Первоначальное название пьесы островского снегурочка. Снегурочка в царстве берендеев. Александр Николаевич ОстровскийСнегурочкаВесенняя сказка в четырех действиях с прологом

Текст для читательского дневника по сказке Островского Снегурочка

В этой пьесе драматург обратился к народным русским мотивам. Главная героиня – та самая Снегурочка, дочь Мороза и Весны. Она прекрасна и добра, но её сердце не знает любви. По своей воле становится она приёмной дочкой у бедных и жадных людей. Ей нравится Лель, но он выбирает страстную Купаву. Её бывший жених влюблён в Снегурочку, добивается её взаимности и… смерти. Так как полюбившая Снегурочка тает. И её жених убивает себя.

Главная мысль пьесы Снегурочка Островского

Пьеса о том, как гордыня и ревность могут пытаться заменить любовь, но терпят поражение перед этим чувством, весной, самой жизнью. Снегурочка с радостью отдаёт жизнь за миг любви.

Читать краткое содержание сказки Островского Снегурочка

У сказочных родителей разные взгляды на воспитание дочери. Мороз считает, что ей лучше в лесу среди птиц и зверей, а вот Весна верит, что дочке нужно к людям. Родители решают отдать девочку в дом на окраине деревни, где парни не смутят её сердце. Снегурочку – уже взрослую девочку – тоже спрашивают, хочет ли она к людям. Отвечает она, что особенно манит её песня пастуха Леля. Наказав ей держаться от него подальше, они отпускают дочь.

Удочерили девочку жители с окраины – Бобыль с Бобылихой. Их надежды разбогатеть, выгодно отдав приемную дочку замуж, не сбываются, так как Снегурочка слишком холодна с женихами. Но однажды Бобыль за деньги пускает переночевать Леля. Тот пытается соблазнить девушку, но, не получив от неё поцелуя, он убегает к более веселым девушкам.

Кстати, Снегурочка становится причиной раздора во многих парах, ведь девушки ревнуют своих женихов к холодной красавице. Только Купава была добра к Снегурочке, но до той поры, когда её жених, приехавший уже свататься, влюбился в ледяную деву.

Приёмные родители заставляют Снегурочку принять богатые дары, хотя она и не хочет обижать подругу – красть её жениха. Тот смеет сказать Купаве, что разлюбил из-за её «излишней» страсти, которая ему кажется предвестием измены грядущей. Оскорбленная и брошенная девушка пытается утопиться, но её спасает Лель.

Ищет защиты Купава у царя Берендея, спрашивая, можно ли верить честному слову. Конечно, владыка отвечает, что только на части людской всё и держится. Тогда она обличает обманщика, требует его наказать.

Чтобы воздать изменщику и порадовать бога Солнца (и по совету прекрасной жены Елены), Берендей объявляет битву с Лелем за сердце Снегурочки. Лель поёт так прекрасно, что побеждает. Он может поцеловать Снегурочку и, вообще, любую. И он отвергает холодную девушку, выбрав Купаву.

Именно Лель объясняет Снегурочке, что она не знает любви, а только гордость, ревность. Однако настоящая любовь убьет Снегурочку… И всё же, несмотря на предупреждение матери Весны, девушка готова отдать жизнь за миг настоящей любви. В итоге, её избранником становится бывший жених Купавы.

Безмерно счастливый он ведёт новую невесту на гору, чтоб со всеми встретить праздник Солнца, не верит он в её страхи. И там Снегурочка тает счастливая. А обманутый жених бросается с холма.

В последних строках говорится, что его гибель не должна печалить, ведь теперь Яриле принесена жертва.

Картинка или рисунок Сказка Снегурочка

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Быков Дожить до рассвета

    Великая Отечественная Война. Зима. Отряд специального назначения под командованием лейтенанта Ивановского отправился на важное задание. За ночь нужно было управиться.

Времена описаны мифические. Действие разворачивается в стране берендеев. Зима подходит к концу – леший в дупло прячется. Столица царя Берендея – Берендеев посад, вблизи которого Красная горка. Сюда прилетает Весна со своей свитой – птицами (журавлями, лебедями). Страна берендеев встречает Весну холодом. Весна признается, что это из-за ее заигрываний с Морозом, старым дедом, от которого у нее родилась дочка – Снегурочка.

Ради дочери, Весна готова терпеть все, чтобы только не ссориться с Морозом. «Ревнивое» Солнце тоже сердится на Весну. Она приглашает всех птиц согреться танцами и пляской, как делают в холода люди, чтобы не мерзнуть. Но поднимается страшная вьюга, и Весна до утра прячет птиц в кусты, обещая согреть их. Из лесу появляется Мороз и напоминает Весне о дочери. Каждый из родителей по-своему хочет заботиться о Снегурочке. Мороз хочет ее спрятать в лесном тереме, чтобы она жила среди послушных зверей. Весна хочет, чтобы дочка ее жила среди людей, чтобы у нее были друзья – веселые девушки и ребята, с которыми она будет веселиться и плясать до полуночи. Родители спорят. Мороз знает, что горячий бог Солнца берендеев, Ярило, поклялся сгубить Снегурочку, когда в ее сердце вспыхнет огонь любви. Весна этому не верит. Тогда Мороз предлагает отдать Снегурочку на воспитание в слободку к бездетному Бобылю, где на нее вряд ли кто обратит внимание. Весна согласна.

Мороз зовет из лесу Снегурочку. Она признается, что тоскует по песням девичьим и хороводам, что очень нравится ей пение молодого пастуха Леля. Ее признание пугает отца. Он строго наказывает ей остерегаться Леля больше всего на свете, потому, что в нем живут лучи палящего Солнца. Мороз поручает своим «лешуткам» лесным приглядывать за его дочкой, а сам прощается с ней, уступая место Весне. Начинаются гулянья, песни и хороводы. Берендеи провожают Масленицу и встречают приход Весны.

Бобыль пошел в лес за дровами и встретил одетую, как боярышня, Снегурочку. Она захотела стать приемной дочкой Бобыля с Бобылихой.

Желая разбогатеть при помощи выгодного брака приемной дочери, Бобыль с Бобылихой сердятся на Снегурочку за излишние скромность и стыдливость, которыми она всех женихов отвадила.

На постой к Бобылю приходит Лель. Другие боятся пускать Леля в дом, опасаясь, что жены и дочери не смогут устоять перед его обаянием. Бобыль принимает его в своем доме за деньги, собранные остальными семьями. Снегурочке кажется непонятным поведение Леля. Он просит ее о поцелуе за песню и о подарке-цветке. Она срывает цветок и дарит ему, но Лель, допев свою песню, убегает к новым забавам и к другим девушкам, бросив увядший цветок Снегурочки. Девушки не любят Снегурочку и ревнуют парней, которые увлечены ее красотой. Одна лишь Купава, дочь Мураша (богатого слобожанина), ласково относится к ней. Она делится со Снегурочкой своей радостью: к ней посватался богатый гость из царского посада, которого зовут Мизгирь. В это время появляется сам Мизгирь с выкупом за невесту для парней и девушек – двумя мешками подарков. Купава вместе с женихом подходит к Снегурочке, чтобы позвать ее в девичьи хороводы. Мизгирь, увидев Снегурочку, влюбляется в нее без памяти. Он отвергает Купаву и приказывает нести в дом Бобыля свою казну. Снегурочка пытается этому всему сопротивляться, но приемные родители, увидев деньги, согласны на все. По требованию Мизгиря, они заставляют Снегурочку выгнать Леля. Купава хочет понять, в чем причина измены ее жениха. Он объясняет, что его привлекла скромность Снегурочки, а смелость Купавы кажется ему предвестием скорой измены. Купава унижена и просит защиты у берендеев, посылая проклятия Мизгирю. Она решила утопиться, но ее останавливает Лель, девушка падает ему на руки без чувств.

Царь Берендей в своих покоях беседует с приближенным Бермятой о проблемах царства. Ярило, уже целых пятнадцать лет, не жалует берендеев: зимы с каждым годом все морознее, а весны – холоднее. Царь думает, что Ярило сердится на берендеев за то, что они сердцами охладели. Берендей принимает решение в Ярилин день (назавтра) связать как можно больше пар брачными узами, чтобы умилостивить бога Солнца. Бермята рассказывает царю, что найти женихов и невест для бракосочетаний невозможно, потому, что все девушки перессорились с парнями из-за какой-то Снегурочки, живущей в слободе. В это время к царю вбегает Купава и рассказывает о своем горе. Берендей отдает приказ найти и привести к нему Мизгиря, а также созвать суд берендеев. Мизгиря приводят к Берендею. Бермята советует царю заставить изменника жениться на Купаве. Но Купава, после всего, уже не хочет выходить за него замуж. А Мизгирь смело заявляет, что его невеста – Снегурочка. У берендеев смертная казнь не применяется, и царь не знает, как его наказать. Мизгиря решают изгнать. Он готов принять наказание, но просит царя лично взглянуть на прекрасную Снегурочку. Царь соглашается, и, увидев Снегурочку, сам поражен ее нежностью и красотой. Он решает, что нужно найти ей подходящего жениха – такая жертва наверняка понравится Яриле. Но Снегурочка говорит, что ее сердце еще не знает любви. Супруга царя, Елена Прекрасная, советует обратиться к Лелю, который сможет растопить сердце красавицы. Лель приглашает Снегурочку свивать венки до утреннего солнца, обещая, что разбудит любовь в ее сердце. Мизгирь просит разрешения у царя бороться за сердце Снегурочки. Царь позволяет, он уверен, что все получится, и Солнце примет их «жертву». Народ прославляет его мудрость.

Вечером девушки и парни водят хороводы, Снегурочка с Лелем – в центре. Царь восхищен его пением и предлагает выбрать любую девушку для поцелуя. Снегурочка желает, чтобы Лель выбрал ее, но он предпочел Купаву. Другие девушки начинают мириться с парнями, прощая им увлечение Снегурочкой. Лель видит плачущую Снегурочку, но ему ее не жаль, ведь это слезы ревности, а не любви. Он рассказывает ей о тайных любовных ласках, но говорит, что только за настоящую любовь, он поведет ее встречать Солнце. Лель напоминает, что ему тоже было тяжело, когда она не ответила сразу на его любовь. Он уходит к парням, оставив Снегурочку одну.

В это время ее находит Мизгирь. Он сгорает от настоящей мужской страсти и изливает ей свою душу. Стоя на коленях, он умоляет ее о любви. Но его страсть пугает Снегурочку. Она отвергает и его бесценный подарок, заявляя, что свою любовь она обменяет лишь на любовь Леля. Мизгирь угрожает ей, что отомстит за унижение. Он хочет получить Снегурочку силой. На помощь приходят «лешутки» старика Мороза. Они заманивают Мизгиря в лес призраком Снегурочки, который он тщетно пытается поймать.

Даже Елену Прекрасную покорили песни Леля. Но пастух ловко уворачивается от супруги царя, оставляя ее с Бермятой. И от Снегурочки он тоже убегает, завидев Купаву. Именно такой горячей любви желало сердце Леля. Он дает совет Снегурочке: «подслушивать» страстные речи Купавы, чтобы научиться любить по-настоящему. Отчаявшись, Снегурочка бежит к матери Весне за помощью. Она помнит предостережение отца, но готова жизнь отдать за одно мгновение любви. Весна уже завтра не сможет исполнить просьбу дочери, поскольку передает свои права Лету и Яриле. В этот последний вечер она решает помочь дочке. Мать надевает на Снегурочку волшебный венок из трав и говорит, что она полюбит юношу, которого первым встретит на пути. Снегурочка встретила Мизгиря и ответила на его страсть. Мизгирь счастлив, он уверен, что Снегурочка напрасно боится лучей Ярилы. Они вместе приходят на Ярилину гору. Здесь уже собрались все берендеи. Снегурочка тает в первых лучах солнца, но благословляет любовь, которую ей довелось испытать. Мизгирь в отчаянии бросается с горы в озеро. Царь и все берендеи надеются, что теперь Ярила сменит гнев на милость, и пошлет им силу и хороший урожай.

* * *

Действие происходит в стране берендеев в доисторическое время. Пролог на Красной горке, вблизи Берендеева посада, столицы царя Берендея. Первое действие в заречной слободе Берендеевке. Второе действие во дворце царя Берендея. Третье действие в заповедном лесу. Четвертое действие в Ярилиной долине.

Лица

Весна-Красна.

Дед-Мороз.

Девушка-Снегурочка.

Леший.

Масленица – соломенное чучело.

Бобыль Бакула.

Бобылиха, его жена.

Берендеи обоего пола и всякого возраста.

Свита Весны, птицы: журавли, гуси, утки, грачи, сороки, скворцы, жаворонки и другие.

Начало весны. Полночь. Красная горка, покрытая снегом. Направо кусты и редкий безлистый березник; налево сплошной частый лес больших сосен и елей с сучьями, повисшими от тяжести снега; в глубине, под горой, река; полыньи и проруби обсажены ельником. За рекой Берендеев посад, столица царя Берендея; дворцы, дома, избы, все деревянные, с причудливой раскрашенной резьбой; в окнах огни. Полная луна серебрит всю открытую местность. Вдали кричат петухи.

Явление первое

Леший сидит на сухом пне. Все небо покрывается прилетевшими из-за моря птицами, – Весна-Красна на журавлях, лебедях и гусях спускается на землю, окруженная свитой птиц.

Леший


Конец зиме пропели петухи,
Весна-Красна спускается на землю.
Полночный час настал, сторожку Леший
Отсторожил, – ныряй в дупло и спи!

(Проваливается в дупло.)

Весна-Красна спускается на Красную горку в сопровождении птиц.

Весна-Красна


В урочный час обычной чередою
Являюсь я на землю берендеев,
Нерадостно и холодно встречает
Весну свою угрюмая страна.
Печальный вид: под снежной пеленою
Лишенные живых, веселых красок,
Лишенные плодотворящей силы,
Лежат поля остылые. В оковах
Игривые ручьи, – в тиши полночи
Не слышно их стеклянного журчанья.
Леса стоят безмолвны, под снегами
Опущены густые лапы елей,
Как старые, нахмуренные брови.
В малинниках, под соснами стеснились
Холодные потемки; ледяными
Сосульками янтарная смола
Висит с прямых стволов. А в ясном небе
Как жар горит луна и звезды блещут
Усиленным сиянием. Земля,
Покрытая пуховою порошей,
В ответ на их привет холодный кажет
Такой же блеск, такие же алмазы
С вершин дерёв и гор, с полей пологих,
Из выбоин дороги прилощенной.
И в воздухе повисли те же искры,
Колеблются, не падая, мерцают.
И все лишь свет, и все лишь блеск холодный,
И нет тепла. Не так меня встречают
Счастливые долины юга, там
Ковры лугов, акаций ароматы,
И теплый пар возделанных садов,
И млечное, ленивое сиянье
От матовой луны на минаретах,
На тополях и кипарисах черных.
Но я люблю полунощные страны
Мне любо их могучую природу
Будить от сна и звать из недр земных
Родящую, таинственную силу,
Несущую беспечным берендеям
Обилье жит неприхотливых. Любо
Обогревать для радостей любви,
Для частых игр и празднеств убирать
Укромные кустарники и рощи
Шелко́выми коврами трав цветных.

(Обращаясь к птицам, которые дрожат от холода.)


Товарищи: сороки-белобоки,
Веселые болтушки-щекотуньи,
Угрюмые грачи, и жаворо́нки,
Певцы полей, глашатаи весны,
И ты, журавль, с своей подругой цаплей,
Красавицы-лебедушки, и гуси
Крикливые, и утки-хлопотуньи,
И мелкие пичужки, – вы озябли?
Хоть стыдно мне, а надо признаваться
Пред птицами. Сама я виновата,
Что холодно и мне, Весне, и вам.
Шестнадцать лет тому, как я для шутки
И теша свой непостоянный нрав,
Изменчивый и прихотливый, стала
Заигрывать с Морозом, старым дедом,
Проказником седым; и с той поры
В неволе я у старого. Мужчина
Всегда таков, немножко воли дай,
А он и всю возьмет, уж так ведется
От древности. Оставить бы седого,
Да вот беда, у нас со старым дочка -
Снегурочка. В глухих лесных трущобах,
В нетающих лединах возращает
Старик свое дитя. Любя Снегурку,
Жалеючи ее в несчастной доле,
Со старым я поссориться боюсь;
А он и рад тому – знобит, морозит
Меня, Весну, и берендеев. Солнце
Ревнивое, на нас сердито смотрит
И хмурится на всех; и вот причина
Жестоких зим и холодов весенних.
Дрожите вы, бедняжки? Попляшите,
Согреетесь! Видала я не раз,
Что пляскою отогревались люди.
Хоть нехотя, хоть с холоду, а пляской
Отпразднуем прилет на новоселье.

Одни птицы принимаются за инструменты, другие запевают, третьи пляшут.

Хор птиц


Сбирались птицы,
Сбирались певчи
Стадами, стадами.
Садились птицы,
Садились певчи
Рядами, рядами.
А кто у вас, птицы,
А кто у вас, певчи,
Большие, большие?
А кто у вас, птицы,
А кто у вас, певчи,
Меньшие, меньшие?
Орел – воевода,
Перепел – подьячий,
Подьячий, подьячий.
Сова – воеводша,
Желтые сапожки,
Сапожки, сапожки.
Гуси – бояре,
Утята – дворяне,
Дворяне, дворяне,
Чирята – крестьяне,
Воробьи – холопы,
Холопы, холопы.
Журавль у нас – сотник
С долгими ногами,
Ногами, ногами.
Петух – целовальник,
Чечет – гость торговый,
Торговый, торговый
Ласточки-молодки -
Касатки девицы,
Девицы, девицы.
Дятел у нас – плотник,
Рыболов – харчевник,
Харчевник, харчевник.
Блинница цапля,
Кукушка – кликуша.
Кликуша, кликуша.
Красная рожа
Ворона пригожа,
Пригожа, пригожа.
Зимой по дорогам,
Летом по застрехам,
Застрехам, застрехам.
Ворона в рогоже,
Нет ее дороже,
Дороже, дороже.

Из лесу на пляшущих птиц начинает сыпаться иней, потом хлопья снега, подымается ветер, – набегают тучи, закрывают луну, мгла совершенно застилает даль. Птицы с криком жмутся к Весне.

Весна-Красна (птицам)


В кусты скорей, в кусты! Шутить задумал
Старик Мороз. До утра подождите,
А завтра вам растают на полях
Проталинки, на речке полыньи.
Погреетесь на солнышке немного,
И гнездышки начнете завивать.

Птицы уходят в кусты, из леса выходит Мороз .

Явление второе

Весна-Красна, Дед-Мороз.

Мороз


Весна-Красна, здорово ли вернулась?

Весна


И ты здоров ли, Дед-Мороз?

Мороз


Спасибо,
Живется мне не худо. Берендеи
О нынешней зиме не позабудут,
Веселая была; плясало солнце
От холоду на утренней заре,
А к вечеру вставал с ушами месяц.
Задумаю гулять, возьму дубинку,
Повыясню, повысеребрю ночку,
Уж то-то мне раздолье и простор.
По богатым посадским домам
Колотить по углам,
У ворот вереями скрипеть,
Под полозьями петь
Любо мне,
Любо, любо, любо.
Из леску по дорожке за возом воз,
На ночлег поспешает скрипучий обоз.
Я обоз стерегу,
Я вперед забегу,
По край-поля, вдали,
На морозной пыли
Лягу маревом,
Средь полночных небес встану заревом.
Разольюсь я, Мороз,
В девяносто полос,
Разбегуся столбами, лучами несметными,
Разноцветными.
И толкутся столбы и спираются,
А под ними снега загораются.
Море свету-огня, яркого,
Жаркого,
Пышного;
Там синё, там красно, а там вишнево.
Любо мне.
Любо, любо, любо.
Еще злей я о ранней поре,
На румяной заре.
Потянуся к жильям из оврагов полянами,
Подкрадусь, подползу я туманами.
Над деревней дымок завивается,
В одну сторону погибается;
Я туманом седым
Заморожу дым.
Как он тянется,
Так останется,
По-над по́лем, по-над лесом
Перевесом,
Любо мне,
Любо, любо, любо.

Весна


Не дурно ты попировал, пора бы
И в путь тебе, на север.

Мороз


Не гони,
И сам уйду. Не рада старику,
Про старое скоренько забываешь,
Вот я, старик, всегда один и тот же.

Весна


У всякого свой норов и обычай.

Мороз


Уйду, уйду, на утренней заре,
По ветерку, умчусь к сибирским тундрам.
Я соболий треух на уши,
Я оленью доху на плечи,
Побрякушками пояс увешаю;
По чумам, по юртам кочевников,
По зимовкам зверовщиков
Захожу, заброжу, зашаманствую,
Будут мне в пояс кланяться.
Владычество мое в Сибири вечно,
Конца ему не будет. Здесь Ярило
Мешает мне, и ты меня меняешь
На глупую породу празднолюбцев.
Лишь праздники считать да браги парить
Корчажные, да ва́ри ведер в сорок
Заваривать медовые умеют.
Весеннего тепла у солнца просят.
Зачем – спроси? Не вдруг пахать возьмется,
Не лажена соха. Кануны править,
Да бражничать, веснянки петь, кругами
Ходить всю ночь с зари и до зари, -
Одна у них забота.

Весна


На кого же
Снегурочку оставишь?

Мороз


Дочка наша
На возрасте, без нянек обойдется.
Ни пешему, ни конному дороги
И следу нет в ее терём. Медведи
Овсянники и волки матерые
Кругом двора дозором ходят; филин
На маковке сосны столетней ночью,
А днем глухарь вытягивают шеи,
Прохожего, захожего блюдут.

Весна


Тоска возьмет меж филинов и леших
Одной сидеть.

Мороз


А теремная челядь!
В прислужницах у ней на побегушках
Лукавая лисица-сиводушка,
Зайчата ей капустку добывают;
Чем свет бежит на родничок куница
С кувшинчиком; грызут орехи белки,
На корточках усевшись; горностайки
В приспешницах сенных у ней на службе.

Весна


Да все ж тоска, подумай, дед!

Мороз


Работай,
Волну пряди, бобровою опушкой
Тулупчик свой и шапки обшивай.
Строчи пестрей оленьи рукавички.
Грибы суши, бруснику да морошку
Про зимнюю бесхлебицу готовь;
От скуки пой, пляши, коль есть охота,
Чего еще?

Весна


Эх, старый! Девке воля
Милей всего. Ни терем твой точеный,
Ни соболи, бобры, ни рукавички
Строченые не дороги; на мысли
У девушки Снегурочки другое:
С людьми пожить; подружки нужны ей
Веселые, да игры до полночи,
Весенние гулянки да горелки
С ребятами, покуда…

Мороз

Весна


Покуда ей забавно, что ребята
Наперебой за ней до драки рвутся.

Мороз

Весна


А там полюбится один.

Мороз


Вот то-то мне и нелюбо.

Весна


Безумный
И злой старик! На свете все живое
Должно любить. Снегурочку в неволе
Не даст тебе томить родная мать.

Мороз


Вот то-то ты некстати горяча,
Без разума болтлива. Ты послушай!
Возьми на миг рассудка! Злой Ярило,
Палящий бог ленивых берендеев,
В угоду им поклялся страшной клятвой
Губить меня, где встретит. Топит, плавит
Дворцы мои, киоски, галереи,
Изящную работу украшений,
Подробностей мельчайшую резьбу,
Плоды трудов и замыслов. Поверишь,
Слеза проймет. Трудись, корпи художник,
Над лепкою едва заметных звезд -
И прахом все пойдет. А вот вчера
Из-за моря вернулась птица-баба,
Уселася на полынье широкой
И плачется на холод диким уткам,
Ругательски бранит меня. А разве
Моя вина, что больно тороплива,
Что с теплых вод, не заглянувши в святцы,
Без времени пускается на север.
Плела-плела, а утки гоготали,
Ни дать ни взять в торговых банях бабы;
И что же я подслушал? Между сплетень
Такую речь сболтнула птица-баба, -
Что плавая в заливе Ленкоранском,
В Гилянских ли озерах, уж не помню,
У пьяного оборвыша факира
И солнышка горячий разговор
Услышала о том, что будто Солнце
Сбирается сгубить Снегурку; только
И ждет того, чтоб заронить ей в сердце
Лучом своим огонь любви; тогда
Спасенья нет Снегурочке, Ярило
Сожжет ее, испепелит, растопит.
Не знаю как, но умертвит. Доколе ж
Младенчески чиста ее душа,
Не властен он вредить Снегурке.

Весна


Полно!
Поверил ты рассказам глупой птицы!
Не даром же ей кличка – баба.

Мороз


Знаю
Без бабы я, что зло Ярило мыслит.

Весна


Отдай мою Снегурочку!

Мороз


Не дам!
С чего взяла, чтоб я такой вертушке
Поверил дочь?

Весна


Да что ж ты, красноносый,
Ругаешься!

Мороз


Послушай, помиримся!
Для девушки присмотр всего нужнее
И строгий глаз, да не один, а десять.
И некогда тебе и неохота
За дочерью приглядывать, так лучше
Отдать ее в слободку Бобылю,
Бездетному, на место дочки. Будет
Заботы ей по горло, да и парням
Корысти нет на бобылеву дочку
Закидывать глаза. Согласна ты?

Весна


Согласна, пусть живет в семье бобыльской;
Лишь только бы на воле.

Мороз


Дочь не знает
Любви совсем, в ее холодном сердце
Ни искры нет губительного чувства;
И знать любви не будет, если ты
Весеннего тепла томящей неги,
Ласкающей, разымчивой…

Весна


Довольно!
Покличь ко мне Снегурочку!

Мороз


Снегурка,
Снегурушка, дитя мое!

(выглядывает из лесу)

(Подходит к отцу.)

Явление третье

Весна, Мороз, Снегурочка , потом Леший .

Весна


Ах, бедная Снегурочка, дикарка,
Поди ко мне, тебя я приголублю.

(Ласкает Снегурочку.)


Красавица, не хочешь ли на волю?
С людьми пожить?

Хочу, хочу, пустите!

Мороз


А что манит тебя покинуть терем
Родительский, и что у берендеев
Завидного нашла?

Людские песни.
Бывало, я, прижавшись за кустами
Колючими, гляжу не нагляжуся
На девичьи забавы. Одинокой
Взгрустнется мне, и плачу. Ах, отец,
С подружками по алую малину,
По черную смородину ходить,
Аукаться; а зорькою вечерней
Круги водить под песни, – вот что мило
Снегурочке. Без песен жизнь не в радость.
Пусти, отец! Когда, зимой холодной,
Вернешься ты в свою лесную глушь,
В сумеречки тебя утешу, песню
Под наигрыш метели запою
Веселую. У Леля перейму
И выучусь скорехонько.

Мороз


А Леля
Узнала ты откуда?

Из кусточка
Ракитова; пасет в лесу коровок
Да песенки поет.

Мороз


Почем же знаешь,
Что это Лель?

К нему девицы ходят,
Красавицы, и по головке гладят,
В глаза глядят, ласкают и целуют,
И Лелюшком и Лелем называют,
Пригоженьким и миленьким.

Весна


А разве
Пригожий Лель горазд на песни?

Мама,
Слыхала я и жаворонков пенье,
Дрожащее над нивами, лебяжий
Печальный клич над тихими водами,
И громкие раскаты соловьев,
Певцов твоих любимых; песни Леля
Милее мне. И дни и ночи слушать
Готова я его пастушьи песни.
И слушаешь, и таешь…

Мороз (Весне)


Слышишь: таешь!
Ужасный смысл таится в этом слове.
Из разных слов, придуманных людьми,
Страшней всего Морозу слово: таять.
Снегурочка, беги от Леля, бойся
Речей его и песен. Ярым солнцем
Пронизан он насквозь. В полдневный зной,
Когда бежит от Солнца все живое
В тени искать прохлады, гордо, нагло
На при́пеке лежит пастух ленивый,
В истоме чувств дремотной подбирает
Лукавые заманчивые речи,
Коварные обманы замышляет
Для девушек невинных. Песни Леля
И речь его – обман, личина, правды
И чувства нет под ними, то лишь в звуки
Одетые палящие лучи.
Снегурочка, беги от Леля! Солнца
Любимый сын-пастух, и так же ясно,
Во все глаза, бесстыдно, прямо смотрит,
И так же зол, как Солнце.

Я, отец,
Послушное дитя; но ты уж очень
Сердит на них, на Леля с Солнцем; право,
Ни Леля я, ни Солнца не боюсь.

Весна


Снегурочка, когда тебе взгрустнется,
Иль нужда в чем, – девицы прихотливы,
О ленточке, о перстенечке плакать
Серебряном готовы, – ты приди
На озеро, в Ярилину долину,
Покличь меня. Чего б ни попросила,
Отказу нет тебе.

Спасибо, мама,
Красавица.

Мороз


Вечернею порой
Гуляючи, держися ближе к лесу,
А я отдам приказ тебя беречь.
Ау, дружки! Лепетушки, Лесовые!
Заснули, что ль? Проснитесь, отзовитесь
На голос мой!

Из сухого дупла вылезает Леший , лениво потягиваясь и зевая.

Леший

Мороз


Снегурочку блюдите! Слушай, Леший,
Чужой ли кто, иль Лель-пастух пристанет
Без отступа, аль силой взять захочет,
Чего умом не может; заступись,
Мани его, толкай его, запутай
В лесную глушь, в чащу; засунь в чепыжник,
Иль по пояс в болото втисни.

Леший

(Складывает над головой руки и проваливается в дупло.)

Весна


Валит толпа веселых берендеев.
Пойдем, Мороз! Снегурочка, прощай!
Живи, дитя, счастливо!

Мама, счастья
Найду иль нет, а поищу.

Мороз


Прощай,
Снегурочка, дочурка! Не успеют
С полей убрать снопов, а я вернусь.
Увидимся.

Весна


Пора бы гнев на милость
Переменить. Уйми метель! Народом
Везут ее, толпами провожают
Широкую…

(Уходит.)

Вдали крики: «честная Масленица!» Мороз, уходя, машет рукой; метель унимается, тучи убегают. Ясно, как в начале действия. Толпы берендеев : одни подвигают к лесу сани с чучелой Масленицы , другие стоят поодаль.

Действие происходит в доисторическое время в царстве берендеев. Начинается весна, но Красная горка еще покрыта снегом. Невдалеке находится Берендеев посад – столица царя Берендея. Все дома и сам дворец деревянные, украшенные причудливой резьбой.

На Красной горке сидит Леший и наблюдает, как на журавлях, лебедях и гусях спускается Весна-Красна. Однако страна берендеев встречает ее холодом – птицы мерзнут. Весна признается, что все это происходит, так как она когда-то стала заигрывать со старым Морозом и теперь у него в неволе. Ей бы бросить старого, но у них дочка – Снегурочка. Поэтому Весна, а вместе с нею и берендеи, терпят прихоти Мороза: то зной, то лютый холод. А «ревнивое Солнце» хмурится, отчего случаются жестокие зимы и холода весенние.

Весна предлагает птицам согреться пляской, но от начавшегося веселья поднимается ветер, валит снег и появляется Мороз. Он рассказывает, что хорошо провел эту зиму, чего берендеи не забудут. Весна предлагает отправиться Морозу на север. Тот отвечает, что скоро уйдет в Сибирь, где его владычество вечно, а здесь ему мешает Ярило.

Весна озабочена тем, где же останется их дочь Снегурочка. Отец считает, что место ее в глухом лесу – в тереме среди зверей лесных, чтобы «ни пешему, ни конному» не было туда дороги. Но мать говорит, что Снегурочка – живая, а значит, ей нужны подружки, веселые игры, а потом ей полюбится кто-нибудь из ребят. Тогда Мороз сообщает ей страшную тайну: Ярило поклялся отомстить Морозу через его дочь. Когда Снегурочка полюбит по-настоящему, он растопит ее. Весна не хочет в это верить, и они с Морозом ссорятся, а после решают отдать девушку на воспитание в семью бездетного Бобыля.

Мороз кличет из лесу Снегурочку, а Весна спрашивает ее, где она хочет жить. Девушка признается, что мечтает жить среди берендеев: ей хочется с девушками петь песни и водить хороводы под музыку молодого пастуха Леля. Отец просит остерегаться Леля, потому что «ярым солнцем пронизан он насквозь» . Но Снегурочка отвечает, что не боится ни Леля, ни Солнца, но будет слушаться отца. А мать на прощание говорит, что, если ей станет тоскливо, пусть придет в Ярилину долину и покличет ее, Весну.

Мороз же наказывает Лешему, чтобы тот следил за Снегурочкой, а если пристанет чужой или Лель, запутал бы его в лесной чаще. Мороз уходит вместе с метелями и вьюгами, уступая место Весне. Берендеи встречают Масленицу с чучелом зимы – начинаются народные гулянья.

В семье Бобыля ссора: жена Бобылиха ругается, что в доме нет дров, и ему приходится отправляться в лес. Он замечает Снегурочку, одетую, как «боярышня» . Он удивлен, поражены и берендеи. Снегурочка рассказывает, кто она, и говорит, что тому, кто первым ее нашел, станет приемной дочерью. Она прощается с лесом. Деревья кланяются ей, а берендеи в ужасе разбегаются. Бобыль с женой увозят Снегурочку к себе.

Действие I

Скоро в слободе узнали про красоту Снегурочки, парни перессорились со своими девушками и начали свататься к ней. Но всем отказывает Снегурочка, за что ее ругают Бобыль с Бобылихой. Они-то надеялись, что им счастье привалило, что теперь будущие женихи будут приемную мать подарками одаривать, а приемного отца медом да брагой поить. Но Снегурочка своим суровым видом всех распугала. Девушка объясняет, что пойдет замуж за того, кого полюбит, но что такое любовь, она не знает.

В доме у Бобыля остается на постой Лель. Снегурочка просит спеть для нее песню. Лель согласен и просит лишь поцелуй, но девушка не соглашается. Тогда пастушонок предлагает подарить ему цветок и прикалывает на грудь. Он начинает петь, но другие девушки манят его, и он убегает, бросив увядший цветок на землю. Снегурочка обижена, поэтому решает, что ее сердце будет холодно для всех.

Но парни продолжают заглядываться на Снегурочку, вызывая ревность у девушек. Лишь Купава добра к Снегурочке. Она рассказывает, что познакомилась с молодцем: красивым, пригожим, румяным. Это Мизгирь, сын богатого отца, «торговый гость из царского посада» . Мизгирь обещал жениться на Купаве, и она мечтает, как будет хозяйкой в большом доме. Она говорит, что Мизгирь скоро придет знакомиться, и предлагает Снегурочке порадоваться за нее.

Появляется Мизгирь с двумя мешками подарков, чтобы выкупить свою невесту Купаву. Все веселятся и шутят, а Купава ведет Мизгиря к дому Снегурочки, чтобы познакомить их и позвать в последний раз перед свадьбой поиграть на Красной горке. Но Мизгирь, увидев Снегурочку, влюбляется в нее так, что готов оставить ради нее Купаву. Купава проклинает подружку, но Снегурочка не хочет расстраивать ее и говорит Мизгирю, что не сможет полюбить его. Он пытается задобрить ее дорогими подаркам, но Снегурочка отвечает, что нельзя купить ее любовь.

Только Бобыль с Бобылихой хотят разжиться деньгами Мизгиря, чтобы вдоволь напиться бражкой. Мизгирь велит прогнать Леля, и Снегурочка, вынужденная подчиниться этому требованию, слышит от него слова о том, что и она узнает, отчего люди плачут. Купава рассказывает берендеям о ветрености Мизгиря, и те требуют ответа от бывшего жениха Купавы. Мизгирь объясняет, что для него превыше всего в девушке скромность и стыдливость – их он увидел в Снегурочке. А Купава «любила без оглядки, обеими руками обнимала и весело глядела» , и Мизгирь решил, что она может сменять его на другого.

Купава просит защитить ее честь у природных сил: в конце обращается к реке и бежит к ней, чтобы утопиться, но Лель останавливает ее, утешая тем, что тоска скоро пройдет. Берендеи же предлагают обратиться за помощью к царю.

Действие II

Царь Берендей сидит на золотом стуле в окружении скоморохов и гусляров. Царь самолично раскрашивает один из столбов, а скоморохи спорят, что изображено. В какой-то момент их ссора доходит до битвы на кулачках, но царь разнимает их, а появившийся ближний боярин Бермята прогоняет их.

Берендей спрашивает, как дела в Берендеевом царстве, и Бермята утверждает, что все хорошо. Однако Берендей не уверен, что все благополучно, ведь уже пятнадцать лет у них очень короткое лето, весны холодные, точно осень, и даже среди лета в оврагах лежит снег. А причина в том, что Ярило рассержен на берендеев: в сердцах людей нет уже прежней «горячности любовной» , люди перестали служить красоте, нет возвышенной любовной тоски. Другие чувства живут сейчас в сердцах: «тщеславие, к чужим нарядам зависть» . Поэтому Берендей и делает неутешительный вывод: «За стужу наших чувств и сердится на нас Ярило-Солнце и стужей мстит» .

Он предлагает свой план: завтра, в Ярилин день, на рассвете должны собраться все невесты и женихи, чтобы соединиться брачным союзом. Это и будет лучшей жертвой Яриле. Однако Бермята сообщает, что это невозможно, так как все невесты рассорились со своими женихами из-за Снегурочки, поселившейся в слободе. Берендей не верит и требует, чтобы его приказание было исполнено. Тут появляется отрок, который приводит Купаву, и она рассказывает о том, как Снегурочка увела у нее жениха Мизгиря.

Берендей приказывает привести Мизгиря на «суд государев» . При всем честном народе царь обвиняет его в том, что он обманул бедную Купаву, и спрашивает совета, как лучше наказать Мизгиря, чтобы кара не пала на всех берендеев. Бермята предлагает заставить Мизгиря жениться на брошенной им невесте, но тот возражает: теперь его невеста Снегурочка. Да и Купава говорит, что ее сердце разбито и теперь в нем будет только ненависть к Мизгирю. Тогда царь предлагает изгнать его навечно из страны берендеев.

Мизгирь предлагает царю самому посмотреть на Снегурочку. Когда Бобыль приводит приемную дочь, царь поражен ее красотой и хочет найти ей достойного жениха, чтобы эта жертва задобрила Ярилу. Но Снегурочка признается, что ее сердце еще не ведает любви. Жена Бермяты, Елена Прекрасная, говорит, что сердце Снегурочки может растопить только Лель. Пастух зовет девушку до утра вить венки: он обещает, что любовь в сердце Снегурочки проснется. Но и Мизгирь хочет добиться любви от Снегурочки.

Действие III

На вечерней заре парни и девушки водят хороводы. В центре – Лель со Снегурочкой. Берендей поражен пением Леля и предлагает выбрать ему девушку, которая своим поцелуем наградит его. Снегурочка просит выбрать ее, но пастух выбирает Купаву. Остальные девушки мирятся со своими парнями, а Снегурочка плачет. Лель говорит, что это не любовь, а обида. Если же Снегурочка его действительно полюбит, то он готов утром повести ее встречать Солнце.

Мизгирь признается в своих чувствах Снегурочке, но пугает ее своей страстью и готовностью умереть. Не привлекает ее и бесценный жемчуг. Тогда Мизгирь силой хочет добиться взаимности. На помощь приходят Леший, который уводит Мизгиря в сторону призраком Снегурочки. Лель же своим пением сводит с ума не только Купаву, которая признается в своей любви, но и Елену Прекрасную.

Ниже мы характеризуем пьесу-сказку А.Н.Островского, делая нужные, с нашей точки зрения, акценты.

Феерия «Снегурочка» появилась сто сорок лет назад, в 1873 году, в журнале «Вестник Европы». Всё было необычно в этой пьесе: жанр (пьеса-сказка, феерия); сочетание драматического стихотворного текста с музыкой и элементами балета; сюжет; герои — боги, полубоги, рядовые жители страны — берендеи; фантастика, органически слитая с реалистическими, нередко бытовыми картинами; народный язык, включающий в себя элементы просторечия и, с другой стороны, переходящий в некоторых местах в высокую поэтическую, торжественную речь.

В критической литературе высказано мнение, что появление такой пьесы было связано со случайными обстоятельствами: в 1873 году Малый театр был закрыт на ремонт, труппа перешла в здание Большого театра, чтобы занять артистов драматического и оперно-балетного театра, руководство решило попросить А.Н.Островского написать соответствующую пьесу. Он согласился.

На самом деле всё обстояло серьёзнее. Переезд Малого театра явился лишь поводом, толчком к осуществлению задуманного Островским театрального жанра. Интересы драматурга давно были связаны с пьесами такого рода, фольклор был его любимой и родной стихией, и народная феерия занимала его мысль задолго до 1873 года и значительно позже.

«В праздничный день, — писал он в 1881 году, — тянет всякого трудового человека провести вечер вне дома … Хочется забыть скучную действительность, хочется видеть другую жизнь, другую обстановку, другие формы общежития. Хочется видеть боярские, княжеские хоромы, царские палаты, хочется слышать горячие и торжественные речи, хочется видеть торжество правды».

Действие развёртывается в сказочной стране берендеев, как пишет драматург, в «доисторическое время». Название племени берендеев встречается в «Повести временных лет». Слышал писатель и устные рассказы о древнем граде берендеев и царе Берендее».

Перед зрителем проходят мифологические персонажи — боги (Ярило), полубоги (Мороз, Весна-Красна), дочь Мороза и Весны-Красны Снегурочка (дитя брака, противного Яриле), лешие, говорящие птицы, оживающие кусты, призраки. Но вся эта фантастика тесно сочетается с реалистическими, бытовыми сценками. Великий реалист, бытописатель не мог заковать своё воображение в рамки художественной фантастики.

Живая реальная жизнь врывается в пьесу и придаёт особую яркость времени и месту её действия.

Чертами неповторимых характеров наделены Снегурочка, Купава, Лель, Мороз, Весна-Красна, Мизгирь. Есть в них что-то от людей времён Островского и более поздних лет.

Диалог Мороза и Весны-Красны о будущем дочери по тону неотличим даже от разговоров родителей нашего времени. Бобыль – сколок с типичного крестьянина-бездельника, любителя выпить, даже Ярило предстаёт в облике молодого пария в белой одежде с человечьей головой в одной руке и ржаным снопом в другой (как его рисовали в народных сказаниях в некоторых местах Руси).

Следов первобытно-общинного строя в пьесе-сказке не так-то много (по преимуществу мифологические образы). Зато доказательств условности «доисторического времени» предостаточно.

Прежде всего отметим социальное неравенство в берендеевом царстве. Общество разделено на богатых и бедных, причём последние открыто завидуют первым. Не говоря уже о Бобылихе, которая мечтает «мошну набить потолще» и командовать в семье, как Кабаниха, обратим внимание на чистую и благородную Купаву, которая, собираясь замуж за Мизгиря, так рисует своё будущее: «8 его дому, в большом посаде царском, / На всём виду, богатою хозяйкой / Зацарствую…

Богатей Мураш отказывается принять на ночь пастуха Леля, презирая его как бедняка и не веря в его честность: «Поклонами обманывай других, / А мы тебя, дружка, довольно знаем, / Что бережно, то цело, говорят».

Неслучайно в ремарке к первому действию читаем: «С правой стороны бедная изба Бобыля, с пошатнувшимся крыльцом; перед избой скамья; с левой стороны большая разукрашенная резьбой изба Мураша; в глубине улица; через улицу хмельник и пчельник Мураша». Небольшая зарисовка приобретает символический характер.

В Берендеевом царстве сильны элементы общественной иерархии. Говорящие птицы, распевая о своём жизнеустройстве, по существу, воссоздают картину социального строя берендеев; у них воеводы, подьячие, бояре, дворяне (это в «доисторическое время»), крестьяне, холопы, сотники, люди разных профессий и положения: земледельцы, целовальники, рыболовы, купцы, хозяева, слуги, бирючи, отроки, скоморохи.

Венчает всю эту пирам иду царь со своим верным помощником боярином Бермятой. Можно ли жизнь берендеев считать своеобразной идиллией, безмятежной и счастливой, как говорят некоторые исследователи?

Да, в сравнении с окружающим миром, где идут непрерывные войны (о них, изображённых красками «Слова о полку Игореве», поют скоморохи), земля берендеев может показаться райским уголком.

За мирную жизнь, за относительную свободу, за возможность в любом затруднительном случае обратиться к царю берендеи восхваляют без всякой меры -премудрого отца земли своей. И эту хвалу царь принимает как должную.

Тем не менее жизнь в Берендеевом царстве далека от идеала. Недаром действие пьесы открывают слова Весны-Красны:

Нерадостно и холодно встречает
Весну свою угрюмая страна.

Это замечание относится не только к погоде, далее выясняется, что верховное божество Ярило (Солнце) гневается на берендеев за то, что Мороз и Весна-Красна, нарушив каноны и традиции, вступили в брак и произвели на свет небывалое существо — красавицу-девушку. Ярило поклялся страшной клятвой погубить и эту девушку — Снегурочку, и её отца, и навлёк всякие неприятности на жителей страны (впрочем, эти неприятности они испытывали и без воли Ярилы).

Сам царь вынужден признать, что давно не видит благополучия в народе. И дело не только в том, что, по словам Бермяты, соотечественники «воруют понемногу» (этот грех непростителен, но исправим с точки зрения царя), дело в том, что изменилось моральное состояние жителей страны:

Исчезло в них служенье красоте …
А видятся совсем другие страсти:
Тщеславие, к чужим нарядам зависть…

Люди завидуют богатству, любовники нередко изменяют друг другу, готовы вступить в драку с соперником. Бирючи, сзывающие берендеев на сходку к царю, в шутливой форме дают злые, но правдивые характеристики современникам: «Государевы люди: / Бояре, дворяне, / Боярские дети, / Весёлые головы / Широкие бороды! /У вас ли, дворяне, / Собаки борзые, / Холопы босые! / Гости торговые, / шапки бобровые, / Затылки толстые, / Бороды густые, / Кошели тугие. / Дьяки, подьячие, / Парни горячие, / Ваше дело волочить да жать, / да руку крючком держать (т. е. брать мзду, взятки) / Старые старушки / Ваше дело; намутить, наплесть, / Сына со снохой развесть. / Молодые молодцы, / Удалые удальцы, /люди за дело, / Вы за безделье. / Ваше дело по теремам поглядывать, / Девок выманивать».

Такое «доисторическое время» мало чем отличается от более поздних времён — великий драматург остаётся верен себе в разоблачении людских пороков и недостатков. Едва ли неправа исследовательница, когда пишет, что «берендеевское общество жестоко, оно живёт уже не по природным, а человеческим законам, прикрывая своё несовершенство желаниями Ярипы-Солнца».

Здесь следует добавить несколько слов о царе. В критической литературе его фигура оценивается положительно. Он действительно обеспечил мир своему народу, во всяком случае, не пустился в безрассудные войны, он много думает о счастье молодых людей, не чурается общаться с рядовыми берендеями, в какой-то мере не чужд искусству- разрисовывает свой дворец. Но беспредельная власть, как обычно, наложила отпечаток на его мысли, чувства и поведение.

Он убеждён, что воле царя нет границ. Когда он решает собрать всех влюблённых и в торжественный Ярилин день устроить коллективную свадьбу, а Бермята сомневается в возможности такого праздника, царь в гневе восклицает: Что? Чего нельзя, бермята? Невозможно исполнить то, чего желает царь? В уме ли ты?

Узнав от Купавы, что Мизгирь изменил ей ради Снегурочки, он считает Мизгиря преступником, достойным смертной казни. Но так как «в нашем уложенье кровавых нет законов», царь от имени народа приговаривает Мизгиря к остракизму — вечному изгнанию- и призывает тех, кто хочет до исхода ночи (не позднее!) влюбить в себя Снегурочку.

Правда, влюблённости и разочарования в Берендеевом царстве вспыхивают и гаснут со скоростью спички, но такова традиция литературы, идущая еще от эпохи Возрождения, — вспомним Ромео и Джульетту, которые полюбили в считанные секунды, по сути, не узнав друг друга. Но даже с учётом этой традиции приказание царя выглядит актом произвола.

Услышав, что появление Снегурочки на Берендеевой земле вызвало полный переполох среди молодых людей из-за ревности, царь приказывает Бермяте «уладить всех и примирить до завтра» (!), а Снегурочке — искать себе «по сердцу друга».

Наступает обещанный праздник, друг — Мизгирь — найден, молодые люди влюблены без памяти, но мстительный Ярило помнит свою клятву. Горячая страсть губит Снегурочку, она тает под воздействием солнечных лучей. Мизгирь кончает жизнь самоубийством, и царь, который незадолго до этого восхищался красотой Снегурочки и обещал устроить пир горой тому, кому «удастся до рассвета Снегурочку увлечь любовью», теперь торжественно произносит:

Снегурочки печальная кончина
И страшная погибель Мизгиря
Тревожить нас не могут. Солнце знает,
Кого карать и миловать. Свершился
Правдивый суд! Мороза порожденье,
Холодная Снегурочка погибла.

Теперь, верит царь, Ярило прекратит свои акты мести и «взглянет на преданность покорных берендеев». царь больше всего обожает покорность подданных себе и высшему божеству — Яриле-Солнцу. Вместо траурной он предлагает запеть веселую песню, и подданные с удовольствием исполняют волю царя. Гибель двух людей в сравнении с жизнью массы значения не имеет.

Вообще вся пьеса Островского, при всей её кажущейся весёлости, построена на антитезе, создающей противоречивую, порой безрадостную картину. Тепло и холод, богатство и бедность, любовь и неверность, довольство жизнью и зависть, война и мир, в более широком плане — добро и зло, жизнь и смерть противопоставлены друг другу и определяют и общую атмосферу Берендеева царства, и противоречия и дисгармоничность в характерах действующих лиц.

Враждебное начало проникло даже в космос. Ярило-Солнце, благодатное солнце, дающее богатство и радость землянам, насылает на берендеев непогоду, неурожаи, всякие горести и губит ни в чём не повинную незаконную дочь незаконных родителей, мстя не только Морозу, но и близкой себе по духу Весне-Красне, лишая её любимой дочери.

Если говорить о философском аспекте пьесы, то перед нами не воплощение мечты об идеальном «доисторическом» царстве, а сказочное произведение, проникнутое жаждой гармонии жизни в настоящем и будущем. Этой гармоний лишено Берендеево царство, этой гармонии нет и в характере главной героини.

В ней слилась физическая красота с душевным благородством, какая-то почти детская наивность и беззащитность с сердечной холодностью, неспособностью любить. Отчаянная попытка выйти за пределы обозначенного природой круга вызывает нечеловеческое напряжение сил и эмоций и заканчивается трагедией.

Можно сказать, что задумка драматурга показать «другую жизнь, другую обстановку», чтобы зрители хотя бы на время забыли «скучную действительность», удалась не совсем. Зато в полной мере удалось изображение правды жизни, о чём А.Н.Островский писал в цитированном выше письме.

Привлекает настойчивое и неуёмное стремление главной героини переломить свою судьбу, её высокое понимание любви, ради которой можно принять гибель:

Пусть гибну я, любви одно мгновенье
Дороже мне годов тоски и слёз …
Всё, что есть на свете дорогого,
Живёт в одном лишь слове. Это слово
Любовь.

Своими песнями, мягкостью натуры её очаровывает сначала Лель. Мать напоминает ей, что Лель — любимый сын Солнца, враждебного отцу Снегурочки.
Ни Леля я, ни Солнца не боюсь, —
отвечает она …
… Счастья
Найду иль нет, а поищу.

Любовь превыше всего, дороже земного существования — таков лейтмотив пьесы. Как отмечается в критической литературе, «в поздней фазе творчества (со второй половины 1870-х годов) главной заботой драматурга стала судьба любящей женщин.

В хронологическом промежутке между «Грозой» и «Бесприданницей» Островский создаёт феерию «Снегурочка». И те несчастная судьба женщины, хотя и в сказочной трактовке, на первом плане. Физический холод, которым окружает дочь Мороз-отец перенести можно — душевный холод нестерпим. Любовь согревает, делает человека человеком. Это великое чувство, но оно требует от влюблённого готовности бороться за свое счастье.

Иногда, к сожалению, высокое романтическое чувство завершается трагически — по ряду причин, среди которых — конфликт с обществом или надземными силам, как это показывали классики далёких и более близких к нам времён и как прямо указал А.Н. Островский в своей пьесе-сказке.

Но сила духа гибнущего героя рождает глубокое уважение к нему со стороны воспринимающего искусство и не проходит бесследно для сознания и эмоционального мир читателя и зрителя. С этих позиций может оценить трагедию Снегурочки.

5 (100%) 2 votes

Доверенности