Порядок действий при регистрации юр лица. Порядок создания юридического лица в рф

С 2016 года в действие вступили поправки, которые оказали существенное влияние на порядок создания и ликвидации юридического лица. Предлагаем пошаговую инструкцию, которая поможет в кратчайшие сроки подготовить необходимые документы и провести регистрацию.

Этап 1

Регистрация юр. лица предусматривает подачу пакета бумаг, необходимых должностным лицам для проверки ваших данных. Согласно действующему законодательству в ФНС следует подать:

Этап 2

После подготовки необходимых бумаг, следует обратить внимание на уставной капитал предприятия. Он должен быть оплачен или до подачи документов, или в течение 4-х месяцев после регистрации.

На сегодняшний день его минимальный размер составляет 10 т.р. и может быть оплачен ценными бумагами, имущественными правами и деньгами. Если оплата проводится имуществом, тогда его оценка должна быть утверждена на собрании участников. Кроме того, если стоимость неденежного взноса превышает 20 т.р. – она должна быть подтверждена независимым оценщиком.

Этап 3

Следующее, что предстоит сделать – определиться с юр. адресом предприятия. Его регистрация проводится в том же регионе, где будут подаваться документы при создании юр. лица. На практике, в качестве такого адреса используется площадь, где расположены офисы правления или руководства. Также для этого могут быть использованы адреса арендованных помещений или домашние, в том числе руководителя фирмы.

Впрочем, некоторые предприятия, не имеющие центральных офисов или желающие зарегистрировать их в регионе, отличающемся от места непосредственного осуществления деятельности, могут воспользоваться услугами компаний, предоставляющих такие адреса в аренду.

Этап 4

Следующий шаг – подача бумаг для регистрации. Эта процедура производится:

Если вы подаете бумаги лично, то следует обратиться в отдел ФНС или МФЦ по месту регистрации фирмы. Обратите внимание, что в таком случае нужно представить документы, подтверждающие личность, а также доверенность, если их подает посредник.

Внимание! Согласно изменениям в законодательстве, вступившим в силу в 2016 году, процедура регистрации занимает 3 дня для вновь организуемых предприятий. Время ожидания для всех других осталось прежним – 5 дней.

Этап 5

После рассмотрения заявления уполномоченное лицо принимает решение о его удовлетворении или отказе. Законодателем предусмотрен исчерпывающий перечень причин, по которым заявитель может получить отрицательный ответ из органа ФНС:

  1. Наличие ошибок, опечаток, недостоверных данных в приложенных документах.
  2. Неверное оформление заявление, в том числе, использование другого шрифта, лишние пробелы, пропуск в заполнении полей и т.д. Ошибкой считается также использование неправильных или не принятых сокращений.

Внимание! В случае отказа от регистрации юр. лица уполномоченное лицо обязано предоставить письменный ответ, в котором указать причины и основания такого решения, со ссылкой на соответствующий нормативный акт.

Госпошлина, оплаченная при подаче документов, возвращается заявителю в полном объеме, если он получил отрицательный ответ. При повторной подаче бумаг, она должна быть оплачена заново, о чем предоставляется оригинал квитанции.

При положительном ответе орган ФНС, в который обратился заявитель, выдает:

Эти бумаги получают лично или через посредника. Также они могут быть направлены на почте ценным письмом на адрес регистрации фирмы.

Обратите внимание, что в 2016 году вступают в силу нормы, предусматривающие использование типового устава для ООО. Согласно им предприятие должно будет иметь три разновидности этого документа, каждый из которых в обязательном порядке регистрируется в органе ФНС. Однако на данный момент происходит процесс принятия новых форм, после которых будет возможно использование типовых уставов. Эти нормы призваны облегчить процесс подготовки документов и регистрации ООО.

Порядок смены юр. адреса

Следует отдельно рассмотреть порядок смены юр. адреса предприятия и как на него повлияли последние изменения в законодательстве. Эта сфера подверглась существенным изменениям, с целью ужесточения контроля над фирмами.

Теперь эта процедура включает в себя 2 этапа:

  1. После подачи заявления, уполномоченные лица будут производить проверку нового юр. адреса и его возможность выполнять функцию помещения, в котором находится ООО.
  2. После подтверждения регистрации по новому адресу, представитель ООО получает право подать бумаги в орган ФНС по новому месту нахождения. Их список с 2016 года закреплен на законодательном уровне.

Внимание! Процедура проверки нового адреса регистрации может занять до 20 дней, что увеличивает срок перерегистрации, которая с этого года будет занимать около месяца.

Плюсом этих нововведений стала возможность оформления в качестве юр. адреса предприятия домашнего помещения владельца фирмы. Однако для этого его доля в уставном капитале должна быть не менее 50%. Кроме того такой адрес не будет нуждаться в длительной проверке.

Еще одно нововведение, касающееся изменения местонахождения фирмы – расширение прав должностных лиц ФНС в сфере контроля достоверности данных. Также они приобретают возможность проверки правоспособности руководителей предприятия и его учредителей. При возникновении обоснованных сомнений, они останавливают процесс регистрации и направляют запрос на фирму, давая возможность разъяснить ситуацию. Если предприятие не предоставит ответ, подкрепленный доказательствами, ФНС полностью прекратит регистрацию до устранения юр. лицом обнаруженных нарушений.

Текущие изменения в законодательстве направлены не только на ужесточение контроля, но и на облегчение процедуры регистрации с целью повышения привлекательности России для бизнеса. Это касается как отечественных предприятий, так и организованных иностранными лицами.

Регистрация юридического лица: видео

Разрешительный порядок создания юридического лица предполагает выполнение определенных действий, принятие специфических актов. Последние направлены на придание организации соответствующего статуса. Далее рассмотрим подробнее порядок создания юридического лица в РФ.

Основные способы

В теории предпринимательского права выделяется несколько вариантов создания юридических лиц. В частности, существуют:

Законодательная база

Сегодня в России используются все приведенные выше способы образования организаций. В Гражданском кодексе закреплены положения о том, что коммерческая деятельность должна осуществляться лицами, которые прошли регистрацию в установленном порядке. Это значит, что для получения официального статуса организации необходимо провести определенную процедуру оформления. Правила, в соответствии с которыми осуществляется регистрация, закрепляются в ФЗ № 129 от 8 авг. 2001 года.

Порядок создания юридических лиц (шпаргалка)

В процессе образования организации выделено несколько этапов:

  • Первая стадия. В ходе нее определяется состав учредителей и проводится общее их собрание.
  • Вторая стадия. На этом этапе выбирается организационно-правовая форма.
  • Третья стадия. В ходе нее оформляются учредительные документы.
  • Четвертая стадия. Она предполагает разработку наименования организации.
  • Пятая стадия. На этом этапе определяется место, где будет находиться организация.
  • Шестая стадия. В ходе нее формируется складочный (уставной) капитал, паевый фонд.
  • На седьмом этапе осуществляется государственная регистрация.

Далее рассмотрим установленный законом порядок создания юридического лица, кратко описав основные стадии.

Определение состава

В законодательстве установлены разные требования по числу и статусу учредителей организации. Например, в хозяйственном обществе может быть всего один участник, а в товариществе – как минимум 2. В производственном же кооперативе - не меньше пяти. При этом следует учесть, что в качестве учредителя хозяйственного общества не может выступать другое аналогичное объединение, которое состоит из одного лица. Полными участниками в товариществе могут быть коммерческие предприятия и индивидуальные предприниматели. В качестве участников хозяйственного общества и вкладчиков в товариществах на вере могут выступать граждане и иные юридические лица. В ЗАО количество акционеров ограничено. Оно не должно быть больше 50. При этом для ОАО таких ограничений нет.

Особенности собрания

Порядок создания юридического лица 2014 года устанавливает, что, если в образовании предприятия участвует два и более субъекта, то решение ими должно быть принято единогласно. При этом на собрании при рассмотрении данного вопроса должен вестись соответствующий протокол. В нем должны быть зафиксированы итоги голосования по каждому пункту, касающемуся образования организации.

Организационно-правовая форма

Порядок создания юридического лица предусматривает самостоятельный выбор формы, в которой будет осуществляться коммерческая деятельность. Однако в законе есть ряд ограничений. В частности, кредитная организация может образовываться в соответствии с любой формой собственности как хозяйственное объединение, аудиторская же фирма, например, не может создаваться как ОАО. На выбор могут повлиять следующие факторы:



Порядок создания юридического лица: учредительные документы

Одной из первых бумаг при формировании организации считается договор. Его могут заключить участники обществ с дополнительной и ограниченной ответственностью, а также хозяйственных товариществ. Договор может быть составлен в письменной (обычной) форме. В нем указывается дата и место заключения, а также период, в течение которого он будет действовать. Этим договором учредители закрепляют свое намерение образовать юридическое лицо. В соглашении они также устанавливают условия передачи предприятию своего имущества, меру участия в его деятельности.

Кроме того, в нем определяется порядок создания юридического лица, который они будут использовать. В хозяйственных товариществах договор выступает в качестве единственной правоустанавливающей бумаги. В связи с этим в данном случае в нем также указываются данные о составе и размере складочного капитала, величине и порядке изменения доли для каждого участника. В условиях устанавливается и ответственность по обязанностям. Вторым важнейшим документом юридического лица выступает Устав. Он устанавливает правовой статус предприятия. Устав предназначен для информирования контрагентов и прочих лиц, которые вступают в отношения с организацией, о ее структуре, сфере деятельности и полномочиях руководящего состава. В данном документе также определяются местонахождение, наименование, форма собственности, размер капитала, ответственность участников и прочие важные моменты.

Название организации

Порядок создания юридического лица предусматривает разработку его наименования. Основные требования содержатся в ст. 54 ГК. Согласно ей у юридического лица должно быть название, в котором должно содержаться указание на его форму собственности. В наименовании некоммерческих и унитарных предприятий, а также иных случаях, предусмотренных в законодательстве, должны присутствовать сведения о характере деятельности организации. Фирменное название приравнивается к объекту интеллектуальной собственности. Кроме приведенных выше сведений, в названии может присутствовать имя либо фамилия, характеристика предмета деятельности. Наименование может быть также и произвольным.

Правила включения в название организации слов "Российская Федерация", "Россия" и их производных

Эти элементы могут применяться в наименованиях коммерческих предприятий, согласно актам правительства страны. Эти постановления принимаются по итогам рассмотрения заявлений и прочих обращений заинтересованных лиц особой межведомственной комиссией. При этом уполномоченный орган должен учитывать:



Определение местонахождения предприятия

Порядок создания юридического лица предусматривает государственную регистрацию. Место, где она осуществляется, будет являться и местом нахождения предприятия. Согласно ст. 52, эти сведения должны быть указаны в учредительной документации. Процесс государственной регистрации организации проходит по месту нахождения уполномоченного исполнительного органа, действующего постоянно. В случае его отсутствия – на территории, где расположена иная структура, наделенная правом действовать от имени юрлица без доверенности. Местонахождение представляет собой конкретный адрес, где размещен орган управления организации. Также должны быть сведения, выступающие в качестве основания его расположения именно в данной местности. Обязательным условием является постоянное действие органа управления (правление или генеральный директор).

Образование складочного (уставного) капитала, паевого фонда

Этот этап – последний перед государственной регистрацией. Прежде чем осуществить ее, учредителями должна быть оплачена хотя бы половина уставного капитала хозяйственного общества. Такое же правило действует и для хозяйственных товариществ. Членам производственного кооператива необходимо внести к моменту регистрации не меньше 10% паевого вклада. Остальная доля вносится на протяжении года после того, как будет проведена государственная регистрация предприятия.

Максимальный срок государственной регистрации, императивно установленный Законом, со­ставляет пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Государственная регистрация осуществляется по месту нахождения указанно­го учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно дейст­вующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действо­вать от имени юридического лица без доверенности.

Закон не содержит требования о представлении в регистрирующий орган до­кументов, подтверждающих местонахождение органа юридического лица, а позволяет весьма произвольно разрешать этот вопрос. Данное обстоятельство может нега­тивно сказаться на процессах разрешения разнообразных вопросов, связанных с установлением действительного места нахождения юридического лица, на что неоднократно указывалось в юридической литературе, но не было учтено при принятии Закона. Получается замкнутый круг: по п. 2 ст. 64 ГК РФ местонахождением юридического лица является место его государственной регистрации, регистрация осуществляется по месту нахождения его исполнительного 9или иного) органа, что никем не проверяется.

Надо бы хотя бы установить, что риск воз­никновения неблагоприятных последствий, образовавшихся в связи с несоответ­ствием фактического места нахождения организации адресу, указанному в государствен­ном реестре, ложится на само юридическое лицо и все отправления, доставлен­ные по адресу, указанному в государственном реестре, считаются полученными юридическим лицом.

Во всяком случае, прежде чем заключать договоры, вносить предоплату и т.п. в отношении «непроверенного» юридического лица, следует проверить его действительное местонахождение и вообще наличие его исполнительного органа по заявленному адресу.

Документы для регистрации могут быть представлены в регистрирующий орган непосредственно или почтовым отправлением. С введением в действие Закона об электронно-цифровой подписи при наличии таковой можно представлять документы и по электронной почте. Соответствующие документы могут представляться уполномоченными лицами, каковыми являются:

руководитель создаваемого юридического лица;

руководи­тель юридического лица, выступающего учредителем создаваемой организации;

учредитель;

иное лицо, действующее на основании доверенности или иного полномочия.

Помимо указа­ния в заявлении паспортных данных заявителя и его идентификационного номера налогоплательщика подпись заявителя должна быть нотариально удостоверена.

Регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме установленных Законом. При этом нотариальное удостоверение докумен­тов, представляемых при государственной регистрации, необходимо только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Представляется, что одним из недостатков Закона является отказ законодателя от установ­ления особенностей регистрации отдельных видов юридических лиц. Закон лишь опре­деляет, что специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц может устанавливаться иными федеральными законами (ст. 10). Этот подход нарушает идею о единообразии регистрации юридических лиц на всей территории России.

В соответствии со ст. 11 Закона решение о государственной регистрации, при­нятое регистрирующим органом, служит основанием для внесения соответствую­щей записи в государственный реестр – с этого момента государственная регистрация юридического лица считается состоявшейся. Заявителю не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдается (направляется) документ о внесении со­ответствующей записи в государственный реестр. Сама же государственная регистрация при создании юридического лица, как уже отмечалось, должна быть произведена не позднее пяти рабочих дней со дня принятия документов на регистрацию.

В Законе реализован принцип "единого окна", т.е. чтобы зарегистрироваться или ликвидироваться, не должно быть необходимости посетить все организации, где нужно встать на учет. Имеются в виду сама налоговая инспекция, пенсионный фонд, медицинский фонд, фонд социального страхования, пожарная охрана, органы статистики и другие структуры. Согласно закону, все необходимые для регистрации действия должны совершаться в одном административном органе и им самим. Как уже отмечалось, далеко не везде это соответствует действительности.

Законом устанавливается, что регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет сведения о регистрации в государственные органы, определенные Правительством РФ.

Следует отметить, что процедура регистрации юридических лиц при их создании определяется Зако­ном весьма лаконично и сводится к установлению порядка такой регистрации и перечня необходимых документов.

Перечень необходимых документов, представляемых при регистрации вновь создаваемого юридического лица, сле­дующий.

1. Подписанное заявителем заявление о государственной регистрации, форма которого утверждена Правительством РФ.

2. Решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ.

3. Учредительные документы (подлинники или нотариально удостоверенные копии).

4. Доказательство юридического статуса (выписка из соответствующего реест­ра) иностранного юридического лица - учредителя, если таковой имеется.

5. Документ об уплате государственной пошлины.

Документы могут быть представлены лично или отправлены по почте.

В идеале регистрация юридического лица должна выглядеть так. В налоговой инспекции или в интернете бесплатно приобретается дискета с образцами уставных документов (или просто бумажные бланки). Образцы приводятся в соответствие с требованиями учредителей юридического лица. Затем уполномоченное лицо, заплатив госпошлину, представляет или посылает в регистрирующий орган по обычной или электронной почте необходимые документы, не позднее, чем через пять рабочих дней после поступления документов в налоговую инспекцию происходит регистрация и еще не позднее одного дня – происходит выдача свидетельства о государственной регистрации юридического лица.

Бывшие регистрационные палаты часто обвиняли в том, что они регистрировали юридические лица по заявлениям лиц без определенного места жительства либо по поддельным паспортам. Но и новая система регистрации - не гарантия от таких случаях. Раньше Регистрационная палата хотя бы требовала личной явки учредителя с паспортом, чтобы убедиться в его существовании. Теперь же можно и не являться, а общаться по почте.

Далее будут рассмотрены формы прекращения юридических лиц – реорганизация и ликвидация. Но реорганизация в большинстве случаев является одновременно и основанием создания новых юридических лиц – путем, например, разделения, выделения, слияния уже существующих юридических лиц.

Представление документов юридических лиц, создаваемых путем реорганиза­ции, осуществляется в том же порядке и сроки, как и при первоначальном созда­нии (учреждении) юридического лица.

Реорганиза­ция юридического лица в форме преобразования и слияния считается завершен­ной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованные и реорганизованные в форме слияния юридические лица считаются прекратившими свою деятельность.

Реорганизация юридического лица в форме разделения и выделения считает­ся завершенной с момента регистрации последнего из вновь возникших юридиче­ских лиц и соответственно для разделения - реорганизованное в форме разде­ления юридическое лицо считается прекратившим свою деятельность.

Реорганизация юридического лица в форме присоединения считается завершенной с момента внесе­ния в государственный реестр записи о прекращении деятельности последнего.

При регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, представляются следующие документы.

1. Заявление о государственной регистрации, содержащее подтверждение полноты содержания передаточного акта и разделительного баланса в части пра­вопреемства по всем обязательствам в отношении всех кредиторов и уведомле­ния в письменной форме всех кредиторов реорганизуемого юридического лица.

Требование о подтверждении наличия в передаточном акте и разделительном балансе положений о правопреемстве, думается, излишне. Передаточный акт и разделительный баланс должны передаваться при регистрации, а их непредстав­ление или отсутствие в них положений о правопреемстве является самостоятель­ным основанием для отказа в регистрации.

2. Учредительные документы каждого вновь возникающего юридического ли­ца, создаваемого путем реорганизации (подлинники или нотариально удостове­ренные копии).

3. Решение о реорганизации юридического лица.

4. Договор о слиянии или присоединении в случаях, предусмотренных феде­ральными законами.

5. Передаточный акт или разделительный баланс.

6. Документ об уплате государственной пошлины.



Закрытие ИП