направление и расстояние до объекта. Самолет имеет также новую установку типа «Гордения», которая создает помехи в виде шумов, мерцания и при этом перенацеливает ракеты противника на землю.

Обнаружение и поражение цели самолетом Су-39

Для того чтобы данная машина могла работать в любое время суток, она оснащена прицельной системой класса И-251, которая позволяет распознать цели разного размера, проводит наведение оружия и огонь из пушек.

В носовой части самолета расположена система под названием «Шквал-М», она производит вывод изображения местности под самолетом на экран в кабине пилота. Данная аппаратура позволяет проводить мониторинг местности за десять километров до цели, при этом захватывает территорию шириной до двух километров. С помощью данной системы пилот может отследить ракетный залп и при необходимости может зайти на повторную атаку. Данная система настолько качественная, что может распознать танк на расстоянии в 10 километров, а жилой дом − на расстоянии в 15 километров.

Самолет Су-39 оснащен авианаводчиками, которые не видимы противнику, но эта система позволяет производить точный автоматический залп по заданным целям. А самое главное, что данная система не допускает повреждения собственных военных подразделений.

Корпорация Сухого активно ведет сотрудничество на международном рынке, предлагая свои изделия высокого качества по рыночным ценам. Много стран мира закупают наши штурмовики за деньги или в обмен на собственную продукцию, которой недостает в нашей стране.

Самолет Су-39 получил высокое доверие среди множества иностранных аналогов. В подтверждение этого можно сказать, что авиазавод Сухого в Улан-Удэ имеет много заказов на изготовление данной машины.

Су-39 характеристики:

Модификация
Размах крыла, м 14.36
Длина самолета,м 15.06
Высота самолета,м 5.20
Площадь крыла, м2 30.10
Масса, кг
пустого самолета 10600
нормальная взлетная 16950
максимальная взлетная 21500
Топливо, л 4890
Тип двигателя 2 ТРД Р-195(Ш)
Тяга не форсированная, кгс 2 х 4500
Максимальная скорость у земли, км/ч 950
Перегоночная дальность, км 2500
Боевой радиус действия, км
у земли 650
на высоте 1050
Практический потолок, м 12000
Макс. эксплуатационная перегрузка 6.5
Экипаж, чел 1
Вооружение: одна 30-мм пушка ГШ-30
Боевая нагрузка: нормально - 2360 кг, максимально - 4400 кг на 11 узлах подвески
ПТУРК Вихрь с 16 ПТУР (2х8 блоков)
4 УРВП Х-25МЛ или С-25СЛ или 4 ПКР Х-31А, Х-35,
2 ПРЛУР Х-31П или Х-58УЭ или До 4 УРВВ Р-60 или Р-73Э
НУР калибра 57-370-мм, бомбы (обычные, наводимые, кассетные) или зажигательные баки


Документы