Заинтересованные стороны организации. Концепция заинтересованных сторон. Выявление интересов ЗС

УДК 334.02 В.В. ГРАБАРЬ, к.филос.н., доцент, декан факультета профессиональной

переподготовки

Пермский филиал ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Пермь, ул. Студенческая, 38 Электронный адрес: [email protected]

М.М. САЛМАКОВ, директор

Венчурный фонд «BadCasper», г. Пермь, ул. Мира, 26 Электронный адрес: [email protected]

анализ заинтересованных сторон проекта: методология, методика, инструменты

Одними из самых обсуж-Тематика управления заинтересованными даемых тем в менеджменте

сторонами активно развивается, что обусловле- последние два десятилетия но ростом понимания роли заинтересованных,

были модели и теории, касаю-сторон как в хозяйственной деятельности компа- ^ "

нии в целом, так и в проектах в частности. Одна- щиеся ^гате^тошнньгс сто-ко применительно к проектному управлению она рон , Установлено, недостаточно проработана, чему и посвящена что наилучших результатов

данная статья. добиваются компании, взаимо-

действующие со своими заин-Ключевые слова: заинтересованные сторо- тересованными сторонами , ны; управление проектами; управление заинте- они создают ценность для всех ресованными сторонами сторон, а не только для акцио-

Распространение практик управления проектами включает проблему управления заинтересованными сторонами в проектном менеджменте. Механизмы управления заинтересованными сторонами, взятые из стратегического менеджмента, не могут быть транслированы на менеджмент проекта, так как проектное управление носит тактический характер, требует быстрых, активных действий и столь же оперативного управления заинтересованными сторонами.

Фирмы быстрее добиваются успеха, когда они соотносят свои внутренние ресурсы и возможности с потребностями внешнего окружения (заинтересованных сторон) . При этом влияние заинтересованных сторон на исход и успех проекта существенно выше, чем в корпоративном управлении, так как проекты конечны, хозяйственная деятельность в них более интенсивна. При этом, однако, методология их анализа находится в начале разработки.

Велико число моделей для измерения успеха проекта . Все они, при концентрации только на организации и потребителе, заказчике и команде проекта, снижают возможности успеха проекта .

Более целесообразно оценивать успех проекта с точки зрения различных заинтересованных сторон, где результирующим показателем является степень их общей удовлетворенности . Такая логика расширения факторов, определяющих успех проекта, приводит к пониманию того, что наиболее целесообразно оценивать успех проекта с позиций всех заинтересованных

36 © Грабарь В.В., Салмаков М.М., 2014

сторон, анализировать их, балансировать интересами заинтересованных сторон, управлять ими.

Заинтересованная сторона - любая группа или индивид, способная влиять или влияющая на достижение цели организации , на способность предприятия приносить доход, а также все бенефициары и источники риска . Под заинтересованными сторонами понимаются как субъекты хозяйственной деятельности, состоящие в прямых экономических отношениях с организацией , так и все общество в целом и каждый его член в отдельности .

Существует большое количество подходов к классификации заинтересованных сторон : первичные и вторичные; прямые и косвенные; общие и специализированные; стратегические и этические; нормативные, косвенные и опасные (спящие) заинтересованные стороны.

А. Менделоу анализирует заинтересованные стороны в зависимости от их интересов и их власти, соответственно способности влиять на деятельность предприятия и желанием делать это. Интегрированный показатель -влияние заинтересованной стороны, определяется путем перемножения власти и интереса.

Расширением модели А. Менделоу можно назвать типологию Р. Митчелла (рис. 1). В основе типологии - три фактора: законность, значимость и срочность, т.е. юридическая легитимность отдавать указания, сила влияния заинтересованной стороны на предприятие, минимально необходимая скорость ответов на запросы заинтересованной стороны.

Стороны, которым присуща только одна характеристика, являются скрытыми, бездействующими. Заинтересованные стороны, которым присущи две характеристики, являются выжидающими. Набольшим влиянием обладают заинтересованные стороны, влияние которых узаконено, значимо, и которые решают вопрос в кратчайшие сроки (категорическая группа).

Становится ясно, какой же из заинтересованных сторон необходимо уделить большее внимание, а какой меньше.

Опасная группа

Рис. 1. Модель Р. Митчелла

Угроза к Защита

Наблюдение

Вовлечение

Взаимодействие

В свою очередь, Г. Саваж не только классифицирует заинтересованные стороны, но и предлагает наиболее уместные стратегии взаимодействия с ними, что отражено на рис. 2.

Рис. 2. Модель Г. Саважа

Взаимодействие

Его типология и стратегии основаны на определении потенциала (вероятности) заинтересованной стороны нанести ущерб организации и ее потенциала (готовности) к сотрудничеству.

При высоких вероятностях взаимодействия и угрозы рекомендуется придерживаться стратегии взаимодействия (переговоров). При высокой угрозе и низком взаимодействии - придерживаться стратегии защитника. Когда у заинтересованной стороны наблюдается высокий уровень взаимодействия при низкой угрозе, рекомендуется использовать стратегию вовлечения.

С заинтересованными сторонами с низким уровнем угрозы и с низким уровнем кооперации - придерживаться стратегии наблюдения с целью отслеживания изменения их статуса. Менеджерам следует большое внимание уделять тем стейкхолдерам, которые обладают высоким потенциалом к кооперации, так как взаимодействие с ними может принести большую пользу в будущем и активно содействовать перемещению заинтересованных сторон из менее привлекательного сегмента в более привлекательный.

А. Фридман и С. Майлс включают в список заинтересованных сторон потребителей, сотрудников, местное сообщество, поставщиков и дистрибьюторов, акционеров, СМИ, общество в целом, бизнес-партнеров, будущие и прошлые поколения, представителей научного сообщества, конкурентов, гражданское общество, представителей заинтересованных сторон со своими интересами, инвесторов, органы государственной власти.

В контексте проектного управления перечень и характеристики заинтересованных сторон - ключевых участников проекта можно найти в Своде знаний об управлении проектами РМВоК: менеджер проекта; заказчик/пользователь; исполняющая организация; члены команды проекта; команда управления проектом; спонсор; офис управления проектом (РМО).

Совместим два перечня заинтересованных сторон проекта, разделив их на внутренние и внешние, и выявим их ключевые интересы. На проект влияют:

Его внутренние заинтересованные стороны, которые непосредственно участвуют в реализации проекта (менеджер проекта, команда управления проектом, члены команды проекта, офис управления проектами при его наличии, инвесторы проекта, поставщики проекта);

Внешнее окружение проекта, внутренняя среда компании, в рамках которой реализуется проект (кредиторы компании, акционеры компании, менеджмент компании, бизнес-партнеры компании, сотрудники компании, будущие поколения, прошлые поколения, представители заинтересованных сторон, внутрикорпоративные потребители);

Внешнее окружение компании, все бизнес окружение, в котором функционирует организация (внешние потребители, местное сообщество, СМИ, общество в целом, научное сообщество, конкуренты, гражданское общество, органы государственной власти).

Для каждой группы лиц, относящихся к заинтересованным странам проекта, можно определить их основные интересы (таблица).

Основные заинтересованные стороны проекта и их интересы

Наименование стейкхолдера Основные интересы стейкхолдера

Внутренние заинтересованные стороны проекта

Менеджер проекта Выполнение проекта Достижение целевых показателей проекта Карьерный рост

Команда управления проектом Достижение целевых показателей проекта Карьерный рост

Члены команды проекта Будущая защищенность их рабочих мест Рост заработной платы Карьерный рост

Офис управления проектами Сохранение баланса портфеля проектов Достижение целевых КР1

Инвесторы проекта Получение запланированной доходности проекта

Поставщики проекта Выполнение взятых на себя обязательств Четкая постановка технического задания

Внутрикорпоративные заинтересованные стороны проекта

Кредиторы компании Своевременная выплата обязательств Сохранение текущего уровня риска, выраженного в целевых показателях

Акционеры компании Рост доходности компании Рост дивидендных выплат Рост стоимости компании

Менеджмент компании Достижение компанией целевых показателей КР1 Рост размера компенсации Сохранение текущего положения Развитие компании

Бизнес партнеры компании Сохранение долгосрочных отношений с компанией

Прочие сотрудники компании Рост заработной платы Сохранение рабочих мест Карьерный рост

Будущие поколения Создание потенциала для развития компании в будущем

Окончание таблицы

Прошлые поколения Сохранение преемственности стратегии

Представители Улучшение положения подопечных

заинтересованных сторон заинтересованных сторон

Внутрикорпоративные Выполнение поставленного технического

потребители задания точно в срок Упрощение ведения деятельности

Внешние заинтересованные стороны проекта

Внешние потребители Удовлетворение потребностей

Местное сообщество Сохранение окружающей среды Модернизация окружающего пространства

СМИ Создание информационных поводов

Общество в целом Улучшение текущего положения

Научное сообщество Получение материалов для проведения исследований

Конкуренты Рост их доли на рынке Рост их капитализации

Гражданское общество Защита интересов граждан Развитие института гражданского общества

Органы государственной власти Выполнение требований органов государственной власти Увеличение размера отчислений в бюджет Поддержка реализуемой стратегии развития

Тем не менее методики и инструменты анализа заинтересованных сторон проекта, при всей существующей в этом потребности, нуждаются в разработке.

Подход авторов к анализу заинтересованных сторон состоит из трех уровней такого анализа. Первый уровень отвечает за общий анализ групп заинтересованных сторон и является симбиозом подходов Г. Саважа и Р. Митчелла (рис. 3).

Размер окружностей, обозначенных на рис. 3, - интегрированная степень влияния конкретной заинтересованной стороны, которая, в свою очередь, зависит от законности, срочности и значимости ее требований.

Рис. 4. Анализ заинтересованных сторон. Уровень 2

Рис. 5. Анализ заинтересованных сторон проекта. Уровень 3

Второй уровень анализа представляет собой детализацию заинтересованных сторон и их связей в каждом сегменте: защита, вовлечение, наблюдение, взаимодействие (рис. 4).

Третий уровень анализа представляет собой индивидуальный поведенческий и мотивационный профиль конкретной стороны, позволяющий максимально эффективно оценить и управлять взаимоотношениями с ней (рис. 5). За основу индивидуального управленческого профиля приняты интересы основных заинтересованных сторон, представленные выше.

Алгоритм анализа таков: менеджер выявляет все ключевых группы заинтересованных сторон, проводит экспертную оценку степени угрозы, исходящей от них, их готовности к взаимодействию, законности, срочности и значимости их требований, результаты анализа вносит в вышеобозначенную модель и строит график.

Далее проводит выявление основных ключевых лиц (движущих сил) в каждом сегменте, группе заинтересованных сторон, а также их интересов. На основе полученных результатов строится локальная карта заинтересованных лиц, отражающая их интересы и взаимосвязи, а затем для целевых заинтересованных лиц строятся индивидуальные поведенческие профили.

Определить вес (значимость) заинтересованной стороны на карте возможно по средневзвешенным экспертным оценкам власти, законности и срочности (Р. Митчелл) по следующей формуле (1):

Вес (значимость) заинтересованной стороны = , .

к х власть + п х законность + т х срочность,

где к, п, т - весы критериев.

Значимость каждого критерия (власть, срочность, законность) определяется распределением между ними 100 баллов. По оценке экспертов были получены следующие результаты:

Коэффициент к (вес критерия Власть) составляет 40%;

Коэффициент п (вес критерия Законность) составляет 40%;

Коэффициент т (вес критерия Срочность) составляет 20%.

Таким образом, конечный вид формулы веса (значимости) заинтересованной стороны (2) принимает следующий вид:

Вес (значимость) заинтересованной стороны = 0,4 х власть + 0,4 х законность + 0,2 х срочность.

Далее эксперты команды проекта оценивают каждый из критериев (власть, законность и срочность) по трехбалльной шкале, в которой 0 баллов - минимальный уровень (или полное отсутствие критерия), 1 балл - средний уровень, 2 балла - максимальный уровень присутствия критерия у заинтересованной стороны.

Таким образом, значимость каждой заинтересованной стороны может варьироваться от 0,2 балла до 2 баллов.

Определим границы состояний заинтересованных сторон:

Бездействующее состояние - от 0,2 балла до 0,7 балла (нижние 30%);

Выжидающее состояние - от 0,71 балла до 1,5 балла;

Местоположение заинтересованной стороны на матрице относительно пары «угроза - взаимодействие» выявляется также экспертами. Каждый эксперт оценивает угрозу от заинтересованной стороны и степень ее готовности к взаимодействию на основе семибалльной шкалы. 7 баллов соответствуют максимальной степени угрозы и максимальной степени готовности к взаимодействию, а 1 балл - минимальной степени угрозы и минимальной готовности к взаимодействию.

Схема распределения баллов по осям представлена на рис. 6. В соответствии с представленной схемой:

От 1 до 3 баллов - низкая степень угрозы со стороны заинтересованной стороны и низкая готовность к взаимодействию;

4 балла - промежуточный результат. При большом количестве заинтересованных сторон, находящихся в данном промежутке по любой из осей, необходимо проведение дополнительных оценок;

От 5 до 7 баллов - высокая степень угрозы со стороны заинтересованной стороны и ее высокая готовность к взаимодействию.

К заинтересованным сторонам, находящимся в определенном сегменте, необходимо применять соответствующие стратегии взаимодействия, которые описаны выше.

Взаимодействие

Взаимодействие

Крупные проекты с большим количеством заинтересованных сторон предпочтительнее для применения модели. Однако это не означает, что ее использование не может принести результатов в малых и средних проектах. Так, в ходе работы над статьей было проведено предварительное тестирование данного подхода на малых проектах, давшее положительные результаты.

Рис. 6. Распределение баллов по осям

Предложенный подход позволяет провести эффективный анализ заинтересованных сторон проекта, наглядно отразив их интересы и предлагая стратегии взаимодействия с ними.

Вопросы персонализации процесса управления заинтересованными сторонами, разработки их индивидуальных мотивационных профилей, уточнения взаимосвязей между заинтересованными сторонами требуют дальнейшей проработки.

Список литературы

1. Carroll A.B. Business and Society: Ethics and Stakeholders. Cincinnati: South-Western, 1989.

2. Cochran P. The Toronto Conference: Reflection on Stakeholder Theory // Business & Society. 1994. Vol. 33, № 1. P. 95-98.

3. Donaldson T., Preston L. The Stakeholder Theory of the Corporation: Concepts, Evidence, and Implications // Academy of Management Review. 1995. Vol. 20, № 1. P. 65-91.

4. Freeman R.E., McVea J. A Stakeholder Approach to Strategic Management // Blackwell Handbook of Strategic Management. Oxford: Blackwell, 2001.

5. Friedman A., Miles S. Stakeholders: Theory and Practice. Oxford: Oxford University Press, 2006.

6. Frooman J. Stakeholder Influence Strategies // Academy of Management Review. 1999. Vol. 24, № 102. P. 191-205.

7. Gibson K. The Moral Basis of Stakeholder Theory // Journal of Business Ethics. 2000. Vol. 26, № 3. P. 245-257.

8. Hardly C., Phillips N. Strategies of Engagement: Lessons from the Critical Examination of Collaboration and Conflict in an Interorganosational Domain // Organizational Science. 1998. Vol. 9. P. 217-230.

9. Henderson R., Mitchell W. The Interactions of Organizational and Competitive Influences on Strategy and Performance // Strategic Management Journal. 1997. Vol. 18. P. 5-14.

10. MendelowA. "Stakeholder Mapping", Proceedings of the 2nd International Conference on Information Systems. Cambridge, MA, 1991.

11. Mitchell R.K., Agle B.R., Wood D.J. Toward a Theory of Stakeholder Identification and Salience: Defining the Principle of Who and What Really Counts. // Academy of Management Review. 1997. Vol. 22, № 4. P. 853-888.

12. Pesqueux Y., Damak-Ayadi S. Stakeholder Theory in Perspective // Corporate Governance. 2005. Vol. 5, № 2. P. 5-21.

13. Phillips R. Stakeholder Theory and Organization Ethics. San Francisco: Berrett-Koehler, 2003.

14. Post J.E., Preston L.E., Sachs S. Redefining the Corporation: Stakeholder Management and Organizational Wealth // Stanford: CA, Stanford University Press, 2002.

15. RadP.F. Project Success Attributes // Cost Engineering. 2003. Vol. 45, № 4. P. 23-29.

16. Savage G.T., Nix T.W. Whitehead and Blair. Strategies for Assessing and Managing Organizational Stakeholders // Academy of Management Executive. 1991. Vol. 5, № 2. P. 61-75.

17. Shackman N.A. Reframing the Debate between Agency and Stakeholder Theories of the Firm // Journal of Business Ethics. 1999. Vol. 19, № 4. P. 319-334.

18. Shanbar A., Levy O., Dvir D. Mapping the Dimension of Project Success // Project Management journal. 1997. Vol. 28, № 2. P. 5-13.

19. Stuckenbruck L.C. Who Determines Project Success? // Proceedings of 18th Annual Seminal / Symposium (Montreal, Canada). Upper Darby, PA: Project Management Institute, 1986. P. 85-93.

20. Tuman J. Models for Achieving Project Success Through Team Building and Stakeholder Management // The AMA Handbook of Project Management / ed. by P.C. Dinsmore. N.Y.: AMACOM, 1993.

21. Wideman M.R. How to Motivate All Stakeholders to Work Together // Field Guide to Project Management / ed. by D.I. Cleland. USA: International Thompson Publishing Company, 1998.

22. Winn M. Building Stakeholder Theory with a Decision Modelling Methodology // Business & Society. 2001. Vol. 40, № 2. P. 133-166.

23. Wolfe A., Putler D.S. How Tight Are the Ties that Bind Stakeholder Groups? // Organizational Science. 2002. Vol. 13, № 1. P. 64-82.

Также будут существовать ситуации, когда хотя организация и не несет ответственность за реализацию влияния, тем не менее, она может желать этого (или ее могут попросить сделать это) добровольно.

Организация может принять решение об установлении взаимоотношений с другой организацией, а также о характере и масштабе таких взаимоотношений. Будут существовать ситуации, в которых ответственностью организации будет поддержание внимания к воздействию, вызванному решениями и деятельностью других организаций, и выполнение шагов для того, чтобы избежать или смягчить негативное воздействие, связанное с ее взаимоотношениями с такими организациями.

Оценивая свою сферу влияния и определяя свои обязанности, организации следует применять должную предусмотрительность с тем, чтобы избежать негативного воздействия, оказываемого такими взаимоотношениями. Дальнейшие рекомендации приведены в 7.3.1.

5.3 Выявление заинтересованных сторон и взаимодействие с ними

5.3.1 Общие положения

Выявление заинтересованных сторон и взаимодействие с ними являются основным элементом реализации социальной ответственности организации.

5.3.2 Выявление заинтересованных сторон

Заинтересованными сторонами являются организации или частные лица, один или более интересов которых касаются какого-либо решения или деятельности организации. Поскольку такие интересы могут быть подвержены влиянию организации, образуется взаимосвязь с организацией. Эта взаимосвязь не должна обязательно быть формальной. Взаимосвязь, созданная таким интересом, существует вне зависимости от того, знают или нет о ней стороны. Организация не всегда может быть осведомлена обо всех своих заинтересованных сторонах, хотя ей следует предпринять усилия для их выявления. Аналогичным образом, многие заинтересованные стороны могут не знать о возможности организации повлиять на их интересы.

Интересы в этом смысле относятся к чему-либо, что фактически или потенциально может быть основанием для притязаний, то есть [основанием] требовать что-либо, что принадлежит [требующей стороне], или требовать соблюдения какого-либо права. Такое притязание не обязательно должно затрагивать финансовые требования или юридические права. Иногда оно может состоять просто в праве быть услышанным. Актуальность или значимость интереса лучше определяется его отношением к устойчивому развитию.

Понимание того, как на отдельных лиц или группы влияют или могут повлиять решения и деятельность организации, делает возможным выявить интересы, устанавливающие взаимосвязь с организацией. Таким образом, определение организацией воздействия ее решений и деятельности будет способствовать выявлению ее наиболее важных заинтересованных сторон (см. рисунок 2).

У организации может быть много заинтересованных сторон. Более того, различные заинтересованные стороны имеют различные, а иногда и конкурирующие интересы. Например, интересы жителей сообщества могут включать позитивное воздействие организации, такое как занятость, а также негативное воздействие той же организации, такое как загрязнение.

Некоторые заинтересованные стороны представляют собой неотъемлемую часть -ор ганизации. В их число входят все члены, работники или владельцы организации. Такие заинтересованные стороны разделяют общие интересы в назначении организации и ее успехе. Это, тем не менее, не означает, что все их интересы в отношении организации будут одинаковы.

Интересы большинства заинтересованных сторон могут быть соотнесены с социальной ответственностью организации и зачастую очень схожи с некоторыми интересами общества. Примером является владелец собственности, чья собственность теряет стоимость из-за нового источника загрязнения.

ГОСТ Р ИСО 26000 (окончательная редакция)

Не все заинтересованные стороны организации могут быть отнесены к организованным группам, имеющим целью представление своих интересов по отношению к конкретным организациям. Многие заинтересованные стороны могут быть совсем не организованными, и по этой причине, их могут не заметить или проигнорировать. Эта проблема может быть особенно важна в отношении уязвимых групп и будущих поколений.

Группы, защищающие социальные или экологические цели, могут являться заинтересованными сторонами организации, решения и деятельность которой связаны с применимым и значимым воздействием в отношении этих целей.

Организации следует оценивать представительность и авторитетность тех групп, которые берут на себя роль говорить от имени конкретных заинтересованных сторон или -за щищать определенные интересы. В некоторых случаях невозможно напрямую представить важные интересы. Например, дети редко владеют организованными группами или контролируют их, а дикие животные не могут этого делать. В такой ситуации организации следует уделять внимание точке зрения авторитетных групп, которые стремятся защитить такие интересы.

Для того чтобы выявить заинтересованные стороны, организации следует задать себе следующие вопросы:

- Перед кем у организации существуют юридические обязательства?

- На кого возможно позитивное или негативное воздействие решений или деятельности организации?

- Кто, вероятнее всего, выразит обеспокоенность относительно решений и деятельности организации?

- Кто был вовлечен в прошлом, когда существовала необходимость в решении сходных проблем?

- Кто может помочь организации осуществить действия в отношении конкретного воздействия?

- Кто может повлиять на способность организации выполнять ее обязательства?

- Кто будет поставлен в невыгодное положение, если будет исключен из взаимодей-

- Кто в цепочке создания [добавленной] стоимости подвержен влиянию?

5.3.3 Взаимодействие с заинтересованными сторонами

Взаимодействие с заинтересованными сторонами включает диалог между организаций и одной или более заинтересованной стороной. Оно помогает организации реализовывать свою социальную ответственность, давая информационную основу для ее решений.

Взаимодействие с заинтересованными сторонами может принимать много форм. Оно может быть инициировано организацией или начато как ответ организации одной или более заинтересованным сторонам. Оно может происходить как на неформальных, так и на формальных встречах, и может следовать самым различным форматам, таким как индивидуальные встречи, конференции, семинары, общественные слушания, обсуждения за круглым столом, консультативные комитеты, регулярные и структурированные процедуры информирования и консультаций, коллективные переговоры и интернет-форумы. Взаимодействие с заинтересованными сторонами следует [проводить в] интерактивном [режиме], и оно предназначено для того, чтобы дать возможность заинтересованным сторонам быть услышанными. Его существенной чертой является то, что оно включает двустороннее общение.

Существуют различные причины для взаимодействия организации со своими заинтересованными сторонами. Взаимодействие с заинтересованными сторонами может использоваться для того, чтобы:

- увеличить понимание организацией вероятных последствий ее решений и деятельности для конкретных заинтересованных сторон;

- определить, каким образом лучше увеличить положительное воздействие решений

и деятельности организации и каким образом уменьшить любое негативное воздействие;

ГОСТ Р ИСО 26000 (окончательная редакция)

- определить, воспринимаются ли заявления организации о ее социальной ответственности как заслуживающие доверия;

- помочь организации проанализировать свою результативность с тем, чтобы она могла ее улучшить;

- уладить конфликты, в которые вовлечены ее собственные интересы, интересы ее заинтересованных сторон и ожидания общества как целого;

- связать интересы заинтересованных сторон и ответственность организации по отношению к обществу в целом;

- внести вклад в постоянное обучение организации;

- выполнить юридические обязательства (например, по отношению к работникам);

- разрешить конфликт интересов как между организацией и заинтересованной стороной, так и между заинтересованными сторонами;

- обеспечить организации преимущества от получения разнообразных точек зрения;

- повысить прозрачность ее решений и деятельности; и

- сформировать партнерства для достижения взаимовыгодных целей.

В большинстве ситуаций организация уже будет знать или с легкостью сможет узнать, каковы ожидания общества относительно того, какие действия ей следует предпринимать в отношении ее воздействия. В такой ситуации ей нет необходимости основываться на взаимодействии с конкретными заинтересованными сторонами для того, чтобы понять эти ожидания, хотя взаимодействие с заинтересованными сторонами может принести другие -пре имущества. Ожидания общества так же можно найти в законах и нормативных актах, общепринятых социальных и культурных ожиданиях, а также в установленных стандартах и примерах лучшей практики относительно конкретных вопросов. Ожидания, касающиеся интересов заинтересованных сторон, можно найти в подразделах«Соответствующие действия и ожидания» после описания различных проблем в разделе6. Ожидания, установленные в рамках взаимодействия с заинтересованными сторонами, следует [использовать для] дополнения, а не замены уже установленных ожиданий относительно поведения организации.

Следует разработать справедливый и адекватный процесс взаимодействия с наиболее значимыми заинтересованными сторонами. Интерес (или интересы) организаций и частных лиц, определенных в качестве заинтересованных сторон, должны быть реальными. Процесс выявления следует направлять на то, чтобы убедиться, что на них воздействовали или могут воздействовать какие-либо решения и деятельность. Там, где это возможно и целесообразно, взаимодействовать следует с наиболее представительными организациями, отражающими эти интересы. Эффективное взаимодействие с заинтересованными сторонами основывается на доброй воле и выходит за рамки связей с общественностью.

В процессе взаимодействия с заинтересованными сторонами организации не следует отдавать предпочтение какой-либо организованной группе потому, что она более «дружественна» или поддерживает цели организации в большей степени, чем другая группа. Организации не следует пренебрегать взаимодействием с заинтересованными сторонами лишь потому, что они сохраняют молчание. Организации не следует создавать или поддерживать специальные группы с целью создания видимости, что она имеет партнера по диалогу, когда «предполагаемый партнер» не является действительно независимым. Подлинный диалог с заинтересованными сторонами включает независимые стороны и прозрачное раскрытие информации о любой финансовой или аналогичной помощи.

Организации следует быть внимательной к влиянию ее решений и деятельности на интересы и нужды ее заинтересованных сторон. Ей следует надлежащим образом принимать во внимание свои заинтересованные стороны и их различные возможности и необходимость обращаться к организации и взаимодействовать с ней.

Взаимодействие с заинтересованными сторонами с большей вероятностью дастсо держательные результаты, когда присутствуют следующие элементы: четкая цель взаимодействия понятна; были определены интересы заинтересованных сторон; отношения, кото-

Это все те люди, группы людей, организации, учреждения, которые может затронуть разрабатываемый проект. Заинтересованные стороны – это в первую очередь представители целевой группы (то есть те, на кого направлены действия, которые будут производиться в рамках проекта), потенциальные партнеры (с чьей помощью может осуществляться проект), оппоненты (сторона, заинтересованная в том, чтобы проект не осуществился), наблюдатели, вышестоящие организации и инстанции (если они есть), потенциальные доноры, собственно исполнители проекта… Если планируемая деятельность затрагивает жизнь, интересы, работу кого-либо или чего-либо – эта сторона является заинтересованной.

ЗАЧЕМ ИХ АНАЛИЗИРОВАТЬ?

На любое изменение в окружающих его условиях существования человек реагирует положительно, отрицательно или нейтрально, выражая свое отношение к последовавшим изменениям. К каким-то изменениям мы уже давно привыкли (смена времен года, например) и относимся к ним нейтрально («у природы нет плохой погоды»). Другие изменения могут вызвать у нас бурную реакцию (предположим, что сосед из самых лучших побуждений в ваше отсутствие решил перекрасить вашу входную дверь в оранжевый цвет – ведь так красивее!). Так и любая из заинтересованных сторон может по-разному отреагировать на планируемые (вами) изменения.

Например, в случае организации проекта по бурению скважины и обеспечению деревни водой представители целевой группы могут восторженно отнестись к идее улучшения условий своей жизни.

С другой стороны, санитарные службы могут не иметь ничего против самой идеи обеспечить деревню водой, но будут протестовать против бурения скважины в самом удобном месте – качество воды там не соответствует нормам, а мы осложним их жизнь необходимостью подготовки документов, обосновывающих необходимость консервации скважины. Наша цель – найти компромисс в этой ситуации. Поэтому необходимо оценить, как та или иная заинтересованная сторона отнесется к идее осуществления тех или иных действий: нейтрально, положительно или отрицательно, как сделать сопротивление проекту как можно меньше, а содействие – как можно сильнее.

КАК СОСТАВИТЬ ПЕРЕЧЕНЬ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СТОРОН?

Чтобы объяснить, что такое «заинтересованные стороны» и зачем их анализировать, приведем сугубо «бытовой» пример.

Предположим, мы готовимся к осуществлению проекта «Закупка продуктов питания на неделю». Перечень заинтересованных сторон для этого проекта может быть довольно велик. Он не ограничится членами вашей семьи, интересы которых, без сомнения, надо учитывать. В список попадет ваш работодатель (поскольку от величины вашей зарплаты напрямую зависит ассортимент покупок), владелец магазина (устанавливая ассортимент продуктов) и даже местные власти (выдающие лицензию на продажу тех либо иных товаров и законодательно определяющие время работы магазина). Ваш сосед, который всегда в курсе всех проводимых в городе распродаж, также может стать заинтересованной стороной как источник информации.

Часть заинтересованных сторон не принимает никакого участия в планировании, но их интересы придется учитывать (время работы ближайшего магазина и то, что некоторых продуктов там не окажется – например, местные власти не выдали его хозяину разрешения на продажу свежего мяса). На работодателя, вероятно, можно повлиять, убедив повысить вам зарплату. Остальные заинтересованные стороны становятся участниками проекта, и вы потратите некоторое время на обсуждение их потребностей (анализ проблем), составление списка (постановка целей), расстановку приоритетов (бутылкалюбимого пива – желательная, но не обязательная составляющая списка), подсчет имеющихся в семейном бюджете средств, определение времени, маршрута поездки и других дополнительных факторов.

А теперь составляем перечень заинтересованных сторон для нашего проекта.

Отвечаем на вопросы:

На кого направлена деятельность по осуществлению проекта?

Кто будет участвовать в проекте?

Кто еще может принять участие в проекте?

От кого зависит реализация проекта, кто из сторонних лиц будет принимать ключевые решения, имеющие отношение к проекту (вышестоящие организации, органы власти и т.д.)?

От кого зависит реализация этих решений?

Кто не заинтересован в реализации проекта? Кто будет открыто или в скрытой форме оказывать сопротивление реализации проекта? (Часто встречаемая формулировка вопроса: «Для кого проект может представлять угрозу?»)

Помощь, консультации каких экспертов по определенным (узким) вопросам могут понадобиться при организации проекта?

Какие организации, группы людей, отдельные лица могут оказать влияние на проект прямым или косвенным образом? Определите их предполагаемые роли.

Опишите целевые группы (пол, возраст, величина дохода, место работы, специальность и т.д.) и проанализируйте эффект от планируемой деятельности на отдельных частях этих групп.

Например, деятельность, связанная с программой борьбы со СПИДом, предполагает целевую группу, состоящую из представителей обоих полов, находящихся в репродуктивном возрасте (примерно от 16 до 40лет). Если вы ориентируетесь на подростков от 16до 20 лет, то следует учесть в первую очередь их актуальные интересы и потребности. Будет полезным знать, что сознательность и способность отвечать за свои поступки еще полностью не сформирована, с поставленной проблемой представители этой части целевой группы могут быть вообще не знакомы, к тому же значительное влияние на них оказывают родители. Дополнительно надо учесть, что их уровень дохода невысок, а постоянное место работы отсутствует. Если же вы ориентируетесь на группу в возрасте 20-25лет, то это уже в значительной степени сформировавшиеся независимые личности с определенным уровнем достатка и в большинстве своем имеющие постоянное место работы, семью и детей. Они хорошо знакомы с рассматриваемой проблемой и имеют свой взгляд на способы ее решения, что в значительной степени повлияет на характер проводимой вами деятельности по сравнению с работой в подростковой группе. Аналогичным анализ стоит провести для подгрупп в возрасте от 25 до 30 и от 30 до 40 лет. Если вы предполагаете работу с наркозависимыми людьми, то она будет в меньшей степени зависеть от гендерного состава групп, чем если бы вы предполагали делать упор в своей работе на культуру половой жизни.

Как представители целевой группы могут принять участие в проекте, повлиять на его осуществление?

Насколько по-разному будет восприниматься проект мужчинами и женщинами?

А теперь давайте начнем рассмотрение проблемы, на примере решения которой в этом пособии продемонстрируем весь процесс применения ЛСП целиком. В качестве примера выбрана довольно обытая сегодня проблема: дети не могут играть во дворе своего дома.

Мы ни в коем случае не претендуем на многогранность проработки проблемы и предоставления стандартного алгоритма ее решения, она выбрана лишь для демонстрации применения ЛСП.

Итак, определяем заинтересованные стороны.

Деятельность направлена на детей, их родителей.

В проекте точно примут участие жильцы, домоуправление (ЖЭС), организация, занимающаяся озеленением.

Также в проекте могут принять участие местные власти; возможно, заинтересованной стороной окажется милиция.

Реализация решений зависит от ЖЭС и местные властей.

Проект представляет угрозу для «отдыхающих» вечером во дворе любителей «зеленого змия», а также для автолюбителей, чьи машины припаркованы во дворе.


Необходимые для разработки сведения могут предоставить местные органы власти, «братские» ЖЭСы и жители соседних дворов, уже решившие эту проблему.

Записали ответы? Мы имеем на руках перечень заинтересованных сторон. Теперь будем их анализировать.

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА?

Для каждой стороны отвечаем на вопросы:


В чем состоит конкретный интерес к проблеме, на решение которой направлен проект? Каковы причины возникновения этого интереса и отношение (положительное, отрицательное, нейтральное) к проблеме и собственно проекту?

Какие потенциальные конфликтные ситуации могут возникнуть между заинтересованными сторонами? Насколько вероятно возникновение конфликта? Как он может повлиять на проект?

Какие отрицательные реакции может вызвать деятельность, связанная с осуществлением проекта, решением проблемы? Насколько вероятно их возникновение? Как они могут повлиять на проект?

Какие существуют связи между заинтересованными сторонами, как их можно использовать? Каковы возможные пути сотрудничества и разрешения возможных конфликтов?

Что может сделать заинтересованная сторона, если она войдет в состав участников проекта, на разных стадиях его реализации? Может ли она оказать помощь при планировании? Реально ли то, что заинтересованная сторона действительно может выступить в этой роли? Сможет ли она обеспечить выполнение работы?

Полученные данные собираем в таблицу (см. Таблица 2.):


Таблица 2. Таблица анализа заинтересованных сторон


Для того чтобы предусмотреть все нюансы, надо продумать ответы на следующие вопросы:

Какие действия надо выполнить для того, чтобы цель проекта была достигнута? Какими должны быть роли участников при выполнении этих действий?

Какие сведения необходимо иметь для разработки и реализации проекта (справочные сведения, организационные процедуры и т.д.)? Кто их может предоставить?

Какие предположения относительно ролей заинтересованных сторон (целевые группы, потенциальные партнеры и оппоненты, сочувствующие наблюдатели и др.) или их реакций следует сделать, для того чтобы выполнение проекта было успешным?

Для нашего примера таблица может выглядеть так:



Теперь из всего списка можно выбрать те стороны, которые заинтересованы в том, чтобы проект был реализован и могут оказать в большей или меньшей степени помощь в его реализации. Это и есть потенциальные участники проекта.

КТО ДОЛЖЕН ПРОВОДИТЬ АНАЛИЗ?

Наиболее качественный, полный, эффективный анализ может быть проведен, если потенциальный организатор проекта соберет представителей всех заинтересованных сторон и организует обсуждение их отношения к проекту и возможного участия в нем, стоящих перед ними проблем и ожиданий от реализации проекта (планируемые цели). Как уже упоминалось в главе «Полезные мелочи, или На что следует обратить внимание при работе с группой?», встречу может вести сам организатор, а можно пригласить независимого ведущего – модератора, фасилитатора.

В анализе обязательно должны участвовать представители «целевых групп». Для чего это делается?

Во-первых, ваша деятельность не должна стать безадресной. Приглашая представителей целевых групп на обсуждение, вы поймете, нужна ли ваша работа.

Во-вторых, скорее всего, вы узнаете много новых подробностей «из первых рук» о самой проблеме, об ожиданиях целевой группы, сможете спрогнозировать реакцию ее представителей на различных этапах реализации проекта и таким образом выбрать нужную стратегию решения проблемы.

В-третьих, информация об ожиданиях целевой группы поможет вам понять, каковы должны быть реальные критерии эффективности и оценки вашего проекта.

В-четвертых – и это очень важно – если целевые группы не участвуют в планировании, то такой подход приведет к созданию так называемого «сервисного проекта»: мы приходим, делаем что-то для целевых групп (которые зачастую не понимают, зачем им все это нужно) и уходим (так как ресурсы закончились). А целевые группы возвращаются назад – к «разбитому корыту», часто уверенные в том, что на них «кто-то заработал». Если говорить о финансировании, привлекаемом извне, то чаще всего именно по этой причине требование участия представителей целевых групп в процессе планирования является обязательным условием финансирования проекта.

Идеальный вариант организации обсуждения – собрать представителей всех заинтересованных сторон вместе и привлечь их к проведению анализа. Однако зачастую собрать абсолютно всех на такой «мозговой штурм» достаточно сложно, поэтому желательно, чтобы присутствовали представители хотя бы основных заинтересованных сторон. Если все же представлены далеко не все основные стороны, можно пойти на хитрость: «назначить» некоторых участников «представителями» заинтересованных сторон, попросив их высказывать свое мнение в соответствии с этой ролью. Естественно, следует учесть, насколько такой участник компетентен в данном вопросе и насколько хорошо исполнит свою роль.

Оптимальный размер группы при работе одного ведущего (фасилитатора) – 14-16 человек. Если группа меньше, то будет тяжело рассмотреть проблему с разных сторон, если больше – есть опасность, что в процессе обсуждения ситуация выйдет из-под контроля. Если же в процесс вовлечены два фасилитатора, один из которых работает с аудиторией, а второй – отслеживает логику и формулировки проблем, то группу можно увеличить до 20-25 человек. Это количество является максимумом для эффективной работы и обеспечения активного участия всех членов группы. Группа в 30 и более человек, как правило, или пассивна, или плохо управляема.

Представьте себе, что в ходе обсуждения у одного человека на одно высказывание уходит 1-2минуты, а поскольку высказаться хотят все, то на обсуждение одного вопроса уйдет более часа. Каждый участник выскажется 4-5раз, и время обсуждения оказывается, если не бесконечным, то, по крайней мере, подходит к этой границе. Поскольку больше полутора часов группа эффективно работать не может, в итоге просто будет потеряна нить обсуждения: в конце уже никто не помнит, «зачем мы здесь сегодня собрались». Да и фасилитатору будет весьма тяжело удерживать внимание и сохранять интерактивность работы столь большой и разношерстной аудитории.

Если вам повезло и участников довольно много, стоит сгруппировать их «по интересам» и попросить высказывать те проблемы и суждения, которые одобрены всеми участниками группы. Еще один вариант – разбить обсуждение на несколько этапов, собрав несколько групп из представителей различных заинтересованных сторон, организовать группы, провести предварительный анализ отдельно в каждой из них, а после некоторой паузы организовать общее обсуждение – возможно, не со всей большой группой, а с представителями каждой из подгрупп. Такой способ организации не заменим, если заинтересованных сторон слишком много либо если физически невозможно собрать всех в одном месте в одно время.

Также по некоторым вопросам можно проводить отдельное исследование с привлечением экспертов, а затем представить его результаты во время общего анализа.

В любом случае нужно организовать сбор информации от заинтересованных сторон всеми доступными в имеющихся условиях методами. В противном случае организаторов проекта могут ожидать проблемы, уже описанные выше в разделе «Аналитическая фаза и фаза планирования».

Для нашего примера: чтобы провести анализ заинтересованных сторон, мы должны выбрать дату и время для обсуждения путей решения проблемы, пригласить представителей ЖЭС, организации, занимающейся озеленением, участкового инспектора, развесить объявления либо другим способом известить жильцов.

СТРОИМ СХЕМУ АНАЛИЗА ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СТОРОН

Что это такое? Это схема, на которой демонстрируются все заинтересованные в проекте стороны, а также существующие и желаемые связи между ними. Схема наглядно описывает сложившуюся на данный момент ситуацию.

Для чего она нужна? Когда мы будем иметь перед глазами подробную картину отношений между заинтересованными сторонами, нам будет легче описать проблемы, которые предстоит решить в ходе разработки проекта и с которыми, вероятно, придется столкнуться при осуществлении планируемой деятельности. Схема будет являться основой для анализа проблем.

Роль ведущего. Еще одна роль схемы – ограничение высказываний, не относящихся к анализу. Когда участники разговорятся, высказывания могут посыпаться, как из рога изобилия. Наличие же схемы поможет вернуть дискуссию в нужное русло. Ведущий может задавать «разгорячившимся» участникам вопросы, подобные следующим: «Какие существуют проблемы с позиции той или иной заинтересованной стороны?», «К какой заинтересованной стороне относится высказывание?», «Какие вы видите проблемы в отношении этой связи?»

Итак, предварительно ознакомившись с главой «Полезные мелочи, или На что следует обратить внимание при работе с группой?», приступим.

Выберем пространство, на котором будет расположена схема анализа заинтересованных сторон. Места должно быть много, оно должно быть хорошо видно всем участникам обсуждения.

На карточках записываем названия всех заинтересованных сторон. Для разных групп можно выбрать разные цвета карточек или разный цвет маркера. Но помните, что как минимум 2 цвета – для проблем и для целей – нужно будет зарезервировать: красный или желтый – для проблем, синий или зеленый – для целей.

Располагаем их на подготовленной поверхности – подойдут доска, стена, большой лист бумаги. В центре – вы, ваша организация или проект, по краям – карточки, обозначающие заинтересованные стороны.

При этом стараемся сгруппировать карточки по различным признакам: представители целевых групп, предположительные исполнители, постоянные либо предположительные доноры, вышестоящие организации, общественные институты, представители местной власти, потенциальные партнеры, коллеги, друзья, враги, источники информации, освещающие деятельность организации и т.д. Этот список не полон, в зависимости от специфики вашей деятельности, особенностей планируемого проекта и других факторов он может существенно изменяться. Главное, чтобы была соблюдена логика при оформлении схемы.

Обозначаем связи «группа заинтересованных сторон (либо отдельная заинтересованная сторона) – вы / ваша организация / проект». В процессе определяем направленность связей: например, если ваша организация обязана предоставить отчет о выполнении проекта вышестоящей организации, то линия связи направлена от «вас к ней».

Обозначаем связи между группами заинтересованных сторон (либо отдельными заинтересованными сторонами). Также определяем направленность этих связей.

Для этого надо сгруппировать однотипные связи между заинтересованными сторонами / группами либо между заинтересованными сторонами / группами и вами/ вашей организацией / проектом. Сначала надо определиться, какие виды связей будут присутствовать: партнерство, помощь возмездная (в обмен на деньги / услуги / и т.д.) и безвозмездная, коммуникация, информация, конфликт, отчетность… Также нужно определить желаемые связи (иметь которые было бы нужно и полезно, но на настоящий момент они отсутствуют). Не увлекайтесь этим процессом излишне – число разновидностей связей не должно быть больше 10.

Теперь надо взять набор из нескольких цветных маркеров / фломастеров и нарисовать внизу (сбоку, сверху – как вам удобно) нашей схемы «легенду», как у карты. Каждому цвету назначаем свой вид отношений. Если цвета закончились, а список еще не исчерпан, вспоминаем, что линия может быть разной, например, синяя сплошная линия может обозначать партнерство, а синяя пунктирная – финансирование.

Важно! При построении схемы указываются не планируемые, будущие, а актуальные, существующие связи.

Теперь, глядя на схему, подумаем, насколько сильны связи между заинтересованными сторонами, насколько часто они общаются между собой, насколько сильно влияние их друг на друга. Наиболее прочные связи выщеляем более жирными линиями.

Стараемся показывать основные связи и не показывать очевидные или не относящиеся к делу. Например, не стоит концентрироваться на уточнении иерархических связей между структурными подразделениями заинтересованных сторон, сгруппированных вместе (например, органы власти), если это не принципиально для проекта. Также не стоит отдельно подчеркивать тот факт, что связь «финансирование» подразумевает обратную связь «отчетность».

Следует стремиться к тому, чтобы диаграмма быта наглядной. Вероятно, для этого придется переместить карточки, еще раз продумать, по какому принципу сгруппировать заинтересованные стороны, убрать очевидные связи. Иначе вместо диаграммы мы можем получить бесполезную «паутину» из карточек и многочисленный, на первый взгляд, беспорядочный связей между ними. Анализ на основе такой схемы в будущем будет не просто затруднен, а невозможен из-за обилия и высокой плотности элементов.

Рисунок 2. Пример НЕнагляндной схемы анализа заинтересованных сторон




На Рисунке 2 приведен пример НЕнаглядной схемы анализа заинтересованных сторон для нашего примера. Сравните ее со схемой, приведенной на Рисунке 3, и оцените наглядность и удобство анализа в случае построения того или иного варианта.

Рисунок 3. Пример схемы анализа заинтересованных сторон


Итак, схема готова.

Обобщим полученные теоретические знания.

Кто проводит анализ?

Группа, состоящая из представителей всех сторон, которых затрагивает деятельность по выполнению проекта.

Что получаем в результате?

Список заинтересованных сторон.

Выявление их интереса и отношения (положительное, отрицательное, нейтральное) к проблеме, на решение которой направлен проект, выявление потенциальных конфликтных ситуаций.

Список потенциальных участников проекта, описание их предположительных ролей и той пользы, которую они могут принести на разных стадиях выполнения проекта.

Схему существующих и желательных взаимоотношений между заинтересованными сторонами.

Что такое «заинтересованная сторона»

Участник - сторона, которая заинтересована в компании и может либо повлиять, либо затронуть бизнес. Основными заинтересованными сторонами в типичной корпорации являются ее инвесторы, сотрудники и клиенты. Однако современная теория идеи выходит за рамки этого оригинального понятия, включающего в себя дополнительные заинтересованные стороны, такие как сообщество, правительство или торговая ассоциация.

РАЗГРУЗКА «Заинтересованного лица»

заинтересованные стороны могут быть внутренними или внешними. Внутренние заинтересованные стороны - это люди, чья заинтересованность в компании связана с прямыми отношениями, такими как трудоустройство, владение или инвестиции. Внешние заинтересованные стороны - это те люди, которые непосредственно не работают с компанией, но каким-то образом затрагиваются действиями и результатами этого бизнеса. Поставщики, кредиторы и общественные группы считаются внешними заинтересованными сторонами.

Пример внутреннего участника

Инвесторы являются обычным типом внутренней заинтересованной стороны и сильно зависят от результатов бизнеса. Если, например, фирма венчурного капитала решает вложить 5 миллионов долларов в запуск технологии взамен на 10% акций и значительное влияние, фирма становится внутренним акционером стартапа. Возврат инвестиций компании зависит от успеха или неудачи запуска, что означает, что он заинтересован в заинтересованности.

Пример внешнего участника

Внешние заинтересованные стороны немного сложнее идентифицировать, поскольку они не имеют прямых отношений с компанией. Вместо этого внешняя заинтересованная сторона обычно является лицом или организацией, на которую влияют операции бизнеса. Например, когда компания перешла на допустимый предел выбросов углерода, город, в котором находится компания, считается внешним заинтересованным лицом, поскольку на него влияет повышенное загрязнение.

И наоборот, внешние заинтересованные стороны могут также иногда оказывать прямое влияние на компанию, но напрямую не привязаны к ней. Например, правительство является внешней стороной. Когда он вносит изменения в политику в отношении выбросов углерода, продолжая сверху, решение влияет на деятельность любого бизнеса с повышенным уровнем углерода.

Проблемы с заинтересованными сторонами

Общей проблемой, которая возникает при наличии многочисленных заинтересованных сторон на предприятии, является их различные интересы, не все могут быть согласованы. Фактически, они могут находиться в прямом конфликте. Основной целью корпорации, например, с точки зрения ее акционеров, является максимизация прибыли и повышение акционерной стоимости.Поскольку затраты на рабочую силу являются критическими затратами на поставку для большинства компаний, компания может стремиться к тому, чтобы эти затраты находились под жестким контролем. Это может привести к тому, что еще одна важная группа заинтересованных сторон, ее сотрудников, недовольна. Наиболее эффективные компании успешно справляются с собственными интересами и ожиданиями своих заинтересованных сторон.



Декларация по УСН