Льготы по налогу на прибыль: ищем выгоду. Особенности льготного налогообложения прибыли организаций

Налог на прибыль, если он уплачивается в «стандартном» размере 20%, является существенным расходом организации. В связи с этим многие предприятия ищут пути минимизирования затрат, уменьшения налоговой нагрузки.

Оптимальное решение в данном случае - пользование льготой по налогу на прибыль. Далеко не все организации имеют на нее право. Решение о льготах по налогу на прибыль устанавливается на региональном уровне, но некоторые категории льготников закреплены на федеральном уровне.

Виды льготирования

Целью выделения налоговых льгот по налогу на прибыль организаций в 2015 году можно считать итоговое сокращение размера денежного взноса предприятием. Схема предоставления налоговых льгот осуществляется разными путями:

  • Полное освобождение, то есть, применение ставки размером 0%. Такое возможно только для организаций, которые осуществляют «выгодные» государству виды хозяйствования. Примером может служить выпуск продуктов питания для детей, продукции промыслов народного характера и так далее. Нулевой ставкой пользуются медицинские, образовательные, сельхозпредприятия.
  • Предоставляются также скидки, когда сумма прибыли, на которую начисляется налог, уменьшается на определенный процент. Уменьшение происходит на затраты по некоторым направлениям. Пример: уменьшение базы на размер капвложений, инвестиционная льгота по налогу на прибыль.
  • Пониженная налоговая ставка. Размер уменьшения достигает 100%. Например, общественные организации людей с ограниченными возможностями освобождены от уплаты. Для получения такой ставки требуется соблюсти целый перечень условий относительно численности сотрудников, площади торговых залов и так далее.

Пониженный размер ставки налога на прибыль действует и в отношении участников-резидентов ОЭЗ в виде налоговых льгот:

  • Нулевая ставка используется компаниями в зонах: туристско-рекреационной, технико-внедренческой. Однако освобождение от налога возможно только в отношении части, уплачиваемой в федеральную казну - 2%.
  • Организации, ведущие хозяйствование в свободной зоне экономики, применяют нулевую ставку. После получения первого дохода согласно договорам СЭЗ такая ставка действует еще на протяжении десяти периодов.
  • Нулевая ставка на федеральную часть налога используется и в компаниях-участниках инвестиционных проектов регионального значения. А в плане местной части налога для них действительна ставка в 10% в первые пять лет и свыше 10 - в последующие.

Пользование льготами в 2015 году

При выявлении права на льготу, организация должна подать соответствующее заявление в ФНС по месту регистрации. Есть временной лимит: для того, чтобы льгота начала действовать, подать заявление необходимо за 30 дней до начала нового периода. Обязательно представить документы, которые подтвердят право на льготы.

В ФНС предоставляются документы:

  • подтверждение происхождения доходов организации;
  • справка о численном составе сотрудников - трудовые договоры, табели;
  • копии сертификатов медицинских специалистов, если именно о предприятии такой направленности идет речь;
  • заявление;
  • декларация;
  • документы, подтверждающие уровень доходов.

Если организация уже пользуется преференциями, по окончании периода подаются документы, подтверждающие выполнение установленных правил. Если льготы по уплате налога на прибыль распространяются на часть вида деятельности, то и документы подаются по этому виду.

Бывает так, что право на льготы утрачивается в середине периода. В таком случае организация рассчитывает измененный размер налога, вносит сумму и подает уточненную декларацию. Используется стандартная ставка в 20%, более того, за весь период, а не с месяца утраты льгот.


Для образовательных, медучреждений действует норма: при утрате прав на льготу по причине невыполнения условий, следующие 5 лет не они имеют права на налоговые льготы на прибыль, что установлено 284-й статьей НК РФ.

Другие виды льгот

На федеральном уровне закреплено право воспользоваться сниженным размером ставки таким категориям организаций:

  • получатели дивидендов;
  • держатели ценных бумаг.

В этом случае «скидка» действует только на прибыль, которая получена по процентам и дивидендам. В зависимости от года эмитирования бумаг ставки установлены на уровне 0, 9, 15%.


Прибыль, которая получена в результате хозяйствования сотрудников проекта «Сколково», не облагается налогом вовсе - ставка равна 0%. Такая же норма - льгота по налогу на прибыль — закреплена за Центральным банком РФ, как в 2014, так и в текущем году. Получить скидку могут и благотворительные организации.

Применение льгот по уплате налога на прибыль возможно и для немногочисленных категорий налогоплательщиков:

  • компании, в штатном расписании которых числится 50 или более процентов сотрудников-инвалидов;
  • предприятия-производители продукции медицинского назначения;
  • компании потребительской кооперации, находящиеся на территории Крайнего Севера;
  • производители средств реабилитации для инвалидов, а также средств профилактики для них.

Нулевая ставка доступна при определении налога и социальным организациям при предоставлении услуг населению:

  • медицинских;
  • бытовых;
  • педагогических;
  • правовых;
  • трудовых;
  • срочных;
  • повышающих коммуникативный потенциал тех получателей соцуслуг, которые имею ограничение в здоровье или жизнедеятельности.

Вся сумма льгот, предоставляемая российским компаниям на сегодняшний день, направлена на решение приоритетных задач государства: развитие социальных объектов производства, поддержка народных промыслов, инвестирование, капиталовложения и прочее. Комфортные налоговые условия создаются для предприятий с целью увеличения их числа на определенном рынке, рост производства и реализации продукции.

Малые предприятия могут пользоваться всеми льготами, которые предусмотрены в действующем законодательстве для предприятий вне зависимости от их размера. Кроме того, малым предприятиям предос­тавлены дополнительные льготы как особой категории налогоплатель­щиков. Эти льготы дают субъектам малого бизнеса ряд преимуществ.

20 июня 1995 г. вступил в силу Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-Ф3 "О государственной поддержке малого предпринима­тельства в Российской Федерации".

Согласно этому закону к субъектам малого предпринимательства относятся коммерческие организации, в уставном капитале которых не более 25 % составляют:

Доля федеральных органов, субъектов РФ, общественных и ре­лигиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов;

Доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим ли­цам, не являющимися субъектами малого предпринимательства.

При этом средняя численность работников за отчетный период не должна превышать:

В промышленности и строительстве - 100 чел.;

На транспорте и в сельском хозяйстве - 60 чел.;

В розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 чел.;

В оптовой торговле, в остальных отраслях и при осуществлении дру­гих видов деятельности - 50 чел.

Закон относит к субъектам малого предпринимательства также и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

При определении средней численности учитываются не только ра­ботники предприятия, в том числе работающие по совместительству и по гражданско-правовым договорам, но и работники представительств, филиалов и других обособленных подразделений малого предприятия.

В случае превышения малым предприятием установленного пре­дела численности, оно лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, а также и на последующие три месяца.

В соответствии со статьей 9 Закона № 88-Ф3 в случае, если изме­нения налогового законодательства создают менее благоприятные усло­вия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей дея­тельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же по­рядке, который действовал на момент их государственной регистрации.

Среди налоговых льгот малых предприятий центральное место за­нимают льготы по налогу на прибыль.

В соответствии с Законом РФ от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" малые предприятия имеют следующие льготы.

В первые два года работы не уплачивают налог на прибыль вновь созданные малые предприятия по производству и переработке сельхоз­продукции, производству строительных материалов, продовольствия, товаров народного потребления, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения, технических средств про­филактики инвалидности и реабилитации инвалидов, а также предпри­ятия по строительству объектов жилищного, производственного, соци­ального и природоохранного назначения (включая ремонтно- строительные работы).

При использовании льготы доля выручки от этих видов деятельности должна составлять более 70% в общей сумме вы­ручки малого предприятия.

При определении доли выручки, в ее общую сумму, во-первых, не включается выручка по видам деятельности, по которым налогообложе­ние доходов производится в особом порядке. К ним относятся:

а) дивиденды, проценты, полученные по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию;

б) доходы от долевого участия в деятельности других предпри­ятий, созданных на территории России;

в) доходы (включая доходы от аренды и иных видов пользования) казино, иных игорных домов (мест) и от другого игорного бизнеса;

г) доходы видеосалонов от видеопоказа, проката видео- и аудио­кассет и записей на них.

Малые предприятия уплачивают налоги с этих видов доходов по ставкам, отличным от основной ставки налога на прибыль. Поскольку действующее законодательство не устанавливает специальные льготы при налогообложении данных видов доходов, то малые предприятия платят налог с этих доходов в полном размере вне зависимости оттого, имеют ли они льготу по налогу на прибыль или нет.

Во-вторых, в общую сумму выручки предприятия не включаются суммы, полученные от продажи основных средств и иного имущества.

Эти же малые предприятия в третий и четвертый годы работы уп­лачивают налог на прибыль в размере 25% и 50% от основной ставки, если выручка от указанных выше видов деятельности составляет более 90% от общей суммы выручки.

Эта льгота не распространяется на предприятия, созданные на ос­нове ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их филиалов и структурных подразделений, в том числе созданных в результате приватизации государственных и муниципальных предприятий.

При прекращении малым предприятием деятельности, в связи с которой ему были предоставлены налоговые льготы, до истечения 5- летнего срока, т. е. начиная со дня его государственной регистрации, сумма налога на прибыль подлежит внесению в федеральный бюджет в полном размере за весь период его деятельности.

Малые предприятия могут снизить свои платежи по налогу на прибыль и косвенным методом, а именно - путем применения ускорен­ной амортизации основных производственных фондов с отнесением за­трат на издержки производства в размере, в 2 раза превышающем нор­мы, установленные для соответствующих видов основных фондов.

В первый год работы с момента государственной регистрации ма­лого предприятия, они могут дополнительно списывать до 50 % перво­начальной стоимости основных фондов со сроком службы более 3 лет.

Кроме того, малые предприятия платят налог на прибыль ежеквар­тально исходя из фактически полученной прибыли, т.е. они освобожде­ны от авансовых платежей по налогу.

По другим федеральным налогам малые предприятия имеют льго­ты по срокам их уплаты. К таким налогам относятся:

Налог на пользователей автомобильных дорог;

Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

Эти налоги малые предприятия платят ежеквартально по фактиче­ским данным независимо от размера среднемесячного платежа.

Все объекты предпринимательской деятельности обязаны платить налог на прибыль в государственный бюджет, а также в счет бюджета субъектов Федерации. Но есть определенные категории организаций, которые могут получить льготы по налогу на прибыль. Ниже рассмотрим, как это происходит, в каких условиях и каков принцип действия.

Статья Налогового Кодекса № 284 регулирует предоставление льготной налоговой ставки для определенных групп налогоплательщиков. Это подразумевает начисление налогоплательщику определенного льготного размера процентной ставки, использующейся при расчете предстоящего к оплате в бюджет налога.

Ставки определяются органами местного субъекта Федерации, а в госбюджет процент для налогового обложения прибыли является стандартным и равен 2%.

Всем налогоплательщикам стоит хорошо подумать при переходе на льготный режим уплаты налога на прибыль, так как он является выгодным для таких предприятий, у которых постоянно есть прибыль и отсутствуют убыточные суммы. Это связано с тем, что льготная ставка в 0% закрывает перед налогоплательщиком возможность переносить свои убытки во времени и, соответственно, возмещать эту сумму.

Как получить

Законное право для перехода на льготную ставку предоставляется налогоплательщикам, подавшим заявление месяцем ранее января в новом налоговом периоде в местный орган налоговой. Заявление дополняется пакетом документов, которые могут подтвердить соблюдение установленных законом ограничений, являющихся условиями получения льготы. Содержание такого пакета варьируется в зависимости от вида или видов деятельности организации, которая хочет получить льготный процент по .

Например, заведения медицинского или образовательного характера ко всему прочему обязаны предоставить лицензию и документацию по квалифицированным специалистам.

Всем претендующим на льготы организациям необходимо подать данные по аналитическому учету дохода по разновидностям деятельности.

В конце налогового годового периода налогоплательщик кроме обычной декларации по прибыли обязуется предоставить расчетные документы по количеству доходов от льготируемого вида деятельности. То есть предприниматель должен в документальном виде подтвердить выполнение необходимых для начисления льгот по налогу на прибыль условий.

Если по каким-то причинам плательщик налогов не может подтвердить свое право на предоставление льгот в конце периода, то льготы с него снимаются, и предприниматель обязан самостоятельно сделать перерасчет сумм налогов на прибыль в размере 20%. Еще обязан рассчитать суму пени со дня, положенного для . Оплатить эти суммы и самостоятельно подать в налоговые органы декларацию, являющейся уточненной. Медицинского и образовательного типа заведения в атком случае потеряют право на льготирование на пять лет.

Кому предоставляются льготные ставки

  • Заведения медицинских и образовательных профилей, независимо от того, частные они или принадлежат государству. Льготная ставка будет применяться к . Обязательными условиями получения нулевой ставки является то, что тип деятельности, на доходы от которой предоставляется льготная ставка, будет приносить 90% всех получаемых доходов организации. Штат во время действия льгот должен быть не меньше 15 человек. У половины медицинских работников организации должны быть сертификаты действующего типа и т.д.
  • Предприятия сельскохозяйственного направления, которые 70% доходов получают именно от сельскохозяйственной деятельности, находятся на обычной системе налогообложения и т.д.
  • Предприятия, которые предоставляют социальные услуги. Причем их штат должен быть не менее 15 человек, а доход на 90% состоять из суммы выручки от предоставления услуг и т.д.
  • Льготы предприятиям-участникам особых зон (экономических и свободно экономических, участники ТОСЭР).
  • Льготы предпринимателям других характеров (участвующих в региональных инвестиционных предприятиях, участвующих в проекте Сколково).

Пример расчета с использованием льгот по налогу на прибыль

Разберемся на примере частного учреждения медицинского профиля. Я – плательщик налогов. Налогооблагаемая база за год равна сумме 2 000 000 рублей.

В таком случае в бюджет Российской Федерации я должен оплатить налог по прибыли в 2%:

  • 2 000 000*2%=40 000

Процентная ставка для меня от субъекта Федерации 18 %. Значит, в этот бюджет я оплачиваю:

  • 2 000 000*18%=360 000

Если я вовремя подал заявление и все сопроводительные документы, то получаю 0% ставки налога на прибыль на льготной основе, а значит, в бюджет не перечисляю ничего.

Но если общая сумма доходов не состоит на 90% от основного вида деятельности или, подавая декларацию по прибыли, я не смогу отобразить данные хоть по одному сотруднику из необходимых, то не просто лишусь освобождения от уплаты налога, но и буду вынужден заплатить 364 000 в федеральный бюджет и бюджет местный, а также своими силами произведу расчет пени, оплачу и ее тоже.


Итак, льготы по налогу на прибыль предоставляются особым группам налогоплательщиков при наличии у них всей необходимой документации и соблюдении всех условий налогового льготирования. Одним из условия является то, что тот вид деятельности, прибыль от которого не облагается налогом, должна приносить определенный процент всех доходов организации.

Не редкость, когда бухгалтер, выплачивая ту или иную сумму работнику, задается вопросом: а облагается ли эта выплата НДФЛ и страховыми взносами? А учитывается ли она для целей налогообложения?

Льготы по налогу на прибыль

Все организации стремятся снизить свои затраты и тем самым повысить прибыльность и привлекательность в глазах контрагентов и инвесторов. А можно ли сэкономить на налогах? И речь не идет о применении «серых» схем и иных нарушениях закона. Экономия на налогах возможна при использовании специальных налоговых режимов (упрощенка, вмененка) и льгот по налогам, предусмотренных законодательно. Существуют ли льготы по налогу на прибыль, рассмотрим в нашей статье.

А есть ли льготы по налогу на прибыль?

Налоговый кодекс не содержит упоминания о льготах по налогу на прибыль. В то же время, к льготным условиям можно отнести применение пониженных налоговых ставок, амортизационных премий , специальных коэффициентов амортизации . Но помните, что налоговые льготы - это, к примеру, предоставляемая организации возможность не платить налог или уплачивать его в меньшем размере. И предоставляются льготы отдельным категориям налогоплательщиков. При этом при камеральной проверке декларации, в которой заявлена льгота, налоговая инспекция вправе истребовать документы, подтверждающие право на льготу (п. 6 ст. 88 НК РФ). В случае с амортизационной премией или специальными коэффициентами амортизации, которые не являются льготами, такого права у налоговой инспекции нет.

Пониженная ставка по налогу на прибыль не для всех

Бухгалтеру хорошо известно, что основная налоговая ставка по налогу на прибыль составляет 20%, при этом в бюджет субъекта РФ нужно перечислить 18% прибыли. Именно эти 18% законом соответствующего субъекта могут быть снижены до 13,5%. Так, Закон г. Москвы от 05.03.2003 № 12 «Об установлении ставки налога на прибыль для общественных организаций инвалидов и организаций, использующих труд инвалидов» устанавливает для организаций, которые используют труд инвалидов, ставку налога на прибыль, уплачиваемого в бюджет г. Москвы, в размере 13,5%. Правда, только при условии, что среднесписочная численность инвалидов среди работников таких организаций составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов.

Для отдельных категорий налогоплательщиков (например, медицинских, образовательных и сельскохозяйственных организаций) в НК предусмотрено снижение

Сумма налога на прибыль представляет собой произведение налоговой базы и ставки налога.

Налоговой базой является денежное выражение прибыли - объекта налогообложения.

В соответствии со статьей 247 Налогового кодекса РФ прибылью признается:

Для российских организаций

Полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, - полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов.

Таким образом, величина расходов непосредственно влияет на размер налога: чем больше сумма расходов, тем меньше налоговая база и, следовательно, величина налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет. Поэтому расходы, учитываемые при исчислении налога на прибыль, можно считать разновидностью налоговых льгот.

Определение расходов и критерии их признания для целей налогообложения изложены в главе 25 Налогового кодекса РФ. Так, в соответствии со статьей 252 Налогового кодекса РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Налогового кодекса РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Приведенные выше положения статьи 252 Налогового кодекса РФ вызывают у специалистов неоднозначное толкование. Так, существует мнение, что статья 252 содержит два совершенно самостоятельных определения расходов. Первое определение понимает под расходами обоснованные и документально подтвержденные затраты, второе - любые затраты, лишь бы они были направлены на получение дохода. Следовательно, требование экономической оправданности Кодекс предъявляет только к тем затратам, которые не связаны с получением дохода.

Однако отсюда с неизбежностью следует вывод, что от затрат, произведенных с целью получения дохода, не требуется не только экономической оправданности, но и документального подтверждения, что вряд ли можно признать правильным. Кроме того, довольно сложно привести пример затрат, которые не связаны с извлечением дохода, но при этом являются экономически оправданными. Ведь основной целью деятельности любой коммерческой организации является извлечение прибыли (статья 50 Гражданского кодекса РФ). Следовательно, все расходы, понесенные организацией при обычном ведении дел, должны в той или иной степени отвечать указанной цели.

Таким образом, можно выделить три критерия, которым должны соответствовать затраты для признания их расходами:

  1. обоснованность (экономическая оправданность и оценка в денежной форме);
  2. документальное подтверждение;
  3. цель (получение доходов).

Сложившаяся на настоящий момент практика применения статьи 252 Налогового кодекса РФ показывает, что у налогоплательщиков, налоговых органов и судей арбитражных судов представления о том, какие затраты должны считаться экономически оправданными, а какие - нет, различаются самым кардинальным образом. На основании изложенного приходится констатировать, что какая-либо правовая определенность в рассматриваемом вопросе отсутствует. А это ставит под сомнение сам факт надлежащего установления налога на прибыль.

Министерство по налогам и сборам РФ (в настоящее время - Федеральная налоговая служба России) в Методических рекомендациях по применению главы 25 «Налог на прибыль организаций», утвержденных Приказом МНС РФ от 20 декабря 2002 года № БГ-3-02/729, сделало попытку разъяснить содержание термина «экономическая оправданность затрат». По мнению МНС РФ, под экономически оправданными расходами следует понимать затраты, обусловленные целями получения доходов, удовлетворяющие принципу рациональности и обусловленные обычаями делового оборота (раздел 5 Методических рекомендаций). Представляется, что проблему это не решило. Так, цель получения дохода закреплена Налоговым кодексом в качестве самостоятельного признака расходов. Содержание принципа рациональности в законодательстве вообще отсутствует. В работах, посвященных проблеме экономической оправданности затрат, принцип рациональности рассматривается как такой вариант поведения налогоплательщика при осуществлении расходов, который приводит к наилучшему экономическому результату. Однако оценка какого-либо экономического результата как наилучшего также носит субъективный характер. Кроме того, налогоплательщик в момент произведения затрат не всегда может точно оценить их экономическую эффективность, она лишь предполагается.

Требование о соответствии затрат обычаям делового оборота явно позаимствовано МНС РФ из ПБУ 10/99. Обычай делового оборота - категория гражданско-правовая. В соответствии со статьей 5 Гражданского кодекса РФ обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Каким образом в рамках налогового права, имеющего ярко выраженный публичный и формализованный характер, могут применяться положения, не зафиксированные в каких-либо документах, МНС РФ не разъясняет.

Необходимо также отметить, что установление в отношении затрат налогоплательщика требования экономической оправданности не согласуется с таким принципом, как презумпция добросовестности налогоплательщика. Любая коммерческая организация достигает своей основной цели - извлечения прибыли - теми способами и путями, которые представляются данной организации наиболее обоснованными и рациональными. Отсюда можно сделать вывод, что все затраты коммерческой организации априори следует считать экономически оправданными, за исключением тех расходов, которые явно не соответствуют цели извлечения прибыли. Но с «отсеиванием» подобных затрат вполне справится другой указанный и статье 252 Налогового кодекса критерий - направленность расходов па получите дохода.

К расходам дня целой налогообложения относятся в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ:

  1. суммы комиссии за открытие и обслуживание кредитной линии
  2. проценты за кредит па покупку основных средств
  3. проценты по долгосрочным займам
  4. «безнадежные долги» (долги, нереальные ко взысканию)
  5. отрицательные суммовые разницы
  6. потери в пределах утвержденных лимитов
  7. расходы па оплату труда, командировки, обучение
  8. арендная плата за квартиру для проживания командированных работников расходы арендатора за коммунальные платежи
  9. расходы на выкуп права аренды
  10. расходы на покупку форменной одежды
  11. расходы на оплату услуг вневедомственной охраны
  12. расходы на управляющую компанию
  13. расходы на горюче-смазочные материалы
  14. расходы на сотовую (мобильную) связь, а также на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи, вычислительных центров и банков, включая расходы па услуги факсимильной и спутниковой связи, электронной почты, а также информационных систем (СВИФТ, Интернет и иные аналогичные системы)
  15. расходы на рекламу (также сюда можно отнести расходы на создание и продвижение сайтов)
  16. расходы на НИОКР
  17. расходы будущих периодов
  18. амортизация и амортизационная премия
  19. капитальные вложения в арендованное имущество
  20. расходы на реконструкцию основных средств
  21. расходы по объектам обслуживающих производств и хозяйств
  22. лизинговые платежи
  23. средства и ресурсов для ликвидации последствий аварий и чрезвычайных ситуаций
  24. платежи за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ
  25. расходы на покупку материалов
  26. расходы, связанных с приобретением программных продуктов
  27. скидки, предоставляемые покупателям.
  28. расходы на обязательное и добровольное страхование
  29. прямые расходы.

При определении расходов для целей налогообложения возможны ошибки. Наиболее распространенными ошибками при отнесении тех или иных средств к расходам в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль являются следующие.

Организации неправомерно уменьшают налогооблагаемую прибыль на суммы санкций и пеней, перечисленных в бюджет и государственные внебюджетные фонды. Налоговый кодекс РФ не признает расходами суммы штрафов, пеней и иных санкций, которые подлежат уплате в бюджет и внебюджетные фонды (п. 2 ст. 270 Налогового кодекса РФ). Для налога на прибыль принимаются только штрафы, пени и иные санкции по договорным или долговым обязательствам, признанные или подлежащие уплате должником на основании решения суда (подп. 13 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса РФ).

Организации могут включать в расходы и исходное сырье, и продукты его переработки.

При исчислении налога на прибыль возможно применение пониженной ставки.

На территории Московской области организации, использующие труд инвалидов, уплачивают налог на прибыль по ставке, сниженной на 4 процента, а также освобождаются от уплаты налога на имущество и транспортного налога. Но чтобы получить эту льготу, недостаточно просто принять инвалидов на работу. Во-первых, общая численность работающих в фирме сотрудников должна быть не меньше 50 человек. Численность инвалидов должна составлять не менее 30 процентов работающих, а доля расходов на оплату их труда - не менее 20 процентов от фонда оплаты труда.

Второе обязательное условие, дающее право на льготу, обязывает направлять полученные в результате такой экономии средства на цели, связанные с поддержкой инвалидов. Например, на обеспечение инвалидов медицинской помощью.

При использовании льготы необходимо проверять, чтобы работающие в организации инвалиды своевременно проходили переосвидетельствование, подтверждающее право на сохранение инвалидности.

Также могут устанавливаться пониженные налоговые ставки, как один вид налоговых льгот, предусмотренных главой 25 Налогового кодекса РФ. Пункт 1 статьи 284 Налогового кодекса РФ устанавливает ставку налога на прибыль в размере 24 процентов. Сумма налога, исчисленная по ставке в размере 6,5 процента, зачисляется в федеральный бюджет, а сумма налога, исчисленная по ставке в размере 17,5 процента, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации. При этом налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков максимум до 13,5 процентов.

Для организаций - резидентов особой экономической зоны

Законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами территории особой экономической зоны. При этом размер указанной налоговой ставки также не может быть ниже 13,5 процента.



Декларация по УСН