Под оценочной деятельностью понимается. Закон об оценочной деятельности. Вопросы для обсуждения

Законодательство РФ дает гражданам возможность некоторого увеличения собственного капитала за счет получения налоговых вычетов. Конечно, подобная привилегия не возникает просто так — у человека должны быть основания для ее оформления. Какими они могут быть? Каков порядок получения распространенных типов вычетов — социальных?

В чем сущность налогового вычета?

Сначала определимся с понятийным аппаратом в рамках темы, о которой идет речь. Что такое Он представляет собой сумму, на которую налогоплательщик вправе уменьшить сборы, уплачиваемые в бюджет — с зарплаты или иных доходов, либо вернуть от государства. Граждане РФ активно используют обе схемы, так как каждая из них имеет свои преимущества.

Способы получения вычета

Популярность второго способа получения вычетов — в виде фиксированной суммы, возвращаемой из бюджета, может быть предпочтительна с той точки зрения, что на руках у гражданина единовременно оказывается относительно большой объем денежных средств. Но и первый способ часто востребован — с той точки зрения, что средства, которые не перечислены в виде НДФЛ в бюджет, можно использовать на текущие расходы, пока они не обесценились по причине инфляции.

Однако следует понимать, что не все вычеты можно получать этими способами. В российском налоговом законодательстве предусмотрен довольно широкий спектр вычетов. В числе самых востребованных — социальные. Основная часть из них получается только вторым методом — при обращении в ФНС по окончании налогового года.

В чем специфика социальных вычетов?

Социальные вычеты — это компенсации, которые исчисляются на основе расходов гражданина на учебу, лечение, финансирование пенсии, а также благотворительность. Очевидно, что они относятся с типично социальными сферами — отсюда и название рассматриваемых налоговых преференций.

Как правило, социальные вычеты предоставляются гражданам по окончании года, в котором были произведены расходы, на основе которых по закону можно получить компенсацию. Процедура их получения не слишком сложна. По сути, все, что нужно сделать, это предоставить в ФНС по месту регистрации необходимые документы. Как правило, это декларация, соответствующая форме 3-НДФЛ, а также источники, подтверждающие совершение налогоплательщиком расходов.

Предоставляются в общем случае на сумму не более чем 13% от 120 000 рублей. Но есть нюансы их исчисления. Изучим специфику соответствующих компенсаций подробнее.

Вычет на лечение: нюансы

Рассмотрим то, как получать социальный вычет на лечение. В чем его главные особенности?

За лечение социальный вычет предоставляется, если налогоплательщик оплатил медицинские услуги, оказанные лично ему, супругу, родителям или детям, если их возраст не превышает 18 лет, либо приобрел лекарства. Медучреждение, в котором проходило лечение, должно иметь лицензию. Если налогоплательщик прошел курс дорогостоящего лечения - согласно критериям, определяемым в постановлениях правительства РФ, - то максимальная сумма вычета по соответствующим расходам будет неограниченной.

Рассматриваемый вид налоговых компенсаций может оформить гражданин, совершивший расходы, связанные с покупкой лекарств или оплатой услуг в медицинском учреждении лично — без помощи работодателя или государства.

Как мы отметили выше, для получения вычета человеку нужно подготовить документы, главным из которых, вероятно, следует считать декларацию, соответствующую форме 3-НДФЛ. Ее он может заполнить самостоятельно или же обратиться в специализированное учреждение за консультацией. Весьма удобным инструментом для решения подобных задач являются специализированные программы, которые можно скачать с тематических порталов.

Следующий документ, который понадобится для того, чтобы получить социальный вычет — справка 2-НДФЛ. Данный документ нужен ФНС для того, чтобы увидеть величину подтвержденных доходов человека за прошедший налоговый год. Такая справка чаще всего предоставляется работодателем — нужно только обратиться в бухгалтерию фирмы.

Также для того, чтобы получить социальный вычет на лечение, потребуются документы, подтверждающие расходы гражданина. Таковыми могут быть:

Договор с медицинской организацией на предоставление услуг;

Справка о перечислении учреждению оплаты за медуслуги;

Квитанции, подтверждающие расходы гражданина;

Справка, выданная медучреждением и подтверждающая необходимость приобретения человеком лекарств.

Если гражданин получает вычет за расходы на лечение родственника, то в ФНС также потребуется предоставить документы, подтверждающие родство с пациентом. При этом, квитанции и иные финансовые документы должны предоставляться налоговикам от лица налогоплательщика, и в них должны быть указаны его Ф.И.О., если предполагается внесение в них соответствующих данных.

Если вычет оформляется на основании расходов на медобслуживание по ДМС, то понадобится копия договора о ДМС либо соответствующего типа страхового полиса, а также квитанций, подтверждающих получение компенсации от страховой компании. В большинстве случаев также требуется предоставить в ФНС рецептурный бланк, на котором будет проставлена отметка о том, что документ составлен для ФНС. Могут понадобиться и документы, подтверждающие факт расчетов плательщика с медицинской организацией, которая предоставляет свои услуги в рамках договоров о ДМС.

Взаимодействие с ФНС

После того как все документы собраны, их можно относить в ФНС по месту регистрации. Там гражданин должен будет заполнить заявление о вычете — налоговики подскажут как это сделать. В данном документе также фиксируются реквизиты банковского счета, на который человек желает получить сумму вычета. Сотрудники ведомства должны проверить документы, и если все будет в порядке, принять их и выдать гражданину расписку об их получении.

Социальные вычеты на лечение в виде возврата денежных средств на указанный в заявлении счет выплачиваются в течение 4 месяцев после передачи в ФНС документов.

Как получить вычет за обучение?

Изучим теперь то, как оформляются налоговые компенсации на основании расходов человека на обучение себя или ближайших родственников.

Предоставление социального вычета за обучение осуществляется, если налогоплательщик прошел учебный курс сам либо оплатил учебу своих детей, если их возраст не превышает 24 года, братьев или сестер. Компенсация предоставляется за весь период обучения в образовательном учреждении, также в него входит.

Рассматриваемый вычет не может быть получен гражданином, если в качестве источника финансирования учебы был использован материнский капитал. Кроме того, нельзя получить соответствующую компенсацию, если образовательное учреждение оказывает свои услуги без лицензии и проводит, например, разовые семинары, лекции либо осуществляет иные виды обучения, не предполагающие выдачу слушателям дипломов, сертификатов и иных официальных документов, подтверждающих квалификацию.

Для оформления выплаты по соответствующему основанию первое, что нужно сделать, как и в случае с компенсацией на лечение — подготовить документы. Социальный вычет на обучение, как и в предыдущем случае, предполагает подготовку декларации, соответствующей форме 3-НДФЛ. Аналогично нужно взять в бухгалтерии фирмы-работодателя справку 2-НДФЛ.

После — собрать пакет документов, подтверждающих расходы на обучение. Таковыми могут быть:

Копия контракта с образовательной организацией;

Копия соглашения, которое удостоверяет повышение стоимости учебы, если учреждение меняло цены на оказываемые услуги;

Копия лицензии соответствующей организации, если сведения о ней не отражены в контракте;

Если налогоплательщик получает вычет за обучение ребенка, брата или сестры, то нужно предоставить справку о том, что учеба осуществлялась в очной форме;

Если гражданин получает вычет за обучение ребенка, нужно будет предоставить ФНС свидетельство о его рождении;

Если человек получает компенсацию за учебу брата или сестры — понадобятся документы, которые подтверждают родство с ними.

Также к комплекту документов необходимо приложить квитанции, подтверждающие оплату услуг образовательной организации.

Получение социального осуществляется в целом по той же схеме, которая характеризует оформление компенсации за лечение. Нужно отнести документы, что были собраны, в ФНС, получить от налоговиков расписку и подождать, пока денежные средства не перечислятся на банковский счет, указываемый в заявлении.

Вычет за благотворительность

Социальные налоговые вычеты предоставляются также на основании расходов гражданина на благотворительность. Процедура их получения также, в целом, подобна той, что характеризует оформление и обучение. Необходимо подготовить декларацию 3-НДФЛ, справку 2-НДФЛ, а также собрать пакет документов, подтверждающих расходы. Таковыми могут быть:

Квитанции, подтверждающие транзакции (либо, например, платежные поручения или выписки со счетов);

Договоры на оказание благотворительной помощи.

Получение социального вычета осуществляется так же, как и в предыдущих сценариях: нужно отнести документы в ФНС, заполнить заявление, взять расписку и подождать, пока налоговики рассмотрят документы и осуществят перевод суммы вычета на указанный гражданином расчетный счет.

Расходами, на основании которых человек может получить компенсацию рассматриваемого типа, чаще всего являются безвозмездные перечисления денежных средств на счета научных, культурных, образовательных организаций, учреждений здравоохранения и оказания социальной помощи гражданам. Данные организации также могут быть государственными.

Социальные вычеты могут выплачиваться на основании расходов гражданина, составляющих финансовую помощь спортивным учреждениям, религиозным организациям. Максимальная сумма соответствующей компенсации не ограничена законом, но она не может превышать 25% от общей величины доходов гражданина, который получен им в том году, за который подаются документы в ФНС.

Вычет за пенсионные взносы

Вычет на основании расходов гражданина, связанных с пополнением пенсионного счета, принадлежащего ему, родителям, супругу, либо детям, имеющим инвалидность, также относится к социальным. Право на соответствующую компенсацию возникает у налогоплательщика, заключившего договор с негосударственным пенсионным фондом либо специализированной страховой организацией.

Каким образом оформляется соответствующего типа социальный налоговый вычет? Документы, что необходимо подготовить налогоплательщику для оформления данной компенсации, частично совпадают с теми, что предоставляются в ФНС для получения других социальных вычетов — это касается декларации 3-НДФЛ, а также справки 2-НДФЛ.

Но есть и специфические:

Договор с НПФ;

Квитанции, подтверждающие перечисление гражданином средств в НПФ;

При необходимости — документы, удостоверяющие родство налогоплательщика с лицами, имеющими накопительные пенсионные счета, которые пополнялись человеком.

Стоит отметить, что вычет за пенсионные взносы — единственный, который можно получить по первой схеме в виде сумм, соответствующих который не перечисляется с зарплаты в бюджет на законных основаниях.

Оформление нескольких вычетов: нюансы

Можно ли получить социальный вычет в нескольких разновидностях? Законодательство РФ не запрещает этого. Но нужно иметь в виду, что максимальная величина расходов, на основании которых может быть исчислен социальный вычет составляет в общем случае 120 000 рублей в год. Если эта сумма была исчерпана, условно говоря, за счет получения гражданином компенсации за учебу, то получить вычет по расходам на лечение, совершенным в том же году, он уже не сможет.

Исключение может составлять выплата за дорогостоящее лечение. По соответствующим компенсациям, как мы отметили выше, в законодательстве РФ не предусмотрено ограничений. Кроме того, по особым правилам определяется, как мы отметили выше, размер вычета за благотворительность. Но важно, чтобы величины зарплаты или иных доходов человека хватило на то, чтобы использовать доступную сумму вычета.

Человек имеет право получить социальную компенсацию в течение 3 лет после совершения расходов, на основании которых она исчисляется.

Резюме

Социальные вычеты — востребованная гражданами РФ мера поддержки. Для того чтобы получить ее, человек должен, во-первых, подготовить документы, подтверждающие размер полученных доходов, с которых уплачен налог в размере 13% - именно его ФНС возвращает из бюджета в пределах тех лимитов для вычетов, которые установлены законодательством. Во-вторых, гражданину необходимо корректно подтвердить факт совершенных расходов — связанных с оплатой услуг образовательных, медицинских учреждений, перечислением денежных средств на счета в НПФ или с оказанием благотворительной помощи. Относить подготовленный комплект документов следует в территориальное отделение ФНС по месту регистрации. При этом сделать это можно в любой день года, следующего за тем, в котором были совершены расходы, дающие право на компенсацию.

Введение

Актуальным вопросом на сегодняшний день является то, что развитие и формирование оценки как специального вида деятельности является составной частью общего процесса реформирования экономики и создания правового демократического государства.

Оценка имущества и нематериальных активов является самостоятельным профессиональным видом деятельности. Оценка, в первую очередь, является новым научным направлением, со своей методологией, терминологией, принципами исследований и т.д.

Становление и развитие оценки возможно только в условиях рыночных отношений при четком определении роли и места государства в вопросах ценообразования и правового регулирования предпринимательской деятельности.

Формирование оценки возможно только на основе создания общего правового, методологического и информационного пространства на всей территории Российской Федерации. Создание изолированных региональных или ведомственных нормативных и инструктивных актов или иных документов, не связанных с общей системой оценки в РФ, является недопустимым.

Оценка как профессиональный вид деятельности должна отвечать текущим потребностям проводимых экономических реформ, а также учитывать как региональные, так и отраслевые особенности.

Цель работы: раскрыть содержание стандартов Российского общества оценщиков.

· Изучить основные понятия оценочной деятельности;

· Рассмотреть основные положения стандарта об оценочной деятельности.

Основные понятия оценочной деятельности

Согласно Федеральному закону «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» Федеральный закон от 29.07.98 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», статья 3. под оценочной деятельностью понимается деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.

Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:

· одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;

· стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;

· объект оценки представлен на открытый рынок в форме публичной оферты;

· цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;

· платеж за объект оценки выражен в денежной форме. Барский А., Данков А.. Микулин М. Финансовая база местного самоуправления. // Вопросы экономики.- 1999.- №3.- с.33

Субъектами оценочной деятельности признаются, с одной стороны, юридические лица и физические лица (индивидуальные предприниматели), деятельность которых регулируется федеральным законом об оценочной деятельности (оценщики), а с другой - потребители их услуг (заказчики).

К объектам оценки относятся:

· отдельные материальные объекты (вещи);

· совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия);

· право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества;

· права требования, обязательства (долги);

· работы, услуги, информация;

· иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте. Оценка недвижимости / Под. ред. А.Г. Грязновой. М.А. Федотовой.- М., 2006. - с.100

Оценщики должны точно определять и различать такие термины: цена, рынок, затраты и стоимость. Термин цена обычно относится к цене продажи (транзакции), а также обмена. Цена - это свершившийся факт. Цена представляет сумму (объем) того, что определенный покупатель согласен заплатить, а определенный продавец получить за товар в сложившихся обстоятельствах. Как правило, обстоятельства транзакции отражают условия, сложившиеся в каком - то из многочисленных рынков. Рынок - это набор предложений, в которые покупатель и продавец переносятся с помощью ценового механизма. Рынок может быть определен географически (шведский рынок, европейский рынок), продуктами или их особенностями, количеством доступных покупателей, продавцов или другими особенностями. Рынок образуется взаимодействием индивидуальных (физических и юридических) лиц, обменивающих наборы прав на другие ценности, например деньги. Специфические рынки определяются в зависимости от типа, местоположения, типичных характеристик владения и другими атрибутами, определяющимися участниками обмена товарами. В качестве примеров специфических рынков можно привести рынки недвижимости с небольшими (на одну-две семьи) новыми жилыми домами, продающимися по цене близкой к $ 100 000, либо рынок многоквартирных домов, расположенных в центральной части города. Термин «затраты» - используется оценщиками в связи с производством, но не обменом. Затраты могут быть либо уже свершившимися, либо определенными на текущий момент. В числе нескольких видов затрат определяют: прямые затраты, непрямые затраты, затраты на постройку и развитие (создание планов).

Прямые затраты включают расходы на труд и материалы, необходимые для постройки нового здания (сооружения и т.д.). Прямые затраты также называют жесткими затратами. Накладные расходы и прибыль подрядчика обычно составляют прямые затраты. Непрямые расходы включают в себя расходы иные, чем на оплату труда и материалов.

Например, это затраты на управление, оплата владельцем официальных сборов и гонораров, налогов, процентов с кредита и страховки в период строительства. Кроме того, затраты, связанные с арендой, составляющие затраты по управлению проектом до достижения определенного стабильного уровня заселения квартир. Непрямые затраты так же называют мягкими. Затраты на строительство, или цена подрядчика, обычно включает прямые затраты на оплату труда и материалов плюс непрямые затраты подрядчика. Затраты на развитие включают в себя затраты на создание недвижимости, включая землю, и приведение ее к эффективному операционному состоянию, определяются из затрат на строительство. Затраты на развитие включают прибыль разработчика или предпринимателя, воплощающего проект. Эти связанные с недвижимостью расходы непосредственно зависят от цены товаров и услуг на конкурирующих рынках: например, от затрат на строительные материалы, архитектурные планы, определенные предложением и спросом в специфических сферах, и от субъектов влияния социальных, экономических, правительственных и природных сил. Взаимоотношение цены, рынков и затрат также использует концепцию стоимости. Стоимость может иметь много значений в оценке. Используемое определение зависит от контекста и использования. На рынке понятие стоимости обычно описывается как прибыль, ожидаемая в будущем. Поскольку стоимость существует в определенный момент времени, то и оценка отражает стоимость в определенный момент времени. Стоимость в определенный момент времени - это выраженная в денежной форме ценность товаров, услуг для покупателей и продавцов. Чтобы избежать путаницы, оценщики не используют термин стоимость в одиночку - поскольку существуют различные виды стоимости: рыночная, стоимость пользования, инвестиционная стоимость и т.д. Рыночная стоимость определяется как наиболее вероятная стоимость данного вида оцениваемого товара в данном районе в определенный период времени. Оценка недвижимости / Под. ред. А.Г. Грязновой. М.А. Федотовой.- М., 2006. - с.110

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки. Право на проведение оценки объекта является безусловным и не зависит от установленного законодательством Российской Федерации порядка осуществления государственного статистического учета и бухгалтерского учета и отчетности. Это право распространяется и на проведение повторной оценки. Результаты проведения оценки могут быть использованы для корректировки данных бухгалтерского учета и отчетности. Результаты проведения оценки объекта оценки могут быть обжалованы заинтересованными лицами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 9 Федерального закона об оценке Федеральный закон от 29.07.98 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», статья 9 основанием для проведения оценки объекта оценки является договор между оценщиком и заказчиком. Договором между оценщиком и заказчиком может быть предусмотрено проведение данным оценщиком оценки конкретного объекта оценки, ряда объектов оценки либо долговременное обслуживание заказчика по его заявлениям.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, оценка объекта оценки, в том числе повторная, может быть проведена оценщиком на основании определения суда, арбитражного суда, третейского суда, а также по решению уполномоченного органа.

Суд, арбитражный суд, третейский суд самостоятельны в выборе оценщика. Расходы, связанные с проведением оценки объекта оценки, а также денежное вознаграждение оценщику подлежат возмещению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Договор между оценщиком и заказчиком заключается в письменной форме и не требует нотариального удостоверения.

Договор должен содержать:

· основания заключения договора;

· вид объекта оценки;

· вид определяемой стоимости (стоимостей) объекта оценки;

· денежное вознаграждение за проведение оценки объекта оценки;

· сведения о страховании гражданской ответственности оценщика.

В договор в обязательном порядке включаются сведения о наличии у оценщика лицензии на осуществление оценочной деятельности с указанием порядкового номера и даты выдачи этой лицензии, органа, ее выдавшего, а также срока, на который данная лицензия выдана.Договор об оценке как единичного объекта оценки, так и ряда объектов оценки должен содержать точное указание на этот объект оценки, а также его описание.

В отношении оценки объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, договор заключается оценщиком с лицом, уполномоченным собственником на совершение сделки с объектами оценки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Надлежащим исполнением оценщиком своих обязанностей, возложенных на него договором, являются своевременное составление в письменной форме и передача заказчику отчета об оценке объекта оценки. Рохчин В.Е., Филиппков А.И. Социально-экономическое развитие муниципальных образований: методология разработки концепции и механизм ее реализации. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - с.87

Отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также приводятся иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

В случае, если при проведении оценки объекта оценки определяется не рыночная стоимость, а иные виды стоимости, в отчете должны быть указаны критерии установления оценки объекта оценки и причины отступления от возможности определения рыночной стоимости объекта оценки.

В отчете должны быть указаны:

· дата составления и порядковый номер отчета;

· основание для проведения оценщиком оценки объекта оценки;

· юридический адрес оценщика и сведения о выданной ему лицензии на осуществление оценочной деятельности по данному виду имущества;

· точное описание объекта оценки, а в отношении объекта оценки, принадлежащего юридическому лицу, - реквизиты юридического лица и балансовая стоимость данного объекта оценки;

· стандарты оценки для определения соответствующего вида стоимости объекта оценки, обоснование их использования при проведении оценки данного объекта оценки, перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения, а также принятые при проведении оценки объекта оценки допущения;

· последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, а также ограничения и пределы применения полученного результата;

· дата определения стоимости объекта оценки;

· перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки.

Отчет может также содержать иные сведения, являющиеся, по мнению оценщика, существенно важными для полноты отражения примененного им метода расчета стоимости конкретного объекта оценки.

Для проведения оценки отдельных видов объектов оценки законодательством Российской Федерации могут быть предусмотрены специальные формы отчетов. Отчет собственноручно подписывается оценщиком и заверяется его печатью.

Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом об оценочной деятельности, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

В случае наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, в том числе и в связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта, указанный спор подлежит рассмотрению судом, арбитражным судом в соответствии с установленной подведомственностью третейским судом по соглашению сторон спора или договора или в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность. Рохчин В.Е., Филиппков А.И. Социально-экономическое развитие муниципальных образований: методология разработки концепции и механизм ее реализации. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - с.92

ФЗ « Об оценочной деятельности в РФ » от 29.07.1998 №135-ФЗ (в редакции от 24.07.2007)

Оценочная деятельность осуществляется в соответствии с международными договорами РФ, настоящим ФЗ, а также другими ФЗ и иными НПА РФ, регулирующими отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности.

Настоящий ФЗ определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей.

Под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.

Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:

    одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;

    стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;

    объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки;

    цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;

    платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

Субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего ФЗ (далее -оценщики ).

Оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно , занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом.

К объектам оценки относятся:

    отдельные материальные объекты (вещи);

    совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия);

    право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества;

    права требования, обязательства (долги);

    работы, услуги, информация;

    иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте.

ПП РФ « Об утверждении стандартов оценки » от 06.07.2001 №519 (в редакции от 14.12.2006) - данные стандарты оценки являются обязательными к применению субъектами оценочной деятельности при определении вида стоимости объекта оценки, подходов к оценке и методов оценки, а также при проведении оценки.

РФ, субъекты РФ или муниципальные образования, физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях , предусмотренных настоящим ФЗ.

Право на проведение оценки объекта оценки является безусловным и не зависит от установленного законодательством РФ порядка осуществления государственного статистического учета и БУ и отчетности. Данное право распространяется и на проведение повторной оценки объекта оценки. Результаты проведения оценки объекта оценки могут быть использованы для корректировки данных бухгалтерского учета и отчетности.

Результаты проведения оценки объекта оценки могут быть обжалованы заинтересованными лицами в порядке, установленном законодательством РФ.

Основанием для проведения оценки является договор на проведение оценки, заключенный заказчиком с оценщиком или с юридическим лицом, с которым оценщик заключил трудовой договор.

Государственное регулирование оценочной деятельности и деятельности саморегулируемых организаций оценщиков в части надзора и нормативно-правового регулирования осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации (далее - уполномоченные федеральные органы).

Регулирование оценочной деятельности осуществляется Национальным советом по оценочной деятельности (далее также - Национальный совет) в части разработки федеральных стандартов оценки, саморегулируемыми организациями оценщиков в части разработки и утверждения стандартов и правил оценочной деятельности. Контроль за осуществлением членами саморегулируемой организации оценщиков оценочной деятельности осуществляется этими организациями.

Саморегулируемой организацией оценщиков признается некоммерческая организация, созданная в целях регулирования и контроля оценочной деятельности, включенная в единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков и объединяющая на условиях членства оценщиков.

Статус саморегулируемой организации оценщиков приобретается некоммерческой организацией в соответствии с положениями настоящей статьи с даты ее включения в единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков.

Принципы осуществления оценочной деятельности:

    принцип профессионализма - оценка должна осуществляться лицом, имеющим соответствующую квалификацию в области оценочной деятельности (лицензирование оценочной деятельности прекратилось с 01.06.2006);

    принцип независимости - установление запрета на осуществление оценочной деятельности при наличии заинтересованности оценщика; на вмешательство заказчика либо иных заинтересованных лив деятельность оценщика; на зависимость размера оплаты оценщика за проведение оценки от итоговой величины стоимости объекта;

    принцип полноты - оценщик осуществляет сбор и обработку всей информации, необходимой для объективной оценки;

    принцип достоверности - итоговая величина стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном оценщиком, признается достоверной. Она рекомендуется для совершения сделки с объектом оценки.

В условиях рыночной экономики и продавец, и покупатель, совершая сделки на «свой страх и риск», хотели бы знать заранее о возможном результате, о цене продаж интересующего их объекта. Однако рыночная цена становится известной только в итоге состоявшейся сделки. И ни одному, даже выдающемуся, уму за всю историю человечества, от времени Аристотеля до наших дней, не удалось найти способ определения точной величины рыночной цены.

Вместе с тем в основе рыночной цены сделки, выступающей результатом согласования цены продавца и цены покупателя, лежит внутренняя величина, стоимость, которая, будучи количественно определенной в условиях конкретного рынка, представляет собой рыночную стоимость.

Именно эту величину чаще всего и пытается определить эксперт-оценщик. В Федеральном законе «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ (с изменениями по состоянию на 27 февраля 2003 г.) в ст. 3 дается такая формулировка: «Под оценочной деятельностью понимается деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости».

Для того чтобы понять сущность и особенности оценочной деятельности, необходимо дать более развернутые ее определения. Оценка стоимости бизнеса, как и любого другого объекта собственности, представляет собой целенаправленный упорядоченный процесс исчисления величины стоимости объекта в денежном выражении с учетом влияющих на нее факторов в конкретный момент времени в условиях конкретного рынка. Несколько громоздкое на первый взгляд определение сущности оценки стоимости раскрывает тем не менее основные черты данного процесса. Рассмотрим каждую из них.



Во-первых, оценка стоимости бизнеса (предприятия) - это процесс. Для получения результата эксперт-оценщик должен проделать ряд операций, очередность и содержание которых зависят от цели оценки, параметров объекта и выбранных методов. Во-вторых, можно выделить общие для всех случаев этапы оценки, например: определить цели оценки, выбрать вид стоимости, подлежащей расчету; собрать и обработать требуемую информацию; обосновать методы оценки стоимости; рассчитать величину стоимости объекта, внести поправки; вывести итоговую величину; проверить и согласовать результаты. Ни один из этапов нельзя пропустить или «переставить» на другое место. Такие вольности приведут к искажению результата. Отсюда следует, что оценочная деятельность. процесс упорядоченный: все действия совершаются в определенной последовательности. В-третьих , оценка стоимости.- процесс целенаправленный. Эксперт-оценщик в своей деятельности всегда руководствуется конкретной целью. Естественно, что он должен рассчитать величину стоимости объекта, но какую стоимость надо определить, зависит от цели оценки, а также от параметров оцениваемого объекта. Например, если расчет стоимости бизнеса производится с целью заключения сделки купли-продажи, то рассчитывается рыночная стоимость; если же целью оценки является определение стоимости бизнеса в случае его ликвидации, то вычисляется ликвидационная стоимость. В-четвертых , процесс оценки стоимости заключается в том, что оценщик всегда определяет величину стоимости как количество денежных единиц, следовательно, все стоимостные показатели должны быть выражены количественно, независимо от того, насколько просто они поддаются точному измерению и денежному выражению. В-пятых, сущностная черта стоимостной оценки заключается в ее связи с рыночной ситуацией. Это означает, что оценщик не ограничивается учетом лишь одних затрат на создание или приобретение оцениваемого объекта, его технические характеристики, местоположение, генерируемый им доход, состав и структуру активов и обязательств и т. п. Он обязательно учитывает совокупность рыночных факторов: рыночную конъюнктуру, уровень и стратегию конкуренции, рыночное реноме оцениваемого бизнеса, его макро- и микроэкономическую среду обитания, риски, сопряженные с получением дохода от объекта оценки, среднерыночный уровень доходности, цены на аналогичные объекты, текущее состояние отрасли и экономики.

Продолжительность прогнозного периода влияет на величину рыночной стоимости, прежде всего потому, что учитывается при дисконтировании. Рыночная стоимость бизнеса изменяется во времени под влиянием многочисленных факторов, поэтому она «привязана» только к конкретной дате. Уже через несколько месяцев она может быть иной. Следовательно, необходимы постоянные оценка и переоценка объектов собственности. Другим существенным фактором оценки в условиях рынка выступает риск. Под риском понимаются непостоянство и неопределенность, связанные с конъюнктурой рынка, с макроэкономическими процессами и т.п. Иными словами, риск. это вероятность того, что доходы, которые будут получены от инвестиций в оцениваемый бизнес, окажутся больше или меньше прогнозируемых. При оценке важно помнить, что существуют различные виды риска и что ни одно из вложений в условиях рыночной экономики не является абсолютно безрисковым. В-шестых, рыночная стоимость определяется обязательно в денежном выражении, например, в рублях или долларах. При этом необходимые для расчета стоимости вычисления целесообразно проводить сразу в выбранной валюте, так как это позволит провести более точные расчеты и избежать или существенно уменьшить погрешность, возникающую при переводе итогового результата из одной валюты в другую.

Заказывая оценку профессиональному оценщику, инвестор заключает с ним договор, в котором устанавливаются права и обязанности сторон. Оценщик несет определенную ответственность за качество выполненных работ, а значит, риск неправильной оценки «ложится на плечи» эксперта, а не заказчика.

И наконец, оценка стоимости в макроэкономическом аспекте является одним из рычагов управления и регулирования экономики со стороны государства, особое значение оценка имеет при управлении государственной и муниципальной собственностью.

Субъектами оценочной деятельности выступают физические и юридические лица, органы государственной власти и саморегулируемые организации оценщиков, т.е. все те, кто заказывает оценку, проводит ее, регулирует и контролирует, а также является потребителем оценочных услуг.

К субъектам оценочной деятельности можно отнести:

· органы исполнительной власти Российской Федерации (РФ), субъектов Федерации, муниципальных образований;

· оценщиков. индивидуальных предпринимателей или юридических лиц;

· профессиональные объединения оценщиков;

· заказчиков оценщиков. юридических и физических лиц, по инициативе которых на основании заключенного между ними и оценщиком в письменной форме договора проводится оценка того или иного объекта;

· потребителей оценочных услуг. юридических или физических лиц,

органов исполнительной власти, использующих информацию, содержащуюся в отчете об оценке.

К объектам оценочной деятельности в соответствии со ст. 5 Закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» относятся:

· отдельные материальные объекты (вещи);

· совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия);

· право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества;

· права требования, обязательства (долги);

· работа, услуги, информация;

Бизнес как товар имеет ряд особенностей:

Во-первых, это товар инвестиционный, т. е. товар, вложения в который осуществляются с целью отдачи в будущем. Затраты и получение доходов разъединены во времени. Причем размер ожидаемой прибыли не известен, имеет вероятностный характер, поэтому инвестору приходится учитывать риск возможной неудачи. Если будущие доходы с учетом времени их получения оказываются меньше издержек на приобретение инвестиционного товара, он теряет свою инвестиционную привлекательность. Текущая же стоимость будущих доходов, которые может получить собственник от данного бизнеса, представляет собой его рыночную стоимость.

Во-вторых, бизнес является системой, но продаваться может как система в целом, так и отдельные ее подсистемы и даже элементы. Фактически товаром становится не сам бизнес, а отдельные его составляющие, и оценщик определяет рыночную стоимость отдельных активов.

В-третьих, потребность в бизнесе как товаре зависит от процессов, происходящих внутри бизнеса и во внешней среде. Причем, с одной стороны, нестабильность в экономике приводит бизнес к неустойчивости, с другой стороны, его неустойчивость ведет к дальнейшему нарастанию нестабильности в экономике в целом. Из этого вытекает еще одна особенность бизнеса как товара. потребность в регулировании бизнеса и процесса его оценки, а также необходимость учитывать при оценке качество управления бизнесом.

В-четвертых , учитывая особое значение устойчивости бизнеса для сохранения стабильности в обществе, необходимо участие государства в регулировании не только оценки бизнеса, его купли-продажи, но и формирования рыночных цен на бизнес, особенно если речь идет о предприятии с долей государства в капитале.

Оценка бизнеса осуществляется для:

· повышения эффективности текущего управления предприятием, фирмой;

· купли-продажи акций, облигаций предприятий на фондовом рынке;

· принятия обоснованного инвестиционного решения;

· купли-продажи предприятия его владельцем целиком или по частям;

· установления доли совладельцев в случае подписания (расторжения)

договора или смерти одного из партнеров;

· реструктуризации предприятия. Ликвидация предприятия, слияние, поглощение либо выделение самостоятельных предприятий из состава холдинга предполагают проведение его рыночной оценки, так как надо рассчитать цену покупки или выкупа акций, цену конверсии или величину премии, выплачиваемой акционерам поглощаемой фирмы;

· разработки плана развития предприятия. В процессе стратегического планирования важно оценить будущие доходы фирмы, степень ее устойчивости и ценность имиджа;

· определения кредитоспособности предприятия и стоимости залога при кредитовании. В данном случае оценка требуется в силу того, что величина стоимости активов по бухгалтерской отчетности может резко отличаться от их рыночной стоимости;

· страхования, в процессе которого возникает необходимость вычисления стоимости активов в преддверии потерь;

· налогообложения. При определении налогооблагаемой базы нужно провести объективную оценку дохода предприятия, его имущества;

· принятия обоснованных управленческих решений. Инфляция искажает финансовую отчетность предприятия, поэтому периодическая переоценка имущества независимыми оценщиками позволяет повысить реалистичность финансовой отчетности, являющейся базой для принятия финансовых решений;

· инвестиционного проектирования развития бизнеса. В этом случае для его обоснования необходимо знать исходную стоимость предприятия в целом, его собственного капитала, активов, бизнеса.

Если же объектом сделки является какой-либо элемент имущества предприятия, а также если определяется налог на имущество и т.п., то отдельно оценивается необходимый объект, например недвижимость, машины и оборудование, нематериальные активы.

В зависимости от цели проводимой оценки и от количества и подбора учитываемых факторов оценщик рассчитывает либо рыночную стоимость, либо вид стоимости, отличной от рыночной. В стандартах оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности России, определено 10 видов стоимости, в том числе:

· рыночная стоимость;

· стоимость объекта оценки с ограниченным рынком;

· стоимость замещения объекта оценки;

· стоимость воспроизведения объекта оценки;

· стоимость объекта оценки при существующем использовании;

· инвестиционная стоимость;

· стоимость объекта для целей налогообложения;

· ликвидационная стоимость;

· утилизационная стоимость;

· специальная стоимость.

Семинарское занятие № 1-2

Вопросы для обсуждения

1.Сущность и особенности оценки бизнеса

2.Цели оценки бизнеса разными субъектами

3.Виды стоимостей, используемых в оценке и их характеристика

4.Этапы оценки.

Вопросы и задания для самопроверки:

1. Что является оценкой стоимости предприятия?

2. Чем признается предприятие при рассмотрении его как объекта прав?

3.Какими законодательными актами и стандартами регулируется оценка бизнеса?

4.Что является предметом оценки стоимости бизнеса?

5. Что и кто может быть объектом и субъектом оценки стоимости бизнеса?

6. Какими могут быть цели оценки

7. Что такое «саморегулируемая» организация, каковы ее функции?

8.Каковы права, обязанности, независимость оценщиков?

9. Что является основанием для проведения оценки?

10.Из каких разделов состоит Отчет об оценке?

11.Каковы этапы проведения оценки?

Проверочный тест по теме№1:

1.Оценочная деятельность-это:

а) определение рыночной или иной стоимости объекта.

б)определение инвестиционной стоимости объекта.

в)определение ликвидационной стоимости объекта.

2.Субъектами оценочной деятельности являются:

а) оценщики.

б) потребители оценочных услуг.

в) коммерческие банки.

3.Объектами оценочной деятельности являются:

б) движимое имущество.

в) торговая марка фирмы.

4.Бизнес(предприятие) - это:

б) неприкосновенный товар.

в) неполезный товар.

5.Назовите свойства бизнеса как объекта сделки:

а) полезность.

б) отсутствует процесс воспроизводства.

в) отсутствует процесс диверсификации.

6. Разновидностью специальной стоимости является:

а) страховая стоимость.

б) ликвидационная стоимость.

в) стоимость замещения.

7.Под рыночной стоимостью в Международных стандартах оценки понимается:

а) нормативная величина.

б) расчетная величина.

в) величина, твердо-установленная рынком.

8.Утилизационная стоимость-это:

а) равная стоимости списания объекта.

б) равная инвестиционной стоимости

в) равная рыночной стоимости материалов.

Понятие и правовое регулирование оценочной деятельности

Основным нормативным актом, регулирующим оценку имущества и хозяйственных обязательств, является Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ"*(1226) (далее - Закон об оценочной деятельности). Данный акт определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для других целей.

В силу ст. 3 Закона об оценочной деятельности под оценочной деятельностью понимается деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.

В соответствии со ст. 20 Закона об оценочной деятельности Правительством РФ разрабатываются и утверждаются Стандарты оценки. Применяющиеся в настоящее время Стандарты оценки утверждены постановлением Правительства РФ от 6 июля 2001 г. N 519*(1227) (далее - Стандарты оценки). Стандарты оценки являются обязательными к применению субъектами оценочной деятельности при определении вида стоимости объекта оценки, подходов к оценке и методов оценки, а также при проведении оценки.

Во исполнение требований Стандартов оценки разработаны методические рекомендации по оценочной деятельности применительно к различным объектам оценки, видам стоимости объекта оценки, проведению оценки, а также экспертизы отчетов об оценке. В качестве примера назовем:

Субъекты РФ принимают нормативные правовые акты, регулирующие вопросы оценки имущества соответствующего публичного образования и сделок с таким имуществом. В качестве примера приведем постановление Правительства Москвы от 12 апреля 2005 г. N 204-ПП "О порядке работы по оценке стоимости имущества в сделках с участием города Москвы"*(1231). Указанным постановлением утверждены:

Порядок оценки стоимости имущества в сделках с участием города Москвы (приложение 1);

Порядок размещения заказов на оценку имущества в сделках с участием города Москвы (приложение 2).

Следует иметь в виду, что данные и иные акты, принятые в соответствии с Законом об оценочной деятельности, регулируют профессиональную оценку, осуществляемую независимыми оценщиками. К деятельности этих субъектов, а также к их правовому статусу предъявляются специальные требования, которые и будут являться предметом рассмотрения в данной главе.

Вместе с тем в практике хозяйственной деятельности широкое распространение получила внутрихозяйственная оценка. Она осуществляется самими субъектами, ведущими предпринимательскую деятельность в отношении принадлежащего им имущества и иных объектов гражданских прав.

Анализ законодательства, регулирующего оценочную деятельность, позволяет выявить принципы ее осуществления:

1) принцип профессионализма. Он заключается в том, что оценка должна осуществляться лицом, имеющим соответствующую квалификацию в области оценочной деятельности. Гарантией соблюдения данного принципа является лицензирование оценочной деятельности, что предполагает предъявление квалификационных требований к соискателю лицензии;

2) принцип независимости. Соблюдение данного принципа гарантируется установлением в ст. 16 Закона об оценочной деятельности запрета:

а) на осуществление оценочной деятельности при наличии заинтересованности оценщика. Так, оценка не может проводиться оценщиком, если он является учредителем, собственником, акционером или должностным лицом юридического лица либо заказчиком, или физическим лицом, имеющим имущественный интерес в объекте оценки, или состоит с указанными лицами в близком родстве или свойстве. Кроме того, проведение оценки объекта оценки не допускается, если:

В отношении объекта оценки оценщик имеет вещные или обязательственные права вне договора;

Оценщик является учредителем, собственником, акционером, кредитором или страховщиком юридического лица либо юридическое лицо является учредителем, акционером, кредитором или страховщиком оценочной организации;

б) на вмешательство заказчика либо иных заинтересованных лиц в деятельность оценщика, если это может негативно повлиять на достоверность результата проведения оценки, в том числе ограничение круга вопросов, подлежащих выяснению или определению при проведении оценки объекта оценки;

в) на зависимость размера оплаты оценщика за проведение оценки от итоговой величины стоимости объекта;

3) принцип полноты. Согласно этому принципу оценщик осуществляет сбор и обработку всей информации, необходимой для объективной оценки объекта. Гарантией соблюдения принципа полноты является предусмотренное ст. 14 Закона об оценочной деятельности право оценщика требовать от заказчика при проведении обязательной оценки обеспечения доступа в полном объеме к документации, необходимой для осуществления оценки; получать разъяснения и дополнительные сведения; запрашивать в письменной и устной форме информацию у третьих лиц. Оценщик вправе отказаться от проведения оценки, если заказчик не обеспечил предоставление необходимой информации об объекте оценки;

4) принцип достоверности. В соответствии с данным принципом итоговая величина стоимости объекта оценки, указанная в отчете, который составлен оценщиком в предусмотренном законодательством порядке, признается достоверной. Она рекомендуется для целей совершения сделки с объектом оценки. При этом следует учитывать, что правило о рекомендации данной стоимости действует, если с даты составления отчета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки (или даты представления публичной оферты) прошло не более шести месяцев (п. 20 Стандартов оценки).

Следует иметь в виду, что нарушение законодательно установленных принципов в ходе осуществления оценочной деятельности приводит к признанию судом недействительным отчета оценщика. Приведем пример.



Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 20 августа 2002 г. N КГ-А40/5404-02 оставлено без изменения решение Арбитражного суда г. Москвы от 18 мая 2002 г. по делу N А40-10516/02-102-132, а кассационная жалоба - без удовлетворения.

При этом было установлено, что решением от 18 мая 2002 г. Арбитражным судом г. Москвы удовлетворен иск ОАО "АКБ "СВА" к ЗАО "Независимая компания "АРТ-Консалт" о признании недействительным отчета от 1 февраля 2002 г. N 2-02/8ТР "Об оценке рыночной стоимости предполагаемого к обращению взыскания имущества (доли в уставном капитале ООО "КБ "Арсенал", равной 17,505 процентов, принадлежащего организации-должнику ЗАО "Антей-Ресурс").

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось. В кассационной жалобе ответчик ссылался на неполноту изучения судом фактических данных по делу.

Проверив материалы дела, суд кассационной инстанции не нашел оснований к отмене решения суда, указав, что суд первой инстанции полно и всесторонне изучил доказательства по делу, оценил их надлежащим образом и отметил, что ответчиком при составлении отчета бухгалтерский баланс фактически не изучался, приложенные к нему отчеты не анализировались, иные требования закона к составлению отчета также не соблюдались, в связи с чем иск был удовлетворен.

Закон вводит правило оспоримости стоимости объекта, содержащейся в отчете оценщика. В случае наличия спора о достоверности величины стоимости, в том числе и в связи с наличием иного отчета об оценке этого же объекта, указанный спор подлежит рассмотрению судом, арбитражным судом или третейским судом. Суд вправе обязать стороны совершить сделку по цене, определенной в ходе рассмотрения спора в судебном заседании, только в случае обязательного совершения сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае признания отчета об оценке имущества недостоверным убытки подлежат возмещению в размере, составляющем разницу между реальной рыночной стоимостью объекта оценки и суммой, указанной в отчете. Приведем пример из судебной практики.

Арбитражным судом г. Москвы рассмотрен иск открытого акционерного общества "Информационно-издательская группа "Новые известия" (далее - ОАО "ИИГ "Новые известия") о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Независимая оценочная компания "АРТ-Консалт" (далее - ООО "НОК "АРТ-Консалт") убытков в размере 5 437 301 руб. 00 коп.

Исковые требования заявлены на основании ст. 15 ГК РФ, ст. 13 Федерального закона N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

До принятия решения истцом в порядке ст. 49 АПК РФ заявлено ходатайство об уменьшении исковых требований до 3 918 140 руб. Данное ходатайство судом удовлетворено.

Решением от 9 марта 2004 г. Арбитражный суд г. Москвы взыскал с ЗАО "НОК "АРТ-Консалт" в пользу ОАО "ИИГ "Новые известия" убытки в сумме 3 918 140 руб. и судебные расходы в сумме 27 965 руб. 43 коп., в остальной части иска отказано.

При этом суд исходил из того, что исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку подтверждаются договором от 22 апреля 2002 г. N 2-04/4-17(м) возмездных услуг по оценке имущества.

Не согласившись с принятым судебным актом, ЗАО "НОК "АРТ-Консалт" обратилось в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой ставится вопрос о его отмене и принятии нового судебного акта.

Оставляя решение Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-47167/03-110-486 без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, Федеральный арбитражный суд Московского округа в постановлении от 14 июля 2004 г. N КГ-А40/5810-04 указал следующее.

Из материалов дела следует, что по договору от 22 апреля 2002 г. N 2-04/4-17(м) возмездных услуг по оценке имущества ОАО "ИИГ "Новые известия" (заказчик) поручил ЗАО "НОК "АРТ-Консалт" (оценщик) провести оценку рыночной стоимости комплекса оборудования по производству газеты.

Рыночная стоимость объекта оценки на основании отчета N 2-04/4-17 (м) об определении рыночной стоимости имущества определена на 30 апреля 2002 г. в размере 1 062 699 руб.

На основании договора от 18 июня 2002 г. N 02/2002 ОАО "ИИГ "Новые известия" осуществил продажу оборудования ООО "РесурсТехАльянс". В соответствии с пунктом 2.2 договора купли-продажи стоимость оборудования исчислена исходя из рыночных цен, определенных ЗАО "НОК "АРТ-Консалт" на основании отчета N 2-04/4-17(м) и составляет 1 062 699 руб. 00 коп.

Генеральной прокуратурой РФ в отношении прежнего руководства ОАО "ИИГ "Новые известия" возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 196 УК РФ. В рамках расследования уголовного дела Следственным комитетом при МВД РФ была назначена товароведческая судебная экспертиза по оценке рыночной стоимости имущества истца - оборудования для производства газеты, являвшегося объектом оценки отчета N 2-04/4-17(м) ЗАО "НОК "АРТ-Консалт". По данным оценки ЗАО "Независимой экспертной компанией "Мосэкспертиза", рыночная стоимость оборудования составила 6 500 000 руб.

Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Согласно п. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии с действующим законодательством возмещение убытков является мерой гражданско-правовой ответственности, поэтому лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать, во-первых, факт нарушения права, во-вторых, наличие и размер понесенных убытков, в-третьих, причинную связь между нарушением права и возникшими убытками.

Согласно расчету, представленному в заявлении об уменьшении размера искового требования, рыночная стоимость оборудования для производства газеты по состоянию на 30 апреля 2002 г. на основании экспертного заключения ЗАО "Независимая экспертная компания "Мосэкспертиза" N 0693э/12-38-08/03 составляет 4 980 839 руб. В данном заключении эксперты пришли к выводу, что при составлении отчета N 2-04/4-17(м) были нарушены нормы, регулирующие порядок проведения оценки оборудования, и заключение о его стоимости не соответствует фактической цене этого имущества.

Соответственно убытки истца в виде упущенной выгоды составляют 3 918 140 руб.

Поскольку, в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством РФ, или в судебном порядке не установлено иное.

В этой связи довод ответчика относительно того, что потенциальная рыночная стоимость имущества, определенная в отчете, представляла собой точку зрения оценщика без каких-либо гарантий с его стороны в отношении условий последующей реализации этого имущества, судом кассационной инстанции отклоняется.

Ссылка ответчика на нарушение судом ст. 13 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" Федеральным арбитражным судом Московского округа отклоняется, так как при рассмотрении данного дела суд первой и апелляционной инстанций, оценивая представленные по делу доказательства, признал отчет N 2-04/4-17(м) недостоверным.

С учетом изложенного суд кассационной инстанции считает обжалованное решение законным и обоснованным.

Следует учитывать, что в соответствии со ст. 6 Закона об оценочной деятельности результаты проведения оценки объекта оценки могут быть обжалованы заинтересованными лицами. На наличие у любых заинтересованных лиц права обжалования результатов проведения оценки неоднократно обращалось внимание судами.

Так, отменяя решение Арбитражного суда г. Москвы от 2 августа 2002 г. по делу N А40-8076/01-7-90 с передачей дела на новое рассмотрение в первую инстанцию, Федеральный арбитражный суд Московского округа в постановлении от 31 октября 2002 г. N КА-А40/7268-02 указал следующее.

Как установлено арбитражным судом, в рамках исполнительного производства судебным приставом-исполнителем службы судебных приставов-исполнителей ХМАО Тюменской области наложен арест на дебиторскую задолженность ОАО "Тюменьэнерго" в размере 220 000 000 рублей по договору N 484-С16-15-3400 на отпуск и потребление электрической энергии и мощности от 20 марта 2000 г. между ОАО "Тюменьэнерго" и ООО "Сургутгазпром". Установление рыночной стоимости задолженности поручено ЗАО "Международный центр оценки", который согласно отчету от 5 января 2001 г. определил ее округленно в размере 129 500 000 рублей.

Считая установленную ЗАО "Международный центр оценки" рыночную стоимость арестованной дебиторской задолженности недостоверной, ОАО "Тюменьэнерго" обжаловало результаты оценки в судебном порядке.

Отказывая в иске, арбитражный суд исходил из того, что в соответствии со ст. 4 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" действие положений Закона распространяется исключительно на субъекты оценочной деятельности, которым истец не является, в связи с чем у истца отсутствует предусмотренное ст. 13 Закона право обжаловать результаты оценки. Арбитражный суд пришел к выводу о том, что истец вправе оспорить достоверность отчета оценщика только в рамках производства по обжалованию действий судебного пристава-исполнителя (п. 3 ст. 52, ст. 90 Федерального закона "Об исполнительном производстве"), так как отчет составлен в рамках исполнительного производства.

Вместе с тем ст. 6 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предоставляет право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в том числе в порядке арбитражного процессуального судопроизводства, результат проведения оценки любому заинтересованному лицу, а не только субъектам оценочной деятельности.

При этом заинтересованным лицом является любое лицо, которое считает, что результат проведения оценки влияет на его права и законные интересы. Выяснение указанного обстоятельства судом возможно только при рассмотрении дела по существу. Таким образом, право на иск для обжалования результата оценки имеет любое лицо.

Следует иметь в виду, что оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки, определенной независимым оценщиком, путем предъявления самостоятельного иска возможно только в том случае, когда законом или иным нормативным актом предусмотрена обязательность такой величины для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица. В этом случае оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки возможно только до момента заключения договора, издания акта государственным органом либо принятия решения должностным лицом или органом управления юридического лица.

Если законом или нормативным актом предусмотрена обязательность привлечения независимого оценщика без установления обязательности определенной им величины стоимости объекта оценки, то оценка носит лишь рекомендательный характер и не является обязательной. В этом случае самостоятельное ее оспаривание посредством предъявления отдельного иска не допускается. Вопрос о достоверности величины стоимости объекта оценки может рассматриваться в рамках рассмотрения конкретного спора по поводу сделки, изданного акта или принятого решения.

На данный порядок оспаривания достоверности величины стоимости объекта оценки обращено внимание в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 мая 2005 г. N 92*(1232).



Декларация по УСН