Год изобретения газета. Появление первой печатной русской газеты "ведомости". Рождение русской прессы


Символический образ поэта с замкнутым ртом у Маяковского трагичен и многозначен. Власть, превращая литературу в идеологическое оружие, в средство воздействия на массовое сознание, одурманивая его, не только пускала в ход запреты и страх, но и эксплуатировала веру, убеждения, готовность беззаветно служить революции, которые выразил Маяковский в своём стихотворении. Он имел в виду высший долг совести, года «голосует сердце» и поэт пишет «по мандату долга». Но эпоха повернулась так, что стихотворение стало звучать как гимн несвободе, оправдание отказа от «творческой воли, тайной свободы» (А. Блок), его можно истолковать как недобровольное требование цензуры, идеологического контроля. Блок в последнем своем стихотворении говорит, что только пушкинская идея «тайной свободы» может спасти поэзию, оказавшуюся поле революции новой и тяжелой ситуации: * Пушкин! Тайную свободу * Пели мы вослед тебе! * Дай нам руку в непогоду, * Помоги в немой борьбе! Маяковский, утверждая новую роль нового поэта в новом обществе, считает необходимым для пользы дела революции отказаться от этой свободы. Но Маяковский, истинный, большой поэт, не мог существовать без творческой свободы, он не смог бы и не когда не стал бы выполнять заданий идеологического Госплана. Он издевался над такого рода руководством литературы: * Лицом к деревне * заданье дано, - * за гусли, * поэты - други! * Поймите ж - * лицо у мня * одно - * оно лицо, а не флюгер. От поэта - приспособленца, поэта флюгера ничего, кроме халтуры, нельзя ждать. Маяковский с уничтожающей иронией писал, что «управление» литературой приведёт в конечном счете к ликвидации, упразднению поэзии: * В садах коммуны вспомнят о барде, - * Какие * птицы * зальются им? * Что, * будет * с веток * товарищ Вардин * рассвистывать * свои резолюции? Трагическая суть противоречий Маяковского в том, что он призна классовые, революционные, а потом советские интересы за высшие, общечеловеческие, за «веление божие». Вот что подталкивало руку поэта, когда «лира его издавала неверный звук». Зловещий символ - поэт с замком на губах - и выразил то глубинное противоречие в душе и творчестве Маяковского, которое привело его к гибели. Во вступлении в поэму «Во весь голос», где Маяковский с гордым вызовом заявил: * Я, ассенизатор * и водовоз, * революцией * мобилизованный и призванный, * прозвучали трагические строки: * И мне агитпроп * в зубах навяз, * и мне бы * строчить * романсы на вас - * доходней оно и прелестней. * Но я * себя * смирял, * становясь * на горло * собственной песне. Марина Цветаева написала об этом: «Никакой державный цензор так не расправлялся с Пушкиным, как Владимир Маяковский с самим собой… Маяковский… кончил сильнее, чем лирическим стихотворением - выстрелом. Двенадцать лет подряд человек Маяковский убивал в себе Маяковского-поэта, на тринадцатый поэт встал и человека убил…» Система отторгала о себя всё то, что ей противоречило, ей были чужды и враждебны яркие индивидуальности, независимость, бунтарство, нелицеприятная правда. Этот конфликт с системой порой воспринимался как разрыв с эпохой. Есенину казалось, что он отстаёт от времени: * Какого ж я рожна * Орал в стихах, что я с народом дружен? * Моя поэзия здесь больше не нужна, * Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен. Маяковскому тоже стало казаться, что он идет не в ногу со временем. Стихотворение «Домой» заканчивалось горькими строками: * Я хочу быть понят моей страной, * а не буду понят - * что ж?! * По родной стране * пройду * стороной, * как проходит * косой дождь. В одном из стихотворений, написанных Мариной Цветаевой после смерти Маяковского, в стихотворении с горьким рефреном «Негоже Сережа! Негоже Володя!», она объединяет Маяковского с Есениным - для нее одинаков не только их уход из жизни, во многом общими считает она и причины такого ухода. Маяковский по природе своей был трагическим поэтом, о смерти, о самоубийстве он писал начиная с юности.»Мотив самоубийства, совершенно чуждый футуристической и лефовской тематике, постоянно возвращается в творчестве Маяковского, - заметил Р.Якобсон в статье «О поколении, растратившем своих поэтов». - Он примеривает к себе варианты самоубийства… В душе поэта взращена небывалая боль нынешнего времени». Вертеровский мотив смерти, самоубийства звучит у Маяковского как вечный, общечеловеческий. Здесь он свободный поэт, нет у него никакой агитационной, дидактической, рациональной цели, он не связан ни групповыми обязательствами, ни полемикой. Стихи его глубоко лиричны, раскованны, в них он по-настоящему рассказывает «о времени и о себе». Внутренняя свобода, истинное вдохновение одушевляют стихи Маяковского о любви, о революции, о родине, о будущем, о поэзии. В этих стихах он большой поэт, «великолепный маяк», как сказал о нем Е.Замятин, в его творчестве слышен грозный и оглушительный гул мощного исторического потока, который «всегда - о великом».Ю. Тыньянов писал, что «Маяковский сродни Державину. Геологические сдвиги 18 века ближе к нам, чем спокойная эволюция 19 века». «Его митинговый, криковой стих» рассчитан на площадной резонанс (как стих Державина был построен с расчетом на резонанс дворцовых зал)». У Маяковского был такой мощный поэтический голос, потому что он с первых шагов в литературе ощущал себя выразителем чувств и дум многих: улицы, толпы, а после революции - массы. В поэме «Облако в штанах» он обращался ко всем страдающим людям, к человечеству: * …Вам я * душу вытащу, * растопчу, * чтоб большая! - * и окровавленную дам, как знамя. «Первый в мире поэт масс», - сказала о Маяковском Марина Цветаева. И предрекла его поэзии долгую жизнь: «Эта вакансия: первого в мире поэта масс - так скоро не заполнится. И оборачиваться на Маяковского нам, а может быть, и нашим внукам, придется не назад, а вперёд». Такой мощности голос у Маяковского, что, не напрягая его, он обращается к вселенной, мирозданию: * Ты посмотри, какая в мире тишь! * Ночь обложила небо звёздной данью. * В такие вот часы встаёшь и говоришь * векам, истории и мирозданию… И этот поэт, говорящий от имени миллионов и обращающийся к миллионам, был органическим, естественным лириком. Даже поэмы его насквозь лиричны, по - существу, это развёрнутые лирические стихотворения. «Лирическая личность Маяковского грандиозна, и грандиозность становится господствующей чертой его стиля, - пишет Л. Гинзбург. - Гиперболы, контрасты, развёрнутые метафоры - естественное выражение огромной лирической личности». Фантастический, фантасмагорический образ Маяковского выражает реальное, но напряженное до предела чувство. «Чувства Маяковского не гипербола, - утверждает Цветаева. - Маяковский в области чувствований, конечно, Гулливер среди лилипутов, совершенно таких же, только очень маленьких».

Владимира Маяковского часто называют «поэтом-трибуном». Однако неверно сводить поэзию Маяковского только к агитационно-ораторским стихам, так как в ней присутствуют и интимные любовные признания, трагизм, чувство грусти и философские раздумья о любви. За внешней грубостью лирического героя Маяковского скрывается ранимое и нежное сердце.

С самых первых стихотворений («От усталости», цикл «Я» и другие) у Маяковского звучит мотив трагического одиночества человека в мире:

Земля! Дай исцелую твою лысеющую голову Лохмотьями губ моих в пятнах чужих позолот. Ты! Нас двое, Ораненных, загнанных ланями, Вздыбилось ржанье оседланных смертью коней. Я одинок, как последний глаз У идущего к слепым человека.

Уже в ранних произведениях Маяковский приходит к выводу: человек с большой, открытой душой, с любовью к миру и людям оказывается ненужным обществу. Его благие порывы будут считаться смешными и неуместными. Поэтому в стихах поэта — крик боли, отчаяния, проклятия из-за лжи и подлости, в которых приходится жить. Поэт постоянно ищет людей с живой, ранимой душой, своих единомышленников: «Опять, тоскою к людям ведомый, иду…» Но вместо человека перед ним какое-то странное существо:

Два аршина безликого розоватого теста: Хоть бы метка была в уголке вышита. Мыслящих и чувствующих людей не осталось: Через час отсюда в чистый переулок Вытечет по человеку ваш обрюзгший жир…

Поэт не раз заявлял о своей ненависти «к жирным» существам, которые составляют основную массу окружающих. Главная цель для них — еда и обогащение. Маяковский обращается к людям, но не находит понимания. Обостренное чувство одиночества мучит поэта. Часто в ранней лирике возникает мотив тюрьмы, «загона», «закованной земли», в которых находятся все люди без исключения. В стихотворениях появляется бог, пойманный арканом в небе; городовые, распятые перекрестком. Маяковский, поэт грандиозного дарования, со своими масштабами, чувствами и требованиями к жизни был слишком велик для общества «лилипутов», в котором невольно оказался. Это порождало большую тоску и очень большое одиночество. В стихотворении «Ко всему» поэт доводит тему несвободы до глобальных размеров:

…вся земля — каторжник с наполовину выбритой солнцем головой!

Или: Материал с сайта

Полжизни прошло, теперь не вырвешься… …я в плену. Нет мне выкупа. Оковала земля, окаянная.

Даже образ солнца у раннего Маяковского часто предстает в мрачном свете. Солнце, проглядывающее в щель, «как маленькая гноящаяся ранка», быстро тускнеет и прячется от надвигающегося мрака. Солнце у поэта заслонено решеткой, а огромный океан зажат в тиски и тоже несвободен. В поэме «Флейта-позвоночник» поэт, уставший бороться, с отчаянием заявляет: «Все равно я знаю, я скоро сдохну».

Крупнейшие преобразования, происшедшие в России в начале XVIII столетия и связанные с деятельностью Петра I, были подготовлены всем ходом развития нашей страны.

С первых лет своего царствования Петр стремится обеспечить России свободные выходы к морям, чего настоятельно требовали государственные интересы. Он ведет войну с Турцией за Черное море, вскоре намечает новые цели русской внешней политики и готовит армию к боям на побережье Балтики. В 1700 г. с Турцией был заключен мир, и войска двинулись в поход против шведов. Началась Северная война, тянувшаяся более двух десятилетий. Она закончилась утверждением России на берегах Балтийского моря. Россия стала одним из сильнейших государств мира.

Оборотной стороной успехов были тяготы, которые ложились на крепостное крестьянство. Петр I заботливо охранял интересы дворянства и купечества, но был жесток с крестьянами. Народ нес тяжелое бремя помещичьего гнета, поставлял рекрутов в армию, рабочих на заводы и строительство, голодал. В 1707-1708 гг. на огромной территории Дона и Поволжья разгорелось восстание, поднятое атаманом Кондратием Булавиным. Оно приобрело широкий размах, распространилось на многие уезды центральной России и тем не менее окончилось беспощадным разгромом. Петровские реформы имели врагов и в среде правящих классов.

Петр властной рукой разрушал устоявшийся быт, насаждал новые обычаи и порядки, что вызывало недовольство бояр и попытки отпора с их стороны. журналистика печатный газета

Стремясь как можно скорее ввести Россию в круг западноевропейских государств, преодолеть отсталость боярско-феодального уклада русской жизни, Петр поспешно и без разбору заимствовал иностранные образцы, заставлял русских людей принимать их и во множестве вербовал на службу иностранцев. Вместе с хорошим через распахнутое царем "окно в Европу" проникало и ненужное, вредное, что требовало уважения к себе только по одной причине своего заграничного происхождения. Низкопоклонство перед Западом в годы петровского царствования начинает пускать корни в дворянском, а затем и в буржуазном обществе.

Однако, понимая, что на иноземцев и на их готовность помочь своими знаниями положиться нельзя, Петр быстрыми мерами создавал кадры отечественных специалистов. Заграничные командировки составляли при этом только часть просветительской программы Петра. Гораздо важнее было поставить дело светского образования в России. В Москве открылась навигационная школа, переведенная позднее в Петербург (Морская академия), затем начались занятия в инженерной и артиллерийской школах, выпускавших офицеров для армии и флота. В хирургической школе проходили подготовку будущие врачи. Арифметику и геометрию изучали в цифирных школах, куда принимались и не дворяне - дети солдат, приказных, посадских людей и церковников. Руководить просвещением страны должна была Академия наук, в задачи которой входило ведение исследовательской работы и обучение студентов. Петр пригласил на службу лучших зарубежных ученых, в том числе Лейбница, Вольфа и др.

Печатный станок был занят выпуском наставлений и руководств по кораблестроению, навигации, артиллерии, фортификации, архитектуре, переведенных с иностранных языков. Не ограничиваясь чисто практическими целями, Петр уделял внимание и научным книгам, приказывая переводить политические рассуждения, трактаты по юриспруденции, сочинения по истории, географии, мифологии и т.д.

В начале XVIII века, в связи с бурно развивающимися событиями, Россия остро нуждалась в оперативной информации. По примеру европейских стран, где для этих целей широко практиковалось издание газет, 16 декабря 1702 года Петр I подписал "Указ о печатании газет для извещения оными о заграничных и внутренних происшествиях".

Петром I руководила такая мысль: всякая власть должна взять на вооружение всесозидающее действие "типографического снаряда", способного сплотить нацию, формировать общественное мнение, внедрить в сознание читателей государственную идеологию. Первая русская газета называлась "Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и во иных окрестных странах" - кратко "Ведомости".

Первые номера газеты появились 16 и 17 декабря 1702 года, но печатные экземпляры их не сохранились. Наиболее полный комплект "Ведомостей", изданный в 1903 году к 200-летию газеты, начинается с номера от 2 января 1703 года, с него и ведется отсчет начала русской периодической печати. Эту дату (13 января по новому стилю) с 1992 года отмечают как День российской печати

Стоила газета также неодинаково - от 2 до 8 денег, т.е. от 1 до 4 копеек. Деньгой называлось полкопейки, и цена эта для своего времени была немаленькой (три деньги за свой труд получал в день наборщик "Ведомостей"). Первый сохранившийся номер датирован 2 января 1703 и стоил довольно дорого - 2 "деньги". Иметь в доме газету считалось большим шиком. Газета вставлялась в дорогую раму и демонстрировалась всем гостям, подчеркивая богатство и образованность ее владетеля.

Газета представляла собой небольшую книжечку размером в 1/12 долю листа, в половину современной машинописной страницы (11 х 16 см, размер полосы набора составлял 5 х 7,5 кв.) и состояла обычно из четырех страничек, отдельные номера выходили более крупным форматом с числом страниц до 22.

Газета также не имела постоянного формата, тиража, строгой периодичности выпуска. В первый год существования газеты вышло 39 номеров, в последующие - по 30-40 номеров, исключая 1718 год, когда был подготовлен только один номер. Тираж газеты испытывал большие колебания - от нескольких десятков до нескольких тысяч экземпляров. Первый тираж "Ведомостей" составил тысячу экземпляров,

До 1710 года "Ведомости" печатались церковным шрифтом на Московском печатном дворе. В 1710 году, Петр I ввел Гражданский шрифт, для печати светских изданий в результате первой реформы русского алфавита (изменения состава азбуки и упрощения начертания букв алфавита). В 1711 годупосле перенесения столицы в Петербург "Ведомости" печатаются в двух вариантах. С 1715 года "Ведомости" печатались преимущественно новым шрифтом. На первом месте публиковались военные известия (Россия воевала со Швецией). Также публиковались сведения о "российских торговых и промышленных делах", строительстве каналов, возведении и открытии новых заводов. После переноса столицы в Петербург отдельная страничка "Ведомостей" посвящалась информации о прибывших судах, перечислялись привезенные ими товары. Писали "Ведомости" и о событиях европейской жизни, нередко перепечатывая сведения из иностранных газет. По форме эти известия из дальних стран были прообразами будущей репортерской хроники и заметок "специальных корреспондентов".

"Ведомости" являлись официальным изданием, и в их подготовке принимал участие сам Петр I - писал в "Ведомости" статьи-поучения для своих подданных, были среди них и советы по воспитанию граждан молодой России. Петр I отбирал материал для публикации, проверял качество переводов, собственноручно правил некоторые статьи. Однако, несмотря на это, ошибок и курьезов избежать не удалось. Так, в одном из первых номеров из-за небрежного перевода был искажен смысл сообщения, в котором вместо того, чтобы написать о кораблях, отправлявшихся на Ямайку, было напечатано, что корабли отправились на ярмарку.

Авторами и редакторами были видный государственный деятель Ф.А. Головин, первые русские журналисты: "справщик" Московского печатного двора и переводчик Ф. Поликарпов, кабинет-секретарь Петра I А. Макаров, директоры Петербургской типографии М. Аврамов (с 1711), Я. Синявич (дьяк одного из приказов, один из первых журналистов России, "репортер"), Б. Волков (с 1719).

Усилиями этих людей газета постепенно превратилась в рупор правительственных идей. Если сначала в ней преобладала хроника, событийные заметки, то постепенно их сменили политический фельетон, получивший к тому времени широкое распространение и в западной прессе, аналитические статьи, и в зачаточной форме - зарисовки, репортажи, корреспонденции. Некоторые материалы были не лишены элементов публицистичности. Читателю адресовались комментарии на важные события внутренней и внешней политики. Примечательно, что в "Ведомостях" стали печататься объявления о новых вышедших книгах. Первый "Реестр книгам гражданским" - прообраз современной библиографической росписи - был напечатан в 1710 году Важным новшеством, введенным Петром I, было толкование непонятных русскому человеку иностранных слов. Именно из газеты читатель знакомился с такими понятиями, как "консилиум-совет", "негоциация-договор", "ювелы-драгоценности". Введение новой терминологии позволило оживить литературный язык и приблизить его к европейским лексическим нормам.

Важное значение придавалось внешнему оформлению газеты. С №3 за 1711 г. первую полосу (заглавную страницу) украшала гравюра, изображающая Меркурия - покровителя торговли и известий, парящего с трубой и жезлом - кадуцеем над Невой на фоне Петропавловской крепости.

Следует отметить серьезное отличие первой русской газеты от первых газет других европейских стран. Первая русская газета была менее всего коммерческим изданием, какими были впервые возникавшие европейские газеты. Русская газета с первых шагов существования обнаружила свои важные потенциальные качества - быть проводником определенной политики, быть пропагандистом, а подчас и организатором общественного мнения в пользу государственных реформ, в пользу защиты национальной самостоятельности и независимости. Идеологический уровень первой русской газеты был несомненен и весьма ярок, несмотря на то, что в ней первенствовали информационные материалы.

"Ведомости", несомненно, расширяли кругозор читателей, знакомя их с жизнью европейских стран, популяризируя географические знания, систематически разъясняя географические термины и т.п.

После смерти Петра I его "любезнейший орган" просуществовал менее двух лет. Постепенно сужалась тематика публикуемых материалов, она все более ограничивалась описанием официальных торжеств. Газета выходила очень редко: в 1727 году появилось всего четыре номера. В том же году газету передали в ведение Академии наук, и с 1728 по 1914 год она уже выходит под названием "Санкт-Петербургские ведомости".

Благодаря газете "Ведомости" журналистика получила должную основу и начала развиваться. Первая печатная газета была достаточно успешным ходом со стороны Петра I. О том, что первая русская газета была весьма высока по своему уровню, по своим функциям, как тип информационной газеты, говорит косвенно дальнейшее успешное развитие русской журналистики. Уже в 1728 г. появился первый опыт издания русского журнала под названием "Примечания". В том же году стала издаваться газета "Санкт-Петербургские ведомости" при Академии наук в Петербурге, сменившая петровские "Ведомости". Она печаталась на русском и немецком языках и имела больший успех, нежели ее предшественница. Но, не смотря на все эти недостатки, газета "Ведомости" была популярна. Если бы не смерть Петра I, которая повлекла за собой потерю читателя и соответственно тиража, "Ведомости" бы продолжали свое существование.


«Ведомости», первая русская газета. 1703 год

1703 год. 13 января (2 января ст.ст.) выходит первый номер первой печатной русской газеты «Ведомости»

«Ведомости петровские, первая русская печатная газета. Издавалась по указу Петра I от 16 декабря 1702 года. «Ведомостям» предшествовали рукописные «Куранты», составлявшиеся во 2-й половине 17 века для царя и его приближённых. Первый номер «Ведомостей» вышел, по одним сведениям, 16 декабря 1702 года, по другим — 2 января 1703 года. До 1711 года издавались в Москве на Печатном дворе; затем попеременно в Москве и Петербурге. С 1710 года «Ведомости» начали украшать гравюрой. Название газеты варьировалось: «Ведомости», «Ведомости московские», «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и во иных окрестных странах» и др. Тираж и периодичность издания также не были постоянными (ежегодно от 1 до 70 номеров тиражом от нескольких десятков до 4 тыс. экземпляров). В «Ведомостях» публиковались сообщения о победах армии и флота (реляции), сведения об успехах промышленности, торговли и просвещения, иностранная информация. Автором многих реляций был Петр I, редакторами: Ф. Поликарпов, с 1711 года М. Аврамов, с 1719 года Б. Волков. С 1727 года «Ведомости» были переданы в ведение Академии наук и с 1728 до 1914 выходили под названием «Санкт-петербургские ведомости». Издание прекращено в 1917 году».

Цитируется по: Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1970-1977

«ВЕДОМОСТИ - первая русская печатная газета, которая начала издаваться по инициативе Петра I в 1702. Первоначальное название газеты – «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и в иных окрестных странах».

Возникновение периодической печати – важное явление идеологической жизни России 18 в. До «Ведомостей» в России выходила газета «Куранты», но она была рукописной, составлялась в Посольском приказе и была адресована лишь царю и его приближенным. Алексей Михайлович (1645–1676) почитал «великим делом» доставку в Московию «еуропских вестей» и не жалел средств на «курантельщиков» – редакторов, переводчиков, среди которых были известнейшие люди того времени (например, немецкий ученый-путешественник Адам Олеарий). Идея распространения общедоступного издания – печатной газеты, создаваемой как официальный государственный орган – была близка и Петру I. 16 декабря 1702 он подписал указ, в котором, в частности, говорилось: «О всяких делах надлежит печатать куранты…», имея в виду создание именно доступной газеты, номера которой стоили бы дешевле и предназначались для «всенародного объявления событий военных и политических».

Первый номер «Ведомостей» появился 2 января 1703. На первых порах газетные номера стоили довольно дорого (от 2 до 8 «денег», т.е. от 1 до 4 копеек, в то время как 3 деньги составляли месячную зарплату наборщика «Ведомостей») и представляли собой небольшие книжечки размером в половину современной машинописной страницы. В дальнейшем объем «Ведомостей» увеличился до 22 страниц. Название газеты постоянно менялось («Ведомости московские», «Российские ведомости», «Реляции», «Экстракты»), равно как и тираж этого издания (от 300 экземпляров). В 1703 вышло уже 39 номеров тиражом в 1000 экземпляров. Сначала ведомости печатались церковным шрифтом на Московском печатном дворе, затем – после перенесения столицы в Петербург, – гражданским шрифтом, в Петербурге (с 1710). С того же года первую страницу «Ведомостей» стали украшать гравюрой. На ней был изображен вид Петербурга с Невой и Петропавловской крепостью, а над ними – летящий Меркурий (греческий бог торговли, покровитель искусств и ремесел) с трубой и жезлом.

На первом месте в «Ведомостях» публиковались военные известия (с 1700 по 1721. Россия вела напряженную Северную войну со Швецией). «Реляции» об успехах присылались начальствующими лицами прямо из военных походов. В «Ведомости» вошло немало собственноручных писем Петра I и его сподвижников. Там также публиковались сведения о «российских торговых и промышленных делах», строительстве каналов, возведении и открытии новых мануфактурных производств, пороховых и селитренных заводов. После переноса столицы в Петербург отдельная страничка «Ведомостей» посвящалась информации о прибывших судах, перечислялись привезенные ими товары. Петр I считал необходимым информировать подданных и о событиях европейской жизни – в Голландии, Германии, Англии, Италии, поэтому «Ведомости» нередко перепечатывали сведения из иностранных газет. По форме эти известия из дальних стран были прообразами будущей репортерской хроники и заметок «специальных корреспондентов».

В редактировании «Ведомостей» и подготовке их к печати Петр I принимал деятельное участие. Он же был автором многих «реляций», отбирал материал, который следовало опубликовать в газете, собственноручно правил некоторые статьи. Авторами и редакторами были видный государственный деятель Ф.А.Головин, первые русские журналисты: «справщик» Московского печатного двора и переводчик Ф.Поликарпов, кабинет-секретарь Петра I А.Макаров, директоры Петербургской типографии М.Аврамов (с 1711), Я.Синявич (дьяк одного из приказов, один из первых журналистов России, «репортер»), Б.Волков (с 1719) и др.

В языке «Ведомостей» чувствуется влияние народной, повседневной речи

В середине 1710-х Петр I задумал начать «русскую пропаганду» на Западе. С этой целью он потребовал от князя А.Б.Куракина «куранты печатные присылать в Европу», обещая «законное число денег тем, кто за сие дело возьмется». Однако, проект этот пробуксовывал. «В Европе великие шумы были, и суд, и осуждение». После ряда таких неудач Петр, как казалось, потерял интерес к печати. Судьба «Ведомостей» повисла в воздухе. Они стали печататься с большим запозданием, превратившись, по словам Б.Волкова, в «мемории для гисториков». Но Петр неожиданно вспомнил о газете, «узрел нерадение», устроил «государево внушение» всей редакции. После этого дела завертелись так, что «Ведомости» стали выпускаться 3 раза в неделю, и с той поры с выходом газеты никогда сбоев не было.

В 1727 «Ведомости» были переданы в ведение Академии наук. В этом же году главным редактором газеты стал немец, известный историк, один из создателей «норманнской теории» Герхард Фридрих Миллер. Поэтому газета стала выходить на немецком языке. Но дорого стоившее издание на немецком языке не покупали, поэтому с 1728 преемником газеты стали «Санктпетербургские ведомости» на русском языке. Подписчикам стали развозить эту газету 2 раза в неделю, по т.н. «почтовым дням». С 1728 г. вместе с новым изданием, ставшим преемником «Ведомостей» петровского времени стало выходить приложение – «Месячные исторические, генеалогические и географические примечания». В нем необразованным читателям объяснялись иностранные слова, печатались научные статьи. Постепенно приложение стало превращаться в журнал, выходивший вместе с «Санктпетербургскими ведомостями» 2 раза в неделю.

Во второй половине 18 в. с газетой сотрудничал М.В.Ломоносов, опубликовавший в ней статью «Рассуждение об обязанностях журналистов» – некий «морально-этический кодекс» тружеников пера того времени. По мнению Ломоносова, каждый журналист должен быть компетентным, скромным, уважающим мнения других, знающим, что «стыдно воровать чужие мысли».

Если издание первых «Ведомостей» продолжалось до 1727, то выход в свет их продолжателей – «Санктпетербургских ведомостей» – продолжалось почти два века и было прекращено лишь в 1917».

Цитируется по материалам энциклопедии «Кругосвет» - http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/VEDOMOSTI.html

История в лицах

«Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и в иных окрестных странах», 12 января (2 января) 1703 года:
…повелением его величества московские школы умножаются и сорок пять человек слушают философию и уже диалектику окончили. В Математической штюрманской школе больше 300 человек учатся и добре науку приемлют. На Москве ноября с 24 числа по 24 декабря родилось мужеского и женского полу 386 человек. В Китайском государстве езуитов велми не стали любить за их лукавство, и иные из них и смертию казнены. Силы козацкие под полковником Самусем ежедневно умножаются, вырубя в Немирове коменданта, с своими ратными людьми город овладели, уже намерен есть Белую Церковь добывать.

Цитируется по: Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Том 15, глава 2. М.: Мысль, 1993. С.78

Мир в это время

    В 1703 году Исаак Ньютон становится председателем Королевского Научного Общества

    Портрет Исаака Ньютона. Г.Кнеллер. 1702 год

    «...Монтегю был президентом Королевского общества до 1698 года. Затем на пять лет его сменил лидер джунты вигов лорд Сомерс. Смена Монтегю на Сомерса сохранила Королевское общество в руках партии, но ничего не прибавила к его научному авторитету. Лорд Сомерс за пять лет присутствовал на заседаниях лишь дважды, и дела за него вёл решительный Ганс Слоан. Но и тот был не в силах совладать со стихией запустения, захлёстывающей Общество всё больше и больше. Несмотря на отчаянные попытки уговорить членов Общества ходить на заседания, количество посетителей всё сокращалось. И когда сэр Джон Хоскинс, председательствующий на одном из очередных собраний, оглядел зал, он страшно расстроился — зал был пуст, несмотря на то, что потенциальные слушатели могли бы насладиться чрезвычайно интересным, по его мнению, сообщением о женщине, которая безо всякого эффекта испробовала на своём муже и свиной хлеб, и паслён, и пауков, и лягушек, пока, отчаявшись, не решилась отравить его с помощью обычного мышьяка.

    Старики Роберт Гук и Кристофер Рен редко ходили на подобные заседания. Ньютон тоже бывал в Обществе нечасто, хотя и не хотел терять с ним связи. В одно из первых 304 своих посещений он показал сочленам построенный им новый тип секстанта, весьма полезный, по его мнению, для навигации. Чинная академическая атмосфера заседания, его сонный покой тут же были нарушены Робертом Гуком, который с дрожью и негодованием в голосе сообщил, что он изобрёл подобный прибор более тридцати лет назад. Действительно, у Гука имелись кое-какие идеи на этот счёт, но секстанта он никогда не строил. (А поскольку это так, считал Ньютон, Гук не имеет права выдвигать подобные обвинения.) Чувствовалось, что Ньютон, который стал было регулярно посещать собрания, раздражает Гука. И тогда Ньютон решил не баловать Королевское общество своими визитами.

    Но с некоторого момента само Общество стало ощущать нужду в Ньютоне. Это стало особенно явным после смерти Гука в марте 1703 года. Дальновидные члены Общества понимали, что без должного научного руководства оно быстро придёт к окончательному упадку. Нельзя сказать, чтобы мысль сделать Ньютона президентом пользовалась большой популярностью. Многие знали о его связях с двумя предыдущими президентами из партии вигов, оставившими о себе самую печальную память. Некоторые сочувствовали Гуку, сгубленному чахоткой, но и со смертельного одра изрыгавшему иссохшими губами проклятья Ньютону - похитителю его идей, некоторые считали, что он стар, некоторые - что он слишком недолго живёт ещё в Лондоне, чтобы стать президентом лондонского Общества.

    Сначала, по правилам Общества, необходимо было быть избранным в члены совета. Уже затем члены совета избирали президента. Когда была выставлена кандидатура Ньютона, на заседании присутствовали 30 человек. Ньютон получил 22 голоса. Видимо, для многих он оставался выскочкой, парвеню, не по чину получившим с помощью другого парвеню - герцога Монтегю - прекрасную должность на Монетном дворе. Несколько выровняло его положение в Обществе лишь возведение в рыцарское достоинство и приобретение собственного герба.

    Ньютон был избран президентом Общества в день святого Андрея, в конце ноября 1703 года. Через две недели он впервые появился на заседании в новом качестве, и присутствующие сразу поняли, что он отнюдь не собирается быть декоративной фигурой.

    Ньютон в своей обычной обстоятельной манере сначала внимательнейшим образом изучил историю Королевского 305 общества, пока ещё насчитывающую только полвека, перелистал все протоколы и «Философские труды» - печатный орган Общества. После чего уже полностью был готов к тому, чтобы взвалить нелёгкую ношу на плечи.

    И первое, что он решил сделать, - лично вести все заседания совета. Сомерс за пять лет не был на заседаниях совета ни разу. Ньютон же за двадцать лет, пока здоровье его не стало сдавать, пропустил всего три.

    Затем он решил доказать Обществу, что обладает способностью не только говорить, но и кое-что делать собственными руками. Он часто приносил в Общество изготовленные им приборы. Достаточно вспомнить о его поджигающем стекле - это было совсем непростое устройство, его мог сделать только очень искусный мастер. Стекло было составлено из семи линз, каждая из которых имела в диаметре одиннадцать с половиной дюймов; все вместе составляли сегмент большой сферы, захватывающей и концентрирующей солнечные лучи. Это «стекло» мгновенно расплавляло красный обожжённый кирпич, за полминуты плавило золото. Стеклом занимались несколько заседаний.

    Видя, что главный недостаток в работе Общества заключается в пустопорожней болтовне, Ньютон решил разработать «Схему укрепления Королевского общества». Здесь Ньютон чётко сформулировал, какого сорта дискуссии должны вестись в Обществе и какие - нет. «Натуральная философия, - писал Ньютон, - заключается в раскрытии форм и явлений природы и сведении их, насколько это возможно, к общим законам природы, устанавливая эти законы посредством наблюдений и экспериментов и, таким образом, делая выводы о причинах и действиях».



Документы