Новые подводные лодки рф. Подводные лодки вмф россии. Морские стратегические ядерные силы


Атомная подводная лодка - это одно из самых мощнейших орудий, которое существует на сегодняшний день во всем мире. Стоит отметить, что субмарины являются одной из главных составляющих обороноспособности страны. В нашем сегодняшнем обзоре можно увидеть 7 самых лучших и эффективных подобных судов.

1. Атомная подводная лодка - Шань


Шань – это один из самых современных видов атомных подводных лодок, которые находятся на вооружении Китайской Народной Республики. На сегодняшний день уже сконструировано 3 подобных экземпляров. Скорость хода такого подводного гиганта составляет 65 километров в час. Также стоит отметить, что судно способно плавать автономно в течение 80 дней.

2. Атомная подводная лодка - типа Рубис, Франция


Рубис – это одна из лучших видов Французских атомных подводных лодок, изготовленных еще в 1979 году. Скорость хода данного суда составляет 47 километров в час. Данный экземпляр способен располагать на своем борту экипаж, состоящий из 57 человек.

3. Атомная подводная лодка - Виктор-3, СССР


Виктор-3 – это один из лучших видов атомных подводных лодок, которые были изготовлены в СССР. Всего за время производства было сконструировано целых 26 подобных экземпляров, но, к сожалению, на данный момент в эксплуатации находятся всего лишь четыре. Скорость хода этого суда составляет приблизительно 57 километров в час.

4. Атомные подводные лодки - «Щука-Б»


Щука Б – это одна из лучших во всем мире модель атомной подводной лодки, которая способна автономно плавать в течении ста дней. Всего в мире сконструировано 15 подобных экземпляров, а в эксплуатации на данный момент находятся всего лишь 9 из них. Скорость хода составляет приблизительно 33 узла. Вооружена Щука четырьмя 660 мм торпедными аппаратами и 533 миллиметровыми с общим боезапасом в 40 снарядов.

5. Атомная подводная лодка - Вирджиния, Соединенные Штаты Америки

Вирджиния – это один из самых эффективных видов атомных подводных лодок, которые находящихся на вооружении Соединенных Штатов Америки. Всего в мире насчитывается 7 подобных экземпляров. Скорость данной модели достигает 35 узлов. Что касаемо вооружения в этом образце установлены 4 торпедных аппарата с боезапасом в 26 торпед и 12 пусковых установок типа Томагавк.

6. Атомная подводная лодка - типа Астьют, Великобритания


Астьют – это вид одной из самых лучших и мощных подводных лодок, изготовленных в Великобритании. Всего в мире было создано 7 подобных экземпляров. Скорость хода этого суда составляет 29 узлов. Данная модель вооружена 6 носовыми торпедными аппаратами и имеет боезапас в 48 торпед.

7. Атомная подводная лодка типа - Сивулф, Соединенные Штаты Америки


Сивулф - это вид одной из лучших подводных лодок, находящихся на вооружение Соединенных Штатов Америки. За все годы производства было сконструировано всего лишь 3 подобных экземпляров. Скорость хода этой модели составляет 35 узлов. Данное судно вооружено 8 торпедными аппаратами 660 калибра и имеет боезапас в 50 снарядов.

А любителям военно-морских кораблей, наверняка будет интересно посмотреть на

Подводные лодки проекта 955 (09551), 955A (09552) «Борей» (по кодификации НАТО SSBN «Borei», также «Dolgorukiy» - от имени головного корабля класса) - серия российских атомных подводных лодок класса «ракетный подводный крейсер стратегического назначения» (РПКСН) четвёртого поколения.

Фото АПЛ РФ (21 фото)

Подборка фото АПЛ РФ различных проектов Северного и Тихоокеанских флотов в различных погодных условиях

Тяжёлые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 941 «Акула» (SSBN «Typhoon» по кодификации НАТО) — серия советских и российских подводных лодок, самые большие в мире атомные подводные лодки (и подводные лодки вообще).

Дизель-электрическая» подводная лодка проекта 877, или «Варшавянка, более известная на Западе как лодка типа «Кило», была разработана в начале 1970-х гг. для обеспечения противокорабельной и противолодочной обороны советских военно-морских баз, береговых объектов и защиты морских коммуникаций, а также для несения дозорной службы и ведения разведки. Эти лодки средней дальности плавания сначала строились в Комсомольске-на-Амуре на Дальнем Востоке, а за тем в Нижнем Новгороде и на Адмиралтейской верфи в Ленинграде (ныне г. Санкт-Петербург). Первая лодка была заложена в 1979 г. и сдана флоту в 1982 г.

Проект 971 «Щука-Б» - атомные подводные лодки

АПЛ пр. 971 (шифр «Барс») разработана в СПМБМ «Малахит» под руководством Г.Н. Чернышова. Относится к ПЛА третьего поколения и является в полном смысле этого слова многоцелевой. Она предназначена для поиска, обнаружения и слежения за ПЛАРБ и АУГ противника, их уничтожения с началом боевых действий, а также нанесения ударов по береговым объектам. При необходимости лодка может нести мины.

Подводные лодки проекта 677 (шифр «Лада») - серия российских дизель-электрических подводных лодок, разработанных в конце XX века в ЦКБ «Рубин». Предназначаются для выполнения разведывательных и диверсионных мероприятий против надводных кораблей и подлодок противника, защиты прибрежных районов от вражеских десантов, а также для постановки минных заграждений и прочих подобных задач.

Сверхмалые подводные лодки проекта 865 «Пиранья»

Малые подводные лодки проекта 865 «Пиранья» - проект подводных лодок ВМФ СССР и Российской Федерации. Тип состоял на вооружении флота с 1990 по 1999 года. Всего было построено 2 подводные лодки данного проекта: МС-520 и МС-521. Дальнейшее строительство подобных лодок в СССР было приостановлено. В результате серия ограничилась опытной МС-520 и головной МС-521, сданной флоту в декабре 1990 года.

Первая подводная лодка промежуточного проекта 641Б «Сом», предназначавшегося для замены лодок большой дальности плавания проекта 641 в операционных зонах Черноморского и Северного флотов, была собрана в 1972 г. в г. Горьком. Всего было по строено 18 единиц двух модификации, имевших незначительные отличия. Лодки поздней постройки были на несколько метров длиннее, возможно, в связи с установкой оборудования ракетных комплексов ПЛО. Носовое гидроакустическое оборудование внешне было аналогичным тому, которое устанавливалось в то время на современных советских атомных ударных подводных лодках, а силовая установка была испытана на последнем подтипе «Фокстротов».

АПКР К-18 "Карелия" - атомный подводный ракетный крейсер

После вступления в строй лодка входила в состав 13-й ДиПЛ 3-й ФлПЛ СФ, а с сентября 2000 г. - в состав 31-й ДиПЛ 12-й ЭскПЛ СФ. Корабль до момента постановки в средний ремонт (в августе 2004 г.) предпринял двенадцать автономных походов на боевую службу, 26 раз нес боевое дежурство в пунктах базирования и выполнил четырнадцать практических пусков ракет Р-29РМ. В июле-августе 1994 г. К-18 под командованием капитана 1-го ранга Ю.И. Юрченко (старший на борту контр-адмирал А.А. Берзин) в охранении АПЛ Б-414 (пр. 671РТМК) предприняла поход в воды Арктики с всплытием в районе Северного полюса.

«Дельфин» - первая российская подводная лодка

"Дельфин" - первая боевая подводная лодка русского флота, послужившая прототипом для последующего развития отечественных кораблей данного класса вплоть до 1917 г. Проект был разработан специальной комиссией в составе И.Г. Бубнова, М.Н. Беклемишева и И.С. Горюнова. Главные балластные цистерны размещались в легких оконечностях и вентилировались внутрь ПК.

Строительство в 1958 г. первых советских подводных лодок проект 633 (по классификации NATO тип «Ромео») в г. Горьком, как усовершенствованных лодок проекта 613 совпало с успешным внедрением ядерных энергетических установок в ВМФ СССР. В результате только 20 дизель электрических подводных лодок этого проекта из 560 первоначально планировавшихся были действительно построены.

Подводные лодки типа «Касатка»

Подводная лодка "Фельдмаршал Граф Шереметьев" тип "Касатка"

Удачные испытания подводной лодки "Дельфин" доказали готовность отечественной промышленности к самостоятельной постройке подводных лодок. И.Г. Бубнов обратился в Морское министерство за разрешением приступить к разработке "подводного миноносца № 140". 1 сентября 1903 г. управляющий Морским Министерством разрешил разработку чертежей подводной лодки, 20 декабря 1903г.

Немецкие U-Boat - подводные лодки Второй мировой войны

Цветной фильм про немецкие подводные лодки второй мировой войны, которые торпедируют корабли союзников, в основном американские. Видео очень качественное и в цвете, что редкость для того времени.

Кета - подводная лодка

Лейтенант С.А.Янович, работая над проектом подлодки изобретателя Колбасьева, разработал интересное решение полупогружающейся лодки малой видимости. В его распоряжение выделили корпус старой лодки Джевецкого (1880 года), который переделали, увеличив в размерах и установив автомобильный двигатель. Корпус удлинили с 5 до 7,5 м и усилили двойными стенками. Образовавшееся междубортное пространство использовали в качестве топливных и балластных цистерн.

Тип «Сом» - подводные лодки 1904 - 1906 годов

12 сентября 1903 г. Правление Невского судостроительного и механического заводов в Санкт-Петербурге подписало с американской фирмой «Holland Torpedo Boat», принадлежащей Дж. Голланду, договор о праве Невского завода в течение 25 лет осуществлять постройку ПЛ по проектам Голланда в России.

Форель - подводная лодка

Подводная лодка "Форель" построена в 1902-1903 гг. на верфи Ф.Круппа в Киле по собственной инициативе в качестве "живой" рекламы для привлечения внимания германского правительства к подводным лодкам, как новому средству борьбы на море. Строилась по проекту испанского инженера Р. Эквилея.

Тип «Осётр» - подводные лодки

Подводная лодка "Палтус" типа "Осетр"

Начавшаяся 26 января 1904 г. русско-японская война и последовавшие за этим потери русской эскадры потребовали от правительства России срочного усиления флота. Наряду с развитием строительства отечественных подводных лодок были приняты меры по приобретению подводных лодок иностранных фирм.

Подводные лодки тип «Карп»

24 мая 1904 г. с фирмой Ф. Круппа был подписан контракт на постройку 3-х подводных лодок типа "Е" ПЛ «Карп», ПЛ Камбала, ПЛ «Карась». Эти подводные лодки строились под заводскими номерами 109, 110, 111. Учитывая новизну конструкции, в контракте не предусматривались санкции за невыполнение условий договора. Испытания первой подводной лодки должны были начаться 10 января 1905 г., второй и третьей - в феврале и марте того же года.

Будущее ВМС США в самой современной подводной лодке США класса «USS Virginia » оснащенной новейшими технологиями, способной подплывать к самому берегу и тайно следить за сведениями потенциальных врагов и быть в готовности нанести ответный удар несокрушимой силы. Атомные подводные лодки класса «USS Virginia » представляют совершенно новый класс подводного флота США. Самые современные и самые разносторонние субмарины в мире и обладают ошеломляющими способностями. Первая подводная лодка в серии под названием «USS Virginia » (SSN-744) была заложена в сентябре 2000 года, спущена на воду 16 августа 2003 года, а введена в эксплуатацию 23 октября 2004 года.

Это один большой склад оружия. Подлодка « USS Virginia » может устраивать разрушительные атаки , используя торпеды, может посылать крылатые ракеты на расстояние до 1500 км с высокой точностью, а чтобы избежать встречи с потенциальным противником современная подводная лодка способна погружаться под воду на глубину до 250 м. Этот класс подводной лодки стоит на голову выше других за счет потрясающей способности следить. Ее прозвали «идеальным наблюдателем» и на то есть причина подводные лодки США класса «USS Virginia » обладают самыми сложными сенсорами, которые когда-либо устанавливались на американские субмарины.

Атомные подводные лодки оснащены новейшей системой навигации, которая позволяет точно проходить по мелководью и определять точные координаты. Субмарина «USS Virginia » это морской обитатель внушительных размеров. Такое «морское чудовище» спокойно передвигается под водой благодаря динамической силе, которую придает ядерный реактор. План его работы держится в строжайшем секрете. Известно то, что двигатель вырабатывает колоссальное количество энергии. Компактный ядерный реактор превращает морскую воду в пар. Перегруженный пар вращает массивные турбины, которые в свою очередь заставляют субмарину двигаться вперед. Кроме этого ядерная энергетическая установка вырабатывает электроэнергию всем приборам и оборудованию на этом подводном корабле оснащенным самой современной техникой. Реактор рассчитан на 30 лет работы, а это значит, что за весь срок службы современную подводную лодку не надо будет заправлять.

Сегодня атомные подводные лодки класса «USS Virginia » это история поразительного успеха. Подводный флот США располагает двумя основными видами субмарин: глубоководные океанские баллистические подводные лодки, у которых одна стратегическая задача доставлять ядерный заряд в любую точку мира; другой вид это лодки-охотники созданные для нападения и молниеносного уничтожения силы противника. Последние созданы передвигаться быстро и поражать вражеские корабли и суда, доставлять в место военных действий крылатые ракеты и миротворческий контингент.

современная подводная лодка «USS Virginia»

проект современной подводной лодки

строительство 774 « USS Virginia »

современная подводная лодка « USS Virginia » испытания

первая атомная подводная лодка класса « USS Virginia »

USS New Hampshire»

современная подводная лодка « USS North Carolina»

перед боевым походом


До атомной подводной лодки «USS Virginia » вершиной военного кораблестроения считалась субмарина класса «Seawolf ». Подводный боевой корабль был разработан во времена холодной войны для потенциальных глубоководных сражений против мощного советского флота, но в начале 90-х политический климат драматически изменился, и почти за одну ночь рухнуло государство под названием СССР. Главный враг США просто исчез, дорогостоящая гонка вооружений между двумя сверхдержавами больше не была актуальна. В этом новом смелом мире совершенно естественным оказалось то, что военный бюджет стран был урезан и атомные подводные лодки класса «Seawolf » были уже не нужны. Но к концу 90-х у США и их союзников появились новые враги - маленькие террористические группировки. Они заставили заново пересмотреть военное руководство о выделении средств из бюджета. А какой смысл в многочисленном подводном флоте , если у террористов нет морской силы. Сегодня военно-морские силы должны быть лучше информированы о возникновении врага из не откуда. Поэтому в 1995 году правительство США пришло к выводу о создании нового класса атомных подводных лодок. Но подводный флот поставил жесткие условия разработчикам субмарины. Новый класс подводной лодки должен обладать исключительными способностями слежения, они должны преодолевать мелководье с исключительной точностью, они должны оставаться в неподвижном состоянии несколько дней в независимости от подводных течений и положения плавучего якоря. Современная субмарина должна обладать хитроумной маневренностью и исчезать под водой на период до трех месяцев без всплытия. Этим требованиям соответствуют атомные подводные лодки класса «USS Virginia » и первые образцы были построены за меньшие бюджетные средства, чем «Seawolf ».

Современная подводная лодка «USS Virginia » стала первой конструкцией разработанная в трехмерном изображении на компьютерах, которое потом превратилось в морское судно. Программа, которая сделала возможным реализацию этого проекта, была уже проверена на предыдущих работах и применялась при разработке авиалайнеров «Боинг». Все конструктора имеют доступ к трехмерной компьютерной модели, что позволяет работать инженерам в одном и том же виртуальном пространстве одновременно. Компьютерный дизайн оказывает помощь в этом аспекте.

Будущее приемов ведения войн совершенно не четко, поэтому современная субмарин а способна адаптироваться к новым условиям. Современная тактика войны меняется, и атомные подводные лодки новых классов должны меняться вместе с ней, чтобы всегда быть на высоте. Для создания такой возможности адаптации конструкторы субмарины создали так называемый модульный дизайн, который включил в себя открытую систему архитектуры, т. е. основная конструкция состоит из больших открытых пространств. В эти пространства могут быть помещены заранее созданные модули: такие как системы оружия или гидролокационная станция. Эти модули могут быть установлены как единые системы. Они позволяют брать на борт усовершенствованные системы, при этом конструкцию подводной лодки не надо заново проектировать. Это сэкономило средства и атомные подводные лодки класса «USS Virginia » получили право на жизнь. Также благодаря беспрецедентному поступку - объединение двух судостроительных гигантов возле одного проекта «General Dynamics Electric Boat » и «Northrop Grumman Newport News » дало возможность строить атомоходы.

на борту подводной лодки « USS Virginia »

«Virginia » самая современная атомная подводная лодка в мире с технической точки зрения. Она была построена с использованием революционных методов, в результате чего было сэкономлено много средств и времени. На подлодке «Virginia » нет перископа. Вместо него она получила маску-мультисенсор и камеры, которые передают изображение со всех сторон подводного корабля. Эти сенсоры подключены к дисплею на пункте управления и впервые в истории подводного флота все кто находится на нем, могут наблюдать за происходящим на поверхности. Современная подводная лодка оснащена системой, которая позволяет воспроизвести точную картину расположения мин. Она способна находить их и производить детонирование на безопасном расстоянии. Уникальность атомных подводных л одок класса «Virginia » состоит в том, что они могут адаптироваться к мелководью. Это осуществляется благодаря точности управления. Все балластные отсеки подключены к одной центральной программе. Также благодаря этой специальной программе управления, подлодка может оставаться неподвижной, даже не смотря на течения. Для выхода водолазов с субмарины предусмотрен специальный отсек на 9 человек, а не как у других через торпедные аппараты. Малая шумность субмарины обеспечивается размещением гребного винта в трубе, которая поглощает шум, и кроме этого весь корпус покрыт слоем резины.

Первая подводная лодка настолько прекрасно прошла все ходовые испытания, что она поступила на вооружение на год раньше запланированного срока. На сегодняшний день в строю находится пять подводных лодок этого класса: « USS Virginia », « USS Texas», « USS Hawaii», « USS North Carolina», « USS New Hampshire», но всего запланировано к спуску тридцать единиц, это название некоторых из них: « USS New Mexico», « USS Missouri », « USS California», « USS Mississippi», « USS Minnesota», « USS North Dakota», « USS John Warner», «SSN-786», «SSN-787», «SSN-788», «SSN-789», «SSN-790», «SSN-791».

Атомные подводные лодки «USS Virginia » стали ярким событием в истории подводного флота США. Новые возможности позволяют этому классу подлодок быть больше чем просто военным судном для морских сражений с врагом в открытом океане. Конфликты и операции, в которых придется им участвовать, возможно, никогда не станут достоянием общественности, потому что всегда будут военные тайны.

торжественный спуск очередной подводной лодки на воду

Технические характеристики атомной подводной лодки « USS Virginia » (SSN-774):
Длина - 115 м;
Ширина - 10 м;
Водоизмещение - 7800 тонн;
Судовая силовая установка - ядерный ректор типа «S9G»;
Скорость - 25 узлов;
Глубина погружения - 250 м;
Экипаж - 134 человека;
Вооружение:
Крылатые ракеты «Tomahawk » -12;
Торпедных аппаратов 533 мм - 4;

Принцип действия субмарины

Система погружения и всплытия подводной лодки включает в себя балластные и вспомогательные цистерны, а также соединительные трубопроводы и арматуру. Основной элемент здесь – это цистерны главного балласта, за счет заполнения водой которых погашается основной запас плавучести ПЛ. Все цистерны входят в носовую, кормовую и среднюю группы. Их можно заполнять и продувать по очереди или одновременно.

У подлодки есть дифферентные цистерны, необходимые для компенсации продольного смещения грузов. Балласт между дифферентными цистернами передувается при помощи сжатого воздуха или же перекачивается с помощью специальных помп. Дифферентовка – именно так называется прием, целью которого является «уравновешивание» погруженной ПЛ.

Атомные подлодки делят на поколения. Для первого (50-е) характерна относительно высокая шумность и несовершенство гидроакустических систем. Второе поколение строили в 60-е – 70-е годы: форма корпуса была оптимизирована, чтобы увеличить скорость. Лодки третьего больше, на них также появилось оборудование для радиоэлектронной борьбы. Для АПЛ четвертого поколения характерны беспрецедентно малый уровень шума и продвинутая электроника. Облик лодок пятого поколения прорабатывается в наши дни.

Важный компонент любой субмарины – воздушная система. Погружение, всплытие, удаление отходов – все это делается при помощи сжатого воздуха. Последний хранят под высоким давлением на борту ПЛ: так он занимает меньше места и позволяет аккумулировать больше энергии. Воздух высокого давления находится в специальных баллонах: как правило, за его количеством следит старший механик. Пополняются запасы сжатого воздуха при всплытии. Это долгая и трудоемкая процедура, требующая особого внимания. Чтобы экипажу лодки было чем дышать, на борту субмарины размещены установки регенерации воздуха, позволяющие получать кислород из забортной воды.

АПЛ: какие они бывают

Атомная лодка имеет ядерную силовую установку (откуда, собственно, и пошло название). В наше время многие страны также эксплуатируют дизель-электрические подлодки (ПЛ). Уровень автономности атомных субмарин намного выше, и они могут выполнять более широкий круг задач. Американцы и англичане вообще прекратили использовать неатомные подлодки, российский же подводный флот имеет смешанный состав. Вообще, только пять стран имеют атомные подлодки. Кроме США и РФ в «клуб избранных» входят Франция, Англия и Китай. Остальные морские державы используют дизель-электрические субмарины.

Будущее российского подводного флота связано с двумя новыми атомными субмаринами. Речь идет о многоцелевых лодках проекта 885 «Ясень» и ракетных подводных крейсерах стратегического назначения 955 «Борей». Лодок проекта 885 построят восемь единиц, а число «Бореев» достигнет семи. Российский подводный флот нельзя будет сравнить с американским (США будут иметь десятки новых субмарин), но он будет занимать вторую строчку мирового рейтинга.

Русские и американские лодки отличаются по своей архитектуре. США делают свои АПЛ однокорпусными (корпус и противостоит давлению, и имеет обтекаемую форму), а Россия – двухкорпусными: в этом случае есть внутренний грубый прочный корпус и внешний обтекаемый легкий. На атомных подлодках проекта 949А «Антей», к числу которых относился и печально известный «Курск», расстояние между корпусами составляет 3,5 м. Считается, что двухкорпусные лодки более живучи, в то время как однокорпусные при прочих равных имеют меньший вес. У однокорпусных лодок цистерны главного балласта, обеспечивающие всплытие и погружение, находятся внутри прочного корпуса, а у двухкорпусных – внутри легкого внешнего. Каждая отечественная субмарина должна выжить, если любой отсек будет полностью затоплен водой – это одно из главных требований для подлодок.

В целом, наблюдается тенденция к переходу на однокорпусные АПЛ, так как новейшая сталь, из которой выполнены корпуса американских лодок, позволяет выдерживать колоссальные нагрузки на глубине и обеспечивает субмарине высокий уровень живучести. Речь, в частности, идет о высокопрочной стали марки HY-80/100 с пределом текучести 56-84 кгс/мм. Очевидно, в будущем применят еще более совершенные материалы.

Существуют также лодки с корпусом смешанного типа (когда легкий корпус перекрывает основной лишь частично) и многокорпусные (несколько прочных корпусов внутри легкого). К последним относится отечественный подводный ракетный крейсер проекта 941 – самая большая атомная подлодка в мире. Внутри ее легкого корпуса находятся пять прочных корпусов, два из которых являются основными. Для изготовления прочных корпусов использовали титановые сплавы, а для легкого – стальной. Его покрывает нерезонансное противолокационное звукоизолирующее резиновое покрытие, весящее 800 тонн. Одно это покрытие весит больше, чем американская атомная подлодка NR-1. Проект 941 – воистину гигантская субмарина. Длина ее составляет 172, а ширина – 23 м. На борту несут службу 160 человек.

Можно видеть, насколько различаются атомные подлодки и сколь отличным является их «содержание». Теперь рассмотрим более наглядно несколько отечественных ПЛ: лодки проекта 971, 949А и 955. Всё это – мощные и современные субмарины, несущие службу на флоте РФ. Лодки принадлежат к трем разным типам АПЛ, о которых мы говорили выше:

Атомные подлодки делят по назначению:

· РПКСН (Ракетный подводный крейсер стратегического назначения). Будучи элементом ядерной триады, эти субмарины несут на борту баллистические ракеты с ядерными боеголовками. Главные цели таких кораблей – военные базы и города противника. В число РПКСН входит новая российская АПЛ 955 «Борей». В Америке этот тип субмарин называют SSBN (Ship Submarine Ballistic Nuclear): сюда относится самая мощная из таких ПЛ – лодка типа «Огайо». Чтобы вместить на борту весь смертоносный арсенал, РПКСН проектируют с учетом требований большого внутреннего объема. Их длина часто превышает 170 м – это заметно больше длины многоцелевых подлодок.

· ПЛАТ (Подводная лодка атомная торпедная). Такие лодки еще называют многоцелевыми. Их предназначение: уничтожение кораблей, других подлодок, тактических целей на земле и сбор разведданных. Они меньше РПКСН и имеют лучшую скорость и подвижность. ПЛАТ могут использовать торпеды или высокоточные крылатые ракеты. К числу таких АПЛ относятся американский «Лос-Анджелес» или советский/российский МПЛАТРК проекта 971 «Щука-Б».

Американский «Сивулф» считается самой совершенной многоцелевой атомной подводной лодкой. Ее главная особенностьвысочайший уровень скрытности и смертоносное вооружение на борту. Одна такая субмарина несет до 50 ракет «Гарпун» или «Томагавк». Также имеются торпеды. Из-за большой дороговизны флот США получил только три таких подлодки.

· ПЛАРК (Подводная лодка атомная с ракетами крылатыми). Это самая малочисленная группа современных АПЛ. Сюда входят российский 949А «Антей» и некоторые переоборудованные в носители крылатых ракет американские «Огайо». Концепция ПЛАРК перекликается с многоцелевыми АПЛ. Субмарины типа ПЛАРК, правда, крупней – они представляют собой большие плавучие подводные платформы с высокоточным оружием. В советском/российском флоте эти лодки также именуют «убийцами авианосцев».

Внутри подводной лодки

Детально рассмотреть конструкцию всех основных типов АПЛ сложно, но проанализировать схему одной из таких лодок вполне возможно. Ею станет субмарина проекта 949А «Антей», знаковая (во всех смыслах) для отечественного флота. Для повышения живучести создатели продублировали многие важные компоненты этой АПЛ. Такие лодки получили по паре реакторов, турбин и винтов. Выход из строя одного из них, согласно задумке, не должен стать для лодки смертельным. Отсеки субмарины разделяют межотсечные переборки: они рассчитаны на давление в 10 атмосфер и сообщаются люками, которые можно герметизировать, если это необходимо. Не все отечественные атомные субмарины имеют так много отсеков. Многоцелевая АПЛ проекта 971, например, разделена на шесть отсеков, а новый РПКСН проекта 955 – на восемь.

Именно к лодкам проекта 949А относится печально известный «Курск». Эта субмарина погибла в Баренцевом море 12 августа 2000 года. Жертвами катастрофы стали все 118 членов экипажа, находившиеся на ее борту. Выдвигалось много версий происшедшего: самой вероятной из всех является взрыв хранившейся в первом отсеке торпеды калибра 650 мм. Согласно официальной версии, трагедия произошла из-за утечки компонента топлива торпеды, а именно пероксида водорода.

АПЛ проекта 949А имеет весьма совершенную (по меркам 80-х) аппарату, включающую гидроакустическую систему МГК-540 «Скат-3» и множество других систем. Лодка также оснащена автоматизированной, имеющей повышенную точность, увеличенный радиус действия и большой объем обрабатываемой информации навигационным комплексом «Симфония-У». Большая часть информации обо всех этих комплексах держится в тайне.

Отсеки АПЛ проекта 949А «Антей»:

Первый отсек:

Его еще называют носовым или торпедным. Именно здесь расположены торпедные аппараты. Лодка имеет два торпедных аппарата 650-мм и четыре 533-мм, а всего на борту АПЛ находится 28 торпед. Первый отсек состоит из трех палуб. Боевой запас хранится на предназначенных для этого стеллажах, а торпеды подаются в аппарат с помощью специального механизма. Здесь также находятся аккумуляторные батареи, которые в целях безопасности отделены от торпед специальными настилами. В первом отсеке обычно служат пять членов экипажа.

Второй отсек:

Этот отсек на субмаринах проектов 949А и 955 (и не только на них) исполняет роль «мозга лодки». Именно здесь расположен центральный пульт управления, и именно отсюда производится управление субмариной. Здесь находятся пульты гидроакустических систем, регуляторы микроклимата и навигационное спутниковое оборудование. Служат в отсеке 30 членов экипажа. Из него можно попасть в рубку АПЛ, предназначенную для наблюдения за поверхностью моря. Там же находятся выдвижные устройства: перископы, антенны и радары.

Третий отсек:

Третьим является радиоэлектронный отсек. Здесь, в частности, находятся многопрофильные антенны связи и множество других систем. Аппаратура этого отсека позволяет принимать целеуказания, в том числе из космоса. После обработки полученная информация вводится в корабельную боевую информационно-управляющую систему. Добавим, что подводная лодка редко выходит на связь, чтобы не быть демаскированной.

Четвертый отсек:

Данный отсек – жилой. Тут экипаж не только спит, но и проводит свободное время. Имеются сауна, спортзал, душевые и общее помещение для совместного отдыха. В отсеке есть комната, позволяющая снять эмоциональную нагрузку – для этого, например, есть аквариум с рыбками. Кроме этого, в четвертом отсеке расположен камбуз, или, говоря простым языком, кухня АПЛ.

Пятый отсек:

Здесь находится вырабатывающий энергию дизель-генератор. Тут же можно видеть электролизную установку для регенерации воздуха, компрессоры высокого давления, щит берегового питания, запасы дизтоплива и масла.

5-бис:

Это помещение нужно для деконтаминации членов экипажа, которые работали в отсеке с реакторами. Речь идет об удалении радиоактивных веществ с поверхностей и снижении уровня загрязнения радиоактивными веществами. Из-за того, что пятых отсека два, нередко происходит путаница: одни источники утверждают, что на АПЛ десять отсеков, другие говорят о девяти. Даже несмотря на то, что последним отсеком является девятый, всего на АПЛ (с учетом 5-бис) их имеется десять.

Шестой отсек:

Это отсек, можно сказать, находится в самом центре АПЛ. Он имеет особую важность, ведь именно здесь находятся два ядерных реактора ОК-650В мощностью по 190 МВт. Реактор относится к серии ОК-650 – это серия водо-водяных ядерных реакторов на тепловых нейтронах. Роль ядерного топлива исполняет высокообогащенная по 235-у изотопу двуокись урана. Отсек имеет объем 641 м³. Над реактором находятся два коридора, позволяющие попасть в другие части АПЛ.

Седьмой отсек:

Его также называют турбинным. Объем этого отсека составляет 1116 м³. Это помещение предназначено для главного распределительного щита; электростанции; пульта аварийного управления главной энергетической установкой; а также ряда других устройств, обеспечивающих движение подводной лодки.

Восьмой отсек:

Данный отсек очень похож на седьмой, и его тоже называют турбинным. Объем составляет 1072 м³. Здесь можно видеть электростанцию; турбины, которые приводят в движение винты АПЛ; турбогенератор, обеспечивающий лодку электроэнергией, и водоопреснительные установки.

Девятый отсек:

Это чрезвычайно малый отсек-убежище, объемом 542 м³, имеющий аварийный люк. Данный отсек в теории позволит выжить членам экипажа в случае катастрофы. Здесь есть шесть надувных плотов (каждый рассчитан на 20 человек), 120 противогазов и спасательные комплекты для индивидуального всплытия. Кроме этого, в отсеке расположены: гидравлика рулевой системы; компрессор воздуха высокого давления; станция управления электродвигателями; токарный станок; боевой пост резервного управления рулями; душевая и запас продуктов на шесть дней.

Вооружение

Отдельно рассмотрим вооружение АПЛ проекта 949А. Кроме торпед (о которых мы уже говорили) лодка несет 24 крылатые противокорабельные ракеты П-700 «Гранит». Это ракеты дальнего действия, которые могут пролететь по комбинированной траектории до 625 км. Для наведения на цель П-700 имеет активную радиолокационную головку наведения.

Ракеты находятся в специальных контейнерах между легкими и прочными корпусами АПЛ. Их расположение примерно соответствует центральным отсекам лодки: контейнеры с ракетами идут по обе стороны субмарины, по 12 на каждой из сторон. Все они повернуты вперед от вертикали на угол 40-45°. Каждый из таких контейнеров имеет специальную крышку, выдвигающуюся при ракетном запуске.

Крылатые ракеты П-700 «Гранит» – основа арсенала лодки проекта 949А. Между тем реального опыта по применению этих ракет в бою нет, так что о боевой эффективности комплекса судить сложно. Испытания показали, что из-за скорости ракеты (1,5-2,5 М) перехватить ее очень тяжело. Однако не все так однозначно. Над сушей ракета не способна лететь на малой высоте, и поэтому представляет собой легкую мишень для средств противовоздушной обороны противника. На море показатели эффективности выше, но, стоит сказать, что американское авианосное соединение (а именно для борьбы с ними создавалась ракета) имеет отличное прикрытие ПВО.

Подобная компоновка вооружения не характерна для атомных субмарин. На американской лодке «Огайо», например, баллистические или крылатые ракеты располагаются в шахтах, идущих в два продольных ряда за ограждением выдвижных устройств. А вот многоцелевой «Сивулф» запускает крылатые ракеты из торпедных аппаратов. Точно так же запускаются крылатые ракеты с борта отечественной МПЛАТРК проекта 971 «Щука-Б». Конечно, все эти субмарины несут и различные торпеды. Последние используются для поражения подлодок и надводных кораблей.

    Подводные лодки причисляются к определённым поколениям на основании технических качеств энергетической установки, вооружения и конструкции корпуса. Понятие поколений возникло при появлении атомных подводных лодок. Это обуславливолось тем, что в… … Википедия

    Основная статья: Подводная лодка Подводные лодки классифицируются по следующим признакам: Содержание 1 По типу энергетической установки 1.1 Атомные … Википедия

    - (БРПЛ) баллистические ракеты, размещаемые на подводных лодках. Практически все БРПЛ оснащаются ядерными боезарядами и составляют Морские Стратегические Ядерные Силы (МСЯС) одну из составляющих ядерной триады. Современные… … Википедия

    - (КРПЛ) крылатые ракеты, приспособленные для транспортировки и боевого применения с подводных лодок. Впервые проект использования крылатых ракет с подводных лодок был разработан в Кригсмарине в годы Второй мировой войны. Во второй половине… … Википедия

    Вооружённые Силы СССР Вооруженные Силы СССР ‒ военная организация Советского государства, предназначенная для защиты социалистических завоеваний советского народа, свободы и независимости Советского Союза. Вместе с вооруженными силами других… …

    Вооруженные Силы СССР военная организация Советского государства, предназначенная для защиты социалистических завоеваний советского народа, свободы и независимости Советского Союза. Вместе с вооруженными силами других социалистических… … Большая советская энциклопедия

    Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Корабли и суда обеспечения военно морс … Википедия

    Российская атомная подводная лодка типа «Акула» («Тайфун») Подводная лодка (подлодка, пл, субмарина) корабль, способный погружаться и длительное время действовать в подводном положении. Важнейшее тактическое свойство подводной лодки скрытность … Википедия

    Российская атомная подводная лодка типа «Акула» («Тайфун») Подводная лодка (подлодка, пл, субмарина) корабль, способный погружаться и длительное время действовать в подводном положении. Важнейшее тактическое свойство подводной лодки скрытность … Википедия



Декларация по УСН