Парциальный эмоциональный интеллект. Эмоциональный интеллект, его структура и методы измерения. Дать оценку эмоциям

ФОТО Getty Images

Термин «эмоциональный интеллект» (ЭИ) появился в 1990-х годах. Исследователи Питер Саловей и Джон Майер определили его как группу ментальных способностей:

  • способность к восприятию и выражению эмоций
  • способность повышать эффективность мышления с помощью эмоций
  • способность понимать свои и чужие эмоции
  • способность управлять эмоциями

«По сути, у нас два ума: один думает, другой чувствует. Эти два ума - эмоциональный и рациональный - почти всегда пребывают в согласии, объединяя в корне различные способы познания, чтобы с успехом вести нас в мире, - пишет научный журналист, автор книги об эмоциональном интеллекте Дэниел Гоулман. - Обычно устанавливается некое равновесие между эмоциональным и рациональным умом: эмоции питают рациональный ум и воодушевляют его на действия, а рациональный ум облагораживает эмоции и в некоторых случаях запрещает их проявление. В большинстве случаев эти умы строго скоординированы: чувства необходимы для мышления, а мышление - для чувств. Но если страсти бушуют, равновесие нарушается. Значит, эмоциональный ум взял верх и подавил рациональный» 1 .

Для чего нам эмоциональный интеллект? Коуч Леонид Кроль предлагает подойти к этому вопросу с трех разных сторон. Итак: чему помогает ЭИ, как происходит его развитие и что может этому помешать.

Чему помогает ЭИ?

Избавиться от стресса в случае повышенной неопределенности и хаоса.

Формировать образы действия предварительно, даже если информации недостаточно.

Лучше понимать людей, «влезая в их шкуру».

Получать чувственное удовольствие и понимать, что нас держит в той или иной ситуации.

Обрабатывать информацию нелогически.

Нетривиально ставить задачи и переформулировать условия.

Выходить за пределы предшествующего, структурированного опыта.

Проявлять обаяние и харизматичность.

Оптимизировать индивидуальность и открытость поведения.

Лучше чувствовать красоту и глубину окружающего мира.

Что нам надо знать об ЭИ?

Люди живые, даже когда об этом забывают.

Чувства все время с нами.

Тысячи лет эволюции животного в человеке создали множество реакций. Они все здесь, возможно, подавлены, и тогда мы их не замечаем.

Агрессия позитивна, имеет разные формы, лучше их знать и использовать.

Мы существа, которые часто бывают рассеянны.

Чем меньше мы говорим, тем сильнее наши слова.

Или мы управляем привычками, или они нами.

Управлять не значит подавлять.

Если мы игнорируем чувства - они мстят.

Эмоциональный интеллект - это дар, но его легко растратить.

Если вы инвестируете в эмоциональный интеллект, вы богаты.

Мы думаем телом, если думаем вообще.

Видеть красоту вокруг и жить ею помогает думать качественно иначе.

Что мешает развитию и проявлению ЭИ?

Принятие чужих «деклараций» - чувств, эмоций, переживаний - за свои (из душевной лени или самосохранения).

Недооценка чувственных переживаний.

Страх течения собственной эмоциональной жизни.

Неумение чувствовать.

Не слишком развитая рефлексия, отсутствие опыта описания внутренней жизни.

Спешка и занятость, сбой ритмов - ориентация на «внешнее и объективное».

Декларативная, показная эффективность и попытки ее измерять.

Страх быть «не таким».

Неумение наблюдать мелочи и увязывать их в «картины».

Желание обобщить, сделать выводы, подвести итог.

Незнание себя: собственного обаяния и харизматичности (производные ЭИ).

Показная взрослость и разумность.

1 Д. Гоулман «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ» (Манн, Иванов и Фербер, 2015).

Эмоциональный и социальный интеллект и их развитие – сравнительно новое, но весьма популярное направление практической психологии. В некотором роде эмоциональный и социальный интеллект человека (которые вместе составляют так называемый социально-эмоциональный интеллект, или смешанную форму) противопоставляются известнейшему коэффициенту интеллекта (IQ) . Разберемся, почему это произошло, в чем разница между всеми этими понятиями, каике у них особенности и что конкретно входит в каждое из них.

Что такое эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект личности удостоился пристального внимания психологов, бизнес-тренеров и т.д. в конце XX – начале XXI века, само понятие было введено в науку в середине 60-х, а включенные в него проблемы обсуждались учеными еще со времен расцвета бихевиористских теорий. В отличие от IQ, который фактически отражает особенности «сухого» мышления, эмоциональный интеллект, или EQ (Emotional Quotient), обращен к тому, что, собственно, делает человека человеком, а именно – к его эмоциям. Изначально этот термин включал все умения, навыки и особенности личности, так или иначе касающиеся эмоций и чувств . Таким образом, основы высокого EQ – умение хорошо разбираться в своих собственных эмоциях, умение распознавать эмоции других людей (на сознательном и подсознательном уровне), а самое главное – умение использовать эмоции (и свои, и чужие) для достижения определенных целей.

Существует несколько моделей эмоционального интеллекта, и одна из самых популярных – модель способностей, или модель Майера - Саловея - Карузо . Она включает в себя следующие составляющие:

  1. восприятие эмоций (как своих собственных, так и других людей);
  2. понимание эмоций;
  3. управление эмоциями;
  4. использование эмоций для стимуляции мышления (иными словами, способность замотивировать себя посредством собственных эмоций или способность принять какое-либо творческое решение, полученное с использованием эмоций).

Таким образом, человек с развитым эмоциональным интеллектом способен скрывать свои истинные эмоции (например, нетерпение или раздраженность), а также демонстрировать то, что он на самом деле не ощущает (правдоподобно улыбаться из вежливости тому, кого очень не любит). Кроме того, личность с высоким EQ отлично распознает чужие эмоции и чувства, умеет с ними работать (например, нивелирует злость или настраивает на доверие), использует их, чтобы убедить кого-либо в чем-то или доказать свою точку зрения, причем такие эмоциональные «аргументы» подбираются индивидуально под собеседника.

Конечно, эмоции и управление ими играет значительную роль в жизни любого из нас, однако эмоциональный интеллект не привлек бы столь пристальное внимание личностных тренеров, если бы в это понятие не проникали элементы социального интеллекта, который также отражает упускаемую IQ сторону личности и ориентирован на то, что и делает нас людьми. И таким образом, мы переходим особенностям социального интеллекта.

Что такое социальный интеллект?

Если эмоциональный интеллект изучает в основном эмоции, то, социальный интеллект личности (Social Quotient, SQ) , как несложно догадаться, – социальные аспекты. Иными словами в понятие социального интеллекта включается умение коммуницировать, устанавливать и поддерживать контакты, находить общий язык с различными людьми и т.д. Сюда же входит умение определять намерения других людей, в определенной степени предсказывать их поведение (на сознательном и подсознательном уровне). Социальный интеллект позволяет людям жить в рамках общества, вместе работать и т.д. При этом предполагается, что личности с высоким социальным интеллектом успешнее в бизнесе (по крайней мере в некоторых его сферах, где надо активно взаимодействовать с другими) и в личной жизни.

Что такое социально-эмоциональный интеллект?

Как правило, успешные и гармоничные личности отличаются высоким уровнем и социального, и эмоционального интеллектов. Именно поэтому в среде бизнес-тренеров, тренеров личностного роста и т.д. наиболее популярны смешанные модели , или модели социально-эмоционального интеллекта . Одна из самых известных – так называемая смешанная модель Дэниэла Гоулмана , которую он описал в своей книге «Эмоциональный интеллект». Д. Гоулман включил в нее 5 составляющих:

  1. самопознание;
  2. саморегуляция;
  3. социальные навыки;
  4. эмпатия (способность сопереживать, а в данном случае – способность понимать чувства, эмоции и намерения других людей);
  5. мотивация.

Как видим, здесь присутствуют социальные навыки, и в то же время Д. Гоулман отнес их к эмоциональному интеллекту. Именно поэтому данная модель называется смешанной, а с легкой руки научного журналиста само определение EQ и того, что в него включается, начало размываться. То, что сегодня многие считают частью эмоционального интеллекта, скорее, относится к интеллекту социально-эмоциональному.

Особенности эмоционального (социально-эмоционального) интеллекта

Итак, что же характерно для человека, который обладает высоким уровнем эмоционального интеллекта в его расширенном толковании (иными словами, развитым социально-эмоциональным интеллектом)? Такая личность способна управлять своими и чужими эмоциями, умеет распознавать настроения и намерения другого человека, понимает, что им движет и что он чувствует.
Важно и то, что человек с высокими EQ и SQ осознает, что движет им самим и способен замотивировать как сам себя, так и других людей. У него отлично развиты коммуникативные навыки, он располагает к себе (а точнее, производит на окружающих то впечатление, которое хочет произвести). Среди других особенностей обладателей развитого социально-эмоционального интеллекта – стрессоустойчивость, умение «разруливать» различные ситуации, воспринимать неудачи как возможность проанализировать ошибки и начать сначала и т.д. Самоконтроль, умение не зацикливаться на негативе и разобраться в себе – вот еще несколько аспектов, включаемых в смешанную модель EQ+SQ.

Вам что-нибудь напоминает это описание? Возможно, вы подумали, что человек с высоким EQ в его смешанной форме – фактически портрет идеального менеджера, работающего с клиентами? Что перечисление этих качеств встречается прежде всего в резюме? Что развитый социально-эмоциональный интеллект нужен тем, кто хочет достичь непревзойденных карьерных высот? Да, безусловно, вы правы. Популярность социального и эмоционального интеллекта в среде бизнес-коучей, HR-департаментов и т.д. связана как раз с тем, что многие качества EQ и SQ востребованы среди управленцев и тех, кто взаимодействует с клиентами, подрядчиками и т.д. Поэтому представителей соответствующих профессий (а иногда и просто всех подряд) при приме на работу тестируют на уровень социально-эмоционального интеллекта.

Есть у EQ и SQ положительные моменты, связанные и с личной жизнью . Например, в быту также не повредит умение замотивировать себя, не поддаваться плохим эмоциям и вообще разобраться в себе. Так как EQ помогает читать других людей, понимать их истинные намерения, то это снижает риск разочарований в них и в их поступках. Уменьшается шанс, что кто-либо сможет вас предать – ведь вы наверняка раскусите подобные попытки. Хотя люди часто видят то, что хотят видеть, а подсказки эмоционального интеллекта могут восприниматься как голос интуиции и игнорироваться, поэтому EQ – это не панацея.

Ложка дегтя

То, что социально-эмоциональный интеллект не панацея, подтверждается и другими фактами. В частности, интересная деталь: многие черты, присущие людям с высоким социально-эмоциональным интеллектом, также присущи социопатам : харизма, умение влиять на других людей, манипулировать ими, располагать их к себе и т.д.
По идее социально-эмоциональный интеллект опирается на такие понятия, как «успешность в жизни», «делает нас людьми» и т.д., но к личности с развитым социальным и эмоциональным интеллектом применимы и такие характеристики, как «манипулятор», «человек, эмоциям которого нельзя доверять». Конечно, уметь скрывать эмоции – не значит скрывать их постоянно, однако это ли делает нас людьми и дарит успешность в жизни?

В свою очередь, ученые в своих исследованиях упрекают социально-эмоциональный интеллект в ненаучности (или слабой научности). Смазанное определение, наличие в нем слов «интуиция», «на подсознательном уровне», ориентация на такие относительные и неоднозначные понятия, как «успешность в жизни» … Эти и другие подобные черты дают ученым мужам повод выносить EQ и SQ за пределы строгой психологической науки. Впрочем, это не мешает социальному, эмоциональному и социально-эмоциональному интеллекту быть широко применимым в жизни, а потому многих интересует, можно ли его развить и как это сделать . Этому посвящена наша следующая статья.

Как показывает практика, люди, демонстрирующие средний или даже ниже среднего уровень интеллекта, зачастую добиваются гораздо больших высот в жизни, нежели признанные «умники».


Связано это, прежде всего, с тем, что для достижения успеха важен не только ум, но и такие качества, как умение общаться и справляться с жизненными трудностями, не теряя при этом оптимизма и присутствия духа, способность разобраться в себе и своих желаниях, радоваться тому, и без сожаления расставаться с тем, что мешает двигаться дальше.


Все это не имеет прямого отношения к интеллектуальной сфере, а лежит скорее в области чувств и эмоций. Совокупность этих качеств и способностей и называют эмоциональным интеллектом. Современная наука определяет его как умение осознавать свои эмоции и уметь управлять ими.

Как развить эмоциональный интеллект

Как и любое качество, данное человеку от природы, эмоциональный интеллект можно и нужно развивать. Конечно, «исходные данные» у всех людей разные: они зависят от наследственности, от воспитания и стиля семейных отношений. Важен также жизненный опыт каждого индивида: если с детства человеку приходится преодолевать трудности, принимать решения, то он оказывается более способен к управлению своими эмоциональными порывами.


Но развить свой эмоциональный интеллект возможно, подойдя сознательно к этому процессу.


  1. Для начала необходимо признать, что уровень вашего эмоционального интеллекта недостаточно высок. Скажите себе, что иногда ваши эмоции подводят вас, и из-за этого возникают проблемы во взаимоотношениях, со здоровьем, словом, это мешает жить и радоваться жизни. А значит, пора заняться своими эмоциями.

  2. Следующим шагом будет изучение своей эмоциональности. Попробуйте в течение некоторого времени записывать, какие события вызвали в вас эмоциональный отклик и какой именно. Постепенно вы научитесь осознавать связь своих эмоций с жизненными ситуациями, увидите свои слабые и сильные места.

  3. Развивайте свою наблюдательность и интуицию. Овладейте навыком «активного слушания»: реагируйте на речь собеседника, уточняйте – это поможет понимать людей. Осваивайте навыки чтения состояния других людей по выражению лица, позе, жестам – это увлекательное и полезное занятие.

  4. Отдавайте себе отчет в своих эмоциях. Каждый раз, испытывая то или иное чувство, проанализируйте, что именно вы ощущаете и по какой причине. Научитесь сознательно вызывать эмоции – потренировавшись, вы поймете, что сделать это достаточно легко.

  5. Всякий раз, испытывая недовольство и другие отрицательные чувства, начинайте мысленно искать плюсы в создавшейся ситуации, приводите веские доводы положительного влияния этого события на вашу жизнь. Придумывайте каждой неудаче по 10 причин того, почему у вас что-то не получилось. Так вы научитесь не допускать, чтобы негативные чувства взяли над вами верх.

// Вопросы психологии. – 2006. – № 3. – С. 78–86.

Рассматриваются определения и структура эмоционального интеллекта в рамках различных научных подходов к исследованию данного феномена; сопоставляются научный и популярный подходы к определению и развитию эмоционального интеллекта; обосновывается актуальность его изучения и развития.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект (EI, ЭИ), коэффициент эмоциональности (EQ), эмоциональная компетентность.

Проблема эмоциональной культуры человека оставалась актуальной на протяжении всей истории человеческого общества. Еще в Библии, в Книге Притчей, мы находим примеры эмоциональной мудрости человечества: «У глупого тотчас же выскажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбления» (12:15); «Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых врачует» (12:18); «Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает» (15:1); «Долготерпеливый лучше храброго, а владеющий собой лучше завоевателя города» (16:32). Экклезиаст учит: «Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше» (7:3) .

Современные философы вслед за мыслителями древности подчеркивают актуальность проблемы развития эмоциональной компетентности - открытости человека своим эмоциональным переживаниям, связывая ее возможности с гармоничным взаимодействием сердца и разума, аффекта и интеллекта .

Приведем в подтверждение этого актуальное для темы нашего исследования высказывание Ошо (Раджниша): «Чтобы интеллект преобразовать в разум, абсолютно необходимо открыть сначала свое сердце... Разум - это интеллект, настроенный в лад с вашим сердцем» .

В отечественной психологии идея единства аффекта и интеллекта нашла свое отражение в трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева . Л.С. Выготский пришел к выводу о существовании динамической смысловой системы, представляющей собой единство аффективных и интеллектуальных процессов: «Как известно, отрыв интеллектуальной стороны нашего сознания от его аффективной, волевой стороны представляет один из основных и коренных пороков всей традиционной психологии. Мышление при этом неизбежно превращается в автономное течение себя мыслящих мыслей, оно отрывается от всей полноты живой жизни...» . Единство аффекта и интеллекта, по мнению классика психологии, обнаруживается, во-первых, во взаимосвязи и взаимовлиянии этих сторон психики на всех ступенях развития, во-вторых, в том, что эта связь является динамической, причем всякой ступени в развитии мышления соответствует своя ступень в развитии аффекта. С.Л. Рубинштейн, развивая идеи Л.С. Выготского, отмечал, что мышление уже само по себе является единством эмоционального и рационального .

Однако намеченные Л.С. Выготским подходы к пониманию единства аффекта и интеллекта в процессе развития человека пока не получили должной разработки. В подтверждение этого можно привести слова Д.Б. Эльконина о том, что до настоящего времени существенным недостатком рассмотрения психического развития ребенка является разрыв между процессами умственного развития и развития личности (в том числе и эмоционального) .

В современном обществе проблема компетентности в понимании и выражении эмоций стоит достаточно остро, поскольку в нем искусственно насаждается культ рационального отношения к жизни, воплощенный в образе некоего эталона - несгибаемого и как бы лишенного эмоций супермена. В то же время К.Д. Ушинский, подчеркивая социальный смысл эмоций, отмечал, что общество, заботящееся об образовании ума, совершает большой промах, ибо человек более человек в том, как он чувствует, чем как он думает . Действительно, культ рациональности и высокий образовательный ценз непосредственно не обеспечивают гуманистическое мировоззрение и эмоциональную культуру человека.

По мнению Е.Л. Яковлевой, осознание собственной индивидуальности есть не что иное, как осознание собственных эмоциональных реакций и состояний, указывающих на индивидуальное отношение к происходящему .

Известно, что запрет на эмоции ведет к их вытеснению из сознания; в свою очередь, невозможность психологической переработки эмоций способствует разрастанию их физиологического компонента. В современном цивилизованном обществе постоянно растет число людей, страдающих неврозами. С особой силой и отчетливостью эмоциональные проблемы проявляются у людей с пониженным уровнем самоконтроля. Выйдя из-под контроля сознания, эмоции препятствуют осуществлению намерений, нарушают межличностные отношения, не позволяют надлежащим образом выполнять служебные и семейные обязанности, затрудняют отдых и ухудшают здоровье .

Решению проблемы эмоциональных и психосоматических расстройств могла бы способствовать целенаправленная работа по развитию эмоциональной мудрости, той способности, которая в современных зарубежных и отечественных исследованиях называется эмоциональным интеллектом (emotional intelligence, EI) .

Определение эмоционального интеллекта

Критики концепции эмоционального интеллекта приводят для обоснования своей позиции следующие аргументы. Во-первых, «интеллект» в данном случае является неуместной, вводящей в заблуждение метафорой, которую, для более точного выражения сути обсуждаемого феномена, следует заменить термином «компетентность»; во-вторых, интеллект определяется как способность, а «никаких сколько-нибудь уникальных способностей, связанных с эмоциями, не существует» ; в-третьих, в представлениях об эмоциональном интеллекте эмоции подменяются интеллектом .

В самом деле, у внимательного читателя может возникнуть вопрос: не является ли термин «эмоциональный интеллект» противоречивым? Это так, если, согласно определенной традиции западной мысли, эмоции представляются как вмешательство, настолько дезорганизующее и разрушающее умственную активность, что их нужно контролировать.

В I в. до н.э. Публиус Сирус говорил: «Управляй своими эмоциями, в противном случае твои эмоции будут управлять тобой».

Много позднее К. Юнг определял эмоции как сильное беспокойство, охватывающее индивида в целом. Современные сторонники данного подхода описывают эмоции как спонтанную реакцию, главным образом внутреннюю, возникающую в результате нарушений аффективного регулирования. Они рассматривают эмоции в чистом виде как феномен, обусловленный полной потерей интеллектуального контроля и не содержащий в себе и следа сознательной цели. В рамках указанного подхода Р.С. Вудворт предположил, что в состав шкал для измерения IQ следует включать тесты, демонстрирующие, что человек не проявляет страха, гнева, неприятия или любопытства по отношению к тем вещам, которые возбуждают данные эмоции у ребенка .

По-видимому, в соответствии с этой традицией в отечественной психологии эмоциональный интеллект иногда понимается как некий дефектный компонент мыслительного процесса, снижающий объективность познания и отличающийся «ригидностью, косностью» . Зачастую отечественные исследователи ограничиваются лишь констатацией наличия данного понятия (), не определяя его, не выделяя четко его структурные компоненты, что, возможно, связано как с семантической неоднозначностью понятия, так и с вытекающими отсюда проблемами операционализации эмоционального интеллекта.

В противоположность изложенной выше точке зрения в ряде современных зарубежных и отечественных теорий эмоция рассматривается как особый тип знания . Психологи, принадлежащие к этому направлению, рассматривают эмоции как упорядоченную реакцию, которая с целью адаптации фокусирует когнитивную активность и последующие действия. Так, Р.У. Липер предположил, что эмоции являются первоначальными мотивирующими факторами, поскольку эмоциональные процессы позволяют побуждать активность, поддерживать ее и управлять ею. Действительно, слово «эмоция» произошло от латинского глагола emovare, что означает «двигаться» .

Эмоция - это средство, с помощью которого взаимодействуют тело и разум, они постоянно изменяются и «перемещаются»: e-motion (э-моция). Так, если мы полностью функциональны и благополучны, эмоции позитивны, если нет - они «перемещаются» к негативному полюсу.

Дж. Майер и П. Сэловей определяют эмоции как упорядоченные реакции, пересекающие границы многих психологических подсистем, включая физиологическую, когнитивную, мотивационную, эмпирическую (связанную с опытом). Это адаптивные реакции, которые могут потенциально быть причиной трансформации персонального и социального взаимодействия в обогащение опыта .

Наиболее распространенным определением интеллекта является определение Д. Векслера: интеллект - это совокупность способностей, или глобальная способность индивида действовать целеустремленно, мыслить рационально и эффективно общаться с окружением. По мнению Дж. Майера, такое определение настолько расширено, что располагает к ограничению понятия.

Согласно представлениям Х. Гарднера о множественном интеллекте, данное психическое явление включает широкий круг способностей . Модель интеллекта структурирует организацию этого пространства. Модель Х. Гарднера включает семь основных подвидов (форм) интеллекта, среди которых, наряду с традиционными вербальным и логико-математическим, присутствуют пространственный, музыкальный, телесно-кинестетический, межличностный (interpersonal) и внутриличностный (intrapersonal) интеллект. Межличностный интеллект, в свою очередь, включает способность наблюдать чувства других и использовать эти знания для прогнозирования их поведения. Один из аспектов личностного интеллекта также связан с чувствами и очень близок к тому, что Дж. Майер, П. Сэловей и Д. Карузо называют эмоциональным интеллектом .

Одним из выделяемых Х. Гарднером типов интеллекта является социальный интеллект, определяемый как способность понимать людей и управлять ими. В исследованиях было установлено, что социальный интеллект может быть отделен от общих академических способностей.

Эмоциональный интеллект рассматривается как подструктура социального интеллекта, которая включает способность наблюдать собственные эмоции и эмоции других людей, различать их и использовать эту информацию для управления мышлением и действиями .

Итак, эмоциональный интеллект не содержит в себе общие представления о себе и оценку других. Он фокусирует внимание на познании и использовании собственных и эмоциональных состояний и эмоций окружающих для решения проблем и регуляции поведения.
В соответствии с описанными выше подходами к пониманию эмоций (особый тип знания) и интеллекта (совокупность взаимосвязанных друг с другом умственных способностей) понятие «эмоциональный интеллект» определяется как:
способность действовать с внутренней средой своих чувств и желаний , ;
способность понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза ;
способность эффективно контролировать эмоции и использовать их для улучшения мышления , ;
совокупность эмоциональных, личных и социальных способностей, которые оказывают влияние на общую способность эффективно справляться с требованиями и давлением окружающей среды;
эмоционально-интеллектуальная деятельность .

Обобщая данные определения, можно отметить, что индивиды с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта обладают выраженными способностями к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей, а также к управлению эмоциональной сферой, что обусловливает более высокую адаптивность и эффективность в общении.

В отличие от абстрактного и конкретного интеллекта, которые отражают закономерности внешнего мира, эмоциональный интеллект отражает внутренний мир и его связи с поведением личности и взаимодействием с реальностью. Конечный продукт эмоционального интеллекта - принятие решений на основе отражения и осмысления эмоций, которые являются дифференцированной оценкой событий, имеющих личностный смысл . В конечном счете эмоциональный интеллект лежит в основе эмоциональной саморегуляции.

Структура эмоционального интеллекта

Первые публикации по проблеме эмоционального интеллекта принадлежат Дж. Майеру и П. Сэловею, которые предложили первое определение эмоционального интеллекта и показали, что его можно измерить . Весьма популярная на Западе книга Д. Гоулмана «Эмоциональный интеллект» вышла только в 1995 г. Согласно представлениям авторов оригинальной концепции эмоционального интеллекта Дж. Майера, П. Сэловея, Д. Карузо, эмоциональный интеллект - это группа ментальных способностей, которые способствуют осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих.

Структура эмоционального интеллекта, предложенная Дж. Майером, П. Сэловеем, Д. Карузо в 1990 году такова:

Оценка и выражение эмоций: собственных (вербальное или невербальное); других людей (невербальное восприятие или эмпатия).

Регуляция эмоций: собственных; других людей.
Использование эмоций: гибкое планирование; творческое мышление; переключение внимания; мотивация.

В дальнейшем эта структура была доработана. В настоящее время она включает четыре компонента, которые в совокупности описывают четыре сферы эмоциональных умственных способностей, а именно способности:
безошибочно различать собственные эмоции и эмоции других людей;
использовать эмоции для повышения эффективности мыслительной деятельности;
понимать значение эмоций;
управлять эмоциями .

Согласно усовершенствованной модели, эмоциональный интеллект включает в себя следующие ментальные способности:
осознанная регуляция эмоций;
понимание (осмысление) эмоций;
ассимиляция эмоций в мышлении;
различение и выражение эмоций.

Кратко охарактеризуем структурные компоненты эмоционального интеллекта и их значение в процессе межличностного взаимодействия.

1. Осознанная регуляция эмоций. Эмоциями невозможно управлять прямо, однако это можно сделать опосредствованно: через объект, потребность, знак. Начальный момент управления чувством - это расщепление монолитного недифференцированного аффекта (Я-чувство) на субъекта и его чувство, точнее говоря, это вычленение чувства в качестве отдельного объекта, а не свойства внешнего мира («Я испытываю страх, удовольствие», а не «Мир страшен либо приятен») .

Следующий этап управления эмоциями состоит в расширении или ограничении потока эмоциональной информации, к примеру, с помощью контролирующих мыслей.

Так, защитная, ограничивающая эмоциональный опыт стратегия сопровождается мыслями типа «Не думай об этом», «Это не заслуживает моего внимания», «Я не реагирую» и т.п. Напротив, такие мысли, как «Узнай об этом побольше», «Открой себя для этого чувства» и прочие свидетельствуют об открытости сознания для потока эмоциональных переживаний.

Установлено, что в этом случае люди способны сопереживать другим, понимать глубину их чувств, т.е. проявлять эмпатию в большей степени, чем тогда, когда механизм управления эмоциональным опытом действует в направлении его ограничения.

Хотя многие аспекты регуляции настроения возникают автоматически, определенный метаопыт эмоциональных состояний осознается, и он открыт для исследования. Метаопыт переживания настроений, сложившийся как результат обобщения многих ситуаций (какие настроения типичны, какие нет; какие настроения понимаемы, какие нет), снабжает человека данными для построения имплицитной теории о тех ситуациях, которые могут вызвать определенные настроения. Дж. Майер приводит следующий пример: если во время танцев, к примеру, возникло приятное настроение, то в будущем танец с кем-либо может вызвать такое же настроение снова .

Можно регулировать настроение, ассоциируя себя с определенными людьми. Так, отождествляя себя с людьми, достигшими успеха в значимой для нас области, мы можем управлять негативными эмоциональными состояниями, такими как зависть. Человек стремится поддерживать позитивные настроения и избегать негативных, «подкрепляясь» информацией, которая способствует позитивным представлениям о себе. Кроме того, индивид может активно действовать на пользу другим для того, чтобы справиться с собственными негативными эмоциями. Эта «помощь в негативном эмоциональном состоянии» рассматривается как мотив альтруистического поведения . Метаопыт настроения может воздействовать на выбор эмоциональных состояний через позитивное увеличение общего внутреннего опыта.

Постоянное сдерживание эмоций, как известно, способствует возникновению различных заболеваний, однако бесконтрольность эмоциональной экспрессии затрудняет межличностное общение. Кроме того, ограничивающая стратегия, вероятно, играет важную роль в создании необходимой мотивации, сдерживании импульсивного поведения .

Степень эмоциональной экспрессивности влияет на качество межличностных отношений. Так, чрезмерная сдержанность приводит к тому, что человек воспринимается как холодный, равнодушный, высокомерный, что вызывает у окружающих удивление или неприязнь .

Понимание эмоций.

Переживание эмоции и ее называние (определение) являются различными феноменами, которые могут быть эмпирически разведены, что имеет важное значение для эмоционального опыта субъекта и для его поведения. Называние (определение) эмоции рассматривается как результат конструктивных процессов, которые трансформируют перцептивные переживания во внутренний опыт, модифицируя их. В связи с этим можно привести три основные функции называния эмоций: закрепление опыта, межличностная коммуникация, эмоциональная экспрессия .

Способность выражать эмоции вербально зависит частично от способности ясно говорить о них. В этой связи распознавание эмоций является проблематичным для личностей с выраженной алекситемией. Термин «алекситемия» («чувство без слов») был введен американским психиатром Р.Е. Сифнеосом.

Предложено несколько психологических объяснений алекситемии. Среди них - возможное блокирование импульсов между левым и правым полушарием в мозолистом теле или нарушение связи между функционированием лимбической системы и высшей кортикальной активностью . Существенными характеристиками алекситемии являются: трудности в идентификации и описании своих чувств; неспособность к дифференциации чувств и телесных ощущений; недостаток воображения, ригидность и конкретность .

Интересный пример алекситемии был обнаружен К. Голдберг в шекспировском «Гамлете». Главный герой много говорит, спорит с собой. Однако в противоположность назначению языка как носителя смыслов, выражающих намерения, желания и чувства человека, высказывания Гамлета не приводят к лучшему взаимопониманию и гармонизации отношений. Слова, по сути, заменяют ему межличностные отношения. Причиной неспособности к близким эмоциональным отношениям (или страха перед ними), по мнению автора, является то, что в раннем детстве отец и сын не имели возможности или желания открыто выражать свои чувства и потребности с помощью значимых слов. Чувство стыда перед отцом в дальнейшем было перенесено на отношения с окружающими .

Различение и выражение эмоций.

Различение эмоций связано с возможностями их выражения. С эволюционной точки зрения важно, чтобы люди имели возможность дифференцировать не только собственные эмоции, но и эмоции окружающих. Такие перцептивные способности обеспечивали успешную межличностную кооперацию.

Овладение языком эмоций требует усвоения общепринятых в данной культуре форм их выражения, а также понимания индивидуальных проявлений эмоций у людей, с которыми человек живет и работает. Однако различать эмоции труднее, чем их выражать. Различение эмоций связано также с уровнем развития эмпатии. Согласно К. Роджерсу, эмпатический способ общения с другой личностью имеет несколько граней. Он подразумевает вхождение в личный мир другого и пребывание в нем «как дома», постоянную чувствительность к меняющимся переживаниям партнера по общению. Это похоже на ситуацию, когда человек как бы временно живет другой жизнью, деликатно пребывает в ней без оценивания и осуждения, воспринимая то, что другой едва осознает. Однако при этом отсутствуют попытки вскрыть неосознаваемые чувства, поскольку они могут оказаться травмирующими. Быть эмпатичным означает быть ответственным, активным, сильным и в то же время - тонким и чутким .

Исследователи эмпатии отмечают ее зависимость от вспомогательных способностей, сходных с оценкой и выражением эмоций: умением понять точку зрения другого человека, точно идентифицировать эмоции других, испытывать те или иные соответствующие эмоции в ответ на эмоции других, общаться или действовать на основе этого внутреннего опыта .

Можно выделить следующие причины трудностей в понимании индивидуальных различий эмоций других людей: сосредоточенность на собственной личности, приводящую к неспособности замечать и правильно оценивать эмоциональное состояние других людей; чувство собственного превосходства; чувство тревоги, связанное с эмоциями других людей или собственными (тревога побуждает избегать всего того, что могло бы вызвать эмоции); какая-либо выгода от непонимания эмоций других людей .

Я. Рейковский приводит также следующие причины трудностей в выражении эмоций: отсутствие усвоения принятых в обществе форм выражения эмоций; боязнь выдать собственные чувства, связанная со страхом перед утратой самоконтроля или боязнью порицания со стороны окружающих (боязнь быть скомпроментированным, отвергнутым или осмеянным); врожденные факторы (хотя решающее значение принадлежит процессу научения); усвоение норм поведения, господствующих в семье и ближайшем окружении .

Ассимиляция эмоций в мышлении (использование эмоций для повышения качества мыслительной активности), понимание единства рационального и эмоционального подтверждается данными клинических экспериментов , согласно которым осуществление эффективного или удовлетворительного процесса принятия решения невозможно, если мысль лишена эмоционального подкрепления. Можно предположить наличие в структуре эмоционального интеллекта эмоций, мотивирующих когнитивную деятельность, которая связана с эмоциональной сферой, точнее, с распознаванием, выражением, пониманием эмоций.

Эмоциональный интеллект не является чем-то кардинально отличным от того, что измеряется посредством IQ. Это также ментальная способность, при помощи которой, однако, осуществляется переработка особого типа информации - информации эмоциональной . Однако IQ и EQ - два различных фактора жизненных достижений. Замечено, что люди с высоким IQ, но невысоким EQ часто не в полной мере используют свой потенциал и теряют шансы на успех потому, что мыслят, взаимодействуют и общаются неконструктивно.

Эмоциональный интеллект как феномен научной и популярной психологии

В рамках представлений об эмоциональном интеллекте существует его популярная концепция (Д. Гоулман и другие), согласно которой эмоциональный интеллект определяется как перечень различных, порой весьма далеких друг от друга личностных особенностей, среди которых мотивация, оптимизм, настойчивость, сердечность и другие. Дж. Майер относит такие расширительные определения эмоционального интеллекта к «смешанной модели», потому что здесь соединены вместе различные характеристики личности . Он отмечает, что популярная модель эмоционального интеллекта заключает в себе предположение о том, что можно предсказывать важнейшие жизненные достижения, используя списки качеств, которые, во-первых, значительно различаются у разных авторов, во-вторых, порой весьма далеки от понятий «эмоции» и «интеллект». Такие модели эмоционального интеллекта используются как привлекательная новая реклама для «старомодных» исследований личности. На основании расширительного толкования рассматриваемого понятия предлагаются коммерческие программы развития EI, якобы способствующие продвижению их участников к счастью, удовлетворенности и энергичности.

Эмоциональный интеллект преподносится как абсолютный ключ к успеху во всех сферах жизни: в школе, на работе, во взаимоотношениях. Однако, по мнению Дж. Майера, EI, возможно, является причиной всего лишь 1–10 % (согласно другим данным - 2–25 %) важнейших жизненных паттернов и результатов. Например, эмоциональный интеллект отрицательно коррелирует с проблемным поведением, таким как агрессия и употребление наркотиков , с высоким уровнем личностной тревожности у подростков и положительно - с организаторскими способностями . Это только один из многих факторов индивидуальности, причем, хотя он чаще действует как позитивный фактор, может в некоторых аспектах рассматриваться как негативный. К примеру, традиционные взгляды на эмоциональный интеллект могут приобретать манипулятивные коннотации, если упускается из виду тот факт, что анализ собственных эмоций или эмоций других людей позволяет регулировать поведение в более просоциальном стиле .

В противоположность распространенной точке зрения о том, что человек с высоким уровнем эмоционального интеллекта всегда контролирует собственные эмоции, Дж. Майер утверждает, что EI не зависит от эмоционального состояния. Человек с высоким уровнем эмоционального интеллекта может быть грустным или подавленным, потому что имеет для этого причины, причем «выбираться» из негативного эмоционального состояния такой человек будет не обязательно быстро или легко. Печальными и подавленными люди будут во все времена - это часть человеческого существования .

Единственная позиция, по которой популярная и научная концепции эмоционального интеллекта пришли к согласию, заключается в том, что эмоциональный интеллект расширяет представления о том, что€ означает быть умным. Это значит, что в головах тех людей, которых принято относить к «романтикам», «очень чувствительным», «кровоточащим сердцам», имеет место серьезная обработка информации .

Эмоциональный интеллект - устойчивая ментальная способность, часть обширного класса ментальных способностей; в частности, эмоциональный интеллект может рассматриваться как подструктура социального интеллекта. Как ментальная способность, он является также частью более обширной группы свойств личности. Это один из многих факторов индивидуальности, скорее позитивных, чем негативных для межличностного взаимодействия.

В структуру эмоционального интеллекта входят способности к осознанной регуляции эмоций; пониманию (осмыслению) эмоций; ассимиляции эмоций в мышлении; различению и выражению эмоций.
В настоящее время существует потребность в дальнейшем исследовании феномена эмоционального интеллекта, его структуры, путей его развития, что откроет реальную возможность оптимизации взаимоотношений через более глубокое осознание эмоциональных процессов и состояний, возникающих между людьми в процессе межличностного взаимодействия. Развитие эмоционального интеллекта может рассматриваться как значимый фактор повышения психологической культуры общества в целом.

1. Андреева И.Н. // Психологическое здоровье в контексте развития личности: Материалы республ. научно-практ. конф., 30–31 января 2004 г., г. Брест. Брест, 2004. С. 12–13.
2. Андреева И.Н. Взаимосвязь социальной компетентности и эмоционального интеллекта у подростков // Женщина. Образование. Демократия: Материалы 5-й Междунар. междисциплинарной научно-практ. конф. 6–7 ноября 2002 г., г. Минск. Минск, 2003. С. 194–196.
3. Андреева И.Н. // Материалы Междунар. междисциплинарной научно-практ. конф., 19–20 декабря 2003 г., г. Минск. Минск, 2004. С. 147–149.
4. Андреева И.Н. // Социально-психологические проблемы ментальности: 6-я Междунар. научно-практ. конф. 26–27 ноября 2004 г., г. Смоленск: В 2 ч. Ч. 1. Смоленск: Изд-во СГПУ, 2004. С. 22–26.
5. Андреева И.Н. // Психология образования сегодня: теория и практика: Материалы Междунар. научно-практ. конф. Минск, 2003. С. 166–168.
6. Библия. Книги Ветхого Завета. М.: Рос. библейское об-во, 1994. С. 648–682.
7. Бабаева Ю.Д. и др. Эмоции и проблемы классификации видов мышления // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. 1999. № 2. С. 91–96.
8. Вайсбах Х., Дакс У. Эмоциональный интеллект. М.: Лик Пресс, 1998.
9. Выготский Л.С. О двух направлениях в понимании природы эмоций в зарубежной психологии в начале ХХ века // Вопр. психол. 1968. № 2. С.157–159.
10. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М., 1982.
11. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. С. 242–244.
12. Кравцов Г.Г. Единство аффекта и интеллекта в теории и на практике // Л.С. Выготский и современность / Под ред. Минск, 1996. Т. 1. С. 25–29.
13. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2001.
14. Леонтьев А.Н. Деятельность и сознание // Вопросы философии, 1972. – № 12. – С. 137-140.
15. Носенко Е.Л., Коврига Н.В. «Емоційна розумність» як детермінанта успішної життєдіяльності людини і шляхи її операціоналізації // Вісник Дніпропетров. ун-ту. Педагогіка і психологія. 2000. Вип. 6. С. 3–7.
16. Обуховский К. Галактика потребностей. Психология влечений человека. СПб.: Речь, 2003.
17. Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. М: КСП+, 2003.
18. Ошо (Бхагаван Шри Раджниш). Библия Раджшиша. Т. 3. Кн. 1. М., 1995. С. 316–318.
19. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во МГУ, 1993. С. 248–250.
20. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979. С. 133–179.
21. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.
22. Семенова Н.Д. Возможности психологической коррекции алекситемии // Телесность человека: Междисциплинарные исслед. М.: Филос. об-во СССР, 1991. С. 89–96.
23. Слепкова В.И., Liet T. De Vries-Geervilet. Развитие эмоциональной компетентности средствами психологического тренинга // Актуальные проблемы кризисной психологии: Сб. науч. тр. Минск, 1997. С. 130–137.
24. Спасибенко С.Г. Эмоциональное и рациональное в социальной структуре человека // Соц.-гуманитарные знания. 2002. № 2. С. 109–125.
25. Тхостов А.Ш., Колымба И.Г. Феноменология эмоциональных явлений // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1999. № 2. С. 3–14.
26. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Культура, эмоции и психическое здоровье // Вопросы психологии. 1999. № 2. С. 61–74.
27. Чеботарь А.И. Эмоциональный интеллект как основа успешности жизнедеятельности человека // Вісник Дніпропетров. ун-ту. Педагогіка і психологія. 1999. Вип. 4. С. 129–134.
28. Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопр. психол. 1997. № 4. С. 20–27.
29. Ярчак М.Т. Цi iснуе эмацыянальнае мысленне? // Адукацыя i выхаванне. 2002. №7. С.72–75.
30. Buck R. Motivation, emotion and cognition: A developmental-interactionist view // Strongman K.N. (ed.). International review of studies on emotion V.T. Chichester: Wiley, 1991.
31. Frujda N.H., Zammuner V.L. Etichettamento delle proprie emotioni // G. ital. psicol. 1992. V. 13. N 3. P. 389–423.
32. Gardner H. Multiple intelligences. N.Y., 1993.
33. Goldberg C. Why Hamlet could not love // Psychoanal. and Psychother. Intelligence. 1991. V. 9. N 1. P. 19–32.
34. Goleman D. Sex roles reign powerful as ever in the emotions. The New York Times, 1988.
35. Lopes P.N. et al. Emotional intelligence and social interaction // Pers. and Soc. Psychol. Bull. 2004. V. 30. P. 1018–1034.
36. Mayer J.D. Emotional intelligence: Popular or scientific psychology. 2005.
37. Mayer J.D. Emotional intelligence information. 2005.
38. Mayer J.D., Di Paolo M., Salovey P. Perceiving affective content in ambiguous visual stimuli: A component of emotional intelligence // J. Pers. Assessment. 1990. V. 54. N 3, 4. P. 772–781.
39. Mayer J.D., Salovey P. Emotional intelligence. 2005.
40. Mayer J.D., Salovey P. The intelligence of emotional intelligence // Intelligence. N.Y., 1993. P. 433–442.
41. Salovey P., Mayer J.D. Some final thoughts about personality and intelligence // Stenberg J., Ruzlis P. (eds). Personality and intelligence. Cambridge: Cambr. Univ. Press, 1994.
42. The key to our emotions / Epstein R. (ed.). 2005.
43. Woodworth R.S. Psychology. 4th ed. N.Y.: Henry Holt, 1940.

Согласно концепции Д. Гоулмана эмоциональный интеллект определяется как перечень различных особенностей, среди которых мотивация, оптимизм, настойчивость, сердечность.

И.Н. Андреева

Вопросы психологии

«Примерно с 26 лет мне приходилось одновременно работать с огромным количеством человек, взаимодействовать напрямую с 35–40 сотрудниками и партнёрами, - вспоминает СЕО компании Cognitive Technologies Андрей Черногоров. - Стресса было очень много, и я совершал кучу лишних действий на эмоциях. Например, в пол-оборота расставался с сотрудниками вместо того, чтобы обсуждать ситуации и находить компромиссы. Я винил их в том, что они не соответствовали моим ожиданиям. Часто бросал проекты, если они реализовывались не так быстро, как мне хотелось».

Черногоров считает, что именно эмоциональный интеллект (ЭИ) помог ему вывести компанию на международный уровень и остановить кадровую текучку. Четыре года назад он увлёкся боксом: «Это вид спорта, где ты постоянно испытываешь острые переживания, и их надо уметь фильтровать и направлять в нужную сторону. Это научило меня более спокойно и взвешенно смотреть и на работу, и на личную жизнь. Я стал больше обращать внимания на собственные эмоции и задумываться о том, из-за чего они появляются».

Когда у Черногорова родился ребёнок, он стал ещё более внимательно присматриваться к себе и наблюдать за собой со стороны, ему хотелось быть хорошим и внимательным отцом. Постепенно он пришёл к выводу, что всю жизнь неэффективно расходовал собственную энергию, совершенно не отдавал себе отчёта в собственных эмоциях и желаниях и не пытался наблюдать за эмоциями сотрудников. «Когда я пришёл работать в Cognitive Technologies, я установил контроль рабочего времени, думая, что это повысит эффективность, - говорит Черногоров. - Но в итоге несколько хороших специалистов ушли, недовольные тем, что я их контролирую, а кто-то был демотивирован, стал халтурить, и мне пришлось самому их уволить. Я тогда не думал, что эмоции подчинённых могут так серьёзно повлиять на работу. Так что теперь я стараюсь больше доверять сотрудникам и пытаться понять, что у них в голове».

Бремя лидера

Заместитель заведующего кафедры психоанализа и бизнес-консультирования ВШЭ Александр Евдокименко объясняет, что для лидера любой компании, некоммерческой организации или социальной группы ЭИ особенно важен.

Дело в том, что к лидерству обычно стремятся люди с определёнными личностными качествами. Стрессоустойчивость, работоспособность, энергичность - типичные черты успешных лидеров. Но у них есть и общие негативные черты, так называемая теневая сторона лидерства.

Многие стремятся избегать конфликтов и пытаются всем понравиться, другие, наоборот, третируют подчинённых и наслаждаются властью над ними. Ещё лидеры часто страдают перфекционизмом и требуют того же от подчинённых - такие могут раздражаться, когда кто-то или что-то не соответствует их ожиданиям. Они не доверяют сотрудникам и не хотят делегировать им полномочия. Если верить психологам Калифорнийского университета в Сан-Франциско, то примерно половина бизнесменов страдает душевными расстройствами, в основном это СДВГ или биполярное расстройство личности.

Так или иначе, часто лидеры - это люди, которые берут на себя высокую ответственность и много задач, и всё это сказывается на отношениях с окружающими, в том числе и с командой. Но в эпоху постиндустриальной экономики от лидеров требуются не только знания и умения, но и способность мотивировать команду и вникнуть в проблемы сотрудников.

Что такое эмоциональный интеллект

Принято считать, что ЭИ - это способность к эмпатии и сильным ощущениям. Часто это понятие ошибочно обозначают аббревиатурой EQ. Но на самом деле это совершенно разные вещи. Как объясняет Елена Хлевная, кандидат экономических наук и автор исследования «Влияние эмоционального интеллекта на достижение ключевых показателей эффективности», EQ - это эмоциональный коэффициент, который показывает, насколько интенсивно человек испытывает эмоции и проявляет их. ЭИ - это EI, способность понимать и использовать эмоции. При этом у человека может быть высокий EQ и низкий EI - или наоборот.

Фото: © Tim Macpherson / Getty Images

«Есть популярный миф, будто бы человек с развитым EI - это хороший человек, - объясняет Хлевная. - Но эмоциональный человек - это не качество, а способность, так же как физическая сила - с её помощью можно помогать слабым, а можно нападать на людей. Всё зависит от воспитания человека и его этических ценностей. С помощью ЭИ можно мотивировать сотрудников, поддерживать их, а можно быть тонким манипулятором.

Ещё люди "не в теме" часто противопоставляют эмоциональный интеллект обычному - будто бы можно, не будучи интеллектуалом в общепринятом смысле, обладать ЭИ. Это тоже заблуждение: ЭИ - важная составляющая "обычного" интеллекта, она помогает нам перерабатывать информацию». Другая популярная ошибка - думать, будто бы человек с развитым ЭИ всегда весел и мягок в общении. На самом деле он может быть и радостным, и грустным, и сердитым. Он просто знает, как ему использовать себе во благо даже негативные эмоции.

Иррациональная экономика

Начиная с Адама Смита западные экономисты считали, что человек всегда стремится к собственной выгоде и сам знает, в чём она заключается, так что его действия и поступки можно просчитать наперёд. В 1970-х годах в Великобритании и США макроэкономисты в основном исходили из теории разумных ожиданий, согласно которой участники рынка могут прогнозировать спрос и предложение, основываясь на имеющейся информации и рыночных механизмах. Инвестиционные компании с Уолл-стрит руководствовались гипотезой эффективного рынка и считали, что цена финансовых активов имеет логическое обоснование и зависит от имеющейся информации. Но в 1987 году, после краха фондовой биржи, многие стали задумываться о том, что человек может вести себя иррационально и это сказывается на экономике куда сильнее, чем кажется.

Ещё до биржевого краха, в 1979 году психологи Дэниел Канеман и Эмос Тверски разработали теорию перспектив. В ходе исследований они выяснили, что люди часто переоценивают вероятность маловероятных событий и недооценивают вероятность тех событий, которые, скорее всего, произойдут. Кроме того, человек может действовать иррационально, чтобы избежать потерь. Примерно с этого момента начала активно развиваться поведенческая экономика.

Была и ещё одна причина. В конце 80-х годов в западных странах отношения между владельцами компаний и наёмными сотрудниками стали заметно меняться. Раньше всё было логично: сотрудники тратили своё время и использовали умения, а взамен получали зарплату. Размер зарплаты зависел от количества отработанного времени и результатов. С развитием новых технологий компании стали оснащать работников IT-системами - считалось, что теперь трудозатраты уменьшатся, а эффективность сотрудников вырастет. Но выяснилось, что освободившееся время работники предпочитают тратить на собственные дела, производительность труда стала снижаться вместо того, чтобы расти. Между работодателями и наёмными работниками начался разлад. Было очевидно, что, кроме зарплаты и соцпакета, бизнес-лидерам нужно ещё что-то, чтобы привлекать и удерживать сотрудников.

В 1990-х годах американские учёные Джон Майер, Питер Сэловей и Дэвид Карузо начали разрабатывать теорию ЭИ. Согласно этой теории, в человеческих эмоциях содержится информация, которую можно перерабатывать и использовать. Майер и Сэловей выделили четыре главных составляющих ЭИ. Первая - способность распознавать собственные эмоции и эмоции других людей и отличать их друг от друга. Вторая - способность использовать эмоции для решения задач. Например, когда человеку грустно, он лучше справляется с аналитической работой, и, если знать об этом, можно использовать подавленное состояние себе во благо. Третья составляющая - понимание эмоций и механизма их возникновения. Если человек понимает, какие события вызывают у него гнев, а какие - тревогу, он лучше контролирует ситуацию. Четвёртая составляющая - управление эмоциями, способность их контролировать.

Изначально концепция ЭИ не была напрямую связана с бизнесом и экономикой, но владельцам крупных международных компаний она понравилась, и постепенно ЭИ вошёл в моду у бизнесменов. В 2009 году международная тренинговая компания Talent Smart опубликовала доклад, рассказывающий о финансовых успехах компаний, которые воспользовались концепцией ЭИ. Выяснилось, что в 2003 году L’Oréal отправил группу менеджеров по продажам на тренинг по использованию ЭИ и за следующий год каждый из этих менеджеров повысил прибыль компании примерно на $91 370. Международная консалтинговая компания Multinational Consulting Firm измерила ЭИ топ-менеджеров и пришла к выводу, что руководители с высоким ЭИ приносят больше прибыли, чем остальные.

Поучительная история бизнесмена Алёхина

Прежде чем войти в кабинет к Роману Алёхину, основателю и директору сети ортопедических салонов «Орто-доктор», подчинённые всегда спрашивали у секретаря, в каком настроении сегодня босс. Они знали: если Алёхин не в духе - будет кричать.

Сам Алёхин говорит, что всегда мечтал помогать людям, в 2001 году даже начинал работать в милиции. Ему там не понравилось, и в 2012 году он начал заниматься протезами - пришёл на управляющую должность в крупное государственное протезно-ортопедическое предприятие в Курске, которым руководил его отец.

Несмотря на альтруизм, Роман был очень вспыльчивым и агрессивным человеком. «Наверное, я перенял это от отца, - говорит Алёхин. - Он человек старой закалки, раньше на всех предприятиях, особенно государственных, было принято общаться с подчинёнными криком. А может, я просто по природе такой. Мне было всего 22, но я запросто повышал голос на людей намного старше меня, с большим опытом работы, даже когда по-настоящему серьёзных поводов для этого не было. Казалось, все пропускают это мимо ушей, потому что так принято. Но в итоге своим поведением я навредил сам себе. С моим приходом предприятие стало расти по экономическим показателям, я привлёк клиентов из-за рубежа. Но весь коллектив был настроен против меня. В итоге сотрудники написали анонимную жалобу в вышестоящую организацию и руководство отстранили».

После этой истории Алёхин решил начать собственный бизнес - в 2003 году он открыл первый магазин «Орто-доктор». Уже поработав в протезно-ортопедической отрасли, Роман познакомился с поставщиками и знал, кому из них интересно начать работу с Курской областью, так что в товар сначала почти не пришлось вкладывать денег.

Алёхин потратил только 30 000 рублей на мебель, а товар ему давали под реализацию поставщики, которые знали, что он в теме, и доверяли ему. Команду Роман решил набрать молодую и активную, «под себя». Но выяснилось, что новое поколение работников не готово терпеть эмоционального и вспыльчивого начальника. «Они не держатся за работу так, как держались пожилые работники на госпредприятиях, - рассуждает Алёхин. - Возьмёшь хорошего специалиста после института, а потом крикнешь на него - и он тут же уволится. Скажешь ему отработать две недели после написания заявления, а он будет халтурить или вообще возьмёт больничный. Никакая грубая сила не работает.

Была постоянная текучка кадров, а в таком бизнесе это сильно мешает. В протезно-ортопедических компаниях новым сотрудникам приходится по несколько месяцев учиться, чтобы начать разбираться в товаре, это же связано с медициной. Только через полгода они начинают работать на полную мощность. А у меня сотрудники часто уходили ещё на испытательном сроке. Бизнес был очень нестабильным - он шёл в гору, а потом после моей вспышки гнева уходила очередная волна сотрудников и происходило резкое падение, на 30–50%».

После приступов гнева у Романа случались периоды хандры. Если на работе что-то шло не так, он забрасывал все дела, мог часами сидеть и бездумно смотреть в монитор. Мог по три-четыре месяца играть в онлайн-игры не отрываясь и не глядя подписывать документы, которые ему приносили заместители. В такие моменты, при общем росте рынка, компания переставала развиваться, а несколько раз даже оказывалась на грани банкротства. «Я мог уйти в такую "депрессию" из-за кражи денег, увольнения сотрудников или даже просто низкой выручки, - говорит Роман. - Моё состояние только усугубляло ситуацию, сотрудники увольнялись ещё чаще, и я терял всё больше денег. При этом я не умел разделять работу и личную жизнь. Дома я ходил недовольный и злой из-за работы, на работе хандрил из-за того, что происходит дома».

В 2010 году Роман решил, что надо менять свой стиль работы и отношения с сотрудниками. Он прошёл несколько тренингов бизнес-консультанта Александра Фридмана и увлёкся концепцией центрирующих парадигм. По мысли Фридмана, качество работы сотрудников в первую очередь зависит от начальника и от того, насколько грамотно он умеет управлять коллективом. Каждый сотрудник мыслит в собственной парадигме и действует исходя из неё. Если он раз за разом ошибается, значит, проблема в этой самой парадигме и её надо поменять.

Если раньше Алёхин считал, что подчинённые - лодыри и идиоты, то теперь он стал пытаться задавать им больше вопросов, чтобы понять их проблемы и мотивацию. Постепенно они тоже все больше к нему прислушивались и он всё реже кричал на них. Но если вспышки гнева получалось как-то контролировать, то приступы хандры никогда не уходили. В 2013 году у Романа умер отец, он в очередной раз забросил дела и стал часы напролёт просиживать перед пустым монитором.

«Я верующий человек и через некоторое время после смерти отца пошёл на исповедь, - вспоминает Роман. - Со мной говорил молодой священник. Когда я перечислял грехи, он обратил моё внимание на уныние. Сказал, что этострашнее всего, потому что именно уныние влечёт за собой все проблемы и плохие поступки. Так что в первую очередь нужно справиться с унынием». После этого Алёхин начал внимательно следить за собой и своими эмоциями. Пережив трагедию, он стал спокойнее относиться к бизнесу, решив для себя, что по-настоящему страшные вещи - это смерть и болезнь близких, а с остальным можно справиться, особенно если сохранять спокойствие.

«Как только я чувствовал, что на меня накатывает тоска или гнев, я сразу отмечал это про себя и успокаивался, - говорит он. - Раньше эмоции накатывали, как волны, и я даже не замечал, как оказывался полностью ими захвачен и переставал себя контролировать. Теперь я анализировал всё, что происходит в моей голове. Где-то через полгода это вошло в привычку, стало происходить автоматически. Жена заметила, что я стал спокойнее, больше не прихожу с работы мрачный и не жалуюсь на жизнь. У меня исчезла привычка при любых проблемах сдаваться и уходить в компьютерные игры. Однажды хакеры украли у моей компании 1,5 млн рублей, но я сумел остаться невозмутимым, хотя раньше это привело бы к долгой апатии».

Олег Шашенков - адвокат, который с 2010 года ведёт дела компании Алёхина, - тоже считает, что эмоциональная уравновешенность хорошо сказалась на бизнесе. «Раньше Роман принимал много импульсивных решений и они противоречили друг другу, - вспоминает Шашенков. - Бывало такое, что он сначала не собирается участвовать в торгах, потом всё-таки решит участвовать, а потом обращается ко мне, чтобы оспорить решения по этим торгам. Он часто жаловался на свою импульсивность, но ничего не мог с этим поделать. Сейчас подобных историй стало куда меньше, да и выглядит он более радостным».

Роман считает, что его эмоциональная стабильность спасла жизнь его сыну. «В прошлом году мой новорождённый ребёнок тяжело заболел, и тут, в Курске, врачи сказали, что ничем не смогут помочь, а до Москвы мы его не довезём. У жены опустились руки, она ещё не пришла в себя после родов и была совершенно потеряна. Параллельно с этим всё было очень тяжело на работе: компания была в яме, 2 млн чистого убытка за месяц. Я даже думал продать бизнес, но не нашёл покупателя. Раньше я бы точно впал в депрессию и ушёл с головой в компьютерные игры. Но на этот раз попытался сохранить спокойствие и что-то предпринять. В итоге в соседнем регионе нашёлся нейрохирург, который сделал ребёнку операцию. А потом постепенно и компанию получилось вытащить из ямы».

Как развить эмоциональный интеллект

ЭИ есть у каждого человека, просто у кого-то он развит больше, а у кого-то - меньше. Это как словарный запас - можно всю жизнь изъясняться несколькими простыми фразами, как Эллочка-людоедка, а можно читать книги и учиться выражаться более литературным языком. Эллочка-людоедке никогда не быть писательницей или телеведущей, а человеку с плохо развитым ЭИ трудно стать хорошим лидером или наладить широкую сеть коммуникаций.

«Если хочешь развить ЭИ, начинать нужно с себя, точнее - с распознавания собственных эмоций», - объясняет Хлевная. Как правило, говоря о себе, мы используем всего несколько понятий: радость, злость, грусть. Так происходит из-за того, что в русской культуре вообще не принято много обсуждать эмоции. Но на самом деле у нас их куда больше трёх. Например, психолог Роберт Плутчик относил к базовым эмоциям интерес и считал, что именно благодаря ему происходит человеческое развитие.

«Если каждые несколько часов отмечать в еженедельнике свои эмоции на данный момент и записывать, чем эти эмоции вызваны, через пару недель, вернувшись к записям, можно узнать много нового о себе, - продолжает Хлевная. - И уже с этого момента с эмоциями можно начинать работать».

Хлевная в своей книге предлагает несколько упражнений на развитие ЭИ. Например, «Назойливая муха» - это упражнение помогает справляться с раздражением. Нужно сесть поудобнее, положить руки на колени, опустить плечи и голову. Дальше представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Вам нужно, не открывая глаз, согнать муху. Предполагается, что через пару минут мышцы лица расслабятся, а вместе с ненужным напряжением уйдёт и раздражение.

Ещё одно упражнение называется «Подмена», оно помогает сместить фокус с негативных эмоций. Для каждого события или явления, которое мы считаем негативным, нужно подобрать новое определение - нейтральное или положительное (для примера Хлевная предлагает вместо «гнилые зубы» использовать выражение «зубы цвета шоколада», а вместо «избалованный ребёнок» говорить «юный борец за независимость и свободу»).

Следующее упражнение - «Меняем перспективу». Людям свойственно переоценивать масштаб происходящих с ними неприятностей. Чтобы взять себя в руки, нужно представить, что вы смотрите на то, что вас огорчает, с высоты Останкинской телебашни. Ваш офис и непослушные подчинённые находятся далеко внизу, а вокруг офиса кипит жизнь и прохожие идут по своим делам. Можно подняться ещё выше и представить, что вы смотрите на свою жизнь с высоты самолёта, а потом - с расстояния земной орбиты. Вспомнив, что, помимо ваших проблем, в мире есть ещё много всего, можете возвращаться к делам. Если вы правильно выполнили упражнение, паника и лишняя суета должны исчезнуть.

Примерно так же можно управлять любой эмоцией - например, интересом. Человек может слишком сильно чем-то интересоваться, и тогда это может быть вредно для его психики. А иногда мы, наоборот, теряем ко всему интерес, и тогда это уже чревато депрессией. Если вы чувствуете, что испытываете всё меньше интереса к происходящему вокруг, полезно сменить обстановку, отправиться в путешествие.

Советы могут показаться очевидными, а упражнения - глупыми, но, когда вас в очередной раз захватит приступ гнева или апатия, задумайтесь: как вышло, что такая сильная эмоция подкралась и незаметно поработила ваш рассудок? Не каждый человек может заметить, что постепенно теряет интерес к окружающему миру или что давно уже зациклился на одной и той же эмоции. Именно поэтому нужно в первую очередь научиться прислушиваться к себе.

Фотография на обложке: UpperCult Images / Getty Images



Касса