Торпедный катер типа г 5. Великая Отечественная война. Торпедный корабль «Комсомолец»

Торпедные катера типа «Г-5»
Проект
Страна
Изготовители
  • завод № 194
Годы постройки 1933-1944 гг.
Основные характеристики
Водоизмещение 15 тонн
Длина 19,0 м
Ширина 3,3 м
Осадка 1,2 м
Двигатели 2 двигателя ГАМ-34
Мощность 2 × 850 л. с.
Движитель 2 трёхлопастных винта
Скорость хода 50 узлов
Экипаж 6 человек
Вооружение
Зенитная артиллерия 2 × 7,62-мм пулёмета ДА или
2 × 12,7 мм ДШК
Минно-торпедное вооружение 2 × 533-мм кормовых ТА

Торпедные катера типа «Г-5» - проект советских глиссирующих торпедных катеров, созданный в 1930-х годах.

История проектирования

История строительства

На разных сериях использовались разные модели ГАМ-34, чаще всего мощностью 850 л.с. Однако на некоторых сериях использовались ГАМ-34Ф мощностью 1000 л.с., что давало полную скорость до 55 узлов. Также на некоторых сериях использовались двигатели 1000 л.с. иностранного производства.

Мореходность до 3 (4?) баллов.

Боевое применение

1 мая 1937 года на палубе испанского грузового судна "Santo Tome" торгового флота Испанской республики из СССР в Картахену были доставлены четыре торпедных катера типа «Г-5» (с моторами "Изото-Фраскини"), которые вошли в состав военно-морского флота Испанской республики. Катера встретил Н. Г. Кузнецов (советский военно-морской атташе в Испанской республике) . В истории СССР это был первый случай передачи иностранному государству боевых кораблей. Уже тогда стала очевидна их низкая профпригодность, 2 из них были потеряны.

На Северном флоте служил только один Г-5 (№ 16), который из-за малого радиуса действия из боевой единицы был переведён в плавсредство.

На других театрах военных действий ситуация сложилась так, что только один раз за всю Великую Отечественную войну торпедные катера этого типа вышли в атаку на крупное соединение кораблей германских Кригсмарине . Германское соединение в составе крейсеров «Лейпциг », «Эмден » и эсминцев «Т-7», «Т-8», «Т-11» при участии тральщиков из 17-й флотилии обстреливали советские войска на полуострове Сырве (остров Сааремаа). На перехват им вышли 4 торпедных катера. В конце сентября состоялась единственная за всю войну атака катерников советского флота на соединение крупных надводных кораблей, которые напали на полуостров Сырве.

При выходе из Ирбенского пролива катера атаковал вражеский гидросамолет, который отогнали истребители прикрытия, затем отразившие попытку еще двух «стервятников» расправиться с катерами. Немецкие корабли, предупрежденные сигнальными ракетами гидросамолета, успели подготовиться к атаке и по катерам был открыт ураганный огонь. Ущев (командир отряда катеров) приказал дать сигналы - «Дым», «Атака». Под прикрытием дымзавесы два катера ударили по крейсеру «Лейпциг», два - по миноносцам. В это время был подбит первый катер начал тонуть. Ни одна из торпед не попала в цель. Возвращавшиеся в Мынту катерники потопили вспомогательный тральщик «М-1707» (экс-траулер «Люнебург»). Немецкие крейсера, расстрелявшие большую часть боезапаса основного калибра по катерам, были вынуждены уйти. Больше в обстрелах советских войск они не участвовали..

В подавляющем большинстве остальных случаев боевого применения торпедные катера использовались не по прямому назначению: для высадки десанта , постановки минных заграждений, доставки грузов, обстрела побережья, противоборства с катерами и минными тральщиками противника, связи, разведки. Активно Г-5 применялся для нарушения морских коммуникаций противника.

5 катеров Г-5 в период войны попали также и в руки противника - два ТКА (№ 111, № 163) были захвачены немецкими войсками на Черном море и Балтике, три (№ 54, № 64, № 141) - финнами. Последние вошли в состав ВМС Финляндии (V-3, V-1 и V-2 соответственно), но после выхода Финляндии из войны в 1944 году возвращены СССР. Наиболее результативным из них, в составе ВМС Финляндии, оказался V-2, потопивший совместно с двумя другими финскими ТКА канонерскую лодку Балтийского флота «Красное Знамя ».

В годы ВОВ, на черноморском флоте находилось 2 бригады торпедных катеров (Новороссийская и Севастопольская бригады ). Обе принимали активное участие в боевых действия. Благодаря скорости и немагнитному корпусу использовались при разминировании полей мин акустического действия.

С мая 1942 года часть торпедных катеров Г-5 переделывалась в миномётные катера путём установки на рубке 1 82 мм РПУ «М-8-М». Всего было переделано 13 катеров, активно использовавшихся на Азовском, Балтийском, Чёрном морях, Онежском озере и реке Дунай.

Последним оператором торпедных катеров Г-5 стала Корейская Народно-Демократическая Республика , получившая в конце 40-х годов из СССР 5 катеров этого типа. 2 июля 1950 г. северо-корейский отряд из 4-х катеров Г-5 попытался атаковать крейсера союзников «Джюно » (США) и «Джамайка » (Великобритания), блокировавших прибрежные воды в районе Чумунжина, но были обнаружены противником и почти все уничтожены артиллерийским огнём (спастись удалось лишь 1 катеру) так и не выпустив торпед.

Герои Советского Союза , воевавшие на торпедных катерах типа Г-5:

  • Гуманенко Владимир Поликарпович
  • Жильцов Василий Маркович
  • Иванов Иван Сергеевич
  • Казачинский Константин Васильевич
  • Кананадзе Александр Георгиевич
  • Кострицкий Сергей Петрович
  • Котов Сергей Николаевич
  • Кочиев Константин Георгиевич
  • Кудерский Афанасий Иович
  • Кусков Виктор Дмитриевич
  • Малик Михаил Григорьевич
  • Матюхин Григорий Иванович
  • Осипов Сергей Александрович
  • Пантелеев Лев Николаевич
  • Першин Борис Максимович
  • Пилипенко Владимир Степанович
  • Подымахин Матвей Прокопьевич
  • Рогачевский Георгий Алексеевич
  • Свердлов Абрам Григорьевич
  • Старостин Василий Михайлович
  • Сутырин Александр Александрович
  • Терновский Георгий Владимирович
  • Тихонов Виктор Иванович
  • Ущев Борис Петрович
  • Черцов Андрей Ефимович
  • Шенгур Иван Петрович

Напишите отзыв о статье "Торпедные катера типа «Г-5»"

Примечания

Литература

  • Царьков А. Катера Г-5 (рус.) // журнал «Оружие». - 2011. - № 05 . - С. 52-63 .

Ссылки

  • mkmagazin.almanacwhf.ru/ships/g_5.htm
  • base13.glasnet.ru/text/g5/g5.htm

Отрывок, характеризующий Торпедные катера типа «Г-5»

– Г…"аз! Два! Т"и!… – сердито прокричал Денисов и отошел в сторону. Оба пошли по протоптанным дорожкам всё ближе и ближе, в тумане узнавая друг друга. Противники имели право, сходясь до барьера, стрелять, когда кто захочет. Долохов шел медленно, не поднимая пистолета, вглядываясь своими светлыми, блестящими, голубыми глазами в лицо своего противника. Рот его, как и всегда, имел на себе подобие улыбки.
– Так когда хочу – могу стрелять! – сказал Пьер, при слове три быстрыми шагами пошел вперед, сбиваясь с протоптанной дорожки и шагая по цельному снегу. Пьер держал пистолет, вытянув вперед правую руку, видимо боясь как бы из этого пистолета не убить самого себя. Левую руку он старательно отставлял назад, потому что ему хотелось поддержать ею правую руку, а он знал, что этого нельзя было. Пройдя шагов шесть и сбившись с дорожки в снег, Пьер оглянулся под ноги, опять быстро взглянул на Долохова, и потянув пальцем, как его учили, выстрелил. Никак не ожидая такого сильного звука, Пьер вздрогнул от своего выстрела, потом улыбнулся сам своему впечатлению и остановился. Дым, особенно густой от тумана, помешал ему видеть в первое мгновение; но другого выстрела, которого он ждал, не последовало. Только слышны были торопливые шаги Долохова, и из за дыма показалась его фигура. Одной рукой он держался за левый бок, другой сжимал опущенный пистолет. Лицо его было бледно. Ростов подбежал и что то сказал ему.
– Не…е…т, – проговорил сквозь зубы Долохов, – нет, не кончено, – и сделав еще несколько падающих, ковыляющих шагов до самой сабли, упал на снег подле нее. Левая рука его была в крови, он обтер ее о сюртук и оперся ею. Лицо его было бледно, нахмуренно и дрожало.
– Пожалу… – начал Долохов, но не мог сразу выговорить… – пожалуйте, договорил он с усилием. Пьер, едва удерживая рыдания, побежал к Долохову, и хотел уже перейти пространство, отделяющее барьеры, как Долохов крикнул: – к барьеру! – и Пьер, поняв в чем дело, остановился у своей сабли. Только 10 шагов разделяло их. Долохов опустился головой к снегу, жадно укусил снег, опять поднял голову, поправился, подобрал ноги и сел, отыскивая прочный центр тяжести. Он глотал холодный снег и сосал его; губы его дрожали, но всё улыбаясь; глаза блестели усилием и злобой последних собранных сил. Он поднял пистолет и стал целиться.
– Боком, закройтесь пистолетом, – проговорил Несвицкий.
– 3ак"ойтесь! – не выдержав, крикнул даже Денисов своему противнику.
Пьер с кроткой улыбкой сожаления и раскаяния, беспомощно расставив ноги и руки, прямо своей широкой грудью стоял перед Долоховым и грустно смотрел на него. Денисов, Ростов и Несвицкий зажмурились. В одно и то же время они услыхали выстрел и злой крик Долохова.
– Мимо! – крикнул Долохов и бессильно лег на снег лицом книзу. Пьер схватился за голову и, повернувшись назад, пошел в лес, шагая целиком по снегу и вслух приговаривая непонятные слова:
– Глупо… глупо! Смерть… ложь… – твердил он морщась. Несвицкий остановил его и повез домой.
Ростов с Денисовым повезли раненого Долохова.
Долохов, молча, с закрытыми глазами, лежал в санях и ни слова не отвечал на вопросы, которые ему делали; но, въехав в Москву, он вдруг очнулся и, с трудом приподняв голову, взял за руку сидевшего подле себя Ростова. Ростова поразило совершенно изменившееся и неожиданно восторженно нежное выражение лица Долохова.
– Ну, что? как ты чувствуешь себя? – спросил Ростов.
– Скверно! но не в том дело. Друг мой, – сказал Долохов прерывающимся голосом, – где мы? Мы в Москве, я знаю. Я ничего, но я убил ее, убил… Она не перенесет этого. Она не перенесет…
– Кто? – спросил Ростов.
– Мать моя. Моя мать, мой ангел, мой обожаемый ангел, мать, – и Долохов заплакал, сжимая руку Ростова. Когда он несколько успокоился, он объяснил Ростову, что живет с матерью, что ежели мать увидит его умирающим, она не перенесет этого. Он умолял Ростова ехать к ней и приготовить ее.
Ростов поехал вперед исполнять поручение, и к великому удивлению своему узнал, что Долохов, этот буян, бретёр Долохов жил в Москве с старушкой матерью и горбатой сестрой, и был самый нежный сын и брат.

Пьер в последнее время редко виделся с женою с глазу на глаз. И в Петербурге, и в Москве дом их постоянно бывал полон гостями. В следующую ночь после дуэли, он, как и часто делал, не пошел в спальню, а остался в своем огромном, отцовском кабинете, в том самом, в котором умер граф Безухий.
Он прилег на диван и хотел заснуть, для того чтобы забыть всё, что было с ним, но он не мог этого сделать. Такая буря чувств, мыслей, воспоминаний вдруг поднялась в его душе, что он не только не мог спать, но не мог сидеть на месте и должен был вскочить с дивана и быстрыми шагами ходить по комнате. То ему представлялась она в первое время после женитьбы, с открытыми плечами и усталым, страстным взглядом, и тотчас же рядом с нею представлялось красивое, наглое и твердо насмешливое лицо Долохова, каким оно было на обеде, и то же лицо Долохова, бледное, дрожащее и страдающее, каким оно было, когда он повернулся и упал на снег.
«Что ж было? – спрашивал он сам себя. – Я убил любовника, да, убил любовника своей жены. Да, это было. Отчего? Как я дошел до этого? – Оттого, что ты женился на ней, – отвечал внутренний голос.
«Но в чем же я виноват? – спрашивал он. – В том, что ты женился не любя ее, в том, что ты обманул и себя и ее, – и ему живо представилась та минута после ужина у князя Василья, когда он сказал эти невыходившие из него слова: „Je vous aime“. [Я вас люблю.] Всё от этого! Я и тогда чувствовал, думал он, я чувствовал тогда, что это было не то, что я не имел на это права. Так и вышло». Он вспомнил медовый месяц, и покраснел при этом воспоминании. Особенно живо, оскорбительно и постыдно было для него воспоминание о том, как однажды, вскоре после своей женитьбы, он в 12 м часу дня, в шелковом халате пришел из спальни в кабинет, и в кабинете застал главного управляющего, который почтительно поклонился, поглядел на лицо Пьера, на его халат и слегка улыбнулся, как бы выражая этой улыбкой почтительное сочувствие счастию своего принципала.
«А сколько раз я гордился ею, гордился ее величавой красотой, ее светским тактом, думал он; гордился тем своим домом, в котором она принимала весь Петербург, гордился ее неприступностью и красотой. Так вот чем я гордился?! Я тогда думал, что не понимаю ее. Как часто, вдумываясь в ее характер, я говорил себе, что я виноват, что не понимаю ее, не понимаю этого всегдашнего спокойствия, удовлетворенности и отсутствия всяких пристрастий и желаний, а вся разгадка была в том страшном слове, что она развратная женщина: сказал себе это страшное слово, и всё стало ясно!
«Анатоль ездил к ней занимать у нее денег и целовал ее в голые плечи. Она не давала ему денег, но позволяла целовать себя. Отец, шутя, возбуждал ее ревность; она с спокойной улыбкой говорила, что она не так глупа, чтобы быть ревнивой: пусть делает, что хочет, говорила она про меня. Я спросил у нее однажды, не чувствует ли она признаков беременности. Она засмеялась презрительно и сказала, что она не дура, чтобы желать иметь детей, и что от меня детей у нее не будет».
Потом он вспомнил грубость, ясность ее мыслей и вульгарность выражений, свойственных ей, несмотря на ее воспитание в высшем аристократическом кругу. «Я не какая нибудь дура… поди сам попробуй… allez vous promener», [убирайся,] говорила она. Часто, глядя на ее успех в глазах старых и молодых мужчин и женщин, Пьер не мог понять, отчего он не любил ее. Да я никогда не любил ее, говорил себе Пьер; я знал, что она развратная женщина, повторял он сам себе, но не смел признаться в этом.
И теперь Долохов, вот он сидит на снегу и насильно улыбается, и умирает, может быть, притворным каким то молодечеством отвечая на мое раскаянье!»
Пьер был один из тех людей, которые, несмотря на свою внешнюю, так называемую слабость характера, не ищут поверенного для своего горя. Он переработывал один в себе свое горе.
«Она во всем, во всем она одна виновата, – говорил он сам себе; – но что ж из этого? Зачем я себя связал с нею, зачем я ей сказал этот: „Je vous aime“, [Я вас люблю?] который был ложь и еще хуже чем ложь, говорил он сам себе. Я виноват и должен нести… Что? Позор имени, несчастие жизни? Э, всё вздор, – подумал он, – и позор имени, и честь, всё условно, всё независимо от меня.
«Людовика XVI казнили за то, что они говорили, что он был бесчестен и преступник (пришло Пьеру в голову), и они были правы с своей точки зрения, так же как правы и те, которые за него умирали мученической смертью и причисляли его к лику святых. Потом Робеспьера казнили за то, что он был деспот. Кто прав, кто виноват? Никто. А жив и живи: завтра умрешь, как мог я умереть час тому назад. И стоит ли того мучиться, когда жить остается одну секунду в сравнении с вечностью? – Но в ту минуту, как он считал себя успокоенным такого рода рассуждениями, ему вдруг представлялась она и в те минуты, когда он сильнее всего выказывал ей свою неискреннюю любовь, и он чувствовал прилив крови к сердцу, и должен был опять вставать, двигаться, и ломать, и рвать попадающиеся ему под руки вещи. «Зачем я сказал ей: „Je vous aime?“ все повторял он сам себе. И повторив 10 й раз этот вопрос, ему пришло в голову Мольерово: mais que diable allait il faire dans cette galere? [но за каким чортом понесло его на эту галеру?] и он засмеялся сам над собою.
Ночью он позвал камердинера и велел укладываться, чтоб ехать в Петербург. Он не мог оставаться с ней под одной кровлей. Он не мог представить себе, как бы он стал теперь говорить с ней. Он решил, что завтра он уедет и оставит ей письмо, в котором объявит ей свое намерение навсегда разлучиться с нею.
Утром, когда камердинер, внося кофе, вошел в кабинет, Пьер лежал на отоманке и с раскрытой книгой в руке спал.
Он очнулся и долго испуганно оглядывался не в силах понять, где он находится.
– Графиня приказала спросить, дома ли ваше сиятельство? – спросил камердинер.
Но не успел еще Пьер решиться на ответ, который он сделает, как сама графиня в белом, атласном халате, шитом серебром, и в простых волосах (две огромные косы en diademe [в виде диадемы] огибали два раза ее прелестную голову) вошла в комнату спокойно и величественно; только на мраморном несколько выпуклом лбе ее была морщинка гнева. Она с своим всёвыдерживающим спокойствием не стала говорить при камердинере. Она знала о дуэли и пришла говорить о ней. Она дождалась, пока камердинер уставил кофей и вышел. Пьер робко чрез очки посмотрел на нее, и, как заяц, окруженный собаками, прижимая уши, продолжает лежать в виду своих врагов, так и он попробовал продолжать читать: но чувствовал, что это бессмысленно и невозможно и опять робко взглянул на нее. Она не села, и с презрительной улыбкой смотрела на него, ожидая пока выйдет камердинер.

Итак, катер Ш-4 не устраивал моряков. К тому же он был спроектирован под импортные двигатели.

В 1929 году большевики купили чертежи реданного торпедного катера MAS -431, разработанного совместно итальянской верфью «Baglietto » и фран-цузской «Ateliers et Chantiers de la Loire ». Было ре-шено спроектировать новый катер с учетом опыта, полученного при строительстве, испытаниях и экс-плуатации катеров типа Ш-4, а также с учетом новых идей, возникших в процессе изучения итало-французского проекта.

Прототип ГАНТ-5

Новый экспериментальный глиссер ГАНТ-5 спро-ектировала и построила в ЦАГИ в 1930—33 гг. все та же группа А.Н. Туполева. Его обводы повторяли АНТ-4, с увеличением длины корпуса на 46 см (в свя-зи с применением торпед большего калибра и новых двигателей). Но конструктивно ГАНТ-5 почти не от-личался от своего предшественника.

Проектирование и строительство шло медленно. С одной стороны, требовалось решить ряд сложных задач (повысить прочность корпуса, пересмотреть схему и компоновку силовой установки, обеспечить хорошую технологичность производства и т.д.). С другой — приходилось ждать завершения работ по созданию отечественных двигателей ГАМ и тор-пед образца «53—27».

В конце концов, не дождавшись ни того, ни дру-гого, на экспериментальный катер установили италь-янские авиационные моторы «Изотта-Фраскини» по 1000 л.с. Торпеды тоже пришлось взять для испы-таний прежние, 457-мм образца 1912 года. Испыта-ния заняли весну и начало лета 1933 года. С полной весовой нагрузкой катер развил 58 узлов (107,4 км/час), а без нагрузки — 65,3 узла (120,9 км/час)! Так быстро не ходил ни один воен-ный катер в мире.

Мореходность ГАНТ-5 была лучше, чем у Ш-4: за счет большего водоизмещения (на 4,5 тонны) ка-тер уверенно держался на трехбалльной волне. Про-дольно-поперечная система набора сделала более прочным его клепаный корпус из кольчугалюминия (особого сплава алюминия, созданного на Кольчугинском заводе металлургом В.А. Буталовым). За-ключение приемной комиссии от 17 июня 1933 года гласило:

«Корпус ведет себя хорошо, нет вибрации, ус-тойчив на курсе, как без нагрузки, так и с торпеда-ми и при различном состоянии моря (проверен до четырех баллов)... Комиссия считает, что настоящий торпедный катер является лучшим из существую-щих у нас как по вооружению, так и по техническим свойствам, и рекомендует его для серийной по-стройки».

Катер ГАНТ-5

Флот принял катер 1 авгу-ста 1934 года*. Он имел во-доизмещение 14,5 тонн; раз-меры 19,1 х 3,4 х 1,2 метров; экипаж 6 человек. Вооруже-ние включало, помимо двух торпед, два 7,62-мм пулемета ШКАС.

Дальность плавания эко-номичным ходом составила 407 миль (радиус действия был меньше в 2—3 раза), на 100 миль больше, чем у ка-теров типа Ш-4.

Массовое строительство катеров типа ГАНТ-5 (серия получила обозначение «тип Г-5», проект 116) началось го-дом позже. Правительство решило, что нет смысла запу-скать его в производство до тех пор, пока отечественная промышленность не наладит выпуск мощных отечествен-ных моторов. А это удалось сделать только к концу 1933 года.

Инженер А.А. Микулин (1895—1985) скопировал аме-риканские моторы фирмы «Райт». Его поделка получила название ГАМ-34. Мощность составила 675 л.с. Таким об-разом, мощностью (а также числом оборотов) они серьез-но уступали «Изотта-Фраскини». Впрочем, Микулин мно-го лет совершенствовал ис-ходную модель. Постепенно он довел мощность мотора ГАМ-38 до 1250 л.с.

* После шести лет службы весной 1941 года его разоружи-ли и превратили в учебный катер.

Приветствую, коллеги! Вот решил немного, так сказать для разрядки, отвлечься от своей основной стройки (в рамках ГБ Флот 3) и собрать этот замечательный катер от NorthStarModels !

Г-5 самый массовый торпедный катер советской постройки в годы Великой Отечественной войны. Спроектирован в ЦАГИ под руководством А. Н. Туполева (индекс ЦАГИ ГАНТ-5). Выпускался до 1944 года в различных модификациях. Всего было построено 329 единиц.

Маленькие и юркие торпедные катера типа Г-5 наносили неотвратимые удары по врагу и в северных фиордах и на туманной Балтике и у Крымских берегов. Когда требовалось, они высаживали и прикрывали десанты, бесстрашно входили в занятые врагом гавани, совершая удары по фашистским кораблям и портовым сооружениям, и стремительно уходили, прикрываясь дымовой завесой. Катер имел длину 20 м, ширину 3,5 м, осадка его составляла всего 0,6 м, а водоизмещение— 17 т. Два двигателя суммарной мощностью 1700 л. с. позволяли развивать скорость порядка 48 узлов. (ТТХ очень разняться). Катер нес две 533-мм торпеды (или глубинные бомбы для борьбы с подводными лодками), имел два крупнокалиберных пулемета. Экипаж торпедного катера состоял из 6 человек.

По катерам класса Г-5 очень много информации в сети. Даже есть пару неплохих фильмов. Например х/ф "Прощай" 1966 года, и д/ф "Оружие победы. 25 серия. Торпедные катера. " (http://www.youtube.com/watch?v=CCdfMqygtXg).

Набор

Модель произведена компанией NorthStarModels . Набор позволяет собрать на выбор одну из трех модификаций Г-5:

серии АКА (с "Катюшей") , серии 10 и серии 11 БИС. До того, как эта модель попадет к вам на стапель, она живет вот в такой коробчёнке размером чуть больше пачки сигарет!

В содержимое коробки входит: сам корпус катера, два варианта надстройки, горстка запчастей, плата травления , и конечно инструкция по сборке.

Качество литья очень неплохое! Набор травления вполне исчерпывающий (хотя забегая в перед, скажу что полностью без доработок не обошлось) подробный и полезный, и на первый взгляд не вызывающий никаких нареканий на качество литья. Размеры самих деталей катера и травления по-началу вызвали легкое опасение - а смогу ли я собрать такую мелочь! Катер хоть и в привычном для меня 350-том масштабе , но по сути ни чем не уступает моделям 700-го масштаба.

Сборка

Изначально определился с модификацией катера, которую буду собирать! Свой выбор остановил на модификации 11 БИС. Хотя изначально при покупке хотел собрать Г-5 с "Катюшей". Хотя в сети встречаютса фото, на которых видно, что катер, похожий на модификацию 11 БИС тоже дополнительно укомплектовали "катюшей"!

Начав процесс сборки, был приятно удивлен, насколько же эта модель приятна в сборке! Должен отметить, что это мой первый опыт работы с смоляной моделью! Материал понравился, очень податливый в работе и обработке!

Сам процесс сборки протекал довольно гладко, (было конечно пара не состыковок/неточностей в самой инструкции по сборке, но не критичных), так что особо на нем останавливаться не буду. Пожалуй, отмечу только, что такого количества времени на полу в позе "речного клещеногого" с лупой и фонарем в руках в поисках упавшей деталюшки, я еще не проводил, а запчасти так и норовят улететь в неизвестном направлении.

В принципе, набор и травление очень подробное. Учитывая масштаб, а вернее размер модели, ребята с НордСтара сделали, я думаю, практически максимум из возможного. Но все же я немного решил модель доработать! Не столько из вредности, сколько по необходимости! Итак, первое, что я заменил, это торпеды. В принципе и из того что есть в наборе можно сделать конфетку, но у меня завалялись полностью травленые Тамиевские торпеды! Так что решил я послушать свою лень и заменить смоляные торпеды из набора, которым нужно было уделить определенное внимание, на травленые. Также пришлось немного укорачивать торпеды, так как они не полностью входили в пусковую «шахту».

Так же мне не сильно понравились травленые ДШК из набора! Они уж больно тонкие и невыразительные. Потому было принято решение заменить их на самодел! Стволы были взяты от набора МастерМодел, все остальное вырезано из пластика и было немного добавлено мелких травленых элементов (ручки, прицелы). Вышло может и не идеально, но результат мне понравился больше.

Ну и по мелочи, была добавлена небольшая полочка на тумбу заднего стрелка, спас круг , а так же были заменены обе "мачты", причина замены та же, что и с ДШК, очень тонкие и гнуться буквально от легкого дуновения! Так же на всех фото, которые я встречал, на Г-5 мачта, которая находилась на рубке имела только одну горизонтальную "рею", а не две, как это было в наборе! Мачты сделал из запасов/остатков лееров от АМБЕР.
Еще были мысли дабы добавить изюминки, повесить швартовочные шины, но потом отказался от этой идеи.

Окраска

Ох и давненько же я не брал аэрограф в руки! Ну да ладно! Схем окраски катеров Г-5 довольно много! Все зависит от того на какой период и место базирования вы ориентируетесь!

Дойдя до процесса окраски, думаю, у всех кто будет собирать эту модель, встанет вопрос: - а как окрасить часть корпуса ниже ватерлинии? Я молчу уже про нанесение самой ватерлинии! Вот и меня долго мучил этот вопрос, уж не верилось что на этот катер получиться нанести маски . Были уже мысли окрасить борт ниже ватерлинии кистью. Но в итоге все таки решил попробовать нанести маски и на удивление у меня получилось, может и не идеально ровно но однозначно лучше, чем если бы я красил кистью.

После окраски, нанес глянцевый

Постройка и служба

Общие данные

Бронирование

Вооружение

Торпедные катера серии Г-5 - первая серия торпедных катеров ВМФ СССР . В период 1933-1944 годов было построено более 300 единиц. Катера принимали участие во Второй мировой войне , Корейской войне . Не смотря на то, что к началу войны катера уже были устаревшими и не сыграли особенной роли в боевых действиях, своим появлением они дали толчок к развитию советского "москитного флота".

Предпосылки к разработке

В начале 20-х годов вновь созданному флоту Рабоче-Крестьянской Красной Армии для ведения «малой войны на море» понадобилось создание «москитного флота» из сотен катеров на всех театрах. Предполагалось, что катера, взаимодействуя с крейсерами и авиацией, встретят противника у берега Советского Союза. Требовался катер, способный при мощном торпедном вооружении развить максимально возможную скорость. Дальность действия являлась малосущественной характеристикой.

Прототипами являлись, оказавшимися в руках советских моряков, трофейные английские катера CMB 40- и 55-футового типов. Их действия в Финском заливе в 1919 году, особенно потопление одиночным катером крейсера «Олег» , произвели на советское военно-морское руководство глубочайшее впечатление.

Разработку проекта и строительство первого советского торпедного катера поручили ЦАГИ . Главное требование - катер должен превысить скорость трофейных. С февраля 1925 года началось проектирование, а через полгода - строительство катера, получившего название ЦАГИ АНТ-3 «Первенец». Задача была весьма непростой: создать полноценный боевой корабль силами организации никогда не занимавшейся ничем подобным.

30 апреля 1927 года на Черном море начались испытания «Первенца», представлявшего собой цельнометаллический катер, оснащенный двумя авиационными моторами «Райт-Тайфун» американского производства, вооруженный одной 450-мм торпедой в желобном торпедном аппарате (запланированная 533-мм отставала от сроков завершения работ), с установленным приемопередатчиком, дневным и ночным торпедными прицелами. Рубка управления была открытой. В процессе испытаний обнаружились явления кавитации , не позволявшие при развитии моторами полного числа оборотов развить полную скорость. Под руководством А. Н. Туполева провели работы по изменению шага винтов. Результат превзошел самые оптимистические ожидания - получили 56 узлов . 16 июля, в последний день испытаний, произошло кульминационное событие: гонки английского и советского катеров, показавшие полное преимущество последнего.

Моряки также оказались довольны и сделали заказ на новый катер. Новый катер должен был иметь водоизмещение не больше 10 тонн, скорость не ниже 56 узлов, с вооружением из двух 450-мм торпед. Одновременно необходимо было устранить выявленные недостатки: коррозию материала корпуса (авиационный дюралюминий подвержен коррозии при контакте с морской водой), плохое качество окраски, интенсивное брызгообразование и, как следствие, интенсивное заливание рубки. В ноябре 1927 года были начаты работы над первым катером АНТ-4, а уже в сентябре его представили на испытания. Результаты работ полностью устроили заказчика: для уменьшения брызгообразования изменили теоретические обводы корпуса, рубку сделали закрытой.

Первые модели

Серийное производство поручили ленинградскому заводу им. А.Марти. В октябре 1928 года одновременно с принятием в состав морских сил Черного моря головного катера, на заводе заложили первые серийные катера. Флот присвоил им обозначение «Ш-4», как оно расшифровывается - неизвестно . Всего в период с 1928 по 1931 года было выпущено 59 единиц в пяти сериях. Моряков в новых катерах устраивало практически все, кроме вооружения. Для 30-х годов 450-мм торпеды были явным анахронизмом. Для «Ш-4» они были вынужденной мерой и теперь необходимо было вооружить катер 533-мм торпедами. Через год начинается постройка катера АНТ-5, прототипа Г-5.
Строительство шло медленными темпами, оборудование, поставляемое заказчиком не в срок, тормозило процесс. Проектирование велось под американские моторы «Райт-Циклон», но при этом не исключалась установка американских же «Паккардов», отечественных ГМ-13. В итоге на катер установили итальянские моторы фирмы «Изотто-Фраскини» АССО-1000. В феврале 1933 года катер построили и отправили на Черное море. От своего прародителя новый катер отличался увеличенной за счет вставки длинной корпуса, изменениями в рубке и моторном отсеке, и главное - увеличенным калибром торпед. АНТ-5 прошел испытания и был принят флотом 1 августа 1934 года под обозначением «Г-5» (глиссирующий - пятый).

Описание конструкции

Катера выпускались девятью сериями, различие между которыми были в основном, в толщине листов обшивки (усиление ее проводилось на каждой последующей серии), двигателях (на части стояли импортные АССО и «Паккард», а на других различные модификации ГАМ-34), скорости, запасе топлива и вооружении (См. таблицу Серия Г-5). Внешних отличий между катерами очень мало.

Окраска катеров не отличалась разнообразием. Корпус грунтовался свинцовым суриком и окрашивался в шаровый цвет различного оттенка в зависимости от театра действий. Подводная часть окрашивалась кузбасс-лаком, либо железным или свинцовым суриком.

Корпус

Корпус имел глиссирующие обводы с плавными образованиями скуловых линий, большим развалом шпангоутов в носовой части и палубой округлой формы. Материал корпуса - дюралюминий, продольная прочность обеспечивалась килевой балкой коробчатой формы и стрингерами. Поперечные водонепроницаемые переборки делили катер на 5 отсеков: І- форпик, ІІ- моторный, ІІІ- отсек управления и радиорубка (с иллюминатором в правом борту), ІV- бензиновые цистерны, V - транец.

І и V отсеки в море задраивались, причем в последний можно было попасть только сбросив торпеды, закрывавшие горловины. Моторный и командный отсеки сообщались между собой через дверь, для командира устанавливался съемный настил из гофрированного листа, в бензоотсек вел герметически задраиваемый лаз. Рубка по конструкции была аналогична корпусу: клепаная из дюралюминия с пятью окнами из бронированного стекла в передней части.

Энергетическая установка и ходовые качества

Катер оснащался двумя авиационными моторами АМ-34 конструкции Микулина производства завода № 24. Изменения в моторах заключались в приспособлении их к морским условиям, в частности, в снятии нагнетателей. В корабельном варианте они обозначались ГАМ-34, с соответствующей модификацией. Установка производилась на специальные баки, со смещением правого мотора вперед, а левого - назад. Мощность моторов зависела от серии, частота вращения достигала 2000 об./мин., охлаждение осуществлялось пресной водой, в случае повреждений - забортной.

Для вращения трехлопастных гребных винтов диаметром 680 мм использовались длинные гребные валы, первоначально из легированной стали, а затем - из нержавеющей. Наибольшую скорость (51 уз) катер мог поддерживать в течении 15 минут, полную (47 уз) - в течении часа, экономическую (36 уз) - чуть больше семи часов. Использовались два вида горючего: либо бензин Б-74, либо смесь из 70 % бензина Б-70 и 30 % спирта.

Вспомогательное оборудование

Центром управления катером была рубка. В ней находились: штурвал для управления рулями, машинный телеграф, навигационное оборудование - гирокомпас КГМК и два спиртовых магнитных компаса КИ-6 и ПМ-3, столик с картами, рамка с таблицей скоростей, тахометры, автомат-коробка торпедной стрельбы, прибор газоуправления, аварийный контакт, дифферентометр, авиационные часы, термометр. На крыше рубки располагался торпедный прицел КП-3 (комбинированный для дневного и ночного боя).

На катерах устанавливались две динамо-машины постоянного тока ГА-4630 мощностью по 250 ватт. Имелись и два аккумулятора типа 6СТК-VIII. В состав электрооборудования входили: один ламповый прожектор МСПТ- Л2,5 применявшийся как для освещения, так и для сигнализации; приемопередающая радиостанция типа «Штиль-К». Она имела мощность 10-20 ватт, диапазон 75-300 м, дальность действия 20 миль, могла работать в телефонном режиме. Для растяжки лучей антенны служили две мачты Т-образной формы: одна располагалась на носу катера, а другая - за рубкой правления.

Устанавливалась также аппаратура для постановки дымзавес. Стационарная система, размещавшаяся за рубкой, обозначалась ДА-Т4. Она обладала следующими тактико-техническими характеристиками (ТТХ): вес 540 кг, производительность 25-30 кг/мин, время действия 6 минут, время пуска 2 секунды, могли быть поставлены три дымзавесы средней высотой 20-30 метров. Применялись также четыре дымовых шашки МДШ с такими ТТХ: вес 45 кг, производительность 3 кг/мин, время действия 10 минут, время пуска 50 секунд, одна дымзавеса высотой 15-20 метров.

Экипаж и обитаемость

Экипаж катера по штату состоял из шести человек. Наибольший круг обязанностей ложился на плечи единственного офицера - командира катера. Он должен был осуществлять общее руководство действиями команды, вести штурманскую прокладку, непосредственно удерживать катер на курсе, регулировать скорость хода, производить расчеты для торпедной стрельбы и выводить катер в атаку, производить пуск торпед, включать дымаппаратуру. При получении катером повреждений - руководить борьбой за жизнь, при выполнении обязанностей командира группы катеров - организовывать совместные действия ее состава.

В экипировке экипажей учитывались особенности этого типа катеров - большое брызгообразование на волнении и пронзительный ветер. Одевался экипаж в теплое водолазное белье, кожаное обмундирование, верхняя вахта носила кожаные летные шлемы и защитные очки, механики пользовались танковыми шлемами для защиты от рева двигателей.

Также в торпедные желоба мог приниматься десант в количестве 20-22 человека, а с перегрузкой - до 30-50. Поскольку десантный вариант оказался весьма распространенным, в итоге пришли к выводу о необходимости изготовления специальных банок и решеток для удобства размещения бойцов.

Вооружение

Основным оружием катеров Г-5 являлись две торпеды в желобных торпедных аппаратах. Их конструкция первоначально была позаимствована у английского прототипа. Торпеда располагалась на направляющих и удерживалась стопорами. Выстрел осуществлял механизм, основанный на пороховом газогенераторе, в котором 250-граммовый заряд бездымного пороха обеспечивал, посредством поршня и телескопического толкача, вылет торпеды из аппарата со скоростью 5-6 м/с. Залп производился электрической автомат коробкой с возможностью пуска одной торпеды или обеих залпом. На случай несрабатывания электрозапалов предусматривалось использование механических ударников.

Торпеды были двух модификаций. Первоначально на вооружении стояли торпеды 53-27к, имевшие следующие ТТХ: калибр 533,4 мм, длина 6,9 м, масса 1675 кг, скорость хода 43,5 уз на дальности 3700 м, вес боевой части 200 кг. В 1937 году закупленная в Италии, и воспроизведенная в СССР торпеда под обозначением 53-38 улучшила основное оружие катеров. Ее ТТХ: длина 7,2 м, масса 1615 кг, вес боевой части 300 кг (400 кг в варианте 53-38У), режим движения: 44,5 уз на дистанции 4000 м, 34,5 уз на 8000 м, 30,5 уз на 10 км. Торпеды оснащались лобовым и инерционным ударниками и не имели ни устройств фигурного курса, ни неконтактных взрывателей.

В торпедных желобах вместо торпед могло размещаться разнообразное вооружение. При установке стеллажей в желобе принимали двадцать четыре глубинные бомбы типа М-1 и четыре - непосредственно в командирскую рубку. Существовал вариант при котором сохранялась одна торпеда, а вместо второй брали 12 бомб. Бомбы типа М-1 обладали следующими ТТХ: полный вес 41 кг, заряд 25 кг, диапазон глубин от 15 до 100 м, радиус поражения 4-5 м.

Также катер мог выступать и в роли минного заградителя. Вместо торпед принимались мины в различных вариантах. По одной из них на специальных стеллажах находились три мины образца 1926 года (заряд 242-254 кг). Могли приниматься более современные образцы - мины КБ (заряд 230 кг), но в количестве двух штук, либо одна мина и один минный защитник. Другим вариантом были восемь малых мин типа «Р-1» (заряд 40 кг).

До Великой Отечественной бортовое вооружение катеров Г-5 составляли пулеметы. Первоначально устанавливалась авиационная турель со спаркой пулеметов ДА. При максимальном угле возвышения в 60 градусов она обладала круговым обстрелом. Пулемет имел следующие ТТХ: вес 10,1 кг, калибр 7,62-мм, емкость магазина 63 патрона, скорострельность 600 выстр/мин (максимальная) и 80-150 выстр/мин (практическая), дальность стрельбы 1500 м, боезапас восемь дисков на ствол. На некоторых катерах устанавливали турель с одним ШКАС. Очевидно, что пулемет винтовочного калибра был малоэффективен против морских и воздушных целей второй половины 30-х годов. В начале Великой Отечественной (начиная с Х серии) устанавливали пулемет ДШК с сохранением одного ДА в качестве выносного пулемета с возможностью установки либо на рубке, либо в носовой части на битенге перед сходным люком в машинное отделение. Характеристики ДШК: вес 150 кг (с турелью), калибр 12,7-мм, емкость лент в патронных коробках 50-100 патронов, пробивает 15 мм брони на дистанции 500 м, скорострельность 560-600 выстр/мин (максимальная) и 250 выстр/мин (практическая), дальность стрельбы 7000 м, потолок 3500 м, угол возвышения 80 градусов, боекомплект 1000 патронов.

История службы

Построенные по концепции разработанной в середине 20-х годов, торпедные катера вступили в бой во второй половине следующего десятилетия, то есть, совершенно не в тех условиях на которые рассчитывали их создатели. Пришлось совершать дальние рейды, действовать на коммуникациях, бороться с авиацией противника. Техническая концепция катера изначально была морально устаревшей: исходили не из возможного уровня развития техники, а из уровня имеющихся трофейных образцов. Требование достижения максимально возможной скорости, единственного козыря корабля, ограничивало любые попытки установки более мощного зенитного вооружения и брони. Не было и ясности в использовании катеров, слишком много от них требовали и слишком мало они могли реально сделать.

Гражданская война в Испании

В июле 1936 года мятеж республиканского правительства Испании стал началом трехлетней войны. К этому времени в составе испанского флота не было торпедных катеров. Это для националистов исправили Италия и Германия, поставками катеров типа MAS и люсерновских «шнелльботов» . Не остался в стороне и флот Советского Союза, направивший в Испанию в мае 1937 года четыре катера типа Г-5. Базой для них служил Порман.

Не смотря на то, что недостаточная дальность плавания и мореходность не позволили катерам действовать в роли собственно торпедных катеров, они несли конвойную службу. Но тут проявились и другие недостатки: слабое зенитное вооружение, высокая пожароопасность (из-за авиационного топлива) и отсутствие даже самой минимальной гидроакустической аппаратуры. Непригодность пулеметов для борьбы с самолетами самым трагическим образом проявилась в боях.

30 июля недалеко от Барселоны республиканский конвой был атакован летающей лодкой «Савойя» . По словам Конвея: один катер сопровождавший транспортник был потоплен, второй - очень пострадал, сам транспортник выбросился на берег.

В целом советские торпедные катера в ходе гражданской войны в Испании особой роли не сыграли, и их дальнейшая судьба остается неясной. Единственный шанс отличиться они упустили в марте 1938 года, когда из-за сравнительно небольшого волнения не смогли принять участие в бою, в ходе которого был потоплен крейсер «Балеарис» .

Великая Отечественная война

Основная деятельность торпедных катеров Г-5 во время Второй Мировой войны была развернута на Балтийском театре военных действий . К 22 июня 1941 года торпедные катера Краснознаменного Балтийского флота (КБФ) были сведены в две бригады и отдельный отряд, насчитывавшие в своем составе 56 катеров типа Г-5.

«Москитные силы» КБФ активно участвовали в боях за острова Моонзундского архипелага, боролись с немецкими конвоями, направлявшимися в Рижский залив, проведя ряд атак на суда противника, но не добились особых успехов. Несмотря на многочисленные потопленные вражеские транспортники с войсками и грузами, их собственные потери были достаточно тяжелыми. Доставалось, в основном, от авиации врага, противопоставить которой было нечего.

В конце сентября состоялась единственная за всю войну атака катерников советского флота на соединение крупных надводных кораблей, которые напали на полуостров Сырве. Оставшиеся боеспособными четыре катера обогнули Сырве и направились к бухте Лыу, где находилась эскадра противника. В её состав входили легкие крейсера «Лейпциг» и «Эмден» с миноносцами охранения «Т-7», «Т-8» и «Т-11», а неподалеку действовали еще и тральщики из состава 17-й флотилии.

При выходе из Ирбенского пролива катера атаковал вражеский гидросамолет, который отогнали истребители прикрытия, затем отразившие попытку еще двух «стервятников» расправиться с катерами. Немецкие корабли, предупрежденные сигнальными ракетами гидросамолета, успели подготовиться к атаке и по катерам был открыт ураганный огонь. Ущев (командир отряда катеров) приказал дать сигналы - «Дым», «Атака». Под прикрытием дымзавесы два катера ударили по крейсеру «Лейпциг», два - по миноносцам. В это время был подбит первый катер начал тонуть. Не одна из торпед не попала в цель. Возвращавшиеся в Мынту катерники потопили вспомогательный тральщик «М-1707» (экс-траулер «Люнебург»). Немецкие крейсера, расстрелявшие большую часть боезапаса основного калибра по катерам, были вынуждены уйти. Больше в обстрелах советских войск они не участвовали.

Так как боевые качества корабля на момент начала боевых действий были морально устаревшие и не выдерживали конкуренции с вооружением вражеских войск, основной формой боевой деятельности торпедных катеров Г-5 во время войны были минные постановки и транспортировка десанта. Им на смену приходили новые более совершенные торпедные катера по ленд-лизу или от промышленности. По окончанию войны катера Г-5 выполняли обязанности минных тральщиков.

Знаменитый советский авиаконструктор А.Н. Туполев в конце 20-х годов получил приказ о необходимости разработки мощного военного катера, снабжённого сразу несколькими торпедными установками. Предполагалось создание с мощным вооружением и с минимальной дальностью хода, так как в теории судно должно было на постоянной основе находиться у берегов СССР. Именно с таких торпедных катеров берет свое начало советское развитие военно-морского флота.

История создания

В течении всего полугода катер был спроектирован и сразу же, специально созданный отдел ЦАГИ начали его строительство. Так как организация не имела подобного опыта и не смогла обеспечить проект необходимыми комплектующими, было принято решение о сторонней покупке. Именно из Италии прибыли первые двигатели под названием Изотта-Фраскини. В середине 1930-ых годов на Черное море отравляют на испытание первый катер. При полной боевой готовности катер достиг скорости около 37 узлов, при весе менее 10 тонн. Результатом испытаний стало выявление недостаток в виде малой скорости и соответственно плохой манёвренности. Также перед ЦАГИ была поставлена задача исправить следующие недочеты:

  • Качество покраски, в контакте с морской водой стала образовываться коррозия металла;
  • Рубка управления открыта, подвергалась заливанию водой;
  • Возникновение каверн на гребне винта, не позволяющей развить максимально предельную скорость.

ЦАГИ провела работу по изменению и устранению всех недочетов и вновь пустила на воду новый торпедный катер. Результат не заставил себя долго ждать и уже руководство наслаждалось гонкой между ново-созданным советским торпедным катером типа Г-5 и английским который брали за основу создание. Советский торпедный катер показал самые наилучшие результаты, развил скорость 56 узлов, и даже обогнал соперника, что не могло не обрадовать руководство ЦАГИ.

В 1934 году ленинградский завод Андре Марти получает заказ на производство свыше 300 единиц торпедных катеров. Моряки были довольны скоростными характеристиками катера, но боевое вооружение в виде нескольких пулеметов с калибром в 450 мм считалось устаревшим даже на тот момент. Было принято решение снабдить катер торпедами 533 мм, с присвоением номера АНТ-5. Производство следующей серии надолго затянулось из-за медленной поставки оборудования. После внесенных небольших изменений и прохождения испытаний, было принято решение изменить номер на Г-5, что означало «Глиссирующий катер 5-ой модели».

Конструкция торпедного катера

Материал корпуса изготовлен из сплава на основе алюминия с добавлением магния, марганца и меди. Корпус состоял из пяти отсеков – отсек управления, топливный, крайний носовой, моторный отсек и конечно же установка из торпедных аппаратов. Катер на своем борту вмещал максимально 11 человек, хотя документально по штату было рекомендовано, всего 6. Смотровое стекло было изготовлено из брони и на панели управления расположились два полубалансирных руля, также пара компасов, тахометры, термометр, аварийный контакт, столик с картами, прибор управления газом, а также ручной пулемёт для стрельбы. В установленный комплект помимо всего перечисленного многообразия, входили машины с постоянным током, производимой мощностью 250 ват, ламповый прожектор, два аккумулятора, радиостанция приемопередающая работая на дальность до 20 миль. Установленные две торпеды считались главным оружием на катере. На их месте была возможность размещать любое вооружение, например, вместо торпеды возможно было разместить четыре мины.

Модель торпедного катера с реактивной установкой

Торпедный катер типа Г-5 мог поддерживать в течении 15 минуть скорость до 51 узла. Для заправки катера использовали бензин.

Всего было выпушено 9 серий катеров данного типа. Основные различия между ними крылись в толщине обшивки, запасе топлива, двигателе и вооружении.

В 37 году прошлого столетия состоялась передача торпедных катеров типа Г-5 . Сделано это было из-за небольшой дальности плавания, которой не хватало для значительным водных границ СССР.

Позже данные торпедные катера успели поучаствовать не только в Великой Отечественной войне, но и в Корейской, которая в последующем для них оказалась последней. Впоследствии было принято решение уничтожить все имеющиеся катера. В Крыму, Латвии, Балтийске и Очакове были установлены памятники в честь памяти конструкторов торпедных катеров серии Г-5.



Отчетность за сотрудников